Главная              Рефераты - Разное

«Готический стиль в архитектуре» - реферат

Содержание урока.

1. Введение темы. Учитель сообщает учащимся, что они будут делать на уроке и организует повторение пройденного в прошлый раз материала.

Вспомни, что означает слово «готический»? Почему это слово имеет один корень со словом «готы»?

В какой стране зародился этот архитектурный стиль? Как сначала назывался? Какой стиль в архитектуре ему предшествовал?

Каковы основные отличия готического собора от романского?

Для того, чтобы вспомнить терминологию, учитель проводит «мозговую атаку»: соревнование по колонкам, кто больше других назовёт терминов по теме «Готический стиль в архитектуре».

Рассмотри изображения и расскажи о нововведениях в декоративном убранстве и строительной технике готических соборов по сравнению с романскими.

Как изменилась арка по сравнению

с аркой романского собора?

Почему понадобилось меньше

колонн?

Как изменились своды собора?

Перекрытия? Система опор?

К чему привели эти нововведе-

ния? Представь,каким было

освещение внутри собора? Что противопоставлялось сиянию,

исходящему сверху из витражей? Символом чего был этот свет?

Каково было освещение собора внизу, где собирались молящиеся? Сколько людей могло поместиться в таком соборе в средние века? Каково было влияние церкви на жизнь городской общины?

2. Заполни таблицу, прослушав рассказ учителя (просмотрев фильм) о трёх периодах развития готической архитектуры в Англии. Как ты думаешь, судя по названию каждого периода, чем он будет характеризоваться?

Ранняя готика

(1175-1250)

Украшенная готика

(1250-1300)

Перпендикулярная готика

(1300-1400)

Учитель сообщает следующую информацию:

Готическая архитектура Англии делится на 3 периода:

1) Ранний готический период(1175-1250). Для этого периода характерен романский интерьер. Это означало чёткое деление собора на 3 уровня: аркада, трифорий (своды собора), клересторий, предназначением которого было освещение собора.

2) Средний (декоративный) период(1250-1300). Главная характерная черта этого периода - орнаментальное украшение окон. (каменная резьба, поддерживающая витражи). В украшении окон большую роль сыграли контакты с исламом и империей монголов. Поддерживающие элементы стен становятся легче. Больше используются металлические конструкции.

3) Перпендикулярный период(1300-1400). В этот период экстерьеры соборов приобретают особую суровость, жёсткость. Присутствуют элементы египетского влияния в связи с тем, что многие английские торговцы, художники, паломники устремились на восток. Введение новой техники постройки сводов привело к большей их декоративности.

Задание: разбившись на группы, учащиеся распределяют выданные им картинки с изображением трёх соборов и их фрагментов на 3 группы по периодам. Во время выполнения задания негромко звучит музыка Генри Пёрселла или Иоганна Себастьяна Баха (орган). Когда все группы готовы, проводится обсуждение и обмен мнениями.(10-15 минут). После этого продолжают заполнение таблицы, записывая туда примеры готической архитектуры (названия соборов) по каждому периоду.

1. Свод собора в Глостере.

2. Собор в Линкольне

3. Собор в Уэллсе 4. Собор в Глостере

5. Окно собора в Линкольне

6.Собор в Уэллсе

3. Учитель раздаёт материалы с изображением восточного фасада собора в Уэллсе (см. приложение №1). Учащимся предлагается распределить по порядку в вертикальном столбце сцены и скульптуры, украшающие фасад:

Фигура Христа

Святые и пророки

Епископы и отшельники

Короли и королевы

Апостолы

Мученики

Сцены из Старого и Нового Завета

Мадонна с младенцем Иисусом

Сцены воскресения из мёртвых

Девять иерархических ордеров ангелов

Изображения ангелов, взлетающих над облаками

Коронация Пресвятой Богородицы

Эти названия можно нарезать на полоски, чтобы дети могли быстро разложить их по уровням. Задание опять можно выполнить в группах или парах, а потом сравнить результаты и сверить с правильным вариантом учителя. Затем учащиеся рассматривают цветные изображения этого собора.

Как вы думаете,

· Что отражали роскошные порталы?

· Чьё изображение появляется всё чаще в украшении портала?

· Если романская скульптура сосредоточилась на воплощении идеи неизбежности страшного суда, то что отражала готическая?

4. Учитель предъявляет учащимся виды Кёльнского собора (см. приложение).

Что общего у него с готическими соборами Англии?

Чем он отличается? Заполни таблицу:

Общие черты

Отличия

Экстерьер собора

Интерьер собора

После этого следует обсуждение результатов работы.

4. Учитель предлагает учащимся рассмотреть изображения

Кентерберийского собора, где находится гробница Святого Томаса Беккета, архиепископа Кентерберийского, убитого в 1170 году в этом соборе. К его гробнице в средние века устремлялись многие сотни паломников, чтобы поклонится святым мощам.

№1 №2

Как ты думаешь, к какому периоду английской готики относится этот собор и почему? Придумай названия к этим изображениям.


№3

На изображении №3 собор сфотографирован с того места, где к нему ведёт дорога, по которой прибывали странники. Что они

чувствовали, когда после долгого пути перед ними наконец открывался этот собор? Представь себя на месте такого странника: что бы ты почувствовал?

5. Работа с текстом учебника Р.Д.Апстеда «Люди в истории», глава «Джеффри Чосер и «Кентерберийские рассказы»». Перед чтением внимательно рассматривают иллюстрацию в книге. Кто могут быть эти люди? Чем занимаются в жизни? Где они находятся? Кто человек, стоящий перед ними? Как вы думаете, о чём он может говорить присутствующим? Какие чувства отражены на лицах этих людей?

Дети читают текст и проверяют свои догадки:

« Таверна Табард на юге Лондона была переполнена. Весь день прибывали посетители. Мальчики конюшие сбились с ног, таская воду и сено для лошадей. Служанки едва успевали приносить мясо и эль из кухни. К вечеру компания человек около двадцати собралась в большой комнате для гостей.

Хозяин гостиницы, крупный краснолицый человек с громким голосом, стоял, довольно сияя перед всей этой компанией. Он был счастлив, как школьник: ещё бы - на следующий день он собирался отправиться в путешествие, оставив таверну на попечении своей тучной жены Джоан. Это и в самом деле было настоящее путешествие, за сорок пять миль от дома, в Кентербери, где он помолится у гробницы Святого Беккета и оставит там свои дары.

Все в Англии старались хотя бы один раз в жизни попасть в Кентербери, а он, хозяин таверны Табард, был там уже два раза!

Конечно, он не отправится туда один; в те дни это было бы очень неблагоразумно, ведь леса по обе стороны от дороги были полны грабителей! Он отправлялся как предводитель всей этой компании, собравшейся здесь у него в гостинице.

Хлопнув в ладоши в знак тишины, он выступил вперёд.

«Мои дорогие друзья, хорошо ли вас обслуживают? Есть ли у вас эль в кружках? Итак, завтра мы отправляемся в Кентербери. Честно говоря, мы отправляемся туда попросить Святого Беккета отпустить нам наши грехи. Однако, давайте проведём как можно веселее наш путь. Это долгая и трудная дорога, но в наших силах превратить её в увлекательное путешествие. Слушайте внимательно: каждый из вас должен рассказать две истории по пути в Кентербери и две по пути назад.

Тот, кто расскажет самую лучшую историю, по возвращении сюда будет вознаграждён великолепным обедом».

На следующее утро странники отправились в путь. Компания была довольно разношерстной. Кого там только не было! Храбрый рыцарь, участвовавший в крестовых походах; его слуга, красивый румяный юноша; честный фермер; повар; толстый монах; изящная настоятельница; бедный школяр из Оксфорда; обманщик доктор; бедный приходской священник; пара мошенников; мельник; сборщик налогов; моряк; монахиня; весёлая ткачиха из Бата и человек с маленькой острой бородкой.

Этого человека звали Джеффри Чосер, он имел некоторое влияние при королевском дворе, а также был поэтом и любителем забавных историй. Он решил присоединиться к компании пилигримов, отправляющихся в Кентербери. По пути он слушал и запоминал истории, а когда вернулся, то записал их. Он также дал забавные и проницательные описания самих странников. Он не закончил свои «Рассказы», но его книгу читают уже 500 лет люди во всех уголках земного шара».

Домашнее задание:

Учитель предлагает ребятам

1) выбрать роль одного из странников и к следующему уроку придумать забавный рассказ из его жизни;

2) приготовить простейший средневековый костюм (есть иллюстрация в книге);

3) составить меню средневекового обеда.(ужином)

По желанию можно 1)сделать модель готического собора;

2) изготовить витраж;

3)нарисовать украшения для портала или капители колонны.

На следующем уроке можно попробовать реконструировать эпоху, проведя беседу пилигримов за ужином.