Главная              Рефераты - Разное

по «Основам информационных технологий» - реферат

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Реферат

по «Основам информационных технологий»

«Роль информационных технологий в современном обществе»

Магистрант

гуманитарного факультета

кафедры культурологии

Симакова Александра Александровна

Руководитель по специальности:

Доцент Г. В.Синило

Руководитель, ведущий практику:

Позняков А. М.

Минск – 2009


ОГЛАВЛЕНИЕ

Реферат (статья) по ИТ в предметной области………………………….………..…3

Введение…………………………………………………………………………….....3

1.Значение информации в современном мире........…………………………………5

2.Информационные технологии в современном мире (взгляд культуролога)…...6

Заключение…………………………………………………………………….............13

Список использованных источников………………………………………...............14

Интернет ресурсы в предметной области исследования...........................................15

Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка) .................................................17

Граф научных интересов...............................................................................................18

Презентация магистерской диссертации.....................................................................19


ВВЕДЕНИЕ

Последние десятилетия ХХ века отмечены событиями, коренным образом отразившимися на современном социокультурном пространстве. Все дело в активном влиянии на жизнь общества новейших информационных технологий, которое стало возможным в результате бурного развития электроники и компьютерной техники, а также в результате формирования и распространения особого типа умонастроения и мироощущения, выраженного в ряде философских, социологических, литературоведческих и культурологических теорий. Такое мироощущение получило широкую известность под общим названием "постмодернизм".

Стоит отметить, что на данном этапе развития общества информационные технологии нельзя уже рассматривать лишь как нечто, принадлежащее исключительно миру техники, ибо они настолько глубоко укоренились в жизни людей, что выделить их из общего мировоззренческого и культурологического контекста уже не представляется возможным. Качественный скачок в развитии информационных технологий указывает нам на необходимость анализа новейших технологий с точки зрения мировоззренческих изменений.

Уровень разработанности проблемы определяется наличием в философской литературе работ, отражающих параллели между постмодернистским мировоззрением и технологическими новациями в информационной деятельности. Этому вопросу посвящены исследования, среди которых в первую очередь следует выделить работу Ж.-Ф. Лиотара – "Состояние постмодерна" (1979 г.), в которой впервые было заявлено о вступлении культуры развитых стран в постмодерную эпоху, и связано это событие было со становлением постиндустриального или информационного общества. Проблема оценки роли и места информационных технологий в современном обществе выносится в центр внимания и других представителей постмодернистской мысли, среди которых можно выделить Ж. Бодрийяра, Э. Сведенборга, Ж. Делеза и Ф. Гваттари, У. Эко, А. Крокера и др.

Что касается отечественной философской литературы, то в последнее время в ней прослеживается огромный интерес к постмодернизму, что подтверждают публикации И.П. Ильина, Л. Тираспольского, А.В. Гулыги, Л.К. Зыбайлова, В.А. Кутырева, И.В. Цуриной, В.А. Шапинского и др. Стоит, однако, отметить, что многие из отмеченных работ имеют лишь обзорный, ознакомительный характер, и в них не дается удовлетворительного теоретического анализа феномена постмодернизма.

Если же обратиться к философскому рассмотрению наиболее значимых современных информационных технологий, в частности, телевидения, рекламы, глобальной сети Интернет, то сложившуюся ситуацию также нельзя считать удовлетворительной. Из имеющихся работ наиболее близки к излагаемому пониманию проблемы статьи М.М. Кузнецова и В.М. Розина, в которых авторы в ходе разработки проблем, связанных с технологиями виртуальной реальности, активно применяют категории постмодернистской мысли. В целом, исследования, в которых бы детально и комплексно прослеживалась взаимосвязь постмодернистского мировоззрения и технологий информационного общества в отечественной философии практически отсутствуют.

Отметим, что в сегодняшнем мира невозможно зачастую отделить информационные технологии от других наук. В культурологии такой феномен называется интетекстуальностью, когда автор одного текста использует скрытые аллюзии, цитаты, реминисценции других всемирно известных произведений, как литературных, так и изобразительных. Такой же феномен наблюдается и во взаимозависимости и взаимодополняемости дисциплин (например, достижения компьютерной техники широко используются в медицине, физике, химии, биологии и других науках). Такая же взаимодополняемость наблюдается и в отношениях информационных технологий и литературоведения, информационных технологий и культурологии. Задача данной работы – рассмотреть сферы взаимодействия ИТ и литературоведения, ИТ и культурологии на современном этапе.


ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Р. Инглегарт замечает, что в «Соединенных Штатах, Канаде и Западной Европе значительная часть работников трудится сегодня вне фабричных стен. Большинство людей уже не живет в механистической среде, а проводит большинство своего производственного времени в общении в людьми и символами. Усилия человека все меньше оказываются сегодня сосредоточенными на производстве материальных товаров, вместо этого акцент делается на коммуникации и на обработке информации».

Понимание информации начинается с определения что такое информация. Английские книгопечатники под этим термином подразумевали содержимое формы - матрицы. In form, буквально - то, что «в форме». Информация - это нечто, содержащееся в форме. Книга - это не информация. Это предмет, вещь со своими качествами. А уже то, что содержит книга, непосредственно является информацией. Точно так же и любой объект окружающего мира имеет информационное проявление. Каждый из нас может посмотреть на стул и увидеть деревянное / железное приспособление на четырех ножках. Однако для нас стул несет определенную информацию – как его использовать, для чего он может служить (как предмет интерьера, как приспособление для сидения, как нечто, что может помочь дотянуться до высоко расположенных редметов). Таким образом, любой предмет несет в себе определенные коды, определенную информацию, доступную каждому носителю той или иной культуры (понятно, что представители многих африканских племен не сразу догадаются, что такое стул, как с ним обращаться, ля чего он предназначен).

Трудно вообразить себе информацию, как нечто реально существующее в пространстве, как нечто, что можно ощутить путем с помощью органов чувств… Но если попытаться рассмотреть ее через пространственно-временные критерии, то можно с легкостью убедиться в том, что информация существует, но, аналогично вакууму, не обладает пространственными параметрами. В пространстве можно обнаружить все, что угодно, но только не информацию. Затвердевшую глину, несущую в себе память о клинописи, бумагу, дискету и т.д. Но самой информации в пространстве вы не найдете.


2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (ВЗГЛЯД КУЛЬТУРОЛОГА)

Современный виртуальный способ существования культуры — это то качественно новое ее состояние, которое характеризует информационное общество. Термин «виртуальный», если считать его происхождение от латинского слова virtualis, переводится как «возможный». Английское слово virtual переводится как «фактический». Некоторое несоответствие в переводах отражает многоплановость свойств «виртуального». [7]

Именно поэтому сегодня приходится все чаще и чаще говорить об информационном обществе – обществе, которое во главу ставит информацию. Власть принадлежит тем, кто владеет знаниями, определенной информацией. Недаром СМИ сегодня называют четвертой властью. Все это стало возможным благодаря интенсивному развитию информационных технологий. Трудно найти человека, который бы не знал, что такое компьютер и Интернет.

Мировая паутина целиком захватывает нашу жизнь: от Интернет-магзинов до виртуальных библиотек и виртуального способа общения. Все это вызывает неоднозначное отношение со стороны общества. С одной стороны, например, достаточно много времени экономится при поиске литературы в Интернет-ресурсах. Однако, очень часто мы сталкиваемся с качеством той литературы, которая выложена в просторах мировой паутины: это и невычитанные тексты, и частые опечатки, сбои в тексте, а то и попросту некое фрагментарное изложение, выдаваемое за целостное. И во главе всего этого стоит вопрос о том, что очень скоро люди перестанут читать настоящие книги, предпочитая роману его экранизацию или аудио-версию, что опять же экономит время, хоть и не дает истинного представления о том или ином произведении.

Кроме этого отметим, что современный человек не представляет своего существования (более-менее комфортного) без определенного набора технических приспособлений. Для каждого он свой, но для каждого одинаково необходим. Например, в «джентльменский набор» студента входят мобильный телефон, компьютер / ноутбук с подключением к Интернету, принтер, сканер, ксерокс. Без всего этого оснащения процесс обучения и коммуникации значительно усложняется. Сегодня вообще сложно представить человека от самого младшего возраста до самого старшего, у которого бы не было мобильного телефона.

Таким образом, можно сделать вывод, что техника все больше укрепляется в жизни каждого. Однако, не смотря на то, что информационные сети и технологии упростили работу, сделали доступными огромные объемы информации, но они же превратили многих из нас в зависимых от сетей пользователей. Человек, оставленный без привычных приспособлений, дополняющих его возможности, может и выглядеть, и являться беспомощным и дезорганизованным. Постепенно техника начинает подменять собой внешний мир, для освоения которого предназначалась ранее. Вполне обоснованно можно говорить сегодня о существовании виртуальной реальности, виртуального мира, поддерживаемого миллионами пользователей глобальных сетей. Сложно уже отрицать, что мир этот оказывает значительное, ощутимое влияние на реальность.

Кроме того, стоит отметить, что с самого начала развитие новых информационных технологий шло по пути интеграции разных научных дисциплин. Нельзя не отметить, что в XXI веке проекты по созданию информационных систем и технологий являются одним из приоритетных и наиболее перспективных направлений в развитии гуманитарного знания и филологических дисциплин в частности. Это наглядно видно, например, из количества поддержанных проектов по созданию информационных баз данных Российским гуманитарным научным фондом, который за первые десять лет своего существования поддержал 593 проекта[1]. Приведем примеры лишь некоторых из них:

· информационно-поисковая система "Русский лексикон" с элементами лексико-семантического и грамматического анализа (на базе электронной версии "Русского семантического словаря") (Н. Ю. Шведова; http://lexrus.donpac.ru),

· подготовка и публикация конкордансов произведений В. И. Даля в сети Интернет (Л. В. Щеголева),

· восточнославянские мифологические персонажи (Е. Е. Левкиевская),

· электронные научные издания различных разделов Фундаментальной электронной библиотеки (ФЭБ) «Пушкин», «Лермонтов», «Толстой», «Русская литература и фольклор» (http://feb-web.ru/),

· электронные «Конкордансы всех произведений Ф. М. Достоевского» (проект В. Н. Захарова; www.ka­­relia.ru/~Dostoevsky/main.htm),

· электронное издание полного собрания сочинений И. С. Шмелева (проект Н. И. Соболева; www.philolog.ru),

· оригинальные методики анализа фольклора (проекты Ю. И. Смирнова «Создание компьютерной базы данных «Былинные репертуары» и «Электронный корпус былин западной части Русского Севера»),

· методики анализа литературного текста по морфологическим и синтаксическим параметрами (проект А. А. Рогова «Разработка информационной системы "Статис­тические методы анализа литературного текста"»; http://smalt.karelia.ru/) etc.

Современное программное обеспечение позволяет самым радикальным образом облегчить процесс работы каждого ученого и не только в естественнонаучной или технической, но и также в гуманитарной области. Современный филолог уже не должен тратить огромное количество времени на ручную обработку материалов, на сравнение текстовых документов, при переводе их на русский язык и при создании базы данных. Все это можно совершить при помощи локальных поисковых утилит, например AVSearch (http://www.avtlab.ru/), «Ищейка» (www.isleu­thhound.com/ru). Сопоставление нескольких редакций одного и того же произведения еще совсем недавно было весьма трудоемким процессом. Все это является неоспоримыми преимуществами XXI века по сравнению с предшествующими веками. Сегодня вероятность допущения ошибок и неточностей сводится к минимуму. Конечно, анализ полученных сравнений остается за самим исследователем, искусственный интеллект пока не создан, и осмысливать тексты до сих пор может только человек.

Не стоит также забывать о том, что при анализе текстов (особенно при сопоставлении текстов с их переводами на другие языки, либо при анализе иноязычного текста огромное значение играют так называемые программы-переводчики (например, Promt (http://www.promt.ru/), или широко известные Trados или Lingvo), которые позволяют не просто переводить отдельные слова, но и целые фразы, а также имеют в своей базе целый ряд специализированных словарей (например, по экономике, политике, физике и т.д.) и идиоматических выражений. При переводе слова / фразы с того или иного языка намного облегчают ситуацию выбора наиболее приемлемого варианта примеры употребления того или иного слова в предложении и какой-то конкретной ситуации.

Еще один аспект ИТ, являющийся важным для культуролога, состоит в том что Интернет представляет огромные возможности не только в сфере литературы, но и в сфере искусства, философии, социологии... Существуют различные интернет-библиотеки, которые предоставляют огромный выбор разнообразной литературы по различной тематике. Примером таких виртуальных библиотек может послужить, непример, библиотека Машкова (www.lib.ru), библиотека Гумер (www.gumer.info), а также разнообразные сайты, которые публикуют не только труды известных историков, культурологов или философов, но и предоставляют возможность получить доступ к последним научным статьям, рецензиям, авторефератам (например, http://kniga.websib.ru) или сайты, представляющие авторские рецензии и аннотации на классические и современные кинофильмы и телеспектакли (http://kino.websib.ru). Кроме того, в просторах всемирной паутины представлены разнообразные тематические библиотеки (или, если их можно так назвать, «национальные», т.е. представляющие читателю литературу той или иной страны). Приведем лишь некоторые из них:

· http://www.acad.sunvtccc.edu/librarv/enqlish.htm

Английская литература: художественные тексты, критические материалы, электронные журналы по литературоведению и литературной теории

· http://www.britannia.com/arts/literature/

Художественные тексты и критические материалы

· http://etext.lib.virginia.edu/eng-on.html

Электронные ресурсы библиотеки университета Вирджинии: художественные тексты, критические материалы

· http://falcon.imu.edu/~ramseyil/online.htm

Обширное собрание текстов, систематизированных по историческим периодам и направлениям; критические материалы

· http://www.indiana.edu/~libsalc/pwillett/english-www.html

Электронные ресурсы библиотеки университета Индианы: художественные тексты и критические материалы

· http://www.library.utoronto.ca/utel/

Электронные ресурсы библиотеки университета Торонто: художественные тексты и критические материалы

· http://www.lib.utexas.edu/subiect/english/

Английская и американская литература: художественные тексты, критические материалы, электронные журналы по литературоведению и литературной теории

· http://www.miguelmllop.com/Libraries/Libraries.htm

Крупнейшее в Internet собрание ссылок на электронные библиотеки, предоставляющие тексты английской и англоязычной литературы

· http://www.nyu.edu/library/bobst/research/hum/english/

Английская и американская литература: художественные тексты, критические материалы, электронные журналы по литературоведению и литературной теории, литературные общества и ассоциации

· http://promo.net/pg/

«Проект Гутенберг» - крупнейшая библиотека в Internet; оснащена поисковой системой, позволяющей искать тексты по фамилии автора и/или по заглавию

· http://www.rice.edu/fondren/etext/resources/english.html

Английская и американская литература: художественные тексты

· http://www.sc.edu/librarv/science/enindex.html

Английская и американская литература: художественные тексты, литературная теория, критические материалы

· http://www.ucalgarv.ca/librarv/subiects/ENGL/english.html

Электронные ресурсы библиотеки университета Калгари: художественные тексты

Для тех, кто по роду своей научной деятельности связан с теологией, религиоведением, полезными будут следующие сайты:

· http://www.jmp.ru/spravka/slovar

Богословско-литургический словарь

· http://orthodox.tstu.ru

Сайт посвящен древне-церковной певческой культуре

· http://etor.h1.ru/east_path.html

Электронный ресурс, посвященный буддийскому монашеству

· http://www.webcenter.ru/~zeleny/lit_lang.txt

Статья Десницкого А. о богослужебных языках российской Церкви

· http://religion.irk.ru

· http://express.irk.ru/pub/rel/s/sct/b.html

Словарь церковных терминов

· http://akaka.al.ru/library/0011.shtml

Краткий церковнославянский словарь

· http://www.cncpe.ru

Православная энциклопедия

и многие другие...

В культурологии существует еще одно очень важное понятие, относящееся к сфере информационных технологий, и мы не можем его игнорировать. Это виртуальная реальность. Сегодня под виртуальной реальностью понимается способ, характер, особенности коммуникативных актов, заявленных посредством электронных сетей во всех их проявлениях; также, и это особенно важно, тот способ существования самих средств, делающих возможным осуществление коммуникативного акта.

Под пользователями виртуальной реальности понимаются участники коммуникативных актов ("коммуникативный акт" трактуется здесь как процесс взаимодействия с виртуальной реальностью, а в виртуальной реальности - с другими пользователями, то есть с теми, кто "находится в сети"). Оставаясь, безусловно, в реальности, пользователи "втягиваются" в виртуальность, взаимовлияя друг на друга, взаимодействуя друг с другом.

Постараемся разобрать, как существует виртуальность, если она может существовать, или иначе: если бы была возможность существования реальности, какую форму проявленности она бы имела? Рассмотрим разнообразные варианты:

Вариант I . Виртуальность — часть реальности. Наиболее адекватная с первого взгляда точка зрения. При этом интуитивную ясность в эту позицию вносит генетическая составляющая: возникшая, порожденная часть является фрагментом порождающей части. Появившись в реальности как одна из разновидностей технического развития, виртуальность обособилась и заняла свое, персональное, но все же подчиненное место. Такой подход подразумевает зависимость виртуальности от реальности.

Вариант II . Реальность — мир феноменальный, виртуальность — ноуменальный. Виртуальность порождает реальность, программируя внешние проявления каждого объекта, явления, процесса и доводя информацию об этом до человека в виде специфических ощущений. Как борхесовский Тлен и Укбар, виртуальность просачивается в жизнь человека, меняя его культуру и способ мировосприятия.

Вариант III . Виртуальность и реальность пересекаются, областью пересечения является всемирная сеть и вовлеченные в нее пользователи, при этом существуют области и реальности, и виртуальности, не подверженные обоюдному воздействию. Такое понимание близко традиционному дуалистическому мышлению, сопоставляющему, например, одну часть духу, вторую материи и человеку как фрагменту их пересечения.

Вариант IV . Реальность — это и есть виртуальность. Мир иллюзорен, а иллюзия реальна. Тождество виртуальности и реальности предполагает при этом и их абсолютную идентичность и, проявляемую при известных обстоятельствах, обособленность. В данном контексте можно предположить, что и реальность, и виртуальность — суть порождения некой первоосновы, прабытия и различия их функциональны, а не онтологичны.

Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы, каждый из них имеет полное право на существование и рассмотрение при определенных обстоятельствах.

Таким образом, в настоящем разделе сделана попытка рассмотреть отношение информационных технологий и культурологии (и ее основных аспектов), а также попытка определить основные аспекты существования ИТ в современном мире в таких понятиях как виртуальная реальность, информация и т.д.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня невозможно представить общество без его взаимодействия с информационными технологиями. Каждый их нас рано или поздно сталкивается с необходимостью их использования. И именно этот факт рождает огромное поле исследования для культурологов, так как возникают новые феномены (например, постмодернизм, технологическое общество, информационное общество, виртуальная реальность и многие другие). Все это делает ИТ и культурологию достаточно близкими науками.

Культурология же в свою очередь, как наука, которая использует огромную базу истории, литературоведения, философии и многих других гуманитарных наук, пользуется, в свою очередь, достижениями ИТ (например, при создании презентаций, визуальных демонстраций и т.д.).

Существуют разнообразные Интернет-ресурсы, позволяющие культурологам минимизировать затраты времени на поиски литературы. Есть и различные интернет-сообщества культурологов, интернет-библиотеки. Однако, это в свою очередь ставит вопрос о качестве некоторых из таких сайтов. Многие из них не следят за достоверностью информации, представленной на своих страницах. Именно поэтому необходиом быть предельно внимательным при выборе того или иного сайта и всегда отдавать предпочтение проверенным порталам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Гулыга А.В. Что такое постсовременность // Вопросы философии. М., 1988. №12

2. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. М., 1993

3. Иванов Д.В. Виртуализация общества. – СПб., 2002.

4. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.,1996

5. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998; На путях постмодернизма. М., 1995

6. Кузнецов М. М. Виртуальная реальность: взгляд с точки зрения философа// Виртуальная реальность: Философские и психологические аспекты. – М., 1997.

7. Кураков, Л.П. Новые информационные технологии / Л.П.Кураков.- Чебоксары: ЧГПУ, 2000.

8. Робачевский, А.М. Глобальная сеть Интернет / А.М. Робачевский // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". 1995. N 15.

9. Хайм Майкл. Метафизика виртуальной реальности. http://www.aquarun.ru/aquarius/futurenet/metavirt.html

10. Шереветов В. И. Определение свойств виртуального // Виртуальное пространство культуры. – СПб., 2000. С. 56-58

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

1. http://www.krotov.info/lib_sec/12_l/ley/leybniz_4_003.htm

Сочинения Готфрида Лейбница и, в частности, его труд «Опыты человека о благости Бога и первопричинах зла», отражающий философское значение "теодицеи" лейбница

2. http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/165317.html

Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций, на котором представлена диссертация Давыдовой М. В. «Проблема теодицеи в книге Иова и культуре нового времени (библейский, философский и литературный контекст)».

3. http://www.ffl.msu.ru/img/pages/File/avtoreferaty/davydova_avtoreferat_07.doc

Автореферат М. В. Давыдовой

4. http://www.philosophy.ru/library/zhelnov/nichto.htm

Статья М.В. Желнова «"Ничто достоверности сущего" и "Ничто истины бытия" (идеи Г.В.Лейбница и М.Хайдеггера в последнем десятилетии XX в.)»

5. http://almanah-dialog.ru/archive/archive_7-8_2/oe4

Статья Г. В. Синило «Роковые вопросы Иова» о проблеме теодицеи в Книге Иова

6. http://www.goldentime.ru/hrs_text_032.htm

Александр Сопровский о Книге Иова

7. http://shchedrovitskiy.ru/JobBook.php?page=4

Сайт Д. В. Щедровицкого

8. http://www.damian.ru/Cerkov_i_sovremennost/Batler/Batler_o_iov.html

Борис Балтер о Книге Иова

9. http://www.edudic.ru/men/1629/

Александр Мень. Библиологический словарь

10. http://www.lib.ru

Самая известная в Рунете www-библиотека, открыта в 1994. Авторы и читатели ежедневно пополняют ее. Художественная литература, фантастика и политика, техдокументация и юмор, история и поэзия, КСП и русский рок, туризм и парашютизм, философия и эзотерика, и т.д. и т.п.

11. http://www.philosophy.ru/library/lib4.html#1

Библиотека по антропологии и культурлогии.

12. http://kipaknig.narod.ru/index.htm

Еврейская публичная библиотека

13. http://magazines.russ.ru/vestnik/2003/9/cveig−pr.html

Статья С. Цвейга о Йозефе Роте


ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ:

http://hum-simakova.narod.ru/

ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Граф (круг) научных интересов

Магистранта гуманитарного факультета Симаковой А. А.

Специальность – культурология

Смежные специальности

  • 09.00.01 – онтология и теория познания

1. Фундаментальные принципы бытия.

2. Универсальные характеристики природной и социальной реальности.

  • 09.00.13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры

1. Генезис и развитие религиозного сознания.

2. Вопросы смысла культуротворчества

  • 22.00.06 – социология культуры, духовной жизни

1. Формы взаимоотношения общества и культуры.

  • 17.00.09 – теория и история искусств

1. Исследование искусств в контексте культурно-исторического развития.

2. Взаимодействие различных видов искуств

Основная специальность

24.00.01 – теория и история культуры

1. Основные закономерности функционирования культуры как единой системы.

2. Специфика менталитета исторических эпох, культурных типов, анализируются взаимосвязи основных форм культуры, духовных феноменов в их исторической динамике.

3. Прогностика культуры, основные детерминанты современного культурного процесса, проблема глобализации и регионализации, перспективы культурной эволюции человечества.

4. Проблемы кросскультурной коммуникации, национальное и общечеловеческое в культуре, специфика культуры Беларуси.

5. Закономерности культурно-исторического развития человечества как единого, интегративного процесса.

Сопутствующие

  • 07.00.01 – всеобщая история

1. История Западной Европы

  • 07.00.02 – отечественная история

1. Исследование исторических судеб белорусского и братских народов

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

http://hum-simakova.narod.ru/my.ppt