Главная              Рефераты - Разное

педагогические идеи адольфа дистервега - реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра педагогики

РЕФЕРАТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ АДОЛЬФА ДИСТЕРВЕГА

Научный руководитель: ст. пр. Мордвинова Е. А.

Работу выполнил: Левина Д. С., студентка института

Иностранных языков, английского отделения, 34 гр.

САМАРА 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................... 3

Педагогическая деятельность Адольфа Дистервега...................................... 5

Взгляды Адольфа Дистервега на воспитание................................................ 7

Развивающее обучение Адольфа Дистервега.............................................. 10

Заключение.................................................................................................... 15

Список литературы....................................................................................... 16


Введение

Адольф Дистервег является сторонником гуманистического обучения и воспитания. Согласно идеям Дистервега, сама суть человеческой жизни, её смысл заключается в стремлении к совершенству, идеалу, в распространении и утверждении царства истины, добра и красоты. Так он определяет истинную цель воспитания.

Позиция Дистервега относительно задач воспитания тесно связана с его взглядами на жизнь. Как полагал А. Дистервег, в человеке заложен грандиозный потенциал, дух того высшего целого, к которому он принадлежит. И воспитание способно реализовать этот потенциал. Непосредственной задачей воспитания является развитие всех сторон человеческой природы, всех сил, данных человеку, и постановка его на путь самостоятельного развития.

Сама идея гуманистического образования была выдвинута немецкими философами девятнадцатого века, такими, как Кант, Гегель, Гербарт и, разумеется, Адольф Дистервег. В своих работах эти учёные обосновали идею гуманистического образования, самосознания личности. Были предложены пути улучшения системы образования, как школьного, так и высшего.

В итоге в сфере образования и подготовки преподавателей была сформирована ситуация, ориентированная на идеалы гуманистической педагогики и психологии. Таким образом, состояние немецкой школы отображает основные тенденции развития мирового педагогического процесса.

Адольф Дистервег считал революционное, резкое изменение обществен­ных отношений неприемлемым. Постепенное, естественное развитие общества и просвещение народа являлись его приоритетами. Дистервег выступал в поддержку идеи общечеловеческого воспитания. По мнению учёного, задача школы состоит в воспитании сознательных, гуманных граждан своей страны.

Адольф Дистервег является автором более двадцати учебников и учебных пособий по таким наукам, как география, естествознание, математика, немецкий язык и популярная астрономия. Он является признанным педагогом-практиком, и пользуется авторитетом среди учёных по всему миру. Такие его работы, как «Руководство к математической географии» («Lehr-buch der mathematischen Geographic...», 1840) и «Эле­ментарная геометрия...» («Elementare Geometrie fiir Volksschulen und Anfanger iiberhaupt», 1860) были пе­реведены на русский язык и получили широкую известность. Результатами трудов учёного стали «Практический курс немецкого языка», «Педагогическая Германия», «Педагогическое путешествие по Дании», «Спорные вопросы из области педагогики», «Письма о воспитании и обучении», «Методическое руководство к классному обучению счету» (в сотрудничестве с Гейзером), «Учебник к классному обучению счету», «Учебник космографии», «Хрестоматия для обучения и чтения». В 1835 была опубликована одна из наиболее значительных работ Дистервега - «Руко­водство к образованию немецких учителей».

Темой данного реферата являются педагогические идеи Адольфа Дистервега. Основные задачи работы – проследить жизненный путь и педагогическую деятельность учёного, рассмотреть его взгляды на педагогику, её сущность и основные положения, используя труды педагога. Раскрыть основные педагогические идеи работ Дистервега.

Данная работа включает в себя три части. В первой части кратко описывается жизнь и общественно-педагогическая деятельность Адольфа Дистервега, во второй части мы рассматриваем взгляды учёного на суть воспитания, его цели и принципы, и, в третьей части работы, мы подвергаем рассмотрению дидактику развивающего обучения Дистервега.


Педагогическая деятельность Адольфа Дистервега

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег родился 29 октября 1790 года в городе Зинген, Вестфалия. Как говорил сам учёный, ещё во время своего обучения в школе он был противником догматического обучения. Поступив в Герборнский университет в 1808 году, Дистервег стал изучать историю, математику и философию. Затем он перевёлся в университет в Тюбингене, где позже и получил степень доктора теологии.

Тем не менее, карьера в области богословия не привлекала Дистервега. Хотя он был человеком религиозным, Дистервег высказывал достаточно вольные мнения относительно определённых догматических проблем.

Будучи студентом, Адольф Дистервег изучил педагогические идеи Ж. Ж. Руссо и Песталоцци, став затем их последователем. Годы работы в образцовой школе города Франкфурта-на-Майне, в которой работали ученики и последователи Песталоцци, оказали сильное влияние на формирование прогрессивных педагогических убеждений учёного.

Дистервег стал полностью поддерживал передовые педагогические убеждения Песталоцци, и принял решение посвятить свою жизнь и карьеру образованию народа. На протяжении длительного времени он возглавлял учительские семинарии в Мерсе и в Берлине, где преподавал математику, немецкий язык и педагогику. В то же время, Дистервег являлся учителем в опытных начальных школах при этих семинариях.

Среди посмертных бумаг учёного была обнаружена заметка, которая позволила судить об отношении Дистервега к собственной деятельности: «Я учитель, учитель всей душой и рад, что могу образовать учителей же. Удастся мне сделать что-либо из семинаристов (хоть и не в смысле чего угодно), мне нечего заботиться о том, что они станут делать в жизни. Что человек делает, зависит от того, что он есть. Из кого ничего не вышло, по собственной ли вине, в силу ли обстоятельств, тот многого никогда не сделает. Но невозможно, чтобы тот, кто делен, искусен, ловок, мыслящий, чувствующий человек, словом тот, кто есть что-либо, не сделал ничего или сделал только бесполезное, сомнительное, дурное»[1] .

В 1832 году Адольф Дистервег был назначен на должность директора Берлинской семинарии для городских школ, где он проработал пятнадцать лет. Ученики и последователи учёного съезжались сюда со всей Германии, а так же из Венгрии и России, чтобы увидеть известного педагога в деле.

В период между 1832 и 1841 годами, Дистервег учредил четыре учительских общества в Берлине. В 1848 году он был избран в качестве председа­теля «Всеобщего немецкого учительского союза».

В июле 1848 учёным, вместе с депутатами «левой» фракции прусского национального собрания, была подписана «Записка 23», авторы которой выступали против конфессиональной школы и требовали единой народной школы для «всех детей нации без различия состояний и будущего призвания». Не смотря на то, что Дистервег призна­вал религию в духе рационалистического христианства, в сво­их статьях он выступал против контроля церкви над шко­лой и подвергал критике церковные догматы, называя их «ре­лигиозным абсолютизмом»[2] .

В период с 1827 года и до самой смерти учёный публиковал «Рейнские листки для воспитания и обучения». В данном журнале им были размещены более четырехсот статей по различным вопросам, касающимся педагогики. Являясь приверженцем радикального улучшения подготовки преподавателей начальных школ, он сделал многое для профессионального объединения учителей Германии.

Из-за политических событий в Пруссии, Адольф Дистервег был уволен с поста директора Берлинской семинарии в 1847 году. Позже, в 1850 году, после провала революции, ему пришлось уйти в отставку.

Тем не менее, Дистервег остался руководителем учителей Германии, которые избрали его в качестве председателя Общегерманского учительского союза, а вслед за тем - своим председателем в прусскую палату депутатов. Почетное звание «учитель немецких учителей» Адольф Дистервег получил при жизни.

Помимо «Рейнских листков», Адольф Дистервег с 1851 года принялся выпускать «Педагогические ежегодники». Наиболее активно он начал действовать после выхода «прусских релятивов» в 1854 году. Это были реакционные школьные законы. Релятивы существенно укорачивали объём знаний не только учащихся начальной школы, но и снижали подготовку преподавателей в учительских семинариях. Таким образом, снижалось качество образования.

В 1835 году Адольфом Дистервегом была издана работа под названием «Руководство к образованию немецких учителей». В ней учёный изложил свои прогрессивные взгляды на общие задачи и принципы обучения. Первая часть данного сочинения включает его идеи, касающиеся общих вопросов педагогики и дидактики, вторая часть в основном затрагивает преподавание отдельных предметов, и написана в соавторстве с другими пелагогами. Данная работа была неоднократно переведена на русский язык - в 1913 году было выпущено сокращенное издание, а в 1956 году – расширенное издание под названием «Руководство для немецких учителей».

Взгляды Адольфа Дистервега на воспитание

Педагогические взгляды Адольфа Дистервега могут быть найдены в его педагогических трудах. Как писал Дистервег, «Разумное воспитание должно строиться с учётом трёх принципов: природосообразности (учёт возрастных и индивидуальных особенностей физического и психического развития ребёнка), культуросообразности (учёт условий, в которых ребёнок живёт, национальной культуры), и самодеятельности (стремление развивать детскую активность)»[3] . Рассмотрим более детально основные принципы воспитания, предложенные и обоснованные учёным.

Природосообразность согласно Дистервегу представляет собой следование за процессом естественного развития человека, то есть, берутся во внимание возрастные и индивидуальные особенности учащихся. «Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами её развития. Это главный и высший закон всего обучения»[4] - писал Адольф Дистервег. Он считал, что «…для воспитателя самое главное – узнать природу человека вообще и в частности, чтобы верно служить её свойствам, особенностям и стремлениям. Всякое искусство может достигнуть чего-либо лишь при содействии природы; оно не достигает ничего, идя против её»[5] . Рассуждая об особенностях ученика, учёный писал, что сама природа ребенка правдива, «она не создаёт в ребёнке отравляющего жизнь недоверия, это результат искажённых влияний».

Одним из наиболее важных принципов в процессе воспитания и обучения Адольф Дистервег называет принцип культуросообразности. Он пишет: «…в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика»[6] . Согласно Дистервегу, принцип культуросообразности находится в подчинении принципу природосообразности, а отсюда следует, что поступать вопреки природе нельзя. Рассуждая на эту тему, учёный писал: «Что противоречит природе – невыгодно, хотя бы и было весьма культуросообразно. Чем больше культуросообразное согласуется с природосообразным, тем благороднее, лучше и проще складывается жизнь»[7] .

В практической деятельности Дистервег советовал преподавателям не принимать участия в том, что требует культура данного времени, но что находится в конфликте с природой. Здесь нужно стремиться к гармоничному сочетанию культуры и природы. Объясняя данный принцип, Дистервег, по мнению исследователей, «подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и жизнью общества»[8] .

Важным является и принцип самодеятельности, под которым понимал активность и инициативу, полагая их наиболее важными чертами человеческой личности. «Быть человеком, значит быть само­деятельным в стремлении к разумным целям. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования…» - писал Дистервег. Для него конечной целью в воспитании и образовании ребенка являлось развитие его самостоятельности. «Пробуждение самодеятельнос­ти как в ученике, так и в учителе я считаю высшим достижением его формального развития и вос­питания»[9] - писал он.

Как считал Адольф Дистервег, «...ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усво­ить и переработать». Это утверждение актуально и по сей день. Данный принцип можно назвать важнейшим, так как, по словам Дистервега, «конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности». Преподавателю следует прилагать все усилия для развития у учеников таких качеств, как память, воля, наблюдательность – качеств, присущих всем и каждому.

Можно сказать, что воспитание как таковое подходит к концу, когда человек начинает самостоятельно заниматься самообразованием, имея мотивацию и силы для саморазвития. Задачи же учителя Дистервег определял развитием заложенного природой потенциала. Дальнейший выбор жизненного пути и саморазвития лежал уже на самом ученике.

Согласно идеям Дистервега, самодеятельность равна самостоятельному познанию. В отличие от догматизма и авторитаризма феодальной педагогики, Адольф Дистервег выступал за право людей заниматься саморазвитием. Как считал ученый, за самостоятельностью мышления следует сознательная деятельность в дальнейшей жизни человека.

В своей работе «Руководство к образованию немецких учителей» Дистервег заметил, что учащийся «… всего должен достигнуть сам. Чего он сам не приобретёт и не выработает в себе, тем он не станет и того он не будет иметь»[10] . А следовательно, главная задача воспитывающего «… состоит в стимулировании воспитанника к выражению собственного “Я”».

Развивающее обучение Адольфа Дистервега

Будучи создателем дидактики развивающего обучения, Адольф Дистервег описал ее основные положения в тридцати трех законах и правилах обучения, которые, по нашему мнению, являются актуальными и в наши дни. Во-первых, Дистервег делал акцент на том, что обучать нужно природосообразно, беря во внимание особенности восприятия и развития детей. Как писал педагог, от наглядных примеров нужно идти к правилам, а от предметов и конкретных представлений о них – к обозначающим их словам.

Огромное значение Дистервег придавал ознакомлению учащихся с предметами, которые доступны органам чувств. Однако же, ученый делал акцент на осознании учеником воспринимаемого материала, на его продумывании. Таким образом, наглядное обучение по дистервегу строится по принципу «от близкого к далёкому» и «от простого к сложному», «от более лёгкого к более трудному» и так далее. Нелишним будет перечислить основные правила развивающего обучения, которые были сформулированы Адольфом Дистервегом[11] :

I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту .

1. Обучай природосообразно,

2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека

3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно.

5. Обучай наглядно.

6. Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному.

7. Веди обучение не научным, а элементарным способом.

8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, и именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей.

9. Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить.

10. Заботиться о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили.

11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать для данного случая, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования.

12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой.

13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников.

II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта .

1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и законами развития ученика.

2. Задерживайся, главным образом, на изучении основ.

3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних.

4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части.

5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допускай существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере.

6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

7. Связывай родственные по содержанию предметы.

8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот.

9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета.

10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне.

11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета.

12. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки.

III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.

1. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно.

2. Считайся с (предлагаемым) будущим положением твоего воспитанника.

3. Обучай культуросообразно.

IV. Правила обучения, касающиеся учителя.

1. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным).

2. Обучай энергично.

3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал. Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи.

4. Никогда не останавливайся.

Согласно Дистервегу, любое обучение следует начинать, беря во внимание уровень развития учащегося, и далее идти последовательно и непрерывно. Одним из основных принципов в процессе образования можно назвать принцип непрерывности. Дистервег трактует непрерывное обучение, как обучение, «… которое делает ученика способным преодолевать каждую ступень с той степенью самостоятельности, какую допускает его возраст и природа предмета, так, чтобы были достигнуты общие цели обучения: развитие самодеятельности и полное знание предмета»[12] .

На принципе самостоятельности ученика и основывается дидактика развивающего обучения Адольфа Дистервега. Знаменитый педагог считал, что главной, первостепенной задачей обучения является развитие умственных способностей ученика. Таким образом, он сделал акцент на важности формального обучения, в то же время не отрывая его от реальных знаний и материального образования.

Наиболее важными Адольф Дистервег считал такие дисциплины, как природоведение и математика. Он считал эти предметы важным средством интеллектуального развития учащихся. Огромное значение он придавал изучению детьми истории отечества, языку, литературе и географии.

Также Дистервег считал важным принцип наглядности в обучении. Как он писал в своих педагогических трудах, «Развитие человеческого ума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. Оно выражается в ощущениях, которые связываются в наглядные представления, а последние возводятся разумом в общие представления или понятия. Поэтому понятия должны основываться на представлениях, представления – на ощущениях. Иначе они окажутся лишёнными содержания, пустыми, а обозначающие их слова – пустословием»[13] .

Для того, чтобы можно было опираться на данный принцип в обучении, необходимо брать за основу воспринимаемого чувственно, и далее переходить к понятиям. От единичного нужно двигаться к общему, от конкретного к абстрактному. Как писал Адольф Дистервег, «… для учителя, которому … дорого умственное развитие учеников, не существует более высокой задачи, чем самому основать все свои понятия на наглядных представлениях с тем, чтобы сделаться способным преподавать наглядно»[14] .

Крайне важным Дистервег полагал приучение детей к логически последовательной речи. По его мнению, это было очень важно для развития умственных способностей и логического мышления учеников. Необходимо, чтобы дети были способны последовательно излагать собственные мысли и давать обоснования основным положениям. Обязанностью же преподавателя является наблюдение как за ясностью и логичностью их построения, так и за четкостью дикции детей.

Необходимо позволить детям тренировать речь, привыкать к ней. Дистервег считал большим недостатком такую манеру преподавания, как превращение уроков в лекции, где говорит только учитель, а ученики выступают в качестве молчаливых слушателей. Дети должны активно участвовать в обсуждении предмета, излагать собственные мысли и соображения, таким образом саморазвиваясь под контролем преподавателя.

Заключение

Адольф Дистервег заслуженно признан одним из наиболее известных и общепризнанных немецких педагогов девятнадцатого века. Свою педагогическую деятельность Дистервег направил на изучение обучения в народной школе. Наиболее значительными достижениями ученого можно назвать успешное продолжение идей таких немецких ученых, как Кант, Руссо и Песталоцци, а так же всей немецкой классической философии, так высоко ценящейся по всему миру.

«Руководство к образованию немецких учителей» является наиболее важным из работ Адольфа Дистервега. В данном труде им были описаны принципы обучения и воспитания, тесно связанные между собой: принципы природосообразности, культуросообразности и самостоятельности. Важнейшим моментом в воспитании детей Адольф Дистервег считал развивающее обучение и саморазвитие учащихся. Им были предложены пути воспитания и обучения, основанные на природных способностях человека. По мнению Дистервега, принцип культуросообразности подразумевал организацию процесса обучения и воспитания с учетом культуры внешней, внутренней и общественной.

Адольф Дистервег делал акцент на расширении естественных наук в образовании. Основным методом, используемым им в обучении детей, являлся элементарный метод. Его дидактические положения относительно самостоятельности в обучении, а так же наглядности, четкости и последовательности, стали особенно важными для обучения в школе.

На своей родине Адольф Дистервег давно признан педагогами, его идеи развиваются его последователями. Работы Дистервега в области педагогики высоко ценятся по всему миру, а в самой Германии была учреждена медаль имени Адольфа Дистервега – ей награждаются заслуженные педагоги.

Список литературы

1. Давыдов В.В. Труды Дистервега и современная педагогика // Педагогика. – 1992. – № 1- 2.

2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 400 с.

3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956. – 374 с.

4. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1974. – 447 с.

5. Пискунов А.И. Дидактические взгляды А. Дистервега // Советская педагогика. – 1956. – № 1. – с. 63-70.

6. Ротенберг В.А. Дистервег об учителе // Советская педагогика. – 1940. – № 10.

7. Фрумов С.А. Педагогическая деятельность Дистервега // Советская педагогика. – 1951. – № 7. – с. 79-85.

8. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Высшая школа», 1971. – 608 с.

9. Штуцер И. Памяти Дистервега // Записки учителя. – 1883. – № 5.


[1] Штуцер И. Памяти Дистервега // Записки учителя. – 1883. – № 5

[2] там же.

[3] Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Высшая школа», 1971. – С. 220.

[4] Там же. – С. 222.

[5] Там же. – С. 223.

[6] Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Высшая школа», 1971. – С. 245.

[7] Там же. – С. 246.

[8] Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1974. – С. 93.

[9] Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Высшая школа», 1971. – С. 229.

[10] Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1971. – С. 229.

[11] Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.,1956. – 374 с.

[12] Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1971. – С. 223.

[13] Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1971. – С. 226.

[14] Хрестоматия по истории педагогики / Сост. М.Е. Ларкин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1971. – С. 227.