Главная              Рефераты - Разное

Наука- одна из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. Это и целый многообразный мир человеческих знаний, который позволяет челов - реферат

Введение.

Наука- одна из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры . Это и целый многообразный мир человеческих знаний, который позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать её для удовлетворения своих всевозрастающих материальных и духовных потребностей. Это и сложная система исследовательской деятельности направленная на производство новых знаний. Это и социальный институт, организующий усилия сотен тысяч учёных-исследователей, отдающих свои знания, опыт, творческую энергию постижению законов природы, общество и самого человека.

Наука теснейшим образом связана с материальным производством, с практикой преобразования природы, социальных отношений. Больше часть материальной культуры общества создана на базе науки, и прежде всего достижения естествознания. Научная картина мира всегда была важнейшей составной частью мировоззрения человека. Научное понимание природы, особенно в настоящую эпоху, существенно определяет и содержание внутреннего духовного мира человека, сферу его представления, ощущения, переживания, динамику его потребностей и интересов.

Источники и историография Древнего Египта .

Далеко прошлое Египта так же как история Древнего Двуречья, стало доступно для систематического и углубленного изучения только в XIX столетии.

До этого приходилось пользоваться отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов, не имевших возможности использовать письменные документы Египта и излагавших устную традицию чужого народа.

В известной «Истории» Геродота прошлое Египта описано гораздо подробнее, чем вавилоно-ассирийская история, но довольно бессистемно.

«Отец истории» проехал по Нилу от северных до южных пределов страны, осматривал старинные памятники, посещал поля сражений и расспрашивал египтян, знающий греческий язык, об обычаях и прошлом народа. Собеседники давали ему отрывочные и нередко искажённые сведения, которые он не мог проверить.

Иногда египетские собеседники сознательно вводили в заблуждение греческого путешественника, преувеличивая военные подвиги своих предков. Они уверяли Геродота, что один из фараонов, которого они называли Сесострисом, проник на северный берег Чёрного моря и покорил Скифию. В действительности войска египетских фараонов никогда не доходили до Чёрного моря. Одновременно у Геродота имеется много и верных сведений, особенно когда он говорит о том, что видел собственными глазами (земледельческие работы, культ животных, способы мумификации и т.д.). Горазда позже ( в I-II вв.н.э.) специальную книгу («Об Исиде и Осирисе») посвятил вопросам египетской религии греческий писатель Плутарх.

Интересовались Египтом и другие античные писатели, но не все они, подобно Геродоту и Плутарху, основывались на устных беседах с египтянами и если даже видели египетские надписи, то не могли прочитать их.

Когда в 332 г.до н.э. Египет был завоёван Александром Македонским и туда переселилось множество греков, то интерес к его прошлому усилился и египетский жрец Манефор написал на греческом языке «Египетскую Историю». Он дал хронологическую схему (в основном достоверную) и изложил по ней ряд событий египетской истории, перемешивая реальные факты со сказочными повествованиями.

Историкам нового вре­мени приходилось поневоле пользоваться источниками подобного рода. Правда, в Египте на поверхности земли сохранялись многие памятники (пирамиды, храмы, обелиски, колоссы), нередко по­крытые письменами, но попытки прочесть и понять их в течение долгого времени оставались безрезультатными. Только в 1822 г. французский ученый Ф. Шампольон нашел ключ к чтению египет­ских иероглифов.

Точкой опоры для него послужила двуязычная (греко-еги­петская) надпись на Розеттском камне, найденном во время по­хода генерала Бонапарта (будущего императора Наполеона) в Египет в 1799 г. В этой надписи упоминается царь македонского происхождения по имени Птолемей, который издавал декреты для своих подданных (египтян и греко-македонян) на двух языках.

Имя самого Птолемея было обведено узорчатым овалом (кар­тушем), и его можно было разложить по буквам. Это был только первый шаг. Другие слова надписи писались согласными буквами (гласные звуки, за редкими исключениями, не передава­лись на письме) вперемежку со слоговыми знаками и логограм­мами (знаками, передававшими целые слова: «сын», «жизнь», «добро» и т. д.).

Ф. Шампольону удалось определить (путем сложных сопо­ставлений) целый ряд знаков. Его ученики и продолжатели за­вершили его работу. Сперва дело ограничилось разбором надпи­сей, вырезанных на камне, затем перешли к текстам, написанным черными и красными чернилами на листах папируса (изготов­ленных из волокон особого тростника).

Большинство этих текстов писалось скорописью (иератикой) и более поздней демотикой; последняя уже напоминала совре­менную стенографию.


Археологические памятники.

Как уже говорилось, в Египте многие памятники сохранились на поверхности земли (большинство пирамид, грандиозные фиванские храмы, стены которых по­крыты надписями, и др.).

Однако большинство памятников оказались занесенными пес­ком, и для открытия их потребовались. раскопки.

Были вскрыты целые города, а также скальные гробницы. Дело в том, что с середины II тыс. до н. э. египетских фа­раонов хоронили уже не в пирамидах, находившихся на виду и легко подвергавшихся ограблению, а в засекреченных, подзем­ных гробницах, высеченных в скалах. Впрочем, и эти подземные склепы оказались в большинстве ограбленными. Уцелел только один из них. Это известная гробница Тутанхамона (XIV в. до н. э.), обнаруженная в долине царей (к западу от г. Фивы) английским археологом Г. Картером в 1922 г. В одной из четырех камер этого склепа находилась мумия самого царя — болезнен­ного девятнадцатилетнего юноши, положенного в золотой сар­кофаг изумительной ювелирной работы (особенно поражает золотая маска, передающая портретное сходство), а тот, в свою очередь, последовательно вставлен в семь других гробов (из зо­лота, камня и дерева). Рядом положены бесчисленные дорогие изделия (алебастровые вазы с тонкой резьбой, серебряные тру­бы и многое другое). Из-за отсутствия доступа воздуха прекрас­но сохранились даже венки и букеты из васильков и лотосов, пролежавшие в склепе 3300 лет. Сейчас все эти ценности хранят­ся в музее Каира — столицы АРЕ.

В последнее время в археологические изыскания в АРЕ вклю­чились местные исследователи, интересующиеся далеким прош­лым своей родины.


Природные условия.

Египетское государство возникло на северо-востоке Африки. Основной частью его являлась долина Нила, от первых порогов до Средиземного моря, но оно включа­ло также Аравийское нагорье на востоке (между Нилом и Крас­ным морем) и часть Ливийского плоскогорья на западе.

Сами египтяне называли свою страну «Черная земля», под­черкивая этим плодородие ее почвы, в противоположность «Крас­ной земле», т. е. пустыне. Что касается наименования «Египет», то оно было дано этой стране греками и представляло из себя искаженное поэтическое обозначение древней столицы — Мемфи­са— Хет-ка-Птах, т. е. «Крепость духа (бога) Птаха».

Во времена древнекаменного века северо-западная Африка еще не была пустыней. Здесь простирались степи и кое-где даже леса, где водились слоны, жирафы и носороги.

Предками египтян были бродячие охотничьи племена, заселяв­шие степи, а также долину Нила, за исключением болотистых местностей.

Позднее, когда европейские ледники окончательно растаяли (примерно 12—15 тыс. лет назад), климат Северной Африки начал изменяться, прежние степи стали все больше и больше превращаться в пустыни.

Первобытные охотники, которым уже не хватало добычи, ста­ли спускаться в нильскую долину, которая заселена была еще слабо, плотность населения там увеличивается, начинается осуше­ние болот и переход к более прогрессивным формам хозяйства: земледелию и скотоводству. Узкая долина Нила (от 4 до 20 км в ширину) расширялась лишь на самом севере, где река расхо­дилась бесчисленными рукавами, впадавшими в Средиземное море, образуя дельту (болотистую местность, имевшую форму треугольника). Египет превратился в огромный оазис, сжатый с двух сторон пустынями.

Атмосферные осадки стали выпадать все реже и реже (осо­бенно на юге) и практически уже не имели значения для хозяйст­ва. Жизнь для человека стала здесь возможной лишь в резуль­тате использования речных вод, и недаром греки говорили, что Египет—это дар Нила.

Вследствие непрерывных тропических ливней переполнялись истоки этой огромной реки и ежегодно (в июле) происходили ее разливы. Почти вся страна оказывалась под водой, за исключе­нием естественных возвышенностей и искусственных насыпей, на которых располагались города и селения, превращавшиеся на время в островки.

К ноябрю воды Нила спадают, оставляя на полях плодород­ный слой ила.

Вслед за временем наводнения начинается второй четырех­месячный сезон (время посева), а за ним следует третий и по­следний сезон - время жатвы (март -июль). Жара достигает высшей степени и ослабевает лишь к концу сезона, когда на сме­ну раскаленному южному ветру начинает дуть прохладный север­ный ветер, воспетый египетскими поэтами, и воды Нила все боль­ше и больше прибывают, предвещая приближающийся разлив.

Население.

Плодородная почва нильской долины давала урожая не меньше, чем в Двуречье. Однако не надо забывать, что для того, чтобы Египет превратился в житницу древнего мира, потребовался (как и в других странах ирригационного земледе­лия) огромный труд многих поколений земледельческого народа (осушение болот, равномерное распределение речных вод путем создания плотин и прорытия каналов, меры против засоления почвы и пр.). Древние египтяне были (в отличие от многоплемен­ного населения Двуречья) единым народом, говорившим на од­ном языке, относящемся к семито-хамитской группе (ее хамит­ской ветви).

По внешнему виду они отличались стройными пропорциями и смуглым цветом кожи (темно-коричневым). Женщин египетские художники изображали более светлыми (вероятно, они стреми­лись избегать загара). Растительность на лицах египтян была развита очень слабо в отличие от обросших бакенбардами и бо­родами азиатских семитов.

К основному этническому массиву Египта примешивались чужеземные народы. С юга переселялись кушиты, или нубийцы ( греки называли их эфиопами). Они были родственны египтянам, но частично перемешались с неграми и восприняли их антропологические черты. В единичных случаях попадали в Еги­пет и представители карликовых племен Центральной Африки.

С запада в Египет проникли ливийцы (представители бербер­ской ветви семито-хамитской группы), отличающиеся светлой ко­жей и голубыми глазами. С северо-востока не раз вторгались в долину Нила азиатские народы (главным образом семитские).

Однако все эти переселенцы быстро ассимилировались с ко­ренными египтянами, воспринимали их язык и обычаи и не оказы­вали существенного влияния на их антропологический тип.

Прочное освоение египтянами болотистой долины Нила (вклю­чая Дельту) начинается с новокаменного века (неолита), в основном в V тыс. до н. э., и продолжается в медно-каменный век (энеолит) в конце V и в IV тыс. до н. э.

Наиболее крупное неолитическое поселение (около 250 кв. м), разделенное на несколько кварталов, было расположено у совре­менного Меримде-Бенисаламе, на западной окраине Дельты. Зна­чительную роль в хозяйстве его обитателей, естественно, играло рыболовство и охота на речных животных (в основном на гип­попотамов). Однако прочная оседлость, не вызывающая никаких сомнений, дала возможность интенсивно заниматься мотыжным земледелием. Развивалось также скотоводство (особенно свино­водство). Каменные орудия достигли большого совершенства (то­поры со шлифованными лезвиями,, кремневые пилки, используе­мые как серпы, и др.).

Первые медные изделия были обнаружены (и притом в ни­чтожном количестве) уже в последующий период в Верхнем Египте (у современного Бадари). Здешние обитатели переходили (в конце V и в IV тыс. до н. э.) от охоты и собирательства к зем­леделию и скотоводству (разведению мелкого, а затем и крупного рогатого скота).

На последующей стадии, которую делят на первый и второй додинастические периоды (примерно во второй-половине IV тыс. до н. э.), медные орудия становятся все более и более частыми (гарпуны, рыболовные крючки, иголки, а под конец даже литые топоры и кинжалы). Однако все еще преобладают каменные ору­дия, которые достигают большого технического совершенства. Потоки, пересекающие соседние степи, становятся все более и более маловодными и превращаются в периодически пересы­хающие русла (вади). Это вызвало переход к более системати­ческому освоению долины Нила и первым попыткам искусствен­ного орошения. Развиваются и совершенствуются ремесла. Появляются фаянсовые изделия, расписная керамика, высокоху­дожественные каменные сосуды. Ввозится сырье из далеких стран (обсидиан из Малой Азии лазурит с Памира, черное дерево из Куша — Нубии).

Значительный прогресс наблюдается в средствах сообщения. О значительном развитии речного транспорта, который был в Египте основным способом передвижения, свидетельствуют изображения на глиняных сосудах (лодки с каютами и восемью парами весел).


История науки.

Многочисленные находки XIX и XX вв. создали базу для изучения прошлого Древнего Египта. На первых порах глав­ное внимание обращалось на религию, литературу и искусство, а также на политическую историю. К социальным проблемам про­являлось гораздо меньше интереса. Если в Древней Вавилонии искали черты капитализма, то в Египте постулировали крепостное право и феодальную раздробленность (особенно в трудах американского египтолога Д. Г. Брэстеда).

Из дореволюционных русских египтологов особенно следует отметить В. С. Голенищева, издавшего и комментировавшего целый ряд ценнейших памятников (сказку о потерпевшем кораб­лекрушение, магические тексты, поучения и пр.), и особенно Б. А. Тураева, оставившего капитальные труды по истории рели­гии и литературы («Бог Тот», «Египетская литература»), не гово­ря уже о многих других исследованиях.

В русской египтологии был поставлен вопрос о специфике социальных отношений и о классовой борьбе в Древнем Египте. Особенно много сделал в этом направлении В. В. Струве, выявив­ший рабовладельческий характер египетского общества. Капи­тальное исследование по социально-экономической истории Егип­та принадлежит перу О. Д. Берлева. Ценную монографию «Пере­ворот Аменхотепа IV» опубликовал Ю. Я. Перепелкин. X. А. Кинк детально изучила додинастический период египетской истории.. Полный перевод древнеегипетских сказок опубликовал И. С. Кацнельсон. Однако пробелы в подлинниках он восполнял произвольно.


Научные знания.

Кроме художественной литературы, до нас дошло немало произведений научного характера.

Особенно развита была в Египте математика. Правда, число­вая система была у египетских математиков довольно громозд­кой. Никаких попыток придать цифрам позиционное значение не делается.

Черточка всегда означает единицу, дужка — всегда десяток, вьющаяся веревка — сотню, цветок лотоса — тысячу. Чтобы написать, например, девять тысяч, требуется девять раз подряд начертить цветок лотоса.

Несмотря на все эти трудности и недостатки, египетские писцы ухитрялись решать сложные задачи. В геометрии уже вы­числялась площадь усеченной пирамиды и отношение окружности к диаметру (последнее с ошибкой всего на две сотых).

Египетская астрономия также достигла больших успехов. Египтяне наблюдали время появления Сириуса на небе, пред­вещавшее разлив Нила (конечно, это совпадение было случай­ным). Египетский календарь был солнечным. Год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а месяц — на три декады. Лишние пять дней считались праздничными и не включались ни в один месяц.

Дошли до нас и медицинские египетские папирусы. Многое в их рецептах кажется современному читателю наивным. Упо­требляются такие лекарства, как толченое копыто осла или «молоко женщины, родившей мальчика». Однако ряд наблюде­ний выявили точно благотворное (или вредное) действие тех или иных трав. Делались и теоретические обобщения. Уже име­лось представление о законе кровообращения. Что касается хирургии, то особенно славились египетские глазные врачи, ко­торых даже привлекали в VI в. до н. э. ко двору персидских царей.

Имелись в Египте и зачатки географической науки, причем наблюдается стремление к известной систематике. Землю пред­ставляли себе в виде прямоугольника с приподнятыми краями (горами) и обтекаемого со всех сторон океаном («Великим кру­гом»). Передней стороной считался Юг, откуда течет Нил, зад­ней стороной — Север (острова Средиземного и Эгейского мо­рей), правой стороной — Запад (где предполагалось обиталище душ умерших), а левой стороной — Восток («Страна бога», т. е. Ра). Все это свидетельствует о тесной связи зачатков на­учных знаний с мифологическим восприятием мира, которое египетские мыслители не могли преодолеть.

Народы делились по цвету кожи и языкам, а также на обита­телей долины Нила, жизнь которых зависит от благодетельной реки, и всех остальных, которые используют воду, падающую с небес (атмосферные осадки).

Сохранились географические карты Древнего Египта (на­пример, детальная карта района золотых рудников в Аравий­ской пустыне). Выше уже говорилось о том, что древнейшая в мире летопись, охватывающая свыше пяти веков, египетская (шумерские летописи гораздо короче). Однако широких истори­ческих обобщений не делалось, и перемены в жизни государства объяснялись волей богов и моральными качествами людей.


Математические знания.

В рассматриваемую эпоху математические знания развивались в сле­дующих основных направлениях.

Во-первых, расширяются пределы считаемых предметов, по­являются словесные обозначения для чисел свыше 100 единиц — сна­чала до 1000, а затем вплоть до 10 000.

Во-вторых, закладываются предпосылки позиционной систе­мы счисления. Они состояли в совершенствовании умения считать не единицами, а сразу некоторым набором единиц (4, 5, чаще всего 10). Когда нужно было пересчитать большое количество одинаковых предметов (например, стадо скота), применялся так называемый групповой счет. Такой счет вело несколько человек: один — вел счет единицам, второй - десяткам, третий - сотням. Развитие хозяйства, торговли требовало не просто умения считать, но и умения сохранять на длительное время или передавать на расстояния результаты счета (очень часто — боль­шие числа). Для этого применялись известные еще с древнейших времен бирки, шнуры, нарезки или узлы, на которых уже обознача­ются не только единицы, но и группы единиц (по 4, 5, 10, 20 единиц). По сути, формировался прообраз различных систем счисления.

В-третьих, формируются простейшие геометрические аб­стракции — прямой линии, угла, объема и др. Развитие земледелия, отношений земельной собственности требуют умения измерять рас­стояния, площади земельных участков (отсюда и происхождение слова «геометрия» — от древнегреческого «землемерие»). Развитие строительного дела, гончарного производства, распределение уро­жая зерновых и проч. требовало умения определять объемы тел. В строительстве было необходимо уметь проводить прямые горизон­тальные и вертикальные линии, строить прямые углы и т.д. Натяну­тая веревка служила прообразом представления о геометрической прямой линии. Одним из важнейших свидетельств освоения челове­ком геометрических абстракций является зафиксированный археологами бурный всплеск использования геометрических орнаментов на сосудах, ткани, одежде. Геометрическая отвлеченность начинает превалировать в художественной изобразительной деятельности, в передаче изображений животных, растений, человека.

На Древнем Востоке математика получила особое развитие в Ме­сопотамии. Математика развивалась как средство решения повсе­дневных практических задач, возникавших в царских храмовых хо­зяйствах (землемерие, вычисление объемов строительных и земля­ных работ, распределение продуктов между большим числом людей и др.).


Геог рафические знания.

Рост населения, его подвижности, динамизма образа жизни, укрепле­ние племенных союзов, развитие военного дела, политический и военный экспансионизм, развитие обмена, торговли — все это спо­собствовало значительному расширению географического кругозо­ра человека.

Наряду с освоением новых пространств, развитием представле­ний о границах ойкумены (населенной части планеты) совершенст­вовались формы картографии, создавались карты — схемы местнос­ти, способы ориентации по звездам, особенно у народов, осваивав­ших океанские просторы, народов-мореплавателей (например, у на­родов Океании).

На смену простейшим способам схематического изображения местности с помощью камней, палок, рисунков на песке и др., кото­рые были характерны для первобытного общества, приходят более долговременные и совершенные «карты». Их либо рисовали, либо вышивали на колее или ткани, либо чертили ножом на коре дерева и т.п. Эти карты обычно были схемами маршрута, так как отражали не местность в целом, а отдельный маршрут. На такой карте-схеме изображались гидрографическая сеть (главная река, ее притоки, озера и др.), речные пороги, броды, дороги, тропы, жилища, горы, следы проживания людей в данном районе и др. Длина маршрута определялась в днях пути. Есть этнографические данные о том, что у некоторых народов была традиция собирать такие карты местности в особых хранилищах.

Новый дополнительный импульс развитию картографии был по­лучен вместе с расширением торговой деятельности, появлением класса купцов, осваивавших дальние и неизведанные торговые пути. Наиболее распространенные и трудные маршруты снабжались определенными указательными знаками (на деревьях, на камнях, на ска­лах и др.), включая знаки, предупреждающие о возможности нападе­ния (так зарождалось то, что на современном языке называется «служба эксплуатации дорог»). Указательные знаки также отмеча­лись на картах-схемах маршрутов.


Биолог ические, медицинские и химические знания.

Становление производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) стимулировало и развитие биологических знаний. Прежде всего это связано с доместикацией, имевшей колоссальное значение для судеб цивилизации. Одомашнивание животных и растений по самой своей сути предполагает использование такого фундаментального биологи­ческого явления, как искусственный отбор (селекция). Люди были еще очень далеки от понимания сущности искусственного отбора, но уже умели использовать этот метод для совершенствования своей хозяйственной деятельности. Опыт селекции передается из поколе­ния в поколение. Так, в XIV в. до н.э. в Хеттском государстве некто Киккули из Митаннии написал трактат о коневодстве, который явля­ется самой древней из дошедших до нас рукописей, целиком посвя­щенных биологической теме.

Благодаря селекции было выведено много новых пород животных и растений, заложена база современной аграрной культуры. Развитие скотоводства позволило освоить новые массивы зоологических, ве­теринарных знаний и навыков, а развитие земледелия способствова­ло накоплению ботанических, агрохимических и гидротехнических (в связи с мелиорацией и ирригацией) знаний. Еще в Древней Месо­потамии было открыто искусственное опыление финиковой пальмы, которое привело к получению большого сортового разнообразия этого дерева.

В эпоху классообразования от системы биологических знаний постепенно отпочковывается медицина как относительно самостоя­тельная отрасль знаний и практических навыков. Глубинной основой этого процесса является изменение отношения к человеку. Человек начинает осознавать свое кардинальное отличие не только от приро­ды, ее предметов и процессов, но и от других людей. Отрываясь от родовых связей, человек осознает себя как самоценное существо, которое хотя и связано с коллективом (соседско-территориальной общиной, патриархальной семьей и др.), его традициями и ценностя­ми, но уже имеет и свои индивидуальные ценности. В сознании появ­ляются новые элементы, представляющие собой зачаточные формы смысложизненных ориентиров.


Астрономические знания.

Осознание связи небесных явлений и сезонов года.

Астрономия Древнего Египта.

Развитие аст­рономических знаний в рассматриваемую эпоху определялось в пер­вую очередь потребностями совершенствования календаря, счета времени. Важнейшим условием зарождения научной астрономии яв­лялось осознание связи небесных явлений и сезонов года, которое, по-видимому, формировалось еще в мезолите.

Если присваивающее хозяйство вполне могло обходиться лунным календарем, то производящее хозяйство требовало более точных знаний времени сельскохозяйственных работ (особенно времени по­сева и сбора урожая), которые могли базироваться лишь на солнеч­ном календаре, на солнечных циклах (годовом, суточном, сезонном). Известно, что 12 лунных месяцев составляют лунный год, равный 354,36 солнечных суток, который отличается от солнечного пример­но на 11 суток. Исторический процесс перехода от лунного календаря к солнечному был достаточно длительным.

Важным условием перехода от лунного календаря к солнечному являлось отделение наблюдений за интервалами времени от их при­вязки к биологическим ритмам (связанным с человеком и домашни­ми животными) и выделение некоторых в небиологических природ­ных «систем отсчета» для измерения интервалов времени. В таком качестве выступали, например, точки восхода Солнца в день летнего солнцестояния и захода в день зимнего солнцестояния, наблюдения за звездной группой Плеяд в созвездии Тельца, позволявшие коррек­тировать солнечное и лунное времяисчисления. Чтобы результатами подобного рода наблюдений можно было пользоваться неоднократ­но, их следовало каким-то образом фиксировать. Так появилась по­требность в создании соответствующих сооружений. В археологии такие сооружения известны в виде разного рода мегалитических кон­струкций. Даже в настоящее, космическое время, когда мы мало чему удивляемся, мегалитические сооружения древности поражают своей грандиозностью и загадочностью.

Мегалитические сооружения — это постройки из громадных ка­менных плит к камней. Известны их различные виды — дольмены (несколько вертикально установленных огромных каменных плит, сверху перекрытых горизонтально уложенными плитами), кромлехи (выстроенные в круг гигантские монолиты, иногда вместе с дольме­нами) и др. Большинство из них выполняло одновременно несколько функций — религиозно-культовую, произведения монументальной архитектуры, протонаучной астрономической обсерватории и др. Одним из наиболее известных является грандиозный мегалитический комплекс Стоунхендж в Англии, созданный на рубеже неолита и бронзового века.

Мегалитические сооружения строились так, что они позволяли с довольно высокой точностью ориентироваться на точку восхода Со­лнца, фиксировать день летнего и зимнего солнцестояния и даже предсказывать лунные затмения. Сооружения из огромных камен­ных плит и монолитов требовали колоссальных трудовых затрат, были результатом коллективного -длительного труда многих десятков и сотен, а иногда и тысяч людей. Это говорит о том, какое важное значение придавалось астрономическим знаниям в период становле­ния цивилизации.

В Древнем Египте связь небесных явлений и сезонов года была осознана очень давно, очевидно, еще в период Древнего Царства (2664—2155 гг. до н.э.). Предвестником Нового года у древних египтян выступал Сириус. Первая видимость Сириуса на утреннем небе (гелиакический восход Сириуса) насту­пал за несколько недель до разлива Нила (около 20 июля), выхода его из берегов, наводнения, т.е. самого важного события в египетском сельскохозяйственном году. Эти земледельческие правила были пер­вым шагом на пути становления научной астрономии.

В эпоху Среднего Царства (2052—1786 гг. до н.э.) были разработа­ны диагональные календари (деканы) — звездные часы, служившие для определения времени по звездам (разумеется, главным образом ночью). Такие календари обнаружены в пирамидах: уходивший в иной мир для своего путешествия должен был иметь все необходи­мое, в том числе и звездные часы.

Со временем деканы перекочевали в астрологическую литерату­ру, где они выступали в новой форме и новой роли — богов, опреде­лявших судьбу людей.

Египтяне оказали значительное влияние на становление древне­греческой астрономии, о чем есть много свидетельств античных ав­торов.


Список литературы.

1.Д.Г. Редер, Е.А. Черкасова. «История Древнего мира»;

2.В.М. Найдыш «Развитие рациональных знаний в эпоху классообразований и цивилизаций Древнего Востока».