Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по содержанию и организации деятельности предметной комиссии по химии - реферат

Методические рекомендации

по содержанию и организации деятельности

предметной комиссии по химии

региональной экзаменационной комиссии

Саратовской области

Государственная (итоговая) аттестация

выпускников IX классов

общеобразовательных учреждений

(в новой форме)

Методист кафедры

естественнонаучного образования

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» Карасева Татьяна Вячеславовна

Саратов

2010
Введение.

Основной целью организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся (в новой форме) является проведение открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений обучающихся за курс основной школы, результаты которой будут непосредственно учитываться при формировании профильных классов старшей школы и групп на III ступени общего образования, при зачислении в областные учреждения начального и среднего профессионального образования.

В целях проверки и оценивания экзаменационных работ обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы основного общего образования министерством образования Саратовской области создаются предметные комиссии региональной экзаменационной комиссий (далее - Комиссия).

Формирование предметной комиссии. Состав и структура Комиссии.

Комиссия создается министерством образования Саратовской области. Комиссии создаются по каждому общеобразовательному предмету, по которому в Саратовской области проводится государственная (итоговая) аттестация обучающихся. При ее формировании учитываются предложения органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, учреждений профессионального образования, ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Министерство образования Саратовской области утверждает:

· персональный состав Комиссии на основании решений региональной экзаменационных комиссий (далее – РЭК);

· сроки работы Комиссии;

· численный состав Комиссии (определяется, исходя из числа участников государственной (итоговой) аттестации, с учетом сроков и нормативов проверки экзаменационных работ).

В состав Комиссии входят:

· председатель;

· заместитель председателя;

· члены Комиссии (эксперты).

В состав Комиссии включаются преподаватели учреждений профессионального образования и дополнительного образования взрослых по профилю работы Комиссии, методисты, педагогические работники общеобразовательных учреждений.

Все члены Комиссии должны пройти подготовку по проверке и оцениванию работ обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы основного общего образования для обучения приемам работы с системой оценивания экзаменационной работы. Члены Комиссии должны ознакомиться с общими подходами к проверке и оценке экзаменационных работ. Это позволит обеспечить соблюдение процедуры проверки экзаменационных работ обучающихся и повысить надежность результатов.

Цели и задачи Комиссии

Комиссия создается министерством образования Саратовской области с целью проверки и оценивания экзаменационных работ обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы основного общего образования.

Комиссия выполняет следующие задачи:

· обеспечивает независимый порядок проверки и оценивания заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ участников государственной (итоговой) аттестации;

· проводит анализ типичных ошибок и затруднений, возникающих у обучающихся в ходе выполнения экзаменационных работ;

· разрабатывает меры по совершенствованию подготовки обучающихся по предмету.

В своей работе Комиссия руководствуется:

· законодательством Российской Федерации;

· нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки РФ и Рособрнадзора по вопросам организации государственной (итоговой) аттестации обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы основного образования (далее – государственная (итоговая) аттестация;

· положениями о государственной и региональной экзаменационных комиссиях;

· решениями государственной и региональной экзаменационных комиссий;

· положениями о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации на территории Саратовской области;

· другими распорядительными актами и инструктивными документами министерства образования Саратовской области по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации;

· положениями о конфликтной комиссии Саратовской области, муниципальной (окружной) конфликтной комиссии;

· положением о предметных комиссиях государственной и региональной экзаменационных комиссий.

Полномочия и функции Комиссии

На членов Комиссии возлагается ответственность за объективность и независимость проверки заданий с развернутым ответом .

Функции Комиссии:

· осуществляет проверку экзаменационных работ обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы основного общего образования и в соответствии с рекомендациями, инструкциями Рособранадзора;

· составляет протокол результатов проверки экзаменационных работ;

· составляет и направляет в РЭК аналитический отчет о результатах работы Комиссии, анализ типичных ошибок и затруднений обучающихся при выполнении экзаменационных работ.

Комиссия вправе:

· готовить и передавать РЭК предложения по содержанию и структуре экзаменационных заданий, требованиям и критериям оценивания ответов для направления в Рособрнадзор;

· готовить рекомендации по совершенствованию методики подготовки обучающихся по химии за курс основной школы для направления в муниципальные методические службы Саратовской области;

· сообщать в РЭК об обнаружении в экзаменационных работах некорректных заданий.

Права, обязанности и ответственность всех участников Комиссии

Комиссию возглавляет председатель. Председатель организует работу Комиссии и несет ответственность за своевременную и объективную проверку работ обучающихся.

Председатель Комиссии подчиняется председателю и заместителю председателя РЭК.

Председатель Комиссии обязан:

· выполнять возложенные на него функции в соответствии с Положением;

· соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов, инструкций, решений РЭК;

· проводить инструктаж членов Комиссии по порядку проведения проверки и оценивания экзаменационных работ;

· обеспечивать своевременную проверку экзаменационных работ;

· обеспечивать режим хранения и информационной безопасности при проверке экзаменационных работ, передача протоколов результатов проверки в региональный центр оценки качества образования (далее – РЦОКО);

· информировать руководство РЭК о ходе проверки экзаменационных работ;

· информировать руководство РЭК об обнаружении некорректных заданий в экзаменационных работах;

· подготавливать с членами Комиссии аналитический отчет о результатах работы, классификации типичных ошибок и затруднений, возникших у обучающихся в ходе выполнения экзаменационных заданий.

Председатель Комиссии вправе:

· давать указания членам Комиссии в рамках своих полномочий;

· отстранять от проверки экзаменационных работ по согласованию с РЭК членов Комиссии;

· принимать по согласованию с руководством РЭК решения по организации работы Комиссии в случае возникновения форс-мажорных ситуаций и иных непредвиденных обстоятельств, препятствующих продолжению работы.

Заместитель председателя Комиссии подчиняется председателю предметной комиссии, в отсутствии председателя Комиссии выполняет его обязанности.

Заместитель председателя предметных комиссий осуществляет:

· информирование членов комиссии о режиме работы;

· регистрацию членов комиссии перед началом проверки экзаменационных работ;

· распределение экспертов по аудиториям согласно спискам;

· получение экзаменационных материалов из РЦОКО;

· передачу экзаменационных материалов экспертам;

· консультирование членов Комиссии;

· замену экспертов в случае болезни;

· контроль режима работы и оформления экспертами протоколов проверки;

· выборочную перепроверку экзаменационных работ;

· передачу проверенных работ и экзаменационных материалов в РЦОКО;

· подготовку материалов к заседанию конфликтной комиссии;

· подготовку подробного аналитического отчета.

Член Комиссии обязан:

· объективно проверять работы обучающимися;

· оценивать их, придерживаясь установленных критериев оценивания выполнения экзаменационных заданий в соответствии с требованиями рекомендаций и инструкций организации –разработчика и Рособрнадзора;

· профессионально и добросовестно выполнять возложенные на него функции, соблюдать этические и моральные нормы;

· соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ;

· информировать председателя Комиссии о проблемах, возникающих при проверке;

· незамедлительно информировать руководство РЭК в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности Комиссии.

Член Комиссии вправе:

· получать разъяснения по вопросам, касающимся процедуры проверки заданий с развернутым ответом, применения (использования) критериев оценивания экзаменационных работ, а также другие необходимые для работы материалы и документы,

· обсуждать с председателем Комиссии процедурные вопросы проверки экзаменационных работ;

· требовать организации необходимых условий труда, согласовывать с председателем Комиссии план-график работ;

· принимать участие в обсуждении аналитического отчета о работе Комиссии, типичных ошибок и затруднений, возникших у обучающихся в ходе выполнения экзаменационных заданий, вносить свои предложения.

Член Комиссии может быть исключен из её состава в следующих случаях:

· предоставления о себе недостоверных сведений;

· утери подотчетных документов;

· невыполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей;

· возникновения конфликта интересов (наличие близких родственников, которые участвуют в государственной (итоговой) аттестации в текущем году).

Решение об исключении члена предметной комиссии из её состава принимается РЭК на основании аргументированного представления председателя Комиссии.

В случае нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, злоупотреблений установленными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, члены Комиссии несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Организация работы Комиссии

Комиссия размещается в специально выделенных и оборудованных помещениях, позволяющих ограничить доступ посторонних лиц и обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации.

Срок работы Комиссии составляет не более 3-х дней со дня проведения экзамена. Даты проведения экзамена устанавливает министерство образования науки РФ.

Организационно - технологическое сопровождение проверки экзаменационных работ обеспечивает РЦОКО.

Контроль работы Комиссии осуществляют уполномоченные представители РЭК.

Комиссия оформляет и передает в РЭК:

· аналитический отчет о результатах работы Комиссии,

· анализ типичных ошибок, затруднений обучающихся;

· рекомендации о мерах по совершенствованию преподавания химии на следующий учебный год.

Комиссия оформляет и передает в РЦОКО протоколы результатов проверки работ обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы общего образования.

Общие подходы к оценке выполнения заданий с развернутым ответом

В ходе проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) используются единые по структуре и содержанию контрольные измерительные материалы – варианты экзаменационной работы.

Объективность оценивания уровня подготовки выпускников основной школы по химии обеспечивается в значительной мере включением в вариант заданий с развернутым ответом. Эти задания, прежде всего, ориентированы на выявление выпускников основной школы, имеющих прочные знания по химии и умеющих применить их в новой ситуации. Данным обстоятельством обусловлены определенная особенность содержания этих заданий и высокий уровень их сложности.

Проверка выполнения таких заданий может быть осуществлена путем независимой экспертизы и на основе системы оценивания, позволяющей свести до минимума расхождения во мнениях экспертов при оценке выполнения одной и той же работы.

Создание такой системы оценивания заданий с развернутым ответом в рамках новой формы аттестации учащихся предполагает:

· определение основных требований к заданиям данного типа;

· выявление типологии основных элементов содержания и учебной деятельности, проверяемых этими заданиями;

· определение критериев и шкал для оценки выполнения заданий данного типа;

· разработку методики подготовки экспертов для проверки выполнения заданий открытого типа.

В каждый экзаменационный вариант 2011 года включается 3 задания с развернутым ответом, которые могут быть максимально оценены 4 и 3 баллами. Их обозначение в экзаменационной работе С1, С2 и С3.

Задания с развернутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания:

· способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений,

· реакции ионного обмена,

· взаимосвязь веществ различных классов,

· количество вещества,

· молярный объем и молярная масса вещества,

· массовая доля растворенного вещества.

Выполнение заданий этого вида предполагает наличие у учащихся комплексных умений:

· объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением; взаимосвязь неорганических веществ;

· проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.

Всего в работе три задания с развернутым ответом.

При выполнении первого задания необходимо составить уравнения реакций, отражающих взаимосвязь между веществами, принадлежащими к различным классам (группам) неорганических веществ, записать сокращенное ионное уравнение одной из реакций.

Второе задание представляет собою комбинированную задачу, в основе которой два типа расчетов: вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Третье задание предусматривает проверку умения учащихся составлять уравнение реакции по описанию процессов, происходящих с веществами, по признакам протекания химических реакций.

При оценивании каждого из трех заданий Части 3 эксперт выявляет в ответе учащегося элементы, каждый из которых оценивается 1 баллом. Таким образом, максимальная оценка за верно выполненное задание С1 составляет 4 балла, а за задания С2 и С3 – по 3 балла.

Проверка заданий Части 3 осуществляется на основе сравнения ответа выпускника с поэлементным анализом приведенного образца ответа.

Задания с развернутым ответом могут быть выполнены учащимися разными способами. Поэтому ответы, приведенные в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов. Это относится, прежде всего, к способам решения расчетных задач.

Полученные учащимся баллы за выполнение всех заданий суммируются.

Таким образом, за выполнение заданий третьей части экзаменуемый максимально набирает 10 баллов , что составляет 30,3% от максимального числа баллов за всю работу.

Итоговая оценка выпускника основной школы определяется по 5-балльной шкале.

Для унификации подходов к оцениванию заданий данного типа были разработаны критерии оценивания, предусматривающие начисление одного балла за каждый верно выполненный элемент ответа.

Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутым ответом) осуществляют члены предметной комиссии, прошедшие специальную подготовку.

Для осуществления проверки заданий части С членам Комиссии необходимо познакомиться с рекомендациями ФИПИ по оцениванию экзаменационной работы по химии и критериями оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, опубликованных в Демо-2011 года.

Заданий С1

Дана схема превращений:

Cu → Cu(NO3 )2 → X → CuO

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакции.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

1) Cu + 4HNO3 = Cu(NO3 )2 + 2NO2 + 2H2 O

2) Cu(NO3 )2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaNO3

3) Cu(OH)2 = CuO + H2 O

4) Составлено сокращенное ионное уравнение для второго превращения:

2OH- + Cu2+ = Cu(OH)2

Критерии оценивания

Баллы

Ответ правильный и полный, включает все названные элементы

4

Правильно записаны три уравнения реакций

3

Правильно записаны два уравнения реакций

2

Правильно записано одно уравнение реакций

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

4

Задание С2

После пропускания через раствор гидроксида калия 1,12 л углекислого газа

(н.у.) получили 138 г раствора карбоната калия. Вычислите массовую долю

соли в полученном растворе.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

1) Составлено уравнение реакции:

СО2 + 2КOH = К2 CO3 + H2 O

2) Рассчитано количество вещества карбоната калия, полученного в результате реакции:

n (СО2 ) = V (СО2 )/ Vm = 1,12 : 22,4 = 0,05 моль

по уравнению реакции n(К2 СО3 ) = n(СО2 ) = 0,05 моль

3) Определена массовая доля карбоната натрия в растворе:

m (К2 СО3 ) = n (К2 СО3 ) · M(К2 СО3 ) = 0,05 · 138 = 6,9 г

ω (К2 СО3 )= m (К2 СО3 ) · 100 : m (р-ра К2 СО3 ) = 6,9 · 100:138 = 5%

Критерии оценивания

Баллы

Ответ правильный и полный, включает все названные элементы

3

Правильно записаны два элемента из названных выше

2

Правильно записан один из названных выше элементов (первый или второй)

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

3

Задание С3

На занятиях химического кружка учащиеся исследовали кристаллическое вещество белого цвета.

В результате добавления к нему гидроксида калия выделился газ с резким специфическим запахом, при горении которого на воздухе образуется азот.

После растворения исследуемого вещества в воде и приливания к нему раствора нитрата серебра образовался осадок белого цвета, не растворимый в

кислотах.

Запишите 3 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в

процессе распознавания неизвестного вещества.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Составлены уравнения реакций, проведенных учащимися в процессе

исследования неизвестного вещества:

1) NH4 Cl + КOH = КCl + NH3 + H2 O

2) 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2 O

3) NH4 Cl + AgNO3 = AgCl + NH4 NO3

Критерии оценивания

Баллы

Ответ правильный и полный, включает все названные элементы

3

Правильно записаны два уравнения реакций

2

Правильно записаны одно уравнение реакций

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

3

После утверждения директором Федерального института педагогических измерений демонстрационной версии, специалистами Федерального института педагогических измерений будут подготовлены федеральные методические рекомендации для организации подготовки экспертов территориальных предметных комиссий, подкомиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом в 2011 году.

Проверка заданий с развернутым ответом (заданий части С)

Проверка экзаменационных работ обучающихся по химии осуществляется на основе системы оценивания. Экспертам необходимо обратить внимание на наличие в системах оценивания указаний о возможности иного верного решения, ответа экзаменуемого. Если ответ экзаменуемого отличается от варианта, предложенного в рекомендациях по оцениванию, эксперт должен оценить, понял ли экзаменуемый суть задания или поставленного вопроса и в какой степени продемонстрировал свою способность выполнить данное задание или ответить на данный вопрос.

При проверке и оценке экзаменационных работ эксперт не учитывает особенности почерка и наличие грамматических ошибок в работах экзаменуемых, если они не искажают сути ответа.

Эксперты должны заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания заданий;

Эксперты, не прошедшие инструктаж, до проверки ответов на задания с развернутым ответом не допускаются .

Общая численность экспертов по химии – 60 человек.

Работа экспертов по проверке экзаменационных работ организуется посменно в дни, установленные графиком работы Комиссии, утвержденным министерством образования Саратовской области.

Во время работы по указанию председателя Комиссии (заместителя председателя) эксперты занимают рабочие места в предоставленных аудиториях.

Во время работы экспертам запрещается:

· пользоваться мобильными телефонами или иными средствами связи, фото и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, КПК и другими);

· без уважительной причины покидать аудиторию;

· переговариваться.

Если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратится к председателю Комиссии (заместителю председателя), которые решают их рамках своей компетенции.

Эксперт получает индивидуальный комплект экзаменационных материалов с протоколом проверки у заместителя председателя Комиссии.

При проверки ответов на задания части С, эксперт руководствуется следующими правилами:

· проверка экзаменационной работы проводится «красной ручкой»;

· правильное выполнение каждого элемента задания экзаменуемым оценивается одним баллом;

· баллы проставляются с правой стороны от выполненного задания – «1б»;

· баллы, полученные за все элементы одного задания, суммируются и записываются под выполненным заданием;

· напротив неверно выполненного элемента задания ставится – «0б»;

· если экзаменуемый не приступал к выполнению задания, элемента задания, то ставится символ – «N»

· после проверки всех заданий части С экзаменационной работы, баллы полученные за каждое задание, суммируются;

· если при проверке экзаменационной работы экспертом была допущена ошибка, то необходимо более жирно написать верные баллы поверх ошибочно записанных и рядом поставить подпись эксперта.

По окончанию работы эксперт заполняет протокол. При заполнении протокола эксперт должен вписать шифры экзаменационных работ и баллы, поставленные за каждую экзаменационную работу. В конце протокола ставиться подпись эксперта. Проверенные экзаменационные работы с протоколами проверки эксперт сдает заместителю председателя Комиссии.

Заместитель председателя Комиссии получает в РЦОКО экзаменационные материалы для проверки. Прием и передача регистрируется в специальном журнале.

По окончании смены заместитель председателя Комиссии предоставляют начальнику смены РЦОКО экзаменационные материалы, в том числе проверенные работы обучающихся и протоколы проверки.

С целью контроля за объективностью проверки экспертами работ обучающихся IX классов заместителем председателя Комиссии осуществляет выборочную повторную проверку экзаменационных работ за рабочую смену. По итогам выборочных повторных проверок заместитель председателя Комиссии составляет протокол повторных проверок. В случае изменения оценки эксперта, в протоколы проверки вносится новая отметка. Заместитель председателя Комиссии знакомит эксперта с результатами повторной проверки.