Главная              Рефераты - Разное

«Русская Православная церковь за рубежом на примере Германии» - реферат

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА



Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

Реферат:

«Русская Православная церковь за рубежом

на примере Германии»

Реферат подготовила:

учащаяся 1 курса

ГОУ НПО ПУ № 33

Чурикова Наталья Михайловна

Научный руководитель:

преподаватель немецкого языка

1 категории

Чижкова Светлана Владимировна

2010 год

Содержание:

1.

Введение……………………………………………………………………………….

3 - 4

2.

Строительство первых православных храмов в Германии…………………….…..

3 - 6

3.

История РПЦ на территории Германии от 20-х гг. 20 века до наших дней………

7 - 9

4.

Устройство некоторых православных храмов и монастырей……………………..

10-14

4.1. Церковь Всех святых в г.Бад-Хомбурге………………………………………..

10

4.2.Свято-Алексеевский храм-памятник Русской Славы в г.Лейпциге……….…..

11-12

4.3. Храмы в г. Мекленбурге и Геттингене…………………………………………

13

4.4. Монастыри……………………………………………………………………….

14

5.

Заключение…………………………………………………………………………….

15

6.

Список литературы……………………………………………………………………

16

7.

Приложения

7.1. Образ Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение»……………….

на 1 л.

7.2. Портреты немецких принцесс и принцесс дома Романовых………………….

на 4 л.

7.3. Изображения некоторых православных храмов Германии……………………

на 6 л.

7.4. Карта расположения приходов и общин Берлинско-Германской Епархии ….

на 1 л.

7.5. Сайты приходов и общин Берлинско-Германской Епархии

на 1 л.

7.6. Информационный листок компании Meridian Express touroperator ………………

на 2 л.

7.7. Православный немецко-русский словарик……………………………………..

на 2 л.

7.8. Диаграммы………………………………………………………………………..

на 3 л.


Введение

На современном этапе развития России формируются качественно новые взаимоотношения нашей страны с европейским и мировым сообществом, большое значение уделяется взаимоотношениям с нашими соотечественниками за рубежом, православным храмам РПЦЗ. Во все времена многим людям было свойственно перемещаться за границы тех или иных территорий, меняя место жительства на более или менее длительное время или навсегда. По разным причинам покидают они места: по экономическим, социальным, культурным, политическим, военным. Но соотечественники всегда стараются держаться вместе, не терять связей со своей исторической родиной.

Так, 1-2 декабря прошлого года в Москве состоялся III Всемирный конгресс соотечественников, на котором президент России Д.А. Медведев подтвердил, что взаимодействие с российской диаспорой по различным направлениям было и остается приоритетом политики Российской Федерации, призвал членов Координационных советов в разных странах сделать более комфортабельной жизнь соотечественников за рубежом и способствовать установлению крепких связей между ними и исторической родиной.

22 сентября 2009 премьер-министр Владимир Путин встретился с представителями православной церкви за рубежом в Храме Христа Спасителя, где находилась тогда главная святыня русского зарубежья - Курская икона Божией Матери "Знамение". Премьер-министр РФ сказал: "Некоторое время назад многие здесь присутствующие приняли самое непосредственное прямое участие в объединении Русской православной церкви Московского патриархата и Русской православной церкви за рубежом. Я думаю, что сегодня всем ясно, что это было очень правильным решением". Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий сказал: «Возвращение иконы в Россию — великое историческое событие, которое свидетельствует о том, что Россия вновь обретает образ Святой Руси. Это должно способствовать объединению всех верующих людей».

В 2007 году в г. Висбадене (Германия) проходил форум «Петербургский диалог», на котором была созвана группа "Церкви в Европе". Инициаторами выступили нынешний патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а с немецкой стороны сопредседатель "Петербургского диалога" архиепископ Лонгин. Результаты работы представителей Церквей были сразу отмечены как президентом России, ныне премьер-министром Владимиром Путиным, так и канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Архиепископ Лонгин пояснил: "Главная цель деятельности группы - это триалог, т.е. беседа между представителями РПЦ, Евангелической и Католической церкви Германии. Существуют двусторонние богословские диалоги между нашими Церквями, но в рабочей группе мы говорим о насущных "политических" проблемах".

14-16 июля 2009 г. в Мюнхене проходил девятый российско-германский форум "Петербургский диалог", на котором Христиане заявили о своем видении глобального кризиса и путей его преодоления. По словам главы представительства Русской Православной церкви в Германии архиепископа Клинского Лонгина, главное, что может сделать Церковь для преодоления кризиса, - это "учить людей быть честными, не забывать нуждающихся и бороться с грехом корыстолюбия". Высказанные во время заседания мнения по насущным проблемам были представлены как канцлеру Германии, так и президенту России в итоговом документе.

Несмотря на то, что между Россией и Германией экономические, политические, культурные и церковные отношения в настоящее время являются достаточно хорошими, все же значимость создания такого форума, во время которого представители разных сфер деятельности общества могли бы встречаться и обмениваться мнениями по проблемам, важным не только для России и Германии, но и всей Европы, очень велика.

Сегодня много молодых людей уезжают из России в Европу для получения интересной работы, для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации.

Вышеперечисленные события доказывают актуальность темы жизни, деятельности, а особенно духовной жизни россиян за рубежом. Исследовательская работа по теме: «РПЦЗ на примере Германии» была начата по той причине, что почти 80% жителей Самарской обл., эмигрирующих в страны дальнего зарубежья, предпочитают Германию и Израиль.

По данным статистики в прошлом году, например, из Самарской области мигрировали 221 человек. Большая часть из них (около 49,5%) уехали в Германию.

Целью данного исследования являлось: выяснить, есть ли в Германии действующие православные храмы и монастыри, как устроена православная приходская жизнь, отношение коренных жителей к православию; систематизировать сведения об истории православия и православных храмов в Германии.

В основу исследования была положена следующая гипотеза:

несмотря на то, что отношения между Германией и Россией были очень сложными, несмотря на преобладание в стране лютеран, католиков, протестантов, народ Германии будет доброжелателен к православным христианам, оказавшимся на их землях; там, где проживают православные христиане, обязательно будет стоять православная часовенка или храм.

Практическая значимость : собранный в данной работе материал будет интересен и полезен всем, кто изучает немецкий язык и историю, кто хочет продолжить свое образование в Германии, тем, кто планирует туристическую или рабочую поездку в эту страну, студентам исторических, филологических факультетов.


Строительство первых православных храмов в Германии. Сколько за рубежами России величественных соборов и скромных приходов, окропляющих православных мирян, не подсчитал никто. Также мало мы знаем до сих пор о Русской Зарубежной Церкви. Миллионы наших соотечественников на чужой земле искали душевный приют, доброе слово, надежную руку и находили под сводами Божьего Храма все, что согревало душу и не давало угаснуть надеждам. Душа истинно русского человека жаждет общения с Богом.

Первая русская церковь появилась в Восточной Пруссии в середине XVII века, в 1655 году, таким образом, русское Православие в Германии присутствует более 300 лет. Свято-Александровский храм в Потсдаме, где была колония русских военных «Александровка», был построен в 1829 г. Там еще стоят избы и до сих пор даже живут какие-то потомки русских солдат царского времени. При Петре I была открыта часовня в Берлине, после 1837 г. храм был перенесен в новое здание посольства России, где окормлялось около 5000 православных. Немало православных храмов открыли при своих дворах русские великие княгини, вышедшие замуж за немцев, русские дипломаты и знатные путешественники, учившиеся в Германии и отдыхавшие на ее курортах. На их пожертвования строились красивые православные храмы в Бад Эмсе, Бад Хомбурге, Бад Киссингене, Бад Наумхайме, Баден-Бадене, Мариенбадене и Карлсбадене и др.гор., надгробные часовни в Висбадене, в Веймаре, приходские и кладбищенские церкви в крупных городах. Известно, что со второй половины XIX века отдыхать и лечиться на лечебных водах ездили известные писатели, художники, певцы. В Баден-Бадене, например, бывали как Достоевский, так и Тургенев, В.Жуковский, Н.Гоголь, Л. Толстой. Н.Некрасов, М. Салтыков-Щедрин.

В основе строительства многих православных храмов Германии лежат династические связи, ведь с середины XVIII и в особенности в XIX веке между царственным родом Романовых и правящими династиями королевств, княжеств и герцогств Германии были очень тесные родственные отношения. Немецкие принцы женились на великих княжнах Романовых, а великие князья Романовы брали себе в жены немецких принцесс. Большинство женщин (их свыше десяти), воспитанных в германских землях и волею судеб оказавшихся в России, прошли сходный путь обретения новой родины. В свою очередь, российские цесаревны и великие княжны стали правительницами герцогства Голштинского, Саксен-Веймарского, королевства Вюртемберг. Не для всех этот путь был гладким. Трагично складывалась жизнь многих гессенских принцесс в России и русских великих княжон в Германии. Интриги и политика, любовь и коварство, перевороты, ссылки, материнская жертвенность и женское благородство – все переплелось в их судьбах, из которого рождалась, в сущности, сама история российская.

Немецкий город, где жила какая-нибудь из великих княгинь Романовых, определить просто - там обязательно остались православная часовенка или храм. Выходя замуж на чужбине, они свою веру не меняли, и рождённые ими дочери тоже становились православными. Такой договор говорит о большом авторитете России и уважении к православной вере. Русские князья чаще всего женились на принцессах из Германии. Переход в православие являлся основным требованием, предъявляемым к будущим невестам русского императорского дома. И немецкие принцессы становились жёнами и матерями русских царей именно потому, что принимали Православие не формально, но всей душою и всем разумением своим. К лику русских святых относятся две родные сестры, пришедшие на Русь из немецкой земли – Императрица Александра и мученица Великая княгиня Елизавета. В честь своих державных жён, принявших православие, русские цари воздвигали им в дар православные храмы в немецких городах, там, откуда были родом их жёны. И у каждого своя история, все это насыщено историей.

Храм в Дармштадте, например, был построен в память венчания царя-мученика Николая и царицы-мученицы Александры, которая была родом из этого города.

Все помнят "Матушку Екатерину", которая правила в России дольше всех – 34 года. Долгое время жизнь многих других немецких принцессах не освещалась в советской литературе и искусстве. Их изображения не допускались на страницы книг. Знания о них считались ненужными и даже вредными, их имена были преданы забвению.

А вот в Германии память о русских царевнах, выданных замуж за немецких принцев, бережно сохраняется до сих пор. В таких городах, как Штутгарт и Веймар, улицы, школы, госпитали, рощицы носят имена Екатерины, Марии и Ольги. За неустанную благотворительную и меценатскую деятельность, доброту и мудрость русские царевны пользовались неизменным уважением подданных. Судьба каждой из этих незаурядных женщин, как и история каждого храма, связанного с их именами, достойна отдельного рассказа.

Так, на кладбище в Веймаре, где похоронены Шиллер и Гёте, в 1860–1862 годах была построена красивая церковь-усыпальница для принцессы дома Романовых, великой княжны Марии Павловны. Она покинула Россию в 1804 г. после бракосочетания с принцем Карлом-Фридрихом Саксен-Веймарским. Мария Павловна, дочь российского императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, сыграла большую роль в политической и духовной жизни Германии, ею восхищались Шиллер и Гёте, посвящали ей свои стихи.

История РПЦ на территории Германии от 20-х гг. 20 века до наших дней

Некоторые представители русского духовенства в Германии были выдающимися и очень известными людьми. Среди них служивший в посольском храме в Берлине протоиерей Алексей Мальцев (1854-1916), протопресвитер Иоанн Янышев (1826-1910), служивший в Висбадене и Берлине, преподававший Закон Божий принцессе Дагмар - будущей императрице Марии Федоровне, ставший впоследствии ректором Санкт-Петербургской духовной академии и духовником царской семьи.

После революции, в начале 20-х годов 20-го века из бывшей Российской империи в Германию эмигрировали около 600 тысяч человек (по данным Лиги Наций). Естественно, старые русские приходы расширились и появилось много новых: в Мюнхене, Берлине, Ганновере-Линдене, Бреслау, Аугсбурге, Данциге.

В 1920 году по благословению патриарха Всероссийского Тихона на территории Германии была создана Западноевропейская епархия Русской церкви, ее возглавил бывший архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий.

В середине 20-х годов произошел разрыв между митрополитом Евлогием и Русской православной церковью за границей (РПЦЗ), не считавшей возможным далее сохранять подчинение Священноначалию Церкви в Отечестве. После 1931 года контакты с Московской патриархией не мог продолжать уже и митрополит Евлогий - и перешел в юрисдикцию Константинопольского патриархата. В 1938 году национал-социалистическое правительство Германии подчинило все русские приходы на своей территории Русской православной церкви за границей.

После Второй мировой войны число русскоязычных православных (из республик СССР) в Германии снова резко возросло. В 1946 году в трех западных оккупационных зонах насчитывалось 150 русских приходов, правда, к 1949 году (в связи с дальнейшими переселениями) их количество сократилось до 77 и впоследствии продолжало снижаться.

В 1945 году на территории советской оккупационной зоны, а позднее ГДР русские приходы перешли в подчинение Московской патриархии, была учреждена Берлинская и Среднеевропейская епархия (позже - Берлинская и Лейпцигская).

Первый приход Московской патриархии на территории ФРГ был основан в 1960 году в Мюнхене. В 1966 году Мюнхен стал резиденцией новообразованной Западногерманской епархии. В 1971 году последовало ее разделение на две епархии: Дюссельдорфскую (для северо-западной Германии) и Баденскую и Баварскую (для этих двух земель).

Под конец 1980-х годов наши приходы РПЦ стали фактически исчезать, предвиделось уже закрытие некоторых приходов. Когда открылись границы в 1990 году, стало наблюдаться увеличение приходов и укрепление их из-за притока переселенцев, в основном немецкого происхождения из России. Увеличилось не только число приходов, но и численность каждого. Конечно, приход в диаспоре имеет другие нужды, чем приходы, которые живут в своем народе и действуют в православном окружении. Поэтому в Германии помимо богослужебной жизни и таинств, совершаемых в храмах, большую роль играет социальная деятельность. Во многих приходах люди приглашаются на трапезу после богослужения, все вместе там общаются. Потому что многие не имеют возможности в течение недели общаться со своими единоверцами.

В беседе с иеродиаконом Игнатием (Шестаковым) протоиерей Николай Артемов, секретарь Германской епархии Русской Зарубежной Церкви и ключарь нового кафедрального собора в честь святых новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене, рассказывал о русском Православии в Германии. С его слов многие переселенцы, пусть и русские, давно лишены корней, они без своей истории. Многие с трудом находят свой путь в новой, необычной ситуации. Они слушают родственников или знакомых, которые утверждают, что есть только два варианта – быть католиком или евангеликом. И многие, не зная как ответить, говорят, что верят в Евангелие и их записывают евангеликами. «Есть анекдотические случаи, - рассказывал он. Немец-чиновник, записывающий семью, спрашивает: «Какой вы веры?» Они говорят: «Russische Kirche», дескать, к Русской Церкви мы принадлежим. Вот он и пишет в графу вероисповедания: «RK». Но в Германии существует церковный налог, согласно которому 9 % из снимаемых налогов отчисляются государством той религиозной организации, к которой налогоплательщик причислен.

Только у традиционных немецких Церквей – Католической и Евангелических – есть такая договоренность с государством. Православным же предлагали когда-то то же самое, но православные – греки, русские, сербы и другие – не захотели. Все они сочли, что взносы должны быть добровольными. Что получается? Эти несчастные люди приехали в чужую страну, ничего не знают, не разобрались, даже свидетельствуют о своем Православии, а все же получается «RK», и государство годами отправляет деньги честных православных налогоплательщиков на католические счета в Германии. По этому вопросу даже информационный листок издали и посоветовали всем «православно крещеным» подтвердить свое Православие исповедью и причастием. Затем новые прихожане на основании бумаг, полученных от приходов, в мэрии переписываются на православных.

Но формальное возвращение ради галочки перед словом «православный» не то, что требуется, надо взращивать настоящее Православие. И это трудно дается. Данные случаи, конечно, не позорное отречение от веры. Люди просто ничего не знают, и поэтому у них невольно так получается. Но к отречению дело приближается там, где общий дух таков, настрой такой: приехали в чужую страну – надо приспосабливаться. Приспособленчество развращает молодежь, не имеющую корней.

В 1992 году Священный Синод РПЦ под председательством покойного патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго постановил объединить Берлинско-Лейпцигскую, Дюссельдорфскую и Баден-Баварскую епархии в единую Берлинско-Германскую с епархиальным центром в Берлине.

Правящим епископом Берлинским и Германским был назначен епископ Феофан. А бывший архиепископ Дюссельдорфский Лонгин стал архиепископом Клинским, настоятелем Покровского ставропигиального храма Дюссельдорфа и постоянным представителем РПЦ в Германии, в обязанности которого входит ведение всех дел, касающихся отношений с другими Церквами, светскими властями, деловыми кругами, общественностью и СМИ.

Сегодня в Германии действуют порядка 120 русских приходов (80 приходов РПЦ и 40 - РПЦЗ). Богослужения проводятся на церковно-славянском языке и частично на немецком. Все православные епархии (разных юрисдикций) на территории ФРГ входят в созданную 15 лет назад (1994 г) "Комиссию православных Церквей Германии", председателем которой является митрополит Августин (Константинопольский патриархат), а представитель РПЦ архиепископ Лонгин занимает должность его первого заместителя. Благодаря деятельности комиссии православные разных патриархатов в Германии наладили братские отношения и тесное сотрудничество, особенно в вопросах преподавания Закона Божьего в школах и служения военного духовенства.


Устройство некоторых православных храмов и монастырей

Каждый из 120 православных храмов Германии имеет свою интереснейшую судьбу, к сожалению, невозможно в одной работе даже упомянуть о всех, поэтому остановимся на некоторых из них. К одним из первых православных храмов Германии относятся Це́рковь Все́х святы́х и Свято-Алексеевский Храм-памятник Русской Славы.

Це́рковь Все́х святы́х (Russische orthodoxe Allerheiligen-Kirche) — православный храм в Бад-Хомбурге Храм относится к Германской епархии Русской православной церкви заграницей и приписан к приходу Никольского храма во Франкфурте-на-Майне. Настоятель — протоиерей Димитрий Леонидович Игнатьев (с 1974 года).

Первые упоминания о православной церкви относятся к 1739 году. Это была походная церковь, привезённая из Персии для супруги Гессен-Гомбургского ландграфа Анастасии Ивановны (урождённой княжны Трубецкой). Закладка постоянного храма совершена была 16 октября 1896 года в присутствии императора Николая II, императрицы Александры Феодоровны, германской императрицы Виктории, великой княгини Елизаветы Феодоровны и великого герцога Гессен-Дармштадтского.

Церковь возводилась на безвозмездно отведённой магистратом земле, в парке, в 10 минутах ходьбы от вокзала. Автором проекта является архитектор Л. Н. Бенуа; строительство велось под непосредственным руководством местного архитектора, королевского строительного советника Луи Якоби. Храм был построен в стиле русских церквей XVI века, рассчитан на 60 человек. Высота здания 18 м.

Церковь выстроена из красного кирпича. Фасады украшены позолоченным фризом и изразцами с русским двуглавым орлом.

10 сентября 1899 года церковь была освящена во имя Всех Святых «в память священного коронования их величеств». Храм был приписан к Берлинской посольской церкви.

Всдедствие близости Бад-Гомбурга к замку Кронберг, летнему местопребыванию императрицы Виктории, церковь часто была посещаема греческим королевичем Константином и его супругой кронпринцессой Софией.

С началом Первой мировой войны церковь была закрыта, а иконостас и утварь переданы в местный краеведческий музей. С 1922 по 1946 год богослужения в церкви практически не совершались, утварь, по-прежнему, хранилась в Бад-Гомбургском замке и была возвращена в 1946 году. В 1947 году решением муниципалитета приход был передан Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей.

Богослужения в храме проводятся регулярно с 1981 года.

Православная церковь Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы - православный храм в Лейпциге, устроен в память «Битвы народов», который относится к Берлинской и Германской Епархии Русской православной церкви. Автор проекта – В.А.Покровский. Строительство велось в 1912-1913 годы.

Впервые упоминания о православном храме в Лейпциге относятся к 1744 году. Тогда в городе действовала греческая домовая Троицкая церковь, настоятелем которой был греческий епископ. Вторая домовая церковь была устроена в 1751 году. Она предназначалась для русских студентов.

Необходимость сохранения статуса памятного места для места, где произошла «Битва народов», побудила Россию возвести здесь храм-памятник.

Пожертвования собирались с 1907г. как в России, так и в Германии. Городские власти Лейпцига предоставили участок земли в 2,5 га, на краю поля, где состоялось сражение. Подготовительные работы начались в 1911 году. Закладка храма произошла 15 декабря 1912 года. На богослужении присутствовал российский военный министр генерал В. А. Сухомлинов, власти города.

Освящение церкви 4 октября 1913 года совершил протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский. На торжествах присутствовали военные делегации стран-союзниц, король Саксонии и немецкий Кайзер. Россию представлял великий князь Кирилл Владимирович. 16 октября 1913 года в крипту храма с воинскими почестями были перенесены останки российских солдат и офицеров, погибших в «Битве народов». Церковь была приписана к Дрезденскому храму.

С началом Первой мировой войны храм-памятник был закрыт, вход замурован. Церковь дважды грабили, с куполов снята позолота. Здание получил в собственность местный житель, который сдавал церковь в аренду.

5 мая 1939 года приход со всем его имуществом был передан Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей.

Во время бомбардировок Лейпцига в годы Второй мировой войны местные жители укрывались в нижних помещениях храма.

Летом 1945 года церковь, будучи на советской оккупационной территории, снова перешла в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви. Советское командование, после посещения храма Г. К. Жуковым, в том же году отпустило средства на срочный ремонт, которым руководил серб К. Д. Иллич.

В 1963 году была произведена реставрация с новой позолотой куполов. Учитывая исторический статус храма, советским военнослужащим, базировавшимся в ГДР, разрешалось посещать его.

Храм построен в стиле каменных шатровых церквей XVII века. За образец В. А. Покровский взял Вознесенский храм в Коломенском. Высота церкви 65 метров.

Стены белые с узкими высокими окнами и завершены железобетонным шатром, облицованным венецианской стеклянной мозаикой. Шатёр венчает золочёная главка с крестом, поддерживаемым цепями. Над кованными входными дверьми расположен мозаичный образ Нерукотворного Спаса, который обрамляют позолоченные фигуры летящих ангелов. Пол сделан из мозаики белого и чёрного мрамора.

Семь колоколов были отлиты из орудий, которые участвовали в сражениях 1813 года. Церковь окружает обходная галерея с 8 высокими гранёными фонарями, символизирующими погребальные свечи.

Внутри высота верхнего храма составляет 35 метров, рассчитан на 200 человек. Семиярусный иконостас из тёмного дуба был подарен храму Донским казачеством и имеет в высоту 18 метров. Иконы были написаны в стиле XVII века Л. М. Емельяновым.

Среди икон обращают на себя внимание: Икона св. великомученика Георгия Победоносца, преподнесённая в дар Оренбургскими казаками и Запрестольный образ «Моление о чаше», копия известной картины Ф. А. Бруни. Хоругви перед иконостасом сделаны в виде боевых казачьих знамён.

Бронзовое паникадило храма весит 800 килограмм. Паникадило поднесли в дар храму депутаты Государственной думы и московские купцы.

По стенам размещены 8 бронзовых стел с перечнем полков и частей, участвовавших в битве.

Нижний храм был освящён в 1927 году в честь святого великомученика Пантелеймона. В нём находятся старинные русские знамёна.

Рядом находится склеп, где погребены генерал-лейтенант И. Е. Шевич, генерал-майор Н. Д. Кудашев, подполковник А. Юргенев, а также (в нишах) неизвестные солдаты. Над могилами устроен небольшой киот с иконой Воскресения Христова, а по бокам — знамёна и портреты героев битвы, императора Александра I и князя М. И. Кутузова-Смоленского.

В нижнем этаже также расположен небольшой музей, приходской зал и приходская библиотека на русском и немецком языках (более 700 томов).

С восточной стороны храма находится могила двух неизвестных гренадер Черниговского полка, перенесённых в 1988 году с поля битвы. На стенах и столбах нижней галереи находятся 20 каменных досок с именами погибших офицеров и числом убитых солдат. У главного входа в часовню-склеп помещены две мраморные доски, которые по-русски и по-немецки напоминают о количестве павших.

Не менее интересна история русского собора в Мекленбурге , построенного в 1806 году. Сначала эта церковь считалась дворцовой церковью Великой княгини Елены Павловны, ставшей после замужества за наследника Мекленбургского престола Фридриха Людвига королевой Мекленбургско-Шверинской. В 1813 году офицер русского кавалерийского полка, смертельно раненый в битве с остатками наполеоновской армии при Люнеберге, граф Мусин-Пушкин попросил похоронить его около русской церкви. Сейчас могилу графа, расположенную у самой Мекленбургской церкви русской королевы Мекленбургско-Шверинской Земли, сердобольные местные монашки украшают круглый год живыми цветами.

Уже после революции в России, в 1920 г., герцог Мекленбургский предложил руку вдовствующей Ирине Михайловне Толстой, урожденной графине Раевской. По традиции других русских принцесс, приглянувшихся великодержавным наследникам немецких и других земель, Ирине Михайловне также был построен хорошо теперь известный Мекленбургский Православный храм. На благоустройство храма Ирина Михайловна пожертвовала многие ценности из собственного приданного: редчайшую икону "Воскресшего Христа" кисти Брюлова, Евангелия в серебряном окладе, фамильную икону "Святого Георгия" кисти придворного живописца Карла Нефа, серебряные позолоченные кресты и другую церковную утварь. В 1935 году церковь Ирины Михайловны Толстой - королевы Мекленбургской, была подарена русскому приходу в Брюсселе.

К современным, открывшимся недавно храмам относится Приход св. Архангела Михаила , который был образован в 1999 году по инициативе проживающих в Геттингене православных христиан, переселившихся в Германию в начале и середине девяностых годов двадцатого века. 10 октября 2002 года настоятелем гёттингенского прихода был назначен иеромонах Венедикт (Шнайдер).

Благодаря большой жертвенности геттингенских прихожан в 2004 году приходу удалось приобрести иконостас, который был освящен 21 ноября 2004 года архиепископом Берлинским и Германским Феофаном. Вся богослужебная утварь, иконы и книги были также приобретены на пожертвования прихожан.

Приход имеет трех чтецов, одного иподьякона, четырех алтарников и хор, полный состав которого насчитывает десять человек.

Богослужения совершаются в храме, арендуемом у католической студенческой общины. По воскресным дням после Божественной Литургии преподается Закон Божий для детей. При храме действует библиотека духовной литературы.


Монастыри

В Германии есть два монастыря. Мужской существует с 1945 года. Это монастырь Святого Иова Почаевского, в нем в настоящий момент живет десять монахов, которые кроме молитвенного делания занимаются печатанием книг, как и в других монастырях, которые основаны во имя святого Иова Почаевского. Есть женский монастырь, который создан всего лишь два года назад, посвященный святой преподобномученице Елисавете. Он тоже имеет в настоящий момент десять монашествующих. Он недалеко от Мюнхена.
В мужском монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений, включая Литургию. А в женском монастыре еще нет постоянного священника, поэтому пока только совершается полный круг богослужений кроме Литургии ежедневно, и 1-2 раза в неделю служим и Литургию.

Историческим событием называют в РПЦ строительство православного монастыря Святого Георгия Победоносца в 80 км от Берлина. Благословение было получено от Святого Синода при поддержке Московского Патриархата. Известно, что Георгий Победоносец является небесным покровителем Русского государства. Подразумевается, что монастырь будет местом духовного и культурного диалога между немцами и русскими. Он необходим не только христианам Германии, но и всей Западной Европы. Монастырь строится в живописной местности, на берегу Кольпинзее в маленьком немецком городе Гёттендорф.

Представитель Московского Патриархата Нонна Теодора сказала: «Из года в год количество прихожан увеличивается не только в Германии, но и во всей Западной Европе за счет иммигрантов из Росси, Украины, Молдавии, Белоруссии. Воздвижение еще одного православного монастыря – это «добрый знак». Это свидетельствует о возрастающем интересе к русскому Православию в Европе, а также укрепляет международное положение Русской Православной Церкви».


Заключение

Свобода вероисповедания гарантирована германской конституцией.
Всего примерно 54 млн. (64%) жителей современной Германии причислены к христианским церквам. Около 51 млн. (63%) прихожан почти поровну принадлежат к одной из двух доминирующих церквей – Римско-католической и Евангелической (протестанты).
Всех православных верующих в Германии, принадлежащих к семи различным православным юрисдикциям, насчитывается около 1,3 миллиона . Не зря германскую Христианскую Епархию назвали "Ядром Русской Зарубежной Церкви".

Около 150 тыс. верующих находится в юрисдикции Московского патриархата и Русской православной церкви за рубежом. Православное большинство в Германии составляют также греки (около 350 тысяч) и сербы (около 250 тысяч), в последние десятилетия прибыло также немало православных румын, арабов и болгар. Можно сказать, что постепенно православие становится в Германии третьей по величине христианской конфессией.

Таким образом, Германия – органическая и важнейшая часть христианской Европы, имеющая исторический опыт, являющаяся фундаментом общей духовной, гуманистической, политической художественной и бытовой культуры. И в наши дни для значительной части немецкого населения христианские церкви сохраняют роль авторитета, воспитующего, мотивирующего. Общепризнанны и высоко оценены усилия как католических, лютеранских, так и православных церквей и их служб в социально-гуманитарной, благотворительной сфере. Церкви успешно подключаются к дискуссиям по некоторым острозлободневным проблемам современности (политика, культура, мировой экономический порядок и др.).

Русская диаспора, проживая в Германии, сохраняет свою культуру, веру и любовь к Отечеству. Таким образом, им близки не только проблемы Германии, но и России, и, пускай в своем узком кругу, они также могут работать над их решением.

Православное прошлое - гордость нашей культуры, опора нашего национального самосознания, опора веры в наши силы. Данная нам великая вера Православная воспитала выдающихся представителей русской истории и культуры и заложила основы великой Русской державы, которой отведена большая роль в жизни мирового сообщества, у которой великое будущее. Информация, собранная в реферате, вызовет не только чувство гордости за нашу Россию, за нашу веру, но и желание нести свет православия по всему миру.

Литература :

1. Антонов В. В., Кобак А. В. Русские храмы и обители в Европе. — СПб: «Лики России», 2005. — С. 53—55. — 3000 экз. — ISBN 5-87417-208-4

2. Roth H. J. Die Kirche der hl. Alexandra zu Bad Ems // Westenwald. 1988. 1. S. 9-11.

3. Романовы: 300 лет служения России. – М.: Белый город, 2007. –672 с.: ил.

4. В. Черкасов-Георгиевский: Книга «Русский храм на чужбине». Глава 4. «Принцессы в Германии» (Коронация Государя Николая Второго).

5. Викар Николай. Православная Церковь в Европе и немцы // Новое русское слово. Август 1942 г.

6. Назаров М. В. Русская Зарубежная Церковь в годы "второй гражданской войны"//Вестник Германской Епархии РПЦЗ. 1994. №5.

7. Никитин А. К. Нацистский режим и русская православная община в Германии (1933-1945 гг.). М., 1998.

8. 40. Одинцов М. И. Государственно-церковные отношения накануне и в годы Великой Отечественной войны // Религиозные организации Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М-лы "Круглого стола", посвящённого 50-летию Победы. М., 1995.

9. Seide Georg. Geschichte der Russischen Orthodoxen Kirche im Ausland von der Gründung bis in die Gegenwart (1919-1980). Wiesbaden, 1983.

10. www.wikipedia.de

11. http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=10518

12. http://www.baden-wuerttemberg.ru/baden/olgainbw.html

13. http://www.hamburg-hram.de/churches/2007/12/28/preobrazhenskiy-hram-v-baden-badene.html#more-164

14. http://www.rokmp.de/churches-map.htm