Главная              Рефераты - Разное

Комплекс средств автоматизации спун 7 - реферат

ЗАО «ИВЦ Инсофт»

(наименование организации-исполнителя)

УТВЕРЖДАЮ

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России

Директор по НИОКР ЗАО Инженерно-внедренческий центр Инсофт

___________________ Ц.В. Церенов

___________________ Е.В. Бойченко

«___» ________________ 2005 года

«___» ________________ 2005 года

Технико-экономическое обоснование создания СПУН

На 40 листах

СОДЕРЖАНИЕ

1. АННОТАЦИЯ 4

2. Введение 5

2.1. Наименование проектируемой системы. Документы, на основании которых ведется проектирование. 5

2.2. Плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы 5

2.3. Исполнитель и соисполнитель работы 5

2.4. Перечень нормативно-технических документов, методических материалов, использованных при проведении ТЭО 5

3. Термины и определения 7

3.1. Система персонального учета населения Российской Федерации 7

3.2. Компонент СПУН 7

3.3. Комплекс средств автоматизации СПУН 7

3.4. Сервис системы персонального учета населения 8

3.5. Репозиторий системы персонального учета населения 8

3.6. Модуль интеграции АИС в СПУН 8

3.7. Система реализации ЭАР (сервисов) СПУН 9

3.8. ЭАРы (сервисы) межсистемного взаимодействия СПУН 9

3.9. ЭАРы (сервисы) обращения граждан к СПУН 9

3.10. ЭАРы (сервисы) по ведению регистра населения 9

3.11. Аналитические (управленческие) ЭАРы (сервисы) 9

4. Характеристика учета населения в Российской федерации 11

5. Цели, критерии и ограничения создания системы персонального учета населения 14

5.1. Цели и критерии создания СПУН 14

5.2. Ограничения создания СПУН 15

6. Функции и задачи компонентов СПУН 17

6.1. В состав Системы должны входить: 17

6.2. КСА СПУН состоит из следующих компонент: 17

6.3. Федеральный КСА СПУН должен обеспечивать выполнение следующих функций: 17

6.4. Региональный КСА СПУН должен обеспечивать выполнение следующих функций: 18

7. Перечень мероприятий по реализации концепции создания системы персонального учета населения с разбивкой по годам 19

8. Основные источники экономической и социальной эффективности проекта 20

8.1. Оценка экономической и социальной эффективности проекта 20

8.2. Качественный эффект от создания СПУН 20

8.3. Количественный эффект от создания системы персонального учета населения 21

9. Оценка затрат на создание системы персонального учета 24

1. АННОТАЦИЯ

Настоящий документ содержит технико-экономическое обоснование создание системы персонального учета населения (СПУН).

Документ включает общие положения, оценку затрат на создание СПУН в части разработки нормативно-правового обеспечения, проектирования и сдачи в опытную эксплуатацию, опытной эксплуатации и сдачи в постоянную эксплуатацию.

В документе рассмотрен вариант использования ресурсов федеральных, региональных и муниципальных автоматизированных систем для снижения затрат на создание системы.

Документ содержит 40 страниц текста, 1 таблицу.

2. Введение

2.1. Наименование проектируемой системы. Документы, на основании которых ведется проектирование.

Работы по проектированию и созданию компонентов Системы персонального учета населения (СПУН) в Российской Федерации выполняются на основании перечисляемых далее документов.

· Контракт на выполнение работ по реализации проекта по созданию компонентов СПУН в ряде субъектов Российской Федерации по программным мероприятиям ФЦП «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)», финансируемым по направлению «Прочие расходы»;

· Рабочая программа на выполнение работ по реализации пилотного проекта по созданию элементов системы персонального учета населения (СПУН);

· Типовое техническое задание на создание элементов системы персонального учета населения (СПУН).

2.2. Плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы

Плановый срок начала работы - 15.05.2005 года. Плановый срок окончания работы - 15.11.2005 года.

2.3. Исполнитель и соисполнитель работы

Исполнителем работы является Закрытое акционерное общество Инженерно-внедренческий центр Инсофт.

Соисполнителями работ являются:

· Закрытое акционерное общество РесЭко;

· Общество с ограниченной ответственностью «Информационные бизнес системы»;

· Федеральное государственное унитарное предприятие Научно-исследовательский институт «Восход»;

· Общество с ограниченной ответственностью «Ай-Ферст».

2.4. Перечень нормативно-технических документов, методических материалов, использованных при проведении ТЭО

При проведении ТЭО использованы следующие нормативно-технические и методические материалы.

ГОСТ 24.202-80. Требование к содержанию документа «Технико-экономическое обоснование создания АСУ».

Концепция создания системы персонального учета населения.

Пояснительная записка к концепции создания системы персонального учета населения.

Создание компонентов системы персонального учета населения. Техническое задание на проведение работ в 2005 году.


3. Термины и определения

3.1. Система персонального учета населения Российской Федерации

Система персонального учета населения Российской Федерации – это система взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций по обмену персональными данными о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах или лицах без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, на основе современных информационных технологий в рамках обеспечения конституционных прав граждан, а также предоставления услуг населению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.2. Компонент СПУН

Компонентом СПУН называется часть СПУН, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое.

Компонентами СПУН являются:

· Организационное обеспечение СПУН;

· Методическое обеспечение СПУН;

· Техническое обеспечение СПУН;

· Математическое обеспечение СПУН;

· Программное обеспечение СПУН;

· Информационное обеспечение СПУН;

· Лингвистическое обеспечение СПУН;

· Правовое обеспечение СПУН;

· Эргономическое обеспечение СПУН;

· Комплексы средств автоматизации СПУН федерального и регионального уровней, в том числе репозиторий СПУН федерального и регионального уровня;

· Программные изделия (комплексы программ) СПУН;

· Информационные базы СПУН.

3.3. Комплекс средств автоматизации СПУН

Комплекс средств автоматизации (КСА) СПУН – это совокупность взаимосвязанных программно - технических средств, предназначенных для авторизации и исполнения информационных запросов пользователей, гарантированной доставки персональных данных из различных автоматизированных систем учета населения до пользователя, актуализации содержащихся в них данных на основе утверждаемых регламентов взаимодействия, присвоения и хранения ИПД вместе с соответствующими им первичными идентификационными сведениями.

3.4. Сервис системы персонального учета населения

Сервис системы персонального учета населения – это электронная государственная услуга, которая предоставляется системой. Механизм реализации такой услуги основан на обеспечении взаимодействия автоматизированных систем учета населения между собой, а также с гражданами. Синонимом термина сервис СПУН является термин электронный административный регламент (ЭАР) СПУН.

3.5. Репозиторий системы персонального учета населения

Репозиторий системы персонального учета населения – это компонент СПУН, обеспечивающий хранение информационного обеспечения, а также исполнение специального программного обеспечения, посредством которого реализуются функции СПУН на всех уровнях действия системы.

Репозиторий СПУН включает:

· государственный регистр населения, содержащий ИПД и соответствующие им первичные идентификационные данные;

· метабазу, размещающую сведения о наличии персональных данных в отдельных автоматизированных системах учета населения на всех уровнях, условиях и процедурах доступа к ним, способах и интерфейсах их взаимодействия между собой;

· систему реализации ЭАР (сервисов) (исполнения запросов) для получения персональных сведений в рамках СПУН в соответствии с административными регламентами, утверждаемыми нормативными правовыми актами;

· единую систему справочников и классификаторов;

· портал СПУН;

· подсистему информационной безопасности СПУН.

3.6. Модуль интеграции АИС в СПУН

Для обеспечения автоматизированного взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных информационных систем учета населения в рамках системы персонального учета населения Российской Федерации, а также контроля обмена данными между ними используются специально созданные модули интеграции.

Модули интеграции, устанавливаемые в уполномоченных органах и организациях, обеспечивают подключение федеральных, региональных, муниципальных и ведомственных автоматизированных систем к СПУН, а также необходимые функции контроля выполнения соответствующих операций взаимодействия.

3.7. Система реализации ЭАР (сервисов) СПУН

Система реализации ЭАР (сервисов) СПУН обеспечивает выполнение следующих видов ЭАР (сервисов):

· ЭАРы (сервисы) межсистемного взаимодействия СПУН;

· ЭАРы (сервисы) обращений граждан к СПУН;

· ЭАРы (сервисы) по ведению регионального регистра населения;

· аналитические (управленческие) ЭАРы (сервисы).

3.8. ЭАРы (сервисы) межсистемного взаимодействия СПУН

К ЭАР (сервисам) межсистемного взаимодействия СПУН относятся такие ЭАРы (сервисы) СПУН, механизм реализации которых основан на взаимодействии автоматизированных систем учета населения при передаче и получении персональных сведений в рамках СПУН на основании административных регламентов, выполняемых для информационного обслуживания органов государственной власти и местного самоуправления. Административные регламенты ЭАР (сервисов) межсистемного взаимодействия утверждаются в соответствии с федеральными и региональными нормативными правовыми актами.

3.9. ЭАРы (сервисы) обращения граждан к СПУН

К ЭАР (сервисам) обращения граждан к СПУН относятся такие ЭАРы (сервисы) СПУН, механизм реализации которых основан на взаимодействии автоматизированных систем учета населения при обращении к ним граждан через портал СПУН в интересах предоставления гражданам электронных государственных услуг. Административные регламенты ЭАР (сервисов) обращения граждан к СПУН утверждаются с учетом требования концепции создания СПУН о доступе граждан к своим персональным данным. ЭАРы (сервисы) обращений граждан к СПУН обеспечивают реализацию целей создания СПУН, являясь инструментом для их достижения. ЭАРы (сервисы) обращений граждан к СПУН создают механизмы предоставления информационных услуг населению.

3.10. ЭАРы (сервисы) по ведению регистра населения

К ЭАР (сервисам) по ведению регистра населения относятся такие ЭАРы (сервисы) СПУН, которые обеспечивают создание и поддержание в актуальном состоянии государственного регистра населения, содержащего ИПД и соответствующие им первичные идентификационные данные (Данные ЭАРы (сервисы) разрабатываются по заказу Министерства информационных технологий и связи России).

3.11. Аналитические (управленческие) ЭАРы (сервисы)

К аналитическим (управленческим) ЭАР (сервисам) относятся ЭАРы (сервисы) по сбору и хранению агрегированных аналитических данных о населении России в целом, или отдельных регионах и группах населения. Выделение аналитических (управленческих) ЭАР (сервисов) в отдельную группу ЭАР (сервисов) обусловлено требование концепции создания СПУН о «разработке отдельных регламентов для формирования аналитических и агрегированных данных о населении».

3.12. Список принятых сокращений

АИС- автоматизированная информационная система;

ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство;

ЗАГС – запись актов гражданского состояния;

ИПД – идентификатор персональных данных;

КСА - комплекс средств автоматизации;

ОГИР – объединенные государственные информационные ресурсы;

САО – сельское административное образование;

ПВС – паспортно-визовая служба;

СПУН – система персонального учета населения;

ЭАР - электронный административный регламент;

ЦИК России – Центральная избирательная комиссия России.


4. Характеристика учета населения в Российской федерации

Важным условием обеспечения социально-экономического развития и национальной безопасности страны является наличие в органах государственной власти и органах местного самоуправления полной, достоверной и актуальной информации о населении страны:

· гражданах Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания на территории страны;

· иностранных гражданах или лицах без гражданства, постоянно или временно пребывающих или проживающих на территории Российской Федерации.

Персональные данные о населении необходимы органам государственной власти и местного самоуправления для обеспечения адресности и эффективности государственной социальной поддержки, сбора налогов в бюджеты всех уровней и их рационального распределения, проведения основных структурных реформ, обеспечения общественной безопасности и охраны порядка, контроля миграционных процессов, противодействия терроризму, повышения эффективности работы органов власти в чрезвычайных ситуациях, а также обеспечения основных прав и защиты свобод граждан.

В настоящее время учет населения страны осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях уполномоченными органами и организациями в рамках решения возложенных на них задач. Сбор ими персональной информации осуществляется на основе регистрации и постановки на учет населения в предусмотренном законодательством порядке . Например:

· регистрация населения по месту жительства и пребывания осуществляется органами внутренних дел и органами местного самоуправления;

· постановка на учет налогоплательщиков – налоговыми органами;

· регистрация застрахованных лиц в системе обязательного государственного пенсионного страхования – территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации;

· регистрация населения, нуждающегося в социальной защите и состоящего на учете в органах занятости, а также населения, застрахованного в системе обязательного социального страхования, населения, пострадавшего от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний, обеспечивается органами социальной защиты и органами социального страхования;

· регистрация населения в системе обязательного медицинского страхования – органами обязательного медицинского страхования;

· воинский учет призывных и мобилизационных людских ресурсов – территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации;

· регистрация избирателей – муниципальными образованиями, воинскими частями, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.

Уполномоченные органы и организации осуществляют сбор и хранение персональной информации, необходимой для реализации возложенных на них функций, в том числе сведений, используемых для установления личности.

Для получения обобщенных социально-экономических и демографических сведений о населении страны федеральным органом исполнительной власти проводятся переписи населения.

В целях повышения эффективности сбора персональных данных и их последующего использования в деятельности органов власти для предоставления государственных услуг и выполнения других функций в сфере государственного управления создаются специализированные государственные и муниципальные автоматизированные информационные системы учета населения.

В настоящее время созданы федеральные автоматизированные системы учета населения в налоговых органах, органах медицинского и социального страхования, органах социальной защиты, органах, обеспечивающих правопорядок и других органах государственной власти. В отдельных субъектах Российской Федерации ведутся работы по формированию региональных регистров населения, созданию технологий обеспечения информационного взаимодействия систем органов записи актов гражданского состояния и паспортно-визовых служб органов внутренних дел по обмену данными регистрационного учета населения в рамках реализации соответствующих мероприятий ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)».

Действующая в настоящее время государственная система учета населения формировалась отдельными ведомствами в условиях отсутствия единой нормативно-правовой базы, общей технологической политики, нескоординированности и несогласованности создания отдельных автоматизированных систем учета населения между собой. В связи с этим имеется ряд проблем, в частности:

· неполный охват населения любой из существующих систем учета населения;

· низкий уровень автоматизации уполномоченных органов и организаций, осуществляющих сбор и хранение персональных данных о населении страны;

· недоступность данных, размещаемых в отдельных автоматизированных системах учета населения, заинтересованным органам власти на межведомственном уровне, и, как следствие, дублирование бюджетных расходов на сбор уже имеющихся в других ведомствах и организациях данных;

· невозможность соотнесения, сопоставления и анализа данных из различных автоматизированных систем учета населения для получения полной, достоверной и актуальной информации о физическом лице;

· сложность обеспечения оперативного обмена персональными сведениями между отдельными государственными и муниципальными автоматизированными системами учета населения, имеющими различную структуру хранения данных и системную архитектуру;

· отсутствие единого механизма однозначного установления соответствия персональных данных, размещаемых в различных автоматизированных системах учета населения, конкретному физическому лицу в любой момент времени;

· отсутствие общей нормативной правовой базы, регламентирующей порядок сбора и использования уполномоченными органами и организациями персональной информации о населении страны.

Все это препятствует эффективному выполнению органами государственной власти возложенных на них функций по предоставлению государственных услуг населению. Для обеспечения эффективной защиты конституционных прав и свобод граждан, а также других лиц, временно или постоянно пребывающих или проживающих на территории страны, необходимо обеспечить единый порядок сбора и использования уполномоченными органами и организациями персональных данных, а также создать единую систему персонального учета населения на основе интеграции автоматизированных систем учета населения в рамках единого информационного пространства.

Как показывает опыт многих развитых стран, на определенном этапе развития автоматизированных систем учета населения особенно актуальной становится задача обеспечения их взаимодействия между собой по обмену персональными данными в рамках предоставления государственных услуг населению.


5. Цели, критерии и ограничения создания системы персонального учета населения

5.1. Цели и критерии создания СПУН

СПУН создается в целях повышения эффективности:

· защиты конституционных прав и свобод граждан;

· реализации государственной политики и правоустанавливающей деятельности, планирования деятельности органов власти и контроля ее результативности на основе анализа комплексной и агрегированной информации о социально-демографической структуре и составе населения;

· выполнения органами государственной власти и контрольно-надзорных функций, а также правоприменительных функций, включая предоставление государственных услуг населению;

Достижение данных целей создания СПУН основано на:

· введении единого идентификатора персональных данных (ИПД) обеспечивающего возможность однозначного установления соответствия между персональными данными о конкретном физическом лице, размещаемыми в различных автоматизированных системах учета населения;

· создании государственного регистра населения, понимаемого как совокупность актуальных первичных идентификационных данных о населении страны и соответствующих им ИПД;

· интеграции и обеспечения взаимодействия автоматизированных систем учета населения, обеспечивающих сбор, обработку и хранение персональной информации в электронном виде;

· обеспечении доступа заинтересованных органов власти и организаций к персональным данным, размещаемым в автоматизированных системах учета населения, на межведомственном уровне в соответствии с утверждаемыми регламентами;

· создании аналитических приложений, обеспечивающих возможность оценки имеющейся в различных системах учета информации о населении по различным параметрам;

· создании механизмов предоставления информационных услуг населению и организациям.

При построении СПУН необходимо учитывать опыт уполномоченных органов и организаций по созданию автоматизированных систем учета населения, созданию государственного регистра населения, а также основываться на использовании уже имеющейся информационно-технологической инфраструктуры, созданной в рамках реализации соответствующих проектов.

5.2. Ограничения создания СПУН

Создание СПУН осуществляется в соответствии со следующими основными ограничениями:

· реализация системы персонального учета населения не предусматривает кардинальных изменений действующих процедур сбора и обработки персональных данных в отдельных органах государственной власти, органах местного самоуправления и уполномоченных государственных организациях в рамках выполнения закрепленных за ними функций;

· система имеет децентрализованный характер и основана на использовании существующих автоматизированных систем учета населения, создание и сопровождение которых обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления и уполномоченными государственными организациями самостоятельно;

· доступ к персональным данным и работа с ними осуществляется исключительно на основании существующих и разрабатываемых регламентов, утверждаемых в рамках федеральных нормативных правовых актов;

· система обеспечивает учет и протоколирование всех действий, производимых ее пользователями с персональными данными, а также принимаемых на ее основе решений;

· организация взаимодействия и информационного обмена автоматизированных систем учета населения между собой в рамках СПУН обеспечивается на основе общих методических и технологических принципов и стандартов;

· СПУН основана на использовании гармонизированных классификаторов и справочников во всех системах учета населения;

· в рамках СПУН во всех вновь создаваемых системах учета населения обязательно использование ИПД, обеспечивающего возможность установления однозначного соответствия персональной информации, размещаемой в ведомственных базах данных, конкретному физическому лицу в любой момент времени;

· создание механизмов обеспечения соответствия ИПД и внутрисистемных идентификаторов учета населения для уже реализованных автоматизированных систем учета населения;

· ИПД присваивается однократно, является уникальным для любых персональных данных о личности, размещаемых в различных государственных автоматизированных системах учета населения;

· СПУН должна обеспечивать поддержку непротиворечивости ИПД и первичных идентификационных персональных данных лиц в процессе взаимодействия автоматизированных систем учета различных категорий населения между собой;

· ИПД формируется в соответствии с определенным алгоритмом;

· ИПД присваивается при первичном вводе идентификационных данных в систему при рождении ребенка, при обращении физического лица в органы власти, в случае получения российского гражданства иностранным гражданином или лицом без гражданства, в случае регистрации иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством;

· СПУН должна иметь возможность подключения систем учета населения на основе единой процедуры. Первоначальное наполнение и актуализация автоматизированных систем, подключенных к СПУН, обеспечивается за счет всех ведомств – владельцев указанных систем;

· развитие сервисов и информационного наполнения СПУН, создание в ее рамках новых автоматизированных систем учета населения должно обеспечиваться по результатам оценки затрат и возможного социально-экономического эффекта от их реализации;

· система должна создаваться с учетом существующей информационно-технологической инфраструктуры уполномоченных органов и организаций, осуществляющих в рамках возложенных на них функций сбор и использование персональных данных;

· защита персональных данных должна осуществляться в соответствии с основными положениями нормативной правовой базы и требованиями к обеспечению информационной безопасности;

· хранение персональных данных в электронном виде осуществляется в автоматизированных системах по месту их возникновения.


6. Функции и задачи компонентов СПУН

6.1. В состав Системы должны входить:

· КСА СПУН федерального уровня;

· КСА СПУН регионального уровня.

Структурная схема Системы приведена на рис. 1.

6.2. КСА СПУН состоит из следующих компонент:

· Система реализации ЭАР;

· Единая система справочников и классификаторов;

· Портал СПУН;

· Метабаза данных СПУН;

· КСА ГРН;

· Подсистема информационной безопасности.

6.3. Федеральный КСА СПУН должен обеспечивать выполнение следующих функций:

· Ведение государственного регистра населения, содержащего совокупность ИПД и соответствующие им первичные идентификационные данные на федеральном уровне;

· Присвоение ИПД согласно требованиям проекта стандарта СПУН «Идентификатор персональных данных» на федеральном уровне;

· Ведение метабазы данных федерального уровня, которая содержит сведения о наличии персональных данных в отдельных автоматизированных системах учета населения на всех уровнях, условиях и процедурах доступа к ним, способах и интерфейсах их взаимодействия между собой;

· Исполнение запросов (реализацию ЭАР (сервисов)) для получение персональных сведений в рамках СПУН в соответствии с административными регламентами, утверждаемыми нормативными правовыми актами;

· Взаимодействие с модулями интеграции и региональным КСА СПУН;

· Создание и ведение единой системы справочников и классификаторов СПУН;

· Администрирование и настройка федерального КСА СПУН в зависимости от прогнозируемых объемов загрузки, требований по обеспечению производительности и информационной безопасности взаимодействия.

6.4. Региональный КСА СПУН должен обеспечивать выполнение следующих функций:

· Ведение государственного регистра населения, содержащего совокупность ИПД и соответствующие им первичные идентификационные данные на региональном уровне;

· Присвоение ИПД согласно требованиям проекта стандарта СПУН «Идентификатор персональных данных» на региональном уровне;

· Ведение метабазы данных регионального уровня, которая содержит сведения о наличии персональных данных в отдельных автоматизированных системах учета населения на всех уровнях, условиях и процедурах доступа к ним, способах и интерфейсах их взаимодействия между собой;

· Исполнение запросов (реализацию ЭАР (сервисов)) для получение персональных сведений в рамках СПУН в соответствии с административными регламентами, утверждаемыми нормативными правовыми актами;

· Взаимодействие с модулями интеграции и федеральным КСА СПУН;

· Создание и ведение единой системы справочников и классификаторов СПУН;

· Администрирование и настройка регионального КСА СПУН в зависимости от прогнозируемых объемов загрузки, требований по обеспечению производительности и информационной безопасности взаимодействия.

7. Перечень мероприятий по реализации концепции создания системы персонального учета населения с разбивкой по годам

Перечень мероприятий по реализации концепции создания системы персонального учета населения с разбивкой по годам приведен в Приложении 1.

В перечне выделены следующие группы мероприятий.

· Мероприятия по разработке организационного и нормативно-правового обеспечения СПУН;

· Мероприятия по разработке аналитических и технологических документов;

· Мероприятия по стандартизации СПУН;

· Мероприятия по техно-рабочему проектированию СПУН;

· Мероприятия по созданию подсистемы информационной безопасности СПУН;

· Мероприятия по тиражированию компонентов СПУН и опытной эксплуатации.

8. Основные источники экономической и социальной эффективности проекта

8.1. Оценка экономической и социальной эффективности проекта

Создание СПУН позволит:

· обрабатывать и администрировать персональные данные с целью повышения эффективности их использования;

· обеспечивать многократное использование персональной информации;

· эффективно обмениваться информацией в электронном виде;

· обеспечить более эффективную защиту персональной информации;

· поддерживать и постоянно совершенствовать систему работы с персональной информацией.

В итоге будет достигнуто повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, связанной с ведением учета населения, что определяет существенный экономический и социальный эффект в масштабах государства. Оценка эффекта от внедрения СПУН должна учитывать качественную и количественную составляющие. Как показывает опыт, роль качественной составляющей для такого типа проектов более существенна, чем роль количественной.

8.2. Качественный эффект от создания СПУН

Качественный эффект от создания системы, в первую очередь, выражается в повышении эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленной на обеспечение реализации гражданами своих конституционных прав и выполнения конституционных обязанностей, а именно в:

· упрощении процедур получения услуг от органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе повышении прозрачности деятельности властных органов, снижении ресурсных затрат и сокращении сроков реализации отдельных процедур и мероприятий;

· повышении эффективности реализации фискальных и налоговых функций;

· повышении эффективности реализации функций по обеспечению правопорядка, безопасности государства и обороны страны;

· повышении эффективности реализации миграционной и демографической политики;

· повышении эффективности государственной политики и правоустанавливающей деятельности в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности;

· повышении качества планирования деятельности органов власти и контроля их эффективности на основе анализа комплексной и агрегированной информации о социально-демографической структуре и составе населения.

Система создаст информационно-аналитическую основу для повышения качества социально-экономических и политических решений, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Обоснованность приведенных оценок подтверждается аналитическими данными по эксплуатации компонент системы, реализующих межведомственное взаимодействие на основе информационно-коммуникационных технологий в отдельных субъектах Российской Федерации.

8.3. Количественный эффект от создания системы персонального учета населения

Экономический эффект для государства от создания СПУН складывается из двух составляющих:

- экономии средств населения;

- экономии бюджетных средств;

- экономии средств пенсионных фондов, а также фондов социального и медицинского страхования.

В целом, в макроэкономическом смысле приведенные составляющие являются тесно взаимосвязанными и обеспечивают общий эффект, который может измеряться в масштабе общего объема валового внутреннего продукта.

Реализация проекта обеспечит получение реальной экономии средств пенсионных фондов, фондов медицинского и социального страхования за счет перехода к адресному предоставлению помощи и сокращения переплат гражданам. Создание системы усовершенствует учет налогоплательщиков - физических лиц, обеспечит экономию бюджетных средств на социально-демографические исследования, повысит эффективность и снизит стоимость проведения выборных кампаний за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий учета избирателей, участников референдумов.

Количественный эффект в данном случае определяется экономией на затратах, связанных с обеспечением межведомственного взаимодействия в целях организации ведения учета населения в условиях отсутствия целостной системы; дублированием действий различных органов власти при сборе, хранении и использовании персональной информации; необходимостью получения населением разнообразных справок в различных органах власти и др.

Общий количественный эффект, который выражается в многократном снижении данных затрат, оценить на данном этапе не представляется возможным. Существует возможность приблизительно оценить количественно экономию государства при снижении лишь отдельных затрат.

Так, одним из важнейших экономических эффектов, которые государство получит с созданием СПУН, является снижение издержек, связанных с необходимостью получения гражданами различных справок в органах власти.

Достоверная оценка эффекта от создания СПУН может быть сделана только на основе имеющихся статистических данных.

По имеющимся официальным данным управлений записи актов гражданского состояния администраций ряда субъектов Российской Федерации, в среднем в 2005 году количество зарегистрированных актов гражданского состояния (регистрация осуществляется органами ЗАГС) составляло, по отношению к общей численности населения, величину в 4,3% - 4,4%, т.е. на каждые 22 – 23 человека фиксировался хотя бы один акт гражданского состояния (рождения, смерти, брака, развода, установления отцовства, усыновления, перемены ФИО). Каждый случай, связанный с регистрацией актов гражданского состояния, сопровождается необходимостью получения справки (документа).

Таким образом, исходя из общей численности населения Российской Федерации, составляющей на конец 2003 года около 144 млн. чел., общее количество справок, выдаваемых органами ЗАГС в целом по России составляет порядка 6,4 млн.

Это данные, касающиеся только органов ЗАГС, однако предполагается, что СПУН будет охватывать информацию от не менее 20 органов государственной власти, осуществляющих процедуры регистрации и выдающих справки населению примерно в таких же объемах. Можно предположить, что количество справок, выдаваемых в год данными органами власти населению достигает величины порядка 127,4 млн. (6,4 млн. * 20).

В среднем получение одной справки от органа власти требует около 1 часа времени, исходя из следующих затрат:

- времени проезда к месту выдачи справки и обратно;

- времени на ожидании в очереди;

- времени на заполнение и исправление записей в бланках.

Таким образом, совокупное время, потраченное на получение справки от органов государственной власти населением в год, составляет около 127,4 млн. часов. При этом следует учитывать, что получение справок происходит в рабочее время, т.е., занятые граждане тратят собственное или рабочее время.

Учитывая, что численность занятых в экономике в России составляет 64,7 млн. чел. (44,9% от общей численности населения страны), примерное количество рабочего времени, затрачиваемое на получение справок, занятыми в экономике, составляет 57,2 млн. часов в год (127,4 млн. часов * 0,449).

По данным Госкомстата России (Федеральной службы государственной статистики), общий объем ВВП страны за 2005 год составил 15100,7 млрд. рублей (в текущих рыночных ценах). Суммарное количество рабочего времени занятых в экономике России (исходя из Фонда рабочего времени 250 дней (2000 часов) в год) составляет 129,3 млрд. часов (64,7 млн. чел. * 2000 часов). Таким образом, можно посчитать, что в среднем производительность ВВП России составляет 116,78 руб. за 1 рабочий час.

Исходя из этого, потери ВВП, при нынешних затратах рабочего времени на получение справок занятыми в экономике (57,2 млн. часов в год), составляют порядка 6,67 млрд. руб. в год (114,4 млн. часов * 116,78 руб.).

Если предположить, что после введения СПУН время выдачи справки уменьшится в 2 раза, экономия ВВП в масштабах всего государства составит 3,33 млрд. руб. в год .

Расчет экономии средств пенсионных фондов выполнен на основе анализа фактического подтвержденного экономического эффекта, получаемого отделением пенсионного фонда по городу Москве при внедрении электронного административного регламента межсистемного взаимодействия между органами ЗАГС и социальной защиты населения. Подтвержденный экономический эффект, получаемый за счет минимизации переплат гражданам, которые утратили право на пенсию (пособие) в связи с изменением гражданского состояния, составляет 90 млн. руб. в год.

С учетом численности населения Москвы (10,4 млн. чел.) в соответствии с результатами переписи 2002 года, экономия средств пенсионного фонда России при внедрении аналогичного ЭАР составит 1,25 млрд. руб. в год.

В соответствии с проектной документацией СПУН 2005 года предполагаемое количество различных видов ЭАР межсистемного взаимодействия составит более 130, а ЭАР обращения граждан к СПУН – более 200. Экономические расчеты по другим видам ЭАР будут проведены после получения результатов от их внедрения в опорных регионов.

Если предположить, что экономический эффект от внедрения остальных ЭАР минимально составит 200 процентов от проанализированных выше ЭАР, получим минимальный экономический эффект от внедрения СПУН 13,74 млрд. руб. в год.

9. Оценка затрат на создание системы персонального учета

При расчете затрат на создание системы персонального учета населения в соответствии с принятой в концепции архитектурой системы принято, что система создается в федеральном центре и во всех регионах Российской Федерации.

Обобщенный перечень работ по созданию СПУН приведен в таблице 8.1. Затраты определены по каждому этапу работ для двух вариантов создания системы: без использования ресурсов других государственных систем (далее вариант 1), а также с использованием ресурсов других государственных систем (далее вариант 2). При расчете варианта 2 для отдельных этапов учтено использование ресурсов следующих АС:

- Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы»;

- автоматизированной системы органов Федеральной налоговой службы России;

- региональных систем ОГИР ЗАГС-ПВС-ЖКХ;

- автоматизированных информационных систем паспортно-визовой службы.

В основу расчетов затрат на создание СПУН положены аналитические методы расчетов. При расчете затрат использованы следующие исходные данные:

1. Ведомости исполнения работ и структуры затрат по аналогичным государственным проектам (создание Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы»);

2. Материалы изучения и анализа организации труда и опыта работников, занятых модернизацией и сопровождением баз данных большого объема (более 1 млрд. записей), фотографии, самофотографии рабочего времени и хронометражные наблюдения;

3. Данные по типу и количеству объектов внедрения региональных систем ОГИР ЗАГС-ПВС-ЖКХ Нижегородской, Самарской, Калининградской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, Республик Чувашии и Мордовии, Приморского края;

4. Межотраслевые типовые нормы времени на работы по сервисному обслуживанию ПЭВМ и организационной техники и сопровождению программных средств, разработанные Министерством труда и социального развития Российской Федерации (утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23 июля 1998 г. № 28);

5. Стоимость общесистемного программного обеспечения ведущих компьютерных компаний. Стоимость готового программного обеспечения АИС ЗАГС, АИС ПВС, АИС ЖЭО, АИС САО.

Таблица 8.1

Затраты на создание системы персонального учета населения по видам работ

№ п/п

Наименование затрат

Вариант 1, тыс. руб.

Вариант 2,

тыс.руб.

1.

Формирование требований и концепции СПУН. Разработка проектов законодательных актов. Создание федерального центра – Заказчика СПУН.

29 200,00

19 880,00

2.

Разработка технического задания и эскизное проектирование компонентов СПУН.

3 905,05

3 905,05

3.

Описание процедур и анализ эффективности организации учета населения, осуществляемого уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями в рамках выполнения возложенных на них функций

1 000,00

1 000,00

4.

Анализ уровня информационно-технологического обеспечения процедур учета населения, осуществляемого уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями

1 500,00

1 500,00

5.

Подготовка и утверждение технико-экономического обоснования создания системы персонального учета населения Российской Федерации

600,00

600,00

6.

Разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, необходимых для создания и использования системы персонального учета населения Российской Федерации, в том числе регламентирующих статус государственного регистра населения, порядок формирования и присвоения персональным данным соответствующего идентификатора, процедуры сбора, хранения, передачи и использования персональных данных о населении

3 000,00

3 000,00

7.

Разработка и утверждение функциональных требований к системе персонального учета населения Российской Федерации, в том числе перечня предоставляемых ею государственных услуг и услуг внебюджетных фондов, основанных на обеспечении взаимодействия государственных автоматизированных систем учета населения между собой

3 000,00

3 000,00

8.

Разработка технического проекта СПУН.

8.1

Разработка проектных решений по СПУН и ее частям. Разработка документации.

6 945,00

6 945,00

8.2

Разработка заданий на создание модулей взаимодействия ведомственных систем и СПУН.

2 823,03

2 823,03

9.

Макетная реализация основных компонент системы персонального учета населения Российской Федерации и корректировка функциональных требований к ней по итогам их апробирования на примере пилотных регионов

100 000,00

100 000,00

10.

Разработка требований по обеспечению информационной безопасности системы персонального учета населения Российской Федерации

1 000,00

1 000,00

11.

Разработка стандартов обмена данными между государственными автоматизированными системами учета населения Российской Федерации

в системе персонального учета населения Российской Федерации, регламентов их взаимодействия между собой

2 000,00

2 000,00

12.

Ввод в действие системы.

12.1.

Создание организационно-технологической структуры внедрения компонентов СПУН

204 000,00

293 625,00

12.2.

Поставка комплексов средств автоматизации для объектов ЗАГС, ПВС, ЖЭО, САО, ФМС

3 992 383,00

2 634 973,00

12.3.

Формирование государственного регистра населения Российской Федерации и проведения сверки первичных идентификационных данных, содержащихся в государственных автоматизированных системах учета населения, на основе создания соответствующих программно-технических комплексов

3 250 000,00

1 625 000,00

12.4.

Тиражирование программно-технических решений, обеспечивающих функционирование системы персонального учета населения Российской Федерации, ввод ее основных компонентов в промышленную эксплуатацию

1 120 000,00

1 120 000,00

12.5.

Мониторинг хода создания и использования системы персонального учета населения Российской Федерации

6 000,00

6 000,00

ВСЕГО:

8 727 356,08

5 825 251,08

6. ОСТ 115.008-2001 "Отраслевая система стандартизации. Классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг информатизации";

7. Средняя стоимость человеко-часа, принятая в расчетах, составляет 228,5 руб. без учета налога на добавленную стоимость. При расчете стоимости человеко-часа использовались данные Мосгоркомстата о среднемесячной номинальной заработной плате работников по отраслям экономики и социальной сфере г. Москвы за декабрь 2005 года (строка «по предприятиям … информационно-вычислительного обслуживания»), и включают следующие составляющие:

- расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

- расходы на пуско-наладку и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

- расходы на научные исследования и опытно-конструкторские работы;

- расходы на обязательное и добровольное страхование;

- прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией;

- прибыль.

При расчете затрат этапа 1 по второму варианту учтена возможность использования ресурсов Федерального центра информатизации при ЦИК России, т.е. его совмещение с Федеральным центром СПУН. При расчете затрат по созданию Федерального центра СПУН рассмотрены следующие направления расходования средств:

- первоначальные затраты на обеспечение работы ФЦ (приобретение мебели, материально-технических и информационно-коммуникационных ресурсов);

- аренда помещения;

- содержание аппарата ФЦ;

- оплата услуг экспертов и консультантов;

- приобретение информации и информационных ресурсов;

- PR-деятельность.

При расчете затрат этапа 12.1 по варианту 2 учтена возможность использования ресурсов сервисных центров Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы». При расчете затрат по созданию сервисных центров СПУН рассмотрены следующие направления расходования средств:

- первоначальные затраты на обеспечение работы сервисных центров (приобретение мебели, материально-технических и информационно-коммуникационных ресурсов);

- аренда помещения;

- содержание аппарата сервисных центров;

- обучение.

При расчете затрат этапа 12.2. по варианту 2 учтены затраты федеральных органов и субъектов Российской Федерации за создание АИС ЗАГС, ПВС, ЖЭО, САО, ФМС.

При расчете затрат этапа 12.3. по варианту 2 учтена возможность использования информационного обеспечения подсистемы Регистр избирателей, участников референдума ГАС «Выборы» для формирования государственного регистра населения Российской Федерации и проведения сверки первичных идентификационных данных, содержащихся в государственных автоматизированных системах учета населения.

Следует отметить, что при реализации такого проекта присутствуют существенные риски, которые в соответствии с экспертной оценкой могут повысить стоимость создания СПУН на 25% - 30%.


Приложение 1

П Л А Н
мероприятий по реализации концепции создания системы персонального учета населения Российской Федерации


п.п.

Наименование мероприятия

Ожидаемый результат выполнения мероприятия, в том числе проекты документов, документы)

Срок
исполнения

Стоимость и источники финансирования, млн. руб.

Ответственные

1.

Определение государственных заказчиков системы персонального учета населения Российской Федерации

распоряжение Правительства
Российской Федерации

III квартал 2006 г.

Минэкономразвития России,

Мининформсвязи России,

ЦИК России,

МВД России,

Минздравсоцразвития России,

другие заинтересованные федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные организации

2.

О межведомственной комиссии по созданию системы персонального учета населения Российской Федерации

Совместный приказ заинтересованных федеральных органов исполнительной власти

II квартал 2006 г.

Минэкономразвития России,

Мининформсвязи России,

3.

Описание процедур и анализ эффективности организации учета населения, осуществляемого уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями в рамках выполнения возложенных на них функций

доклад в Правительство
Российской Федерации

III квартал
2006 г.

1,0 млн., федеральный

Минэкономразвития России,

Мининформсвязи России

4.

Анализ уровня информационно-технологического обеспечения процедур учета населения, осуществляемого уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями

доклад в Правительство
Российской Федерации

III квартал
2006 г.

1,5 млн., федеральный

Мининформсвязи России,

Минэкономразвития России

5.

Подготовка и утверждение технико-экономического обоснования создания системы персонального учета населения Российской Федерации

распоряжение Правительства Российской Федерации

III квартал
2006 г.

0,6 млн., федеральный

Минэкономразвития России,

Мининформсвязи России,

Минфин России,

6.

Разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, необходимых для создания и использования системы персонального учета населения Российской Федерации, в том числе регламентирующих статус государственного регистра населения, порядок формирования и присвоения персональным данным соответствующего идентификатора, процедуры сбора, хранения, передачи и использования персональных данных о населении

законодательные и иные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации

I квартал 2006 г. - IV квартал 2007 г.

10,0 млн., федеральный

Минэкономразвития России, Минюст России, Мининформсвязи России,

МВД России,

ФСБ России,

7.

Разработка и утверждение функциональных требований к системе персонального учета населения Российской Федерации, в том числе перечня предоставляемых ею государственных услуг и услуг внебюджетных фондов, основанных на обеспечении взаимодействия государственных автоматизированных систем учета населения между собой

постановление Правительства Российской Федерации

IV квартал 2006 г.

3,0 млн., федеральный

Минэкономразвития России,

Мининформсвязи России,

ФСБ России,

МВД России

8.

Разработка и утверждение регламентов взаимодействия избирательных комиссий, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, осуществляющих учет населения в рамках создаваемой системы персонального учета Российской Федерации

решение МРГ,

доклад в Правительство Российской Федерации

IV квартал 2006 г.

3,0 млн., федеральный

Минэкономразвития России,

Мининформсвязи России

9.

Макетная реализация основных компонент системы персонального учета населения Российской Федерации и корректировка функциональных требований к ней по итогам их апробирования на примере пилотных регионов

доклад в Правительство Российской Федерации

I квартал 2007 гг.

100 млн., в том числе проектные решения по АС ГРН

50 млн. федеральный

Минэкономразвития России,

Мининформсвязи России,

Минфин России,

ЦИК России

10.

Разработка и утверждение технического проекта создания системы персонального учета населения Российской Федерации, разработка и утверждение требований по созданию в рамках ее формирования и последующей эксплуатации инфраструктуры и технологий взаимодействия государственных автоматизированных систем учета населения Российской Федерации

распоряжение Правительства Российской Федерации

IV квартал 2006 г.

9, 77 млн., в том числе по АС ГРН 3 млн. , федеральный

Мининформсвязи России,

Минэкономразвития России

11.

Разработка требований по обеспечению информационной безопасности системы персонального учета населения Российской Федерации

доклад в Правительство
Российской Федерации

IV квартал 2006 г.

1,0 млн. федеральный, в том числе 0,5 млн. по АС ГРН

Мининформсвязи России,

ФСБ России,

Минэкономразвития России

12.

Разработка стандартов обмена данными между государственными автоматизированными системами учета населения Российской Федерации

в системе персонального учета населения Российской Федерации, регламентов их взаимодействия между собой

решение МРГ,

доклад в Правительство Российской Федерации

III квартал 2006 г.

2,0 млн. федеральный

Мининформсвязи России,
Минэкономразвития России

13.

Формирование государственного регистра населения Российской Федерации и проведения сверки первичных идентификационных данных, содержащихся в государственных автоматизированных системах учета населения, на основе создания соответствующих программно-технических комплексов

доклад в Правительство Российской Федерации

IV квартал 2007 г.

250 млн. федеральный

1 800 млн. региональный

1 200 млн. муниципальный

Мининформсвязи России,

Минюст России, Минздравсоцразвития России,
ФНС России,

ФМС России,

ЦИК России

14.

Тиражирование программно-технических решений, обеспечивающих функционирование системы персонального учета населения Российской Федерации, ввод ее основных компонентов в промышленную эксплуатацию

решение МРГ,

Доклад в Правительство
Российской Федерации

IV квартал
2010 г.

220,0 млн. федеральный

300 млн. региональный

600 млн. муниципальный

Мининформсвязи России,
Минэкономразвития России,
МВД России,

Минюст России,
Минздравсоцразвития России,
Минфин России,

ФСБ России,
ФНС России,
ЦИК России

15.

Мониторинг хода создания и использования системы персонального учета населения Российской Федерации

доклад в Правительство
Российской Федерации

ежегодно

в IV квартале

6,0 млн. федеральный

Минэкономразвития России,

Мининформсвязи России