Главная              Рефераты - Разное

Государственная общеобразовательная школа-интернат - реферат


Краеведческая секция НОУ «Эврика»

Шебекинской гимназии-интерната

Содержание:

Введение. с.________

Глава 1. Из глубины веков с.________

Глава 2. Рушник в славянской

обрядовой традиции с.________

Глава 3. Символы как средство

интерпретации искусства

вышивания с.________

Заключение. с.________

СОДЕРЖАНИЕ

Введение с. 3-4

1. Из глубины веков с. 5-7

2. Рушник в обрядовой культуре восточных славян с. 8-11

3. Символы искусства вышивания с. 11-13

Заключение с. 13-15

Список использованной литературы с. 16

Список приложений с. 17

Таблица классификации рушников по

изображениям на них и назначению с. 18

Рушник в обрядовой культуре восточных славян

(по этнографическим памятникам Белгородчины)

«Народ умирает, когда становится

населением, а населением он становится

тогда, когда забывает свою историю

и культуру.»

Ф. Абрамов

Предлагаемая учебно-исследовательская работа по этнографии в курсе мировой художественной культуры включает в себя попытку исследования роли рушников в обрядовой культуре восточных славян (по этнографическим памятникам Прохоровского и Шебекинского районов Белгородской области) .Основной целью работы является изучение прошлого через элементы быта, изучение предметного кода вышивки в русской народной культуре, ее символического языка, найти черты самобытности Белгородчины, проявившихся в предметах быта.

В ходе исследования были поставлены задачи:

· изучить историю возникновения и распространения вышивки на Руси и в Белгородском крае в частности;

· узнать, что такое рушник и определить его роль в славянской обрядовой культуре;

· познакомиться с символами искусства вышивания;

· определить роль вышивки в русской культуре прошлого и современности .

Методы исследования:

¨ изучение, реферирование и анализ специальной литературы;

¨ встречи с мастерицами-вышивальщицами Прохоровского и Шебекинского районов Белгородской области;

¨ знакомство с их коллекциями и их пониманием символики современного вышивания;

¨ изучение этнографических памятников Прохоровского и Шебекинского районов Белгородской области.

¨ знакомство с экспозициями Шебекинского историко-художественного музея, музея Центра народного творчества села Купино, Белгородского музея народной культуры.

Этапы работы

1. Изучение специальной литературы, анализ полученных сведений.

2. Ознакомление с этнографическими экспозициями Шебекинского краеведческого музея и Центра народной культуры села Купино.

3. Ознакомление с этнографическими памятниками, сохранившимися в семьях Прохоровского и Шебекинского районов.

4. Встречи с мастерицами-вышивальщицами.

5. Обобщение полученных сведений.

Актуальность своей работы вижу в привлечении внимания к изучению этнографии, в возбуждении интереса к происхождению обыденного и сохранении утраченного. По словам А.С.Пушкина, уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Именно поэтому я считаю очень важным изучать истоки родной культуры.

!. Из глубины веков

Мой интерес к вышивке был вызван информацией, с которой я познакомилась, когда в нашей гимназии создавали эмблему. Взгляните на нее.



Изображена женская фигура в белой одежде, расписанной красным узором. Оказывается, главной фигурой на узорных вышивках славянских народов языческих времен является женщина в широкой юбке колоколом с поднятыми руками, переходящими в изображение птиц (ветви дерева).

«В представлении древних художников – это богиня Берегиня, символ жизни и плодородия. Изображая ее на предметах быта (полотенцах, одежде), женшины считали, что это принесет в дом счастье и гармонию. Орнаментальное украшение на юбке – стилизованная узелковая письменность языческих времен. До появления письменности информацию передавали путем плетения узелков на палку. Каждый узелок – понятие (слово). Позднее они трансформировались в вышивку. Женщина, хранительница очага, вышивая узелки-символы, обозначающие древних богов, как бы задабривала их и просила благосклонного отношения к ней и ее семье. Цвет несет смысловую нагрузку. Красный считался красивым.»1 Информация очень интересная, но, вместе с тем, у меня возникли вопросы:

Как научились наши предки искусству вышивки?

Что значат сохранившиеся до наших дней рисунки-символы?

Какую роль играет вышивка в современной жизни?

Итак, предмет моего исследования – вышивка. Вроде бы ничего особенного. Вышивают женщины, используя разные техники, разные материалы. Вышивают пейзажи, портреты, картины. У нас дома вышивали и прабабушка, и бабушка, вышивает и моя мама. Знакомая картина: женщина, коротая длинные зимние вечера, склонилась над пяльцами. Мотки разноцветных нитей, ножницы. Тихая, умиротворяющая музыка. Покой и удивительная гармония – рождается на полотне узор.

Вышивание было известно в глубокой древности, и колыбелью этого искусства был Восток. О большом распространении вышивания в Древнем Египте свидетельствует сохранившаяся вышитая одежда на мумиях. В Азии это искусство процветало гораздо раньше, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивки богине Афине-Палладе. Греческая легенда рассказывает об Арахне, дочери красильщика, которая, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою учительницу. Арахна вызвала богиню Афину на состязание и победила в большой вышивке. Афина была так рассержена поражением, что превратила девушку в паука, вечно плетущего свою паутину.2 Западную Европу с великолепием Востока познакомили крестоносцы после крестовых походов XI – XIII веков. В эпоху Возрождения, когда при дворе Лоренцо Медичи, правителя Флоренции, дан был сильный толчок развитию всех искусств, вышивание наравне с другими видами декоративно-прикладного искусства достигло высокой степени совершенства. Лучшие художники делали рисунки для вышивания, в том числе Рафаэль Санти. Многие знаменитые женщины Франции были искусными вышивальщицами: Екатерина Медичи, мадам де Ментенон, королева Мария Антуанетта. В Англии искусство вышивания процветало с давних времен. Признанной мастерицей была шотландская королева Мария Стюарт.

Появление вышивки в России относят к первым столетиям древней Руси. Рисунки выдумывали сами, например, по узорам на окнах зимой; часто составляли из стилизованных изображений растений, фигур животных и человека. «Рисунку придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезни и бед.»3 Книг не было, да и школ не было. Учились друг у друга. В каждой губернии, порой даже в самом маленьком районе рождалась своя, отличная от других техника вышивания: тверская мелкая строчка, крестецкая строчка, нижегородский гипюр, ивановская и ярославская строчки с обводкой, олонецкое шитье с перевитью, тамбурный шов, «верхошов», двусторонняя гладь. Даже вышивка крестом, хорошо известная техника вышивания во всех регионах России, различается и по виду, и по цвету: воронежские узоры вышивались преимущественно черной нитью, северные – красной, на Белгородчине основной узор – сочетание красного и черного цветов. Самый расцвет вышивального искусства в России приходится на начало XIX века, когда вышивкой занимались и крепостные девушки, и их хозяйки. Вышивали гладью и крестом по канве, шерстью и бисером на шелке и бархате. Для женщины вышивка была своего рода выражением душевной потребности в красоте, способом выражения эстетического восприятия окружающего мира. Вышивали одежду (рубахи, передники, сарафаны), полотенца, которые в наших краях называют рушниками.

2. Рушник в обрядовой культуре славян

В старину не найти было ни одного дома на Руси, в Украине, в Белоруссии без рушников - самобытных полотенец, в украшениях которых использовались традиции глубокой древности. Рушник – главный оберег человека от рождения до смерти. Рушники использовались не только в прямом назначении как полотенце (тогда их называли утиральником и украшали его скромной вышивкой), ими украшали хату. «Отдельно вешали особое полотенце – главный оберег избы да семьи. Одним концом оно к Богу устремлялось, а два других – в матушку сырую землю. Потолок с полом связывало, а небо – с землею. При закладке дома в основание его клали полотенце-оберег, вышитый кругами и крестами. (Круг и крест – солнечные символы).»4 Рушники использовали в свадебных, родильно-крестильных и погребально-поминальных обрядах. Самое достойное место они занимали на свадьбе: входили в приданое невесты (девочки начинали вышивать еще в детстве, так как по обычаю их в приданом должно было быть не менее 100 штук). Молодая дарила их сватам, родным жениха, их повязывали через плечо важнейшим участникам свадьбы. Рушники постилали как подножник, на который становились в церкви молодые во время венчания. У белорусов есть выражение «встать на рушник», оно означает выйти замуж.

Я встречалась с мастерицами-вышивальщицами Першиной Марфой Степановной (село Призначное Прохоровского района), Акуловой Ниной Романовной, Ильговой Надеждой Марковной (село Малые Маячки Прохоровского района), Наумовой Анной Климовной (село Купино Шебекинского района), Покутневой Татьяной Семеновной (село Новая Таволжанка Шебекинского района), Грезневой Галиной Алексеевной, Хотиевой Людмилой Ивановной, Бочарниковой Галиной Степановной (город Шебекино). В ходе исследования я познакомилась с этнографическими памятниками, сохранившимися в их семьях. Обратила внимание на то, что старинные рушники выполнены в красно-черной гамме. Рисунки на них геометрического плана, присутствует растительный орнамент. Ильгова Надежда Марковна рассказала, что в рушниках села Малые Маячки часто встречается рисунок, напоминающий крылья ветряной мельницы. (Приложение № 1, 2) Это объясняется тем, что в селе до 1998 года функционировала ветряная мельница, памятник архитектуры XIX века. Во время грозы в нее попала молния и мельница сгорела, а на рушниках остались письмена о ней. Красный цвет -–красивый, черный – символ богатства Белгородчины, чернозем. В ХХ веке в селе Призначном и в селе Малые Маячки стали вышивать гладью, ярким разноцветьем. Это объясняется тем, что в эти места прибыло много переселенцев из Белоруссии, где техника вышивки гладью была широко распространена.

Особое впечатление произвела на меня встреча с Грезневой Галиной Алексеевной. Сколько поведала мне она о рушниках! Галина Алексеевна – страстный коллекционер: много лет она собирает узоры народных вышивок. Особое внимание уделяет узорам рушников. Из рассказа Галины Алексеевны: «Рушник – это не просто красиво, но и интересно, и познавательно. Ведь ничего так просто на рушник не попадает. Рушники бывают разные: и «сватовские», и «солдатские или казацкие», и другие. Вот, например, «сватовские» – это самые большие, чтоб его хватило перевязать высоких, видных мужиков, которых выбирали в сваты. Родня жениха вышивала петухов или павлинов (приложение 3) с намеком на красоту и стать парня, дубовые листья с желудями – это богатство и крепость семьи. Если невеста принимала предложение свата, то перевязывала еще сильнее его своим рушником, где тоже ничего не было случайным, все со смыслом». Мне запомнились слова Галины Алексеевны Грезневой, когда она увидела, с каким восхищением я рассматривала ее коллекционный альбом с рисунками: «Тебе кажется, что мне удалось сохранить Жар-птицу? Нет, милая, мне удалось поднять только несколько ее перышек…» Как грустно. Жаль, что сказочную Жар-птицу не вернуть. Но собирать то, что есть сейчас ценного в народном искусстве тоже очень важно, ведь по перышку Жар-птицы при достаточном воображении можно воссоздать образ птицы – Жар–перо.

По рассказам Галины Алексеевны я составила схему вышивки рушника: выделяется 4 фрагмента узора, каждый со своим значением.

1. «Зачин». Начало вышивки. Его можно вышить узенькой полоской.

2. «Земля», рисунок вышивается по сравнению с зачином большего объема (ведь от земли идет богатство), используется растительный орнамент.

3. «Дом». Должен быть красивый и высокий, показывать достаток, мастерство рукодельницы;

4. «Венец». Вышивается богато. Это то, к чему стремишься в жизни.

Причем фрагменты узора вышивки между собой отделяются либо полосками «зачина», либо вместо полоски «зачина» можно использовать кружево или мережки.

Рисунок заполнял ткань рушника на две его трети. Низ рушника украшался кружевом, связанным крючком или в технике филейного вязания. Вышивка на рушнике (фрагменты, обозначенные в схеме,) должна быть «родней», то есть одного типа.

Пользуясь этой схемой, я попыталась составить рисунок рушника-оберега, в котором использовала рисунки старинных рушников из села Малые Маячки (Приложение № 4), из села Призначное Прохоровского района (Приложение № 5), из села Новая Таволжанка Шебекинского района (Приложение №6) и эмблемы Шебекинской гимназии-интерната (Приложение № 7).Изучив коллекцию Галины Алексеевны, мы составили таблицу классификации рушников по изображению и назначению (Приложение № 15).

Из всего сказанного выше следует, что рушник играл в жизни славян сакральную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней. В русских селах ими по-прежнему украшают красный угол, да и во многих городских домах он стал почетным гостем. Интересным наблюдением поделилась со мной Акулова Нина Романовна, жительница села Малые Маячки Прохоровского района. Она рассказала мне, что в некоторых обрядах неузнаваемо трансформировалась роль рушника. В селе Малые Маячки бытовала традиция: на второй день свадьбы молодая развешивала в избе свои рушники поверх рушников свекрови, чтобы все могли полюбоваться ее мастерством. Сегодня же эта традиция трансформировалась в новый обычай: молодая меняет «занавесы» (шторы) на окнах, демонстрируя достаток своей семьи.

Мода капризна. Из маминых рассказов знаю, что в годы ее молодости украшение дома вышивками считалось мещанством. В наши дни, характеризующиеся возрождением интереса к духовной и материальной культуре прошлого, вышивка обретает свою вторую жизнь. Все больше и больше мастериц увлеченно работают над сохранением почти навсегда утраченного.

3. Символы искусства вышивания

Условия жизни, обычаи, родная природа определяли характер вышивки, цвет. Так, образы древнерусской вышивки зачастую были связаны с религиозными верованиями славян. В изображении величавой фигуры женщины, окружённой цветами, птицами, зверями или всадниками, проявлялся культ богини земли и плодородия. Позднее в народных вышивках XVIII-XIX веков изображения птиц и животных утратили значение языческого символа и воспринимались как выражение добра и благополучия в семье, согласия, любви между мужем и женой.

Долгое время народная вышивка не воспринималась как искусство, поэтому образцы изделий не собирали, не изучали и технику вышивки. В. В. Стасов был одним из первых учёных-исследователей, кто попытался собрать, изучить, систематизировать народные узоры, описать особенности древнерусской вышивки. Сколько долгих веков суждено прожить вышивке? История её преображения и воскресения продолжается и в наше время.

Элементы, составляющие мотив белгородских узоров, имеют древнейшее происхождение и напрямую связаны с почитанием культа языческого божества нашими предками посредством особых знаков–символов, знаков–оберегов. Эти условные знаки должны были всегда напоминать богам и другим силам добра, чтобы они вовремя отводили руку зла, когда оно захотело бы причинить человеку какую-либо беду или смертельное горе.6

Геометрический ромб – главная, наиболее устойчивая фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца, который у наших предков-славян считался кругом. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимали как лучи солнца. В процессе эволюции ромба в Белгородско-Воронежском регионе возникли множественные его варианты, и один из них – «репей» – гребенчатый ромб с двумя выступами на каждом углу. Свое название он получил из-за сходства с репьем лопуха. Этот знак-оберег превратился во множественный символ: жилище молодой семьи, источник воды, огня, плодородия и жизни. Так, если он изображался с точками в центре или поделенным на четыре маленьких ромбика с кружками в каждом, обозначал плодородную почву, засеянное поле, крестьянский надел или усадьбу. Пустой в середине ромб означал землю или твердь. Цепочка вертикально расположенных ромбов – «дерево» жизни. Ромб с крючками по сторонам являлся символом матери-земли.

Вторым по распространенности символом Белгородского узора специалисты считают крест. Техника вышивания крестом широко распространена в Белгородской области и сегодня, что свидетельствует о дреавних ее корнях. У языческих народов знак креста был символом мужчины. Сдвоенный крест обозначает мужа и жену, то есть семью.7

Геометрический треугольник означал целинную землю, позднее – оборонительное сооружение.

Квадрат, пересеченный линиями крест-накрест с точками посередине символизировал засеянное хлебопашцем поле.

Счастливое число семь и семтдневная неделя изображались семиконечной звездой .

Восьмиконечная звезда символизировала семью.

Спираль символизирует змею, олицетворяющую мудрость.

Круг с небольшим крестом посередине обозначал неразрывный союз бога Ярилы с человеком.

Малый круг внутри большого свидетельствовал о том, что наряду с добром (большой круг) существует и зло (малый круг)8

Знаки в форме точки символизировали зерно, в виде римской цифры пять – растение.

Таким образом, мы видим, что узор на вышивке имеет не только эстетическое значение и содержание, но несет и смысловую нагрузку: символы вышивки могут рассказать нам о миропонимании, ценностях, стремлениях наших предков. Изучая эту символику, мы сможем лучше понять наше прошлое, обогатить современную культуру.

В результате проведенного исследования я выяснила, что вышивка является одним из древнейших элементов духовной и материальной культуры нашего народа. Ее образы напрямую связаны не только с бытом, но и с верованиями, обычаями славян, именно поэтому в них мы находим отражение как языческих, так и христианских взглядов на окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Неслучайна и цветовая гамма: каждый цвет нес большую смысловую нагрузку.

Наиболее часто вышивка использовалась для украшения рушников, которые играли в течение человеческой жизни не столько утилитарную, сколько обрядовую роль: они были необходимым элементом сколько-нибудь значительных событий в жизни человека от рождения до его смерти. Особенностью вышивки нашего края, длительное время бывшего пограничным порубежьем, является синтез традиций вышивки трех братских славянских народов и их западных соседей. Интересен тот факт, что в Шебекинском районе сохранились в обиходе сюжетные рушники. Их символика многозначна и многоцветна. Скорее всего, привезли их с Украины, хранятся они сегодня как музейные экспонаты. И, слава Богу, они еще много лет будут радовать людей своей красотой. Ведь что такое рушник в культуре украинцев, русских, белорусов? Это история наших предков, думы и надежды, красота и богатство духовной культуры: мамина песня, отцова хата, дедушкина сказка, бабушкин узор и ласка, доброе слово соседа, взаимопомощь – все это на рушниках, родовой памяти наших предков.

Изучение специальной литературы позволило мне узнать, что вышивка, развиваясь от разрозненных знаков-оберегов с культовым значением, превратилась в художественную орнаментальную систему, которую в современном мире используют художники-модельеры в дизайне одежды. Вышивка – это часть живой истории русского народа, славян, вобравшая в себя столетия, от язычников и до сегодняшнего дня. В XXI веке, веке глобализации, важно сохранить самобытность народной культуры. Вот и с вышивкой: утеряно смысловое значение рисунков-символов, необходимо возвратить его; и тогда это станет «книгой народной мудрости». В последние годы возобновляется интерес у моих земляков к искусству вышивания, которое в наши дни приобретает новое смысловое значение: обрядовость вышивки все более уступает ее эстетике. На мой взгляд, вышивка – важная часть народной культуры, надо использовать ее красоту в обыденной жизни, бережно сохранять то, что удалось сохранить и сберечь нашим предкам.

В заключение мне хотелось бы привести строки стихотворения моей одноклассницы Наташи Христоевой, которые родились после защиты моей исследовательской работы:

Рушник – это не просто красота.

В нем наставленья, счастья пожеланья.

В нем сердце матери, любовь и теплота,

Костра добра извечное сиянье.

Рушник как книгу можно прочитать.

Ведь вековая мудрость в нем хранится.

И чтобы этим знаньям не пропасть,

Нам нужно вновь к истокам обратиться.

Список использованной литературы:

1. А.И.Немировский. Мифы Древней Эллады. М., «Просвещение», 1992, с.63 – 65.

2. Иллюстрированный мифологический словарь, Спб., «Северо-Запад», 1994, с. 39.

3. Максимова М., Кузьмина М. Вышивка. Первые шаги. М., «Эксмо-пресс», 1997, с.5

4. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., «Просвещение», 1981,

с. 18.

5. Жиров Н.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород, 2000, с.200 – 201.

6. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской. Белгород, 200, с. 213.

7. Туранина Н.А., Шатерникова Н.И. Мифологическая семантика народного быта. Белгород, «Везелица», 2002, с. 40, 49-50.

8. Поэзия народного творчества. МКЦ «Доброречье», Белгород, 1992, с. 3-4.

9. Кашкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию. М., ИПЦ «Российский раритет», 1993, с.16.

10. Еременко Т.И. Рукоделие. М., Легпромиздат, 1989, с.28-33.

11. Еременко Т.И. Иголка – волшебница. М., «Просвещение», 1988, с.40-54.

12. Уткин П.И. Народные художественные промыслы России. М., «Советская Россия», 1984, с.167-169.

13. Бабенко И., Капышкина С. Узоры подсказывала природа - журнал «Народное творчество», 1998 № 2, с. 13-15.

14. Клиновская Г. Вышивка на крестьянском костюме - журнал «Народное творчество», 1996 № 6, с. 13-14.

15. Литовченко З. Прошлому нет цены - журнал «Народное творчество» 1996 № 4, с. 14-15.

16. Рыбакова С. Тяжела была работа, подарить была охота - журнал «Народное творчество»,1999 № 4, с. 10-11.

17. Федотова Л. Живые ремёсла - журнал «Народное творчество», 1996, №3, с. 24.

18. Цветкова Н. Давно ли на Руси вышивают? - журнал «Лена», 2002, № 4, с. 8-10.

19. Шалаева Н. Традиционная русская вышивка - журнал «Народное творчество», 1995 № 5, с. 25-27; 1995 № 6, с.19 –21; 1996 № 1, с. 19-21.

20. Газета «Красное Знамя», Шебекинская районная общественно-политическая газета, 2003 № 29, с.2

Список приложений

Приложение 1

Фрагмент вышивки рушника из коллекции Ильговой Н.М., с. Малые Маячки Прохоровского района.

Приложение 2

Фрагмент вышивки рушника из коллекции Ильговой Н.М., с. Малые Маячки Прохоровского района.

Приложение 3

Фрагменты вышивки сватовских рушников из коллекции Акуловой Н.Р., с.Малые Маячки Прохоровского района.

Приложение 4

Фрагмент вышивки благословенного рушника из коллекции Акуловой Н.Р., с. Малые Маячки Прохоровского района.

Приложение 5

Фрагмент вышивки благословенного рушника из коллекции Першиной М.С., с. Призначное Прохоровского района.

Приложение 6

Фрагмент вышивки благословенного рушника из коллекции Покутневой Т.С., с. Новая Таволжанка Шебекинского района.

Приложение 7

Эмблема Шебекинской гимназии-интерната в переложении для вышивки, рисунок Федоровой М.В., Г. Шебекино.

Приложение 8

Фрагмент подарочного рушника из коллекции Першиной М.С., с. Призначное Прохоровского района

Приложение 9

Фрагмент подарочного рушника из коллекции Першиной М.С., с. Призначное Прохоровского района

Приложение 10

«Репей». Из коллекции Першиной М.С., с. Призначное Прохоровского района

Приложение 11

Фрагмент вышивки подарочного рушника из коллекции Покутневой Т.С., с. Новая Таволжанка Шебекинского района.

Приложение 12

Фрагмент вышивки подарочного рушника из коллекции Покутневой Т.С., с. Новая Таволжанка Шебекинского района.

Приложение 13

Фрагмент вышивки невестиного рушника из коллекции Наумовой А.К., с. Купино Шебекинского района.

Приложение 14

Фрагмент вышивки невестиного рушника из коллекции Наумовой А.К., с. Купино Шебекинского района.

Приложение 15

Таблица классификации рушников по изображениям и назначению

Таблица классификации рушников по изображениям на них и их назначению

Вид рушника

Что изображено, назначение

1. Благословенные

Вышивались красными нитями, богато украшались. Были обязательной принадлежностью приданого, передавались от матери к дочери. Рушник-оберег.

(фото 1)

2. Свадебные:

а) невестины;

б) сватовские.

Изобиловали цветами, обязательно изображались голуби. Дарили любимому человеку.

(фото 2)

Вышивались все элементы рушника только красными нитями, обязательно изображались птицы (петух, павлин или голуби), листья дуба, желуди, виноград – как символ богатства.

(фото 3)

3. Прикрасы

Вышивались экзотические растения, птицы. Этими рушниками украшали избу.

(фото 4)

4. Иконнички или киотные

Богато украшены растительным орнаментом, по всем краям обшивались кружевом. Изображали то, что просили у Бога. Ими украшали красный угол избы, Божницу.

(фото 5)

5. Подарочные:

а) мужчинам;

б) женщинам.

Вышивали дубовые листья, желуди, колосья – пожелания здоровья, богатства.

(фото 6)

Вышивали цветы, чаще розы, колосья – к здоровью; виноград – к богатству.

(фото 7)

6. Казацкие или «солдатики»

Обязательно готовились сыну, когда он уходил в армию. Вышивались кони, оружие.

(фото 8)

7. Хлебосольные

Богато орнаментировались растительным узором, обязательно присутствовала надпись «Хлеб-соль»

8. Любовные

По рисунку этого рушника можно было прочитать чувства мастерицы, выполнившей его. Вышивали цветы, чаще розы.

(фото 9)

9. Крестильные

Вышивались пожелания здоровья, счастья, богатства (колосья, виноград, желуди, птицы)

(фото 10)

10. Погребальные

Изображались ангелы и кресты. Зачин должен был быть с ровным краем, без выступов как будто подведена черта.

(фото 11)

11. Сюжетные

В них в качестве венца использовались изображения дома, хоровода, какой-нибудь сюжетной картинки.

(фото 12)


1 Любимов Л. Искусство Древней Руси, М., «Просвещение», 1981, с. 18.

2 Иллюстрированный мифологический словарь, Спб., «Ссеверо-Запад, 1994, с.39

Немировский А.И. Мифы Древней Эллады, М., «Просвещение», 1992, с. 63-65

3 Цветкова Н. Давно ли на Руси вышивают?- Журнал «Лена», 2002, № 4, с. 8-10.

4 Туранина Н., Шатерникова Н., Мифологическая семантика народного быта, Белгород, 2002, с. 40

6 Жиров Н.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород. 2000, с.190-192

7 Жиров Н.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород. 2000, с.190-192

8