Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по проведению 1 (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии Аксенова И. В., к п. н зав каф - реферат

Методические рекомендации

по проведению 1 (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии

Аксенова И.В., к.п.н. зав.каф.

естественно-научных

и математических дисциплин ОАУ ДПО ЛИРО

Настоящие методические рекомендации по организации школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии подготовлены кафедрой естественно – математических дисциплин в соответствии с решением Ученого Совета ЛИРО от 06.05.2010 г. и действующим Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 2 декабря 2009 г. №695.

Основными целями и задачами школьной олимпиады по химии являются: выявление обучающихся с повышенным интересом к изучению предмета, углубление и развитие этого интереса в соревновательной обстановке, поощрение интереса и глубины знаний, определение соответствия знаний лучших учеников требованиям государственных общеобразовательных стандартов, требованиям ВУЗов, подготовка выпускников в выборе будущей профессии. Организаторами Олимпиады на школьном этапе являются образовательные организации.

Школьный этап олимпиады проводится организатором указанного этапа олимпиады ежегодно с 1 октября по 15 ноября . Школьный этап олимпиады проводит образовательное учреждение по четырем возрастным параллелям (8-11 классы) по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с учетом методических рекомендаций центральной методической комиссии по химии. Задания могут быть авторскими или выбраны из литературных источников. Ссылка на литературный источник обязательна. Несмотря на то, что Положение регламентирует проведение школьного этапа в октябре, целесообразно проводить школьный этап олимпиады для 8-х классов в марте-апреле , когда у них будут сформированы основные понятия химии.

Как и у любого мероприятия, школьный этап олимпиады имеет несколько организационных стадий, каждая из которых важна.

В первую очередь, это подготовительная стадия . Она обязательно включает нормативное сопровождение мероприятия; информационное обеспечение олимпиады; подготовку задач с решениями и системой оценивания (содержательной компоненты олимпиады); подготовку материально-технической базы олимпиады. Важным на этой стадии является обеспечение эффективного взаимодействия всех участников подготовки и проведения того или иного этапа олимпиады.

После тщательной подготовки наступает основная стадия проведения олимпиады. Организаторы олимпиадных мероприятий четко и слаженно работают по подготовленному заранее плану, в который входит проведение туров, проверка и показ работ, реализация культурной программы, организация питания, проживания и других больших и малых дел, которые остаются скрыты для глаз большинства участников олимпиады.

После подведения итогов и торжественного награждения победителей олимпиада не заканчивается, а переходит в заключительную стадию . Готовятся отчеты, анализируются результаты, делаются выводы о комплектах задач и т.д. Причем эта стадия логично переходит в подготовительную стадию следующего этапа олимпиад.

Только принцип добровольности может привлечь учащихся к осмысленной и плодотворной работе в период подготовки к олимпиаде. Этому также способствует создание выставки учебной и научно-популярной литературы по химии, ежегодно пополняющейся картотеки с подборкой химических задач предыдущих лет. Если в школе нет дополнительных занятий по химии, то необходимо провести 1-2 занятия для тех, кто собирается участвовать в олимпиаде, ознакомить школьников с целями олимпиады, регламентом ее проведения, с примерами заданий.

Информационная поддержка школьного этапа олимпиады заключается в широком оповещении через интернет (при наличии у школы собственного интернет-сайта), внутришкольных СМИ.

Очному туру может предшествовать проведение заочной олимпиады для 9 и 10 классов. На стенде (на школьном сайте) вывешиваются задания, и указывается срок, до которого учащиеся могут подать свои решения. На очный тур в первую очередь приглашаются ребята, показавшие хорошие результаты при выполнении заданий заочного тура. Информация о приведении очного тура вывешивается на школьных стендах, передается по школьному радио, а также, если у школы есть свой сайт, то и в Интернете.

Преимущества проведения заочного тура заключается в:

1. стимулировании учащихся к самостоятельной работе, чтению популярной литературы, дает возможность выти за рамки учебника, расширению кругозора учащихся;

2. возможности решать задания в удобное время и в менее жесткие, нежели на очном туре, временные рамки.

3. расширении разнообразия форм организации деятельности учащихся – доклад, реферат, конструирование моделей, проведение экспериментов.

Причем число заданий на заочном этапе должно быть достаточно большим (можно более пяти ), задания разнообразными по содержанию, типу. Одни задачи должны быть довольно простыми, не выходящими за рамки изученного материала. Это могут быть задания из контрольных или самостоятельных работ в школе или подобные им, но они должны охватывать весь материал по этому предмету, освоенный школьниками к моменту олимпиады, то есть быть комбинированными и, желательно, иметь межпредметные связи. Уровень сложности и трудности заданий школьного этапа должен быть доступы для большинства школьников, но по своей форме они должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны предполагаться приемы решений, которые не являются стандартными. Задания школьного этапа должны носить в большей степени занимательный характер. Решение таких задач стимулирует у учащихся целеустремленность, волю к победе и, что самое главное, интерес к химии.

Задания для проведения школьной олимпиады можно условно разделить на несколько групп.

1. Задачи и вопросы общего характера: описание, предсказание, объяснение свойств веществ или особенностей течения различных химических реакций.

2. Качественный анализ вещества.

3. Синтез и разделение смесей вещества.

4. Расчеты по уравнениям реакций. Растворы и их классификация. Химическое равновесие.

5. Количественный анализ смесей.

6. Установление формул и строения вещества.

Кроме выше перечисленных групп задач на школьный этап всероссийской олимпиады по химии можно предложить задачи на :

1. приготовление растворов с заданной концентрацией (w, c);

2. растворимость;

3. "цепочки" превращений по неорганике (9 класс), органике (10 класс) и комбинированная (11 класс);

4. расчеты по уравнениям химических реакций (с использованием понятий "выход продукта", "массовая доля примесей", "избыток и недостаток");

5. задачи по физической химии (элементарные термохимические расчеты).

Школьный этап очной олимпиады обычно проводится после уроков, во время факультативных занятий или в воскресение.

На теоретический тур отводится не более 4 астрономических часов .

Центральная методическая комиссия настоятельно рекомендует проводить экспериментальный тур (не более 2-х часов). Если это невозможно, то в комплект включается задача, требующая мысленного эксперимента.

После окончания тура работы собираются, проводится их шифрование, затем жюри, в состав которого входят учителя химии данной школы проверяют олимпиадные работы. Очень важно иметь единые подходы к проверке заданий (один член жюри проверяет только одну задачу во всех работах) и отбора победителей.

Определение победителей и призеров школьного этапа проводится по результатам выполнения работ, сведенных в ранжированные по мере убывания набранных участниками баллов итоговые таблицы по каждой параллели участников. После составления итоговой таблицы, Жюри олимпиады формирует списки школьников, отобранных на второй (муниципальный) этап согласно квотам, утвержденным Рособразованием.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов олимпиады в торжественной обстановке. Победители отмечаются в приказе директора школы и могут быть награждены грамотами (обязательно) и подарками (по мере возможности). О достижениях лучших химиков сообщается в школьных газетах, по школьному радио, на сайте образовательного учреждения.

С целью повышения эффективности школьного тура по окончании олимпиады целесообразно вывесить в школе подробные решения задач с анализом допущенных ошибок и неточностей.

Местный оргкомитет подводит итоги, анализирует положительные и отрицательные стороны проведения Первого этапа олимпиады и, на основании этого, готовит отчет, который передает в местные органы управления образованием.

Отчету прилагаются:

· Списки команд, отобранных на муниципальный этап по утвержденной Рособразованием форме.

· Сводные ведомости результатов олимпиады по каждому классу.

· Условия, решения и система оценивания задач, по которым проводился школьный этап.

· Аналитический отчет о результатах 1 (школьного) этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету с указанием общего числа участников по каждому классу, число выполненных работ более 50%, от 30% до 50%, число не выполненных работ, а также типичных ошибок и причин затруднения в выполнении конкретных заданий.

Рекомендации по оцениванию заданий различных типов школьной олимпиады по химии следующие:

1. В каждом задании баллы выставляются за каждый элемент (шаг) решения.

2. Балл должен быть целым положительным числом.

3. Баллы за правильно выполненные элементы решения суммируются.

4. Шаги, требующие формальных знаний, тривиальных расчетов, оцениваются ниже, чем те, в которых показано умение логически рассуждать, творчески мыслить, проявлять интуицию.

5. Каждое задание оценивается одинаковым максимальным числом баллов (как простые (утешительные), так и сложные (дифференцирующие)). Только в этом случае все школьники получат удовлетворение от выполненной работы, даже если они не оказались в числе призеров, не потеряют интерес к решению задач и к изучению предмета. Таким образом, будет выполнена одна из основных целей олимпиады – создание и закрепление интереса к предмету.

6. Оценивается правильный результат решения при любом разумном пути к ответу.

Ниже приведены примеры задач для школьного этапа олимпиады по химии (заочный и очный этапы). Ориентируясь на них, методическая комиссия может составить подходящий для конкретного случая комплект заданий, исходя из пройденного учебного материала на момент проведения олимпиады.

Примеры заданий для проведения школьной олимпиады по химии (заочный тур)

9 класс.

1. Напишите уравнения реакций следующих превращений:

Zn → ZnS → H2 S → S → SO2 → SO3 → H2 SO4 → BaSO4

Укажите условия проведения реакций; одну из реакций рассмотрите как окислительно-восстановительную.

5 баллов.

2. При охлаждении 300 мл насыщенного раствора с массовой долей 0,25 и плотностью 1,25 г/мл из него выпало 50 г соли. Найдите массовую долю полученного раствора.

5 баллов.

3. Сколько граммов цинка должно реагировать с избытком раствора соляной кислоты, чтобы выделившейся водород восстановил 4 грамма оксида меди (II) до металлической меди. Считать, что для восстановления последней реакции необходим двукратный избыток кислорода.

5 баллов.

4. Мыслительный эксперимент:

Известно, что в четырех пробирках находятся растворы азотной кислоты, карбоната калия, нитрата серебра и хлорида бария. Как, не используя других реагентов, определить содержимое каждой пробирки? Составьте план эксперимента и напишите уравнения реакций.

5 баллов.

10 класс.

1.Осуществите цепочку превращений, укажите условия реакций:

C → CaC2 → C2 H2 → C6 H6 → C6 H5 – CH3 → C6 H5 COOH

5 баллов.

2. Окислением прпанола-1 массой 7,2 г получили пропановую кмслоту, на нейтрализацию которой затратили раствор гидроксида натрия объёмом 16,4 мл с массовой долей 20% и плотностью 1,22 г/мл. Определите выход кислоты.

5 баллов.

3. Из природного газа объёмом 11 л (н.у.) получили 11г хлорметана. Определите объёмную долю метана в природном газе, если выход составил 50%?

5 баллов.

5. Мыслительный эксперимент.

Вещество «А» представляет собой бесцветную жидкость со своеобразным запахом. При нагревании его в присутствии концентрированной серной кислоты образуется газ «В» легче воздуха. Взаимодействуя с бромоводородом образует тяжелую жидкость «С». Назовите формулы «А», «В», «С». Напишите уравнения реакций.

5 баллов.

Примеры заданий для проведения школьной олимпиады по химии (очный тур)

9 класс.

1. Составьте уравнения реакций в соответствии со схемой:

A → B → C

Fe2 O3 H2 O


D → E

Реакция 1 – реакция замещения;

2 - соединения;

3, 5, 6 – обмена;

4, 7 – разложения.

Для окислительно-восстановительной реакции составьте электронный баланс; укажите окислитель и восстановитель.

5 баллов.

2. Какую массу кристаллогидрата Na2 SO4 ∙ 10H2 O и воды надо взять для приготовления 2л 15% раствора сульфата натрия с плотностью 1,14г/мл. 5 баллов.

3. В каком количестве серной кислоты содержится столько же атомов кислорода, сколько их содержится в 6,72 л озона (н.у.).

5 баллов.

4. Смесь меди, алюминия и железа обработали концентрированной серной кислотой, при этом выделилось 6,72 л газа (н.у.). нерастворимый осадок массой 11 г обработали соляной кислотой, при этом выделилось 8,96 л газа. Каковы массы металлов в смеси?

5 баллов.

5. Мыслительный эксперимент.

Простое газообразное вещество «А» желто-зелёного цвета с резким запахом реагирует с серебристо-белым металлом «В» плотность которого меньше плотности воды. В результате реакции образуется вещество «С», окрашивающее пламя горелки в фиолетовый цвет. При действии на твёрдое вещество «С» концентрированной серной кислоты выделяется бесцветный газ, хорошо растворимый в воде. Что из себя представляют вещества «А», «В», «С»? Напишите уравнения всех упомянутых в задании реакций.

5 баллов.

10 класс.

1.Осуществите цепочку превращений, укажите условия реакций:

SiO2 + C Ca HCl

Ca3 (PO4 )2 “A” “B” “C”

Ca3 (PO4 )2 O2

“E” “D”

5 баллов .

2. Массовая доля угарного газа в его смеси с углекислым газом 40,54%. Найдите объёмную долю СО в этой смеси.

5 баллов.

3. Какие вещества образуются при реакции 64 г брома с 16,2 г бутадиена?

5 баллов.

4. Смесь этана, пропилена и ацетилена с относительной плотностью по водороду равной 17,5 пропустили через раствор брома. Объём смеси

224 мл необходим и достаточен для обесцвечивания 16 г брома. Определите состав смеси в % по объёму.

5 баллов.

5. Мыслительный эксперимент.

В трёх пробирках находятся водные растворы: метанола, муравьиной кислоты и формальдегида. Опишите, как, основываясь на различии в физических и химических свойствах, можно определить, где какой раствор находится. Приведите соответствующие уравнения реакций.

5 баллов.

11 класс.

1. Закончите составление уравнений и расставьте коэффициенты электронным или электронно-ионным способом (5 баллов):

А) FeSO4 + KMnO4 + H2 SO4

Б) C6 H5 CH3 + KMnO4 + H2 O →

2. Напишите уравнения реакций, соответствующие следующей схеме:

H2 O H2 O [Ag(NH3 )2 ]OH HCl C2 H5 OH

СaC2 A B C D E

Hg2+ H+

5 баллов.

3. При нагревании 28,44 г перманганата калия образовалось 27,16 г твёрдой смеси. Какой максимальный объём хлора (н.у.) можно получить при действии на полученную смесь 36,5% соляной кислоты плотностью 1,18 г/мл при нагревании? Какой объём кислоты при этом израсходован?

5 баллов.

4. Уксусная кислота содержит примеси уксусного альдегида и этанола. Образец кислоты обработали избытком аммиачного раствора оксида серебра и получили осадок массой 13,5 г. на нейтрализацию такого же образца кислоты израсходовали26,65 мл раствора с массовой долей гидроксида натрия 30% и плотностью 1,3 г/мл. вычислите массовые доли примесей в данном образце кислоты.

5 баллов.

5. Фосфин, полученный гидролизом 728 г фосфида кальция, сожгли в избытке кислорода, полученный оксид фосфора (V) растворили в 100 мл раствора с массовой долей гидроксида калия 34% и плотностью 1,32 г/cм3 . Определите состав образовавшейся соли и её массовую долю в растворе.

5 баллов.