Главная              Рефераты - Разное

Воспитательная система класса по гражданско-патриотическому направлению Одинцова Татьяна Георгиевна - реферат

«Юнармейцы, вперёд!»

***

Воспитательная система класса

по гражданско-патриотическому направлению

Одинцова Татьяна Георгиевна

классный руководитель 8 «а» класса

МОУ Струго – Красненская

средняя общеобразовательная школа,

п. Струги Красные,

Псковская область

г. Псков

2010 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3

1. Ценностно – смысловое ядро воспитательной системы класса……. 4

2. Механизм функционирования воспитательной системы…………… 6

3. Из опыта работы…………………………………………………………… 7

Заключение……………………………………………………………………. 12

Список литературы…………………………………………………………… 13

Приложение……………………………………………………………………. 14

Введение

Струго – Красненская средняя школа – «Школа Гражданского образования».

В научно – методическом разделе программы указывается, что гражданское развитие личности является важнейшей составляющей образовательного процесса. Изменения, происходящие в России и в мире, определяют новые задачи для системы образования. Главная задача образовательной политики - передать детям те сведения о жизни человека в современном обществе и развить те умения, которые являются условиями и предпосылками для успешной самореализации личности после окончания обучения, ее социализации. Усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, формирование гражданственности рассматриваются Законом "Об образовании" как базовые направления государственной политики в области образования.

Решение этих задач невозможно без реализации на практике системного подхода.

Под гражданским образованием понимается целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание школьников путем передачи системы знаний; развития чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, законам государства; воспитания у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; формирования способности к гражданскому действию (гражданской активности).
Главная цель гражданского образования - воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также обладать демократическими потребностями к участию в общественно-политической жизни школы, города, поселка, деревни.

Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности, которая включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.
Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание. К ним относятся: гуманизм, жизнь, здоровье и здоровый образ жизни человека, его права и свободы, нормы морали и права, патриотизм и служение Отечеству, милосердие и способность к сопереживанию, справедливость, духовность, семья, культура и национальные традиции, терпимость к другим культурам, народам, людям, демократическое устройство общества, сознательный труд и его результаты, собственность, благоприятная экологическая среда, мир на земле.

Ценностно – смысловое ядро воспитательной системы класса

Общая характеристика классного коллектива.

8 «а» класс является общим классом. Он образовался в 2006 году из трёх классов. В классе обучается 30 учащихся, из них 10 мальчиков и 20 девочек. Учащиеся отличаются сплочённостью, любознательностью, широким кругом интересов.

Педагогическое кредо классного руководителя : «с вниманием к каждому, не навредить, помочь каждому ребёнку в развитии его индивидуальности». В работе с классом, классный руководитель учитывает интересы учащихся и их родителей:

- желание строить свои взаимоотношения по законам добра и красоты;

- стремление развивать любознательность и свой интеллект;

- потребность учащихся ориентироваться на лучшие образцы;

- желание родителей видеть своих детей добрыми, духовно богатыми, интеллектуально-развитыми и физически-здоровыми.

«Воспитание в коллективе и через коллектив – важнейший принцип педагогики, ибо коллектив, как совокупность индивидуальностей, объединенных общими целями, есть мощная сила, способная сформировать и развить все важнейшие качества личности».

( Б. А. Титов)

Кто же вы, ученики 8 «а» класса?

Дать точный ответ невозможно. Можно только поразмышлять. Да и какой может быть вывод о тех, у кого все еще впереди.

Подростки очень чутки ко всему искусственному, деланному. Они отвергают все хитроумные организационные мероприятия, преследующие своей целью занять их время, объединить их лишь для того, чтобы они были вместе. Жизнь и деятельность коллектива удовлетворяет подростка при условии, когда он находит в коллективе удовлетворение своих разносторонних интересов.

Интересы наших ребят разнообразны и удивительны.

Все ребята увлекаются музыкой. Но для кого-то она многое значит, и ребята профессионально к ней относятся, занимаясь в музыкальной школе, а кто-то любит слушать музыку в свободное время.

Ребята увлекаются чтением, и делятся впечатлением от прочитанного. В коллективе любят читать. Есть у нас ребята, увлеченные поэзией.

Есть ребята, увлеченные театральным искусством.

Ребята в классе подвижные, любят походы, увлекаются спортом.

Мы любим путешествовать по святым местам нашей родины.

Приятно удивили меня ребята своим равнодушным отношением к телевизору. Они считают глупым проводить время перед экраном, когда можно почитать, подумать о жизни или пообщаться с друзьями.

Самое главное – в них нет пошлости, они не озлоблены, доброжелательны, им хорошо и комфортно вместе. Они любят свой дом, свою семью, свою Родину.

На становление жизненных позиций подростка особое влияние имеет такой компонент воспитательной системы, как самоуправление. У нас в классе привлечены к общественной жизни коллектива все учащиеся в целях повышения социальной активности и творческого потенциала. В основе – творческие группы, которые решают все важнейшие вопросы жизнедеятельности класса. Чередование поручений позволяет каждому учащемуся занимать активную позицию в построении работы класса.

Ещё в пятом классе, мы стремились максимально сблизить наши точки зрения в единое коллективное мнение. Этой задаче как нельзя лучше служили совместные анализы проделанной работы. На таких коллективных обсуждениях мы давали возможность высказаться каждому. Говорили и о коллективных творческих делах, о выступлениях и бытовых моментах нашей классной жизни, говорили и о недостатках, и о проблемах. Главным в этом анализе был человек – каждый должен быть виден, у каждого должна быть уверенность: мною интересуются, за меня переживают, мне хотят лучшего.

Не может быть полноценного коллектива, если каждый человек в нем не виден крупным планом. «Коллектив – это всегда созвездие, соцветие, гармония, единство индивидуальностей».

О нашем классе

(фрагменты сочинений)

Школа – это место, в котором каждый человек должен получить как можно больше знаний и умений. Мы ходим в школу, общаемся со сверстниками, друзьями…

С одноклассниками в этом году мы успели сделать много хороших и добрых дел. Мы активно принимали участие в различных акциях и мероприятиях, были инициаторами многих школьных проектов. Мы помогли пожилому учителю отремонтировать забор, прибрали захоронение солдата, погибшего на войне, в местном храме читали списки тех, кто сражался за наш район и погиб за Родину, мы выступали с различными композициями на сцене. За учебный год накопилось много всего интересного, остались приятные воспоминания о встречах с интересными людьми: капитаном подводной лодки, героями Афганской войны, выпускниками школы 60-х годов. Мы много путешествовали по родному краю: Никандрова пустынь, Творожковский монастырь, Псков, Пушкинские горы, военный аэродром.

Конец года у нас выдался беспокойным – дел накопилось множество, и все они очень важные. Пришлось исправлять оценки и одновременно готовиться к районной игре «Зарница». Но ведь так интересней жизнь!

Рычкова Настя

…Школа – это замечательное место, где есть кружки, студии, клубы, спортивные секции. Конечно, активный человек должен успевать делать всё, особенно учиться.

Я учусь в самом лучшем классе. Класс большой – 30 человек, но мы живём дружно в нашей маленькой семейке. Нам вместе интересно, мы вечно в поиске добрых дел. Скучать не приходиться…

Барабанова Лера

… Есть в нашей школе 8 «а» класс, в котором я учусь и горжусь этим. В нашем классе всегда что-нибудь происходит хорошее, то мы готовимся к соревнованиям, то идём в поход, то выступаем. И всегда это добрые дела…

С пятого класса команда нашего класса участвует в игре «Зарница». Мы очень серьёзно готовимся к этому и всегда побеждаем. Главной в этой победе является наша дружба.

Мне нравится, что у нас много направлений деятельности – спорт, учёба, туризм, путешествия, чтение книг. Скоро каникулы, но мы расставаться с классом не собираемся – даже летом у нас в коллективе интересные планы! Скоро пойдём в поход, поедем в Пушкинские горы…

Александрова Таня

…Я очень люблю свой класс. В нём учатся классные мальчишки и девчонки. Мы дружим, и если кому-нибудь нужна помощь, никогда не бросаем в беде…

В жизни моих одноклассников есть очень важный для нас человек – наш классный руководитель. Она помогает нам во всём. Благодаря этому учителю в нашем классе много побед и нам никогда не будет скучно. В нас раскрываются различные таланты, чтобы мы не пробовали в жизни сделать хорошего – у нас всё получается…

Мурашова Катя

В нашем классе учится 30 человек. У нас много увлечений, но больше всего мы любим спорт, увлекаемся туризмом и с удовольствием встречаемся с интересными людьми. О многих интересных проектах нашего класса мы могли бы с вами поделиться, но в данном разделе нам хотелось рассказать о проектах, связанных с темой патриотизма, с защитой Родины.

Ученики 8 «а» класса

1.1. Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы в 8 «а» классе являются: «Отечество», «Долг», «Память», «Творчество», «Знания», «Культура», «Ответственность», «Доброта», «Совесть». Перечисленные ценности являются неотъемлемой частью совместной и индивидуальной жизнедеятельности учащихся. Основным материалом, определяющим принципы деятельности 8 «а» класса является книга Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном».

1.2. Целевые ориентиры и задачи воспитательной работы классного руководителя:

Цель: способствовать личностному взрослению учащихся 8 «а» класса, развивать ценностное отношения к Родине, к людям и к самим себе.

Задачи:

  1. В сфере обеспечения позитивных межличностных отношений между учащимися способствовать формированию сплоченного классного коллектива, создание благоприятных условий для самореализации каждого ученика, активизировать сценическое и художественное творчество класса (КТД);
  2. В сфере содействия освоения школьниками образовательных программ создание хорошего настроя на учебную деятельность, широкое использование ИКТ, активное посещение учащимися предметных кружков, поддержка учеников, у которых возникают трудности в учёбе;
  3. В сфере обеспечения жизни и здоровья учащихся сохранить увлечённость ребят спортивной деятельностью, следить за правильным питанием, проводить агитацию против вредных привычек, активизировать туристическую деятельность;
  4. В сфере патриотических чувств развитие социальной компетентности учащихся формирование чувства гордости за свой родной край, преданности родному посёлку, школе. Организация коллективных трудовых и творческих дел класса, направленных на помощь другим людям.

1.3. Для реализации задач воспитательной системы помогает следование заповедям «Юнармейцев» нашего класса:

- «Юнармеец» всегда в пути – в вечном поиске;

- «Юнармейцы» всегда готовы поделиться своими «находками», показать и рассказать о них;

- «Юнармеец» уважает труд и любит трудиться;

- «Юнармеец» любит и бережёт свой край и учит этому других.

1.4. Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе класса является патриотическое направление , которой затрагивает практически все направления деятельности класса. Начиная с пятого класса, мы двигаемся по ступеням развития.

3 ступень

Любители – туристы – исследователи - поисковики

1 ступень

Любители - туристы

2 ступень

Любители – туристы - исследователи

Начало поисковой деятельности.

Исследовательская работа.

Школьная игра «Зарница».

Встречи с интересными людьми: капитан-подводник Андрей Богданов, воины-Афганцы.

Туристско-краеведческий кружок

«Холокост» - дети против войны

Подготовка к празднованию 110-летнего юбилея Струго – Красненской средней школы.

Восстановление истории школы.

Начало исследовательской деятельности.

Празднование 110-летнего юбилея школы.

Открытие мемориальной доски, посвящённой герою-десантнику, выпускнику школы Владимиру Ислентьеву.

Экспозиция в школьном музее «Выпускники школы – защитники нашей Родины»

Путешествия по Родному краю:

1-дневный поход на озеро в д. Щир

Экскурсионная поездка в город Псков

Районная военно-спортивная игра «Зарница»

Путешествия по Родному краю:

1-дневный поход на озеро в д. Щир

Экскурсионная поездка в город Псков

Экскурсионная поездка в Санкт-Петербург

Экскурсионная поездка в Никандрову пустынь

Районная военно-спортивная игра «Зарница»

Путешествия по Родному краю:

Экскурсионная поездка в Никандрову пустынь

Экскурсионная поездка в Творожковский монастырь

(в плане 2-дневный турпоход)

Районная военно-спортивная игра «Зарница»

5 класс.

Всё начиналось с путешествий по родному краю. Пробуем себя в военно-спортивной игре «Зарница». Теперь мы не просто ученики школы, Теперь мы «ЮНАРМЕЙЦЫ » !

6 класс. «ЮНАРМЕЙЦЫ 6 «А»

Начинается активная исследовательская работа на школьном уровне, посвящённая 110-летнему юбилею Струго-Красненской средней школы. Восстанавливаем историю школы (60-е годы). Открываем новые имена выпускников школы и т.д.

7 класс. «ЮНАРМЕЙЦЫ 7 «А»

Исследовательская работа. Активное участие в восстановлении школьных традиций – школьная игра «Зарница». Представление спортивно – туристической деятельности на областном семинаре (сотрудничество с проектом «София»). Тема «Холокоста» и т.д.

Намечаются перспективы: поисковая работа, усложнённый туристический поход.

1.5. Какими мы видим себя в будущем? Образ юного Патриота, Гражданина России и связь с патриотической деятельностью отражены на следующей схеме:



  1. Механизм функционирования воспитательной системы

Ещё в пятом классе обнаружилась увлечённость детей историей своего родного края, путешествиями, которая переросла в систематическую работу по патриотическому воспитанию. Таким образом, учащиеся прошли путь от оздоровительного похода до исследовательской работы, в результате чего сформировалась индивидуальность класса, его своеобразное «лицо» в школьном сообществе.

Важную роль в организации воспитательного процесса играет ежегодно разрабатываемое планирование, содержание которого связано с программой развития школы. Например:

2007 – 2008 учебный год – 110-летие Струго – Красненской средней школы.

- В связи с этим событием мы знакомились с замечательными педагогами нашей школы, с замечательными выпускниками. Очень важно воспитывать чувство гордости за своих земляков, это может служить примером для подражания.

- В юбилейный год вся школа работала над восстановлением истории школы. Развитие интереса к истории школы, к её традициям вылилось в исследовательскую работу по теме: История Струго – Красненской школы. 60-е годы.

Несколько слов о классных часах. О цели жизни и самооценке, о сострадании и воспитанности, о недостатках и милосердии…Как сложно и необходимо говорить с учениками на эти острые, проблемные темы. Не испытав боли, никогда не поймешь, как может быть больно и трудно другим людям. Пройдя через такое страдание, юные души становятся крепче, мужественней. Это то мужество, которое необходимо человеку в борьбе с жизненными невзгодами.

Из опыта работы.

Год Д.С. Лихачёва и его «Раздумья» и «Заветное» помогли нам в разработке идей классных часов.

«Как плачет Земля?». Не слезами пьяниц, а покинутыми стариками, вырубленными лесами, «Красными книгами». А потом вместе думаем, что надо сделать, чтобы она чаще радовалась.

«Бездельничание». Задание – шутка: какие пункты этой новеллы соответствуют вашему образу жизни?

«Ненадёжные люди». Повод осмыслить свои поступки и поведение. Создаем портрет надёжного человека.

«Развитие». Разговор о ценности чтения. Создаём «Золотую полку» книг и читаем их.

«Самоотверженность» - «Когда морозы и ветры становятся особенно большими, пингвины становятся в круг. Посередине самые маленькие, на самом краю – старики. И они погибают, чтобы сохранить молодых».

Применяемые формы классных часов

Пытаюсь заинтересовать детей не только интересным материалом, но и формами деятельности.

Игра – драматизация и сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра создает воображаемые условия действия, побуждает участников игры к перевоплощению.

Игра-драматизация представляет собой некий синтез восприятия художественного произведения и ролевой игры. Это театральное действия на сюжет художественного произведения или какого-либо события в лицах.

Игра оказывает огромное воспитательное воздействие: развивает чувство добра и справедливости, укрепляет волю, веру в себя, воспитывает чувство сопричастности к чужой беде и умение прийти на помощь к товарищу в тяжелую минуту (52. с. 127). И это происходит лишь тогда, когда она является результатом продуманной педагогической программы.

Также мы используем следующие формы:

-диспуты

-игры-доказательства (« Суд над жадностью», « Суд над злом» );

-викторины

-беседы («Прекрасное – безобразное», « Расскажи мне обо мне»);

-выставки, фотовыставки

-устные журналы

-встречи с интересными людьми;

-конкурсы

-заочные путешествия

-лекции;

-экскурсии;

-художественные чтения и т.д.

Логично продолжают серьёзные жизненные темы классных часов беседы отца Дмитрия о добром слове, о русских традициях.

Смотрим фильмы, обсуждаем их: режиссёр Приёмыхов: фильм «Пацаны», режиссёр Быков: фильм «Чучело» для нас стали фильмами-потрясениями.

Не боимся обсуждать фильмы-проблемы: режиссёр Валерия Гай Германика «Все умрут, а я останусь», «Школа»

Основным «местом деятельности» класса является наш кабинет, в котором организуются временные выставки по различным темам. Например, фотовыставка «Хроника 1 дня, или о том, как мы сходили в поход», коллаж «Боевой листок юнармейцев», на классном уголке мы размещаем освещённые в районной прессе события с нашим участием (нам приятно видеть знакомые лица одноклассников). Исключительно важна эстетическая атмосфера в классе. Воспитание потребности к красоте. Красота во всем, что нас окружает. Достоевский говорил: «Красота спасет мир!». Мы с ним полностью согласны. А Вы?

Современное оборудование кабинета позволяет нам посмотреть презентацию наших выступлений на конференциях. Кроме этого мы сотрудничаем с классными коллективами школы: совместные поездки, интересные встречи – мы приглашаем желающих, которых становится сё больше. Кто любит свой край, тот хочет рассказать о нём своим друзьям и близким. На родительских собраниях родители говорят о том, что их дети делятся обо всех событиях нашего класса. Воспитательная система имеет достаточно широкие внутренние и внешкольные связи.


Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее часто применяются:

- «обучение в сотрудничестве»;

- метод проектов;

- «портфолио»

- ИКТ-технологии.

Необходимым условием воспитательной системы является создание оптимальных педагогических условий для формирования личности ребёнка.

Организуя воспитательную работу, классный руководитель исходит из следующих концептуальных принципов.

Принцип уникальности каждого ребёнка. Взгляд на ребенка, как на уникальную личность, способную к самораскрытию и творчеству в соответствии со своими особенностями.

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в деятельности класса. Это ведет к формированию позитивной «Я – концепции» и признанию себя и других. В связи с этим каждый детский успех должен быть отмечен педагогом.

Принцип индивидуального развития . Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в деятельности.

Принцип коллективной творческой деятельности. Ребенок принимает активное участие в жизнедеятельности класса: обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе: свободный выбор ребенком деятельности, заинтересовавшей его.

Принцип гуманизации. В судьбе ребенка классный руководитель должен быть искренне заинтересован, глубоко уверен в процессе формирования его личности.

«Надо подмечать в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиваться того, чтобы она получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность».

(В. А. Сухомлинский).

Своеобразной формой уважения к личности ребенка является разумная требовательность к нему. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Их единство А. С. Макаренко выразил так: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем, как можно больше уважения к нему.

Принцип единства подхода к воспитанию в школе и в семье. С каждым годом все более и более укрепляется педагогическое сотрудничество классного руководителя и родителей в воспитательной работе. Родители становятся соратниками педагога.

Принцип доступности. Воспитание в классе строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип связи деятельности класса с жизнью. Ребенок должен быть активным участником социальной жизни в своем классе, школе и в любом другом детском коллективе.

Принцип систематичности и последовательности. Этот принцип позволяет за меньшее время достичь больших результатов.

Оптимальным подходом в решении любых педагогических процессов является совместная деятельность педагога и воспитанника. В современной педагогике такая деятельность обозначается как педагогика сотворчества .

Педагогика сотворчества, совместная взаимопроникающая и взаимодействующая деятельность педагога и воспитанника, ведущая к их взаимному обогащению и развитию. Культура общения должна пронизывать все сферы взаимоотношений педагога и воспитанника.

  1. Из опыта работы

В данном разделе мне хочется представить наиболее интересные проекты нашего класса. Летом 2009 года ребята приняли участие в V Международный литературно – художественном конкурсе «Гренадёры, вперёд!».

В номинацию «СМОТР ДОБРЫХ ДЕЛ» дети представили коллективную работу, в неё вошли сочинения о классе, фотографии, наиболее интересные проекты, связанные с патриотической темой.

1. ПРОЕКТ:

«ВЫПУСКНИКИ ШКОЛЫ – ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

2. ПРОЕКТ: «МЫ – ЮНАРМЕЙЦЫ 7 «А»

3. ПРОЕКТ:

«ВОССТАНОВИМ ИСТОРИЮ НАШЕЙ ШКОЛЫ»

4. «НАШИ ДЕЛА В СТИХАХ» Поэтические страницы

5. «НАШИ ДЕЛА НА СЦЕНЕ» Сценарий музыкально – литературной композиции «Ах, сколько на свете детей…»

1. ПРОЕКТ:

«ВЫПУСКНИКИ ШКОЛЫ – ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

Цель: Познакомиться с замечательными людьми, жизнь которых связана с нашей школой, с нашим краем. Такие люди служат для нас примером для подражания.

«Всё настоящее исходит из прошлого, а всё сегодняшнее идёт в будущее» - так называлась статья газеты «Струги», в которой говорилось о том, как юные краеведы-семиклассники встречались на классном часе с известным на малой Родине выпускником Струго – Красненской школы Богдановым Андреем, командиром атомного подводного крейсера стратегического назначения «Архангельск». Встреча состоялась 23 сентября 2009 года. А начиналось всё с письма, которое написали ученики нашего класса Богданову Андрею ещё в марте прошлого года, в котором говорилось о том, что «нам интересно знать о Вашем детстве, о школе и о службе на военном флоте».

Затем мы получаем ответ с замечательными фотографиями, на которых мы видим подводную лодку, капитаном которой является наш герой, и понимаем – об этом должны знать все в нашей школе. На 1 школьной конференции, посвящённой 110-летнему юбилею школы, мы представляем две работы, одна из которой на тему: «Богданов Андрей, капитан 1 ранга – выпускник нашей школы» (работа признана как одна из лучших на конференции). Материал работы вошёл в книгу о школе «О времени, о школе и о себе…», а в школьном музее появился новый стенд «Выпускник школы - Богданов Андрей». Затем, наш класс получает подарок – видеофильм из жизни подводников. 1 сентября мы всем классом этот фильм смотрим и узнаём нашего героя. Ребята делятся своими впечатлениями с друзьями и по просьбам учеников из других классов, мы этот фильм показываем учащимся 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 классов.

Живые образы, а не отвлечённые понятия - вот что оказывает глубокое влияние на ребят. Встреча с капитаном – подводником оказалась по-настоящему живой и интересной. Мы не переставали удивляться творческой и физической силе взрослого человека, оценили его военную службу, у каждого появилось желание стать таким же умелым, ловким, сильным – настоящим патриотом своей Родины. Мы подарили гостю цветы и пожелания, обращённые ко всем морякам Северного флота:

«Надеемся, чтобы Вы и дальше прославляли наш край и нашу Родину!

Хотелось, чтобы в нашей школе училось побольше таких людей, как Вы: сильных, смелых и отважных!

…И пусть Вас будут уважать и любить!

… Чтоб не разбивались наши корабли, пусть удача улыбнётся всем морякам!»

А командир написал юным друзьям на память: «От всего сердца благодарю вас за предоставленную возможность вспомнить о родной школе. Желаю всегда быть преданными школьному братству… Пусть в ваших глазах никогда не угасает вера в свою великую Родину – Россию!».

Результат:

  1. Познакомились с выпускником школы, защитником Родины - Богдановым Андреем.
  2. Собранный материал вошёл в книгу о школе «О времени, о школе, о себе…»
  3. Создана выставка в школьном музее.

В этом году 21 февраля состоялась интересная встреча с воинами – афганцами, посвящённая 20-летию вывода советских войск из Афганистана.

Мы познакомились с интересными людьми, которым было что рассказать современным подросткам. На встрече Власов Владимир Алексеевич пообещал нам поездку на военный аэродром, где служил в армии, и такая поездка состоялась. На каникулах, 24 марта 2009 года, ученики нашего класса вместе с другими ребятами побывали в Новгородской области, увидели современные боевые самолёты и даже держались за штурвал!

2. ПРОЕКТ: «МЫ – ЮНАРМЕЙЦЫ 8 «А»

Цели:

1. Воспитание чувства патриотизма, товарищества, ответственности.

2. Готовимся к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

3. Хотим быть сильными, здоровыми

Впервые мы попробовали себя в военно–спортивной игре «Зарница» в 5 классе. Это были районные соревнования. Нам пришлось соревноваться с учениками более старшего возраста, но это не напугало ребят. Очень серьёзная подготовка по всем видам конкурсов, большая ответственность, выносливость. Интересней всего было готовиться к сложным конкурсам! Сразу определились роли – кто на стрельбу, кто на историю, кто на физкультуру – здесь каждому даётся возможность реализовать себя. И всё-таки главное в этой игре – это КОМАНДА! Команда у нас была отличная. Капитан – Матвеев Илья, строгий, требовательный к себе и к другим. В этом году мы победили.

Учась в 6 классе, мы вновь участвовали в районной игре «Зарница», но уже не как новички, а как опытные юнармейцы. Команда была прежняя: Матвеев Илья, Александров Никита, Никонов Дима, Игнатьев Андрей, Зулина Наталья, Барабанова Лера, Карпова Ксения и я, Александрова Татьяна. Сформировались в команде свои традиции. У нас есть своя строевая песня «Путь далёк у нас с тобою, веселей солдат гляди…». Родители нам сшили галстуки, которые символизируют Российский флаг. На груди у нас эмблема нашего отряда. О каждом конкурсе мы придумали стихи, в которых передали наши правила, мысли и настроения. Этот сценарий был представлен на презентации проекта «София» 4 октября 2008 г., где выступала вся наша команда.

У нас не возникло вопросов: «Стоит ли вновь участвовать в игре?». Зато мы теперь знали, что такое «Зарница». Отвечают участники команды.

Дима: «Зарница» - это такая игра, где нам пригодятся сила, ловкость и все хорошие качества человека».

Никита: «Зарница» нам необходима для поднятия духа, для развития военных знаний, для закалки».

Илья: «Игра «Зарница» очень трудная и увлекательная. Здесь нам пригодятся смекалка, сила и … джентльменские качества».

Андрей: «Зарница» готовит нас к службе в армии, быть выносливыми».

Самыми сложными конкурсами ребята называли «Строевую подготовку», «Туристическую полосу препятствий». Именно к этим конкурсам мы готовились больше всего и показывали хорошие результаты.

А вот любимые конкурсы у каждого были свои:

Ксения: «Люблю стрелять. Очень нравиться, когда меня забинтовывают».

…В июне, не игре «Зарница» -

Мы медики! И надо нам твердить:

Больным ты можешь и не быть,

Но шину и повязку наложить обязан!…

Наташа: «Нравиться бегать по лесу и искать таблички».

Нам жить на свете невозможно,

Ведь жизнь сама, по сути путь…

Дима: «Мне понравился конкурс «Пожарники». Перепрыгнуть через 2-х метровый забор – это нелегко».

…Мы тренируемся в пожарников играть

Затем, чтобы в пожарной части

Почаще телефон молчал:

Ведь для пожарных это счастье!…

У нас сформировалось своё отношение к победе.

Лера: «Мы будем очень стараться. Если победим – будем рады, но и проигрывать надо уметь достойно».

Андрей: «Ожидает ли нас победа? Наверно да, потому что мы много тренировались».

Илья: «Мы выиграем, если у нас будет дружная команда».

…Таким друзьям на свете

Не страшно ничего:

Один за всех в ответе

И все за одного!…

Когда мы стали в классе рассказывать о своей победе, о своих впечатлениях, стало понятно – попробовать себя в этой игре надо каждому, а в районной игре в команду входит всего 8 человек.

После многолетнего перерыва 27 февраля 2009 года в Струго – Красненской средней школе прошла военно-спортивная игра «Зарница» приуроченная к 20-летию вывода советских войск из Афганистана. Инициаторами этой игры стали наша команда и классный руководитель Одинцова Татьяна Георгиевна. Игра проходила в большом и малом спортивном зале школы. В ней приняли участие 150 юнармейцев из 5, 6, 7 классов школы. «Зарница» началась с торжественной линейки. Под звуки Гимна Российской Федерации капитаны команд торжественно подняли Российский флаг, и директор объявил начало игры. Из выступления директора школы Валерия Антоновича Хомутовского: «Сегодня, как в и былые времена, наша Российская Армия славится своими воинами. У нее славное прошлое и, надеемся, достойное будущее. А будущее нашей Российской Армии – это вы, сегодняшние мальчишки и девчонки. И от того, какими вы вырастите, и зависит мощь нашей Армии. Военно-спортивная игра «Зарница» считается открытой». Перед юнармейцами на торжественном открытии выступил ветеран педагогического труда, учитель начальной военной подготовки Иванов Олег Николаевич.

В своём выступлении он сказал, что в советское время военно-спортивная игра «Зарница» была обычным спутником жизни в нашей школе, одним из любимых мероприятий для всех учеников, начиная с 1-го и заканчивая 10 классом. Благодаря этой игре дети закалялись, росли здоровыми, реже болели. «Зарница» учила ребят товариществу и взаимопомощи. Благодаря этой игре они уходили служить в Советскую Армию более подготовленными. На конкурс под названием «Смотр строя и песни» был приглашён подполковник Закиров Фёдор Таирович. Именно он принимал рапорт капитанов и сразу, после выступления каждой команды, давал краткую оценку их выступления.

Далее юнармейцы соревновались в различных конкурсах. Среди них были «Узлы», «Сигналы бедствия», «Один на один с пострадавшим», «В здоровом теле – здоровый дух», «Боевой листок», «Боевая слава Псковской земли», «Рюкзак». Вся игра продолжалась три часа и завершилась торжественной линейкой. На ней директор школы Хомутовский Валерий Антонович объявил победителей, вручил командам почётные грамоты.

В игре участвовал весь наш класс. С большим увлечением готовились к «Смотру строя и песни». Продумали всё: внешний, парадный вид, родители сшили галстуки, девочки сделали одинаковые причёски, у каждого на груди были эмблемы класса. Капитаном команды я стала по собственному желанию и очень приятно, что коллектив поддержал меня и помогал мне. Мы советовались по каждому шагу, много репетировали, очень старались и в результате – ПОБЕДА! Слова нашей строевой песни мы будем помнить долго:

Каждый воин парень бравый

Смотрит соколом в строю,

Породни-роднились мы со славой –

Славу добыли в бою!

Всё, чем живёт наш классный коллектив не вымысел, а живая жизнь, замечательные традиции и люди. Нам повезло – нас окружают хорошие, честные люди, которые готовы помочь нам стать добрыми, честными друзьями и настоящими патриотами своей Родины.

Олег Николаевич Иванов написал в своём отзыве о школьной игре «Зарница»:

«В школе начали восстанавливать бывшие традиции – юнармейские игры. Наиболее подготовленными оказались учащиеся 7 «А» класса. У отряда оказалась лучшая форма - галстуки, эмблемы. Они оказались лучше всего подготовленными в строевой подготовке и исполнении строевой песни. Лучшим был и командир отряда, который лучше всех командиров показал настоящий строевой шаг.

Работа по подготовке к смотру помогает сплотить классные коллективы, дисциплинирует ребят, помогает повышать успеваемость.

Если игра «Зарница» станет вновь школьной традицией, то я советую в дальнейшем:

- Продолжать совершенствовать форму одежды.

- По возможности, привлекать у этой работе военнослужащих.

- Привлекать отцов, которые служили в армии».

Начальник военкомата, подполковник Фёдор Таирович Закиров , судья на смотре, очень высокую дал оценку нашей команде: «Как представитель судейской группы, особенно хотел отметить уверенные и слаженные действия команды учащихся 7 «а» класса, победившей в конкурсе «Смотр строя и песни», показавшей выучку и дисциплину».

Нами было проведено исследование, в котором мы хотели найти ответы на ряд вопросов, для нас важных.

1. Узнать у ребят мнение о прошедшей игре.

2. Определить, какие конкурсы больше всего понравились.

3. Какие качества характера приобретаются на игре «Зарница».

Результаты таковы.

92 % опрошенных участников игры ответили, что игра им понравилась! Больше всего понравились следующие конкурсы: «Смотр строя и песни» - 41%, «В здоровом теле – здоровый дух» - 30%, «Один на один с пострадавшим» - 29%.

Подготовка к игре «Зарница» и участие в ней воспитывают в нас такие качества, как силу, выносливость, смекалку, ловкость, ум, дисциплину, мужество, чувство коллективизма, патриотизм, силу воли, умение выжить в экстренных ситуациях. Именно такие качества указывали ребята, когда писали в анкетах о защитнике Отечества, именно такие качества нам необходимы в жизни. Нет сомнений в том, что такую традицию необходимо сохранять в школе.

Есть у команды «Юнармейцев» свои победы, подтверждаемые грамотами и дипломами школьного и районного уровня.

Школьный уровень:

1 место на школьной игре «Зарница» - 2009г.;

Грамота за лучшую работу на 1 школьной научно-практической конференции – 2008 г.

Районный уровень:

1 место на районной военно-спортивной игре «Зарница» - 2007 г.

2 место на районной военно-спортивной игре «Зарница» - 2008 г.

3 место в районном конкурсе компьютерных презентаций – 2008 г.

1 место на районной военно – спортивной игре «Зарница» - 2009 г.

1 место на районном параде юнармейских отрядов, посвящённом 65-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-45 г.

3. ПРОЕКТ:

«ВОССТАНОВИМ ИСТОРИЮ НАШЕЙ ШКОЛЫ»

Юбилейный год нашей школы – повод для изучения истории школьной жизни, повод для того, чтобы мы могли гордиться славным прошлым этой школы, беречь его.

К 1 школьной научно-практической конференции готовилась вся школа. Темы у всех классов были разнообразные. Тема нашей работы называлась: «История Струго – Красненской школы. Начало 60-х годов».

Цель: Восстановить историю школы начала 60-х годов.

О цели жизни и самооценке, о сострадании и воспитанности, о недостатках и милосердии… Надо обладать большим человеческим мужеством и педагогическим тактом, чтобы говорить с учениками на эти жизненно важные темы. Люди, с которыми мы общались хоть и были краткими и говорили лишь о самом главном для себя и для нас, щедро делились опытом прожитой жизни.

Мы встречались, беседовали, записывали воспоминания, собирали фотографии у учителей - ветеранов, у бывших выпускников школы 60-х годов. Нами собран интересный материал, который мы представили на школьной конференции. Работа признана как одна из лучших. Создана презентация по теме. Очень приятно, что собранный материал вошёл в книгу о школе.

1 сентября 2008 года, в День празднования юбилея школы, к нам на классный час пришли люди, с которыми мы общались, работая над нашей темой. На встрече были Одинцова Галина Иванова, выпускница школы, учитель истории, Рузу Елена Александровна, выпускница школы, учитель физики. Ребята в классе с большим интересом слушали рассказ о школьных годах, об учителях и понимали, насколько красива и достойна внимания эта жизнь. Михаил Ефимович Жихаревич, заведующий Центром гражданского образования ПОИПКРО, присутствуя на классном часе, отметил, что нам удалось создать живой и понятный образ школы «прошлого», сократить «историческую дистанцию» поколений.

Исследовательская работа увлекла нас. Сегодня, ученики класса работают над восстановлением истории школы послевоенного времени.

4. «НАШИ ДЕЛА В СТИХАХ» Поэтические страницы

Мурашова Катя – ученица 8 «а» класса, увлекается поэзией. Её стихи вошли в сборник стихов «Поэты родного края» и в книгу о нашей школе. Катя в своих стихах пишет о семье, о природе, а ещё она пишет о нас, об учениках класса, о наших добрых делах!

Мы – участники акции «Вспомнить всех поимённо».

8 мая 2009 года, в храме Георгия Победоносца ученики нашего класса произносили имена тех, кто погиб за наш родной край. В торжественно – печальном храме горели свечи, был слышен похоронный колокольный звон, а мы называли имена тех, кого мы даже не знали. Это были имена мужчин и женщин, русские и не русские, со званиями и без званий. Временами встречались фамилии без имён. Но для нас важным было одно – они погибли… И было чувство, что они нам знакомы, близки и дороги.

ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ

8.05.2008

Давно закончилась война,

Но люди помнят боль,

Страданья, голод, холода

И самолётов вой.

Пусть не забудут никогда

Всех, кто ушёл навек.

И будут в памяти всегда

И подвиг их, и смех.

Мы на могилы к Вам идём,

Молчим, кладём цветы,

И хочется сказать о том,

Что счастье дали Вы.

Во время оккупации Струго – Красненского района, житель деревни Яблонец, Макаров Иван Алексеевич видел, как разбился, подбитый фашистами, советский самолёт. Ночью, он захоронил в лесу погибшего лётчика. После войны, ухаживая за безымянной могилой, Иван Алексеевич нашёл родственников солдата. На могиле появился памятный знак, фотография Жукова А.Ф., оградка, но находилась она в стороне от дороги, в лесу, и поэтому там никогда не прибирали, и могила совсем заросла.

Иван Алексеевич рассказал о захоронении советского лётчика свой внучке – Одинцовой Татьяне Георгиевне, нашему классному руководителю, и в апреле 2009 года мы совершили поездку на велосипедах.

ЛЁТЧИК

10.05.2009

Купили краску,

Цветы купили,

Педали крутим

И мы в лесу.

Здесь есть могила –

В ней лётчик Жуков,

Погиб геройски

В страшном бою.

Седьмой десяток

Лежит в могиле

Чтоб дети жили,

Сады цвели.

Играли, пели,

Детей растили,

Беды не знали

В родном краю.

Спасибо, лётчик

За наше детство,

За мир и счастье,

Последний бой.

Мы помнить будем.

Родным напишем,

Отправим фото,

Земной поклон.

Мы – юные пушкинисты

«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…». Наверно Александр Сергеевич Пушкин написал эти сказочные строки о Пушкинских горах. В этом учебном году нам дважды посчастливилось побывать в этих прекрасных местах: в День рождения Пушкина - 6 июля и в июле мы приглашены как театральный коллектив на занятия Всероссийской летней школы пушкинистов. Это было потрясающе! Экскурсии, занятия в мастерских, интересные мероприятия и новые знакомства. Вернулись мы с победами: Дипломом Лауреата был награждён театральный коллектив за новаторский поиск и воплощение художественных образов героев Пушкинской эпохи, Дипломом Лауреата награждена Рычкова Настя за исследовательскую работу и Мурашова Катя награждена Специальным дипломом за работу в поэтической секции.

ТАЛАНТЫ КАК ЗВЁЗДЫ

26.04.2008

Вчера я видела звезду,

Она сияла надо мной.

Потом упала в темноту,

Лишь след оставив золотой.

Талантов много на земле,

Они как звёздочки живут.

Изобретают и поют,

Ещё шедевры создают.

Потом уходят в мир иной,

Оставив след лишь золотой.

1. «НАШИ ДЕЛА НА СЦЕНЕ»

Мы – участники музыкально – драматической студии

Сценарий музыкально – литературной композиции

«Ах, сколько на свете детей…»

Музыкально – литературная композиция была представлена нами на районном и областном конкурсах чтецов и чтецких коллективов, посвящённых Году молодёжи в России. На этих конкурсах ученики нашего класса вместе с руководителем Татьяной Георгиевной Одинцовой являются победителями. Фрагмент композиции представлен на гала-концерте «Виват, мой Пушкин!» 43 Всероссийского Пушкинского праздника на поляне Михайловского 6 июня 2009 года.

Авторская композиция основана на стихах детей – заключенных концлагерей, на стихотворении Саши Чёрного «Ах, сколько на свете детей…», и на фрагменте сказки Г.Х. Андерсена «Ангел».

Участники композиции: чтецы – вокалисты, 2 мальчика, 4 девочки – чтецы, 1 девочка – вокальное сопровождение композиции. Возраст 12-13 лет.

на сцену выбегают девочки и мальчики – весело и счастливо читают:

- Ах, сколько на свете детей!

Как звёзд на небесном челе…

По всей необъятной земле

Кружатся, как стаи чижей…

- Ах, сколько на свете детей!

- Как звёзд на небесном челе…

- По всей необъятной земле

Кружатся, как стаи чижей…

- Япончата,

- Китайчата,

- Англичане и французы,

- Узкоглазые тунгусы,

- Итальянцы и испанцы,

- Арапчата,

- Негритята,

- Португальцы, -

- Перебрали мы все пальцы!

- На ногах ещё ведь есть…

- Да не стоит – всех не счесть.

- Все они любят сласти, игры и сказки,

Все лепят и строят – подумай дружок.

- У каждого ясные детские глазки,

И каждый смеётся и свищет в свисток.

(мальчик свистит в свисток, девочки закрывают уши)

- Ах, когда б собрать всех вместе,

Вёрст на двести растянулся б хоровод…

(берутся за руки и начинают раскачиваться)

Завертеться б, закружиться,

Сразу всем остановиться,

Отдышаться всем на миг –

Все: И поднять весёлый крик!

- Ах, сколько на свете детей!

- Как звёзд на небесном челе…

- По всей необъятной земле

Кружатся, как стаи чижей…

( звучит музыка «Аве Мария» Канчинни)

- Посвящается детям – жертвам Холокоста.

- Каждый раз, как умирает доброе, хорошее дитя, с неба спускается божий ангел,

берёт дитя на руки и облетает с ним на своих больших крыльях все места,

где он жил.

- По пути они набирают целый букет разных цветов и берут их с собою на небо.

- Бог прижимает все цветы к своему сердцу, целует; каждый цветок получает тогда голос и может присоединиться к хору блаженных духов.

- Всё это рассказывал божий ангел умирающему ребёнку

Мальчик (обращаясь к малышу):

Ты еще не умеешь ходить:

Говорить умеешь, а ходить нет?

Я тебя научу

Смотри, как надо ходить…

В субботу нам уже шагать в трубу.

В которой немцы сделают из нас барашков.

Посмотри вверх.

Видишь, вон… маленькое, розовое!

То облачко, что убегает вдаль.

Ты что плачешь? Хочешь стать барашком?

Вон там, высоко-высоко!

Но что с тобой делать, когда ты не умеешь ходить?

(музыка затихает, звучит метроном)

- Забываются обиды, печали,
как любили нас и как не любили.
Открываются безбрежные дали...
Остаётся: ПОЧЕМУ ИХ УБИЛИ?

- Говорят, Всевышний дышит любовью,
Сам на крест взошёл и вот - люди святы.
Чей же грех искуплен ЭТОЮ кровью?
Может, Каинов? И НЕТ ВИНОВАТЫХ?!

- Не поэтому ли - дальше ли, ближе
за "спасение души" платят нами...
- Так храни же, мой друг, храни же
память тех, кто в виде свечек не ставит
перед Богом крематориев трубы.

- Я был ребенком назад два года
Мечтал о дальних мирах.
Теперь я взрослый, узнал невзгоды,
Я знаю, что значит страх,
- Кровавое слово, убитый день.
Не рассмешит меня дребедень,
Не напугает чучело на огороде.

- При этом верю – все это сон,
Колокол вздрогнет – и окончится он,
Проснусь и вернусь я в детство…

- Всё. Устали, стихает возня.
Эрвин песенку напевает
- о маленьком домике
- о дворе, огородике,
- о милом ребеночке
- об игривом котеночке
- о мягкой постельке
о теплой печурке
- о дающем тепло угле
о домашнем уютном тепле.

- И тут наступает глубокая тишина.
Огромная тишина, полнейшая тишина.

(звучит вокализ «Аве Мария»)


Девочка: Не морозит тебя тишина?
Мальчик: Нет-нет, не морозит.
Девочка: Не холодит тебя тишина?
Мальчик: Нет, не холодит.

- Здесь — тепло. Здесь ЧЕЛОВЕК.
Здесь люди, а там — лишь звери впотьмах,
- Здесь ЧЕЛОВЕК — и не стыдно
плакать у всех на глазах.

- Каждый раз, как умирает доброе, хорошее дитя, с неба спускается божий ангел,

берёт дитя на руки и облетает с ним на своих больших крыльях все места,

где он жил.

- По пути они набирают целый букет разных цветов и берут их с собою на небо.

- В ту же самую минуту они очутились на небе у бога, где царят вечные радость и блаженство.

- Бог прижал к своему сердцу умершее дитя – и у него выросли крылья, как у других ангелов.

- Бог прижал к сердцу все цветы, поцеловал их, и они присоединили свои голоса к хору ангелов, которые окружали бога;

- одни летали возле него,

- другие подальше,

- третьи ещё дальше, и так до бесконечности, но все они были равно блаженны…

(дети постепенно присоединяются к вокалисту и звучит хор «блаженных духов»)

КОНЕЦ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе представлена воспитательная система класса по патриотическому направлению. К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других». Это справедливо. Всё, чем живёт наш классный коллектив не вымысел, не абстракция, а живая жизнь, замечательные традиции и люди. Нам повезло – нас окружают хорошие, честные люди, которые готовы помочь нам стать настоящими патриотами своей Родины.

Результатами работы по данному направлению являются:

- большая активность класса во всех перечисленных делах;

- гражданская сознательность, ответственность за свои дела и поступки учеников 8 «а» класса (по результатам диагностики в классе);

- победы класса, подтверждаемые грамотами и дипломами школьного, районного, областного, всероссийского и международного уровня;

- любимыми формами коллективной работы являются проекты - турпоходы, экскурсии, встречи с интересными людьми, спортивные соревнования;

- наша исследовательская деятельность нашла применение в школьном музее, в книге о нашей школе.

Школьное сочинение «Мой класс»

Голубенко Надежда, ученица 8 «а» класса

Что такое школа? О школе можно говорить по-разному… Во-первых, школа – это место, где человек начинает свою сознательную жизнь. Во-вторых, здесь у него появляются друзья. И, в-третьих, здесь его не только обучают наукам, но и учат красиво жить, делать верные поступки, разбираться в истине, любить свою Родину. Это моё понимание школы, но больше мне хочется рассказать о своём родном классе.

Я и мой класс – мы знакомы очень давно, с детского садика. У каждого в классе есть любимое занятие. Мой класс самый шумный, мы любители поболтать, пошутить, похохотать. Даже сегодня на уроке геометрии учитель сказал, что мы шумели так, как будто она вошла в улей с пчёлами… Мы дружные, смелые и всегда вместе.

У нас в классе есть фотография, где мы осенью подбрасываем осеннюю листву в небеса. Листва падает, кружиться, сверкает разноцветными красками. А нам весело! У нас всё впереди…

Я мечтаю, чтобы в одиннадцатом классе, осенью нас будет по-прежнему 30: 10 озорных мальчишек и 20 смешливых и лукавых девчонок. Интересно, какими мы будем людьми?


Список литературы

1. Классный руководитель в средней школе; издательство «Учитель» - 2006 г.

2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.. «Академия», 1998.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л, 1992.

4. В мире подростка. М., 1980 .

5. Возрастная педагогика и психология. – М. 1984.

6. Декларация прав ребенка.: 1959 г.

7. Ильин Е. Н. Путь к ученику. – М.: «Просвещение», 1988.

8. Корчак Я. Как любить детей. – Минск, 1980.

9. Мудрик А. В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. – М., 1990 .

10. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – Санкт-Петербург.: СПбГАК, 1996.

11. Лихачёв Д.С. Заветное. – Москва «Детство. Отрочество. Юность» - 2006 г.

12. Мичеева Н. «Патриотическое воспитание через изучение истории региона»: Воспитание школьников/ 5, 2008

13. Программа развития Струго – Красненской средней школы «Школа гражданского образования»

14. Степанов Е.Н. «Воспитательная система класса» // Классный руководитель. – 4, 2006

15. Цебрикова Мария Константиновна «Детский патриотизм»//Воспитание и обучение. – 1900.- № 5