Главная              Рефераты - Разное

План: 1 Актуальность проблемы правописания в начальной школе. 2 Понятие орфографической зоркости. Наука в поиске - реферат

« Система упражнений по формированию орфографической зоркости при изучении правописания парных согласных в корне слова».

( с использованием элементов языкового материала по краеведению)

Содержание:

1. Введение

План:
1) Актуальность проблемы правописания в начальной школе.

2) Понятие орфографической зоркости. Наука в поиске.

3) Цель и задачи исследования.

4) Основы и методы исследования.

2. Из личного опыта.

1) Система упражнений методической работы:

а) подготовительно- ознакомительный раздел

б) тренировочный раздел

г) закрепительный раздел

д) контрольно- диагностический раздел

3. Приложени

1) Подборка материала по краеведению.

2) Памятки «Помогайки».

3) Заключение.

4) Литература.

Развитие у школьников орфографической зоркости, прочных орфографических навыков - одна из важных задач обучения их русскому языку в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

От того, насколько полно будут развиты навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать язык в письменной форме.

Безошибочное правописание составляет «азбуку знаний языка», - писал в прошлом веке теоретик русской орфографии Я.К.Грот. Прежде всего ученик должен найти орфограмму, только после этого он сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.

Значит, повышение эффективности обучения школьников связано с формированием и развитием орфографической зоркости. Тут возникает вопрос: с помощью каких методов, способов, средств, можно эффективно развивать орфографическую зоркость?

Решению данной проблемы посвящены работы известных методистов: В.Шереметевского, Н.С.Рождественского, М.Р.Львова, Е.Г.Шатовой, М.М. Разумовской и др.

На современном этапе вопрос о развитии орфографической зоркости является одним из актуальных вопросов лингводидактики. К сожалению, как показывает практика учащийся, оканчивающий начальную школу, допускает серьёзные орфографические ошибки. Это говорит о том, что у них не сформирована орфографическая зоркость. Из всего вышеизложенного я выявила цель исследования : основываясь на теоретических аспектах обучения орфографии:

Цель:, Создать эффективную систему упражнений для формирования орфографической зоркости по обнаружению орфограммы парных согласных в корне слова и применение её на практике.

Задачи:

· Сформировать у обучающихся знания, умения, навыки в правильном написании слов с орфограммой парных согласных в корне слова;

· Активизировать познавательную деятельность через развитие интереса к изучению русского языка, орфографии.

· Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности;

· Воспитывать личность на основе нравственных и культурных ценностей, прививая любовь к своей малой родине, интерес к краеведению, через языковой материал.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников русскому языку.

Предмет исследования: развитие орфографической зоркости у учащихся на примере правописания парных звонких и глухих согласных в корне слов.

Гипотеза: процесс развития орфографической зоркости у учащихся будет эффективным:

- если будут выявлены возможности развития орфографической зоркости младших школьников;

- если будет разработана система упражнений, предполагающая строгий отбор дидактического материала с учётом характера развития орфографической зоркости у учащихся, установлением последовательности их выполнения с учётом возрастающей сложности словарного материала.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть сущность основных орфографических понятий;

2) проанализировать психологические аспекты формирования и развития орфографической зоркости;

3) рассмотреть методические приемы работы над формированием орфографической зоркости младших школьников;

Теоретико-методологическими основами исследования являются:

- работы Н.С.Рождественского, М.М.Разумовской, М.Р.Львова по методике обучения орфографии в школе;

- исследования Д.Н.Богоявленского, П.С. Жедек по психологии формирования и развития орфографической зоркости у младших школьников.

Методы исследования:

1. Теоретические:

- изучение лингвистической, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;

2. Эмпирические:

- наблюдение за деятельностью учащихся.

Система упражнений состоит из 4-х разделов

Развитие навыков грамотного письма у школьников - одна из трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначена как важнейшая программная установка. Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников недостаточно использовать материал учебника. Поэтому мною были разработаны специальные упражнения, направленные на развитие умения обнаруживать и распознавать орфограммы. В каждом разделе упражнения располагаются в определённой последовательности с учётом возрастающей сложности и самостоятельности учащихся. Задания составлены с учётом психологических аспектов формирования орфографической зоркости младших школьников. В упражнения вошёл разнообразный словарный материал ( в том числе и краеведческий ): загадки, пословицы и поговорки, стихи, отрывки из произведений художественной, научно-популярной литературы, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческие способности, интерес к русскому языку, воспитывают любовь к своей малой Родине, к природе.

/. Подготовительно-ознакомительный раздел: чтение слов и словосочетаний, написанных на доске (или на карточках) с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании слов, объяснение орфограмм. Упражнения этого раздела развивают фонематический слух, позволяют более тонко и точно воспринимать речь (такую работу начала уже с первого класса в период обучения грамоте , при звуко – буквенном разборе)

//. Тренировочный раздел: учащимся предлагаются тексты, в которых встречаются слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На этом этапе используется кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному запоминанию слов с изученными орфограммами. ( в последующих классах).

///. Закрепительный раздел: сюда вошли упражнения без выделения орфограмм, которые посвящены формированию умения выделять и распознавать орфограммы.

IV. Контрольно-диагностический раздел: включает упражнения, направленные на развитие умений самоконтроля и самооценки,тестирование.

/. Подготовительно-ознакомительный раздел.

( Синим цветом выделен словарный материал краеведческого направления, по ходу прочтения уточняются знания детей. См. приложение.)

Упражнение 1.

Прочитайте слова и словосочетания. Правильно произнесите слова с оглушёнными согласными в середине слова и в конце слова.

Устно подберите проверочные слова так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук.

Народ ,клуб , гриб , улыб ка, город , сад , обед , загад ка, вперед , лод ка, мороз , сказ ка, нож , рож ь, круж ка, подруж ка, друг , снег , лев , рукав , трав ка ,берег .

Сток воды, стог сена; плод апельсина, на реке плот ; зеленый лук , цветочный луг ; средний род , красивый рот ,хороший улов .

Упражнение 2.

Прочитайте слова и словосочетания. Установите разницу в произношении и написании. Объясните орфограммы, подберите проверочные слова.

Морков ь, год , завод , колхоз , медвед ь, обед , огород , тетрад ь, четверг , сапог , рассказ .

Красив , хорош , пригож , вежлив , здоров , остров, залив.

Рыб ка, лап ка, лож ка, блуз ка, гряд ка, поход ка, лошад ка, крош ка, нож ка, повяз ка, указ ка, загад ка, палат ка, лепеш ка, струж ка.

Жид кая каш ка, рез кий ветер, ред кий лес , слад кий пирог , глад кая дорож ка, мяг кий хлеб.

Скольз кий лёд , уз кий пояс , лег кие сапож ки, роб кие ребятиш ки, близ кий друг , низ кая коляс ка, креп кие ореш ки.

Упражнение 3.

Сколько раз?...

Сколько раз встречается звук [т]?

Документ подписан директором.

Сколько раз встречается звук [г]?

На вокзале его встретил друг.

Посчитайте количество звуков [п]?

На поляне стоял дуб в два обхвата.

//. Тренировочный раздел

Упражнение 1.

1)Поднимайте сигнальные карточки с нужным парным согласным. 2) Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор .

Ено. - красавиц смотрит вни.,
Там потянулась сла.ко ры .ь,
Плывёт могучий бегемо.,
Медве.ь над нерпою ревет,
И белый голу. ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.

Упражнение 2.

Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Ловок — ло . кий. Скользок - сколь . кий.

Гибок - ги . кий. Резок - ре .кий.

Гладок - гла, кий. Робок - ро . кий.

Сладок - сла . кий. Лёгок - ле . кий.

Близок - бли . кий. Крепок - кре . кий.

Упражнение 3.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

Получить бага . , выйти на бере ., найти кла ., отправиться в похо ., букет ро ., ветки бере ., автор кни ., запах тра ., проливной дож . ь, вкусный обе .,красивый полуостро. ,наш сосе..

Упражнение 4.

Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

Сне . укутал деревья. Ду . в мохнатой ша. ке. На ветках бере . белый шар . . Молодая ёлочка спряталась в сугро .. Не страшен деревьям холо . и моро..

Упражнение 5.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограммы на месте пропусков.

Зага. ка.

Вот иголки и була . ки
Выползают из-под ла . ки.
На меня они гл . дят,
Молока они х . тят. (К.Чуковский)

Упражнение 6.

Выборочное списывание. Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков. Выпиши слова с парными согласными в корне слова.

Наш . порося . ки
Выросли на гря . ке,
К солнышку боч ? ком,
Хвостики крюч ? ком.
Эти порося . ки
Играют с нами в пря . ки. (Г.Сапгир)

Упражнение 7.

Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы:

  1. ло . ка, игру. ка, к . ту . ка, клю . ка;
  2. д . ро . ка, кры . ка, варе ка, но . ка;
  3. л . ша . ка, лю . ской, л , па .ка, зага , ка;
  4. мину . ка, моне . ка, гря . ка конфе . ка;
  5. оши . ка, ру , ка, тру . ка, ла .ка.

Какое слово является лишним во всём упражнении?

Упражнение 8.

Напишите слова в следующей последовательности: проверяемое, проверяемое, проверочное. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

  1. ду . ок, ду . ки, ду .;
  2. зу . ки, зу ., зу . ок;
  3. коло ., коло . ки, коло . ок.;
  4. голу . ь, голубо ., голу . ка. Образец: дуб, дубки - дубок.

Ш .Закрепительный раздел.

Упражнение 1.

Прочитай пословицы и поговорки.

  1. У наших ворот всегда хоровод.
  2. Был бы покос, да пришёл мороз.
  3. В мае дождь, будет рожь.
  4. Сорвать прут — небольшой труд.
  5. Добрая пословица не в бровь, а в глаз,
  6. Книга — твой друг, без неё как без рук.

Спиши. Подчеркни буквы парных звонких и глухих согласных на конце слова. Как надо проверять их написание?

Упражнение 2.

Прочитай, приготовься писать по памяти.

Быть может, первый листопад
Встречает этот клён.
В свой самый праздничный наряд
Переоделся он. (В.Берестов).

Напиши. Проверь по тексту. Подчеркни буквы парных согласных на конце слова. Устно объясни их написание.

Упражнение 3.

Прочитай однокоренные слова.

  1. Груз, грузило, погрузка, грузить.
  2. Ловить, улов, ловушка, лов.
  3. Садовник, сад, садовый.
  4. Сенокос, косилка, косить, косьба.
  5. Обиход, ходьба, поход, ходок.
  6. Сторож, сторожить, сторожка, сторожевой

Выпиши сначала те однокоренные слова, которые являются проверочными, а затем те, в которых надо проверить букву согласного в корне.

Упражнение 4.

Напишите слова в таком порядке: 1) слова, обозначающие предмет; 2) слова, обозначающие признак предмета; 3) слова, обозначающие действие предмета.

1) Готовить, подготовка, готовый, подготовительный, готовность, заготовка, наготовить.

2) Низкий, низина, низовье, понизить, занизить, унизительный.
Подчеркни букву согласного в корне, которую нужно проверить.

Упражнение 5.

Прочитай.

Возле грядки - две лопатки,
Возле кадки - два ведра.
После утренней зарядки
Мы работаем на грядке-
И посадки все в порядке,
Их теперь полить пора. (Е.Благинина)

Выпиши слова с парными звонкими и глухими согласными в середине слова, подбирая к ним проверочные. Сколько проверочных слов можно подобрать к каждому слову?

Упражнение 6.

Прочитай слова. Спиши только те слова, в которых согласную надо проверять.

  1. Островки, островок, островком.
  2. Пирожки, пирожок, пирожком.
  3. Дружки, дружок, дружком.
  4. Холодок, холодком, в холодке,
  5. Медок, медком.
  6. Покрышка, покрышкой, покрышек.

Упражнение 7.

Прочитай.

Буквы — значки, как бойцы на парад,
В стройном порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все - алфавит. (С.Маршак).

Выпиши только то предложение, в котором парный по глухости-звонкости согласный стоит в середине слова. В каких еще словах этого предложения надо проверить букву согласного.

Упражнение 8.

Спиши, заменяя слова, которые обозначают действие предмета однокоренными.

Образец: Прокладывать пути — прокладка путей.

Плавить металл -... Переписать бумаги

Посадить лес -... Отправить письма

Заготовить сено -... Поливать огород

Рубить дрова -... Доставить мебель

Смазать колеса -... Погрузить багаж

Какое из однокоренных слов является проверочным?

IV. Контрольно-диагностический раздел.

Упражнение I.

Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить написанные на доске слова (время предъявления записи 15-20 секунд, после чего запись закрывается):

Робкий, ловкий, дерзкий; Селедка, сливки, рожки; Пятка, ножка, головка. Выполните следующие задания:

  1. напишите слова, которые начинались на букву С;
  2. напишите слова с парным согласным Ж в середине;
  3. напишите слова с парным согласным В в середине;
  4. напишите слово с парным согласным Т в середине;
  5. напишите два оставшихся прилагательных.

Упражнение 2.

Прочитай.

Кто как питается.

Муравьед питается муравьями. У него узкая морда и длинный липкий язык. У колибри длинный клюв. Им она собирает нектар с цветка.

Медведь может повалить лося, лошадь. Но может питаться и корешками трав. Любит мишка полакомится медком, рыбкой, ягодкой. Длинной гибкой шеей достает жираф зеленые побеги деревьев .

Продиктуй первую часть товарищу по парте, а вторую часть напиши под его диктовку. Проверь по тексту. Обозначь графически орфограмму парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Упражнение 3.

Выборочный диктант. Запиши на слух слова с орфограммой парных согласных в корне слова.

Букварь, пенал, тетрадки - держи ты их в порядке (Ю.Коринец).

Сын на ножки поднялся, в дно головкой упёрся (А.С.Пушкин). Гриб растёт среди дорожки - голова на тонкой ножке (С.Маршак). Мягкие лапки - на лапках царапки (Загадка). Выгляни в окошко, дам тебе горошку (Из народной сказки). На грядках низко растёт редиска. Кошке игрушки, а мышке слёзки (Пословица). Стал дед репку из земли тянуть (Из народной сказки).

Упражнение 4.

Зрительный диктант. Загадки.

1. Красна, сладка, душиста, растёт низко, к земле близко.

2. Бегут по дорожке доски, да ножки.

3. Лежит на грядке круглый, зелёный, гладкий, внутри красный, на вкус сладкий.

Упражнение 5.

Объяснительный диктант.

Помоги друзьям.

Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют зерна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям .( Какие птицы остаются зимовать в нашем крае?)

Упражнение 6.

Предупредительный диктант.

Пруд

Хорош пруд около нашего посёлка. К пруду ведёт узкая дорожка. На берегу беседка. Вокруг пруда растут березки и дубки. Вода в пруду прозрачная и гладкая. Мы часто катаемся на лодке. В тихой воде мелькают рыбки.

Упражнение 6.

Списывание

Белое озеро(на Кургальском полуострове)

Мы собрались в поход на Белое озеро . Было раннее летнее утро. Дорожка тянулась между болот. Вдруг внизу показалась серебристая гладь воды. Картина открылась прекрасная. Высокие сосны окружали озеро. Оно словно налито в чашу из камня. Склоны скал покрывали хвойные леса. Мелкие речушки стекали с горы и наполняли чашу. Синее небо гляделось в воду. На дне озера виднелся ослепительно- белый песок. Далеко от берега качались лёгкие лодки. Рыбаки вышли на утренний лов рыбы.

Обозначь графически орфограмму – парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Упражнение 7.

Творческий диктант.

Составь с данными словами и запиши рассказ из 4-5 предложений.

Старушка

Мальчик, девочка, по дорожке, скользко, старушка, упала, мальчик, помог, встать.

Упражнение 8.

Свободный диктант.

Зимние забавы

Стоял ясный зимний денёк. Лёгкий снег тихо падал на землю.

Высыпали на улицу ребятишки. Снег был липкий. Мальчики стали крепость строить и в снежки играть.

Девочки снегурочку лепили. Вместо глаз - льдинки. Вместо носа - морковка. Рот и брови угольком нарисованы. На головку надели шапку. Красивая снегурушка вышла!

Упражнение 9.

Творческий диктант.

Дописать предложения словами противоположного значения.

  1. Смелый там найдёт, где ... потеряет.
  2. Редька горькая, а морковка ....
  3. Дорожка широкая, а тропка ....
  4. Дуб высокий, а орешник …

Упражнение 10.

Выпиши слова, в которых есть орфограммы-согласные буквы.

Шли вперед – пришли назад:

Значит, круглый этот сад.

А затем наоборот:

Шли назад – пришли вперед.

Тест « Проверь себя !»

Тема: «Сог ласные в корне слова»

1. Соедини линиями согласные буквы, пар­ные по звонкости-глухости.

Подчеркните буквы, которые пары не имеют.

з Д л Б Ж Щ В г

ш х т п Ц с К ч Ф

2. Отметь значком «+» верные высказыва­ния,

· «все согласные нужно проверять»

· «нужно проверять парные согласные в корне слова»

«проверяй парные согласные всегда»

·«проверяй парные согласные, если они стоят:

-перед гласным -перед любым гласным на конце слова

-перед согласным кроме согласных л, м, н, р, н, в».

3. Подчеркни согласные, которые не тре­буют проверки.

б, х, к, Ш. ф, Р. С, д, Щ. в, Г. т, ж, л

4, Подчеркни орфограмму «Проверяемые парные согласные в корне слова».

Снег да снежные узоры, В поле - вьюги разговоры, Холод, полутьма.

День - коньки, гора, салазки, Вечер - бабушкины сказки. Вот она - зима!

5. В каждом слове вставь пропущенную букву. Выбери и подчеркни проверочные слова.

гру_ пиро_ки групповой

пирожочек

уло_

пиро_ки

улова

6. Исправь ошибки.

Ножка, гри6, гупка, варешка ,сугpoп, утюг, сладкий.

7. Вставь пропущенные буквы.

Вот иголки и була_ки

Вып_лзают из-под ла_ки:

На меня они гл _дят,

Мол_ка они х_т


8. Подчеркни в стихотворении , нашей землячки, местной поэтессы В.Вербы слова с орфограммой парных согласных в корне слова.

Гуляет ветер, гнутся лозы,
Бегут дороги далеки…
Мой край – зелёные берёзки
Вдоль синей солнечной реки.
Мой край луга и перелески,
И звон ручья , и шум лесной,
И голубой расцветший дерзко,
Подснежник раннею весной.
И долгий крик под низким небом
Летящих к югу птичьих стай…
Ты никогда, мой друг, где б ни был,
Свой отчий край не забывай!

Приложение 1.

К выделенным словам ( краеведческого направления ) с орфограммой парных согласных в корне слова:

Народ ( русский народ , народ «вод ь» )

Город ( районный город Кингисепп , город – сосед Ивангород )

Берег ( реки Луги, Выбье, Россонь)

Остров ( полуостров Кургальский)

Залив ( Финский залив )

Посёлок ( Ленрыба, Краколье, Липово, Лужицы )

Речуш ка ( Выбинка )

Площад ь ( Николаева, Центральная в г. Кингисеппе )

Улов( на озёрах: Липовское, Белое,Судачье , Коболово)

Приложение 2.

Памятка « Помогайка»

Как искать проверочные слова для корня?

    1. Объясни значение слова с помощью однокоренного или подбери другое однокоренное слово.
    2. Измени проверяемое слово


предмет действие предмета признак предмета

ед.ч. мн.ч. что (с)делает? каков?

кто? что? что (с)делал?

(ед.ч. или мн.ч.) что (с)делаю?

Много кого?

чего?

Памятка - алгоритм правописания парных согласных в корне.

  1. Прочитай слово. Послушай, есть ли в нем парный глухой или звонкий согласный звук на конце или в середине перед другим согласным.
  2. Если есть, подбери проверочное слово.
  3. Определи, какую букву нужно писать.
  4. Напиши слово.
  5. Проверь себя: обозначь орфограмму.

Эффективность и результативность работы.

Эффективность работы зависит от многих показателей: эмоционального настроя ребенка, психологического комфорта в классе, от уровня сформированности познавательных интересов и др.
Если говорить о системе работы по решению орфографических задач при изучении парных согласных в корне слова, реализуемой на протяжении длительного времени, то она имеет показатели эффективности, касающиеся не только качества моих действий, но и качества умений, происходящих с обучающимися. Это качество можно отразить в количественных показателях : 85% учеников справились с тестированием не допустив ни одной ошибки и лишь 15% ( 3 ученика ) допустили по 2 ошибки в заданиях на данную орфограмму.
Работая с системой таких упражнений , я заметила, что выполнение разнообразных заданий стало для учащихся не скучной необходимостью, а вполне мотивированным и интересным процессом.
Языковой соварный материал с элементами краеведческого направления ( в технологии итегрирования ), вызвал интерес у детей по изучению истории, природы, географии родного края. Процесс обучения стал у нас более творческим.

Литература:

1. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н.Богоявленский \ М., 1966

2. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д.Н.Богоявленский // Начальная школа. – 2003 - №4 – с. 39

3. Бондаренко А.А. Где прячутся ошибки? М.: Просвещение, 1999.

4. Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные // Начальная школа. – 1996. - №9 – с. 198

5. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности / С.М.Бондаренко – М.: Изд. «Знание», 1997

6. Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию. // Начальная школа. 2003. №7.

7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991.

9. Жедек П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение. 1992.

10. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.

11. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., 1990.

12. М.С.Соловейчик, О.О.Харченко Материалы курса «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах». Лекции.-М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

13. Л.М.Быкова Краеведение . Кингисеппский район.