Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Учебно-методическое пособие для курсового проектирования Барнаул 2009

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

российской федерации

федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

И.Л. Новожилов, В.Н. Самородова

скребковые конвейеры

Учебно-методическое пособие

для курсового проектирования

Барнаул 2009

УДК 621.01.001(072)

Скребковые конвейеры: Учебно-методическое пособие для курсовогоо проектирования / Сост.: И.Л. Новожилов, В.Н. Самородова, – Барнаул, 2009. – 25 с.

Учебно-методическое пособие предназначено в основном для выполнения курсовых работ по дисциплине «Детали машин и основы конструирования».С этой целью в него включено достаточно большое количество теоретического и справочного материала, необходимого при выполнении расчетов.

Рекомендовано к изданию методической комиссией ИТАИ (протокол № от).

Рецензент

Ó Алтайский государственный аграрный университет, 2009

Ó Новожилов И.Л., Самородова В.Н., 2009

ÓФГОУ ВПО АГАУ, 2009


Содержание

стр.

Введение………………………………………………………….………4

1. Принцип действия и устройство скребковых конвейеров..….…...5

2. Основные элементы скребковых конвейеров………………………8

2.1. Тяговые цепи………………………………………………………..8

2.2. Скребки…………………...………………………………………..14

2.3. Привод……………………………………………………………..14

2.4. Натяжные устройства……………………………………………..15

3. Основы проектирования скребковых конвейеров……………….15

4. Пример расчета скребкового конвейера………...……………….....23

5. Библиографический список…………………………………………27


Введение

Изучение курса «Детали машин и основы конструирования» (раздел «Подъемно-транспортирующие машины») завершается выполнением курсовой работы, когда студент впервые самостоятельно разрабатывает конструкцию грузоподъемной или транспортирующей машины. При проектировании ему приходится выбирать схемы и основные параметры механизмов, разрабатывать конструкции узлов и деталей с учетом условий работы и предъявляемых требований, решать вопросы, связанные с применением стандартных изделий.

К сожалению, необходимые материалы приведены в различных источниках и, кроме того, в них не всегда учтена специфика ПТМ, используемых в сельском хозяйстве. Все это существенно затрудняет выполнение работы.

В предлагаемом пособии изложены теоретические материалы, методические рекомендации и представлены нормативные материалы, необходимые для выполнения курсовой работы по проектированию скребковых конвейеров, дан пример расчета, необходимые выдержки из каталогов и стандартов.


1. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И устройство скребковых конвейеров

Скребковые конвейеры представляют собой группу транспортирующих машин, принцип действия которых основан на волочении транспортируемого груза по неподвижному желобу с помощью скребков, прикрепленных к тяговому органу - цепям. Форма и высота скребка - основные конструктивные признаки типов конвейеров.

Скребковые конвейеры делят на два типа по способу перемещения груза - порционного и сплошного волочения. К первому типу относятся конвейеры со сплошными высокими скребками (рис. 1), высота которых приблизительно равна высоте желоба, ко второму типу - конвейеры со сплошными низкими (погружными) (рис. 2) и контурными скребками (рис. 3), в которых груз перемещается не отдельными порциями, а сплошным слоем, высота которого в несколько раз выше высоты скребков.

Рис. 1. Скребковый конвейер порционного волочения

1 – приводная звездочка; 2 – тяговая цепь; 3 – скребок; 4 – направляющие; 5 – натяжная звездочка; 6 – ролик; 7 – загрузочное устройство; 8 – желоб; 9 – разгрузочное устройство (шиберный затвор)

Срезания нижнего слоя материала, равного высоте скребка, не происходит, так как сила сдвига (сила внутреннего трения) частиц груза значительно выше сопротивления трению их о дно и стенки желоба. Из-за трения о боковые стенки желоба происходит некоторое отставание материала от скребков. При использовании контурных скребков (рис.3) заметного отставания материала не наблюдается, сопротивление движению уменьшается. В таких конвейерах могут быть крутонаклонные участки.


Рис. 2. Конвейер со сплошными низкими скребками:

1 – скребок; 2 – желоб

Рис. 3. Конвейеры с контурными скребками:

а – вертикальный; б – крутосклонный; в – L-образный; г – Z-образный

Скребковые конвейеры используют для транспортирования различных легкосыпучих, пылевидных, зернистых и кусковых неабразивных грузов в горизонтальном и пологонаклонном направлениях. Их не рекомендуется применять для перемещения очень влажных и липких материалов из-за сложной разгрузки, а также для абразивных материалов из-за большого износа желоба, скребков и тяговых цепей.

Основные преимущества скребковых конвейеров - небольшие габаритные размеры в поперечном сечении, герметичность транспортировки, возможность промежуточной загрузки и главное - разгрузки материала. Поэтому их часто используют как распределительные. К преимуществам скребковых конвейеров относятся также простота устройства, жесткая кинематическая связь тягового органа с приводной станцией, исключающая проскальзывание и нарушение скорости транспортирования. Недостатки скребковых конвейеров - интенсивное изнашивание ходовой части и желоба, обусловленное перемещением материала волоком, и, как следствие этого, повышенный расход энергии.

Скорость скребковых конвейеров составляет 0,15...1,0 м/с, длина - до 100м и производительность - до 100 т/ч.

Скребковые конвейеры изготовляют с цепью, замкнутой в вертикальной (реже горизонтальной) плоскости.

Скребковые конвейеры состоят из неподвижного открытого или закрытого желоба 8 (см. рис. 1), по которому движется замкнутая цепь 2 со скребками 3, огибая приводные 1 и натяжные 5 звездочки. Ролики 6 цепи катятся по направляющим 4, закрепленным на станине конвейера. Приводным звездочкам сообщается движение от привода, состоящего из двигателя, редуктора и соединительных муфт. Вал натяжных звездочек монтируют на опорах и с помощью винтового устройства перемещают по направляющим. Загрузочным устройством 7 материал засыпается в любом месте по длине конвейера и скребками перемещается по желобу. Разгрузка происходит в конце конвейера или в другом месте через выпускные отверстия в днище желоба, которые открываются и закрываются шиберными затворами 9.

Краткие технические характеристики скребковых конвейеров приведены в таблице 1.

Таблица 1

Основные параметры и размеры скребковых конвейеров

Минимальные размеры рабочего сечения кожуха, мм

Размеры скребка, мм

Расчетная производитель-ность Q расч , кг/с

Скорость транспортера v , м/с, не более

Шаг цепи t , мм

Число зубьев звездочки, не менее

ширина

высота

130 × 80

120

71

До 6

1,8

31,75

7

150 × 80

140

71

До 6

1,8

38

7

160 × 85

150

75

6…8

1,8

38

7

170 × 100

160

90

8…12

2

38

7

210 × 140

200

100

12…20

2

38

7

220 × 115

200

100

12…20

2

38

10

300 × 125

260

100

20…32

2,2

38

10

П р и м е ч а н и е. Шаг чередования скребков t ск = (4; 6; 8)t .


2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СКРЕБКОВЫХ КОНВЕЙЕРОВ.

2.1. ТЯГОВЫЕ ЦЕПИ

Цепи (рис. 4, 5) различного типа служат тяговым элементом большинства скребковых конвейеров.

Рис. 4. Тяговые цепи:

а, б, в, и г – роликовые длиннозвенные (а – тип 1 исполнения 1; б – тип 2 исполнения 2; в – тип 3; г – тип 4 исполнения 1); д – круглозвенная; е – разборная цепь с цилиндрическими и сферическими валиками; ж – вильчатая

В сельскохозяйственном производстве применяют цепи приводные втулочные (ГОСТ 13568-75), роликовые длиннозвенные (ГОСТ 4267-78*), тяговые пластинчатые (ГОСТ 588-81*), разборные (ГОСТ 589-85), вильчатые (ГОСТ 12996-90) и круглозвенные сварные.

При ширине скребков до 500 мм применяют одну, свыше 500 мм - две цепи.

Основные размеры роликовых длиннозвенных цепей (рис.4, а,б,в,г ) приведены в таблице 2.


Пример условного обозначения цепи: ТРД -38-3000-1-3-6 ,

где 38 - шаг цепи, мм; 3000 - разрушающая нагрузка, даН; 1 - тип цепи; 3 - исполнение цепи; 6 - диаметр отверстия для крепления рабочих органов. Диаметр отверстия обозначают цифрами 6, 8 и 10, что соответствует в действительности 6,6; 8,4 и 10,5 мм.

Таблица 2

Типоразмеры тяговых роликовых длиннозвенных цепей

Обозначение тяговых роликовых длиннозвенных цепей

Основные размеры цепи, мм

Шаг Т чередования звеньев с лапками в шагах t цепи

b вн , не менее

B , не более

а , более

ТРД-38-3000-1-1-6

22

80

30

2t , 4t , 6t , 8t , 10t

ТРД-38-4000-1-1-6

22

80

30

2t , 4t , 8t

ТРД-38-3000-1-1-8

22

80

30

2t , 4t , 8t , 12t

ТРД-38-4000-1-1-8

22

80

30

2t , 4t , 8t , 12t

ТРД-38-3000-1-2-6

22

72

26

2t , 4t , 6t , 8t , 10t ,

ТРД-38-4000-1-2-6

22

72

26

2t , 4t , 8t

ТРД-38-3000-1-2-8

22

72

26

2t , 4t , 8t , 12t

ТРД-38-4000-1-2-8

22

72

26

2t , 4t , 8t , 12t

ТРД-38-3000-1-3-6

22

80

26

1t

ТРД-38-3000-2-1-6

22

72

30

4t , 6t , 8t , 12t

ТРД-38-3000-2-2-6

22

80

26

4t , 6t , 8t , 12t

ТРД-38-3000-3-6

22

80

30

2t , 6t , 8t , 10t

ТРД-38-3000-3-10

22

80

33

2t , 8t , 10t

ТРД-38-4000-3-10

22

80

33

2t , 8t , 10t

ТРД-38-3000-4-1-6

22

72

40

4t

ТРД-38-3000-4-2-6

22

92

40

4t

ТРД-38-3000-2-2-6

22

80

26

2t , 4t , 6t , 10t , 12t

ТРД-38-3000-2-2-8

22

80

26

2t , 4t , 6t , 10t , 12t

ТРД-31,75-2300-1-1-6

9,65

72

26

4t , 8t , 12t

ТРД-31,75-2300-1-2-6

9,65

72

26

4t , 6t , 10t , 12t

ТРД-31,75-2300-2-1-6

9,65

72

26

4t , 8t , 12t

ТРД-31,75-2300-2-2-6

9,65

72

26

4t , 6t , 10t ,

ТРД-31,75-2300-3-1-6

9,65

72

26

4t , 6t , 12t

ТРД-50,8-6000

15,88

92

40

4t , 6t , 12t

ТРД-63,5-8900

19,05

92

40

4t , 8t , 12t

ТРД-76,2-12700

25,4

100

40

4t , 8t , 12t

П р и м е ч а н и е. Масса 1м цепи, кг, не более: ТРД-38-3000-1-1-6 – 1,87; ТРД-38-4000-1-1-6 – 2,1; ТРД-31,75-2300-1-1-6 – 0,6; ТРД-50,8-6000 – 1,9; ТРД-63,5-8900 – 2,6; ТРД-76,2-12700 – 3,8.

Тяговые вильчатые цепи (рис. 4, ж ), применяют чаще всего в качестве тягового элемента в конвейерах с погруженными скребками, поэтому они имеют упрощенный безвтулочный шарнир. Вильчатую цепь в конвейере устанавливают так, чтобы движение происходило в направлении стрелок, выштампованных на звеньях. Основные характеристики вильчатых цепей приведены в таблице 3.

Пример условного обозначения цепи:

Р 1-1 ООН ,

где Р1 - тип тяговой вильчатой цепи; 100 - шаг, мм; Н - нормальная прочность.

Таблица 3

Типоразмеры вильчатых цепей

Шаг цепи, мм

Ширина звена, мм

Диаметр пальца, мм

Разрушающая (в числителе) и некомендуемая рабочая (в знаменателе) нагрузки, кН, для цепи категории

Масса 1 м цепи, кг

Н

В

100

38

16

160/5,7

220/10

4,9

125

42

20

240/10,5

330/18

7,6

160

50

25

400/19

550/33

9,5

200

64

32

640/28

880/50

15,6

250

80

40

1000/46,5

1400/81

25,5

Тяговые круглозвенные сварные цепи (рис. 4, д ), (табл. 4) выполняют короткозвенными (шаг цепи t < 3d) и длиннозвенными (t > 3d).

Таблица 4

Типоразмеры тяговых круглозвенных цепей

Калибр цепи

Шаг цепи, мм

Разрушающая

нагрузка, кН

Масса 1 м цепи, кг

типа А

типа В

типа А

типа В

5

18,5

20

10,0

0,5

0,5

6

18,5

22

14,0

0,75

0,74

7

22

-

18,0

1,00

-

8

24

28

26,0

1,35

1,30

9

27

-

32,0

1,80

-

9,5

27

-

34,0

1,90

-

10

28

35

40,0

2,25

2,05

11

31

-

46,0

2,70

-

13

36

45

66,0

3,80

3,45

16

45

56

102,0

5,80

5,20

18

50

63

126,0

7,30

6,50

20

56

70

160,0

9,00

8,20

По точности изготовления различают калиброванные (отклонение шага ±1...2,5 %) и некалиброванные (отклонение шага до ± 4 %) сварные цепи. Первые могут иметь привод с зацеплением на звездочке (кулачковом блоке), вторые - только фрикционный на гладком блоке.

Примеры условных обозначений:

С К 16х44 ,

где СК - сварная калиброванная цепь; 16 - калибр цепи, мм; 44 - шаг, мм;

С Н 6х19 ,

где СН - сварная некалиброванная цепь; 6 - калибр цепи, мм; 19 - шаг, мм.

Тяговые разборные цепи (рис. 4, е) изготовляют двух типов: с вращающимися (Р1) и фиксированными (Р2) валиками. Их применяют в конвейерах, тяговый элемент которых должен обладать шарнирностью в двух плоскостях. Цепь собирают из шарнирных секций, каждая из которых состоит из шарнирного валика, наружных и внутренних звеньев.

Параметры тяговых разборных цепей приведены в таблице 5.

Пример условного обозначения цепи: Р1-80-160 ,

где P1 - тип цепи; 80 - шаг, мм; 160 - разрушающая нагрузка, кН.

Таблица 5

Типоразмеры тяговых разборных цепей

Шаг звена,

мм

Шаг зацепле-ния,

мм

Предельное отклонение

Ширина звена, мм

Расстояние между наружными звеньями, мм

Длина валика, мм

Разрушающая нагрузка, кН

Масса

1 м цепи, мм

63

126

18

15; 21

35; 38

45; 106

1,4; 3,2

80

160

30; 42

32; 27

73; 56

290; 160

8,7; 3,8

100

200

32; 37

27; 34

60; 73

220; 290

5,2; 5,7

160

320

40; 59

42

92

400

9,1

250

500

59

42

92

400

8

Тяговые пластинчатые цепи изготовляют четырех типов: втулочные, роликовые, катковые с гладкими катками и с ребордами на катках (рис. 5). Цепи всех указанных типов бывают двух исполнений: неразборные и разборные. Основные параметры пластинчатых цепей приведены в таблицах 6, 7.


Рис. 6. Конвейерные цепи:

а – втулочные типа ПВ; б – втулочно-колесные на подшипниках качения ПВКП; в – втулочно-роликовые типа ПВР; г – втулочно-колесные с гладкими катками типа ПВК; д – втулочно-колесные с ребордными колесами типа ПВКГ; 1 – валик; 2 – втулка; 3,4 – соответственно внутренняя и наружная пластины; 5 – фиксирующая планка; 6 – ролик; 7 – каток

Таблица 6

Масса 1 м тяговых пластинчатых цепей

Номер цепи

Шаг t ц , мм

50

63

80

100

125

160

200

250

М 20

-

М 28

-

М 40

-

М 56

-

М 80

-

-

М 112

-

-

М160

-

-

-

М 224

-

-

-

-


Цепи всех типов и исполнений выполняют со специальными пластинами с отверстиями или с полками, в которых предусмотрены отверстия для крепления грузонесущих элементов конвейера. Обычно цепи изготовляют с прямыми пластинами, в отдельных случаях - с изогнутыми. Нормальный ряд шагов цепей: 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500 мм.

Пример условного обозначения цепи: Ml 60-2-125-2 ,

где Ml 60 - номер тяговой пластинчатой цепи (разрушающая нагрузка 160 кН); 2 - тип; 125 - шаг, мм; 2 - исполнение.

Таблица 7

Размеры тяговых пластинчатых цепей

Номер

цепи

Диаметр

Расстояние

между

внутренними

пластинами,

не менее

Ширина

пласти-ны,не

более

Толщина

пластины

Длина

валика,

не более

Шири-на цепи, не боолее

Ширина реборды катка, не более

валика

втулки

ролика

катка

реборды

катка

М20

6

9

12,5

25

35

15

18

2,5

35

49

3,5

М28

7

10

15

30

40

17

20

3

40

56

4

М40

8,5

12,5

18

36

45

19

25

3,5

45

63

4,5

М56

10

12

21

42

55

23

30

4

52

72

5

М80

12

18

25

50

65

27

35

5

62

86

6

М112

15

21

30

60

75

31

40

6

73

101

7

М160

18

25

36

70

90

36

45

7

85

117

8,5

М224

21

30

42

85

105

42

56

8

98

134

10


2.2. СКРЕБКИ

Скребки изготовляют из чугуна, стали, дерева, резины или пластмасс. Ширина скребка современных конвейеров bск = 120...1200 мм. При этом высоту скребка принимают из соотношения hск = bск /k, где k = 1,7...6 (меньшее значение для сыпучих материалов).

Рис. 6. Поперечное сечение конвейера с высокими сплошными скребками различной формы: а – прямоугольной; б – трапецеидальной; в - полукруглой

Формы скребков могут быть прямоугольные (рис. 6, а ), трапецеидальные (рис. 6, б ) и полукруглые (рис. 6, в ).

Для сыпучих сельскохозяйственных грузов размеры скребков следует выбирать из ряда: 120×71; 150×75; 160×90; 200×100; 260×100 мм. Скребки можно изготовлять из пяти- или шестислойного тканевого прорезиненного ремня. Размеры скребков для транспортирования кормов даны в таблице 1.

2.3. ПРИВОД

Привод целесообразно устанавливать в конце груженой ветви. В передаточном механизме (редукторе) обычно предусматривают предохранительное устройство (срезной штифт или муфту предельного момента) для защиты конвейера от поломок при случайных перегрузках (образование заторов и т. п.).


Приводные устройства цепных и ленточных транспортеров не отличаются одно от другого. Для стационарных установок привод делают с редуктором, в передвижных и сельскохозяйственных транспортирующих машинах – с цепными и клиноременными передачами.

Привод целесообразнее устанавливать в конце груженой ветви, в этом случае другая ветвь разгружается.

Для предохранения транспортеров от поломок при забивании и залипании материала в приводное устройство вводится муфта предельного момета.

2.4. НАТЯЖНЫЕ УСТРОЙСТВА

Натяжные устройства в скребковых конвейерах обеспечивают устойчивое положение скребков для предотвращения их опрокидывания при консольном приложении нагрузки. Это достигается за счет увеличения натяжения цепей. Обычно используют винтовые или пружинно-винтовые натяжные устройства. Минимальный их ход принимают равным 1,6 шага цепи.

3. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯСКРЕБКОВОГО КОНВЕЙЕРА

Основы проектирования и расчета скребкового конвейера (транспортера) те же, что и для ленточного транспортера, но с учетом особенностей конструкции рабочих и тяговых органов и специфических условий эксплуатации.

Проектирование и расчет выполняют в два этапа: эскизное проектирование - проектный расчет и эскизная компоновка транспортера; техническое проектирование - разработка чертежа общего вида транспортера, сборочных и рабочих чертежей узлов, проверочный расчет.

1. Прототип конвейера выбирают на основе анализа существующих отечественных и зарубежных конструкций.


2. Уточняют основные свойства транспортируемых грузов, конфигурацию трассы (углы наклона участков), место и способ загрузки, общие и специфические требования к конструкции конвейера.

3. Форму и длину канала транспортирования определяют с учетом формы и размеров помещений, в которых размещают конвейер, а для встроенного конвейера - с учетом размеров отводимого для него места в общей компоновке машины.

4. Скорость транспортирования (в зависимости от назначения транспортера) принимают постоянной или регулируемой в определенном диапазоне. Так, для транспортеров навозоуборочных машин скорость принимают постоянной в пределах 0,3...1,0 м/с, а для транспортеров кормораздатчиков - регулируемой. Плавное или ступенчатое регулирование скорости движения транспортера при постоянной скорости подачи корма в зону загрузки позволяет регулировать количество корма, скармливаемого животным в зависимости от их возраста. Рекомендуемые скорости транспортирования сельскохозяйственных грузов приведены в таблице 8.

Скорость движения скребковых конвейеров меньше скорости ленточных вследствие больших потерь на трение.

5. Расчетная производительность скребкового конвейера, т/ч,

, (1)

где A - расчетная площадь сечения груза в желобе, м2 ; bск , hск - соответственно рабочие ширина и высота скребка, м; ψ - экспериментально установленный обобщенный коэффициент заполнения желоба, представляющий собой отношение объема груза на участке между скребками к геометрическому объему этого участка: для легкосыпучих мелких грузов 0,5...0,6; для плохосыпучих 0,7...0,8; Сβ - экспериментально получаемый коэффициент, зависящий от угла наклона желоба β .

Коэффициент соотношения ширины и высоты скребка k = b ск / h ск = 2...4.

Коэффициент Сβ выбирают из следующих значений:

β , град

0

10

20

30

35

40

Сβ для груза:

легкосыпучего

1,0

0,85

0,65

0,5

-

-

плохосыпучего,

кускового

1,0

1,0

1,0

0,75

0,6

0,5

6. Обычно при проектировании конвейеров непрерывного действия необходимо выбрать геометрические параметры конвейера заданной производительности для транспортирования определенного материала. В зависимости от физико-механических свойств груза выбирают рабочую скорость транспортирования, определяют геометрические размеры скребка конвейера, способ их крепления.

7. По заданной производительности находят расчетную ширину скребка (ширину слоя груза)

, (2)

где k = 1,7…6 (меньшее значение для сыпучих грузов); v скорость конвейера (табл. 8);

и его высоту h ск = b ск / k , округлив их до типовых размеров по ГОСТ 7116 – 77: 120 71; 150 75; 160 90; 200 100; 260 100 мм.

Таблица 8

Рекомендуемые скорости скребковых конвейеров

Транспортируемый материал

Скорость цепи, м/с, конвейера волочения

порционного

сплошного

Мелкозернистые грузы,

зерно

1…2

0,1…0,11

Пылевидные грузы, мука, крахмал

0,5…1,0

0,25…0,3

Кусковые грузы,

корнеплоды

0,3…0,5

-

П р и м е ч а н и е. Меньшие значения относятся к конвейерам с тяговыми пластинчатыми цепями с большим шагом, бо́льшие – к конвейерам, оснащенным втулочно-роликовыми или круглозвенными цепями.

Размеры желоба должны быть на 5...15 мм больше соответствующих размеров скребка.

Шаг чередования скребков t ск должен обеспечивать наибольшее заполнение желоба насыпным грузом. Обычно принимают

(3)

Вычисленная ширина желоба и шаг скребков должны быть проверены по кусковатости груза. Расстояние между скребками и ширина желоба должны удовлетворять условиям


, (4)

где kс - коэффициент, зависящий от конструкции конвейера и характера груза: для двухцепных конвейеров и сортированных грузов З...4, для несортированных грузов 2...2,5, для одноцепных конвейеров соответственно 5...7 и З...3,5; amax – наибольший размер куска груза.

Для нормализованных прямоугольных скребков предусмотрено консольное и симметричное крепление к тяговым цепям.

Скребки крепят к цепям с помощью сварки или специальных промежуточных звеньев с лапками.

8. Типы приводного, натяжного, загрузочного и разгрузочного устройств предварительно выбирают с учетом общих и специфических требований, предъявляемых к конструкции, а также возможности использования стандартных и унифицированных узлов и элементов конструкции.

9. Суммарное сопротивление движению скребкового конвейера

, (5)

где Wi , - сопротивление отдельных участков; n - число участков.

Сопротивление перемещению груза и тягового органа (цепи) на рабочем наклонном участке длиной L р.н. (рис. 7)

, (6)

где (q - линейная плотность груза, кг/м; qц - линейная плотность тягового органа, кг/м; ξ - коэффициент сопротивления перемещению груза по желобу: для скребковых конвейеров (ξ = 0,3...1,0); β - угол наклона ветви конвейера.

Сопротивление перемещению груза и тягового органа (цепи) на рабочем горизонтальном участке длиной L р.г . (рис. 7)

. (7)

Сопротивление движению холостой ветви тягового органа на горизонтальном участке длиной L х.г . (рис. 7)

, (8)


где ξц - коэффициент сопротивления перемещению тягового органа: для катковых цепей 0,1 ...0,13; для цепей без катков (перемещающихся скольжением) 0,25...0,4 (большие значения принимают для конвейеров меньшей производительности).

Сопротивление движению холостой ветви тягового органа наклонного участка длиной L х.н. (рис. 7)

. (9)

Знак «-» указывает на то, что на рассматриваемом участке W х.н . является движущей силой, направленной в сторону движения тягового органа (рис. 7). Если холостая ветвь будет двигаться наклонно вверх, то знак сменится на «+».

Рис. 7. Схема скребкового конвейера

10. Расчетное тяговое усилие (окружная сила) на ведущей звездочке

, (10)

где ξ0 = 1,05...1,1 - коэффициент сопротивления на натяжной и отклоняющей звездочках, учитывающий потери в шарнирах цепи при их огибании и потери в подшипниках; m - число звездочек, кроме ведущей.


11. Расчетная мощность приводного двигателя, кВт,

, (11)

где ηм = 0,9 - КПД передаточного механизма; ηзв = 0,98 - КПД ведущей звездочки.

12. Определение усилий в тяговом органе. Усилие в набегающей ветви тягового органа

. (12)

Усилие в сбегающей ветви тягового органа в общем случае

, (13)

где Fmin - минимальное натяжение тягового органа, Н.

В конкретном случае F сб можно определить суммированием всех сил, действующих на холостую ветвь цепи (см. рис. 7):

. (14)

В конвейерах с высокими скребками при недостаточном натяжении цепи скребок отклоняется назад под действием силы сопротивления перемещению порции груза. Минимальное допустимое натяжение, обеспечивающее устойчивость скребка, т. е. допустимое отклонение его на угол [θ] = 2...3° , пренебрегая массой скребка, можно определить из условия (рис. 8)

, (15)

где W - сопротивление движению порции груза, находящейся перед скребком; h ск - плечо приложения силы W .

Поскольку , то

. (16)

Здесь t ск и t - соответственно шаг чередования скребков и шаг цепи. Можно принять t ск = (1…2)b ск или t ск = (4, 6, 8 или 10)t в зависимости от вида тяговой цепи.


Рис. 8. Схема сил, действующих на скребок:

; ;

13. Цепь подбирают по коэффициенту запаса прочности n относительно допустимой разрушающей нагрузки [Fр ] , приведенной в стандарте. При этом должно соблюдаться условие

Fр < [Fр ]. (17)

Расчетное разрушающее усилие в цепи, Н,

Fр = F max [n], (18)

где [ n ] - коэффициент запаса прочности: для горизонтальных конвейеров неответственного назначения 5...6; для конвейеров ответственного назначения и с наклонными участками 7...10.

Максимальное усилие в цепи, Н,

, (19)

где F Д — динамическое усилие в цепи, Н.

Поскольку шаг цепи t неизвестен, то ориентировочно принимают F д = F нб .

Тогда

. (20)

Зная нагрузку Fр , по таблицам 2, 3, 4, 5, 6, 7 выбирают цепь и, таким образом, получают значение t .


Далее уточняют действующую в цепи динамическую нагрузку:

, (21)

где m - масса перемещаемого груза и тягового органа, кг: m = (q + 2 q ц ) LΣ ; q и q ц - линейные плотности груза и движущихся частей конвейера, кг/м; LΣ - суммарная длина транспортера; ωзв - угловая скорость ведущей звездочки, с-1 : ; - делительный диаметр приводной звездочки, мм; z - принятое число зубьев звездочки, которое должно быть четным и не менее 10.

Расчетное разрывное усилие

. (22)

Проверка цепи заключается в уточнении коэффициента запаса прочности:

. (23)

14. Далее подбирают электродвигатель по расчетной (потребной) мощности (см. п. 11). Для конвейеров часто принимают трехфазные асинхронные двигатели серии 4А. Закрытое и обдуваемое исполнение позволяет использовать их для работы в загрязненных условиях, на открытом воздухе.

15.Редуктор выбирают по передаточному числу и моменту на валу ведущей звездочки.

Расчетное передаточное число

(24)

Асинхронную (номинальную) частоту вращения вала двигателя n дв принимают по нормативным документам, а частоту вращения ведущей звездочки вычисляют по формуле

(25)

Если в качестве передаточного механизма использован стандартный редуктор, его передаточное число, как правило, не совпадают с расчетным. В этом случае отклонение передаточного числа редуктора up от расчетного u должно быть не более 4%. Это отклонение рассчитывают по формуле


(26)

При определении типоразмера подбираемого редуктора необходимо, чтобы вращающий момент тихоходного вала, на передачу которого рассчитан редуктор, был не меньше вращающего момента на валу ведущей звездочки в случае соединения этих валов посредством муфты. Момент на валу ведущей звездочки можно вычислить по формуле

(27)

Выбирая тип и конструктивное исполнение редуктора, необходимо предусматривать рациональную компоновку всего привода.

4. ПРИМЕР РАСЧЕТА ЦЕПНОГО СКРЕБКОВОГО КОНВЕЙЕРА

Рассчитать цепной скребковый конвейер (см. рис. 7) производительностью 15 т/ч, предназначенный для транспортирования пшеницы (ρ = 0,8 т/м3 ) на высоту Н = 5 м и расстояние L = 15м.

Длина горизонтального участка L г = 2 м.

Угол наклона наклонной части β = arctg [H/(L – Lг ) ] = arctg [5/(15 - 2)] = 21°.

Длина наклонного участка Lн = (L – Lг )/cosβ = (15 - 2)/cos 21° = 14 м.

1. Размеры скребков.

Задавая скорость тягового элемента v = 0,7 м/с, по формуле (2) находим ширину скребка

= ,

где k = b ск / h ск = 2 [см. пояснения к формуле (2)] Cβ = 0,65 - коэффициент, учитывающий влияние угла наклона транспортера на производительность [см. пояснения к формуле(1), стр 16]; ψ = 0,6 - коэффициент заполнения желоба для легкосыпучих грузов.

В качестве рабочего органа принимаем высокий скребок прямоугольной формы для порционного волочения. Расчетная высота скребка hск = b ск / k = = 0,195/2 = 0,098 м = 98 мм.


Из ряда по ГОСТ 7116 – 77 (120 71; 150 75; 160 90; 200 100; 260 100 мм) принимаем размеры скребков:h ск = 100 мм, b ск = 200 мм. Желоб конвейера в поперечном сечении выполняем по форме скребка, изготовляя его из листовой стали. Зазор между скребком и боковыми стенками желоба принимаем 5 мм.

Уточняем скорость тягового элемента из формулы (1):

Из условия обеспечения наибольшего заполнения желоба грузом принимаем t ск = 6t .

2. Сопротивления движению тягового органа. Общее сопротивление движению тягового органа можно определить как сумму сопротивлений на отдельных прямолинейных участках (см. рис. 7).

2.1. Сопротивление движению груза и тягового органа (цепи) на рабочем наклонном участке длиной Lр.н . = 14м [см. формулу (6)]

,

где q - линейная плотность груза: q = Q/(3,6v) = == 15/(3,6-0,67) = 6,22 кг/м; q ц - линейная плотность тягового органа со скребком: для одноцепочного тягового органа q ц = (0,5...0,8) q = 0,72•6,22 = 5 кг/м; ξ = 0,6 - коэффициент сопротивления движению груза по желобу [см. пояснения к формуле (6), стр. 18].

2.2. Сопротивление движению груза и тягового органа на рабочем горизонтальном участке длиной L г = 2 м [см. формулу (7)]

.

2.3. Сопротивление движению холостой ветви тягового органа на горизонтальном участке длиной L х.г . = 2 м [см. формулу (8)]

,

где ξц = 0,3 - коэффициент трения цепи без катков [см. пояснения к формуле (8), стр. 18].

2.4. Сопротивление движению холостой ветви тягового органа на наклонном участке длиной L х.н. = 14 м [см. формулу (9)]


.

Знак «-» показывает, что сила Wх.н. способствует движению тягового органа, т. е. является движущей силой.

3. Окружная сила на ведущей звездочке [см. формулу (10)]

,

где ξ = 1,1; m = 2.

4. Расчетная мощность двигателя [см. формулу (11)] при ηм = 0,9

.

Полученному значению мощности можно применить электродвигатель 4А80В4У3 с номинальной мощностью и номинальной (асинхронной) частотой вращения

5. Усилия в тяговом органе. Минимальное натяжение цепи определяем из условия устойчивости скребка при θ = 3° и tcr = 6t:

.

5.1. Усилие в сбегающей ветви тягового органа для рассматриваемого случая [см. рис. 7 и формулу (14)]

.

5.2. Усилие в набегающей ветви тягового органа [см. формулу (12)]

.

6. Выбор цепи. Принимаем коэффициент запаса прочности [ n ] = 6 [см. пояснения к формуле (18), стр.21].

6.1. Расчетное разрушающее усилие в цепи определяем по формуле (20):

.

По значению F Р выбираем приводную роликовую длиннозвенную цепь ТРД-38-4000-2-2-6 (табл. 2) с параметрами: t = 38,1 мм; [F Р ] = 4000 даН = 40кН; q ц = 2,1 кг/м.


6.2. Далее определяем действующую в цепи динамическую нагрузку [см. формулу (21)]

,

где m = (q + 2 q ц ) LΣ = (6,22+2·2,1) 16 = 167 кг;LΣ = Lн + Lг = 11 + 5 = 16 м; (ωзв = 2v/Dзв = 2•0,67/ 0,24 = 5,5 с-1 ; Dзв = t/sin (180°/z) = 38/sin (180/20) = 243,6 мм.

6.3. Расчетное разрушающее усилие [см. формулу (22)]

.

6.4. Расчетный коэффициент запаса прочности [см. формулу (23)]

,

что больше минимально допустимого значения. Следовательно, статическая прочность цепи обеспечена.

7. Выбор редуктора.

7.1. Определяем расчетное значение передаточного числа [см. формулу (24) ]

,

где - частота вращения звездочки [см. формулу (25)]

7.2. Момент на валу приводного вала [см. формулу (27)]

Выбираем двухступенчатый цилиндрический редуктор Ц2У – 100, рассчитанный на вращающий момент тихоходного вала 250 Н·м, передаточное отношение u р = 28.

7.3. Отклонение от расчетного передаточного числа [см. формулу(26)]

,

что допустимо.


Библиографический список

1. Александров М.П. Подъемно-транспортные машины: Учебник для вузов. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана – Высшая школа, 2000. – 552с.

2. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. – М.: Машиностроение, 2001. – Т.1, 2, 3.

3. Проектирование и расчет подъемно-транспортирующих машин сельскохозяйственного назначения / М.Н. Ерохин, А.В. Карп, Н.А. Выскребенцев и др.; Под редакцией А.В. Карпа. – М.: Колос, 1999. – 228 с.: ил.

4. СтепыгинВ.И., Чертов Е.Д., Елфимов С.А. Проектирование подъемно – транспортных установок: Учебное пособие. – М: Машиностроение, 2005. – 288 с.; ил.


Учебно-методическое издание

скребковые конвейеры

Учебно-методическое пособие

для курсового проектирования

Составители: И.Л. Новожилов, В.Н. Самородова

Публикуется в редакции составителей