Главная              Рефераты - Разное

1. Использование сказки на занятиях по развития речи дошкольников 3 - реферат

Содержание

Введение....................................................................................................... 3

1. Использование сказки на занятиях по развития речи дошкольников 3

2. Роль сказки в нравственном воспитании детей............................... 11

Заключение................................................................................................ 16

Список литературы.................................................................................. 17

Приложение............................................................................................... 18

Введение

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие - ленивости, добро - злу, храбрость - трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.

Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку не только запомнить сказку, но и развивают его речь.

Все вышеизложенное определило окончательный выбор мною темы работы.

1. Использование сказки на занятиях по развития речи дошкольников

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение[1] .

Многие народные, сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Сказки помогают упражнять детей в правильном звукопроизношении. Например, по просьбе воспитателя, они могут дать определенные имена героям или выполнить другие подобные задания.
В имени зайки должен присутствовать звук [с], а в имени лисы - [з].
У зайки были игрушки, в названии которых есть звук [с], а у лисы - звук [з].
Дети упражняются в выделении во фразах слов с определенным звуком.
Найти слова со звуком [ч] в предложении: Сидит зайчик на пенечке и плачет.
Воспитатель предлагает детям сочинить конец сказки, начало которой придумывает сам. Это развивает связную речь, дикцию, звукопроизношение, фантазию, мышление, воображение.

Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание, особенно в первой младшей группе предпочтительнее. Оно требует от воспитателя тщательной подготовки. Обычно на занятии сказку рассказывают дважды, иногда повторяют и в третий раз. Это не надоедает детям, поскольку воспитатель обеспечивает их активность во время слушания: предлагает выполнить имитационные движения (малыши показывают, какая большая-пребольшая была репка; как ее тянут-потянут и т. п.), использует разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра сменяется показом картинок на фланелеграфе и пр.), побуждает инсценировать или драматизировать отрывок из сказки.

Наибольшая полнота восприятия достигается, когда воспитатель сочетает свой рассказ с показом фигурок настольного театра, а при повторном рассказывании либо оперирует этими же фигурками, либо прибегает к инсценированию сказки (как при помощи фланелеграфа, так и используя «Живые картинки»). Действовать с фигурками настольного театра наиболее удобно: показ их не занимает много времени и не нарушает плавности изложения. Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также способствует припоминанию ребенком текста сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками.

Рассказывание без наглядного сопровождения целесообразно для занятий, посвященных повторению знакомых дошкольникам сказок.

В этом случае после первого рассказывания текста педагог помогает детям припомнить содержание сказки путем заданий, которые одновременно помогают малышам сменить позу, подвигаться (показать, как тянули репку; попрыгать, как лягушки, и т.п.). Здесь же припоминаются (воспроизводятся) отрывки, наиболее интересные в плане обогащения речи («мышка бежала, хвостиком задела»; «затрещал теремок, упал на бок и весь развалился»; «козлятушки-детушки, отомкнитеся, отворитеся!»). Можно предложить малышам задание, требующее от них и более сложных умственных операций. Например, попросить рассказать о том, кто тянул репку (перед детьми находятся фигурки всех персонажей сказки), но не в традиционном изложении, а в обратном порядке: мышка за... кошку, кошка за... Жучку ... и т. п[2] .

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать устную, письменную речь эмоциональной, образной, красивой. Решению этих проблем поможет «Речевая зарядка».

Какие же методы и приемы будут способствовать воспитанию красивой речи? Это, во-первых, умение задавать вопросы, так как, умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития речи дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но, гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку рябу (деду, бабе, курочке или мышке).

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Занятия по сказкам достаточно проводить раз в неделю. Длительность их может быть разной: 25 минут и более. Зависит от возраста и психологических возможностей. Можно проводить в любой последовательности, определенного цикла нет.

В случае утомления детей занятие можно мягко остановить, сказав, что «волшебная сила» иссякла, и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.

Основные правила проведения занятий:

1) Места для занятия должно быть много. На полу необходим ковер.

2) В процессе занятии детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях.

Вхождение в сказку является важным моментом. Это момент волшебства таинства.

Текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу. У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности. Тексты можно пересказывать, но иногда, если это сказки Андерсена, Пушкина, Шарля Перро, лучше читать их, чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу. При составлении занятий тексты сказок приходится сокращать, изменять.

Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальное произведение можно варьировать и заменить другими, упрощать или усложнять.

Роль ведущего в этих занятиях трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Ведущий должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятие, когда уменьшать и увеличивать количество и интенсивность упражнений.
Необходимо помнить, что все, что выполняется детьми, является лучшим, успешным и т.д. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять[3] .

Итак, сказка оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.


2. Роль сказки в нравственном воспитании детей

Нравственность была и остается одной из важнейших проблем формирования личности, которую рассматривали и рассматривают много педагогов, психологов, размышления и практические достижения которых являются принципиальными положениями становления человека. (А. С. Макаренко «Книга для родителей», В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям», К. Д. Ушинский «Родное слово и др.).

Нравственное воспитание - поступательный, многогранный процесс, который осуществляется на основе комплексного подхода и предусматривает формирование нравственного сознания детей, нравственных убеждений, чувств и морально-этических норм поведения.

Поэтому задача нравственного воспитания детей заключается в утверждении принципов общечеловеческой морали, человеческого достоинства, национального сознания, патриотизма, порядочности, согласия между людьми, доброты, милосердия и других добродетелей, а также воспитание духовного единства поколений, закрепление опыта гуманных отношений, формирования морально-этических знаний, навыков сознательного культурного поведения[4] .

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Он не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других («Мороз Иванович», «Иван-царевич и серый волк»)[5] .

Более подробно рассмотрим методику выполнения наиболее часто повторяемых заданий и вопросов.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Например:

«Докажи, что Аленка лучше всех»;
«Кого тебе жалко в этой сказке»;
«Как бы ты поступил на месте…»;
«Как движениями похвалить петушка».

Можно использовать игру «хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.
Периодически автор как бы показывает ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: «Мне не очень нравится Ивасик-Телесик. Угадайте, почему?» То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них[6] .

Таким образом, любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, нравственный потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости.


Заключение

Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве. Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения вы ступает сказка. Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.

Обращение к сказке необходимо, потому что нравственный и творческий потенциал необходим для построения гармоничного и миролюбивого сообщества, который закладывается с детства. Дошкольники на примере сказки учатся видеть, какие языковые средства используются, чтобы передать особенности характера и настроения персонажей, понимают, как можно передать свое отношение к событиям сказки и ее действующим лицам, а значит, получают не только знания, необходимые для речевой деятельности, но и вырабатывают нравственные ориентиры, столь нужные для формирования «растущей души».

А.С.Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек добрым молодцам урок». Именно «намек», а не морализирование, не идеологическая директива. Педагог должен уметь и рассказать сказку, и стимулировать индивидуальное ее восприятие, и побуждать детей к собственному творчеству, к развитию и обогащению своего языка. Сказка помогает формировать языковую культуру личности, овладевать многозначностью народной речи, ее художественно-образным богатством, сюжетом, вариативностью.

Список литературы

1. Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании// Вопросы психологии. – 1993. - № 5. – С. 39-43.

2. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 5. – С. 28.

3. Калунина Е. Воспитание сказкой // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5. - с.73-75.

4. Мацкевич М. Дорогами сказки: для работы со старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3. – С. 38-40.

5. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256с.

6. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 7. - С.15-18.

7. Рябкова И. Учимся говорить правильно: праздник игры и сказки// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9. – С. 31-33.

Приложение

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.


[1] Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании// Вопросы психологии. – 1993. - № 5. – С. 39.

[2] Рябкова И. Учимся говорить правильно: праздник игры и сказки// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9. – С. 31-33.

[3] Мацкевич М. Дорогами сказки: для работы со старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3. – С. 38-40.

[4] Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2000, с. 116с.

[5] Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 5. – С. 31-32.

[6] Калунина Е. Воспитание сказкой // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5. - с.73-75.