Главная              Рефераты - Разное

по дисциплине «Отечественная история» Тема: «Александр II как государственный деятель» - реферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственная полярная академия

Кафедра философии, культурологи и истории

Реферат

по дисциплине

«Отечественная история»

Тема: «Александр II как государственный деятель»

Выполнил: студент 591 гр.

Сахатин А.В.

Проверила:

д. и. н. Сидненко Т.И.

Санкт-Петербург

2009

Содержание

I. Введение……………………………………………………………..3

II. Личность Александра II …………………………………………...4

III. Реформы Александра II ……………………………………………7

1. Отмена крепостного права …………………………………...7

2. Земская реформа ……………………………………………...14

3. Прочие реформы ……………………………………………....15

IV. Последствия реформ Александра II ……………………………...17

V. Заключение…………………………………………………………..20

VI. Литература………………………………………………………….21


Введение

Россия - наша с вами любимая Родина. Ее исторические пути и судьба ее реформ – одна из постоянных, неиссякаемых тем мысли гениальных людей, в разное время населявших нашу страну. Вопрос о Российских реформах волнует современную общественную мысль – от размышления интеллектуалов, профессионалов, политиков, до бытового сознания. Представляется поучительным и актуальным вернуться к истокам Российских реформ, попытаться проследить их исторические предпосылки, их воздействие на историю нашей с вами страны, оценить их объективный смысл с позиции современного исторического опыта.

Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять ее пошатнувшийся авторитет в цивилизованном европейском мире, не бороться с влиянием Европы, а учитывать ее исторический опыт в предстоящих преобразованиях. Столкновение старых традиций и новых требований ставило Россию перед неизбежностью радикальных реформ. В силу особенностей государственного устройства и особенностей жизненного уклада России движение вперед было возможно лишь при содействии монарха.

Александр II и его просвещенные бюрократы ввели Россию в основное русло прогресса ХIХ в., осуществив освобождение крестьян, проведя реформу местного самоуправления, внедрив систему земств, провозгласив независимость судебной власти.

Целью данной работы является исследование деятельности Александра II по реформированию системы государственного управления и крепостное право в России. Поражение в Крымской войне показало, что крепостное право - главная причина военно-технической отсталости страны. Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ. По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и я хотел бы обратить на него внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать, где и как ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России. Земская реформа представляет особый интерес для изучения, т.к. она существенно изменила государственный строй России, внесла в духовную, политическую и экономическую жизнь российского общества новые веяния, повлияла на эволюцию социальной структуры.

Личность Александра II

19 февраля 1855 года на российский престол вступил император Александр II (1818-1881 гг.). Новый император по сравнению со своим отцом Николаем I являлся достаточно заурядной личностью. Он не обладал столь глубоким умом, как его отец, и не унаследовал его железной воли. В довершении всего он был весьма консервативным человеком. Однако это не мешало Александру Николаевичу быть прагматичным: он не принимал отвлеченных от жизни идей и принципов, понимая и необходимость уступок, а также компромисса в интересах государственной жизни. В отличие от отца он был достаточно хорошо подготовлен к управлению государством. В детстве он получил прекрасное воспитание и образование. Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. Наставником цесаревича был Жуковский В.А., воспитателем – Медер К.К., среди учителей – генерал Ушаков П.П. (главный воспитатель), Сперанский М.М. (законодательство), Арсеньев К.И. (статистика, история), Конкрин Е.Ф. (финансы), Брунов Ф.И. (внешняя политика). В результате наследник престола получил довольно разностороннее образование. Особое внимание уделялось истории. Сам ученик тоже выделял историю среди других предметов, любил ее.

Хорошо знал Александр такие предметы, как русский язык, география, этнография, логика, философия, математика, естествознание, физика, минералогия, геология. Свободно говорил на французском, немецком, английском, польском языках.

В отдельную группу выделялись предметы, и занятия неправленые на развитие природных дарований: рисование, музыка, гимнастика, фехтование, плавание и другие виды спорта, танцы, ручная работа, чтение, декламация.

Домашние занятия дополнялись образовательными поездками. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы.

Воспитательные усилия Николая были направлены также на внушение наследнику идеи незыблемости самодержавия в России. Характерен один из таких ''уроков'', данный Александру в связи с известием, что французский король Карл Х отрекся от престола в страхе перед революцией. Николай I сказал по этому поводу: '' Сын мой! Глава монархического правительства теряет и позорит себя, уступив и на один день шаг восстанию! Его обязанность поддерживать силою права свои и предшественников. Его долг пасть, если суждено, но на ступенях трона''.

Обстановка и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась доброжелательностью, искренностью в отношениях между членами большой семьи Николая I, а также между учителями и наставниками и их воспитанниками. Александр был любим и сам горячо любил своих родных, близких, друзей, учителей.

Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность, веселый нрав, любезность, общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры, храбрость, красивую внешность. Очевидны были для окружающих и умственные способности наследника, однако отмечалось и отсутствие усердия, глубокого внутреннего интереса к чтению, занятиям, даже любимой истории и военным наукам.

Александр не проявлял большого интереса и рвения к делам гражданским, но вынужден был постепенно втягиваться в них. В 1839 г. он назначается присутствующим в Государственный Совет, на следующий год - членом Государственного Совета.

В 1842 г. по случаю двухмесячного отъезда Николая из столицы на Александра Николаевича впервые возлагается решение всех государственных дел по Комитету министров, Государственному Совету, министерствам. В последующие годы это становится правилом. Наследнику поручаются все более важные дела, среди которых особое значение имел крестьянский вопрос.

Воспитанный на идеях гуманизма поэтом В.А.Жуковским, Александр II склонялся к мысли о необходимости перемен в политической сфере. Составленный им «План учения» цесаревича был нацелен на «образование для добродетели». Нравственные принципы, заложенные В.А. Жуковским, значительно повлияли на формирование личности будущего царя.

Как и все российские императоры, Александр с юных лет приобщался к военной службе и в 26 лет стал «полным генералом». Путешествия по России и Европе способствовали расширению кругозора наследника. Привлекая цесаревича к решению государственных вопросов, Николай ввел его в Государственный совет и Комитет министров, поручал ему руководство деятельностью Секретных комитетов по крестьянскому делу. Таким образом, 36-летний император практически и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобождения крестьян. Поэтому в историю он вошёл как царь «Освободитель».

Реформы Александра II

Отмена крепостного права

«Великая реформа» 1861г. ликвидировала крепостное право, стала порождением целого комплекса факторов и в первую очередь – структурного кризиса, который охватил все сферы жизни российского общества середины XIX в.

В том, что царь настроен, дейст­вовать решительно, легко было убе­диться вскоре после его московско­го выступления. Это ещё не были собственно реформы, скорее - но­визна во внутренней политике, быст­ро снискавшая популярность Алек­сандру II: амнистия, дарованная девяти тысячам заключённых, в том числе и декабристам, которые воз­вратились из Сибири; снятие разно­образных запретов, введённых при Николае I, в частности ограничения прав университетов после 1848 г.; от­мена военных поселений; разрешение сво­бодной выдачи заграничных пас­портов; ослабление цензур­ного гнёта; освобождение крестьян от налоговых недоимок и на три года — от рекрутских наборов.

Но всё это было лишь прелюди­ей к тому, что назовут Великими ре­формами . Сам Александр представлял их себе очень смутно и вряд ли чув­ствовал себя в 1856г. великим рефор­матором. Более ясное понимание сути реформ сложилось к тому времени у части просвещённой бюрократии, сыгравшей в дальнейшем значитель­ную роль в их разработке и проведе­нии.

Взяться за дело ре­шительно царь не от­важился: он не был уверен в поддержке дво­рянства. Александр стал предпринимать осто­рожные попытки органи­зовать просьбу самого дворянства об освобожде­нии крестьян. Это потребо­вало времени и немалого бю­рократического искусства.

Одновременно готовились и «бюрократические тылы». Необходимо было поставить дворянство перед фактом: существует правительствен­ный план решения крестьянского во­проса. Тому же Левшину Александр поручил составить докладную записку об истории крепостной зависимости крестьян с перечислением всех ме­роприятий правительства, направлен­ных на её ограничение.

В результате Александр не только изучил историю крепостного права, но и распорядился 3 января 1857 г. организовать Секрет­ный комитет по крестьянскому делу. Создание Секретного комитета не было чем-то новым: за годы царство­вания Николая I существовало шесть секретных комитетов по крестьянско­му вопросу. Комитет 1857 г. ничем принципиально от них не отличался. Его члены в основном были консерва­торами. Подготовку реформы они предполагали растянуть на много лет.

Подготовка реформы вышла из петербургских канцелярий и стала гласной, что отразило важный сдвиг в правительственной политике. Надоб­ность в существовании Секретного комитета отпала, и 8 января 1858 г. его упразднили. Был создан Главный ко­митет по крестьянскому делу, кото­рый начал предварительную работу по освобождению крестьян.

Дворянским, губернским коми­тетам предписывалось при разра­ботке условий отмены крепостной зависимости руководствоваться положениями рескрипта Назимову. До­кумент спешно разослали по всей России. Программа первого реск­рипта, таким образом, бралась за ос­нову. Однако уже весной 1858 г. ста­ла очевидной нереальность этого проекта: освобождение крестьян без земли было всего лишь попыткой влить новое вино в старые мехи.

Подписывая рескрипт Назимову и одобряя, таким образом, программу безземельного освобождения кресть­ян, Александр знал о том, что сущест­вуют и другие точки зрения на реше­ние крестьянского вопроса. Кроме упомянутого проекта Милютина царь ознакомился и с проектом М. П. Позена, крупного помещика из Полтав­ской губернии. Позен предлагал осво­бодить крестьян с земельным наделом за выкуп, выплачивать который мож­но было бы 20 лет.

Предложенный Позеном компромисс — постепенный выкуп земли освобождёнными кресть­янами — позволял решить мучитель­ную проблему, с которой не спра­вился Николай I: сохранить частную собственность дворян на землю и од­новременно наделить землёй кресть­ян. Мнение Позена было весьма авторитетным для Алек­сандра. Положения реформы 1861 г. во многом повторяют проект Позена.

Положив в основу реформы принцип наделения крестьян землёй за выкуп, Милютин и его группа не­избежно столкнулись с проблемой установления нормы земельного на­дела. Точные размеры земельного на­дела, который обязательно предостав­лялся бы крестьянину, необходимо было знать. Далеко не всегда владе­лец земли и крестьянская община приходили к согласию по поводу количества приобретаемой за выкуп земли.

Одновременно следовало при­нять во внимание проекты, разрабо­танные в местных дворянских коми­тетах. Таких проектов ожидалось 48, но на деле их было в два раза боль­ше. Несмотря на то, что правительст­во ориентировало эти комитеты на рескрипт Назимову, дворянство при обсуждении вопроса о принципах реформы разделилось. Предлагались совершенно различные пути осво­бождения крестьян (в том числе без полевой земли).

Справиться с подобного рода трудностями при подготовке доку­ментов реформы было совершенно не под силу престарелым членам Глав­ного комитета. Последние, ко всему прочему, отнюдь не сочувствовали новой программе преобразований, навязанной им Александром. Поэтому царю потребовалось особое учрежде­ние, которому и поручалось провести всю подготовительную работу в обход консервативно настроенного боль­шинства Главного комитета. Таким учреждением стали Редакционные ко­миссии — приказ об организации их император подписал 2 февраля 1859 г. Председателем комиссий был назна­чен граф Ростовцев.

Деятельность Редакционных комиссий — наиболее напряжённый и ответственный этап в подготовке реформы 1861 г. Именно на их засе­даниях были выработаны все основ­ные положения реформы. Условие обязательного наделе­ния крестьян землёй было принято, и это стало первой победой либера­лов. Однако земля предоставлялась крестьянам не бесплатно, а за выкуп.

Рефор­маторы прекрасно понимали, что таких случаев в России будет подав­ляющее большинство. Поэтому они и предложили отдать крестьянам землю в бессрочное пользование с предоставлением рассрочки выку­па, обеспеченной финансовой под­держкой государства.

Но здесь либеральная часть Ре­дакционных комиссий столкнулась с сильным противодействием земель­ных собственников. Последние тре­бовали предоставлять земельные на­делы на строго определённый срок (как правило, на 20 лет). Если по истечении этого срока землю кре­стьяне не выкупят, то все наделы должны возвратиться в собственность помещиков. Такой вариант перечёр­кивал все планы реформаторов, же­лавших сделать крестьян не только свободными-людьми, но и независи­мыми в будущем от помещика земель­ными собственниками. Крестьяне, не сумевшие выкупить землю, вновь бу­дут вынуждены идти на поклон к помещику, так как небольшой клочок усадебной земли не даст им всех не­обходимых средств к существованию.

Вопрос о времени выкупа на­дела стал камнем преткновения в I860 г., когда после смерти Ростов­цева Редакционные комиссии воз­главил министр юстиции В. Н. Па­нин.

Под началом великого князя Константина заседания Главного комитета происходили почти еже­дневно, и уже 14 января 1861 г. царь подписал протоколы Комитета. Зако­нопроекты были рассмотрены ещё раз в Государственном совете — предпоследней законодательной ин­станции. Под нажимом царя работа и здесь продвигалась очень быст­ро — все документы Совет рассмот­рел за две с небольшим недели. На последней стадии их подготовки противникам Милютина всё же уда­лось внести ряд поправок. В частно­сти, нормы земельных наделов были уменьшены.

19 февраля 1861 г., в шестую го­довщину своего вступления на пре­стол, Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян. «Вы убе­дитесь, — заявил он на заседании Го­сударственного совета, — что всё, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, — сделано».

19 февраля 1861 г. «крепостное пра­во на крестьян, водворённых в поме­щичьих имениях, и на дворовых лю­дей» было отменено навсегда. Они объявлялись свободными в юриди­ческом отношении людьми. Однако связи крестьян с помещиками от­нюдь не обрывались: принятие зако­нов об освобождении ознаменовало лишь начало перехода крестьянства от крепостной зависимости к состоянию свободных сельских обыва­телей и земельных собственников.

В течение этого периода крестьяне были «обязаны отбывать в пользу помещиков определённые в местных положениях повинности работой или деньгами», поскольку их преж­ние хозяева предоставляли им в бессрочное пользование усадебную землю, а также полевые и пастбищ­ные наделы. Однако принципиаль­ное отличие нового состояния от крепостного заключалось в том, что обязанности крестьян чётко регламентировались законом и ограни­чивались во времени. В продолжение переходного периода бывшие крепостные крестьяне именовались временно-обязанными.

По истечении срока временно­-обязанного состояния крестьяне могли выкупать усадебную и надель­ную землю. Почему же реформаторы были непоколебимо уверены в том, что преобразования успешно пойдут именно в этом направлении? Ведь крестьянин как свободный человек мог и отказаться от надела, чтобы избежать необходимости выплачи­вать немалый выкуп? Во-первых, творцы реформы не верили в то, что крестьяне начнут отказываться от земельных наделов: вне земли, вне собственной усадьбы они себя не мыслили. Количество же городов с их более привлекательным укладом жизни тогда было не очень велико — страна оставалась преиму­щественно крестьянской. Во-вторых, крестьянин получил лишь формаль­ную свободу: он «принадлежал» об­щине, и все вопросы, связанные с предоставлением земельных наде­лов, государство решало с ней, а не с отдельным хозяином. Уход из общины означал потерю земли. Да «частной» свободы было для кресть­янского сознания непривычным, чуждым. В-третьих, отказаться от по­левого надела крестьянин не мог, так как усадебная земля не обеспечива­ла потребностей его семьи. В таких условиях крестьянин не видел дру­гой возможности, кроме выкупа по­левого надела. Но в не менее жёсткие условия попал и помещик. Он имел право продавать землю крестья­нам. Но воспользоваться этим пра­вом ему было невыгодно: выделен­ная крестьянам земля закреплялась за ними навсегда, их обязанности по отношению к помещику строго рег­ламентировались законом и не мог­ли удовлетворить его потребностей в деньгах. Поэтому помещику ниче­го не оставалось, как продать свою землю, а не оставаться вечно её не­полным собственником. Таким обра­зом, и помещики, и крестьяне могли поступать в основном так, как пла­нировали Редакционные комиссии: первые были вынуждены землю про­давать, а вторые — покупать её. Это создавало необходимое напряжение, пускавшее в ход механизм реформы. Расчёты реформаторов оправ­дали себя: через 20 лет после вступ­ления в силу Манифеста 1861 г. большинство крестьян внутренних губерний перешли на выкуп или уже выкупили усадебную и надель­ную землю.

Реформа 1861 г. привела к катастрофическому обезземеливанию крестьян. При предоставле­нии им земли закон исходил из того, что площади отводимых наделов должны быть такими, какими крестьяне пользовались до рефор­мы. Определение размеров этих площадей возложили на помещи­ков. Преимущество отдавалось «полюбовному соглашению» между землевладельцами и крестьянами. Если такого соглашения достичь не удавалось, в действие вступали жёст­кие нормы наделов, рассчитанные для каждой области России. При размерах дореформенного надела больше этой нормы помещик имел право отрезать «излишек» земли в свою пользу. И, наоборот, к наделу меньше нормы землю следовало добавить. Однако в Редакционные комиссии помещики подавали зани­женные данные о размерах исполь­зуемых крестьянами наделов. Попыт­ки Комиссий увеличить нормы, как правило, не приводили к успеху. В результате крестьянское землеполь­зование (т. е. площадь обрабатывае­мой крестьянами земли) в 27 из 56 внутренних губерний сократи­лось в среднем на 20%, в некоторых губерниях — на 30%.

Пореформенные отношения между крестьянами и помещиками не были равноправными. При решении вопроса о размерах полевого надела частным собственником на землю выступал только помещик. Для кресть­ян не существовало даже понятия «собственность на землю». Они гово­рили, что земля ничья — «Богова», что землю можно только обрабатывать, но не владеть ею. Крестьяне ис­кренне недоумевали, почему поме­щикам оставляют так много земли. Помещики и крестьяне при решении земельного вопроса говорили на разных языках. Два взаимоисклю­чающих понимания проблемы — официально-правовое и традицион­но-крестьянское — стали основным изъяном реформы, ликвидировать который так и не удалось

Прежде чем помещик будет прода­вать, а крестьянин покупать землю, требовалось определить её стоимость. Предлагалось установить выкуп по среднерыночной стоимости земли. Однако помещик терял не только землю, но и труд крестьянина, а по­тому хотел компенсировать потерю рабочих рук, т. е. получить выкуп и за землю, и за получившего свободу крепостного.

Правительство нашло способ заставить помещика не изымать причитающиеся ему за землю день­ги из Государственного банка. Ведь именно государство, помогая кре­стьянину, расплачивалось за землю с помещиком. За выкуп, который тот оставлял у государства, оно обя­залось выплачивать ему ежегодно столько же денег, сколько он полу­чал с крестьянина ещё до реформы в виде ежегодного оброка за поль­зование помещичьей землёй. Исхо­дя из этой суммы и высчитывался размер выкупа за землю.

Например, крестьянин до ре­формы, т. е. до своего освобожде­ния, ежегодно платил помещику оброк в 10 рублей. При выкупе зем­ли помещик должен получить такую сумму денег, которая, будучи поло­жена в банк, приносила бы ему еже­годный доход в те же 10 рублей. Эти деньги выдавались помещику из Го­сударственного банка. Банковская ставка в то время не превышала, как правило, 6% от общей суммы вкла­да. Таким образом, 10 рублей — это 6% от предполагаемой суммы вкла­да помещика, или от 166 рублей. Значит, сумма выкупа, которую по­мещик оставил бы в Государствен­ном банке и которая обеспечила бы ему ежегодный доход в 10 рублей, равнялась 166 рублям. Это и есть стоимость земли, сумма выкупа. Большая процентная ставка была бы невыгодна для Государственно­го банка, меньшая заставила бы по­мещиков изымать свои деньги, без­думно тратить их или вкладывать в другие банки.

Отмена крепостного права и осво­бождение 25 млн. крепостных кре­стьян стали наиболее яркими дости­жениями крестьянской реформы. Однако главное её содержание не личная свобода крестьянина, сама по себе не столь уж ценная для него, а попытка решения вопроса о земле. Без наделения крестьянина доста­точным количеством земли нечего было, и говорить о его свободе. Крестьянина фактически лишили права на свободу передви­жения.

Земская реформа

Крестьянская реформа повлекла за собой и преобразование всех сторон общественной и государственной жизни. 1864 г. стал годом рождения земств – органов местного самоуправления. Низовым звеном было уездное земство, которое избиралось представителями всех сословий. Уездные земства, в свою очередь, посылали депутатов в губернское земское собрание. Депутаты земств получили название гласных. Возглавляли эти собрания предводителя дворянских собраний – органов самоуправления дворянства. Исполнительными органами на местах стали земские управы, которые формировались земскими собраниями. Сфера компетенции земств была хоть и ограничена, но достаточно широка: они имели право собирать налоги для местных нужд и нанимать служащих, ведали хозяйственными вопросами, школами, медицинскими учреждениями, а также вопросами благотворительности.

Проект земской реформы разрабатывался комиссией, возглавляемой сначала Н.А.Милютиным, а затем П.А.Валуевым. В основу избирательной системы были положены выборное, имущественное и сословное начала. Система выборов обеспечила значительное преобладание в земствах помещиков. Деятельность земских собрания и управ контролировалась только губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания. Земские учреждения ведали лишь местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц, «попечением» о развитии местной торговли и промышленности и т.д.

Земская реформа проводилась постепенно. Несмотря на ограниченность, она содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной культуры и была шагом на пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

Прочие реформы

К н.1860-х число городов в России увеличилось. Многие из них по числу жителей и характеру хозяйства не соответствовали понятию "город". Подавляющее число городов имело население менее 5 тыс. жителей. Наряду с этим было много населённых пунктов с развитой промышленностью и торговлей, но причислялись они к разряду сёл. Складывалась парадоксальная ситуация. Не считаться с процессами глубоких социальных перемен, происходящими в городской жизни, правительство не могло. До 1870-х основным законодательным документом, регулирующим городскую жизнь, была Жалованная грамота городам 21 апреля 1785 Екатерины II. Для подготовки реформы городского управления было образовано по городам 509 комиссий. Они должны были выработать предложения по реформе управления. Все комиссии высказались за всесословное городское общественное самоуправление. Новое положение было утверждено 16 июня 1870.

Городская реформа имела цель поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую буржуазию. Реформа заменяла прежние сословные думы всесословными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами становились городские думы, а исполнительными – избранные думами городские управы. Члены городских дум выбирались на четыре года и назывались «гласными». Правом выбора в городские думы пользовались лишь лица, достигшие 25-ти лет и владевшие недвижимой собственностью, владельцы промышленных и торговых предприятий, купцы. В компетенции городского управления было внешнее благоустройство города, торговля, промышленность, здравоохранение, образование.

Под военными реформами 1860 – 1870-х годов понимается преобразования вооруженных сил России под руководством военного министра Д.А. Милютина. Они были составной часть буржуазных реформ России 60 – 70-х гг. XIX в. и имели целью создать массовую армию, ликвидировать военную отсталость России. Поражение России в Крымской войне и вызвало необходимость военных реформ. Реформы в армии проводились на протяжении 15 лет. Были окончательно упразднены военные поселения, продолжительность службы сократилась до 10 лет, уменьшилась численность армии (с 1,1 млн. человек в 1864 до 700 тыс. в 1867), реорганизовывались казачьи войска. Военно-судебная реформа 1865 отменила порочную систему телесных наказаний. 1 января 1874 вводилась всеобщая воинская повинность, сменившая рекрутские наборы. В армии была введена система льгот в зависимости от образования, что в свою очередь должно было его стимулировать. Одной из целей военной реформы было создание обученного резерва – запаса, а также образования военно-окружной системы управления, перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией и др.

Реформы проводились также в области финансов, образования, печати и затронули все сферы жизни российского общества. Принято считать, что реформы начинаются под воздействием народных движений и общественного мнения. Отрицать это невозможно, но, в свою очередь, перемены порождают новую волну народных выступлений и общественного брожения. Так это и произошло в ходе реформ 1860-1870-х. После отмены крепостного права поднялась невиданная волна крестьянских выступлений. В январе 1861- февраль 1861 до объявления реформы было 15 выступлений, в марте 1861 их уже было 449, в апреле 1861 - 472, а всего за 1861 год - 1889. В России начало развиваться революционное народническое движение. В дворянско-помещичьих кругах складывались либерально-конституционные группировки. Вместе с тем росла реакционная оппозиция. На протяжении двух десятилетий после отмены крепостного права в общественном движении России отмечались периоды подъёма и спада. К к.1870-х своего апогея достигла террористическая деятельность народников. Александр II с разных сторон испытывал жёсткую критику и политическое давление. Одни утверждали, что волна общественного возбуждения связана с незавершённостью реформ, их недостаточной радикальностью. Другие, наоборот, заявляли, что всё происходит от реформ и успокоение общества может быть достигнуто только путём возврата к старым порядкам.

Эти реформы, получившие название «великих», привели общественно-политическое устройство России в соответствие с потребностями второй половины XIX в., мобилизовали всех представителей общества на решение общенациональных задач. Был сделан первый шаг к формированию правового государства и гражданского общества. Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.

Последствия реформ Александра II

В первое пореформенное десятилетие еще не сложились духовные и социальные предпосылки, облегчавшие реализацию подобных прогрессивных стремлений. Достигнутое в 60-70 гг. ХIХ в. относительное общественное согласие не было прочным. По мере того, как прояснялся характер реформ, проявлялась и крайняя противоречивость политического курса Александра II. Инициаторам реформ в правительстве казалось, что нововведения улучшили старую самодержавно-авторитарную систему власти, но жизнь требовала изменить ее в принципе. Это власти не хотели делать.

В правительстве развивался конфликт между сторонниками реформаторского курса и тем, кто стремился затормозить преобразования, полагая, что они лишь создают новые проблемы, совершенно не решая старых. Теряло свое единство и общественное движение.

Либералы настаивали на созыве Всероссийского земского органа. Но их пугал народнический террор, нарастание новых общественных противоречий. С начала 1878 г. резко активизировалась деятельность революционного подполья. На что правительство ответило репрессиями. Был создан аппарат полицейских урядников для борьбы с крестьянским движением, организована сыскная полиция для преследования революционеров. Обыски, аресты стали привычным явлением.

Образованное общество в лице земств, некоторых дворянских собраний все настойчивее стали ставить перед правительством вопросы о продолжении реформ, прежде всего в сфере управления страной. Либеральная пресса открыто выражает надежду на то, что правительство будет искоренять '' крамолу'' не только полицейскими методами, но и опираясь на лояльные круги общества. При этом политика реформ должна была быть продолжена.

Цензурные ограничения, несколько ослабленные в 1860-х гг., продолжали оказывать негативное влияние на российский реформаторский курс. Публикация статистических сведений, собранных земствами, знакомство русских читателей с переводными сочинениями самой разной тематики и направленности стали встречать препятствия со стороны полицейских властей.

Бюрократия даже когда не мешала образованной публике обмениваться суждениями, не слишком прислушивалась к высказывавшимся мнениям, что часто придавало последним оттенок оппозиционности.

Министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов в самом конце 70-х г.г. предложил императору пойти на уступки либеральным ожиданиям образованного общества и созвать в столице специальные комиссии из представителей земств, городов, дворянских обществ, которые вместе с правительством занялись бы разработкой проектов новых реформ.

1 марта 1881г. Александр II подписал бумаги, предложенные М.Т. Лорис-Меликовым, но в этот же день он был убит революционерами – террористами. Организаторами и участниками покушения на императора были А.И.Желябов, С.Л. Перовская, Н.И.Кибальчич, Т.М.Михайлов, и Н.И.Рысаков.

Таким образом, Александр II и его сторонники многого не успели, не смогли или не захотели доделать. Но их усилиями страна все же была выведена из крайне опасного положения, грозившего социальным взрывом. Реформы были необходимостью, что хорошо понимали люди, планировавшие и осуществлявшие их. Однако, не все реформаторы сумели вполне оценить новые возможности, открывавшиеся благодаря преобразованиям.

Эти оставшиеся неиспользованными возможности предстояло осознать государственным и общественным деятелям следующих поколений, которые могли или продолжить начатое в эпоху Александра II строительство, или ограничиться текущим ремонтом, латанием наиболее зияющих прорех. Иными словами, реформы поставили страну перед выбором: завершить постепенный переход от архаичных социальных и политических структур к гражданскому обществу и правовому государству или попытаться сохранить эти структуры в несколько подновленном виде.

Приоритет в решении именно госу­дарственных задач в ходе реформы был совершенно очевиден. Только го­сударство получило от реформы без­условную и неоспоримую выгоду. Оно стало более сильным, получив колос­сальный резерв дешёвой рабочей силы из обнищавших крестьян, а зна­чит, и возможность быстрого про­мышленного развития; мощную ар­мию, а впоследствии — и стабильные финансы. Международный престиж империи возрос благодаря не только её победе в Балканской войне 1877— 1878 гг., но и избавлению от средне­вековых пережитков. Однако самое главное заключалось в следующем: государство повысило свой авторитет тем, что само начало и провело в жизнь Великие реформы. Но повы­шение престижа государства оплачи­валось крестьянством, по-прежнему пребывающим в нищете, безземелье и бесправии.

Вот почему многие прозорли­вые современники реформ высказы­вались о будущем весьма мрачно. В этом смысле замечание министра народного просвещения А: В. Голов­кина звучит пугающе пророчески. «За последние сорок лет, — писал он на исходе 70-х гг., — правительство много брало у народа и дало ему очень мало.

Это несправедливо. А так как каждая несправедливость всегда наказывается, то я уверен, что нака­зание это не заставит себя ждать. Оно настанет, когда крестьянские дети, которые теперь грудные мла­денцы, вырастут и поймут всё то, о чём я только что говорил в царствование внука на­стоящего государя».

Заключение

Личность Александра второго является очень знаменательной в Российской истории. Александр II, будучи воспитан в традициях самодержавия и имперских приоритетов, понимал важность государственных реформ либерального характера направленных на улучшение жизни населения и осуществлял их на протяжении всего царствования. Не всегда уверенно и последовательно, иногда даже делая явные уступки консерваторам, но все же реформы им осуществленные значительны. Если бы его мечты осуществились, то Россия сделала бы важный шаг к конституционной монархии – форме правления, позволяющей учитывать в политике настроения, господствующие в обществе.

Однако ни Александр, ни реформаторы из числа высших чиновников не были настроены столь решительно, так как в принципе их устраивало такое положение дел. А желание соответствовать Западу было не столь сильно. Видимо поэтому форма правления осталась прежней

Упадок дворянства и демократизация общества – это первое последствие реформ 60-х гг. XIX века. Следующим последствием реформ было изменение сознания людей в пользу радикальной политики. Преобразования государственного и общественного строя, предпринятые императором Александром II, не были направлены на изменение в России образа правления. За появлением новых учреждений, судебных и земских, в которых действовали выборные представители, не последовало реформы, которая бы привлекла этих представителей общества к управлению государством.

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.

Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права «воскресла» торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.

В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории, и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к мученическому венку.

Литература

1. Радугина А.А . История России. - М.,1997.-С.150-155.

2. Ключевский В.О. Соб. соч.Т.5.-М.:Мысль,1990.-С.236.

3. Государственные деятели России ХIХ-нач. ХХвв.-М.,1995.

4. Корелин А.П. // ''Российские самодержцы''. 2е изд., Москва; Международные отношения '', 1994 г. С – 159-214.

5. Наше отечество : Опыт политической истории // Кулешов С.В., Волобуев О.В. и др.-М.:Тетра,1991,Ч.1.-С92-93.

Рецензия на статью

АЛЕКСАНДР II

Александр II, пожалуй, самый обаятельный из русских царей со времен кроткого Федора Иоанновича. Он понимал толк в красивых женщинах и изящных безделушках, запросто гулял по Летнему саду и азартно удирал по ночам от собственной охраны в Париже, чтобы встретиться со своей Катенькой — княгиней Долгоруковой. И при этом он оказался также самым деятельным из верховных правителей России за последние 300 лет. Только его реформы оказались действительно глубокими и необратимыми в отличие от всех прочих — от судорожных петровских попыток переодеть привыкших к азиатчине бояр в немецкие кафтаны до не менее смехотворных горбачевских попыток перековать привыкших к ней же госчиновников в бизнесменов. И это несмотря на то, что и их называли половинчатыми и непоследовательными.

Но под пером пишущего по-русски американского историка, потомка первой волны эмиграции и рьяного антисоветчика (книга была впервые издана в Мюнхене в 1986 году, и это хорошо заметно), толковый император превращается просто в идеального Государя. Всеволод Николаев не жалеет красок, описывая, как его герой с самого раннего детства выказывал выдающиеся способности и благородство характера, а повзрослев — уважение к своим политическим противникам и сострадание к подданным. Даже его слабости и просчеты он объясняет проявлениями доброты и непреодолимой силой обстоятельств.

Особенно любопытно читать, как автор восстанавливает душераздирающую историю несостоявшейся любви 21-летнего Александра и 20-летней английской королевы Виктории во время его пребывания в Лондоне в 1839 году. По Николаеву, если бы цесаревич сделал предложение молоденькой королеве, оно было бы немедленно принято и это изменило бы ход истории, ведь в этом случае он остался бы в Англии в необременительном качестве принца - консорта. Но чувство долга возобладало у него над прочими чувствами, и он вернулся домой — навстречу трону, тяготам политической борьбы и мученической гибели. В тот самый день, когда Александр должен быть подписать указ о реорганизации Госсовета в Учредительное собрание.

РЕЦЕНЗИЯ НА РЕФЕРАТ

Выполнил: студент III курса, 472 группы, Щукин А.В.

Проверил: д. и. н. Сидненко Т.И.