Главная              Рефераты - Разное

повышение мотивации - реферат

Российская Федерация

Костромская область

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района

РЕФЕРАТ

Повышение мотивации

при изучении иностранного языка

на среднем этапе.

Учитель английского языка

Нечаева О.С.

2009

Оглавление

I. Введение.

II. Основная часть.

1) Определение мотивации и ее классификации.

2) Особенности мотивационной сферы учащихся на среднем этапе.

3) Особенности различных типов мотивации.

4) Некоторые способы повышения мотивации.

III. Заключение.

IV. Список использованных источников.

I.

Вопрос о мотивации учения есть

вопрос о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин

Любая деятельность, в том числе и учебная, состоит из трёх частей:

- ориентировочно-мотивационной;

- операционально-исполнительской;

- рефлексивно-оценочной.

Полноценная учебная деятельность должна содержать все три указанных компонента. Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. А если нет четкой цели, нет и положительного результата.

Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения деятельности и её результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая в свою очередь определяет выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей, т.е. мотивация определяет поведение человека.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету, в том числе и иностранному языку. На начальном этапе обучения иностранному языку у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать.

Однако в дальнейшем, когда начинается период накопления материала и преодоления трудностей, отношение учащихся меняется. Ведь он отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.

Учитель может лишь опосредованно повлиять на мотивацию, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

Цель: выявить эффективные способы повышения мотивации.

Задачи:

- дать определение понятию мотивация;

- выявить особенности мотивационной сферы на среднем этапе;

- определить особенности типов мотивации при изучении иностранного языка;

- представить наиболее эффективные способы повышения мотивации.

II.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауер в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). В настоящее время мотивация трактуется по-разному различными школами:

· Совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа).

· Совокупность мотивов, психическое явление, становящееся побуждением к действию (К. К. Платонов).

· «Запускной механизм» всякой человеческой деятельности: будь тот труд, общение или познание (И. А. Зимняя).

· Ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности (А. А. Реан и Я. Л. Коломинский).

· Совокупность мотивов поведения и деятельности (В. И. Ковалев).

· Совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. (Определение «мотивации» из книги «Социальная педагогическая психология» А. А. Реан и Я. Л. Коломинского)

· Процесс формирования мотива или сложная система разнохарактерных мотивов (мотивационных установок, потребностей, интересов и. т. п.), отражающих различные стороны деятельности человека и его социальные роли. (Определение «мотивации» из книги Е. П. Ильина «Мотивация и мотивы»)

Существуют различные классификации мотиваций.

а) По мнению Е. П. Ильина:

· Экстринсивная (внешняя) и интринсивная (внутренняя)

· Положительная и отрицательная

· Внутреннеорганизованная (обусловленная потребностями личности)

· Внешнеорганизованная (обусловленная внешними стимулами)

б) По мнению А. А. Реан и Я. Л. Коломинского:

· Внутренняя

· Внешняя

· Положительная (мотивация успеха)

· Отрицательная (мотивация боязни неудачи)

в) По мнению А. К. Марковой:

· Внешняя (обусловлена физиологическими нуждами и средовой стимуляцией)

· Внутренняя (обусловлена поведением, непосредственно не зависящим от нужд организма и воздействий среды)

Несмотря на различия в трактовке понятия «мотивация», можно заметить, что ключевой идеей во всех случаях является «побуждение к определенной деятельности», а возникновение мотивации обусловлено внешними и внутренними факторами.

При целостном рассмотрении проблемы мотивации изучения школьниками иностранных языков исследователи исходят из того, что в обучении взаимодействуют следующие составляющие:

1) Ученик и как он овладевает иноязычными знаниями, умениями и навыками: какие мотивы побуждают его к деятельности.
2) Учитель и как он обучает, руководствуясь методическими принципами, используя методы, приемы, средства и формы обучения.
3) Сам предмет “иностранный язык” – т.е. языковые и речевые единицы, которые должны быть введены в память учащихся.

Таким образом, при формировании положительного отношения школьников к предмету необходимо учитывать факторы, исходящие из того, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем.

Во внимание учителем должны приниматься возрастные особенности обучаемых, характер потребностей и мотивов, жизненный опыт.

Средний этап (5-8-е классы) – подростковый возраст. У подростка ярко проявляется стремление "быть принятым, признанным, уважаемым товарищами", участвовать в совместной деятельности с ними. Анализ особенностей общения в подростковом возрасте приводит нас к выводу о том, что заинтересовать подростка, скорее всего можно межличностными видами общения. На этом этапе у учащихся формируется умение непосредственного общения с партнёром. Задача учителя – научить речевому взаимодействию в условиях совместного осуществления какой-либо деятельности, самовыражению и взаимодействию в рамках межличностных отношений.

Для успешной работы учитель должен представлять себе типы и подтипы мотивации, весь арсенал мотивационных средств, все и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всём его протяжении с соответствующими типами мотивации.

Психологи, изучая характер побудительных сил и способы их регуляции в учении, установили многообразие мотивационной сферы человека.

Во-первых, на неё могут оказать влияние социальные мотивы, определяемые потребностями общества; они составляют внешнюю мотивацию.

Внешняя мотивация существует в двух разновидностях:

- широкая социальная

- узколичная

Широкая социальная мотивация «связана с достаточно остро переживаемым чувством гражданского долга перед страной, перед дорогими, близкими людьми, связана с представлениями об учении как дороге к освоению больших ценностей культуры, как средстве, позволяющем в более разумной форме сделать людям доброе и полезное, с представлением об учении как пути к осуществлению своего назначения в жизни» (П.М. Якобсон). Так, для учащихся основанием для овладения иностранным языком может стать перспектива участия в различных форумах молодёжи.

Узколичная мотивация определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда как путь к личному благополучию. Например: «Хочу быть переводчиком: это престижно»; «Хочу работать в представительстве какой-либо иностранной фирмы: это хорошо оплачиваемая работа». Такая мотивация может быть и отрицательной: «Мне не нравится иностранный язык, но родные считают, что он мне пригодится; они сами сожалеют, что слабо им овладели, и не хотели бы, чтобы я повторил их ошибки».

Внешняя мотивация, как правило, бывает дистантной, или далёкой, мотивацией, рассчитанной на достижение конечного результата учения. Тем не менее, её стимулирующее воздействие на процесс учения может быть достаточно сильным.

Во-вторых, на мотивационно-побудительную сферу человека может воздействовать и характер деятельности как таковой. Это так называемая внутренняя мотивация.

Внутреннюю мотивацию называют часто процессуальной мотивацией. Эта мотивация является близкой и актуальной. Поэтому весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на каждом уровне испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфических для предмета "иностранный язык". Эти потребности соответствуют следующим разновидностям внутренней мотивации, предложенным психологом С.Т.Григоряном:

- коммуникативной

- лингвопознавательной

- инструментальной.

1. Коммуникативную разновидность внутренней мотивации можно назвать основной, так как коммуникативность - это первая и естественная потребность изучающих иностранный язык.

Однако, несмотря на явно выраженное стремление к общению со стороны учащихся, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. Дело в том, что при овладении иностранным языком в атмосфере родного языка иностранный предстаёт как искусственное средство общения. И так называемые "естественные ситуации", используемые при обучении, носят, в сущности, искусственный характер. То есть коммуникация на иностранном языке на занятиях носит в основном условный характер, поэтому важно обращаться к воображению школьников, к их фантазии, к игре. Учителю следует постоянно побуждать учащихся к перевоплощению.

Для возникновение коммуникативной мотивации необходимо:

А. принятие учащимися темы и задач урока.

Сама формулировка задач урока должна импонировать ребятам, открывать перед ними ясную речевую перспективу. Формулировка задачи зависит от ступени обучения, от возрастных и психологических особенностей. Например, в 5-м классе, когда учащиеся начинают изучать иностранный язык, для формулировки стоит использовать такие слова, как "играть", "строить", "фантазировать", "разгадывать загадки", которые предполагают игровые моменты на уроке.

Б. принятие учащимися содержания урока.

Это может быть достигнуто путём усиления личностной ориентации, использования на уроке актуальных событий, привлечения познавательного материала.

Фактически почти любую тему можно сделать личностно значимой. Личностная ориентация предполагает, однако, адресованность не только непосредственно к самому ученику и его "Я", но и к более широкой среде, причастность к которой он ощущает (моя семья, моя улица, мой город, моя страна, страна изучающего языка).

События актуальной действительности также могут обогатить содержание урока, показав учащимся, что они учатся не для школы, а для жизни, и это, несомненно, поддерживает коммуникативную мотивацию. Поэтому на уроке следует использовать информацию из газет и журналов страны изучаемого языка и "связать" её с темой урока.

В. организация урока.

Вот некоторые интересные моменты организации урока, способствующие развитию коммуникативной активности:

Игровые упражнения

Использование проектов

Рациональное сочетание различных форм работы (фронтальной, индивидуальной, парной, групповой).

Игровые упражнения позволяют организовать целенаправленную речевую практику на уроках иностранного языка, тренировку и активизацию навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнёров по общению, формирования и формулирования многообразных типов высказываний (описания, сообщения, информации, доказательства, выражения мнения, согласия и т.п.).

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Рациональное сочетание различных форм работы способствует четкой организации учебной деятельности и достижению оптимального результата.

Итак, предпосылки для возникновения коммуникативной мотивации могут быть созданы при постановке задач урока, соответствующем содержании и соответствующих организационных формах урока. Все это опосредуется учителем и полностью зависит от его стиля работы. Поведение учителя можно рассматривать в двух планах: собственно речевом и неречевом.

Его речь должна быть:

· аутентичной, то есть именно так в данной ситуации сказал бы носитель языка;

· нормативной;

· выразительной, с акцентированием интонационных средств, делающих речь для говорящего более ясной и понятной;

· адаптированной, то есть соответствующей возможностям понимания учащимся, с планомерным расширением этих возможностей. Это относится не только к языковым средствам, которые определяют речь учителя, но и к темпу речи;

· емкой и лаконичной.

Речевое поведение учителя теснейшим образом связано с неречевым, поскольку не только речь учителя, но и все его существо в целом реализуется в речи.

В целом учитель как личность должен быть интересен ученикам. Если его интересует жизнь современных молодых людей, их проблемы, а также глобальные проблемы общества, которые предстоит в недалеком будущем решать его ученикам, если учитель умеет передать и объяснить свой интерес учащимся, то они сами будут стремиться к общению с ним.

2. Лингвопознавательная мотивация заключается в положительном отношении учащихся к самой языковой материи.

Возможны два пути ее формирования: опосредованный, то есть через коммуникативную мотивацию, и непосредственный, путем стимулирования поисковой деятельности учащихся в языковом материале.

Учащиеся должны ощущать необходимость в языковом материале для расширения и углубления своих речевых возможностей. Целесообразно поэтому время от времени прибегать к приему, делающему эту связь наглядной. Учитель говорит: "Сегодня мы будем говорить о…Какие слова и выражения нам могут для этого понадобиться?" Таким образом, создается потребность в новых словах. Учащиеся называют на родном языке нужные им слова, учитель сообщает их им, лучше же, если учащиеся, используя словарь, сами найдут значения этих слов на иностранном языке, а учитель поможет выбрать в каждом конкретном случае подходящее слово из множества вариантов его значения. Мотивация при этом возрастает.

Большую роль играет также развитие языковой догадки. Внезапное "озарение" по поводу того или иного значения слова, выражения и грамматической формы доставляет учащимся большое удовольствие и мотивирует дальнейший лингвистический поиск.

Важно также побудить учащихся к накоплению языкового материала. Для этого рекомендуется применять различные языковые игры, органично включая их в урок.

3. Инструментальная мотивация следует из положительного отношения учащихся к определенным видам работы.

Известно, что педагогический эффект может быть достигнут в большей мере в результате собственной активности учащихся. Здесь можно применить такую тавтологию: нужно учить учащихся учиться.

Для развития самостоятельной деятельности школьников при изучении иностранного языка требуется:

во-первых, необходимое осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Учащиеся должны знать, что они будут делать, каков конечный результат, чем данное задание обогатит их опыт;

во-вторых, требуется знание самой процедуры выполнения задания. Учителю нужно вооружить учащихся рациональными приемами учебной деятельности, исходя из характера самой деятельности и из возможностей учащихся данной возрастной группы и их опыта в иностранном языке

в-третьих, нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения (аудиозаписью, дидактическим материалом, справочной литературой);

в-четвертых, необходимо умение видеть опоры в материале заданий, облегчающие преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы; в этом случае одинаково важно научиться пользоваться готовыми (объективными) опорами и создавать свои (субъективные) опоры;

в-пятых, важно предусмотреть адекватные дидактические условия для успешного самостоятельного выполнения задания, то есть, прежде всего, определить подходящее место для них: в классе, дома или в лингафонном кабинете.

Названные виды и подвиды мотивации представляют собой в известном смысле "скрытые силы, тонизирующие учение". Будут ли они "разбужены", превратятся ли они в реальную движущую силу процесса обучения на всем его протяжении, зависит от учителя.

Виды мотивации можно представить в схеме

Некоторые способы и приемы повышения мотивации

- Использование проектной методики

- Использование ИКТ

- Использование игровых приемов

- Наглядность

В наши дни необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. Во многом этому способствуют ИКТ.

Организация учебной деятельности с помощью ИКТ позволяет:

- в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока

- осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность

- практически применять свои знания умения и навыки

- организовывать исследовательскую и познавательную деятельность

- реализовывать коллективную деятельность

- дает возможность каждому ребенку выразиться, показать свои умения, знания и навыки и при этом получить положительную оценку.

Возможности применения ИКТ

- использование материалов различных сайтов Интернета

- компьютерные обучающие программы

- проведение уроков с использованием музыки и песен

- использование компьютерных программ для составления презентаций, слайд-шоу, фильмов, схем, анимаций и т.д.

- изучение компьютерной лексики

- организация игровой деятельности

Проектная методика позволяет осуществить следующие принципы:

Разнообразие как необходимая черта любого хорошего обучения способствует поддержанию интереса к учёбе.

Проблемность означает, что учащиеся используют язык для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать.

Учение с удовольствием учение более продуктивно, если происходит без принуждения.

Эгофактор (Я-фактор) то есть возможность выражать свое мнение.

Использование игровых упражнений позволяет

- развивать языковую компетенцию

- улучшать коммуникативные способности учащихся

- обогащать лексику

- организовывать целенаправленную речевую практику

- тренировать навыков и умений

- делать материал интереснее и привлекательнее для учеников,

- разнообразить подаваемый материал в учебнике.

- расширить кругозор учащихся

- создать условия для проявления индивидуальных способностей детей.

Наглядность является ещё одним эффективным средством формирования мотивации.

На основе взаимодействия учащихся с действительностью возникает коммуникативная мотивация, т.е. потребность в общении, которую можно достичь, если показать в течение 2-3 минут в начале урока специально разработанный вид внешней наглядности: рассказ, сюжетную картину, фильм-эпизод, теле- или диафильм. Средствами внешней наглядности задаются смысловое содержание и логическая последовательность высказывания, т.е. создаётся смысловая опора говорения. Самый распространённый вид внешней наглядности – это картинки. Картинки могут иллюстрировать тексты или упражнения. Учащиеся описывают их или действующих лиц, составляют вопросы или ответы по картинкам. Эти картинки могут быть остросюжетными, приключенческими или связанными с проблемами современности.

III.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- Мотивация является неотьемлимой и важной частью образовательного процесса.

- При выборе средств повышения мотивации необходимо знать и учитывать особенности мотивационной сферы учащихся определенного возраста (для учащихся на среднем этапе характерно стремление к самовыражению и межличностному общению).

- Для успешной работы учителю необходимо представлять основные типы мотивации и способы влияния на них.

- При выборе приемов повышения мотивации нужно учитывать: разнообразие, соответствие способностям, интересам и потребностям учащихся, использование приемов в комплексе, систематичность их применения.

IV.

Список используемых источников.

1) Головацких Т.В. Мотивация и некоторые пути её повышения

http://www.ychitel.com/journal/journ03-05/journ03-05P3.html

2) Литвинова С. Л. Использование ИКТ для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

http://pedsovet.org/index.php?option=com_mtree&task=viewlink&link_id=4370&Itemid=88&bsb_midx=0

3) Матковская И. Роль мотивации в изучении иностранного языка на разных этапах обучения. Учитель-№3, 2005.

4) Мелехина С. Е. Информационно-коммуникативные технологии для повышения мотивации изучения немецкого языка в 8–9-х классах общеобразовательной школы.

http://festival.1september.ru/articles/504468/

5) Минина С.В. Мотивация в изучении иностранных языков. http://docum.cos.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOArticlePageContainer&HmaoArticleId=ARTICLE_56518&HmaoSecsId=SECTION_11294

V

Приложение.

Презентация для защиты

http://www.koipkro.kostroma.ru/BuyR/ChBor/in/DocLib5/Нечаева%20О.С/Обобщение_опыта_Повышение%20мотивации%20при%20изучении%20иностранного%20языка.ppt