Российская федерация
Краснодарский край Каневской район
муниципальное учреждение управление образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
cт. Каневская, ул. Вокзальная, 35, тел. (86164)7-32-24, 7-28-11, факс (86164)7-28-11 e-mail: gimnaz@kubannet.ru
Проект
Совершенствование проектной компетентности педагогов в условиях модернизации образования как инструмента достижения нового качества образования
Автор: Маркина Ольга Николаевна, директор МОУ «Гимназия»
Каневского района
Краснодарского края
Ст. Каневская
2008-2009 год
Содержание
Введение
.. 3
Объект исследования. 3
Предмет исследования. 3
Цель работы. 4
Задачи исследования. 4
Гипотеза исследования. 4
План-график реализации проекта
.. 7
Приложение
.. 8
Материалы для слушателей
.. 8
Рекомендации по написанию эссе. 8
Темы эссе. 8
Темы мини-проектов. 9
Критерии оценки проектной деятельности. 9
МЕТОДИКА 1
. 10
Шкала готовности к творческо–инновационной деятельности. 10
МЕТОДИКА 2
. 13
Диагностика реализации потребностей в саморазвитии. 13
МЕТОДИКА 3
. 15
Диагностика продуктивности инновационной деятельности. 15
Анализ продуктов деятельности
учителей муниципального общеобразовательного учреждения.
15
Рефлексия включения педагога в инновационную деятельность. 16
Критерии готовности педагога к экспериментальной
деятельности. 17
Библиографический список
.. 19
Введение
В качестве одной из главных задач, направленных на социально-экономическое развитие страны средствами системы образования, выступает задача приведения содержания образования в соответствие с требованиями граждан, общества и рынка труда, что предполагает совершенствование содержания и технологий обучения. Поскольку основным субъектом инновационной деятельности, осуществляемой образовательным учреждением, является педагог, важно предложить ему различные варианты системы непрерывного самообразования. Такой системой может быть курсовая переподготовка учителей в ОУ, которую можно рассматривать как элемент организационно-педагогического сопровождения педагога в инновационной деятельности.
Предлагаемая система непрерывного самообразования педагогов способствует тому, что:
- создается особый настрой всех членов педагогического коллектива на инновационную деятельность;
- принимаемые управленческие решения, обеспечивающие режим развития ОУ, становятся коллективными;
- проектная деятельность становится основным инструментом педагога.
Исследования, проведенные в коллективе МОУ «Гимназия», показали, что в целом весь педагогический коллектив вовлечен в инновационный процесс. Вместе с тем педагоги испытывают определенные трудности в разработке, описании и внедрении инновационных проектов.
Это позволило нам определить проблему
: невозможность добиться нового качества образования традиционными методами обучения.
Объект исследования
: курсовая переподготовка учителя в ОУ с применением проектных технологий.
Предмет исследования
: проектная деятельность педагога.
Цель данной работы
состоит в разработке системы повышения квалификации педагогических кадров внутри ОУ, предполагающей использование деятельностных технологий обучения.
Задачи исследования:
1. Разработка системы семинаров-практикумов, направленных на глубокое изучение основ проектной деятельности.
2. Представление деятельности предметных МО в виде инновационных проектов.
3. Создание системы контрольно-диагностических мероприятий по определению результативности проектной деятельности педагогов, способствующей достижению нового качества образования.
Гипотеза исследования
: можно предположить, что:
1. разработанная система повышения квалификации педагогических кадров внутри ОУ, предполагающая использование деятельностных технологий обучения, поможет педагогам преодолеть внутренние препятствия в восприимчивости педагогической инновации и трудности в разработке, описании и внедрении инновационных проектов;
2. совершенствование проектной компетентности педагогов станет инструментом достижения нового качества образования.
Совершенствование проектной компетентности педагогических кадров. Повышение квалификации
Содержание программы
Компетентностный подход в повышении квалификации.
Понятия: компетенция, компетентность, инновация. Виды компетенций: исследовательские и методологические; профессиональные, надпрофессиональные и ключевые; социальные и личностные. Общие основы современных психолого-педагогических знаний. Проект: разработка, оформление, экспертиза. Педагогическое исследование: методология, диагностика.
Конструирование и тьюториальное сопровождение индивидуальной образовательной траектории педагогов и управленцев.
Понятие и принципы построения образовательной траектории. Содержание тьюториального сопровождения
Непрерывное образование.
Личностный рост и профессиональное саморазвитие. Оптимальное сочетание дополнительного (неформального - курсы, тренинги, короткие программы и т.д.) и информального (спонтанного) образования.
формы и Содержание промежуточного и итогового контроля
Формы промежуточного контроля:
- Педагогическое эссе «Компетентный учитель – это…»
- Зачет
- Диагностическое исследование педколлектива
- План тьюториальной поддержки
- Мини-проект
- Личная образовательная траектория
Форма итогового контроля:
Защита и экспертиза проекта
Учебно-тематический план
Совершенствование проектной компетентности педагогических кадров.
Цель –
формирование компетентностного подхода в повышении квалификации субъектов образования и их мотивации на непрерывное образование
Категория слушателей –
педагогические кадры
Срок обучения
48 часов
Режим занятий
6 часов в день
№
|
Наименование разделов и тем
|
Всего
|
В том числе
|
Форма контроля
|
|
|
|
лекции
|
семинары
|
практические занятия
|
|
1.
|
Компетенции и компетентостный подход в современном образовании
|
|
2
|
2
|
|
Педагогическое эссе «Компетентный учитель – это…»
|
2.
|
Общие основы современных психолого-педагогических знаний
|
|
2
|
|
|
|
3.
|
Основы инновационной и проектной деятельности учителя
|
|
2
|
2
|
|
Зачет
|
4.
|
Основы методологии педагогического исследования
|
|
2
|
|
2
|
|
5.
|
Психолого-педагогическая и педагогическая диагностика
|
|
2
|
|
2
|
Диагностическое исследование педколлектива
|
6.
|
Психолого-педагогическая и методическая (тьюториальная) поддержка инновационной деятельности учителя
|
|
|
4
|
2
|
План тьюториальной поддержки
|
7.
|
Практикум по разработке, оформлению и экспертизе проекта.
|
|
|
2
|
4
|
Мини-проект
|
8.
|
Практикум по развитию рефлексивных способностей педагога
|
|
|
|
4
|
|
9.
|
Практикум личностного роста и профессионального саморазвития. Конструирование личной образовательной траектории
|
|
|
2
|
6
|
Личная образовательная траектория
|
10.
|
Мотивационный тренинг
|
|
|
|
4
|
|
11.
|
Коммуникативный тренинг профессионального общения
|
|
-
|
|
2
|
Защита и экспертиза проектов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
10
|
12
|
26
|
|
План-график реализации проекта
№ п/п
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
|
Разработка проекта «Совершенствование проектной компетентности педагогов в условиях модернизации образования как инструмента достижения нового качества образования»
|
Сентябрь – ноябрь 2008 года
|
Школьная стратегическая команда:
директор О.Н. Маркина
зам. по НМР Козырева Л.И.
Е.П.Кардашина, член стратегической команды
|
|
Разработка сметы расходов на реализацию проекта
|
декабрь 2008 – январь 2009 года
|
Директор О.Н. Маркина
Экономист О.А. Нелюба
|
|
Разработка Положения об организации и проведении курсовой переподготовки в ОУ
Разработка и утверждение формы документа о прохождении курсовой переподготовки.
Разработка дидактических, контрольно-диагностических материалов для слушателей.
|
февраль – апрель 2009 года
|
Директор О.Н. Маркина
Зам. по НМР Козырева Л.И.
Е.П.Кардашина, член стратегической команды
|
|
Общественная экспертиза проекта
Анализ и диагностика промежуточных результатов.
|
май – сентябрь 2009 года
|
Управляющий совет
Директор О.Н. Маркина
Зам. по НМР Козырева Л.И.
|
|
Апробация методик проекта в ОУ.
Публикации методических материалов.
|
сентябрь 2009 – май 2010 года
|
Школьная стратегическая команда:
директор О.Н. Маркина
зам. по НМР Козырева Л.И.
Е.П.Кардашина, член стратегической команды
|
Приложение
Материалы для слушателей
Рекомендации по написанию эссе
Эссе включает в себя:
- Введение: тема, актуальность, проблемность.
- Основная часть: суждения (аргументы), основные понятия, доказательства и поддержки (факты и примеры); контраргументы или противоположные суждения (необходимо показать, почему они слабы, а утверждение автора остается в силе).
- Заключение: повторяется основное суждение, резюмируются аргументы, дается общее заключение.
В эссе важно отразить вашу профессиональную позицию, исходя из опыта работы, а не общую точку зрения.
Темы эссе
1. Компетентностный подход в образовании: что это?
2. Ключевые компетенции выпускника школы.
3. Ключевые компетенции учителя.
4. Приемы и методы формирования ключевых компетенций.
5. Тема по собственному выбору, связанная с компетентностным подходом к образованию.
Темы мини-проектов
1. Использование современных образовательных технологий как ресурс экономии времени учителя
2. Иностранный язык: учебный предмет или средство общения?
3. Исследовательская компетенция ученика – основа его успешной социализации.
4. Способность учиться на протяжении жизни и карьерный рост.
Критерии оценки проектной деятельности
1. Соблюдение требований к оформлению проектной работы.
2. Полнота раскрытия темы.
3. Новизна, научное и практическое значение результатов работы.
4. Объем использованной литературы.
5. Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления, четкость структурирования работы.
6. Доступность, логичность и свобода публичного изложения содержания и результатов исследования.
7. Понимание сути заданных вопросов, аргументированность, лаконичность и понятность ответов.
МЕТОДИКА 1
Шкала готовности к творческо–инновационной деятельности
Автор С.Ю Степанов
Ф.И.О.___________________________________________________________
Инструкция
Данный опросник предназначен для исследования степени готовности Вашего коллектива к изменениям в организации. При заполнении опросника постарайтесь отразить собственную точку зрения.
Опросник состоит из 20 пунктов, каждый из которых представлен двумя утверждениями. Под ними изображена шкала от 1 до 10. Балл 1 означает Ваше полное согласие с утверждением слева, балл 10 означает, что Вы полностью согласны с утверждением справа, баллы между крайними оценками соответствуют различным степеням Вашего согласия с утверждениями слева или справа. На данном Вам листке обведите кружком выбранные цифры шкалы, которые больше всего соответствуют Вашему мнению. Спасибо за работу!
№
|
утверждения
|
1
|
Вам не понятно, зачем нужно развивать творческий потенциал.
|
Вам ясно, почему необходимо развитие Вашего творческого потенциала.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
2
|
Вам не ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности
|
Вам ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
3
|
Вы наблюдаете за инновационным процессом «со стороны».
|
Вы являетесь инициатором инновационных поисков в Вашем коллективе.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
4
|
Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет крайне трудно избавиться от последствий.
|
Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет легко исправить последствия и двигаться дальше.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
5
|
Вы считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий.
|
Вы не считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
6
|
Вы не уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся.
|
Вы уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
7
|
Вы считаете, что инновации не соответствует ценностям коллектива, в котором Вы работаете
|
Вы считаете, что инновации соответствуют ценностям коллектива, в котором Вы работаете
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
8
|
Вы видите слабую поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей
|
Вы видите сильную поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
9
|
Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе ухудшатся или останутся плохими.
|
Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе улучшатся или останутся хорошими.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
10
|
Вы уверены, что необходимой организационной поддержки в творческих начинаниях не будет
|
Вы уверены, что необходимая организационная поддержка в творческих начинаниях будет оказана
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
11
|
Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива отрицательно повлияет на бюджет школы.
|
Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива положительно повлияет на бюджет школы.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
12
|
Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе ниже или выше необходимого.
|
Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе оптимальны.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
13
|
Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы несовместимы с творческой деятельностью в коллективе.
|
Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы совместим с творческой деятельностью в коллективе.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
14
|
Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы уменьшатся.
|
Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы увеличатся.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
15
|
Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к «событию ради события», которое стоит игнорировать или перетерпеть
|
Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к событию, которое заслуживает внимания
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
16
|
Вы боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями.
|
Вы не боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
17
|
Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то надо вернуться к старым надежным методам работы.
|
Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то это естественно, и нужно продолжать поиск.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
18
|
У Вас мало уверенности в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе.
|
Вы уверены в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
19
|
Вы считаете, что творческий поиск в коллективе угрожает Вашим законным интересам
|
Высчитаете, что творческий поиск в коллективе не угрожает Вашим законным интересам
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
20
|
Вы не видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели согласуются.
|
Вы видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели хорошо согласуются.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
МЕТОДИКА 2
Диагностика реализации потребностей в саморазвитии
Автор Н.П. Фетискин
Ф.И.О.____________________________________________________________
Вашему вниманию предлагается ряд показателей. Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю. Один балл – это минимальная выраженность показателя, 9 баллов – максимальная. В клеточке выбранного для ответа балла поставьте крестик. Спасибо за работу!
1. Осознание личной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
2. Наличие познавательных интересов в области педагогики и психологии
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
3. Чувство долга и ответственности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
4. Любознательность
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
6. Потребность в психолого-педагогическом самообразовании
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
7. Потребность в самопознании
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
8. Ранговое место самообразования среди других видов деятельности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
9. Уверенность в своих силах
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10. Уровень общеобразовательных знаний
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
11. Уровень общеобразовательных умений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
12. Уровень педагогических знаний и умений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
13. Уровень психологических знаний и умений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
14. Уровень методических знаний и умений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
15. Уровень специальных знаний
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Ключ к методике №1.
«Шкала готовности к творческо–инновационной деятельности» (С.Ю Степанов). Опросник предназначен для исследования готовности педагога к изменениям в образовательном учреждении, в собственной деятельности.
При обработке необходимо суммировать отмеченные испытуемым баллы по всем пунктам методики. Об уровне готовности к творческо-инновационной деятельности свидетельствуют следующие количественные показатели:
от 0 до 80 баллов – низкий уровень,
от 81 до 140 баллов – средний уровень,
от 141 до 200 баллов – высокий уровень.
Ключ к методике №2.
«Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» (Н.П. Фетискин).
Методика позволяет определить мотивационный и когнитивный компоненты профессионально-педагогического саморазвития.
Для определения мотивационного компонента необходимо подсчитать общее количество баллов по 1 – 9 пунктам опросника. Об уровне сформированности мотивационной готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели:
55 и более баллов – низкий уровень,
36-54 балла – средний уровень,
35 и менее баллов – высокий уровень.
Для определения когнитивного компонента необходимо подсчитать общее количество баллов по 10 – 15 пунктам опросника. Об уровне сформированности когнитивной готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели:
37 и более баллов – низкий уровень,
24-36 баллов – средний уровень,
23 и менее баллов – высокий уровень.
МЕТОДИКА 3
Диагностика продуктивности инновационной деятельности
.
Анализ продуктов деятельности педагогического коллектива проводится по следующим параметрам: повышение квалификации, участие в профессиональных конкурсах, участие в семинарах, конференциях, мастер - классах, разработка программно-методических материалов, применение современных педагогических технологий (согласно классификации Г.К. Селевко), применение цифровых образовательных ресурсов, участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах. Если параметр присутствует – выставляется 1 балл, нет – 0 баллов. Продуктивность инновационной деятельности определяется подсчетом среднего балла по шкале: низкий уровень – до 0,25, средний – от 0,26 до 0,65, высокий – свыше 0,66
|
|
|
|
|
|
|
Распространение своего пед. Опыта
|
|
|
|
|
|
Номер п/п
|
Фамилия, имя, отчество
|
Занимаемая должность Преподаваемый предмет
|
Число полных лет
|
Стаж пед. Раб. (число лет, месяцев,дней)
|
Разряд, категория, год прохождения посл. Аттест.
|
Повышение квалификации (более 1 раза в 5 лет)
|
Участие в профессиональных конкурсах
|
публикации
|
Участие в семинарах, конференциях, мастер-классах
|
Разработка программно-методических материалов
|
Применение современных пед. Технологий
|
Применение цифровых образовательных ресурсов
|
Участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах
|
Продуктивность инновационной деятельности
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: низкий уровень – до 0,25, средний – от 0,26 до 0,65, высокий – свыше 0,66.
Рефлексия включения педагога в инновационную деятельность
№ п/п
|
Вопрос
|
Варианты ответов, предложенных педагогами
|
% выбора
|
1.
|
Какие факторы способствуют успешной реализации новшества?
|
Возможность осуществления личных целей
Осознание общественной значимости инноватики
Творческая коллективная деятельность
|
|
2.
|
Какие ресурсы необходимо использовать?
|
Восприимчивость к передовому педагогическому опыту
Желание следовать положительному опыту коллег
Навыки исследовательско-экспериментальной деятельности
|
|
3.
|
От чего следует отказаться?
|
Полная удовлетворенность учебно-воспитательным процессом
Негативный опыт прошлых нововведений
Поспешных выводов
Позиция «пассивного наблюдателя»
Стремление «объять необъятное»
|
|
4.
|
Что необходимо учесть, чтобы ошибки «прошлой» деятельности не переносились в «будущую»?
|
Психологическое сопровождение экспериментальной деятельности
Формирование команды единомышленников
Четкое целеполагание
Комплекс мотивационных условий
|
|
Критерии готовности педагога к экспериментальной
деятельности
Компоненты готовности
|
Критерии
|
Показатели
|
Мотивационная готовность
|
Наличие исследовательской позиции
в заданном экспериментальном поле
|
Положительные практические состояния, вызванные отношением к экспериментальной деятельности
|
Технологическая (операционная) готовность
|
Выполнение действий, предусмотренных технологией экспериментальной деятельности
|
Соответствие экспериментальных действий и их результатов методологическим предписаниям и заданным исходным установкам заказчика
|
Креативная
готовность
|
Интеллектуальная инициатива в тактике реализации
заданных исходных установок
|
Получение креативного (оригинального, не имевшегося ранее и т.п.) и обоснованного продукта
|
Рефлексивная готовность
|
Осмысленность экспериментальных действий
|
Адекватность самооценки собственных идей, предложений, опыта и т.д., обоснованное принятие или непринятие идей, опыта, предложений и т.д. других участников экспериментальной деятельности
|
Библиографический список
1. Алексанина И.С. Инновационная деятельность: всё начинается с анализа обстановки. // Практический журнал для учителя и администрации школы. / под ред. Котов С. – М., 2006. – с. 11-16.
2. Аминов Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания // Вопросы психологии. 1994. №2. С.88-98.
3. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика,1991.- С.326-335.
4. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. - Краснодар, 2001 – 220 с.
5. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. – Краснодар, 2000.
6. Бондарев П.Б., Курочкина В.Е. Проектная деятельность учителя. - Краснодар, 2002.
7.
Голицын Г.А. Рефлексия как фактор развития// Проблемы рефлексии/ отв. ред. Ладенко И. С. - Новосибирск: Наука,1987.-С.54-60.
8. Давыдов В.В. , Неверкович С.Д., Самоукина Н.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей.// Вопросы психологии,-1990-№3.-С.14-21.
9. Иванова Е.М. Технология психологической оценки профессионала //Вопросы психологии.1991. № 4. С.56-57.
10. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. – СПб., 2000.
11. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.:Флинта: МПС Соц. Ин-т, 1998. - 216 с.
12. Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. - М., 2002, с. 236-241.
13. Сериков В.В. Образование и личность: проектирование личностно-ориентированных педагогических систем. - М., 1999.
14. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М., 1997. - 224 с.
15. Проектирование и реализация тьюториальной модели психолого-педагогической и методической поддержки инновационной деятельности учителя (образовательный проект) под руководством П.Б. Бондарева
|