Главная              Рефераты - Разное

для сдачи кандидатского экзамена по философии. Брянск, 2003. 32 с. «Философия права» Гегеля (1770-1831) - реферат

Малаев С.С.

Философия права Гегеля

Реферат для сдачи кандидатского экзамена по философии. - Брянск, 2003. - 32 с.

«Философия права» Гегеля (1770-1831) - одна из наиболее известных работ из истории правовой и философской мысли. В ней автор дает представление о том, что такое право, какова его философская природа.

По Гегелю, право есть идея. Эта идея обладает интересной особенностью. Абсолютный дух или идея, развиваясь до степени объективного духа, переходит из своего инобытия в форму сознания людей, в свою собственную стихию. Идея пробивается сквозь «чуждую» ей субъективную оболочку. Как любил говорить Гегель: «...объективность духа входит в свои права»1 .

Идея права представляет собой единство понятия права и его осуществления, наличного бытия. «Философская наука о праве, - пишет Гегель во «Введении»,- имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществление». Идея права, которая и есть свобода, развертывается в мир права, и сфера объективного духа предстает как идеальная правовая действительность - объективация форм права и свободы.

Идея права как предмет философии права означает единство понятия права и его наличного бытия, получаемого в ходе осуществления, объективации понятия права. Для понимания права важны как момент само развивающегося понятия права, так и система наличных определений права, которая получается в ходе осуществления понятия. «Структура, которую понятие сообщает себе в процессе своего осуществления, есть другой существенный для познания самого понятия момент идеи, «отличный от формы, которая есть только понятие».3

1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа. - М.,1977. С.34

2 Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990. С.59 J Там же.

По мере развития человеческого сознания идея права все больше освобождается от материи и, развиваясь до уровня государства, представляет собой уже ничто иное, как «...шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю»1 . Понятие права само углубляется и движется от абстрактного к наивысшему, то есть конкретно истинному. В ходе этого движения абстрактные формы обнаруживают свою несостоятельность и как не подлинные и неистинные «снимаются».

Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Диалектика этой воли совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода, по Гегелю, составляет субстанцию и основное определение воли. В том, что свободно, и есть наличие воли, так как мышление и воля в гегелевской философии отличаются друг то друга не как две различные способности, а лишь как два способа — теоретический и практический - одной и той же способности мышления.

Понятие "право" употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:

1) право как свобода (идея права);

2) право как определенная ступень и форма свободы (особенное право); 3) право как закон (позитивное право)2 .

Идея права опосредует диалектику свободной воли, в которой понятия "свобода" и "право" выражают единый смысл. В этом смысле следует выделять как минимум три положения. Во-первых, сущность идеи права составляет свобода. "Идея права есть свобода, - утверждает Гегель, - и истинное ее понимание достигается лишь тогда, когда она познается в ее понятии и наличном бытии этого понятия"3 . Во-вторых, гегелевская свободная воля сама хочет быть свободной, то есть она стремится объективироваться, выразиться. "Почвой права является вообще духовное, и

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990. С.284.

2 См.: Нерсесянц B.C. Философия права: диалектика объективного духа // Философия Гегеля: Проблемы диалектики, - М., 1987.С. 14.

3 Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990. С.59.

его ближайшим местом и исходной точкой - воля, которая свободна; так что свобода составляет ее субстанцию и определение и система права есть царство осуществленной свободы, мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа". Другими словами "... абстрактное понятие идеи воли есть вообще свободная воля, волящая свободную волю". В-третьих, наличное бытие как понятие представлено наличным бытием свободной воли. "Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Тем самым право есть вообще свобода как идея"3 .

Актуальность гегелевской философии права может быть обнаружена в тексте "Предисловия" в качестве метафоры, - в различии между ядром и пестрой корой (или между внутренним пульсом и внешней оболочкой). Ядро означает идею права, то, что существует реально, вечно и субстанциально, в то время кора относится к тому, что является только мимолетным обликом, то, что преходяще и второстепенно 4 .

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990. С.67.

2 Там же. С.89.

3 Там же.

4 См. Хейде Л. «Сова Минервы»: об актуальности «Философии права» Гегеля // Вопросы философии. -1996.-№9.С. 136.

Понять идею права, возможно, при уяснении сущности идеи вообще. Что же представляет собой гегелевская идея? Какова ее природа?

У Гегеля сама идея есть адекватное понятие, объективно-истинное или истинное как таковое. "Не живет то, что каким-нибудь образом не есть идея"1 .

Идея есть единство понятия и объективности, то есть истина. В этом положении важны два момента. Первый, - идея есть простая истина, тождество понятия и объективности как общее. Второй момент характеризует идею следующим образом - она есть отношение для себя сущей субъективности простого понятия и его отличительной от нее объективности. В «Прибавлении» к §21 Гегель говорит о том, что есть истина и когда сама воля может быть истиной. «Истиной в философии называется соответствие понятия реальности. Тело, например, есть реальность, душа -понятие; но душа и тело должны соответствовать друг другу. Поэтому мертвой человек еще есть существование, но уже не истинное, а лишь лишенное понятия наличное бытие, поэтому мертвое тело подвергается гниению. Так и воля истинна тогда, когда то, что она волит, ее содержание, тождественно с ней, когда, следовательно, свобода волит свободу».

Тождество идеи с самой собой, - по Гегелю, - едино с процессом. Мысль, освобождающая действительность от видимой бесцельной изменчивости и просветляющая ее в идею, не должна представлять эту истину действительности как мертвый покой, как простой образ или абстрактную мысль, идея в силу свободы, которой достигает в ней понятие, имеет в себе также самое резкое противоречие3 .

О присутствующем в самой идее противоречии Гегель говорит: «... идея обнаруживает себя как простота само тождественного мышления и вместе с

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М.,1990.С.59.

2 Там же. С.85.

3 См.: Ленин В.И. Философские тетради. -М.,1965.С.174-177.

тем как деятельность, состоящая в том, что мышление противопоставляет себя себе самому для того, чтобы быть для себя и в этом другом все же быть лишь у себя самого»1 .

Поскольку идея права есть свобода, то последняя составляет субстанцию права. Более того, система права, - по утверждению Гегеля, - является царством осуществленной свободы. Свобода проецирует право в общественные отношения при одном условии, которое может быть сформулировано как необходимая диалектическая взаимосвязь самой свободы и воли. «Свободу воли, - рассуждает Гегель, - лучше всего объяснить указанием на физическую природу. Ибо свобода есть такое же основное определение воли, как тяжесть - основное определение тела ... Тяжесть составляет тело и есть тело. Так же обстоит дело со свободой и волей, ибо свободное есть воля. Воля без свободы - пустое слово, так же как свобода действительна лишь как воля, как субъект».

Идея права в размышлениях Гегеля уступает место понятию «свободы», которое, в свою очередь, сменяется волей. Таким образом, идея права, свобода и воля находятся в общем, перечне и относятся к духовной сфере. «Введение» Гегель заканчивает рассуждениями о природе воли. При характеристике воли необходимо помнить как минимум три обстоятельства.

Первое: «Воля содержит в себе... элемент чистой неопределенности или чистой рефлексии "я в себя", в которой растворено всякое ограничение, всякое содержание, непосредственно данное и определенное природой, потребностями, вожделениями, влечениями или чем бы то ни было; это безграничная бесконечность абсолютной абстракции или всеобщности, чистое мышление самого себя...

В этом элементе воли заключено, что я могу освободиться от всего, отказаться от всех целей, абстрагироваться от всего. Только человек может

1 Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: в 2т., Т.2.-М.,1973.С.54.

2 Гегель Г.В.Ф. Философия права .- М., 1990.С.68.

отказаться от всего... Человек есть чистое мышление самого себя, и, лишь мысля, человек есть эта сила, эта способность сообщить себе всеобщность, т.е. погасить всякую особенность, всякую определенность. Эта негативная, или рассудочная, свобода односторонняя, однако в этой односторонности всегда содержится существенное определение, поэтому ее не следует отбрасывать, но недостаток рассудка состоит в том, что он возводит одностороннее определение в ранг единственного и высшего» .

Второе: «Я есть также переход от лишенной различия неопределенности к различению, определению и полаганию определенности как содержания или предмета. Это содержание может быть, далее, данным природой или порожденным из понятия духа. Посредством этого полагания самого себя как определенного, Я вступает вообще в наличное бытие; это - абсолютный момент конечности или обособления Я.

Это второй момент определения, так же как и первый, есть негативность, снятие в качестве первого, а именно снятие первой абстрактной негативности. Подобно тому, как особенное содержится во всеобщем, второй момент содержится в первом и есть лишь полагание того, что первый уже есть в себе; первый момент как первое для себя не есть истинная бесконечность или конкретная всеобщность, понятие, а лишь нечто определенное, одностороннее; потому что он есть абстракция от всякой определенности, он сам не есть без определенности, и то, что он в качестве абстрактного должен быть односторонним, и есть его определенность, недостаточность и конечность...

Этот второй момент, - продолжает Гегель, - являет себя как противоположный первому, его следует понимать в его общем виде: он принадлежит свободе, но не составляет всю свободу. Я переходит здесь от лишенной различий неопределенности к различению, к полаганию определенности как некоего содержания и предмета. Я не только волит, но волит нечто. Воля... волит только абстрактно всеобщее, ничего не волит и

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права .- М.,1990.С.70-71.

поэтому не есть воля. Особенное, что волит воля, есть ограничение, ибо воля, чтобы быть волей, должна вообще себя ограничивать. То, что воля нечто волит, есть ограничение, отрицание. Таким образом, обособление есть то, что, как правило, именуется конечностью. Рефлексия обычно считает первый момент, т.е. неопределенное, абсолютным и высшим, напротив, ограниченное - лишь отрицанием этой неопределенности. Однако эта неопределенность сама только отрицание по отношению к определенному, по отношению к конечности: Я есть это одиночество и абсолютное отрицание. Следовательно, неопределенная воля столь не односторонняя, как и воля, пребывающая только в определенности»1 .

Здесь мы наблюдаем, что обе вышеуказанные характеристики, или, как говорит Гегель, - два «момента» воли являются недостаточными для ее фиксации и обозначения. Это две одинаково односторонние крайности в истолковании воли. Поэтому, определенность и неопределенность воли, соотносящиеся между собой, как особенное и всеобщее, соединяются в третьем моменте.

И, наконец, третье: «Воля есть единство этих обоих моментов, рефлектированная в себя, и, тем самым, возвращенная к всеобщности особенность, единичность, самоопределение Я, заключающееся в том, что оно полагает себя одновременно и как отрицательное самого себя, а именно, как определенное, ограниченное и как остающееся у себя в своем тождестве с собой и всеобщности и смыкающееся в определении лишь с самим собой. Я определяет себя, поскольку оно есть соотношение негативности с самим собой; в качестве этого соотношения с собой оно безразлично к этой неопределенности, знает ее как свою и идеальную, как простую возможность, которой оно не связано и в которой оно есть только потому, что полагает себя в ней. Это и есть свобода воли, которая составляет ее понятие, или

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С.72-73.

субстанциальность, ее тяжесть, так же как тяжесть составляет субстанциальность тела»1 .

Оба предшествующих момента представляют собой «... абстракции; конкретное и истинное... есть всеобщность, имеющая своей противоположностью особенное, которое посредством рефлексии в себя уравновешено со всеобщим. Это единство есть единичность, но не в своей непосредственности как единица, как единичность в представлении, а по своему понятию... или, другими словами, эта единичность по существу не что иное, как само понятие. Два первых момента - что воля может от всего абстрагироваться и что она также, и определена - собой или чем-то другим -легко допускаются и постигаются, так как для себя они не истинные рассудочные моменты, но третий истинный и спекулятивный... есть то, во что рассудок, всегда называющий понятие непонятным, отказывается вникать.... Здесь можно еще заметить лишь то, что когда говорят: воля всеобща, воля определяет себя, - то этим уже выражают, что воля есть предполагаемый субъект, или субстрат, но она не есть нечто готовое и всеобщее до своего определения, до снятия и идеализации этого определения, а есть воля лишь как эта в себе опосредующая деятельность и возвращение к себе.

То, что мы собственно называем волей, содержит в себе оба вышеназванных момента. Я, как таковое, есть прежде всего чистая деятельность, всеобщее, находящееся у себя, но это всеобщее определяет себя, поскольку оно уже не находится у себя, а полагает себя как долгое и перестает быть всеобщим. Третий же момент состоит в том, что Я в этом ограничении, в этом другом, находится у самого себя, что, определяя себя, Я все-таки остается у себя и не перестает удерживать всеобщее. Это и есть конкретное понятие свободы, между тем как оба предшествующих момента оказались всецело абстрактными и односторонними. Этой свободой мы обладаем уже в форме чувства, например в дружбе, и любви.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. -М.,1990.С.73.

Здесь мы неодносторонни в себе, а охотно ограничиваем себя в отношении другого лица, но знаем себя в этом ограничении самими собой. В определенности человек не должен чувствовать себя определяемым; рассматривая другое как другое, он лишь тогда обретает ощущение себя. Следовательно, свобода заключается не в неопределенности и не в определенности, но есть то и другое. Воля, ограничивающаяся только этим, свойственна упрямцу, которому представляется, что он несвободен, если не обладает этой волей. Но воля не связана с чем-то ограниченным, а должна стремиться дальше, ибо природа воли не есть эта односторонность и связанность; свобода состоит в том, чтобы хотеть определенное, но в этой определенности быть у себя и вновь возвращаться во всеобщее»1 .

Рассматривая волю в качестве единства объективного и субъективного, Гегель из этого единства формулирует вывод о свободе воли. С точки зрения своего содержания свободная воля есть ни что иное, как произвол. Это так называемая Гегелем «природная» или «непосредственная» воля, которая имеет дело с вожделениями, склонностями и влечениями. Но когда воля имеет своим предметом свободу, когда она, выражаясь диалектическими категориями, представляет собой единство содержания и формы, и, наконец, когда ее понятие тождественно с самой собой, тогда воля становится истинной, то есть свободной. Воля поднимается над своими влечениями и благодаря своей возможности решает свой выбор в пользу свободы. «Воля может отказаться от того, что она выбрала посредством своего решения. Но посредством этой возможности, выходя таким же образом за пределы всякого другого содержания, полагаемого ею вместо прежнего, и, продолжая это до бесконечности, воля не выходит за пределы конечности, ибо каждое такое содержание отлично от формы, тем самым, конечно, и противоположно

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С.74-75.

определенности, есть неопределенность - нерешительность, или абстракция, лишь другой, также односторонний момент»1 . Очевидно, что таким «односторонним моментом» воли является произвол.

Таким образом, Гегель в своем понимании свободной воли противостоит волюнтаризму, отождествляющему свободу и произвол. Здесь Гегель вводит требование «очищения влечений» и утверждает «Истинное в этом... требовании состоит в том, что влечения должны быть разумной системой волеопределения; такое их понимание, развитое из понятия, и есть содержание науки о праве»2 .

Говоря о содержании права, следует обобщить изложенные выше понятия, ибо они и составляют такое содержание. Итак, идея, свобода и воля есть тождество понятия с самим собой в каждом из этих случаев в отдельности и в некоторой общности: «... истина этой формальной всеобщности, которая для себя неопределенна и преднаходит свою определенность в этом материале, есть сама себя определяющая всеобщность, воля, свобода. Имея всеобщность, саму себя как бесконечную форму своим содержанием, предметом и целью, она есть не только в себе, но и для себя свободная воля - истинная идея»3 . Находясь в области духовного, идея, свобода и воля, будучи моментами содержания права, они не тождественны друг к другу и не находятся в горизонтали равенства, но соответствуют идее, идее права.

В этом месте можно было бы и заканчивать изложенные вопросы идеи права, если бы не одна бросающаяся во внимание деталь, которая в триаде «идея-свобода-воля» не связывала бы последнюю в единое целое. А именно, и идея, и свобода, и воля - это, как было сказано, есть тождество понятия с самим собой. Так что же такое это понятие, которое охватывает все

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С81.

2 Там же. С.83.

3 Там же.С.84.

характеристики содержания права и представляет собой первую составную часть идеи права?

Понятие права у Гегеля предстает как истина права, ибо само понятие обладает в этом случае стихией своего существования. Как образно любил говорить Гегель, такая истина «... не есть отчеканенная монета, которая спрятана в карман»1 . Напротив, «отдельный индивид должен пройти ступени образования всеобщего духа и надо выдержать длину этого пути, ибо каждый момент необходим и на каждом из них нужно задержаться, ибо каждый момент есть некоторая индивидуальная, цельная форма...» . Иными словами, понятие есть то, что «свободно как сущая для себя субстанциальная мощь, и есть тотальность, в которой каждый из моментов есть целое, представляя собой понятие и положен как нераздельное с ним единство; таким образом, понятие в своем тождестве с собой и есть в-себе-и-для-себя-определенное»"7 .

Гегелевская идея права, как часть абсолютной идеи, изображается в таком виде, что она действует по определенному принципу и с определенной целью. Она делит себя на конечные сферы; она это делает для того, чтобы «вернуться в себя, быть для себя»... Идея не имеет также никакой другой цели кроме логической: «стать для себя бесконечным действительным духом». К. Маркс в работе «К критике гегелевской философии права» эту часть философии права, то есть § 262, называет «сгустком всей мистики гегелевской философии вообще»4 . Здесь Гегель рассуждает о государстве, о его политическом строе. Маркс далее пишет: «Задача Гегеля состоит не в том, чтобы развить данную, определенную идею политического строя, а в том, чтобы политический строй поставить в отношение к абстрактной идее,

1 Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: в 2т., Т.2.-М.Д973.С.113. 2 Тамже.С.П4.

3 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века. М.Д989.С.273.

4 К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения. Т.1. - М.,1955.С226.

5 Там же. С.232.

сделать его звеном в цепи развития идеи, - что представляет собой явную мистификацию»5 .

Весьма любопытно Маркс показывает гегелевское соотношение идеи права и его понятия. «Понятие» является Богом-сыном в Боге-отце — «идее»; оно есть активный, определяющий и различающий принцип. «Идея» и «понятие» являются здесь получившими самостоятельное бытие абстракциями»1 .

«Сущность определений государства усматривается не в том, что они -определения государства, а в том, что они могут рассматриваться в их абстрактнейшей форме, как логически-метафизические определения. В центре интереса здесь не философия права, а логика. Работа философии заключается здесь не в том, чтобы мышление воплощалось в политических определениях, а в том, чтобы наличные политические определения

улетучивались, превращались в абстрактные мысли. Не логика служит для обоснования государства, а государство — для обоснования логики».

Критикуя Гегеля, Маркс утверждает: «... вся философия права представляет собой только дополнение, вставленное в логику».

Все-таки следует Гегелю отдать должное, что сущностью права является «... понятие о природе свободы вне зависимости от того, что признано, от представления данного времени» . Основа права здесь определяется как духовно постигнутое бытие, как дух. Такое понимание права не есть всеобщий закон бытия, отчужденный от человека и внешний ему. Этой глубины гегелевской философии права не увидели, или, точнее, не хотели увидеть ни Маркс, ни Новгородцев, ни многие другие мыслители.

1 К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения. Т.1. -М.Л955.С.232.

2 Там же.С.236.

3 Там же.

4 Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. - М.Д978.С.119.

Поступательное движение понятия права есть развитие или осуществление последнего. В этом развитии право раскрывает свое содержание, а понятие развертывается в систему. Система права состоит из относительно самостоятельных «моментов», которые посредством «снятия» одного за другим, являются ступенями развития объективного духа в частности, и абсолютной идеи (духа) в целом. Такими ступенями на восходящей лестнице развития понятия права является: абстрактное право, мораль и нравственная действительность. Последняя в своем поступательном развитии проходит формы семьи, гражданского общества и государства.

Сам Гегель такое развитие видит следующим образом. «Воля... непосредственна, поэтому ее понятие абстрактно — личность, и ее наличное бытие - непосредственно внешняя вещь; это сфера абстрактного или формального права...

... идея в ее раздвоении или особенном существовании, право субъективной воли в отношении к праву мира и к праву идеи, сущей лишь в себе, - это сфера моральности;

единство и истина этих обоих абстрактных моментов - мыслимая идея добра, реализованная в рефлектированной в себя воле и во внешнем мире, так что свобода как субстанция существует как действительность и необходимость и как субъективная воля - это идея в ее в себе и для себя всеобщем существовании, нравственность.

Но нравственность есть также природный дух, семья; в своем раздвоении и явлении - гражданское общество, государство как всеобщая и объективная свобода, остающаяся в таковой и в свободной самостоятельности особенной воли. Это действительный и органический дух а) народа, проходя Ь) через отношение друг к другу особенных духов различных народов, с) получает действительность и открывается во всемирной истории как всеобщий мировой дух, право которого есть наивысшее»1 .

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С. 93-94.

Система права как царство осуществлённой свободы, по Гегелю, представляет собой иерархию «особых прав». Каждая ступень саморазвития идеи свободы, и, следовательно, конкретизации понятия права, есть определённое наличное бытие свободы или, как говорил Гегель, - «свободной воли», а значит, и «особое право».

Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству. Эти «особые права» даны исторически и хронологически одновременно, то есть в рамках объективного духа. Они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии. Последующее «особое право» представляет собой его основание и истину. Следует отметить, что упомянутые «снятия» понятий являются, по мнению Л. Хейде, «центральными моментами «Философии права»: переход от моральности к нравственной жизни, а в пределах нравственной жизни -переход от гражданского общества к государству»1 .

На вершине иерархии «особых прав» стоит право государства, государство как правовое образование, как наиболее конкретное право. Поскольку в реальной действительности «особые права» всех ступеней даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.

Право как закон, то есть позитивное право является одним из «особых прав». Определяя право как закон, Гегель пишет: «То, что есть право в себе, положено в его объективном бытие, то есть, определено для сознания

1 См. Хейде Л. «Сова Минервы»: об актуальности «Философии права» Гегеля // Вопросы философии. 1996.-№9.С138.

мыслью и известно как-то, что есть и признано правом как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право»1 .

Различая право и закон, Гегель стремится в своей конструкции исключить их противопоставление. «Представлять себе различие между естественным или философским правом и позитивным правом, таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, было бы совершенно неверным; первое относится ко второму как институции пандектам»2 .

Гегель признаёт, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства; не всё, данное в форме закона, есть право, поскольку лишь закономерное в позитивном праве законно и правомерно. Однако в гегелевской философии права речь идёт не о противостоянии права и закона, а лишь о различных определениях одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации. «То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом положительного права, является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу»3 . По природе же позитивное право как ступень одного понятия права - разумно. Закон - это конкретная форма выражения права4 .

Таким образом, в гегелевской философии права речь идёт о праве и законе в их развитой, то есть соответствующей их понятию форме. Тем самым вне границ такого философского или логика - понятийного анализа оказываются все остальные случаи и ситуации соотношения права и закона

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С247.

2 Там же.С.62.

3 Там же.

4 См.: Нерсесянц B.C. Право и закон: их различие и соотношение // Вопросы философии. - 1988. - №5.С.34

(противоправное, антиправовое законодательство и т.д.) как ещё не развившиеся до идеи свободы.

Право в понимании Гегеля, - это одна из важнейших социокультурных форм, которая проходит в своём развитие несколько ступеней или фаз. В гегелевском учении тремя основными ступенями развития понятия права являются: абстрактное право, мораль и нравственная действительность. Понятие права соответствует трём основным формам свободной воли.

Развитие свободы и, следовательно, права проходит три уровня:

1) на уровне абстрактного права свобода проявляется, как право владеть собственностью;

2) на уровне морали субъект права должен уже не только обладать собственностью, но и иметь развитое правосознание, уметь оценивать свои и чужие поступки с точки зрения справедливости и законности, иметь представления о мотивационных проблемах правонарушений и преступлений;

3) на уровне нравственной действительности личность должна выразить способность к жизнестроительству и правотворчеству, активно участвовать в деятельности гражданского общества и государства3 .

Учение об абстрактном праве включает проблематику не только собственности, но и договора и неправды; учение о морали - умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственной действительности - семью, гражданское общество и государство.

Абстрактное право является первой ступенью в движение понятия права от абстрактного к конкретному. Понятие права здесь абстрактно или формально. В свете сказанного необходимо отметить первый признак современного правопонимания, то есть - его формализм. «Личность содержит вообще правоспособность и составляет понятие и саму

1 См.: Нерсесянц B.C. Различие и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. - М.,1973. С.42-43.

См.: Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия прва. Краткий словарь. - С. - Пб.,2000.С.332.

3 См.: Там же.

абстрактную основу абстрактного и потому формального права. Отсюда веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц».

Свою реализацию свобода абстрактной личности находит, по Гегелю, в праве частной собственности. Гегель философски обосновывает частную собственность и свою философию права он характеризует как «важное учение о необходимости частной собственности», ибо значение собственности заключается в том, что она является «сущим личности, внешней сферой её свободы»3 . Предметом собственности может стать всё, что угодно, кроме того, что, по сути, не отчуждаемо4 . Собственность по Гегелю, есть вступление во владение. Гегель различает три способа вступления во владение: 1) физический захват, 2) формирование, 3) обозначение, которое является наиболее совершенным из всех и содержит в себе «действие знака»5 .

Взаимоотношения собственников, как считает Гегель, осуществляются через договор, который определяется как процесс, «в котором воплощается и опосредуется противоречие, состоящее в том, что я являюсь и остаюсь для себя сущим, исключающим другую волю собственником в той мере, в какой я в воле, тождественной с другой волей, перестаю быть собственником»6 . Гегель проводит различие между дарственным и меновым договорами, относя их, соответственно, к двум различным видам - формальным и реальным договорами.

Заключительным моментом учения об абстрактном праве является гегелевское суждение о неправде. Гегель различает три вида неправды: 1) непреднамеренное или гражданское неправо, 2) обман и 3) преступление.

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С.98.

2 Тамже.С.1О5.

3 Там же.С. 101.

4 См.: История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И.И. Богута, - М.,1994.С554.

5 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С115.

6 Тамже.С128.

Преступление - это сознательное нарушение права, и наказание, поэтому является, как считает Гегель, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии - поступке свободной личности1 . «Наказание, карающее преступника, не только справедливо в себе - в качестве справедливого оно есть вместе с тем его в себе сущая воля, наличное бытие его свободы, его право, но есть также право, положенное в самом преступнике, то есть в его налично сущей воле, в его поступке»2 .

Снятие преступления через наказание приводит к морали. Мораль - это право субъективной воли. После того, как воля получила наличное бытие в «некотором внешнем» (собственности) она должна получить его также в «некотором внутреннем» (морали). «Точка зрения моральности есть точка зрения воли в той мере, в какой она бесконечна не только в себе, но и для себя». На этой ступени, когда личность или персона абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта.

В морали выделяется, по Гегелю, три стороны как проявляющие единичного, особенного и всеобщего:

1) поступок должен совпадать с субъективном умыслом;

2) субъективное намерение должно иметь своей целью благо;

3) поступок должен соответствовать добру как субъективной ценности5 . Таким образом, лишь в поступке субъективная воля достигает

1 См.:Пионтковский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно - правовая теория. -М.Д963.С.428.

2 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М,1990.С.147.

3 См.: История философии права. - С. - П6.Д998.С.239.

4 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С.154.

5 См.: Керимов Д.А. Гегелевский метод восхождения от абстрактного к конкретному и процесс познания правовых явлений. // Правоведение. - 1997. - №2.С23.

объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.

Абстрактное право и мораль, представляющие, собой субъективный и объективный элементы свободной воли и, тем самым не лишенные односторонних её моментов, приобретают свою конкретность в нравственной действительности, когда понятие свободы объективируется в наличном бытии в виде семьи, гражданского общества и государства.

По Гегелю, нравственность есть идея свободы, то есть «понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания»1 . В нравственности, где субъективный и объективный момент права совпадают «обязанность и право тем самым совпадают, и человек обладает посредством нравственного правами постольку, поскольку у него есть обязанности, и обязанностями, поскольку у него есть права»2 . В нравственной действительности представлены Гегелем три момента:

1) семья как непосредственный или природный, нравственный дух, который раздваивается на 2) гражданское общество и 3) государство.

Семья как нравственный дух «имеет своим определением своё чувствующее себя единство, любовь... Любовь означает вообще сознание моего единства с другим, то, что я не изолирован для-себя, а обретаю моё самосознание только как отказ от своего для себя бытия и посредством знания себя как своего единства с другим и другого со мной»3 . По утверждению Гегеля: «Семья завершается в следующих трёх сторонах:

a) в образе своего непосредственного понятия как брак;

b) во внешнем наличном бытии, в собственности и имуществе семьи и заботе об этом;

c) в воспитании детей и распаде семьи»4 .

В результате расширения семьи, её дифференциации, то есть появления множества семей возникает гражданское общество.

Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,199О.С.2ОО.

2 Там же.С.207.

3 Там же.С.208-209.

4 Тамже.С.209-210.

Гражданское общество, по мнению Гегеля,- это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей1 .

Гегель различает гражданское общество и государство как политическое образование. Эти различия касаются двух принципиальных моментов. Во-первых, гражданское общество есть современное для эпохи Гегеля буржуазное общество. «Гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право»2 . Во-вторых, гражданское общество представляет собой сферу реализации частных целей и интересов отдельной личности: «... принципом гражданского общества является конкретное лицо, которое есть для себя как особенная цель, как целостность потребностей и смешение природной необходимости и произвола, но особенное лицо как существенно соотносящееся с другой такой особенностью, так что каждое из них утверждает свою значимость и удовлетворяется только как опосредованное только формой всеобщности, другим принципом гражданского общества» . В «Прибавлении» к §182 Гегель дополняет: «В гражданском обществе каждый для себя — цель, все остальные для него ничто. Однако без соотношения с другими он не может достигнуть своих целей во всём их объёме: эти другие суть, поэтому средства для цели особенного. Но особенная цель посредством соотношения с другими придаёт себе форму всеобщего и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем стремление других к благу». Здесь нельзя не заметить тот факт, что эгоистические цели отдельной личности необходимым образом сочетаются с целями и интересами других людей- членов гражданского общества.

1 См.: Нерсесянц B.C. Диалектика внутренней и внешней политики в учении Гегеля // Взаимосвязь и взаимовлияние внутренней и внешней политики: ежегодник Советской ассоциации политических наук. -М.,1982.С.73-74.

2 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С.228.

3 Там же.С.227-228.

4 Там же.

В развитии понятия права гражданское общество, по заверению Гегеля, является необходимым этапом, ибо здесь демонстрируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего. Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в рамках которого противоположности разума, в частности моменты особенности и всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развёрнуты в их мощи1 . В этом отношении систему гражданского общества следует «рассматривать как внешнее государство, как государство нужды и рассудка»2 .

Гражданское общество содержит в себе три следующих момента: 1) систему потребностей; 2) защиту собственности посредством правосудия; 3) полицию и корпорации.

В системе потребностей, по Гегелю, выделяется три сословия:

1) субстанциальное, имущество которого состоит в природных продуктах Земли, то есть сюда относятся землевладельцы;

2) промышленное, внутри которого, в свою очередь, выделяют ремесленное сословие, сословие фабрикантов и торговое сословие и;

3) всеобщее, которое охраняет всеобщие интересы и освобождается от непосредственного труда (чиновники).

В вопросе отправления правосудия Гегель рассматривает проблемы права как закона, наличного бытия закона и суда. Гегель обосновывает необходимость оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Автор «Философии права» делает важное с юридической точки зрения обоснование исключительности судебной власти: «Член гражданского общества имеет право искать суда и обязанность предстать перед судом и получить только через суд оспариваемое им право»3 . Посредством отправления правосудия, убеждает Гегель, устраняется нарушение прав собственности и личности.

1 См.: Нерсесянц B.C. Философия права. Учебник для вузов. - М, 1997.С.504-505.

2 Там же.

3 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С258.

Благодаря полиции, по мнению Гегеля, гражданское общество защищает отдельного гражданина, отстаивает его права, а гражданин в свою очередь соблюдает права гражданского общества. Данную функцию полиция осуществляет посредством карающей полицейской справедливости, полицейского надзора и опеки. Высшие интересы гражданского общества, охраняемые законодательством, судом и полицией, ведут, по логике развития понятия права, за пределы этой сферы - в область государства1 .

Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. «Это развитие непосредственной нравственности в государство посредством раздвоения гражданского общества, в государство, которое являет себя как его подлинное основание, есть единственное научное доказательство понятие государства. Так как в ходе развития научного понятия государство является как результат, а между тем оно оказывается подлинным основанием, то первое опосредование и эта видимость также снимает себя и переходит в непосредственность. Поэтому в действительности государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента»2 . В государстве достигается тождество особенного и всеобщего, нравственность получает свою объективность и действительность как органическая целостность.

Государство определяется Гегелем, следующим- образом: «Государство есть действительность нравственной идеи - нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает. В праве она имеет своё непосредственное существование, а в самосознании единичного человека - своё опосредованное существование... свою субстанциональную свободу...Государство как действительность субстанциональной воли.. .есть

' См.: Нерсесянц в.С. Гегелевская диалектика политики // Вопросы философии. - 1970. - №8. - С.50-51.

2 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С278.

Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующую историю философской и юридической мысли. Гегелевская философия, как подчёркивали основоположники марксизма, давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических, оппозиционных воззрений. Чего стоит только известный тезис о тождестве разумного и действительного: «Что разумно, то действительно; и что действительно то разумно»1 . В философии права под действительным имеется в виду не всё существующее, а лишь необходимое и существенное в нём.

В отличие от юриспруденции, изучающей позитивное право, философия права Гегеля в праве призвана к постижению мыслей, лежащих в основании права. Задача философии права, по Гегелю, состоит в постижении мыслей, лежащих в основании права, а подлинная мысль о праве есть его понятие, диалектика которого раскрывается в «Философии права».

Гегель прослеживает осуществление понятия права в действительности или наличном бытии. Так как осуществление, реализация понятия в действительности есть идея, то и предметом гегелевской философии права оказывается идея права. Идея права, по утверждению Гегеля, представляет собой понятие права и его осуществление. Данный тезис является концентрированным выражением настоящей работы.

Понятие права есть царство осуществлённой свободы. В этом смысле гегелевская философия права может именоваться также философией свободы, или точнее - свободной воли. Система же наличных определений права или ступеней развития понятия права предстаёт как «особое право». На вершине иерархии «особых прав» стоит право государства. Право как закон или позитивное право является разновидностью «особых прав».

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С.53.

Нравственную действительность составляют семья, гражданское общество и государство.

Гегель в «Предисловии» к «Философии права», говоря о том, что философия способна лишь понять, но не омолодить некую устаревшую форму жизни, уходящую в прошлое современность, сравнивает свою философию с совой Минервы, начинающей полёт с наступлением сумерек. По прошествии более полутора веков после начала своего полёта эта птица, бившаяся в силках различных интерпретаций и горевшая в огне неугасающей критики, предстаёт уже в виде не совы Минервы, а скорее птицы Феникс. Она пережила много сумерек и рассветов, приобретая всё новый и новый облик. Галерея этих обликов обширна, но не исчерпана, поскольку жизнь гегелевской философии права - в оценках, интерпретациях и иных многообразных связях с современностью - продолжается1 .

См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990 С.42.

в себе и для себя разумное...Государство в себе и для себя есть нравственное целое, осуществление свободы...Государство есть дух, пребывающий в мире и реализующийся в нём сознательно...Государство - это шествие бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Мысля идею государства, надо иметь в виду...идею для себя, этого действительного Бога»1 .

Таким образом, государство представляет собой идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществлённость понятия в формах внешнего, наличного бытия. Гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само, будучи наиболее конкретным правом, предстаёт как правовое государство. Свобода, в ее гегелевской трактовке, означает достигнутость такой ситуации правового государства2 .

Наличие идеи государства Гегель констатирует лишь применительно к развитым европейским государствам современной ему исторической эпохи, в которых реализована христианская идея свободы3 .

Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как политическое государство и т.д. - являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.

Гегелевская идея государства проявляется в трёх аспектах:

1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства; речь тут идёт о государственном строе или внутреннем государственном праве;

2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право;

3) как дух во всемирной истории4 .

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С.278

2 См.: Нерсесянц B.C. Гегелевская философия пра

3 См.: Тихонравов Ю.в. Основы философии права

4 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С.ЗП.

2 См.: Нерсесянц B.C. Гегелевская философия права: история и современность. - М., 1974.С.236.

3 См.: Тихонравов Ю.в. Основы философии права. - М.,1997.С.114.

Политическое государство, по Гегелю, разделяется на три ветви власти: законодательную, правительственную и власть государя. По форме правления такое государство представляет собой конституционную монархию.

Сконструированное Гегелем разумное государство, являющееся в конкретно-историческом плане буржуазной конституционной монархией, в философско-правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности, то есть правовое государство. Сточки зрения всемирно-исторического прогресса такое государство трактуется Гегелем как наиболее полная адекватная объективация свободы в государственно-правовых формах наличного бытия1 .

Недостатки Гегелевского этатизма проявляются в возвышение государства над отдельной личностью и обществом, в отрицании самостоятельной ценности прав и свобод личности и т.д. Вместе с тем Гегель восхваляет государство как идею права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло и функционируют лишь в государственно-правовых формах. В этом смысле гегелевский этатизм противостоит тоталитаризму.

В связи с тем, что идея права завершает своё развитие в государственном праве, Френсис Фукуяма пишет об отрицании дальнейшего прогресса права Гегелем и Марксом, которые, однако, подходят к этому положению с различных сторон. Гегель конец истории, по мнению Ф. Фукуямы, связывает с уже достигнутым буржуазным правом, а Маркс провозглашает отрицание права в связи с преодолением буржуазного права и государства3 .

См.: История политических и правовых учений. Учебник для вузов. / Под общей редакцией B.C. Нерсесянца. - М.,1999.С.429-430.

2 См.: Нерсесянц B.C. Гегелевская диалектика права: этатизм против тоталитаризма // Вопросы философии. - 1975. - №11. - С.145-150.

3 См.: Фукуяма Френсис. Конец истории? // Вопросы философии. - 1990. - №3. - С.145-147.

Список использованной литературы

1.Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права. Краткий словарь. - С.-Пб:

Лань, 2000.

2.Гегель Г.В.Ф., Политические произведения/ Вступительная статья

В.С.Нерсесянц - М.: Политическая литература, 1973.

З.Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: в 2т./ Вступительная статья А.В.Гулыги. Т.2

-М.: Мысль, 1990.

4.Гегель Г.В.Ф. Философия права/ Ред. и сост. Д.А.Керимов и В.С.Нерсесянц. -

М.: Мысль, 1990.

5.Гегель-Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа. - М.:

Политиздат, 1977.

6.Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. -

С.-Пб.: 1994.

7.История политических и правовых учений. / Под ред. О.Э. Лейста. — М.:

Зерцало, 1999.

8. История политических и правовых учений / Учебник для вузов. / Под общ.

ред. B.C. Нерсесянца. -М.: Норма, 1999.

9.История философии в кратком изложении. Пер. с чешского И.И. Богута. - М.:

Мысль, 1994.

Ю.История философии права. - С.-Пб.: Юридический институт, Санкт -

Петербургский университет МВД России, 1998.

И.Керимов Д. А. Гегелевский метод восхождения от абстрактного к

конкретному и процесс познания правовых явлений //Правоведение - 1971.-

№2.

12.К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения. Т.1 - М.: Государственное издательство

политической литературы, 1955.

И.Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII -

начала XIX века. - М.: Высшая школа, 1989.

Н.Ленин В.И. Философские тетради. -М.: Политиздат, 1965.

15.Мамут Л.С. Гегелевская концепция соотношения государства и личности

//Проблемы государства и права на современном этапе. - Выпуск 7 - М. 1973.

16.Нерсесянц B.C. Гегелевская диалектика политики //Вопросы философии. -

1970.-№8.

17.Нерсесянц B.C. Гегелевская диалектика права: этатизм против

тоталитаризма //Вопросы философии. - 1975.- №11.

18.Нерсесянц B.C. Гегелевская философия права: история и современность. -

М.: Политиздат, 1974.

19.Нерсесянц B.C. Диалектика внутренней и внешней политики в учение Гегеля

//Взаимосвязь и взаимовлияние внутренней и внешне политики: Ежегодник

Советской Ассоциации политических наук. - М. 1982.

20. Нерсенянц B.C. Право и закон. - : Юридическая литература. 1983.

21. Нерсенянц B.C. Право и закон: их различие и соотношение // Вопросы философии. - 1988. - №5.

22. Нерсесянц B.C. Различие и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. - М. 1973.

23. Нерсесянц B.C. Философия права: диалектика объективного духа // Философия Гегеля: Проблемы диалектики. — М. 1987.

24. Нерсесянц B.C. Философия права. Учебник для вузов. - М: 1997.

25. Пионтковский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. - М: Юридическая литература. 1963.

26. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. -М: Мысль, 1997.

27. Фукуяма Френсис. Конец истории? // Вопросы философии. - 1990.- №3.