Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей

«Энгельсский медицинский колледж»

(Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей)

Энгельс, 2010

Оглавление

Порядок организации оказания доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях . 4

Общий алгоритм действия медицинской сестры при возникновении неотложного состояния: 8

Шкала комы Глазго . 8

Детская шкала комы .. 9

Технологии оказания доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях в педиатрии . 11

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при гипертермическом синдроме. 11

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при перегревании. 12

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при обмороке. 14

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при коллапсе. 15

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при анафилактическом шоке. 16

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при отеке Квинке. 17

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при приступе бронхиальной астмы. 18

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при кишечном токсикозе с эксикозом. 19

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при аспирации инородного тела. 20

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при остром стенозирующем ларинготрахеите. 22

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при менингококцемии 23

Технология проведения сердечно-легочной реанимации. 24

Ребенку до 1 года. 24

Ребенку 1 – 8 лет. 28

Ребенку старше 8 лет. 32

Порядок организации оказания доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях

Доврачебная медицинская помощь при неотложных состояниях - первичная медицинская помощь, оказываемая больному (пострадавшему) ребенку в условиях отсутствия врача медицинским работником со средним медицинским образованием, имеющим диплом и соответствующий сертификат специалиста государственного образца в соответствии с технологиями оказания доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях.

В случае недоступности, отсутствия врача, в ситуациях требующих неотложной медицинской помощи, медицинская сестра должна уметь самостоятельно оценить состояние пациента, оказать доврачебную медицинскую помощь в соответствии с утвержденной технологией при данном неотложном состоянии. Вне лечебного учреждения использовать «Набор для оказания доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях вне лечебного учреждения» (Набор №1) или подручные средства. В условиях лечебного учреждения подготовить к использованию «Набор для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях в лечебном учреждении» (Набор №2). При вызове скорой медицинской помощи или врача, не прерывать оказание помощи и наблюдение за пациентом, пострадавшим до их прибытия.

При оказании медицинской сестрой неотложной медицинской помощи не всегда представляется возможным установление точного диагноза. Это связано с многообразием заболеваний, вызывающих неотложные состояния, дефицитом времени для принятия правильного решения, ограниченностью средств, используемых медицинской сестрой, акушеркой. Поэтому оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях целесообразно проводить на основании преобладающего в процессе обследования синдрома у пациента.

НАБОР №1

для оказания доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях

вне лечебного учреждения детям

№ п/п

Перечень лекарственных препаратов

Ед. измерения

количество

1.

Анальгин таблетки по 0,5

уп.

1

2.

Парацетамол 0,5 таблетки, свечи

уп.

1

3.

Но-шпа таблетки

уп.

1

4.

Аспирин таблетки по 0,5

уп.

1

5.

Сальбутамол (беротек) 30мл.- ингалятор

уп.

1

6.

Супрастин № 10

уп.

1

7.

Уголь активированный №10

уп.

1

8.

Нафтизин 10 мл (капли внос)

фл.

1

9.

Регидрон

уп.

3

10.

Экстракт валерианы в драже №10

уп

1

11.

Альбуцид 20% -1,0 тюб

уп

2

12.

5% спиртовый р-р настойки йода

уп.

1

13.

Спирт нашатырный 10% - 10 мл

уп.

1

14.

Перекись водорода во флаконах 3% р-ра 30 мл

уп.

1

15.

Раствор бриллиантовой зелени во флаконах 1% р-ра

фл.

1

Лекарственные препараты, применяемые при

«анафилактическом шоке»:

16.

**Адреналина гидрохлорид 1 мл

уп.

1

17.

Гидрокортизон 0.025 (0.05) с растворителем

Или преднизолон 30 мг-2 мл

уп.

1

18.

Хлоропирамин (супрастин) 2% - 1 мл

уп.

1

19.

Раствор натрия хлорида 0,9 % -10мл

уп.

1

Расходные материалы

№ п/п

Перечень

Ед.

измерения

Коли-чество

1.

Стерильные спиртовые салфетки или спирт (кожный антисептик, разрешенный к применению в РФ).

шт.

фл.

15

1

2.

Перчатки

1 пара

5

3.

Одноразовые шприцы по потребности, не менее 20,0

10,0

5,0

2,0

шт.

шт.

шт.

шт.

2

2

2

5

4.

Лейкопластырь бактерицидный разных размеров

уп.

1

5.

Лейкопластырь 2 см х 5 м

1 см х 500 см

уп.

уп.

1

1

6.

Термометр медицинский

шт.

1

7.

Жгут кровоостанавливающий

шт.

1

8.

Жгут для внутривенных инфузий

шт.

1

9.

Бинт стерильный

шт.

3

НАБОР № 2

для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях

в лечебном учреждении детям.

№ п/п

Перечень лекарственных препаратов

Ед. измерения

Коли-чество

1.

Адреналина гидрохлорид(эпинефрин) 0,1 % -1

уп.

1

2.

Никетамид (кордиамин) 2 мл

уп.

1

3.

Фенилэфрин (мезатон) 1% - 1 мл

уп.

1

4.

Парацетамол таблетки по 0,5

уп.

1

5.

Либексин №10

уп

1

6.

Прокаинамид (новокаинамид) 10%-5 мл

уп.

1

7.

Кордарон 5мл

уп.

1

8.

Клемастин (тавегил) 2 мл

уп.

1

9.

Хлоропирамин (супрастин) 2% - 1 мл

уп.

1

10.

Атропин 0.1%-1мл

уп.

1

11.

Фенотерол ( беротек, партусистен) - аэрозоль

уп.

1

12.

Эуфиллин (аминофиллин) 2,4 % -10мл

уп.

1

13.

Кордафен (нифедипин) 10мг

уп.

1

14.

Гидрокортизон 0.025 (0.05) с растворителем

уп.

1

15.

Преднизолон 30 мг

уп.

1

16.

Фуросемид ( лазикс) 1%-2 мл

уп.

1

17.

Метамизол натрий (анальгин) 50% - 2 мл

уп.

1

18.

Строфантин К 0.05% - 1 мл

уп.

1

19.

Дротаверин (но-шпа) 2% - 2 мл

уп.

1

20.

Папаверина гидрохлорид 2% -2 мл.

уп.

1

21.

Бендазол (дибазол, глиофен) 1%

уп.

1

22.

Магния сульфат 25% - 10 мл

уп.

1

23.

Аминокапроновая кислота 5 % -100мл.

фл.

1

24.

Этамзилат (дицинон) 12,5% 2мл.

уп.

1

25.

5% раствор аскорбиновой кислоты 2мл

уп

1

26.

Рибоксин 5мл

уп

1

27.

Натрия хлорид (Рингера-Локка) 0.9% 200 мл

фл.

2

28.

Реополиглюкин 200мл

фл.

1

29.

Полиглюкин 200мл

фл.

1

30.

Глюкоза 40% - 10мл

уп.

1

Расходные материалы

№ п/п

Перечень

Ед.

измерения

Коли-чество

1.

Стерильные спиртовые салфетки или спирт (кожный антисептик, разрешенный к применению в РФ).

шт.

фл.

15

1

2.

Перчатки

1 пара

5

3.

Одноразовые шприцы по потребности, не менее 20,0

10,0

5,0

2,0

шт.

шт.

шт.

шт.

2

2

2

5

4.

Лейкопластырь бактерицидный разных размеров

уп.

1

5.

Лейкопластырь 2 см х 5 м

1 см х 500 см

уп.

уп.

1

1

6.

Система для инфузионной терапии

шт.

3

Медицинская аппаратура и инструментарий

№ п/п

Перечень

Ед.

измерения

количество

1.

Термометр медицинский

шт.

1

2.

Устройство для проведения искусственного дыхания "Рот в рот"

шт.

1

3.

Аппарат дыхательный ручной

шт.

1

4.

Воздуховод

шт.

1

5.

Роторасширитель

шт.

1

6.

Языкодержатель

шт.

1

7.

Жгут для внутривенных инфузий

шт.

1

8.

Жгут кровоостанавливающий

шт.

1

Общий алгоритм действия медицинской сестры при возникновении неотложного состояния:

• Оценить состояние пациента, ребенка (средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое).

• Выделить ведущий синдром, определяющий тяжесть состояния пациента.

• Осуществить контроль основных параметров жизнедеятельности

• Проводить мероприятия по утвержденной данным приказом технологии.

При обследовании пациента необходимо :

• Уточнить причину и начало развития неотложного состояния (характер травмы).

• Оценить уровень сознания по шкале Глазго.

• Оценить функцию жизненно важных органов и систем:

1) сердечно-сосудистой (частота и характер пульса, частота сердечных сокращений, артериальное давление при наличии тонометра, фонендоскопа);

2) органов дыхания (частота дыхания, наличие инспираторной или экспираторной одышки, дыхательные шумы, нарушение ритма дыхания);

3) кожных покровов (цвет кожных покровов, влажность или сухость, наличие сыпи).

Шкала комы Глазго

Шкала комы Глазго (ШКГ, Глазго-шкала тяжести комы, The Glasgow Coma Scale, GCS) — шкала для оценки степени нарушения сознания и комы детей старше 4-х лет и взрослых .

Шкала состоит из трёх тестов, оценивающих реакцию открывания глаз (E), а также речевые (V) и двигательные (M) реакции. За каждый тест начисляется определённое количество баллов. В тесте открывания глаз от 1 до 4, в тесте речевых реакций от 1 до 5, а в тесте на двигательные реакции от 1 до 6 баллов. Таким образом, минимальное количество баллов — 3 (глубокая кома), максимальное — 15 (ясное сознание).

Начисление баллов

Открывание глаз (E, Eye response)

· Произвольное — 4 балла

· Как реакция на голос — 3 балла

· Как реакция на боль — 2 балла

· Отсутствует — 1 балл

Речевая реакция (V, Verbal response)

· Больной ориентирован, быстрый и правильный ответ на заданный вопрос — 5 баллов

· Больной дезориентирован, спутанная речь — 4 балла

· Словесная окрошка, ответ по смыслу не соответствует вопросу — 3 балла

· Нечленораздельные звуки в ответ на заданный вопрос — 2 балла

· Отсутствие речи — 1 балл

Двигательная реакция (M, Motor response)

· Выполнение движений по команде — 6 баллов

· Целесообразное движение в ответ на болевое раздражение (отталкивание) — 5 баллов

· Отдёргивание конечности в ответ на болевое раздражение — 4 балла

· Патологическое сгибание в ответ на болевое раздражение — 3 балла

· Патологическое разгибание в ответ на болевое раздражение — 2 балла

· Отсутствие движений — 1 балл

Детская шкала комы

Детская шкала комы для детей младше 4-х лет подобна шкале для взрослых за исключением оценки вербального ответа.

Открывание глаз (E, Eye response)

· Произвольное — 4 балла

· Как реакция на голос — 3 балла

· Как реакция на боль — 2 балла

· Отсутствует — 1 балл

Речевая реакция (V, Verbal response)

· Ребёнок улыбается, ориентируется на звук, следит за объектами, интерактивен — 5 баллов

· Ребёнка при плаче можно успокоить, интерактивность неполноценная — 4 балла

· При плаче успокаивается, но ненадолго, стонет — 3 балла

· Не успокаивается при плаче, беспокоен — 2 балла

· Плач и интерактивность отсутствуют — 1 балл

Двигательная реакция (M, Motor response)

· Выполнение движений по команде — 6 баллов

· Целесообразное движение в ответ на болевое раздражение (отталкивание) — 5 баллов

· Отдёргивание конечности в ответ на болевое раздражение — 4 балла

· Патологическое сгибание в ответ на болевое раздражение (декортикация) — 3 балла

· Патологическое разгибание в ответ на болевое раздражение (децеребрация) — 2 балла

· Отсутствие движений — 1 балл

Интерпретация полученных результатов

15 баллов — сознание ясное.

10 – 14 баллов — умеренное и глубокое оглушение.

9 – 10 баллов — сопор

7 – 8 баллов — кома-1

5 – 6 баллов — кома-2

3 – 4 балла — кома-3

Технологии оказания доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях в педиатрии

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при гипертермическом синдроме

Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить неотложное состояние:

· быстрое повышение температуры тела (выше 37*);

· «красная» гипертермия: кожные покровы умеренно гиперемированы, горячие, влажные, конечности теплые, поведение ребенка обычное;

· «белая» гипертермия: кожные покровы бледные, «мраморные», с цианотичным оттенком ногтевых лож и губ, конечности холодные, чрезмерная тахикардия, одышка, нарушения поведения ребенка – безучастность, вялость, возможны возбуждение, бред, судороги.

Показанием к снижению температуры тела являются:

· возраст до 3-х лет и судороги в анамнезе;

· заболевания сердца и легких;

· неврологические заболевания;

· повышение температуры тела выше 38,5 градусов

Тактика медицинской сестры

Цель: снижение температуры тела

Действия вне лечебного учреждения

Действия в лечебном учреждении

При «красной» гипертермии

Ребенка раскрыть. Успокоить. Обеспечить доступ свежего воздуха, не допуская сквозняков. Теплое питье.

Сообщить дежурному врачу (фельдшеру) через третье лицо.

Полуспиртовое обтирание. Обтереть влажным тампоном, дать обсохнуть. Повторить 2-3 раза.

Ребенка раскрыть. Успокоить. Оксигенотерапия. Теплое питье.

Парацетамол внутрь 10-15 мг/кг (или ректально 15-20 мг/кг)

Контроль пульса, дыхания, температуры тела.

Контроль пульса, дыхания, температуры тела.

Температура снизилась.

Приготовить Набор № 2 для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях. Выполнение дальнейших лечебных мероприятий по назначению врача.

Сообщить врачу (фельдшеру).

При «белой» гипертермии

Вызвать врача, скорую медицинскую помощь «03».

Сообщить дежурному врачу (фельдшеру) через третье лицо.

Уложить, согреть конечности ( при необходимости обложить теплыми грелками), растереть мягкой тканью кожу до легкого покраснения, рядом с головой подвесить (или расположить) пузырь со льдом – до 1 года на расстоянии 7-10 см, старше года на расстоянии 3-4 см. Обеспечить доступ свежего воздуха. Теплое питье.

Уложить, согреть конечности при необходимости обложить грелками), растереть мягкой тканью кожу до легкого покраснения, рядом с головой подвесить (или расположить) пузырь со льдом – до 1 года на расстоянии 7-10 см, старше года на расстоянии 3-4 см. Оксигенотерапия. Теплое питье.

Внутрь парацетамол 10-15 мг/кг (или ректально 15-20 мг/кг), папаверин или но-шпа 1 мг/кг.

Контроль пульса, дыхания, температуры тела до прихода врача, приезда скорой медицинской помощь «03».

Контроль пульса, дыхания, температуры тела.

Госпитализация в стационар.

Приготовить Набор № 2 для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях. Выполнение дальнейших лечебных мероприятий по назначению врача.

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при перегревании.

Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить неотложное состояние:

· предрасполагающие факторы: чрезмерно развитая подкожно-жировая клетчатка, ограниченный питьевой режим, неадекватная одежда, укутывание;

· тепловой удар: повышенная возбудимость, переходящая в оглушенность и потерю сознания, сильная головная боль, тошнота, рвота, стойкое повышение температуры тела, кожа бледная сухая, горячая на ощупь, прекращение потоотделения, могут быть бред, галлюцинации, судороги;

· солнечный удар: возникает при прямом воздействии солнечных лучей на голову ребенка, вялость, тошнота, снижение остроты зрения, покраснение лица, повышение температуры тела, учащение дыхания, тахикардия.

Тактика медицинской сестры

Цель: снижение температуры тела

Действия вне лечебного учреждения

Действия в лечебном учреждении

Устранить воздействие тепла, переместив ребенка в тень или прохладное помещение.

Сообщить дежурному врачу (фельдшеру) через третье лицо.

Уложить в горизонтальное положение, раскрыть, рядом с головой подвесить (или расположить) пузырь со льдом – до 1 года на расстоянии 7-10 см, старше года на расстоянии 3-4 см. Доступ воздуха.

Устранить воздействие тепла, переместив ребенка в прохладное помещение.

При повышении температуры тела выше 38,5 градусов, полуспиртовое обтирание. Обтереть влажным тампоном, дать обсохнуть. Повторить 2-3 раза.

Уложить в горизонтальное положение, раскрыть, рядом с головой подвесить (или расположить) пузырь со льдом – до 1 года на расстоянии 7-10 см, старше года на расстоянии 3-4 см. Оксигенотерапия.

При сохранении сознания обильное питье глюкозо-солевым раствором (по 1/2 чайной ложки натрия хлорида и натрия бикарбоната, 2 столовые ложки сахара на 1 л воды)

При повышении температуры тела выше 38,5 градусов, полуспиртовое обтирание. Обтереть влажным тампоном, дать обсохнуть. Повторить 2-3 раза.

Срочно обеспечить консультацию врача (фельдшера) через третье лицо.

При сохранении сознания обильное питье глюкозо-солевым раствором (по 1/2 чайной ложки натрия хлорида и натрия бикарбоната, 2 столовые ложки сахара на 1 л воды) или регидроном (развести 1 пакет в 1 л воды)

Возможна госпитализация в стационар.

Приготовить Набор № 2 для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях. Выполнение дальнейших лечебных мероприятий по назначению врача.

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при обмороке.

Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить неотложное состояние:

· чувство дискомфорта, тошнота, зевота, потливость, слабость в ногах, потемнение в глазах, мелькание «мушек» перед глазами, нарастающее головокружение, шум или звон в ушах, онемение конечностей;

· потеря сознания, снижение мышечного тонуса, расширение зрачков с сохранением реакции на свет, пульс слабого наполнения, незначительное снижение АД, поверхностное дыхание;

· длительность в среднем 1-3 минуты.

Тактика медицинской сестры

Цель: восстановление сознания

Действия вне лечебного учреждения

Действия в лечебном учреждении

Уложить ребенка горизонтально, приподняв ноги на 40-50 градусов. Расстегнуть стесняющую одежду, ослабить пояс. Повернуть голову на бок. Обеспечить доступ свежего воздуха.

Сообщить врачу (фельдшеру) через третье лицо.

Смочить лицо и грудь холодной водой. Дать вдохнуть пары нашатырного спирта, смочив ватный тампон.

Уложить ребенка горизонтально, приподняв ноги на 40-50 градусов. Расстегнуть стесняющую одежду, ослабить пояс. Повернуть голову на бок. Оксигенотерапия.

Контроль пульса, дыхания, АД, проходимости дыхательных путей.

Смочить лицо и грудь холодной водой. Дать вдохнуть пары нашатырного спирта, смочив ватный тампон.

При затянувшемся обмороке обеспечить консультацию врача (фельдшера).

Контроль пульса, дыхания, АД, проходимости дыхательных путей.

Приготовить Набор № 2 для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях. Выполнение дальнейших лечебных мероприятий по назначению врача.

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при коллапсе.

Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить неотложное состояние:

· заторможенность, адинамия, снижение мышечного тонуса, выраженная бледность кожи с мраморностью, серо-цианотичным оттенком, выраженный акроцианоз;

· резкое падение АД, пульс слабого наполнения, нередко брадикардия, учащенное дыхание;

· олигурия.

Тактика медицинской сестры

Цель: уменьшение явлений сосудистой недостаточности

Действия вне лечебного учреждения

Действия в лечебном учреждении

Вызвать врача, скорую медицинскую помощь «03».

Срочно сообщить дежурному врачу (фельдшеру) через третье лицо.

Уложить ребенка горизонтально со слегка запрокинутой головой, приподнять ноги на 40-50 градусов. Обложить теплыми грелками. Обеспечить доступ свежего воздуха.

Уложить ребенка горизонтально, приподнять ноги на 40-50 градусов. Обложить теплыми грелками. Оксигенотерапия.

Обеспечить свободную проходимость верхних дыхательных путей, провести ревизию ротовой полости.

Обеспечить свободную проходимость верхних дыхательных путей, провести ревизию ротовой полости.

Контроль пульса, дыхания, АД, проходимости дыхательных путей.

Контроль пульса, дыхания, АД, проходимости дыхательных путей до прихода врача.

При появлении признаков клинической смерти провести сердечно-легочную реанимацию.

Приготовить необходимый инструментарий и набор лекарственных препаратов в соответствии с утвержденным минимальным перечнем для оказания неотложной медицинской помощи.

Контроль пульса, дыхания, проходимости дыхательных путей до прихода врача, приезда скорой медицинской помощь «03».

Проводить лечебные мероприятия по назначению врача.

Госпитализация в стационар.

При появлении признаков клинической смерти провести сердечно-легочную реанимацию.

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при анафилактическом шоке.

Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить неотложное состояние:

· возникает чаще на лекарственный или пищевой аллерген, укусы насекомых;

· чаще развивается через несколько секунд или минут после контакта с «причинным» аллергеном;

· нарастает слабость, ощущение нехватки воздуха, чувство давления в груди, головная боль, боль в области сердца, страх, шум в ушах, липкий пот, нарастающая бледность, акроцианоз, «нитевидный» пульс, прогрессирующее падение АД, возможна потеря сознания, судороги;

· может отмечаться крапивница, отек Квинке;

· летальный исход может наступить при нарастании явлений дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности.

Тактика медицинской сестры

Цель: восстановить сознание, стабилизация АД

Действия вне лечебного учреждения

Действия в лечебном учреждении

Вызов скорой медицинской помощи «03» через третье лицо.

Вызов врача (фельдшера) через третье лицо.

1. Прекратить попадание аллергена (При внутривенном введении – сохранить венозный доступ).

2. Уложить пациента горизонтально с приподнятым ножным концом (15°-20°); голову повернуть в сторону; зафиксировать язык для предотвращения асфиксии;

3. Холод (при наличии холода) на место инъекции (укуса); жгут (при наличии жгута) выше места инъекции (укуса).

4. Подсчитать ЧСС, ЧДД, измерить АД (при наличии аппарата для измерения АД).

До приезда бригады скорой медицинской помощи ввести раствор адреналина –0,1% - 1,0 внутривенно или внутримышечно, в место инъекции раствор адреналина – 0,1% 0,5 мл, внутримышечно преднизолон 30 мг, супрастин 1,0 внутримышечно.

При необходимости - сердечно-легочная реанимация согласно технологии № 1.

Мониторинг жизненно важных функций организма пациента (PS , ЧДД, АД - при наличии аппарата для измерения АД) до прибытия скорой медицинской помощи.

1. При необходимости - сердечно-легочная реанимация согласно технологии № 1

2. Приготовить Набор № 2 для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях.

3. Выполнение дальнейших мероприятий по назначению врача.

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при отеке Квинке.

Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить неотложное состояние:

· возникает чаще на лекарственный или пищевой аллерген, укусы насекомых;

· внезапное появление ограниченного отека в местах с рыхлой подкожной клетчаткой, чаще в области губ, языка (затрудняется речь, процесс глотания), ушных раковин, шеи, кистей, стоп;

· опасность заключается в развитии механической асфиксии из-за отека верхних дыхательных путей (лающий кашель, осиплость голоса, затруднение вдоха).

Тактика медицинской сестры

Цель: уменьшение отека

Действия вне лечебного учреждения

Действия в лечебном учреждении

Вызвать скорую медицинскую помощь «03».

Сообщить врачу (фельдшеру) через третье лицо.

Немедленно прекратить поступление аллергена.

Немедленно прекратить поступление аллергена.

Антигистаминные препараты внутрь (кларитин, зиртек, супрастин и др.), если не нарушен процесс глотания.

Контроль пульса, проходимости дыхательных путей, развития отека.

Контроль пульса, дыхания, проходимости дыхательных путей до прихода врача, приезда скорой медицинской помощь «03».

Приготовить Набор № 2 для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях. Выполнение дальнейших лечебных мероприятий по назначению врача

Госпитализация в стационар.

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при приступе бронхиальной астмы.

Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить неотложное состояние:

· ребенок болен бронхиальной астмой;

· нарастающее возбуждение и чувство страха смерти, вынужденное положение, возможен цианоз, экспираторная одышка, затрудненное свистящее дыхание, сухой кашель с трудно отделяемой мокротой, тахикардия.

Тактика медицинской сестры

Цель: уменьшение отека и спазма бронхов

Действия вне лечебного учреждения

Действия в лечебном учреждении

Срочно обеспечить консультацию врача (фельдшера) через третье лицо.

Сообщить врачу (фельдшеру) через третье лицо.

Успокоить ребенка. Придать удобное положение. Обеспечить доступ свежего воздуха, не допуская сквозняков. Обильное теплое щелочное питье.

Успокоить ребенка. Придать удобное положение. Оксигенотерапия. Обильное теплое щелочное питье.

Выяснить время приёма бронхо -спазмолитического препарата с помощью ингалятора (если ребёнок его принимает планово) и провести ингаляцию, если прошло более 4 часов.

Контроль пульса, ЧДД, АД.

Контроль пульса, ЧДД, АД.

Приготовить Набор № 2 для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях. Выполнение дальнейших лечебных мероприятий по назначению врача

Оценить эффект терапии через 20-30 минут. Контроль проходимости дыхательных путей.

При отсутствии эффекта, вызов скорой медицинской помощи «03», госпитализация в стационар.

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при кишечном токсикозе с эксикозом.

Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить неотложное состояние:

· развивается у детей до 3-х лет из-за профузной диареи, рвоты на фоне острой кишечной инфекции (сальмонеллез, дизентерия, стафилококковая инфекция и др.);

· сухость кожных покровов и слизистых, потеря веса, западение большого родничка у ребенка грудного возраста, сосет охотно или жадно, олигоурия.

Тактика медицинской сестры

Цель: уменьшение явлений обезвоживания

Действия вне лечебного учреждения

Действия в лечебном учреждении

Вызвать врача, скорую медицинскую помощь «03»

Сообщить врачу (фельдшеру) через третье лицо.

Очистить ротовую полость от остатков рвотных масс (дать прополоскать рот теплой водой, удалить остатки рвотных масс при помощи салфетки).

Очистить ротовую полость от остатков рвотных масс (дать прополоскать рот теплой водой, удалить остатки рвотных масс при помощи салфетки).

Обеспечить профилактику аспирации рвотных масс: уложить с приподнятым головным концом, голову повернуть на бок.

Обеспечить профилактику аспирации рвотных масс: уложить с приподнятым головным концом, голову повернуть на бок.

Дозированное теплое питье (развести упаковку регидрона на 1 л воды) по 1 чайной ложке каждые 5 минут в течение 4 часов.

Контроль ЧСС, ЧДД, диуреза, веса.

Уход за ребенком.

Контроль ЧСС, ЧДД, диуреза до прихода врача, прибытия скорой медицинской помощи «03»

Госпитализация в стационар.

Приготовить Набор № 2 для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях. Выполнение дальнейших лечебных мероприятий по назначению врача

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при аспирации инородного тела.

Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить неотложное состояние:

· при частичной обструкции дыхательных путей – инспираторная одышка (возможно смешанная), неэффективный кашель, хлопающий звук при дыхании, боль в месте стояния инородного тела и кровохарканье (если инородное тело с острыми краями);

· при полной обструкции дыхательных путей – отсутствие дыхания, цианоз.

Тактика медицинской сестры

Цель: восстановление проходимости дыхательных путей

Действия вне лечебного учреждения

Действия в лечебном учреждении

Частичная обструкция дыхательных путей

Вызвать врача, скорую медицинскую помощь «03».

Сообщить дежурному врачу (фельдшеру) через третье лицо.

Ребенка успокоить и уговорить не сдерживать кашель, опустив головной конец.

Ребенка успокоить и уговорить не сдерживать кашель, опустив головной конец.

Ребенка до 1 года положить животом на предплечье левой руки, лицом вниз (предплечье опустить на 60 градусов, поддерживая подбородок и спину). Ладонью правой руки похлопать между лопаток по направлению к голове. Проверить наличие инородного тела в ротовой полости и удалить его.

Ребенка до 1 года положить животом на предплечье левой руки, лицом вниз (предплечье опустить на 60 градусов, поддерживая подбородок и спину). Ладонью правой руки похлопать между лопаток по направлению к голове. Проверить наличие инородного тела в ротовой полости и удалить его.

Срочная госпитализация для проведения бронхоскопии. Дети госпитализируются даже при подозрении на аспирацию инородного тела.

Приготовить необходимый инструментарий и набор лекарственных препаратов в соответствии с утвержденным минимальным перечнем для оказания неотложной медицинской помощи.

Проводить лечебные мероприятия по назначению врача.

Полная обструкция дыхательных путей

Вызвать врача, скорую медицинскую помощь «03».

Сообщить дежурному врачу (фельдшеру) через третье лицо.

При наличии сознания провести прием Хеймлиха:

У детей старшего возраста – стоя позади ребенка, обхватив руками нижние отделы грудной клетки (кисть одной руки сжата в кулак и расположена между пупком и грудиной, вторая поверх первой), обеими руками провести 5-6 толчков по направлению к себе и вверх.

При отсутствии сознания: Уложить ребенка на спину, голову запрокинуть, провести 5-6 толчков кулаком в области эпигастрия по направлению к позвоночнику и вверх. Осмотреть ротовую полость. Если визуально инородное тело определяется, извлечь его согнутым крючком указательным пальцем. Провести 2 контрольных вдувания.

Если проходимость дыхательных путей не восстановилась - прием Хеймлиха повторить.

При восстановлении проходимости дыхательных путей проверить наличие дыхания, сердечных сокращений. При отсутствии дыхания – искусственная вентиляция легких, при отсутствии дыхания и сердечной деятельности – сердечно-легочная реанимация.

При наличии собственного дыхания и сердцебиений – контроль за состоянием ребенка до прихода врачи, приезда скорой медицинской помощи «03».

У детей грудного возраста – ребенка положить животом на предплечье левой руки, лицом вниз (предплечье опустить на 60 градусов, поддерживая подбородок и спину). Ладонью правой руки провести 5-6 толчкообразных движений между лопатками по направлению к голове. Проверить наличие инородного тела в ротовой полости и удалить его. При восстановлении проходимости дыхательных путей проверить наличие дыхания, сердечных сокращений. При отсутствии дыхания – искусственная вентиляция легких, при отсутствии дыхания и сердечной деятельности – сердечно-легочная реанимация.

При наличии собственного дыхания и сердцебиений – контроль за состоянием ребенка до прихода врачи, приезда скорой медицинской помощи «03».

Провести прием Хеймлиха:

У детей старшего возраста – стоя позади ребенка, обхватив руками нижние отделы грудной клетки (кисть одной руки сжата в кулак и расположена между пупком и грудиной, вторая поверх первой), обеими руками провести 5-6 толчков по направлению к себе и вверх.

У грудного возраста – ребенка положить животом на предплечье левой руки, лицом вниз (предплечье опустить на 60 градусов, поддерживая подбородок и спину). Ладонью правой руки провести 5-6 толчкообразных движений между лопатками по направлению к голове. Проверить наличие инородного тела в ротовой полости и удалить его.

Срочная госпитализация в стационар.

Приготовить Набор № 2 для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях. Выполнение дальнейших лечебных мероприятий по назначению врача

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при остром стенозирующем ларинготрахеите.

Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить неотложное состояние:

· развивается внезапно, чаще в ночное время, на фоне ОРВИ;

· беспокойство, осипший голос, лающий кашель, нарастание инспираторной одышки с участием вспомогательной мускулатуры, периоральный цианоз;

· тяжесть состояния обусловлена степенью стеноза подсвязочного пространства и дыхательной недостаточностью.

Тактика медицинской сестры

Цель: уменьшение явлений дыхательной недостаточности

Действия вне лечебного учреждения

Действия в лечебном учреждении

Вызвать врача, скорую медицинскую помощь «03».

Сообщить дежурному врачу (фельдшеру) через третье лицо.

Успокоить ребенка, взять на руки или придать возвышенное положение головы. Обеспечить доступ свежего воздуха, не допуская сквозняков.

Контроль пульса, ЧДД, проходимости дыхательных путей.

Успокоить ребенка, взять на руки или придать возвышенное положение головы. Обеспечить доступ свежего воздуха, не допуская сквозняков.

Контроль пульса, ЧДД, проходимости дыхательных путей.

Ультразвуковые ингаляции с добавлением 0,05% раствора нафтизина (10 кап в ингалятор). Теплое щелочное питье.

Теплое щелочное питье.

Отвлекающие процедуры: горячие ножные и ручные ванны.

Оксигенотерапия.

При гипертермии провести мероприятия по снижению температуры тела.

При гипертермии провести мероприятия по снижению температуры тела.

Контроль пульса, ЧДД, проходимости дыхательных путей до прихода врача, приезда скорой медицинской помощи, «03»

Контроль пульса, ЧДД, проходимости дыхательных путей до прихода врача.

Госпитализация в стационар.

Приготовить Набор № 2 для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях. Выполнение дальнейших лечебных мероприятий по назначению врача

Технология оказания доврачебной медицинской помощи при менингококцемии

Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить неотложное состояние:

· начинается с повышения температуры тела до 39-40 градусов;

· головная боль, нередко возбуждение, бледность кожных покровов, язык сухой, обложен густым налетом;

· геморрагическая сыпь на ягодицах, бедрах, голенях, животе, реже на лице – в виде «звездочек» неправильной формы и разной величины с некрозом в центре, плотная на ощупь, через несколько часов приобретает сливной характер с образованием больших багрово-цианотичных пятен, которые быстро некротизируются;

· при сверхостром течении развивается инфекционно-токсический шок (быстрое снижение температуры до нормальных цифр, нарушение сознания, бледность кожных покровов, акроцианоз, судороги, тахикардия, тахипноэ, снижение АД)

Тактика медицинской сестры

Цель: восстановление проходимости дыхательных путей и мониторинг жизненно-важных функций

Действия вне лечебного учреждения

Действия в лечебном учреждении

Вызвать врача, скорую медицинскую помощь «03».

Сообщить дежурному врачу (фельдшеру) через третье лицо.

Обеспечить проходимость верхних дыхательных путей. Доступ свежего воздуха.

Обеспечить проходимость верхних дыхательных путей. Оксигенотерапия.

Контроль пульса, АД, дыхания, появления сыпи.

Контроль пульса, АД, дыхания, появления сыпи.

Провести мероприятия по снижению температуры тела.

Провести мероприятия по снижению температуры тела.

При появлении признаков клинической смерти провести сердечно-легочную реанимацию.

При появлении признаков клинической смерти провести сердечно-легочную реанимацию.

Контроль пульса, дыхания, температуры тела до прихода врача, приезда скорой медицинской помощь «03».

Контроль пульса, дыхания, температуры тела до прихода врача.

Госпитализация в стационар.

Приготовить Набор № 2 для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях. Выполнение дальнейших лечебных мероприятий по назначению врача.

Внимание! Обеспечить защиту медперсонала от менингококка (маска, промывание полости носа и глотки раствором фурациллина).

Внимание! Обеспечить защиту медперсонала от менингококка (маска, промывание полости носа и глотки раствором фурациллина).

Технология проведения сердечно-легочной реанимации

пациента / пострадавшего.

Ребенку до 1 года .

Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить неотложное состояние – клиническую смерть:

· отсутствие сознания,

· отсутствие дыхания,

· отсутствие пульса на сонной артерии,

· широкие зрачки;

· кожные покровы бледные.

Тактика медицинской сестры

Цель: восстановление дыхательной и сердечной деятельности

Действия вне лечебного учреждения

Действия в лечебном учреждении

Вызвать скорую медицинскую помощь «03».

Вызвать врача через третье лицо

1. Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, потрите его по спине или осторожно потеребите его.

2. Если ребенок не реагирует, то, крепко поддерживая рукой голову и шею и не сгибая ему спину, положите ребенка на твердую поверхность лицом вверх и обнажите ему грудь; зафиксируйте время.

Внимание!

Если сердце у ребенка бьется, надавливаний на грудную клетку делать не нужно: это может привести к остановке сердца.

3. Чтобы освободить дыхательные пути от запавшего языка, приподнимите ребенку подбородок и отведите голову назад.

Внимание!

При повреждении позвоночника запрещается запрокидывать и поворачивать голову на бок. Рот ребенка должен оставаться открытым.

4. Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы услышать его дыхание, и посмотрите, движется ли его грудная клетка. Присматривайтесь и прислушивайтесь не более 5 секунд.

Приступите к проведению сердечно-легочной реанимации:

А - восстановить проходимость дыхательных путей.

В – искусственная вентиляция легких

С – непрямой массаж сердца.

5. Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию.

Не меняя положения головы ребенка, плотно обхватите своими губами его нос и рот. Сделайте неглубокий вдох и произведите 2 осторожных вдувания воздуха длительностью по 1 секунде каждое, с паузой между ними.

6. Не меняя положения головы ребенка, плотно обхватите своими губами его нос и рот. Сделайте неглубокий вдох и произведите 2 осторожных вдувания воздуха длительностью по 1 секунде каждое, с паузой между ними.

7. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, измените положение головы ребенка и сделайте еще 2 вдувания воздуха.

Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, значит, дыхательные пути непроходимы.

8. Заметив, что грудная клетка приподнимается во время искусственного дыхания, положите 2 пальца на внутреннюю поверхность руки ребенка чуть выше локтя и слегка надавите. В течение 5—10 секунд пытайтесь нащупать пульс.

9. Если пульс есть, продолжайте искусственное дыхание, производя по 1 вдуванию воздуха каждые 3 секунды. Через каждые 20 вдуваний проверяйте пульс.

Через 1 минуту вызовите неотложную помощь. Потом продолжайте искусственное дыхание с проверкой пульса.

10. Чередуйте 1 вдувание воздуха с 5 нажатиями на грудину. Смещение грудины к позвоночнику проводить плавно на 1,5- 2 см одним или двумя пальцами по срединной линии грудины выше мечевидного отростка. Соотношение вдуваний и компрессий грудины у детей грудного возраста 1 : 3.

Оценивать правильность непрямого массажа сердца по появлению пульсовой волны на сонной артерии (у детей грудного возраста на плечевой артерии) в такт компрессиям.

Частота компрессий 120-140 в минуту.

Повторите эти приемы 10 раз.

11. Снова в течение 5—10 секунд пытайтесь нащупать пульс.

Повторяйте приемы, описанные в пунктах 10 и 11, до появления пульса или прибытия врача. Если пульс восстановился, повторяйте прием, описанный в пункте 8.

Оценивать эффективность реанимации через каждую минуту по зрачкам (сужение зрачков при эффективной реанимации).

Реанимацию можно прекратить:

1.при эффективной реанимации при появлении самостоятельного дыхания и сердцебиения

2. при неэффективной реанимации через 30 минут

При восстановлении жизненно важных функций госпитализация в стационар.

Приготовить Набор № 2 для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях. Выполнение дальнейших мероприятий по назначению врача.

Технология проведения сердечно-легочной реанимации

пациента / пострадавшего.

Ребенку 1 – 8 лет.

Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить неотложное состояние – клиническую смерть:

· отсутствие сознания,

· отсутствие дыхания,

· отсутствие пульса на сонной артерии,

· широкие зрачки;

· кожные покровы бледные.

Тактика медицинской сестры

Цель: восстановление дыхательной и сердечной деятельности

Действия вне лечебного учреждения

Действия в лечебном учреждении

Вызвать скорую медицинскую помощь «03».

Вызвать врача через третье лицо

1. Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, осторожно потеребите его и позовите по имени.

2. Если ребенок не реагирует, то, крепко поддерживая рукой голову и шею и не сгибая ему спину, положите ребенка на твердую поверхность лицом вверх и обнажите ему грудь; зафиксируйте время.

Внимание!

Если сердце у ребенка бьется, надавливаний на грудную клетку делать не нужно: это может привести к остановке сердца.

3. Чтобы освободить дыхательные пути от запавшего языка, приподнимите ребенку подбородок и отведите голову назад.

Внимание!

При повреждении позвоночника запрещается запрокидывать и поворачивать голову на бок. Рот ребенка должен оставаться открытым.

4. Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы услышать его дыхание, и посмотрите, движется ли его грудная клетка. Присматривайтесь и прислушивайтесь не более 5 секунд.

Приступите к проведению сердечно-легочной реанимации:

А - восстановить проходимость дыхательных путей.

В – искусственная вентиляция легких

С – непрямой массаж сердца.

Соотношение вдуваний и компрессий грудины 1 : 5 (два спасателя) или 2 : 15 (один спасатель).

5. Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию.

Не меняя положения головы ребенка, большим и указательным пальцами зажмите ему нос и плотно прижмите свой рот к его рту. Сделайте 2 медленных полных вдувания воздуха, с паузой между ними.

6. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, измените положение головы ребенка и сделайте еще 2 вдувания воздуха.

Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, значит, дыхательные пути непроходимы.

7. Заметив, что грудная клетка приподнимается во время искусственного дыхания, прикоснитесь двумя пальцами к адамову яблоку. Переместите пальцы в углубление между адамовым яблоком и мышцей на боковой стороне шеи. В течение 5—10 секунд пытайтесь нащупать пульс.

8. Если пульс есть, продолжайте искусственное дыхание, производя по 1 вдуванию воздуха каждые 4 секунды. Через каждые 15 вдуваний проверяйте пульс.

Через 1 минуту вызовите неотложную помощь. Потом продолжайте искусственное дыхание с проверкой пульса.

9. Если пульса нет, начинайте непрямой массаж сердца.

Не меняя положения головы ребенка, положите основания ладони рук так, что бы они располагать одна на другой по срединной линии грудины выше мечевидного отростка. Смещение грудины к позвоночнику проводить плавно на 2,5—4 см двумя прямыми руками, на 2- 3 см одной рукой (у детей младшего возраста). Чередуйте 1 вдувание воздуха с 5 нажатиями на грудину.

Оценивать правильность непрямого массажа сердца по появлению пульсовой волны на сонной артерии в такт компрессиям.

Частота компрессий 80-100 в минуту (у детей грудного возраста 100-120 в минуту)

Повторите эти приемы 10 раз.

11. Снова в течение 5—10 секунд пытайтесь нащупать пульс.

Повторяйте приемы, описанные в пунктах 10 и 11, до появления пульса или прибытия врача. Если пульс восстановился, повторяйте прием, описанный в пункте 8.

Оценивать эффективность реанимации через каждую минуту по зрачкам (сужение зрачков при эффективной реанимации).

Реанимацию можно прекратить:

1.при эффективной реанимации при появлении самостоятельного дыхания и сердцебиения

2. при неэффективной реанимации через 30 минут

При восстановлении жизненно важных функций госпитализация в стационар.

Приготовить Набор № 2 для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях. Выполнение дальнейших мероприятий по назначению врача.

Технология проведения сердечно-легочной реанимации

пациента / пострадавшего.

Ребенку старше 8 лет.

Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить неотложное состояние – клиническую смерть:

· отсутствие сознания,

· отсутствие дыхания,

· отсутствие пульса на сонной артерии,

· широкие зрачки;

· кожные покровы бледные.

Тактика медицинской сестры

Цель: восстановление дыхательной и сердечной деятельности

Действия вне лечебного учреждения

Действия в лечебном учреждении

Вызвать скорую медицинскую помощь «03».

Вызвать врача через третье лицо

1. Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, осторожно потеребите его и позовите по имени.

2. Если ребенок не реагирует, то, крепко поддерживая рукой голову и шею и не сгибая ему спину, положите ребенка на твердую поверхность лицом вверх и обнажите ему грудь; зафиксируйте время.

Внимание!

Если сердце у ребенка бьется, надавливаний на грудную клетку делать не нужно: это может привести к остановке сердца.

3. Чтобы освободить дыхательные пути от запавшего языка, приподнимите ребенку подбородок и отведите голову назад.

Внимание!

При повреждении позвоночника запрещается запрокидывать и поворачивать голову на бок. Рот ребенка должен оставаться открытым.

4. Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы услышать его дыхание, и посмотрите, движется ли его грудная клетка. Присматривайтесь и прислушивайтесь не более 5 секунд.

Приступите к проведению сердечно-легочной реанимации:

А - восстановить проходимость дыхательных путей.

В – искусственная вентиляция легких

С – непрямой массаж сердца.

Соотношение вдуваний и компрессий грудины 1 : 5 (два спасателя) или 2 : 15 (один спасатель).

5. Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию.

Не меняя положения головы ребенка, большим и указательным пальцами зажмите ему нос и плотно прижмите свой рот к его рту. Сделайте 2 медленных полных вдувания воздуха, с паузой между ними.

6. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, измените положение головы ребенка и сделайте еще 2 вдувания воздуха.

Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, значит, дыхательные пути непроходимы.

7. Заметив, что грудная клетка приподнимается во время искусственного дыхания, прикоснитесь двумя пальцами к адамову яблоку. Переместите пальцы в углубление между адамовым яблоком и мышцей на боковой стороне шеи. В течение 5—10 секунд пытайтесь нащупать пульс.

8. Если пульс есть, продолжайте искусственное дыхание, производя по 1 вдуванию воздуха каждые 5 секунд. Через каждые 12 вдуваний проверяйте пульс.

Через 1 минуту вызовите неотложную помощь. Потом продолжайте искусственное дыхание с проверкой пульса.

9. Если пульса нет, начинайте непрямой массаж сердца.

Не меняя положения головы ребенка, положите основания ладони рук так, что бы они располагать одна на другой по срединной линии грудины выше мечевидного отростка. Смещение грудины к позвоночнику проводить плавно на 4- 5 см двумя прямыми руками.

Частота компрессий 60 – 80 в минуту

Чередуйте 2 вдувания воздуха с 15 нажатиями на грудину. Повторите эти приемы 4 раза.

10. Снова в течение 5—10 секунд пытайтесь нащупать пульс.

Повторяйте приемы, описанные в пунктах 9 и 10, до появления пульса или прибытия врача. Если пульс восстановился, повторяйте прием, описанный в пункте 8.

Оценивать эффективность реанимации через каждую минуту по зрачкам (сужение зрачков при эффективной реанимации).

Реанимацию можно прекратить:

1.при эффективной реанимации при появлении самостоятельного дыхания и сердцебиения

2. при неэффективной реанимации через 30 минут

При восстановлении жизненно важных функций госпитализация в стационар.

Приготовить Набор № 2 для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях. Выполнение дальнейших мероприятий по назначению врача.

Список литературы

1. Руководство для средних медицинских работников принимающих участие в ПМСП, Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007 г

2. Винничук Н. Н. и др., «Организация медицинского обеспечения населения при ЧС», М. «АНМИ»,2003 г.

3. Красильникова И. М., Моисеева Е. Г., «Неотложная медицинская помощь» - М. «АНМИ»,2004 г.;

4. «Медицина катастроф», Учебное пособие. Под. Ред. Рябочкина В. М., «ИНИ Лтд», 1996 г .

5. Стандарты практической деятельности медицинской сестры, I , II ч. М., 1998, Ассоциация медсестер России

6. Стандарты деятельности фельдшера (медицинской сестры скорой медицинской помощи, Волгоград 2007 под ред. Е.А. Анищенко, акад РАМН В.И. Петрова)

7. Алгоритмы выполнения манипуляций по клиническим дисциплинам специальности 0406 «Сестринское дело», Волгоград 2007 г . (под ред. акад РАМН В.И. Петрова)

8. Неотложная медицинская помощь. Медицина катастроф., М., 2000 г . МЗ РФ, ВНУМЦ.