Главная              Рефераты - Разное

 

Отдел образования Ивановского муниципального района - реферат

 Ивановская область

Отдел образования Ивановского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение

Подвязновская средняя общеобразовательная школа – участница проекта Ассоциированные школы ЮНЕСКО

 

От начальной до средней: Подвязновская школа

и её учителя

Авторский коллектив:

Попова Елена Сергеевна, выпускница 2006 г.,

Гульгина Вера Владимировна, выпускница 2006 г,

Чухина Юлия Владимировна выпускница 2006 г.,

Ковалёва Наталья Вадимовна, выпускница 2008 г.

Губайдуллина Екатерина Альбертовна, выпускница 2008 г.

Исаева Виктория Андреевна, 6 класс

Панкова Екатерина Ивановна, 6 класс

Научные руководители:

Артамонов Эдуард Геннадьевич, Шилова Светлана Александрович, Корягина Ирина Юрьевна, учителя истории и обществознания.

2003- 2009 г.г.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………….... 3

2. Цели и задачи……………………………………………………………………4

3. Глава 1. Подвязновская школа

в 1918 – 80–е г.г. XX в…………………………………………………………..5

4. Глава 2. Учителя Подвязновской начальной школы ………………………..8

5. Глава 3. Учителя Подвязновской средней школы ………………………….18

6. Список использованных источников…………………………………………34

7. Приложения…………………………………………………………………….35


Введение

Учитель. Гордое и славное звание.

Труд учителя сродни труду хлебороба и строителя – из зерен добра и справедливости выращивает он нашу душу, из кирпичиков знаний складывает наш разум.

Чему учат нас учителя? Математике, физике, географии, литературе. Они развивают наше внимание, память, воображение. Они помогают нам найти свой путь в жизни. А главное – своими делами и своим словом преподают нам самую трудную на свете науку – быть людьми.

Есть такое слово – подвижник. В нем сочетается два очень важных понятия: «движение» и «подвиг». Они-то и выражают самую суть труда учителя, человека, который ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, незаметный подчас подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в каждого из нас частицу своего сердца.

Давайте откроем эту книгу и попробуем нарисовать портрет Учителя. Вместо красок у нас будут слова, вернее, не слова, а рассказы, стихи и очерки об Учителях, стоявших у истоков народного образования, Учителях, - сподвижниках наших дней Подвязновской школы.

XX век в истории нашей страны был наполнен событиями огромной важности. Многие из них определили ход развития страны на многие десятилетия. Одним из этих событий стала культурная революция, на наш взгляд, это одна из страниц истории нашей страны имеющая положительные последствия. Составной частью этой революции и стало развитие народного образования.

1918 год жители деревни Большое Подвязново встретили практически неграмотными, не будучи исключением среди населения России. Уже в 1930 году с неграмотностью в деревне было покончено. Начавшая работать с октября 1918 года деревенская школы-четырехлетка стала настоящим центром просвещения и культурного досуга для подвязновцев.

Сейчас, когда мы все чаще возвращаемся к корням Российской истории, с чувством гордости вспоминаем первых учителей, которые в годы советской власти смогли преодолеть поголовную безграмотность – обучить не только детей, но и взрослых.

Свою работу мы посвятили истории Подвязновской начальной школы с 1918, уделив особое внимание педагогам, внесшим большой вклад в воспитание и обучение ребят. Результатом именно их труда (как и труда многих других учителей страны) стало воспитание целого поколения людей, которое смогло создать могучую державу, отстоять ее независимость в годы Великой Отечественной войны, восстановить разрушенное, полететь в космос и, наконец, это было поколение, которое гордилось своей страной и верило в ее будущее.

Для некоторых из них воспитание и образование начиналось в уютной деревянной Подвязновской школе 1 ступени. Дети были обогреты не только русской печкой, но и душевным теплом своих учителей.


Цели и задачи.

1. Приобщать учащихся к исследовательской деятельности, совершенствовать умения и навыки самостоятельного приобретения знаний, обеспечивающего условия для более активной познавательной работы.

2. Изучать историю родного края в ходе углубленного исследовательского поиска сведений о своих земляках и их потомках.

3. Продолжить сбор материалов по истории народного образования в Ивановском районе.

4. Собрать материал об учителях, работавших в Подвязновской начальной школе в период с 1918 года и средней с 1987 года.

5. Изучать жизнь людей в ее развитии, во всем многообразии ее проявлений и результатов.

6. Формировать у учащихся чувство патриотизма, любви к родной школе, воспитывать уважение к труду учителя.


Глава 1.

Подвязновская школа в 1918 – 80 –е г.г. XX в.

Сентябрь 1868 года – временнообязанные крестьяне Подвязновского сельского общества на общем собрании приняли решение по просьбе сельского старосты Василия Феогнета Шляева уволить его с этой должности и назначить старостой Ферапонта Сакулина. Подписались 2 человека, 60 человек приложили руку.[1] Приведенный документ свидетельствует об очень низком уровне грамотности во второй половине XIX столетия не только жителей деревни.

В конце XIX столетия 78,9% населения России было неграмотным. К 1914 году, т. е. за 16 лет, прошедших со времени Всероссийской переписи (1897 г.) грамотность населения поднялась лишь на 9 %[2] .

Обязательного обучения в стране не существовало. Формально Министерство просвещения относило к школьному возрасту детей 8 – 11 лет. Но и они из-за бедности, нехватки или отдаленности школ не имели возможности учиться.

Победа социалистической революции открыла народу путь к знаниям и культуре.

Начало осуществления культурной революции в крае проходило одновременно с созданием новой Иваново-Вознесенской губернии, а, следовательно, было связано с особенными трудностями, поскольку одновременно проходило объединение ранее административно разобщенных районов и создание партийных, советских и хозяйственных органов.

По докладу заведующего отделом просвещения губисполкома Н.Е. Любимова III губернский съезд Советов, проходивший в апреле 1918 года, постановил организовать в центре и на местах отделы по народому просвещению и советы по народному образованию.[3] В Шуйском уезде был создан отдел народного образования. Одновременно в Кохомской волости создали отдел просвещения.[4] Этим было положено начало организации новой системы народного образования. Вновь созданные органы просвещения приступают к работе по ликвидации неграмотности населения и организации школьного образования.

По решению Подвязновского сельсовета и общего собрания граждан деревни Большое Подвязново от 23 июля 1918 года начато строительство школы. Школа была построена жителями деревни. Кохомский Совет выделил 600 рублей на покупку кирпича для кладки двух печей. К 6 октября 1918 года школа, состоявшая из двух больших классных комнат и столовой была построена.[5] Кохомский отдел народного образования прислал первую учительницу Подвязновской школы I ступени Анну Флегонтовну Елизарову.[6] В ноябре 1918 года в Подвязновскую школу была прислана классная мебель, учебники, письменные принадлежности. Назначен заведующий школы Бармин.[7]

В 1919-1920 году учеников в Подвязновской школе было 36, в 1921 году – 45, из них 25 мальчиков, 20 девочек. С 1919 года в школе работает другая учительница Сорокина Маргарита Александровна.

В 1919 году Подвязновская школа получила свой порядковый номер – 4. Работает в школе два учителя, один из них числится заведующим. Школа имеет и технического работника, который исполняет обязанности истопника и сторожа. Первым техническим работником был Сергей Мефодьевич Лядов.

В обустройстве Подвязновской школы широкое участие принимало все население деревни. Жители путем самообложения финансировали школу. Сами же заготавливали дрова и на своих подводах привозили к школе. Ученики школы благодаря помощи жителей со 2 января 1919 года стали обедать бесплатно. Огромную роль в создании материальной базы школы играли вновь образованные органы Советской власти. Практически на каждом заседании Подвязновского сельсовета слушается вопрос о работе школы и ее нуждах. Оказывает помощь школе и первая общественная организация деревни – Комитет бедноты. Для школьников в январе 1919 года было организовано участие в городских елочных праздниках.[8]

Нельзя не отметить огромную помощь Подвязновской школе со стороны первого председателя Подвязновского сельского Совета Плаксина С.[9] Одновременно со строительством новой школы приступили к ликвидации неграмотности. Эта работа началась сразу после издания Декрета СНК «О ликвидации безграмотности населения РСФСР» от 26 декабря 1919 года, согласно которому все граждане в возрасте от 8 до 50 лет не умеющие читать или писать должны были обучаться грамоте в государственных школах.

Гражданская война несколько сбила темп борьбы с безграмотностью, но с 1923 года она вновь активизируется. Обучение приняло широчайший размах. Была создана сеть школ ликбеза. Действовали ликпункты, где преподавали не только учителя, но и служащие, партийные, советские, комсомольские работники.

На улицах городов и сел, на фабриках и заводах можно было видеть плакат со строками В. Маяковского

На третьем фронте

Вставая горою,

На фронте учебы,

На фронте книг –

Учитель

Равен

Солдату – герою,

Тот же буденновец

И фронтовик.

Школа ликбеза была создана и в Подвязновской школе. Занятия проходили вечером, оплачивались за счет средств, выделенных Подвязновским сельсоветом. И вообще, на заседаниях Подвязновского сельсовета вопрос о ликвидации неграмотности был в эти годы самым важным. Сведения о количестве неграмотных были подобны сведениям о количестве врага. На каждого неграмотного была заведена специальная карточка. Доклады об обученных грамоте принимали характер боевых сводок. По Подвязновскому сельсовету последние сведения о количестве неграмотных относятся к 1930 году. Их было 7 человек: 6 женщин и 1 мужчина.[10] Ликвидация неграмотности заканчивается 1932 г.[11]

С 30-х годов начинается новый этап развития общего образования. Он характеризуется повышением роли школы как центра профессиональной трудовой подготовки учащихся.Подвязновская школа в 30-е годы становится центром агротехнических знаний не только для учеников, но и их родителей.
Огромная заслуга в этом принадлежит новому заведующему школы Матвееву П.И.[12] Начавшаяся 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война не прервала учебный процесс в Подвязновской школе. Несмотря на трудности военной поры, школа находится под опекой органов Советской власти и вновь образовавшихся колхозов. Подвязновский колхоз «Памяти Ильича» снабжает школу продуктами питания, дровами. Отдел образования комплектует учебниками. В войну в школе появляются две новые учительницы Макарова Елена Семеновна и Кропотова Ираида Григорьевна. Именно с ними связана вся послевоенная история нашей школы.

После войны школа ветшает и требует ремонта. В 1948 г. в ней проводится ремонт полов, перекладываются печи. В этом году в школу принято 75 детей. По-прежнему сельсовет строго следит за реализацией Закона о всеобщем обучении. Практически через раз одной из тем заседаний сельсовета становится доклад заведующей школы Макаровой Е.С. о количестве учащихся, уровне успеваемости, сообщается и о тех, кто не посещает школу. Родители не охваченных всеобучем учеников вызываются в сельсовет, где с ними проводятся разъяснительные беседы[13] .

В 60-е годы школа работает по-прежнему. Наполняемость всех четырех классов достаточно высока. Органы советской власти и местные жители уделяют школе большое внимание. В 60-е годы школа остается не только образовательным центром, но и культурно-просветительным. В школе работает драматический кружок, читаются лекции, кинопередвижка показывает фильмы.

История Подвязновской начальной школы «заканчивается» в конце 1980-х годов. В 1987 г. в поселке открывается новая средняя школа красивая и просторная. История школы не отделима от жизни тех людей, которые в ней работали, отдавали детям все свои силы, творчество, любовь и доброту, которые не только учили, но и воспитывали, помогали – это учителя.

Глава 2.

Учителя Подвязновской начальной школы

В первые годы Советской власти, когда только создавалась новая система народного образования, существовало недоверие по отношению к интеллигенции. Ее тогда называли «служилым чиновничеством капитала, стоящим в стороне от идейного движения рабочих».14 Несмотря на такое отношение, новым органам власти пришлось для решения задач культурной революции привлечь тех, кто получал образование еще в царской России. В этом отношении не является исключением и первый педагогический персонал Подвязновской школы.

О первой учительнице нашей школы Елизаровой Анне Флегонтовне неизвестно ничего. Тем более, что проработала она всего несколько месяцев. Гораздо больше сведений найдено о Сорокиной Маргарите Александровне. Родилась она в семье учителя 22 октября 1900 года. У нее были брат и сестра, которая с 1 сентября 1916 года работала в Богданихской школе. Маргарита Александровна получила образование в Иваново-Вознесенской женской гимназии. С февраля 1919 года зачислена школьным работником в Подвязновскую школу I ступени.15

Военный и послевоенный периоды в истории нашей школы связаны с именами Макаровой Е.С. и Кропотовой И.Г. Со второй половины 1970-х годов работала в нашей школе и сделала свой последний выпуск уже в новой средней школе «Отличник народного просвещения» Несмеянова Т.И.


Макарова Елена Семеновна родилась 19 июня 1903 года. Закончила Ивановский педагогический техникум в 1925 году, по удостоверению – учительница черчения и физики.

Елена Сергеевна за свою трудовую деятельность поработала в разных школах Тейковского района, городов Иваново и Кохмы. С 9 апреля 1942 года она была переведена заведующей Подвязновской начальной школой, где проработала до выхода на пенсию 1 июня 1966 года и еще 3 года после то учителем, то заведующей. В деревне Большое Подвязново школа была небольшая, в классах стояли печки. Столовой не было, завтраки брали с собой из дома, у кого что было. Детей в школе было немного. Жили дружной семьей.

Елена Семеновна была замужем, ее муж Лаврентий был учителем математики. Семья жила при школе в большой комнате, разделенной русской печкой. Самые большие трудности выпали на долю семьи, как и всей страны, с началом Великой Отечественной войны. Дети приходили в школу озябшие, голодные, а ведь их надо учить читать, писать, считать, каждого надо обогреть, поддержать, приласкать. В эти года Елена Семеновна шила одежду, тапки. После уроков она всегда была рядом с детьми.

Когда в начале 1946 года умирает муж, Елена Семеновна остается с тремя сыновьями: Владимиром, Александром и Юрием, а вскоре у нее родился четвертый – Михаил. Вот где пригодился ее спокойный, уравновешенный характер и трудолюбие. Старший сын был в семье за главного.

Прошли годы. Уже выйдя на пенсию, в 1975 году Елена Семеновна получает комнату в поселке Железнодорожный. Это было все, что она заработала за всю свою трудовую жизнь. Но она никогда не жаловалась на трудности.

С 1982 года Елена Семеновна жила у сына Михаила. Нянчилась с внуками, помогала по хозяйству, несмотря на возраст. Семья жила дружно и весело. До последнего времени ученики ходили к ней в гости, не забывали свою учительницу.

Здание Подвязновской начальной

Умерла Елена Семеновна 24 сентября 1988 года. Похоронена в деревне Елюнино.


Выпуск 1947-1948 г.г.


Елена с подругами


Кропотова Ираида Григорьевна родилась 20 сентября 1916 года в пос. Савино Ивановской области. Закончила Ковровское педагогическое училище.

В 1936 году приехала по направлению в деревню Большое Подвязново. Ираида Григорьевна работала учителем начальных классов, директором, совмещая эти должности в одном лице.

Детей в классах было мало, поэтому вместе учились 1 и 3, 2 и 4 классы.

«Ираида Григорьевна была строгой учительницей, редко ставила пятерки», - вспоминают ее ученики.

Красикова И. Г. 24 июня 1938 года вышла замуж за Кропотова Михаила Семеновича. В этом же году у них родился сын Валерий, а в 1940 – Сергей. По направлению мужа, который был младшим лейтенантом, Ираида Григорьевна с детьми уехали на западную границу в районе г. Брест.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, выехать из этого района они не смогли до ноября 1944 года.

Муж без вести пропал 30 июня 1943 года, а Ираида Григорьевна с детьми вернулась в деревню Большое Подвязново. Целый год работать не разрешали, потому что прибыла из района оккупации. После всех проверок запрет сняли. С 7 марта 1946 года Ираида Григорьевна работала в средней школе № 7 г. Кохма, затем были другие школы – начальные № 1, 3 г. Кохма, Железнодорожная, Прислонихская начальные школы. Перед выходом на пенсию Ираида Григорьевна в течение шести лет работала эаведующей Подвязновской начальной школой. При школе создавали кружки. Одним из них – кружком музыки она руководила.

Скупо раздаются награды учителям. У Ираиды Григорьевны только одна запись в графе «Сведения о поощрениях и награждениях» - «За проявленную находчивость и активное участие в ликвидации пожара объявить благодарность». (приказ № 20 от 3 декабря 1959 года по школе № 3 г. Кохма). Умерла Ираида Григорьевна в 1997 году. Похоронена в д. Елюнино.

Ираида Григорьевна с сыновьями С мужем Михаилом

Валерием и Сергеем

Страницы из трудовой книжки Кропотовой И.Г.

Несмеянова Татьяна Ивановна родилась 27 декабря 1932 года в селе Комлево Заволжского района Ивановской области. В июле 1953 года окончила Костромской учительский институт им. Н.А.Некрасова и получила специальность учителя русского языка и литературы.

Работала Татьяна Ивановна за свои 37 лет педагогической деятельности в разных районах страны ЯАССР. Верхоянском районе в Борулахской семилетней школе, Ивановской области, Заволжском районе в Нянькинской начальной школе, в г. Родники – восьмилетней школе № 1; с 1975 года в Подвязновской начальной школе заведующей и учителем начальных классов, с 1987 года переведена учителем начальных классов в Подвязновскую среднюю школу, где и проработала до выхода на пенсию в 1990 году.

Татьяна Ивановна за свой многолетний добросовестный труд награждена в августе 1987 года значком «Отличник народного просвещения», в 1990 году медалью «Ветеран труда».

Приехала Татьяна Ивановна в Подвязново с мужем Семеном Тимофеевичем, который был назначен директором строящейся птицефабрики. Он вспоминает, что жену с детьми – Людмилой и Вадимом,

Удалось привезти не сразу, а только с постройкой в 1975 году первого дома. Семен Тимофеевич рассказывает: «Дочь Людмила закончила школу в Родниках. Затем медицинский институт. Замуж вышла в поселке, свадьбу играли в старом здании школы. Сейчас живет в г. Уральске, работает врачом.

Сын Вадим – инженер-механик, работает в автосервисе».

Многие из первых учеников, которых учила Татьяна Ивановна сегодня работают в ОАО «Ивановский бройлер».

В 1997 году Татьяне Ивановне была сделана операция и в сентябре 2001 года дети увезли ее в г. Уральск, где она 18 января 2002 года скончалась.

Первая учительница навечно останется в сердцах учеников!

1 сентября 1987 года


...Мы Вам очень благодарны!

Для любой семьи поступление ребенка в первый класс – большое событие. Так и я проводила в школу свою дочь Лену и очень волновалась. Ведь успехи и ошибки дочери придется разбирать с новым, чужим человеком. Но волнения были напрасны. Первой учительницей Елены была Татьяна Ивановна Несмеянова. Это удивительная женщина! Спокойствие, уравновешенность характера – эти черты проявились с первых дней общения. Ее речь четкая, грамотная, с каким-то специфическим «округлым» произношением заставляла слушать и думать. Татьяна Ивановна была нашим детям не просто учителем. В ее отношении к ним было материнское чувство. В те времена, когда карамель продавали по талонам, она приносила из дома в класс диковинные для детей шоколадные конфеты и, разделив их на 2-4 части, угощала каждого. И вкус «Фанты» многие дети ощутили, получив ее из рук учительницы.

Татьяна Ивановна умела в каждом найти добрые и красивые черты. В классе учился мальчик А.В. шаловливый, озорной, с плохой успеваемостью. Зимой весь класс отправился на лыжную прогулку. Моя Лена, естественно, упала. И вот этот восьмилетний озорник подал ей руку. Этот факт не остался незамеченным учительницей. Татьяна Ивановна поставила его в пример всем детям.

А вообще, я не помню ни одного случая, чтобы на родительском собрании о ком-либо из учеников Татьяна Ивановна отозвалась плохо. Все случаи выходящие вон из норм поведения, учебы разбирались с каждым родителем без свидетелей.

Когда наши дети перешли от Татьяны Ивановны в старшие классы, отличительной чертой их были сплоченность и спокойное поведение на уроках. Татьяна Ивановна много беседовала с детьми и учила их бережному отношению к родителям, уважительному отношению к старшим, заботе о младших, более слабых. В целом детям и нам, их родителям, просто повезло.

Веденина Ирина Юрьевна


Учитель учителей.

Несмеянова Татьяна Ивановна пришла работать в Подвязновскую среднюю школу из начальной школы, где она была учителем и заведующей.

Когда вспоминаешь об этом учителе, то представляешь женщину невысокого роста, с темно-русыми волосами, умным проницательным взглядом и доброй улыбкой, слышишь ее мягкий, ровный голос. Всегда доброжелательная, внимательная ко всем, готовая придти на помощь и поделиться своим богатейшим педагогическим опытом и мастерством. Именно за это ее любили и уважали все коллеги без исключения. А еще ценили в ней то, что она при своей доброте и мягкости умела быть строгой и принципиальной по отношению к себе и детям.

Может быть, сочетание таких качеств, а также сила характера и воля, помогли ей стать таким учителем, на которого хотелось равняться всем учителям нашей школы.

Давая уроки, Татьяна Ивановна использовала много разных технологий, но особенно ей удавался прием опережающего обучения. Казалось, что ее ученики очень легко, без особого напряжения усваивают программный материал. Об этом свидетельствовали результаты итоговых контрольных работ.

Когда ее ученики переходили в среднее звено, то нам, учителям, работать с ними было легко и приятно. Они отличались высоким уровнем воспитанности, умением уважительно относиться к старшим, особенно учителям. И поэтому Татьяна Ивановна пользовалась заслуженным авторитетом не только у коллег, но и у детей, и их родителей.

Об этом учителе хочется сказать словами Н. А. Некрасова:

Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колено!

Глава 3. Учителя Подвязновской средней школы

Сорокина Надежда Фёдоровна родилась в городе Иваново.

Её отец работал на Ивановском мясокомбинате, а потом на Заводе чесальных машин слесарем 7 разряда. Он автор многих рационализаторских предложений, был удостоен грамот районного, областного и всесоюзного значения. О нём была написана книга «Золотые руки».

Мама, Сорокина Наталья Степановна, в молодости работала на фабрике «Красная Талка», а потом в 60-е годы на Заводе чесальных машин /ЗЧМ/.

В семье было трое детей: Надежда, Владимир, Галина. Надежда Фёдоровна была старшей дочерью. В 1954 году она пошла в 1 класс 42 школы города Иваново, в которой закончила 8 классов.

4 класс Школа № 42 г. Иваново, 1958 год

Среднее образование Сорокина Н.Ф. получила в вечерней школе рабочей молодёжи при ЗЧМ, где работала сначала комплектовщицей, а затем токарем-револьверщиком. Закончив школу, в 1965 году, она поступила в

Ивановский педагогический институт на дневное отделение индустриально-педагогического факультета.

В 1970 году после окончания институт была направлена на работу в деревню Загорье Гаврилопосадского района.

В этом году умерла её мама, и она вернулась в Иваново, где работала сначала в 40-й школе учителем физики и астрономии, а затем в Горинской школе до 1976 года.

Следующее десятилетие было связано со школой рабочей молодёжи при Ивановском меланжевом комбинате.

Выпуск вечерней школы при ЗЧМ. 1964 год.


Школа № 10 , м. Горино, 1974 год

В 1973 году у меня родился старший сын Александр, а в 1978 году – сын Виктор. А в 1982 году Надежда Фёдоровна стала вдовой.

Настоящей второй семьёй для неё стал коллектив новой открывшейся Подвязновской школы, на работу в которую она пришла в 1987 году и где трудится по настоящее время. За этот период она была классным руководителем трёх выпусков – 1990 года, 1995 года, 2002 года, 2008 года.

За всё время её деятельности она зарекомендовала себя как знающий специалист, умный и добрый человек, всегда готовый помочь ученикам и коллегам. Долгое время Надежда Фёдоровна избиралась председателем школьной профсоюзной организации учителей.

Коллектив учителей Подвязновской школы, 1987 год

Представленная работа основана на автобиографии Сорокиной Н.Ф., фотографиях из её архива, воспоминаниях выпускников и учителей Подвязновской школы.

Автобиография

Яркова Галина Алексеевна родилась 26 июня 1949 года в Пучежском районе Ивановской области.

В семье было шестеро детей: четыре старших сына, родившихся до войны, и две дочери. В семье много работали, но и умели весело и с пользой отдыхать. Любимой порой было время сенокоса. Сена заготавливали много, ведь держали много скота: корова и ягнята. С бабушкой дети ходили в лес за грибами и ягодами. Каждую субботу в доме мыли полы, они были некрашеные, а потом мылись в русской жаркой бане. Отец приучил детей к чтению книг, внушил им уважение и любовь к книге. Читали сначала при керосиновой лампе, т.к. в деревне не было проведено электричество. Лишь в 1956 году провели радио, а электричество ещё через 4 года.

В первый класс Галя пошла с большой охотой . Школа находилась за два километра от дома. Зимой в пургу отец встречал её и вёз домой на санках. С 5 по 8 класс учёба продолжилась в школе, которая находилась уже за 8 километров от родной деревни. Пришлось жить на частной квартире, а домой приходить только на воскресенье. 9 и 10 классы Галина заканчивала в школе №1 города Пучежа, где жила в доме своего второго брата. Училась хорошо, старательно, надеясь поступить в институт, ведь уже тогда увлеклась математикой, решением сложных задач. Занималась самостоятельно.

В 1965 году поступила в Ивановский государственный педагогический институт. Все вступительные экзамены сдала на «5». Затем началась студенческая жизнь в общежитии, напряжённая учёба, занятия спортом. За годы учёбы она получила 2 взрослый разряд по лёгкой атлетике, лыжам, волейболу, третий по гимнастике. Входила в сборную института по лёгкой атлетике, занималась в танцевальном кружке.

Учась в институте, встретила свою любовь – Яркова Василия Куприяновича. Свадьба была комсомольская, весёлая и счастливая. По окончании института молодая семья начала свою жизнь и работу в посёлке Озёрновский Ивановского района. Родилось двое детей: дочь Галина и сын Василий.

В 1987 году муж Ярковой Г.А. был назначен директором новой Подвязновской средней школы. Вместе с ним она переезжает в посёлок Подвязновский и до настоящего времени работает в Подвязновской школе учителем математики. За этот период она была классным руководителем четырех выпусков.

В кругу семьи, 1977 год

В 2004 году Галина Алексеевна отметила свой 55-летний юбилей, но она по-прежнему ведёт активный образ жизни: работает, бегает на лыжах зимой, любит летом работать на даче, ходить в лес по ягоды, по грибы. Она уверена, что «вокруг больше хороших людей, чем плохих, и что жизнь прекрасна» И это замечательный пример для подражания для учеников и для всех жителей посёлка.

55-летний юбилей, 2004 год.

На лыжах, 2000 год.


Автобиография Ярковой Г.А.

Моисеева Инесса Михайловна

С большим вдохновением и удовольствием работает в Подвязновской средней школе учитель математики Моисеева Инесса Михайловна, отличник народного образования, ветеран труда.

Люди сами пишут свою историю. Своими делами и поступками написала историю жизни Инесса Михайловна.

В теплый весенний день 26 апреля 1937 года в городе Иваново родилась девочка в роддоме №2, которую родители любовно назвали Инной. С первых дней рождения девочка испытала мучительные боли. В роддоме новорожденную застудили, на тельце появились нарывы, которые пришлось вскрывать. Родные не надеялись, что выживет «кусок мяса». Но отец сказал: «Мировая будет». И не ошибся. Мировая выросла девочка.

Отец – Медведев Михаил Иванович, работал заместителем начальника по политической части НКВД Ивановской области.

Мама – Медведева Александра Михайловна, работала на прядильной фабрике имени О.А.Варенцовой ровничницей.

Семья жила в коммунальной квартире (три семьи на кухне) в пос. Пролетарский текстильщик (ныне ул. Суворова). По словам Инессы Михайловны, все уважали друг друга, помогали вместе растить детей, ходили к соседям в гости.

И вот 1941 год, война. Старшая сестра пошла в 1 класс. Учебников не было, и папа переписал учебник арифметики в толстую тетрадь, чтобы у дочери была возможность учиться. В декабре отец добровольцем ушел на фронт, служил комиссаром санитарного поезда, который привозил раненых в ивановские госпитали. В 1942 году поезд разбомбили на Калининском фронте, Медведев Михаил Иванович пропал без вести.

В 35 лет Александра Михайловна – вдова с тремя детьми. Целыми днями она работала на фабрике, дети были в детском саду на круглых сутках. Инесса Михайловна вспоминает: «Мы только смотрели в окна, как бежит наша мама в пальтишке, перешитом из папиной шинели на работу». Из-за постоянного недосыпания и усталости Александра Михайловна однажды попала рукой в ровничную машину и осталась бы без руки, но ее спасла гимнастерка мужа, которая была на ней.

Школьники учились по квартирам, где было потеплее, т.к. в школе размещался госпиталь. В семье Медведевых дедушка сделал железную печку – «буржуйку» и дети постоянно занимались у них в комнате.

Инесса Михайловна вспоминает: «Жили очень трудно, голодали, воду носили из котельной другого дома, бегали туда как в бомбоубежище во время налетов самолетов. Летом часто ночевали в сарае и на улице, т.к. в доме были полчища клопов, хотя мама вела с ними постоянную борьбу. Для стирки носили «зольную» воду (щелок), стирали вместе с мамой на «мытилке». Все дела делали вместе. Мама всегда была бодрой, активной, вселяла в нас уверенность в скорой победе».

9 мая 1945 года – Победа, со слезами на глазах. Мама пришла с митинга и горько расплакалась – осталась одна с тремя маленькими детьми. В 1945 году, в год Победы, Инна пошла в школу № 21. Ярким и радостным было для неё это событие. Девочка хотела учиться, получала только хорошие и отличные оценки, а также вела большую общественную работу: сначала активная пионерка, потом комсомолка. В старших классах возглавляла общешкольный комсомольский комитет.

Инна – мировая и героическая девочка. В детские годы совершила свой первый подвиг – поймала вора в коммунальной квартире. И взрослые передали его в милицию. Это был удивительно смелый поступок.

После войны жили очень трудно. Дети все учились в школе. Голодные, но всегда аккуратно одетые, по форме. Мама из старых вещей перешивала одежду. Продукты покупали по карточкам и, как самая ответственная, их отоваривала Инна, старшая сестра была робкая девочка. Чтобы прокормиться приходилось продавать на базаре «Барашек» (ныне улица Бубнова – остановка) очистки от картошки, 1 ведро – 1 рубль. На него девочка покупала 1 стакан овса, дома его мололи в мясорубке и пекли на воде оладьи.

В ноябре 1947 года отменили карточки. Мама дала Инне 100 рублей и велела купить хлеба и 0,5 кг песка. Все это она разрешила съесть. Инесса Михайловна вспоминает: «Мы насыпали горку песка, разделили буханку на три части, макали в песок и ели, запивая холодной водой. Вот когда наелись хлеба впервые! Помню всю жизнь»

Но люди не унывали. Каждый праздник собирались «в складчину», гуляли, пели, пританцовывали под свои песни. Дети сидели на кровати, у всех в руках по прянику, радость, праздник в доме! В семье прививалась любовь к русской культуре, уважительному отношению друг к другу, к труду, никогда не говорили грубых слов. Старших уважали, слушались и родных, и соседей. Часто играли во дворе в лапту, в «чижика», в «мяч по кругу». Государство заботилось о людях. Каждое лето дети ездили в пионерский лагерь. Там учили дружить, петь, танцевать. Хорошие были годы.

В 1955 году Инесса оканчивает школу и поступает в Ивановский педагогический институт на вечернее отделение математического факультета, одновременно работает на фабрике имени О.А. Варенцовой. Мама не могла содержать трех студентов. Сестра и брат учились в техникуме. Но в 1958 году вечернее отделение закрыли и опять Инна совершает еще один смелый поступок – уезжает в незнакомый город Орел, где ни родных, ни знакомых. Но мир не без добрых людей. Приютили на квартиру, устроилась в детский сад техничкой, затем назначили воспитателем. Детей Инна очень любила и работала с удовольствием Учеба, после обеда работа, частная квартира, недоедание, недосыпание, но с виду хрупкая, а по характеру сильная девочка, добилась своего – получила диплом учителя математики и направление в Пензенскую область, где очень ждали молодых специалистов. Началась трудная, но порой веселая жизнь в школе. В 1960 году она заканчивает дневное отделение института и направляется в Пензенскую область в село Невежкино. Село громадное, несколько улиц, школа десятилетка. Молодых учителей восемь человек. Устроили всех по частным квартирам в домах колхозников. Пошли по избам собирать учеников. В каждой избе по 8 – 10 детей, электричества нет, избы крыты соломой, кругом нищета и разруха. Родители не отпускали старших в школу, заставляли сидеть с маленькими, а сами целые сутки в поле, выращивали сахарную свеклу и хлеб. Но все-таки собирали классы по 30 человек и учили предмету, доброму, разумному. Ученики Инессы Михайловны до сих пор пишут письма, присылают открытки на праздники. Жили весело, ведь учитель на селе и швец, и жнец, и на дуде игрец. Выступали с концертами, театральными постановками, русскими танцами в клубе-сарае с керосиновыми лампами.

Жизнь кипела. В 1961 году Инесса выходит замуж и в конце 1962 года уезжает рожать дочь в г. Иваново вместе с мужем, все в ту же коммунальную квартиру.

С февраля 1963 года поступила работать в школу № 41, где работала почти 24 года учителем и 16 лет завучем. Школа новая, район – новостройка завода чесальных машин. Вместе с директором Зубковой М.П. сплачивали коллектив, растили школьную семью. Работали в две смены, в классах было по 40 – 42 ученика. Учили всех и каждого. Проводили много внеклассной работы и с учащимися, и с учителями. Сделала несколько выпусков. Особенно дорог первый выпуск 1966 года. И дети, и родители были очень дружны. В школе был особенно дружный коллектив математиков. Молодые, сильные, требовательные к себе и другим. Инесса Михайловна и её коллеги все свои знания, тепло души, доброту, внимание отдавали детям – своим ученикам. Выпускники школы до сих пор ценят и помнят Инессу Михайловну за её ум, знания и щедрость души.

За многие работы в школе сложился сплоченный, дружный коллектив. К 60- летию Инессы Михайловны коллеги написали такую характеристику: «Тип матери родной, что успокоит, приласкает, обогреет, а под руку попадешь - распушит и по ветру пустит. Отношение к работе ответственное, всесторонне развита: ведет пение, рисование, историю, географию, ботанику, русский с литературой и даже математику. Тип постоянный, исключительно упорная. Свой крест несет и на других не перекладывает»

Родной коллектив школы № 41 г. Иваново

Инесса Михайловна вспоминает: « Вот так и работала, почти 50 лет отдала детям. Спасибо маме, что помогала моим личным детям учиться и расти. Со своими детьми я никогда хлопот не имела. Выросли достойными людьми. За 50 лет педагогической работы я делаю вывод: чтобы быть счастливым человеком надо много трудиться и крепко любить дело, которому служишь».

Инесса Михайловна в настоящее время находится на заслуженном отдыхе, но продолжает трудиться в нашей школе. Передает свои знания и опыт не только учащимся, но и молодым учителям.

Инесса Михайловна прекрасная мать и бабушка. Она вырастила и воспитала замечательных детей и активно участвует в воспитании внуков.

Медведева А.М., жена комиссара части (слева) на политучебе.

Автобиография Моисеевой И.М.

Михалева Нелли Владимировна

Интеллигентная, симпатичная, обаятельная, добрейшей души человек – учитель немецкого языка Михалева Н.В. Её выпускники разлетелись по всем уголкам необъятной России. Но помнят и любят своего учителя. Профессия Нелли Владимировны потомственная, она продолжила путь своих родителей – матери Софьи Федоровны – учителя математики, отца Владимира Александровича – учителя физики. Она вся в этой профессии.

Родилась Нелли Владимировна 28 июля 1937 года, детство прошло в Ярославле. Это было трудное военное и послевоенное время. В семье росло трое детей. Тяжело вспоминать длинные очереди за хлебом. В темные, страшные ночи Нелли Владимировна, которой было всего 4 года, приходилось оставаться с младшими, когда отец и мать уходили учить детей в ночное время. Нелли Владимировна вспоминает: «Мы с сестрой приглашали девочку Галю, которая жила по соседству. Однажды папа и мама получили паек: шоколад, яичный порошок, консервы. Мы с сестрой решили всех наших подружек угостить и не заметили, как отдали все продукты. Конечно, папа наказал нас с сестрой, но, как всегда, заступилась мама». В годы войны маленьких детей заставляли рвать траву и приносить ее домой. Траву сушили и отправляли на фронт лошадям. До сих пор Нелли Владимировна помнит, как болели руки. В детстве было очень мало сладкого, всегда хотелось покушать конфет. В школе часто кружилась голова от голода. Писали на уроках на газетах между строчек, т.к. не было тетрадей.

Но хватило мужества все перенести и сохранить в себе неиссякаемый источник энергии и доброты.

Её доброта не раз помогала людям. После окончания института – интернат под Москвой. Трудная работа с детьми, лишенными родительского тепла. И Нелли Владимировна прилагала неимоверные усилия, чтоб отогреть детские души лаской, теплом своих рук и заботой.

С огромной благодарностью вспоминают её и воспитанники училища № 5, которым она отдала 6 лет своей педагогической деятельности. Нелли Владимировна оптимист и большая общественница. Интеллектуально развитый человек. Свои знания, свой обширный кругозор она старалась и старается передать своим ученикам. Навсегда остались в памяти выпускников дни, проведенные с Нелли Владимировной в школьных походах с ночными кострами, экскурсиях. Сколько хлопот и бессонных ночей, когда готовила очередное школьное мероприятие (юбилей, праздник), и в то же время сколько радости и счастья доставили ей эти незабываемые дни.

Несмотря на все жизненные проблемы, Нелли Владимировна остается жизнерадостным и внимательным к людям человеком. Уйдя на заслуженный отдых, она продолжает работать: уже два года преподает иностранный язык в Подвязновской СОШ. И мы душевно рады, что судьба свела учеников нашей школы с таким прекрасным человеком, который сеет разумное, доброе и вечное.

И еще Нелли Владимировна удивительная мать, воспитавшая прекрасного сына, мужественного и доброго как она, подполковника милиции – Михалева Константина.

Михалёва Н.В. с сыном и внучкой



Автобиография Михалёвой Н.В.

Заключение

Мы полагаем, что материалы, собранные нами, положили начало исследовательской работе по изучению истории нашей школы и ее учителях. Еще очень много незаполненных страниц (30-е, 70-е, 80-е годы), их нужно только дописать. В дальнейшем мы хотим это сделать. Да и Подвязновской средней школе скоро 25 лет, она тоже становится частью истории...

Данная работа помогла нам еще раз понять как важен, необходим и как не прост труд учителя. От него зависит очень много в прошлом, настоящем и будущем.

Мы очень признательны и благодарны за помощь в сборе материалов выпускникам начальной и средней школы, родителям: Л.М. Ширяевой (Чухиной), И.Ю. Ведениной, Е.Б. Соколовой и родственникам учителей.

Список использованной литературы

1. Ивановский областной архив.

· Фонд 65 Мировые посредники Опись 1

· Дело № 111 Об увольнении с должности

· Фонд 1962 Шуйский отдел народного образования Иваново-Вознесенской губернии. Опись 1 Дело № 80 Переписка с Б.Подвязновской школой

· Фонд 928 Кохомский Волостной Совет рабочих, крестьянских, красноармейских депутатов Опись 1 Дело № 48 Журнал регистрации бумаг

· Фонд 282 Исполнительный комитет Подвязновского сельского совета Дело № 9 Дело по ликвидации неграмотности Дело № 13 Планы и отчеты о работе сельсовета Дело № 20 Об организации образования Дело № 119 Протоколы общих собраний по вопросу самообложения

2. Ивановский районный архив.

· Фонд 169 Протоколы заседаний Подвязновского сельсовета Дело 45 Книга протоколов Опись 1

· Фонд 238 Исполком Кохомского сельсовета 55-60 г. Дело № 31 Хозяйственные книги

3. Культурное строительство в Ивановской области: 1917 – 1987 гг. (Сборник документов) – Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1987, с. 384

4. Воспоминания учителей, учащихся, родителей и коллег.

5. Воспоминания

Ярковой Г.А. (Ивановская обл., Ивановский р-он, село Подвязновский, д.13 кв.49), 58 лет, записаны 10.09.2007

Сорокиной Н.Ф. (г. Иваново, ул. 2-я Лагерная, д.50 кв.6), 61 год, записаны 15.05.2007

Моисеевой И.М. (г. Иваново, ул.3-я Сосневская, д.122 кв.35), 72 года, записаны 05.09.09.

Михалёвой Н.В. (Г. Иваново, 10 Санаторная, д.3-а, кв.8), 72 года, записаны 05.09.09.


Приложения

(выписки из архивных документов)



[1] Ивановский областной архив.Фонд 65 Мировые посредники. Опись 1 Дело № 111 Об увольнении с должности.

[2] Культурное строительство в Ивановской области 1917-1987 (Сборник документов) – Я;1987.с.7

[3] Там же, с. 24

[4] Ивановский областной архив. Фонд 1962 Шуйский отдел народного образования Иваново-Вознесенской губернии. Опись 1. Дело №80 Переписка с Б. Подвязновской школой о педагогическом персонале.

[5] Там же

[6] там же

[7] Ивановский областной архив. Фонд 928 Козомский волостной Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 1. Дело 48. Журнал регистрации исходящих бумаг Кохомского отдела народнго обрзования.

[8] Там же, с. 5

[9] Ивановский областной архив. Фонд 1962 Шуйский уездный отдел народного образования. Опись 1. Дело №80. Переписка с Б.Подвязновской школой.

[10] Ивановский областной архив. Фонд 282 Исполнительный комитет Подвязновского сельского совета. Опись №1. Дело №9. Дело о ликвидации неграмотности.

[11] Культурное строительство в Ивановской области 1917-1987 (Сборник документов), с.85

[12] Ивановский областной архив. Фонд 282. Исполнительный комитет Подвязновского сельского совета. Опись № 1. Дело № 13. Планы и отчеты по работе сельсовета.

[13] Ивановский районный архив. Фонд 169. Протоколы заседаний Подвязновского сельсовета. Опись 1. Дело 45. Книга протоколов.

14 Культурное строительство Ивановской области. 1917-1987 г.г. с.24

15 Ивановский областной архив. Фонд 1962 Шуйский уездный отдел народного образования. Опись 1. Дело №80 Переписка с Б.Подвязновской школой.