Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по тестированию педагогических работников доу ярославль,2010 - реферат

Департамент образования

Ярославской области

Государственное учреждение Ярославской области

«Центр оценки и контроля качества образования»

Методические рекомендации по тестированию педагогических работников ДОУ

Ярославль,2010


ББК 74. 202

К 14

Печатается по решению научно-

методического совета департамента

образования Администрации

Ярославской области

Составители:

Елкина Н.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики ЯГПУ им. К.Д. Ушинского;

Шкатова Т.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Серова Н.Л., начальник отдела аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений ГУ ЯО ЦОиККО, заслуженный учитель Российской Федерации

Технический редактор:

Костина С.В., специалист организационного отдела ГУ ЯО ЦОиККО

Методические рекомендации адресованы педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, аттестующимся на квалификационные категории и выбравшим форму «Тестирование» на первом направлении аттестации.

В работе представлены требования к организации тестирования, направления содержания тестирования, список литературы, рекомендуемый педагогическим работникам при подготовке к тестированию.

© Департамент образования Ярославской области

© Государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования


Вашему вниманию предлагается программа теоретического и практического этапов тестирования педагогов (старших воспитателей, воспитателей, инструкторов по физической культуре) дошкольных образовательных учреждений Ярославской области в рамках прохождения аттестации на квалификационные категории.

Тестирование – одна из форм экспертизы профессиональной компетентности.

В процессе экспертизы профессиональной компетентности оцениваются знания аттестуемого в области теории, методики обучения и воспитания, управления, знания нормативного обеспечения образовательной деятельности, аналитические навыки, владение методами проектирования, исследовательской деятельности и др. в соответствии с требованиями квалификационных характеристик.

Тестирование как форма экспертизы профессиональной компетентности осуществляется экспертами аттестационной комиссии департамента образования Ярославской области.


Организация педагогического тестирования

Целью теста является оценка уровня научно-теоретической компетентности педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, необходимой для качественной профессиональной деятельности, а также определение уровня сформированности профессионально значимых умений:

- гностических: умения изучать учебные возможности воспитанников и уровень их развития, выявлять умения анализировать образовательные технологии и определять их реальную применимость в конкретных условиях; умения обосновать свой выбор методик, технологий, методов, форм работы;

- проектировочных: умения определять цели предстоящей деятельности, логику и последовательность работы; умения предусмотреть затруднения детей и связывать их со способами работы;

- конструктивных: умения выбирать методы, приемы, средства для определенной педагогической деятельности; умения разрабатывать, создавать свои варианты содержания и методик работы;

- организаторских: умения обеспечить условия для успешной самостоятельной деятельности воспитанников (оборудование, разнообразная по содержанию, форме и объему помощь, использование информационно-коммуникационных технологий и др.); умения организовывать взаимодействие детей; умения оценить деятельность ребенка;

- коммуникативных: умение сообщать информацию, тактично указывать на проблемы в развитии детей, корректно использовать специальную терминологию;

- рефлексивных: умение осуществлять самоанализ и самооценку собственной педагогической деятельности.

Квалификационный тест состоит из двух частей:

1. Задания закрытого типа, предполагающие выбор одного из вариантов ответов, направленные на выявление теоретических знаний педагога.

2. Задания закрытого типа, предполагающие работу с мини-кейсом.

Все задания теста выполняются письменно на заранее подготовленных бланках. Время выполнения теста – 45 минут.

Программа тестирования

Часть 1.

Тематика заданий закрытого типа, предполагающих выбор одного из вариантов ответов, направленных на выявление теоретических знаний педагога.

1. Концептуальные основы современных образовательных программ, их структура

Основные концептуальные подходы программ дошкольного образования.

Основные разделы программ по работе с детьми.

2. Организация и руководство игровой деятельностью дошкольников

Задачи программ по развитию игровой деятельности. Создание условий в ДОУ для развития игровой деятельности. Содержание программ развития творческих игр у детей дошкольного возраста. Виды игр и их возможности в развитии творческой активности детей.

3. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня ДОУ

Задачи физического воспитания детей в рамках программ и временных требований.

Физиологические и анатомические особенности детей дошкольного возраста. Показатели физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Средства физического воспитания детей.

Санитарные нормы и правила, обеспечивающие реализацию задач физического воспитания.

Организация режима дня в соответствии с требованиями реализуемой программы.

Основные требования программ к организации профилактики нарушений зрения и осанки.

Формы организации двигательной активности детей дошкольного возраста. Виды занятий по физической культуре и их структура. Основные средства формирования привычки к здоровому образу жизни. Виды основных движений, их классификация и усложнение по возрастам. Спортивные игры и упражнения, используемые в ДОУ. Требования к организации двигательной активности на прогулке. Основные подходы к организации утренней гимнастики и гимнастики после сна.

4. Педагогическое сопровождение речевого развития детей дошкольного возраста

Анализ программ по направлению «Речевое развитие детей дошкольного возраста».

Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста:

- Особенности развития словаря детей дошкольного возраста; содержание, задачи, принципы, условия словарной работы.

- Основные понятия грамматического строя, способы и формы усвоения детьми грамматических навыков.

- Содержание и особенности усвоения грамматически правильной речи детьми дошкольного возраста, условия и этапы освоения грамматического строя.

- Особенности и последовательность усвоения детьми звукопроизношения и интонационной выразительности.

- Особенности развития связной речи в дошкольном детстве. Задачи программы по развитию навыков связной речи. Формы работы по развитию связной речи у детей и виды занятий по рассказыванию.

- Особенности восприятия художественной литературы в разных возрастных группах, формы работы с книгой.

- Особенности подготовки дошкольников к обучению грамоте.

Основные средства и условия развития речи детей в ДОУ.

Основные критерии и показатели речевого развития детей дошкольного возраста.

5. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Характеристика основных математических понятий, используемых при формировании элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников.

Особенности и задачи математического развития детей дошкольного возраста.

Основные средства ФЭМП в ДОУ. Основные подходы к созданию развивающей среды, обеспечивающей условия для математического развития дошкольников.

Основные подходы к планированию образовательной деятельности по реализации задач программы математического развития дошкольников.

Формы и методы математического развития дошкольников.

Основные показатели сформированности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

6. Изобразительная деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Виды изобразительного искусства и их характерные особенности.

Сущность понятий: виды искусства, восприятие искусства, эстетические оценки, художественные средства выразительности, художественно-творческое начало, функции искусства;

Жанры народно-декоративного и прикладного творчества.

Средства выразительности, присущие разным видам искусства, возможности различных материалов для передачи замысла.

Основные задачи развития и содержание программ по изобразительной деятельности в разных возрастных группах.

Типы и виды занятий по изодеятельности, их структура и основные требования к организации.

Специфика обучения детей сюжетному и предметному рисованию. Основные подходы к отбору сюжетной тематики детских рисунков, способы активизации детского творчества.

Использование нетрадиционных материалов и технологий в развитии изодеятельности.

Специфика организации обучения лепке предметов детей разных возрастных групп.

Основные задачи обучения лепке детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и их усложнение.

Задачи обучения детей разных возрастных групп аппликативному изображению предметов и их последовательное усложнение.

Создание условий для успешной организации изобразительной деятельности вне занятий с детьми разных возрастных групп д/сада.

Основные технические приемы изобразительной деятельности. Цветовая палитра (название цветов и их оттенков). Основные пластические материалы и приемы лепки.

Требования к оформлению продуктов детского творчества. Основные критерии оценки детских работ.

Сущность дизайна и содержание работы с детьми в этом направлении.

Основные требования к отбору художественных произведений для детей и задачи ознакомления дошкольников с изобразительным искусством.

8. Музыкальное воспитание дошкольников

Создание музыкальной среды в ДОУ, способствующей эстетическому развитию и эмоциональному благополучию детей дошкольного возраста.

Особенности музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Основные средства, формы и приемы музыкального воспитания в ДОУ.

Основные показатели музыкального развития детей дошкольного возраста.

9. Экологическое воспитание дошкольников

Основные понятия экологического образования дошкольников.

Особенности и содержание экологических знаний, доступных дошкольникам. Средства экологического образования дошкольников.

Задачи, формы, методы и приемы экологического образования детей дошкольного возраста.

Наблюдение как ведущий метод экологического образования дошкольников. Виды, сущность и структура наблюдения.

Детское экспериментирование как метод экологического образования дошкольников. Знание особенностей познавательного развития при ознакомлении с окружающим миром в каждой возрастной группе. Способы ознакомления детей дошкольного возраста со свойствами веществ, физическими явлениями.

Знание уровней экологической воспитанности дошкольников.

10. Предметно-развивающая среда в ДОУ

Основные понятия: среда, предметная среда, развивающая среда, предметно-развивающая среда. Принципы построения предметно-развивающей среды. Особенности построения предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ.

Примерные задания (образцы заданий) первой части теста

Выберите психическое новообразование дошкольного детства:

А. борьба мотивов;

B . осознанность;

C. избирательное общение со сверстниками.

К видам труда детей дошкольного возраста относятся:

А. коллективный;

B . хозяйственно – бытовой;

C. общественно – полезный.

Умения речевого этикета относятся:

А. к умениям устной речи в целом;

B. к умениям диалогической речи;

C. к умениям монологической речи.

Библиографический список литературы, рекомендованный для подготовки к теоретическом у тестированию

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.- С.207-244.

2. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду //Дошкольное воспитание, 1999. - №5. – с.32.

3. Арушанова А.Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы //Дошкольное воспитание, 1999. - №2. – с.76.

4. Бабанский Ю.К. и др. Педагогика – М., 1998.

5. Болотов В.А.Об интегрированном воспитании детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. //Дошкольное воспитание.-2002 - №5.

6. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2001.

7. Буре Р.С., Година Г.Н.Учите детей трудиться. - М.,1983.-С.5-80.

8. Бычкова С.С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. - М., «АРКТИ», 2002.

9. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер А.Л. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.,1988.

10. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология – М, 2002.

11. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под. ред. Леонтьева А. Н., Запорожца А. В. – М, 1995.

12. Гаспарова Е.М. Режиссерские игры // Игры дошкольника. - М.,1989.

13. Давидчук А.Н. Индивидуальное ориентированное обучение. - М.:Мозаика-Синтез.-2000.-С. 7-84.

14. Дошкольная педагогика /под ред. В.И. Логиновой, П.Г.Саморуковой.-М..1983

15. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1995. – С.28-35.

16. Игры В.В. Воскобовича //Дошкольная педагогика.- СПб, 2003

17. Ильеко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях.- М.. 2000.

18. Информационно-методическое письмо МО РФ №70/23-16 от 07.01.1999. О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования.

19. История педагогики/ под ред. М.Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1981.

20. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1972.

21. Киселев А.О. О Введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек //Дошкольное воспитание, 1999. - №8. – с.2.

22. Климова Л. К вопросу о передовом опыте и его распространении // Дошкольное воспитание.-1985.- №10.

23. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание, 2001. - №9. – с.98.

24. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

25. Конвенция ООН о правах ребенка. - М., 2001.

26. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание.-1989.-№5.

27. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание.-1992.- №7.- С.10.

28. Куревина О. А., Петерсон Л. Г. Концепция образования: современный взгляд.- М., 1999.

29. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / Проблемы развития психики. - М., 1965.

30. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения. - Советская педагогика.-1965. №3.

31. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей. - М., 1978.

32. Мангушева Л.Ф. Медико-педагогический контроль за физическим развитием детей в дошкольных учреждениях. – Глазов, 1996.

33. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению //Дошкольное воспитание. - 1982.- №5-6.

34. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. - 1997. - №3.

35. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда.- М., 1995.

36. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М., «Просвещение», 1973.

37. Педагогический энциклопедический словарь.- М.-Большая Российская энциклопедия, 2003.

38. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.-С. 15-45.

39. Постановление МО РФ №505 от 5.07.2001 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования»

40. Программа дошкольных образовательных учреждений /сост. О.А. Соломенникова.- М.: Аркти, 2003.

41. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений. /сост. О.А. Соломенникова. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2002. – 212 с. (Серия: Развитие и воспитание дошкольника)

42. Психология одаренности: от теории к практике/под ред. Д.В. Ушакова.- М., 2000. - С. 49-86.

43. Психология развивающейся личности / под. ред. Петровского А. В. – М., 1982.

44. Рыжова Н.А. Экологическое образование дошкольников.: М., Карапуз, 2000.

45. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И.Кобитина.-М.,Просвещение, 1990.

46. Стеркина Р., Князева О., Маханева М. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования //Дошкольное воспитание, 2002. - №9. – с.14.; №10. – с.5; №11. –с.2.

47. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. // Дошкольное воспитание. - 1995. - №10.

48. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном учреждении. - М.: Аркти, 2003.- С. 151-242.

49. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.: Учебное пособие для студентов пед. институтов /под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение,1988 С. 186-197.

50. Шадриков В. О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования //Дошкольное воспитание, 1999. - №9. – с.5.

51. Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

52. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику: кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1998.

53. Экспресс-анализ и оценка детской деятельности (методические основы)/под ред. О.А. Сафоновой, Н.Новгород, 1995.

54. Эльконин Д.Б.Психология игры // Основная единица развернутой формы игровой деятельности. - М., 1978.

55. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада //Дошкольное воспитание, 1999. - №9. – С.10.

Часть 2.

Задания закрытого типа, предполагающие работу с мини-кейсом.

Педагогу предлагается ряд затруднительных педагогических ситуа­ций. Познакомившись с содержанием каждой из них, ему необходи­мо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зре­ния наиболее правилен. Если ни один из предложенных вариантов ответов педагога не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, чаще всего, бу­дет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию.

Примеры педагогических кейсов (ситуаций)

Для старших воспитателей ДОУ

Ситуация 1

В ответ на Ваше предложение более глубоко проанализировать материалы для выступления на педагогическом совете педагог го­ворит, что для того, чтобы хорошо выступить перед коллегами, ему не нужно много готовиться, так как: «Меня считают достаточно способным челове­ком, и я смогу выступить достойно с тем, что есть». — Что бы Вы ответили педагогу?

1. «Это мнение, которому Вы вряд ли соответствуете».

2. «Те трудности, которые Вы до сих пор испытывали, и знания, освещенной темы, отнюдь, не говорят об этом».

3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».

4. «Я рада, что Вы такого высокого мнения о себе».

5. «Это тем более должно заставить Вас прилагать больше усилий в работе».

6. «Это звучит так, как будто Вы сами не очень верите в свои способности».

7.

Ситуация 2

Педагог заявляет Вам, демонстрируя излишнюю само­уверенность: «Нет ничего такого, что я не смогла бы сделать, если бы захотела. В том числе мне ничего не стоит провести мероприятие любого уровня для коллег». — Какой должна быть на это Ваша реплика?

1. «Вы слишком хорошо думаете о себе».

2. «С Вашими-то способностями? — Сомневаюсь!»

3. «Вы, наверное, чувствуете себя достаточно уверенно, если заявляете так?»

4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если Вы захо­тите, то у Вас все получится».

5. «Это, наверное, потребует от Вас большого напряжения».

6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».

7.

Ситуация 3

После открытого занятия один из педагогов заявляет коллеге: «Я не думаю, что Вы, как педагог, смогли нас чему-то научить».

Ваша реакция:

1. «Ваше дело — учиться, а не учить».

2. «Таких, как Вы, никто, ничему не сможет научить».

3. «Может быть, Вы подготовите и проведете подобное занятие для коллег?»

4. «Вам просто не хочется учиться».

5. «Мне интересно знать, почему Вы так думаете».

6. «Давайте поговорим об этом подробнее. В данной ситуации, наверное, есть что-то такое, что наводит Вас на подобную мысль».

7.

Список рекомендуемой литературы

1. Антонов Ю.Е., Гришаева Н.П. Социальный заказ на изменения в дошкольном образовании РФ [Текст] / Ю.Е. Антонов, Н.П. Гришаева // Управление ДОУ. – 2006. – № 8.

2. Аргентинова Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности [Текст] / Т.Е. Аргентинова // Психологический журнал. – Т. V. – 1984. – № 6.

3. Арнаутова Е.П., Разгонова Н.А. Социальное самочувствие семьи [Текст] / Е.П. Арнаутова, Н.А. Разгонова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 6.

4. Бабаева Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева. – М., 1993.

5. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика [Текст] / Т.М. Бабунова. – М., 2007.

6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М., 1998.

7. Белая К.Ю., Третьяков П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / К.Ю. Белая, П.И. Третьяков. – М., 2007.

8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М., 1989.

9. Богат В.Ф. Технология творчества [Текст] / В.Ф. Богат // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 3.

10. Буре Р.С. Готовим детей к школе [Текст] / Р.С. Буре. – М., 1987.

11. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети [Текст] /Р.С. Буре, Л.Ф. Островская – М., 2001.

12. Винникот Д.В. Разговор с родителями: Пер. с англ. [Текст] /Д.В. Винникот. – М.,1994.

13. Ган Н.Ю. К проблеме правового воспитания в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Ю. Ган //Актуальные проблемы дошкольного образования: Челябинск, 2003.

14. Григорьева Г.Г. Педагогика раннего возраста [Текст] /Г.Г. Григорьева. – М., 1998.

15. Гризик Т.И. Программа «Радуга»: методологические основы познавательного развития детей [Текст] / Т.И. Гризик //Дошкольное воспитание. – 1998. – № 10.

16. Доронова Т.Н. Право на образование [Текст] /Т.Н. Доронова //Дошкольное воспитание. – 2001. – № 10.

17. Доронова Т.Н. и др. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4–7 лет [Текст] /Т.Н. Доронова. – М., 2002.

18. Доронова Т.Н. и др. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство для развития [Текст] / Т.Н. Доронова. – М., 2001.

19. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растём здоровыми [Текст] /В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М., 2002.

20. Закон РФ «Об образовании» [Текст] – М., 2006.

21. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка [Текст] /А.И. Захаров. – М., 1993.

22. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] /О.Л, Зверева, А.Н. Ганичева. – М., 1999.

23. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник: программа [Текст] / Ю.Ф. Змановский //Дошкольное воспитание. – 1995. –№ 6.

24. Игра дошкольника [Текст] /под. ред. С.Л. Новосёловой – М., 1989.

25. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа [Текст] /О.Л. Князева, М.Д. Маханёва. – СПб., 2004.

26. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребёнка к социальному миру [Текст] /С.А. Козлова. – М., 2000.

27. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] /С.А. Козлова. – М., 1998.

28. Козлова С.А. Я – Человек: программа приобщения ребёнка к социальному миру [Текст] /С.А. Козлова – М., 1996.

29. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М., 2000.

30. Комарова Т.С., Тимофеева Г.В. Управление творческой деятельностью коллектива ДОУ [Текст] /Т.С. Комарова, Г.В. Тимофеева //Управление ДОУ. – 2003.– № 4.

31. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет [Текст] /Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина – М., 2005.

32. Концепция дошкольного воспитания [Текст] //Дошкольное воспитание. – 1989. – №№ 5, 9.

33. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) [Текст] //Начальная школа. – 2000. – № 4.

34. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] /Т.А. Куликова. – М., 1999.

35. Лесгафт П.Ф. Руководство физическим образованием детей дошкольного возраста: Пед. соч.: В 2 т. [Текст] /П.Ф. Лесгафт. – М., 1993.

36. Маркова А.К., Дидерс А.Г., Яковлева, Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте [Текст] /А.К. Маркова, А.Г. Дидерс, Е.Л. Яковлева. – М., 1997.

37. Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка [Текст] /М.Д. Маханёва – М., 1999.

38. Миронова О.П. Преемственность как процесс воспитания и обучения ребёнка [Текст] / О.П. Миронова //Управление ДОУ. – 2003. – № 2.

39. Михайленко Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] /Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова – М., 2000.

40. Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда: рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов [Текст] /С.Л. Новосёлова – М., 1995.

41. Общение детей в детском саду и в семье [Текст] / под ред. ТА. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990.

42. Панько Е.А. Психология труда воспитателя [Текст] /Е.А. Панько – Минск, 1993.

43. Парамонова Л.А. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление [Текст] /Л.А. Парамонова //Дошкольное воспитание. – 2003. – № 3.

44. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] /В.А. Петровский – М., 1993.

46. Программа «Истоки»: базис развития ребёнка-дошкольника [Текст] /Т.И. Алиева и др.; науч. ред. Л.А. Парамонова и др. – М., 2003.

47. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений: из опыта работы [Текст] /Н.А. Рыжова – М., 2003.

48. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебно-методическое пособие [Текст] /под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.

49. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания [Текст] /Э.Я. Степаненкова – М., 2001.

50. Типовое положение о ДОУ [Текст]: М., 2008.

Для воспитателей ДОУ

Ситуация 1

Ребенок старшего дошкольного возраста, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по группе, говорит: «Я не хочу играть (заниматься) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать воспитатель?

1. «Ну и что?»

2. «Никуда не денешься, все равно придется».

3. «Это глупо с твоей стороны».

4. «Но он тоже не захочет после этого играть (заниматься) с тобой».

5. «Почему?»

6. «Я думаю, что ты не прав».

7.

Ситуация 2

Ребенок в разговоре с воспитателем говорит ему: «Я хочу, чтобы Вы любили меня больше всех». — Как должен ответить педагог на такую просьбу воспитанника?

1. «Почему это я должна относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»

2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков!»

3. «Мне не очень нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

4. «Я хотела бы знать, почему я должна любить тебя больше всех?»

5. «Если бы я тебе сказала, что люблю тебя больше, чем дру­гих детей, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»

6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

7.

Список рекомендуемой литературы (см. список для тестирования)

Для инструктора по физической культуре ДОУ

Ситуация 1

Ребенок разочарован своими спортивными успехами, и говорит педагогу: «А я смогу стать настоящим спортсменом?» — Что должен на это ему ответить педагог?

1. «Если честно сказать — сомневаюсь».

2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».

3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».

4. «Почему ты сомневаешься в себе?»

5. «Давай поговорим и выясним проблемы».

6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

7.

Ситуация 2

Инструктор дает воспитаннику шести с половиной лет задание, а тот не хочет его выпол­нять и при этом заявляет: «Я не могу и не хочу это делать!» — Какой долж­на быть реакция педагога?

1. «Не хочешь — заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришел на занятие?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение по­хоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окон­читься?»

5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

7.

Список рекомендуемой литературы

1. Аракелян О.Г. Обучение прыжкам в детском саду: учебное пособие [Текст] //О.Г. Аракелян, Л.В. Карманова /под ред. А.В. Кенеман, Т.И. Осокиной.-М.,1984.-С.24-50

2. Бальсевич В.К. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-5 лет [Текст] /В.К. Бальсевич, М.Н. Королева, Л.Т. Майрова // Теория и практика физической культуры.-1986.-№10.-С.21-23

3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии [Текст] /Н.А. Бернштейн.- М.,1991.-С.28

4. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек [Текст] /Н. Бочарова // Дошкольное воспитание.-1997.- №12.- С.72-75

5. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей [Текст] /Э.С. Вильчковский.- Киев: Здоровье, 1983.- 208с.

6. Воротилкина И.М. Физкультурно–оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие [Текст] / И.М. Воротилкина -М.: Изд-во НУ ЭНАС,2004.-144с.

7. Градусова Л.В., Зворыгина З.В. Воспитание детей в игре [Текст] /Л.В. Градусова, З.В. Зворыгина.- М., 1993.- 86с.

8. Давыдов В.Ю., Петровский В.А. Концепция дошкольного воспитания [Текст] / В.Ю. Давыдов, В.А. Петровский //Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно – правовых документов и научно – методических материалов.- М., 2001.- 472с.

9. Давыдов В.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3-6 летнего возраста разных типов конституции [Текст] /В.Ю. Давыдов // Теория и практика физической культуры.- 1995. – №11. - С.39-43

10. Демидова Е.В. Игры – эстафеты и подвижные игры с мячом в детском саду: методические рекомендации в помощь раб. дошк. учр. [Текст] /Е.В. Демидова.-Краснодар, 1992.- 44с.

11. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников [Текст] /Сост Н.А. Ноткина.- СПб,: Образование, 1993.- 36с.

12. Доронова Т.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7 лет [Текст] /Т.Н. Доронова- М.: Просвещение., 2002. - 143с.

13. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира [Текст] / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман.- М.: Линка-Пресс, 1998.- 184с.

14. Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду. Творческая школа для дошколят [Текст] / Н.Н. Ермак - Ростов н/Дону: Феникс., 2004.- 288с. - (Серия «Мир вашего ребенка»).

15. Змановский Ю.В. Здоровый дошкольник: Программа «Здоровый дошкольник: Социально – оздоровительная технология XXI века» [Текст] /Авторы – составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М., Сауленко Т.Ф.- изд. 2-е испр. и доп.-М.: АРКТИ,2001.-С.5-45.

16. Кенеман А.В. Физическая подготовленность детей 5-6 лет к занятиям в школе [Текст] / А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковский - М.: Просвещение, 1980.

17. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. Заведений [Текст] /Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжова, М.М. Самодурова - М.: Издательский центр «Академия»., 2002. - 320с.

18. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении [Текст] /А.Б. Лагутин// Теория и практика физической культуры - 1994.- №7.- С.8-11.

19. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении [Текст] /Л.И. Лукина //Управление ДОУ- 2004.- №5.- С.41-49.

20. Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка [Текст] /М.Д. Маханева //Управление ДОУ- 2004.- №1.- С.98-102.

21. Морозова М.С. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста [Текст] /М.С. Морозова //Управление дошкольным образовательным учреждением - 2004.- №1.- С.87-97.

22. Никитюк Б.А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] /Б.А. Никитюк //Теория и практика физической культуры - 1994.- №7.- С.5-7.

23. Ноткина Н.А. Индивидуальные различия в формировании двигательных качеств дошкольников (Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду): Межвузовский сб. науч. трудов [Текст] /Н.А. Ноткина.-Л., 1985.- С.146-151.

24. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] /Т.И. Осокина.-3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986.- 304с.

25. Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми. Физическое воспитание до 6 лет [Текст] /С.А. Пономарева - М.: Спарт, 1992.- 95с.

26. Пусть ребенок растет здоровым [Текст] /под ред. Островской Л.Ф.- М.: Просвещение., 1979.

27. Социальная технология научно – практической школы Ю. Змановского: Здоровый дошкольник [Текст] /Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М., Марченко Т.И., Пронина Е.И.- М.: АРКТИ., 2001.- 208с.

28. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] /Э.Я. Степанекова -М.: Издательский центр «Академия»., 2001.- 368с.

29. Усачев В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников [Текст] /В.И. Усачев – Красноярск., 1989.

30. Филлинова С.О. Мир движений мальчиков и девочек: методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений [Текст] /С.О. Филлинова - СПб.: «Детство-Пресс»., 2001.- 96с.

31. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: пособие для воспитателей [Текст] /В.Г. Фролов - М.: Просвещение., 1986.- 159с.

32. Шебеко В.Н. , Шишкина В.А., Ермак Н.И. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] /В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.И. Ермак.-1998.-184с.