Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Учебно-методическое пособие для студентов фармацевтического факультета (заочное отделение). Составитель: к ф. н. Кузнецов Д. П

курский государственный медицинский университет

кафедра философии

ФИЛОСОФия

Учебно-методическое пособие для студентов

фармацевтического факультета (заочное отделение).

Составитель: к.ф.н. Кузнецов Д.П.

Курск, 2008.

Темы контрольных работ (теоретическая философия)

1. "Природа" как философская категория. Родственные онтологические понятия (материя, субстанция, Вселенная, галактика, мир).

2. Особенности живой природы. Гипотезы о возникновении жизни на Земле. Концепции В.И.Вернадского о био- и ноосфере; И.С.Шкловского об уникальности и финализме жизни во Вселенной.

3. Экологическая проблема и ее основные аспекты.

4. Объект и предмет изучения в философии.

5. Исторические типы мировоззрения.

6. Особенности философского знания.

7.Структура философского знания.

8. Идея материи в истории философии и естествознания.

9. Материя физическая, биологическая и социальная: соответствие и разнокачественность.

10. Пространство и время как атрибуты материи.

11. Покой, движение и развитие в материальном мире. Спорность прогресса.

12. Восприятие людьми пространства, времени и развития: разные психологические установки.

13. Происхождение людей.

14. Типы человеческих общностей.

15. Определения цивилизации.

16. Теоретики цивилизационного подхода к истории человечества: Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, М.Вебер, А.Дж.Тойнби, представители школы "Анналов", Л.Н.Гумилев и др. - их концепции (по выбору студента).

17. Философское понятие отражения и этапы развития этого фундаментального свойства материи.

18. Мозг как орган психики, его структура и функции; нейрофизиологические механизмы работы.

19. Природа идеального.

20. Основные процессы психики.

21. Сознание – отличительная черта рода «Человек».

22. З.Фрейд, его жизненный и творческий путь.

23. Основные положения классического психоанализа. Структура и функции бессознательной психики и ее соотношение с сознанием человека.

24. Продолжатели и реформаторы психоаналитической теории и практики (А.Адлер, К.Юнг,Э.Фромм, Ж.Лакан и др.). Влияние фрейдизма на культуру и искусство ХХ века.

25. Коллективное бессознательное. Менталитет и национальный характер. Русский ум.

26. Образ и знак, значение и смысл. Семиотика как общая теория знаковых систем и ее основные разделы: семантика, синтаксис, прагматика.

27. Соотношение языка и речи, речи и мышления, речи и поведения. Разновидности и функции речи в жизни людей.

28. Основные онтологические категории (трансцендентное и имманентное, объективное и субъективное, сущность и явление).

29. Формы движения материи: качественное своеобразие и взаимосвязь.

30. Истина как цель познания. Концепции истины в истории философии.

31. Чувственное отражение: его основные формы и границы.

32. Формы логического мышления и их роль в познании.

33. Модели развития научного знания (К. Поппер, И. Локатос, Т. Кун, П. Фейерабенд).

34. Категория «бытие» как основа онтологического мышления.

35. Наука как особый способ познания реальности.

Темы контрольных работ (история философии)

1.Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

2.Парменид и рождение онтологии.

3.Диалектика Гераклита.

4.Древнегреческий атомизм (Левкипп, Демокрит).

5.Элеаты (Парменид, Зенон).

6.Учение Анаксагора: Ум и гомеомерии.

7.Сократ - образец мудреца в европейской культуре.

8.Софисты и начало антропологической проблематики.

9.Мир идей Платона.

10.Социальная утопия Платона.

11.Аристотель - систематизатор греческого знания.

12.Метафизика Аристотеля.

13.Сократические школы (киренаики, киники, мегарцы)

14.Философия поздней античности (эпикурейцы, стоики).

15.Неоплатонизм и гностицизм.

16.Рождение христианства и изменение парадигмы мышления европейцев.

17.Борьба реализма и номинализма в средневековой философии.

18.Поздний номинализм и развитие естественно-научного мышления.

19.Особенности философии эпохи Возрождения.

20.Р.Декарт и начало европейского рационализма.

21.Ф.Бекон - основатель эмпиризма.

22.Монистические взгляды Б.Спинозы.

23.Общая характеристика английской философии (Д.Локк, Д.Беркли, Д.Юм).

24.Агностицизм Д.Юма.

25.Учение Г.Лейбница о предустановленной гармониии о монадах.

26.Влияние научной революции на философию.

27.Основные идеи "Критики чистого разума" И.Канта.

28.Этика И.Канта.

29.Диалектика Г.В.Ф.Гегеля.

30.Позитивизм (Дж.С.Милль, О.Конт, Г.Спенсер).

31.Диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.

32.Ф.Ницше и начало антропологического поворота в философии.

33.Эмпириокритицизм Э.Маха и Р.Авенариуса.

34.Философия логического позитивизма (Фреге и Расселл).

35.Л.Витгенштейн - виднейший представитель философии языка.

36.Экзистенциализм.

37.Философия науки К.Поппера.

38.З.Фрейд и его влияние на философию XX века.

39.К.Г.Юнг и аналитическая психология.

40.Структурализм (М.Фуко, К.Леви-Стросс, Ж.Лакан).

41.Общая характеристика постструктурализма.

42.Американский прагматизм.

43.Особенности русской философии.

44.Философия всеединства В.С.Соловьёва.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ФИЛОСОФИИ.

Работа выполняется в отдельной тетради с полями объёмом 18-24 страницы;

- титульный лист оформляется согласно приложению;

- работа должна быть написана четко, аккуратно;

- обязательно приводится содержание и номер вопроса;

- работа начинается с разработанного плана;

- в тексте работы допускаются только общепринятые сокращения слов;

- начало каждого раздела работы выделяется;

- в конце работы приводится список использованной литературы

(автор, название, место и год издания);

- работа должна содержать постраничные сноски на литературу;

- дату отправки и подпись студента.

При повторном выполнении или исправлении контрольной работы на

титульном листе должна быть пометка "Работа выполняется повторно" или

"Исправления и дополнения к контрольной работе".

Вариант контрольной работы определяется персонально.

Основная литература для изучения курса и написания контрольных работ

Лекции по курсу философии 2000-2001 учебного года.

Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2-х частях. М., 1989.

Основы Философии и культурологии. Курск, 1996.

Философия. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону. 1995

Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997.

Философские энциклопедический словарь. (Любое издание)

Философская энциклопедия. (Любое издание).

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М. 1981.

Васильев Л.С. История религий востока. М.1988.

Краткий очерк истории философии. М. 1971.

Доброхотов А. Введение в философию. Рабочая тетрадь. М.,1995.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.,1988.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М., 1990.

Марсель Г. Трагическая мудрость философии М.,1995.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.,1991.

Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М., 1972.

Хайдеггер М. Что такое философия? // Вестник МГУ. Серия 7. "философия".1995. N 2-3.

Ясперс К. Введение в философию. М., 1995.

Мифологический словарь. Гл.ред.Е.М.Мелетинский.М.,1990(С.634-640-"Общее понятие мифа и мифологии").

Мифы народов мира. Энциклопедия. В двух томах. Т.1.М.,1994 (С.12-20 - "Мифология").

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М.,1990.

Леви-Стросс К. Структура мифов // Вопросы философии. 1970.N 7.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.,1994 ("Неприрученная мысль").

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.("Диалектика мифа").

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 2-е изд. М.,1995.

Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание //Вопросы философии.1994. N 2.

Толстой Н.И. Славянская мифология //Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.,1995.С.5-26.

Стеблин-Каменский М.И Миф. Л.,1976.

Элиаде М. Священное и мирское. М.,1994.

Девис П. Пространство и время в современной картине Вселенной. М.,1979.

Девис П. Случайная Вселенная. М., 1985.

Завельский Ф.С. Время и его измерения. М.,1987.

Золотухина-Аболина Е. Мой личный Гринвич // Человек. 1992. N 3.

Каганов Г.К. К поэтике обитаемого пространства // Человек. 1995.N 4.

Лайзер Д. Создавая картину Вселенной. М., 1988.

Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М.,1990.

Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. 1990. N 1.

Паркер Б.Мечта Энштейна:в поисках единой теории строения Вселенной. М.,1991.

Завельский Ф.С. Время и его измерения. М., 1987.

Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985.

Уинтроу Дж. Структура и природа времени. М., 1984.

Барашенков В.С. Кварки, протоны, Вселенная. М., 1987.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

Шартон Л. Непознанное в психике человека. М., 1972.

Велихов В.Е. и др. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии, 1988. N 11.

Доброхотова Т. Асимметрия мозга и асимметрия сознания человека // Вопросы философии. 1993. N 4. С.125.

Сафонов В.И. Нить Ариадны. М., 1990.

Дубров А.П., Пушкин В.Е. Парапсихология и современное естествознание. М., 1990.

Ата-Мурадова Ф.А. Развивающийся мозг. М., 1980.

Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии. 1992. N 11.

Алексеев П.В. Мировоззрение Зигмунда Фрейда. Философские науки. 1990. N 1.

Суворов А.В. Мужество сознания //Вопросы философии. 1988. N 4.

Планы семинарских занятий

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1.Греция, Китай, Индия. Историческая топография появления философии.

2."Греческое чудо" и становление западной философии.

3.Иудаизм, зороастризм, буддизм – религиозные варианты открытия субъекта.

4.Определение абстракции, понятия, категории.

5.Понятия "мировоззрение" и "картина мира".

ЛИТЕРАТУРА

Лекция 1.

Введение в философию учебник для высших учебных заведений. М.,1989. Ч.1. С.21-27; 74-95.

Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов. М.,1988. С.24-28; 41-48.

Философия. Ростов-на-Дону,1995. С. 37-47.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М. 1981.

Васильев Л.С. История религий востока. М.1988.

Краткий очерк истории философии. М. 1971.

II. ФИЛОСОФИЯ КАК ВИД ЗНАНИЯ

1.Философия как исторический тип мировоззрения и основа западной культуры.

2.Объект и предмет изучения философии.

3.Примерный круг философских интересов и проблем.

4.Особенности философского познания и мышления; характер философской аргументации.

ЛИТЕРАТУРА

Лекция 1

Введение в философию учебник для высших учебных заведений. М.,1989. Ч.1. С.21-29; 40-60.

Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов. М.,1988. С. 3-41.

Философия. Ростов-на-Дону,1995 (гл.1,параграфы 2-3).

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.,1996. Гл.3-4.

Доброхотов А. Введение в философию. Рабочая тетрадь. М.,1995.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.,1988.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М., 1990.

Марсель Г. Трагическая мудрость философии М.,1995.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.,1991.

Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М., 1972.

Хайдеггер М. Что такое философия? // Вестник МГУ. Серия 7. "философия".1995. N 2-3.

Ясперс К. Введение в философию. М., 1995.

III. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ

1.Доминанты русской духовности.

2.Проблема начала русской философии.

3.Особенности отечественного умозрения.

4.Спор западников и славянофилов - матрица рефлексии об исторических судьбах России.

5.Понятие "всеединство" и его модификации у различных философов (Соловьев В.С., Бердяев Н.А., Франк С.Л.).

ЛИТЕРАТУРА

Лекция 2.

Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В двух частях. Ч.1.М.,1989. С. 192-208.

Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов. М.,1988. С. 65-74.

Философия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 106-125.

Галактионов А.А.,Никандров П.Ф. Русская философия 1Х-Х1Х вв.

Лосский Н.О. История русской философии. (любое издание).

Зеньковский В.В. История русской философии. (любое издание).

IV. философия и медицина

1.Философия как система сверхописания и предмет философии медицины..

2.Традиционная медицина различных культурных регионов: многообразие подходов к человеку.

3.Исторический путь новоевропейской медицины (от анатомии к трансплантологии) и его смыслообразующие основы.

4.Место медицины в системе наук.

ЛИТЕРАТУРА

Китайская Цигун-терапия. М., Энергоатомиздат, 1991..

Лу Куань Юй. Даосская йога, алхимия и бессмертие. СПб., 1993..

Торгинов Е.А. Даосизм и традиционные китайские системы психофизической тренировки // Лу Куань Юй. Даосская йога, алхимия и бессмертие..СПб., ОРИС, 1993..

Древнекитайская философия. М., 1972..

Афанасьев П.А. Школа йога: восточные методы психофизического совершенства. Минск, 1991..

Асмоголопова Д.Д. К вопросу об изучении психологических аспектов.Аюрведы // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск. Наука. 1991..

Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. М., 1986..

Мультановский М.П. История медицины. М., Медицина, 1967.

V. БЫТИЕ - ЦЕНТРАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФИИ

1.Категория бытия.

2.Научная, религиозная, философская картины мира.

3.Основная ситуация философии и категориальное описание мира.

4.Сущее, реальность, мир.

5.Сущность и явление, объективное и субъективное, имманентное и трансцендентное, вещь-в-себе и феномен.

ЛИТЕРАТУРА

Лекция 3

Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В двух частях. Ч.2. М.,1989. С. 14-49.

Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов. М.,1988. С. 93-95.

Философия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 125-131.

Макушинский А. Современный "образ мира": действительность// Вопросы философии. – 2002. –№ 6.

VI. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

1. Жизнь как специфическая форма бытия. Происхождение Homo sapiens.

2. Человек как космопланетарный феномен.

3. Рефлективная природа сознания. Радикальное сомнение Р. Декарта и существование мыслящего как основа новоевропейской культуры.

4. Бессознательное.

5. Сознание и мозг, понятие отражения.

Литература

Лекция 4.

Введение в философию. Ч.2. С.219-247.

Философия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 212-230.

Шохин В.К. Проект персоналистической антропологии и философия ценостей// Вопросы философии. – 2002. – № 6.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.,1987.

Силин А.А. Люди и звезды. "Человек". 1994. N 1.

VII. Познание

1. Гносеология - философия познания. Многообразие видов познания.

2. Диалектика субъекта и объекта.

3. Проблемы и трудности познания: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм.

4. Истина – идеальная цель познания.

5. Чувственное отражение: основные формы и границы. Проблемы поставленные британским эмпиризмом (Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

6. Мышление. Основные формы логического мышления. Проблема априорности форм мышления (И. Кант).

ЛИТЕРАТУРА

Лекция 5.

Введение в философию. Ч.2. гл.12. С. 318-359.

Спиркин А.Г. Основы философии. Гл.7, § 1; 8 § 1-21; 8 § 1-2.

Философия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 419-446.

Алексеев А.В., Панин П.В. "Философия". М., 1997. Гл.7. Гл.10.§1,3.

Диалектика познания. М., 1989.

Коршунов А.П. Диалектика социального познания. М., 1989.

VIII. НАУКА

1. Понятие науки. Основные отличия науки от обыденного знания.

2. Исторические формы науки на примере физики (Аристотель, Ньютон, Эйнштейн).

3. Гуманитарные и естественные науки.

4. Проблема демаркации научного и ненаучного знания (позитивизм, неопозитивизм). Модели роста научного знания (И. Локатос, Т. Кун).

5.Методы научного знания. Критика методологического абсолютизма

(П. Фейерабенд).

ЛИТЕРАТУРА

Лекция 5.

Введение в философию. Ч.2. Гл.13. С.359-409.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997. Гл.14 "Научное познание и его особенности".

Философия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 466-515.

Щавелев С.П. Метод практики: природа и структура. Курск, 1996 (Гл.1 "Теория, метод, методология").

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1987.

Дзюн Т. Теория науки. М., 1983.

Подкорытов Г.А. О природе научного метода. Л., 1988.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984.

Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы проблемы. М., 1988.