Главная              Рефераты - Разное

Еское пособие для тренеров киев 2011 - реферат

Бюро Координатора экономической

и экологической деятельности ОБСЕ

ПРОЕКТ

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ

НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОТХОДОВ И ДРУГИХ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ

КИЕВ 2011

Выявление и предотвращение незаконного оборота отходов и других трансграничных экологических правонарушений. Методическое пособие для тренеров. ОБСЕ. Киев 2011.

Подготовлено: Евсеев В.П., Кутонова Т.В., Скрыльников Д.В.

Ответственный редактор: Кутонова Т.В.

Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Улучшение потенциала для борьбы с незаконным оборотом опасных отходов в Восточной Европе», реализуемого Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в рамках международной инициативы «Окружающая среда и безопасность» (ENVSEC).

The views herein expressed are solely those of the author and contributors and do not necessarily reflect the official position of the OSCE.

СОДЕРЖАНИЕ

О МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ.. 4

РЕКОМЕНДАЦИИ ТРЕНЕРАМ... 5

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.. 8

СПИСОК ТЕМ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ.. 10

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ.. 11

Модуль 1. Введение в курс. 11

1. Открытие семинара. 11

2. Знакомство участников и ожидания от семинара. 12

Модуль 2. Незаконный оборот отходов и Базельская конвенция. 13

3. Примеры незаконного оборота. 13

4. Обзор способов незаконного оборота. 15

5. Обзор национального законодательства и практики. 17

6. Роль органов контроля и взаимодействие между ними. 18

7. Дискуссия (доклады участников) 19

8. Базельская конвенция. 20

9. Определение термина «отходы» и их классификация. 21

10. Практическое занятие по классификации отходов. 22

11. Регулирование трансграничной перевозки отходов. 23

12. Практическое занятие по формам.. 24

13. Незаконный оборот отходов. 25

14. Синергизм Базельской, Стокгольмской и Роттердамской конвенций. 26

15. Подведение итогов: способы незаконного оборота отходов и способы их обнаружения. 27

Модуль 3. Озоноразрушающие вещества и Монреальский протокол. 28

16. Обзор Монреальского протокола. 28

17. Обзор национального законодательства по ОРВ.. 29

18. Случаи незаконного оборота ОРВ.. 30

Модуль 4. Исчезающие виды дикой флоры и фауны и СИТЕС.. 31

19. Обзор СИТЕС.. 31

20. Обзор национального законодательства. 32

21. Незаконная торговля видами, регламентируемыми СИТЕС.. 33

Модуль 5. Заключительная часть. 34

22. Экологические преступления на границе: дискуссия. 34

23. Заключительная проверочная работа. 35

24. Оценка и закрытие семинара. 37

ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ.. 39

О МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ

В 2008 г. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в рамках международной инициативы «Окружающая среда и безопасность» (ENVSEC) реализовала проект «Улучшение потенциала для борьбы с незаконным оборотом опасных отходов в Восточной Европе». Главными достижениями проекта были два обучающих семинара «Выявление и предотвращение незаконного трансграничного оборота опасных отходов» для ответственных ведомств Республики Беларусь, Республики Молдова и Украины.

Участники семинаров выявили заинтересованность в таком роде обучающих мероприятиях и обратились с просьбой их проведения в будущем. Прислушавшись к такой просьбе, организаторы приняли решение, что более устойчиво будет «научить ловить рыбу, нежели ловить ее каждый день», т.е. обучить ряд представителей заинтересованных национальных правительственных структур методике преподавания данной темы, нежели организовывать дорогостоящие международные семинары. Такой подход, мы надеемся, также позволит участникам семинара развить чувство «собственности» по разработке мероприятий подобного плана на национальном и местном уровнях, а также ответственности за наблюдением внедрения в практику обучающего материала.

Работая над темой незаконного оборота, мы часто общались с секретариатом Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Однако, общение и сотрудничество с инициативой «Зеленая таможня», программой по экологическим преступлениям Интерпол, программой ОзонЭкшн Программы ООН по окружающей среде, Всемирной таможенной организацией, секретариатом Конвенции о Международной торговле исчезающими видами дикой фауны и флоры (СИТЕС), способствовало расширению списка тем, которые, мы считаем, необходимо включить в обучающие семинары для таможенных, пограничных и других ответственных структур.

Цель данного методического пособия – помочь преподавателям курсов повышения квалификации при таможенных и пограничных структурах, экологических инспекциях и другим ответственным органам в изложении тем «Выявление и предотвращение незаконного оборота отходов и других трансграничных экологических правонарушений».

В методическом пособии даны общие рекомендации тренерам, приведен список тем, рекомендованных для изложения, предложены методические разработки для каждой из тем, а также приведен список рекомендуемой литературы и ссылок в сети интернет.

Обучающий семинар, описанный в методическом пособии, рассчитан на 2-5 дней. В зависимости от наличия времени и количества участников следует планировать и распределять программу обучения. Тематические разработки сгруппированы в пять модулей: вводная часть (1), темы Базельской конвенции (2), Монреальского протокола (3), СИТЕС (4) и заключительная часть (5). Модульная система и вычленение вводной и заключительной частей позволяет излагать темы многосторонних договоров по охране окружающей среды, включенных в методическое пособие, независимо друг от друга во времени и пространстве. Каждая тематическая разработка содержит рекомендации по продолжительности изложения темы, необходимым материалам и оборудованию, целям занятия, формам и методам преподавания.

Методическое пособие и дополнительные материалы, также могут служить своего рода «путеводителем» для тех, кто занимается повышением профессиональной квалификации самостоятельно.

С любыми вопросами, комментариями и предложениями по методическому пособию преподавателей «Выявление и предотвращение незаконного оборота отходов и других трансграничных экологических правонарушений» направляйте его авторам.


РЕКОМЕНДАЦИИ ТРЕНЕРАМ

В методическом пособии предложен широкий спектр хорошо всем известных методов обучения таких как: лекции, дискуссии, мозговой штурм, практические упражнения, работа в группах, просмотра видео и др. Ниже Вашему вниманию предлагается ряд рекомендаций по проведению занятий.

Для начала, тренер должен четко понимать, что все участники семинара - разные, и, следовательно, методы и подходы к преподаванию будут различаться в зависимости от аудитории, количества участников, их уровня знаний и интересов, а также личности тренинга.

Перед занятием тренеру необходимо:

- определить цели занятия;

- прорепетировать изложение / презентацию;

- прийти до начала занятия и проверить зал и оборудование;

- быть готовым использовать альтернативный подход в случае, если тот, который Вы применяете, в данный момент не работает.

Планируя время, помните, что:

- лучше закончить немного раньше, нежели позже;

- нежелательно забирать время перерывов и обедов, если только группа не показывает особую заинтересованность в продолжении затянувшегося занятия.

Важно, чтобы тренер создал благоприятные условия в аудитории, а именно, рекомендуется:

- проявлять уважение к аудитории;

- установить правила (например, отключить звук мобильного телефона на время лекций, когда задавать вопросы);

- самому иметь интерес к преподаваемой теме;

- слушать идеи и предложения аудитории;

- использовать юмор;

- поддерживать зрительный контакт;

- связывать предмет преподавания с потребностями аудитории;

- наблюдать за аудиторией, уровнем концентрации тех, кому Вы преподаете.

Во время занятия важно:

- не читать текст вашего конспекта, хотя позволительно иногда подсматривать в него;

- говорить с аудиторией, а не с презентацией, другими визуальными материалами либо с собой;

- говорить четко и настолько громко, чтобы вас все слышали;

- не распространять раздаточные материалы в начале, либо в ходе вашего изложения;

- помнить о том, что только 7% вашего выступления воспринимается словами, остальные 93% - это тон вашей речи, ваш голос, интонации, скорость, ваши движения;

- применять разнообразные методы преподавания;

- использовать фотографии и видеоматериалы;

- стараться не стоять между аудиторией и визуальными инструментами

- обязательно давать практические задания и проверять усвоение полученных знаний (например, с помощью тестов, мини-опросов, дискуссии с аудиторией);

- общаться с аудиторией, например, задавать вопросы, просить резюмировать определенный блок только что услышанной информации;

- давать адекватные инструкции;

- давать возможность участникам высказывать свои идеи, комментарии и мнения;

- никогда не извиняться за то, что Вы нервничаете либо за качество материала: часто недостатки иллюзорны либо заметны только Вам.

В конце каждо го занятия рекомендуется:

- подвести итоги либо попросить участников это сделать;

- оставить время для вопросов.

Вопросы от аудитории – это обратная связь преподавателю на темы, интересующие аудиторию, они позволяют понять уровень восприятия темы группой. Вопросы аудитории – это возможность для тренера обратить внимание на специфический вопрос, который не связан с презентацией. В связи с этим рекомендуется:

- стимулировать аудиторию к вопросам;

- если Вы чувствуете, что прерывание занятия вопросом не уведет Вас от логики изложения, позвольте аудитории задать Вам вопрос в процессе презентации (чаще это могут себе позволить более опытные тренера);

- помните, что доверие к Вам приходит с правильными ответами;

- один из подходов к ответу на трудный вопрос - перенаправить его в группу, например: «Встречался ли кто-либо с такой проблемой ранее?», «Что Вы предприняли?», «Правильны ли были Ваши действия?», «Почему да либо почему нет?»;

- другой подход к вопросу, на который вы сразу не готовы ответить – это записать его на флип-чарте и постараться ответить на него позже, либо в конце занятия;

- лучше всего «работают» ответы, длительность которых 10-40 секунд;

- возможно предусмотреть «награду» либо другое признание лучшего вопроса дня, что позволит преподавателю подытожить самые важные вопросы и обращать внимание на них в ходе следующих занятий;

- отвечайте на вопрос, обращаясь ко всей аудитории;

- всегда оставляйте время для вопросов в конце занятия;

- после того как Вы предложили аудитории задавать вопросы, и однако они не возникают, подождите все же 10 секунд;

- если возникает много вопросов, а время ограничено установите и объявите аудитории чёткие временные рамки и попросите те вопросы, которые не успеете ответить в установленное время, задать на перерыве, либо, если они важны для всей аудитории, определите дополнительное время для этого.

Принципы проведения мозгового штурма

- Количество идей важнее качества.

- Критика идей на этапе генерации запрещена.

- Все равны. В группе «производства» идей не должно быть начальства.

- Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.

- Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.

- Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.

- Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.

- Идеи излагайте кратко.

- Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.

- При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.

По окончанию семинара спросите себя:

- Чему обучилась участники?

- Что возьмут с собой участники?

- Сказал ли я участникам что-то запоминающееся?

- Видел ли я «зажегшийся свет»?


МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Ниже приведен список материалов, рекомендуемых тренеру для изложения данного обучающего курса:

- Учебное пособие по незаконному обороту опасных отходов , подготовленное одной из рабочих групп Базельской конвенции в 2006 г. В пособии доступным языком описано, что такое Базельская конвенция, правила трансграничных перевозок, установленной конвенцией, определение незаконного оборота, меры реагирования в случае возникновения подозрений в перевозке опасных отходов и т.д.

- «Зеленая таможня: руководство по многосторонним экологическим соглашениям» , опубликованное Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в 2008 г. В публикации представлена информация и руководство для сотрудников таможенных служб и других приграничных контролирующих должностных лиц в помощь их усилиям по мониторингу и содействию легальной торговли, обнаружению и предотвращению нелегальной торговли опасными для окружающей среды веществами, как вещества разрушающие озоновый слой, токсические химические вещества, опасные отходы, исчезающие виды и живые видоизмененные организмы. В тематических разработках эта публикация

- Набор карточек «Надзор за отходами» , подготовленное ОБСЕ / инициативой «Окружающая среда и безопасность» в 2010 г. Это - быстрое руководство для сотрудников границы, контролирующих трансграничную перевозку опасных и других отходов, для определения отходов и задержания нелегальных оборотов таких отходов в Восточной Европе. В карточках описаны различные наиболее часто транспортируемые потоки отходов и отдельные виды отходов, даны рекомендации, на что необходимо обращать особое внимание при их определении, а также представлен ряд полезной информации о различных аспектах трансграничной транспортировки отходов.

- Информационные листы «Борьба с незаконным оборотом озоноразрушающих веществ» , разработанные «Экологическим агентством расследований (EIA) – короткое и четкое описание методов контрабанды, шагов документационного контроля и осмотра товаров с веществами, разрушающими озоновый слой Земли.

- Образцы неверно заполненных форм уведомления и документов о перевозке также записаны на компакт-диске (вместе с ответами). Такие формы могут быть созданы тренерами самостоятельно на любом языке.

- Видеоматериалы , записанные на компакт-диске. Дополнительные видеоматериалы также можно найти на веб-страницах, список которых подан в конце методического пособия.

- Фотографии отходов , записанные на компакт-диск, могут быть использованы в цифровом варианте либо распечатаны и предложены на практических занятиях по определению отходов.

- Презентации в программе Power Point (записаны на компакт-диске),созданные на основе презентаций д-ра Йохима Вуттке, главы отдела по управлению муниципальными и опасными отходами, выделенного центра Базельской конвенции Федерального агентства по охране окружающей среды Германии. Могут использоваться тренерами – в предложенном, либо редактированном виде - во время занятий.

Если вы хотите изменить вышеупомянутые презентации, либо создать собственные, примите во внимание следующие характеристики хорошей презентации :

- размер шрифта не должен быть меньше 18;

- оптимальное число строк на одном слайде – 5, число слов в одной строке - не более 5-6 (если это - не цитата);

- лучше разбить информацию на 2-3 слайда, чем уместить ее мелким тяжело читаемым шрифтом на одном слайде;

- цвет фона презентации лучше выбирать темный, а буквы на нем – светлые;

- каждый слайд должен иметь четкий заголовок;

- каждый пункт должен быть фразой, а не 1-2 словами, которые не несут смысл и не целым предложением;

- слайды должны быть понятны тем, кто с ними ознакомляется не в Вашем сопровождении / намереваются использовать ее как источник информации;

- подумайте о том, насколько хорошо будет видна Ваша презентация для сидящих в разных частях зала;

- используйте фото - они иногда ценнее тысяч слов.

В идеальных условиях преподавателю понадобится следующее оборудование :

- проектор;

- компьютер;

- аудиосистема для показов фильмов;

- флип-чарт и фломастеры.

Если у Вас, однако, нет доступа к оборудованию, достаточно будет, чтобы Вы хорошо владели материалом, имели набор карточек «Надзор за отходами» и данное методическое пособие.

Со временем было бы ценно, если бы тренера смогли собрать и демонстрировать образцы отходов (не только фотографии), контейнеры с ОРВ (особенно цилиндров с хладагентами, содержащими ОРВ) и упаковок, а также продукции, содержащей ОРВ, и оборудования.

Помните о том, что многочисленные материалы доступны в сети Интернет, на веб-страницах, перечисленных в конце методического пособия.

СПИСОК ТЕМ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ

Рекомендуемое время

Тема

Модуль 1. Введение в курс

30 мин.

Открытие семинара

20-45 мин.

Знакомство участников и ожидания от семинара

Модуль 2. Незаконный оборот отходов и Базельская конвенция

1 час

Примеры незаконного оборота

45 мин.

Обзор способов незаконного оборота

30-45 мин.

Обзор национального законодательства и практики

30 мин.

Роль органов контроля и взаимодействие между ними

30 мин.

Дискуссия (доклады участников)

30-45 мин.

Базельская конвенция

1 час

Определение термина «отходы» и их классификация

45 мин. - 1 час

Практическое занятие по классификации отходов

30 мин.

Регулирование трансграничной перевозки отходов

45 мин. - 1 час

Практическое занятие по формам

30 мин.

Незаконный оборот отходов

30 мин. – 1 час

Синергизм Базельской, Стокгольмской и Роттердамской конвенций

30-45 мин.

Подведение итогов: Способы незаконного оборота отходов и способы их обнаружения

Модуль 3. Озоноразрушающие вещества и Монреальский протокол

20 мин.

Обзор Монреальского протокола

20 мин.

Обзор национального законодательства по ОРВ

40 мин.

Случаи незаконного оборота ОРВ

Модуль 4. Исчезающие виды и СИТЕС

20 мин.

Обзор СИТЕС

20 мин.

Обзор национального законодательства

20 мин.

Незаконная торговля видами, регламентируемыми СИТЕС

Модуль 5. Заключительная часть

20 мин.

Экологические преступления на границе: дискуссия

20 мин.

Заключительная проверочная работа

40 мин.

Оценка и закрытие семинара

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Модуль 1. Введение в курс

1. Открытие семинара

Продолжительность

30 минут

Материалы, оборудование

- Презентация и проектор (на выбор)

- Зеленая таможня: руководство по многосторонним экологическим соглашениям

Цель

Ввести обучаемых в тему

Формы и методы

Лекция

Содержание

- Вступительное слово (приветствие)

- Представьте тренеров

- Опишите историю, цели и задачи курса

- Сделайте обзор раздаточных и дополнительных материалов

Практические рекомендации

Обязательно до начала семинара разделите материалы на те, которые будут раздаваться участникам вначале семинара (при регистрации) и те, что будут выдаваться по ходу выполнения отдельных модулей.

Поясните участникам содержание полученных материалов и как они будут использоваться в процессе обучения и при самостоятельной работе.

2. Знакомство участников и ожидания от семинара

Продолжительность

20-45 минут (в зависимости от состава и количества участников)

Материалы, оборудование

- Липкая бумага для записей

- Поверхность, на которую можно приклеить липкую бумагу, например, флип-чарт

Цель

- Создать доверительную атмосферу в группе

- Осмыслить назначение семинара (как со стороны участников, так и со стороны преподавателя)

Формы и методы

Дискуссия

Содержание

- Попросите участников представиться / назвать: имя, организацию, должность, ожидания от семинара.

Ожидания могут быть записаны на флип-чарте самим преподавателем либо ассистентом. ЛИБО

- Раздайте липкую бумагу для записей всем участникам, попросить их написать 2-3 ожидания от семинара, и попросите их наклеить на флип-чарте, сгруппировав по содержанию (например, «узнать больше о Базельской конвенции», «узнать о методах выявления и предотвращения нелегальной транспортировки отходов», «узнать, каким образом улучшить межсекторальное сотрудничество»).

Практические рекомендации

Знакомство участников является важным элементом семинара, оно позволяет тренерам познакомиться с участниками, а участникам между собой. В дальнейшем это способствует более открытой и свободной дискуссии, обмену опытом, а также увеличивает эффективность работы в группах.

Не менее важным на начальном этапе является выявление ожиданий участников семинара. Выявление ожиданий способствует большей фокусировке участников на целях семинара, а также используется для того чтобы в конце семинара сверить, удалось ли в процессе семинара раскрыть интересуемые участников вопросы.

Существуют различные подходы к знакомству участников. Например, можно разбить участников по двое, выделить 10 минут на знакомство и попросить рассказать каждого о своём напарнике ИЛИ попросить каждого участника указать место на карте, откуда он прибыл и рассказать о себе (более эффективно, если участники из разных стран/регионов). Выбор способов знакомства во многом зависит от количества участников и наличия времени. Способы должны выбираться тренером, учитывая также степень знакомства участников. Если участники знакомы между собой, знакомство можно ограничить именем и фамилией, названием места работы (службы, подразделения) и ожиданиями от семинара. Иногда встречаются участники, которые пытаются во время представления сделать длинный доклад о себе и своей деятельности, поэтому рекомендуется продемонстрировать формат представления на собственном примере назвав ту информацию и в том «формате», в котором вы ожидаете получить её от участников.

Модуль 2. Незаконный оборот отходов и Базельская конвенция

3. Примеры незаконного оборота

Продолжительность

1 час

Материалы, оборудование

- Презентация, компьютер, проектор (на выбор)

- Аудиосистема

- Информ–листки (см. ниже)

- Учебное пособие по незаконному обороту опасных отходов

- Зеленая таможня: руководство по многосторонним экологическим соглашениям

- Фильм «История вещей»

Цель

Ознакомить с проблемой незаконной трансграничной перевозки отходов

Формы и методы

- Лекция

- Дискуссия

- Показ фильма

Содержание

- Расскажите участникам о примерах незаконного оборота отходов

- Покажите фильм «История вещей» (22 мин.) – при наличии времени

Практические рекомендации

Рекомендуется, кроме примеров, предлагаемых в материалах курса подготовить и регулярно обновлять примеры из практики страны (стран) участников семинара. Для наглядности желательно использовать фото- и видеоматериалы.

В конце рекомендуется представить участникам карточки «Надзор за отходами» (при наличии) и пояснить для чего они предназначены и как их использовать.

ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНОГО ВВОЗА ОПАСНЫХ ОТХОДОВ И СЫРЬЯ

В 1992 г. под видом гуманитарной помощи из Германии в Украину поступило просроченное детское питание .

В 1993 г. из Германии в Ровенскую область поступили токсические отходы: смесь просроченных химикатов, цианиды, ртуть, загрязненная др. веществами и непригодная к использованию, банки с высохшей краской.

По сообщению украинского бюро Интерпола, в 1993 г. совместно с правоохранительными органами Германии, был раскрыт факт ввоза в Украину двумя немецкими фирмами промышленных токсических отходов под видом школьных химреактивов и минеральных удобрений.

В 1993 г. работники Севастопольского морского завода им. С. Оржоникидзе очистили американо-турецкий лайнер «Юнайтед Стейтс» от 380 тонн асбестволокна , из которого были сделаны стены, гардины, мягкие кресла и кровати. Данные отходы до сих пор находят в различных уголках Украины.

В 1996 г. среди гуманитарного груза, ввозимого неправительственной организацией «Каунтерпарт Интернешнл» было обнаружено 9600 элементов питания в непригодном для использования состояния (на упаковках нескольких их них были следы вытекшей содержащейся жидкости) и без даты окончания срока использования. После длительной переписки между поставщиком и различными органами батарейки были вывезены из страны.

В начале 2000-х было ввезено в Украину 3145,8 т стружки, насыщенной формальдегидом, которую было использовано в качестве «выгорающего наполнителя» при производстве кирпича.

В начале 2000-х из Венгрии было завезено в Украину порядка 3000 тонн промышленных отходов под видом сырья «Минеральные вещества для использования в технологиях изготовления систем торможения - теплостойкий наполнитель «Премикс ». «Премикс» оказался порошкоподобной смесью 35 минеральных веществ с другими неорганическими и органическими соединениями, которые были классифицированы как отходы 1-го класса опасности.

На протяжении 2001-2002 г.г. в Украину было ввезено около 17 тысяч тонн «нейтрализованных гудронных остатков » (фактически – кислых гудронов). Из отходов планировалось изготавливать «модификатор» - продукт смешивания отходов с глиной или известью - и экспортировать его в приднестровский регион Республики Молдова. 928 тонн было экспортировано на цементный комбинат в приднестровский регион Республики Молдова.

На протяжении 2002-2003 г.г. в Украину было ввезено около 3 тысяч тонн «нейтрализованных гудронных остатков » (фактически – кислых гудронов).. Отходов планировалось смешивать с углём и сжигать на теплоэлектростанции (под видом топлива).

В 2003 г. сотрудники Управления СБУ задержали в Днепропетровске машину, в которой из Польши была доставлена партия свинцовой пасты из отработанных аккумуляторов . Паста была ввезена частной фирмой «для собственных нужд». По документам груз особой опасности не представлял. Химический анализ проб вещества показал, что это - свинцовый концентрат высшего класса опасности. Из концентрата могли выплавить чистый свинец, а ядовитые отходы просто выбросить.

В феврале 2008 г. из Венгрии в Закарпатскую обл. прибыло 8 вагонов с 360 тоннами необработанных куриных костей . Пакет товарно-сопроводительных документов не содержал разрешение Минприроды на трансграничную транспортировку отходов, в связи с чем груз сначала был запрещен к возу на территорию Украины, а через три недели был возвращен в Венгрию.

В декабре 2008 г. и январе 2009 г. в Ровенской обл. на таможне задержана гуманитарная помощь в виде медицинских препаратов и оборудования из Швеции. Груз предназначался для больниц г. Ровно. При проверке первого груза было обнаружено, что его пятая часть (порядка 2 тонн) имела непригодный срок действия: для иголок для одноразовых шприцов он истек в 1988-1992 гг., одноразовых шприцов – в 1984-1991 гг., катетеров – в 1989 г. В «январском» грузе срок действия стерильных систем был окончен в 1986 г., лейкопластырей – в 1980 г., марлевых и перевязочных салфеток – в 1978 г., эластичных бинтов – в 1970 г.

4. Обзор способов незаконного оборота

Продолжительность

45 минут

Материалы, оборудование

- Презентация, компьютер и проектор (на выбор)

- Карточки «Надзор за отходами» (карточка 46) либо информ-листок (см. ниже)

Цель

Ознакомить с различными способами нелегальной трансграничной транспортировки отходов

Формы и методы

Лекция

Содержание

Расскажите о том, что опасные отходы могут ввозиться как отходы, импорт, экспорт и транзит которых требует исполнения процедур Базельской конвенции, либо под видом промышленного сырья, товаров и др. объектов незадекларированных как отходы. Иллюстрируйте свой рассказ примерами.

Расскажите о мерах предосторожности при работе с подозрительными грузами.

Практические рекомендации

Необходимо привести конкретные примеры попыток или факты незаконного (несанкционированного) ввоза опасных отходов с подробным описанием механизма и способов их ввоза. Можно использовать примеры, указанные в теме 3 «Примеры незаконного оборота».


Классические характеристики незаконных оборотов отходов

Незаконный оборот отходов, как правило, характеризуется следующим:

- вовлечение людей с обеих стран;

- трудно проследить отношения между вовлеченными сторонами;

- некоторые вовлеченные стороны меняются (например, перевозчики и получатели, что усложняет выявление места назначения отходов);

- сбор информации об обстоятельствах сложен.

Необходимо учитывать, что отходы могут ввозиться как отходы (автоматически требует исполнения процедур Базельской конвенции), либо под видом сырья, товаров и др. объектов незадекларированных как отходы (происходит в большинстве случаев).

Если отходы ввозятся как ОТХОДЫ, обратите внимание на то, что могут иметь место:

1. ложные данные в документации для трансграничной перевозки, т.е:

  • состав отходов, которые ввозятся, не соответствует декларированному составу;
  • записаны ложные тарифные коды и/или коды отходов;
  • записаны фиктивные импортеры, компании и адреса;
  • занижение уровня опасности и сокрытие реальной цели ввоза отходов (фактически ввозятся с целью удаления или захоронения).

Для предотвращения таких случаев необходима проверка на стадии согласования возможностей и потребностей получателя, наличия технологии утилизации, обязателен контроль над операцией по утилизации.

2. неправильная маркировка отдельных контейнеров. На таре (металлические бочки, канистры, контейнеры), как и в грузовой ведомости, обозначены легальные вещества, что не соответствует действительности.

3. отсутствие соответствующей документации, например, разрешения, сопроводительного документа, паспорта безопасности вещества (материала, safety data sheets), сертификата происхождения.

Если отходы ввозятся под видом СЫРЬЯ, материалов, продукции, др. объектов, незадекларировнных как отходы, могут быть / иметь:

1. задекларированы как сырьё для производства , в реальности это могут быть, например, отходы различного производства;

2. задекларированы как товары / продукция (например, краски, масла, химреактивы), в т.ч. возможна подмена упаковки и маркировки (часто фиксируется при перемещении озоноразрушающих веществ);

3. задекларированы как химикаты коммерческого предназначения / возвращенными товарами / товарами, подлежащими повторному использованию;

4. истекший срок годности либо может быть на грани истечения срока годности;

5. замаскированы (т.н. «припудривание»), например, складированы в два слоя, смешаны с пригодными материалами / продукцией (гуманитарная помощь, товары б/у, например, компьютеры):

  • груз, указанный в ведомости, помещают недалеко от двери автоприцепа или машины, а незаконный груз – в глубине;
  • большие количества опасных отходов смешивают с более крупными партиями груза либо скрывают в них;
  • в документах указывают легальный (сборный) груз.

6. продукцией, которая в стране производителя уже является отходами, а в стране

получателя – легальным товаром (например, асбест и асбестоцементные материалы,

шины);

7. оставлены в результате ремонта, при котором опасные элементы остаются в стране, которая осуществляет такой ремонт (например, корабли, электронное оборудование).

5. Обзор национального законодательства и практики

Продолжительность

30-45 минут

Материалы, оборудование

Презентация, компьютер и проектор (на выбор)

Цель

Ознакомить с существующим национальным законодательством, которое регламентирует трансграничную перевозку опасных отходов

Формы и методы

Лекция

Содержание

Подробно рассказать о национальном законодательстве, которое регламентирует трансграничные перевозки отходов

Практические рекомендации

В зависимости от состава участников возможно привлечение участников семинара к описанию национального законодательства. Желательно заранее предупредить участников о необходимости рассказать сделать обзор законодательства на семинаре о национальном законодательстве.

6. Роль органов контроля и взаимодействие между ними

Продолжительность

30 минут

Материалы, оборудование

- Презентация, компьютер и проектор (на выбор)

- Учебное пособие по незаконному обороту опасных отходов (Раздел 5)

Цель

Обзор роли и функция различных органов контроля и их взаимодействия

Формы и методы

Лекция

Содержание

- Основные органы контроля на границе

- Функции в сфере контроля трансграничного перемещения отходов / грузов

- Взаимодействие органов контроля

Практические рекомендации

Поясните роль органов контроля на границе и важность взаимодействия различных органов (природоохранных, таможенных, пограничных, др.). Обратите внимание, что незаконное перемещение опасных отходов может также выявляться и другими органами не на границе (например, автоинспекциями, экологическими инспекциями, Интерполом, и др.)

В зависимости от состава участников семинара больший акцент следует уделить вопросам, связанным с функциональными обязанностями участников.

Возможно привлечение участников семинара к описанию функциональных обязанностей органа, который они представляют. Желательно заранее предупредить участников о необходимости рассказать на семинаре о функциональных обязанностях их подразделений.

Расскажите о том, что секретариат Базельской конвенции, программа по экологическим преступлениям Интрепол и Мировая таможенная организация собирают и предоставляют странам-участницам информацию о фактах незаконного оборота отходов. Сотрудничество с этими международными структурами может способствовать борьбе с такого рода экологическими преступлениями.

7. Дискуссия (доклады участников)

Продолжительность

30 минут

Материалы, оборудование

- Флип-чарт

- Презентация и материалы мероприятия 3 (примеры незаконного оборота) и 4 (способы незаконного оборота)

Цель

Выявить и обсудить различные способы нелегальной трансграничной транспортировки, встречающиеся в практике участников

Формы и методы

Дискуссия

Содержание

Вместе с участниками семинара обсудите вопрос «Имеет ли место нелегальная трансграничная транспортировка отходов в вашей стране?»

Практические рекомендации

Часто участники, попавшие на подобный семинар впервые, а также те, которые незнакомы с темой, могут отвечать, что таких случаев в стране нет или они им неизвестны. Это также может быть связано с тем, что часто такие случаи не доходят до суда и нет чёткого решения о незаконности того или иного случая.

Обратите внимание участников на раннее указанные примеры и обзор способов незаконного оборота отходов и поясните что целью данной дискуссии является выявление потенциально возможных случаев нелегального ввоза отходов как по процедуре Базельской конвенции так и другими путями (в качестве товаров, сырья, др.).

Спросите, какие наиболее распространённые нарушения встречаются в их практике? При необходимости, ответы участников можно записывать на флип-чарт - эти записи также можно будет использовать в заключительной дискуссии 15. «Подведение итогов: способы нелегальной перевозки отходов и способы их обнаружения».

8. Базельская конвенция

Продолжительность

30-45 минут

Материалы, оборудование

- Презентация, компьютер и проектор (на выбор)

- Учебное пособие по незаконному обороту опасных отходов (Раздел 1-4)

- Текст Базельской конвенции

- Веб-страница Базельской Конвенции www.basel.int

- Карточки «Надзор за отходами»

- Вступительная часть видеоматериала «Хлопать можно только двумя руками!»

Цель

Объяснить что такое Базельская конвенция, её основные принципы, процедуры и компетентные органы

Формы и методы

Лекция

Содержание

- Расскажите о тенденциях производства и транспортировки отходов

- Рассказать участникам о Базельской конвенции, причинах её принятия и вступления в силу, сторонах Конвенции

- Пояснить основные элементы, цели и принципы Конвенции

- Пояснить основные термины и положения Конвенции

- Пояснить организационную структуру Конвенции

- Рассказать о приложениях к Конвенции

- Описать основные процедуры Конвенции

- Рассказать о поправках и протоколах к Конвенции

Практические рекомендации

Рекомендуется перед семинаром посетить официальную веб-страницу Базельской конвенции и, в случае необходимости, обновить презентацию. На странице, как правило, подаётся регулярно обновляемая информация о сторонах Конвенции (новые страны могут присоединиться Конвенции), поправках, контактных лицах и др.

При пояснении определений, процедур Конвенции, схем импорта, экспорта и транзита попросите участников обратить внимание на соответствующие карточки «Надзор за отходами» (стр. 38, 40, 42, 44).

Большинство определений, перечней и схем указаны в карточках. Работа с карточками во время семинара в дальнейшем будет способствовать более эффективному использованию карточек в практике.

Также соответствующие схемы и определения можно найти в Учебном пособии по незаконному обороту опасных отходов (Раздел 1-4).


9. Определение термина «отходы» и их классификация

Продолжительность

1 час

Материалы, оборудование

- Презентация, компьютер и проектор (на выбор)

- Учебное пособие по незаконному обороту опасных отходов (пункты 2.4-2.5)

- Карточки «Надзор за отходами»

- Текст Базельской Конвенции

Цель

Определить термин «отходы» и рассмотреть их классификацию

Формы и методы

Лекция, вопросы к аудитории

Содержание

- Определение отходов согласно Базельской конвенции

- Спросите участников, соответствует ли определение отходов по Базельской конвенции национальному определению отходов?

- Определение отходов согласно законодательству страны (стран)

- Определение опасных отходов согласно Базельской конвенции

- Детальные критерии отходов / не отходов

- Поясните, что между странами могут существовать различия в определениях и критериях отходов

- Классификация отходов

Практические рекомендации

Обсудите с участниками существующую национальную классификацию опасных отходов, и каким образом она соотносится с другими классификациями.

При пояснении определений, критериев и классификации обратите внимание участников на карточки «Надзор за отходами» и поясните, как их использовать в контексте классификации и определения отходов.

Работа с карточками во время семинара в дальнейшем будет способствовать более эффективному использованию карточек в практике.

10. Практическое занятие по классификации отходов

Продолжительность

45 минут – 1 час

Материалы, оборудование

- Набор с образцами отходов

- Раздаточный материал 1 (таблицы с описанием образцов)

Цель

Закрепить практические навыки по классификации отходов

Формы и методы

Работа в группах, доклады, вопросы

Содержание

- Постановка задания

- Разделение участников на группы

- Работа в группах (15-20 мин)

- Представление результатов

- Вопросы

Практические рекомендации

Поясните участникам суть практического занятия и определите задание. Разделите участников на группы по 3-5 человек (в зависимости от количества участников). Раздайте наборы с образцами отходов и заранее заготовленные бланки таблиц с описанием образцов. Попросите участников классифицировать образцы и заполнить результаты в таблицы. Обратите внимание участников, что среди образцов могут быть отходы перечня А или В Конвенции, а также сырьё.

При выполнении упражнения участники могут использовать любые материалы, включая карточки «Надзор за отходами», «Учебное пособие по незаконному обороту опасных отходов», текст Конвенции и др. Если комплектов образцов недостаточно на все группы, можно раздать в группы по несколько образцов и попросить в процессе работы обменяться образцами с другими группами. Во время работы групп тренерам желательно следить за обсуждениями в группах и, в случае необходимости, давать дополнительные пояснения (не подсказывая по существу).

В зависимости от наличия времени можно попросить по одному из представителей групп представить результаты и пояснить их ЛИБО огласить результаты (показать правильно заполненные таблицы) и попросить участников сверить с их результатами. Оставьте немного времени на вопросы участников и обмен мнениями.

11. Регулирование трансграничной перевозки отходов

Продолжительность

30 минут

Материалы, оборудование

- Презентация, компьютер и проектор (на выбор)

- Текст Базельской конвенции

- Веб-страница Базельской Конвенции (www.basel.int)

- Карточки «Надзор за отходами»

Цель

Ознакомить с процедурами согласования трансграничной перевозки отходов и сопутствующей документацией

Формы и методы

Лекция

Содержание

- Обзор процедур согласования трансграничной перевозки отходов

- Формы документации и порядок оформления

Практические рекомендации

Поясните участникам порядок оформления документации по трансграничной перевозке отходов (ввозу, вывозу, транзите), роль уполномоченных органов, а также порядок заполнения форм. Обратите внимание на наиболее распространённые ошибки или способы фальсификации документов (отдельных данных).

Продемонстрируйте участникам установленные бланки форм и поясните их отдельные пункты. При пояснении форм документов по перевозке обратите внимание участников на карточки «Надзор за отходами» (стр. 50 и 52).

Работа с карточками во время семинара в дальнейшем будет способствовать более эффективному использованию карточек в практике.

12. Практическое занятие по формам

Продолжительность

45 минут - 1 час

Материалы, оборудование

Раздаточный материал 2 (заполненные формы уведомления и документа о перевозке)

Цель

Закрепить практические навыки по выявлению незаконных перемещений отходов и фальсифицированных документов

Формы и методы

Групповое занятие, доклады, вопросы

Содержание

- Постановка задания

- Разделение участников на группы

- Работа в группах (15-20 мин)

- Представление результатов

- Вопросы

Практические рекомендации

Поясните участникам суть практического занятия и определите задание. Разделите участников на группы по 3-5 человек (участники могут оставаться в тех же группах, что были при работе по классификации отходов). Раздайте заранее заготовленные формы. Попросите участников внимательно рассмотреть формы и найти в них несоответствия/нарушения (в случае если такие есть), а также определить соответствуют ли эти формы требованиям Конвенции или являются фальсифицированными. Обратите внимание участников на то, что среди образцов могут быть и правильно заполненные формы.

При выполнении упражнения участники могут использовать любые материалы, включая карточки «Надзор за отходами», Учебное пособие по незаконному обороту опасных отходов, конвенцию и др. Во время работы групп тренерам желательно следить за обсуждениями в группах и, в случае необходимости, давать дополнительные пояснения (не подсказывая по существу).

В зависимости от наличия времени можно попросить по одному из представителей групп представить результаты и пояснить их ЛИБО огласить результаты (показать правильно и неправильно заполненные формы) и попросить участников сверить с их результатами. Оставьте немного времени на вопросы участников и обмен мнениями.

13. Незаконный оборот отходов

Продолжительность

30 минут

Материалы, оборудование

- Презентация, компьютер и проектор (на выбор)

- Учебное пособие по незаконному обороту опасных отходов (Раздел 4, 6, 7)

- Текст Базельской конвенции

- Видеоматериал «Хлопать можно только двумя руками!»

Цель

Определение незаконного оборота отходов и способов борьбы с ним

Формы и методы

Лекция

Содержание

- Определение незаконного оборота (см ст. 9 Конвенции)

- Случаи незаконного оборота (см. 4. «Обзор способов незаконного оборота»)

- Экономические и социальные последствия незаконного оборота отходов, влияние на окружающую среду и потенциальное влияние на здоровье человека

- Обязанность возвращения отходов (см. ст. 8 Конвенции)

- Борьба с незаконным оборотом (предотвращение, обнаружение, источники информации, проверки)

Практические рекомендации

Поясните участникам определение незаконного оборота в соответствии с Базельской конвенцией и требованиями национального законодательства. Укажите, как это понятие рассматривается в национальном законодательстве, а также обратите внимание на другие требования национального законодательства (например, запрет на ввоз отходов в страну с целью удаления).

Обратите внимание участников на обязанность возвращения отходов и поясните, в каких случаях это возможно, а также поясните важную роль контролирующих органов обеспечении выявления и документирования нарушений.

Обратите внимание участников на карточки «Надзор за отходами» (стр. 48 и 49).

Расскажите об основных подходах к борьбе с незаконным оборотом отходов. Опишите международные подходы, а также постарайтесь описать и сравнить с тем как это происходит на практике в вашей стране. Используйте примеры из практики.

14. Синергизм Базельской, Стокгольмской и Роттердамской конвенций

Продолжительность

30 минут – 1 час

Материалы, оборудование

- Презентация, компьютер и проектор (на выбор)

- Тексты Базельской, Стокгольмской и Роттердамской конвенций

Цель

Краткий обзор трёх конвенций в сфере обращения с химическими веществами, их синергизма и связанных с ними международных процессов.

Формы и методы

Лекция

Содержание

- Обзор Стокгольмской конвенции (что такое СОЗ, источники, производство в мире, воздействие, Конвенция, ликвидация)

- Обзор Роттердамской конвенции

- Взаимосвязь трех конвенций

Практические рекомендации

Целью данного мероприятия является краткий обзор международных инструментов в сфере обращения с химическими веществами.

Следует описать основные положения конвенций и пояснить их взаимосвязь.

Посетите веб-сайт вышеуказанных конвенций, на которых часто можно найти брошюры на данную тему на русском языке.


15. Подведение итогов: способы незаконного оборота отходов и способы их обнаружения

Продолжительность

30-45 минут

Материалы, оборудование

- Флип-чарт

- Карточки «Надзор за отходами»

Цель

Дискуссия с участниками о способах нелегальной перевозки отходов и их обнаружения

Формы и методы

- Дискуссия

- Мозговой штурм

Содержание

- Определение основных способов незаконной транспортировки

- Определение основных способов предотвращения и обнаружения незаконных перевозок отходов

Практические рекомендации

Попросите участников вспомнить и назвать основные способы незаконной перевозки отходов. Дайте возможность участникам вспомнить и самостоятельно их назвать. Можете занести ответы на флип-чарт. После того как участники назовут ряд способов самостоятельно, напомните им что они могут обратиться к стр. 46 карточек «Надзор за отходами».

Поясните участникам принципы мозгового штурма

Проведите мозговой штурм по вопросу «основные способы предотвращения и обнаружения незаконных перевозок отходов». Попросите участников предложить варианты, каким образом предотвратить и обеспечить лучшее обнаружение нелегальных перевозок, учитывая перечисленные ранее способы. Запишите результаты на флип-чарт.

Подведите итоги мозгового штурма.

Модуль 3. Озоноразрушающие вещества и Монреальский протокол

16. Обзор Монреальского протокола

Продолжительность

20 минут

Материалы, оборудование

- Презентация, компьютер и проектор (на выбор)

- Учебное пособие для таможенных служащих (по ОРВ)

- Текст Монреальского протокола

Цель

Дать необходимую информацию о проблеме озонового слоя, последствиях его уменьшения для здоровья человека и окружающей среды, озоноразрушающих веществах и их международной торговле

Формы и методы

Лекция

Содержание

- Озон и озоновый слой Земли

- Озоноразрушающие вещества (ОРВ)

- Монреальский протокол и план его выполнения

- Методы незаконной транспортировки и ее выявления

- Национальная система лицензирования

Практические рекомендации

Полезно показать таблицу графика вывода ОРВ из производства и употребления, формы заявок и разрешений, фрахтовые документы, сертификаты переоборудования и т.д.

По возможности проведите практическое упражнение по проверке фрахтовых документов и разрешений.


17. Обзор национального законодательства по ОРВ

Продолжительность

40 минут

Материалы, оборудование

- Презентация, компьютер и проектор (на выбор)

Цель

Ознакомить с существующим национальным законодательством, которое регламентирует трансграничную перевозку ОРВ, внедряет систему лицензирования и устанавливает графики по поэтапному выводу ОРВ из производства и употребления в различных государствах

Формы и методы

- Лекция

- Дискуссия

Содержание

Расскажите об обязанностях Сторон Монреальского протокола, а именно:

- соблюдение графиков замораживания и поэтапного вывода ОРВ из производства и употребления;

- осуществление контроля над производством и потреблением и постепенное, поэтапное сокращение применения ОРВ;

- обеспечение выполнения контроля над производством и потреблением, и представление данных.

Расскажите о системе лицензирования импорта и экспорта ОРВ (приложениях А, В, С и Е к Протоколу) и о Национальном озоновом центре - структуре, ответственной за координацию усилий страны по сохранению озонового слоя.

Практические рекомендации


18. Случаи незаконного оборота ОРВ

Продолжительность

40 минут

Материалы, оборудование

- Презентация, компьютер и проектор (на выбор)

- Фильм «Нечего декларировать»

- Карточки «Надзор за отходами» (стр. 19-20)

- Информ-листки «Борьба с незаконным оборотом озоноразрушающих веществ»

- Учебное пособие для таможенных служащих (по ОРВ)

Цель

На примерах ознакомить с проблемой нелегальной торговли ОРВ и способах их контрабандной перевозки

Формы и методы

- Лекция

- Дискуссия

- Демонстрация фильма

Содержание

Опишите причину незаконной торговли ОРВ, а именно высокие прибыли от продажи вследствие понижения цен на ОРВ на мировом рынке и возрастания цен на национальных рынках из-за ограничений на импорт (покажите сравнительную таблицу в главе 5 Учебного пособие для таможенных служащих (по ОРВ).

Используя информ-листки, расскажите об основных методах незаконной торговли ОРВ.

Практические рекомендации

Для наглядности желательно использовать фото- и видеоматериалы с конкретными примерами фактов незаконной международной торговли ОРВ с подробным описанием механизма и способа их ввоза/вывоза.

Модуль 4. Исчезающие виды дикой флоры и фауны и СИТЕС

19. Обзор СИТЕС

Продолжительность

20 минут

Материалы, оборудование

- Презентация, компьютер и проектор (на выбор)

- Предупреждение незаконной торговли видами диких животных и растений. Учебное руководство (2010)

- Текст СИТЕС

Цель

- Объяснить что такое СИТЕС и его основные принципы

- Ознакомить с причинами незаконной торговли объектами СИТЕС, пути и механизмы для борьбы с ней.

Формы и методы

Лекция

Содержание

Обзор Конвенции СИТЕС: цели, административные и научные органы, Приложения І (вымирающие виды), ІІ (виды, могущие оказаться под угрозой исчезновения) и ІІІ (особые меры регулирования в отдельных странах).

Приведите примеры и способы выявления видов, которые наиболее часто становятся объектами контрабанды и незаконной международной торговли.

Расскажите о методах идентификации видов:

- таблицы данных СИТЕС и идентификационные справочники СИТЕС;

- местные эксперты научных органов СИТЕС;

- поиск интересующих видов в Интернете;

- привлечение специалистов из местных университетов;

- музеи и зоопарки.

Практические рекомендации

20. Обзор национального законодательства

Продолжительность

20 минут

Материалы, оборудование

Презентация, компьютер и проектор (на выбор)

Цель

Ознакомить с национальным законодательством по охране редких видов дикой фауны и флоры региона, которые являются объектами международной торговли

Формы и методы

- Лекция

- Дискуссия

Содержание

Рассмотреть национальное законодательство, которое интегрировало положения СИТЕС

Практические рекомендации

Расскажите о:

- административном и научном органах СИТЕС;

- запрете и наказаниями за торговлю образцами охраняемых видов;

- разрешении на конфискацию образцов, ставших предметом незаконной торговли или владения.

Обратите внимание на перечень видов, которые чаще всего становятся объектами международной торговли:

- морские черепахи (на международном рынке существует спрос на черепашье мясо и панцири);

- все виды кошачьих (за исключением обычных домашних кошек);

- все виды приматов;

- все виды крокодилов;

- все виды медведей (спрос на медвежью желчь, желчный пузырь и другие органы и дериваты медведей);

- все виды слонов (огромный спрос на слоновую кость);

- все виды носорогов (спрос на рога носорога).

Обратить внимание на меры предосторожности при выявлении объектов СИТЕС – они могут быть ядовиты или опасны для здоровья.

21. Незаконная торговля видами, регламентируемыми СИТЕС

Продолжительность

20 минут

Материалы, оборудование

- Презентация, компьютер и проектор (на выбор)

- Краткий определитель животных и растений, включенных в приложения СИТЕС (1999)

- Фильм о СИТЕС

Цель

Информировать о причинах, методах и фактах выявления незаконного оборота видов СИТЕС, которые наиболее часто становятся объектами контрабанды и незаконной международной торговли

Формы и методы

- Лекция

- Дискуссия

Содержание

Приведите примеры выявления объектов СИТЕС, ввозимых или вывозимых контрабандным путем.

Расскажите о мерах предосторожности при работе с подозрительными грузами.

Практические рекомендации

Для наглядности желательно использовать фото и видео материалы с конкретными примерами фактов незаконной международной торговли видов дикой флоры и фауны с подробным описанием механизма и способа их ввоза/вывоза. По ходу лекции необходимо привлекать участников семинара к описанию функциональных обязанностей органа, который они представляют.

Расскажите о методах контрабандистов при перевозке живых животных:

- прикрепляют яйца птиц к телу при помощи ремней;

- заталкивают птиц, предварительно обмотав скотчем, в пластмассовые трубки;

- прячут живых рыб в специальных передниках;

- помещают ящериц под подкладку чемоданов;

- замуровывают змей в цветочных горшках;

- прячут яйца рептилий в одежде;

- прячут рептилий на собственном теле;

- заворачивают змей в чулки;

- сажают пауков в коробки для пленки

Опасности незаконной торговли видами флоры и фауны:

- биологическое разнообразие нарушается, а затем исчезает;

- коррупция в государственных органах увеличивается;

- здоровье людей подвергается риску;

- организованная преступность усиливается за счет доходов от незаконной торговли видами дикой фауны и флоры.

Модуль 5. Заключительная часть

22. Экологические преступления на границе: дискуссия

Продолжительность

20 минут

Материалы, оборудование

Флип-чарт (по необходимости)

Цель

Обсудить основные виды трансграничных экологических преступлений их тенденции и способы предотвращения и выявления

Формы и методы

Дискуссия

Содержание

- Введение в дискуссию и постановка вопросов для дискуссии

- Дискуссия с участниками

- Итоги дискуссии

Практические рекомендации

Основной целью дискуссии является обсуждение основных видов трансграничных экологических преступлений, с учётом полученных участниками в процессе обучения знаний. Следует отметить, что часто в начале семинара на вопросы встречаются ли подобные правонарушения в вашей практике или есть ли подобные проблемы можно услышать негативный ответ. (также см. Занятие 7)

Дискуссия позволяет выявить уровень полученных знаний, а также даёт возможность обсудить вопросы, на которые следует обратить внимание. Также, в процессе дискуссии могут появиться новые темы или вопросы, которые не обсуждались на тренинге, но могут быть важны для дальнейшей работы контролирующих органов на границе и которые следует учесть в дальнейших тренингах.

В отличие от предыдущих дискуссий на данном этапе не следует концентрировать внимание только на вопросах перемещения отходов. Важно обсудить как можно больший спектр трансграничных экологических правонарушений, причины их возникновения, проблемы и возможности их предупреждения и контроля.

Спросите у участников их предложения по совершенствованию законодательства и практики (например, необходимость принятия соответствующих постановлений, создание единой базы данных, создание специализированных подразделений, улучшение координации между контролирующими органами, запрет на ввоз отдельных видов товаров и прочее). Запишите их на флип-чарте.

При наличии времени, обсудите с участниками предложения, выберите основные приоритеты и обсудите возможность их осуществления.

Подведите итоги дискуссии.

23. Заключительная проверочная работа

Продолжительность

20 минут

Материалы, оборудование

Список вопросов для проверки

Цель

Проверить и закрепить полученные знания

Формы и методы

- Письменная индивидуальная работа ЛИБО

- Устный индивидуальный опрос

Содержание

Раздайте участникам вопросы для проверки и проанализируйте ответы как можно быстрее, в индивидуальном порядке, либо в группе.

Практические рекомендации


ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПОСЛЕ КУРСА

Базельская конвенция

1. Что такое Базельская конвенция?

2. Каковы цели Базельской конвенции?

3. Какие отходы контролируются Базельской конвенцией?

4. Перечислите несколько видов опасных отходов.

5. Что такое незаконный оборот отходов?

6. Каковы функции компетентных органов и выделенных центров Базельской конвенции?

7. Каковы мировые тенденции производства опасных отходов и их транспортировки?

8. Какие документы должен при себе иметь перевозчик для того, чтобы начать трансграничную перевозку опасных отходов?

9. Под каким видом нелегально могут ввозиться отходы?

10. Что в Безельской конвенции считается нелегальной транспортировкой отходов?

11. Что следует делать служащим на границе при подозрении в нелегальной транспортировки отходов?

Монреальский протокол

1. Что такое озоновый слой и почему он важен?

2. Каковы последствия разрушения озонового слоя? Что такое озоновая дыра?

3. Что такое озоноразрушающие вещества (ОРВ) и где они обычно используются?

4. Влияют ли ОРВ на изменение климата?

5. Что такое Монреальский протокол?

6. Что такое график поэтапного вывода ОРВ из производства и употребления?

7. Какова разница между ОРВ и ОРВ – содержащей продукцией?

8. Для чего предназначена система лицензирования импорта/экспорта?

9. Какие ОРВ должны охватываться системой лицензирования?

10. Как используются квоты в системе лицензирования?

11. Почему таможенные служащие должны соблюдать меры предосторожности при обращении с ОРВ?

12. Какие контрабандные схемы используются для ОРВ?

13. Что в первую очередь должен проверить таможенник в партии груза с ОРВ?

14. Какая продукция и оборудование могут содержать ОРВ?

СИТЕС

1. Что такое СИТЕС и как он функционирует?

2. Что такое национальные административный и научный органы СИТЕС? Каково их назначение и функции?

3. Где перечислены охраняемые виды СИТЕС?

4. Какой государственный орган может выдавать разрешение на экспорт/импорт видов, перечисленных в СИТЕС?

5. Какие виды СИТЕС включает в себя Приложение І?

6. Что такое разрешение СИТЕС и каков срок его действия?

7. Каким образом можно выявить виды СИТЕС при трансграничной транспортировке?

8. Какие опасности влекут за собой незаконная торговля видами СИТЕС?

24. Оценка и закрытие семинара

Продолжительность

40 минут

Материалы, оборудование

- Флип-чарт с записанными ранее ожиданиями (с мероприятия 2)

- Бланки оценочных форм (см. ниже)

Цель

Подведение итогов, обзор ожиданий и оценка семинара

Формы и методы

Дискуссия, индивидуальная работа

Содержание

- Обзор ожиданий

- Ознакомление со списком справочной литературы и материалов

- Заполнение оценочных форм

- Закрытие семинара

Практические рекомендации

Обратите внимание участников на флип-чарт с ожиданиями, записанными в начале семинара. Напомните участникам их ожидания и обсудите, какие из них удалось осуществить, какие ещё требуют работы в дальнейшем, а какие не раскрыты и почему. Как правило, большинство ожиданий к концу семинара удаётся достичь. Часть может не входить в цель и задания семинара, поэтому важно также пояснить участникам, почему в рамках семинара те или иные вопросы не рассматривались. Спросите, есть ли ещё какие-либо важные вопросы.

Попросите участников заполнить оценочные формы (на усмотрение организаторов). Оценочные формы могут быть полезны организаторам семинара и тренерам для оценки презентаций, модулей и отдельных мероприятий. Они помогают в дальнейшем корректировать наполнение, длительность и содержание семинара.

Оценочные формы предоставляют возможность усовершенствовать учебные материалы и организацию занятий в будущем.

Бланк оценочной формы

Пожалуйста, заполните оценочную анкету. Мы будем благодарны за Ваши комментарии, для того чтобы усовершенствовать подготовку к другим мероприятиям. К вопросам дайте оценку от 1 до 5, при условии, что 1 – неприемлемо, 2 – плохо, 3 – удовлетворительно. 4 – хорошо, 5 - отлично.

Тема

1

2

3

4

5

Комментарии

Незаконный оборот отходов и Базельская конвенция

1.

Примеры незаконного оборота

2.

Обзор способов незаконного оборота

3.

Обзор национального законодательства и практики

4.

Роль органов контроля и взаимодействие между ними

5.

Базельская конвенция

6.

Определение термина «отходы» и их классификация

7.

Практическое занятие по классификации отходов

8.

Регулирование трансграничной перевозки отходов

9.

Практическое занятие по формам

10.

Незаконный оборот отходов

11.

Синергизм Базельской, Стокгольмской и Роттердамской конвенций

Озоноразрушающие вещества и Монреальский протокол

12.

Обзор Монреальского протокола

13.

Обзор национального законодательства по ОРВ

14.

Случаи незаконного оборота ОРВ

Исчезающие виды и СИТЕС

15.

Обзор СИТЕС

16.

Обзор национального законодательства

17.

Незаконная торговля видами, регламентируемыми СИТЕС

Общая оценка

18.

Методы, используемые в семинаре (презентации, дискуссии, практические занятия)

19.

Достаточно ли было времени для обсуждения интересующих Вас вопросов?

20.

Что Вы считаете наиболее полезным в программе семинара?

21.

Что Вы бы не включали в программу семинара?

22.

Общая оценка полезности семинара с точки зрения Ваших ежедневных обязанностей

23.

Организация (питание, номера, порядок работы) и материально-техническая база семинара (залы, учебные и демонстрационные материалы)

24.

Общее впечатление, комментарии и пожелания

ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

ОРГАНИЗАЦИИ

- Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением www.basel.int

- Стокгольмская Конвенция по стойким органическим загрязнителям www. pops.int

- Роттердамская Конвенция по процедуре предварительного уведомления в международной торговле опасными химикатами и пестицидами www.pic.int

- Монреальский Протокол по веществам, разрушающим озоновый слой www.ozone.unep.org

- Конвенция о Международной торговле исчезающими видами дикой фауны и флоры (СИТЕС) www.cites.org

- Агентство экологических исследований (Environmental Investigation Agency) http://www.eia-international.org/ (на английском языке)

- Инициатива «Зелёная таможня» / Green Customs Initiative http://www.greencustoms.org/ (на английском языке, но также содержит материалы на русском языке)

- Программа по экологическим преступлениям Интерпол / Interpol http://www.interpol.int/Public/EnvironmentalCrime/Dafault.asp (на английском языке)

- ЮНЕП ОТПЭ ОзонЭкшн / UNEP DTIE OzonAction Branch http://www.unep.fr/ozonaction

- Всемирная таможенная организация / World Customs Organisation http://www.wcoomd.org/

МАТЕРИАЛЫ

- Учебное пособие по незаконному обороту опасных отходов. Рабочая группа открытого состава Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), 2006. www.basel.int/meetings/oewg/oewgs5/docs/02a3r.pdf

- Зелёная таможня: руководство по многосторонним экологическим соглашениям. Программа ООН по Окружающей Среде (ЮНЕП), 2008. http://www.greencustoms.org/reports/guide/guide.htm

- Модель национального свода законов: www.basel.int/meetings/sbc/workdoc/manual.doc

- Руководящие элементы для определения, предотвращения и контроля незаконного оборота опасных отходов – решение Базельской конвенции V1/15: www.basel.int/legalmatters/illegtraffic/ge_e.doc

- Контрольный лист для законодателя: http://www.basel.int/legalmatters/natleg/chklst210706%20.doc

- Руководство ЮНЕП по реализации и соблюдению многосторонних соглашений по окружающей среде (ноябрь 2002): http://www.unep.org/DEC/docs/UNEP.Guidelines.on.Compliance.MEA.pdf

- Международные карточки химической безопасности / International Chemical Safety Cards: http://www.cdc.gov/niosh/ipcs/icstart.html#language

- Торговые названия химической продукции, содержащей озоноразрушающие вещества и альтернативные им вещества / Trade names of chemical products containing ozone depleting substances and their alternatives: http://www.unep.fr/ozonaction/information/tradenames/main.asp

- База данных по торговым названиям ОРВ: http://www.unep.fr/ozonaction/information/tradenames/main.asp

- Предупреждение незаконной торговли видами диких животных и растений. Учебное руководство. Джеймс Кинни. Тбилиси, Грузия . Декабрь 2010 г. Международный фонд защиты животных (International Fund for Animal Welfare)

- Краткий определитель животных и растений, включенных в приложения СИТЕС. Учебно-методическое пособие. Под общей ред. В.Ю. Ильяшенко. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственный таможенный комитет, Всемирный фонд дикой природы (WWF). Москва, 1999.

- Разнообразные материалы по озонразрушающим веществам на русском языке: http://fr1.estis.net/sites/ecanetwork/default.asp?site=ecanetwork&page_id=24EAFBF9-6FDA-450A-B204-14D8EB95A01C.