Главная              Рефераты - Разное

Практические аспекты управления спортивными соревнованиями на примере челябинской области 16 - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ГЛАВА 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМИ СОРЕВНОВАНИЯМИ.. 7

1.1 Спортивный менеджмент как особый вид управленческой деятельности 7

2.2 Основные принципы управления спортивными соревнованиями. 13

Выводы по первой главе . 30

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМИ СОРЕВНОВАНИЯМИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ.. 32

2.1 Разработка документации о проведении спортивного соревнования 32

2.2. Организация и проведение спортивного соревнования. 36

Выводы по второй главе . 44

ГЛАВА 3 РОЛЬ СПОРТА И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ОСНОВЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) 45

Выводы по третьей главе . 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 54

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 57

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 61

ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 61

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 63

ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 68

ВВЕДЕНИЕ

Переход российского спорта к рыночной экономике, активизация процессов его коммерциализации и профессионализации, значительное расширение международного и сокращение внутреннего спортивного календаря в 80-е-90-е годы привели к трансформации существующих в России систем проведения спортивных соревнований и их целевой направленности.

Обычно при анализе системы соревнований исследователи и специалисты рассматривают следующие ее элементы: принципы проведения соревнований, допуск к ним, состав команды, зачет, определение победителей, судейство и т.д. Долгие годы вся система большого спорта в России была направлена на исключительно на подготовку членов сборных команд, на их успешное выступление. Вряд ли кто-либо будет спорить, что вся система организации соревнований, и, прежде всего, по игровым видам спорта, была направлена не на зрителя, а на выполнение этой задачи. В угоду сборной команде страны календарь прерывался, игры переносились и, в большинстве своем, проходили при пустых или полупустых трибунах. Следует также подчеркнуть, что, выполняя эту задачу, тратились огромные средства.

В начале 90-х годов руководители российского спорта занялись внедрением спортивного менеджмента и маркетинга, особенно в области проведения спортивных соревнований, т.к. их количество стало резко сокращаться, а расходы на их проведение - расти.

В этот период времени появились в России и первые научные труды и публикации по управлению спортивными мероприятиями (С.И. Гуськов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, И.И. Переверзин и др.). Но, к сожалению, эти работы практически мало затрагивали вопросы менеджмента и маркетинга спортивных соревнований, которые и создают зрелище (товар) для продажи потребителям - зрителям. В этой связи следует отметить, что уже в конце 80-х годов многие советские ученые пришли к выводу, что спорт, даже в условиях бывшего СССР, был товаром. И таким товаром являются прежде всего спортивные соревнования. Однако тема оставалась вне поля зрения российских исследователей. Этим и объясняется актуальность выбранной нами темы исследования.

Кроме того, актуальность исследования связана и с необходимостью осмысления тех серьезных и качественных изменений, которые произошли в мире спорта в конце 80-х и в 90-е годы. Именно в этот период под влиянием отдельных руководителей международного спорта, а также околоспортивных бизнесменов, многие российские руководители спорта восприняли систему управления соревнованиями как панацею от всех имеющихся проблем при их проведении. Проведение соревнований в спорте высших достижений в условиях рыночной экономики следует рассматривать как спортивно-развлекательную услугу с целью получения дополнительных внебюджетных средств за счет привлечения наибольшего количества зрителей, телевидения, радиослушателей, спонсоров, рекламодателей и т. д. Развитие отдельных видов профессионального спорта в России как сферы спортивно-развлекательного бизнеса предполагает необходимость маркетингового подхода к организации и проведению соревнований, ориентированного прежде всего на зрелищность и получение доходов.

Все это обусловливает актуальность исследования управления соревнованиями с точки зрения менеджмента.

Объект исследования - спортивные соревнования всех уровней - международные, национальные, региональные и местные.

Предмет исследования - организационная (менеджмент) деятельность спортивных организаций в области проведения соревнований по отдельным видам спорта.

Цель работы — выявить эффективность управления спортивными соревнованиями с точки зрения менеджмента.

Для решения поставленной цели определены следующие задачи:

1) выделить основные принципы управления спортивными соревнованиями с точки зрения менеджмента;

2) проанализировать опыт управления соревнованиями на примере Челябинской области;

3) на основе данных, полученных в ходе социологического исследования, выявить, какую роль играют спортивные соревнования в Челябинской области.

Цели и задачам нашего научного исследования подчинена структура работы, которая включает в себя введение, три главы и заключение.

Для написания дипломной работы нами использовались следующие методы исследования:

1) изучение, обработка и систематизация теоретического и исторического материала;

2) эмпирические наблюдения, анализ сложившейся практики: формально-логические - индуктивные, дедуктивные, традуктивные умозаключения; содержательно-теоретические - анализ и синтез.

Новизна работы заключается в том, что в ней продолжено комплексное научное исследование деятельности спортивных организаций всех уровней (международных, национальных, региональных и местных) в области организации и проведения соревнований и сделана попытка определить предпосылки и пути их эффективного проведения. Впервые проведение соревнований рассматривается не как важный и значительный этап подготовки спортсменов, а как составная часть спортивного бизнеса. И в этом плане выявление особенностей маркетинга российского спорта и их влияние на проведение соревнований, а также определение путей эффективного проведения соревнований и тенденций развития соревновательной деятельности в начале XXI века, имеют также значительную научную ценность.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования, разработанные рекомендации в области менеджмента и маркетинга проведения соревнований, могут быть использованы в практической работе спортивных менеджеров при организации и проведении различных спортивных соревнований. Кроме того, они могут быть использованы в учебно-педагогической работе, в преподавании различных дисциплин, связанных с менеджментом, маркетингом и правовыми аспектами деятельности спортивных организаций, в особенности в области проведения спортивных соревнований.

Гипотеза исследования. Изменение системы проведения соревнований и внедрение менеджмента в эту сферу позволит не только увеличить бюджеты спортивных организаций за счет внебюджетных источников проведения соревнований и уменьшить выделение средств из госбюджета на эти цели, но и проводить их на более качественном уровне.

В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия таких исследователей, как В.В. Галкин «Экономика и управление физической культурой и спортом», В.И. Жолдак «История Менеджмент спорта и туризма», В.Н. Зуев «Управление системой спортивного соревнования», И.И. Переверзин «Менеджмент спортивной организации», О.Н. Степанова «Маркетинг в сфере физической культуры и спорта» и др.

Следует также отметить ряд диссертационных исследований. Это работы А.М. Банникова, В.А. Васина, В.А. Шкляра и др. Эти исследования посвящены различным аспектам управления спортивными соревнованиями, в том числе в отдельных регионах Российской Федерации.

ГЛАВА 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМИ СОРЕВНОВАНИЯМИ

1.1 Спортивный менеджмент как особый вид управленческой деятельности

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания [40, с. 224].

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа преподавателей физической культуры или тренеров. Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью участников (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это – отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть, прежде всего, безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

Теперь перейдем непосредственно к составу и функционалу организаторского комитета спортивного соревнования.

Оргкомитет по подготовке и проведению соревнований создается согласно распоряжению первого должностного лица исполнительной власти субъекта Федерации (если соревнования проводятся на городском или международном уровне) или председателя правления организации непосредственно проводящей соревнование. Функции оргкомитета:

- несет ответственность за подготовку и проведение соревнования;

- распределяет обязанности между членами оргкомитета и утверждает предложенный ими план организационной подготовки и проведения соревнований;

- непосредственно руководит службами по различным направлениям во время проведения соревнований;

- обеспечивает подведение итогов соревнований;

- анализирует итоги мероприятий, направляет информацию руководителям муниципальных образований и главам администраций (если соревнования проводятся на городском, федеральном или мировом уровне) [9, с. 14].

Именно от четкой работы этой функции организации зависит успешность в выполнении остальных функций и задач управления спортивным зрелищем.

2.2 Основные принципы управления спортивными соревнованиями

Разберем, с чего начинается управление спортивными соревнованиями.

На начальном этапе целесообразно провести составление календаря спортивных соревнований. Проведение спортивных соревнований и физкультурно-спортивных мероприятий (ФСМ) регулируется несколькими документами, основными из которых являются правила соревнований по видам спорта, календарный план спортивных соревнований, положение о соревновании, регламент проведения спортивных соревнований, смета на проведения спортивного соревнования.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

1. Формирование судейской коллегии.

Для проведения соревнований оргкомитетом заблаговременно утверждается главная судейская коллегия и подбирается состав судей в соответствии с правилами и положением о данном соревновании.

Главная судейская коллегия приведенного выше соревнования состоит из главного судьи, его заместителя (в том числе по медицинскому и хозяйственному обеспечению), главного секретаря и его помощников, старшего судьи, судей на вышке, судей-наблюдателей и судьи-информатора. На турнирах по футболу, хоккею, баскетболу и другим спортивным играм, также присутствует судья-секундометрист. На турнирах по легкой атлетике присутствует судья на финише.

Чтобы иметь право состоять в судейской коллегии любого профессионального соревнования, необходимо пройти обучение на семинарах, проводимых Федерацией России по конкретному виду спорта, и сдать определенные нормативы по теоретической и практической подготовке.

2. Медицинское обеспечение и техника безопасности.

На всех спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях, независимо от их масштаба, должен быть врачебный персонал для наблюдения за санитарным состоянием мест соревнований, обслуживания участников и оказания неотложной медицинской помощи в случае необходимости.

3. Реклама спортивного соревнования.

Рекламу спортивного соревнования целесообразно проводить в виде рекламной кампании, которая представляет собой несколько рекламных мероприятий, объединенных одной целью (целями), охватывающих определенный период времени и распределенных во времени так, чтобы одно рекламное мероприятие дополняло другое.

При организации рекламной кампании запланированного спортивного мероприятия необходимо соответствовать стратегии маркетинга, которая будет определять цели этой кампании, влиять на выбор средств и вида рекламных каналов.

Рекламная кампания при подготовке, в ходе и после окончания соревнований может включать:

- освещение хода подготовки к соревнованиям в печати; выпуск и распространение афиш, программ, пригласительных билетов, листовок; информацию по радио и телевидению; организацию фотостендов и т.п.;

- популяризацию соответствующих видов спорта путем торжественного открытия (парада) и закрытия соревнований, широкой радиоинформации по ходу соревнований; своевременное заполнение итоговых таблиц; выпуск фотомонтажей; трансляцию соревнований по телевидению и т.д.;

- размещение информации о предстоящем соревновании в Интернете;

- своевременное подведение итогов и торжественное закрытие соревнований; вручение победителям призов, медалей, грамот и дипломов; проведение показательных выступлений; своевременную информацию в печати, по радио и телевидению о результатах проведенных спортивных соревнований [13, с. 52].

Независимо от места проведения соревнований (стадион, Дворец спорта, спортивный зал, плавательный бассейн и др.), спортивные сооружения в дни проведения соревнований должны быть ярко и красочно оформлены. Красочное оформление мест проведения спортивных соревнований является одним из эффективных средств рекламы не только данного спортивного мероприятия, но и физической культуры и спорта в целом, нравственного и патриотического воспитания спортсменов.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

17) перед началом, в перерывах, по окончании мероприятия включать тихую, мелодичную музыку [22, с. 21-22].

Следует сказать о необходимости тесного сотрудничества и постоянного контакта менеджеров (директоров соревнований) с милицией, организаторами конкретного мероприятия, участниками спортивного мероприятия, службой безопасности, пожарниками, представителями местных властей. Все это в данном случае преследует одну цель – предотвратить возникновение внештатных ситуаций, угрожающих здоровью и жизни людей в местах большого скопления народа.

7. Функция координации.

Данная функция служит для максимального уменьшения спорных ситуаций, связанных с нечеткими разграничениями полномочий и неоговоренными связями между подразделениями.

Рассмотрим применение этой функции на примере традиционного соревнования, проводимого одной из районных спортивных организацией. Для этого построим структурную схему, на которой покажем все функциональные связи управления спортивным соревнованием.

Таблица 3 – Структурная схема управления спортивным соревнованием

Организатор турнира

Директор турнира

Главный врач

Главный судья

Главный секретарь

Заместитель по хозяйственной части

Главный бухгалтер

Заместитель по связям с прессой

Заместитель по транспортному обслуживанию

Заместитель по связям с общественностью

Заместитель по художественной части (открытие/закрытие турнира)

Рисунок 3 – Оформление таблицы

Также эти связи и функции каждого из подразделений оговорены в регламенте по конкретному виду спорта [37, с. 124].

8. Функция маркетинга.

В рыночных условиях маркетинг спортивных мероприятий и соревнований рассматривается как один из относительно самостоятельных разделов менеджмента, как одна из его специфических функций, имеющая большое практическое значение, усиливая их коммерческую значимость. Сейчас все чаще звучит понятие «комплексный маркетинг» – система, объединяющая различные виды рекламы, торговые, спонсорские и иные публичные отношения, которые нацелены на достижение большей эффективности маркетинговых программ с целью укрепить средства инвесторов. Комплексный маркетинг занял очень важное место в спортивных маркетинговых компаниях, рекламных агентствах и корпоративных спонсорских компаниях спортивных соревнований [32, с. 86].

Центральным звеном успешного управления проведением спортивных мероприятий является проектирование, планирование и контроль за их проведением. Эти функции были уже рассмотрены ранее. Каждый этап управления соревнованием – выбор спортивных сооружений, продажа билетов и организация входа на спортсооружения, гостеприимство и правила этикета, приглашение знаменитых спортсменов и т.д. – должен быть тщательно спланирован, чтобы удовлетворить потребности различных слоев населения.

В комплексном маркетинге огромное значение придается привлечению на соревнования спортивных звезд. Спортивные знаменитости поднимают настроение болельщиков и придают соревнованиям притягательность, так как для болельщиков настоящим счастьем считается предоставление возможности пожать им руку, сфотографировать их или просто побыть рядом с ними. Многие спортсмены обязаны по контракту каждый год принимать участие в определенном количестве благотворительных или публичных соревнований. Это помогает им в сохранении своего статуса [26, с. 125].

Естественно, что в комплексном маркетинге спортивного соревнования одно из ключевых мест занимает работа по привлечению спонсоров. Конкретное представление о содержании этой работы можно получить, ознакомившись с содержанием спонсорского соглашения.

Маркетинговые коммуникации – один из разделов маркетинга. Значение маркетинговых коммуникаций в теории и практике российского маркетинга постепенно растет вместе с осознание роли коммуникаций в решении конкретных проблем организаций и предприятий на российском рынке [6, с. 137]. Функция маркетинга очень важна в любом массовом мероприятии и соответственно в любом спортивном соревновании. Это доказывает использование во всех спортивных мероприятиях маркетинговых технологий.

Выводы по первой главе

Итак, мы пришли к выводу, что в спортивных соревнованиях решаются те же задачи, что и в физическом воспитании в целом. Кроме того, они – действенный стимул систематических занятий спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта в стране.

Спортивные соревнования используются для подготовки к последующим, более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности, проверки качества и учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитация за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

Мы обосновали содержание и необходимость применения функций менеджмента в системе спортивного соревнования в целом и некоторых спортивных соревнований, в частности. Определили оптимальный состав организационного комитета по подготовке и проведению соревнования, а также функционального содержания его деятельности. Систематизировали содержание регулирования процесса управления системой спортивного соревнования: определили значимость, последовательность и содержание основных элементов регуляции процесса подготовки и проведения соревнования, правил соревнований по видам спорта, календарного плана спортивных соревнований и положения о проводимом соревновании.

Обозначили основные элементы поощрения работников в данной сфере, также подробно рассмотрен комплекс мер по обеспечению безопасности и регулированию правонарушений при проведении спортивного соревнования, его медицинскому обеспечению.

Провели анализ спортивного соревнования как производства услуги в области зрелищных мероприятий. Определены содержание, виды и механизм продвижения услуг в процессе подготовки и проведения соревнования в виде информационной рекламы данного соревнования – реклама посредством СМИ, щитовая и печатная реклама и др.

Перейдем непосредственно к анализу спортивного соревнования, проводимого на региональном уровне, с точки зрения менеджмента.

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМИ СОРЕВНОВАНИЯМИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Разработка документации о проведении спортивного соревнования

В последние годы в характеристике Челябинской области наряду с «опорным краем державы» все чаще появляется формулировка «один из сильнейших спортивных регионов России». Сегодня в Челябинской области удалось изменить отношение к физической культуре и спорту. Проявляется это не только во вводе в строй новых спортивных объектов, но и в количестве и ранге прошедших за прошедший год соревнований, в результатах выступления спортсменов области на международной арене, в отношении к детскому, массовому и инвалидному спорту. Серьезные изменения произошли и в структуре управления массовым спортом и спортом высших достижений.

Челябинская область на сегодняшний день располагает достаточными спортивными ресурсами для проведения соревнований всероссийского уровня как по зимним, так и по летним видам спорта.

Одним из крупнейших спортивных мероприятий 2009 года в Челябинской области стала «Лыжня России».

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Были подготовлены также автостоянки для лыжников, которые приехали на место соревнований на личном автомобиле, точки питания, точка проката лыжного оборудования.

4. Работа организаторов непосредственно во время соревнования.

Старты открыли в 10.00 часов участники-профессионалы: в первом забеге на пятикилометровую дистанцию вышли женщины, во втором – мужчины. Им предстояло преодолеть большее расстояние – 10 километров. Естественно, что такое крупное соревнование желательно в торжественной обстановке. В 11.45 состоялась церемония торжественного открытия соревнований. Сразу после неё на лыжню пригласили VIP-персон города и руководителей предприятий. Далее прошел семейный забег. Его участники преодолели двухкилометровую дистанцию.

Такую же по протяжённости трассу пробежали ветераны: женщины и мужчины старше 50 лет. После этого на лыжню вышли школьники, а также представители учреждений, организаций и предприятий районов города. Далее соревновались иногородние участники.

Поскольку участникам, судьям и зрителям предстояло долго быть на морозном воздухе, было немаловажно давать все старты в точно назначенное время, чтобы участники могли провести разминку и к указанному в протоколе времени явиться на старт.

До начала соревнований сверяют все часы, хронометры, по которым работают бригады на старте и финише и судья-информатор, поддерживающий с ними связь.

За 15 минут до старта по радио сообщили, сколько минут осталось до первого старта, и так повторяли несколько раз. За 4-5 мин. до старта стартер с флагом и хронометром секретарь стартера со стартовыми протоколами вышли на линию старта, а помощник стартера вызвал в стартовую зону первых участников. Участники стартовали по времени, указанному в протоколе. За одну минуту до старта первые участники выстроились на линии старта и секретарь отметил явку в стартовом протоколе. За 10 секунд стартер подал команду «Внимание». За 5 секунд до старта он начал считать: «Пять-четыре-три-два-один. «Марш!». И масштабная лыжная гонка «Лыжня России-2009» началась.

Закончив старт, секретарь стартера подсчитал число стартовавших, записал его в стартовом протоколе и сдал документы в секретариат, сообщив о числе стартовавших бригаде на финише.

Интервал на старте составлял 2 минуты.

Полученные с финиша результаты в секретариате занесли на карточки участников. Заполненные карточки подкалывают в порядке показанных результатов. Это дало возможность информатору не только объявлять результаты финишированных участников, но периодически сообщать результаты лучшей тройки, пятерки, десятки.

После прохождения дистанции секретарь гонки с помощниками по заполненным карточкам участников подсчитывал командные результаты. Их утверждали на заключительном заседании судейской коллегии.

Все итоговые материалы размножили и раздали представителям участвовавших организаций. Все сведения о ходе соревнований и их итогах были сообщены представители прессы, радио и телевидения.

На торжественном закрытии гонки главный судья сообщил итоги забега, прошло награждение победителей.

5. Организационная работа по завершению соревнования.

По окончании соревнований организаторы провели следующую работу:

1) собрали, привели в порядок и сдали полученные инвентарь и оборудование;

2) привели в порядок всю документацию, относящуюся к соревнованиям. Вся техническая документация о соревнованиях (заявки, карточки участников, протоколы старта и финиша, протоколы контролеров и судей по технике прыжков, схемы и профили трасс и акты об их измерении и т. п.) обычно подшивается в соответствующим образом оформленные и пронумерованные папки и сдается в организацию, проводящую соревнования, где они хранятся в течение года;

З) размножили протоколы соревнований и разослали их по назначению, оформили для представителей папки с протоколами, программами соревнований, афишами о них, образцами разметки, билетов участников и т п. Папки были оформлены эмблемой лыжной;

4) подготовили отчеты главного судьи и его заместителей по медицинскому обслуживанию. Эти отчеты были сданы в организацию, проводящую соревнования;

5) провели финансовые расчеты с судьями и обслуживающим персоналом;

6) подготовили и сдали финансовый отчет о соревнованиях. к финансовому отчету обычно прилагаются все оправдательные документы (ведомости на питание участников, судей, на оплату обслуживающего персонала, акты, счета, квитанция и т. л.);

7) сдали и оприходовали неиспользованные награды и призы.

Выводы по второй главе

Проанализировав работу организационного комитета по проведению лыжной гонки в Челябинске «Лыжня России-2009», можно сделать следующие выводы. Соревнования были организованы достаточно четко и празднично, что несомненно явилось лучшим средством популяризации лыжного спорта, привлечения широких масс к систематическим занятиям лыжами для оздоровления в отдыха.

Учитывая опыт прошлых лет, особое внимание было уделено планированию времени проведения соревнований. Ведь участникам, судьям и зрителям приходится долго находиться на открытом воздухе при довольно низкой температуре. Поэтому и требуется точно рассчитать часы начала соревнований, стартов на отдельных дистанциях, чтобы по возможности уплотнить время проведения гонок.

Из минусов организации можно отметить, что в связи с экономическим кризисом городам-организаторам гонки в Челябинской области поступило меньшее количество нагрудных номеров, шапочек и наградной атрибутики. Для Челябинской области было предоставлено всего около четырех тысяч.. Для проведения соревнований в Челябинске это слишком малое количество – в областном центре на старт ежегодно выходит более 15 тысяч лыжников, поэтому организаторами было принято решение о проведении «Лыжни России» в «лыжной Мекке» Южного Урала – в Златоусте, а не как в предыдущих годах – в самом Челябинске.


ГЛАВА 3 РОЛЬ СПОРТА И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ОСНОВЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Нами было проведено социологическое исследование: проанализировано общественное мнение жителей г. Челябинска о проводимых в городе спортивных мероприятиях, степень вовлеченности горожан в спортивный досуг. Исследование проводилось методом анкетного опроса [Приложение В]. Были охвачены две категории населения – школьники средних и старших классов и взрослые жители, всего 100 человек.

По данным опроса, половина опрошенных челябинцев считает, что город имеет определенные спортивные традиции (только 12% отрицательно ответили на этот вопрос). В городе существуют спортивные команды высшей лиги, проходят массовые спортивные состязания.

Как выяснилось, спорт как занятие и как коллективное зрелище не относится к числу тем, наиболее интересных для опрошенных челябинцев: соотношение явно интересующихся и столь же выражено не интересующихся им устойчивое и держится на уровне 3:5 (табл. 5).

Таблица 5 – В какой мере вас интересует спорт, спортивные состязания? (в % от числа опрошенных в каждом исследовании)

Совершенно не интересует

26

Мало интересует

21

В какой-то мере интересует

22

Во многом интересует

19

Чрезвычайно интересует

11

Затрудняюсь ответить

1

Рисунок 5 – Оформление таблицы

При этом повышенный интерес к спорту, спортивным соревнованиям и участнический, и зрительский явно концентрируется среди самых молодых мужчин. В группе респондентов 25-39 лет он уже устанавливается на нормативном уровне, совпадая с усредненными показателями по населению в целом, а далее резко и неуклонно снижается (табл. 6).

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Среди первоочередных мер по активизации физкультурно-спортивной работы в городе более половины опрошенных называют необходимость снижения цен на услуги физкультурно-спортивных учреждений. 49,4% респондентов видят выход в обеспечении существующих спортивных комплексов необходимым оборудованием, улучшении их материальной базы, а 40,6% челябинцев предлагают расширение физкультурно-спортивных связей, строительство новых спортивно-физкультурных учреждений, организацию секций. Требуется более активная работа по донесению до населения информации о мерах, которые предпринимает городская администрация, и мероприятиях, которые планирует и проводит городское управление по физкультуре, спорту и туризму. 26,2% жителей города поддерживают инициативы различных учреждений и местных властных органов, касающиеся регулярного проведения в городе интересных и зрелищных спортивных мероприятий. Каждый четвертый опрошенный челябинец (25,5%) видит возможность укрепления интереса к спорту среди населения в возрождении работы секций по месту жительства, восстановлении дворовых спортивных площадок, дворовых команд. 29,2% респондентов надеются таким образом привлечь к спорту молодежь.

Выводы по третьей главе

На основе данных, полученных в ходе нашего социологического исследования, можно сделать следующие выводы.

К сожалению, интерес к спорту в Челябинске исключительно телевизионный, зрительский, но даже здесь он почти весь сосредоточен в слое молодых горожан мужского пола. То есть заявленный интерес к спорту - это преимущественно интерес болельщика, следящего за спортивными состязаниями и победами со стороны.

Включенность в персональные занятия спортом и даже посещение стадионов, где происходят спортивные соревнования, на порядок уступают зрительскому интересу, который к тому же проявляется более регулярно.

При этом наиболее популярными по посещению у болельщиков оказались местные и региональные соревнования, на втором месте – национальные соревнования, и только потом – международные. По степени зрелищности все с точностью до наоборот. При этом самыми посещаемыми и соответственно самыми зрелищными оказались командные виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол. Представления о спорте преимущественно связаны с национально-государственным престижем на международной арене.

Главная причина, а, возможно, наиболее популярная отговорка, почему респонденты не посещают спортивные мероприятия или не занимаются спортом, – это отсутствие времени. Однако, на наш взгляд, челябинцам не хватает информации о проводимых мероприятиях. Следовательно, активную информационную политику надо проводить на всех уровнях – правительственном, городском, школьном, на предприятиях. Особенное внимание следует уделять молодежи, потому что именно в молодом возрасте закладывается стремление и желание заниматься спортом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы пришли к выводу, что в спортивных соревнованиях решаются те же задачи, что и в физическом воспитании в целом. Кроме того, они – действенный стимул систематических занятий спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта в стране.

Мы обосновали содержание и необходимость применения функций менеджмента в системе спортивного соревнования в целом и некоторых спортивных соревнований, в частности. Определили оптимальный состав организационного комитета по подготовке и проведению соревнования, а также функционального содержания его деятельности. Систематизировали содержание регулирования процесса управления системой спортивного соревнования: определили значимость, последовательность и содержание основных элементов регуляции процесса подготовки и проведения соревнования, правил соревнований по видам спорта, календарного плана спортивных соревнований и положения о проводимом соревновании.

Обозначили основные элементы поощрения работников в данной сфере, также подробно рассмотрен комплекс мер по обеспечению безопасности и регулированию правонарушений при проведении спортивного соревнования, его медицинскому обеспечению.

Провели анализ спортивного соревнования как производства услуги в области зрелищных мероприятий. Определены содержание, виды и механизм продвижения услуг в процессе подготовки и проведения соревнования в виде информационной рекламы данного соревнования – реклама посредством СМИ, щитовая и печатная реклама и др.

Также провели анализ спортивного мероприятия на уровне региона – «Лыжня России» в Челябинской области.

Проанализировав работу организационного комитета по проведению лыжной гонки в Челябинске «Лыжня России-2009», можно сделать следующие выводы. Соревнования были организованы достаточно четко и празднично, что несомненно явилось лучшим средством популяризации лыжного спорта, привлечения широких масс к систематическим занятиям лыжами для оздоровления в отдыха.

Учитывая опыт прошлых лет, особое внимание было уделено планированию времени проведения соревнований. Ведь участникам, судьям и зрителям приходится долго находиться на открытом воздухе при довольно низкой температуре. Поэтому и требуется точно рассчитать часы начала соревнований, стартов на отдельных дистанциях, чтобы по возможности уплотнить время проведения гонок.

Из минусов организации можно отметить, что в связи с экономическим кризисом городам-организаторам гонки в Челябинской области поступило меньшее количество нагрудных номеров, шапочек и наградной атрибутики. Для Челябинской области было предоставлено всего около четырех тысяч.. Для проведения соревнований в Челябинске это слишком малое количество – в областном центре на старт ежегодно выходит более 15 тысяч лыжников, поэтому организаторами было принято решение о проведении «Лыжни России» в «лыжной Мекке» Южного Урала – в Златоусте, а не как в предыдущих годах – в самом Челябинске.

То, на каком уровне проходят в области спортивные мероприятия и насколько они значимы для жителей Южного Урала, нам позволило оценить проведенное социологическое исследование.

На основе полученных данных мы пришли к выводу, что, к сожалению, интерес к спорту в Челябинске исключительно телевизионный, зрительский, но даже здесь он почти весь сосредоточен в слое молодых горожан мужского пола. То есть заявленный интерес к спорту - это преимущественно интерес болельщика, следящего за спортивными состязаниями и победами со стороны.

Включенность в персональные занятия спортом и даже посещение стадионов, где происходят спортивные соревнования, на порядок уступают зрительскому интересу, который к тому же проявляется более регулярно.

При этом наиболее популярными по посещению у болельщиков оказались местные и региональные соревнования, на втором месте – национальные соревнования, и только потом – международные. По степени зрелищности все с точностью до наоборот. При этом самыми посещаемыми и соответственно самыми зрелищными оказались командные виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол. Представления о спорте преимущественно связаны с национально-государственным престижем на международной арене.

Главная причина, а, возможно, наиболее популярная отговорка, почему респонденты не посещают спортивные мероприятия или не занимаются спортом, – это отсутствие времени.

Поскольку в спортивных соревнованиях решаются те же задачи, что и в физическом воспитании в целом. Кроме того, они – действенный стимул систематических занятий спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта в стране. Поэтому, на наш взгляд, челябинцам не хватает информации о проводимых мероприятиях. Следовательно, активную информационную политику надо проводить на всех уровнях – правительственном, городском, школьном, на предприятиях. Особенное внимание следует уделять молодежи, потому что именно в молодом возрасте закладывается стремление и желание заниматься спортом.

Эти и другие выводы, полученные в ходе выполнения работы, имеют большое теоретическое и практическое значение для управления спортивными соревнованиями. Эти данные могут применяться на всех уровнях иерархии спортивной жизни – как в массовом спорте, так и на профессиональном международном уровне. Большее внимание, уделяемое проблеме менеджмента в физической культуре и спорте, приведет к повышению популяризации этой отрасли среди населения и увеличению доходов среди организаций, проводящих соревнования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акинин, П.В. Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образования : сборник научных трудов по материалам Всероссийской Научно-практической конференции 21-22 апреля 2005 г. / П.В. Акинин. – Ставрополь, 2005. – 112 с.

2. Алешин, В.В. Менеджмент и маркетинг на европейских стадионах / В.В. Алешин, И.И. Переверзин. – М. : Советский спорт, 2003. – 239 с.

3. Бальсевич, В.К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3. – С. 2-4.

4. Банников, А.М. Управление системой физической культурой и спортом в субъекте Российской Федерации в современных социально – экономических условиях (на примере Краснодарского края) : дисс. канд. пед. наук : 13.00.02 : защищена 29.01.02 : утв. 03.07.02 / Банников Александр Максимович. – Майкоп, 2002. – 118 с.

5. Богданова, С.В. Правовые вопросы основы физической культуры и спорта: Учебное пособие / С.В. Богданова, С.В. Чабан. – Великие Луки, 2001. – 208с.

6. Васин, В.А. Организационные, социально-экономические и правовые аспекты деятельности спортивных организаций на современном этапе : дисс. канд. пед. наук : 13.00.04 : защищена 15.01.00 : утв. 26.06.00 / Васин Владимир Алексеевич. – М., 2000. – 217 с.

7. Введение в теорию физической культуры: учебное пособие для ин-тов физ. культ. / Л.П. Матвеев. - М. : ФиС, 1983. -324 с.

8. Вилькин, Я.Р., Каневец, Т.М. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: учеб. пособие для ин-тов физ. культ. / Я.Р. Вилькин, Т.М. Каневец. - М. : ФиС, 1985. – 186 с.

9. Вилькин, Я.Р. Популярный менеджмент: пособие для физкультурных работников / Я.Р. Вилькин. - М.: РМК ФКС, 1992. – 216 с.

10. Виханский, О.С. Менеджмент : человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М. : Гардарика, 1996. – 416 с.

11. Галкин, В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: учебное пособие для вузов / В.В. Галкин.– Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 448 с.

12. Гостев, Р.Г., Гуськов, С.И. Физическая культура в России: состояние и перспективы / Р.Г. Гостев, С.И. Гуськов // Физическая культура и спорт в Российской Федерации : сб. статей ВНИИФК. – М. : Импульс-Принт, 2000, – Вып.1. – С. 101-106.

13. Гусев, А.Г. Развитие физической культуры и спорта в системе местного самоуправления / А. Г. Гусев. - СПб., 2002. – 214 с.

14. Гуськов, С.И. Физическая культура и спорт в РФ: сборник статей ВНИИФК / С.И. Гуськов. – М., 2000г. – 217 с.

15. Давыдова, Е.Ю. Основные функции менеджмента на примере спортивных соревнований Санкт-Петербурга / Е.Ю. Давыдова // Научно-технический вестник. – № 50. – СПб., 2008. – 244 с.

16. Друзь, В.А. Спортивная тренировка и соревнования / В.А. Друзь. – СПб. : Питер, 2004.– 118 с.

17. Жолдак, В.И., Квартальнов, В.А. Менеджмент спорта и туризма / В.И. Жолдак, В.А. Квартальнов. – М., 2001. – 224 с.

18. Жолдак, В.И. Системный подход в организации управления физкультурно-спортивного движения // Физическая культура и спорт в Российской федерации. Сб. статей ВНИИФК. Вып. 1. - М. : Импульс-Принт, 2000.

19. Золотов, М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : учебное пособие / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М. Е.Кутепов, С.Г. Сейранов. – М. : Академия, 2001. – 426 с.

20. Зуев, В.Н. Управление системой спортивного соревнования: монография / В.Н. Зуев. – Омск, 1999. – 78 с.

21. Камалетдинов, В.Г. Физкультурно-спортивное движение: управление и пути совершенствования / В.Г. Камалетдинов // Теория и практика физической культуры. – 2009. - № 4. - С. 19-21.

22. Кузнецов, А.К. Физическая культура / А.К. Кузнецов. – СПб. : Нева, 2004. – 324 с.

23. Литвиненко, С.Н. Новые формы массовых соревнований: Матер. VII Междунар. науч. конгресса «Современный олимпийский спорт и спорт для всех». – М. : СпортАкадемПресс, 2003. – С. 31-33.

24. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. – М. : Издателький центр «Академия», 2004. – 432 с.

25. Министерство по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области [Электронный ресурс] : официальный сайт Министерства по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области. – Челябинск, 2008 – Режим доступа: http://www.chelsport.ru

26. Настольная книга спортивного менеджера : справочное пособие / Под ред. М.И. Золотова, В.В. Кузина, М.Е. Кутепова, С.Г. Сейранова. - М. : Физкультура, образование и наука, 1997. - 518 с.

27. Нормативное правовое и программно-методическое обеспечение сферы физической культуры и спорта: документы и материалы (1999-2000 гг.) / авт.-сост. : П.А. Рожков, П.А. Виноградов, В.П. Моченов. – М., 2004. – 157 с.

28. Организация и проведение спортивных праздников с детьми дошкольного возраста. – Омск: СибГАФК, 2000. – 42с.

29. Паначев, В.Д. Спорт и личность: опыт социологического анализа / В.Д. Паначев // СОЦИС. – 2007. – № 11.

30. Переверзин, И.И. Менеджмент спортивной организации: учебное пособие / И.И. Переверзин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Физическая культура и спорт, 2006. – 464 с.

31. Регламент Российского теннисного тура – 2007 / В. Лазарев, В. Солнцев, А. Максимов, Ш. Тарпищев. – М. : Матчбол теннис, 2007. – 111 с.

32. Российская Федерация. Законы. О физической культуре и спорте : федер. закон : [принят Гос. Думой 16 ноября 2007 г. : одобр. Советом Федерации 23 ноября 2007 г.]. – [4-е изд.]. – М. : Маркетинг, 2007. – 42 с.

33. Спортивный портал УФКСиТ Администрации г. Челябинска [Электронный ресурс]: сайт Управления физкультуры и спорта г. Челябинска. – Челябинск, 2002 – Режим доступа: http://www.74sport.ru

34. Степанова, О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта / О.Н. Степанова. – М. : Советский спорт, 2005. – 256 с.

35. Степанова О.Н. Маркетология спорта: инструментарий социолога: учебное пособие / О.Н. Степанова. – М. : Советский спорт, 2003. – 72 с.

36. Студенческая наука – физической культуры и спорта. Тезисы докладов итоговой научной конференции студентов и аспирантов СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта «Человек в мире спорта» (Санкт-Петербург, 18 апреля-29 апреля 2005 г.). Вып. 1 / Ред. С.Н. Бекасова. – СПб. : СПбГАФК, 2005. – 116 с.

37. Теория и методика физического воспитания / под ред. Б.А. Ашмарина, М.Я. Вилевскиого, К.Х. Грантыниного. – М. : ЮНИТИ, 2004. – 288 с.

38. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. – 403 с.

39. Тер-Ованесян, А. А. Спорт. Обучение, тренировка, воспитание / А.А. Тер-Ованесян. – М., 2003. – 168 с.

40. Томич, М. Маркетинг в спорте. Рынок и спортивные продукты / М. Томич. – М., 2002. – 224 с.

41. Тукманов, А.В. Организационные и маркетинговые предпосылки эффективного проведения соревнований (на примере футбола) / А.В. Тукманов. – Москва, 2002. – 98 с.

42. Физическая культура / под ред. С.К. Елисеевой. – М. : Логос, 2003. – 324 с.

43. Физическое воспитание / под ред. А.Д. Потапова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 266 с.

44. Футбол: Правила соревнований. – М. : Терра Спорт, 2000. – 69 с.

45. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М. : Академия, 2003. – 480 с.

46. Черепов, В.А. Проблемы менеджмента в сфере физической культуры и спорта: хрестоматия / В.А. Черепов. – СПб. : СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. – 229 с.

47. Шкляр, В.А. Структура организации и управление спортом высших достижений на муниципальном уровне (на примере Иерусалима) : дисс. канд. пед. наук : 07.00.02 : защищена 17.0.02 : утв. 12.08.02. – М., 2002. – 187 с.

48. Шустин, Б.Н. Современная система соревнований : материалы VI Международного научного конгресса «Олимпийский спорт и спорт для всех» 17 мая 2000 г. / Б.Н. Шустин. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 154 с.

49. Эвангелиста, Р. Бизнес победы: руководство для менеджера по созданию команды победителей на работе : практическое пособие / Р. Эвангелиста. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 248 с.

50. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. – М. : Физкультура и спорт, 2003. – 300 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.