Главная              Рефераты - Разное

Тема: «История моего хутора» - реферат

Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»

Тема:

«История моего хутора»

Работу выполнила:

Бевз Екатерина Александровна,

ученица 3 класса МОУ ООШ №44

Руководитель:

Популя Елена Васильевна

учитель начальных классов

МОУ ООШ № 44

х.Семисводный

2007 – 2008 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….. 3

1. Глава 1. Из истории возникновения хуторов Протокского

сельского поселения …………………………………………… 4

2. Глава 2. Хутор Семисводный. Вехи становления и развития…6

3. Глава 3. Хутор Семисводный в годы Великой Отечественной

войны (из воспоминаний старожила, жительницы

х.Семисводного Дмитриевой А.Я.)……………………………8

4. Заключение………………………………………………………13

5. Список использованной литературы…………………………..14

6. Приложения……………………………………………………..15

Введение

Я живу в хуторе Семисводном. Даже его название мне уже кажется необычным. Я думаю, что здесь происходило немало разных событий, жило много интересных людей. На этом месте в давние времена были одни плавни, а теперь расположился красивый хутор, в котором живу я, живут мои родители и друзья.

Когда же был основан хутор, кто первым его населял? Об этом мне захотелось узнать и рассказать другим. Каждый человек, по – моему, должен знать, откуда он родом. Ведь чем больше мы знаем о своей родине, тем крепче мы ее любим и гордимся ею.

Мы с папой в сельской библиотеке взяли книги об истории кубанских казаков, старожил хутора, Дмитриева Анастасия Яковлевна, рассказала о событиях 1941-1945 годов.

И я хочу рассказать в этой работе о своих исследовательских изысканиях.

Глава 1. Из истории возникновения хуторов Протокского

сельского поселения

После окончания русско-турецкой войны 1787 – 1791 годов бывших вольным запорожцам, отличившимся в боях за Измаил, Очаков, Березань, сам Александр Васильевич Суворов вручил белое знамя, булаву и предписание отправиться на далекую Кубань, встать по ее правому берегу, обзавестись семьями и хозяйством. Предстояло поселиться здесь «навечно», как писала Екатерина II в «жалованной Грамоте» на плотной бумаге с водяными знаками.

При этом разрешалось поселенцам свободная торговля и продажа вина.

Потомки первых переселенцев донесли до нас рассказы дедов и прадедов о тех далеких временах, когда бежали они от барской неволи с Украины и средней России. Наслушавшись рассказов о сказочно плодородных и свободных землях, где палка цветет – воткни ее в землю, двинулись в рискованный путь сотни крестьянских семей. Без устали работал паром на реке Протока в 1808 – 1812 годах и в 1816 – 1821 годах, перевозя крестьянские повозки. Первые хутора… Они росли как грибы после дождя, хорошо родила земля, обильно политая крестьянским потом.

В конце XVIII века на левом берегу Протоки, там, где нынче расположен хутор Бараниковский, был выставлен казачий пикет от станицы Полтавской. По указанию Екатерины II главным на этом сторожевом пункте был назначен казак Бараник, в цели которого входило предупреждение полтавских постов, расположенных на правом берегу Протоки, от вражеских разъездов горцев, иногда заходивших в эти края. Постепенное усмирение черкесов, естественно, сокращало чисто воинское, служебное значение этика, и он все больше приобретал характер обычного небольшого поселка, в котором казаки занимались рыболовством, охотой и сельским хозяйством. Таким был первый период хутора.

Поселение разрасталось, и к двадцатым годам XIX века люди постепенно заселяли эти земли. Здесь стали возникать саманные и турлучные хаты, хозяйственные постройки. Люди обзаводились птицей, овцами, рогатым скотом. Место было привольное, и земля плодородная, так и назвали хутор Бараниковский в честь казака Бараника, в то время так его и называли хутор Бараника.

В 1918 году в хуторах округа: х.Бараниковском, х.Губернаторском, х.Семисводном, х..Нещадимовском – была установлена Советская власть.

С 1921 года начали организовываться первые артели в х.Губернаторском.

В 1927 году начали возникать ТОЗы в х.Губернаторском и х.Семисводном.

В 1930 году на Кубани началась коллективизация, начали создаваться колхозы, коллективные хозяйства. С 1931 – 1932 годы в результате преобразования в Протокском сельском поселении были образованы и работали пять колхозов: им.Карла Маркса – х.Семисводный; им.Войкова – х.Губернаторский; им.Сталина – х.Бараниковский; им.18 Партсъезда и им.Молотова – х.Нещадимовский.

Полная коллективизация закончилась в 1932 году. В 1937 году был создан Протокский сельский совет, председателем которого был Высланко Михаил Трофимович.

Глава 2. Хутор Семисводный. Вехи становления и развития

Хутор Семисводный обосновался примерно в 1885 году. Первыми из жителей этой местности были переселенцы из юга Украины, Херсонской области. Скорик Иван и Галка Демьян, приплывшие на «дубах».

Местность в основном была занята плавнями с грядами и возвышенностями, между ними и поселились люди. Плавни в то время имели много диких коз, свиней, зайцев, лисиц и других диких животных. Люди обрабатывали землю такими орудиями труда, как соха и деревянная борона, а тягловой силой были лошади.

Ездили на повозках на деревянном ходу с деревянными долбленными лушними. Спутницей всех поездок всегда была мазница, наполненная дегтем, и висевшая под повозкой.

До коллективизации люди жили отдельными хуторами по несколько дворов, а в период коллективизации начали поселяться вдоль ерика (по которому сейчас проходит канал) и новый хутор на топографических картах стал носить название «Семисводный».

Населенный пункт возник после реформы 1861года. Земля здесь принадлежала крестьянам – казакам и богатым – Мазепе и Немыри. В период коллективизации 1930 году первыми вступили в колхоз примерно 12 дворов:

1. Кравец Иван Афанасьевич

2. Береза Федор Иванович

3. Веткалов Федор Порфентьевич

4. Ященко Даниил

5. Резник Сергей Андреевич

7. Гармаш Иван Максимович

8. Скорик Иван Наумович

9. Дмитриев Федор Андреевич и другие.

Первым председателем колхоза был Палей Аксентий.

В то время колхоз имел земли примерно 250 га. Урожай составил 150 тонн. Из скота было 4 коровы и несколько пар лошадей. Тракторов еще не было.

В период гражданской войны в хуторе было много сторонников Советской власти. Они тайно собирались в доме Щербака Петра Михеевича, где обсуждали планы борьбы с белогвардейцами. В доме Демченко Ивана Яковлевича прятали большевистскую литературу. Из жителей данного хутора и других населенных пунктов был организован отряд под командованием Жлобы, который вел борьбу с белыми. Хутор в гражданскую войну оказывал помощь Красной армии хлебом, мясом, одеждой, снаряжением, лошадьми и другими необходимыми вещами.

Глава 3. Хутор Семисводный в годы Великой Отечественной войны

(из воспоминаний старожила, жительницы х.Семисводного Дмитриевой А.Я.)

Моя соседка, живущая в х.Семисводном, Дмитриева Анастасия Яковлевна, 1924 года рождения, рассказала о том, как хутор встретил сообщение о Великой Отечественной войне и какие события происходили в этот период.

22 июня 1941 года в правление колхоза имени Карла Маркса пришло известие из станицы Славянской о начале войны. Радио и громкоговорителей не было, известие в хутор (правление находилось в районе нынешнего мехтока АО «Кубань) доставил дежурный. Уже 23 июня всем хутором провожали офицера Дмитриева Ивана Федоровича, 1913 года рождения, на фронт. Погиб он в 1941 году. А затем на фронт ушли все мужчины призывного возраста. В колхозе остались женщины, старики да подростки, на плечи которых и легла все тяготы нелегкого крестьянского труда. Тягловой силой в колхозе были лошади. Весной 1942 года эвакуировали скот с горы. Вместе с коровами сопровождали их скотники и доярки. Возглавлял колонну председатель колхоза Иванчук Илья Петрович. По дороге попали под бомбежку, скот погиб, доярки вернулись домой, а Илья Петрович Иванчук пошел служить в Обоз.

С Крыма в колхоз пригнали две отары овец. Расположили их в колхозе. Затем отдали на нужды армии.

Немцы вошли в хутор в августе 1942 года. А затем в хутор вошли румынские войска. Жителей выгнали из домов. Приходилось жить в окопах, подвалах. Немцы выгнали жителей на рытье окопов, от моста и до нынешнего мехтока рыли окопы, линии укреплений по саду.

На месте нынешнего парка перед войной был клуб и стоял памятник В.И.Ленину. Немцы отбили у памятника руки, на голову надели немецкую каску и расстреляли памятник. И пошли дальше на станицу Анастасиевскую, где у них был штаб, а здесь оставили румынского офицера с телефонной связью из Анастасиевской.

Румынские солдаты отбирали у жителей скот, живность, продукты, в хуторе не осталось ни единой курицы все отобрали подчистую.

Но самые трагические события в хуторе произошли в марте 1943 года. Мальчиков Леню Объедко, Ваню Новикова, Мишу Полонского и Алексея Фидченко погнали на работу разбирать конюшню. Когда шли с работы с лопатами мальчики увидели телефонный кабель, соединявший х.Семисводный со штабом в ст.Анастасиевской. Ребята вырубили куски кабеля и выбросили их. Немцы переполошились, решив, что это сделали партизаны. Немцы схватили всех четырех мальчишек, связав руки колючей проволокой. Босиком погнали их на допрос в ст.Анастасиевскую. Их там избили, пытали, где партизаны. Леня Объедко все взял на себя, хотел спасти товарищей. Его опять погнали назад в Семисводный, а мальчиков бросили в хате в ст.Анастасиевской и Алексею Фидченко удалось бежать.

Леню Объедко пригнали в хутор, избитого, окровавленного и на глазах родителей убили. И тут же велели закопать. Леню похоронили на берегу канала. А мальчиков В.Новикова и М.Полонского расстреляли в ст.Анастасиевской. Могила их неизвестна. Все это произошло за неделю до освобождения хутора.

В марте 1943 года немцы начали стремительно стягивать свою технику в сторону ст.Анастасиевской.

22 марта в 4 часа утра в хутор вошли советские солдаты. Перед этим ночью никто из жителей не спал, все прислушивались к артиллерийской канонаде. И ждали русскую речь. Вышли на улицу, обнимали солдат и плакали.

В доме Дмитриевой Ефросиньи был госпиталь, где лечили раненых солдат.

Во дворе Малецких тоже был госпиталь, где лежали солдаты, воевавшие на реке Курке. Они рассказывали о том, как неделями сидели в болотистых условиях в окопах. Обмундирование за неделю сгнивало, а солдат раненных привозили в госпиталь. Очень много умерло от ран. Их начали хоронить в ерике у Наумовых, а затем перезахоронили в братскую могилу, которая находится на территории х.Семисводного у моей школы.

В 1945 году 9 мая хутор узнал о Победе, возле правления собрался весь хутор: от мала до велика. Обнимались, пели песни, плясали и плакали о тех, кто уже никогда не вернется в родной хутор. Более сотни хуторян остались навсегда на полях сражений.

…В каждом уголке нашего края есть места, которые дороги людям и считаются священными. В нашем хуторе Семисводном одним из них можно назвать могилу Лени Объедко.

В тихом старом саду, под жерделей, почти у самой обочины канала, усеянной золотистыми одуванчиками, над земляным холмиком появился мраморный памятник формы пионерского флажка, возвышающегося на постаменте. Удивленно смотрит с фотографии совсем детское лицо с пытливым выражением глаз, словно прислушиваясь к легкому шороху листьев в саду, к щебету птиц, к доносящимся веселым детским голосам, да к отдаленному гулу машин. Ниже золотистыми буквами высечено:

«Пионер – герой Леня Объедко зверски замучен

фашистами 14 марта 1943 года.

Светлой памяти будем достойны!»

Мраморная плитка – дорожка плотно облегает мраморную гробницу с памятником, а вокруг, вплотную к решетке, огораживающей могилку, качают головками цветы. Они алые, как кровь пионера – героя, пролитая на этом месте. А рядом – возвышенное глинистое место напоминает о том, что когда-то здесь стоял дом, в котором родился и рос Леня. Да большой куст сирени, что продолжает разрастаться того самого рокового дня, в который замучили Леню в родном доме на глазах у родителей и соседей. Здесь же недалеко стояла копна соломы, в которой целый день прятались три хуторских друга – Леня Объедко, Ваня Новиков, Миша Полонский, прислушиваясь к приближавшимся звукам канонады и дожидаясь ночи, чтобы бежать к своим, помогать им на линии фронта. Ведь они уже помогли: ползком пробираясь камышами вдоль каналов, рубили кабель, нарушая немецкую связь. Но не дождались юные патриоты темноты. Немцы напали на их след (кто-то предал …), арестовали вечером, еще до захода солнца, заломили назад руки, сковав железными наручниками, связали их друг с другом за локти, поставили под мартовскую струю из водосточной трубы, били… Но молчали друзья, не признавались. Так, связанных, гнали их плетями палачи до станицы Анастасиевской. Там пытали в штабе. Признался Леня, сказал, что сам рубил кабели, что остальные не виноваты. Хотел товарищам жизнь спасти, но не поверили фашисты мальчику – думали, что это партизаны дали им задание нарушить связь. А связь эта нужна была врагу каждую секунду: ведь наша армия тогда уже быстро наступала. Погнали Леню обратно в хутор: «Кто направил?» - допытывались. Так и замучили его…

Мы узнали, как погиб Леня. Он пытался бежать. Выстрел в спину, и он упал. Окровавленного, его еще допрашивал гестаповец.

Немцы грозились весь хутор перестрелять. Мишу и Ваню убили в станице Анастасиевской.

14 марта погибли ребята. Через неделю наш хутор был освобожден. Остался живым четвертый их товарищ, что был с ними: Фидченко Алексей Григорьевич; ему удалось убежать.

Молодежь и школьники собрали средства на памятник Лени Объедко. Он был открыт 7 мая 1982 года. На митинге были сестра, братья Лени. Один из них Алексей Кузьмич Объедко, родился уже после войны и получил в наследство имя своего погибшего брата.

Наш земляк, Завгородний Алексей Иванович, о подвиге Лени Объедко сочинил стихотворение.

Про мальчика, про Леню, будет этот рассказ.

В Семисводном он рос, быстрый, легкий, как птица,

Как и все он мечтал, и твердил каждый раз:

-Я хочу быть пилотом, летать научиться!

Он хотел, чтобы ветер дул упруго в лицо,

Он хотел, чтобы шапку срывал он со свистом.

Он хотел быть похожим на наших отцов,

Смело шедших вперед на клинок, на винтовочный выстрел.

Он хотел, чтоб в полях колосились хлеба,

Чтоб комбайны гудели в пшеничном просторе.

Вдруг … Война! Всех сплотила она,-

Что ни дом, то огромное горькое горе.

Вербы косы склонили над рекою вдали.

Немцы Леню схватили, на допрос повели.

Злобной пыткой пытали (для других, мол, пример)

Ничего не узнали – не сказал пионер!

Били плеткой и палкой – вот гляди – пистолет.

И обидно, и жалко – ведь четырнадцать лет.

Эй, дружки мои, братцы, где же вы в этот час?

Неужель нам не драться за Советскую власть?..

Пустой сарай, дырявая крыша,

Дождь идет, ни прилечь, ни присесть.

Где же Новиков Ваня, где Миша Полонский,

Где же Фидченко Алексей?..

Щекою к стене прильнув поплотнее

Слушает Леня, вдруг… звякнула дверь.

Шнель, партизан, ком герр, живее!

Удрать ты хотел, ты у нас теперь…

И снова допрос, изуверов побои…

Кабель, зачем тебе было рубить?

- Эй, партизанен, кто еще был с тобою,

Скажи поскорее, тогда будешь жить.

- Не знаю и все, ничего я не знаю –

Промолвил Леня в ответ палачу.

Выстрел!.. И словно алое знамя кровь по плечу.

Больно мальчишке! Но стиснув зубы:

Только б молчать, только б трусом не стать!

Слышишь, Леня?! Далекие трубы зовут

За Советскую власть воевать!

Заключение

Чем больше я узнаю о своем хуторе, тем ближе и роднее становится он для меня. Я твердо решила и дальше изучать более подробно историю моего хутора, собирать фотографии, предметы быта, вспоминания жителей об основателях хутора.

Шумят, шумят желтеющие нивы,

Красою сердце веселя.

Родимый край мой,

Край судьбы счастливой,

Земля отцов – моя земля.

И.Варавва

Список использованной литературы

1. Алексеев С.В., Каламанов В.А., Черненко А.Г. Идеологические ориентиры России (Основы новой общерусской идеологии): в 2-х тт. Т.1 – М., 1998.

2. История Кубани ХХ век: Очерки./ А.М.Авраменко, А.В.Баранов, Ю.А.Болдырев, и др. Краснодар, 1998.

3. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца ХХ века. Москва, 1988.

4. История Краснодарского края и республики Адыгеи. Под редакцией В.П.Кваша. Краснодар, 1997.

5. Лактионов А.В. Наша родословная. г.Зерноград, 1991.

6. Фелицин Е.Д., Щербина Ф.А. Кубанское казачье войско. Краснодар, 1996.

7. Щербина. История Кубанского казачьего войска, 1992.

Приложение 1.

(Архивная справка из «Государственного архива Краснодарского края»

от 31.08.2007 года № 74)

Приложение 2.

(воспоминания старожила хутора Семисводного

Дмитриевой Анастасии Яковлевны )

Приложение 3.

(фотографии из семейных архивов жителей хутора Семисводного)