Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Учебно-методическое пособие по самоподготовке, самооценке и самоконтролю Личная гигиена пациента

«Энгельсский медицинский колледж»

Козлова А.П.

Учебно-методическое пособие

по самоподготовке, самооценке и самоконтролю

Личная гигиена пациента

Лечебно-охранительный режим. Правильная биомеханика тела медицинской сестры и пациента

Учебное пособие по самоподготовке, самооценке и самоконтролю по теме «Личная гигиена пациентов», дисциплине «Основы сестринского дела» подготовлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Основы сестринского дела» по специальностям 060109 «Сестринское дело» и 060101 «Лечебное дело».

В пособии даются рекомендации по самоподготовке студентов с указанием источника, предлагается перечень контролирующего материала в виде тестовых заданий различного уровня сложности, ситуационные задачи, проблемные вопросы, «немые» графы, таблицы. С целью самоконтроля представлены эталоны ответов на задания, даны критерии оценок по каждому заданию.

Данное методическое пособие предназначено для оптимизации самостоятельной учебной деятельности студентов 2 курса медицинских училищ и колледжей.

Подготовлено преподавателем дисциплины «Основы сестринского дела» Энгельсского медицинского колледжа Козловой А. П.

Рецензент:

Директор института сестринского дела СГМУ, доктор медицинских наук, доцент Алешкина О.Ю.

Содержание

Пояснительная записка

4

Тема: Личная гигиена пациента

5

Цели занятия

5

Рекомендации по самоподготовке

6

Характеристика положения пациента в постели

8

Задания на дополнение

8

Ситуационные задачи

9

Карта сестринского процесса к задаче №11

11

Тестовый контроль

12

Задания на заполнение пустых граф по алгоритмам

14

Эталон ответов по характеристике положения пациента в постели

23

Эталон ответов на задание по дополнению

23

Эталон ответов на ситуационные задачи

23

Эталон заполнения карты сестринского процесса к задаче №11

25

Эталон ответов на тестовый контроль

26

Эталон заполнения пустых граф

26

Критерии оценок по заданиям

33

Тема: Лечебно-охранительный режим. Правильная биомеханика тела медицинской сестры и пациента

34

Цели занятия

34

Рекомендации по самоподготовке

34

Задание на дополнение

35

Тестовые задания

36

Ситуационные задачи

37

Графический диктант

38

Задания на заполнение пустых граф по алгоритмам

39

Эталон ответов на задание по дополнению

42

Эталон ответов на тестовый контроль

42

Эталон ответов на ситуационные задачи

42

Эталон ответов на графический диктант

42

Эталон заполнения пустых граф

43

Критерии оценок по заданиям

45

Глоссарий

46

Список литературы

47

Пояснительная записка

В совершенствовании качества преподавания и системы подготовки высококвалифицированных медицинских специалистов большое значение имеет самостоятельная работа студентов над учебным материалом.

Учебно-методическое пособие по самоподготовке, самооценке и самоконтролю по темам «Личная гигиена пациента», «Биомеханика тела» подготовлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Основы сестринского дела» по специальностям 060109 «Сестринское дело» и 060101 «Лечебное дело.

В пособии даются рекомендации по самоподготовке студентов с указанием источника, предлагается перечень контролирующего материала в виде тестовых заданий различного уровня сложности, ситуационные задачи, проблемные вопросы, «немые» графы, таблицы. С целью самоконтроля представлены эталоны ответов на задания, даны критерии оценок по каждому заданию.

Данное методическое пособие может быть использовано на практических занятиях по дисциплине «Основы сестринского дела» при изучении тем «Личная гигиена пациента», «Лечебно-охранительный режим. Правильная биомеханика тела медицинской сестры и пациента» для текущего уровня знаний и как форма организации внеаудиторной работы студентов, направленная на повышение интереса к изучаемой дисциплине, на мотивацию студентов к самостоятельному углубленному изучению учебного материала и интенсификацию учебного процесса.

Тема: «Личная гигиена пациента»

Цели занятия

Учебные: Изучить принципы гигиенического ухода за пациентом, изучить факторы риска, места образования и стадии развития пролежней, научиться ухаживать за постелью и бельём пациента в зависимости от тяжести его состояния.

Студент должен знать:

- принципы гигиенического ухода;

- факторы риска образования пролежней;

- места возможного образования пролежней, стадии образования;

- правила сборки и транспортировки грязного белья;

- возможные проблемы пациента;

- нарушение целостности кожных покровов: пролежни;

- риск появления пролежней у тяжелобольного пациента, сестринские вмешательства.

Студент должен уметь:

- определять степень риска возникновения пролежней у каждого пациента;

- провести мероприятия по профилактике пролежней;

- обработать кожу при наличии пролежней;

- обучить родственников тяжелобольного пациента элементам профилактики пролежней на дому;

- обучить пациента и его семью уходу за естественными складками кожи и слизистыми оболочками на дому;

- создать пациенту в постели необходимое положение в зависимости от заболевания с помощью функциональной кровати и других различных приспособлений;

- приготовить постель пациенту;

- сменить нательное и постельное бельё;

- провести мероприятия по профилактике пролежней;

- обработать естественные складки кожи с целью профилактики опрелостей;

- организовать и оказать помощь пациенту при утреннем туалете;

- умыть пациента;

- ухаживать за слизистыми; удалять выделения и корочки из носа, протирать глаза, обработать слизистую ротовой полости и губ, очистить наружный слуховой проход;

- чистить зубы пациента;

- стричь ногти на руках и ногах;

- брить лицо пациента;

- подать судно и мочеприёмник (мужчине и женщине);

- мыть голову и ноги;

- обтирать кожу с лёгким массажем спины;

- ухаживать за наружными половыми органами и промежностью.

Ι . Рекомендации по самоподготовке

Контрольные вопросы к теме

№п/п

Контрольные вопросы к теме

Рекомендуемая литература

1.

Каково назначение функциональной кровати

Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Практикум –стр.223

2.

Какое положение в постели может занимать пациент в постели

Мухина С.А. Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике –стр.12

3.

Приготовление постели тяжелобольному

Левина В.А.

Методические стандарты сестринских манипуляций –стр.33

4.

Что необходимо приготовить и как осуществить обработку полости рта пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии

Левина В.А.

Методические стандарты сестринских манипуляций – стр.48

5.

Что необходимо приготовить и как осуществить обработку полости носа

Левина В.А.

Методические стандарты сестринских манипуляций – стр.50

6.

Как осуществить обработку наружного слухового прохода

Левина В.А.

Методические стандарты сестринских манипуляций – стр.51

7.

Уложить пациента и осуществить мытье ног и головы

Левина В.А.

Методические стандарты сестринских манипуляций –стр.52

8.

Обработать глаза пациенту

Левина В.А.

Методические стандарты сестринских манипуляций –стр.49

9.

Умыть пациента, находящегося на постельном режиме

Левина В.А.

Методические стандарты сестринских манипуляций – стр.47

10.

Как проводить бритье лица пациента

Левина В.А.

Методические стандарты сестринских манипуляций 54

11.

Какие антисептические растворы применяют при проведении утреннего туалета пациента

Мухина С.А. Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» - стр.43

12.

Обработка кожи тяжелобольному пациенту

Левина В.А.

Методические стандарты сестринских манипуляций – стр. 46

13.

Как часто необходимо менять положение в постели тяжелобольному

Мухина С.А. Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» -стр.39

14.

Какими растворами проводят обработку кожи пациента

Мухина С.А. Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» -стр. 44

15.

Как нужно проводить уход за промежностью

Левина В.А.

Методические стандарты сестринских манипуляций – стр.44

16.

Подача судна в постель тяжелобольному

Левина В.А.

Методические стандарты сестринских манипуляций – стр.41

17.

Правила ухода за наружными половыми органами

Мухина С.А. Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике- стр.42

18.

Как обработать естественные кожные складки под молочными железами

Мухина С.А. Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике – стр.27

19.

Как проводится профилактика пролежней

Левина В.А.

Методические стандарты сестринских манипуляций – стр.45

20.

Обработка пролежней

Левина В.А.

Методические стандарты сестринских манипуляций – стр.46

21.

Как проводится лёгкий массаж спины тяжелобольному

Мухина С.А. Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике – стр.34

22.

Правила подачи мочеприемника тяжелобольному

Левина В.А.

Методические стандарты сестринских манипуляций – стр. 41

23.

Как часто перестилается постель тяжелобольному

Левина В.А.

Методические стандарты сестринских манипуляций

24.

Способы смены постельного белья больному

Левина В.А.

Методические стандарты сестринских манипуляций – стр. 34

25.

Смена нательного белья тяжелобольному

Левина В.А.

Методические стандарты сестринских манипуляций –стр.35

ΙΙ. Задания по самоконтролю

Дайте характеристику положения пациента в постели

1. Активное положение ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. Пассивное положение________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Вынужденное положение ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Дополните

1. Кожу тяжелобольного необходимо ежедневно протирать_________________________________

2. Смену нательного и постельного белья в отделении производят __________________________

_________________________________________________________________________________

3. Для ослабленных больных при недержании кала и мочи применяют________________________ _____________________________________________________________________________________

4. Если одна из рук пациента повреждена, рукав рубашки сначала снимают ___________________

__________________________________________________________________________________

5. Гигиеническую ванну или душ необходимо назначать пациенту не реже ____________________

6. Омертвение кожи - это____________________________________________________________

7. Тяжелобольному постельное и нательное бельё меняют __________________________________ _____________________________________________________________________________________

8. При появлении гиперемии на местах проекции костей необходимо обработать кожу

__________________________________________________________________________________

9. Лечение пролежня осуществляют путём наложения на рану_______________________________

___________________________________________________________________________________

10. Пролежни чаще всего образуются в области ___________________________________________ _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

11. При подготовке постели для тяжелобольного необходимо на простынь положить ___________________________________________________________________________________

12. Медсестра должна постоянно следить за тем, чтобы положение пациента было __________

__________________________________________________________________________________

13.Мыть голову следует не реже ________________________________________________________

14.Для удаления серы из ушей необходимо в слуховой проход закапать ______________________

______________________________________________________________________________

15.Перед тем, как обрезать ногти пациенту, необходимо ____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Для обработки полости рта необходимо приготовить инструментарий ______________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Обрабатывать глаз следует в направлении от __________________________________________ _____________________________________________________________________________________

18.Для удаления корочек из носа у тяжелобольных используют_____________ __________________ _____________________________________________________________________________________

19. Для обработки глаз при наличии выделений следует приготовить следующие антисептики__________________________________________________________________________

__________________ __________________________________________________________________

20. Функциональная кровать служит для ____________________________________________ __________________________________________________________________________

Решите ситуационные задачи

1. Пациент жалуется на сухость в носу, образование в полости носа корочек.
Как помочь пациенту?

Проблемы пациента?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. У пациентки появился неприятный запах изо рта.

Что необходимо предпринять? Проблемы пациента?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Пациент не может открыть глаза, слиплись веки и ресницы.
В чём заключается помощь пациенту?

Проблемы пациента?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Проводя утренний туалет пациенту, медсестра заметила в наружном слуховом проходе скопившуюся серу.

Ваши действия по оказанию помощи? Проблемы пациента?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Пациентка жалуется на зуд кожи головы, волосы сальные.
Что предпринять?

Проблемы пациента?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. При проведении обработки кожи пациента медсестра заметила на крест це синюшно-красного цвета участок кожи.

Ваши действия? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. При проведении утреннего туалета у пациентки обнаружена опрелость под молочными железами. Что нужно сделать?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. У тяжелобольного пациента на крестце появились пузыри. Какую помощь вы окажете пациенту?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Пациент в течение двух часов находился на загрязнённом мокром постельном белье. Ваши действия?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Пациентка жалуется на боль между лопаток от длительного лежания на спине. Помощь медсестры?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. В отделение находится тяжелобольной пациент. Врачом назначен постельный режим. Медицинская сестра провела мероприятия по личной гигиене.

Задание:

  1. Удовлетворение каких потребностей нарушено?
  2. Организовать сестринский процесс у данного пациента.
  3. Заполнить карту сестринского процесса

Карта сестринского процесса

Настоящие проблемы:

Потенциальные проблемы:

.

Краткосрочная цель:

Долгосрочная цель :

План

Реализация

Оценка

Тестовый контроль

1. Умывание пациента проводят:

а) вечером;

б) утром;

в) после обеда.

2. Для умывания пациента готовят:

а) таз с водой, две рукавички;

б) мочалку, ведро;

в) салфетку, мыло.

3. Голову тяжелобольному следует мыть:

а) два раза в месяц;

б) ежедневно;

в) еженедельно.

4. Мытьё ног тяжелобольному пациенту осуществляют:

а) 2 - 3 раза в неделю;

б) ежедневно;

в) один раз в неделю.

5. При обработке полости рта тяжелобольному пациенту, медсестре необходимо надеть:

а) маску, перчатки;

б) маску, перчатки, защитные очки;

в) маску.

6. Утренний туалет глаз при наличии выделений проводят антисептическим раствором:

а) глицерином;

б) перекисью водорода;

в) 0,02% раствором фурациллина, 2% раствором натрия гидрокарбоната.

7. При появлении трещин на губах пациенту необходимо смазать губы:

а) вазелиновым маслом;

б) содовым раствором;

в) раствором перманганата калия.

8. При образовании корочек в носу необходимо закапать:

а) фурациллин 02% раствор;

б) растительное масло, глицерин, вазелиновое масло;

в) 3% перекиси водорода.

9. Тяжелобольному пациенту чистят зубы:

а) ежедневно;

б) 2 - 3 раза в неделю;

в) 2 раза в день.

10. Постельные принадлежности для пациента состоят из:

а) матрац, одеяло, две простыни, подушка;

б) матрац, простынь, одеяло, пододеяльник, две подушки, два полотенца;

в) две простыни, подушка, одеяло.

11. Для проведения бритья пациента в постели безопасной бритвой необходимо приготовить воду:

а) тёплую 37° С;

б) горячую 40 - 45° С;

в) комнатную.

12.. Для удаления серной пробки в наружном слуховом проходе необходимо приготовить:

а) тёплую воду, лоток, шприц Жанэ, 3% перекись водорода;

б) ватные турунды;

в) вазелиновое масло.

13. Для очистки пространства между зубами необходимо использовать:

а) зубочистку;

б) зубную щётку;

в) специальную ароматизированную нить.

14. Перестилать постель тяжелобольным следует:

а) ежедневно;

б) два раза в неделю;

в) один раз в неделю или по мере необходимости.

15. Расчёсывать волосы после мытья необходимо:

а) после высыхания от центра к периферии;

б) мокрыми, от периферии к центру;

в) после высыхания от периферии к центру

16. После обработки ротовой полости, глаз, шарики ватные необходимо:

а) прокипятить в воде 15 минут;

б) погрузить в 3% раствор хлорамина на 1 час;

в) сразу уничтожить методом сжигания.

17. Обработку кожи тяжелобольного проводят:

а) через каждые 2 часа;

б) ежедневно утром и вечером;

в) один раз в день.

18. Менять положение в постели для профилактики пролежней необходимо:

а) через каждые 2 часа;

б) один раз в день;

в) два раза в день.

19. Кожа пациента для профилактики пролежней обрабатывается:

а) 3% раствором перекиси водорода;

б) 0,5% раствором хлорамина;

в) 10% раствором камфорного спирта или 0,5% раствором нашатырного спирта.

20. Образованию пролежней способствует:

а) длительное лежание в одном положении, плохой уход за кожей пациента;

б) лихорадка;

в) тяжёлое состояние пациента.

21. При длительном сдавливании кожи и тканей, происходит появление на коже:

а) мозолей;

б) уплотнения;

в) синюшно-красных участков кожи.

22. После обмывания кожи, необходимо:

а) смазать вазелином;

б) осушить кожу, сделать лёгкий массаж;

в) обработать 3% раствором перекиси водорода.

23. При перестилании постели тяжелобольному пациенту необходимо:

а) стряхнуть и расправить простынь, осмотреть кожу;

б) подать судно;

в) сделать массаж спины.

24. При осмотре естественных складок кожи пациента необходимо:

а) смазать их вазелином;

б) промыть тёплой водой, осушить и присыпать присыпкой;

в) смазать камфарным спиртом.

25. Проводить пациенту гигиеническую ванну необходимо:

а) один раз в месяц;

б) один раз в неделю;

в) ежедневно.

26. Некроз - это:

а) омертвение кожи;

б) уплотнение кожи;

в) воспаление кожи.

27. Постельное и нательное бельё меняют:

а) два раза в день;

б) один раз в месяц;

в) один раз в неделю и по мере загрязнения.

28. При смене постельного белья, сброс грязного производят:

а) на пол;

б) в тканевый мешок;

в) в клеенчатый мешок.

29. Наружные половые органы подвергаются обработке:

а) ежедневно;

б) два раза в день;

в) после каждого акта дефекации и мочеиспускания.

30. При подаче судна пациенту в постель необходимо:

а) сполоснуть горячей водой;

б) сполоснуть горячей водой, оставив в нём немного воды;

в) подать судно холодное.

Заполните пустые графы

Приготовление постели пациенту

Цель : создание максимального удобства пациенту в постели.

Оснащение: матрац, клеенка, 2 подушки (ватная и перьевая), одеяло (шерстяное или байковое), комплект белья.

Действие

Обоснование

1. Проверьте сетку кровати (она должна быть хорошо натянута).

Исключается «провисание» сетки кровати.

2. Положите матрац без бугров и впадин.

3.

Исключается риск загрязнения матраца

4. Покройте простыней, края которой заправьте под матрац.

5. Наденьте наволочки на подушки и положите ватную подушку параллельно кровати, а перьевую под небольшим углом к каретке кровати.

6.

Соблюдение правил личной гигиены

7. На каретку кровати повесьте полотенце.

Умывание пациента

Цель: соблюдение правил личной гигиены

Показания: плановая гигиеническая обработка лица у пациентов, находящихся на постельном режиме.

Оснащение: таз с теплой водой, 2 рукавички из махровой ткани.

Действие

Обоснование

1. Вымойте руки.

2. Смочите рукавичку в теплой воде, слегка отожмите лишнюю воду.

Обеспечивается подготовка к умыванию пациента

3. Наденьте рукавичку на правую руку

4.

Обеспечивается умывание.

5. Вытрите лицо пациента насухо.

6.

Исключается риск инфицирования контактным путем.

Смена постельного белья продольным способом

Цель: ______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Показания: загрязнение белья или плановая смена белья пациентам, которым разрешено поворачиваться в постели.

Противопоказания: строгий постельный режим пациента.

Оснащение: комплект постельного белья, клеенчатый мешок для использованного белья, перчатки.

Действие

Обоснование

1. Наденьте перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2. Чистую простыню скатать по длине до половины

3.

Обеспечивается подготовка для смены простыни

4. Подвиньте пациента к краю кровати, повернув его на бок

5.

Обеспечивается уборка грязной простыни

6. На освободившейся части постели расстелите чистую простыню

7.

Обеспечивается перекладывание пациента на чистую простыню

8. Уберите грязную простыню в клеенчатый мешок и расправьте чистую

9.Края простыни подверните под матрац

Исключается риск образования складок на простыне

10. Снимите перчатки, вымойте руки

Смена постельного белья поперечным способом

Цель: соблюдение правил личной гигиены

Показания: загрязнение белья или плановая смена белья пациентам, находящимся на строгом постельном режиме (запрещены активные движения в постели).

Оснащение: _______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Действие

Обоснование

1. Наденьте перчатки.

Исключается риск инфицирования контактным путем.

2.

Обеспечивается подготовка для смены простыни.

3. Осторожно приподнимите верхнюю часть туловища пациента, уберите подушки.

4.

Обеспечивается доступ для смены простыней верхней части кровати.

5. На чистую простыню положите подушку и опустите на нее голову пациента

6.

Исключаются активные действия пациента в постели, проводится замена простыней.

7. Опустите таз и ноги пациента, заправьте края простыни под матрац.

8. Уберите грязную простыню в клеенчатый мешок.

Исключается риск инфицирования.

Подача судна и мочеприемника

Цель : _______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Действие

Обоснование

1. Отгородить пациента ширмой

Соблюдение прав человека исходя из норм этической морали

2. Положить под таз пациента клеенку

3.

Исключается риск неприятных ощущений у пациента при подаче судна

4. Помочь пациенту слегка повернуться на бок, ноги его при этом согнуты в коленях

5. Правой рукой подвести судно под ягодицы пациента, повернуть пациента на спину так, чтобы его промежность оказалась под отверстием судна

6.Мужчине одновременно подать мочеприемник

Обеспечивается подача мочеприемника

7. Снять перчатки

8.

Создается удобное положение пациенту

9. По окончании дефекации у пациента – надеть перчатки

10.

Обеспечивается удобное положение для забора судна

11.Уберать судно из-под пациента

11.

Исключается риск загрязнения постели каловыми массами

12. Снять перчатки

13.

Обеспечивается подготовка для подмывания пациента

14. Подмыть пациента, тщательно осушить промежность

15. Убрать судно, клеенку, ширму

16. Помочь пациенту удобно лечь

17.

Обеспечивается механическое очищение судна

18. Продезинфицировать судно

Подмывание мужчин

Цель: Соблюдение правил личной гигиены у пациентов, находящихся на постельном режиме Показания: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оснащение: емкость с теплой водой, «варежка», судно, клеенка, перчатки

Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2.

Соблюдение прав человека исходя из норм этической морали

3. Бережно оттянуть крайнюю плоть пациента, обнажив головку полового члена

4.

Обеспечивается обработка головки полового члена

5. Протереть кожу полового члена и мошонки, затем тщательно просушить ее

6. Протереть область анального отверстия, тщательно просушить

7.

Исключается риск инфицирования контактным путем

Подмывание женщин

Цель: _______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Показания: плановая гигиеническая обработка половых органов после акта дефекации и мочеиспускания

Оснащение: __________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки

2.

Исключается риск загрязнения простыни

3. Попросить пациентку согнуть ноги в коленях и слегка развести их в сторону

4.

Обеспечивается подготовка к подмыванию

5. Полить раствором из кувшина на половые органы, тампоном обработать наружные половые органы по направлению к заднему проходу

6.

Обеспечивается чувство комфорта пациентки

7. Убрать судно, клеенку, ширму

8.

Исключается риск инфицирования контактным путем

Обработка полости рта, чистка зубов

Цель: соблюдение правил личной гигиены, профилактика стоматита, профилактика кариеса.

Показания: плановая гигиеническая обработка полости рта пациентов, находящихся на постельном режиме

Оснащение: __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Действие

Обоснование

1. Удобно усадить пациента

Создание пациенту удобного положения

2.

Исключается риск инфицирования контактным путем

3. Шпателем отодвинуть к верху верхнюю губу и обработать слизистую оболочку верхней десны, затем отодвинуть нижнюю губу и обработать слизистую оболочку нижней десны

4.

Обеспечивается доступ для обработки языка

5. Смочить марлевую салфетку антисептическим раствором и снимая налет, протереть язык, меняя салфетки 2-3 раза

6.

Обеспечивается обработка задней поверхности зубов

7. Нанести на зубную щетку пасту и тщательно очистить ею жевательные поверхности зубов

8.

Обеспечивается механическое очищение передней поверхности зубов

9. Предложить пациенту прополоскать рот водой

10. Снять перчатки, вымыть руки

Обработка глаз

Цель: профилактика коньюктивита

Показания: _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Оснащение: стерильные ватные тампоны, 2 лотка, антисептический р-р (0,02% р-р фурацилина или 1-2% р-р натрия гидрокарбонат), стерильные перчатки

Действие

Обоснование

1. Тщательно вымыть руки, одеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2.

Обеспечивается подготовка для промывания глаз

3. Слегка отжать шарик и протереть им ресницы и веки по направлению от наружного угла к внутреннему, использованный тампон выбросить

4.

Обеспечивается обработка глаз

5. Промокнуть остатки раствора сухим тампоном

6. Таким же образом обработать второй глаз

7. Снять перчатки, вымыть руки

Уход за полостью носа

Цель: восстановление дыхания через нос

Показания: _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Оснащение: _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Действие

Обоснование

  1. Надеть перчатки
  1. Смочить в масле ватные турунды и поочередно ввести их в правую и левую ноздрю на 1-2 минуты

Обеспечивается удаление корочек из носовых ходов

Исключается риск инфицирования контактным путем

Обработка ушей

Цель: профилактика возникновения серных пробок

Показания: _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Оснащение: ватные турунды, 3% раствор перекиси водорода, лоток, мыльный р-р, салфетки марлевые, перчатки

Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки

2.

Обеспечивается механическое очищение наружного слухового прохода

3. Ватную турунду смочить в 3% р-ре перекиси водорода и ввести ее в наружный слуховой проход на 2-3 минуты

4.

Обеспечивается доступ для удаления серы

5. Чистой, сухой турундой вращательными движениями прочистить слуховой проход

6.

Исключается риск инфицирования контактным путем

Уход за волосами

Цель: _______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Показания: плановая гигиеническая обработка волос

Оснащение: частый гребень, слабый раствор уксусной кислоты, таз с теплой водой, шампунь или мыло, кувшин с теплой водой

Действие

Обоснование

1. Завернуть головной конец матраца валиком под шею пациента

Обеспечивается доступ для мытья головы пациента

2.

Обеспечивается подготовка к мытью головы

3. Вымыть голову пациента теплой водой с применением шампуня или мыла

4.

Обеспечивается удаление остатков шампуня

5.

Обеспечивается завершение манипуляции

6. Смочить гребень в слабом р-ре уксуса и расчесать волосы: длинные от концов к корням, а короткие от корней

Стрижка ногтей

Цель: соблюдение правил личной гигиены

Показания: плановая еженедельная стрижка ногтей у пациентов, находящихся на постельном режиме

Оснащение: _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки

2.Опустить кисть пациента на 2-3 минуты в емкость с теплой водой, добавив туда немного жидкого мыла

3.

Исключается риск травмирования ногтевого ложа

4. Поочередно извлечь пальцы из воды, вытереть их и аккуратно обрезать ногти

5.

Обеспечивается размягчение ногтей на ногах

6. Извлечь стопу пациента из воды, высушить ее и установить на полотенце

7.

Обеспечивается стрижка ногтей на ногах

8. Снять перчатки, вымыть руки

Эталоны ответов на задания

Дайте характеристику положения пациента в постели

1. Активное положение - пациент в состоянии самостоятельно сесть, встать, двигаться в постели, повернуться на бок

2. Пассивное положение – пациент неподвижен и не в состоянии самостоятельно изменить позу

3. Вынужденное положение – пациент принимает удобную для себя позу, при которой отмечается уменьшение неприятных ощущений.

Дополните

1. 40% этиловым спиртом, 10% раствором камфорного спирта.

2. 1 раз в 7 - 10 дней.

3. Резиновое судно.

4. Со здоровой руки.

5. 1 раза в 7 - 10 дней.

6. Некроз.

7. По мере загрязнения.

8. 5 - 10% раствором марганцовокислого калия.

9. Мазевой повязки.

10. Крестца, лопаток, локтей, пяток, затылка.

11. Клеёнку, пелёнку.

12. Функциональным.

13. 1 раза в 10 дней.

14. 3% раствор перекиси водорода.

15. Опустить кисть на 2 - 3 мин. в лоток с тёплой водой.

16. Шпатель, корнцанг.

17. Наружного угла глаза к внутреннему.

18. Ватные турунды и вазелиновое масло.

19. 0,02% раствор фурациллина или 1-2% раствор натрия гидрокарбоната.

20. Придания пациенту наиболее удобного и функционального положения .

Ответы на ситуационные задачи

1. Необходимо решить проблему пациента – затрудненное дыхание.

Закапать в носовые ходы 1 -2 капли вазелинового масла и оставить на 2-3 минуты, затем ватными турундами, введенными в носовые ходы, вычистить их.

2. Проблема пациента – неприятный запах изо рта.

Взять шпатель, стерильные ватные шарики, антисептический раствор. Смочить ватные шарики и, поочередно шпателем отодвинув одну щеку, а затем другую, обработать слизистую ротовой полости и язык, меняя 2-3 раза ватные шарики.

3. Проблема пациента – склеивание ресниц и век отделяемым

Стерильную вату смочить антисептическим раствором, отжать и протереть ресницы и веки от наружного угла к внутреннему. Повторить 4 -5 раз, меняя ватные шарики. Промокнуть остатки раствора сухим ватным шариком.

4. Проблема пациента – снижен слух.

Взять 3% раствор перекиси водорода и закапать в ухо 1 -2 кали, затем ватной турундой почистить наружный слуховой проход от серы.

5. Проблема пациента – зуд кожи головы.

Взять таз, кувшин с теплой водой, шампунь, варежку. Вымыть голову пациенту, ополоснуть, осушить волосы полотенцем. Расчесать.

6. Обработать участок кожи на крестце 10% раствором калия перманганата.

7. Обмыть теплой водой складки кожи под молочными железами, осушить и присыпать присыпкой.

8. Подложить подкладной круг, наложить асептическую повязку.

9. Немедленно сменить постельное белье, обмыть кожу пациента теплой водой с мылом, осушить, обработать кожу 10% раствором камфорного спирта, сделать легкий массаж спины.

10.Медицинская сестра должна осмотреть кожу, затем необходимо протереть кожу 10% камфорным спиртом и сделать легкий массаж спины.

Эталон заполнения карты сестринского процесса к задаче №11

Карта сестринского процесса

Настоящие проблемы:

1. Дефицит самоухода – приоритет.

Потенциальные проблемы:

1. Высокий риск развития пролежней.

Краткосрочная цель:

В течение недели у пациента не будет нарушения целостности кожи и слизистых

Долгосрочная цель :

К моменту выписки пациент будет самостоятельно проводить мероприятия по личной гигиене

План

1. Режим двигательной активности

2. Положение в постели

3. Приготовление необходимого для профилактики пролежней

4. Проведение манипуляции – профилактика пролежней

5. Гигиенические мероприятия:

- Обработка глаз;

- Обработка носа;

- Обработка ушей:

- обработка ротовой полости;

- Обработка наружных половых органов;

- Смена постельного белья

6. Наблюдение за пациентом.

7. Беседа с пациентом

Реализация

1.Назначен врачом –постельный

2. Пассивное (т.к.нарушен самоуход)

3. Резиновые и ватно-марлевые круги, камфорный спирт 10%, махровое полотенце

4. Обработка кожи пациента раствором камфорного спирта в местах возможного образования пролежней через каждые 2 часа. Смена положения в постели каждые 2 часа, согласно составленного графика. Следить за состоянием постели – расправлять складки, после кормления стряхивать крошки.

5. Обработка глаз(стандарт)

Обработка носа (стандарт)

Обработка ушей (стандарт)

Обработка ротовой полости (стандарт)

Обработка наружных половых органов (стандарт)

- Смена постельного белья

(стандарт)

6. За естественными складками, за состоянием слизистых и кожных покровов

7. Обучить пациента умению самостоятельно справляться с манипуляцией по самоуходу

Оценка

К концу недели у пациента кожа и слизистые остаются без признаков нарушения целостности, не гиперемированы.

Цель достигнута.

Эталон ответов на тестовый контроль

1.

б

16

б

2.

а

17

а

3.

в

18.

а

4.

а

19

в

5.

б

20

а

6

в

21

в

7.

а

22

б

8.

б

23

а

9.

а

24

б

10.

б

25

б

11.

б

26

а

12.

а

27

в

13.

в

28

в

14.

в

29

в

15.

в

30

б

Заполните пустые графы

Приготовление постели пациенту

Действие

Обоснование

1. Проверьте сетку кровати (она должна быть хорошо натянута).

Исключается «провисание» сетки кровати.

2. Положите матрац без бугров и впадин.

Обеспечивается удобное положение пациента в постели

3. Постелите на матрац клеенку

Исключается риск загрязнения матраца

4. Покройте простыней, края которой заправьте под матрац.

Соблюдаются правила личной гигиены

5. Наденьте наволочки на подушки и положите ватную подушку параллельно кровати, а перьевую под небольшим углом к каретке кровати.

Обеспечивается удобное положение пациента в постели

6. Наденьте пододеяльник на одеяло

Соблюдение правил личной гигиены

7. На каретку кровати повесьте полотенце.

Соблюдаются правила личной гигиены

Умывание пациента

Действие

Обоснование

1. Вымойте руки.

Исключается риск инфицирования контактным путем.

2. Смочите рукавичку в теплой воде, слегка отожмите лишнюю воду.

Обеспечивается подготовка к умыванию пациента

3. Наденьте рукавичку на правую руку

Подготовка к выполнению манипуляции

4. Протрите влажной рукавичкой лицо

Обеспечивается умывание.

5. Вытрите лицо пациента насухо.

Создание чувства комфорта у пациента

6. Вымойте руки.

Исключается риск инфицирования контактным путем.

Смена постельного белья продольным способом

Цель : Соблюдение правил личной гигиены

Действие

Обоснование

1. Наденьте перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2. Чистую простыню скатать по длине до половины

Обеспечивается подготовка для смены простыни

3. Поднять голову пациента и убрать из-под него подушку

Обеспечивается подготовка для смены простыни

4. Подвиньте пациента к краю кровати, повернув его на бок

Освобождается часть кровати, обеспечивается доступ для смены простыни

5. Грязную простынь скатать по всей длине по направлению к пациенту

Обеспечивается уборка грязной простыни

6. На освободившейся части постели расстелите чистую простыню

Обеспечивается застилание постели чистой простыней

7. Повернуть пациента на спину, а затем на другой бок

Обеспечивается перекладывание пациента на чистую простыню

8. Уберите грязную простыню в клеенчатый мешок и расправьте чистую

Обеспечивается смена использованной простыни на чистую

9. Края простыни подверните под матрац

Исключается риск образования складок на простыне

10. Снимите перчатки, вымойте руки

Исключается риск инфицирования контактным путем

Смена постельного белья поперечным способом

Оснащение: комплект постельного белья, клеенчатый мешок для использованного белья, перчатки

Действие

Обоснование

1. Наденьте перчатки.

Исключается риск инфицирования контактным путем.

2. Чистую простыню полностью скатать как в бинт, в поперечном направлении

Обеспечивается подготовка для смены простыни.

3. Осторожно приподнимите верхнюю часть туловища пациента, уберите подушки.

Исключаются активные действия пациента в постели

4. Быстро скатать грязную простыню со стороны изголовья кровати до поясницы, положив на освободившуюся часть кровати чистую простыню

Обеспечивается доступ для смены простыней верхней части кровати.

5. На чистую простыню положите подушку и опустите на нее голову пациента

Обеспечивается удобное положение пациента в постели

6. Приподнять таз, -затем ноги пациента, сдвинуть грязную простыню, продолжая расправлять чистую

Исключаются активные действия пациента в постели, проводится замена простыней.

7. Опустите таз и ноги пациента, заправьте края простыни под матрац.

Исключается риск образования складок на простыне

8. Уберите грязную простыню в клеенчатый мешок.

Исключается риск инфицирования.

Подача судна и мочеприемника

Цель: освобождение кишечника и мочевого пузыря у пациентов, находящихся на постельном режиме

Действие

Обоснование

1. Отгородить пациента ширмой

Соблюдение прав человека исходя из норм этической морали

2. Положить под таз пациента клеенку

Исключается риск загрязнения постели

3. Ополоснуть судно теплой водой, оставить в нем немного воды

Исключается риск неприятных ощущений у пациента при подаче судна

4. Помочь пациенту слегка повернуться на бок, ноги его при этом согнуты в коленях

Обеспечивается удобное положение для подачи судна

5. Правой рукой подвести судно под ягодицы пациента, повернуть пациента на спину так, чтобы его промежность оказалась под отверстием судна

Обеспечивается подача судна

6.Мужчине одновременно подать мочеприемник

Обеспечивается подача мочеприемника

7. Снять перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем.

8. Поправить подушки, чтобы пациент мог находиться в положении «полусидя»

Создается удобное положение пациенту

9. По окончании дефекации у пациента – надеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем.

10. Слегка повернуть пациента на бок, придерживая судно правой рукой

Обеспечивается удобное положение для забора судна

11.Убрать судно из-под пациента

Обеспечивается забор судна

12.Вытереть область анального отверстия туалетной бумагой

Исключается риск загрязнения постели каловыми массами

13. Снять перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем.

14. Подставить чистое судно пациенту

Обеспечивается подготовка для подмывания пациента

15. Подмыть пациента, тщательно осушить промежность

Исключается риск инфицирования, соблюдаются правила личной гигиены

16. Убрать судно, клеенку, ширму

17. Помочь пациенту удобно лечь

Обеспечивается чувство комфорта у пациента

18. Вылить содержимое судна в унитаз, ополоснуть его горячей водой

Обеспечивается механическое очищение судна

19. Продезинфицировать судно

Исключается риск инфицирования

Подмывание мужчин

Показания: плановая гигиеническая обработка половых органов после акта дефекации и мочеиспускания

Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2. Отгородить пациента ширмой

Соблюдение прав человека исходя из норм этической морали

3. Бережно оттянуть крайнюю плоть пациента, обнажив головку полового члена

Создание максимального доступа для обработки головки полового члена

4. Смочить варежку в теплой воде, отжать ее и протереть головку полового члена

Обеспечивается обработка головки полового члена

5. Протереть кожу полового члена и мошонки, затем тщательно просушить ее

Обеспечивается обработка наружных половых органов

6. Протереть область анального отверстия, тщательно просушить

Исключается риск распространения инфекции из прямой кишки на наружные половые органы

7. Снять перчатки, вымыть руки

Исключается риск инфицирования контактным путем

Подмывание женщин

Цель: соблюдение правил личной гигиены у пациентов, находящихся на постельном режиме

Оснащение: судно, клеенка, кувшин со слабым раствором калия перманганата, стерильные марлевые тампоны ,перчатки

Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2.Под таз пациентки подложить клеенку и поставить судно

Исключается риск загрязнения простыни

3. Попросить пациентку согнуть ноги в коленях и слегка развести их в сторону

Обеспечивается доступ для подмывания пациентки

4.Взять кувшин с приготовленным раствором ( t35 -38ºC) в левую руку, а корнцанг с марлевым тампоном в правую руку

Обеспечивается подготовка к подмыванию

5. Полить раствором из кувшина на половые органы, тампоном обработать наружные половые органы по направлению к заднему проходу

Обеспечивается подмывание пациентки. Исключается риск распространения инфекции из прямой кишки на наружные половые органы

6.Сменить тампон и сухим тампоном вытереть кожу пациентки насухо в той же последовательности и направлении

Обеспечивается чувство комфорта пациентки

7. Убрать судно, клеенку, ширму

Обеспечивается завершение манипуляции

8.Снять перчатки, вымыть руки

Исключается риск инфицирования контактным путем

Обработка полости рта, чистка зубов

Оснащение: 2% содовый раствор, пинцет, шпатель, марлевые салфетки, перчатки, зубная щетка, зубная паста, кипяченая вода, стакан

Действие

Обоснование

1. Удобно усадить пациента

Создание пациенту удобного положения

2. Надеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

3. Шпателем отодвинуть к верху верхнюю губу и обработать слизистую оболочку верхней десны, затем отодвинуть нижнюю губу и обработать слизистую оболочку нижней десны

Обеспечивается обработка слизистой рта

4.Обернуть язык стерильной марлевой салфеткой и левой рукой осторожно вытянуть его изо рта

Обеспечивается доступ для обработки языка

5. Смочить марлевую салфетку антисептическим раствором и снимая налет, протереть язык, меняя салфетки 2-3 раза

Обеспечивается обработка языка

6. Меняя салфетки, смоченные водой, обработать заднюю поверхность верхних, а затем нижних зубов

Обеспечивается обработка задней поверхности зубов

7. Нанести на зубную щетку пасту и тщательно очистить ею жевательные поверхности зубов

Обеспечивается механическое очищение жевательных поверхностей зубов

8.Очистить переднюю поверхность зубов, проводя щетку сверху вниз и снизу вверх кругообразными движениями

Обеспечивается механическое очищение передней поверхности зубов

9. Предложить пациенту прополоскать рот водой

Обеспечивается удаление остатков зубной пасты

11. Снять перчатки, вымыть руки

Исключается риск инфицирования контактным путем

Обработка глаз

Показания: наличие выделений из глаз, склеивающих ресницы и веки

Действие

Обоснование

1. Тщательно вымыть руки, одеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2. В стерильный лоток налить антисептический раствор и смочить в нем стерильный шарик

Обеспечивается подготовка для промывания глаз

3. Слегка отжать шарик и протереть им ресницы и веки по направлению от наружного угла к внутреннему, использованный тампон выбросить

Обеспечивается обработка глаз

4. Взять другой смоченный тампон и повторить протирание 4 -5 раз (разными тампонами)

Обеспечивается обработка глаза

5. Промокнуть остатки раствора сухим тампоном

Обеспечивается удаление остатков антисептического раствора

6. Таким же образом обработать второй глаз

Обеспечивается обработка второго глаза

7. Снять перчатки, вымыть руки

Исключается риск распространения инфекции в глублежащие ткани

Уход за полостью носа

Показания: выделения из носа, образование корок в носу

Оснащение: ватные турунды, вазелиновое или глицериновое или растительное масло

Действие

Обоснование

1.Надеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2.Смочить в масле ватные турунды и поочередно ввести их в правую и левую ноздрю на 1-2 минуты

Обеспечивается размягчение корочек

3.Вращательными движениями извлечь турунды

Обеспечивается удаление корочек из носовых ходов

4. Снять перчатки, вымыть руки

Исключается риск инфицирования контактным путем

Обработка ушей

Показания: выделение серы у пациентов, находящихся на постельном режиме

Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2.Марлевую салфетку смочить в мыльном растворе и протереть наружный слуховой проход

Обеспечивается механическое очищение наружного слухового прохода

3. Ватную турунду смочить в 3% р-ре перекиси водорода и ввести ее в наружный слуховой проход на 2-3 минуты

Обеспечивается разжижение серы

4.Извлечь турунду

Обеспечивается доступ для удаления серы

5. Чистой, сухой турундой вращательными движениями прочистить слуховой проход

Обеспечивается удаление серы

6. Снять перчатки, вымыть руки

Исключается риск инфицирования контактным путем

Уход за волосами

Цель: соблюдение правил личной гигиены, профилактика педикулеза

Действие

Обоснование

1. Завернуть головной конец матраца валиком под шею пациента

Обеспечивается доступ для мытья головы пациента

2. На сетку кровати поставить таз с теплой водой

Обеспечивается подготовка к мытью головы

3. Вымыть голову пациента теплой водой с применением шампуня или мыла

Соблюдение правил личной гигиены

4.Из кувшина, теплой водой сполоснуть волосы пациента

Обеспечивается удаление остатков шампуня

5.Убрать таз, расправить матрац

Обеспечивается завершение манипуляции

6. Смочить гребень в слабом р -ре уксуса и расчесать волосы: длинные от концов к корням, а короткие от корней

Обеспечивается соблюдение правил личной гигиены

Стрижка ногтей

Оснащение: емкости с теплой водой, жидкое мыло, полотенце, ножницы

Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2.Опустить кисть пациента на 2-3 минуты в емкость с теплой водой, добавив туда немного жидкого мыла

Обеспечивается размягчение ногтей

3.Извлечь из воды V палец, вытереть его и аккуратно отрезать ноготь, оставив 1 -2 мм

Исключается риск травмирования ногтевого ложа

4. Поочередно извлечь пальцы из воды, вытереть их и аккуратно обрезать ногти

Обеспечивается стрижка ногтей на руках

5. В другую емкость с теплой водой и мылом опустить стопу пациента на 3 -5 мин.

Обеспечивается размягчение ногтей на ногах

6. Извлечь стопу пациента из воды, высушить ее и установить на полотенце

Обеспечивается подготовка к выполнению манипуляции

7.Аккуратно укоротить ногти

Обеспечивается стрижка ногтей на ногах

8. Снять перчатки, вымыть руки

Исключается риск инфицирования контактным путем

ΙΙΙ Самооценка

Критерии оценок по заданиям

Характеристика положения пациента в постели

3 правильных ответа - «5»

2 правильных ответа - «4»

1 правильный ответ - «3»

Нет правильных ответов – «2»

Дополните

1 – 2 ошибки – «5»

3 – 4 ошибки – «4»

5 – 6 ошибки – «3»

7 ошибок и более – «2»

Ситуационные задачи

1 нерешенная задача - «5»

2 нерешенные задачи - «4»

3 нерешенные задачи - «3»

4 нерешенные задачи и более «2»

Тестовый контроль

1 – 3 ошибки - «5»

4 – 6 ошибки - «4»

7 – 9 ошибок - «3»

10 ошибок и более – «2»

Заполнение пустых граф

Оценка выставляется по каждой манипуляции

Все графы заполнены – «5»

Не заполнена одна графа – «4»

Не заполнено 2 графы - «3»

Не заполнено более двух граф - «2»

Тема: « Лечебно-охранительный режим. Правильная биомеханика тела медицинской сестры и пациента»

Цели занятия

Учебные: Раскрыть значение и роль медицинской сестры при перемещении пациента, отработать приемы перемещения пациента в постели, с постели на стул, со стула на кресло-каталку, со стула на постель.

Студент должен знать:

  1. Понятие о лечебно-охранительном режиме.
  2. Виды режимов двигательной активности.
  3. Виды транспортировки пациента.
  4. Правильную биомеханику тела при перемещении пациента.
  5. Факторы риска несчастных случаев у пациентов различного возраста.
  6. Факторы риска в работе медицинской сестры.
  7. Положение пациента в постели.

Студент должен уметь:

  1. Выполнить безопасную транспортировку пациента.
  2. Собрать необходимую информацию о пациенте перед перекладыванием.
  3. Применять правила биомеханики с целью предотвращения заболеваний и травм позвоночника.
  4. Пользоваться функциональной кроватью.
  5. Осуществить перемещение пациента в положения: Симса, Фаулера, на живот, на правый и левый бок.

Ι. Рекомендации по самоподготовке

№ п/п

Контрольные вопросы к теме

Рекомендуемая литература

1.

Что такое лечебно-охранительный режим

С.А. Мухина И.И.Тарновская

Теоретические основы сестринского дела - стр. 54

2.

Режимы двигательной активности

С.А. Мухина И.И.Тарновская

Теоретические основы сестринского дела - стр. 56

3.

Транспортировка пациентов в стационаре

С.А. Мухина И.И.Тарновская

Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода – стр. 9

4.

Положение пациента в постели

С.А. Мухина И.И.Тарновская

Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода – стр. 12

5.

В какие положения можно перемещать пациента в постели?

С.А. Мухина И.И.Тарновская

Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода – стр. 14

6.

Укладка пациента в положение Симса

В.А. Левина

Методические стандарты сестринских манипуляций – стр. 36

7.

Укладка пациента в положение Фаулера

В.А. Левина

Методические стандарты сестринских манипуляций – стр. 40

8.

Что такое биомеханика тела

С.А. Мухина И.И. Тарновская

Теоретические основы сестринского дела - стр. 100. Лекция №5

9.

Правильная биомеханика тела в положении сидя

С.А. Мухина И.И.Тарновская

Теоретические основы сестринского дела - стр. 101. Лекция №5

10.

Правильная биомеханика тела в положении стоя

С.А. Мухина И.И.Тарновская

Теоретические основы сестринского дела - стр. 103. Лекция №5

11.

Правильная биомеханика при поднятии тяжестей

С.А. Мухина И.И.Тарновская

Теоретические основы сестринского дела - стр. 102. Лекция №5

12.

Перемещение пациента в постели

С.А. Мухина И.И.Тарновская

Теоретические основы сестринского дела - стр. 102. Лекция №5

13.

Как правильно встать по отношению к пациенту, если его перемещают две медицинские сестры

С.А. Мухина И.И.Тарновская

Теоретические основы сестринского дела - стр. 104

14.

Укладка пациента на спину

В.А. Левина

Методические стандарты сестринских манипуляций – стр. 39

15.

Укладка пациента на живот

В.А. Левина

Методические стандарты сестринских манипуляций – стр. 38

16.

Укладка пациента на бок

В.А. Левина

Методические стандарты сестринских манипуляций – стр. 37

17.

Факторы риска падения пациента

С.А. Мухина И.И.Тарновская

Теоретические основы сестринского дела - стр. 113. Лекция №5

18.

Обеспечение безопасности пациента , имеющего высокий риск падения

С.А. Мухина И.И.Тарновская

Теоретические основы сестринского дела - стр. 114. Лекция №5

19.

Как предотвратить различные травмы пациента

С.А. Мухина И.И.Тарновская

Теоретические основы сестринского дела - стр. 114. Лекция №5

ΙΙ Задания по самоконтролю

Дополните

  1. Положение Фаулера – это _______________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Среднее положение между положением лежа на боку и на животе – это положение ______________________________________________________________________________
  2. Пациенты с высоким риском падения имеют проблемы ______________________________

______________________________________________________________________________

  1. Перечислите 4 режима двигательной активности в ЛПУ ______________________________

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В постели пациент может занимать положение _____________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Частота перемещения пациента в постели с целью профилактики образования пролежней

______________________________________________________________________________

  1. Факторами риска для сестринского персонала в ЛПУ являются ________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Транспортировку пациента в ЛПУ можно осуществлять на ___________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Головокружение, обморок, тахикардия, проявляющиеся при изменении положения

тела – это _____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. В положении Фаулера головной конец кровати устанавливают под углом _______________

______________________________________________________________________________

Тестовые задания

1. Функциональная кровать предназначена:

а) для перевозки в операционную пациентов

б) для тежелобольных пациентов

в) для проведения перевязок

2. Положение пациента ортопноэ - это:

а) полусидя

б) полулежа

в) сидя на постели с опущенными ногами

3. Положение Симса - это:

а) сидя, опираясь руками на край кровати

б) полулежа

в) среднее положение между положением лежа на боку и на животе

4. Постуральный рефлекс - это:

а) головокружение, обморок

б) нарушение равновесия при ходьбе

в) стресс и нервное истощение

5. При перемещении пациента необходимо:

а) перевернуть в положение на живот

б) соблюдать правильную биомеханику тела медсестры и пациента

в) опустить постель ниже центра тяжести медсестры

6. Факторами риска для сестринского персонала в ЛПУ являются:

а) возраст старше 65 лет

б) стресс и нервное истощение

в) проведение ухода за пациентом

7. Перемещение пациента в постели необходимо начинать с:

а) проведения обтирания пациента

б) ознакомления пациента с ходом предстоящей манипуляции

в) перемещения пациента в положение на живот

8. При наличии у пациента болевого синдрома, он занимает положение:

а) активное

б) вынужденное

в) пассивное

9. В основе лечебно-охранительного режима лежит:

а) устранение воздействия на организм пациента неблагоприятных факторов

б) оказание экстренной помощи пациенту

в) нарушение психологического покоя

10. В положение полулежа пациент укладывается на кровать, изголовье которой находится под углом:

а) 45°

б) 60°

в) 10°

11. В положение полусидя пациент укладывается на кровать, изголовье которой
находится год углом:

а) 45°

б) 60°

в) 10°

12. В бессознательном состоянии пациент будет находится в положении:

а) активное

б) пассивное

в) вынужденное

13. Головокружение, появляющееся при изменении положения тела - это:

а) ортопноэ

б) постуральный рефлекс

в) эффект Вальсальвы

14. Среднее положение между положением лежа на боку и на животе - это:

а) Фаулера

б) Симса

в) вынужденное

15. В ЛПУ используют режимы двигательной активности:

а) вынужденный *

б) постельный

в) активный

16. Для придания удобного положения пациенту в постели служит:

а) кушетка

б) каталка

в) функциональная кровать

17. Правильное положение тела медсестры - это когда:

а) стопы придвинуты друг к другу

б) спина выпрямлена

в) плечи в полуобороте

18. Чтобы обеспечить пациенту безопасность необходимо:

а) не разрешать вставать с постели

б) не разрешать ходить по влажному полу

в) не разрешать выходить из палаты

19. Перемещение пациента в постели необходимо начинать с:

а) перемещения пациента на живот

б) ознакомления пациента с ходом предстоящей манипуляции

в) проведения обтирания пациента

20. Упор для стоп обеспечивается под углом:

а) 45°

б) 60°

в) 90°

Решите ситуационные задачи

1. У пациента перелом позвоночника.

Какое положение нужно создать пациенту в постели?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Пациент с заболеванием бронхиальной астмой.

Каково положение его в постели? Как Вы уложите пациента?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. После операции пациент должен лежать на животе.

Как создать ему вынужденное комфортное положение в постели?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

4. Чтобы предотвратить развитие пролежней пациенту назначено положение в постели
промежуточное между лежа на животе и лежа на боку.

Как называется это положение? Как Вы уложите пациента?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Пациенту необходимо создать положение полусидя.

Под каким углом необходимо поднять изголовье кровати?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполните графический диктант

Утверждение правильного ответа ▲

Утверждение неправильного ответа

1. Положение пациента по Фаулеру - это положение полусидя, полулежа.

2. При укладывании пациента в положение по Симсу - головной конец кровати приподнят на 20º

3. Лечебно-охранительный режим - это комплекс профилактических и лечебных меро­приятий, направленных на обеспечение максимального физического и психического покоя больных.

4. Пациент в бессознательном состоянии находится в пассивном положении.

5. Угол поднятия головного конца кровати у пациента в положении Фаулера – 10-20 º.

6. Функциональная кровать служит для придания удобного положения пациенту в посте­ли.

7. Перед перекладыванием пациента из одного положения в другое, медсестра должна
собрать необходимую информацию о пациенте.

8. Биомеханика тела - это способ, которым тело человека приспосабливается, чтобы не потерять

равновесие во время движения.

9. Существует шесть режимов двигательной активности пациентов.

10. Для профилактики провисания стоп упор ставится под углом 90'.

!_ 1_ __!__2_ __!___3 ___!___4 ___!___5_ __!___6_ __!___7 __!___8_ __!___9 ___!__10 __!

Заполните пустые графы

Укладывание пациента в положение Симса

Цель: создание промежуточного между положением лёжа на животе и лёжа на боку положения пациенту.

Оснащение: _______________________________________________________________________

Действие

Обоснование

1. Поздороваться с пациентом уважительно и доброжелательно

Устанавливается необходимый контакт с пациентом

2. Представиться пациенту

3.

Обеспечивается необходимое сотрудничество с пациентом

4. Получить согласие пациента

5. Привести изголовье кровати в горизонтальное положение

6.

Обеспечивается положение Симса

7. Подложите подушку под голову пациента

8. Подложить подушку под «верхнюю», согнутую в локтевом и плечевом суставе руку под углом 90º, «нижнюю» на постель не сгибая

9.

Предотвращается поворот бедра внутрь, предупреждается переразгибание конечностей

10. Обеспечить упор для стоп под углом 90º

Укладывание пациента в положение Фаулера

Цель: _______________________________________________________________________________

Оснащение: 6 небольших подушек, упор для стоп.

Действие

Обоснование

1.

Устанавливается необходимый контакт с пациентом

2.

Обеспечивается более эффективное общение

3. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей манипуляции

4.

Обеспечивается соблюдение прав пациента

5.Поднять изголовье кровати под углом 45-60º

6.

Предупреждается сгибательная контрактура шейных позвонков

7. Под руки пациента положить подушки

8.

Исключается нагрузка на поясничный отдел позвоночника

9. Подложить небольшую подушку под ребра пациента

10.

Предупреждается длительное давление матраса на пятки

11.Поставить упор для стоп пациента под углом 90º

Укладывание пациента на спину

Цель: вынужденное положение пациента на спине.

Оснащение: _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Действие

Обоснование

1. Придать изголовью горизонтальное положение

2.

Исключается нагрузка на поясничный отдел позвоночника

3. Подложить небольшую подушку под верхнюю часть плеч, шею и голову пациента

4.

Исключается поворот бедра наружу

5. Подложить валик в области нижней трети голени

6.

Обеспечивается тыльное сгибание стоп, предупреждается «провисание»

7. Повернуть руки пациента ладонями вниз и расположить их параллельно туловищу, подложить под предплечья небольшие подушки

Укладывание пациента на живот

Цель: изменение положения пациента в постели.

Показания: длительное пребывание пациента на постельном режиме, после проведения люмбальной пункции.

Оснащение: _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Действие

Обоснование

1.

Устанавливается необходимый контакт с пациентом

2.

Обеспечивается более эффективное общение

3. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей манипуляции

4.

Обеспечивается соблюдение прав пациента

5. Привести кровать пациента в горизонтальное положение, убрать подушку из-под головы

6. Разогнуть руку пациента в локтевом суставе, приложить её к туловищу по всей длине и, подложив кисть пациента под бедро, «перевалить» пациента через его руку на живот

7.

Создаётся удобное положение для пациента

8. Повернуть голову пациента на бок и подложить под неё небольшую подушку

9.

Уменьшается переразгибание поясничных позвонков и напряжение в пояснице, кроме того у женщин на грудь

10. Согнуть руки пациента в плечах, поднять их вверх так, что бы кисти располагались рядом с головой

11.

Исключается резкое «провисание» стоп и их поворот наружу.

Эталоны ответов на задания

Дополните

  1. Полусидя, полулежа.
  2. Положение Симса.
  3. Психологические, физические, побочное действие лекарственной терапии, случаи падения, возраст старше 65 лет.
  4. Строгий постельный, постельный, палатный, общий.
  5. Активное, пассивное, вынужденное.
  6. Симса, Фаулера, на бок, на живот.
  7. Физическая нагрузка, токсические вещества, дезинфицирующие растворы, инфекция, радиация, стресс, нервное истощение.
  8. Каталке, кресле-каталке, носилках, руках, пешком.
  9. Постуральный рефлекс.
  10. 45º, 60º.

Эталон ответов на тестовый контроль

1.

Б

11.

Б

2.

В

12.

Б

3.

В

13.

Б

4.

А

14.

Б

5.

В

15.

Б

6.

Б

16.

В

7.

Б

17.

Б

8.

Б

18.

Б

9.

А

19.

Б

10.

А

20.

В

Эталон ответов на решение ситуационных задач

1. Положение пациента на спине, на щиту или на функциональной кровати.

2. Положение пациента с возвышенным головным концом, полусидя (положение Фаулера).

3. Кровать в горизонтальном положении, подушку убрать, голову повернуть на бок,
небольшую подушку год живот, ниже диафрагмы, руки согнуты в плечах, подняты
вверх, кисти рядом с головой, подложить подушечки: под голову - плоскую, ма­
ленькие под локти, предплечья, кисти, под стопы.

4. Это положение Симса.

Укладываем пациента на бок и частично на живот, под голову плоскую подушку и подушку под "верхнюю", согнутую в локтевом суставе руку под углом 90 , "ниж­ няя" - на постели, не сгибая. Подушку под "верхнюю" ногу чуть согнутую в коле­не, упор для стоп - 90°.

5. Угол - 60° - обеспечит комфортное положение пациента полусидя. Приподнять го­
ловной конец функциональной кровати, на обычной кровати - подложить свернутый
второй матрац.

Эталон ответа на графический диктант

!_1_ _▲!_ 2_ !__3 _▲!__4 _▲!_ 5_ __!_6_▲ _!__7 _▲_!__8_▲ _!__9 __!_10 _▲!

▼ ▼ ▼

Эталон ответов по заполнению пустых граф

Укладывание пациента в положение Симса

Оснащение: 3 подушки, упор для стоп

Действие

Обоснование

1. Поздороваться с пациентом уважительно и доброжелательно

Устанавливается необходимый контакт с пациентом

2. Представиться пациенту

Обеспечивается более эффективное общение

3. Объяснить пациенту цель предстоящей манипуляции

Обеспечивается необходимое сотрудничество с пациентом

4. Получить согласие пациента

Обеспечивается соблюдение прав пациента

5. Привести изголовье кровати в горизонтальное положение

Обеспечивается доступ для поворота пациента на бок.

6. Передвинуть пациента в положении лёжа на боку и частично лёжа на животе

Обеспечивается положение Симса

7. Подложите подушку под голову пациента

Предотвращается чрезмерное сгибание шеи

8. Подложить подушку под «верхнюю», согнутую в локтевом и плечевом суставе руку под углом 90º, «нижнюю» на постель не сгибая

Обеспечивается правильная биомеханика тела

9. Подложить подушку под согнутую «верхнюю» ногу так, чтобы нижняя голень оказалась на уровне нижней трети бедра

Предотвращается поворот бедра внутрь, предупреждается переразгибание конечностей

10. Обеспечить упор для стоп под углом 90º

Обеспечивается тыльное сгибание стоп и предотвращается их «провисание»

Укладывание пациента в положение Фаулера

Цель: обеспечение полусидячего положения пациента в постели

Действие

Обоснование

1.Поздороваться с пациентом уважительно и доброжелательно

Устанавливается необходимый контакт с пациентом

2. Представиться пациенту

Обеспечивается более эффективное общение

3. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей манипуляции

Обеспечивается необходимое сотрудничество с пациентом

4. Получить согласие пациента

Обеспечивается соблюдение прав пациента

5.Поднять изголовье кровати под углом 45-60º

Обеспечивается чувство комфорта, удобное положение для приёма пищи, общения с окружающими

6. Положить голову пациента на низкую подушку

Предупреждается сгибательная контрактура шейных позвонков

7. Под руки пациента положить подушки

Предупреждается вывих плеча вследствие растяжения капсулы плечевого сустава под воздействием направленной вниз силы тяжести рук

8.Подложить пациенту подушку под поясницу

Исключается нагрузка на поясничный отдел позвоночника

9. Подложить небольшую подушку под ребра пациента

Предупреждается переразгибание в коленных суставах и сдавливание подколенной артерии под действием тяжести

10. Подложить пациенту небольшую подушку под нижнюю треть голени

Предупреждается длительное давление матраса на пятки

11.Поставить упор для стоп пациента под углом 90º

Предупреждается «провисание» конечностей

Укладывание пациента на спину

Цель: вынужденное положение пациента на спине.

Оснащение: _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Действие

Обоснование

1. Придать изголовью горизонтальное положение

Обеспечивается положение пациента на спине

2. Подложить пациенту под поясницу валик

Исключается нагрузка на поясничный отдел позвоночника

3. Подложить небольшую подушку под верхнюю часть плеч, шею и голову пациента

Предупреждается сгибательная контрактура в области шейных позвонков

4. Положить валик вдоль наружной поверхности бедер

Исключается поворот бедра наружу

5. Подложить валик в области нижней трети голени

Исключается давление на пятки; риск возникновения пролежней

6. Обеспечить упор для стоп под углом 90º

Обеспечивается тыльное сгибание стоп, предупреждается «провисание»

7. Повернуть руки пациента ладонями вниз и расположить их параллельно туловищу, подложить под предплечья небольшие подушки

Исключается чрезмерный поворот плеча, предупреждается переразгибание в локтевых суставах

Укладывание пациента на живот

Оснащение: 2 подушки, валик из скатанной простыни в рулон, упор для стоп

Действие

Обоснование

1.Поздороваться с пациентом уважительно и доброжелательно

Устанавливается необходимый контакт с пациентом

2. Представиться пациенту

Обеспечивается более эффективное общение

3. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей манипуляции

Обеспечивается необходимое сотрудничество с пациентом

4. Получить согласие пациента

Обеспечивается соблюдение прав пациента

5. Привести кровать пациента в горизонтальное положение, убрать подушку из-под головы

Обеспечивается доступ к пациенту для укладывания его на живот

6. Разогнуть руку пациента в локтевом суставе, приложить её к туловищу по всей длине и, подложив кисть пациента под бедро, «перевалить» пациента через его руку на живот

Обеспечивается доступ к пациенту для укладывания его на живот

7. Передвинуть тело пациента на середину кровати

Создаётся удобное положение для пациента

8. Повернуть голову пациента на бок и подложить под неё небольшую подушку

Уменьшается сгибание и переразгибание шейных позвонков

9. Подложить небольшую подушку под живот, чуть ниже уровня диафрагмы

Уменьшается переразгибание поясничных позвонков и напряжение в пояснице, кроме того у женщин на грудь

10. Согнуть руки пациента в плечах, поднять их вверх так, что бы кисти располагались рядом с головой

Предупреждается вывих плеча

11. Подложить под стопы валик

Исключается резкое «провисание» стоп и их поворот наружу.

ΙΙΙ Самооценка

Критерии оценок по заданиям

Дополните

1 – ошибка – «5»

2 - ошибки – «4»

3 - ошибки – «3»

4 ошибки и более – «2»

Ситуационные задачи

1 нерешенная задача - «5»

2 нерешенные задачи - «4»

3 нерешенные задачи - «3»

4 нерешенные задачи и более «2»

Тестовый контроль

1 – 2 ошибки - «5»

3 – 4 ошибки - «4»

5– 6 ошибок - «3»

7 ошибок и более – «2»

Заполнение пустых граф

Оценка выставляется по каждой манипуляции

Все графы заполнены – «5»

Не заполнена одна графа – «4»

Не заполнено 2 графы - «3»

Не заполнено более двух граф - «2»

Глоссарий

  1. Активное положение в постели – пациент легко и свободно выполняет произвольные (активные) движения.
  2. Биомеханика тела – способ, которым тело человека приспосабливается, чтобы не потерять равновесия во время движения.
  3. Вынужденное положение в постели – пациент принимает сам с целью уменьшения (снижения уровня) боли и других патологических симптомов.
  4. Лечебно – охранительный режим – это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психического покоя пациентов.
  5. Общий режим двигательной активности – пациент прибывает в отделении без ограничения двигательной активности в пределах стационара и территории больницы.
  6. Палатный режим двигательной активности – разрешается свободная ходьба по палате. Мероприятия по личной гигиене осуществляются в пределах палаты.
  7. Постельный режим двигательной активности – пациент не покидает постели, может сидеть, поворачиваться. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в постели при активном участии медицинской сестры.
  8. Постуральный рефлекс – головокружение, обморок, тахикардия, появляющиеся при изменении положения тела.
  9. Правильное положение тела – положение, при котором спина выпрямлена и исключены любые искривления, напряжения, давление, чувство дискомфорта.
  10. Пролежень - это глубокие поражения кожи и мягких тканей вплоть до их омертвения в результате длительного сдавливания.
  11. Строгий постельный режим двигательной активности – пациенту категорически запрещаются активные движения в постели. Все гигиенические мероприятия проводятся медицинской сестрой.
  12. Функциональная кровать – специальное устройство, состоящее из нескольких секций, положение которых меняется поворотом соответствующей ручки управления. Головной и ножной концы кровати быстро переводятся в нужное положение.
  13. Эффект Вальсальвы – натуживание на высоте вдоха в некоторых случаях может способствовать возникновению тяжелых нарушений ритма сердца и ухудшению коронарного кровотока.

Список литературы

1. Альбицкий В.Ю., Абросимова М.Ю. Биомедицина этика. Примерная программа для всех специальностей. М; ВУНМЦ, 2000.

2. Гребнёв А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. - М.: Медицина, 1991.

3. Кондратьева СМ. Педагогика сестринского дела. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов медучилищ и медколледжей. М: ВУЕМЦ, 2001

4. Мурашко В.В., Шуганов Е.Г., Панченко А.В. - Общий уход за больными. -М.: Медицина, 1990.

5. Мухина С.А., Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике. М., 1995

6. Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными. - М., 1989.

7. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. 1 - 2 часть. М., 1996-1998.

8. Обуховец Т. П. Основы сестринского ухода за больными. - Таганрог, 2000.

9. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Практикум Ростов-на-Дону «Феникс» 2004

10. Савина И.А., Шелыгина Е.А., Сухова Л.А. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов медучилищ и медколледжей по предмету «Основы сестринского дела». -М.: ВУНМЦ, 1999.

11. Справочник медицинской сестры по уходу / Под редакцией Н. Палеева. - М., 1989.

12. Туркина Н.В. Филенко А.Б. Рабочая тетрадь. Общий уход за больными . Санкт-Петербург «Мы сль» 2008

13. Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела для студентов». Авторский коллектив преподавателей Смоленского медколледжа. М.: ВУНМЦ, 2000.

14. Учебно-методическое пособие. Сестринский процесс. С-Пб., 2000.