Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по разработке программ прохождения практики студентами - реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

УЧЕБНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ

ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТАМИ

г. Самара 2009

Методические рекомендации подготовлены

руководителем практики ___________

Рецензенты:

___________

___________

___________

___________

Методические рекомендации определяют единые требования и подходы в __________ государственном университете к составлению программ прохождения всех видов практики и адресованы руководителям практик от факультетов и кафедр.

ВВЕДЕНИЕ

Высокие требования, предъявляемые условиями рынка труда и современным высокотехнологичным производством к качеству рабочей силы, высокие темпы обновления информации, техники и технологий, форм организации труда, подвижность и изменчивость общественного производства определяют масштабы новых задач, стоящих перед системой высшего профессионального образования. Поэтому в вузе особое внимание в организации учебного процесса уделяется практике студентов и качество практической подготовки специалистов является приоритетным. Это позволяет повысить значимость университета на рынке высшего профессионального образования и активизировать его маркетинговую деятельность как в крае, так и за его пределами.

Основной задачей, стоящей перед факультетами и кафедрами в настоящее время, является укрепление методического обеспечения практик программами в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Целью настоящих рекомендаций является оказание методической помощи в разработке конкретных программ прохождения практики студентами университета в соответствии с едиными требованиями.

I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ

Программы учебной, производственной и преддипломной практики студентов представляют собой единый учебно-методический документ и разрабатываются кафедрами, проводящими данные виды практик в соответствии с типовыми программами, одобренными УМО, или самостоятельно в соответствии с требованиями ГОС ВПО применительно к действующему учебному плану. Они разрабатываются как для преподавателей, методистов, руководителей практик, так и для студентов, что и определяет их содержание.

В программах практики должны быть четко сформулированы цель и задачи каждого вида практики; определен порядок организации практики и контроля за ее итогами, а также программа практики должна сопровождаться методическими рекомендациями.

В программах практики необходимо четко и последовательно отразить единую систему подготовки бакалавров, специалистов, магистров с высшим профессиональным образованием, органично сочетающую теоретические знания с решением практических задач.

Разработку программ практики необходимо поручить наиболее опытным и квалифицированным преподавателям.

Разработка программ практик, а также намеченные кафедрой меры по формированию системы и методов организации и проведения всех видов практик должны способствовать совершенствованию процесса обучения:

· тесной связи теоретической и практической подготовки студентов;

· установлению соответствия подготовки специалистов различного профиля реальным требованиям развития общества, определяющим готовность выпускника университета к продуктивной профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

В общем виде программа практики состоит из пяти разделов:

1. Цель и задачи (учебной, производственной и преддипломной) практики;

2. Организация и руководство практикой;

3 Содержание практики:

· перечень разделов (тем), этапы проведения и объем каждого раздела, необходимый для соответствующего вида практики;

· виды деятельности и формы работы студентов во время практики: экскурсии, тематические выставки, НИРС, индивидуальная работа студентов и др.

4. Методические указания по выполнению программы практики:

· правила ведения дневника;

· требование к составлению отчета;

· подведение итогов практики.

5. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная).

В разделе программы «Цель и задачи практики» необходимо в строгом соответствии с учебным планом по конкретной специальности указать вид практики, сроки ее проведения и продолжительность. В разделе должна быть также точно сформулирована общая цель каждого вида практики и определено ее место в системе подготовки специалиста, а также изложены основные требования к знаниям и умениям, которыми должны овладеть студенты в этот период практики.

В разделе программы «Организация и руководство практикой» излагаются все организационные вопросы, связанные с прохождением практики. Нормативно-правовая основа организации и проведения практик в ___________ государственном университете регламентируется Положением (см.: Приложение №2).

В этом разделе программы следует прописать полномочия кафедр, организующих практику, обязанности руководителей практики от кафедры и руководителей практики по месту прохождения практики, права и обязанности студентов в период прохождения практики, отразить вопросы техники безопасности применительно к каждому виду практики (см.: Приложение № 4,5,6).

Факультетам, организующим полевые практики, следует обратить особое внимание на Приказ Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР от 30.01.1976 года №65-1 «Об утверждении Основных правил безопасности при проведении экспедиционных и полевых работ».

Следует указать основные базы практик, подтвержденные договорами (см.: Приложение №3).

В разделе программы «Содержание практики» необходимо раскрыть полное содержание разделов (тем) по каждому виду практики, определить объем каждого раздела или темы. Оформить этот раздел можно примерно следующим образом:

N п/п

Тема /

этапы проведения практики (разделы)

Содержание разделов практики

Объем

(кол-во недель/часов)

В содержание программы также входят экскурсии, тематические выставки и другие мероприятия, которые ставят своей целью, как правило, ознакомление с большим числом баз практик и проводятся по согласованию сторон. Здесь необходимо указать планируемые темы экскурсий, определить их продолжительность, цели и задачи проведения в зависимости от вида практики.

В содержание программы необходимо включить и НИРС в соответствии с темами научно-исследовательской работы кафедры или баз практик.

В содержание программы можно включить и индивидуальную работу студентов по предложенным кафедрой темам в период практики, обязательно прописывая вопросы руководства, методического обеспечения, объема самостоятельной работы, контроля и отчетности.

В разделе программы «Методические указания» необходимо рекомендовать студенту наиболее рациональную последовательность выполнения программы практики и обратить внимание на правила ведения дневника, требования, предъявляемые к составлению отчета, указать документы, которые необходимо подготовить к итоговой аттестации по практике (дневник практиканта, отчет о проделанной работе, характеристика, отзыв руководителя о работе студента на практике и другие документы, предусмотренные видом практики).

Общими правилами ведения дневника для всех видов практики является систематическое и аккуратное его заполнение. Периодически, не реже двух раз в неделю, студент обязан предъявить дневник руководителю практики. Записи в дневнике являются основным материалом для составления отчета о практике.

В рекомендациях по составлению отчета приводится перечень основных разделов, примерный объем и особенности составления отчета по практике. Необходимо нацелить студентов на соблюдение единых требований по оформлению документации, на последовательность и полноту изложения материала, порядок применения схем, таблиц, диаграмм и размещение их в тексте и др. Данная информация должна быть отражена в методических указаниях в виде приложений.

Обязательно согласовывается порядок окончательной защиты отчета по практике, который может проводиться как на кафедре, так и по месту прохождения практики. При этом необходимо подчеркнуть форму аттестации: зачет или дифференцированный зачет (оценка), которые учитываются наравне с другими оценками и характеризуют успеваемость студента. Также следует изложить порядок повторного прохождения практики в случае получения неудовлетворительной оценки.

В разделе программы «Рекомендуемая литература» по каждому виду практик необходимо дать полный список литературы (учебники, словари, учебные и методические пособия, инструкции, документы, периодические издания), используемой в ходе практики.

ОФОРМЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программы практик составляются кафедрами, ответственными за проведение учебной, производственной и преддипломной практики, утверждаются учебно-методической комиссией факультета. Титульный лист программы практики заполняется единообразно в соответствии с приложением № 1.

В современных условиях все программы практик готовятся в электронной форме и публикуются в необходимом для применении количестве, при необходимости, выставляются на Web-сервере факультета.

Обязательный экземпляр программы должен быть в библиотеке, что обеспечивает доступ к соответствующей литературе на всех уровнях организации этого вида деятельности в учебном процессе.

Приложение № 1 Образец

Ф е д е р а л ь н о е а г е н т с т в о п о о б р а з о в а н и ю

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

______________________________________________________________________________

Нефтетехнологический факультет

Кафедра «Бурение нефтяных и газовых скважин»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

______________А.А.Пимерзин

«___»_____________2010 г.

П Р О Г Р А М М А

И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (УЧЕБНОЙ ИЛИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ)

ПРАКТИКИ

студентов 4 курса дневного отделения

специальности 130504 — бурение нефтяных и газовых скважин

Самара — 2010 г.

Составитель В.В. Живаева

УДК

Программа и учебно-методические указания по прохождению производственной практики. /Самар. гос. техн. ун-т.; сост. В.В. Живаева, Самара, 2008 — 10 с.

Программа и учебно-методические указания по прохождению производственной практики предназначена для студентов 4 курса нефтетехнологического факультета специальности 130504 — бурение нефтяных и газовых скважин. Программа составлена на основе ГОС ВПО с учетом рабочего учебного плана подготовки по специальности.

РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО:

На заседании кафедры «Бурение нефтяных и газовых скважин»

«___»__________2010 г. Протокол № ______

Заведующий кафедрой В.В.Живаева

На заседании Ученого Совета НТФ

«__ »_________ 2010 г. Протокол №_____

Декан НТФ Д.Е. Быков

СОГЛАСОВАНО:

Начальник учебного управления А.Н. Чертыковцева

«___»_________2010 г.

Приложение №2

Положение

об организации практики студентов Самарского государственного технического университета

1. Общие положения

1.1. Положение подготовлено в соответствии с Законом Российской Федерации
“Об образовании” в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ, Федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 940 “Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования”, Кодексом Законов о труде Российской Федерации (в редакции Закона Федерации от 25.09.92 № 3543-1), постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.95 №942 “О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием”, инструктивным письмом Минобразования РФ от 03.08.2000 № 14-55-484 ин/15 и Уставом Самарского государственного технического университета.

1.2. Практика студентов Самарского государственного технического университета является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

1.3. Цели, задачи и объемы практики при подготовке бакалавров, дипломированных специалистов и магистров определяются соответствующими Государственными образовательными стандартами и примерными программами практики, рекомендуемыми соответствующими УМО.

1.4. Программа практики может предусматривать сдачу квалификационных экзаменов с целью присвоения квалификационных разрядов студенту по профессии начального профессионального образования.

2. Виды практики

2.1. Основными видами практики студентов в вузе являются: учебная практика, производственная практика и преддипломная практика.

2.2. Учебная практика проводится с целью:

· ознакомления студентов с производством (учреждением, организацией) как местом будущей профессиональной деятельности с применяемой на производстве техникой и технологией, музейными, библиотечными, архивными и иными фондами;

· закрепления полученных на первых курсах теоретических знаний;

· выработки у студентов первичных профессиональных навыков и умений, например по обращению с архивными документами, по самостоятельному проведению школьных занятий, обращению с новейшей техникой, компьютерными системами и т.д.

Помимо учебных целей, полевая и археологическая практика направлена на формирование у студентов навыков исследовательской работы в полевых условиях.

Учебная практика проводится в учебных мастерских и лабораториях, на полигонах и в опытных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях (школах, судах, прокуратуре и т.д.), на специальных учебных базах вуза.

2.3. Производственная практика имеет целью прочное закрепление теоретических знаний, полученных в университете, на основе глубокого изучения работы предприятий, учреждений и организаций, на которых студенты проходят практику. Для этого они в соответствии со специализацией изучают технологию производства (специфику работы учреждений и организаций), экономику, организацию и управление производством, вопросы стандартизации и контроля качества продукции, оборудование, аппаратуру, новейшую вычислительно-измерительную технику, механизацию и автоматизацию производства, работу школ, суда, прокуратуры, учреждений культуры и т.д.

2.4. Преддипломная практика студентов является завершающим этапом обучения и проводится для накопления ими первоначального профессионального опыта, проверки готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.

Преддипломная практика одновременно используется студентом для сбора фактического материала о производственной деятельности предприятия, учреждения, организации, необходимого для написания дипломной работы (проекта).

Преддипломная практика для образовательной программы подготовки бакалавра и магистра должна включать в себя как этап научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую работу студента.

3. Организация и руководство практикой

3.1. Объемы и содержание всех этапов учебной, производственной и преддипломной практик определяются программами практик, которые утверждаются проректором по учебной работе на основе примерных программ практик, рекомендуемых соответствующими УМО с учетом специфики баз практики.

3.2. Учебная практика может проводиться в кабинетах, лабораториях, учебных, учебно-производственных мастерских, учебных базах и лагерях, учебно-опытных участках и других структурных подразделениях вуза, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Производственная и преддипломная практики студентов проводятся, как правило, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

3.3. Учебная, производственная и преддипломная практика на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется на основе договоров, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставить места для прохождения практики студентами университета.

В договоре университет (факультет, кафедра) и организация оговаривают все вопросы, касающиеся проведения практики. Договор должен предусматривать назначение двух руководителей практики: от организации (как правило, руководителя организации, его заместителя или одного из ведущих специалистов) и от университета.

При наличии вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики. Допускается проведение практики в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

3.4. Студенты, обучающиеся по договору о целевой подготовке специалиста с направлением от определенной организации, производственную практику, как правило, проходят в этой организации.

3.5. Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса. Сроки устанавливаются с учетом теоретической подготовленности студентов и возможностей учебно-производственных помещений и учебных баз университета, наличия рабочих мест в организациях по месту прохождения практики.

3.6. Учебная и производственная практика могут осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением.

3.7. Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению соответствующих кафедр на основе аттестации может быть зачтена учебная практика для получения первичных профессиональных умений и навыков и производственная практика по профилю специальности. На преддипломную практику они направляются в установленном порядке.

3.8. При проведении практики учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек, а с учетом специфики профиля подготовки специалистов - и на более малочисленные группы без увеличения фонда оплаты труда.

3.9. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики должна составлять для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст.43 КЗоТ РФ), в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст. 42 КЗоТ РФ).

3.10. С момента зачисления студентов во время практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются действующие в организации правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке.

3.11. Учебная нагрузка преподавателей-руководителей практики определяется исходя из количества учебных (недель) часов, предусмотренных учебным планом (при исчислении объема учебной нагрузки исходят из 40 часов практики в неделю).

3.12. Учебная практика проводится преподавателями соответствующих общепрофессиональных или специальных дисциплин выпускающих кафедр.

Производственную (технологическую) практику по профилю специальности и преддипломную практику проводят преподаватели выпускающих кафедр, имеющие, как правило, ученую степень или ученое звание.

Для руководства практикой студентов в структурных подразделениях университета назначается руководитель (руководители) практики.

Для руководства практикой студентов в организациях назначается руководитель (руководители) практики от университета и от организации.

3.13. Руководитель практики от университета:

· устанавливает связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляет рабочую программу проведения практики, разрабатывает тематику индивиду­альных заданий, принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;

· осуществляет контроль за правильной организацией деятельности студентов в период практики;

· несет ответственность вместе с руководителем от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;

· оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к дипломной работе (проекту);

· оценивает результаты выполнения практикантами программы практики.

4. Подведение итогов практики

4.1. По окончании практики студент-практикант составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики от университета одновременно с дневником, подписанным непосредственным руководителем практики от предприятия, учреждения, организации. Отчет о практике должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе в период практики, а также краткое описание предприятия, учреждения, организации (цеха, отдела, лаборатории и т.д.) и организации его деятельности, вопросы охраны труда, выводы и предложения. Для оформления отчета студенту выделяется в конце практики 2-3 дня.

По окончании производственной практики студент сдает зачет (защищает отчет) с диффе­ренцированной оценкой в комиссии, назначенной заведующим кафедрой. В состав комиссии входят преподаватель, ведущий курс, по которому проводится практика, руководитель практики от университета и по возможности от предприятия, учреждения, организации.

4.2. Форма промежуточного и (или) итогового контроля прохождения практики устанавливается учебным планом.

4.3. Оценка или зачет по практике приравниваются к оценкам (зачетам) по теоретическому курсу обучения и учитываются при подведении итогов общей успеваемости студентов.

4.4. Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время.

4.5. Студенты, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики по профилю специальности или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность.

5. Материальное обеспечение

5.1. Оплата труда студентов в период практики при выполнении ими производительного труда осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством для организаций соответствующей отрасли, а также в соответствии с договорами, заключенными университетом (факультетом, кафедрой) с организациями независимо от их форм собственности.

5.2. Студентам, обучающимся по очной форме, за период прохождения всех видов практики, связанной с выездом из города , выплачиваются суточные в размере 50% от нормы суточных, установленных действующим законодательством для возмещения дополнительных расходов, связанных с командировками работников организаций, за каждый день, включая нахождение в пути к месту практики и обратно. (Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 1992 г. № 33 (Собрание законодательства Российской Федерации 1992 г., № 6, ст.30)).

5.3. На студентов, зачисленных на рабочие должности, распространяется трудовое законодательство, и они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками.

5.4. Проезд студентов очного отделения на практику к месту нахождения организации и обратно оплачивается за счет средств университета.

5.5. Студентам, зачисленным на период практики на штатные должности в геологических партиях, полевых экспедициях и т.п., и получающим кроме заработной платы полевое довольствие или бесплатное питание, выплата суточных не производится.

Если учебная практика проводится в учебно-производственных помещениях и лабораториях и на постоянно действующих базах и лагерях университета, суточные не выплачиваются.

5.6. Оплата преподавателям суточных и проезда к месту практики вне города и обратно, а также возмещение расходов по найму жилого помещения производится университетом (факультетом) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об оплате служебных командировок.

5.7. Оплата труда руководителей практики от организации, находящейся на бюджетном финансировании, производится в соответствии с постановлением Минтруда России от 21.01.93 №7 “Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся на бюджетном финансировании”.

Оплата труда руководителей практики от других организаций устанавливается ректором университета.

Приложение № 3

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ ОТ КАФЕДРЫ

(руководителя группы студентов)

1. Руководитель практики на кафедре назначается приказом ректора из числа профессоров, доцентов и опытных преподавателей по представлению заведующего кафедрой или декана факультета.

В исключительных случаях допускается назначение руководителей из числа опытных штатных научных сотрудников или инженеров кафедры, систематически ведущих занятия со студентами данного курса.

Руководитель практики отвечает перед заведующим кафедрой, деканом и проректором по учебной работе за организацию и качественное проведение практики и выполнение студентами программы практики.

Руководитель практики несет ответственность за правильное расходование средств, выделенных на проведение практики, обеспечивает соблюдение правил охраны труда и техники безопасности при проведении практики, правил трудовой и общественной дисциплины всеми практикантами.

2. В подготовительный период руководитель обязан:

2.1. Получить от заведующего кафедрой или декана факультета указания по подготовке и проведению практики.

2.2. Изучить программу практики и учебно-методическую документацию по практике, в учебном отделе получить дневники практики.

2.3. Ознакомиться на кафедре или в учебном отделе с содержанием и особенностями договоров, заключенных с предприятиями, организациями и учреждениями, при необходимости принять активное участие в их заключении. Детально ознакомиться с особенностями прохождения студентами практики в принимающей организации.

2.4. Спланировать и обеспечить своевременное проведение и оформление всех организационно-подготовительных мероприятий перед выездом студентов на практику: проведение специальных профилактических прививок и медосмотра, проведение инструктажа по технике безопасности с оформлением всех установленных документов, согласовывая все вопросы с отделом охраны труда.

2.5. Ознакомиться с группой студентов, направляемых на практику под его руководством (личными делами, академической успеваемостью, дисциплиной и т.д.) и выявить ее актив.

2.6. Подготовить и провести организационное собрание с группой студентов-практикантов за неделю до начала практики.

На собрании необходимо:

– сообщить студентам точные сроки практики;

– сообщить фамилии и телефоны должностных лиц, занимающихся практикой в университете;

– подробно ознакомить студентов-практикантов с программой практики, выделяя главные вопросы и разъясняя индивидуальные задания;

– сообщить об учебных пособиях, необходимых для выполнения программы практики, указать, где и какая литература может быть получена;

– сообщить требования по ведению дневника и составлению отчета по практике;

– напомнить о документах, необходимых студенту-практиканту в период практики (паспорт, студенческий билет, трудовая книжка и другие документы, предусмотренные на предприятии);

– ознакомить студентов с режимом работы предприятий – баз практик (распорядок дня, особенности рабочего места и др.);

– определить порядок выезда на загородную базу практики и установить место сбора всей группы в первый день практики;

– информировать студентов о дате подведения итогов практики на соответствующей кафедре;

2.7. Проконтролировать своевременность выплаты студентам суточных и проездных денег, а также приобретение билетов для проезда к месту практики.

2.8. Подготовить проект приказа об организации практики студентов и согласовать его с учебным отделом и другими отделами университета до начала практики.

2.9. Решить все вопросы размещения и оформления студентов в принимающей организации за 2-3 дня.

3. В период пребывания на базе практики руководитель обязан:

3.1. Согласовать с уполномоченными специалистами предприятия:

– календарный план прохождения практики студентов в данной организации;

– список руководителей практики от предприятия;

– распределение студентов по рабочим местам и график их передвижения;

– тематику индивидуальных заданий;

– план проведения теоретических занятий и экскурсий;

– порядок проведения инструктажа по технике безопасности на каждом рабочем месте;

– проверить в отделе охраны труда, не относятся ли рабочие места студентов к категории опасных, требующих предварительной подготовки;

– проект приказа/распоряжения по рабочим местам студентов на предприятии.

3.2. Ознакомить руководителей практики от организации с программой практики, графиком перемещения студентов по рабочим местам и согласовать с ними содержание индивидуальных занятий.

3.3. Обеспечить встречу студентов, прибывших на практику, и оказать им помощь в размещении в общежитии или на квартире и в решении других бытовых вопросов.

3.4. Принять участие в проведения инструктажа по технике безопасности на местах практики и проконтролировать правильность и своевременность оформления соответствующей документации.

3.5. Ознакомить студентов с согласованным графиком прохождения практики, с распределение по рабочим местам, с руководителями практики от организации, обеспечить систематический контроль за выходом студентов на практику.

3.6. Систематически контролировать выполнение студентами программы практики, графика ее проведения и индивидуальных заданий; консультировать студентов по вопросам выполнения программы практики.

Не реже одного раза в неделю проверять ведение дневников по практике, удостоверяя проверку своей подписью, и подбор материалов для отчета.

3.7. Периодически уточнять с руководителем от организации вопросы программы практики и индивидуальных заданий.

3.8. Оказывать помощь руководителям от предприятия в организации и проведении теоретических занятий и экскурсий.

3.9. Систематически информировать кафедру о ходе практики. Немедленно сообщать на кафедру, в деканат и ректорат о всех случаях травматизма и грубого нарушения дисциплины студентами.

3.10. На заключительном этапе проведения практики:

– проверить и подписать дневники и отчеты студентов,

– оказать помощь руководителям практики от организации в составлении характеристик на практикантов,

- организовать отъезд студентов с баз практик в установленные учебным планом сроки.

4. По окончании практики руководитель обязан:

4.1. В недельный срок после окончания практики предоставить заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и конкретными предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов.

4.2. Предоставить в бухгалтерию университета в установленном порядке отчет об использовании аванса на командировочные расходы, связанные с проведением практики данной группы студентов.

4.3. Оформить документы на почасовую оплату занятий, проводимых во время практики, в установленные сроки.

4.4. Уточнить на кафедре сроки предоставления на проверку отчетов и время приема зачета по практике и довести их до сведения студентов.

4.5. Принимать участие в работе кафедральной комиссии по приему защиты отчетов по практике у студентов.

4.6. Отчитаться на заседании кафедры о результатах практики, и предоставить в учебный отдел отчет о проведении практики студентов за подписью заведующего кафедрой для сводного отчета по университету в установленные сроки.

Приложение №4

ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ

ОТ ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ

Непосредственное руководство практикой возлагается на руководителя практики от организации.

Обязанности руководителя практики от организации:

1. Совместно с руководителем практики от кафедры составляет и обеспечивает соблюдение графиков прохождения практики в организации.

2. Знакомит студентов-практикантов с правилами охраны труда, техникой безопасности, эксплуатацией технических средств и др..

3. Организовывает рабочие места студентов-практикантов.

4. Организовывает и проводит практику в соответствии с программой практики и графиком работ.

5. Обеспечивает соответствие содержания практики, уровня и объема решаемых задач требованиям кафедры, изложенным в методических указаниях.

6. Согласовывает темы индивидуальных заданий или тему дипломного проекта не позднее первой недели практики.

7. Оказывает помощь в подборе материала для индивидуального задания или дипломного проекта.

8. Предоставляет возможность студентам-практикантам университета пользоваться имеющейся литературой, технической и другой документацией на предприятии.

9. Организовывает встречи студентов с специалистами, а также экскурсии, знакомя с особенностями производства, консультирует по производственным вопросам.

10. Осуществляет текущий контроль за ведением дневника не реже двух раз в неделю, за выполнением требований учебного плана и подготовки отчета. К моменту окончания практики дает характеристику студентам-практикантам.

11. Контролирует трудовую дисциплину студентов-практикантов и соблюдение ими правил внутреннего трудового распорядка. Сообщает на кафедру о всех случаях серьезного нарушения студентами правил внутреннего распорядка и о наложении на них дисциплинарных взысканий.

12. При возможности принимает участие в работе кафедральной комиссии по приему защиты отчетов по практике у студентов.

Приложение №5

КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ СТУДЕНТУ-ПРАКТИКАНТУ

1. Перед выездом на практику необходимо

1. Подробно выяснить: характер и сроки практики; подробный адрес базы практик.

2. Получить на кафедре программу практики.

3. Задания, которые необходимо выполнить на предприятии (по теме дипломной или

курсовой работы);

4. Получить на профилирующей кафедре консультацию и инструктаж по всем вопросам организации практики, в т.ч. по технике безопасности;

5. Узнать, кто назначен старшим по группе практикантов на данном предприятии.

2. Прибыв на место практики, студент-практикант обязан

2.1. Явиться в управление предприятия, учреждения, организации и отметить в дневнике дату прибытия.

2.2. Получить документ – пропуск (удостоверение).

2.3. Явиться к руководителю практики от организации, ознакомить его с программой практики и индивидуальными заданиями, и согласовать с ним рабочее место, календарный план-график прохождения практики, порядок проведения итогов работы, порядок пользования производственно-техническими материалами, литературой, инструментами и приборами, порядок получения спецодежды.

2.4. Ознакомиться с правилами внутреннего распорядка и техникой безопасности на предприятии, в учреждении, организации и неуклонно их выполнять.

2.5. Уточнить с руководителем практики от организации, кто будет руководить работой студента-практиканта непосредственно на рабочем месте, порядок и место получения консультаций.

2.6. Установить связь с общественными организациями предприятия и принимать активное участие в общественной жизни предприятия, учреждения, организации.

3. Обязанности студента в период практики

3.1. Не позднее следующего дня по прибытии на предприятие стать на табельный учет и приступить к работе.

3.2. При пользовании производственно-техническими материалами предприятия строго руководствоваться установленным порядком эксплуатации и хранения этих материалов.

3.3. Систематически вести дневник практики.

3.4. Отчет должен составляться по окончании каждого этапа практики и окончательно оформляться в последние дни пребывания студента на месте практики. Отчет должен представлять собой систематическое изложение выполненных работ, иллюстрироваться схемами, чертежами, эскизами. Основу содержания отчета должны составлять личные наблюдения, критический анализ и оценка действующих технических средств, процессов и методов организации работ, а также, выводы и заключения.

3.5.Записи в дневнике должны показать умение студента разобраться как в организации, так и в технологии производства, экономике, планировании и контроле за производством.

3.6. Дневник и отчет должны быть полностью закончены на месте практики и там же представлены для оценки и отзыва руководителю производственной практики от предприятия.

3.7. Все полученные приборы, чертежи и литература должны быть своевременно возвращены по принадлежности.

3.8. Перед отъездом на место практики студент должен получить на это разрешение руководителя от предприятия, отметить в дневнике дату и заверить ее печатью.

4. Возвратившись с практики необходимо