Рузина Л.В.
Реферативный доклад.
Методы и приемы развития ключевых компетенций на уроках и во внеурочной деятельности
Приобретение и развитие компетенций зависит от активности обучающихся.
Исходя из данного положения, одним из важнейших путей решения задачи по овладению обучающимися ключевыми компетенциями видится в дальнейшем поиске и внедрении в учебный процесс методов активного обучения.
Под активными методами обучения нами понимаются такие способы организации учебного процесса, которые обеспечивают включение обучающихся в активное взаимодействие и общение в процессе их познавательной деятельности.
Технологии, наиболее продуктивные в рамках компетентностного подхода: информационные технологии, проектные технологии, модульные, игровые, интегральная технология, технология развития критического мышления, технология мастерских, технология развития творческого мышления (ТРИЗ), технологии проблемного обучения, педагогика сотрудничества, личностно-деятельностное образование, коллективные способы обучения, технология составления «портфолио» достижений ученика.
В этом контексте все большую важность приобретает владение компьютерной грамотностью, навыками различных видов деятельности, более, чем одним языком, а также развитие устной и письменной речи.
Формы развития компетенций на уроках и во внеурочной деятельности различны. Вот лишь некоторые из них.
- На первом месте по важности - применение информационных технологий – интегрированные уроки с применением информационных технологий.
- Различные формы работы учащихся с аудио, видео-, компьютерной информацией на уроке.
- Коллективные способы обучения:
дискуссия-диспут,
мини-конференция, экспресс-дебаты
Различные организационные приемы:
- «вопрос-ответ»
- «обсуждение вполголоса»
- «лабиринт»
.
- Методы обучения в сотрудничестве:
- мини-проекты
Методы ТРИЗ : метод «морфологического ящика», «фокальных объектов» и др.
Представленный нами обзор активных методов обучения не ограничивается этим списком. Заинтересованный педагог может найти и другие методы, позволяющие включить обучающийся в активный познавательный процесс и обеспечить эффективное взаимодействие в условиях совместной деятельности.
Важным в этих методах представляется то, что они раскрывают возможность органического сочетания усвоения знаний, умений и навыков с развитием ключевых компетенций.
Таблица 1. Технологии и формы развития ключевых компетенций.
Ключевые компетенции
|
Технологии развития
|
Некоторые формы и приемы развития
|
Компетенции устной и письменной коммуникации (компетенции в общении): устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, этикета; кросскультурное общение; иноязычное общение, коммуникативные задачи.
|
Информационные технологии
Проектные технологии
Модульные технологии
Игровые технологии
Технологии проблемного обучения
Педагогика сотрудничества
Личностно-деятельностное образование
Коллективные способы обучения
Исследовательские технологии
Технология составления «портфолио» достижений ученика
Интегральная технология
Технология развития критического мышления
Технология мастерских
Технология развития творческого мышления (ТРИЗ)
|
- Интегрированные уроки с применением информационных технологий
- Работа учащихся с аудио, видео-, компьютерной информацией
- Обогащение лексического словаря учащегося, работа с терминами
- Коллективные способы обучения:
Дискуссия-диспут
Мини-конференция
Экспресс-дебаты
Приемы:
«вопрос-ответ»
«обсуждение вполголоса»
«лабиринт»
- Конкурсы:
ораторского искусства
на лучшего диктора
на лучшего переводчика
- Методы обучения в сотрудничестве:
- Мини-проекты
- Мини-презентации
- Метод «морфологического ящика»
- Метод «фокальных объектов»
|
Компетенции информационных технологий: сбор, поиск, прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, Интернет-технологией.
Компетенции самосовершенст-вования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.
|
Компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности.
|
|