Главная              Рефераты - Разное

ивный доклад - реферат

Рузина Л.В.

Реферативный доклад.

Методы и приемы развития ключевых компетенций на уроках и во внеурочной деятельности

Приобретение и развитие компетенций зависит от активности обучающихся.

Исходя из данного положения, одним из важнейших путей решения задачи по овладению обучающимися ключевыми компетенциями видится в дальнейшем поиске и внедрении в учебный процесс методов активного обучения.

Под активными методами обучения нами понимаются такие способы организации учебного процесса, которые обеспечивают включение обучающихся в активное взаимодействие и общение в процессе их познавательной деятельности.

Технологии, наиболее продуктивные в рамках компетентностного подхода: информационные технологии, проектные технологии, модульные, игровые, интегральная технология, технология развития критического мышления, технология мастерских, технология развития творческого мышления (ТРИЗ), технологии проблемного обучения, педагогика сотрудничества, личностно-деятельностное образование, коллективные способы обучения, технология составления «портфолио» достижений ученика.

В этом контексте все большую важность приобретает владение компьютерной грамотностью, навыками различных видов деятельности, более, чем одним языком, а также развитие устной и письменной речи.

Формы развития компетенций на уроках и во внеурочной деятельности различны. Вот лишь некоторые из них.

- На первом месте по важности - применение информационных технологий – интегрированные уроки с применением информационных технологий.

- Различные формы работы учащихся с аудио, видео-, компьютерной информацией на уроке.

- Коллективные способы обучения:

дискуссия-диспут, мини-конференция, экспресс-дебаты

Различные организационные приемы:

- «вопрос-ответ»

- «обсуждение вполголоса»

- «лабиринт» .

- Методы обучения в сотрудничестве:

- мини-проекты

Методы ТРИЗ : метод «морфологического ящика», «фокальных объектов» и др.

Представленный нами обзор активных методов обучения не ограничивается этим списком. Заинтересованный педагог может найти и другие методы, позволяющие включить обучающийся в активный познавательный процесс и обеспечить эффективное взаимодействие в условиях совместной деятельности.

Важным в этих методах представляется то, что они раскрывают возможность органического сочетания усвоения знаний, умений и навыков с развитием ключевых компетенций.

Таблица 1. Технологии и формы развития ключевых компетенций.

Ключевые компетенции

Технологии развития

Некоторые формы и приемы развития

Компетенции устной и письменной коммуникации (компетенции в общении): устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, этикета; кросскультурное общение; иноязычное общение, коммуникативные задачи.

Информационные технологии

Проектные технологии

Модульные технологии

Игровые технологии

Технологии проблемного обучения

Педагогика сотрудничества

Личностно-деятельностное образование

Коллективные способы обучения

Исследовательские технологии

Технология составления «портфолио» достижений ученика

Интегральная технология

Технология развития критического мышления

Технология мастерских

Технология развития творческого мышления (ТРИЗ)

- Интегрированные уроки с применением информационных технологий

- Работа учащихся с аудио, видео-, компьютерной информацией

- Обогащение лексического словаря учащегося, работа с терминами

- Коллективные способы обучения:

Дискуссия-диспут

Мини-конференция

Экспресс-дебаты

Приемы:

«вопрос-ответ»

«обсуждение вполголоса»

«лабиринт»

- Конкурсы:

ораторского искусства

на лучшего диктора

на лучшего переводчика

- Методы обучения в сотрудничестве:

- Мини-проекты

- Мини-презентации

- Метод «морфологического ящика»

- Метод «фокальных объектов»

Компетенции информационных технологий: сбор, поиск, прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, Интернет-технологией.

Компетенции самосовершенст-вования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

Компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности.