Главная              Рефераты - Разное

работа по дисциплине основы менеджмента на тему: «Управление рисками в организации» - реферат

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине основы менеджмента на тему:

«Управление рисками в организации»

Преподаватель: доцент Абашева Наталья Сергеевна

Работа выполнена: Борнякова Юлия Викторовна

Факультет: Менеджмент и маркетинг

Специальность: Менеджмент организации

Личное дело № 06ММБ02131

3 курс

Киров – 2008

Содержание

Введение ..........................................................................................................................3

Глава 1. Методические основы управления рисками

1.1. Риски в системе менеджмента, понятие, определение, значение……………..5

1.2. Классификация рисков…………………………………………………………...7

1.3. Процесс управления рисками…………………………………………………..12

Глава 2. Политика управления рисками в организации

2.1. Организационно-экономическая характеристика объектами исследования..21

2.2. Анализ факторов и причин возникновения рисков в организации………….26

2.3. Анализ действующей системы управления рисками…………………………29

Глава 3. Разработка и реализация программы по снижению рисков

3.1. Особенности принятия решений в условиях риска…………………………..32

3.2. Организационно-экономические мероприятия по снижению рисков………33

Выводы ……………………………………………………………………………….36

Литература ………………………………………………………………………….38

Приложение ………………………………………………………………………….39

Введение

Современный бизнес, как и любую человеческую деятельность, невозможно представить без риска. Предпринимательская деятельность определяется как самостоятельная, инициативная деятельность граждан и их организаций, направленная на удовлетворение потребностей покупателей, на получение прибыли на свой риск и под свою материальную ответственность. В США ежегодно создается 0,5 млн. новых фирм, из них 80% терпят банкротство в течение первого года жизни [17, стр. 6]. В связи с этим в последнее время все большее значение приобретает такая наука, как рискология.

Рискология – наука о комплексе мероприятий по выявлению, оценке, профилактике и минимизации предпринимаемых рисков. Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. В основе риска лежит вероятностная природа рыночной деятельности и неопределенность ситуации при ее осуществлении. Следует учитывать, что риск сопутствует всем процессам, идущим в компании, вне зависимости от того, являются ли они активными или пассивными.

Риск – это историческая и экономическая категория.

Как историческая категория, риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Она свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития. Развитие общества согласно культурно-исторической периодизации, разработанной Л. Мрганом и Ф. Энгельсом, прошло три эпохи: дикость, варварство, цивилизация, каждая из которых состоит из трех ступеней: низшей, средней, высшей.

Риск как историческая категория возник на низшей ступени цивилизации с появлением у человека чувства страха перед смертью. По мере развития цивилизации появляются товарно-денежные отношения, и риск становится экономической категорией.

Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Полностью предусмотреть появление неопределенности, которая в той или иной степени повлияет на дальнейшее развитие событий, практически невозможно, поэтому предприниматель должен уметь оценивать степень риска, а также им управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

В управлении риском можно выделить такие понятия, как «субъект риска» и «объект риска». Под субъектом следует понимать руководство компании, то есть конкретных лиц или коллектив, принимающих решение о выборе той или иной альтернативы, связанной с деятельностью компании. Соответственно, под объектом понимается ресурс, изменение которого возможно в случае возникновения рисковой ситуации.

При политической и экономической нестабильности степень риска значительно возрастает. В современных российских условиях проблема усиления непредсказуемости весьма актуальна, что подтверждается данными о росте убыточности предприятий промышленности. Причем она актуальна как для всех участников внешнеэкономической деятельности страны, так и для других государств, связанных с ней рыночными отношениями.

Глава 1. Методические основы управления рисками

1.1. Риски в системе менеджмента, понятие, определение, значение

Практика ведения дел в рыночных условиях вызывает у менеджеров острую необходимость квалифицированно оценивать риски в процессе управления ресурсами и эффективно снижать или компенсировать их негативные последствия.

Риск — это по сути оборотная сторона свободы предпринимательства. Предпринимательства без риска не бывает, и наибольшую прибыль, как правило, приносят операции с повышенным риском. Проблема заключается не в том, чтобы искать дело без риска, избегать его, а в том, чтобы предвидеть его и стремиться снизить до возможно более низкого уровня.

Прежде всего, определим исходное понятие «риск», имея в виду, что оно имеет несколько значений.

Термин «риск» используется здесь не в смысле опасности. Риск — это потенциально существующая вероятность потери ресурсов или неполучения доходов, связанная с конкретной альтернативой управленческого решения. Иначе говоря, риск есть вероятность того, что предприниматель или организация в результате неудачного решения понесет ущерб в виде дополнительных расходов или неполученных доходов.

Итак, риск — это вероятностная категория, и характеризовать и измерять его следует как вероятность возникновения определенного уровня потерь (табл. 1). Следовательно, оценка риска предполагает измерение возможного уровня потерь, с одной стороны, и вероятности их возникновения — с другой.

В абсолютном выражении для случая, когда ущерб поддается измерению, риск определяется значением возможных потерь в материально-вещественном или стоимостном выражении. В некоторых случаях риск может быть оценен в относительных единицах измерения (например, в процентах или частях).

В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к базе (доходу, прибыли, основным фондам и т.п.).

Таблица 1. Виды потерь и риски

Чтобы оценить вероятность тех или иных потерь, обусловленных развитием событий по непредвиденному варианту, следует прежде всего знать все виды потерь, связанных с предпринимательством, и уметь заранее исчислять их или измерять как вероятные прогнозные величины.

Б.Райзберг

Трудовые потери

Потери фондов времени, в том числе и рабочих, вызванные случайными, неопределенными обстоятельствами

Финансовые потери

Прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами: выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг и неполучением денег из предусмотренных источников

Особые виды потерь

Связанные с инфляцией, изменением валютного курса, изъятием средств (дополнительных средств в республиканский, местный бюджеты)

Потери времени

Замедление процесса предпринимательства по сравнению с плановым

Социальные потери

Ущерб здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу организации, имиджу участников

Нежизнеспособ-ность проекта

Уверенность в том, что предполагаемые доходы от проекта будут достаточными для покрытия всех видов затрат

Налоговый риск

Отсутствие полной гарантии на налоговую скидку из-за увеличения срока исполнения проекта

Риск недоплаты задолженностей

Временное снижение дохода из-за краткосрочного падения спроса на производимый продукт, либо снижение цены на него

Риск незаверш. строительства

Отсутствие полных гарантий на завершение строительного объекта

Определяющие потери и риски

Если в числе рассматриваемых потерь выделяется один вид, который либо по величине, либо по вероятности возникновения заведомо подавляет остальные, то при количественной оценке уровня риска в расчет можно принимать только этот вид потерь

Случайные и систематичес-кие виды потерь

Систематические виды потерь включаются и учитываются во всех видах расчетов проекта. Как неизбежные расходы и при определении риска прогнозируются потери только от случайных событий. Случайное развитие событий может привести к повышению или снижению затрат. При анализе риска следует учитывать только ту часть случайных факторов, которые вызывают потери

Риск неразрывно связан с менеджментом. Ни один менеджер не в состоянии устранить риск полностью, но путем выявления сферы повышенного риска, его количественного измерения, оценки допустимого уровня риска, регулярного проведения контроля руководитель способен владеть ситуацией и в определенной мере управлять риском. Искусство управления риском заключается в балансировании уровней риска и потенциальной выгоды. Менеджер сопоставляет положительные и отрицательные стороны возможных решений и оценивает их вероятные последствия, т.е. определяет, насколько приемлем и оправдан риск в сравнении с возможной выгодой.

1.2. Классификация рисков

Как выше отмечалось, все операции на рынке так или иначе связаны с риском, и участникам рынка всегда приходится брать на себя самые разнообразные риски: потери имущества, финансовых потерь, снижения доходов, упущенной выгоды. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать различные виды рисков. Это означает, что эффективность управления риском во многом зависит от его вида, что требует научно обоснованной классификации. Классификация рисков позволяет четко определить место каждого вида риска в их общей системе и использовать для управления им наиболее эффективные, соответствующие именно этому виду способы и приемы. Классификационная схема рисков представлена на рис. 1.

В зависимости от возможного экономического результата решения риски можно разделить на две группы: чистые и спекулятивные.

Чистые риски означают возможность получения отрицательного (ущерб, убыток) или нулевого результата. К этой категории рисков относятся природные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков — производственные и торговые.

Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как отрицательного, так и положительного (выигрыш, прибыль) результата. К ним относится другая часть коммерческих рисков — финансовые.

В зависимости от основной причины возникновения риски делятся на природные, экологические, политические, транспортные и коммерческие.

К природным рискам относится риск потерь в результате действий стихийных сил природы, например, экономический ущерб в результате землетрясения, наводнения, бури, эпидемии и т.п.

Экологический риск — вероятность потерь или дополнительных расходов, связанных с загрязнением окружающей среды.

Политический риск — риск имущественных (финансовых) потерь в связи с изменением политической системы, расстановки политических сил в обществе, политической нестабильностью. Политические риски связаны с социально-политической ситуацией в стране и деятельностью государства и не зависят от хозяйствующего субъекта. К ним относится вероятность потерь вследствие революции, массовых беспорядков, национализации предприятий, конфискации имущества, отказа нового правительства от обязательств предшествующих, запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа и т.п. К этой категории рисков можно также отнести риск законодательных изменений, т.е. существенного изменения нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность, например, налогового законодательства, законодательства о валютном регулировании и т.д.

Транспортный риск — это вероятность потерь, связанных с перевозками грузов различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, морским, воздушным и т.д.

Коммерческие риски представляют собой вероятность потерь в результате предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. В соответствии с основными видами предпринимательской деятельности эта группа рисков делится на производственные, торговые и финансовые риски.

а) Производственный риск — вероятность убытков или дополнительных издержек, связанных со сбоями или остановкой производственных процессов, нарушением технологии выполнения операций, низким качеством сырья или работы персонала и т.п.

б) Торговый риск — риск убытков или неполучения доходов из-за невыполнения одной из сторон своих обязательств по договору, например, в результате недоставки или несвоевременной поставки товара, задержки платежей и т.п.

в) Финансовые риски связаны с вероятностью потерь денежных средств. Они подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).

К рискам, связанным с покупательной способностью денег , относятся инфляционный и валютный риски.

Инфляционный риск — риск того, что полученные доходы в результате высокой инфляции обесцениваются быстрее, чем растут.

Валютный риск связан с существенными потерями, обусловленными изменениями курса иностранной валюты. Этот вид риска особенно важен и требует оценки при проведении экспортно-импортных операций и операций с валютными ценностями.

Группа инвестиционных рисков весьма обширна и включает в себя системный риск, селективный риск, риск ликвидности, кредитный риск, региональный риск, отраслевой риск, риск предприятия, инновационный риск.

Системный риск — это риск ухудшения конъюнктуры (падения) какого-либо рынка в целом. Он не связан с конкретным объектом инвестиций и представляет собой общий риск на все вложения на данном рынке (например, фондовом, валютном, недвижимости и т.д.), заключающийся в том, что инвестор не сможет их вернуть, не понеся существенных потерь. Анализ системного риска сводится к оценке того, стоит ли вообще иметь дело с данным видом активов, например акциями, и не лучше ли вложить средства в другие виды имущества, например недвижимость.

Селективный риск — это риск потерь или упущенной выгоды из-за неправильного выбора объекта инвестирования на определенном рынке, например, неправильного выбора ценной бумаги из имеющихся на фондовом рынке при формировании портфеля ценных бумаг.

Риск ликвидности — риск, связанный с возможностью потерь при реализации объекта инвестирования из-за изменения оценки его качества, например, какого-либо товара, недвижимости (земля, строение), ценной бумаги, драгоценных металлов и т.д.

Кредитный риск — риск того, что заемщик (должник) окажется не в состоянии выполнять свои обязательства, примером может служить отсрочка погашения кредита или замораживание выплат по облигациям.

Региональный риск связан с экономическим положением определенных регионов. Этот риск особенно свойствен моно-продуктовым регионам, например, районам угле- или нефтедобычи, кофе- или хлопкопроизводящим регионам, которые могут испытывать серьезные экономические трудности в результате падения цен на основной продукт данного региона или обострения конкуренции.

Региональные риски могут возникать также в связи с политическим и/или экономическим сепаратизмом отдельных регионов. Высокий уровень региональных рисков может быть вызван также общим депрессивным состоянием экономики ряда регионов (спад производства, высокий уровень безработицы).

Отраслевой риск связан со спецификой отдельных отраслей экономики, которая определяется двумя основными факторами: подверженностью циклическим колебаниям и стадией жизненного цикла отрасли. По этим признакам все отрасли можно разделить на подверженные циклическим колебаниям и менее подверженные циклическим колебаниям, а также на сокращающиеся (умирающие), стабильные (зрелые) и быстро растущие (молодые). Разумеется, риск предпринимательской деятельности и инвестиций в зрелые или молодые и менее подверженные циклическим колебаниям отрасли меньше.

Риск предприятия связан с конкретным предприятием как объектом инвестиций. Он во многом является производным от регионального и отраслевого рисков, но вместе с тем свой вклад вносят и тип поведения, стратегия конкретного предприятия, цели и уровень его менеджмента. Кроме того, риск предприятия включает в себя и риск мошенничества. Так, например, возможно создание ложных компаний с целью мошеннического привлечения средств инвесторов или акционерных обществ для спекулятивной игры на котировке ценных бумаг.

Инновационный риск — это риск потерь, связанных с тем, что нововведение (товар, услуга, новая технология), на разработку которого могут быть затрачены весьма значительные средства, не будет реализовано или не окупится.

Научно обоснованная классификация риска позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления риском. Каждому риску соответствует своя система приемов управления риском.

1.3. Процесс управления рисками

Как уже отмечалось выше, большинство экономических оценок и управленческих решений носит вероятностный, многовариантный характер (приложение 1). Поэтому ошибки и просчеты — вещь обычная, хотя и неприятная. Однако менеджер всегда должен стремиться учитывать возможный риск и предусматривать определенные меры для снижения его уровня и компенсации вероятных потерь. В этом, собственно, и заключается сущность управления риском (риск-менеджмента). Главная цель риск-менеджмента (особенно для условий современной России) — добиться, чтобы в самом худшем случае речь могла идти об отсутствии прибыли, но никак не о банкротстве организации. Международный опыт бизнеса свидетельствует, что причиной большинства банкротств служат грубые ошибки и просчеты в менеджменте. Поэтому предприниматели и менеджеры должны уделять особое внимание эффективному управлению риском.

Управление риском – многоступенчатый процесс, который имеет свою цель уменьшить или компенсировать ущерб для объекта при наступлении неблагоприятных событий. Рассмотрим основные этапы процесса управления риском, представленные на рис. 2.

Рис. 2 . Общая схема процесса управления риском [13, стр. 17]

1. Анализ риска – начальный этап, имеющий целью получение необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисков. Анализ состоит из выявления рисков и из их оценки. При выявлении рисков (качественная составляющая) определяются все риски, присущие исследуемой системе. Главное здесь – не пропустить важных обстоятельств и подробно описать все существенные риски. Данная стадия включает два основных этапа: сбор информации о структуре объекта и выявление опасностей или инцидентов.

Оценка – количественное описание выявленных рисков, в ходе которого определяются такие их характеристики, как вероятность и размер возможного ущерба. В это время формируется набор сценариев развития неблагоприятных ситуаций и для различных рисков могут быть построены функции распределения вероятности наступления ущерба в зависимости от его размера.

Для оценки степени приемлемости риска следует, прежде всего, выделить определенные зоны риска в зависимости от ожидаемой величины потерь. Общая схема зон риска представлена на рис. 3.

Рис. 3. Зоны риска [9, стр. 207]

Область, в которой потери не ожидаются, т.е. экономический результат хозяйственной деятельности положительный, называется безрисковой зоной.

Зона допустимого риска — область, в пределах которой величина вероятных потерь не превышает ожидаемой прибыли и, следовательно, коммерческая деятельность имеет экономическую целесообразность. Граница зоны допустимого риска соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли.

Зона критического риска — это область возможных потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли вплоть до величины полной расчетной выручки (суммы затрат и прибыли). Другими словами, здесь предприниматель рискует не только не получить никакого дохода, но и понести прямые убытки в размере всех произведенных затрат.

И, наконец, зона катастрофического риска — область вероятных потерь, которые превосходят критический уровень и могут достигать величины, равной собственному капиталу организации. Катастрофический риск способен привести организацию или предпринимателя к краху и банкротству. Кроме того, к категории катастрофического риска независимо от величины имущественного ущерба следует отнести риск, связанный с угрозой жизни или здоровью людей и возникновением экологических катастроф.

Наглядное представление об уровне риска дает графическое изображение зависимости вероятности потерь от их величины — кривая риска. Построение такой кривой базируется на гипотезе, что прибыль как случайная величина подчинена нормальному закону распределения (рис. 4), и предполагает следующие допущения:

1) наиболее вероятно получение прибыли, равной расчетной величине – Пр . Вероятность (Вр ) получения такой прибыли максимальна и значение П можно считать математическим ожиданием прибыли. Вероятность получения прибыли, большей или меньшей по сравнению с расчетной, монотонно убывает по мере роста отклонений;

2) потерями считается уменьшение прибыли (∆П ) в сравнении с расчетной величиной. Если реальная прибыль равна П, то ∆П = Пр - П .

Рис. 4. Кривая распределения вероятности получения прибыли [9, стр. 209]

Принятые допущения в определенной степени спорны и не всегда выполняются для всех видов рисков, но в целом достаточно верно отражают наиболее общие закономерности изменения коммерческого риска и дают возможность построить кривую распределения вероятностей потерь прибыли, которую и называют кривой риска (рис. 5).

Рис. 5. Кривая риска [9, стр. 210]

Главное в оценке риска — возможность построения кривой риска и определения зон и показателей допустимого, критического и катастрофического рисков, на основе которых можно установить вероятность возникновения рисков. В среднем для зоны допустимого риска вероятность возникновения такой ситуации возможна в 70 случаях из 100, для зоны критического риска могут возникнуть в 40 случаях из 100 и для зоны катастрофического риска – в 20 случаях из 100 [11, стр. 298]. Поэтому можно говорить о том, что любой проект имеет определенную степень риска.

При оценке рисков используют две группы факторов (приложение 2):

Объективные , не зависящие непосредственно от организации: инфляция, конкуренция, политические и экономические кризисы, экология, таможенные пошлины, режим наибольшего благоприятствия, наличие свободных экономических зон и т.п. – факторы повышающие риск;

Субъективные , характеризующие состояние организации: производственный потенциал, технический уровень, специализация, производительность, контакты и кооперативные связи, надежность контрактов и инвесторов и т.п. – факторы снижающие риск.

Анализ факторов осуществляется двумя группами задач:

Качественного анализа (установление потенциальной области риска, факторов риска, этапы работы и их взаимосвязи и т.п.);

Количественного анализа (определение размеров и степени рисков по операциям и проекту в целом).

Количественный анализ можно формализовать и подразделить на ряд методов (табл. 2): статистические, аналитические, метод экспертных оценок и метод аналогов.

Таблица 2. Методы оценки риска

Описание метода

Статистические методы

Вероятность возникновения потерь определяется на основе статистических данных предшествующего периода с установлением области (зоны) риска, достаточности инвестиций, коэффициента риска (отношение уставного или всего капитала фирмы к сумме её активов)

Аналитические методы

Вероятность возникновения потерь определяется на основе математических моделей. Такие методы используются для установления периодов окупаемости, внутренней формы доходности, чистого приведённого дохода, рентабельности, чувствительности модели, балансовой модели устойчивости финансового состояния и т.п.

Метод экспертных оценок

Отобранная группа экспертов (по специальности, квалификации) оценивает действия (проекты) предпринимателей по степени риска

Методы аналогов

Использование базы данных осуществлённых аналогичных проектов для переноса их результативности на разрабатываемый проект. Такой метод используют в том случае, если внутренняя и внешняя среды проекта и его аналогов имеют достаточную сходимость по основным параметрам

2. Затем наступает этап выбора метода воздействия на риск с целью минимизировать возможный ущерб в будущем. Как правило, каждый вид риска допускает два-три традиционных способа его уменьшения. Поэтому возникает проблема оценки сравнительной эффективности методов воздействия на риск для выбора наилучшего из них. Сравнение может происходить на основе различных критериев, в том числе экономических.

3. После выбора оптимальных способов воздействия на конкретные риски появляется возможность сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков предприятия (приложение 3). Это этап принятия решений , когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами.

4. Процесс непосредственного воздействия на риск осуществляется тремя основными способами: снижением, сохранением и передачей риска (рис. 6).

Рис. 6. Основные группы методов воздействия на риск [13, стр.19]

Снижение риска подразумевает уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятных событий. Чаще всего оно достигается при помощи осуществления предупредительных организационно-технических мероприятий, под которыми понимаются различные способы усиления безопасности зданий и сооружений, установка систем контроля и оповещения, противопожарных устройств, проведение обучения персонала способами поведения в экстремальных ситуациях и т.п.

Сохранения риска на существующем уровне не всегда означает отказ от любых действий, направленных на компенсацию ущерба, хотя такая возможность предусмотрена (см. рис. 6, блок «Без финансирования»). Предприятие может создать специальные фонды (фонд самострахования), из которых будет производиться компенсация убытков при наступлении неблагоприятных ситуаций. К мерам, осуществляемым при сохранении риска, могут быть также причислены получение кредитов и займов для компенсации убытков от восстановления производства, получение государственных дотаций и др.

Меры по передаче риска означают передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. К ним относятся страхование, которое подразумевает передачу риска страховой компании за определённую плату, а также различного рода финансовые гарантии, поручительства и т.д.

Передача риска может быть осуществлена путем внесения в текст документов (договоров, торговых контрактов и др.) специальных оговорок, уменьшающих собственную ответственность при наступлении непредвиденных событий или передающих риск контрагенту.

5. Заключительным этапом являются контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учётом новой информации. Контроль состоит в получении информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации. Он может выражаться в выявлении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска, передаче этих сведений страховой компании, наблюдении за эффективностью работы систем обеспечения безопасности и т.д. Раз в несколько лет должен происходить пересмотр данных об эффективности используемых мер по управлению рисками с учетом информации о произошедших за этот период убытках.

Возможности, открываемые процессом управления рисками организации, помогают руководству в достижении желаемых целевых показателей прибыльности и рентабельности, а также в предотвращении нерационального использования ресурсов. Процесс управления рисками способствует обеспечению эффективного процесса составления финансовой отчетности, а также соблюдению законодательных и нормативных актов, избежанию нанесения ущерба репутации организации и связанных с этим последствий. Таким образом, процесс управления рисками позволяет руководству достигать своих целей и при этом избегать просчетов и неожиданностей.

Глава 2. Политика управления рисками в организации

2.1. Организационно-экономическая характеристика объектами исследования

Проблему управления рисками я решила рассмотреть на деятельности фирмы, в которой я работаю уже 2 года. По организационно-правовой форме фирма относится к коммерческим организациям на праве собственности и является хозяйственным обществом. Полное наименование фирмы ООО «MBM-Киров».

Организация «MBM-Киров» является региональным торговым представительством в Кировской области группы компаний «MBM» (г. Москва) – один из крупнейших производителей рулонных наплавляемых кровельных материалов, строительных мастик, герметиков. А также в компании «МВМ» создано специальное подразделение, которое производит материалы строительной химии:

· полимерные покрытия пола,

· фасадные покрытия,

· материалы для антикоррозионной защиты металла,

· материалы для защиты минеральных поверхностей,

· полиуретановые клей для промышленности и т.д.

Полное наименование компании «MBM» - Modern building materials (в переводе с английского языка - современные строительные материалы). Компания образовалась в 1994 году, имеет два завода в г. Москва, г. Воронеж. Представительства компании открыты во многих крупных городах России: Санкт Петербург, Ростов-на-Дону, Тула, Екатеринбург, Ижевск, Новосибирск и др.

В Кировской области в г. Кирове представительство успешно работает с 2004 года. Фирма «MBM-Киров» зарегистрирована по адресу в городе Кирове: ул. Северо-Садовая, 16а, она арендует офисные и складские помещения здесь, на базе «Кировской коммерческой компании». Данное место расположения выбрано не случайно. Перечислим некоторые из преимуществ. Во-первых, это крупная база, где можно приобрести любые товары: строительные и отделочные материалы, товары бытовой химии, косметика, продукты, вино-водочные изделия и многое другое; а покупателю удобно брать всё в одном месте. Во-вторых, офис (выписка документов) и склад (отгрузка продукции) находятся на одной территории – покупателям удобно оформлять документы и отгружаться в одном месте, а не разъезжать по всему городу. В-третьих, удобный подъезд на базу, большая парковка, т.к. здесь преимущественно грузятся машины крупногабаритные (5, 10, 20-ти тонники).

Фирма «МВМ-Киров» на рынке строительных материалов появилась одна из первых и охватывает такие регионы как Кировская область и Республика Коми. Основным видом деятельности компании является продажа (сбыт) современных наплавляемых рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов, строительных мастик (битумные и полимерно-битумные), герметиков (бутил-каучуковые), производимых головной компанией в г. Москва. Продаваемый товар (кровля, мастики, герметики) является сезонным (весна-осень), т.к. зимой строительство почти не ведется, а если и ведётся, то в небольшом количестве. В основном зимой осуществляются отделочные работы, материалы по которым в ассортименте компании представлены преимущественно полимерными покрытиями пола.

Организационная структура управления фирмы «МВМ-Киров» является линейно-функциональной (рис. 7), основанная на сочетании преимуществ линейной и функциональной форм, где линейный руководитель отдает распоряжения и принимает решения при участии и помощи функциональных служб (штабов). Общее число работников организации составляет 12 человек. Структура сохраняет принцип единоначалия, где линейный руководитель устанавливает очередность в решении комплекса задач, определяя тем самым главную задачу на данном этапе, а также время и конкретных исполнителей. Это наиболее универсальная форма организации управления, которая до настоящего времени остается основной.

Рис. 7. Схема структуры управления ООО «МВМ-Киров»

В структуре фирмы директор (линейный руководитель) имеет в подчинении несколько функциональных служб (штабов):

· Главный бухгалтер непосредственно ведет бухгалтерский учет деятельности организации, связан с менеджерами по сбыту, которые осуществляют выписку первичных документов с их последующей передачей бухгалтеру.

· Юрист выполняет юридическую функцию, связан с начальником отдела продаж, в обязанности которого входит составление договоров на поставку товаров с последующей их корректировкой у юриста.

· Маркетолог ведет анализ рынка строительных материалов путем отслеживания деятельности конкурентов, запросом их прайс-листов и т.д., кроме того, он занимается продвижением фирмы, её продукции на рынке строительных материалов, то есть рекламной деятельностью фирмы: СМИ (газеты, журналы, TV, радио и т.п.), выставки, семинары, рассылка, акции, дизайн фирменного стиля, разработка рекламных модулей и т.д. Маркетолог предоставляет информацию о ценах на рынке начальнику отдела продаж, который занимается формированием конкурентоспособных прайс-листов, тем самым они связаны друг с другом.

Начальник отдела продаж находится под влиянием директора и имеет у себя в подчинении менеджеров:

· По снабжению , который занимается пополнением недостающих материалов на складе, выполняет функции логиста, то есть осуществляет наем транспорта по доставке товаров на склад; поиск поставщиков материалов.

· По сбыту , которые ведут поиск потенциальных клиентов, прием, обработку заявок на поставку стройматериалов, выписывают первичные документы, контролируют сделки.

Начальник отдела продаж ответственный за склад, имеет в подчинении кладовщика , который является материально-ответственным лицом, осуществляет приход, отгрузку материалов со склада с помощью грузчиков , разгружающих/загружающих машины с материалами.

Показатель без НДС

2005 г

2006 г

2007 г

1

Выручка от продажи товаров

9 014 743,76

11 542 890,68

14 612 490,00

2

Себестоимость проданных товаров

-6 934 418,28

-8 788 764,19

-10 952 105,74

3

Валовая прибыль

2 080 325,48

2 754 126,49

3 660 384,26

4

Расходы на продажу

-1 668 691,38

-1 953 398,96

-2 250 658,64

5

Прибыль /убыток от продаж

411 634,10

800 727,53

1 409 725,62

6

Прочие доходы

(штрафы по договорам)

3 046,15

0,00

0,00

7

Прочие расходы (услуги банка)

-5 673,00

-6 712,00

-8 033,00

8

Прибыль /убыток до налогообложения

409 007,25

794 015,53

1 401 692,62

9

Налог на прибыль, 24%

-98 161,74

-190 563,73

-336 406,23

10

Чистая прибыль /убыток

310 845,51

610 163,80

1 073 319,39

Маржа/наценка

0,23

0,24

0,25

Рентабельность (продаж)

0,05

0,07

0,10

Рентабельность (чистой прибыли)

0,03

0,05

0,07

Для более полного представления о деятельности фирмы рассмотрим бюджет фирмы за последние три года (ведомость прибылей и убытков), представленный в таблице 3. Все показатели берутся преимущественно без НДС – 18%, т.к. это косвенный налог, который в бухгалтерии не учитывается, но опирается на её результаты. В таблице приведены показатели и их величина за 2005-2007 года.

Таблица 3. Ведомость прибылей и убытков за три года

· Выручка от продажи товаров по действующим продажным ценам на отчетный период.

· Себестоимость проданных товаров по действующим закупочным ценам на отчетный период.

· Валовая прибыль рассчитана на основании двух предыдущих показателей (выручка – себестоимость).

· Расходы на продажу включают в себя затраты, связанные с реализацией товаров: заработную плату (оклад + дополнительные выплаты, премии, %), офисные и складские расходы (аренда + экспл. затраты, текущее содержание, плановый ремонт), транспортные затраты (ж/д, авто), амортизация (спецодежда, спецобувь, оборудование и оргтехника, мебель и предметы интерьера), потери от недостачи, уценки, брака товара, реклама (СМИ, наружная, полиграфия), маркетинговые мероприятия (статьи, выставки, семинары, рассылка, акции), канцтовары, командировочные и представительские расходы, обслуживание кассового аппарата, почтовые услуги, связь ГТС, интернет, праздничные мероприятия и т.д.

· Прибыль/убыток от продаж рассчитан на основании двух предыдущих показателей (валовая прибыль – расходы на продажу).

· Прочие доходы отражают штрафы по договорам.

· Прочие расходы, не связанные с реализацией товаров, отражают услуги банка.

· Прибыль/убыток до налогообложения рассчитан на основании трех предыдущих показателей (прибыль от продаж + прочие доходы – прочие расходы).

· Налог на прибыль начисляется непосредственно на полученную прибыль в размере 24%.

· Чистая прибыль рассчитывается путем вычитания налога на прибыль из прибыли до налогообложения.

Проанализировав все показатели можно говорить о том, что в целом фирма работает с прибылью, которая с каждым годом постепенно увеличивается. Маржа/наценка рассчитана путем деления валовой прибыли на выручку и примерно одинакова 23-25%. Показатели рентабельности тоже равновелико увеличиваются, что говорит о росте объемов продаж и увеличении прибыли. Рентабельность продаж рассчитана путем деления прибыли от продаж на выручку и колеблется 5-10%. Рентабельность чистой прибыли рассчитана путем деления чистой прибыли на выручку и колеблется 3-7%.

2.2. Анализ факторов и причин возникновения рисков в организации

Неопределенность достижения того или иного результата хозяйственной деятельности предприятия предопределена влиянием экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) факторов.

К экзогенным факторам неопределенности относятся:

· политическая нестабильность, социально-экономическая напряженность, национальные, межэтнические столкновения;

· региональные и отраслевые особенности развития;

· неустойчивость финансового рынка и национальной валюты, инфляция;

· потребность в инвестициях, потребительский спрос.

Эндогенные факторы неопределенности непосредственно зависят от деятельности предприятия и обусловлены невозможностью точного прогнозирования ее основных параметров. К ним относятся изменения:

· технологии и структуры основных производственных фондов, их функционального и экономического износа;

· емкости рынка сбыта, объемов производства, конкурентоспособности предприятия;

· постоянных и переменных издержек, рентабельности производства, доходности инвестированного и собственного капитала;

· источников финансирования деятельности предприятия, стоимости заемного, привлеченного и размещенного капитала.

Эндогенные факторы неопределенности на предприятии связаны с изменением переменных, определяющих уровень рентабельности и доходности капитала, и порождают ряд рисков в области финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Ни одна организация не застрахована от рисков. И внешние и внутренние факторы оказывают влияние на хозяйственную деятельность предприятия. Анализирую причины возникновения рисков на примере конкретной организации ООО «MBM-Киров» можно заметить следующие наиболее характерные для нее риски:

· На сегодняшний день в связи с финансовым кризисом в России идёт перераспределение денежных средств на рынке капитала (отток национального капитала). Банки стали меньше выдавать кредитов населению, организациям → снижаются объемы продаж → производители вынуждены снижать цены на продукцию → неполучение желаемого дохода, тем самым возникает финансовый риск.

· К коммерческим можно отнести риски, связанные с взаимоотношениями торговых партнеров в процессе сделки: неисполнение договорных обязательств контрагентом по сделке, невозврат кредита. В связи с финансовым кризисом строительные организации не могут рассчитаться с поставщиками стройматериалов в указанные сроки по договорам рассрочки платежа, которые в свою очередь уже бояться рисковать, отгружать товар без оплаты. Получается заколдованный круг: не предоставишь покупателю рассрочку платежа – можешь потерять клиента, но риск слишком велик, пугает страх невозврата денежных средств за отгруженный материал.

· С каждым годом конкуренция становится все более сильной, появляются новые производители битумных материалов, что ведёт к снижению объема продаж.

· Инновационный риск, связанный с нереализацией или неокупаемостью нововведения (товар/услуга/новая технология), на разработку которого тратятся значительные денежные суммы. Любой товар, появившись на рынке, прежде не знакомен покупателю, идет его раскрутка, затем, укрепившись на рынке, продажи этого товара встают на поток, в определенный момент наступает его избыток, а затем спад товара, таким образом, рано или поздно товар «уходит с рынка», его заменяют более новые, технологически усовершенствованные товары. В нашей компании происходит примерно это же. Изначально компания производила пергамин и рубероид, доходы населения постепенно растли – на смену прежним материалам пришли наплавляемые кровельные, в настоящий момент битумные материалы постепенно сменяются полимерными мембранами для кровли и гидроизоляции.

· Пометим, что фирма ООО «МВМ-Киров» не является производителем, осуществляет непосредственно сбыт продукции, выпускаемой головной компанией «МВМ». В связи с этим, есть место торговым рискам, примером могут служить несвоевременная поставка товара – клиент в следующий раз может обратиться уже не к нам, а к нашим конкурентам; задержки платежей.

· Что касается природных рисков, они не зависят от деятельности человека, поэтому их опасность испытывают все хозяйствующие субъекты.

· Транспортные риски непосредственно связаны с нашей компанией. Сюда отнесем риск потерь, связанных с автоперевозкой – простой автотранспорта, отклонение от графика доставки, порча товара при транспортировке. Риск возникает когда фирма ООО «МВМ-Киров» везет на склад в г.Киров товар, производимый головной компанией «МВМ» из г.Москва, когда фирма осуществляет доставку товара до покупателя.

Каждая организация без исключения имеет огромное количество рисков, пределу которых нет, не смотря на это, любая организация в состоянии справиться с ними, достаточно научиться ими управлять, осуществлять над ними контроль, не допускать их наступления. Рассмотрим, какие меры предпринимает компания ООО «МВМ-Киров» для предупреждения тех или иных рисков.

2.3. Анализ действующей системы управления рисками

Управление рисками сегодня представляет собой один из динамично развивающихся видов профессиональной деятельности в области менеджмента. В штате многих западных фирм есть особая должность — менеджер по риску (риск-менеджер), который занимается исключительно проблемами управления риском и координирует деятельность всех подразделений в плане регулирования риска и обеспечения компенсации возможных потерь и убытков. Риск-менеджер участвует наряду с соответствующими специалистами в принятии рискованных решений (например, выдача кредита или выбор объекта инвестирования) и разделяет с ними ответственность за их результаты.

Управление рисками включает следующие основные направления деятельности:

• распознавание, анализ и оценка степени риска;

• разработка и осуществление мер по предупреждению, минимизации и страхованию риска;

• кризисное управление (ликвидация последствий возникающих убытков и выработка механизмов выживания организации).

Для организации очень важно сформировать определенную стратегию управления риском, для чего необходимо дать конкретные ответы на следующие вопросы:

• какие именно виды рисков она обязана учитывать в своей деятельности;

• какие способы и инструменты позволяют управлять подобными рисками;

• какой объем риска организация может взять на себя (приемлемая сумма убытка, которая может быть погашена из собственных средств).

Однако только формулирования стратегии для управления риском недостаточно, нужно еще иметь механизм ее реализации — систему управления рисками, что в свою очередь предполагает:

• создание эффективной системы оценки и контроля принимаемых решении;

• выделение в организации специального подразделения (работника), которому будет поручено управление рисками;

• выделение средств и формирование специальных резервов для страхования рисков и покрытия убытков и потерь.

Практика подтверждает также целесообразность и необходимость разработки специальной инструкции по управлению рисками, в которой регламентировались бы действия отдельных работников и структурных подразделений организации, связанные с возможными рисками. Прежде всего это относится к банкам, кредитным, страховым организациям, инвестиционным институтам, а также финансовым и коммерческим подразделениям организаций других видов деятельности.

Что касается компании «МВМ» г. Москва, то здесь можно пометить следующее. В компании создано специальное подразделение – отдел управления риском, в деятельность которого входит обеспечение снижения всех видов риска. Здесь учтены три основных организационных аспекта создания структуры управления риском:

· деятельность ведущего риск-менеджера;

· деятельность подразделения управления риском;

· взаимосвязь подразделения с другими структурами организации.

Функции риск-менеджера на предприятии довольно обширны. В его ведении находятся вопросы обеспечения безопасности и контроля над риском, а так же контроля и обеспечения качества продукции. Он формирует организационную структуру управления риском на предприятии и разрабатывает основные положения и инструкции, связанные с его деятельностью.

Идеологическая задача риск-менеджера и его подразделения – разработка стратегии и принципов управления риском на предприятии, которые изложены во внутренних нормативных документах, основные из которых – Положение по управлению риском и Руководство по управлению риском.

Функции отдела по управлению риском заключаются в практической реализации выбранной стратегии предприятия, а именно: выявление риска, ведение регистрации происшедших инцидентов и их статистическая обработка, управление страховыми программами, реализация мероприятий по повышению уровня безопасности предприятия, реализация программ по повышению квалификации персонала.

В региональных представительствах компании «МВМ» такого подразделения (отдела) управления риском не предусмотрено, его функции реализуются через руководителя регионального представительства компании. Так в организации ООО «МВМ-Киров» директор управляет рисками и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления. Одна из его целей заключается в получении наи­большей прибыли при оптимальном, приемлемом для организации соотношении прибыли и риска. Руководитель вырабатывает стратегию (направление и способ использования средств для достижения поставленной цели) и тактику управ­ления (конкретные методы и приемы для достижения цели в конкретных условиях).

Перечислим некоторые организационно-экономические мероприятия фирмы по предупреждению рисков:

· вкладывание денежных средств в наиболее ликвидные товары;

· грамотное управление складскими запасами;

· отслеживание коньюктуры рынка, цен на товары, динамику потребления товаров, конкурентов, спрос и предложение на товары;

· исполнение договорных обязательств;

· грамотная логистика по перемещению товара;

· составление юридически грамотных договоров с контрагентами;

· система штрафных санкций по договорам предусматривает их пропорциональное изменение в случае изменения учетной ставки ЦБ;

· получение от контрагентов определенных гарантий;

· квалифицированный персонал;

· управление дебиторской задолженностью (все менеджеры ведут отчетность по своим контрагентам) и т.д.

Грамотное управление рисками позволяет руководству организации эффективно действовать в условиях неопределенности и связанных с ней рисков, успешно решать возникающие проблемы и использовать возможности, увеличивая потенциал организации.

Глава 3. Разработка и реализация программы по снижению рисков

3.1. Особенности принятия решений в условиях риска

Особую роль в решении рисковых задач играют многовариантность их решения, интуиция менеджера, инсайт.

Интуиция – творческий процесс, внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть риска, а это возможно только при высокой квалификации менеджера во взаимосвязи с его чувственным, логическим познанием, практической деятельностью.

Инсайт – кратковременный характер постижения проблемы, требующей фиксации предполагаемых решений.

В случаях, когда риск рассчитать невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью эвристики , которая представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины. Иными словами, это способы решения особо сложных задач. Риск-менеджмент имеет свою систему эвристических правил и приемов для принятия решения в условиях риска:

→ Нельзя рисковать больше, чем позволяет собственный капитал

→ Нельзя рисковать многим ради малого

→ Положительное решение следует принимать при отсутствии сомнения

→ В случае сомнения – принимать отрицательное решение

→ Всегда надо думать о последствиях риска

→ Помнить, что всегда есть множество решений

При принятии стратегии и частных решений по ней следует взять за правило: вначале определить максимально возможный объем убытка по риску; сопоставить его с вкладываемым капиталом; сопоставить его с собственными финансовыми ресурсами и выяснить, приведут ли действия к банкротству, и только потом принимать окончательное решение.

Следует руководствоваться следующим принципам риска по сделке:

· следует стремиться к максимуму выигрыша;

· обязательно определять оптимальную вероятность результата;

· находить колеблемость результата;

· обосновать сочетание выигрыша и риска;

· достигать максимуму выигрыша при минимуме риска.

3.2. Организационно-экономические мероприятия по снижению рисков

Риски могут быть снижены различными способами. В качестве примера, иллюстрирующего многообразие подходов к одной и той же проблеме, рассмотрим ситуацию с управлением рисками крупной промышленной установки, например линия по производству наплавляемых кровельных материалов.

Основным опасным событием является авария установки, которая может сопровождаться пожаром, взрывом, повреждением узлов и агрегатов, человеческими жертвами и т.д. Безусловно, в первую очередь должны быть проведены предупредительные мероприятия по снижению риска, а также мероприятия по снижению масштабов возможного ущерба (рис. 6). Определяются критические с точки зрения надежности узлы и механизмы, пожаро- и взрывоопасные материалы, и принимаются меры по повышению безопасности установки. Также устанавливаются различные системы контроля за развитием опасных процессов, датчики задымления, температуры, системы оповещения, противопожарные устройства. Разрабатывается план мероприятий по эвакуации персонала в случае аварии, проводится обучение работников правилам поведения в таких ситуациях.

Ситуация с управлением риском на первом этапе упрощается в связи с тем, что существуют технические нормативы по безопасности различных машин и устройств, соблюдение которых обязательно для промышленных предприятий. Поэтому относительно несложно определить перечень мероприятий по снижению риска, которые необходимо осуществить в первую очередь.

Однако затем неизбежно встает вопрос о способах дальнейшего понижения уровня риска. И в этом случае проведение дополнительных предупредительных мероприятий уже не кажется очевидным, поскольку все они связаны с определенными затратами. Снижение риска требует внедрения безопасных технологий и материалов, обновления технического парка, улучшения систем контроля и предупреждения, страхование — уплаты страховой премии, самострахование — отчислений в резервный фонд.

Система механизмов нейтрализации рисков предусматривает использование следующих основных методов . Их можно разделить на два основных направления, различающихся как целями, так и применяемыми инструментами воздействия: 1) методы предупреждения и ограничения риска и 2) методы возмещения потерь.

К первому направлению , преследующему цель снизить уровень риска, можно отнести следующие методы:

· избежание риска путем отказа от осуществления финансовых операций, уровень риска по которым чрезмерно высок, от использования в больших объемах заемного капитала, от чрезмерного использования оборотных активов в низко ликвидных формах, от использования временно свободных денежных активов в краткосрочных финансовых вложениях;

· тщательная предварительная экспертиза вариантов принимаемого решения и оценка соответствующих уровней риска;

· лимитирование концентрации риска — установление предельных сумм издержек, связанных с определенным решением;

· использование различного рода гарантий для обеспечения выполнения обязательств должника;

· диверсификация рисков , например, инвестирование капитала организации в различные виды деятельности, ценные бумаги; дублирование поставщиков; при транспортировке ценного груза разделение партий; сбыт товаров и услуг на нескольких рыночных сегментах; хранение ценностей в разных местах и т.д.

· ориентация на среднюю норму прибыли (доходность), так как погоня за более высокой прибылью резко увеличивает риск;

· применение эффективных систем контроля , позволяющих своевременно выявлять и предотвращать возможные потери;

· распределение рисков между участниками; принцип распределения заключается в том, чтобы передать максимальную ответственность за риск тому участнику, который лучше всех может его контролировать.

Ко второму направлению , имеющему цель компенсировать причиненный организации ущерб, следует отнести такие методы как:

· обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счет предусматриваемой системы штрафных санкций;

· хеджирование - это страхование от неблагоприятного изменения ситуации на рынке, основной задачей которого является трансформация риска из непредсказуемых форм в четко определенные;

· создание специальных страховых или резервных фондов;

· страхование рисков в страховых организациях, предполагает заключение договоров страхования различных коммерческих рисков, имущества, гражданской ответственности и т.п.

На практике наиболее эффективный вариант возможен только при комплексном использовании различных методов снижения рисков. Отсюда следует, что не надо избегать подобных ситуаций, а уметь правильно давать оценку и управлять ими. Руководитель, обладающий теоретическими основами рискологии и умеющий своевременно пойти на риск, может не только минимизировать расходы, но и зачастую предотвратить нежелательные последствия. Успех в бизнесе зависит не только от выбранной стратегии действий, но и от учета возникновения непредвиденных ситуаций.

Выводы

1. Предпринимательская деятельность и управление ею всегда связаны с определенным риском. Под риском понимается вероятность потерь, связанная с конкретной альтернативой решения. Задача менеджеров заключается не в том, чтобы избегать риска, а в том, чтобы управлять им. Поэтому любая коммерческая операция требует тщательного анализа и оценки риска.

2. В практике менеджмента руководителям приходится иметь дело с различными видами рисков, основные из них: политический, системный, селективный, отраслевой, региональный, риск предприятия, ликвидности, контрагента, законодательный риск, инновационный и ряд других.

3. Управление рисками — сравнительно новая и динамично развивающаяся сфера профессиональной деятельности современного менеджмента. В коммерческих организациях создаются специальные должности риск-менеджеров, которые участвуют в анализе, обосновании и принятии рискованных решений. Создание системы управления риском в организации предполагает:

• создание эффективной системы оценки и контроля принимаемых решений;

• выделение специального подразделения или работника, занимающегося управлением рисками;

• выделение средств и формирование специальных резервов для страхования рисков и покрытия возможных потерь.

4. Методы управления риском можно разделить на две группы, в одну из которых входят методы предупреждения и ограничения риска (экспертиза решений и оценка уровня риска, лимитирование риска, использование гарантий и залога, диверсификация риска и т.д.), а в другую — методы компенсации возможных потерь (резервирование средств, страхование рисков и т.д.). Только комплексное применение различных методов снижения рисков является наиболее эффективным.

Управление рисками как научная и профессиональная специализация — весьма сложная область менеджмента, так как находится на стыке различных отраслей знаний и требует навыков использования методов математического моделирования, прогнозирования, применения элементов стратегического, финансового и инвестиционного менеджмента, знания специфики страховой деятельности и биржевой торговли. Современный бизнес все больше нуждается в использовании специфических биржевых инструментов управления рисками — срочных контрактов: форвардных, фьючерсных, опционных, используемых как для страхования, так и для извлечения прибыли. Большинство банков и финансовых организаций сегодня активно пользуются этими инструментами, но менеджерам торговых и особенно промышленных компаний только предстоит освоить и активно применять методы риск-менеджмента.

Литература

1. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1996.

2. Большаков А. С. Менеджмент. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
3. Вершигора Е. Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2003.
4. Глухов В.В. Основы менеджмента. – СПб.: Специальная литература, 1995.

5. Грабовый П., Петрова С.П. и др. Риски в современном бизнесе. – М.: Аланс, 1994.

6. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

7. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. – Минск: «Новое знание», 2000.
8. Мексон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992.

9. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003.

10. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М.: ИНФРА-М, 1997.

11. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов / Б.В. Прыкин, Л.В. Прыкина, Н.Д. Эриашвили, З.А. Усман; Под. ред. проф. Б.В. Прыкина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

12. Прыкин Б.В., Иш В.Г., Штршиков Б.Ф. Основы управления (производственно-строительные системы). – М.: Стройиздат, 1991.

13. Хохлов Н.В. Управление риском: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

14. Цай Т.Н., Грабовый П.Г. Марашда Басам Сайел. Конкуренция и управление рисками на предприятиях в условиях рынка. – М.: 1997.

15. Чалый-Прилуцкий В.А. Рынок и риск. – М., 1994.

16. Чернов В.А. Анализ коммерческого риска. – М., 1998.

17. Финансовая газета «ЭКСПО» № 4 (110) июль-август 2007 года.

Приложение 1. Оценка риска организации [11, стр. 295]


Риск предпринимателя количественно характеризуется субъективной оценкой вероятности возникновения максимального или минимального дохода (убытков) от принятия действий. Чем больше диапазон между максимумом и минимумом результата при равной вероятности их получения, тем выше степень риска. Неопределённость условий рынка ставит предпринимателя перед выбором по принципу «повезет – не повезет». Предприниматель в процессе своих действий должен предвидеть риск и противодействовать потерям.

Приложение 2. Оценка риска по показателям [11. стр. 296]

Приложение 3. Стратегия управления рисками [11, стр. 313]