Главная              Рефераты - Разное

Курс: «экология москвы и устойчивое развитие» темы ов и общие рекомендации по их написанию выполнила учитель экологии Борисова И. Б - реферат

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ ГОУ ВСОШ № 203

КУРС: «ЭКОЛОГИЯ МОСКВЫ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ»

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ НАПИСАНИЮ

Выполнила учитель экологии Борисова И.Б.

Москва, 2008-2009 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ ВЫПЛНЕНИЮ

СОСТАВЛЕНЫ В СООТВЕТСТВИИ С МОСКОВСКИМ БАЗИСНЫМ

УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ

Рефераты к курсу

«Экология Москвы и устойчивое развитие»

1.Экологические кризисы в истории цивилизации (причины, проявления, последствия, пути преодоления).

2.Концепция устойчивого развития и будущее цивилизации

З.От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию.

4.Проблемы потребления и ресурсосбережения в «Повестке дня на XXI век».

5.Экологическая политика Москвы и переход к устойчивому развитию,

6.Взаимосвязь социально-экономических и экологических аспектов устойчивого развития в Московском регионе.

7. Природные и социально-экономические факторы форми­рования экологической обстановки Москвы.

8.Биоразнообразие как индикатор устойчивого развития Московского мегаполиса.

9.Охрана природы в истории Москвы.

10.Видеоэкология и пути создания комфортной визуальной среды,

11.Будущее автотранспорта Москвы.

12.Проблема качества питьевой воды в городе.

13.Возможности использования ресурсосберегающих технологий в городе.

14.Проблема твердых бытовых отходов в городе.

15.Основные виды воздействия человека на окружающую среду города.

16.Изменение биологического разнообразия в процессе развития Москвы.

17.Особенности экологического каркаса столицы.

18.Демографические особенности и занятость населения Москвы.

19.Влияние хозяйственной деятельности человека на ландшафты Москвы.

20.Атмосфера города как отражение глобального изменения климата.

21 .Роль альтернативной энергетики в системе энергообеспечения Москвы. 22.Экологическая безопасность и здоровье человека.

Общие рекомендации по написанию реферата

1. Тема реферата должна быть определена учителем и учеником совместно.

2. Совместно намечается план деятельности, определяется порядок работы с
научной литературой. Учителем рекомендуются печатные работы, с
которыми необходимо ознакомиться.

3. Определяются эффективные приёмы конспектирования литературных
источников. В частности, может быть рекомендовано выписывание
необходимых фрагментов текста на небольшие карточки, с указанием
фамилии и инициалов автора печатной работы, её названия и других не
обходимых данных.

4. После окончания работы с литературными источниками полученный
теоретический материал обсуждается учеником и учителем. На этой основе
составляются содержание реферата и список литературы.

5. наработанный учащимся теоретический материал перед написанием
реферата должен быть логично распре делён по главам (разделам) и
параграфам.

6. При изложении материала необходимо правильно делать ссылки на
литературные источники.

7. В процессе изложения материала следует не отступать от темы реферата,
нарушения логической последовательности в анализе фактов и идей,
искажения смысла научного труда.

8. Не рекомендуется наклеивание на страницы реферата вырезанных из

различных книг и журналов картинок, схем, иллюстраций. Желательно,

чтобы все схемы и рисунки были Ёыполнены самим автором реферата.

Если фрагмент текста переписывается в реферативную работу без изме

нений, то есть цитируется, он заключается в кавычки, а в конце цитаты

обязательно указывается порядковый номер источника в списке

литературы и страница печатной работы, где эта мысль сформулирована. 9. В конце каждой главы желательно сформулировать краткие выводы,

выделив основные идеи, а в заключительной части подвести общие итоги, сформулировать основные выводы.

10.При составлении списка литературы печатные работы располагаются либо в алфавитном порядке (по фамилиям авторов), либо в порядке их упоминания.

Реферат (от лат. Refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определение целесообразности обращения к нему.

При написании реферата учащийся демонстрирует умение работать с литературой, начиная с её поиска и кончая оформлением списка используемых источников. В процессе работы над рефератом происходит совершенствование умения школьников работать с научной, научно-популярной, учебной литературой и другими источниками, что позволит

сравнивать изложение одних и тех же вопросов в различных изданиях, выявлять общее, находить различия, сравнивать различные точки зрения, определять и высказывать собственную точку зрения; составлять список лите­ратуры.

Цель написания рефератов - научить школьников связывать теорию с

практикой, пользоваться литературой, статистическими данными, популярно излагать сложные вопросы.

Таким образом, слово «реферат» имеет два значения:

1) краткое изложение реферируемой научной работы, книги,
статьи;

2) сообщение на заданную тему, сделанное на основе краткого обзора литературы и других источников.

Основные требования, предъявляемые к реферату:

- информативность;

- объективность, достоверное изложение всех положений первичного
текста:

- точность в передаче информации;

- полнота отображения основных элементов содержания;

- доступность восприятия текста реферата по содержанию и форме;

- соблюдение единого стиля;

- корректность в оценке материала;

- изложение в логической последовательности;

- использование литературного языка.

Реферат - одна из интерпретации исходного материала. Поэтому

реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения. Реферирование предполагает изложение какого-то вопроса на основе классификации, обобщения, анализа или синтеза одного или нескольких источников.

В учебном процессе реферат - это краткое изложение в письменном в форме устного сообщения содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научных исследований, документов, включающее основные фактические сведения и 1ыводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом. В учебном реферате также должно быть отражено, с какой целью школьник обратился к данным источникам информации.

Спецификой реферата является:

- в нём приводятся точки зрения различных авторов, безличной оценки правильности или неправильности того или иного суждения;

- в нем дается ответ на вопрос, что нового, существенного по интересующей проблеме содержится в различных источниках.

Реферат не должен отражать субъективных взглядов на излагаемый вопрос, Оценка может быть допущена лишь в последней, заключительной части.

Зашита реферата - одна из форм проведения устной аттестации учащихся. Она предполагает значительную предварительную работу: выбор проблемы (темы), её глубокое изучение, изложение результатов и выводов. Реферативная работа является одним из существенных моментов в выработке у школьников навыков самостоятельной работы с научной литературой, способности решать и оценивать различные ситуации.

Виды рефератов

Существует классификация рефератов по различным критериям:

- полноте изложения - рефераты-конспекты (развернутые) и

рефераты-резюме (краткие);

- по количеству реферируемых источников - моногра

фические и обзорные;

- по читательскому назначению - общие, ориентированные

на широкую аудиторию, специализированные, рассчитан

ные на специалистов.

Кроме этого, возможно деление рефератов на репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы.

Цель учебных рефератов - научить школьников работать с различными источниками информации, анализировать и систематизировать, выделять главное, формулировать выводы. Именно учебные рефераты дают навыки для разработки более сложных рефератов: контрольных, экзаменационных,

творческих.

Экзаменационные рефераты — этот термин появился сравнительно недавно. Этот вид рефератов отличается от учебных рефератов широтой охвата материала, глубиной проникновения в проблему, объёмом, научной и практической ценностью работы. Данный реферат должен отражать проблему, которая достаточно хорошо исследована в науке.

Тема может носить междисциплинарный и интегративный характер, быть в

рамках программы дисциплины или расширять её содержание (рассмотрение истории проблемы, новых теорий, новых аспектов проблемы, новых источников). При изложении содержания важна значимость проблемы, рас­сматриваемой в реферате, её актуальность. Выводы должны формулироваться лаконично с соблюдением принципа: от частных - к более общим и важным положениям. Этот вид рефератов используется для организации аттестации учащихся по тем или иным предметам и темам.

Творческие рефераты - самый интересный вид рефератов, потому что поводом для их написания может стать знакомство с интересной статьей в журнале, сообщение по телевидению, интересная книга.

Этапы работы над рефератом

Подготовку реферата можно разделить на несколько этапов:

1. Подготовительный:

- поиск литературы по определённой теме с использованием библиографических источников;

- выбор литературы;

- определение круга справочных пособий для работы по вы бранной теме,

2. Исполнительный:

- чтение книг;

-ведение записей прочитанного,
3. Заключительный:

- обработка имеющихся материалов;

- определение основных понятий;

- выработка логики исследования проблемы, составление плана;

- систематизация зафиксированной и отобранной информации;

- написание реферата;

- оформление реферата и проверка текста с точки грамотности

и стилистики;

-составление списка используемой литературы.

Подготовка и оформление реферата
1. Выборы темы

Выбор темы —из моментов подготовки к написанию

Реферата. Часто темы формулируются преподавателями. Однако школьник

может самостоятельно сформулировать тему или направление работы. Тема реферата должна быть актуальной, учитывать интересы учащегося, его способности и уровень развития общеучебных умений и навыков. При этом необходимо учитывать следующее:

- тема должна быть сформулирована грамотно с научной и

литературной точки зрения;

- в названии реферата следует определить чёткие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими;

- целесообразно воздерживаться от использования в названии реферата спорных с научной точки зрения терминов и излишней наукообразности.

2. Подборка литературы и работа с ней

Выбрав тему, необходимо изучить соответствующую литературу: книги, брошюры, журнальные и газетные статьи. Для выбора литературы учащиеся могут воспользоваться библиотекой. В библиотеках обычно существуют каталоги (алфавитный, систематический, предметный), которые позволяют найти необходимое печатное издание.

Большое значение имеет справочная литература, предназначенная для быстрого получения каких-либо сведений научного, практического и познавательного характера. К справочным изданиям относятся энциклопедии, словари, справочники. Получив книгу, следует внимательно изучить аннотацию, в которой в очень краткой форме излагаются основное её содержание. Затем происходит знакомство с оглавлением, введением (предисловием) и заключением.

При изучении источника информации целесообразно делать соответствующие выписки. Лучше делать их на отдельных листах бумаги с одной стороны листа. Не следует забывать и о записях полных библиографических сведений об изучаемой книге, которые необходимы для правильного оформления списка литературы.

При написании реферата можно также воспользоваться информацией на электронных носителях, а также интернетом. Однако следует предостеречь учащихся от использования готового скопированного реферата по выбранной теме, поскольку в этом случае школьники не научатся главному — самостоятельно работать с различными источниками информации.

3. Составление плана написания реферата.

Реферат пишется по определённому плану. Первоначальный план обычно рекомендуется преподавателем. Однако при изучении соответствующей

литературы этот вариант плана уточняется и совершенствуется.

План - это логическая основа реферата. От правильного его составления зависит структура и логическая связь его частей. Имея предварительный план, ученик обращается к необходимым источникам информации. Когда в достаточной степени накоплен материал, можно приниматься за систематизацию материала, отразив в плане все основные части реферата.

Оформление реферата подчинено определённым требованиям. Реферативную работу необходимо выполнять на стандартных листах бумаги (формат А4) в письменном или компьютерном варианте. Точный объём реферата зависит от темы, количества проработанных источников, а также задач, которые поставил перед собой автор. Рекомендуемый объём работы может составлять 10-20 страниц.

Текст помещается на одной стороне листа с обязательным выделением полей (левое поле страницы - 20 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 15 мм) и порядковой нумерацией страниц.

Нумерация страниц проставляется посередине верхнего поля листа. Титульный лист реферата считается первой страницей, содержание - второй.

Текст помещается на одной стороне листа с обязательным выделением полей (левое поле страницы - 20 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее -15 мм) и порядковой нумерацией страниц.

Нумерация страниц проставляется посередине верхнего поля листа. Титульный лист реферата считается первой страницей, содержание - второй. На этих страницах номера не ставятся. Нумерация страниц начинается с цифры «3» (соответствует первой странице «Введение»). Каждый новый раздел реферата печатается с новой страницы.

Структура

Титульный лист

Содержание

Введение

Основная часть

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложение (необязательная часть)

Титульный лист

Титульный лист - первая страница реферата, которая должна содержать основные сведения о работе и её авторе. В верхней части листа указывается название учебного заведения в полном объёме, без сокращений. В центре -тема реферата. Ниже темы справа указывается Ф.И.О. ученика, класс, Ф.И.О. руководителя (учителя). Внизу титульного листа указывается город и год напи­сания реферата.

Содержание

Содержание следует после титульного листа реферата. В нём указываются основные части реферата (введение, основная часть, заключение, список литературы) с указанием соответствующих страниц.

Разделы нумеруются арабскими цифрами. Если разделы «Содержания» разбиты на подразделы, то их нумерация составляется из номера раздела и подраздела, разделённых точкой. Например, раздел 1. «Подготовка и написание реферата», подраздел 1.1. «Выбор темы».

Введение

Во введении должна быть обоснована актуальность темы реферата, её теоретическая и практическая значимость, степень научной разработанности темы и наличие различных подходов в её решении. Очень важно, чтобы ученик умел чётко сформулировать цель, а также задачи, которые требуется решить.

Введение - это вступительная часть реферата, помещаемая перед основным текстом. Объём введения обычно составляет 1 -2 страницы текста.

Основная часть

Основная часть реферата содержит материал, отобранный учеником для рассмотрения выбранной им проблемы. В этой части автор решает задачи, поставленные во введении, Основная часть должна включать в себя

развитие научных представлений о проблеме. Целесообразно показать связь проблемы с современной действительностью. Кроме того, она должна содержать собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на соответствующие факты.

Основная часть может быть разбита на параграфы (разделы), которые должны располагаться последовательно, логически.

Следует обратить внимание на логичность изложения материала, на связь

между параграфами (разделами) и частями работы. Выводы необходимо делать в каждой главе.

Основной текст излагается в произвольной форме. По ходу изложения материала автор может ссылаться на других авторов, всевозможные источники (документы, карты, таблицы, схемы и т.д.), которые должны располагаться после текста. Общий объём основной части -8-15 страниц.

Выводы

В выводах содержатся ответы на поставленные вопросы по теме реферата.

Заключение

Заключение подводит итог работы. Заключение может содержать предложения автора по дальнейшей научной разработке вопроса. Оно должно быть чётким и кратким. По объёму не должно превышать введение (1-2 страницы).

Список литературы

1. Нельзя сокращать фамилии авторов, названий книг, ста
тей.

2. Названия книг, журналов, газет, издательств пишутся без
кавычек.

3. Имена авторов даются до названия книг и статей.

4. Если у книги или статьи четыре автора, то они перечис
ляются через запятую в алфавитном порядке. При пяти и
более указываются три фамилии, после чего пишут «и

др.».

5. Место издания, названия издательств пишут с прописных
букв, а не со строчных.

6. Наименования издательств сокращают, если они состоят
из двух и более слов.

Например:

Политиздат - издательство политической литературы;

Высш. Школа - издательство высшей школы.

7. Место издания: Екатеринбург, Воронеж - пишут полно
стью, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Они
даются в принятом сокращении: М., СПб.

8. При указании года издания книги, журнала, газеты слово
«год» опускают, ставят лишь цифры: М., 2008.

9. С прописной буквы (и сокращённо) пишут «том»,
«часть», «выпуск», «страницы».

Например:

Т. 1,4.2; Вып. 5; С. 61.

Запись может выглядеть следующим образом:

Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология. - М.:

Просвещение, 2005. - С, 12.

10. При описании составных частей произведений, докумен
тов, статей из книг, газет, имеющих самостоятельное на
звание, используются две косые линии. Они ставятся пе
ред названием книги, сочинения, журнала, газеты и т.д..
частью которых являются.

Например, статья из журнала указывается так: Маслова Е.В. Алгоритм
построения и оформления творческих работ школьников// Химия в
школе. -206. - № 7, С. 12-18.

Приложение

Приложение - часть реферата, имеющая дополнительное справочное значение, необходимое для более полного освещения темы. По форме и содержанию приложения разнообразны: таблицы, схемы, графики, рисунки, карты, фотографии, образцы и т.д.

Нумерация приложений помещается в правом верхнем углу над заголовком приложения рядом со словом «приложение» (например, Приложение 1).

Требования к оценке реферата

Критериями оценки реферата могут быть следующие.

1. Актуальность.

2. Уровень новизны.

3. Теоретическое обоснование проблемы.

4. Анализ источников, подходов различных авторов.

5. Полнота, целостность, логичность.

6. Уровень самостоятельности.

7. Степень завершённости.

8. Качество оформления работы (соответствие требованиям).

Защита реферата

Тематика реферативных работ, вынесенных на итоговый контроль, утверждается на заседании методической комиссии. Не позднее, чем за неделю до экзамена реферат представляется учеником на рецензию преподавателю, принимающему экзамен, который и выставляет ученику оценку после защиты реферата.

Защита реферата происходит в устной форме. На неё отводится 10-15 минут в зависимости от темы и объёма реферативной работы. В течение указанного времени ученик, защищающий реферат, должен рассказать о его актуальности, поставленных целях и задачах, изученной литературе, структуре основной час­ти и выводах, сделанных в ходе работы над избранной темой.

Итоговая оценка складывается из оценки самостоятельной реферативной деятельности обучающегося и итогов защиты реферата на экзамене. При выставлении оценки следует обращать внимание на следующие моменты:

- актуальность содержания реферата, его теоретический уровень;

- грамотность раскрытия темы;

- простоту и доходчивость изложения; убедительность, аргументированность, практическую значимость предложений и выводов, сделанных в реферате;

-способность ученика понять суть задаваемых ему вопросов по теме представленного реферата и формулировать точные ответы на них;

-соответствие критериям оценки экзаменационного реферата;

-способность защитить реферат, продемонстрировать ораторские способности и общеучебные умения.

Рефераты по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие»

и требования к ним

1. Экологические кризисы в истории цивилизации
(причины, проявления, последствия, пути преодоления).

2. Концепция устойчивого развития и будущее цивилизации.

3. От экологических кризисов и катастроф к устойчивому
развитию.

4. Проблемы потребления и ресурсосбережения в «Повестке
дня на XXI век».

5. Экологическая политика Москвы и переход к устойчиво
му развитию,

6. Взаимосвязь социально-экономических и экологических
аспектов устойчивого развития в Московском регионе.

7. Природные и социально-экономические факторы форми
рования экологической обстановки Москвы.

8. Биоразнообразие как индикатор устойчивого развития
Московского мегаполиса.

1

9. Охрана природы в истории Москвы.

10. Видеоэкология и пути создания комфортной визуальной
среды,

11. Будущее автотранспорта Москвы.

12. Проблема качества питьевой воды в городе.

13. Возможности использования ресурсосберегающих
технологий в городе.

14. Проблема твердых бытовых отходов в городе.

15. Основные виды воздействия человека на окружающую
среду города.

16. Изменение биологического разнообразия в процессе раз
вития Москвы.

17. Особенности экологического каркаса столицы.

18.Демографические особенности и занятость населения

Москвы.

19.Влияние хозяйственной деятельности человека на ландшафты Москвы.

20.Атмосфера города как отражение глобального изменения климата.

21 .Роль альтернативной энергетики в системе энергообеспечения Москвы.

22.Экологическая безопасность и здоровье человека.