Главная              Рефераты - Разное

«Применение информационных технологий в преподавании английского языка» - реферат

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»

Магистрант

Центра проблем развития образования

Акимова Ольга Николаевна

Руководители:

доцент Коновальчик Елена Андреевна,

доцент Апанасевич Татьяна Антоновна

Минск – 2010 г.

Оглавление

Список обозначений ко всей выпускной работе. 3

Реферат на тему «Применение информационных технологий в преподавании английского языка». 4

Введение. 4

Глава 1. Обзор литературы, посвященной использованию инновационных технологий в преподавании.. 6

Глава 2. Обзор компьютерных программ для изучения английского языка. 8

2.1. Reward InterN@tive — один из самых полных мультимедиа-учебников английского языка. 8

2.2. Обучающий курс «Английский путь к совершенству». 9

2.3. English Platinum 2000 — мультимедийный курс американского английского языка для продолжающих. 10

2.4. Обучающая программа Bridge to English. 11

Глава 3. Использование обучающих компьютерных программ на уроках иностранного языка в школе. 13

3.1. Компьютер в обучении грамматике. 13

3.2. Компьютер в обучении произносительным навыкам.. 15

3.3. Обучение говорению.. 16

Глава 4. Учебный потенциал всемирной сети Интернет. 19

Заключение. 24

Список литературы к реферату. 25

Предметный указатель к реферату. 26

Интернет ресурсы в предметной области исследования. 27

Действующий личный сайт в WWW.. 28

Граф научных интересов. 29

Презентация магистерской диссертации. 30

Тестовые вопросы по ОИТ. 32

Список литературы к выпускной работе. 33

Список обозначений ко всей выпускной работе

ИТ – информационные технологии

ИЯ – иностранный язык

КО – компьютерное обучение

Реферат на тему «Применение информационных технологий в преподавании английского языка»

Введение

Компьютерное обучение – это обучение ИЯ с использованием учебных программ, составленных для работы с компьютером [1,2,8].

Оно возникло на идеях программированного обучения и в наши дни оказывает существенное воздействие на все стороны учебного процесса в связи с массовой компьютеризацией средней и высшей школы, созданием компьютерных программ для разных учебных дисциплин, в том числе и для изучающих иностранные языки, использованием возможностей Интернета как на занятиях, так и в самостоятельной работе учащихся.

В настоящее время в РБ на некоторых факультетах, в частности на гуманитарном факультете БГУ, готовят специалистов по компьютерному обучению иностранному языку. Кроме того, в 2011 году на кафедре прикладной лингвистики филологического факультета БГУ открывается новая специальность «Компьютерная лингвистика», которая до этого имела статус специализации.

Проблемы компьютерного обучения исследуются в рамках самостоятельного раздела методики — компьютерной лингводидактики, изучающей проблемы теории и практики использования компьютеров в обучении языку. Термин «Компьютерная лингводидактика» был предложен в 1991 г. К.Р. Пиотровской.

Компьютерная лингводидактика является междисциплинарной областью знания и тесно взаимодействует с развитием ИТ, прикладной и математической лингвистики, разработками в области искусственного интеллекта, дизайна компьютерных программ, исследований взаимодействия «человек — компьютер», теорией и практикой компьютерного обучения в целом. Эта дисциплина сформировалась в качестве самостоятельного направления в преподавании языков с конца 80-х годов XX века и в ней получили развитие три направления исследований: 1) разработка теоретических аспектов использования компьютеров в обучении языку (методологические проблемы компьютерной лингводидактики, типология компьютерных учебных материалов, оценка эффективности компьютерных средств обучения и др.); 2) экспериментальная работа по созданию и использованию в учебном процессе компьютерных материалов для различных целей, этапов и профилей обучения языку; 3) пути интеграции КО в общий процесс обучения языку.

Для определения области теории и практики использования компьютеров в обучении языку с середины 80-х годов прошлого века стали использоваться специальные термины, в том числе: «Computer Assisted Language Learning» (CALL) — изучение языка с использованием компьютера и «Computer Aided Language Instruction» (CALI) — обучение языку с использованием компьютера. В наши дни в связи с широким распространением компьютерных технологий можно встретить также термин «Information and Communication Technologies» — «информационно-коммуникационные технологии». В то же время термин CALL — Computer Assisted Language Learning — сохраняет свое значение в качестве обобщающего термина для обозначения всего комплекса теоретических и прикладных проблем, связанных с КО языку.

Компьютерные учебные программы для изучающих иностранные языки выпускаются в виде электронных учебников, характерными особенностями которых являются: а) наличие программного модуля (видеофрагменты, озвученные диалоги, словарь, грамматический комментарий), тренировочного модуля (набора упражнений языкового и речевого характера), модуля записи и воспроизведения речи; б) представление учебного материала в зрительной и звуковой форме; в) организация материала в виде гипертекста, что позволяет быстро переходить от одного раздела пособия к другому, осуществлять поиск информации; г) возможность при выполнении контрольных заданий сравнивать свой ответ с эталоном, хранящимся в банке данных, и получать оценку за свой ответ. В некоторых курсах есть Интернет-поддержка в виде дополнительных учебных материалов, методических рекомендаций, доступ к которым осуществляется через компьютерные сети.

В настоящее время получили распространение следующие виды компьютерных учебных программ: посвященные овладению отдельными разделами системы языка, формированию речевых умений, контрольные программы, оценивающие уровень владения языком, социокультурные программы, знакомящие с культурой страны изучаемого языка.

К сожалению, еще не существует достаточного количества программ, обучающих речевому общению. В то же время в программах последних лет все чаще стали применяться системы мультимедиа, синтезирующие звук, видеоизображение и текст, что позволяет с максимальной эффективностью использовать все виды и средства наглядности в рамках компьютерного учебного курса.

Основными методами данного исследования являются сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы по данной проблеме, а также анализ различного рода компьютерных программ для изучения иностранного языка с целью определения качества содержащейся в них информации.

Далее мы рассмотрим компьютерные программы для изучающих иностранные языки, приемы использования таких программ, а также учебный потенциал всемирной сети Интернет для овладения иностранным языком в условиях общеобразовательной средней и высшей школы.

Глава 1. Обзор литературы, посвященной использованию инновационных технологий в преподавании

Учебное пособие Бовтенко М. А. «Компьютерная лингводидактика» посвящено одной из интенсивно развивающихся областей методики обучения языку — компьютерной лингводидактике. В пособии рассматриваются теоретические и практические аспекты применения современных информационных технологий в преподавании языка.

Курс лекций Бовтенко М. А., Горцова А. Д. «Компьютерная лингводидактика: теория и практика» тесно связан с материалом учебного пособия и также посвящен компьютерным методикам изучения языка.

В книге Конышевой А. В. «Современные методы обучения английскому языку» анализируются основные методы обучения, которые используются для организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку: игровой метод, коммуникативный метод, ролевые игры, групповой метод, проблемный метод, проектный метод, программированный метод, дальтон-план, использование опор и др. Раскрываются возможности использования межпредметных связей и дается понятие нестандартного урока в организации учебного процесса. В приложении представлены практические материалы, которые можно использовать на уроках английского языка.

Полат Е. С. в статье «Интернет в преподавании иностранных языков» рассматривает современную школьную систему России и обосновывает необходимость включения в образовательный процесс новой формы образования – дистанционной, основой которой ученый называет компьютерные телекоммуникации. Кроме того, автор статьи выделяет ряд основных функций сети Интернет, таких как вещательные, интерактивные и поисковые услуги, а также обширные информационные ресурсы, которые могут быть полезны в школьном образовании.

В работе Раздорской Н. В. «Использование Интернет-ресурсов при работе с общественно-политическими информационными материалами» анализируются и систематизируются основные способы использования Интернет-ресурсов при обучении иностранному языку (на примере японского).

Книга Салистры И. Д. «Вопросы программирования в учебном процессе по иностранному языку» посвящена изучению основных направлений интенсификации процесса обучения иностранным языкам. В частности, подробно рассматривается традиционно сложившаяся система обучения, которая совершенствуется за счет широкого использования ТСО и программирования.

В первых двух главах книги Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии» дается научное обоснование понятия педагогической технологии, вскрывается его сложность и многогранность, предлагается классификация образовательных технологий и методологическая основа их анализа. В последующих главах обширнейший и богатейший материал передового педагогического опыта, инновационного движения и научных разработок (около 50 технологий) дается в классифицированном и обобщенном виде по пяти основным направлениям: традиционное обучение, модернизированные технологии, альтернативные технологии, технологии развивающего обучения и авторских школ. В каждой из них четко прослеживается концептуальная основа, особенности содержания и методики, дается необходимый материал для понимания сущности процесса. В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии.

В учебном пособии Щукина А. Н. «Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам» изложены основы интенсивных методов обучения иностранным языкам по технологии Г. Лозанова, предусматривающие активацию в процессе занятий психических резервов личности обучаемого. Рассмотрены также практически все методы, обеспечивающие овладение иностранным языком в сжатые сроки.

Глава 2. Обзор компьютерных программ для изучения английского языка

2.1. Reward InterN@tive — один из самых полных мультимедиа-учебников английского языка

Программа: Reward InterN@tive. Издательство: YDP-Multimedia, Новый диск. Полный курс английского языка с интегрированными средствами дистанционного обучения. Особенности курса следующие.

Занимает 9 дисков — CD-ROM и рассчитан на 150 часов интенсивных занятий.

Включает: 198 уроков; 5000 упражнений; 29 контрольных работ; 11 часов оригинальной английской речи; 5 часов видеоматериалов; журнал успеваемости; озвученный англо-русский словарь лексики курса; исчерпывающий грамматический материал; технология распознавания речи Via Voice(tm); специальные средства визуализации произношения; возможности поиска упражнений по ключевым словам и темам; возможности составления индивидуальных программ подготовки; интегрированные средства дистанционного обучения через Интернет.

Мультимедиа-учебник REWARD Intern@tive построен на основе печатного учебника курса REWARD. Он состоит из 4-х уровней: — Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate), где каждый уровень мультимедийного курса включает материалы соответствующих частей печатного учебника и его аудио- и видеоприложений. Это наиболее полный обучающий мультимедийный курс, который предоставляет возможность полноценного изучения английского языка, в том числе самостоятельно. В отличие от многих других обучающих программ, REWARD Intern@tive охватывает процесс обучения полностью, гармонично сочетая все компоненты обучения языку. Он может сопровождать ученика с первого до последнего шага на пути к совершенному владению английским языком.

В каждом уроке курса есть упражнения непосредственно на «слушание» (Listening). Только в первой главе курса 116 таких упражнений. Сложность их постепенно повышается от элементарного уровня, когда собеседники просто говорят друг другу «Здравствуйте», до высшего уровня, на котором ученик слышит реальный разговор, записанный дикторами-носителями языка.

В REWARD Intern@tive существует специальный модуль работы над произношением и программа включает в себя систему Via Voice — одну из четырех лучших на сегодняшний день систем распознавания английской речи.

Благодаря градации заданий, их удачной локализации, интерактивности, постоянному контролю знаний, дополнительной вспомогательной (справочной) функции при выполнении заданий, возможности компоновки собственных уроков и планирования занятий, эта программа оказывает учащемуся максимально полную помощь в овладении иностранным языком, а может помочь преподавателю самостоятельно построить упражнения для обучающихся.

Встроенные средства Reward InterN@tive дистанционного обучения через Интернет-сервисы «Новости», «Форум», «Игры» дают возможность организовать занятия как в компьютерном классе учебного учреждения, так и дома. Через сеть Интернет «Учитель» преподаватель может выполнять проверку письменных заданий и осуществлять дистанционный контроль за обучением учащихся. Учебный курс сочетает в себе универсальность и удобство автономного обучения, преимущества традиционных форм преподавания и прогрессивность новейших информационных технологий.

Reward InterN@tive рекомендуется использовать в сочетании с книжно-кассетным курсом Reward, что позволит объединить все возможные в настоящее время средства обучения — от рабочей тетради до Интернета — и позволяет перейти на качественно новый уровень в обучении и преподавании английского языка.

2.2. Обучающий курс «Английский путь к совершенству»

Издательство МедиаХауз выпустило обучающий курс «Английский путь к совершенству», который представляет собой адаптированную для российского пользователя версию программы English Your Way 2.0, разработанную американской фирмой Syracuse Language. Основными задачами курса являются: научить пользователя разговаривать на иностранном языке, включая произносительные навыки; понимать иностранную речь со слуха; читать; грамотно писать.

Все обучение построено на наиболее типичных ситуациях, с которыми непременно встречается любой человек, выезжающий за границу в деловую или туристическую поездку. Курс включает в себя динамичные диалоги, систему цифрового распознавания речи (по технологии Dragon Speech), озвученный словарь на 2 300 слов, грамматические справки, обучающие игры и многое другое.

Все разделы программы сопровождаются практическими занятиями, языковыми играми, тестами и кроссвордами, направленными на закрепление изучаемого материала. Наличие интерактивных диалогов с различными вариантами развития ситуации на экране помогает пользователю преодолевать языковой барьер, позволяет учащемуся чувствовать себя более уверенно в речевом общении, что очень важно для дальнейшего общения с реальными носителями языка. Диалоги разворачиваются в зависимости от речевого поведения пользователя, его ответов в микрофон.

В программе имеются стандартные функции работы с микрофоном — запись речи, ее воспроизведение и последовательное сравнение с речью диктора, что позволяет развивать у пользователя слуховую память. В программе представлены следующие типы упражнений: тренировка произношения; грамматический материал и упражнения; упражнения для пополнения словарного запаса пользователя; диктанты; чтение и фонетический тренинг; понимание речи на слух; диалоги.

К программе бесплатно прилагается электронный словарь «МультиЛекс-Мюллер» (англо-русский, русско-английский) на отдельном компакт-диске. Словарь содержит 60,000 словарных статей.

2.3. English Platinum 2000 — мультимедийный курс американского английского языка для продолжающих

English Platinum 2000. Издательство: Магнамедиа. Методика обучения разработана специально для компьютерного обучения иностранным языкам.

Курс насчитывает 177 диалоговых уроков, 174 общеобразовательных текста, в том числе, касающиеся вопросов естественных и гуманитарных наук (физики, химии, биологии, математики, экологии, астрономии, экономики, истории и др.), полнометражный фильм на английском языке. Курс ориентирован на широкое использование распространенных выражений, словосочетаний, употребительных терминов.

Весь курс можно разбить на следующие разделы.

1. Диалоговый раздел. Основан на использовании всевозможных жизненных ситуаций. Здесь пользователь слушает английскую речь, говорит, переводит, пишет диктанты, параллельно пополняя свой словарный запас и знакомясь с грамматическими формами.

2. Грамматический раздел. Представлен разъяснениями, комментариями и упражнениями, включая направленные на использование материала при письме.

3. Лексический раздел. Включает 15 000 иллюстрированных и озвученных слов, предполагающих четыре этапа их освоения. Обучающийся многократно видит, слышит, пишет и произносит слова под постоянным контролем виртуального учителя.

4. Фонетический раздел. Английская фонетика представлена отдельной обучающей системой. Это теоретический материал и более 1000 упражнений по проработке каждого звука, их сочетаний, интонации, ударений, скорости и ритмичности речи.

English Platinum 2000 снабжен уникальной системой контроля и координации учебного процесса, которая включает систему сбора статистики успеваемости каждого пользователя по всем разделам, а также систему администрирования, которая позволяет привилегированному пользователю (преподавателю) отслеживать успеваемость всех обучаемых и гибко настраивать индивидуальные уровни сложности для каждого из них. Система «администратор» пригодна для использования в дистанционном обучении посредством сети Интернет.

English Platinum 2000 можно использовать в качестве самостоятельного и дополнительного курса обучения. Он может быть применен и для проверки владения иностранным языком — в индивидуальном порядке или по инициативе учителей.

2.4. Обучающая программа Bridge to English

Bridge to English. Издательство: Intense Educational. Обучающая программа Bridge to English предназначена для начинающих изучать английский язык или находящихся на начальном этапе овладения произношением, умениями чтения, письма и понимания иноязычной речи на слух. Обучающий курс разбит на 20 уроков, которые содержат обучающий материал по всем основным грамматическим конструкциям английского языка. Предъявляемый активный лексический запас равен 2000 единиц.

Программа содержит упражнения по лексике и грамматике, диалоги, диктанты, фонетический и грамматический справочник, англо-русский словарь. Для начинающих учащихся имеется специальное упражнение по изучению английского алфавита. Весь текстовой материал сопровождается живой речью носителей языка, причем практически каждый звук начитан как мужским, так и женским голосом. Курс озвучен профессиональными дикторами на студии Би-Би-Си (Лондон) и снабжен красочным изобразительным материалом, выполненным с традиционно английским юмором.

В программе применяются разнообразные методические приемы и жесткая система контроля за успеваемостью. Работа по программе позволяет обучающемуся приобрести уверенность в устном общении и навыки письма.

В каждом уроке изучается новая грамматическая конструкция, два блока лексики по соответствующей теме, и выполняется ряд упражнений для проверки усвоения материала, приобретения навыков правописания и умений вести беседу на заданную тему.

Для пополнения лексического материала пользователь просматривает, прослушивает и заучивает новые слова. Каждому слову соответствует яркая образная картинка, улучшающая запоминание. В программу заложено увлекательное и динамичное упражнение «Тир», в котором требуется написать нужное слово за определенный отрезок времени и «выстрелить». Она учит не только быстро подбирать нужные слова в любой ситуации, но и писать (печатать) без ошибок.

В программе использовано оригинальное представление грамматических конструкций в виде меняющихся «штампов». Для закрепления материала служит «мозаика» — упражнение по тренировке памяти.

Учебный диалог представляет собой миниатюрную ролевую игру, в которой пользователь выполняет задание по обмену репликами между партнерами. В программе использованы элементы искусственного интеллекта. Она способна воспринять множество вариантов реплик обучающегося, если они соответствуют ролевому заданию и написаны без ошибок.

Для презентации материала используются различные графические и изобразительные средства. Во все уроки включены разнообразные дополнительные задания. Они не обязательно связаны с изучаемой лексикой и грамматикой урока, но актуальны для овладения английским языком.

Проблема развития умений аудирования решается в данной программе с помощью слуховых диктантов разной степени сложности.

Для формирования правильных фонетических навыков вместе с Базовым (основным) курсом поставляется специальная программа Аудиотренажер. Она может сопровождать работу по выполнению упражнений курса.

Глава 3. Использование обучающих компьютерных программ на уроках иностранного языка в школе

3.1. Компьютер в обучении грамматике

На грамматический аспект языка нацелены все обучающие программы; они, так или иначе, предусматривают отработку грамматических явлений. Например, в программе «Bridge to English» 20 уроков, в каждом из которых присутствует в качестве специального объекта работы грамматика. На ее усвоение направлены специальные задания.

Специальный раздел «Грамматика» имеет программа «Профессор Хиггинс». Он состоит из теоретической и практической частей. При выполнении упражнений программа фиксирует и отмечает успехи и промахи, в случае необходимости — обеспечивает подсказками.

В программе «English Gold» содержится 144 микродиалога, в которых ситуативно отрабатываются грамматические структуры. Например, время Present Continuous — в разговоре родителей о своих детях, играющих в саду.

Наиболее часто используемыми программами в школе для обучения грамматическому аспекту речи являются программы отечественных составителей «11 уроков английского языка» и «Репетитор».

Программа «11 уроков...» включает в себя грамматический материал, изучаемый в 6—7 классах общеобразовательной школы.

Каждый урок посвящен отдельной теме и содержит большое количество упражнений, которые можно использовать для закрепления, для тренировки и контроля знаний учащихся.

На первых страницах расположен справочный материал, к которому ученик может прибегать при необходимости, а также лексика, используемая в упражнениях. Уровень сложности упражнений идет по нарастающей. Учитель имеет возможность найти каждому ученику задание по силам, что является хорошим стимулом в работе. Поскольку на уроках в компьютерном классе всем учащимся, как правило, интересно, темп работы всегда довольно быстрый. В Дипломной работе Е.М. Тельновой (2005 г.) рассматриваются следующие приемы работы над темой «Страдательный залог». Впервые эта тема изучается в 7 классе общеобразовательной средней школы. На экран компьютера выводится окно, в котором содержится упражнение, используемое на этапе тренировки и закрепления материала.

В левой части экрана — исходное задание, в правой — предложения с многоточием. Для выполнения задания ученик подводит курсор и печатает нужное слово на месте многоточия. Он имеет возможность сам исправить ошибки, допущенные во время набора слов. Необходимо отметить, что ученики некоторых школ учатся работать с компьютером со 2 класса, поэтому к 6—7 классам они имеют довольно хорошие навыки, и печатание не занимает много времени. Такие задания, как правило, не вызывают затруднений. Следующие упражнения более сложные: сделать предложения отрицательными, поставить вопрос к выделенным членам предложения и т.д. За каждое выполненное упражнение ученик, нажав кнопку F10 получает оценку «very good», «good», «not bad», «bad». Ha экране видны все ошибки, допущенные учащимся во время работы. Они высвечиваются красным цветом. Таким образом, есть возможность сразу же проанализировать сделанное, что очень важно. Учитель комментирует ученику его оценку, если это необходимо, и записывает результат на контрольном листе, чтобы в конце урока подвести итог.

Рисунок 3.1 - Грамматика

Как отмечают преподаватели, при работе с компьютером за урок можно выполнить примерно на треть больше упражнений, чем за обычный урок, при этом каждый учащийся выполняет все упражнения. Неудовлетворительных оценок на таких уроках, как правило, не бывает. С базовым уровнем упражнений справляются все учащиеся. Упражнения повышенной сложности выполняются примерно половиной. Завершается каждый урок контрольным заданием, которое включает в себя несколько упражнений различного уровня сложности. Итоговые оценки за урок достаточно высоки.

Программа «Репетитор» отличается от «11 уроков...» тем, что ее можно использовать как для обучения устной речи, так и для освоения грамматического материала. Программа включает в себя довольно много упражнений по разным грамматическим темам: модальные глаголы, степени сравнения прилагательных и наречий, артикли и др.

В упражнении ученик должен выбрать правильный ответ из заданных вариантов, нажав клавишу мыши. Если выбранный вариант оказался неверным, компьютер дает ученику возможность исправить ошибку. Выполняя упражнения, учащийся работает только мышью, поэтому темп работы довольно быстрый. Оценку ученик получает сразу по окончании работы с упражнением: на экране появляется оценка «отлично» («весьма неплохо», «удовлетворительно» или «необходимо поработать еще»).

В случае затруднений учащиеся могут воспользоваться материалами, включенными в программу. В разделе «Разбираем трудные места...» есть грамматический справочник, в котором можно найти всю необходимую информацию: правило образования того или иного грамматического явления и примеры его употребления в речи.

Программа «Репетитор» может быть использована на уроках в 8—9 классах и в качестве компьютерного сопровождения в других классах, например при повторении грамматического материала.

Следует отметить, что при работе с любой компьютерной программой, у учащихся формируются технические навыки письма, а такой сложный аспект языка, как английская орфография, осваивается ими намного лучше.

Для этого в программах, с одной стороны, есть специальные упражнения, с другой — практически все программы требуют от учащегося вписывания ответов или предполагают своего рода «разговор» в письменном виде. В частности, хорошую тренировку в письме обеспечивает программа «Bridge to English». В ней каждое задание предусматривает впечатывание на клавиатуре английских слов и предложений.

3.2. Компьютер в обучении произносительным навыкам

Этот аспект работы является важным в овладении устным общением и его предусматривают многие программы. Работа над фонетическими навыками предполагает работу учащегося с микрофоном, в который он произносит слова, фразы и т.д. Компьютер записывает произношение учащегося, фиксирует его визуально диаграммой и накладывает ее на эталон носителя языка, также выраженный диаграммой. Таким образом наглядно демонстрируется диапазон расхождений. При сравнении диаграмм, во-первых, видны все неточности, во-вторых, можно наглядно видеть «места» несовпадений. Как правило, действиям ученика предшествует произнесение материала диктором — носителем языка. Видя и осознавая несоответствия, учащийся стремиться максимально приблизиться к образцу.

Рисунок 3.2 – Отработка произношения

Такой вид работы, следует отметить, требует много времени и его лучше переносить на внеаудиторные часы. С другой стороны, иногда несколько лишних минут потраченного на уроке времени, когда учитель может помочь учащемуся некоторыми артикуляционными подсказками, особенно необходимыми детям на начальном этапе обучения. Они оправдывают себя и «окупаются» в дальнейшем, предотвращая необходимость многочисленных корректировок.

Наиболее эффективной для формирования произносительных навыков в школе является обучающая программа «Профессор Хиггинс». Она полезна как на начальном этапе обучения английскому языку, так и на последующих этапах. Можно использовать эту программу на уроках во время фонетической зарядки, разучивая пословицы, поговорки, рифмовки, и т.д., которые в ней представлены в озвученном варианте носителем языка. Например:

Peter Piper picked a peck of pickled pepper,

A peck of pickled pepper Peter Piper picked.

If Peter Piper picked a peck of pickled pepper,

Where's the peck of pickled pepper Peter Piper picked?

Swan swim over the sea/ Swim, swan, swim.

Swan swam back again. /Well swum, swan.

3.3. Обучение говорению

Как уже отмечалось, компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для создания речевых ситуаций на уроке. Для их использования на уроке может быть выбрана любая программа, поскольку все они содержат материал для развития умений устного общения. Выбор программы или ее разделов будет определяться изучаемой тематикой и содержанием языкового материала, подлежащего усвоению. В вопросе языкового материала, видимо, правомерно говорить о его максимальном приближении к школьной программе на том или ином этапе обучения.

Рассмотрим в качестве примера работу по формированию умений диалогической речи, которая предлагается в компьютерной программе «Triple play plus in English». Она содержит 12 диалогов, из которых мы выбираем один. Например «В кафе». Работа состоит из нескольких этапов.

I этап —- знакомство с диалогом.

Рисунок 3.3 – Знакомство с диалогом

На экране появляются несколько картинок — сцен данного диалога.

Звучит текст.

— Good morning! — Good morning!

— What would you like? — I'd like some coffee, please.

— Do you want milk in your coffee? — Yes, please.

— Hey, this coffee is too cold.

— I'm sorry. Here is some hot coffee.

— Thank you.

— How is it now? — It's just right.

— Would you like some more coffee? — No, thanks.

— How much is it? — Ninety — five cents, please.

— Thank you. Have a nice day. — Good bye.

II этап — разучивание диалога.

В зависимости от наличия компьютеров в классе учащиеся работают сначала индивидуально, а затем парами, или сразу парами. Они повторяют за диктором фразы. Здесь же может быть использован режим работы с микрофоном и запись речи учащихся. Младшим школьникам может быть предложено также выполнять упражнения на составление предложений из групп слов, например: like, what, you, would, etc. Ученик наводит стрелку на слово, щёлкает мышкой и составляет предложение What would you like? и т.д. Количество верных предложений отражается на экране. Таким образом, учащиеся в игровой форме одновременно осваивают слова, их правописание, построение фраз и разучивают диалог.

III этап — инсценирование диалога.

Учащиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют его самостоятельно.

По данной схеме разучиваются все 12 диалогов, после чего осуществляется их контроль. Для этого подключается работа с карточками, на которые занесены диалогические ситуации. Учащиеся выбирают карточку и составляют свой ситуативный диалог, используя лексику данной программы и проявляя свою фантазию.

Для обучения диалогической речи может быть также использована программа «English Gold», которая содержит 144 микродиалога, одновременно отрабатывающих грамматические явления.

Глава 4. Учебный потенциал всемирной сети Интернет

Важное место в компьютерном обучении языку отводиться учебному потенциалу всемирной сети Интернет. Учебные возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Во-первых, она обладает неисчерпаемыми информационными возможностями. Глобальная сеть создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, начиная от требований к уровню владения иностранным языком выпускниками школ и заканчивая деталями реалий страны изучаемого иностранного языка. Там учащиеся могут получить любой страноведческий материал, познакомиться с публикациями в прессе, узнать о жизни молодежи, получить необходимую литературу и многое другое. Им доступна информация по любой проблеме, над которой они работают в данный момент, в том числе в рамках подготовки того или иного проекта, которые сейчас практикуются в школах. Преподаватели могут познакомиться с самыми разнообразными материалами — упражнениями, тестами и т.д. в рамках обмена опытом между учителями различных регионов страны.

Во-вторых, Интернет является самым совершенным и быстрым средством обмена информацией и корреспонденцией — через электронную почту, которая донесет сообщение в любую точку планеты в считанные секунды; через установление прямого диалога с адресатом или путем коллективного обсуждения вопросов в так называемых «чатах».

В-третьих, Интернет создает условия для коллективной работы школьников. Учащиеся могут принимать участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах, видеоконференциях, уже упомянутых обсуждениях («чатах») и многих других совместных мероприятиях, проводимых по сети. Они могут совместно со сверстниками из одной или нескольких стран участвовать в разработке тех или иных проектов или изучать и обсуждать некоторые темы совместно с учащимися других школ.

Такой вид совместной работы оказался очень полезен для учащихся. Они глубже изучили творчество писателя, расширили свой словарный запас, поучаствовали в «живом диалоге» и сравнили свои возможности в иностранном языке с учащимися из других школ.

В-четвертых, Интернет предоставляет возможность получить необходимые тренировочные материалы по иностранному языку и разъяснения относительно сделанных ошибок, а также оценить свой уровень владения иностранным языком через выполнение самых разнообразных тестов — лексических, грамматических и многих других. В том числе, учащиеся могут пройти тестирование по программе стандартного экзамена по английскому языку для иностранцев TOEFL. В Интернет им предложат пять полных вариантов тестов TOEFL для разных уровней и компьютерную программу для подготовки к ним — The Heinemann TOEFL.

Учащиеся могут оценить себя в тестах на получение международных сертификатов, даже если пока не имеют конкретного намерения сдачи соответствующих экзаменов. При выполнении этих тестов on-line будет задан временной режим настоящего экзамена и включен счетчик времени, постоянно показывающий оставшееся до окончания «экзамена» время. После тестирования можно получить подробный анализ выполнения заданий.

В-пятых, Интернет является одним их актуальных средств развития творческих способностей учащихся. На бесплатных сайтах учащиеся могут разместить свои самостоятельно выполненные работы — доклады, сообщения, эссе, которые будут предметом публичного обсуждения и могут получить отзывы из разных стран мира.

В-шестых, Интернет является хорошим стимулом для овладения иностранным языком в целом и способствует приобретению учащимися навыков коммуникабельности, умений представить («подать») себя и вести диалог по нормам международного этикета. Этому способствуют многочисленные привлекательные по своему оформлению материалы на иностранном языке, предложения по участию в разнообразных международных программах и продолжению учебы за границей; возможности прямого общения с носителями языка и другие интересные перспективы, которые открывает иностранный язык в современном мире, в настоящем и будущем учащихся.

Можно согласиться со следующими утверждениями Е.С. Полат о дидактических возможностях Интернета в учебном процессе [4, с. 8]. Интернет дает возможность:

• формировать навыки и умения чтения, используя материалы сети разной степени сложности;

• совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Интернета;

• совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе обсуждения материалов сети;

• совершенствовать умения письменной речи;

• пополнять словарный запас;

• формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности на основе материалов Интернет.

Нами предлагаются следующие виды заданий (часть заданий представлено в статье Н. В. Раздорской [5, с. 4-7]) с использованием Интернет-ресурсов в условиях высшей школы (при этом не важно, какой именно иностранный язык вы преподаете).

Домашние задания

1) проект виртуального ралли по стране изучаемого языка.

2) задания на обзор прессы по темам, связанным с проведением досуга, например: спорт, театр, кино и т.д.

3) обзоры разных сайтов, их сравнение, например, по очередности расположения материала, приоритетам и т.д., а также их оценку с точки зрения информационной насыщенности и доступности для пользователя.

4) создание групп по интересам при прохождении тем, связанных с культурой, искусством, климатом страны изучаемого языка (климат отдельных регионов, театры, посещение садов и т.д.).

Аудиторные задания

Работа в режиме телеконференций. В Интернете существует более 20 тысяч групп новостей, участники которых обсуждают различные темы. Для доступа нужна специальная программа чтения и просмотра групп новостей, с помощью которой устанавливается связь с сервером новостей, подписка на выбранные группы и просмотр сообщений других участников, на которые можно дать ответ. Пакеты Internet Explorer и Netscape Communicator имеют программы чтения групп новостей, которые можно использовать в учебных целях.

Задания по обзору общественного мнения можно давать в мультимедийной лаборатории (при наличии индивидуальных компьютеров на столах студентов), или в качестве домашнего задания. Они могут выполняться как на начальном этапе обучения, с ориентиром на пройденную тематику, но наиболее целесообразны на продвинутом этапе, т.е. на 3 и 4 курсах, поскольку на этом этапе обучения студенты уже приобретает определенный словарный запас, позволяющий глубже анализировать и систематизировать полученные результаты, давать им свою оценку.

Телекоммуникационный международный проект. Может быть осуществлен между сотрудничающими университетами или другими учебными организациями. Подготовка к осуществлению проводится в несколько этапов: определение тематики, сбор информации участниками, переписка с партнерами по электронной почте, работа с полученными текстами, презентация докладов.

Телемосты. Такой вид работы может быть подготовлен аналогичным образом и осуществляться без предварительного обмена информацией, но составление и отсылка по электронной почте списка примерных вопросов позитивным образом скажется на коммуникационной активности между аудиториями. Темы могут быть самыми разнообразными, но на продвинутом этапе обучения, ориентируясь на будущую практическую деятельность учащихся, целесообразно поднимать политическую проблематику глобального характера.

Интернет предлагает большое количество бесплатных дистанционных курсов английского языка — Российских, Британских, Американских и других учебных центров. Вот некоторые из них.

1. «Виртуальная реальность» (http://www.flash.net/--cssmith1/vr.htm

2. Сайт City Net (http://www.city.net/)

3. Сайт America's homepage (http://www.infospace.com/info.USA/)

4. Сайт Metro Link (http://www.subwaynavigator.com)

5. Сайт WILD-e (http ://www.wild-e.org/)

Сайт «Виртуальная реальность» — это собрание лингвистических и нелингвистических подлинных страноведческих материалов, собранных на web-сервере. Такого количества информации нельзя собрать даже при длительном путешествии по стране. Сайт стирает географические границы. Он дает возможность остановиться у небольшого кафе на дороге, оказаться на вокзале и выяснить расписание поездов на выходные, зайти в супермаркет как это делает коренной житель города и многое другое. Значимость этого сайта заключается в том, что он может приносить кусочки реалий и культуры страны изучаемого языка непосредственно в класс. Материалы отражают разные впечатления, мнения, различных людей об одних и тех же местах, городах, вопросах и могут быть с успехом использованы на уроках, как отражающие различные взгляды на одни и те же проблемы.

Сайт City Net делает возможным путешествие по разным странам, посещая и рассматривая разные достопримечательности — парки, памятники и др. Здесь можно найти практически все о выбранной стране — от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве на английском языке. City Net —превосходный навигатор. Попав в желаемую страну, можно планомерно знакомиться с ней при помощи гипертекста и его связей (линков, ссылок).

Материалы могут быть использованы для всевозможных страноведческих и культуроведческих аспектов обучения, для развития, например, темы путешествий, каникул и др. При этом ученикам могут быть предложены разные роли — туристов или гидов. Они смогут сами упаковать багаж и рекомендовать необходимые вещи своим клиентам; звонить по контактным телефонам авиакомпаний и гостиниц для получения информации о наличии билетов и свободных мест; заполнить бланки на получение визы и загранпаспорта и др. Они могут создавать альбомы и вести дневники своих путешествий.

Сайт America's homepage в определенном смысле аналогичен предыдущему тем, что рассматривает путешествия по штатам и городам Америки, знакомим с ее историей, культурой, образом жизни американцев.

Сайт Metro Link ориентирован на городские коммуникации. Он позволяет совершить путешествие по крупнейшим городам мира на метро, изучить их линии и узнать, как попасть в различные места. Карты городов, схемы линий метро и необходимые инструкции предлагаются на английском языке. Учащиеся могут самостоятельно составлять маршруты. При этом компьютер высчитывает приблизительное время движения, запоминает предложенные маршруты и станции. Ученики могут создавать отчеты о передвижениях, затраченном времени и увиденных достопримечательностях. Отчет может иметь форму дневника путешествий, альбома с фотографиями или путеводителя для гостей города.

Сайт WILD-e особенно актуален для преподавателей иностранного языка. Он предлагает к рассмотрению и обсуждению вопросы овладения педагогической профессией. Здесь можно ознакомиться с интересными мнениями, высказываниями, поделиться опытом проведения уроков, исследовать мир метафор и др. Преподаватель может принять активное участие в обсуждении волнующих его проблем. Например, в рубрике «Can you tell me why?» (Вы можете сказать, почему?) можно встретить предложение обсудить самые разнообразные вопросы.

Рассмотренные учебные возможности Интернет свидетельствуют о том, что эта сеть при разумном и целенаправленном ее использовании может стать еще одним дополнительным средством обучения, доступным через компьютерные технологии.

Заключение

На основании проделанной работы мы можем сделать следующие выводы:

1. На современном этапе лингвистического образования особенно важным является поиск путей оптимизации и интенсификации процесса обучения иностранному языку.

2. Альтернативой традиционному обучению иностранному языку (или дополнением, что является, на наш взгляд, более приемлемым вариантом) может стать компьютерное обучение иностранному языку.

3. КО – это применение специальных обучающих программ, а также использование учебного потенциала всемирной сети Интернет в процессе обучения иностранному языку.

4. КО иностранному языку позволяет:

• Обучать всем видам речевой деятельности во взаимосвязи (благодаря наличию программного модуля (видеофрагменты, озвученные диалоги, словарь, грамматический комментарий), тренировочного модуля (набора упражнений языкового и речевого характера), модуля записи и воспроизведения речи; а также представлению учебного материала в зрительной и звуковой форме);

• с большей достоверностью реализовывать коммуникативное моделирование, осуществлять семантизацию лексики беспереводным способом; благодаря сети Интернет осуществлять непосредственный «выход в речь»;

• получать любую необходимую учащимся и учителям информацию;

• формировать технические навыки письма;

• при выполнении контрольных заданий сравнивать свой ответ с эталоном, хранящимся в банке данных, и получать оценку своего ответа;

• выполнять за урок примерно на треть больше упражнений;

• быстро переходить от одного раздела пособия к другому, осуществлять поиск информации за счет организации материала в виде гиперссылок;

• использовать различные формы и виды работы;

• формировать устойчивую мотивацию к иноязычной деятельности.

Список литературы к реферату

1. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие. Москва, 2005. – 194 с.

2. Бовтенко М. А., Горцов А. Д. Компьютерная лингводидактика: теория и практика: Курс лекций. Москва, 2006. – 93 с.

3. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. Минск, 2006. – 123 с.

4. Полат Е. С. Интернет в преподавании иностранных языков // Интернет в гуманитарном образовании. Москва, 2001. С. 7 – 10.

5. Раздорская Н. В. Использование Интернет-ресурсов при работе с общественно-политическими информационными материалами // Иностранные языки в школе. 2007. №1. С. 4 – 7.

6. Салистра И. Д. Вопросы программирования в учебном процессе по иностранному языку. Москва, 1977. – 58 с.

7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998. – 154 с.

8. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. 2-е изд. – Москва, 2010. – 188 с.

Предметный указатель к реферату


А

аудирование · 9 , 16

Д

диалог · 7

дистанционное обучение · 6 , 7

И

изобразительный материал · 9

иностранные языки · 4 , 5

Интернет · 2 , 5 , 6 , 7 , 8 , 15 , 16 , 17 , 19 , 20 , 21 , 23

ИТ · 2 , 3 , 4

К

КО · 3 , 5 , 20 , См. компьютерное обучение

компьютерное обучение · 4

компьютерные программы · 5

М

мультимедиа · 5 , 6

Н

носитель языка · 6 , 7 , 16

С

словарный запас · 8 , 15 , 16 , 17

средства обучения · 7

У

упражнение · 6 , 7 , 9 , 11 , 12 , 14

Э

электронный учебник · 5


Интернет ресурсы в предметной области исследования

1. http://1september.ru/ – замечательный сайт для учителей-предметников, студентов и всех, интересующихся образованием, предоставляет теоретический и методический материал

2. http://pedsovet.org – всероссийский интернет-источник педагогических идей; хороший ресурс, который может помочь определить и отредактировать собственную педагогическую позицию

3. http://slovari.yandex.ru/ – обширное собрание электронных словарей

4. http://eidos.ru/ – интернет-журнал, представляющий огромное количество современных исследований по педагогике; включает в себя дистанционные курсы по различным школьным предметам

5. http://mega.km.ru – Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия; содержит огромное количество ссылок на разнообразные материалы по школьным и университетским курсам

6. http://center.fio.ru/vio – Вопросы Интернет-образования (электронный журнал Федерации Интернет Образования); в журнале освещены актуальные вопросы современного образования; постоянно обновляется

7. listserv@psuvra.psu.edu DEOS-L — подписка на рассылку дискуссионной группы по вопросам дистанционного образования.

8. www.bitpro.aha.ru – Ежегодная международная конференция «Информационные технологии в образовании»; современный портал, публикующий последние исследования в области образования; активная пропаганда использования ИТ в преподавании

9. www.fio.ru – Портал Федерации Интернет-образования, на который выкладываются все новости и анонсы интернет-образования

10. www.goethe.de – веб-сайт Гёте-Института; богатая библиотека иноязычных публикаций, в том числе и по педагогике.

11. www.min.edu.by – Официальный сайт Министерства образования Беларуси, где можно узнать все о современной системе образования РБ

12. www.onestopenglish.com/ProfessionalSupport/iteach – «i-teach» (электронный журнал издательства Macmillan); образовательный портал, посвященный изучению английского языка с помощью ИТ

13. www.philol.msu.ru/rus/kaf/inftechn – Центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании, филологический факультет, Московский государственный университет.

14. www.portal.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»; есть все о современном положении и перспективах развития российского образования

15. www.russcomm.ru – Российская коммуникативная ассоциация; рассматривает вопросы развития коммуникативной компетентности людей в обществе

Действующий личный сайт в WWW

http://helgana2010.narod.ru

Граф научных интересов

магистрантки Акимовой О. Н.

Центр проблем развития образования

Специальность «Общая педагогика, история педагогики и образования»

Смежные специальности

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

1. оценка эффективности учебных программ

2. конструирование содержания, методов и организационных форм обучения

3. развивающий и воспитательный потенциал учебных дисциплин

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

1. совершенствование структуры профессиональной подготовки и переподготовки кадров

2. развитие методов, форм, средств, методик и технологий профессиональной подготовки специалистов

3. методология, теория и технология проектирования системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров

Основная специальность

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

1. методология педагогики, педагогическое прогнозирование

2. теория педагогики

3. управление системой образования

4. философия образования

5. история педагогики и образования

Сопутствующие специальности

19.00.07 - педагогическая психология

1. психологические новообразования, сопутствующие развитию и созреванию в процессе научения, обучения и воспитания

2. межличностные отношения и межличностное взаимодействие субъектов образовательного и воспитательного процесса

3. педагогическое общение

19.00.05 – социальная психология

1. социальная коммуникация

2. социализация личности

3. межличностное взаимодействие в социальных группах

4. межличностные отношения в групповом процессе

5. межгрупповые отношения

Презентация магистерской диссертации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Тестовые вопросы по ОИТ

<question type="close" id="270">

<text>(Акимова Ольга) Какие существуют способы задать цвет текста и фона в html-коде?</text>

<answers type="request">

<answer id="1" right="0">по десятеричному значению</answer>

<answer id="2" right="1">по названию цвета на английском</answer>

<answer id="3" right="0">по названию цвета на русском</answer>

<answer id="4" right="1">по шестнадцатеричному значению</answer>

<answer id="5" right="1">с помощью RGB</answer>

</answers>

</question>

<question type="close" id="770">

<text>(Акимова Ольга) Коммуникативную компетентность исследовали такие ученые, как:</text>

<answers type="request">

<answer id="1" right="1">Л. Петровская</answer>

<answer id="2" right="0">Е. Зимняя</answer>

<answer id="3" right="1">А. Леонтьев</answer>

<answer id="4" right="1">Ю. Емельянов</answer>

<answer id="5" right="0">А. Хуторской</

</answers>

</question>

Список литературы к выпускной работе

1. Брукшир Дж.Г. Введение в компьютерные науки. – М. – СПб. Киев: Издательский дом «Вильямс», 2001. – 234 с.

2. Гайдамакин Н. А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 413 с.

3. Дунаев В.В. Графика для Veb. – СПб.: БХВ-Петербург, Армит, 2003. – 432 с.

4. Журин, А. А. Самоучитель работы на компьютере / А. Журин. – М., 2005. – 607 с.

5. Камарда, Б. Использование Microsoft Word 2002 / Б. Камарда. – М., 2002. – 832 с.

6. Комолова Н. В. HTML. Самоучитель. – СПб.: Питер, 2008. – 268 с.: ил.

7. Мержевич В. В. HTML и CSS на примерах. – СПб: БХВ-Петербург, 2005. – 448 с.: ил.

8. Мюррей, К. Microsof Office 2003. Новые горизонты / К. Мюррей. – СПб., 2004. – 190 с.

9. Серова, Г. А. Учимся работать с офисными программами. MS Office 2000 / Г. Серова. – М., – 2003. – 320 c.

10. Об информатизации. Закон Республики Беларусь (6 сентября 1995 г. № 3850ХII).

11. Об электронном документе. Закон Республики Беларусь (10 января 2000 г., № 3573).

12. Основы информатики: Учеб. пособие / А.Н.Морозевич, Н.Н.Говядинова, В.Г.Левашенко и др. / Под. ред. А.Н.Морозевича. – Мн.: Новое знание, 2003. – 298 с.

13. Праг К., Ирвин М. Access 2000. Библия пользователя / Пер. с англ. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2001. – 713 с.