Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации для студентов заочного отделения москва 2009 - реферат

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ЛОМОНОСОВА

Факультет журналистики

Кафедра социологии журналистики

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЖУРНАЛИСТИКИ

Методические рекомендации

для студентов заочного отделения

МОСКВА – 2009

Методические рекомендации подготовлены

с.н.с. О.В.Устимовой

Дорогие студенты заочного отделения!

Перед вами - методические рекомендации, которые помогут вам освоить курс «Введение в теорию журналистики». Учебный материал курса является базой для успешного овладения вами всех дисциплин учебного плана по специальности «Журналистика» - как собственно-журналистских, так и социально-экономических и культурно-гуманитарных. Начальные фундаментальные знания о законах журналистики и составляющих профессии призваны способствовать формированию вашей творческой личности и последующей реализации в этой сфере деятельности. Навыки теоретического типа мышления и системного подхода к явлениям жизни, вырабатываемые курсом «Введение в теорию журналистики», позволят вам успешно овладевать иными видами знаний и профессионально разбираться в том богатстве новой информации, которую ежедневно преподносит нам жизнь.

Дистантная (заочная) форма обучения вносит свою специфику в характер работы над курсом. В сентябре вы прослушиваете две установочные лекции, где вам «представляют» курс и дают разъяснения по работе с литературой и требованиям к письменной работе. До января вы самостоятельно изучаете материал, приезжая на зимнюю экзаменационную сессию полностью подготовленными. Если в процессе освоения знаний у вас возникают содержательные вопросы по курсу, то вы можете задать их по электронной почте преподавателю.

Общим при подготовке является учебник Е.П.Прохорова «Введение в теорию журналистики». М., 2007 (серия «классический университетский учебник»). Более ранние издания не содержат всего необходимого материала, хотя отдельные темы по ним могут быть рассмотрены. Кроме учебника вам необходимо ориентироваться в законодательстве о СМИ (источники указаны в списках литературы по темам) и знать Закон РФ о СМИ и Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Указанная в рекомендациях литература является дополнительной литературой, с которой, исходя из возможностей ваших ближайших библиотек, стоит ознакомиться в целях лучшего освоения учебного материала.

Вы понимаете, что овладение вопросами теории журналистики приносит свои плоды тогда, когда оно выходит на личность человека и далее - в практику профессии.

Каждая глава учебного пособия «Введение в теорию журналистики» разделена в представленных методических рекомендациях на несколько дискуссионных тем. В конце каждой из тем выделен курсивом вопрос, отвечая на который, вы накладываете полученные теоретические знания на себя, пропускаете их сквозь личность будущего профессионала.

После прочтения каждой главы учебного пособия вам рекомендуется закрепить пройденный материал, выполнив практическое задание. По каждой теме вам необходимо сделать подборку вырезок из печатных СМИ (общероссийских или вашего региона; электронные версии допускаются) согласно поставленной в задании проблеме. Каждая вырезка должна быть сопровождена вашим кратким комментарием (не забудьте указать тему курса, а также название газеты, статьи, ее автора и дату публикации). Все подборки должны быть соединены по темам и вложены в одну папку. Количество подборок по одной теме – не менее трех. Срок сдачи работы – день обзорной лекции (январь). Варианты досрочной сдачи работы оговариваются на установочной лекции в сентябре. Ваши работы обратно не возвращаются.

В январе, в период зимней экзаменационной сессии, вы прослушиваете сразу две обзорные лекции по курсу, где систематизируется материал курса. Здесь же говорится о порядке проведения зачета: основных вопросах и дополнительных тестовых методиках проверки знаний. На зачете оцениваются как устный ответ, так и итоги самостоятельной работы по подбору и комментированию материалов СМИ. Преподаватель надеется на вашу добросовестную и честную подготовку к ответу.

И еще один совет. Выйдя из аудитории после зачета, «стряхивая» с себя не только напряжение и усталость, но и некоторые знания, не забудьте оставить что-нибудь «на потом». Оцените себя с точки зрения достигнутого уровня профессионализма: что достигли за эти полгода, что развивать и обогащать, что перерабатывать, а от чего отказываться и избавляться.

УСПЕХОВ!!!

ЛИЧНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА КАК ОСНОВА ЖУРНАЛИСТИКИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Темы для обсуждения, контрольные вопросы

1. Формирование целостной, гармонически развитой личности журналиста - залог успешной деятельности СМИ в демократическом обществе. Структура личности журналиста-профессионала как совокупность взаимозависимых компонентов. Требования профессии к работнику СМИ и возможности индивидуально-своеобразного сочетания свойств личности журналиста. Роль профессиональных знаний в процессе становления журналистской личности. Широта и узкая направленность знаний журналиста: грани соприкосновения. Можете ли Вы описать, каким образом компоненты личности журналиста представлены в Вашем собственном внутреннем мире?

2. Профессиональные качества журналиста. Перспективы развития личностных свойств и возможностей. Уникальность профессиональных качеств. Интеллектуальное и образное мышление. Особенности эмоционально-психологического склада журналистской личности: тип личности, темперамент, характер. Гуманизм как внутренний стержень журналистской личности. Социально-демографическая структура журналистского сообщества. Каковы результаты наложения анализа Вашего собственного характера на общие профессиональные характеристики журналиста?

3. Журналист как творческая индивидуальность и член творческого коллектива. Коллектив или группа сотрудников? Уникальность или взаимозаменяемость? Место журналиста в коллективе. «Корпоративное мышление» и возможности для творчества. Журналистские объединения и основания их множественности. Возможности развития корпоративной солидарности в условиях политического плюрализма и рыночных отношений. Насколько важно, с Вашей точки зрения, такое качество журналиста как умение работать в коллективе? Каковы, по Вашему опыту и (или) наблюдениям, основы взаимоотношений журналиста и коллектива сотрудников редакции в практике СМИ?

4. Понятие профессии и особенности журналистской профессии. Виды специализаций в журналистике. Роль журналистской профессии в обществе и профессиональное самосовершенствование журналиста. Соотношение «личностного» и «технологического» в журналистике периода информационных технологий. Какие требования лично к Вам предъявляет журналистика новой информационной эры? Каковы способы наиболее адекватного вхождения в профессию?

Практическое задание

Составить «портрет современного журналиста», подобрав примеры обсуждения в прессе различных черт и качеств журналистов российских СМИ.

Литература

Аграновский В.А. Ради единого слова. М., 1978.

Азарх Л.Д. Ключи к эфиру. В 2-х книгах. Книга 2. Основы мастерства: Опыт, практические советы. М., 2007.

Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2007.

Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. М.,1984.

Журналисты ХХ века: Люди и судьбы. М., 2003.

Засорина Т., Федосова Н. Профессия: журналист. М., 1999.

Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г.,Ширяева А.А. Журналист. Российско-американские социологические исследования. М., 1998.

Качкаева А.Г. Телерадиоэфир: история и современность. М., 2008.

Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2000.

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 2000.

Ламберт Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе к журналистской профессии. М., 1998.

Маркелов К. Карьера журналиста. К вершинам профессии. М., 1999.

Огородников Ю.А. Нравственный выбор журналиста. М., 2001.

Петровская И.Е. Сто одна неделя с Ириной Петровской. М., 1998.

Социальный статус журналиста в России. М., 1995.

Третьяков В. Как стать знаменитым журналистов. М., 2004.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб., 1999.

Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. М., 1995.

Свитич Л.Г. Введение в специальность: Профессия: журналист. М., 2007.

Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналистское образование: Взгляд социолога. М., 1997.

Ученова В.В. Беседы о журналистике. М., 1985.

Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм, 1999.

Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей. М., 2008

Шостак М.И. Журналистика: профессионализм и этика. М., 2003.

ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ КУРСА

Темы для обсуждения, контрольные вопросы

1. Важность понимания предназначения изучаемого учебного материала для достижения «эффекта» процесса обучения - формирования личности журналиста-профессионала. Место журналистских дисциплин в системе университетского журналистского образования и задачи «пропедевтического» журналистского курса. Зачем нужны журналисту социально-экономические и гуманитарные знания?

2. Общие закономерности деятельности журналистики. Журналистика как функционирующая система («действующие силы», связи, взаимодействие). Факторы порождения оптимального текста в СМИ. В чем единство принципиальной схемы функционирования для разных исторических периодов и политических систем?

3. Научное знание как систематизированное знание об общих закономерностях. Наука о журналистике или теория журналистики? Три структурных составляющих науки о СМИ: теория, история, социология. Основные типы теоретических знаний и специфика теоретического знания о журналистике. Для чего нужны теоретические знания о журналистике журналисту-практику?

4. Понятие «журналистика» в широком спектре ее проявлений и определений, происхождение данного понятия. Синонимичные понятию «журналистика» варианты (средства массовой коммуникации, средства массового общения, средства массовой информации и пропаганды, mass media и др.), особенности значений. СМИ как наиболее предпочтительный термин по отношению к понятию «журналистика». А что журналистика означает лично для Вас?

5. Понятийный аппарат науки о журналистике. «Понятие» и «категория». Почему «массовая информация» является центральным понятием в структуре системы категорий. Основные цепочки категорий, определяющих закономерности массово-информационной деятельности. Насколько, с Вашей точки зрения, данная система категорий полно описывает журналистику как вид деятельности: можно ли что-то добавить, убрать или по иному провести связи между элементами ?

6. Что означает утверждение: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория»? Как интерпретировать это положение применительно к курсу? В чем разница между журналистикой как предметом изучения в учебных заведениях и иными формами журналистики, использующими информационные технологии?

Практическое задание

Подобрать и прокомментировать материалы на тему «Журналисты о журналистике»

Литература

Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.

Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики. М., 2008.

Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003.

Бродский И. Большая книга интервью. М., 2000.

Бусленко Н.И. Правовые основы журналистики. М., 2006.

Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2001.

Деннис Э.,Меррилл Дж. Беседы о масс-медиа.М., 1997.

Засурский Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества// Средства массовой информации России. М., 2005.

Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. М., 1999.

Коновалова О.В. Основы журналистики. М., 2005.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001.

Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на-Дону, 1999.

Основные понятия теории журналистики. М.,1993.

Правовые и этические нормы в журналистике. М., 2008.

Рэнди Рэддик, Элиот Кинг. Журналистика в стиле он-лайн. М., 1999.

Сиберт Ф.С.,Шрамм У.,Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.

Цвик В.Л. Введение в журналистику. М., 2000.

ЖУРНАЛИСТИКА КАК СФЕРА МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темы для обсуждения, контрольные вопросы

Роль журналистики в информационном обеспечении жизнедеятельности общества. Развитие форм информационного общения: история и современность. Отличия пражурналистских явлений от журналистики. «Ведомости» - первая газета в России. Техническое эволюционирование журналистики. Новые информационные технологии: проблема соотношения индивидуализации информации и необходимости интегрирующего подхода к явлениям современности. Какое культурно-историческое событие положило начало возникновению журналистики?

Множественность значений термина «информация» при его использовании в повседневной журналистской деятельности. Качественная специфика теоретического содержания понятия «информация». Информация потенциальная, принятая и реальная. Что Вы назовете «информацией» в номере газеты? Для чего важна строго научная характеристика понятия «информация?

Массово-информационная природа журналистики. «Информационный базис» личности как сочетание массовой, специальной и индивидуально-личностной информации. Признаки «массовой» информации. Какой оттенок значения «массовый» теряется, когда речь идет о «средствах массовой информации»?

Три этапа массово-информационного процесса. Семантика, синтактика, прагматика текста. Трансформация форм осознания действительности журналистом в структурные компоненты создаваемого текста. Характеристика структурных компонентов текста и варианты их организации в тексте. «Информационная насыщенность» и «информативность» – в чем принципиальная разница понятий? Проблема прагматической адекватности как центральная при анализе на «информативность». Три критерия информативности. Соотношение интересов и потребностей в журналистских произведениях. Понятие «информированность» и его значение для деятельности журналиста. При каких условиях ваше состояние сознания может быть оценено как «информированное»?

Взаимосвязь информации и управления. Сущность дезинформации. Опасность использования непроверенных сведений. Информационная борьба и информационная война. Информационная безопасность как обеспечение подлинной информированности аудитории и охрана ее от деструктивного информационного воздействия. Зачем нужно поддерживать «информационный порядок» в обществе?

Практическое задание

Проиллюстрировать на подборке газетных материалов: структурные компоненты текста (дескриптивные, валюативные, нормативные, прескриптивные). Отметить в найденных текстах варианты их организации с точки зрения набора (полный, редуцированный), интенсивности (сбалансированная, акцентированная) и порядка (композиции) расположения этих элементов в тексте. Учитывая аудиторную направленность выбранного издания, оцените информационную насыщенность текстов и их информативность.

Литература

Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994.

Березин Б.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003.

Гитис А.Х. Толковый словарь информационных терминов. М., 1995

Голицын Г.А. Петров В.М. Информация - поведение - творчество. М., 1991.

Доктрина информационной безопасности РФ//Российская газета, 2000, 28 сентября.

Зыков В.В. Основы информационной культуры. Тюмень, 1999.

Информационное общество: информационные войны, информационное управление, информационная безопасность. СПб., 1999.

Информация как социальный и экономический ресурс. М., 1997.

Кедровский О.В. Информация и власть// Информационные ресурсы России.1996.№2

Коган В.З. Теория информационного взаимодействия. Новосибирск, 1991.

Копыленко А.Л. Власть информации. Киев, 1991.

Коренной А.Л. Информация и коммуникация. Киев, 1986.

Костюк В.Н. Информационные процессы и постиндустриальном обществе// ОНС.1996.

Текст: структура и функционирование. Барнаул, 1994.

Уэбстер Фрэнк Теории информационного общества. М., 2004.

Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.

ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Темы для обсуждения, контрольные вопросы

1. Функции как сущностные характеристики СМИ. Социальное предназначение журналистики - адекватное информационное обеспечение жизнедеятельности общества. Понятие «функция». Функциональный подход к журналистике как виду деятельности: цель – средство – функционирование – результат. Целеполагающий характер журналистского труда. Какие цели Вы ставили перед собой, выбирая журналистику как профессию? Можно ли разделить их на сущностные и второстепенные?

2. Система функций журналистики. Различные подходы к классификации. Возможности и пути обобщения и систематизации подходов. Чем система функций отличается от набора функций? Система функций и связь с необходимостью «дублирования» всех процессов жизнедеятельности общества. В чем практическое значение знания функций журналистом?

3. Коммуникативные основы журналистской деятельности. Техническая роль или содержательное наполнение? Понятие коммуникации. Межличностные, специальные, массовые коммуникации. Коммуникация как основа выполнения функций. Доверие к изданию и его авторитет как условия успешного общения СМИ и аудитории. Каким образом СМИ могут налаживать контакт с аудиторией?

4. Идеологические функции. Идеология как система ориентаций в жизни общества различных его групп. Понятие «идеология» и его теоретическая нейтральность. Формы осознания действительности (дескриптивные, валюативные, нормативные и прескриптивные) в структуре идеологических представлений. Зависимость общечеловеческого характера идеологии от степени адекватности этих представлений реалиям жизни. Носители идеологии и идеологические различия. Идеологическая деятельность и массовое сознание. Структура массового сознания. Специфика взаимодействия с ним СМИ. Что такое общественное мнение и каковы его характеристики?

5. Непосредственно-организаторские функции и взаимодействие с социальными институтами. Формы и направления реализации непосредственно-организаторских функций. Характер «властных полномочий» журналистики и особенности управленческой роли журналистики в отношении социальных институтов. Какой характер носят рекомендации журналистов, высказанные ими в своих материалах о деятельности социальных институтов: обязательный или консультативный?

Культуроформирующие, рекламно-справочные и рекреативные функции. Культуроформирующая деятельность как часть идеологической деятельности. Журналистика в ряду институтов культуры. Понятие «культура» и всестороннее развитие человека. Подлинная культура как составляющая цивилизации. Значение культуроформирующих функций в ходе формирования новой, информационной цивилизации. Рекламно-справочные функции как продолжение культуроформирующих функций на бытовом уровне. Причины современного расширения рекламно-справочных функций в СМИ. Рекреативные функции и их роль в реализации других функций. Каковы Ваши функциональные предпочтения как журналиста-практика? Почему?

Функции журналистики как система и их «представленность» в разных СМИ. Взаимодействие функций журналистики. Функциональные особенности отдельных каналов, программ, изданий СМИ. Виды текстов с функциональной точки зрения: монофункциональный, полифункциональный, с доминирующей функцией. Какая функциональная организация текстов наиболее предпочтительна в журналистике и почему?

Практическое задание

Подобрать материалы с выраженной направленностью функций: идеологической, непосредственно-организаторской, культуроформирующей, рекреативной, рекламно-справочной. Охарактеризовать выбранные тексты по видам с функциональной точки зрения.

Литература

Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. Львов, 1986.

Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев, 1991.

Герасимов В.М. Общественное мнение в зеркале политической психологии. М., 1994.

Горелова В.Н. Обыденное сознание как философская проблема. Пермь, 1993.

Горшков М.К. Общественное мнение. М., 1988.

Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1968.

Дар или проклятие? Мозаика массовой культуры. М., 1994.

Иваницкий В.Л. Проблематика СМИ: информационная повестка дня. М., 2008.

Засурский Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества// Средства массовой информации России. М., 2005.

Иванов А.В. Мир сознания. Барнаул, 2000.

Историческое сознание: сущность, функции, формы //Вестн.Ставроп.ун-та.1996.вып.4.

Кириллов Н.П. Массовое сознание. В 2-х кн. Томск, 1995.

Кирьякова А.В. Теория ориентаций личности в мире ценностей. Оренбург, 1996.

Кузьмен О.В. Социология общественного мнения. Новосибирск, 1996.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. М., 1996.

Общественное мнение России по социально-политическим проблемам. М., 2000.

Прохоров Е.П. Журналист и массовое сознание. М., 2007.

Сознание и история. Барнаул, 1993.

Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания. СПб., 1996.

Судас Л.Г. Массовое сознание: в поисках новой парадигмы. М., 1996.

Туманов С.В. Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение. М., 2000.

Тюнюкова Е.В. Формируем общественное мнение. Новосибирск, 1999.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. Спб., 2003.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Спб., 1997.

Шереги Ф.Э. Историческое сознание россиян // Вестник РАН,1999,т.69,№ 4.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ЖУРНАЛИСТА

Темы для обсуждения, контрольные вопросы

1. Социальная позиция как методологическая основа выполнения функций. Факторы формирования социальной позиции. Виды социальных позиций по степени открытости, последовательности, характеру разработки и т.д. Формы проявления социальной позиции в ответ на возражения «несогласных». Поиск общего подхода на основе взаимных уступок – диалектичная современная форма проявления социальной позиции. Как Вы можете обосновать тезис о том, что без выработки социальной позиции журналистом невозможна реализация социального предназначения журналистики в обществе?

2. Социальная структура общества и проблем представительства в СМИ потребностей и интересов разных социальных групп. Общечеловеческие гуманистические ценности – основа решений общественных проблем современности. Личностное, групповое и общечеловеческое в социальной позиции: особенности согласования. Исторические факторы, способствующие формированию новой социальной позиции современного журналиста: глобальные проблемы, научно-технический прогресс, особенности развития социально-экономических систем. Историческая роль каждого слоя и отношение к «средним слоям». Означает ли выбор позиции на стороне одной группы «конфронтацию» с другими? Можно ли говорить в наше время о ведущей роли какой-то одной группы?

3. Система принципов журналисткой деятельности как выявление социальной позиции. Сущность и механизм формирования принципов: знание и метод. Принцип партийности как идейно-гносеологическая основа развертывания системы принципов. Различное наполнение содержания принципов (народность, патриотизм, объективность и др.) в зависимости от социальной позиции. Гуманистические критерии деятельности СМИ. Взаимодействие принципов. Как Вы понимаете «проверку на гуманизм» каждого материала в журналистской практике?

4. Принципы как база социально-политического анализа явлений жизни. Политическая культура журналиста в условиях плюрализма. Политические отношения - политическая идеология - политические организации - политическая деятельность. Журналистика как инструмент политики. Процесс политического анализа. Как по номеру газеты определить политическую линию издания?

5. Принципиальность как ясность и последовательность следования принятой позиции. Верность принципов и верность принципам. Формы принципиальности: недостаток принципиальности, отступления от принципов, догматическая принципиальность, беспринципность. Творческий характер истинной принципиальности. Можете ли Вы сказать, что динамика жизни накладывает отпечаток на характер и способы проявления принципов в вашей журналистской деятельности?

Практическое задание

Показать на материалах газеты, на чьей стороне журналист. Подобрать пример яркого проявления одного из принципов в связи с политической позицией в материале журналиста.

Литература

Абрамов В.Н. Многопартийность в постсоветской России. М., 1997.

Александрова О.В. Средний класс в современном обществе//Общество и экономика, 1996,№ 6.

Беляева Л.А. Средний класс: проблемы формирования и развития в России//Мир России, 1996, т.5,№2.

Василенко И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. М., 1999.

Волков Ю.Г. Homo humanus. Личность и гуманизм. М., 1995.

Гончаров Ю.В. Теория политического участия. М., 1997.

Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., 1997.

Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества//ОНС,1997,№ 2.

Каменец А.В. и др. Политическая культура России. М., 1997.

Кисловская Н.К. Предприниматели и основные политические партии России/МЭИМО, 1997,№ 3.

Конова И.П. Маргинальность. Социологический.анализ. М., 1996.

Кудинов А.Н. О диалектике общечеловеческих и классовых интересов//Человек и политика,1991,№ 12.

Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997.

Прохоров Е.П. Гуманистические ориентиры журналистики. Вестн.Моск.ун-та., Сер.10. Журналистика, 1998, №1.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная идентификация. М., 1996.

Современное общественное развитие: либеральное видение. М., 1999.

Трухин А.Н., Алексеев А.С. Проблема общечеловеческого в политике. Иркутск, 1991.

Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества в России. Сб.в 2-х кн., М., 1995.

Текущий исторический момент. Идеология и стратегия общественных движений. М., 1997.

Устимова О.В. Пресса о «новых русских» и «новых бедных» в составе средних слоев// Вестн. Моск. Ун-та, Сер.10 Журналистика, 1996, №1.

Цыганков А.П. Социально-классовые основания стабильных политических режимов//США. Экономика, политика, идеология,1992,№ 4.

Югай Г.А. Средний путь России. Конвергентное общество. М., 1998.

СВОБОДА ПЕЧАТИ И ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темы для обсуждения, контрольные вопросы

1. Решение журналистом проблемы свободы в различных ситуациях своей профессиональной деятельности. Историческая постановка проблемы свободы печати. Три стороны свободы журналистской деятельности: социально-творческая, экономическая, юридическая. Понятие «свобода» в ряду смежных (независимость, самостоятельность, своеволие, произвол и др.) в обыденном и журналистском словоупотреблении. Свобода как самостоятельность принятия решений, как возможность выбора направления и способов деятельности. Что Вы понимаете под «несвободой»?

2. Социально-творческие факторы свободы СМИ. Свобода и «необходимость». Ограничители свободы. «Познанная необходимость» и «снятая» (творчески реализованная) необходимость»: оттенки значений. Постижение законов действительности и их творческое использование – основа свободной деятельности. Творческий характер свободного решения. Зависимость степени свободы от знаний, позиции, способностей, мужества журналиста. Свобода культуры и культура свободы. Составляющие «культуры свободы». Ответственность журналиста за меру свободы своей деятельности. Любую ли социальную позицию можно назвать свободной?

3. Экономические условия свободы. СМИ в условиях рыночной экономики. Зависимость преодоления материальных и технических ограничителей свободы в журналистике от государственных органов, экономических структур, рекламы, спонсорства. Создание концернов – путь к экономической независимости изданий. Оборотная сторона концентрации: важность антимонопольной политики. Как можно определить наличие экономических проблем в номере газеты?

4. Юридическое «пространство» свободы журналистики. Три концепции юридической стороны свободы печати. Свобода журналистики в разных социальных системах. Система законодательства как регулятор меры свободы деятельности СМИ. Какие запреты следует считать нарушением свободы СМИ, а какие пресечением злоупотреблений свободой журналистской деятельности? Проблема цензуры. Знакомы ли вам судебные или иные разбирательства по поводу злоупотребления свободой СМИ?

5. Исторические типы журналистики. Формирование, развитие, современные проявления. Особенности СМИ в переходный период развития общества. Формирование единого мирового информационного пространства. Связано ли расширение условий свободы журналистской деятельности с ее абсолютизацией?

Практическое задание

Подобрать материалы (желательно дискуссионные и из различных изданий) о свободе журналистской деятельности и препятствиях для ее проявления. Сделать вырезки, иллюстрирующие проявление того или иного аспекта свободы или несвободы СМИ.

Литература

Конституция РФ.

Закон Российской Федерации о средствах массовой информации (по любому источнику).

Афанасьев О.В. Творчество: свобода и необходимость. М., 1995.

Баглай М.В. Дорога к свободе. Идея свободы в истории политической мысли. М., 1994.

Гребенщиков В.А. Истина и реальность свободы. Ч.1-4, М., 1994 –1995.

Давидович В.Е. Грани свободы. М., 1969.

Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2007. М., 2007.

Общественная экспертиза. Анатомия свободы слова. М., 2000.

Ореховский А.И. Свобода, ответственность, регуляция. Новосибирск, 1995.

Рихтер А.Г. Правовые основы свободы массовой информации// Средства массовой информации России. М., 2005.

Теплюк В.М. Социальная ответственность журналиста. М., 1984.

Тульчинский Г.Л. Российский потенциал свободы// Вопросы философии, 1997,№ 3.

ЖУРНАЛИСТИКА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Темы для обсуждения, контрольные вопросы

1. Институциональная организованность и деятельность СМИ. Что такое «социальный институт»? В чем специфика СМИ как социального института? Особенности журналистики в условиях современной демократии - партиципарной, делиберативной и диалоговой. Конституция РФ о суверенитете народа и реализации его власти в представительной и непосредственной формах демократии. Почему без журналистики немыслимо нормальное функционирование общества?

2. СМИ: осуществление непосредственной демократии как «четвертой власти». Сущность «власти», основные виды власти. Область и мера «властных полномочий» различных СМИ. Народная журналистика как двигатель демократического прогресса, «пространство» ее активности. Взаимоотношения государственных властей и «четвертой власти»: «недовласть», «сверхвласть» или «партнерство»? Можете ли Вы различить в материалах СМИ разные формы проявления СМИ-власти?

3. Сущность СМИ как социального института - информационное обеспечение демократии через достижение максимальной информированности граждан. Содействие максимальной гражданской активности граждан и реализации демократического принципа «один человек – один голос». Основные «правила» деятельности СМИ на пути достижения информационного порядка: плюрализм и толерантность. Социальный диалог в СМИ и его виды. Социальное партнерство как условие и результат достижения информационного порядка. Как можно показать на номере газеты наличие (или отсутствие) настроенности на социальное партнерство разных сил?

4. Социальные типы журналистики в демократическом обществе, связь с необходимостью представительства интересов всех социальных сил. Оптимизация трех социальных типов журналистики как условие соблюдение необходимого информационного порядка. Соотношение «частных» и «общих» интересов посредством функционирования трех типов демократической журналистики. Государственно-общественные СМИ и формирование сообщества «адекватных граждан». Необходимость создания организации типа Национального Совета по СМИ, его возможности в реализации информационного порядка. Каковы перспективы развития социальных типов СМИ?

5. Государственная политика в области СМИ - юридическое обеспечение информационного порядка. Совокупность действующего законодательства – основа государственной политики. Конституционно-юридическое положение СМИ. Регулируемые области отношений, связанные с деятельностью СМИ: «государство - СМИ», «учредитель - главный редактор - журналистский коллектив», «СМИ - источники информации», распространение информации, «СМИ – аудитория». Составляющие государственной политики в области СМИ Цензура в СМИ и ее виды. Самоцензура как состояние журналистского самосознания, ориентированного на установление демократического информационного порядка в обществе. Какой вид цензуры запрещен действующим законодательством?

6. Массово-информационная безопасность (МИБ) как сбалансированное состояние информированности всех участников информационного процесса. Условия создания системы МИБ в обществе. Источники и характер опасностей и угроз. Организационные структуры для поддержания МИБ и основные направления их деятельности. Доктрина информационной безопасности РФ. Как соотносится массово-информационная безопасность со свободой журналистской деятельности?

Практическое задание

Подобрать материалы на тему: «журналистика - четвертая власть». По материалам номера определить, к какому социальному типу относится то или иное СМИ в соответствии с проводимой информационной политикой и показать это на примерах..

Литература

Актуальные проблемы обеспечения культурно-информационной безопасности населения московского мегаполиса. М., 2008.

Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М., 1995.

Баринова В.И. Консенсус как одно из главных условий разрешения политических конфликтов//Соц.-полит.ж-л,1995, № 5.

Безопасность: город, люди, власть. М., 2002.

Бернацкий Г.Г. Культура политической дискуссии. М., 1991.

Бикметов Р.М. Открытое общество и свобода политических дискуссий. М., 1997.

Валитова Р.Р.Толерантность: порок или добродетель //Вест.Моск.ун-та,Филос.,1996, № 1.

Василик М.А., Косоев А.В. Политический плюрализм. СПб., 1992.

Гречко П.К. Различия: от терпимости к культуре толерантности. М., 2006.

Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М., 2001.

Засурский Я.Н. Журналистика и общество: балансируя между государством, бизнесом и общественной сферой// Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002.

Засурский Я.Н. Информационная безопасность: развитие доступа к информации// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1998. №2.

Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М., 1993.

Контроль гражданского общества за информационной открытостью власти: Теория и практика. М., 1998.

Левченко И.Е. Цензура как социокультурный феномен//Социс, 1996, № 8.

Миллер Э.Д. Шарлоттский проект. Как помочь гражданам взять демократию в свои руки. М., 1998.

Панарин А.С. Понимание и консенсус: от формационного монолога к цивилизованному диалогу//История как объект философского знания. М., 1991.

Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. М., 1996.

Политические коммуникации. М., 2004.

Проблемы государственной информационной политики. М., 1997.

Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2004.

Расторгуев С.П. Информационная война. М., 1998.

Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М.,1993.

Реснянская Л.Л. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. М., 2001.

Реснянская Л.Л. СМИ и политика. М., 2008.

Романов В.В. Идеология демократии. СПб, 1995.

Российские средства массовой информации, власть и капитал: К вопросу о концентрации и прозрачности СМИ в России. М., 1999.

Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002.

Формирование гражданского общества в современной России. М., 1996.

ЖУРНАЛИСТИКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Темы для обсуждения, контрольные вопросы

1. Проблема «информационного пространства» и его составляющих («информационных полей» разных СМИ и «информационной среды» конкретного слоя аудитории). Условия и факторы формирования единого информационного пространства региона, страны, мира. Оптимальная организация информационного пространства: возможности обеспечения информированности. В чем причины наличия на «информационном рынке» огромного множества СМИ?

2. Специфика коммуникационных возможностей разных каналов СМИ. «Достоинства» и «недостатки» различных каналов СМИ (прессы, радиовещания и телевидения, Интернета, медиа-телефонии). Общее, особенное и единичное у них при передаче массовой информации. Необходимость учета в творческой деятельности. СМИ и глобальная информационная сеть. Каковы перспективы развития каналов СМИ, связанные с техническим прогрессом?

3. Инфраструктура СМИ как совокупность обеспечивающих нормальное функционирование СМИ систем. Информационная инфраструктура (агентства, пресс-службы и др.) и ее динамическое развитие. Роль и характер деятельности других инфраструктур (технических, управленческих, учебно-научных и т.д.). Что в номере газеты является продуктом функционирования инфраструктур?

4. Структура системы СМИ. Формирование типологического облика СМИ на пересечении разных типообразующих факторов: социальных, исторических, творческих. Область жизни – социальная позиция – особенности аудитории – регион распространения – периодичность – творческое лицо. «Информационная ниша» издания или программы. Оцените собственный выбор газеты, программ ТВ и РВ.

5. Взаимодействие СМИ и его перспективы на современном информационном рынке. Макровзаимодействие между СМИ как поиск своей информационной «ниши» в информацинном пространстве (макросистеме) и его типы. Формы «дружеского» и «враждебного» взаимодействия. Диалогическое взаимодействие и соответствие объективной логике общественного развития. Микровзаимодействие как система отношений со СМИ, выбранными одной аудиторией (микросистеме) и его формы. Как Вы оцените собственный выбор газеты, программ ТВ и РВ? Как оценить ситуацию, когда конкретное СМИ «игнорирует» наличие других СМИ в микросистеме?

Практическое задание

Подобрать материалы, показывающие различные типы взаимодействия каналов СМИ.

Литература

Беляев С., Коробицын В. Радиостанции России: государственное и независимое вещание. М., 1995.

Борецкий Р. Телевидение на перепутье. М., 1998.

В поисках своего лица: общероссийская пресса на информационном рынке. М., 1998.

Волчинская Е., Терещенко Л., Якушев М. Интернет и гласность. М., 1999.

Взаимодействие СМИ, народа и институтов власти в процессе демократизации. Минск, 1991.

Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М., 2004.

Журнальная периодика России. М., 1996.

Качкаева А.Г. Цифровизация телерадиовещания: опыт перехода в России и мире. М., 2008.

Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М., 2005.

Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. Серия «Интернет-журналистика». М., 2005.

Машкова С.Г. Интернет-журналистика. М., 2006.

Муратов С.А. ТВ – эволюция нетерпимости. М., 2000.

Пресса региона. Томск, 1993.

Радиожурналистика. М., 2000.

Райков А.Н. Развитие России и единое информационное пространство // Вестник РФФИ, 1999, № 3.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

Региональная пресса России и структуры гражданского общества: Сотрудничество во имя развития. М., 1999.

Реснянская Л.Л. Общероссийские периодические издания. М., 1999.

Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М.,1999.

Средства массовой информации России. М., 2008.

Типология местной прессы Ростов-на-Дону, 1991.

Хелемендик В.М. Союз пера, микрофона и телекамеры. М., 1985.

Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. М., 2008.

Шкондин М.В. Типология периодической печати. М., 2008.

Шостак М.И. Еженедельник как тип издания. М., 1986.

ЖУРНАЛИСТИКА КАК ОБЛАСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темы для обсуждения, контрольные вопросы

1. Творчество как создание «нового» в любой из сфер человеческой деятельности. Репродуктивные и продуктивные формы деятельности. Специфика творческой деятельности в СМИ: сущность, разнообразие характера и «продуктов». Основные виды творческой деятельности: редакторская, авторская, организаторская. На основе Вашего опыта работы в журналистике можете ли охарактеризовать, чем отличаются и как связаны между собой три вида творческой деятельности?

2. Ядро творческой деятельности и объединяющий фактор работы редакции - информационная политика. Составляющие информационной политики: формирование направления, аудиторная ориентация, взаимодействие с другими СМИ. Пропагандистско-агитационно-организующий характер творческой деятельности по реализации информационной политики. Творческие формы реализации информационной политики: проблемно-тематические линии, постоянные рубрики, кампании, материалы обозревателей (колумнистов). Диапазон отношения к действительности (поддерживающее, критическое, полемическое и др.). Все ли составляющие информационной политики можно проследить по конкретному номеру газеты?

3. Типы творчества. Место научного, художественного, публицистического типов творчества в журналистике в целом и в определенном СМИ в частности. Публицистический тип творчества как центральный тип творчества в журналистике. Множественность трактовок понятия «публицистика». Сущность публицистического отражения действительности и его характерные черты. Публицистичность произведений разных типов творчества как постановка современных вопросов в связи с проблемами текущей действительности. Можно ли говорить о «публицистичности» как обязательном качестве любого журналистского материала?

4. Методологическая культура журналиста. Взаимодействие в ней общенаучной, специально-журналистской (теоретической и эмпирической) методологии и методов сбора и интерпретации полученных данных. Процесс творческой работы над замыслом, фактами, гипотезами, выводами. Содержание и форма произведения. Единство темы-проблемы-идеи в журналистском материале. Ступени творчества: технология - искусство - мастерство. В чем проявляется индивидуальность автора произведения?

Практическое задание

Подобрать вырезки, показывающие характер творческой деятельности по проведению информационной политики и творческие формы ее реализации.

Литература

Бобков А.К. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005.

Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994.

Вайнцванг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.

Горохов В.М. Слагаемые мастерства. М., 1982.

Жарков Е.С., Золотов А.Б. Как приблизить час открытий. Кишинев, 1990.

Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2007.

Лукина М.М. Технология интервью. М., 2008.

Мельник Г.С. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2008.

Методы журналистского творчества. М., 1982.

Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 1986.

Николко В.Н. Творчество как новационный процесс. Симферополь, 1990.

Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2005.

Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984.

Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. М., 2007.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2008.

Тертычный А.А. Социальное познание в журналистике. М., 2008.

Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976.

ДЕЙСТВЕННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ

Темы для обсуждения, контрольные вопросы

1. Возможные варианты воздействия СМИ на потребителя информации. Результативность как мера функционального целедостижения по критерию «информированность». «Формула» результативности. Проблема результативности как проблема прагматики журналистской деятельности: характер и результаты отношений с «потребителями» массовой информации. Связь между функциями и характером результативности. Виды результативности. Можете ли Вы сказать, что большинство Ваших материалов носило функциональный характер ? Как соотносятся объективно необходимые результаты, позиции СМИ и личные мотивы журналистов?

2. Действенность как результативность непосредственно-организаторских функций. Условия и пути повышения действенности произведений. Анализ ситуации и разработка рекомендаций. Реакция социальных институтов на выступления СМИ. Проблема юридической регламентации: достаточно ли «права на ответ»? Проблема гражданской и этической ответственности за ответ. Часто ли Вы встречаете в газете материалы, требующие принятия «мер»?

3. Эффективность как мера результативность взаимодействия с массовой аудиторией. Характеристики аудитории: «первичная» - «вторичная», «реальная – потенциальная – расчетная». Система необходимых знаний об аудитории и способы их использования для создания информативных текстов. Характер отношений с аудиторией: «хвостистский», «манипуляторский», «лобовой», «реалистический». Удовлетворение потребностей при учете интересов, запросов, мотивов. Творческие факторы эффективности. Учет требований оптимального восприятия и освоения информации. Каковы Ваши методы достижения популярности у аудитории?

Практическое задание

Провести анализ материалов «на эффективность»: какие цели были поставлены и как реализованы? Подобрать материалы, направленные на получение реакции со стороны социальных институтов.

Литература

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1991.

Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблема измерения. М., 1979.

Лубкович И.М. Местная печать: проблема повышения эффективности. Львов, 1989.

Мельник Г.С. Методы журналистики. М., 2006.

Прохоров Е.П. Эффективность деятельности СМИ. М., 2008.

Рощин С.К. Психология и журналистика. М., 1999.

Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 2001.

ДЕОНТОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темы для обсуждения, контрольные вопросы

1. Журналистская деонтология как система знаний о профессиональном долге. Внешняя и внутренняя ответственность: объективный характер и субъективное осознание. Принципиальное требование деонтологии – формирование прогрессивной социальной позиции гуманистической направленности в целях достижения социального согласия. Деонтологические принципы и их фиксация в нормативных документах. Деонтологическое сознание и основные сферы ответственности. Все ли в журналистской деятельности требует деонтологического анализа?

2. Гражданская ответственность журналиста и формирование «адекватного гражданина». Информированность аудитории с учетом «частных» и «общих» интересов. Убежденность в выборе своей социальной позиции и нормы взаимоотношений с представителями иных СМИ. Ответственность за максимальную реализацию творческого потенциала. Ответственность за свой уровень компетенции и результаты журналистской деятельности. На каких стадиях журналистской работы должна проявляться гражданская ответственность?

3. Правовая ответственность журналиста. Журналист как субъект права: правовое правосознание журналиста. Законодательная база функционирования журналистики. Уставные документы, регламентирующие деятельность редакции. Права и обязанности журналиста по Закону о СМИ. Правовая компетентность журналистов. Ответственность за злоупотребление свободой журналистской деятельности. Защита журналистов от неправомерных действий: закон и практика. Авторское право в журналистике. Какие примеры из журналистской практики, связанные с проблемами правовой ответственности, Вы можете привести?

4. Этическая ответственность журналиста. Профессиональная этика. Нормы отношений с аудиторией, авторами произведений, источниками информации, персонажами своих произведений, коллегами и др. лицами и институтами, с которыми журналист сталкивается в процессе выполнения своей деятельности. Этические кодексы. Контроль за их соблюдением. Как могут разрешаться этические конфликты в журналистской практике?

Практическое задание

Подобрать материалы, показывающие соблюдение (нарушение) журналистами этических норм.

Литература

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.

Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984.

Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г., ,Ширяева А.А. Журналист. Российско-американские социологические исследования. М., 1998.

Закон Российской Федерации о средствах массовой информации (по любому источнику).

Кодекс профессиональной этики российского журналиста (по любому источнику).

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 2008.

Ламбет Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе к журналистской профессии. М., 1998.

Маркелов К. Карьера журналиста. К вершинам профессии. М., 1999.

Оуэн Л. Приобретение и продажа авторских прав на литературное произведение. М., 1997.

Право и этика в работе журналистов. Екатеринбург, 1993.

Прохоров Е.П. Структура и проблемы деонтологии в России// Вестн.Моск.ун-та, Сер.10 Журналистика, 2002, №4.

Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М., 2002.

Татевосян В.П. Авторское право в вопросах и ответах. Самара, 1997.

Некоторые из указанных учебных пособий, а также электронные учебные материалы по журналистике можно найти в сети по следующим адресам:

http :// www . journ . msu . ru / downloads

http :// www . zhurfak . edu . by

http :// www . vbooks . ru

http :// windows . edu . ru

http :// portal . gersen . ru

http :// library . cjes . ru

http :// evartist . narod . ru

http://studedu.narod.ru