Главная              Рефераты - Разное

Методика 2 13 Диагностика реализации потребностей в саморазвитии 13 Автор Н. П. Фетискин 13 - реферат

Российская федерация

Краснодарский край Каневской район

муниципальное учреждение управление образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

cт. Каневская, ул. Вокзальная, 35, тел. (86164)7-32-24, 7-28-11, факс (86164)7-28-11 e-mail: gimnaz@kubannet.ru

Проект

Совершенствование проектной компетентности педагогов в условиях модернизации образования как инструмента достижения нового качества образования

Автор: Маркина Ольга Николаевна, директор МОУ «Гимназия»

Каневского района

Краснодарского края

Ст. Каневская

2008-2009 год


Содержание

Введение .. 3

Объект исследования. 3

Предмет исследования. 3

Цель работы. 4

Задачи исследования. 4

Гипотеза исследования. 4

План-график реализации проекта .. 7

Приложение .. 8

Материалы для слушателей .. 8

Рекомендации по написанию эссе. 8

Темы эссе. 8

Темы мини-проектов. 9

Критерии оценки проектной деятельности. 9

МЕТОДИКА 1 . 10

Шкала готовности к творческо–инновационной деятельности. 10

МЕТОДИКА 2 . 13

Диагностика реализации потребностей в саморазвитии. 13

МЕТОДИКА 3 . 15

Диагностика продуктивности инновационной деятельности. 15

Анализ продуктов деятельности учителей муниципального общеобразовательного учреждения. 15

Рефлексия включения педагога в инновационную деятельность. 16

Критерии готовности педагога к экспериментальной деятельности. 17

Библиографический список .. 19


Введение

В качестве одной из главных задач, направленных на социально-экономическое развитие страны средствами системы образования, выступает задача приведения содержания образования в соответствие с требованиями граждан, общества и рынка труда, что предполагает совершенствование содержания и технологий обучения. Поскольку основным субъектом инновационной деятельности, осуществляемой образовательным учреждением, является педагог, важно предложить ему различные варианты системы непрерывного самообразования. Такой системой может быть курсовая переподготовка учителей в ОУ, которую можно рассматривать как элемент организационно-педагогического сопровождения педагога в инновационной деятельности.

Предлагаемая система непрерывного самообразования педагогов способствует тому, что:

- создается особый настрой всех членов педагогического коллектива на инновационную деятельность;

- принимаемые управленческие решения, обеспечивающие режим развития ОУ, становятся коллективными;

- проектная деятельность становится основным инструментом педагога.

Исследования, проведенные в коллективе МОУ «Гимназия», показали, что в целом весь педагогический коллектив вовлечен в инновационный процесс. Вместе с тем педагоги испытывают определенные трудности в разработке, описании и внедрении инновационных проектов.

Это позволило нам определить проблему : невозможность добиться нового качества образования традиционными методами обучения.

Объект исследования : курсовая переподготовка учителя в ОУ с применением проектных технологий.

Предмет исследования : проектная деятельность педагога.

Цель данной работы состоит в разработке системы повышения квалификации педагогических кадров внутри ОУ, предполагающей использование деятельностных технологий обучения.

Задачи исследования:

1. Разработка системы семинаров-практикумов, направленных на глубокое изучение основ проектной деятельности.

2. Представление деятельности предметных МО в виде инновационных проектов.

3. Создание системы контрольно-диагностических мероприятий по определению результативности проектной деятельности педагогов, способствующей достижению нового качества образования.

Гипотеза исследования : можно предположить, что:

1. разработанная система повышения квалификации педагогических кадров внутри ОУ, предполагающая использование деятельностных технологий обучения, поможет педагогам преодолеть внутренние препятствия в восприимчивости педагогической инновации и трудности в разработке, описании и внедрении инновационных проектов;

2. совершенствование проектной компетентности педагогов станет инструментом достижения нового качества образования.


Совершенствование проектной компетентности педагогических кадров. Повышение квалификации

Содержание программы

Компетентностный подход в повышении квалификации.

Понятия: компетенция, компетентность, инновация. Виды компетенций: исследовательские и методологические; профессиональные, надпрофессиональные и ключевые; социальные и личностные. Общие основы современных психолого-педагогических знаний. Проект: разработка, оформление, экспертиза. Педагогическое исследование: методология, диагностика.

Конструирование и тьюториальное сопровождение индивидуальной образовательной траектории педагогов и управленцев. Понятие и принципы построения образовательной траектории. Содержание тьюториального сопровождения

Непрерывное образование. Личностный рост и профессиональное саморазвитие. Оптимальное сочетание дополнительного (неформального - курсы, тренинги, короткие программы и т.д.) и информального (спонтанного) образования.

формы и Содержание промежуточного и итогового контроля

Формы промежуточного контроля:

- Педагогическое эссе «Компетентный учитель – это…»

- Зачет

- Диагностическое исследование педколлектива

- План тьюториальной поддержки

- Мини-проект

- Личная образовательная траектория

Форма итогового контроля:

Защита и экспертиза проекта


Учебно-тематический план

Совершенствование проектной компетентности педагогических кадров.

Цель – формирование компетентностного подхода в повышении квалификации субъектов образования и их мотивации на непрерывное образование

Категория слушателей – педагогические кадры

Срок обучения 48 часов

Режим занятий 6 часов в день

Наименование разделов и тем

Всего

В том числе

Форма контроля

лекции

семинары

практические занятия

1.

Компетенции и компетентостный подход в современном образовании

2

2

Педагогическое эссе «Компетентный учитель – это…»

2.

Общие основы современных психолого-педагогических знаний

2

3.

Основы инновационной и проектной деятельности учителя

2

2

Зачет

4.

Основы методологии педагогического исследования

2

2

5.

Психолого-педагогическая и педагогическая диагностика

2

2

Диагностическое исследование педколлектива

6.

Психолого-педагогическая и методическая (тьюториальная) поддержка инновационной деятельности учителя

4

2

План тьюториальной поддержки

7.

Практикум по разработке, оформлению и экспертизе проекта.

2

4

Мини-проект

8.

Практикум по развитию рефлексивных способностей педагога

4

9.

Практикум личностного роста и профессионального саморазвития. Конструирование личной образовательной траектории

2

6

Личная образовательная траектория

10.

Мотивационный тренинг

4

11.

Коммуникативный тренинг профессионального общения

-

2

Защита и экспертиза проектов

Итого

10

12

26


План-график реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Разработка проекта «Совершенствование проектной компетентности педагогов в условиях модернизации образования как инструмента достижения нового качества образования»

Сентябрь – ноябрь 2008 года

Школьная стратегическая команда:

директор О.Н. Маркина

зам. по НМР Козырева Л.И.

Е.П.Кардашина, член стратегической команды

Разработка сметы расходов на реализацию проекта

декабрь 2008 – январь 2009 года

Директор О.Н. Маркина

Экономист О.А. Нелюба

Разработка Положения об организации и проведении курсовой переподготовки в ОУ

Разработка и утверждение формы документа о прохождении курсовой переподготовки.

Разработка дидактических, контрольно-диагностических материалов для слушателей.

февраль – апрель 2009 года

Директор О.Н. Маркина

Зам. по НМР Козырева Л.И.

Е.П.Кардашина, член стратегической команды

Общественная экспертиза проекта

Анализ и диагностика промежуточных результатов.

май – сентябрь 2009 года

Управляющий совет

Директор О.Н. Маркина

Зам. по НМР Козырева Л.И.

Апробация методик проекта в ОУ.

Публикации методических материалов.

сентябрь 2009 – май 2010 года

Школьная стратегическая команда:

директор О.Н. Маркина

зам. по НМР Козырева Л.И.

Е.П.Кардашина, член стратегической команды


Приложение

Материалы для слушателей

Рекомендации по написанию эссе

Эссе включает в себя:

- Введение: тема, актуальность, проблемность.

- Основная часть: суждения (аргументы), основные понятия, доказательства и поддержки (факты и примеры); контраргументы или противоположные суждения (необходимо показать, почему они слабы, а утверждение автора остается в силе).

- Заключение: повторяется основное суждение, резюмируются аргументы, дается общее заключение.

В эссе важно отразить вашу профессиональную позицию, исходя из опыта работы, а не общую точку зрения.

Темы эссе

1. Компетентностный подход в образовании: что это?

2. Ключевые компетенции выпускника школы.

3. Ключевые компетенции учителя.

4. Приемы и методы формирования ключевых компетенций.

5. Тема по собственному выбору, связанная с компетентностным подходом к образованию.

Темы мини-проектов

1. Использование современных образовательных технологий как ресурс экономии времени учителя

2. Иностранный язык: учебный предмет или средство общения?

3. Исследовательская компетенция ученика – основа его успешной социализации.

4. Способность учиться на протяжении жизни и карьерный рост.

Критерии оценки проектной деятельности

1. Соблюдение требований к оформлению проектной работы.

2. Полнота раскрытия темы.

3. Новизна, научное и практическое значение результатов работы.

4. Объем использованной литературы.

5. Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления, четкость структурирования работы.

6. Доступность, логичность и свобода публичного изложения содержания и результатов исследования.

7. Понимание сути заданных вопросов, аргументированность, лаконичность и понятность ответов.

МЕТОДИКА 1

Шкала готовности к творческо–инновационной деятельности

Автор С.Ю Степанов

Ф.И.О.___________________________________________________________

Инструкция

Данный опросник предназначен для исследования степени готовности Вашего коллектива к изменениям в организации. При заполнении опросника постарайтесь отразить собственную точку зрения.

Опросник состоит из 20 пунктов, каждый из которых представлен двумя утверждениями. Под ними изображена шкала от 1 до 10. Балл 1 означает Ваше полное согласие с утверждением слева, балл 10 означает, что Вы полностью согласны с утверждением справа, баллы между крайними оценками соответствуют различным степеням Вашего согласия с утверждениями слева или справа. На данном Вам листке обведите кружком выбранные цифры шкалы, которые больше всего соответствуют Вашему мнению. Спасибо за работу!

утверждения

1

Вам не понятно, зачем нужно развивать творческий потенциал.

Вам ясно, почему необходимо развитие Вашего творческого потенциала.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2

Вам не ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности

Вам ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3

Вы наблюдаете за инновационным процессом «со стороны».

Вы являетесь инициатором инновационных поисков в Вашем коллективе.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4

Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет крайне трудно избавиться от последствий.

Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет легко исправить последствия и двигаться дальше.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5

Вы считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий.

Вы не считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6

Вы не уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся.

Вы уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7

Вы считаете, что инновации не соответствует ценностям коллектива, в котором Вы работаете

Вы считаете, что инновации соответствуют ценностям коллектива, в котором Вы работаете

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8

Вы видите слабую поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей

Вы видите сильную поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9

Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе ухудшатся или останутся плохими.

Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе улучшатся или останутся хорошими.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10

Вы уверены, что необходимой организационной поддержки в творческих начинаниях не будет

Вы уверены, что необходимая организационная поддержка в творческих начинаниях будет оказана

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11

Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива отрицательно повлияет на бюджет школы.

Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива положительно повлияет на бюджет школы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

12

Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе ниже или выше необходимого.

Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе оптимальны.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

13

Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы несовместимы с творческой деятельностью в коллективе.

Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы совместим с творческой деятельностью в коллективе.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

14

Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы уменьшатся.

Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы увеличатся.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

15

Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к «событию ради события», которое стоит игнорировать или перетерпеть

Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к событию, которое заслуживает внимания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

16

Вы боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями.

Вы не боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

17

Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то надо вернуться к старым надежным методам работы.

Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то это естественно, и нужно продолжать поиск.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

18

У Вас мало уверенности в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе.

Вы уверены в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

19

Вы считаете, что творческий поиск в коллективе угрожает Вашим законным интересам

Высчитаете, что творческий поиск в коллективе не угрожает Вашим законным интересам

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

20

Вы не видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели согласуются.

Вы видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели хорошо согласуются.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


МЕТОДИКА 2

Диагностика реализации потребностей в саморазвитии

Автор Н.П. Фетискин

Ф.И.О.____________________________________________________________

Вашему вниманию предлагается ряд показателей. Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю. Один балл – это минимальная выраженность показателя, 9 баллов – максимальная. В клеточке выбранного для ответа балла поставьте крестик. Спасибо за работу!

1. Осознание личной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2. Наличие познавательных интересов в области педагогики и психологии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3. Чувство долга и ответственности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4. Любознательность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

6. Потребность в психолого-педагогическом самообразовании

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7. Потребность в самопознании

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8. Ранговое место самообразования среди других видов деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

9. Уверенность в своих силах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10. Уровень общеобразовательных знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11. Уровень общеобразовательных умений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

12. Уровень педагогических знаний и умений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

13. Уровень психологических знаний и умений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

14. Уровень методических знаний и умений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

15. Уровень специальных знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ключ к методике №1. «Шкала готовности к творческо–инновационной деятельности» (С.Ю Степанов). Опросник предназначен для исследования готовности педагога к изменениям в образовательном учреждении, в собственной деятельности.

При обработке необходимо суммировать отмеченные испытуемым баллы по всем пунктам методики. Об уровне готовности к творческо-инновационной деятельности свидетельствуют следующие количественные показатели:

от 0 до 80 баллов – низкий уровень,

от 81 до 140 баллов – средний уровень,

от 141 до 200 баллов – высокий уровень.

Ключ к методике №2. «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» (Н.П. Фетискин).

Методика позволяет определить мотивационный и когнитивный компоненты профессионально-педагогического саморазвития.

Для определения мотивационного компонента необходимо подсчитать общее количество баллов по 1 – 9 пунктам опросника. Об уровне сформированности мотивационной готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели:

55 и более баллов – низкий уровень,

36-54 балла – средний уровень,

35 и менее баллов – высокий уровень.

Для определения когнитивного компонента необходимо подсчитать общее количество баллов по 10 – 15 пунктам опросника. Об уровне сформированности когнитивной готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели:

37 и более баллов – низкий уровень,

24-36 баллов – средний уровень,

23 и менее баллов – высокий уровень.

МЕТОДИКА 3

Диагностика продуктивности инновационной деятельности .

Анализ продуктов деятельности педагогического коллектива проводится по следующим параметрам: повышение квалификации, участие в профессиональных конкурсах, участие в семинарах, конференциях, мастер - классах, разработка программно-методических материалов, применение современных педагогических технологий (согласно классификации Г.К. Селевко), применение цифровых образовательных ресурсов, участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах. Если параметр присутствует – выставляется 1 балл, нет – 0 баллов. Продуктивность инновационной деятельности определяется подсчетом среднего балла по шкале: низкий уровень – до 0,25, средний – от 0,26 до 0,65, высокий – свыше 0,66

анализ продуктов деятельности

учителей муниципального общеобразовательного учреждения _________________________________

«____» __________ 200___ г.

Адрес школы _________________________________________________________________________________________

Распространение своего пед. Опыта

Номер п/п

Фамилия, имя, отчество

Занимаемая должность Преподаваемый предмет

Число полных лет

Стаж пед. Раб. (число лет, месяцев,дней)

Разряд, категория, год прохождения посл. Аттест.

Повышение квалификации (более 1 раза в 5 лет)

Участие в профессиональных конкурсах

публикации

Участие в семинарах, конференциях, мастер-классах

Разработка программно-методических материалов

Применение современных пед. Технологий

Применение цифровых образовательных ресурсов

Участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах

Продуктивность инновационной деятельности

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Примечание: низкий уровень – до 0,25, средний – от 0,26 до 0,65, высокий – свыше 0,66.

Рефлексия включения педагога в инновационную деятельность

№ п/п

Вопрос

Варианты ответов, предложенных педагогами

% выбора

1.

Какие факторы способствуют успешной реализации новшества?

Возможность осуществления личных целей

Осознание общественной значимости инноватики

Творческая коллективная деятельность

2.

Какие ресурсы необходимо использовать?

Восприимчивость к передовому педагогическому опыту

Желание следовать положительному опыту коллег

Навыки исследовательско-экспериментальной деятельности

3.

От чего следует отказаться?

Полная удовлетворенность учебно-воспитательным процессом

Негативный опыт прошлых нововведений

Поспешных выводов

Позиция «пассивного наблюдателя»

Стремление «объять необъятное»

4.

Что необходимо учесть, чтобы ошибки «прошлой» деятельности не переносились в «будущую»?

Психологическое сопровождение экспериментальной деятельности

Формирование команды единомышленников

Четкое целеполагание

Комплекс мотивационных условий


Критерии готовности педагога к экспериментальной

деятельности

Компоненты готовности

Критерии

Показатели

Мотивационная готовность

Наличие исследовательской позиции

в заданном экспериментальном поле

Положительные практические состояния, вызванные отношением к экспериментальной деятельности

Технологическая (операционная) готовность

Выполнение действий, предусмотренных технологией экспериментальной деятельности

Соответствие экспериментальных действий и их результатов методологическим предписаниям и заданным исходным установкам заказчика

Креативная

готовность

Интеллектуальная инициатива в тактике реализации

заданных исходных установок

Получение креативного (оригинального, не имевшегося ранее и т.п.) и обоснованного продукта

Рефлексивная готовность

Осмысленность экспериментальных действий

Адекватность самооценки собственных идей, предложений, опыта и т.д., обоснованное принятие или непринятие идей, опыта, предложений и т.д. других участников экспериментальной деятельности



Библиографический список

1. Алексанина И.С. Инновационная деятельность: всё начинается с анализа обстановки. // Практический журнал для учителя и администрации школы. / под ред. Котов С. – М., 2006. – с. 11-16.

2. Аминов Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания // Вопросы психологии. 1994. №2. С.88-98.

3. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика,1991.- С.326-335.

4. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. - Краснодар, 2001 – 220 с.

5. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. – Краснодар, 2000.

6. Бондарев П.Б., Курочкина В.Е. Проектная деятельность учителя. - Краснодар, 2002.

7. Голицын Г.А. Рефлексия как фактор развития// Проблемы рефлексии/ отв. ред. Ладенко И. С. - Новосибирск: Наука,1987.-С.54-60.

8. Давыдов В.В. , Неверкович С.Д., Самоукина Н.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей.// Вопросы психологии,-1990-№3.-С.14-21.

9. Иванова Е.М. Технология психологической оценки профессионала //Вопросы психологии.1991. № 4. С.56-57.

10. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. – СПб., 2000.

11. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.:Флинта: МПС Соц. Ин-т, 1998. - 216 с.

12. Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. - М., 2002, с. 236-241.

13. Сериков В.В. Образование и личность: проектирование личностно-ориентированных педагогических систем. - М., 1999.

14. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М., 1997. - 224 с.

15. Проектирование и реализация тьюториальной модели психолого-педагогической и методической поддержки инновационной деятельности учителя (образовательный проект) под руководством П.Б. Бондарева