Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации к курсу для студентов 2 курса специальности «Социология» социологического факультета - реферат

СОЦИАЛЬНАЯ СЕКСОЛОГИЯ

Самара

2006

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра социологии и политологии

СОЦИАЛЬНАЯ СЕКСОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К КУРСУ

для студентов 2 курса специальности «Социология»

социологического факультета

(очной формы обучения)

Издательство «Самарский университет»

2006

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Самарского государственного университета

В методических рекомендациях к курсу «Социальная сексология» изложены основные понятия, методологические подходы к пониманию сексуальности, сексуальной культуры, определены этапы становления социальной сексологии как научной дисциплины.

Данные рекомендации и материалы предлагаются студентам, обучающимся по специальности «Социология», а также преподавателям дисциплины «Социальная сексология» или смежных дисциплин.

Составитель: канд.социол.наук, доц. Е.С.Баева

Рецензент: канд.социол.наук, доц. С.Н.Фазульянова

Под редакцией профессора В.Я.Мачнева

© Баева Е.С., 2006

© Издательство «Самарский

университет», 2006

ВВЕДЕНИЕ В КУРС

Проблемы сексуальности, взаимоотношений между сексуальными партнерами (однополыми и разнополыми), вопросы эротики, порнографии, полового воспитания всегда осмысливались в общественном и научном дискурсах.

Как показывает история, осмысление сексуальности кардинально различно в разных странах, племенах и у разных народов. В одних культурах (к таковым в большинстве случаев относятся культуры первобытных племен и культуры Востока) сексуальность вплетена в жизнь общества и человека: посредством познания и осмысления своей сексуальности человек может узнать смысл и сущность бытия, продолжить свой род или достичь здоровья и долголетия. Другие культуры рассматривают подавление сексуальности как средство достижения высшего уровня и смысла человеческого бытия - мира Божия (ярким примером таких культур является средневековая культура Западной Европы). Однако описанные культуры являются лишь крайними полюсами континуума. В реальности существует целый спектр сексуальных культур.

Сексуальная культура вписывается в общую культуру и придает своеобразие простым социально-демографическим характеристикам, определяя роль мужчины, женщины, ребенка или подростка. В сексуальной культуре осмысливаются различные проявления сексуальности. С этой точки зрения рассмотрение всего многообразия сексуальных культур, ее элементов и проблем представляется весьма актуальным.

Курс соотносится с такими дисциплинами как мировая художественная культура, культурология, отечественная и зарубежная история.

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины – проанализировать историко-культурные и социальные аспекты сексуальности человека.

· Задачи дисциплины:

· Описать основные проблемы дисциплины, ее объект, предмет, основные понятия;

· Проанализировать уровневую структуру пола, показать его физиологические и социальные детерминанты;

· Рассмотреть понятие, типы и элементы сексуальной культуры;

· Показать специфику типов и видов сексуальности человека в зависимости от социокультурных, социально-демографических факторов;

· Определить и описать поле социально-правовых проблем социальной сексологии.

1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

Иметь представление:

· о предмете сексологии, этапах ее развития;

· об основных подходах к рассмотрению человеческой сексуальности;

· о специфике процесса гендерной социализации, стереотипах маскулинности и феминности;

· о формах и видах сексуального поведения, причинах возникновения сексуальных расстройств и дисфункций;

· о социально-правовых проблемах социальной сексологии, рассмотреть их с разных профессиональных позиций (сексолог, социолог, психолог, юрист и др.)

Знать:

· базовую терминологию социальной сексологии;

· содержание понятия "сексуальная культура", ее структуру, примеры сексуальной культуры разных народов и стран;

· различия между понятием «пол» и «гендер»;

· виды сексуального насилия, последствия насильственных действий и способы их предупреждения.

Методические формы и приемы, используемые в курсе:

-лекция-беседа;

-лекция-дискуссия;

-учебный фильм;

-самостоятельная организация и проведение студентами семинарских занятий;

-деловая игра;

-написание эссе.

Форма отчетности по курсу . Итогом курса является индивидуальный зачет по вопросам для повторения и контроля к курсу (см.Приложение А)

II . СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Курс рассчитан на 28 аудиторных часа, 20 лекционных и 8 семинарских занятий.

Вид учебных занятий

Количество часов

Всего часов аудиторных занятий

28

Лекции

16

Практические занятия (семинары)

12

Лабораторные занятия

-

Всего часов самостоятельной работы

22

Подготовка к лекционным и практическим занятиям

12

Подготовка к экзамену

10

Всего часов по дисциплине

50

2.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины

Количество часов

лекции

практич.

занятия

лаборат. занятия

1.

Развитие сексологии как науки и современное положение научной дисциплины

2

-

-

2.

Физиологические и социальные детерминанты пола

4

2

-

3.

Сексуальная культура: понятие, типы культур

4

2

4.

Элементы сексуальной культуры и их содержательный анализ.

4

2

-

5.

Модели гомосексуального поведения в разных культурах

2

-

-

6.

Детская и подростковая сексуальность: этапы и проблемы половой и сексуальной социализации

-

2

-

7.

Сексуальность пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья: мифы и реальность

-

2

-

8.

Социально-правовые проблемы социальной сексологии (деловая игра)

-

2

-

Итого

16

12

0

2.3. Лекционный курс

Курс содержит несколько тем, подлежащих рассмотрению и совместному обсуждению со студентами. Наряду с описанием понятий дисциплины, студенты знакомятся с этапами развития сексологии как науки, разработанными и использующимися теоретическими подходами. Вниманию студентов предлагается этнографический материал, позволяющий сформировать представление о многообразии сексуальных культур в истории человеческого общества.

Демонстрация учебно-познавательных фильмов, в которых излагается точка зрения зарубежных аналитиков и сексологов, и последующая дискуссия увиденного позволяет расширить фактологические знания студентов, узнать альтернативные точки зрения, приобрести навыки ведения научной дискуссии.

Тема 1. Развитие сексологии как науки и современное положение научной дисциплины.

Предметная область сексологии. Институционализация науки. Роль социального контроля и цензуры в развитии сексологии. Роль медицины в развитии представлений о сексуальности. Проблемы познания и определения понятие "норма" сексуального поведения.

Сексология в России: общие и специфические особенности развития.

Общенаучные и культурные тенденции пересмотра вопросов сексуальности. Основные подходы к рассмотрению сексуальности.

Тема 2. Физиологические и социальные детерминанты пола.

Физиологический пол. Уровни физиологического пола. Гермафродитизм.

Социальный пол, понятие «гендер». Понятия «гендерная роль», «гендерная идентичность». Структурный и культурно-символический уровни пола. Образы фемининности и маскулинности. Транссгендеризм, транссексуализм, трансвестизм.

Гендерное измерение неравенства. Подходы в изучении гендера (гендерно-чувствительный, гендерно-нейтральный, гендерно- стереотипизированный, гендерно-нечувствительный (индивидуальный).

Тема 3. Сексуальная культура: понятие, типы культур.

Понятие сексуальной культуры. Типы сексуальных культур (репрессивная и пермиссивная культура). Этнография о пермиссивных и реприссивных сексуальных культурах. Древняя Греция («апполоновская» культура), Средние века (сублимация сексуальности, аскетичный и антисексуальный характер христианства). Эпоха Возрождения и идеал физической красоты Ренессанса. Буржуазная мораль сексуального самоограничения. Сексуальные культуры Востока.

Тема 4. Элементы сексуальной культуры и их содержательный анализ.

Структура сексуальной культуры. Нормативы и их содержание в разных культурах. Установки общества в отношении гомосексуальности, мастурбации, добрачной, брачной и внебрачной жизни. Символы сексуальной культуры. Ритуалы и обряды как элемент сексуальной культуры, многообразие ритуально-обрядовых практик. Понятие "двойной стандарт" (гендерный, социальный, возрастной аспекты). Каноны телесности.

Виды и формы сексуального поведения. Нетипичные формы сексуального поведения. Виды партнерских форм секса. Быстрый и эротический секс. Моносекс и его виды. Сексуальные расстройства и дисфункции (парафилии). Понятие и виды парафилий.

Тема 5. Модели гомосексуального поведения в разных культурах.

Понятие «сексуальная ориентация». Виды сексуальных ориентаций. Истинный и ситуативный гомосексуализм. Институциональный и индуктивный гомосексуализм. Трансвестизм, транссексуализм. Подходы, объясняющие причины гомосексуализма.


2.4. Семинарские занятия

Тема 1. Детская и подростковая сексуальность: этапы и проблемы половой и сексуальной социализации

1. Понятие «детская сексуальность». Подходы к определению детской сексуальности.

2. Понятие «половая социализация», «сексуальная социализация». Проблемы периодизации детской половой и сексуальной социализации (зарубежные и отечественные концепции).

3. Подростковая сексуальность. Различия половой и сексуальной социализации девочек-подростков и мальчиков-подростков.

4. Половое воспитание детей и подростков: возрастная специфика и проблемы.

Основная литература:

1. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.

2. Каган В.Е. Родителям о половом воспитании. М., 1989.

3. Келли Г. Основы современной сексологии. 6-е международн.изд. – СПб.-М.-Харьков-Минск, 2000.

4. Кон И.С. Введение в сексологию. М., Изд-во: Инфра-М, 1999.

5. Основы сексологии : Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведенийй / Нестеренко А.В., Долженко И.С., Егоров А.Г., Степанов Ф.Г. - М. : Академия, 1998.

6. Психоанализ детской сексуальности / Фрейд З., Абрахам К., Юнг К.Г., Джонс Э., Ференци Ш.; Пер. с нем.; Под ред.Лукова В.А. - СПб: Союз, 1997.

7. Сексология / Под науч. ред. Исаева Д.Н. - СПб.,М.,Харьков,Минск : Питер, 2001.

Дополнительная литература:

1. Землянская М. Мужчина и женщина: правда и мифы о взаимоотношениях: Любовь. Секс. Дети. Работа. - М.: Эксмо, 2002

2. Каприо Ф.С. Многообразие сексуального поведения. - М.: Артания, 1995.

3. Кащенко Е.А. Основы социокультурной сексологии : Курс лекций / Е.А. Кащенко. - М.: ЮНИТИ, 2002.

4. Колесов Д.В. Пол и секс в современном обществе : Книга для учителя. - М. : УРАО, 1999

5. Кон И.С. Введение в сексологию. М., Изд-во: Инфра-М, 1999.

6. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

7. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М., 1988.

8. Мастерс У. Основы сексологии / У.Мастерс, В.Джонсон, Р.Колодни; Пер. с англ.; Под ред. Н.Д.Фанченко. - М. : Мир, 1998.

9. Психоанализ детской сексуальности/Фрейд З., Абрахам К., Юнг К., Джонс Э.; пер. с нем. – СПб., 1997

10. Сексуальное насилие у подростков. Под ред. Ю.А.Гуркина. СПб., 1991.

Тема 2. Сексуальность пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья: мифы и реальность

1. Сексуальность пожилых: понятие, специфика. Женская менопауза: особенности ее протекания и следствия. Проблемы женской сексуальности. Мужской климактерический период: физиология протекания и сексуальная жизнь.

2. Стереотипы восприятия и мифы о сексуальности пожилых. Социокультурные аспекты сексуальности пожилых.

3. Сексуальность людей с ограниченными возможностями здоровья: понятие, специфика. Разнообразие сексуальных практик людей в зависимости от характера заболевания. Стереотипы восприятия и мифы о сексуальности пожилых.

4. Социокультурные аспекты сексуальности людей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная литература:

1. Келли Г. Основы современной сексологии. 6-е международн.изд. – СПб.-М.-Харьков-Минск, 2000.

2. Колесов Д.В. Пол и секс в современном обществе : Книга для учителя. - М. : УРАО, 1999

3. Кон И.С. Введение в сексологию. М., Изд-во: Инфра-М, 1999.

4. Основы сексологии : Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведенийй / Нестеренко А.В., Долженко И.С., Егоров А.Г., Степанов Ф.Г. - М. : Академия, 1998.

5. Психоанализ детской сексуальности / Фрейд З.,Абрахам К.,Юнг К.Г., Джонс Э., Ференци Ш;Пер. с нем.; Под ред.Лукова В.А. - СПб : Союз, 1997.

6. Сексология / Под науч. ред. Исаева Д.Н. - СПб.,М.,Харьков,Минск : Питер, 2001.

Дополнительная литература:

1. Зеликова Ю. Женское тело: отчуждение и запрет на удовольствие // В поисках сексуальности. Под ред. Е.Здравомысловой, А.Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин. 2002.

2. Землянская М. Мужчина и женщина: правда и мифы о взаимоотношениях.: Любовь. Секс. Дети. Работа. - М. : Эксмо, 2002

3. Каприо Ф.С. Многообразие сексуального поведения. - М.: Артания, 1995.

4. Кащенко Е.А. Основы социокультурной сексологии : Курс лекций / Е.А. Кащенко. - М. : ЮНИТИ, 2002.

5. Колесов Д.В. Пол и секс в современном обществе : Книга для учителя. - М. : УРАО, 1999

6. Лев Старович З. Нетипичный секс. / Пер.с пол. - М.: Сов.спорт, 1995.

7. Лев Старович З. Секс в культурах мирах. Пер. с польск. М., 1991.

8. Мастерс У. Основы сексологии / У.Мастерс, В.Джонсон, Р.Колодни; Пер. с англ.; Под ред. Н.Д.Фанченко. - М. : Мир, 1998.

9. Свядощь А.М. Женская сексопатология. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1988

Тема 3. Социально-правовые проблемы социальной сексологии (деловая игра)

Деловая игра «Социально-правовые проблемы социальной сексологии». Проводится в форме дебатов.

Студентам предлагается на выбор несколько тем для дебатов:

- «Проституция: социально-правовые и социокультурные аспекты изучения»;

- «Сексуальное насилие и способы предотвращения»;

- «Порнография как социально-правовая проблема».

После определения темы вся группа делится на три подгруппы: эксперты-оппозиционеры (6 человек) и эксперты-представители государственных органов власти (6 человек), спикер (1 человек) и наблюдатели (большинство). Возможно также введение еще одной роли – президента – которую может выполнять преподаватель или приглашенный специалист в рассматриваемой области.

Подгруппа представителей органов государственной власти может состоять из министра здравоохранения, министра финансов, министра культуры, директора ТААС, министра юстиции, министра по социальным вопросам.

Подгруппа оппозиционеров может включать: социолога-психолога, сексолога, представителя культуры, адвоката, представителя феминистского движения, юриста.

Задача каждого участника в соответствии с выбранной ролью собрать материал и представить отдельные аспекты проблемы, выделив наиболее актуальные и нерешенные вопросы. Задача подгруппы представителей государственной власти должна обосновать эффективность и адекватность существующей системы социально-правового регулирования (проблем проституции, сексуального насилия или порнографии), «оппозиционеры» выполняют противоположную задачу.

«Наблюдатели» следят за ходом дискуссии, которая модерируется спикером, и по результатам представленных точек зрения высказывают свои выводы относительно аргументации обеих сторон.

В связи с тем, что время деловой игры ограничено, высказывания всех участников строго регламентированы и должны соответствовать ранее согласованным со студенческой группой требованиям: быть краткими (3-4 минуты), емкими и доказательными.

Основная литература:

1. Келли Г. Основы современной сексологии. 6-е международн.изд. – СПб.-М.-Харьков-Минск, 2000.

2. Кон И.С. Введение в сексологию. М., Изд-во: Инфра-М, 1999.

3. Основы сексологии : Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведенийй / Нестеренко А.В., Долженко И.С., Егоров А.Г., Степанов Ф.Г. - М. : Академия, 1998.

4. Психоанализ детской сексуальности / Фрейд З., Абрахам К., Юнг К.Г., Джонс Э., Ференци Ш; Пер. с нем.; Под ред.Лукова В.А. - СПб: Союз, 1997.

5. Сексология / Под науч. ред. Исаева Д.Н. - СПб., М., Харьков, Минск: Питер, 2001.

Дополнительная литература:

1. Алексеев, Николай Александрович. Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств: Россия в свете практики междунар. организаций и нац. законодательства стран мира / Н.А. Алексеев. - М.: БЕК, 2002.

2. Дьяченко А.П. Уголовно-правовая охрана граждан в сфере сексуальных отношений. Учебное пособие М.: Академия МВД России, 1995

3. Зеликова Ю. Женское тело: отчуждение и запрет на удовольствие // В поисках сексуальности. Под ред. Е.Здравомысловой, А.Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин. 2002.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - М., Издательская группа ИНФРАХМ-Норма, 1996

5. Лауретис Т. Риторика насилия. Рассмотрение репрезентации и гендера. // Антология гендерных исследования. Сост. Гапова Е. и Усманова А. Мн: Пропилеи

6. Лев Старович З. Нетипичный секс. / Пер.с пол. - М.: Сов.спорт, 1995.

7. Лев Старович З. Судебная сексология. Пер. с польск. М., 1991.

8. Мастерс У. Основы сексологии / У.Мастерс, В.Джонсон, Р.Колодни; Пер. с англ.; Под ред. Н.Д.Фанченко. - М. : Мир, 1998.

9. Свядощь А.М. Женская сексопатология. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1988

10. Эрос и порнография в русской культуре. Под ред. М.Левитта и А. Топоркова. М.: ЛАДОМИР, 1999

ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

Основная литература:

1. Конкка А. П. Карельское карсикко // Этнокультурные процессы в Карелии. Петрозаводск, 1988.

2. Куликовский Г. И. Иванов день в селе Кузаранда // Олонецкие губернские ведомости, 1888, № 54

3. Комментарий к Уголовому кодексу Российской Федерации. Особенная часть. / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - М., Издательская группа ИНФРАХМ-Норма, 1996.

4. Кон И.С. Введение в сексологию. М., Изд-во: Инфра-М, 1999.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

6. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М., 1988.

7. Лев Старович З. Нетипичный секс. / Пер.с пол. - М.: Сов.спорт, 1995.

8. Лев Старович З. Секс в культурах мирах. Пер. с польск. М., 1991.

9. Лев Старович З. Судебная сексология. Пер. с польск. М., 1991.

10. Логинов К. К. Материалы по сексуальному поведению русских Заонежья // Секс и эротика в русской традиционной культуре. М , 1996

11. Марсиро Ж. История сексуальных ритуалов /Пер. с фр. Г.Сахацкого. М.: Крон-Пресс. 1998.

12. Михельсон М.И. Ходячие и меткие слова. 1896. 2 изд. СПб: Типография Императорской Академии наук.

13. Основы сексологии: Пособие для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Нестеренко А.В., Долженко И.С., Егоров А.Г. и др. – М., 1998.

14. Психоанализ детской сексуальности/Фрейд З., Абрахам К., Юнг К., Джонс Э.; пер. с нем. – СПб., 1997.

15. Пушкарева Н.Л. Сексуальная этика в частной жизни древних русов и московитов // Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996.

16. Рыклин, М. Искусство как препятствие. М.: Ad Marginem. 1997.

17. Савватеев Ю. А. Наскальные рисунки Карелии. Петрозаводск, 1983.

18. Сексуальное насилие у подростков. Под ред. Ю.А.Гуркина. СПб., 1991.

19. Сексопатология. Справочник. Под редакцией профессора Г.С. Васильченко. М.: Медицина, 1990

20. Справочник по психиатрии / Под ред. А.А. Снежневского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1985. - 416 с.

21. Сексопатология: Справочник / Под ред. Г.С. Васильченко. - М.: Медицина, 1990. - 576 с.: ил.

22. Синельников А Мужское тело: взгляд и желание. Заметки к истории политических психологий тела в России. Гендерные исследования, 1999. № 2.

23. Свядощь А.М. Женская сексопатология. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1988. - 176 с: ил.

24. Федосова И. А. Избранное. Л., 1981.

25. Фромм Э. Искусство любви. Пер. с англ. Минск, 1990.

26. Фуко М. История сексуальности/ Забота о себе. – М.-Киев. 1998.

27. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. В 3 т. Пер. с нем. М., 1993.

28. Шустиков А. Троичина, Кадниковского уезда.// Живая старина. Вып. 2. СПб., 1892.

29. Эпштейн Е. М. Г. Р. Державин в Карелии. Петрозаводск, 1987

30. Эрос и порнография в русской культуре. Под ред. М.Левитта и А. Топоркова. М.: ЛАДОМИР, 1999

Дополнительная литература:

1. Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.-Л.: Наука. 1966.

2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Не для печати. Собр.соч. М., 1997.

3. Баллаева Е. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России. М.: МЦГИ. 1998.

4. Бараулина Т, Ханжин А. Конструирование мужской сексуальности через презентацию биографического опыта в интервью // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. Под ред. Воронкова В. и Здравомысловой Е. СПб: ЦНСИ. СС.99-104. 1997.

5. Барт Р. Camera lucida. Пер. с франц., послесловие и комментарии М Рыклина. М.: Ad Marginem, 1997

6. Бежен А. Рационализация и демократизация сексуальности // Социология сексуальности (Антология). Науч. ред. Голод С. СПб ФИС РАН. 1997

7. Восточная культура секса: Дао любви. Л., 1990.

8. Голод С.И. ХХ век и тенденции сексуальных отношений в Росси. СПб, 1996.

9. Дьяченко А.П. Уголовно-правовая охрана граждан в сфере сексуальных отношений. Учебное пособие М.: Академия МВД России, 1995.

10. Ерофеев В.В. Мужчины. Изд. 3. М.: Подкова. 1999.

11. Ионин Л. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.Логос. 2000.

12. Комментарии к уголовному кодексу РФ. М., 2003.

13. Зеликова Ю. "Женское тело: отчуждение и запрет на удовольствие" // В поисках сексуальности. Под ред. Е.Здравомысловой, А.Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин. 2002.

14. Кон И.С. Вкус запретного плода. Сексология для всех. М., 1998.

15. Кон И. Сексуальная культура в России: клубничка на березке - М.: ОГИ. 1997

16. Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М. 1998.

17. Кон И.С. Интернет и сексуальная культура // Мир INTERNET, 1998, N 12.

18. Лауретис Т. Риторика насилия. Рассмотрение репрезентации и гендера. // Антология гендерных исследования. Сост. Гапова Е. и Усманова А. Мн: Пропилеи. СС. 347-372. 2000

19. Рубин Г. Размышляя о поле: заметки о радикальной теории сексуальных политик // Гендерные исследования. 1999. № 3. СС.5-63

20. Рубин Г. Обмен женщинами. Заметки о "политической экономии" пола // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Здравомысловой Е. и Темкиной А. СПб: Дмитрий Буланин. СС. 89-139. 2000.

21. Темкина А. Динамика сценариев сексуальности в автобиографиях современных российских женщин: опыт конструктивистского исследования сексуального удовольствия // Гендерные тетради. Под ред. Клецина А. 1999. Вып. 2. CC.20-54.

Интернет - ресурсы :

Healthwise at Columbia University - пер. В. Волошина. / Интернет: http://www.rvh.khv.ru/people/sex/zoo.htm

http://sexology.psi.med.ru (персональный сайт И.С.Кона)

http://sexolog.rusmedserv.com. (сайт Ю.А. Прокопенко)

http://1001.vdv.ru. (сайт В.В. Шахиджаняна)

http://gay.ru (Российский национальный сервер геев, лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов. Проект центра «Я+Я» и журнала «Квир»)

Иностранная литература:

1. Adler K. and Pointon M. eds. The Body Imaged. The Human Form and Visual Culture since the Renaissance. Cambridge University press. 1993.

2. Berger J. Ways of Seeing. Based on the BBC television series. L. : BBC and Pelican. 1972.

3. Bordo S. Reading the male body. In: Moore, P. L., ed. Building Bodies. New Brunswick: Rutgers University . Press. 1997. РР. 31-73.

4. Bryson N. Vision and Painting: The Logic of the Gaze. New Haven: Yale University Press. 1983.

5. Davis M.D. The Male Nude in Contemporary Photography. Philadelphia: Temple University Press

6. Doty W.G. Baring the flesh: aspects of contemporary male iconography. In: Men's Bodies, Men's Gods. Male Identities in a (Post) Christian Culture. Ed. by Bjorn Krondorfer. N.Y. 1996. Р.269-308.

7. Dutton K.R. The Perfectible Body. The Western Ideal of Male Physical Development. N.Y.: Continuum. 1995.

8. Koritz A. Gendering Bodies / Performing Art, Dance and Literature in Early Twentieth-Century British Culture. Ann-Arbor: Michigan University press. 1995.

9. Krondorfer B., ed. Men's Bodies, Men's Gods. Male Identities in a (Post) Christian Culture. N.Y.: New York University press. 1996

10. Lucie-Smith E. Adam: The Male Figure in Art. London: Rizzoli. 1998

11. Moore P. L., ed. Building Bodies. New Brunswick: Rutgers University Press. 1997

12. Mosse G. L. Nationalism and Sexuality. Middle-Class Sexuality and Sexual Norms in Modern Europe. Madison: Univ. of Wisconsin press. 1985.

13. Mosse G. L. The Image of Man. The Creation of Modern Masculinity. NY: Oxford Univ. Press. 1996.

14. Mulvey L. Visual and Other Pleasures. Bloomington: Indiana University Press, 1989

15. Solomon-Godeau A. Male Trouble: A Crisis in Representation. L.: Thames and Hudson. 1997

16. Stewart A. Art, Desire, and the Body in Ancient Greece. Cambridge University Press. 1997.

17. Walters, M. The Nude Male. A New Perspective. N.Y. and L., Paddington press. 1978.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

К КУРСУ «Социальная сексология»

1. Предметная область сексологии. Роль социального контроля и цензуры в развитии сексологии как науки.

2. Проблемы познания и определения понятия "норма" сексуального поведения.

3. Сексология в России: общие и специфические особенности развития.

4. Общенаучные и культурные тенденции пересмотра вопросов сексуальности. Основные подходы к рассмотрению сексуальности.

5. Физиологический пол. Уровни физиологического пола. Гермафродитизм: патология или третий пол

6. Социальный пол, понятие «гендер». Гендерная роль, гендерная идентичность. Подходы в изучении гендера (гендерно-чувствительный, гендерно-нейтральный, гендерно-стереотипизированный, гендерно-нечувствительный.

7. Структурный и культурно-символический уровни гендера. Образы фемининности и маскулинности.

8. Гендерное измерение неравенства. Теории гендерного неравенства

9. Понятие сексуальной культуры. Типы сексуальных культур (репрессивная, либеральная, оргиастическая, пермиссивная культура).

10. Особенности сексуальной культуры Древней Греции и Древнего Рима

11. Сексуальная культура Средневековья и Нового времени

12. Сексуальные культуры Востока: общие и специфические характеристики

13. Этнография о пермиссивных и реприссивных сексуальных культурах.

14. Структура сексуальной культуры, краткая характеристика элементов сексуальной культуры.

15. Нормативы и их содержание в разных культурах. Установки общества в отношении гомосексуальности, мастурбации, добрачной, брачной и внебрачной жизни.

16. Понятие "двойной стандарт" (гендерный, социальный, возрастной аспекты).

17. Символы сексуальной культуры: графические и языковые практики осмысления сексуальности.

18. Понятие «телесный канон». Эволюция канонов телесности. Телесные практики как реализация социального статуса.

19. Многообразие сексуальных символов. Мифологические образы. Сексуальность, жизнь, смерть, смех. Элементы смеховой культуры (либертины, народный фольклор, ненормативная лексика).

20. Ритуалы и обряды как элемент сексуальной культуры, многообразие ритуально-обрядовых практик. Функции обрядов и ритуалов.

21. Формы и виды сексуального поведения. Формы партнерского секса и моносекса.

22. Сексуальные расстройства и дисфункции. Понятие и виды парафилий.

23. Понятие «сексуальная ориентация». Виды сексуальных ориентаций. Истинный и ситуативный гомосексуализм. Институциональный и индуктивный гомосексуализм.

24. Подходы, объясняющие причины гомосексуализма.

25. Социально-правовые проблемы сексологии (проституция, насилие и его формы)

Учебное издание

СОЦИАЛЬНАЯ СЕКСОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ

для студентов 2 курса специальности «Социология»

социологического факультета

(очной формы обучения)

Печатается в авторской редакции

Компьютерная верстка, макет Т.В. Кондратьева

Подписано в печать 29.03.06. Формат 60х84/16. Бумага офсетная.

Усл.-печ. л. 1,16; уч.-изд. л. 1,25. Гарнитура Times.

Тираж 100 экз. Заказ №

Издательство «Самарский университет», 443011, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.