Главная              Рефераты - Разное

: Учебная по истории русской литературы ХХ века (1890-1980-е годы)

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по истории русской литературы ХХ века

(1890-1980-е годы)

СОСТАВИТЕЛИ:

профессор В.Е.КОВСКИЙ

профессор Н.В.КОРНИЕНКО

профессор В.П.СМИРНОВ

доцент Н.С.БУХАНЦОВ

ст.преподаватель П.В.БАСИНСКИЙ

ст.преподаватель И.И.БОЛЫЧЕВ

ст.преподаватель О.А.КОРОСТЕЛЕВ

ст.преподаватель С.Р.ФЕДЯКИН

Под общей редакцией заведующего кафедрой истории русской литературы ХХ века

канд. филол. наук, профессора В.П.СМИРНОВА

Русская литература конца XIX - начала ХХ веков

(до 1917 года)

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономическая и политическая ситуация рубежа веков. Особенности развития русской культуры эпохи: изобразительные искусства, архитектура, музыка, театр, балет, кинематограф; философская и общественная мысль. Литература в контексте культуры. Самосознание литературы изучаемого периода: литературоведение и литературная критика (С.А.Венгеров, Д.Н.Овсянико-Куликовский, Ю.И.Айхенвальд, Е.В.Аничков, А.И.Богданович и другие). Проблематика "рубежа", "перелома". "Серебряный век", "русское духовное возрождение" как философско-лирические характеристики эпохи. Художественные школы и направления (символизм, футуризм, акмеизм). Многообразие формальных установок. Литератор как идеолог и политик. "Русская идея" в предреволюционные годы.

Мыслители и литераторы русского зарубежья об особенностях и своеобразии художественной культуры периода (С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, П.В.Флоренский, Г.П.Федотов, Ф.А.Степун, Г.В.Адамович, П.М.Бицилли, В.В.Вейдле, К.В.Мочульский, Д.П.Святополк-Мирский).

Русская литература рубежа веков в отечественном и зарубежном литературоведении (М.М.Бахтин, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум, В.М.Жирмунский, Р.О.Якобсон, Г.П.Струве, В.Ф.Марков, Д.Максимов, Л.Я.Гинзбург, Л.Долгополов, В.Келдыш и другие).

Русская литература и искусство начала века как органическая часть нового художественного процесса. Принципы периодизации литературного процесса.

Литература 90-х годов

Ситуация "конца века" в русской культуре периода. Эсхатологизм и апокалиптика как свойства исторического видения в искусстве и литературе 90-х годов. "Новое" и "старое" в общественном и художественном сознании. Литературные журналы. Их место и роль. Писатель и газета. Публицистика и журналистика как явления художественной литературы. Литературные кружки и салоны. Феномен развлекательной и бульварной литературы. Завершение эпохи великого реализма: творчество и общественная деятельность Л.Н.Толстого; повествовательное и драматургическое искусство А.П.Чехова; произведения и деятельность В.Г.Короленко. Произведения 90-х годов А.М.Горького, И.А.Бунина, А.И.Куприна, Л.Н.Андреева, В.В.Вересаева, А.С.Серафимовича. Идейно-эстетические особенности русского реализма рубежа веков, его отход от классических канонов, общественный резонанс. Московский кружок Н.Д.Телешова "Среда" и издательское товарищество "Знание" - центр притяжения писателей реалистического направления и демократических убеждений. Социальный критицизм и положительные начала в их творчестве. Жанры и поэтика.

Поэзия и философия В.С.Соловьева. Их воздействие на общественную и художественную мысль. Предтечи русского символизма: К.К.Случевский, К.М.Фофанов. Журнал "Северный вестник" и деятельность А.Л.Волынского. Журнал "Мир искусства". Оформление русского символизма. Философско-религиозные основания. Эстетика. Поэзия И.Коневского, А.М.Добролюбова. Произведения и деятельность Н.М.Минского, Д.С.Мережковского, З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсова. Поэзия и проза Ф.К.Сологуба. первые книги К.Д.Бальмонта. Символизм и декадентство - сближения и отталкивания. Духовно-художественная генеалогия русского символизма. Общественное восприятие произведений "старших" символистов.

Политическая борьба в обществе и литературе. Народничество и марксизм. Национальное самосознание русского общества: проблематика национального характера, "путей России", социальной справедливости, "родного и вселенского", религиозного и атеистического в литературе.

Литература 1900-х годов

Социально-историческое содержание времени. Категории времени и пространства в художественной идеологии: ситуация "начала века", журналы, газеты, литературные кружки, салоны. Русско-японская война и литература. (Андреев, Вересаев, Куприн, Анненский). Война в фольклорных созданиях ("Варяг", "На сопках Маньчжурии"). Литература и первая русская революция. Позиции крупнейших писателей. Расцвет сатирической литературы. Усиление социально-обличительных мотивов в литературных произведениях.

Творчество Толстого, Чехова, Короленко. Произведения и деятельность Горького. Поэзия и проза Бунина. Творчество Куприна, Вересаева, Чирикова, Сургучева, Скитальца, Гусева-Оренбургского. Проза и драматургия Леонида Андреева. Сборники издательства "знание", их популярность. Темы, жанры, поэтика нового поколения русских реалистов. Антиномия "изображение - выражение" в литературе, борьба школ и направлений. Писатели и политическая борьба.

Символизм. Идейно-содержательный размах и формальная новизна направления. Символизм и искусство (Скрябин, Рахманинов, Мейерхольд, художники "Мира искусства" и "Голубой розы"). Символизм и религиозно-философские искания (Флоренский, Розанов, Бердяев, Булгаков). Взгляд на творчество как на культово-обрядовый акт. Интуитивное постижение мира. Религиозное и мистическое в творчестве символистов. "Соборность". Публицистическая, литературно-критическая и переводческая деятельность символистов. Творчество Мережковского: трилогия "Христос и Антихрист", "Толстой и Достоевский", публицистика). Стихи и проза З.Н.Гиппиус. Поэзия Сологуба. Роман "Мелкий бес". Многогранная деятельность В.Я.Брюсова. Поэзия Бальмонта. Младшие символисты: В.И.Иванов, А.А.Блок, Андрей Белый. Их первые книги и публикации. Национальное своеобразие русского символизма.

Журналы "Новый путь", "Весы", "Золотое руно". Альманахи. Издательства символистов.

Поэзия и культурфилософская проза И.Ф.Анненского. Их значение в судьбах русской литературы ХХ века.

"Город" в произведениях литературы. Традиции русской классики и их воплощения, интерпретация в "новой" литературе.

Типология бульварной литературы. ее влияние. "Бульварность" как "эстетическое" качество и мировоззренческий канон массового сознания.

Революционная поэзия. Песня. Фольклор эпохи. Актуализация в произведениях русской литературы 900-х годов под воздействием событий революции проблематики классического наследия ("смысл истории", "судьба человека", "душа России", "культура" и "цивилизация", "хаос" и "космос", "богочеловечество" и "человекобожие").

Литература 1910-х годов

Историческое содержание периода. Поражение революции. Разочарование интеллигенции в возможностях социального прогресса. Итоги революции, их осмысление и отображение в литературных произведениях. Ситуация "исторического тупика". Сборник "Вехи". Его значение. Полемика о роли русской интеллигенции в исторических судьбах народа. Ницше в России и его влияние на литературу. Мистика пессимизма, метафизика небытия, "тирания пола" как тематический репертуар многочисленных произведений словесности. Сенсационность и эпатажность как выражение духовно-художественного нигилизма.

Творчество Горького. Повести, рассказы, пьесы. "Исповедь". Мотивы богостроиельства. Полемика с Лениным и большевиками. Проза и пьесы Леонида Андреева ("Тьма", "Сашка Жегулев", "Царь Голод", "Жизнь человека" и др.). Свойства поэтики экспрессионизма в произведениях Андреева. Вульгаризация в них философско-психологических открытий Ницше, Шопенгауэра, Достоевского. Поэзия Бунина. темы, идеи, стиль. Повести "деревня" и "Суходол". Проза И.С.Шмелева ("Гражданин Уклейкин", "Человек из ресторана"). Сказ как стилевой канон новой русской прозы. Большой мир "маленького" человека. Рассказы и повести Куприна. Произведения Серафимовича, Вересаева, Чирикова. Дебют Б.Зайцева. Импрессионистско-мистические начала его прозы. Рассказы и очерки М.М.Пришвина.

Сочинения В.В.Розанова ("Уединенное", "Опавшие листья"). Кристаллизация в них новых качеств повествования и философствования.

Кризис символизма. Творчество Мережковского, Гиппиус, Брюсова, Бальмонта, Сологуба. Сборник стихотворений Анненского "Кипарисовый ларец". Поэзия и культурфилософская проза Вяч. Иванова. Стихи и проза Андрея белого ("Урна", "Пепел", "Серебряный голубь"). Эссеистика писателя. Особенности творческой манеры. Творчество Александра Блока. Стихотворения "первой" и "второй" книг лирики. Лирические драмы. Публицистика и литературная критика поэта. Темы, идеи, поэтика. Стихотворения и прозаические произведения М.А.Кузмина, своеобразие его художественного мира. Творчество М.А.Волошина. Поэтические сборники В.Ф.Ходасевича. Повествовательное искусство А.М.Ремизова: рассказы, повести, романы. Композиция и стилистика его сочинений.

"Феноменология успеха" в литературе эпохи: "Санин" М.Арцыбашева, "Конь блед" В.Савинкова, рассказы А.Каменского, романы А.Вербицкой и Л.Чарской.

Фольклор: песня, городской и "жестокий" романс, частушки. Журналы. Издательства. Художественные объединения и кружки, литературная критика.

Социально-политическая и общественно-литературная ситуация накануне первой мировой войны. Поляризация общественного сознания. "Убыстрение истории" как знамение времени. Первая мировая война и литература. Писатель на войне. Изображение войны в произведениях Блока, Брюсова, Гумилева, Хлебникова, Бунина, Маяковского, А.Толстого, Ахматовой.

Февральская революция и литература. Позиции писателей. Резкая политизация творчества и общественного проведения литераторов. Катастрофичность мироощущений в художественной среде. Предвидения и предзнаменования в произведениях литературы. Журналы и журналистика. Альманахи и сборники. Литературные объединения. Литературные кафе ("Бродячая собака", "Привал комедиантов"). "Карнавализация" художественного быта. Иронически-игровое, пародийное восприятие культуры. Стилизация и стилизаторство как способ художественного выражения. Темы и образы "масок", "двойничества" в литературе и искусстве предреволюционных лет.

Поэзия Бунина. Стихотворения 1916-1917 годов. Усиление внушающе-метафорического начала, нарастание лирической открытости. Историософские пророчества. Рассказы "Господин из Сан-Франциско", "Братья", "Иоанн Рыдалец", "Чаша жизни", "Захар Воробьев", "Грамматика любви", "легкое дыхание" - вершины повествовательного искусства ХХ века. Грани поэтики.

Творчество и деятельность Горького. "Сказки об Италии". Сборник рассказов "По Руси". Повести "детство", "В людях". Особенности художественного мира. Журнал "Летопись". Выступления писателя в газете "Новая жизнь". Воззрения на грядущую революцию. Жесткая полемика с большевиками. Творчество Андреева, Куприна, Шмелева этих лет. Темы, идеи, жанры, стиль. Рассказы и повести С.Н.Сергеева-Ценского. Особенности манеры. Рассказы и повести Зайцева. повествовательное искусство Пришвина. Рассказы "Никон Староколенный". "Черный араб". Пейзаж у Пришвина. Религиозная проблематика.

Дооктябрьское творчество А.Н.Толстого. Цикл рассказов "Заволжье", роман "Хромой барин". Зоркость и жизненная мощь художественного видения.

Произведения Ремизова. Их влияние на современную литературу. Е.И.Замятин. Рассказы. Повести "Уездное", "На куличках". Оригинальное сочетание фольклорно-сказового начала с литературной "инженерией". "Техницизм синтаксиса", фольклорность образно-лирического строя.

Романы, пьесы, публицистика Мережковского. Русская история в его творчестве. Тема публицистики: "грядущий хам" как проблема будущего. Творчество Гиппиус, Бальмонта, Сологуба, Брюсова. Поэзия, публицистика, путевые очерки Белого. Роман "Петербург". Его историософская и эстетическая значимость. Поэтика прозы Белого и ее влияние на повествовательное искусство последнего десятилетия.

Творчество Блока. Лирика "третьего тома" - воплощение национального и поэтического синтеза. Драма "Роза и Крест". Публицистика поэта. "Малые поэты" символизма и постсимволизма: Ю.Верховский, С.Соловьев, Г.Чулков, В.Пяст, Ю.Балтрушайтис, В.Гиппиус. Фольклорно-мифологические мотивы поэзии А.Кондратьева и С.Городецкого.

Творчество Кузмина. Поэзия. Проза. Критика. Кузмин и художественный быт эпохи.

Акмеизм. История направления. "Цех поэтов". Журналы "Аполлон" и "Гиперборей". Эстетика. Вкус как мировоззрение. Вещность и ясность, предметность и живописная пластичность стихового пространства. Н.С.Гумилев. Стихотворения. Поэмы. Литературная критика и переводческая деятельность. Поэтический мир. Поэзия и критическая проза О.Э.Мандельштама. Художественный мир А.А.Ахматовой. Стихотворения В.Нарбута, М.Зенкевича, Г.Иванова. Акмеизм и судьбы русской поэзии ХХ века.

Футуризм. Идеология. Эстетика. Представители. Русский футуризм как национальное выражение европейского художественного авангардизма. Литература и живопись (Кандинский, Малевич, Шагал, Филонов, Татлин...). Кубофутуризм и эгофутуризм. Поэтический мир В.Хлебникова. творчество Маяковского. Д.Д.Бурлюк, Е.Г.Гуро, В.В.Каменский, А.Е.Крученых. Их произведения. Своеобразие поэзии Игоря Северянина. "Мезонин поэзии" - стихотворения В.Г.Шершеневича и К.А.Большакова. "Центрифуга". Ранний Пастернак. Поэзия Н.Н.Асеева. Журналы и альманахи футуристов. Особенности полиграфического исполнения их книг.

"Новокрестьянские поэты". Лирика С.А.Есенина. Крестьянский космос в поэзии Н.А.Клюева. Стихотворения С.Клычкова и П.Орешина.

Поэты и прозаики "Сатирикона" и "Нового Сатирикона": А.Аверченко, Тэффи, П.Потемкин, Саша Черный, Дон-Аминадо. Сатира как высокое искусство. "Кабаретная поэзия": А.Вертинский, Н.Агнивцев.

Поэзия Марины Цветаевой. Поэзия М.А.Волошина. Волошин-критик. "Искусствоведческая проза" П.П.Муратова. Повествовательное искусство А.С.Грина. Поэзия и эссеистика Ходасевича.

Пролетарская литература. Ее мир. Представители (А.Гастев, Кириллов, Герасимов).

Фольклор: песни, романсы, частушки. Их использование в "высокой поэзии" (Блок, Брюсов, Маяковский).

Русская литература и Октябрьская революция. Позиции и отношения к событиям писателей. Первые художественные отклики: Гиппиус, Брюсов, Блок, Есенин, Клюев, Маяковский, Хлебников, Мандельштам...

Исторические перспективы русской литературы перед лицом революции.

Русская литература после 1917 года

(1920-30-е гг.)

ВВЕДЕНИЕ

(Русская литература на исторических переломах)

Основные этапы исторического развития России в ХХ века. Революция 1917 года и русская литература: периодизация исторического и литературного процесса. Дискуссии о периодизации. Условность термина "литература 20-х годов". Вопросы о границах периодов: 1917-1921 (гражданская война); 1922-1929 ("восстановительный период"), 1930-1937 (реконструктивный период), 1937-1941 (предвоенный период).

Политика партии и государства в области русской литературы. Основные постановления партии по вопросам литературы. Высылка русских писателей и философов из советской России. Русская жизнь и русская литература в интерпретации идеологов партии - Л.Троцкого, В.Ленина, А.Луначарского, Н.Бухарина, К.Радека, И.Сталина. Разрушение Русской православной церкви и борьба против "русского стиля" в искусстве 20-30-х г. Основные этапы формирования "интернационального стиля" в литературе, вытеснение понятия "русская литература" ("пролетарская литература", "советская литература", "литература советского общества"). Цензура и репрессии.

Разъединение русской литературы после 1917 года. Два литературных процесса - одна литература. Общие тенденции в развитии русской поэзии и прозы 20-30-х годов. "Идея пути" как ключевая в поэтическом сознании двух десятилетий. Явление русского романа в двух потоках литературы (М.Булгаков, Л.Леонов, А.Платонов, М.Шолохов, И.Бунин, М.Горький, И.Шмелев, М.Пришвин). Русская классическая традиция на основных этапах развития литературы после 1917 года (Достоевский, Толстой, Пушкин). Традиция и свобода русского писателя в новых условиях существования русской литературы. Литература метрополии и эмиграции в контексте мирового литературного процесса. Нобелевские лауреаты И.Бунин, М.Шолохов, Б.Пастернак.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА

Русская философская мысль после 1917 года и литература. Революция в оценке русских философов: русская религиозная мысль (Н.Бердяев, С.Франк, Л.Шестов, Н.Изгоев, о. С.Булгаков); сменовеховство и евразийство (Н.Ключников, Н.Устрялов, П.Савицкий, Н.Трубецкой и др.), естественнонаучная мысль (В.Вернадский, А.Чижевский); марксизм (Плеханов, Луначарский). "Русский Берлин" 1921-1923 г.

Критика. Литературные группировки. Пролеткульт. История организации, теоретики Пролеткульта (А.Богданов, А.Луначарский) и наиболее видные участники (М.Герасимов, В.Кириллов, В.Казин, А.Платонов). Издания пролеткульта ("Горн", "Грядущее", "Твори"); опыт сотрудничества пролетарских и крестьянских писателей. Письмо ЦК РКП (б) о Пролеткультах. 1921 год - разгром рабочей оппозиции, закрытие всех изданий Пролеткульта. Организация Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Идеологи РАППА; основные этапы. Издания РАПП: "На посту", "На литературном посту", "Октябрь", "Молодая гвардия". Творческие программы и лозунги РАПП: "столбовая дорога пролетарской литературы", борьба против классики и "Учеба у Толстого", призыв ударников в литературу, создание образа "живого человека", "союзник или враг". Ведущие критики РАППА: Лелевич, Авербах, Ермилов, Фадеев, Селивановский. Борьба с "буржуазными тенденциями" в русской литературе на страницах изданий РАППА (оценки творчества Е.Замятина, А.Ахматовой, Б.Пильняка, М.Зощенко, М.Горького, Л.Леонова, К.Федина, А.Платонова и т.д.). Термин Троцкого "попутчики" в практике РАПП.

"Перевал". История организации. Издания ("Красная новь", "Круг", "Романтики"). Работы А.К.Воронского 20-х годов, его полемика с РАПП. Эстетические лозунги Перевала на рубеже 20-30-х годов: искренность, моцартианство, эстетическая культура, гуманизм.

РАПП и Перевал в год великого перелома. Дискуссии о Перевале в Комакадемии (1930). Разгром Перевала и социологической школы Переверзева. Дискуссии о формах литературной жизни во Всероссийском союзе советских писателей.

Имажинизм и футуризм в искусстве первых лет революции. Футуризм и ЛЕФ. История ЛЕФа; издания. Эстетические теории "искусства-жизнестроения", "литература факта", социального заказа, производственного искусства. Теоретики и практики ЛЕФа (Маяковский, Третьяков, Шкловский, Арватов, Брик и др.). Споры о путях развития новой литературы, ее месте в общественной жизни, особенностях содержания и формы ее произведений в манифестах, критике и практике "формалистов", Обэриутов, Серапионовых братьев. Краткая история организаций и групп.

Критические работы В.Шкловского, Ю.Тынянова, Е.Замятина, М.Бахтина в литературном процессе советской России 20-х годов. Их оценка в русской эмиграции (Г.Адамович, К.Мочульский, В.Ходасевич, М.Слоним и др.).

Постановления ЦК ВКП (б) "О политике партии в области художественной литературы" (1925) и "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932). Первый съезд советских писателей (1934). Новая периодизация истории русской литературы, место литературы социалистического реализма, оценка литературы серебряного века, эстетика революционного гуманизма и русская классика, дискуссии о современной литературе. Формы партийного руководства литературой в 30-е годы: организация писательских коллективов и поездок на стройки социализма, партийный контроль над изданиями, выступления деятелей партии по вопросам искусства на первом съезде писателей, создание Комитета по делам искусств. Вопросы развития советской литературы на страницах партийной печати ("Правда", "Большевик"). Открытие новых журналов: "Наши достижения", "Литературная учеба", "Знамя", "Интернациональная литература".

Основные дискуссии 30-х годов: "Какой нам нужен писатель" (1931), о герое и жизни, "соревновании с действительностью" (1933), о языке (1934), о формализме и народности (1936), о журнале "Литературный критик" (1939-1940), о трагическом в советской литературе (1940, выход последней книги "Тихого Дона"), о книгах о Маяковском (1940, десятилетие смерти поэта). Русская классика в 30-е годы. Пушкин в 1937 году.

Пути русской поэзии

О поэтической ситуации 1917-20-х гг. Традиции и содержание космизма в русской лирике. Статьи А.Блока "Интеллигенция и революция", "Катилина", "Крушение гуманизма", "О назначение поэта". "Двенадцать" и "Скифы" в истории русской литературы после 1917 года. Полемики вокруг поэмы Блока в ХХ веке. Поэтическое скифство; библейские поэмы и стихи А.Белого, Н.Клюева, С.Есенина, М.Волошина, И.Северянина, З.Гиппиус. История, революция, наука в творчестве В.Брюсова. Поэтическое будетлянство В.Хлебникова и В.Маяковского первых лет революции ("Ночь в окопах", "Ладомир", "150.000000", "Мистерия-Буфф"). "Цех поэтов" в годы революции: сб. "Костер", "Огненный столп" Н.Гумилева; "Прославим, братья, сумраки свободы" и "Ритм и революция" О.Мандельштама, лирика Ахматовой и Г.Иванова. Поэма "Главная улица" Д.Бедного. "Машинный рай" в поэзии пролеткультовцев. Критики русского зарубежья о советской поэзии.

Героико-романтическое направление в поэзии, ее формирование, основные этапы развития. Сб. "Орда", "Брага" Н.Тихонова. Сб. "Юго-Запад" Э.Багрицкого. "Синие гусары" Н.Асеева. "Большевикам пустыни и весны" В.Луговского. Антикрестьянское и антиправославное задание генерации комсомольских поэтов (М.Светлов, А.Жаров, А.Безыменский). Советская поэзия на страницах журнала "Безбожник". Романтическая поэма 30-х годов как образец классики социалистического реализма: "Социализм", "Пятилетка" Безыменского, "Смерть пионерки" Багрицкого, "Мать" Н.Дементьева, "Триполье" Б.Корнилова.

Поэтический авангард 20-х годов. Творческий путь В.Маяковского. Эстетическая программа ("Как делать стихи"), диалог времени и поэзии ("Разговор с фининспектором о поэзии", "Сергею Есенину", "Послание пролетарским поэтам", "Во весь голос". Пушкинская традиция в лирике Маяковского. Лирический герой и "социальный заказ" в поэме ("Люблю", "Про это", "Владимир Ильич Ленин", "Хорошо" и лирике (окна РОСТА, "Рассказ о Кузнецкстрое"). Сатира Маяковского. Эстрадный характер лирики и театр Маяковского. Фигура Маяковского в оценке его современников (Б.Пастернак, А.Ахматова, Г.Иванов, М.Цветаева и др.).

Теория и практика Объединения реального искусства (ОБЭРИУ). Эстетика новой поэзии в манифестах А.Введенского, Д.Хармса, Н.Заболоцкого. Лирико-драматическая поэма ("Факт, теория и Бог", "Кругом возможно Бог", "Куприянов и Наташа" А.Введенского; "Торжество земледелия", "Безумный волк", "Лодейников" Н.Заболоцкого; "Гвидон" Д.Хармса и др.). "Случаи" Хармса. Детские стихи обэриутов. Модернистская драма ("Елизавета Бам" Д.Хармса, "Елка у Ивановых" А.Введенского). Основные этапы творческого пути Заболоцкого ("Столбцы", поэмы, натурфилософская поэзия). Судьбы обэриутов. Пути традиционализма в поэзии. Пушкинская тема-традиция в творчестве Блока, Есенина, Волошина, Гумилева, Г.Адамовича, Пастернака, Мандельштама, Ахматовой, Цветаевой, В.Ходасевича, Г.Иванова.

Творчество и судьба новокрестьянских поэтов. Путь Н.Клюева (1884-1937). Мифология революции ("Медный кит", "Львиный хлеб", "Четвертый Рим"). Космос дома в лирике Клюева (сб. "Изба и поле", цикл "Разруха"). Творческая позиция Клюева в год великого перелома. Поэтическая антология современной поэзии ("Клеветникам искусства"). Историософия русской жизни и искусства в поэмах Клюева ("Заозерье", "Деревня", "Погорельщина", "Песнь о Великой матери". Судьбы текстов Н.Клюева.

Путь С.Есенина (1895-1925). Идея "узловой завязи" человека с природой в теоретических работах Есенина ("Ключи Марии", "Быт и искусство") и в его поэтической судьбе, поэтические вехи воплощения идеи (библейские поэмы, "Сорокоуст", "Кобыльи корабли", циклы "Москва кабацкая", "Русь уходящая", "Русь советская", "Персидские мотивы"). Современность и история в поэмах Есенина ("Пугачев", "Страна негодяев", "Черный человек", "Анна Снегина", "Песнь о великом походе", "Баллада о двадцати шести"). "Злые заметки" Бухарина и борьба с "есенинщиной" в советской России. Творчество и судьба Есенина в оценке русской эмиграции (И.Бунин, В.Ходасевич, Г.Иванов, Г.Адамович, М.Слоним и др.).

"Последний лель" русской поэзии С.Клычков (1889 -1937). Тихая лирика Клычкова ("Домашние песни", "В гостях у журавлей", "Заклятие смерти", "Нищий стол"). Проза Клычкова ("Сахарный немец", "Чертухинский балакирь", "Князь тьмы"). Статьи Клычкова о советской критике ("О зайце, зажигающем спички", "Свирепый недуг").

Крестьянско-колхозная тема в советской поэзии 30-х годов; история ВОКП (Всесоюзного объединения крестьянских писателей). Творческий путь П.Васильева. Поэтический сказ А.Твардовского и поэма "Страна Муравия". Путь к массовой народной песне М.Исаковского.

Судьба классического слова в эпоху массовой жизни. Книга "Сестра моя - жизнь" Б.Пастернака в поэзии 20-х годов. Лирический герой и история в поэмах "Девятьсот пятый год", "Лейтенант Шмидт", "Высокая болезнь", "Спекторский" и цикле "Второе рождение". Проза Пастернака ("Детство Люверс", "Повесть", "Охранная грамота". Выступление Пастернака на I съезде писателей. Переводы З0-х годов.

"Голос мировой культуры", революция и русская жизнь в творчестве О.Мандельштама после 1917 г. Поэтические сб. 20-х годов ("Тristia", "Вторая книга", "Стихотворения"). Апокалиптика и история в лирике Мандельштама З0-х г. ("Стихи об Армении", "Воронежские тетради", московский и петербургский циклы, "Стансы", "Стихи о неизвестном солдате"). Контекст, время и биография в прозе 20-30-х годов ("Египетская марка", "Шум времени", "Путешествие в Армению", "Четвертая проза", "Разговор о Данте"). "Стихи о русской поэзии".

Тема России в лирике А.Ахматовой. Поэтические книги "Подорожник" , "Из шести книг". Пушкинские "штудии" Ахматовой 30-х годов. Лирические поэмы Ахматовой в контексте советской поэзии 30-х годов ("Реквием", "Поэма без героя").

Массовая советская поэзия 30-х годов. Песенная поэзия. Историческое прошлое и современность в стихах нового поколения 30-х г. (П.Васильев, Я.Смеляков, Д.Кедрин, О.Берггольц, Б.Ручьев).

Диалог поэтических стилей в русской поэзии 20-30-х годов. Жизнь метафоры в поэзии Клюева, Маяковского, Кузмина, Есенина, Цветаевой, Белого, Пастернака, Мандельштама. Тема жизни и смерти как возможность неподцензурного разговора. Открытие новых лирических возможностей поэзии в условиях цензурного давления. Тема творчества и свободы, поэтические посвящения в лирике ЗО-х годов.

Проза 20-30-х годов

Публицистическая проза революции и гражданской войны ("Несвоевременные мысли" М.Горького, "Окаянные дни" И.Бунина, "Из дневников" З.Гиппиус, дневниковая проза М.Цветаевой, "Дневники" М.Пришвина и К.Чуковского). "Апокалипсис нашего времени" В.Розанова и "Слово о погибели земли русской" и "Взвихренная Русь" А.Ремизова; их место в литературной жизни 20-х годов. Пафос "живой жизни" в прозе М.Кузмина; стилизаторские , орнаментальные, неореалистические тенденции. Романы А.Белого, их воздействие на прозу 20-х годов. Судьбы русского классического романа; Толстой и Достоевский в дискуссиях 20-30-х годов о развитии романа.

Опыты пролеткультовской прозы (сб.рассказов И.Садофьева "Окровавленная лестница", романы "Голод" С.Семенова, "На черной полосе" А.Бибика). Феномен А.Гастева. Ремизов и сказ в прозе первой половины 20-х годов (рассказы Е.Замятина, Сергеева-Ценского, Леонова, Булгакова, Зощенко, Федина, Шолохова, Пильняка).

Первые романы о революции ("Два мира" В.Зазубрина и "Голый год" Б.Пильняка). Поэтизация стихийного начала, концепция "оздоровляющего варварства".

Становление социально-психологического направления в прозе. Очерки и рассказы о революции Неверова, Сейфуллиной, Вс.Иванова, Серафимовича, Фурманова, Н.Огнева, А.Малышкина, А.Яковлева, А.Аросева, Н.Никитина и др.). Социальный конфликт и герой времени в повестях Л.Сейфуллиной "Перегной", "Неделя" Либединского, "Бронепоезд 14-69" Вс.Иванова, "Щепке" Зазубрина, "Гадюке" Толстого, "Анне Тимофеевне" К.Федина. Документально-художественная проза; выработка понятия нового гуманизма и нового героя в романах: "Чапаев" Фурманова, "Железный поток" Серафимовича, "Цемент" Гладкова, "Разгром" Фадеева, "Россия, кровью умытая" А.Веселого.

Формирование канона романа социалистического реализма; первые тупики на этом пути. Дискуссия об изображении "живого человека" 1927 г., спор "рационалистов" и "интуитивистов". Концепция создания "второй природы" в романе 30-х годов: роман о производстве ("День второй" Эренбурга, "Время, вперед" Катаева, "Гидроцентраль" Шагинян); роман воспитания ("Педагогическая поэма" Макаренко, "Как закалялась сталь" Островского). Нормативность социально-психологического романа 30-х годов.

Циклы рассказов 20-х годов ("Рассказы 1922-1924 гг." Горького, "Шутейные рассказы" В.Шишкова, "Конармия", "Одесские рассказы" И.Бабеля, "Донские рассказы" М.Шолохова", "Рассказы Синебрюхова" М.Зощенко, "Русские сказки" Е.Замятина и др.).

Петербургский космос в русской прозе 20-30-х годов ("Пещера" и "Мамай" Е.Замятина, "Сентиментальные повести" М.Зощенко, "Крысолов" А.Грина, "Старуха" Д.Хармса, "Козлиная песнь" К.Вагинова, "Сумасшедший корабль" О.Форш, "Подпоручик Киже" Ю.Тынянова, "Епифанские шлюзы" А.Платонова", "Петербургские зимы" Г.Иванова). Развитие исторических жанров в прозе 20-ЗО-х годов. Историческая проза Ю.Тынянова, А.Чапыгина, О.Форш, Г.Шторма. Решение петровской темы в творчестве А.Толстого ("День Петра", "На дыбе", "Петр Первый"). Традиции исторических романов Д.Мережковского и "Петербурга" Белого в развитии исторических жанров прозы. Исторические жанры в прозе русской эмиграции (Д.Мережковский, А.Куприн, Б.Зайцев, М.Алданов, П.Краснов).

Тема интеллигенции и революции в романе 20-х г. ("В тупике" В.Вересаева, "Сентиментальное путешествие" В.Шкловского, "Белая гвардия" М.Булгакова, "Города и годы", "Братья" К.Федина, "Кащеева цепь" М.Пришвина, "Сестры" А.Толстого", "Зависть" Ю.Олеши, "Жизнь и смерть Андрея Полозова" Я.Рыкачева, "Вечер у Клэр" Г.Газданова и др.). Горьковское решение темы интеллигенции в романе "Жизнь Клима Самгина". Образ Клима Самгина в контексте русской и мировой литературы ХХ века.

Антиутопические стратегии в русской прозе 20-30-х годов ("Мы" Е.Замятина, "Барсуки", "Вор" Л.Леонова, "Чевенгур" А.Платонова, "Мастер и Маргарита" М.Булгакова, "Дар" В. Набокова).

Русская проза, рожденная годом великого перелома. Повесть "Красное дерево" и роман "Волга впадает в Каспийское море" Б.Пильняка. "Котлован" и "Впрок" А.Платонова. Первая книга романа "Поднятая целина" М.Шолохова. "Соть" Л.Леонова. Мифология социума в русской прозе конца 20-х- начала 30-х гг. ("Возвращенная молодость" М.Зощенко, "Мусорный ветер" А.Платонова, "Жень-шень" М.Пришвина, "Приглашение на казнь" В.Набокова).

Детская тема в русской прозе 20-30-х годов ("Детство Никиты" Толстого, "Жизнь Арсеньева" Бунина, "Лето Господне" Шмелева) и проза для детей ведущих прозаиков 20-30-х годов (Б.Житков, А.Грин, М.Пришвин, К.Паустовский, А.Платонов, Л.Пантелеев, В.Катаев, В.Бианки, А.Гайдар, М.Зощенко и др.).

Русский роман 20-30-х гг. ("Хождение по мукам" А.Толстого, "Жизнь Клима Самгина" М.Горького, "Тихий Дон" М.Шолохова, "Мастер и Маргарита" М.Булгакова); завершение многолетних романов в новой социокультурной ситуации. "Закон парусного лавирования" (О.Мандельштам) как внутритекстовая проблема.

"Тихий Дон" М.Шолохова. История создания романа. Судьба и идея пути Григория Мелехова в интерпретации советской критики 20-80-х годов. Проблемы авторства "Тихого Дона" в критике 70-90-х годов.

"Смеховой мир" русской прозы 20-30-х годов. Трагический гротеск, дьяволиада, гофманиана (Булгаков, Каверин, Лунц, Олеша, ранний Эренбург, Добычин). Комическое и трагическое в прозе Зощенко, Шолохова, Платонова. Феномен романов Ильфа и Петрова.

Эволюция писателей в 20-30-е годы (Горький, Булгаков, Платонов, Бабель, Зощенко, Мандельштам, Леонов, Пастернак).

Драматургия

Возникновение массового революционного театра ("Мистерия освобожденного труда", "Взятие Зимнего дворца"). Первые авторские пьесы для массового театра ("Стенька Разин" В.Каменского, "Мистерия-Буфф" Маяковского). Исторические драмы А.Луначарского ("Оливер Кромвель", Фома Кампанелла"). Революционный театр Мейерхольда.

Основные тенденции развития русской драмы 20-х гг.: плакат, гротеск, фантастика и традиционный психологизм.

Основные этапы в создании советской героической драмы: "Разлом" Лавренева, "Шторм" Билль-Белоцерковского, "Бронепоезд 14-69" Вс.Иванова, "Оптимистическая трагедия" Вс.Иванова, "Любовь Яровая" Тренева, "Рельсы гудят", "Хлеб" В.Киршона, "Темп", "Человек с ружьем" Н.Погодина и др. Дискуссия 1930 г. о пространстве советской драмы. "Потолочная драма" А.Афиногенова ("Страх", "Машенька").

Комедия 20-х годов ("Мандат", "Самоубийца" Н.Эрдмана, "Зойкина квартира" М.Булгакова, "Шарманка" А.Платонова). Драма-сказка Е.Шварца ("Голый король", "Снежная королева, "Тень").

"Дни Турбиных" Булгакова в истории русской драмы и советского театра. На путях к трагедии ("Бег" Булгакова, "14 Красных избушек" Платонова, "Метель" Леонова).

Драма 20-30-х гг. и кинематограф этого времени. Жанр киносценария в творчестве писателей.

Путь русского писателя в 20-30-е годы и Великая Отечественная война.

Русская литература периода 1940-80-х гг.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(1941-1945)

Политическая и литературно-общественная ситуация перед войной. Писатели на фронте. Формирование и становление молодой генерации литераторов-фронтовиков. Особая роль литературы в годы войны.

Развитие публицистики как одного из наиболее оперативных жанров военной прозы. Очерки И.Эренбурга, А.Толстого, Л.Леонова, М.Шолохова, К.Симонова, Л.Гроссмана, Л.Соболева, Б.Горбатова.

Поэзия военных лет. Основные образы, мотивы и поэтика "военной" лирики. Русская тема. Стихи А.Ахматовой, К.Симонова, М.Светлова, О.Берггольц, Г.Иванова, И.Елагина, В.Корвин-Пиотровского и др.

Лирика поэтов, павших на фронтах Великой Отечественной войны (М.Кульчицкий, Вс.Багрицкий, П.Коган, Г.Суворов, Н.Отрада и др.).

Поэма военных лет (Н.Тихонов, В.Инбер, О.Берггольц, М.Алигер, П.Антокольский, А.Прокофьев и др.). Сочетание в ней эпического и лирического начал.

А.Твардовский. Поэма "Василий Теркин". История создания. Образ главного героя. Его популярность в народной, солдатской среде. Место автора-повествователя в поэме. Литературные и фольклорные традиции.

Массовая и лирическая песня военных лет. Творчество М.Исаковского, Л.Ошанина, А.Суркова, Е.Долматовского, В.Гусева, А.Жарова.

Стихотворная сатира. "Окна ТАСС". Военный рассказ: А.Толстой, А.Платонов, Л.Соболев, Н.Тихонов, К.Паустовский, Вс.Иванов, В.Катаев. Романтический и лирико-публицистический пафос рассказа.

Повесть военных лет: Л.Леонов, К.Симонов, А.Бек и другие. Героизация и романтизация войны. "Наука ненависти" и ее преодоление. Повесть К.Воробьева "Это мы, Господи!" как одна из первых творческих попыток посмотреть на войну и поведение человека на войне сквозь призму жестокого реализма.

М.Шолохов. "Они сражались за Родину". Первые главы романа. А.Фадеев. Роман "Молодая гвардия". Историко-документальная основа сюжета и последствия авторской субъективности. Партийная критика и компромиссы А.Фадеева во второй редакции романа.

Историческая тематика в литературе военных лет. Работа А.Толстого над 3-й книгой романа "Петр Первый". Тема власти в драматургической дилогии об Иване Грозном. Романы "Багратион" С.Голубова, "Порт-Артур" А.Степанова, "Великий Моурави" А.Антоновской.

Другая проза военных лет: "Темные аллеи" И.Бунина, "Перед восходом солнца" М.Зощенко.

Драматургия военных лет: Л.Леонов, К.Симонов, А.Корнейчук, А.Крон и другие.

"Сталинская" тема. Укоренение сталинского курса в обществе и литературе. Пьеса Е.Шварца "Дракон".

ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕВОЕННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Политическая и литературно-общественная ситуация. Возрастающая напряженность международных отношений ("холодная война"). Ухудшение нравственной атмосферы в обществе и апогей сталинского культа. Отражение общественных настроений в литературе.

Постановления ЦК ВКП (б) 1946-1948 в области литературы и искусства. Драматические судьбы А.Ахматовой и М.Зощенко. Репрессивные кампании, развернутые партией в многих направлениях культурной жизни страны. Борьба с "космополитизмом". Искусственное разжигание "патриотических настроений". Проблема "железного занавеса" в литературе и искусстве.

Тема Великой Отечественной войны в литературе этих лет. Первые книги поэтов-фронтовиков ("Битва" С.Гудзенко, "Третья скорость" С.Орлова, "Переправа" М.Дудина, "Сердцебиенье" М.Луконина, "Костер" С.Наровчатова, "Дорога далека" А.Межирова и другие). Лиро-эпическая поэма (А.Недогонов, О.Берггольц, Я.Смеляков, М.Луконин). Творчество Дм.Кедрина.

Роль мемуарно-очерковой и художественно-документальной прозы в освоении и разработке военной темы (П.Вершигора, Б.Полевой, Н.Бирюков). Первые опыты создания крупных повествований о войне (романы И.Эренбурга "Буря", М.Бубеннова "Белая береза", О.Гончара "Знаменосцы", дилогия Э.Казакевича "Весна на Одере" и "Дом на площади").

Повесть В.Некрасова "В окопах Сталинграда" и ее роль в правдивом, психологически достоверном изображении человека на войне. В.Некрасов как предшественник "окопной прозы" 50-60-х годов.

Роман В.Гроссмана "За правое дело", повесть В.Пановой "Спутники", повести Э.Казакевича "Звезда" и "Двое в степи". Критика романа "За правое дело" и повести "Двое в степи" как проявление "лакировочных" тенденций в послевоенном литературном процессе.

Тема возвращения к мирному труду. А.Платонов "Возвращение", М.Исаковский "Враги сожгли родную хату", М.Алигер "Твоя победа". Романы П.Павленко "Счастье" и Г.Николаевой "Жатва". Роман С.Бабаевского "Кавалер золотой звезды", Е.Мальцева "От всего сердца". "Теория бесконфликтности", получившая распространение в критике и литературоведении. Противостояние этой тенденции в отдельных произведениях советской литературы.

А.Твардовский. Поэма "Дом у дороги", стихотворение "Я убит подо Ржевом".

Тема интеллигенции и революции в прозе послевоенных лет. К.Федин. Романы "Первые радости" и "Необыкновенное лето" (1943-1948), Л.Леонов "Русский лес" (1945-1953). Тема искусства и революции в дилогии К.Федина. Философские и экологические идеи "Русского леса".

Б.Пастернак. Роман "Доктор Живаго" (1946-1953). История создания и издания романа. Значение завершающего его стихотворного цикла. Литературно-критическая полемика вокруг "Доктора Живаго" после его публикации на родине в 1989 году.

М.Пришвин. Тема человека и природы, философия гармонии и жизнетворчества в повестях "Кладовая солнца", "Корабельная чаща" и других сочинениях этих лет.

К.Паустовский. Повести и рассказы послереволюционной поры. Размышления о писательском мастерстве в книге "Золотая роза". "Повесть о жизни".

В.Овечкин. Очерки "Районные будни" и "Трудная весна". Широкий общественный резонанс этих сочинений, их влияние на литературу 50-60-х годов (Г.Троепольский, Е.Дорош, С.Залыгин, В.Тендряков, А.Яшин и другие).

ЛИТЕРАТУРА 50-80-Х ГОДОВ

Политическая и литературно-общественная ситуация 50-х - начала 60-х гг. Смерть И.В.Сталина. ХХ съезд КПСС. Постановление о культе личности и преодолении его последствий. Начало космической эры: первый спутник Земли (1957), полет Юрия Гагарина (1961).

Особенности литературной жизни в атмосфере духовного подъема 50-х - начала 60-х годов. Повесть И.Эренбурга "Оттепель", название которой закрепилось в общественном сознании как характеристика этого периода.

Поэты старшего поколения: А.Ахматова, Н.Асеев, Н.Заболоцкий, Вл.Луговской, М.Светлов. "Эстрадная лирика". Дебюты Б.Ахмадулиной, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Н.Матвеевой, Р.Рождественского, Вл.Соколова и других поэтов. Поэзия "бардов" (Б.Окуджава, А.Галич, Ю.Визбор, Ю.Ким, В.Высоцкий и др.). Поэтические вечера и диспуты, альманах "День поэзии".

Неофициальная поэзия. Приход молодых прозаиков: В.Аксенова, Г.Владимова, Вл.Войновича, А.Гладилина, А.Кузнецова, В.Липатова, А.Рекемчука и др. Полемика вокруг их произведений. Стилевые особенности "молодой прозы". Роль основанного в эти годы В.Катаевым журнала "Юность".

Расцвет рассказа. Первые сборники Ю.Казакова, Ю.Нагибина. Лирическая проза. "Дневные звезды" О.Берггольц, "Владимирские проселки", "Капля росы". Вл.Солоухина.

Подъем национальных литератур. Дебюты Ч.Айтматова, Р.Гамзатова, Ю.Рытхеу, О.Сулейменова, Вл.Санги, Ю.Шесталова, Г.Матевосяна и др. Роль и значение русской литературы в этом процессе.

Формирование "критического направления" в русской прозе и роль журнала "Новый мир" в этом процессе. Первые подступы к осмыслению "белых пятен" нашей послеоктябрьской истории, к феномену Сталина и сталинизма (Вл.Дудинцев "Не хлебом единым", А.Яшин "Рычаги", Г.Николаева "Битва в пути", А.Твардовский - глава "Так было" в поэме "За далью - даль", поэма "Теркин на том свете"). Статья В.Померанцева "Об искренности в литературе". Гуманизм и человеческая порядочность - против "этики" революционного насилия в повестях П.Нилина "Жестокость" и "Испытательный срок".

Возвращение в литературу реабилитированных писателей, а также ранее запрещенных писательских имен и произведений. Выход книг и сборников М.Цветаевой, А.Платонова, И.Бабеля, И.Катаева, А.Веселого, М.Кольцова, Б.Пильняка, Б.Ясенского.

А.Солженицын. Повесть "Один день Ивана Денисовича" (1962) - одно из самых значительных событий в литературно-общественной жизни "оттепельных" лет. Художественное своеобразие, образ главного героя. Общественный резонанс повести, связанная с нею критическая полемика. Статья В.Лакшина "Иван Денисович - его друзья и недруги" (1964). Другие произведения А.Солженицына, увидевшие свет в 60-е годы ("Матренин двор", "Случай на станции Кречетовка", "Для пользы дела"). Место и значение солженицынской прозы в литературном процессе 60-х гг.

М.Булгаков. Роман "Мастер и Маргарита" - первая публикация (рубеж 1967-68 гг., журнальный вариант) - еще одно знаменательное событие в литературе этих лет. Критика о романе. Приход к читателю романов "Белая гвардия" и "Театральный роман", пьес "Бег", "Кабала святош" и др.).

Критическая полемика вокруг альманаха "Литературная Москва" и романа В.Дудинцева "Не хлебом единым" (1956). Самоубийство А.Фадеева и его предсмертное письмо в ЦК КПСС.

Встречи Н.С.Хрущева с литераторами и деятелями искусства в 1958-59 гг. Критика И.Эренбурга, В.Померанцева, М.Алигер, А.Яшина, Е.Евтушенко, А.Вознесенского. Исключение Б.Пастернака из Союза писателей, его кончина. Исключение из Союза писателей А.Солженицына и его выдворение из страны. Судебные процессы А.Синявского, Ю.Даниэля, И.Бродского и других "диссидентов". "Третья волна" литературной эмиграции.

М.Шолохов в эти годы. Рассказ "Судьба человека", вторая книга "Поднятой целины", роман "Они сражались за Родину". Присуждение Нобелевской премии роману "Тихий Дон". Трагедия писателя и его кончина.

А.Твардовский в эти годы. Поэмы "За далью - даль", "Теркин на том свете", "По праву памяти". "Закатная лирика". А.Твардовский - редактор журнала "Новый мир". Художественные публикации и критика в этом журнале, его полемика с журналом "Октябрь".

А.Ахматова в эти годы. Лирические циклы "Полночные стихи", "Трилистник московский", "Вечер" и др. "Реквием" и его судьба.

Ленинская тема в литературе этих лет (Э.Казакевич, М.Шагинян, В.Катаев, А.Вознесенский, М.Прилежаева, Е.Драбкина, пьесы Н.Погодина и М.Шатрова). Ленин в трактовке А.Солженицына (романно-эпический, историко-революционный цикл "Красное колесо").

Тема Великой Отечественной войны. Трилогия К.Симонова "Живые и мертвые". Образ Серпилина в трилогии. Тема Сталина. Дилогия В.Гроссмана "Жизнь и судьба". Ведущие персонажи. Художественное своеобразие. Критика о романах. "Проза лейтенантов" (В.Астафьев, Г.Бакланов, Ю.Бондарев, В.Богомолов, В.Быков, Б.Васильев, Ю.Гончаров, Вяч.Кондратьев и др.). "Убиты под Москвой" и "Крик" К.Воробьева. "На войне как на войне" и "Железный дождь" В.Курочкина. Критические дискуссии вокруг "лейтенантской прозы", споры об "окопной правде", "ремаркизме", "дегероизации", о методах и принципах изображения войны. Документальная проза С.Смирнова, А.Адамовича, Д.Гранина, С.Алексиевич, Е.Ржевской, А.Крона и других.

Темы деревни и крестьянства. Очерки А.Яшина "Вологодская свадьба", Ф.Абрамова "Вокруг да около", П.Ребрина "Головырино, Головырино..." (60-70-е годы) и связанная с ними критическая полемика. Очерки Ю.Черниченко, И.Васильева, А.Стреляного.

Феномен "деревенской прозы". Воздействие ее на читателя-современника. Произведения Ф.Абрамова, В.Астафьева, В.Белова, С.Залыгина, Б.Можаева, В.Распутина, В.Шукшина и др. Стилистика и поэтика деревенской прозы, традиции русской классики. Деревенская проза и традиция устного народного творчества. Возрождение сказового колорита. Традиция сказа в эти годы. С.Писахов и Б.Шергин.

Экологические и нравственные проблемы в творчестве Ч.Айтматова, В.П.Астафьева, С.Залыгина, В.Распутина и других писателей. Их участие в борьбе за спасение природы.

Развитие во второй половине 60-х и начале 70-х годов "городской повести" (Ю.Трифонов, А.Битов, Д.Гранин, Г.Семенов, И.Грекова, В.Семин и др.). 70-80-е годы. Творчество прозаиков, вступивших в литературу в эти годы (В.Маканин, А.Ким, В.Крупин, Р.Киреев, А.Афанасьев и др.). Полемика вокруг прозы "сорокалетних" (статьи И.Дедкова, В.Гусева и др.).

Дальнейшая разработка сюжетов, посвященных исследованию сталинской эпохи (Ю.Трифонов "Дом на набережной", "Старик", "Исчезновение"; В.Катаев "Гвоздика", "Уже написан Вертер", Л.Чуковская "Софья Петровна", А.Приставкин "Ночевала тучка золотая", Г.Владимов "Верный Руслан"). Критическая полемика вокруг прорвавшихся к читателю "запрещенных произведений".

Исторический жанр в 50-80-х годах (Д.Балашов, Вал.Иванов и др.).

Фантастика 50-60-х годов (И.Ефремов, А. и Б.Стругацкие и др.).

"Ассоциативная" проза (Ю.Олеша, В.Катаев, А.Битов, Вл.Солоухин, В.Лихоносов), использование фольклорно-сказочной поэтики, притчи, мифа, легенды, гротеска (А.Ким, Вл.Орлов и др.).

"Тихая лирика" (Н.Рубцов, Вл.Соколов, О.Чухонцев). Поэзия Ю.Кузнецова и связанная с нею критическая полемика.

Драматургия этих лет (А.Арбузов, В.Розов, И.Дворецкий, Г.Бокарев, Э.Радзинский, А.Гельман, Л.Петрушевская и др.). Театр А.Вампилова, критические дискуссии, связанные с ним. "Лениниана" М.Шатрова.

Усиление публицистического начала в прозе 80-х (В.Распутин "Пожар", В.Астафьев "Печальный детектив", Ч.Айтматов "Плаха").

Легализация произведений антисталинской тематики (В.Шаламов, А.Ахматова, Л.Чуковская, Ю.Домбровский, В.Гроссман, А.Жигулин, А.Рыбаков, А.Бек, Г.Владимов, А.Приставкин).

Возвращение книг А.Солженицына. Начало освоения его творчества отечественной критикой и литературоведением.

Возвращение и публикация "запретных" сочинений М.Горького, М.Булгакова, А.Платонова, М.Зощенко, Е.Замятина, Б.Пильняка, Б.Пастернака, Н.Гумилева, А.Ремизова, С.Клычкова, Н.Клюева, М.Волошина, О.Мандельштама и др. Начало публикации в советской периодике и отдельных изданиях произведений литераторов-эмигрантов всех поколений. Легализация так называемой "другой прозы" (Вен.Ерофеев, Вик.Ерофеев, С.Соколов, Вл.Войнович, А.Терц и др.). Явление "новой женской прозы" (Л.Петрушевская, Т.Толстая, С.Василенко и др.) и так называемой "метафорической" поэзии (А.Еременко, И.Жданов, А.Парщиков) как одна из характерных примет дальнейших тематических и формальных поисков на рубеже 90-х годов. Выход на авансцену литературы бывшего "андерграунда". Понятие "постмодернизма" в контексте изменения сложившихся представлений об истории, характере и содержании русской литературы.

Критика и литературоведение этих лет. Споры о "соцреализме".

Литература на нынешнем этапе.

Литература русского зарубежья ХХ века

Общественно-политическая ситуация первой четверти ХХ века. Два потока русской литературы в результате революции 1917 года и гражданской войны. Первая волна русской эмиграции. Предыстория, причины, периодизация, библиография.

Общий план курса и литература к нему.

СТАНОВЛЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1920 - 1924)

География эмиграции: литературный Берлин, Париж, Прага, Белград, София, Харбин, Прибалтика и др. Литература и идеология. Пореволюционные течения в общественной мысли эмиграции. Сменовеховство, евразийство.

Первые писательские организации и группировки, первые журналы и издательства.

Литературная ситуация "Русского Берлина" - диалог двух потоков русской литературы: метрополии и эмиграции. Берлинский период творчества А.Н.Толстого, Андрея Белого, В.Шкловского, И.Эренбурга, И.Соколова-Микитова, а также М.Цветаевой, А.Ремизова, Р.Гуля, В.Ходасевича и др. Берлин как столица русского книгоиздания в первой половине двадцатых.

Берлинские "Дом искусств" (1921-1923) и "Клуб писателей" (1922-1923). С.Есенин, В.Маяковский, Б.Пильняк в Берлине.

Эволюция отношения советской критики к писателям-эмигрантам. Политические и экономические причины конца "русского Берлина".

РУССКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

(1925-1939)

Париж как столица русской эмигрантской литературы во второй половине двадцатых-тридцатых годов. Писательские организации и группировки: "Союз русских литераторов и журналистов в Париже" (1920-1939), "Союз молодых поэтов и писателей" (1925-1939), "Перекресток" (1928-1939), "Кочевье(1928-1939) и др. Журналы "Современные записки" (1920-1940), "Звено" (1923-1928), "Версты" (1926-1928). Издательство Поволоцкого, "Русская земля", "Франко-Русская печать", "Ymca-press" и др. Вечера "Зеленой лампы", "Франко-русские встречи" и др.

Общий обзор прозы литераторов старшего поколения первой волны; основные тенденции. Проза М.Осоргина, П.Краснова, Г.Гребенщикова, П.Муратова, В.Крымова, С.Минцлова и др.

Д.С.Мережковский (1865-1940) и З.Н.Гиппиус (1869-1945) в эмиграции. Идейная и творческая эволюция. Влияние на литературу зарубежья. Эмигрантские трилогии Д.С.Мережковского: от романной формы к трактатам. "Тайна трех", "Тайна Запада", "Иисус Неизвестный" (1925-1934), "Лики святых от Иисуса к нам" (1937-1938), "Реформаторы" (1937-1939), "Испанские мистики" (1939-1940). "Живые лица" (1925) и "Сияния" (1938) З.Н.Гиппиус.

Творческий путь И.А.Бунина (1970-1953). "Митина любовь" (1925), "Солнечный удар" (1927), "Избранные стихи" (1929), "Жизнь Арсеньева" (1930-1939), "Темные аллеи" (1943). Эмигрантская критика о Бунине.

И.С.Шмелев (1875-1950). Характеристика творческой личности, стилевые особенности. Сказ у Шмелева. "Солнце мертвых" (1923), "Про одну старуху" (1927), "Няня из Москвы" (1936). Православный космос в "Лете Господнем" (1931-1948) и "Богомолье" (1933-1948).

Творчество Б.Зайцева (1881-1972), А.Ремизова (1877-1967), А.Куприна (1870-1938). Основные произведения. Стилевые особенности.

Поэты старшего поколения: Вяч.Иванов (1866-1949), К.Бальмонт (1867-1942), И.Северянин (1887-1942), эволюция их творчества в эмиграции.

Судьба и творчество М.И.Цветаевой (1892-1941). Пражский и парижский периоды творчества.

"Среднее поколение" первой волны. В.Ф.Ходасевич (1886-1939) - поэт, критик, мемуарист: цикл стихов "Европейская ночь" (1927) и книга воспоминаний "Некрополь" (1939). Поэзия Г.В.Иванова и его "Петербургские зимы" (1928) и "Распад атома" (1938). Поэзия Г.В.Адамовича (1892-1972), его критические статьи и "Комментарии". Н.Оцуп (1894-1956) и Е.Кузьмина-Караваева (1891-1943) в эмиграции.

Исторический роман в эмиграции: М.Алданов, А.Ладинский, М.Каратаев. Тетралогия М.Алданова "Мыслитель" (1921-1927) и трилогия "Ключ", "Бегство", "Пещера" (1927-1936).

Литературоведение и литературная критика: Ю.Айхенвальд (1872-1928), Д.Святополк-Мирский (1890-1939), П.Бицилли (1879-1953), К.Мочульский (1892-1950), М.Слоним (1894-1976). Полемика о советской литературе. Дискуссия о критике в эмиграции. Полемика Г.Адамовича с В.Ходасевичем. Советская критика об эмигрантской литературе. Философская проза, эссеистика и публицистика первой волны эмиграции: Г.П.Федотов (1886-1951), В.Вейдле (1895-1979), Ф.А.Степун (!884-1965) и др.

Бывшие "сатириконцы" и юмористическая литература эмиграции: Саша Черный (1880-1932), Аркадий Аверченко (1881-1925), Тэффи (1875-1952), Дон Аминадо (1888-1957) и др.

Журналы молодых: "Новый дом" (1926-1927), "Новый корабль" (1927-1928), "Числа" (1930-1934) и "незамеченное поколение" эмиграции. Полемика о молодой эмигрантской литературе.

Обзор прозы младшего поколения первой волны. проза Н.Берберовой, В.Яновского, Ю.Фельзена, С.Шаршуна, В.Варшавского и др. "Роман с кокаином" М.Агеева.

"Русский период" Владимира Набокова (1899-1977). Характеристика творческой личности. Стилевые особенности. "Машенька" (1926), "защита Лужина" (1930), "Приглашение на казнь" (1936), "Дар" (1938). Стихи, рассказы, статьи В.Набокова. Эмигрантская критика о творчестве В.Набокова.

Творческий путь Г.И.Газданова (1903-1971). "Вечер у Клэр" (1930), "Ночные дороги" (1940), рассказы. Стилевые особенности. Эмигрантская критика о творчестве Г.Газданова.

Б.Ю.Поплавский (1903-1935) - поэт и прозаик. Поэзия молодого поколения. Основные тенденции: "парижская нота" (А.Штейгер, Л.Червинская), "формисты" (В.Корвин-Пиотровский, А.Гингер, А.Присманова), поэты "Перекрестка" (В.Смоленский, А.Ладинский, Ю.Терапиано, Г.Раевский), "провинциальные" поэты.

Новая периодика тридцатых годов: журналы "Новый град" (1931-1939), "Утверждения" (1931-1932), "Встречи" (1934), "Русские записки" (1937-1939), альманах "Круг" (1936-1938).

Вторая мировая война и конец русского "блистательного Парижа".

ПОСЛЕВОЕННАЯ ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1940-1990-е гг.)

Общая характеристика периода. "Второе открытие Америки". Засилье политики: "коллаборационизм" и "советский патриотизм". Возрождение периодики и издательств. Литераторы первой волны и послевоенный период.

Вторая волна эмиграции и ее литература. Особенности второй волны, периодика. Журнал "Грани" (Мюнхен, с 1946), альманахи "Опыты" (Нью-Йорк, 1953-1958), "Мосты" (Мюнхен, 1958-1970), "Воздушные пути" (Нью-Йорк, 1960-1967), "Современник" (Торонто, 1960-1980). Идеология и литература.

Прозаики второй волны: Н.Нароков, Б.Ширяев, С.Максимов, Ю.Марголин, Л.Ржевский и др.

Поэты второй волны: И.Елагин, О.Анстей, Ю.Трубецкой, Н.Моршен и др.

Литература "внутренней эмиграции" и проблема "тамиздата" в 1970-е годы. Третья волна эмиграции.

Идеологические разногласия среди литераторов третьей волны. Диссидентство "левое" и "правое". Новые журналы и издательства. Журналы "Континент" (Берлин, Мюнхен, Москва, с 1974), "Время и мы" (Тель-Авив, с 1975), "Синтаксис" (Париж, с 1978), "Третья волна" (Монтрегон, с 1976), "Эхо" (Париж, с 1978) и др. Издательства "Ардис" (Анн Арбор), "Эрмитаж" (Тенафлай), "Антиквариат" (США), "La Presse Libre" (Париж), "Руссика" (Нью-Йорк) и др.

Прозаики третьей волны: А.Солженицын, В.Максимов, В.Некрасов, В.Войнович, Саша Соколов, Э.Лимонов, С.Довлатов, В.Аксенов и др.

Поэты третьей волны: И.Бродский, Б.Кенжеев, Д.Бобышев, Л.Лосев, Ю.Кублановский, Н.Коржавин и др.

Послевоенные литературоведение и критика эмиграции: Вл.Марков, Г.Струве, А.Синявский и др. Университетская славистика третьей волны - структуралисты и историки литературы: А.Жолковский, Л.Флейшман, Р.Тименчик, В.Крейд и др.

Современная литературная ситуация. Четвертая волна эмиграции. Возвращение эмигрантских журналов в Россию. Слияние двух потоков русской литературы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

по учебной программе "История русской литературы ХХ века"

(1890-е - 1980-е годы)

ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА ХХ ВЕКА

И.А.БУНИН. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско. Легкое дыхание. Стихотворения.

А.М.ГОРЬКИЙ. Рассказы. Детство. В людях. Фома Гордеев. Мать. На дне.

Л.Н.АНДРЕЕВ. Жизнь Василия Фивейского. Рассказ о семи повешенных. Тьма. Дни нашей жизни.

А.И.КУПРИН. Молох. В цирке. Гамбринус. Поединок. Листригоны.

И.С.ШМЕЛЕВ. Человек из ресторана. Неупиваемая чаша.

Б.К.ЗАЙЦЕВ. Голубая звезда.

А.М.РЕМИЗОВ. Пруд. Крестовые сестры. Слово о погибели Земли Русской.

В.В.РОЗАНОВ. Уединенное. Опавшие листья.

М.М.ПРИШВИН. За волшебным колобком. Никон Староколенный. Черный араб.

Е.И.ЗАМЯТИН. Уездное. На куличках.

В.С.СОЛОВЬЕВ. Стихотворения.

И.Ф.АННЕНСКИЙ. Стихотворения.

Д.С.МЕРЕЖКОВСКИЙ. Христос и Антихрист. Л.Толстой и Достоевский. Статьи.

З.Н.ГИППИУС. Стихотворения.

К.Д.БАЛЬМОНТ. Стихотворения.

В.Я.БРЮСОВ. Стихотворения.

Ф.К.СОЛОГУБ. Мелкий бес. Стихотворения.

А.А.БЛОК. Стихотворения. Соловьиный сад. Балаганчик. Незнакомка. Роза и крест. Статьи.

Андрей БЕЛЫЙ. Стихотворения. Петербург.

В.И.ИВАНОВ. Стихотворения.

М.А.КУЗМИН. Стихотворения.

М.А.ВОЛОШИН. Стихотворения.

Н.С.ГУМИЛЕВ. Стихотворения.

А.А.АХМАТОВА. Стихотворения.

О.Э.МАНДЕЛЬШТАМ. Стихотворения.

В.В.МАЯКОВСКИЙ. Стихотворения. Человек. Война и мир. Облако в штанах.

В.В.ХЛЕБНИКОВ. Стихотворения.

М.И.ЦВЕТАЕВА. Стихотворения.

Игорь СЕВЕРЯНИН. Стихотворения.

“Сатириконцы” (ТЭФФИ, САША ЧЕРНЫЙ, А.АВЕРЧЕНКО и др.).

ЛИТЕРАТУРА 20-30-Х ГОДОВ

А.С.СЕРАФИМОВИЧ. Железный поток.

А.Н.ТОЛСТОЙ. Хождение по мукам. Петр Первый.

М.А.БУЛГАКОВ. Собачье сердце. Белая гвардия. Бег. Дни Турбиных. Мастер и Маргарита.

М.И.ЗОЩЕНКО. Рассказы.

Ю.К.ОЛЕША. Зависть.

Ю.Н.ТЫНЯНОВ. Подпоручик Киже.

К.К.ВАГИНОВ. Козлиная песнь.

Илья ИЛЬФ и Евгений ПЕТРОВ. Двенадцать стульев. Золотой теленок.

А.С.ГРИН. Рассказы.

Д.А.ФУРМАНОВ. Чапаев.

А.А.ФАДЕЕВ. Разгром.

И.Э.БАБЕЛЬ. Конармия.

В.В.ИВАНОВ. Партизанские повести.

Л.М.ЛЕОНОВ. Барсуки. Вор. Рассказы.

К.А.ФЕДИН. Города и годы.

М.А.ШОЛОХОВ. Донские рассказы. Тихий Дон. Поднятая целина.

Б.А.ПИЛЬНЯК. Голый год.

А.П.ПЛАТОНОВ. Чевенгур. Котлован.

С.А.КЛЫЧКОВ. Чертухинский балакирь. Стихотворения.

А.НЕВЕРОВ. Ташкент - город хлебный.

В.В.МАЯКОВСКИЙ. Люблю. Про это. Хорошо! Во весь голос. Стихотворения. Клоп. Баня. Умер Александр Блок. Как делать стихи. Наша словесная работа. Я - сам.

Б.Л.ПАСТЕРНАК. Стихотворения и поэмы.

С.А.ЕСЕНИН. Стихотворения. Песнь о великом походе. Анна Снегина. Пугачев. Черный человек. Страна негодяев. Ключи Марии.

Н.А.КЛЮЕВ. Стихотворения. Деревня. Погорельщина. Песнь о Великой Матери.

Н.А.ЗАБОЛОЦКИЙ. Столбцы. Торжество земледелия.

И.Л.СЕЛЬВИНСКИЙ. Уляляевщина.

Э.Г.БАГРИЦКИЙ. Стихотворения.

Н.С.ТИХОНОВ. Стихотворения.

Стихотворения пролетарских поэтов (М.П.ГЕРАСИМОВ, В.Т.КИРИЛЛОВ, В.В.КАЗИН и др.).

Стихотворения комсомольских поэтов (И.П.УТКИН, А.А.ЖАРОВ, А.И.БЕЗЫМЕНСКИЙ, М.СВЕТЛОВ и др.).

Н.Р.ЭРДМАН. Мандат. Самоубийца.

Л.И.ДОБЫЧИН. Город Эн.

А.Г.МАЛЫШКИН. Люди из захолустья.

В.П.КАТАЕВ. Белеет парус одинокий.

П.Н.ВАСИЛЬЕВ. Стихотворения. Соляной бунт.

А.Т.ТВАРДОВСКИЙ. Страна Муравия.

М.В.ИСАКОВСКИЙ. Стихотворения.

В.В.ВИШНЕВСКИЙ. Оптимистическая трагедия.

ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

И.А.БУНИН. Жизнь Арсеньева. Митина любовь. Темные аллеи.

И.С.ШМЕЛЕВ. Лето Господне. Богомолье.

А.М.РЕМИЗОВ. Взвихренная Русь.

З.Н.ГИППИУС. Стихотворения. Живые лица.

В.Ф.ХОДАСЕВИЧ. Стихотворения. Некрополь. Статьи.

М.И.ЦВЕТАЕВА. Стихотворения. Поэмы.

Г.В.ИВАНОВ. Стихотворения. Петербургские зимы. Распад атома.

В.В.НАБОКОВ. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Дар. Рассказы. Стихотворения.

Г.И.ГАЗДАНОВ. Вечер у Клэр. Ночные дороги. Рассказы.

М.А.ОСОРГИН. Сивцев вражек.

М.АГЕЕВ. Роман с кокаином.

Г.В.АДАМОВИЧ. Стихотворения. Комментарии. Статьи.

Б.Ю.ПОПЛАВСКИЙ. Аполлон Безобразов. Стихотворения.

Молодая поэзия эмиграции (А.ЛАДИНСКИЙ, В.СМОЛЕНСКИЙ, В.КОРВИН-ПИОТРОВСКИЙ, А.ШТЕЙГЕР, И.САВИН и др.).

Художественная публицистика эмиграции (Г.ФЕДОТОВ, П.МУРАТОВ, Ф.СТЕПУН и др.).

Критическая проза эмиграции (К.МОЧУЛЬСКИЙ, В.ВЕЙДЛЕ, Д.СВЯТОПОЛК-МИРСКИЙ, П.БИЦИЛЛИ и др.).

ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ

Е.Л.ШВАРЦ. Дракон.

И.Г.ЭРЕНБУРГ. Люди, годы, жизнь.

А.И.СОЛЖЕНИЦЫН. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор.

П.Ф.НИЛИН. Жестокость.

В.С.ГРОССМАН. Жизнь и судьба.

Ю.О.ДОМБРОВСКИЙ. Хранитель древностей.

Ю.П.КАЗАКОВ. Рассказы.

А.Г.БИТОВ. Рассказы.

А.Т.ТВАРДОВСКИЙ. За далью - даль. Василий Теркин. По праву памяти. Стихотворения.

А.А.ТАРКОВСКИЙ. Стихотворения.

Поэзия “шестидесятников” (А.А.ВОЗНЕСЕНСКИЙ, Е.А.ЕВТУШЕНКО, Б.А.АХМАДУЛИНА, Б.Ш.ОКУДЖАВА).

“Деревенская проза” (В.И.БЕЛОВ. Привычное дело. Плотницкие рассказы. Лад; В.П.АСТАФЬЕВ. Царь-рыба. Пастух и пастушка; В.Г.РАСПУТИН. Последний срок. Живи и помни. Прощание с Матерой; В.М.ШУКШИН. Рассказы. Калина красная).

А.И.СОЛЖЕНИЦЫН. Архипелаг ГУЛАГ.

Ю.В.ТРИФОНОВ. Московские повести.

“Сказ”: (Б.ШЕРГИН, С.ПИСАХОВ и др.).

“Военная” поэзия (М.И.АЛИГЕР, С.П.ГУДЗЕНКО, А.П.МЕЖИРОВ, С.С.НАРОВЧАТОВ, М.А.ДУДИН, С.С.ОРЛОВ, М.К.ЛУКОНИН, Е.А.ДОЛМАТОВСКИЙ, Л.И.ОШАНИН, П.Н.ШУБИН и др).

“Военная” проза (К.М.СИМОНОВ. Живые и мертвые; В.КОНДРАТЬЕВ. Сашка; В.А.КУРОЧКИН. На войне как на войне. Железный дождь; В.В.БЫКОВ. Круглянский мост; В.Н.СЕМИН. Семеро в одном доме. Нагрудный знак "ОСТ"; Ю.В.БОНДАРЕВ. Батальоны просят огня; К.Д.ВОРОБЬЕВ. Крик. Убиты под Москвой; В.С.БОГОМОЛОВ. Иван. Зося. В августе сорок четвертого).

В.Т.ШАЛАМОВ. Колымские рассказы.

Ф.ИСКАНДЕР. Сандро из Чегема.

Вен. ЕРОФЕЕВ. Москва - Петушки.

А. и Б.СТРУГАЦКИЕ. Повести.

И.А.БРОДСКИЙ. Стихотворения.

Н.М.РУБЦОВ. Стихотворения.

О.Г.ЧУХОНЦЕВ. Стихотворения.

Ю.П.КУЗНЕЦОВ. Стихотворения.

Саша СОКОЛОВ. Школа для дураков. Палисандрия.

А.В.ВАМПИЛОВ. Утиная охота. Старший сын.

Поэзия “лианозовской школы” (Я.Сатуновский, Вс.Некрасов, И.Холин, Г.Сапгир).

Проза “сорокалетних” (В.Маканин, А.Ким, С.Есин, Р.Киреев, В.Гусев и др.).

“Женская” проза (В.Токарева, Л.Петрушевская, В.Нарбикова, Т.ТОЛСТАЯ и др.).

Поэзия “метаметафористов” (А.ПАРЩИКОВ, А.ЕРЕМЕНКО, И.ЖДАНОВ и др.).

Поэзия концептуалистов (Д.ПРИГОВ, РУБИНШТЕЙН, Т.КИБИРОВ, С.ГАНДЛЕВСКИЙ,