Главная              Рефераты - Разное

1. характеристика микросоциума 4 - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................. 3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОСОЦИУМА........................................................................ 4

2. МИКРОСОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА............................................................................................................... 7

3. СОЗДАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МИКРОСОЦИУМЕ........ 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................... 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................................ 18

ВВЕДЕНИЕ

Развитие человека — это реализация его имманентных (внутрен­не присущих) задатков, свойств.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружа­ющей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т. е. усвоения и воспроизводства куль­турных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и са­мореализации в том обществе, в котором он живет.

Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимо­действия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на те или иные катего­рии людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания; г) в процессе самоизме­нения человека.

Таким образом, можно считать, что развитие — общий про­цесс становления человека; социализация — это развитие, обус­ловленное конкретными социальными условиями. Воспитание же можно определить как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.

На развитие детей огромную роль играет микросоциальная среда, т. е. его ближайшее окружение.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОСОЦИУМА

Микросоциум это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации, а также различные неформаль­ные группы жителей.

Влияние микросоциума на процесс развития детей и подростков зависит от его объективных характе­ристик и субъективных характеристик самого человека.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Эффективность и мера влияния микросоциума на конкретного человека зависит от степени его включенности в жизнь микросоциума. А здесь имеются весьма существенные различия. В деревне, поселке, малом городе практически все население в высокой степени включено в жизнь микросоциума. В среднем и крупном городе степень включенности имеет возрастные и социально-культур­ные различия. Если дети и подростки основную часть жизни про­водят в микросоциуме, то в ранней юности происходит диффе­ренциация. Микросоциум остается значимой сферой жизни для менее образованной части молодежи, а более образованная в его жизни практически не участвует. Соответственно и его влияние на эти группы различается весьма существенно.

Мера благоприятности того или иного микросоциума для развития и со­циализации детей и подростков определяется рядом обстоятельств. Во-первых, уровнем стресса, зависящим от шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности среды проживания различными импульсами. Во-вторых, от воз­можностей для удовлетворения человеком потребностей, что со­здает или не создает у него чувство удовлетворенности. В-третьих, от того, какие возможности есть в микросоциуме для решения возрастных задач личностного, социального, интеллектуального, культурного, физического развития подрастающих поколений[1] .

2. МИКРОСОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью к различным влияниям микросоциальной среды.

Основными положительными факторами семейной микросоциальной среды являются многообразие предметов и явлений, окружающих ребенка, постоянное положительное эмоциональное общение его со взрослым, внимание к индивидуальным его особенностям.

Однако, нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывали, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, снижают эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в его психическом развитии.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Все эти отрицательные качества могут сформироваться у ребенка, если в семье нездоровый климат.

На развитие ребенка влияют и другие микросоциумы, например соседство.

Соседство представляет собой некую близко территориально проживающую группу людей (в одном подъезде, в одном доме, в рядом стоящих индивидуальных домах). Эту общность характери­зуют межличностные связи, определенное отношение к месту сво­его проживания (как к «своей» или «ничьей» территории), порой некоторые общие цели и совместная деятельность (забота о по­рядке и т.п.).

Семью можно рассматри­вать как первичную территорию социализации человека. Чисто «гео­графически» следующей за ними территорией социализации можно считать ближайшее соседское окружение и группы сверстников.

Дети-дошкольники, младшие школьники и, как правило, млад­шие подростки довольно интенсивно общаются с соседями-свер­стниками. Для них это общение — выход за рамки семьи, освое­ние новых социальных ролей, приобретение нового опыта, ступень адаптации к социуму.

В отношениях с соседями-сверстниками они узнают и усваива­ют новую лексику, новые, нередко иные по сравнению с семей­ными, нормы, стереотипы и предрассудки. В этом общении они получают представление о жизненных ценностях, стилях жизни, отличных от усвоенных в семье, усваивают нормы и стиль полоролевого поведения. Они приобщаются к определенному пласту культуры, а также к детской субкультуре, обмениваясь с соседями-сверстниками новой информацией, детским (и не только детским) фольклором.

Чем старше становится ребенок, тем большую роль играют межличностные отношения со сверстниками. Для детей соседское общение имеет большой объективный и субъективный смысл, ибо дает им чувство принадлежности к об­ществу сверстников, ощущение своей принятости социумом (который для них в основном ограничен местом непосредственного проживания). Отсутствие сверстников-соседей или сложности во взаимодействии с ними могут отрицательно сказаться на социа­лизации человека в этом возрасте или дать отсроченный отрица­тельный эффект.

Таким образом, интенсивные соседские связи играют в дет­стве и отрочестве важную социализирующую роль как позитивно­го, так, естественно, и негативного характера. Большое значение имеет то, в какие группы сверстников входит ребенок, подросток. В дет­стве они обычно состоят из соседей, но уже в отрочестве, а в юности тем более, эти группы могут весьма слабо или совсем никак не «пересекаться» с соседскими связями.

Осуществляя социальное воспитание, педагогам весьма важно знать характер соседского окружения своих воспитанников, осо­бенно когда речь идет о дошкольниках, младших школьниках и подростках.

Знание особенностей соседских отношений воспитанников позволяет педа­гогам иметь в виду и учитывать позитивные и негативные влия­ния, которые оказывают на ребят как соседи-сверстники и стар­шие по возрасту ребята, так и соседи-взрослые.

Принятие в расчет такого влияния может оказаться полезным для определения необходимости и направления индивидуальной помощи детям и подросткам. Кроме того, учитывая особенности соседства, педагоги определяют, как необходимо и возможно ис­пользовать его позитивные потенции и хотя бы частично нивели­ровать и компенсировать влияние негативных потенций.

Огромное влияние на развитие ребенка оказывают и воспитательные организации.

Воспитательные организации — это специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения.

По принципу вхождения человека в воспитательную организацию можно выделить обязательные (школы), добровольные (клубы, детские и юношеские объединения и др.), принудительные (спецучреждения для детей с антисоциальным поведением, пси­хическими и иными аномалиями).

У всех воспитательных организаций общая задача — воспита­ние человека, но решается она каждой из них несколько по-раз­ному и роль их не только не одинакова, но и не равна.

Через систему воспитательных организаций общество и госу­дарство стремятся обеспечить равные возможности, с одной сто­роны, для воспитания всего подрастающего поколения, а с дру­гой стороны, для реализации каждым своих позитивных потреб­ностей, способностей и интересов.

В процессе развития и социализации детей, подростков, юношей, девушек воспитательные организации играют двоякую роль.

С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как относительно социально контролируемая часть социализации. С другой стороны, они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно, в процессе взаимо­действия членов организации. И это влияние по своему характеру совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в про­весе социального воспитания[2] .


3. СОЗДАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МИКРОСОЦИУМЕ

Воспитательное пространство микросоциума не возникает спонтанно, а является следствием специальной организатор­ской работы по его проектированию и «выращиванию», которую могут осуществлять органы самоуправления, если таковые имеются, социальные педагоги и работники, инициативные группы жителей, представители муниципальных органов власти и управления.

Воспитательное пространство микросоциума включает в себя систему взаимосвязанных воспитательных, культурно-просветительных, общественных и иных организаций, местных средств массовой коммуникации (кабельное телевидение, местные радиоузлы и газеты), специалистов различного профиля (социальные педагоги и ра­китники, психологи, медики и др.).

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

- стимулирование, поддержку и развитие детских, молодеж­ных и взрослых инициатив по созданию различных клубных объ­единений и самодеятельных организаций;

- улучшение экологической ситуации, создание и развитие ус­ловий для массовых занятий спортом; адресную заботу о физиче­ском развитии, питании, медицинском обслуживании и здоро­вом образе жизни детей, подростков, юношей и девушек;

- оказание психолого-педагогической, юридической, медико-психологической помощи нуждающимся в ней;

- психолого-педагогическую помощь в профессиональной ори­ентации, адресную помощь в приобретении и изменении профес­сии, в трудоустройстве, в постановке на учет на бирже труда;

- работу с социально-ущербными и криминогенными семья­ми, социально-психологическую и медицинскую помощь проблем­ным, неполным семьям, заботу о детях из подобных семей;

- профилактику и помощь в преодолении конфликтов в мик­росоциуме;

- выявление старших, дурно влияющих на младших, адресную работу с ними; профилактику и коррекцию противоправного и саморазрушительного поведения;

- социально-психологическую реабилитацию социально-ущерб­ных жителей, а также отбывших наказание.

Эффективность воспитания и социализации в целом отчасти зависит от того, удастся или нет создать воспитательное простран­ство, и от того, сколь эффективно оно функционирует и развива­ется.

Созданное и эффективно функционирующее воспитательное пространство в большей или меньшей степени интегрирует в себе четыре выделенные выше составные части социализации.

В рамках воспитательного пространства дети, подростки, юно­ши и девушки взаимодействуют с микрофакторами стихийной социализации (семьей, соседями, группами сверстников, микро­социумом). Но характер, процесс и результаты этого взаимодей­ствия в той или иной мере определяются и корректируются педа­гогическим влиянием.

В рамках воспитательного пространства во взаимодействии де­тей, подростков, юношей, девушек с общественными, государ­ственными, религиозными и частными организациями частично происходит относительно направляемая социализация.

В рамках воспитательного пространства микросоциума проис­ходит самоизменение его субъектов. Вектор, содержание и эф­фективность самоизменения конкретных людей становятся объек­тами педагогического влияния.

Воспитательное пространство по определению является одной из сфер относительно социально контролируемой социализации — воспитания. При этом воспитание приобретает специфический характер интеграции институциональных и личностных ресурсов в целях эффективной позитивной социализации детей и подростков.

Создание воспитательного пространства микросоциума ста­новится реальным, а его функционирование и развитие эффек­тивным и долговременным только в том случае, если большая часть жителей, в том числе дети и подростки, оказываются его субъектами, т.е. у них возникают стремле­ние и возможность реализовать в нем свои субъективные потребности, интересы, личностные ресурсы[3] .


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема влияния микросоциума на развитие ребенка приобрела в последние годы первостепенно значение. Общество пребывает в состоянии пугающей бездуховности, наркомании, алкоголизма и токсикомании, растущей преступности и криминального беспредела, изолированности человека в обществе, приводящих к экспансии психических и поведенческих расстройств, проявляющихся, прежде всего, в детско-подростковой популяции.

Необходимо отметить, что сСреди микросоциумов по степени влияния на ребенка на первом месте стоит семья. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни – это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку; это и правильно организованное рациональное питание, и использование движений, физических упражнений на воздухе, и достаточная трудовая активность, и, конечно, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и курению.

Но нельзя забывать и о других микросоциумов влияющих на физическое, психическое и морально-нравственное развитие детей и подростков.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бочарова В, Г. Педагогика социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  1. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – М.: Просвещение, 1991.

3. Мудрик А. В. Основы социальной педагогики. – М.: Академия, 2006.

4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. – М.: Академия, 2002.

6. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследований. – Свердловск: Изд-во, Урал. Ун-та, 1989.


[1] Мудрик А. В. Основы социальной педагогики. – М.: Академия, 2006, с. 90-91.

[2] Бочарова В, Г. Педагогика социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2000, с. 115-116.

[3] Мудрик А. В. Основы социальной педагогики. – М.: Академия, 2006, с. 91-94.