Главная              Рефераты - Разное

работа - реферат

Риски туристической деятельности

Курсовая работа

На главную страницу сайта Информационное обслуживание гостиниц

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 2

Риски в предпринимательской деятельности.. 5

Что такое риски.. 5

Виды рисков. 8

Политический риск. 8

Технический риск. 10

Производственный риск. 11

Коммерческий риск. 12

Финансовый риск. 15

Отраслевой риск. 18

Инновационный риск. 19

Риски в туристском бизнесе.. 21

Специфика рисков в туриндустрии.. 21

Внутренние риски.. 21

Форма бизнеса. 21

Сезонность. 22

Расположение офиса. 22

Персонал. 23

Специализация. 23

Внешние риски.. 24

Отношения с туроператорами. 24

Непредвиденные обстоятельства. 24

Чем реально рискует туристская компания. 25

Скай Лэнд. 25

ОРКО-ТУР.. 26

Спарк Тревел. 27

Разработка мер обеспечения безопасности в туриндустрии.. 29

Основы безопасности.. 29

Факторы риска безопасности.. 30

Меры по обеспечению безопасности.. 31

Особое значение соблюдения местных законов и обычаев. 36

Информационное обеспечение безопасности.. 37

Заключение.. 39

Список литературы... 40

Создание эффективных сайтов-визиток

Впервые в Интернете техминимум для топ-менеджеров

Что такое по-настоящему эффективный сайт

Введение

Цель работы - исследовать основные виды предпринимательских рисков в туриндустрии.

Специфика сферы туризма заключается в том, что производимый продукт полностью или частично неосязаем, а эффект сервиса оценивается потребителем в условиях определенного эмоционального состояния, зависящего от огромного количества факторов, в числе которых такие субъективные характеристики туриста, как особенности воспитания, возраст, культурные традиции населения, представителем которого является гость, понятие о комфорте, привычки, самочувствие или психологическое состояние на момент получения услуги, физиологические особенности организма и др.

Все это делает восприятие качества турпродукта во многом субъективным, зависящим от индивидуальных характеристик каждого туриста. Можно выделить два основных критерия системы определения качества турпродукта: она должна обеспечивать высокий уровень качества, его соответствие стандартам и потребностям туриста, а также служить инструментом создания специальных технологий по рациональному управлению предприятием.

Нужно создать такие условия, чтобы все заинтересованные сферы - туризм, транспорт, финансы, законодательство, объекты посещения, размещения, национальной культуры и другие - тесно и эффективно сотрудничали с различными административными структурами для достижения согласованных действий и уменьшения риска.

Предпринимательский риск присущ любой сфере человеческой деятельности, в том числе и туризму, что связано со множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Опыт развития туриндустрии всех стран показывает, что игнорирование или недооценка предпринимательского риска при разработке тактики и стратегии политики развития турфирмы или отрасли в целом, принятии конкретных решений неизбежно сдерживает развитие общества, научно-технического прогресса, обрекает экономическую систему на застой. Туристская среда становится все более рыночной, вносит в предпринимательскую деятельность дополнительные элементы неопределенности, расширяет зоны рисковых ситуаций. В этих условиях возникают неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата турфирмами, а следовательно, возрастает и степень предпринимательского риска.

Особое внимание необходимо обратить на меры, способные обеспечить получение значимой выгоды от использования туристских ресурсов России - у них есть специфика и особые преимущества по сравнению с предложениями других стран. А также - на формирование конкурентной коммерческой среды, поощряя и поддерживая те российские национальные компании, которые способны произвести и реализовать качественный турпродукт, активно использовать современные методы торговли услугами.

Специфика предпринимательских рисков в области туристских услуг и определяет ее воздействие на менеджмент туристской организации. В соответствии с ней следует определить, как глубоко и в каком направлении должен развиваться управленческий инструмент, чтобы правильно решить специфические проблемы, которые присущи только предпринимательским рискам в туристской отрасли.

Особенность безопасности в туризме заключается в большой глубине ее проникновения в сложность взаимосвязей между его составными элементами. Поскольку большая часть туристских предприятий имеет небольшие размеры (крупные туристские предприятия создаются лишь в густонаселенных районах), риски типичны для туристской индустрии и так или иначе должны вписываться в единую региональную систему управления, где преследуется цель обеспечения длительной дееспособности, повышения безопасности и конкурентоспособности туристических организаций на рынке.

Объект исследования - хозяйствующие субъекты рынка туриндустрии.

Предмет исследования - предпринимательские риски в туриндустрии.

Задачи работы:

1. Рассмотреть сущность и классификация предпринимательских рисков.

2. Определить специфические виды рисков в туризме.

3. Систематизировать меры по снижению рисков в туриндустрии.

Риски в предпринимательской деятельности

Что такое риски

В экономической литературе подчеркнуто, что важнейшей чертой предпринимательства является наличие риска как на стадии создания собственного дела, так и в течение дальнейшего функционирования предприятия.

Риск характеризуется как опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Его величина измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь.

Хозяйственные, финансовые и инвестиционные риски представляют собой обязательные атрибуты функционирования субъектов рыночной экономики. Само по себе наличие риска, сопровождающего деятельность того или иного предприятия, не является ни достоинством, ни недостатком. Наоборот, отсутствие риска, то есть опасности наступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта последствий его действий, как правило, в конечном счете вредит экономике, подрывает ее динамичность и эффективность.

В настоящее время принято делить все риски на две большие группы. Риски делятся на внешние и внутренние.

К внешним рискам относятся: природно-естественные (риск стихийных бедствий и экологические риски); общеэкономические (риск изменения экономической ситуации, риск неблагоприятной конъюнктуры рынка, риск усиления конкуренции и отраслевой риск); политические (риск национализации и экспроприации, риск трансферта, риск разрыва контракта, риск военных действий и гражданских беспорядков); финансовые риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности, риск изменения общерыночной ставки процента).

К внутренним рискам относятся: производственные (риски снижения производительности труда, потерь рабочего времени, перерасхода или отсутствия необходимых материалов); технические (риски при внедрении новых технологий или инновационные риски, риски потерь при отрицательных результатах НИОКР, риски потерь в результате сбоев и поломки оборудования); коммерческие (риски, связанные с реализацией товара на рынке, транспортные риски, риск, связанный с приемкой товара покупателем, риск, связанный с платежеспособностью покупателя); инвестиционные (риск упущенной выгоды, процентный риск, кредитный риск, биржевые риски, селективный риск, риск банкротства).

В приведенной группировке названы не все виды рисков. В нашей действительности нужно учитывать риск инфляционный (вызванный непредвиденным ростом издержек производства вследствие инфляционного процесса), риск несбалансированной ликвидности (опасность потерь в случае неспособности банковского учреждения покрыть свои обязательства по пассивам банка требованиями по активам), риск ценовой (риск изменения цены долгового обязательства вследствие роста или падения текущего уровня процентных ставок).

Из всего многообразия рисков особо следует обратить внимание на хозяйственный или предпринимательский риск. Этот риск, возникающий при любых видах деятельности, связан с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, коммерцией, финансовыми операциями и осуществлением различных проектов.

Риск банкротства возникает в результате неправильного выбора объекта для вложения капитала, полной потери собственником своего капитала и неспособности хозяйствующего субъекта рассчитаться по взятым на себя обязательствам. Несостоятельность (банкротство) рассматривается как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Каждому известно, что риск – это опасность. Говоря о предпринимательском, хозяйственном риске, имеют в виду опасность понесения предпринимателем ущерба, убытков, потерь. При этом имеются в виду прежде всего потери имущества, ценностей, денег, то есть любых видов экономических ресурсов, включая труд и время. Ведь трудовые потери и потери времени наносят очевидный ущерб результатам предпринимательской деятельности. Исходя из высказанных соображений, приходим к определению риска.

Под хозяйственным, предпринимательским риском понимается опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов, возникающая при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией. В рассматриваемых видах деятельности приходится иметь дело с использованием и обращением материальных, трудовых, финансовых, информационных (интеллектуальных) ресурсов, так что риск связан с угрозой потери этих ресурсов, полной или частичной.

Предпринимательский риск характеризуется как опасность непредвиденного, нерассчитанного расхода ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов. Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, проектом, планом, программой его действий либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

Виды рисков

Политический риск

Политический риск — это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики. Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет данного вида риска особенно важен в странах с неустоявшимся законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства.

Политический риск с неизбежностью присущ предпринимательской деятельности, от него нельзя уйти, можно лишь верно оценить и учесть.

Следует отметить, что попытки учитывать политический риск, вызываемый действиями отдельных государственных деятелей или правительств, предпринимались еще в XIX в. Так, известный банкир Ротшильд так организовал систему информации о политических событиях, что получал сообщения о них на несколько дней раньше, чем правительство.

Понятие "политический риск" появилось в лексиконе американских корпораций в 1959 г. после прихода к власти на Кубе Ф. Кастро. Одна из первых работ по этой проблеме — книга Ф. Рута "Бизнес США за рубежом и политический риск", где был проанализирован политический риск, которому подвергается деятельность американских компаний в других странах.

О важности учет влияния политического риска на результаты деятельности предпринимательской фирмы говорит то, что для анализа и оценки политического риска создана мировая сеть специализированных аналитических центров как коммерческого, так и некоммерческого характера. В развитых странах насчитывается свыше 500 подобных центров, основная часть которых находится в США. Наиболее известными некоммерческими центрами, изучающими политический риск в основном в теоретическом плане, являются Центр стратегических и международных исследований в Джорджтаун с ком университете, Исследовательский центр международных изменений при Колумбийском университете (Нью-Йорк).

Политические риски можно подразделить на четыре группы:

риск национализации и экспроприации без адекватной компенсации;

риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на конвертирование местной валюты;

риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент;

риск военных действий и гражданских беспорядков.

Риск национализации на практике толкуется предпринимателями очень широко — от экспроприации до принудительного выкупа властями имущества компании или просто ограничения доступа инвесторов к управлению активами. При определении риска национализации сложность состоит в том, что в любой стране власти никогда не рекламируют возможность экспроприации или национализации. Как следствие, ни в одном документе юридически точно не определяется, чем, например, отличается национализация от конфискации.

Риск трансферта связан с переводами местной валюты в иностранную. Примером может служить ситуация, когда предприятие работает рентабельно, получая прибыль в национальной валюте, но не в состоянии перевести ее в валюту инвестора, чтобы рассчитаться за кредит. Причин может быть множество — например, принудительно длинная очередь на конвертацию.

Риск разрыва контракта предусматривает ситуации, когда не помогают ни предусмотренные в договоре штрафные санкции, ни арбитраж: контракт разрывается по не зависящим от партнера причинам, например, в связи с изменением национального законодательства.

Последний из группы политических рисков — это риск военных действий и гражданских беспорядков, в результате которых предпринимательские фирмы могут понести большие потери и даже обанкротиться.

Политический риск условно можно также подразделить на страновой, региональный, международный. Под страновым политическим риском следует понимать нестабильность внутриполитической обстановки страны, оказывающей влияние на результаты деятельности предпринимательских фирм, в связи с чем возрастает риск ухудшения финансового состояния фирм, вплоть до их банкротства. Особенно это сказывается на предприятиях различных форм малого бизнеса, поскольку напряженность политической ситуации в стране приводит к нарушению хозяйственных связей, что наиболее ощутимо отражается на деятельности небольших предприятий, ставит их на грань банкротства вследствие необеспеченности сырьем, материалами, оборудованием.

Под региональным политическим риском следует понимать нестабильность политической обстановки в определенном регионе, которая влияет на результаты деятельности предпринимательских фирм; в частности, это может быть вероятность потерь из-за военных действий в данном регионе, а также вмешательства в предпринимательскую деятельность региональных органов управления.

Учет международного политического риска важен для предпринимательской деятельности как для фирм, имеющих выход на международный рынок, так и для фирм, имеющих зарубежных партнеров.

Поскольку на политические риски предприниматель не может оказывать непосредственного влияния, так как их возникновение не зависит от результатов его деятельности, политический риск следует относить к группе внешних рисков.

Технический риск

Эффективная предпринимательская деятельность, как правило, сопряжена с освоением новой техники и технологии, поиском резервов, повышением интенсивности производства. Однако внедрение новой техники и технологии ведет к опасности техногенных катастроф, причиняющих значительный ущерб природе, людям, производству. В данном случае речь идет о техническом риске.

Технический риск определяется степенью организации производства, проведением превентивных мероприятий (регулярной профилактики оборудования, мер безопасности), возможностью проведения ремонта оборудования собственными силами предпринимательской фирмы.

К техническим рискам относятся:

вероятность потерь вследствие отрицательных результатов научно-исследовательских работ;

вероятность потерь в результате недостижения запланированных технических параметров в ходе конструкторских и технологических разработок;

вероятность потерь в результате низких технологических возможностей производства, что не позволяет освоить результаты новых разработок;

вероятность потерь в результате возникновения при использовании новых технологий и продуктов побочных или отсроченных во времени проявления проблем;

вероятность потерь в результате сбоев и поломки оборудования и т. д.

Следует отметить, что технический риск относится к группе внутренних рисков, поскольку предприниматель может оказывать на данные риски непосредственное влияние и возникновение их, как правило, зависит от деятельности самого предпринимателя.

Производственный риск

Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства. К основным причинам производственного риска относятся:

снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака производимой продукции;

снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;

увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;

рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;

увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе деятельности;

низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией;

физический и моральный износ оборудования отечественных предприятий.

Коммерческий риск

Коммерческий риск — это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска:

снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;

повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;

непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);

потери товара;

потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;

повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

Коммерческий риск включает в себя:

- риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;

- риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);

- риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;

- риск, связанный с платежеспособностью покупателя;

- риск форс-мажорных обстоятельств.

Отдельно следует выделить транспортный риск, его классификация впервые была приведена Международной торговой палатой в Париже в 1919 г. и унифицирована в 1936 г. В настоящее время различные транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности в четырех группах: E, F, C, D. Группа E включает одну ситуацию — когда поставщик (продавец) держит товар на своих собственных складах (ExWorks). Риск принимает на себя поставщик до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от помещения продавца до конечного пункта уже принимается покупателем.

Группа F содержит три конкретные ситуации передачи ответственности и соответственно рисков:

FСА означает, что риск и ответственность продавца переносятся на покупателя в момент передачи товара в условленном месте;

FAS означает, что ответственность и риск за товар переходят от поставщика к покупателю в определенном договором порту;

FOB означает, что продавец снимает с себя ответственность после выгрузки товара с борта судна.

Группа С включает ситуации, когда экспортер, продавец заключают с покупателем договор на транспортировку, но не принимают на себя никакого риска. Это следующие конкретные ситуации:

CFK означает, что продавец оплачивает стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за сохранность товара и дополнительные затраты берет на себя покупатель;

CIF означает, что кроме обязанностей, как в случае CFR, продавец обеспечивает и оплачивает страховку рисков во время транспортировки;

CPT означает, что продавец и покупатель делят между собой риски и ответственность. В определенный момент (обычно какой-то промежуточный пункт транспортировки) риски полностью переходят от продавца к покупателю;

CIP означает, что риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки, но, кроме этого, продавец обеспечивает и платит стоимость страховки товара.

Последняя группа терминов D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца. К этой группе относятся следующие конкретные ситуации:

DAF означает, что продавец принимает на себя риски до определенной государственной границы. Далее риски принимает на себя покупатель;

DES означает, что передача рисков продавцом покупателю происходит на борту судна; ,

DEQ означает, что передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт загрузки;

DDU означает, что продавец принимает на себя транспортные риски до определенного договором места (чаще всего это склад) на территории покупателя;

DDP означает, что продавец ответствен за транспортные риски до определенного места на территории покупателя, но покупатель оплачивает их.

Следует отметить тот факт, что в отечественной экономической литературе часто коммерческий риск отождествляется с предпринимательским риском, однако коммерческий риск — это один из видов риска предпринимательского.

Финансовый риск

Под финансовым понимается риск, возникающий при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок, исходя из того, что в финансовом предпринимательстве в роли товара выступают либо валюта, либо ценные бумаги, либо денежные средства.

К финансовому риску относятся:

- валютный риск;

- кредитный риск;

- инвестиционный риск.

Поскольку в последнее время для отечественных предпринимателей все большую актуальность приобретает учет валютного риска, рассмотрим данный вид экономического риска более подробно.

Валютный риск — это вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим производством расчетов по нему. Валютный курс, устанавливаемый с учетом покупательной способности валют, весьма подвижен.

Среди основных факторов, влияющих на курс валют, нужно выделить состояние платежного баланса, уровень инфляции, межотраслевую миграцию краткосрочных капиталов. В целом на движение валютных курсов оказывает воздействие соотношение спроса и предложения каждой валюты. Помимо экономических, на валютный курс влияют политические факторы.

В свою очередь валютный курс оказывает серьезное воздействие на внешнеэкономическую деятельность страны, являясь одной из предпосылок эквивалентности международного обмена. Тот или иной его уровень в значительной мере влияет на экспортную конкурентоспособность страны на мировых рынках. Заниженный валютный курс позволяет получить дополнительные выгоды при экспорте и способствует притоку иностранного капитала, одновременно дестимулируя импорт. Противоположная экономическая ситуация возникает при завышенном курсе валюты (снижается эффективность экспорта и растет эффективность импорта).

Значительные непредвиденные колебания, отрыв валютного курса от соотношений покупательной способности усиливают напряженность в валютно-финансовой сфере, нарушают нормальный международный обмен.

Валютный риск включает в себя три разновидности:

- экономический риск;

- риск перевода;

- риск сделок.

Экономический риск для предпринимательской фирмы состоит в том, что стоимость ее активов и пассивов может меняться в большую или меньшую сторону (в национальной валюте) из-за будущих изменений валютного курса. Это также относится к инвесторам, зарубежные инвестиции которых — акции или долговые обязательства — приносят доход в иностранной валюте.

Риск перевода имеет бухгалтерскую природу и связан с различиями в учете активов и пассивов фирмы в иностранной валюте. В том случае, если происходит падение курса иностранной валюты, в которой выражены активы фирмы, стоимость этих активов уменьшается.

Следует иметь в виду, что риск перевода представляет собой бухгалтерский эффект, но мало или совсем не отражает экономический риск сделки. Более важным с экономической точки зрения является риск сделки, который рассматривает влияние изменения валютного курса на будущий поток платежей, а следовательно, на будущую прибыльность предпринимательской фирмы в целом.

Риск сделок — это вероятность наличных валютных убытков по конкретным операциям в иностранной валюте. Риск сделок возникает из-за неопределенности стоимости в национальной валюте инвалютной сделки в будущем. Данный вид риска существует как при заключении торговых контрактов, так и при получении или предоставлении кредитов и состоит в возможности изменения величины поступления или платежей при пересчете в национальной валюте.

Кроме этого, следует различать валютный риск для импортера и риск для экспортера. Риск для экспортера — это падение курса иностранной валюты с момента получения или подтверждения заказа до получения платежа и во время переговоров. Риск для импортера — это повышение курса валюты в отрезок времени между датой подтверждения заказа и днем платежа.

Таким образом, при заключении контрактов необходимо учитывать возможные изменения валютных курсов. Одним из важнейших видов рисков деятельности предпринимательской фирмы в условиях рыночной экономики является кредитный риск. Кредитный риск связан с возможностью невыполнения предпринимательской фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы внешнего займа. Следовательно, кредитный риск возникает в процессе делового общения предприятия с его кредиторами: банком и другими финансовыми учреждениями; контрагентами: поставщиками и посредниками; а также с акционерами.

Разнообразие видов кредитных операций предопределяет особенности и причины возникновения кредитного риска: недобросовестность заемщика, получившего кредит; ухудшение конкурентного положения конкретной предпринимательской фирмы, получившей коммерческий или банковский кредит; неблагоприятная экономическая конъюнктура; некомпетентность руководства предпринимательской фирмы и т. д.

Зарубежные экономисты выделяют имущественный, моральный и деловой кредитные риски. Деловой риск, как правило, связывается со способностями предпринимателя производить прибыль за определенный период времени. Под моральным риском подразумевается та часть риска, которая имеет отношение к займу денег и зависит от моральных качеств заемщика. Имущественный риск определяется тем, достаточно ли собственных активов заемщика для покрытия объема кредита.

Следующий вид финансового риска — инвестиционный риск. Данный вид риска связан со спецификой вложения предпринимательской фирмой денежных средств в различные проекты. В отечественной экономической литературе часто под инвестиционными подразумеваются риски, связанные с вложением средств в ценные бумаги. По нашему мнению, это понятие много шире и включает в себя все возможные риски, возникающие при инвестировании денежных средств.

Отраслевой риск

Отраслевой риск — это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степенью этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. При анализе отраслевого риска необходимо учитывать следующие факторы:

деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период времени;

насколько деятельность фирм данной отрасли устойчива по сравнению с экономикой страны в целом;

каковы результаты деятельности различных предпринимательских фирм внутри одной и той же отрасли, имеется ли значительное расхождение в результатах.

С работой предприятий отрасли, а следовательно, и с уровнем отраслевого риска непосредственно связаны стадия промышленного жизненного цикла отрасли и внутриотраслевая среда конкуренции. При этом уровень внутриотраслевой конкуренции является источником информации об устойчивости предпринимательских фирм в данной отрасли по отношению к фирмам других отраслей и, как правило, служит оценкой отраслевого риска. Об уровне внутриотраслевой конкуренции можно судить по следующей информации:

- степень ценовой и неценовой конкуренции;

- легкость или сложность вхождения организации в отрасль;

- наличие или недостаток близких и конкурентоспособных по цене заменителей;

- рыночная способность покупателей;

- рыночная способность поставщиков;

- политическое и социальное окружение.

Однако перечисленные условия, в которых функционирует отрасль, подвержены неожиданным, иногда резким изменениям. Поэтому предпринимательским фирмам необходимо постоянно учитывать отраслевой риск при любых видах деятельности.

Инновационный риск

Инновационный риск особенно важен в современной предпринимательской деятельности, которая находится на этапе увеличения капиталов, используемых как для производства существующих товаров и услуг, так и для создания новых, ранее не производимых.

Инновационный риск — это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает в следующих ситуациях:

при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации фирма сталкивается лишь с одним видом риска — возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;

при создании нового товара или услуги на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с использованием старого оборудования;

при производстве нового товара или услуги при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя: риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя; риск несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара или услуги; риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции, в случае неудачи.

Риски в туристском бизнесе

Специфика рисков в туриндустрии

За год в России открывается сотни новых турагентств, но только менее 20% из них «доживают» до своего трехлетия. Бизнес в этой отрасли сопровождается достаточным количеством рисков, способных разорить инвестора.

Современный туристический бизнес в России за последние десять лет совершил поистине огромный скачок в своем развитии. Начиная с конца перестройки, российские турфирмы начали набирать обороты, пока кризис 1998 года не оставил на рынке лишь самых стойких игроков. Но за последние годы ситуация снова изменилась в сторону перенасыщения рынка туристическими агентствами. На 2005 год в одной только Москве насчитывалось около 7 тысяч туристских агентств. Подобная привлекательность обуславливается относительно небольшими инвестициями (около $10.000), минимальным количеством персонала (от четырех-пяти человек) и кажущейся простотой задачи. Однако бизнес в этой отрасли сопровождается достаточным количеством рисков, способных разорить инвестора.

Далее рассмотрены наиболее очевидные риски, которые ожидают предпринимателей, желающих открыть бизнес в сфере туризма.

Внутренние риски

Форма бизнеса

Начинающему предпринимателю в первую очередь следует решить, каким именно путем он хочет получить свой бизнес: будет ли это покупка готовой компании «под ключ», или франшизы, будет ли это приобретением действующего бизнеса, или же стоит пройти все этапы с нуля и самостоятельно создать новую фирму? У каждого варианта есть как свои достоинства, так и недостатки. Покупая франшизу можно снять с себя расходы на раскрутку агентства и большинство рисков, однако необходимость соблюдения стандартов лишит этот бизнес индивидуальности. Покупая готовое агентство стоит помнить, что порой действительно случается так, что владельцы вынуждены продавать устойчивый, высокодоходный бизнес, но это бывает не так часто. Покупка агентства «под ключ» чревата тем же, что и покупка автомобиля стандартной комплектации: порой на необходимые доработки и перемены уходит больше времени, чем на создание компании с нуля.

Сезонность

Еще до открытия агентства необходимо заложить в бизнес-план фактор сезонности бизнеса, от которой фатально страдает немало начинающих предпринимателей. Эта проблема обычно затрагивает даже крупные компании, работающие на рынке не один год, а новичкам и вовсе первое время стоит планировать убытки. Вне сезона отпусков новая компания может даже не выйти на самоокупаемость. Об этом нужно помнить и заранее планировать эти затраты. С сезонностью также связан момент открытия компании: лучше если он придется на летний период, тогда представится возможность сразу покрыть расходы. А поскольку средний срок регистрации и открытия турагентства составляет до 5 месяцев, начинать подготовку к открытию лучше прямо с января, чтобы был шанс открыться к сезону летних отпусков. Поступая иначе, компания рискует разориться, даже не успев продать ни одной путевки.

Расположение офиса

Офис, расположенный на задворках, может отнять у фирмы до 80% клиентов, одни из которых просто до него не дойдут, свернув в другие турагентства, попавшиеся на пути, а другие не решатся приобрести путевку в компании, офис которой имеет подобное размещение. Поправить ситуацию может яркая, интуитивно понятная система вывесок и внутреннее обрамление агентства.

Персонал

Согласно статистике, принятие решения потребителем о покупке путевки на 40-50% может зависеть от влияния менеджера турагентства. Им непременно нужно обладать знанием предлагаемого продукта, умением общаться с клиентом, предоставлять ему необходимую информацию, быть вежливыми и терпеливыми. Менеджеру турфирмы просто необходимо самому «болеть» своим делом, для того, чтобы он смог передать собственный восторг потенциальному клиенту. Не стоит скупиться на ознакомительные туры, устраиваемые туроператорами. Обычно, рассказы, наполненные личными впечатлениями, производят на клиентов гораздо более благоприятное впечатление, чем самые красочные буклеты и каталоги. Не экономьте на подборе персонала, лучше поручите этот вопрос компетентным специалистам, которые сумеют подобрать для Вашей компании оптимальное решение.

Специализация

Чаще всего, выбор неприбыльного профиля работы связан с полным отсутствием анализа деятельности конкурентов. Пять турагентств могут ужиться на одном этаже только в случае четкой дифференциации их продукта. Чем более популярным является предложение – тем большее значение приобретает удобное расположение офиса и отсутствие прямых конкурентов поблизости. А в том случае, если компания решает заниматься уникальным направлением – снижаются риски прямой конкуренции, но возникает риск полной зависимости от принимающей стороны и туроператоров, которые в любой момент по той или иной причине могут приостановить формирование туров в выбранную страну.

Внешние риски

Отношения с туроператорами

Поскольку турагентства выполняют роль продавца туроператорского продукта, их репутация и устойчивость на рынке в большинстве своем зависит от качества этого самого продукта. В случае, если поездка срывается по вине туроператора, клиент запомнит именно агентство, продавшее ему эту путевку, и вряд ли когда-либо в него вернется. Причем любая отдельная недоработка со стороны туроператора – будь то встреча в аэропорту, бронирование гостиничных номеров, организация экскурсий, или программа страхования – по сути является «ложкой дегтя», способной испортить впечатление от всей поездки. Один-два кричащих репортажа по телевидению с упоминанием оператора и агента, и репутация может потянуть турагентство на дно. Поэтому выбор туроператора – это задача, требующая действительно серьезного подхода. Решению вопроса может помочь посещение специализированных выставок, на которых представлены услуги ведущих туроператоров по всем направлениям. В финансовом плане, проблемы, возникающие у туроператора (к примеру, срывы договоров с принимающей стороной при полной предоплате), могут отразиться на турагентстве снижением их маржи, т.е. разницы между ценой покупки и ценой продажи.

Непредвиденные обстоятельства

Войны, теракты и катаклизмы являются наименее прогнозируемым риском в работе турагента и туроператора. Сложно предугадать как саму проблему, так и реакцию туристов на нее. В случае войны теряет и туроператор и турагент, продававший путевки на это направление и позиционировавший себя как специалист по данной стране. Теракты и стихийные бедствия сопровождаются резким снижением цен на данное направление и, соответственно, снижением дохода агентства. Масштабы обычно зависят от величины проблемы и времени освещения ее в прессе. Чем быстрее журналисты забывают о случившемся, тем быстрее бизнес снова входит в свое русло. Одним из способов продержаться во время тотального снижения спроса является наличие альтернативных направлений.

Наличие подобных рисков и количество ежегодно сходящих с арены туристических агентств доказывает то, что вопреки сложившемуся стереотипу, этот бизнес вовсе не является таким простым, как кажется на первый взгляд. И как любое дело он требует тщательного и продуманного подхода.

Чем реально рискует туристская компания

Интервью с руководителями крупных туристских компаний.

Скай Лэнд

Виктория ТРУБИЦЫНА, ген. директор «Скай Лэнд». Наличие различных рисков и количество ежегодно закрывающихся турагентств показывает, что этот бизнес не является таким простым, как кажется на первый взгляд. И, как любое дело, он требует тщательного и продуманного подхода. Наиболее распространенные риски в туристическом бизнесе возникают на разных этапах.

Сезонность. Эта проблема обычно затрагивает даже крупные компании, работающие на рынке не один год, а новичкам и вовсе первое время стоит планировать убытки. Вне сезона отпусков новая компания может даже не выйти на самоокупаемость.

Персонал. Очень важен подбор персонала. Принятие решения туристом о покупке путевки на 50% может зависеть от менеджера турагентства. Ему непременно нужно обладать знанием предлагаемого продукта, умением общаться с клиентом, предоставлять ему необходимую информацию, быть вежливыми и терпеливыми.

Туроператоры. Турагентства выполняют роль продавца туроператорского продукта, поэтому их репутация и устойчивость на рынке в значительной степени зависят от качества этого самого продукта. Если поездка срывается по вине туроператора, клиент запомнит именно агентство, продавшее ему эту путевку, и вряд ли когда-либо в него вернется. Причем любая отдельная недоработка со стороны туроператора – будь-то встреча в аэропорту, бронирование гостиничных номеров, организация экскурсий или программа страхования – по сути является ложкой дегтя, способной испортить впечатление от всей поездки.

Внешние факторы, к которым относятся войны и катаклизмы. Это наименее прогнозируемый риск в работе турагента и туроператора. Сложно предугадать саму проблему и реакцию туристов на нее. Как правило, войны и стихийные бедствия сопровождаются резким снижением цен на данное направление и, соответственно, снижением дохода агентства.

Существуют постоянные риски для агентств любого возраста

ОРКО-ТУР

Юрий ГРИГОРЬЕВ, ген. директор ООО «ОРКО-ТУР». Определение рисков в турагентском бизнесе – главная составляющая стратегического планирования работы турфирмы с момента ее открытия и на протяжении всей ее деятельности. Разные этапы жизни компании характеризуются разными рисками и, соответственно, разными методами противостояния им.

Существуют постоянные риски, угрожающие любому турагентству независимо от «возраста» и на которые агентство не может влиять никоим образом.

Политическая, экономическая, военная, социальная обстановка в местах отдыха. Вспоминается случай: когда в Турции в районе Стамбула произошло крупное землетрясение, то телефоны у меня в агентстве «молчали» несколько дней. Приходилось объяснять купившим туры туристам, что район бедствия находится на весьма удаленном расстоянии от анталийских курортов и что вероятность возникновения землетрясения на курортах не больше, чем в Москве. Теракт 11 сентября в США также «отключил» на пару дней наши телефоны. Таких примеров великое множество.

Различного рода овербукинги (перепродажи мест размещения) в местах отдыха. Очень неприятная для агентства ситуация, которую сложно регулировать. Для уменьшения последствий таких рисков любое, даже мультибрендовое агентство, должно ограничивать число поставщиков (туроператоров) и внимательно отслеживать ситуацию на рынке туруслуг.

Ненадежные партнеры. Турагентство должно очень внимательно выбирать партнеров-туроператоров и ПОСТОЯННО отслеживать состояние дел в туроператорских компаниях. Нередки случаи исчезновения операторов с рынка в самый пик сезона, что приводит к лавинообразному разорению турагентств или, в лучшем случае, к резкому снижению их благосостояния.

Иные риски. В настоящее время приняты Поправки к Закону о туристской деятельности, которые вменяют туроператорам страховать свою финансовую ответственность перед туристами. Но Закон еще только начал работать с 1 июня 2007 года, и практики применения фингарантий еще нет. Поправки к Закону призваны существенно снизить риски турфирм, но, к сожалению, большинство рисков, связанных с персоналом, техникой и технологиями, криминалом, инкассацией и прочим, будут существовать и в дальнейшем.

Риски – неотъемлемая часть туристического бизнеса

Спарк Тревел

Наталья НИКИШОВА, зам. ген. директора «Спарк Тревел». Риски различаются причинами возникновения, широтой действия и прочими показателями, но объединяет их одно – серьезные негативные последствия.

Существенными рисками являются:

•природные катаклизмы (цунами, ураганы, штормы и т.д.);

•экстремальные ситуации (военные действия, забастовки, эпидемии и т.д.);

•терроризм;

•политические отношения государств и, как следствие, ужесточение визового режима, ограничение по въезду в страну и т.д.

Имущественные риски связаны с вероятностью потери имущества по причине кражи, халатности, нанесения ущерба помещению, сбоя технологической системы и т.д.

Партнеры и конкуренты. С точки зрения стратегического планирования существуют такие риски, как усиление конкурентной борьбы, несоблюдение договорных условий партнерами, монополизация рынка и т.п.

Персонал. Значительную роль для компании, особенно туристической, играет ее персонал. Уход профессионального сотрудника с большим опытом работы и клиентской базой, как правило, приводит к потере клиентов. Немаловажна и финансовая заинтересованность сотрудников. В случае отсутствия таковой пропадает мотивация и, как следствие, ухудшается качество работы менеджеров либо не исключаются факты «левачества», что, по сути, является воровством.

От политики, погоды и экономики мало что зависит

Разработка мер обеспечения безопасности в туриндустрии

Основы безопасности

Безопасность туризма является одним из его главнейших условий. Под безопасностью туризма понимаются личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей среде при совершении путешествия. При оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях.

Понятие безопасности и защиты туристов охватывает весь маршрут путешественника от выезда из дома до возвращения, место назначения и все посещаемые объекты. Это понятие подразумевает действия, услуги и информацию со стороны правительств, принимающих сообществ, туристского сектора и самих путешественников.

На обеспечение безопасности туристов направлен целый комплекс мер, осуществляемых туристскими организациями. Деятельность по безопасности туризма затрагивает множество аспектов, включая проблемы любых несчастных случаев, заболеваний, случаев терроризма, военных осложнений и переворотов, криминогенных ситуаций, в том числе бандитизма, пиратства, распространения наркотиков, проституции, вандализма, радиоактивного, химического и иного заражения земли, воды и воздуха в местах пребывания, а также ряд аспектов, связанных непосредственно с поведением самих туристов.

Туристская деятельность напрямую связана со сферой, непосредственно затрагивающей человека, его здоровье, безопасность, социально-экономические права и личное достоинство. Туристское путешествие, как бы оно не было грамотно подготовлено, практически всегда содержит элементы потенциальных рисков.

Факторы риска безопасности

Факторы риска в туризме условно делятся на несколько групп:

1. факторы риска, связанные с социальной средой (кражи, нападения, мошенничество, насилие и домогательства, организованная преступность, терроризм, социальные конфликты и религиозные беспорядки);

2. факторы риска в туристском секторе (нарушение стандартов безопасности в туристских предприятиях, нарушение работы водопровода и системы канализации, а также хищническое отношение к невозобновляемым природным ресурсам, обман в торговой сети, невыполнение взятых на себя контрактных обязательств);

3. Личные факторы риска туристов (неконтролируемое и опасное поведение туристов во время проведения досуга, занятия спортом, вождения автомобиля, невоздержанное потребление спиртных напитков и пищи, хронические заболевания, которые могут обостриться во время путешествия, неправильное отношение туристов к местному населению и местным законам, посещение опасных мест);

4. Природные и экологические риски (отсутствие у туристов знаний об основных характеристиках природы и климата региона, а также факторов воздействия на человеческий организм местной флоры и фауны, неподготовленность к поездке с медицинской точки зрения, отсутствие мер предосторожности в отношении питания и личной гигиены).

Меры по обеспечению безопасности

Информация, необходимая туристам в целях охраны их жизни и здоровья, предоставляется заблаговременно до начала отдыха и в процессе обслуживания.

Предоставление необходимой информации может иметь несколько вариантов. Законодательными документами установлено обязательное методическое обеспечение тура, в которое включается информационный листок к путевке туристского путешествия и памятка для туристов.

Информационный листок к путевке туристского путешествия содержит разделы обязательной и дополнительной информации по маршруту, предназначенной для туристов, и является неотъемлемым приложением к туристской путевке или ваучеру.

Информационный листок содержит следующие обязательные сведения:

- указание вида и типа туристского путешествия, основного содержания программы обслуживания, протяженности и продолжительности всего маршрута, его походной части, категорийности походов и другой специфики;

- описание трассы путешествия – пунктов пребывания, продолжительности пребывания и условия размещения в каждом пункте обслуживания (тип здания, число мест в номере, его санитарно-техническое оборудование);

- краткое описание района путешествия (достопримечательности, особенности рельефа, местности), программы обслуживания в каждом пункте тура;

- перечень услуг, предоставляемых за дополнительную плату;

- наличие и краткая характеристика спортивных сооружений и площадок, автостоянок, пассажирских канатных дорог, водоемов, аттракционов, детских игровых площадок, библиотек, кинозалов и т. д.;

- адрес туристского предприятия, в котором начинается туристское путешествие и проезд до него;

Перечень дополнительной информации:

- информация о возрастных ограничениях, приеме родителей с детьми, семейных пар;

- специальная информация для туристских путешествий с походом;

- прочая информация и рекомендации, вытекающие из особенностей и специфики конкретного тура или направления.

Тексты памяток для туристов составляются в особых, необходимых случаях, например, при организации специализированных туров (приключенческих, спортивных) или в случае направления туристов в эндемические страны. Каждому туристу, выезжающему в страны, неблагополучные ввиду наличия так опасных инфекций, необходимо выдать индивидуальные памятки, заверенные подписью туроператора и печатью фирмы. Наличие таких памяток у туристов в обязательном порядке проверяется при таможенном досмотре в некоторых аэропортах.

Вредные факторы или факторы риска в туризме предполагают наличие мер, направленных на исключение данного фактора риска или снижение его воздействия на человека. Такие факторы риска, как травмоопасность, воздействие окружающей среды, биологические, химические и психофизические факторы риска, опасные излучения, повышенная запыленность и загазованность и ряд специфических факторов риска в туризме (возможность возникновения природных и техногенных катастроф в месте отдыха, состояние туристских объектов) требуют обязательного информирования туристов, путешествующих в данном регионе, так как во многих случаях безопасность туриста зависит от той информации, которую ему предоставляет туристское предприятие при заключении договора. Отсутствие необходимой информации об услуге и ее номинальных характеристиках относится к факторам риска в туризме.

Например, травмоопасность может возникнуть в результате множества случаев, таких как камнепады, сели, а также неблагоприятные эргономические характеристики используемого туристского снаряжения и инвентаря, влекущие травмы. Кроме использования средств индивидуальной защиты и соблюдения эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю снижение воздействия данного фактора риска предполагает информирование туристов о травмоопасности и мерах по предупреждению травм, то есть туристы должны быть информированы о том, как избежать возможных травм и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы.

Воздействие окружающей среды предполагает негативное влияние климата на человеческий организм (повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха в зоне обслуживания туристов, резкие перепады давления или перепады высот по маршруту). В целях предупреждения вредных воздействий данного фактора риска туристское предприятие должно своевременно информировать туристов о реальных и прогнозируемых климатических условиях на маршруте.

Биологические факторы риска, связанные с животными, растениями и микроорганизмами, способными нанести серьезный вред туристам, кроме основных требований безопасности предупреждаются информированием туристов об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, растениях, ареалы распространения которых совпадают с туристским маршрутом, а также о том, как избежать нежелательных контактов и какие экстремальные меры следует предпринять в случае получения травмы.

Предупреждение опасности ультрафиолетовой радиации и других опасных излучений на туристских маршрутах также обеспечивается информированием туристов о воздействии излучения на человека и о необходимости использования средств индивидуальной защиты (головных уборов, защитных кремов, одежды, солнцезащитных очков).

К прочим факторам риска можно отнести опасности, связанные с отсутствием необходимой информации об услуге и ее номинальных характеристиках. В этом случае необходимо предоставлять туристам достаточную информацию о реализуемых туристских услугах в соответствии с требованиями, установленными действующими нормативными документами, и проводить для туристов необходимые инструктажи по безопасности, учитывающие специфику вида туристского маршрута.

Вопросы безопасности приобретают чрезвычайную важность для туристской деятельности в связи с преобладанием выездного туризма в РФ. В соответствии с законом «О защите прав потребителей», турист вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о туристском предприятии и о путешествии. В свою очередь, Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» налагает на турфирмы обязательство информирования туристов обо всех аспектах путешествия, обо всех рисках, с которыми туристы могут столкнуться и мерах профилактики.

В статье 14 Закона указывается, что под безопасностью туризма понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей среде при совершении путешествий.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, обязан информировать туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания. При этом закон предписывает средствам массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, незамедлительно и безвозмездно предоставлять указанному федеральному органу возможность публиковать информацию об угрозе безопасности туристов.

Для обеспечения безопасности туристов закон возлагает на туроператоров и турагентов следующие обязанности:

- обязанность предоставлять туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, а также осуществлять предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов;

- обязанность незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о невозвратившихся из путешествия туристах.

Турист, в соответствии с вышеназванным законом, обязан соблюдать во время путешествия правила личной безопасности. Исполнение этой обязанности также зависит от той информации, которую турист получит от отправляющей его фирмы. Это может быть информация о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды.

В случае планирования путешествия в страну (место) временного пребывания, в которой турист может подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, он обязан пройти профилактику в соответствии с международными требованиями. Наибольшему риску инфекционных заболеваний подвергаются туристы, выезжающие в страны тропической зоны. Именно они прежде всего обязаны проходить профилактику. Согласно международным требованиям профилактика заразных болезней должна включать просвещение, вакцинацию или профилактическое лечение.

Особое значение соблюдения местных законов и обычаев

Самым серьезным личным фактором риска в туризме является неправильное отношение туристов к местному населению, непонимание и, следовательно, несоблюдение местных законов.

В путешествии необходимо неукоснительно соблюдать и уважать не только местные законы, но также и народные обычаи и традиции. Особенности пребывания в месте отдыха касаются всего, включая стиль одежды и многих мелких деталей быта. Зачастую, турист своим поведением сам провоцирует преступников на совершение преступных действий по отношению к нему. Турист своими же действиями создает угрозу своей жизни, здоровью и имуществу.

Причины такого поведения туристов различны. Отправляясь в путешествие, человек имеет своей первостепенной целью отдых, активный или пассивный, причем зачастую не ограниченный никакими рамками условностей. Туристы, находясь на отдыхе, позволяют себе то, чего бы, возможно, никогда не совершили в месте постоянного проживания. Но преобладающее большинство туристов не имеет ни малейшего представления об особенностях страны отдыха, о местных обычаях и традициях, о правилах поведения в общественных местах и допустимом стиле одежды. И именно подобная «туристская безграмотность» приводит к неприятным, а порой и трагичным, последствиям.

Международные конференции Всемирной Туристской Организации (ВТО) неоднократно отмечали, что к туризму и путешествиям человека надо готовить. На Гаагской межпарламентской конференции по туризму 1989 г. было отмечено, что соответствующее воспитание широкой общественности, начиная со школы, образование и обучение являются крайне важным делом для туристской индустрии и развития туризма.

Кодекс туриста, принятый Генеральной ассамблеей ВТО в 1985 г. устанавливает для туристов в местах транзита и временного пребывания обязательство уважать установившийся политический, социальный, моральный и религиозный уклад и подчиняться действующим законам и правилам, воздерживаться от подчеркивания экономических, социальных и культурных различий, существующих между ними и местным населением.

Информационное обеспечение безопасности

Огромное значение в информировании туристов оказывают средства массовой информации. Влияние СМИ на целевую аудиторию настолько велико, что они могут сформировать как позитивное, так и негативное отношение к инциденту, произошедшему с туристами в том или ином турцентре. Диалог со СМИ может также использоваться в качестве эффективного средства недопущения осложнений. Например, в случае срыва туристских поездок или возникновения каких-либо проблем, связанных с перенасыщением, беспорядками или забастовками, СМИ могут распространить соответствующую информацию, и путешественники будут иметь возможность пересмотреть маршруты своих поездок. Регулярно предоставляемая СМИ информация обо всем, что имеет отношение к туризму, будет иметь позитивный и профилактический характер, если постоянно будут включаться материалы по защите и безопасности туристов, охране их здоровья. На особую роль СМИ в деле показа всей сложности и комплексности проблем туризма указывают все международные туристские конференции и рекомендации ВТО. Международные организации, правительства и другие организационные ведомства, а также частные поставщики туристских продуктов отвечают за предоставление информации о безопасности туризма.

Также велика роль национальных и международных организаций в обеспечении информацией туристского сектора.

Правительственные ведомства и международные организации ряда стран предоставляют информацию о потенциальных угрозах туризму, таких, например, как природные бедствия, социальные беспорядки, угрозы террористов и террористические акты, серьезные сбои в работе транспорта, эпидемии и другие факторы, представляющие опасность для путешественников.

Национальные туристские администрации, региональные и местные туристские фирмы, всевозможные клубы, общества и частные информационные туристские агентства должны, наряду с рекламно-информационными и маркетинговыми материалами, предоставлять последние данные по обеспечению безопасности туристов. Эта информация должна также содержать законы, правила и постановления, которые необходимо знать туристам. Форма представления этих материалов должна быть удобной для турагентов, справочных туристских бюро, торговых представителей, журналистов, пишущих на темы туризма, и научных центров, анализирующих риски, связанные с путешествиями.

Неотъемлемой частью системы обеспечения безопасности туристов является сотрудничество с организациями сферы здравоохранения. Ведущая роль определенно принадлежит Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), в обязанности которой входит сбор информации и разработка системы мер по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности. Все работники сферы туризма должны отчетливо понимать необходимость тесного сотрудничества и обмена информацией с органами здравоохранения, особенно в случае регистрации заболеваний среди туристов.

Заключение

В данной работе на основе положений теории рисков исследованы особенности рисков в туриндустрии.

Установлено, что специфика туристской деятельности весьма существенно отражается в реальном содержании рисков этой сферы бизнеса.

В частности, обеспечение комплексной безопасности туристов и сопровождающих сотрудников турфирмы является важнейшей задачей руководителей и менеджеров любого туристского предприятия.

Систематизированы и структурированы конкретные меры снижения рисков в деятельности турорганизаций.

Список литературы

1. Альгин А.П. Грани экономического риска. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

2. Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие / О.А. Беляева. - М.: ИНФРА-М, 2006

3. Грядов, С.И. Риск и выбор стратегии в предпринимательстве. - М.: Экономика, 2007

4. Дубров А. М. - Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. - М.: Экономика, 2008

5. Егорова Е.Е. "Системный подход оценки риска". // Управление риском. -2008. №2

6. Менеджмент в сфере услуг. Под ред. Уколопова В.Ф. - М.: ЛУЧ, 2007

7. Половинкин П. Д. Риск в предпринимательской деятельности. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006

8. Туризм как вид деятельности. Уч. Пособие под ред.Квартальнова В. - М.: Финансы и статистика, 2007

9. Фомичев А.Н. "Риск-менеджмент" М.: Дашков и К, 2008

10. Хохлов Н. В. Управление риском. - М.: ЮНИТИ, 2007

11. Черкасов В. В. Проблемы риска в управленческой деятельности. - М.: "Рефл-бук", 2007

12. Чудновский А. Туризм и гостиничное хозяйство. - М., 2006