Главная              Рефераты - Разное

Значение имени в жизни православного человека - реферат

Красноармейский район Самарской области

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

Реферат

Значение имени в жизни православного человека

Реферат подготовил:

Салмин Алексей Сергеевич

Учащийся 4 класса МОУ

Арсентьевская ООШ

Красноармейского района

Самарской области

Научный руководитель:

Ларина Ольга Робертовна

Учитель первой категории

МОУ Арсентьевская ООШ

Красноармейского района

Самарской области

Красноармейское 2009

Оглавление

1. Введение_________________________________________________________3

2. Митрополит Московский и всея Руси Алексий ____________________4

2.1. Святитель Алексий – небесный покровитель г. Самары _____________ 5

3. Алексий Божий человек _________________________________________6

4. Светлый отрок царевич Алексий ___________________________________7

5. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси_____________________ 9

6. Заключение _____________________________________________________10

7. Список литературы _____________________________________________ 11

Введение

У каждого человека есть самые дорогие в жизни люди – это наши ближние, то есть родители, дедушки и бабушки, братья и сестры. Те, кто заботятся о нас, защищают, к кому мы бежим с радостью и печалью. Это наши земные покровители. Своим рождением я обязан своим папе и маме.

День рождения… Его приближение мы с нетерпением ждем каждый год. Кто же не любит этот праздник, приносящий нам столько радости. Во-первых, мы становимся старше ровно на один год, во-вторых, нам будут дарить подарки, а это всегда радостно. В-третьих, соберутся родственники и друзья, а в доме весь день царит праздничная суета.

Из уроков православной культуры я узнал, что кроме дня рождения у каждого православного человека есть еще день именин. Это совсем разные праздники. День рождения – это день, когда человек родился. А именины – это день памяти святого, имя которого он носит. И кроме земных покровителей православный человек имеет и небесных покровителей. Они так же охраняют нас от бед, стараются помочь нам преодолеть все невзгоды и печали.

День моего рождения – 9 августа. На второй день родители решили назвать меня Алексеем. Почему папа и мама выбрали это имя, я не знаю, наверно оно им очень понравилось. Мне стало интересно, что же такое имя, как относились к выбору имени наши предки на Руси, что сокрыто в моем имени и кто стоит за ним?

В древней Руси при рождении ребенка родители обращались к православному календарю, который назывался святцами. Имя младенцу давали по святцам, смотря память какого святого совершается в день рождения или в первые восемь дней после него. Можно сказать, что не имя давалось человеку, а человек давался имени, «причислялся к славной дружине» небесного покровителя. У каждого из них есть в Церкви особый день празднования, который из года в год повторяется и, падая на определенное число, именуется днем памяти святого. Для нас это тоже день особый и получил он название «именины», или «день Ангела». В данном случае под Ангелом имеется ввиду наш святой, названный так за праведную жизнь, подобную ангельской. Чтобы узнать день своего Ангела надо заглянуть в святцы, или месяцеслов, обычно находящийся в церковном календаре. Найти имя своего святого и посмотреть число, в которое празднуется его память. Этот день и будет именинами. Мои именины – 25 февраля, день памяти Святителя Алексия Митрополита Московского и всея Руси.

В этот день обязательно нужно быть в храме, подготовиться к исповеди и причастию Святых Христовых Таин и сотворить благодарственную молитву своему святому, тем самым радуя его. После посещения храма дома встречали гостей, которые поздравляли именинника не с появлением на свет, а с торжеством его святого имени. Такое празднование именин радовало душу и объединяло родных и близких.

Удивительно, что само имя и его значение бывают говорящими. Оказывается, очень важно называть себя полным именем, например не Петя, а Петр, что означает «каменный», твердый как скала, в своих убеждениях, в исповедании веры. Мое имя Алексей переводится как «защитник ». Этим все сказано. Человек с таким именем не должен обижать слабого, а если увидит несправедливость, обязан вступиться, дабы навести порядок. Но здесь можно вспомнить русскую пословицу: «Не имя крестит человека, но человек крестит свое имя». То есть без наших собственных усилий его значение на нас не оправдается. Поэтому каждый человек должен потрудиться над разгадкой своего собственного имени и постараться, насколько возможно, быть похожим на своего святого в делах веры и любви. И, конечно же, каждый именинник должен знать житие своего небесного покровителя.

Цель моей работы: выяснить значение моего имени и изучить жития известных мне святых угодников Божиих с именем Алексий, особенности их христианского служения и подвига, ими совершенного.

Житие - это образец правильной христианской жизни. Герои жития – самые разные люди, которые избрали путь спасения, а не смерти, стараясь уподобиться в этом пути Иисусу Христу.

Митрополит Московский и Всея Руси Алексий

Cвятой Алексий происходил из боярского рода. Родился он в Москве при великом князе Данииле Александровиче. При крещении он был наречен Елевферием. Когда ему было двенадцать лет, случилось с ним чудесное происшествие. Расставлял он в поле сети для ловли птиц и вдруг внезапно уснул и слышит голос: "Зачем, Алексий, напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей". Пробудился отрок, но вокруг никого не увидел и сильно удивился. С тех пор стал отрок Елевферий размышлять о том, что означал этот призыв. С юных лет любил он Бога и вот принял решение - оставить родителей, отказаться от жизни в миру, постричься в монахи, чтобы служить одному Богу. Пришел в Богоявленский монастырь в Москве и принял там постриг. И дали ему при пострижении имя Алексий, а было тогда ему девятнадцать лет.

Двадцать лет провел святой Алексий в посте и трудах, усердно молился и совершал монашеские подвиги. Он имел всеобщее уважение и почитание своей богоугодной жизнью. И был поставлен епископом города Владимира. Затем избран митрополитом. Это было при великом князе Иоанне Иоанновиче.

Позднее Святитель Алексий принял правление Русской Церковью, и всем был примером словом, и делом, и жизнью, и верой, и духом, и любовию.

Слава о святителе Алексии широко распространилась, и даже язычники, не знающие Христа, почитали его как чудотворца. Не раз приходилось митрополиту Алексию идти в Орду. После смерти Джанибека власть захватил его сын Бердибек, жестокий и кровожадный. Он убил двенадцать братьев, чтобы захватить власть, и готовился идти на Русь. И тогда, по просьбе великого князя Московского, отправился в Орду митрополит Алексий и кроткой и мудрой беседой укротил ханскую ярость.

Вскоре скончался великий князь Иоанн Иоанович, и унаследовал власть его девятилетний сын Дмитрий Иоанович. Все заботы о малолетнем князе взял на себя святитель Алексий. Его мудрость и неустанная молитва много способствовали процветанию Московского княжества. Он был истинной опорой молодому князю Дмитрию Ивановичу. Многое он делал для строительства монастырей и храмов.

Святитель Алексий отошел ко Господу 12 февраля 1378 года. Время своей кончины он предвидел; совершив Божественную литургию и причастившись Святых Тайн, мирно простился с людьми и предал Господу свою душу. Тело его с великой честью было погребено в созданном им храме архистратига Михаила. Прожил он 85 лет, а святителем был 24 года.

Спустя много лет, были обретены его святые мощи. Даже ризы на нем были совершенно целы. Мощи были перенесены в церковь, построенную в честь великого угодника Божия. От них происходят многие исцеления, и подается помощь всем, с верою припадающим к ним.

Святитель Алексий - небесный покровитель г. Самары.

Каждому христианину в момент крещения дается от Бога бесценный дар - Ангел Хранитель. Он-то и ограждает нас от грехов и страстей, невзгод и болезней. Но это дар людям. А городам? Оказывается у некоторых городов, так же, как и у людей, есть свои особые небесные покровители - православные святые, жившие в этих местах, творившие здесь чудеса. Самара имеет такого небесного покровителя с 1378 года, со времени преставления святителя Алексия, Московского и всея России Чудотворца. Сразу возникает вопрос: "Но ведь Самары тогда еще не было?! Она же, как знаем из истории, возникла во времена Ивана Грозного, в 1586 году!"

В летописи и "житии" приводится рассказ, как татарский хан, прослышав о духовной силе митрополита, позвал его в Орду для того, чтобы он исцелил молитвою ослепшую ханшу Тайдуллу. Путь в Золотую Орду пролегал по степным просторам Поволжья. В пути у святителя Алексия была остановка у отшельника на берегу красивой и многоводной реки. « Какая это река?» - спросил митрополит у благочестивого старца. «Я называю ее Самарою, а как по-другому - не знаю» - ответил отшельник. «Самара..» - задумчиво повторил старец. « Да укрепится имя сие за нею на веки!» И вслед за этим пророчеством произнес: «На сем месте будет и город Самара, в котором просияет благочестие, и оный город никогда и никем разорен не будет». Пророчество святителя Алексия исполнилось в точности. На этом месте была срублена казаками "крепостца" Самара. С тех пор уже прошло более четырех веков. Но благословение святителя Алексия, небесного покровителя нашего города, по-прежнему почивает на Самаре. Десятки храмов и монастырей украсили волжские берега. Самара стала оплотом православия на востоке России. И остается им, вопреки всему, до настоящего времени. Исполнилась и вторая часть пророчества старца. Не раз отводил он беду от самарских стен. Не разорили Самару ни полчища озверевших пугачевцев, ни войска Бонапарта. В дни революции в Самаре было и голодно, и тревожно. Как везде, лилась кровь и на ее тихих улочках. Но от полного разорения и запустения по молитве святителя Алексия избавил Самару Господь. А во время Великой Отечественной войны на самарской земле не взорвался ни один вражеский снаряд...

Вот почему так важно всем нам не забывать и теперь о том, кто уже много веков стоит на страже нашей родной земли и вымаливает нам прощение у Бога – Святитель Алексий. В настоящее время у нас в Самаре восстановили разрушенную часовню, в честь небесного покровителя и защитника земли самарской – Святителя Алексия.

Алексий - Божий человек

Житие святого преподобного Алексия, человека Божия, всегда было одним из любимых на Руси. Преподобный Алексий родился в Риме в семье богатых и знатных родителей. В шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню. В юности, отказавшись от всех мирских радостей и удовольствий, Алексий продал все, что у него было, и роздал деньги нищим. Преподобный питался только хлебом и водой, а полученную милостыню раздавал немощным и престарелым. Родные повсюду искали пропавшего Алексия, но безуспешно. И так он прожил около 17 лет, перенося от всех обиды и оскорбления, поругания и насмешки и находя только утешение в чтении Святого Евангелия. Однажды пономарю церкви, при которой подвизался преподобный, было откровение о нем. Пономарь нашел святого Алексия и ввел в церковь. Многие узнали о праведнике и стали почитать его. Тогда святой, избегая славы, тайно сел на корабль, отправлявшийся в Киликию. Но буря унесла корабль далеко к западу и прибила к берегу Италии. Блаженный направился в Рим. Неузнанный, он смиренно просил у своих родителей разрешения поселиться в каком-нибудь уголке их двора. Отец поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола. Живя в родительском доме, он продолжал поститься и проводить дни и ночи в молитве. Он смиренно терпел обиды и насмешки от слуг родного отца. Только безмерная любовь к Богу помогла блаженному переносить эту муку. Святой Алексий прожил в доме своих родителей семнадцать лет и был извещен Господом о дне своей кончины. Житие святого преподобного Алексия, человека Божия, всегда было одним из любимых на Руси. Что в жизни утешало его, что радовало, несмотря на то, что он не имел никаких земных радостей, жил с нищими, питался самою скудною пищею? Я думаю мысли о Боге, о жизни будущей. У кого из нас есть блага мира сего, радости и удовольствия, те не должны всею душою привязываться к ним, то есть не должны только ими радоваться и утешаться. Жизнь святого Алексия, человека Божия, научает нас христианскому терпению и смирению, учит любви к чтению Святого Евангелия, находя в нем радость и утешение.

Светлый отрок – царевич Алексей

Со дня вступления на престол Государя Николая II Россия в течение десяти лет ждала рождения в Царской семье сына – прямого наследника престола. За это время родились у Царственной четы четыре дочери: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Наконец, 30 июля 1904 года, выстрелами с бастиона Петропаловской крепости было возвещено жителям Петербурга о рождении Наследника-цесаревича. Имя свое Наследник получил в память царя Алексея Михайловича. Крещение новорожденного состоялось через 12 дней. Царевич был очень красив: чудесный малыш с белокурыми локонами и большими серо-синими глазами. Простые русские люди окружали Наследника с рождения. До 7 лет за ним ухаживала няня Мария Ивановна Вишнякова, а затем к нему были приставлены два матроса: Деревенько и Нагорный. Ребенок рос подвижным и жизнерадостным. Подражая взрослому матросу, царевич часто одевался в детский матросский костюм.

В Царской семье этого очаровательного ребенка часто называли ласкательно: «Сокровище», «Солнечный луч». Царевич Алексей, добрый и ласковый, был действительно «солнечным лучом» для всех, окружавших его. Младенец унаследовал тяжелую болезнь – гемофилию, постоянно угрожавшую его жизни. Даже при малейших ушибах начинались болезненные приступы и кровоизлияния. Но болезнь не озлобила его. Страдая, он никогда не капризничал, не проявлял раздражения ни к кому. Ребенок подрастал, подошло время учиться. Мать взяла на себя религиозную часть воспитания и обучения. Она знакомила его с жизнью и учением Иисуса Христа, читала жития святых, приучала сына молиться. По отзывам близких, Наследник отличался большими способностями, но болезнь часто прерывала занятия и надолго приковывала царевича к постели. Страдания, переносимые им во время болезни, вызывали в нем жалость и сострадание ко всем, кто был болен или нуждался в помощи. Маленький царевич был очень уважителен к отцу, матери и всем старшим. Он любил бывать, среди простых солдат, часто говоря: «Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы». Началась первая мировая война. В октябре 1915 года, после того как Наследнику исполнилось 11 лет, он уехал с отцом на фронт, в ставку. Это было первое расставание с мамой – малыш становился отроком. Незадолго до февральской смуты

1917 г. Наследник заболел корью и находился в Царском Селе. В это время мать, Государыня Александра Федоровна, сидя у изголовья больного сына, пережила величайшее горе об отречении Государя от престола. Наступило время заточения Царственных мучеников. Новыми властями Царская семья была отправлена под конвоем в город Тобольск. Простые жители Тобольска и крестьяне местных деревень, проходя мимо губернаторского дома ( место заключения Царственных мучеников) снимали шапки, крестились и даже падали на колени. Солдаты караула прониклись чувством симпатии и уважения к заключенным членам Царской семьи. Особенно полюбили они Государя и Наследника. Царевич Алексей завоевал любовь простотой, лаской и вежливостью в общении с солдатами. Он часто приходил в «караулку» поиграть с ними в шашки, поговорить, послушать солдатские рассказы. Весной 1918 года Царская семья была отправлена в г.Екатеринбург. В этом городе Царственных мучеников заключили в доме особого назначения (в доме коммерсанта Ипатьева). Обращение с Царской семьей здесь было жестоким и оскорбительным. Больной Наследник не вставал с постели. Иногда Государь выносил его на руках в садик возле дома. Все Царственные мученики на жестокости и оскорбления отвечали поразительным терпением и кротостью. В ночь с 3 на 4 июля (по ст. ст.), с 16 на 17 ( по нов.ст.) 1918 г.было совершено зверское, подлое убийство всей Царской семьи – расстрел в подвале Ипатьевского дома. Первой жертвой пал Царь Николай II, затем верная ему до гроба Государыня Александра Федоровна, и затем царевны и царевич Алексей. В настоящее время Царственные мученики причислены к лику святых. И отрок, царевич Алексей, является для меня образцом для подражания. Не роптавший в страданиях, а лишь благодарно молившийся Богу, он учит нас кротости, смирению, христианскому терпению и любви.

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси

Все мы не так давно понесли тяжелую утрату, скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II — пятнадцатый Патриарх Русской Православной Церкви. И конечно нельзя не вспомнить сегодня об этом удивительном человеке и подвижнике Православия. Патриарх Алексий (в миру — Алексей Михайлович Ридигер) родился в г. Таллине, (Эстония) в глубоко верующей семье. Его родители, протоиерей Михаил и мама Елена Иосифовна подавали пример ревностного служения Церкви. Отец Алексея в течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви. Для Алеши Ридигер не было вопроса о выборе жизненного пути. Его первые сознательные шаги совершались в храме, когда он шестилетним мальчиком выполнял свое первое послушание — разливал крещенскую воду. Уже тогда он твердо знал, что станет только священником. В восемь-девять лет он знал Литургию наизусть и любимой его игрой было «служить». Родители смущались этим и даже обращались к валаамским старцам по этому поводу, но им было сказано, что если все мальчиком делается серьезно, то препятствовать не нужно. Ежегодно совершая паломничества в монастыри, родители будущего Патриарха брали мальчика с собой. Мальчик на всю жизнь запомнил встречи с духоносными старцами. В18 лет Алексей поступил в Петербургскую (Ленинградскую) духовную семинарию и в скором времени был рукоположен в сан священника. Затем он продолжает обучение в Петербургской духовной академии. Окончив ее по первому разряду он был удостоен степени кандидата богословия и возведен в сан протоиерея. В 1961 году в Троице-Сергиевой лавре протоиерей Алексий Ридигер принял монашеский постриг. Вскоре иеромонаху Алексию было определено стать епископом Таллинским и Эстонским. Это было нелегкое время — время гонений на церковь. По всей стране шло массовое закрытие храмов. Резко сократилось число духовных учебных заведений. В 1986 году Владыка Алексий назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским. Так началась еще одна эпоха в его жизни. За время правления Петербургской епархией Владыке Алексию удалось сделать очень многое: совершилась канонизация блаженной Ксении Петербургской, стали возвращаться Церкви святыни, храмы и монастыри. В частности были возвращены святые мощи благоверного князя Александра Невского, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. В 1990 г. митрополит Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси. Одно за другим следовали очень важные события для русской Православной Церкви: обретение мощей преподобного Серафима Саровского; обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского; Святейшего Патриарха Тихона; обретение в Троице-Сергиевой лавре мощей святителя Московского Филарета, преподобного Максима Грека и преподобного Александра Свирского. Эти чудесные обретения говорят о том, что начался новый, удивительный период в жизни нашей Церкви. За годы своего служения Патриарх Алексий II посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. Большое внимание Святейший Патриарх уделял религиозному образованию в стране и духовно-нравственному воспитанию юного поколения. С этой целью по Его благословению открываются духовные семинарии, духовные училища, вводятся уроки основ православной культуры в школах, в том числе и в нашей школе. Алексий II уделял большое внимание установлению в России новых отношений между государством и Церковью. Стали строиться храмы и часовни при больницах и тюрьмах, установились тесные связи между Церковью и армией. Мир и согласие в обществе, вот к чему неустанно призывал Патриарх Алексий.

Изучив жития святых и биографию Патриарха Алексия II , я пришел к следующему выводу: что всех их объединяет крепкая вера, преданность Богу, служение родному Отечеству, кротость и смирение, христианское терпение и любовь. Я считаю, что обстоятельства жизни святого, в честь которого мы наречены, имеют для нас большое значение. Если угодник Божий был преподобным, угодил Богу в монашестве, то и мы должны особенно прилежно молиться, а если он был епископом Церкви, учителем благочестия, то и нам подобает стараться о приобретении духовных и светских знаний, чтобы затем, если Богу будет угодно, оказаться полезными для других. И хочется закончить словами митрополита Антония Сурожского: « Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое призвание. Мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдуматься в значение имени своего святого, доступного нам из его жития. Потому что он является не только нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем должны быть мы. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни другого человека, святого, жить более достойно – можно».

Литература

  1. Архангельский Благовестник //№ 12. с. Красноармейское, 2007.
  2. Народная газета //№20. Самара, 2005.
  3. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского, т.7, февраль. – М.: Терра

Книжный клуб, 1998. -416 с.

  1. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского, т.8, март – М.: Терра

Книжный клуб, 1998. -416 с.

  1. Православная цивилизация: прошлое, настоящее, будущее //Сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2006. -546 с.
  2. Протоиерей Артемий Владимиров. Учебник жизни. – Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Московского, 2005.-222 с.
  3. Протоиерей Евгений Шестун. Православная школа. – Самара: ФГУП. Изд-во

Самарский Дом печати, 2004. – 368 с.