Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по дисциплине «Психология и педагогика» Москва - реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова

Кафедра истории, социологии и права

Юркина Л.В.

Методические рекомендации по дисциплине

«Психология и педагогика»

Москва 2008


ББК-88.4

УДК 159+37.01

Юркина Л.В.

Методические рекомендации по дисциплине «Психология и педагогика»

Учебно-методическое пособие

М.:МИТХТ им. М.В.Ломоносова, 2008

Рецензент: к.ф.н., доц. Елонова А.Я.

Под общей редакцией зав.кафедрой истории, социологии и права д.социол. н., проф. Деревянченко А.А.

Утверждено Библиотечно-издательской комиссией МИТХТ им. М.В. Ломоносова в качестве учебно-методического пособия.

Пособие разработано с учетом ГОС ВПО для направления «химия» 510500, для которого изучение дисциплины «Психология и педагогика» является обязательным. Однако материал может быть использован и остальными направлениями бакалавриата, которые изучают данную дисциплину в качестве курса по выбору.

Пособие позволяет студенту получить информацию о программе читаемого курса, рассматривает круг вопросов, предназначенных для рассмотрения на семинарских занятиях, а также предлагает план организации самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине. Для улучшения качества подготовки в разработку включены контрольные вопросы и тестовые задания, разработанные в соответствии с программой единого федерального экзамена.

© МИТХТ им. М.В. Ломоносова


СОДЕРЖАНИЕ

1. Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ГСЭ.Ф.07. (170 часов)-------------------4

2. Выписка из рабочего плана 2007-08 г.------------4

3. Распределение теоретического материала по лекциям ----------------------------------------------------6

4. Литература для подготовки к лекциям и семинарским занятиям --------------------------------9

5. Организация подготовки к семинарским занятиям --------------------------------------------------10

6. Организация самостоятельной работы студентов --------------------------------------------------------------20

7. Учебный материал, вынесенный на самостоятельную работу ------------------------------20

8. Организация индивидуальной работы со студентами----------------------------------------------- 29

9.Тесты по дисциплине «Психология и педагогика» ----------------------------------------------29

10. Критерии оценки студентов на зачете ---------56

11. Примерные вопросы к зачету и РКМ ----------57

1. Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ГСЭ.Ф.07. (170 часов)

Психология и педагогика:

Психология: объект и предмет психологии; соотношение субъективной и объективной реальности; психика и организм; активность психики (души), психика, поведение и деятельность; структура субъективной реальности; личность и межличностные отношения; свобода воли; личностная ответственность; общее и индивидуальное в психике человека.

Педагогика: предмет педагогики; цели образования и воспитания; педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение; средства и методы педагогического воздействия на личность; общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках обучения; нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений; семейное воспитание и семейная педагогика; межличностные отношения в коллективе; нравственно-психологический образ педагога; мастерство педагогического общения.

2.Выписка из рабочего плана 2007-08г.

Учебная дисциплина «Психология и педагогика» является обязательной дисциплиной федерального компонента подготовки студентов направления «Химия» на 2-ом образовательном уровне МИТХТ. Студенты изучают ее в весеннем семестре 4 курса. Объем дисциплины составляет 4,7 зачетные единицы, из них 2 з.е. приходится на аудиторные занятия. Аудиторные занятия включают лекции, семинарские занятия и индивидуальную работу под контролем преподавателя. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета.

Курс «Психология и педагогика» является базовым для понимания вопросов психологии человека, его воспитания. Курс включает в себя изучение предмета, задач и методов психологии и педагогики, историю развития психологического и педагогического знания и основных направлений[ психологии, изучение психологии познавательных процессов и деятельности, психологии личности, психологии межличностных отношений. Уровень образовательной программы отвечают требованиям государственного образовательного стандарта по психологии и педагогике.

Цель данной программы – обеспечить необходимый объем знаний о предмете психологии и педагогики, задачах и методах психологии и педагогики, помочь выработать целостное представление о психологии человека, ознакомить с основными направлениями и достижениями в области научной психологии и педагогики.

3. Распределение теоретического материала по лекциям

Лекция 1. Общая психология.

Психология как наука. История психологического знания

Литература

Основная: [1] стр. 7-16. [3]

Дополнительная: [1]стр.36-76.

Лекция 2. Нейропсихология.

М озг, биология и поведение. Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности.

Литература

Основная: [1] стр. 16-28, 46-57.[3]

Дополнительная: [1]стр.76-110.

Лекция 3 . Психика и ее биологические основы.

Ощущения и реальность. Восприятие мира. Общие свойства сенсорных систем. Мотивы и восприятие.

Литература

Основная: [1] стр. 28-37, стр.132-157.[3]

Дополнительная: [1] стр. 200-273.

Лекция 4 . Психология здоровья.

Поведенческие факторы риска. Поведение, укрепляющее здоровье. Психологическая защита от стресса и перенапряжения.

Литература

Основная: [1] стр. 233-264.[3]

Дополнительная: [1]стр.489-526.

Лекция 5. Психология личности.

Проблема и основные теории личности в психологии. Психическое развитие личности.

Литература

Основная: [1] стр. 264-281.[3]

Дополнительная: [1]стр.527-572.

Лекция 6. Социальная психология.

Предмет, структура и методы социальной психологии. Социальная психология личности. Психология межличностног о взаимодействия.

Литература

Основная: [1] стр.421-473.[3]

Дополнительная: [1]стр.704-764.

Лекция 7 . Педагогическая психология.

Память. Память и организация знаний. Проблема внимания в психологии. Основные мнемонические механизмы. Мышление, познание, интеллект и творчество.

Литература

Основная: [1]стр. 157-198.[3]

Дополнительная: [1] стр. 360-442.

Лекция 8 . Клиническая психология

Основные формы нарушения психических процессов. Расстройства познавательной деятельности и личностно-эмоциональной сферы.

Литература

Основная: [1]стр. 337-382,634-669.[3]

Дополнительная: [1]стр.574-625.

Лекция 9. Общая педагогика

Предмет педагогики. Цели образования и воспитания. Смысл и назначение педагогики в техническом вузе. Педагогика в системе научного знания. Современные проблемы образования.

Литература

Основная: [2] стр.3-17.[3]

Дополнительная: [3]

Лекция 10. История развития педагогики

Основные этапы развития педагогической мысли: обучение в древнейших государствах, античность, средние века, Новое время. История развития педагогики в России.

Литература

Основная: [2] стр.33-48.[3]

Дополнительная: [3]

Лекция 11. Методологические основы обучения.

Базовые понятия и термины педагогики. Понятие методов воспитания. Педагогика – как единство образования, воспитания и обучения. Понятие дидактики.

Литература

Основная: [2]стр. 49-63,232-234.[3]

Дополнительная: [3]

Лекция 12 . Теория воспитания.

Воспитание как центральный процесс педагогики. Педагогическое общение. Педагогическая этика. Управление школьными системами.

Литература

Основная: [2]стр.82-102.[3]

Дополнительная: [3]

4. Литература для подготовки к лекциям и семинарским занятиям

Основная

1. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д.: Феникс. 2005.

2. Л.П. Крившенко. Педагогика. М.: Проспект. 2005.

3. Э.А. Арапова, Л.В. Юркина. Психология и педагогика. Уч.мет.изд. 2 части. М.: ИПЦ МИТХТ.2003.

4. Л.В. Юркина. Сборник заданий по психологии и педагогике. Уч. Мет. Изд. М.: ИПЦ МИТХТ. 2004.

Дополнительная

1. Денис Кун. Основы психологии. М.:Олма-пресс. 2002.

2. Психология под/ред. А.А. Крылова.- М.,2001.

3. Хрестоматия по педагогической психологии/ под ред. А.И. Красило. - М.,1995.

5. Организация подготовки к семинарским занятиям

В организацию самостоятельной работы входит, также подготовка докладов к семинарским занятиям. На стр. 8 приводятся ориентировочные темы докладов к семинарским занятиям. Требования к докладу:

· Тема доклада выбирается до семинара и согласовывается с преподавателем

· Студент может предложить собственную тему, если она совпадает с рассматриваемой на семинаре проблемой

· Доклад готовится по нескольким источникам

· Время, отведенное для доклада группе - 7-10 минут

· В процессе доклада можно пользоваться тезисами, но не в коем случае не зачитывать текст

· Доклад оценивается по степени интереса, проявленного аудиторией и по количеству возникших вопросов и сообщений.(5-7 баллов)

Семинарское занятие № 1. Введение в психологию. Общая психология

1. Методические указания преподавателя: цели, задачи и правила работы на семинарских занятиях.

2. Знакомство с планом семинарских занятий. Распределение тематики докладов.

3. Получение методических пособий [4] Работа с заданиями(1-7) 1 темы.

4. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 1; выполнение заданий (8-10) тема 1; подготовка к входному контролю по лекции 1.

Семинарское занятие № 2. История психологии

1. Входной контроль: основные понятия и методы психологии (20 минут).

2. Устный анализ вопросов входного контроля.

3. Получение методических пособий [4]. Работа с заданием (2) 2 темы.

4. Заслушивание сообщений студентов.

5. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 2; подготовка к входному контролю по лекции 2.

Темы докладов:

· Методы исследования в психологии;

· Возрастная психология;

· Кризисы различного возраста;

· Псевдопсихологии за и против (астрология, хиромантия, френология, физиогномика и д.р.);

· Язык и сознание;

· Язык животных;

Семинарское занятие № 3. Нейропсихология

1. Входной контроль: история психологии (20 минут).

2. Устный анализ вопросов входного контроля.

3. Получение методических пособий [4]. Работа с заданием (2-6) 3 темы.

4. Заслушивание сообщений студентов.

5. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 3; подготовка к входному контролю по лекции 3.

Темы докладов:

· Нервная система, современное представление и история вопроса;

· Головной мозг: связь различных его параметров и особенностей мышления человека;

· Нейрофизиологические основы высшей нервной деятельности;

· Особенности функционирования нервной системы и жизнедеятельность человека;

· Гендерный взгляд на мозг и сознание;

Семинарское занятие № 4. Психика и ее биологические основы

1. Входной контроль: нейропсихология (20 минут).

2. Устный анализ вопросов входного контроля.

3. Получение методических пособий [4]. Работа с заданием (5-10) 4 темы.

4. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 1- 4; подготовка к контрольной работе.

Темы докладов:

· Ощущения и реальность;

· Восприятие в рамках различных теорий;

· Константы восприятия;

· Искусственный слух и зрение;

· Подпороговое восприятие;

· Экстрасенсорное восприятие;

Семинарское занятие № 5. Психология здоровья

1. Контрольная работа (30 минут).

2. Получение методических пособий [4]. Работа с заданием (2-5) 5 темы.

3. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 5; подготовка к входному контролю по лекции 5.

Темы докладов:

· Теории контролирования боли;

· Эффект плацебо;

· Наркотики и алкоголь -методы их воздействия на организм;

· Биологические ритмы, чем они обусловлены;

· Психотерапия в рамках различных теорий (психоанализ, бихевиоризм, гештальт);

Семинарское занятие № 6. Психология личности

1. Входной контроль: психология здоровья (20 минут).

6. Устный анализ вопросов входного контроля.

7. Получение методических пособий [4]. Работа с заданием (2-4) 6 темы.

8. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 6; подготовка к входному контролю по лекции 6.

Темы докладов:

· Гипноз и восприимчивость к нему;

· Медитация;

· Средства борьбы с бессонницей в рамках различных психологических теорий;

· Методы борьбы со стрессом;

· Персонология в рамках различных концепций (психодинамики, бихевиоризма, гуманизма, деятельности);

Семинарское занятие № 7. Социальная психология

1. Входной контроль: психология личности (20 минут).

2. Устный анализ вопросов входного контроля.

3. Получение методических пособий [4]. Работа с заданием (2-6) 8 темы.

4. Заслушивание сообщений студентов.

5. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 7; подготовка к входному контролю по лекции 7.

Темы докладов:

· Социальное поведение: конформизм и нонконформизм;

· Руководитель и лидер. Типы лидеров;

· Особенности массового сознания;

· Стадии развития личности, их характеристика;

· Секты и их роль в современном обществе;

· Практическая психология и ее методы;

Семинарское занятие № 8. Педагогическая психология

1. Входной контроль: социальная психология (20 минут).

2. Устный анализ вопросов входного контроля.

3. Получение методических пособий [4]. Работа с заданием (2-6) 9 темы.

4. Заслушивание сообщений студентов.

5. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 8; подготовка к входному контролю по лекции 8.

Темы докладов:

· Теории усовершенствования памяти;

· Синдромы ложной памяти;

· Мнемоника;

· Креативность и наследственность;

· Совершенствование мышления;

· Логическое мышление;

· Искусственный интеллект;

· Проблема внимания в психологии;

Семинарское занятие № 9. Основные понятия педагогики

1. Входной контроль: педагогическая психология (20 минут).

2. Устный анализ вопросов входного контроля.

3. Получение методических пособий [4]. Работа с заданием (1,3) 1-2 темы.

4. Заслушивание сообщений студентов.

5. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 9; подготовка к входному контролю по лекции 9.

Темы докладов:

· Особенности использования аудиовизуальных средств обучения;

· Различное влияние наказания на воспитание и обучение;

· Роль информационных технологий в обучении;

· Современные виды педагогических технологий;

· Семейное воспитание - его черты и проблемы;

· Основные принципы семейной педагогики;

Семинарское занятие № 10. История педагогических учений

1. Входной контроль: основные понятия педагогики (20 минут).

2. Устный анализ вопросов входного контроля.

3. Получение методических пособий [4]. Работа с заданием (4) 1-2 темы.

4. Заслушивание сообщений студентов.

5. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 9-10; подготовка к контрольной работе.

Темы докладов:

· Обусловливание и научение: Павлов и Скиннер;

· Когнитивное научение;

· История педагогических реформ в России (в период по выбору);

· Великие химики в педагогической науке;

· Советская педагогика: становление и развитие;

Семинарское занятие № 11. Педагогическое общение

1. Контрольная работа (30 минут)

2. Получение методических пособий [4]. Работа с заданием (1-2) 3-4 темы.

3. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 11; подготовка к входному контролю по лекции 11.

Темы докладов:

· Педагогический идеал и его конкретное воплощение;

· Образ педагога, реалии современной жизни и нравственный кодекс человечества;

· Благоприятный климат педагогического общения;

· Педагогический конфликт, стратегии конфликтного поведения;

Семинарское занятие № 12. Педагогическое общение

1. Входной контроль: педагогическое общение (20 минут).

2. Устный анализ вопросов входного контроля.

3. Получение методических пособий [4]. Работа с заданием (3-4) 3-4 темы.

4. Заслушивание сообщений студентов.

5. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 12; подготовка к зачету.

Темы докладов:

· Мотивация педагога в выборе профессии;

· Портрет личности педагога профессионала;

· Понятие педагогической ситуации;

· Методы обучения и их различные формы воплощения;

· Методы воспитания и их различные формы воплощения;

6. Организация самостоятельной работы студентов

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по дисциплине «Психология и педагогика» в объеме, определенном рабочим планом, является обязательным видом деятельности в процессе изучения ими элективной дисциплины. Методика организации самостоятельной работы зависит от особенностей подготовки специалистов по конкретным специальностям. Опыт системной организации самостоятельной работы студентов позволяет выделить в ней в качестве обязательных условий тему и ее ключевые вопросы, цель их самостоятельного изучения, подлежащие усвоению базовые понятия, задания для самостоятельной работы и перечень основных литературных источников, а также выполнение упражнений в операциях с базовыми понятиями с целью самоконтроля.

7. Учебный материал, вынесенный на самостоятельную работу

ТЕМА 1. Психология познавательных процессов и деятельности: мышление

Понятие о мышлении, его отличие от других познавательных процессов. Основные фазы мыслительного процесса. Виды мышления: теоретическое и практическое, их подвиды – понятийное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Особенности и сфера применения каждого подвида мышления. Логические операции мышления. Соотношение мышления и речи. Речь как инструмент мышления.

Литература

· Обязательная:

1. Э.А. Арапова, Л.В. Юркина. Психология и педагогика. Уч.мет.изд. 2 части.- М.:МИТХТ.2003.

2. Л.В. Юркина. Сборник заданий по психологии и педагогике. Уч. Мет. Изд.- М.:МИТХТ. 2004.

3. Дополнительная:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.

2. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и освоить: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. — М., 1997.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии. — М., 1998.

4. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. — М., 1994.

5. Немов Р.С. Психология. Кн.1. — М., 2001.

6. Петровский А.В. Введение в психологию. — М., 1997.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2000.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. — М., 1995.

9. Столяренко А.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону, 1996.

10. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М., 1981.

11. Щербаков А.И. Практикум по общей психологии. — М., 1990.

Задания для самоконтроля

Из уч. мет пособия [2] по основному списку выполнить задания: 3,4,5,6 стр.59-63

ТЕМА 2. Индивидуальные проявления личности: темперамент, характер, способности

Темперамент. Теории темперамента, его типология. Свойства темперамента: впечатлительность, эмоциональность, возбудимость и импульсивность. Виды темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Общее представление о характере, его структуре. Характер как система наиболее устойчивых черт личности, проявляющих себя в различных видах деятельности, общения и взаимодействия человека с окружающими людьми. Формирование и воспитание характера. Характер и темперамент.

Понятие о способностях. Понятие задатков. Задатки как природные и социально сформированные предпосылки для развития способностей. Природа человеческих способностей и условия их развития. Классификация и структура способностей.

Литература

· Обязательная:

1. Э.А. Арапова, Л.В. Юркина. Психология и педагогика. Уч.мет.изд. 2 части.- М.:МИТХТ.2003.

2. Л.В. Юркина. Сборник заданий по психологии и педагогике. Уч. Мет. Изд.- М.:МИТХТ. 2004.

· Дополнительная:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.

2. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и освоить: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. — М., 1997.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии. — М., 1998.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1998.

5. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. — М., 1994.

6. Немов Р.С. Психология. Кн.1. — М., 2001.

7. Петровский А.В. Введение в психологию. — М., 1997.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2000.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. — М., 1995.

10. Столяренко А.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону, 1996.

Задания для самоконтроля

Из уч. мет пособия [2] по основному списку выполнить задания: 4 стр.36-44.

ТЕМА 3. Общение

Определение общения. Особенность общения как одного из видов человеческой деятельности. Общение и коммуникация. Виды и структура общения. Роль общения в психическом развитии человека. Особая роль раннего онтогенетического общения для последующего психического развития индивида.

Литература

· Обязательная:

1. Э.А. Арапова, Л.В. Юркина. Психология и педагогика. Уч.мет.изд. 2 части.- М.:МИТХТ.2003.

2. Л.В. Юркина. Сборник заданий по психологии и педагогике. Уч. Мет. Изд.- М.:МИТХТ. 2004.

3. Дополнительная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1994.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.

3. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и освоить: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. — М., 1997.

4. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1993.

5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии. — М., 1998.

6. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. — М., 1994.

7. Немов Р.С. Психология. Кн.1. — М., 2001.

8. Петровский А.В. Введение в психологию. — М., 1997.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2000.

10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. — М., 1995.

11. Столяренко А.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону, 1996.

Задания для самоконтроля

Из уч. мет пособия [2] по основному списку выполнить задания: 4,5 стр.53-55.

ТЕМА 4. Психология малой группы

Понятия малой группы и коллектива. Возникновение и развитие малой группы. Механизмы групповой динамики. Социально-психологические характеристики малой группы. Характеристика внутригрупповых процессов: дифференциация и интеграция.

Литература

· Обязательная:

1. Э.А. Арапова, Л.В. Юркина. Психология и педагогика. Уч.мет.изд. 2 части.- М.:МИТХТ.2003.

2. Л.В. Юркина. Сборник заданий по психологии и педагогике. Уч. Мет. Изд.- М.:МИТХТ. 2004.

3. Дополнительная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1994.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1993.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии. — М., 1998.

4. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. — М., 1994.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982.

6. Немов Р.С. Психология. Кн.1. — М., 2001.

7. Петровский А.В. Введение в психологию. — М., 1997.

8. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М. 1996.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. — М., 1995.

10. Столяренко А.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону, 1996.

Задания для самоконтроля

Из уч. мет пособия [2] по основному списку выполнить заданияе 6 стр.55-57.

ТЕМА 5. Педагогические технологии

Понятие педагогической методики и технологии. Современные виды педагогических технологий. Основные принципы педагогических технологий.

Семейное воспитание - его черты и проблемы. Основные принципы семейной педагогики.

Литература

· Обязательная:

1. Э.А. Арапова, Л.В. Юркина. Психология и педагогика. Уч.мет.изд. 2 части.- М.:МИТХТ.2003.

2. Л.В. Юркина. Сборник заданий по психологии и педагогике. Уч. Мет. Изд.- М.:МИТХТ. 2004.

3. Дополнительная:

1. Н.В. Басова. Педагогика и практическая психология. «Феникс» Ростов-на-Дону 2000г

2. Л.К. Аверченко и др. Психология и педагогика. Москва-Новосибирск. ИНФРА-М-НГАЭиУ. 2000г.

3. Психология и педагогика. Уч. Пособие п/ред. С.А.Хмелевской. Москва. Логос 2002г.

4. Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин Психология и педагогика в вопросах и ответах. Москва АСТ. Ростов-на-Дону «Феникс» 1999г.

5. С.Д. Смирнов. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие. Москва. Аспект-Пресс. 1995.

6. В.П. Беспалько. Слагаемые педагогической технологии. М. Педагогика, 1989.

7. М. Земска. Воспитание детей в семье. М. Прогресс, 1986.

8. П.Ф. Лесгафт. Семейное воспитание ребенка и его значение. М. Педагогика, 1991.

Задания для самоконтроля

Из уч. мет пособия [2] по основному списку выполнить задания: 3,4 стр.67-72.

ТЕМА 6. Педагогическая этика и педагогический конфликт

Педагогический идеал и его конкретное воплощение. Образ педагога, реалии современной жизни и нравственный кодекс человечества. Создание благоприятного педагогического климата. Понятие педагогического конфликта стратегии конфликтного поведения.

Литература

· Обязательная:

1. Э.А. Арапова, Л.В. Юркина. Психология и педагогика. Уч.мет.изд. 2 части.- М.:МИТХТ.2003.

2. Л.В. Юркина. Сборник заданий по психологии и педагогике. Уч. Мет. Изд.- М.:МИТХТ. 2004.

· Дополнительная:

1. В.С. Леднев. Содержание образования. М. Высшая школа 1989г.

2. Э. Стоунс. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М. Педагогика. 1984.

3. А.Б. Добрович. Общение: наука и искусство. М. Знание, 1978.

4. А.Б. Добрович. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для учителя и родителей. М. Просвещение, 1987.

5. В.А. Кан-Калик. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М. Просвещение, 1977.

6. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева и др. Новосибирск. НГУ, 1999.

7. Н.П. Аникеева. Режиссура педагогического взаимодействия. Новосибирск. 1991.

Задания для самоконтроля

Из уч. мет пособия [2] по основному списку выполнить задания: 3,4 стр.76-77.

8. Организация индивидуальной работы со студентами

Организация индивидуальной работы со студентами по дисциплине «Психология и педагогика» представляет собой подготовку к зачету. Зачет охватывает целый круг вопросов (см. вопросы к РКМ) – рассмотренных на лекциях, на семинарских занятиях и в процессе самостоятельных занятий по данной программе.

9.Тесты по дисциплине «Психология и педагогика»

Часть 1. Педагогика

Выберите правильные варианты ответа из предложенных:

1. Предметом педагогики как науки является…

· образовательные системы;

· развитие личности;

· профессиональная педагогическая деятельность;

· целенаправленно организуемый педагогический процесс;

2. Основными категориями педагогики являются…

· созревание, система, социализация;

· знания, умения, навыки;

· воспитание, обучение, образование;

· среда, наследственность, воспитание;

3. Содержание образования как общественного явления определяется …

· социально-экономическим и политическим строем данного общества, уровнем его материально-технического и культурного развития;

· уровнем развития общественных наук;

· совокупностью знаний, умений и навыков, составляющих государственные стандарты образования;

· уровнем развития педагогической науки и педагогической деятельности;

4. К эмпирическим (практическим) методам педагогического исследования относятся …

· наблюдение, анализ, эксперимент, интервьюирование;

· наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент;

· беседа, классификация, синтез, шкалирование;

· эксперимент, моделирование, рейтинг, тестирование;

5. Цели обучения определяются…

· мастерством педагога;

· потребностями и возможностями общества;

· средствами обучения;

· индивидуальными особенностями учащегося;

6. Единство и взаимодействие компонентов, составляющих педагогический процесс, определяют его…

· индивидуальность;

· целенаправленность;

· целостность;

· управляемость;

7. Движущими силами процесса обучения являются …

· профессионализм педагога;

· образовательная активность ученика;

· закономерности и принципы его построения;

· противоречия, возникающие в ходе обучения;

8. Сущность принципа доступности обучения заключается в том, что …

· преподавание и усвоение знаний происходит в определенном порядке, который определяет логическое построение как содержания, так и процесса обучения;

· содержание изучаемого материала и методы его изучения должны соответствовать уровню развития учащихся;

· процесс усвоения сопровождается систематическим контролем за его качеством;

· изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни;

9. Система государственных и общественных институтов, обеспечивающих процесс образования личности в течение всей жизни, называется …

· непрерывным образованием;

· образованностью;

· образованием;

· системой образования;

10. Учебное занятие, организуемое в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов, называется …

· факультативом;

· беседой;

· уроком систематизации и обобщения знания;

· семинаром;

11. Основополагающим и определяющим компонентом любой системы воспитания являются …

· цели воспитания;

· методы, приемы и технологии воспитания;

· основные направления воспитательной деятельности;

· результаты воспитания;

12. Организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью превращения их в привычные формы поведения называется …

· воспитывающей ситуацией;

· поручением;

· приучением;

· педагогическим требованием;

13. Основными признаками коллектива являются…

· наличие общей цели и совместной деятельности;

· разнообразие социальных ролей;

· общность ценностных ориентаций;

· традиции;

14. Важнейшими асоциальными причинами, вызывающими дисфункцию семейных отношений, являются …

· низкий прожиточный уровень, безработица членов семьи, увеличение бытовых нагрузок;

· нарушение связи между поколениями, отсутствие одного из родителей, конфликты между родителями;

· алкоголизм родителей, наркомания, проституция, детская безнадзорность;

· жесткость, агрессивность, психические и сексуальные отклонения;

15. Основным заказчиком образовательных учреждений выступают: …

· учащиеся;

· государство и его ведомства;

· педагогический коллектив;

· родители учащихся;

16. Гимназии, лицеи, вечерние школы относятся к учебным заведениям ________ образования.

· среднего профессионального;

· начального профессионального;

· высшего профессионального;

· общего среднего;

17. Реализация принципа общедоступности образования предполагает…

· учет национальных культурных традиций;

· светский характер образования;

· приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности;

· адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся;

18. Изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов, на основе которого вырабатываются управленческие решения, называется …

· внутришкольным управлением;

· педагогическим планированием;

· внутришкольным контролем;

· педагогическим анализом;

19. В Древней Греции педагогами называли …

· рабов, сопровождающих детей своего господина в школу;

· учителей Спарты;

· преподавателей ораторского искусства;

· старейшин, возглавлявших школу в Афинах;

20. Интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности составляют ___________ учителя.

· научно-теоретическую подготовку;

· профессиональную направленность личности;

· психофизиологическую готовность;

· профессиограмму;

21. Профессиограмма педагога включает в себя …

· умения и знания, составляющие профессиональную компетентность педагога;

· квалификационные характеристики оценки педагогической деятельности;

· системное описание социальных, психологических и иных требований к педагогической профессии;

· личностные качества и способности отдельного педагога;

22. Стиль педагогического общения, при котором педагог единолично определяет цели взаимодействия и субъективно оценивает результаты деятельности ученика, называется …

· попустительским;

· игнорирующим;

· авторитарным;

· демократическим;

23. Общая дидактика своими исследованиями охватывает:

· все предметы и уровни обучения;

· все предметы и только один определенный уровень обучения;

· один предмет, содержание которого раскрывается на всех уровнях обучения;

· правильного ответа нет;

24. Дидактика – это:

· отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования;

· часть педагогики, разрабатывающая проблемы методики преподавания отдельных дисциплин;

· часть педагогики, разрабатывающая проблемы образования и воспитания подрастающего поколения;

· отдельная наука о закономерностях развития личности;

25. Преподавание, учение, обучение, образование, цель, содержание обучения – это:

· дидактические принципы;

· закономерности обучения;

· категории дидактики;

· дидактический (учебный) процесс;

26. Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний – это:

· учение;

· обучение;

· преподавание;

· воспитание.

27. Процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные – это:

· учение;

· обучение;

· преподавание;

· воспитание;

28. Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом – это:

· знание;

· умение;

· образование;

· навыки;

29. Овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике – это:

· метод;

· умение;

· образование;

· навыки;

30. Умения, доведенные до автоматизма – это:

· знание;

· средство;

· образование;

· навыки;

31. Передача социального опыта (знаний, умений, способов мышления, нравственных, правовых, этических норм …) от старших поколений к младшим – это:

· понимание воспитания в широком социальном смысле;

· понимание воспитания в узком социальном смысле;

· понимание воспитания в широком педагогическом смысле;

· понимание воспитания в узком педагогическом смысле;

32. Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания – это

· закономерности воспитания;

· принципы воспитания;

· педагогические правила;

· педагогическая система;

33. Конкретные действия педагога в определенных условиях для достижения определенной цели – это

· закономерности воспитания;

· принципы воспитания;

· педагогические правила;

· педагогическая система;

34. Выберите правильное соотношение закономерностей, принципов, правил:

· Закономерность ® Правило ® Принцип;

· Закономерность ® Принцип ® Правило;

· Принцип ® Правило ® Закономерность;

· Принцип ® Закономерность ® Правило;

35. Целенаправленное влияние на личность ребенка с целью оказания помощи в актуализации его положительного фонда и преодолении недостатков – это:

· воспитание;

· перевоспитание;

· самовоспитание;

· социализация;

36. Целенаправленная, систематическая, самостоятельная работа человека по формированию и развитию своих лучших, социально ценных свойств и изжитию недостатков, осуществляемая с целью максимальной самореализации – это:

· воспитание;

· перевоспитание;

· самовоспитание;

· социализация;

37. Упражнение; приучение; педагогическое требование; воспитывающие ситуации - все это

· методы формирования сознания;

· методы стимулирования;

· методы организации деятельности и формирования опыта поведения;

38. Составной элемент метода воспитания – это

· методический прием;

· принцип воспитания;

· правило воспитания;

· закономерность воспитания;

Часть 2. Психология

1.Выберите наиболее полные и правильные суждения:

· Психология – наука, изучающая основные закономерности поведения человека и животных, как отражающие объективную реальность;

· Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются посредством интроспекции;

· Психология - наука, изучающая закономерности развития и функционирования психики, как определенной реальности;

· Психология – отрасль естественного знания, занимающаяся исследованием развития и функционирования нервной системы;

2. Выберите определение предмета научного психологического исследования.

· Предмет психологии – исследование закономерностей функционирования психики как определенной реальности;

· Предмет психологии – исследование поведения человека, реализующее и отражающее закономерности определенной реальности;

· Предмет психологии – изучение переживаний и психических состояний, которые устанавливаются посредством интроспекции;

· Предмет психологии – изучение и описание различных эмоциональных состояний человека, как отражающих закономерности объективной реальности;

3 . Выберите определение субъекта научного психологического исследования:

· Субъект психологического исследования – человек;

· Субъект психологического исследования – человек и животные;

· Субъект психологического исследования – животные;

4. С точки зрения психологии человека от животного отличает наличие следующей особенности:

· Психики;

· Речи;

· Сознания;

· Индивидуальности;

5. Самое существенное свойство психики это:

· Эмоции;

· Индивидуальность;

· Отражение;

· Чувства;

6. Выберите правильный вариант ответа: бихевиоризм:

· опирался на схему «S-R»;

· превратил психологию в психологию без психики;

· ввел понятие научения;

· заложил идеи программированного обучения;

· все ответы верны;

· все ответы неверны.

7. Выберите правильный вариант ответа: психоанализ:

· опирался на практику лечения неврозов;

· сделал предметом рассмотрения бессознательные явления;

· ввел в психологию метод свободных ассоциаций;

· утверждал, что психическая жизнь человека подчинена дихотомии принципов удовольствия и реальности;

· все ответы верны;

· все ответы неверны.

8. Выберите правильный вариант ответа: Гештальтпсихология:

· сделала предметом психологии образы восприятия;

· определила гештальт как форму, структуру, целостную конфигурацию;

· ввела в психологию идею инсайта;

· определила гештальты как элементы сознания;

· все ответы верны;

· е) все ответы неверны.

9. Выберите правильный вариант ответа: Гуманистическая психология:

· ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека;

· сделала целью воспитания личностный рост;

· отводит главную роль индивидуальному опыту;

· опирается на учение богословов;

· все ответы верны;

· все ответы неверны.

10. Выберите правильный вариант ответа: Психология деятельности:

· сделала предметом исследования поведенческий акт;

· ввела понятие установки;

· сделала предметом рассмотрения деятельность как вид появления психической активности;

· занимается проблемами адаптации и социализации;

· все ответы верны;

· все ответы неверны.

11. Выберите правильный вариант ответа: Недостатком метода интервьюирования является:

· структурированность;

· гало-эффект;

· неструктурированность;

· все ответы верны;

· все ответы неверны.

12. Выберите правильный вариант ответа: К ситуативному тестированию относятся:

· анкетирование;

· опросники типа «карандаш-бумага»;

· проективные тесты;

· имитация реальных условий жизни;

· наблюдение;

· все ответы верны;

· все ответы неверны.

13. Выберите правильный вариант ответа: Надежность личностных опросников - это:

· близкие показатели для одного и того же человека;

· измерение тестом именно заявленного параметра;

· обоснование нужного числа опытов для достижения правильного результата;

· определение необходимого числа опытов;

· все ответы верны;

· все ответы неверны.

14. Выберите правильный вариант ответа: Валидность личностных опросников - это:

· близкие показатели для одного и того же человека;

· измерение тестом именно заявленного параметра;

· обоснование нужного числа опытов для достижения правильного результата;

· определение необходимого числа опытов;

· все ответы верны;

· все ответы неверны.

15. Выберите правильные варианты ответа: Психоаналитик:

· помогает преодолеть легкие психоэмоциональные нарушения с помощью психоанализа;

· занимается диагностикой и коррекцией неуспеваемости в школе;

· ставит медицинские диагнозы;

· может не знать психологической теории;

· все ответы верны;

· все ответы неверны.

16.Выберите правильные варианты ответа: Психиатр:

· помогает преодолеть легкие психоэмоциональные нарушения с помощью психоанализа; занимается диагностикой и коррекцией неуспеваемости в школе;

· ставит медицинские диагнозы;

· может не знать психологической теории;

· все ответы верны;

· все ответы неверны.

17. Выберите правильные варианты ответа: Клинический психолог:

· выполняет те же функции, что и психиатр;

· использует групповые формы работы;

· выполняет только психотерапевтические функции;

· может не знать психологической теории;

· все ответы верны;

· все ответы неверны.

18. Заполните пропуски в утверждениях:

· Древних мыслителей, рассматривавших вопросы души, условно можно разделить на два направления: одухотворявших мироздание - …………… и оживлявших - ……………..

· Во времена античности предметом психологического рассмотрения считали ……….

· Сознание стало предметом психологического рассмотрения в эпоху ……….

· Сегодня наиболее крупные течения психологии рассматривают в качестве ее предмета психику и …………

· В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию, которая занималась исследованием простейших структур осознаваемого внутреннего опыта, таким образом, было основано направление психологии, получившее название ……….

· В 1881 г. Уильям Джеймс в США начал исследовать различные функциональные состояния психики, которые позволили бы выработать различные формы поведения. Так было основано направление психологии, получившее название ………..

· Джон Уотсон утверждал, что психология должна рассматривать те явления, которые доступны наблюдению, и предложил отказаться от психики в качестве предмета психологического исследования. Это направление получило название ………..

· Зигмунд Фрейд утверждал, что предметом психологического исследования должно стать выявление неосознаваемых мотивов поведения человека. Таким образом было создано направление, получившее название ……….

· Курт Левин настаивал на неделимости психических явлений, утверждая, что предметом психологического рассмотрения должна стать психическая жизнь человека в комплексе – это направление получило название………….

· Абрахам Маслоу утверждал, что задачей развития личности является реализация творческого потенциала, к которой стремится, по его мнению, каждый человек, но достигают этого состояния, названного им самоактуализацией немногие, так как для этого необходимы определенные условия, это направление психологии было названо …………

· Выготский утверждал, что предметом психологического рассмотрения должна стать деятельность, так как, по его мнению, психику можно наблюдать только в процессе деятельности, эти явления взаимозависимы и невозможны друг без друга. Он принадлежал к направлению психологии, названному ……………..

19. Заполните пропуски в утверждениях:

· …. – это рецепторная область нейрона.

· Нервные импульсы распространяются по …. к ….

· Место взаимодействия двух нейронов это - ….

· Соматическая и автономная ветви являются частью …… нервной системы.

· Простейшая реакция организма на внешний раздражитель это - …..

· Парасимпатическая ветвь нервной системы наиболее активна …….

· Активность нейронов регулируют …..

· …… - это волокна. соединяющие полушария головного мозга

· Три основных отдела головного мозга это - ……. или …. и …… и …….

20. Выберите правильный вариант ответа из предложенных:

· Какой способ исследования головного мозга больше всего похож по способу действия на черепно-мозговую травму:

· электроэнцефалограмма;

· глубинная лезия;

· позитронно-эмиссионная томография;

21. Зрительная область расположена:

· в лобной доле головного мозга;

· в височной доле головного мозга;

· в теменной доле головного мозга;

· в затылочной доле головного мозга;

22. Область головного мозга, анализирующая речь, расположена :

· в лобной доле головного мозга;

· в височной доле головного мозга;

· в теменной доле головного мозга;

· в затылочной доле головного мозга;

23. Область головного мозга, отвечающая за навыки в написании, расположена :

· в лобной доле головного мозга;

· в височной доле головного мозга;

· в теменной доле головного мозга;

· в затылочной доле головного мозга;

24. Область головного мозга, отвечающая за слух, расположена :

· в лобной доле головного мозга;

· в височной доле головного мозга;

· в теменной доле головного мозга;

· в затылочной доле головного мозга;

25. Область головного мозга, отвечающая за навыки ориентации и видение в пространстве, расположена :

· в коре головного мозга;

· в правом полушарии головного мозга;

· в левом полушарии головного мозга;

· в мозолистом теле

26. Ответьте на следующий вопрос: Является ли восприятие суммой отдельных ощущений?

· Да;

· Нет;

· Восприятие больше чем ощущение;

· Восприятие меньше чем ощущение;

27.Можно ли сказать, что человек, часто проявляющий аффект, невоспитан?

· Да;

· Нет;

28. Заполните пропуски в утверждениях:

· Минимально необходимый уровень стимуляции сенсорного рецептора это ………

· Зависимость восприятия от психической жизни человека ………

· Особенности восприятия ………………

· Ошибочное восприятие …………

· Восприятие без ощущения ……………

· Слабовыраженное, но достаточно устойчивое эмоциональное состояние, причина которого часто неясна, это ……………

· Представления бывают …………… и ……………..

· Чувства отличаются от эмоций силой проявления и ……….

· Высшие чувства подразделяют на нравственные и ……

29. Заполните пропуски в утверждениях:

· Основные направления психологии личности это…….

· Автором психоанализа является……….

· Психологический детерминизм это ……….

· В психоанализе выделяют следующие уровни психики ………..

· Структура личности в психоанализе состоит из ………

· К. Юнг разрабатывал следующее направление в психологии …………

· По Юнгу структура личности включает ……………..

· Архетип это …………

· По Юнгу становление личности это ……………

· А. Адлер разрабатывал следующее направление в психологии ……….

· По Адлеру личность базируется на ………………….

· Автор теории базальной тревоги ………….

· В теории базальной тревоги выделяется основной мотив деятельности человека ……….

· Автор интерперсональной теории личности ……

· В интерперсональной теории личности выделяются два основных стремления человека ………….

· Автор теории отчуждения……..

· Теория отчуждения рассматривает дихотомию между побуждениями человека к ……………

· Автор теории идентичности…………

· Теории идентичности рассматривает восемь стадий развития личности и предлагает в качестве механизма смены стадий ……..

· В рамках бихевиоризма рассматривают следующие две задачи психологии ……………

· Автор оперантного бихевиоризма ………….

· Оперантный бихевиоризм предложил следующую образовательную технологию ……

· Автор когнитивного бихевиоризма ………….

· Когнитивный бихевиоризм ввел в известную формулу S-R промежуточную переменную, которая включала ………….

· Гуманистическое направление психологии личности включает теории …………….

· Самоактуализации личности по Маслоу это……….

· Конгруэнтность личности по Роджерсу это ……….

30. Заполните пропуски в утверждениях:

· Образцы поведения, ожидаемого от людей, занимающих различные социальные позиции в группе, в различных ситуациях общения это ………

· Социальные роли, независящие от желания человека, называют …………

· Социальные роли, которые человек берет на себя добровольно, называют ……….

· Характеристика группы, представляющая собой сеть ролей, коммуникационных путей и структуру власти в группе, это ……………

· Характеристика группы, определяющая степень взаимного притяжения членов группы или уровень обязательств члена группы по отношению к остальной части группы, это ………

· Уровень социальной власти или значения человека в группе это ……….

· Одна из основ добровольного объединения человека в группы, желание объединиться с другими людьми, это …………..

· Общение, при котором люди находятся в прямом контакте, это ………….

10. Критерии оценки студентов на зачете

Зачет проводится в форме устного собеседования. Оценку «зачтено» студент получает, если:

1) названы и раскрыты все основные понятия по данному вопросу, ответ достаточно полон по содержанию (1-4 уточняющих вопроса позволяют получить основную информацию) (41-50 баллов)

2) допускаются малосущественные фактические ошибки и неточности в ответе, но они исправляются студентом в ходе рассуждений и ответов на уточняющие вопросы (31-40 баллов)

3) студент воспроизводит основные положения и понятия, поставленного вопроса, но значительно нарушается логика рассуждений и объяснений (21-30 баллов)

11. Примерные вопросы к зачету и РКМ

Вопросы к 1-ой контрольной работе (примерный вариант)

1. Предмет, задачи и методы психологии.

2. Проблема психического.

3. Головной мозг и нервная система человека.

4. Особенность эксперимента в психологии.

Вопросы к 2-ой контрольной работе (примерный вариант)

1. Предмет, задачи и методы педагогики.

2. История развития представлений об образовании и воспитании.

3. Основные категории педагогики.

Вопросы к зачету по курсу “Психология и педагогика”

(примерный вариант)

1. Предмет и задачи психологии.

2. Основные исторические этапы развития представлений о предмете психологии.

3. Методы исследования в психологии.

4. Предмет педагогики. Цели образования и воспитания.

5. Общие принципы дидактики

6. Выдающиеся педагоги и педагогические школы в истории и современности.

7. Сознание человека. Сознание и бессознательное.

8. Ощущения, их происхождение и виды.

9. Природа восприятия. Основные свойства восприятия.

10.Общее представление о памяти. Виды памяти и их особенности.

11.Определение воображения. Связь воображения с мышлением. Виды воображения.

12.Мышление, его виды. Соотношение мышления и речи.

13.Общее представление о личности. Человек, индивид, индивидуальность, личность: соотношение объема и содержания данных понятий.

14.Стадии развития личности, их характеристика.

15.Направленность личности: потребности, мотивы, мировоззрение и убеждения.

16.Темперамент, его свойства и виды.

17.Характер человека, его структура, формирование. Характер и темперамент.

18.Природа человеческих способностей и условия их развития. Задатки и способности. Классификация и структура способностей.

19.Определение общения. Виды и структура общения. Роль общения в психическом развитии человека.

20.Понятия малой группы и коллектива. Социально-психологические характеристики внутригрупповых процессов.

21.Интеллект. Особенности творческого мышления.

22.Психика человека в экстремальных ситуациях.

23.Самоконтроль и саморегуляция.

24.“Социальные роли”. Конформизм и нонконформизм.

25.Руководитель и лидер. Типы лидеров.

26.Особенности массового сознания

27. Предмет, цели и задачи педагогики.

28. Способы педагогического воздействия на личность.

29. Основные понятия педагогики.

30. Понятие и виды педагогических технологий.

31. Основы педагогического общения.

32. Понятие педагогической этики.

33. Понятие педагогического конфликта.

34. Стратегии конфликтного поведения.


Издание учебное

к.п.н., доц. Юркина Лера Валерьевна

Методические рекомендации по дисциплине «Психология и педагогика»

Учебно-методическое пособие

Подписано в печать Формат 60х84.16

Бумага писчая. Отпечатано на ризографе. Уч. изд. листов 1,4

Лицензия на деятельность ИД № 03507 от 15.12.2000

Московская государственная академия тонкой химической технологии

им. М.В. Ломоносова

Издательско-полиграфический центр

119571 Москва, пр. Вернадского,86.