Главная              Рефераты - Разное

по дисциплине: Политология на тему: Роль политики в современном обществе - реферат

Министерство образования Российской Федерации

Майкопский Государственный Технологический Университет

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Политология

на тему: Роль политики в современном обществе

Майкоп 2006г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Понятие и сущность политики 5

Политические отношения 8

Политика и лидерство 10

Заключение 18

Литература 19

ВВЕДЕНИЕ

Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому об­ществу изначально. Первобытное (догосударственное) общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политических учреждений и организаций, не было и политики. Не­политическими в догосударственном обществе были власть, а также такие социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и другие. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникно­вение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхож­дением обязана государству. Да и в буквальном переводе с греческого, политика означает «то, что относится к государству».

Аристотель в своем трактате о политике определил ее как искусство управления го­сударством, под которым в то время понималось государство – город (полис).

Демокрит и другие мыслители считали, что политика не просто искусство, а наи­высшее из всех искусств. Занятие политикой, полагали они, - дело высокоодаренных, мудрых, справедливых и честных людей. Мудрая политика – залог процветания государ­ства, благосостояния общества и личности.

Современные ученые характеризуют политику как искусство компромиссов, обра­щая внимание на ее гибкость; как гармонию желаемого и объективно достижимого, делая акцент на ее эффективности и динамизме. Правда, в последнее время в публичных выступлениях и печати употребляются и такие характеристики: «политика – грязное дело», «политика безнравственна». Политика по определению не может быть грязным и безнравственным делом. Таковы бывают подчас цели и мотивы людей, которые путем популизма, обмана, хитрости получают доступ к активной политической деятельности, превращая тем самым политику в политиканство.

По мере исторического развития общества, совершенствования демократии полити­ческое пространство неуклонно расширяется. В наше время все взрослые граждане любой демократической страны являются субъектами политики, политических отноше­ний. Они в качестве избирателей (электората) выражают свою волю на выборах, форми­руют институты власти, путем участия в референдумах принимают важнейшие полити­ческие решения, реализуют принадлежащие им политические права и свободы.

В данном реферате поставлена цель — проанализировать политику и ее роль в со­временном обществе как важнейшую его составную часть, изучить ее понятие и сущ­ность, определить ее место в различных аспектах жизни общества.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ

Политика – сложное многомерное, многоаспектное и очень емкое понятие.

По сферам общественной жизни она подразделяется на: экономическую, социаль­ную, научную, национальную, экологическую, военную и т.д.; по направленности – на внутреннюю и внешнюю; по приоритетности – на нейтральную, открытых дверей, национального примирения, компромиссов; по содержанию и характеру – на прогрессив­ную и реакционную, на научно-обоснованную и волюнтаристскую и т.д.

Политика имеет много свойств, проявлений и форм выра­жения. Богат и многообра­зен ее субъектный состав. Она измен­чива, подвижна, динамична и вездесуща. Поэтому вы­работать ее научное определение довольно сложно. В самом общем виде по­литика есть че­ловеческая деятельность, выражающаяся во вза­имодействии между социальными общно­стями, классами, на­циями, народами, партиями, государствами, гражданами и их объедине­ниями по поводу политической власти, для улучше­ния условий жизни людей, обеспечения общественного и ми­рового порядка.

В приведенном определении синтезированы наиболее важные признаки и аспекты по­литики.

1. Политика выражается, материализуется в деятельности политических субъектов с целью вызвать те или иные политичес­кие результаты, последствия. Так, внутренняя и внешняя политика государства находит выражение в основных направлениях его дея­тельности. Разработка и реализация стратегического политического курса страны немыс­лима без активной деятельности политических партий, функционирования исполнитель­ных органов государства и др. В политической деятельности участвует множество субъектов, она характеризуется системностью и многообрази­ем форм. Осуществляется она как на теоретическом, так и на прак­тическом уровне. Исключительное значение имеет вопрос эффек­тивности политической деятельности.

2.На политической арене действуют политические субъекты с самыми различными интересами и целями. Они с объективной необходимостью взаимодействуют во имя достижения главных политических целей. Это взаимодействие может строиться на прин­ципах координации, субординации деятельности, политического согласия и противоборства. Мудрая политика предполагает тот факт, что в реальном взаимодействии политические субъекты взаимоусиливают, взаимодополняют, а не взаимоуничтожают друг друга.

3.Самая глубинная, сущностная черта политики как общественного явления — ее прямая или косвенная связь с политической властью. Только эта сущностная черта позволяет отделить политику от других общественных феноменов. Политическую власть можно сравнить с силовым (магнитным) полем, вокруг которого вращаются и взаимодействуют многочисленные политические субъекты.

4. Нет и быть не может бесцельной политики. Она затрагивает интересы миллионов людей, а потому является многоцелевой. Одна из главных и долгосрочных целей социальной политики — создание необходимых условий для улучшения жизни человека.
Такая политика всегда имеет поддержку в народе. Напротив, по­литика, ведущая к обнищанию большинства населения страны, нарушающая принцип социальной справедливости, неизменно вы­зывает недовольство. Примером тому служит внушительная все­российская акция протеста, состоявшаяся 27 марта 1997 г., где демонстранты и митингующие гневно выступали против разрушительных по­следствий российских реформ, растущего обнищания народа и т. д. Другая важнейшая и постоянная цель политики, прежде всего государственной, — обеспечение в стране и мире надлежащего порядка, безопасности и спокойствия.

Политическая сфера тесно переплетается с другими сферами — экономической, со­циальной, культурной, правовой, религи­озной, а потому политика становится закономерно возрастающим мировым, общепланетарным фактором. В реальной действитель­ности она органически вплетена в ткань социума. Никто не может избежать политического воздействия, политические страсти |и волны докатываются до самых отдаленных уголков страны и мира.

Степень политизации общества зависит от многих обстоя­тельств, но с наибольшей скоростью она вырастает в переходные исторические периоды, когда кардинально трансформируются ос­новы общественного устройства, мировоззрение людей, их ценнос­тные ориентации. Как раз в такой ситуации находится сегодня Россия. Все ее политические субъекты демонстрируют невидан­ную ранее активность, стремятся лично участвовать в решении своей судьбы и судьбы страны.

В демократических странах политика находит концентриро­ванное выражение в разработке и проведении в жизнь стратеги­ческого политического курса развития страны на определенную перспективу.

Разработкой вариантов стратегического политического курса в форме предвыборных программ занимаются партии, политичес­кие лидеры. В ходе предвыборной кампании эти программы разъяс­няются через средства массовой информации. Избиратели, голо­суя за ту или иную партию (блок партий), делают свой выбор политического курса. По результатам выборов формируются за­конодательный (представительный) и исполнительный (правитель­ство) органы страны. Для законодательного органа стратегичес­кий политический курс — концептуальная база законотворчества на весь период функционирования. Партия, победившая на выбо­рах, формирует правительство, которое проводит стратегический политический курс в жизнь.

Таким образом, разработка стратегии политики, выбор оп­тимального политического курса осуществляют партии, общество. Государство же выступает эффективным инструментом реали­зации политики с помощью аппарата управления и принужде­ния, через законодательную власть и правосудие. Однако это возможно лишь в обществе с устоявшимися демократическими традициями. Если посмотреть на данную проблему в истори­ческом плане, а также на современные недемократические госу­дарства, то выяснится, что до сих пор практически во всех стра­нах взаимодействие политики и государства далеко не оптималь­но. И главное отклонение от оптимального варианта разделе­ния функций в политике между партиями, обществом и госу­дарством состоит в том, что государство доминирует в сфере политики. Оно не только реализует, проводит в жизнь страте­гический политический курс, но и разрабатывает и определяет его, чем ущемляет политические права и свободы человека и граж­данина.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

До недавнего времени в нашей стране основными субъектами политики и политических отношений признавались классы. Нет сомнения в том, что крупные социальные общности, в том числе классы, могут быть субъектами политики. Но этим проблема субъек­тов политики не исчерпывается.

Субъекты политики — это социальные и национальные об­щности, организации, учреждения, способные участвовать в по­литической жизни, принимать политические решения и доби­ваться их реализации, изменять общественные отношения в со­ответствии со своими интересами и целями. Субъект политики — носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.

С определенной долей условности политических субъектов можно классифицировать на три группы. Первая — субъекты социального и национального уровня (первоисточники власти): социальные общности, классы, группы, элиты, индивиды и др. Вто­рая — институциональные носители политической власти: госу­дарство и его органы, политические партии, общественно-полити­ческие организации и движения. Это постоянно действующие субъекты политики, претворяющие ее в жизнь. Третья группа — функциональные политические субъекты: оппозиция, лобби, сред­ства массовой информации и др. Они борются за политическую власть, прямо или косвенно участвуют в ее осуществлении.

Движущей силой политики служат интересы людей, тех или иных социальных общностей, групп, наций и т. д. Выражают и защищают эти интересы партии, общественно-политические орга­низации, представительные органы государства. Без интереса по­литика мертва. Можно сказать, что в политике нет вечных врагов и вечных друзей, а есть вечные интересы. Объективная основа интереса — потребность, а из всех потребностей определяющими являются экономические.

Следовательно, за различными инициативами, действиями политических субъектов открыто или в замаскированном виде стоят интересы. И по тому, насколько стратегический политический курс страны выражает коренные интересы широких народных масс, политику считают народной или антинародной.

Объекты политики — это те социальные общности, груп­пы, нации и народности, граждане и их объединения, на кото­рые политика воздействует в определенных целях. В демокра­тических странах существует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.

Отношения между политическими субъектами, складыва­ющиеся при разработке стратегического политического курса, в ходе предвыборной борьбы за овладение политической влас­тью, а также деятельность по реализации последней называют политическими отношениями.

Политические отношения есть разновидность общественных отношений. «Политические отношения между людьми, — писал К. Маркс, — являются, естественно, также и социальными, обще­ственными отношениями, как и все отношения, в которых люди находятся друг с другом». Однако политические отношения об­ладают и определенной спецификой, отличающей их от других видов общественных отношений.

Во-первых, они возникают, как правило, между крупными со­циальными общностями, нациями, а также партиями, государства­ми по поводу политической власти.

Во-вторых, политические отношения в обобщенном виде вы­ражают коренные потребности и интересы социальных групп, клас­сов, народа.

В-третьих, наиболее остро они проявляются в борьбе, сопер­ничестве различных политических сил за использование государ­ства и государственной власти в своих целях.

В-четвертых, они представляют собой форму реализации по­литических взглядов и убеждений, функционирования политичес­ких институтов.

Политические отношения не статичны. Они сложны и по­движны, они есть единство объективного и субъективного, стихий­ного и сознательного.

ПОЛИТИКА И ЛИДЕРСТВО

Среди участников политических отношений центральное ме­сто занимает личность. Она играет в политическом процессе клю­чевую роль, потому что всякая политика осуществляется через людей, посредством людей, во имя людей. Вся система политичес­ких отношений, форм, институтов замыкается в конечном счете на человеке, ради него существуют государство, право, власть. Он — главная фигура на политической сцене.

Личность как субъект политических отношений выступает в качестве носителя политического сознания и политической куль­туры, а главное — в качестве обладателя политических прав и свобод. Так, гражданин вправе свободно письменно или устно высказывать любые политические мысли и идеи, кроме прямо зап­рещенных законом. Конституция Российской Федерации запре­щает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расо­вую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Важной формой участия граждан в политической жизни страны является их право вступать в различные партии, общественно-политические организации, участвовать в управлении делами го­сударства. Коллективная форма проведения политических акций — право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Граждане формируют все выборные органы государства, наделяют их властными полномочиями, имеют право требовать от их отчета в работе. Однако самые широкие возможности личности активно участвовать в политической жизни страны открывает |непосредственная (прямая) демократия. Сегодня она используется в виде референдумов и выборных кампаний. Но возможности прямой демократии реализуются крайне недостаточно. Возьмем, к примеру, народный контроль над деятельностью государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций. Такой контроль оказался невостребованным. Бесконтрольность же обер­нулась ростом бюрократизма, невиданным расцветом коррупции, вседозволенностью и безответственностью на всех уровнях госу­дарственного управления.

В последние годы большую политическую остроту приобрела проблема борьбы с преступностью и укрепления законности, ус­пешно решить которую без привлечения живых сил общества, без использования прямой демократии вряд ли удастся. В этой связи уместно напомнить следующую заповедь светлых умов Древней Греции: «Народ должен сражаться за законы, как за стены своего дома». Законы сравниваются со стенами дома. Почему? Потому, что стены дома выполняют охранительную функцию, защищают человека от непогоды, других внешних воздействий. Законы тоже выполняют охранительную функцию: защищают честь, достоин­ство и неприкосновенность личности от противоправных (пре­ступных) посягательств.

Но не надо ждать, пока законность появится сама по себе. Народ, а не только правоохранительные органы, должен активно бороться за ее утверждение. Ведь законность — великое благо и для общества, и для человека. Напротив, произ­вол, беззаконие - реальная угроза безопасности личности. Сле­довательно, каждый гражданин объективно заинтересован в тор­жестве законности, и этот интерес должен воплотиться в реальные дела. Так, в ряде субъектов Российской Федерации делаются пер­вые шаги по возрождению на новой основе народных дружин для обеспечения общественного порядка.

Сегодня практически на всех окнах нижних этажей домов стоят металлические решетки, двери подъездов и квартир тоже металлические. Однако это пусть необходимая, но пассивная фор­ма индивидуальной и групповой защиты от преступных посяга­тельств. Таким путем решить проблему укрепления законности нельзя. Необходимо искать и находить оптимальные формы уча­стия граждан в борьбе с антисоциальными проявлениями.

В наше время большую актуальность приобрела проблема политической активности российских граждан. Углубляющийся системный кризис в обществе порождает противоречивые формы этой активности. С одной стороны, рост числа различных протестов населения в виде пикетирования правительственных учреждений, голодовок из-за длительных задержек выплаты зарплаты, пенсий и др. С другой — массовые отказы граждан от участия в голосова­нии по выборам, как в федеральные, так и в региональные органы. Все это углубляет противостояние народа и органов власти.

Лидерство появилось вместе с человечеством. Оно неизбеж­но и универсально. Там, где есть социальные группы, закономерно существует лидерство.

Среди различных видов и разновидностей лидерства полити­ческое лидерство (в нации, обществе, государстве) занимает осо­бое положение. Оно более значимо, более действенно. Политичес­кий лидер может занимать командные высоты, распространять свое влияние на всю страну. Руководители крупных государств обладают такими влиянием и известностью, что их знают во всех уголках Земли. Словом, политические лидеры — наиболее при­знаваемый, наиболее универсальный, наиболее интересующий всех элемент политики и политической жизни.

Что такое политическое лидерство? Его общепризнанного оп­ределения нет. Мыслители разных эпох и народов, начиная с Плу­тарха, рассматривали политическое лидерство под углом зрения индивидуальной роли выдающейся личности в политике, в государственной деятельности. Российские народники подходи­ли к этой проблеме с позиций соотношения «героев и толпы».

Западные политологи на первых порах делали акцент также на изучении личных черт лидера (теория черт), объясняли фено­мен лидерства выдающимися качествами личности политика. Они утверждали, что превосходящие интеллектуальные и волевые да­рования придают личности особое значение, которое рано или поздно приводит к лидерству. Современные исследователи свя­зывают политическое лидерство не только с личными чертами лидеров, но и с социальными и иными условиями, в которых они действуют, - влияние конкретной ситуации на лидеров (и пос­ледних на ситуацию), отношение подчиненных к лидеру, уваже­ние и готовность подчиняться ему (психологическая теория).

Политический лидер отличается от лидеров других сфер (бизнеса, спорта) тем, что его деятельность сопряжена с политической властью и длящимися властеотношениями. Как носитель властных полномочий политический лидер обладает способнос­тью подчинять других своей воле, побуждать членов общества к активным действиям во имя достижения определенных целей. Лидерство по своей сути способно сплачивать людей, мобилизо­вать их на борьбу за улучшение условий жизни, причем может выполнять эту функцию в течение длительного времени путем последовательного решения задач, подчиненных общей цели. Ре­зультаты деятельности политических лидеров могут быть раз­личными: хорошими и плохими, отличными и ужасающими. Все зависит от качества деятельности, поведения политического ли­дера.

Само по себе наделение человека властными полномочиями, назначение на высокую государственную должность не делает его автоматически политическим лидером. Например, английская Ко­ролева не является политическим лидером, равно как и германс­кий президент. Вместе с тем деятельная, поддерживаемая народом личность, заняв высокую должность, может использовать ее для приобретения статуса политического лидера. Такое произошло во Франции, когда Де Голль придал посту президента страны новое, более важное значение, а сам превратился в крупного политичес­кого лидера.

Действия политических лидеров напря­мую связаны с ситуацией, в которой они находятся. Лидеры не могут быть оторваны от окружающей их среды, которая предлага­ет, подсказывает и даже диктует какие-то действия. Вообще среда одновременно создает и ограничения, и вариантные возможности деятельности. Одни политические лидеры успешнее, чем другие, используют возможности, создаваемые средой. Например, один политический лидер находит верный выход из кризисной ситуа­ции в стране, направляя ее развитие по пути прогресса. Другой политик неумелыми и неуверенными действиями углубляет кризисную ситуацию.

Древние мыслители утверждали, что сильный политик идет впереди событий, слабого они волокут за собой. Крупный полити­ческий лидер-преобразователь чувствует ситуацию и знает, как позволить ей развиваться до той точки, когда он сможет ее исполь­зовать с пользой для дела. Он обладает способностью обратить ситуацию в свой актив.

Термин «харизма» заимствован из теологии, где он означает некий божественный дар. М. Вебер расширил это понятие до светского толкования. Применительно к политическому лидеру «харизма» означает те особые качества, благодаря которым личность становится над: обычными людьми. Эти качества помогают лидеру усиливать веру в себя и тем самым укрепить свою власть над остальными. По мнению М. Вебера, харизматический лидер стоит вне классов, статусов, демагогической политики, он не интегрирован в бюрок­ратические структуры, а потому может объединить вокруг себя нацию, предотвратить бюрократизацию власти, защитить от нее человека.

К современным харизматическим лидерам западные полито­логи относят, например, Р. Рейгана, объясняя его личную популяр­ность такими качествами, как последовательность и решительность, которые он проявлял в любой ситуации. Английские политологи считают весьма соответствующим харизматическим субъективные качества М. Тетчер. С их точки зрения, ее политика преследовала цель добиться национального согласия. Такая политика не толь­ко стала стратегией нации, но и объединила ее на основе традици­онных для Англии моральных и религиозных ценностей.

По мнению западных политологов, харизматический лидер может осуществить «харизматический прорыв», т. е. превратить­ся из харизматического лидера в лидера тотали­тарного толка. Сам М. Вебер не предполагал «харизматическо­го прорыва», способствующего установлению тоталитарного ре­жима, — его беспокоила угроза для демократии со стороны бю­рократизма. Для него харизматический лидер — возможность за­щиты демократии от бюрократии.

Принципиальное значение для любого политического лидера имеет авторитет, проявляющийся в соответствии лидера тем ожиданиям людей, которые должны подтвердиться в его деятельности. А люди обычно оценивают действия политика, исходя из своих ценност­но-нравственных ожиданий и надежд. Если эти ожидания и на­дежды оправдываются и подтверждаются поведением лидера, то доверие к нему, уважение перерастает в авторитет. Если этого нет, то авторитет либо не складывается, либо он недостаточен.

Словом, людям необходимо убедиться в возможности политика реализовать свой потенциал на практике, в его способности воплощать слово в дело. Отрыв же политика от своей социальной базы может привести его к «политической слепоте и глухоте», ошибкам в работе, потере доверия. Подобные политики нередко прибе­гают к обману, принуждениям, авантюризму. Практика проведе­ния перестройки, радикальных реформ в нашей стране убедительно подтверждает данный вывод. За это время многие политики фазных уровней, во всем копировавшие Запад, оторвались от на­рода, от насущных жизненных проблем, не выполняли обещаний, не подтверждали надежд и ожиданий на лучшую жизнь и поэтому ушли в политическое небытие.

Первая причина коренится в недоброй нашей традиции без­мерного восхваления политиков самых высоких этажей, оправда­ния их любых действий и решений, а когда они сходят с полити­ческой арены — критики и разоблачений. Названная традиция дает знать о себе и сегодня.

Вторая причина, пожалуй, самая главная, — это бесконтроль­ность и безответственность политиков разных уровней. Причем тон здесь нередко задают политики самого высокого ранга, чей пример сугубо негативно влияет на весь механизм политической власти.

Право народа контролировать деятельность всех без исклю­чения должностных лиц и органов государства абсолютно и бес­спорно. Это право вытекает из того, что сувереном и единствен­ным источником власти в Российской Федерации согласно ст. 3 Конституции является ее многонациональный народ.

Однако в Конституции не предусмотрено, как, каким путем и в каких формах суверен или какой-то иной орган осуществляет контроль, например, за главой государства, перед кем и в каком порядке Президент отчитывается и отвечает за свою деятельность. Подобная ситуация сложилась во всех субъектах Федерации. Значит, бесконтрольность, безответственность разлились по всей Руси великой со всеми вытекающими отсюда последствиями дол­жностной вседозволенности и невиданной коррупции. Пока обще­ство, широкие его слои не осознают безусловной необходимости демократического контроля, пока не созрела общественная нетер­пимость к злоупотреблениям, эгоизму, бесконтрольность будет ис­кать и находить себе лазейки, разлагающе влиять на общество.

С контролем нерасторжимо связана ответственность. Она играет стабилизирующую роль в организации, регулировании и саморегулировании политических отношений. Психологической формой ответственности выступает чувство ответственности как устойчивая черта характера, связанная с убеждениями, как прояв­ление самоконтроля, самодисциплины. Политический лидер, обла­дающий обостренным чувством ответственности за порученное дело, способен не только предвидеть последствия своих решений, дей­ствий и поступков, но и критически оценивать их с точки зрения политических интересов государства и гражданского общества.

Политическая ответственность — емкое понятие. Это и мера требовательности к себе и другим, и мера необходимого поведения, и понимание, предвидение политических последствий своих по­ступков, принимаемых политических решений, и готовность дер­жать перед людьми за них отчет и ответ.

Если результаты действий и решений политика причиняют вред обществу и государству, за ними неизбежно должны следо­вать моральные, политические и юридические санкции. Однако в России политики чаще всего уходят от ответственности. Никто и никак не ответил за бессмысленную «шоковую терапию», за при­ватизацию, которая обернулась разграблением общенародного до­стояния и возникновением криминально-мафиозного рынка, за по­зорную чеченскую войну с собственным народом. Но это уже не политика, а политиканство. Безответственность, безнаказанность разлагающе действуют на общество, деформируют политику.

В переходные периоды развития страны, в условиях глубоко­го системного кризиса политические преобразования и решения приобретают отчетливо выраженную личностную окраску, поли­тическая власть перестает быть анонимной, резко возрастает лич­ная ответственность политика перед народом за результаты своей деятельности.

Наш опыт учит, что необходимо законодательно определить основания, санкции и процедуру политической ответственности, возродить народный контроль как важнейший вид прямой демок­ратии, решительно искоренять безответственность и безнаказан­ность, которые не только развращают политических лидеров, но и наносят непоправимый ущерб обществу.

Моральные аспекты политики приобретают в наше время большую актуальность, активно обсуждаются в прессе, научной литературе. Нередко ставится вопрос, совместимы ли вообще по­нятия политики и нравственности, не являются ли эти категории взаимоисключающими. Проблема соотношения политики и мора­ли особо обостряется во время избирательных кампаний, борьбы за власть, посты, должности, противоборства с политическими про­тивниками. А в борьбе за политическую власть, дескать, все сред­ства хороши. Именно тогда политические действия развертыва­ются в своеобразном поле напряжения между политикой и мора­лью.

Соотношение политики и морали напрямую зависит от поли­тического режима. В странах с антидемократическими, реакцион­ными режимами, где процветают неправовое насилие, террор, зло­употребление властью, бюрократизм и коррупция, происходит раз­рыв морали и политики. Напротив, в условиях демократического режима политика реализуется в рамках законности, пронизывает­ся началами гуманизма и нравственности.

Еще Никколо Макиавелли утверждал, что право и мораль разные и не соприкасающиеся сферы человеческой деятельности. Его взгляды и рекомендации находят сторонников и сегодня. По этому поводу русский философ В. С. Соловьев в конце XIX в. писал: «Полное разделение между нравственностью и политикой составляет одно из господствующих заблуждений и зол нашего века. С точки зрения христианской и в пределах христианского мира эти две области — нравственная и политическая — хотя и не могут совпадать друг с другом, однако должны быть теснейшим образом между собой связаны».

Современная политическая ситуация в России сложна, про­тиворечива и труднопредсказуема. Основная причина тому — глубокий социально-экономический и духовный кризис в стране. В этих условиях обострились противоречия между политикой и моралью, чему во многом «помогли» крупные ошибки политичес­кого руководства, которые усилили безнравственность российской политики, углубили духовный кризис в обществе. Опасность та­кого пути очевидна. Назрела жизненная необходимость повер­нуть российскую политику в русло подлинного гуманизма и нрав­ственности. Без этого не может начаться духовное возрождение общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На исходе ХХ века еще четче стало видно влияние политики, политических институ­тов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых по­литических событий оказалась Россия. В настоящее время нет, пожалуй, другой такой страны, где так ярко и одновременно проявились бы парадоксы и перспективы общест­венно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, средств массовой информации и политическая пассивность этого же населения, отказ участвовать в выборах органов власти; возникновение массы новых институтов и форм политиче­ского участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства; раскрытие мощного научного политологического потенциала и игнорирование его политических структур.

Народ и его воля – единственный и абсолютный источник власти, служащий стерж­нем политики, центром притяжения политических сил. Именно вокруг власти разворачи­ваются важнейшие политические события, противоборство различных политических пар­тий и движений. Но и сегодня главным носителем и проводником власти выступает государство, деятельность которого составляет основное содержание его внутренней и внешней политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев С.С. Политика как социальное явление. – М.: Просвещение, 1999.

2. Белов Т.А. Политология. – М.: Дрофа, 2003.

3. Гаджиев К.С. Политическая наука. – М.: Мирос-Аргус, 2000.

4. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. – М.: Просвещение, 1998.

5. Краснов Ю.К. Политика: теория, практика. – М.: Просвещение, 1999.

6. Мухаев Р.Т. Политика как общественное явление. – М.: ИНФРА-М, 2004.

7. Политология для юристов / Под ред. Н.Н. Матузова. – М.: Юристъ, 1999.

8. Политология: учеб. для вузов по спец. «Юриспруденция» / Отв. ред. В.Д. Пере­валов. – М.: Норма, 2005.