Главная              Рефераты - Разное

Планирование прибыли на базе аптеки ОАО «Фармак» Совершенствование отдельных элементов розничной торговли аптеки ОАО «Фармак» - реферат

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...4

1. Теоретические аспекты розничной торговли на предприятиях……………..6

1.1 Управление коммерческой деятельностью предприятий розничной торговли на Украине……………………………………………………………...6

1.2 Экономическая сущность и виды розничной торговли……………...8

1.3 Содержание финансово – экономического анализа в розничной торговле…………………………………………………………………………..12

2. Анализ коммерческой деятельности при розничной торговле на примере предприятия ОАО «Фармак»…………………………………………………...21

2.1 Характеристика деятельности и организационная структура ОАО «Фармак»…………………………………………………………………………21

2.2 Основные технико - экономические показатели деятельности аптеки ОАО «Фармак»…………………………………………………………………..31

2.3 Анализ структуры и динамики баланса, доходов и затрат аптеки ОАО «Фармак»…………………………………………………………………..35

2.2.2 Анализ рентабельности ОАО «Фармак»……………………..35

2.2.3 Анализ ликвидности и кредитоспособности ОАО «Фармак»…………………………………………………………………………37

2.2.4 Анализ финансовой устойчивости ОАО «Фармак»…………40

2.4 Маркетинговый анализ деятельности аптеки ОАО «Фармак»…….43

3. Основные направления совершенствования коммерческой деятельности по розничной торговле медицинскими препаратами аптеки ОАО «Фармак»….58

3.1 Планирование прибыли на базе аптеки ОАО «Фармак»…………...58

3.2 Совершенствование отдельных элементов розничной торговли аптеки ОАО «Фармак»…………………………………………………………..65

Заключение………………………………………………………………..79

Список литературы……………………………………………………….83

Приложения……………………………………………………………….86

Введение

Фармацевтический рынок перешел в третье тысячелетие как мощный промышленный сектор, который входит в пятёрку наиболее прибыльных отраслей мировой экономики. Так, за последние десять лет прирост мирового фармацевтического рынка составил 196 млрд. дол., и его объём достиг почти 385 млрд. дол.

Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий - производителей фармацевтической продукции. Вовлечение в сферу торговой деятельности значительной части населения, развитие конкуренции, необходимость широкого внедрения современного оборудования и прогрессивных технологий обусловили потребность в новых подходах к организации коммерческой деятельности и технологических процессов на предприятиях торговли фармацевтической продукции, в широком развитии частной инициативы и предпринимательства.

Организация коммерческой деятельности в современных условиях строится на основе следующих принципов:

- полное равноправие торговых партнеров по поставкам товаров;

- хозяйственная самостоятельность поставщиков и покупателей;

- строгая материальная и финансовая ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.

Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что главная цель коммерческой деятельности любой организации - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг. Коммерческая работа в торговле фармацевтической продукцией - это деятельность предприятия, направленная на решение особого комплекса задач. Изучение процессов их реализации - важный элемент оперативного исследования на уровне торгового предприятия.

В данной дипломной работе будет произведен анализ управления розничной торговлей на примере ОАО «Фармак», которое и является объектом исследования.

Предметом дипломного исследования является управленческий аспект в розничной торговле аптечных учреждений. Именно на примере оказания услуг в сфере розничной торговли и будет произведен данный анализ, выработаны рекомендации по повышению эффективности управления в розничной аптечной торговле.

Цель дипломной работы - провести анализ управленческой деятельности розничной торговлей аптечных учреждений, на основе полученных расчетных данных сделать соответствующие выводы и предложить рекомендации по дальнейшему повышению эффективности управления розничной торговлей аптечных учреждений на данном предприятии.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты розничной торговли на предприятиях;

- произвести анализ коммерческой деятельности при розничной торговле на примере предприятия ОАО «Фармак»;

- сформировать основные направления совершенствования коммерческой деятельности по розничной торговле медицинскими препаратами аптеки ОАО «Фармак».

Именно на примере оказания услуг в сфере розничной торговли аптечных учреждений и будет произведен данный анализ, выработаны рекомендации по повышению эффективности розничной коммерческой деятельности ОАО “Фармак”.

1 Теоретические аспекты розничной торговли на предприятиях

1.1 Управление коммерческой деятельностью предприятий розничной торговли на Украине

В условиях формирования и развития рыночных отношений в Украине одним из важнейших факторов, способствующих рентабельной хозяйственной деятельности торговых предприятий, является эффективное управление ресурсами. Ресурсы торгового предприятия и требования рентабельной работы в определенной степени ограничивают маневрирование как ассортиментом товаров, так и ценами на них. Однако в условиях ориентации на спрос покупателей и его активное формирование предприятия должны определять, как использовать имеющиеся ресурсы. Именно ориентация на максимальное удовлетворение спроса потребителей способствует успешной реализации товаров, обеспечивая тем самым эффективность работы торгового предприятия.

вырезано

Процесс демократизации сферы торговли и свобода предпринимательства возродили предприимчивость, индивидуальную и коллективную инициативу, материальную и моральную заинтересованность работников торговли, что в свою очередь способствовало активизации их деятельности на потребительском рынке. Сейчас торговые предприятия самостоятельно решают вопросы хозяйственной деятельности, принимают участие в сделках на более выгодной основе, что способствует повышению доходности коммерческой деятельности предприятий. Хозяйственные взаимоотношения торговых предприятий с другими субъектами инфраструктуры рынка также претерпели изменения, характер которых основан на сочетании интересов предприятия и территорий [7].

С целью повышения эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия необходимо ее исследовать. Для углубленного исследования влияния коммерческой работы на результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий следует разработать систему основных критериев ее оценки, которая может быть использована для оценки коммерческой работы каждым предприятием. Такая система позволит территориальным и хозяйственным органам оценивать существующее положение торговых предприятий и определять пути совершенствования управления коммерческой деятельностью.

1.2 Экономическая сущность и виды розничной торговли

Коммерция - слово латинского происхождения (от лат. commercium - торговля). Однако надо иметь в виду, что термин "торговля" имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом - торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли - торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли. Толковый словарь В. И. Даля определяет коммерцию как "торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы". Иначе говоря, эти понятия предполагают осуществление актов купли-продажи с намерением купить дешевле, а продать дороже [17].

вырезано

Розничная торговля – это предпринимательская деятельность в сфере обмена, связанная с продажей товаров (услуг) конечным потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного пользования.

Предприятия розничной торговли классифицируют по:

- товарным категориям и группам, которые преобладают в ассортименте;

- по методам торговли и уровню обслуживания покупателей;

- по признаку принадлежности аптечного учреждения тем или иным владельцам;

- по месту расположения, структуре и стратегии магазина и немагазинной торговли.

- вырезано

Основными участниками коммерческой деятельности являются не только предпринимательские структуры, но и потребители. Это утверждение основано на том, что для предпринимателей важнейшим фактором при за­ключении сделок является доход, а для потребителей выгодой является нуж­ный ему товар, если он в большей степени удовлетворяет его потребности. Потребитель - не пассивный покупатель, а полноправный участник коммер­ческой деятельности, ее регулятор. Таким образом, важнейшим субъектом деловых отношений между поставщиками товаров и розничным звеном явля­ется именно потребитель (рисунок 1.1).

вырезано

Рисунок 1.1 - Экономические отношения между производителем и потребителем

Поэтому комплекс задач коммерческой деятельности субъектов потребительского рынка рассматривается через удовлетворение потребностей населения. Потребитель, реализуя свои интересы, оказывает определяющее влияние на поведение предпринимателей на рынке при заключении сделок, выборе сегмента рынка, организации сбыта и продажи товаров, формировании ассортиментной и ценовой политики.

1.3 Содержание финансово – экономического анализа в розничной торговле

С целью повышения эффективности коммерческой деятельности любого торгового предприятия необходим комплексный и глубокий анализ его финансово – экономического состояния.

вырезано

Правовой базой для формирования бухгалтерской отчетности организаций являются:

- федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";

- положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Украине, утвержденное приказом Минфина Украины от 29.07.98 г. N 34н;

- положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина Украины от 6.07.99 г. N 43н;

- приказ Минфина Украины от 22.07.2005 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

В состав бухгалтерской отчетности включаются:

- форма N 1. Бухгалтерский баланс;

- форма N 2. Отчет о прибылях и убытках;

- форма N 3. Отчет об изменениях капитала;

- форма N 4. Отчет о движении денежных средств;

- форма N 5. Приложение к бухгалтерскому балансу;

- форма N 6. Отчет о целевом использовании полученных средств;

- пояснительная записка;

- итоговая часть аудиторского заключения

Центральное место в составе отчетности занимает бухгалтерский баланс, показатели которого дают возможность проанализировать и оценить финансовое состояние организации на дату его составления. По данным баланса устанавливаются и оцениваются следующие важнейшие показатели:

- состав, структура и динамика данных актива и пассива баланса;

- наличие собственного оборотного капитала;

- величина чистых активов организации;

- коэффициенты финансовой устойчивости;

- коэффициенты платежеспособности и ликвидности.

В балансе приводятся подробные сведения о стоимости активов организации и о величине ее долгов. По нему можно судить о соотношении внеоборотных (раздел I) и оборотных (раздел II) активов, а следовательно, - и о маневренности капитала, о том, за счет каких источников были сформированы внеоборотные активы, а за счет каких - оборотные, и как это влияет на финансовую устойчивость. Источники формирования активов представлены в пассиве баланса, они подразделяются на собственные (раздел III) и заемные (разделы IV и V). По соотношению собственных и заемных источников средств можно судить о степени финансовой независимости организации и уровне финансовых рисков в осуществлении политики финансирования деятельности [21].

вырезано

Особое внимание следует обратить на содержание пояснительной записки, так как в ней должны содержаться основные сведения о факторах, оказавших влияние на результаты деятельности организации и ее финансовое состояние. В пояснительной записке отражаются следующие аспекты деятельности организации, как учетная политика, технико-экономические показатели развития производства, финансовая деятельность, финансовые результаты.

Пояснительная записка должна также содержать прогнозные характеристики важнейших показателей бизнес-плана на ближайшую (будущий год) и отдаленную (несколько лет) перспективу.

По результатам финансового анализа, представленного в записке, проводится оценка деятельности организации в целом, устанавливаются конкретные факторы, оказавшие положительное и отрицательное влияние на ее результаты, а также разрабатываются варианты для принятия оптимальных управленческих решений как для руководства компании, так и для ее партнеров по бизнесу [20].

При возникновении договорных отношений между предприятиями у них появляется обоюдный интерес к финансовой устойчивости друг друга как критерию надежности партнера. Тем более, что хроническая неплатежеспособность, банкротство и другие негативные явления все более часто встречаются в повседневной деятельности предприятий. В настоящее время имеется целый ряд таких методик, большинство из которых похожи друг на друга; авторы также широко используют зарубежной опыт, пытаясь применить его к условиям нашей страны.

С целью выявления степени эффективности управления розничной торговлей аптечных учреждений, во второй главе дипломной работы будет проведен финансово – экономический и маркетинговый анализ розничной сети компании ОАО «Фармак».

2 Анализ коммерческой деятельности при розничной торговле на примере предприятия ОАО «Фармак»

2.1 Характеристика деятельности и организационная структура ОАО «Фармак»

Открытое акционерное общество (ОАО) "Фармак" создано в 1991 году на базе Киевского химико-фармацевтического завода им. М. В. Ломоносова и является его правопреемником. Во времена существования СССР предприятие специализировалось на выпуске сложнейших врачебных средств тонкого органического синтеза, которые поставлялись не только для потребностей фармацевтической промышленности советского Союза, но и за границу. После 1991 года стратегическим направлением развития предприятия стала разработка и производство готовых врачебных форм. Если десять лет назад завод выпускал лишь 5 наименований готовых лекарств, то сегодня ассортимент продукции ОАО "Фармак" составляет свыше 100 названий медикаментов. В фармацевтической области Украины ОАО "Фармак" занимает одно из ведущих мест. Его продукция экспортируется сегодня в Россию и другие страны СНГ, Прибалтики, Болгарию, Польшу. За последние 7 лет были введены производственные линии и расширена номенклатура продукции: 1995 г. - линия по производству капель в полиэтиленовых флаконах; 1997 г. - участок по производству паст и мазей; 1998 г. - линия по производству драже, таблеток и капсул; 1998 г. - участок по производству таблеток L-тироксина; 1998-1999 гг. - линия для маркирования и упаковки ампул; 2000 г. - новая ампульная линия; 2002 г. - внедрение новых проектов: редкие лечебные средства (новая ампульная линия, линия по производству капель в полиэтиленовых флаконах и линия по производству капель в форме спреев). ОАО "Фармак" - занимает третье место среди производителей лечебных средств Украины; - выпускает на рынок около 10% лечебных средств от общего объема, которые вырабатываются в Украине; - номенклатура лечебных средств составляет более 168 наименований и постоянно расширяется; - годовая продажа лечебных средств составляет более 140 миллионов гривен; - доля экспорта в продаже - 11,5%; - ежегодно внедряется в производство около 20-25 наименований новых лечебных средств. ОАО "Фармак" удостоен почетных наград: - Международный приз "За лучшее торговое имя" (Испания, 1996), - "Арка Европы качества и совершенства" (Испания,1997), - Международный Золотой Приз "За технологию и качество" (Германия, 1999). - За личный вклад в развитие медицинской промышленности Генеральный директор был удостоен почетного отличия Президента Украины - Ордена "За заслуги" ІІІ степени, медали "Ветеран труда", а также юбилейной медали "КР 1500-летия г. Киева". Награды и участие ОАО "Фармак" в конкурсах качества: - 1998 - вырезано

По количеству производителей фармацевтической продукции Украина занимает второе место в СНГ после Украины. На долю препаратов производства Украины приходится 60%, а украинского - 25%. В сравнении с минувшими годами в 2003 году наблюдается положительная динамика как финансирования области в целом, так и затрат на обеспечение населения лекарством. Так, если в 2000 г. на их закупку из государственного бюджета было выделено 411,6 млн.грн., 2001 г. -803,4 млн.грн., то в 2004 г. было израсходовано с этой целью 1105 млн. грн., в том числе 516 млн. - на централизованную закупку медикаментов, 589 млн. грн. – на медикаментозное обеспечение в регионах.

Фармацевтическая и медпомощь населению имеет много специфических особенностей которые объективно ограничивают действие рыночных законов. Важной особенностью является высокая социальная значимость этой сферы деятельности, и как следствие этого большое количество регулирующих законодательных актов, государственных организаций, которые контролируют деятельность фирм на этом рынке. Производство, оптовая и розничная реализация лечебных средств возможна лишь при получении соответствующих лицензий. Условия их получения накладывают много ограничений для фирмы, которая хочет заниматься этим бизнесом. При выдаче лицензии Министерством Охраны Здоровья, берется во внимание наличие соответствующих помещений (поддержание температуры, потока воздуха, размещение коммуникаций, и т.п.), наличие определенного оснащения и других показателей. Гарантия защиты прав потребителя требует четкой системы за контролем качества лекарственных средств. Поэтому в Украине создана Государственная Инспекция по контролю за качеством лекарственных препаратов и целая сеть подведомственных лабораторий. Независимый контроль качества при розничной реализации - обязателен, причем контроль проводится для любой серии препарата и в сертификат заносится отметка о результатах контроля. Задержка бюджетных выплат учреждениям, которые находятся на государственном финансировании (быстрой помощи, государственным больницам), ограничение относительно предоставления платных медицинских услуг, отсутствие механизма медицинского страхования приводит к низкой платежеспособности медицинских учреждений. Следствием этого является низкий уровень закупок медикаментов, использование лишь жизненно необходимых медикаментов, а в некоторых случаях замена на менее эффективные, но более дешевые аналоги. Производство высокотехнологической продукции, в данных условиях, становится низкорентабельным или совсем неприбыльным. Появляется искривление ситуации на рынке в пользу более доступных, но менее эффективных средств. Отсутствие, или незначительные объемы финансирования госзаказов делают невозможным производство таких социально-важных средств, как вакцины и сыворотки. В свою очередь это приводит к ухудшению уровня медицинского обслуживания. Низкий технический уровень производства обуславливает высокие, сравнительно с зарубежными компаниями, затраты сырья, энергетических ресурсов, затраты на трудовые ресурсы. Это приводит к невысокой рентабельности производства, и как следствие невозможность инвестирования в развитие производства и научные исследования. Высокие требования к качеству медицинских товаров в мире привели к созданию стандартов производства и контроля таких как GMP, GLP и др. Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции госкоммедбиопром выдал распоряжение, согласно которому все предприятия области обязаны привести свое производство в соответствие стандарта GMP. По расчетам экспертов, приведение к данному стандарту одной технологической линии требует капиталовложений около 1 млн. долл. США. Также это накладывает дополнительные ограничения на квалификацию персонала и организацию учета. В состав большого количества препаратов входят вещества, которые входят в список психотропных, наркотические вещества и прекурсоры. По действующему законодательству, работать с такими веществами могут лишь государственные структуры. Для использования таких веществ предприятиями других форм собственности не разработаны соответствующие законодательные механизмы. Это приводит к тому, что некоторые из технологий просто не используются. Очень много препаратов, что имеют в своем составе эти вещества нашей промышленностью не выпускаются, хотя технологии их производства есть на многих негосударственных предприятиях.

вырезано

Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализо­ванного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности изучаются в тесной связи с использова­нием и реализацией продукции.

Объем реализации, величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

2.2 Основные технико - экономические показатели деятельности аптеки ОАО «Фармак»

Анализ структуры (вертикальный анализ) и динамики (горизонтальный анализ) Баланса ОАО «Фармак» как важнейшего документа финансовой отчетности.

Вертикальный анализ – это определение доли каждого из составных показателей в результирующем показателе.

При проведении вертикального анализа баланса рассчитаем долю каждой из статей в общем объеме валюты баланса на начало года, на конец года, а также – изменение доли каждой статьи на конец года по сравнению с началом года. Полученные данные представлены в Приложении В.

Анализ актива. Из таблицы (приложение Б) видно, что основную долю в валюте баланса во всех периодах занимают оборотные активы (их доли в общей валюте баланса составляют: 57,78 % на начало 2005, 58,82 % на конец 2005 и 55,68 % на конец 2006 (однако за 2 года их доля снизилась на 2,1 %. Это произошло за счет снижения на 1,13 % доли основного вида оборотных активов для данного предприятия - товаров и на 1,35 % доли производственных запасов, а также дебиторской задолженности за товары, работы, услуги на 2,89 %. Доля основных средств (единственного для данного предприятия вида необоротных активов) увеличилась на 2,1 %. Таким образом, на предприятии наблюдается тенденция к уравниванию величин оборотных и необоротных активов.

вырезано

- что касается чистой прибыли, то ее величина возросла на 41,6 % в 2006 году по сравнению с 2005 (то есть, почти в полтора раза).

Показатели товарооборота и закупок товаров ОАО «Фармак» анализируются путем построения графика:

вырезано

Рисунок 2.1 - Закупки и продажи ОАО «Фармак» в 2005-2006 годах (по полугодиям)

Таким образом, на рисунке 2.1 прослеживается четкая положительная динамика роста продаж по полугодиям, а главное – рост дисбаланса между стоимостью продаж и стоимостью закупок в пользу продаж, в результате чего и формируется положительная динамика прибыли предприятия.

2.3 Анализ структуры и динамики баланса, доходов и затрат аптеки ОАО «Фармак»

2.2.2 Анализ рентабельности ОАО «Фармак»

Основными показателями рентабельности деятельности предприятия, являются:

1. Рентабельность продаж;

2. Рентабельность продаж по чистой прибыли;

3. Рентабельность источников;

4. Рентабельность собственного капитала;

5. Рентабельность активов.

Расчеты данных показателей приведем в виде таблицы:

Показатели рентабельности ОАО «Фармак» в 2005-2006 годах, тыс. грн.

Таблица 2.1

Статья

За 2005 год

За 2006 год

Прирост

Выручка от реализации (товарооборот) (тыс. грн.)

вырезано

вырезано

вырезано

Прибыль от реализации (тыс. грн.)

вырезано

вырезано

вырезано

Чистая прибыль (тыс. грн.)

вырезано

вырезано

вырезано

Рентабельность продаж (приб от реализ / выр от реализ) (%)

вырезано

вырезано

вырезано

Рентабельность продаж по чистой прибыли (чистая приб / товарооборот) (%)

вырезано

вырезано

вырезано

Рентабельность источников (чистая прибыль / средняя валюта баланса) (%)

вырезано

вырезано

вырезано

Рентабельность СК (ROE) (%)

вырезано

вырезано

вырезано

Рентабельность осн. средств (%)

вырезано

вырезано

вырезано

Исходя из данных, представленных в таблице 2.1, необходимо сделать следующий вывод:

1) Рентабельность продаж в 2006 году по сравнению с 2005 увеличилась на 4,437 %. Это значит, что с одной гривны чистого дохода от реализации в 2006 предприятие стало получать в среднем на 4,44 копейки больше прибыли от реализации, чем в 2005 году (если в 2005 году с одной гривны чистого дохода от реализованной продукции предприятие имело 21,7 копеек прибыли, то в 2006 – уже 26,17. Такая тенденция рентабельности связана с увеличением прибыли от реализации в 2006 году на 44,2 % по сравнению с 2005.

вырезано

2.2.3 Анализ ликвидности и кредитоспособности ОАО «Фармак»

Анализ ликвидности ОАО «Фармак» проведем на основе трех основных показателей ликвидности:

- коэффициента абсолютной ликвидности (отношение высоколиквидных активов и текущим обязательствам);

- коэффициента промежуточной ликвидности (отношение текущих активов за исключением запасов к текущим обязательствам);

- коэффициента общей ликвидности (отношение всех текущих активов к текущим обязательствам). Расчеты приведем в виде таблицы 2.2:

Анализ ликвидности ОАО «Фармак»

Таблица 2.2

Показатель

Формула

На начало 2005 г

На конец 2005 г

На конец 2006 г.

Прирост за 2005 год

Прирост за 2006 год

Итого прирост за 2 года

К абс ликв

ДС / ТО

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

К тек ликв

(ТА - З) / ТО

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

К общ ликв

ТА / ТО

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

К самофинанс

(Приб на разв-е пр-ва + Аморт) / ЗС

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Таким образом, из таблицы 2.2 видно, что коэффициент абсолютной ликвидности существенно не дотягивает до нормы (нормальное значение К абсолютной ликвидности находится в пределах от 0,2 до 0,25) ни в одном из периодов. Это связано с небольшим количеством денежных средств, числящихся на балансе предприятия. За счет денежных средств текущие обязательства предприятия могут быть погашены только в течение 1/0,098 = 10 дней в начале 2005, 1/0,055 = 18 дней в конце 2005 и в течение 1/0,043 = 24 дней в конце 2006. К тому же данный показатель имеет существенную тенденцию к снижению, что не сулит надежд на попадание данного показателя в нормативные значения. Однако, как известно, высоколиквидные средства являются низко доходными, поэтому у низкого значения этого показателя есть свои плюсы.

вырезано

Анализ кредитоспособности методом рейтинговой оценки проведем на основе следующей таблицы и пояснений к ней:

Теория рейтинговой оценки кредитоспособности заемщика

Таблица 2.3

Показатель

Класс заемщика

Рейтинг показателя

1

2

3

К абс ликв

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

К тек ликв

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

К общ ликв

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

К самофинанс

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

После того, как определяется класс заемщика, его величина умножается на рейтинг показателя и по его значению определяется класс кредитоспособности заемщика: если эта величина < 150, то заемщик первого класса, если от 150 до 250 – заемщик второго класса, если > 250, то заемщик третьего класса.

Расчеты представим в виде следующих таблиц:

Рейтинговая оценка кредитоспособности ОАО «Фармак» за 2005 (базовый) год

Таблица 2.4

Показатель

Значение показателя

Класс заемщика

Коэффицент домножения

Рейтинг

К абс ликв

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

К тек ликв

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

К общ ликв

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

К самофинанс

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

ИТОГО:

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Рейтинговая оценка кредитоспособности ОАО «Фармак» за 2006 (отчетный) год

Таблица 2.5

Показатель

Значение показателя

Класс заемщика

Коэффицент домножения

Рейтинг

К абс ликв

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

К тек ликв

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

К общ ликв

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

К самофинанс

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

ИТОГО:

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Таким образом, из таблиц 2.4 и 2.5 видно, что в обоих периодах ОАО «Фармак» относилось к классу заемщиков с очень низкой кредитоспособностью. Поэтому, неудивительно, что объемы краткосрочных банковских кредитов предприятию фактически не увеличивались в рассматриваемом периоде.

2.2.4 Анализ финансовой устойчивости ОАО «Фармак»

К показателям финансовой устойчивости предприятия относятся:

1) Собственные оборотные средства (СОС);

2) Доля СОС в текущих активах (ТА);

3) Нормальные источники покрытия запасов (НИПЗ);

4) Доля НИПЗ в покрытии ТА;

5) вырезано

Расчетные формулы для вышеперечисленных показателей, а также их значения для ОАО «Фармак» в 2005 - 2006 годах оформим в виде таблицы:


Показатели финансовой устойчивости ОАО «Фармак»

Таблица 2.6

Показатель

Расчетная формула

Показатели

Прирост

На начало 2005 года (тыс. грн.)

На конец 2005 года (тыс. грн.)

На конец 2006 года (тыс. грн.)

За 2005 год

За 2006 год

За 2 года

Собственные оборотные средства (СОС)

СОС = ТА - ТО

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Доля СОС в тек активах (Дта) (%)

Дта = СОС * 100% / ТА

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Нормальные источники покрытия запасов (НИПЗ)

НИПЗ = СОС + Краткоср кредиты банков + КЗ тру

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Доля НИПЗ в покрытии ТА (Дта) (%)

Дта = НИПЗ *100% / ТА

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Доля НИПЗ в покрытии запасов (Дз) (%)

Дз = НИПЗ *100%/ Запасы

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Коэффициент концентрации СК (Ккск)

Ккск = СК / ВБ

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Коэффициент концентрации привлеч кап-ла (Ккпк)

Ккпк = ЗК / ВБ

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Коэффициент финансирования (Кф)

Кф = СК / ЗК

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Коэффициент задолженности (Кз)

Кз = ЗК / СК

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Коэффициент маневренности СК (Км)

Км = СОС / СК

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано


Таким образом, по данным Таблицы 2.6 можно сделать следующие выводы:

- величина собственных оборотных средств во всех периодах является отрицательной величиной, то есть все оборотные средства финансируется за счет текущих обязательств и часть текущих обязательств в размере величины СОС идет на финансирование необоротных средств, однако эта величина настолько невелика в сравнении, скажем, с валютой баланса, что особых беспокойств кредиторам, ориентируясь на данный показатель, испытывать не следует;

- доля СОС в текущих активах не соответствует норме, которая для торговых предприятий составляет > 50 %, в то время как у ОАО «Фармак» она вообще отрицательна;

вырезано

Оформим данные показатели для ОАО «Фармак» в виде таблицы:

Величины СОС, НИПЗ и запасов для ОАО «Фармак»

Таблица 2.7

Показатель

нач. 2005

кон. 2005

кон. 2006

СОС

вырезано

вырезано

вырезано

Запасы

вырезано

вырезано

вырезано

НИПЗ

вырезано

вырезано

вырезано

Таким образом, можно сделать вывод, что во всех периодах прослеживается следующее неравенство: СОС < ЗЗ < НИПЗ. Следовательно, и в 2005, и в 2006 годах предприятие характеризовалось нормальной финансовой устойчивостью.

2.4 Маркетинговый анализ деятельности аптеки ОАО «Фармак»

Объем розничного сегмента фармацевтического рынка за 9 месяцев 2006г. составил $1297 438 тыс., что на 52,44% больше, чем за аналогичный период 2005 г. ($851134 тыс.). Темп роста продаж ЛС в упаковках составил 32,97% к аналогичному пери­оду прошлого года. В 2006 г. наибольший рост про­даж отмечался в весенние месяцы. Летом имел ме­сто сезонный спад, а в сентябре темпы роста рынка вновь начали увеличиваться (рисунок 2.2)

вырезано

Рисунок 2.2 – Объем продаж лекарственных средств в Украине за 2006 г.

За 9 месяцев 2006г объемы продаж ОТС и RX - препаратов составили соответственно $645 581,2 тыс. и $651 856,8 тыс. Это на 57,02% и 48,16% больше по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. Отмечающиеся на протяжении последнего года более быстрые темпы роста продаж ОТС препаратов, в сравнении с RX, привели к выравниванию долей обеих групп в стоимостном выражении (рисунок 2.3)

вырезано

Рисунок 2.3 - Доли Rx и OTC в стоимостном выражении

В натуральном выражении преобладание доли продаж ОТС препаратов было более значительным Тем не менее прирост количества упаковок в RX-группе был больше, чем в груп­пе ОТС - 34,82% и 28,82% соответственно.

За анализируемый период было продано 300 971,9 тыс. упаковок импортных и 593 324,6 тыс. упаковок (уп.) препаратов украинских производителей. Рост продаж в упаковках составил 47% для импортных и 26% для украинских препаратов.

Объемы продаж импортных и украинских препаратов составили соответственно $ 969 465,5 тыс. и $ 327 972,5 тыс., что на 54,84% и 45,76% больше по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.

Несмотря на рост объемов продаж в абсолютных цифрах, украинские производители продол­жают терять свою долю как в деньгах, так и в упаковках.

В стоимостном выражении доля украинских ЛС в I-III кв. 2006 г. уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,17% и составила 25,27% от розничного товарообо­рота ЛС.

Продажи украинских препаратов в натуральном выражении преобладают, но их доля на про­тяжении 2006 г. также уменьшилась на 3,32% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. и составила 66,34%. (рисунок 2.4)

вырезано

Рисунок 2.4 - Объемы продаж 1-2 кв. 2006 г.

Распределение позиций среди первых десяти фармацевтических компаний за последние 9 месяцев практически не изменилось. Все они продемонстрировали увеличение продаж, однако ни­кому не удалось обогнать средний темп роста рынка и удержать свою долю.

В 20 лидирующих фармацевтических компаний в 2006 году уверенно вошли Актавис и Сервье, продемонстрировав высокие темпы роста как объемов продаж, так и рыночных долей и сущест­венно улучшив свои рейтинговые позиции (приложение А).

В целом группа рассматриваемых лидирующих компаний, занимая 43,5% объема продаж, в 2006 году утратила около 1,4% розничного сегмента фармацевтического рынка.

вырезано

В отличие от розничного рынка, в госпитальном секторе как в стоимостном, так и в натураль­ном выражении преобладали препараты украинского производства.

Большинство представленных в ТОП-20 зарубежных компаний являются производителями оригинальных препаратов, не имеющих отечественных аналогов.

Среди лидирующих Фармак-групп, по итогам первого полугодия произошли существенные измене­ния в сравнении с полным 2005 г. Доля противомикробных средств для системного применения в исследуемом периоде составила 21,8% против 12,5% в 2005 г. Противоопухолевые и иммуно-модулирующие препараты переместились со второй позиции в 2005 г. (с долей 16,9%) на шес­тую (с долей 4,57%). Однако данное соотношение может кардинально измениться при подведе­нии итогов за полный 2006 год, учитывая неравномерность тендерных закупок на протяжении года.

Объем реализации двадцати ведущих препаратов в анализируемом периоде составил 17,3% от объема продаж всех препаратов в госпитальном секторе. Возглавляет рейтинг Натрия хлорид, основной объем которого производится больничными аптеками.

Высокие рейтинги занимает также Цефтриаксон различных украинских производителей.

В целом, благодаря более эффективной работе тендерных комитетов, средневзвешенные учет­ные цены на покупаемые госпиталями препараты снизились с 1,42$ в 2005 г. до 1,31$ в первом полугодии 2006 г.

В госпитальном сегменте средневзвешенная цена на импортные препараты в 2006г снизилась с 7,59 $ до 5,49$, а средневзвешенная цена на препараты украинского производства выросла с 0,72$ до 0,81$.

Традиционно наиболее дорогостоящие препараты (из закупаемых за бюджетные средства) относятся к группе противоопухолевых и иммуномодулирующих средств. Наиболее низкие цены характерны для препаратов, применяемых в дерматологии и для лечения патологии органов чувств.

вырезано

К объективным трудностям, затрудняющим выделение аптек из ОАО "Фармак", относятся в основном недостаток у аптек собственных оборотных средств, а также бюджетных средств, необходимых для развития аптечной сети и отпуска лекарств по льготным и бесплатным рецептам, финансирования лечебно-профилактических учреждений, имеющих задолженность пред аптеками. Кроме того, на начальном этапе реорганизации существовали и продолжают существовать некоторые препятствия, связанные с общеэкономической ситуацией в стране (высокие ставки за кредит и арендной платы, значительные налоговые ставки и лицензионные сборы, высокие транспортные издержки).

Кроме того, анализируя ситуацию в ряде регионов, можно говорить о том, что существуют прямые препятствия со стороны ОАО "Фармак". Это относится, прежде всего, к тем регионам, в которых в составе ОАО "Фармак" входят контрольно-аналитические лаборатории или в которых работники ОАО "Фармак" являются членами лицензионной комиссии.

вырезано

Поэтому в тех регионах, где на рынке фармацевтических услуг имеются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, в частности ОАО "Фармак", приходится анализировать условия, в которых они функционируют, последствия их влияния на развитие рынка, в частности на уровень обеспеченности населения необходимыми лекарствами в нужном объеме и ассортименте и на уровень цен. Кроме того, приходится следить за соблюдением соответствия их деятельности требованиям антимонопольного законодательства (в частности, в случае образования оптово-розничных хозяйствующих субъектов).

Основные тенденции в реорганизации аптечных учреждений и предприятий позволили сделать вывод о том, что программу демонополизации и приватизации аптечной сети целесообразно разрабатывать в системе мер по реформированию отношений собственности в сфере здравоохранения и поддержке и развитию малого предпринимательства. Это позволяет обеспечить условия для охраны здоровья населения и гарантии по оказанию повсеместной лекарственной помощи различным категориям потребителей (в сельской местности, труднодоступных районах, в условиях крупных мегаполисов). До решения данной проблемы широкомасштабная приватизация аптек не реальна.

Если приватизация аптечной сети относится скорее к качественным характеристикам роста, то динамика численности – к количественным. Так, на начало 2001 г. в Украине насчитывалось 15255 аптечных учреждений, 5683 из которых – в сельской местности. К началу 2002 г. количество аптек сократилось до 12538, из которых в сельской местности остались лишь 604 аптеки. Затем наблюдался медленный рост. К 2003 году насчитывалось уже 13666 аптек, а к началу 2006 г. – уже 16223 (таблица 2.8).

Динамика общей численности аптек на Украине в 2001 – 2006 г.г.

Таблица 2.8

Начало года

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Количество аптек

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Если рассматривать динамику по регионам, то наибольший рост числа аптек за три года наблюдался в Днепропетровском регионе – 28% и Житомирском – 23%. Наименьший рост был в Херсонском регионе – 4% и Ивано – Франковском регионе – 13% (таблица 2.9).

Но более показательно не общее количество аптек, а число людей, обслуживаемых одной аптекой. В Украине на одну аптеку приходится 9,8 тыс. чел. Тогда как соответствующий показатель в Польше составляет 7,25 тыс. чел., в Венгрии – 5,25, в Великобритании – 5, в Италии – 3,3, в Германии – 3,2, во Франции – 2,8.

Динамика численности аптек по регионам

Таблица 2.9

Наименование региона

Число предприятий

Прирост, %

на начало

2003 г.

на начало

2006 г.

Киевский регион

вырезано

вырезано

вырезано

Житомирский регион

вырезано

вырезано

вырезано

Черниговский регион

вырезано

вырезано

вырезано

Черкасский регион

вырезано

вырезано

вырезано

Винницкий регион

вырезано

вырезано

вырезано

Харьковский регион

вырезано

вырезано

вырезано

Херсонский регион

вырезано

вырезано

вырезано

Полтавский регион

вырезано

вырезано

вырезано

Одесский регион

вырезано

вырезано

вырезано

Крымский регион

вырезано

вырезано

вырезано

Днепропетровский регион

вырезано

вырезано

вырезано

Ивано – Франковский регион

вырезано

вырезано

вырезано

В Украине плотность аптек достаточно сильно варьируется по регионам. Так, например, в Киеве на 1 аптеку приходится более 15 тыс. чел., в Днепропетровске – 10, в Харькове – 8, в Севастополе – менее 6. Недостаточное количество аптек частично компенсируется за счет открываемых аптечных киосков. Конечно, это утверждение не относится к препаратам рецептурного отпуска, которыми киоски торговать не имеют права.

вырезано

Из наблюдения за обращением с клиентом можно сделать вывод, что специалистами компании были разработаны и прописаны все детали технологии торговли, вплоть до того, как положить упаковку в пакет, где приколоть чек, как отдать покупателю, чем и сколько раз в день мыть пол.

Аптека условно делится на зоны, каждая из которых закреплена за определенным сотрудником. Товары располагаются по фармацевтическим группам, сериям, брендам, в некоторых случаях по цветовой гамме, а именно: сезонные – поближе к входу; дорогая косметика – наособицу (тем самым подчеркивается не столько ее эксклюзивность, сколько эксклюзивность ее покупателя); рецептурный отдел – как можно дальше от входа (чтобы покупатель прошел через зал и увидел весь ассортимент); новинки выделяются особым образом; однотипные товары располагаются в едином блоке (при этом, например, группа витаминов включает множество позиций, которые занимают не одну полку).

вырезано

3.1 Планирование прибыли на базе аптеки ОАО «Фармак»

Распланируем прибыль и показатели доходов и расходов ОАО «Фармак» в 2007-2008 годах по следующей схеме и при следующих условиях:

1) Определим средние показатели закупки и продажи товара в 2005-2006 годах, а также среднее соотношение между ценой закупки и продажи, которое в дальнейшем будем использовать как эталон для соотношения товарооборота и себестоимости в 2007-2008 годах;

2) Спрогнозируем среднюю цену продажи 1 штуки товара в 2007-2008 годах с учетом инфляции;

3) Плановые показатели чистой прибыли составляют: +30 % в 2007 году по сравнению с 2006 и +20 % в 2008 году по сравнению с 2007;

4) вырезано

Построим таблицу 3.1, в которой охарактеризуем показатели закупки и продажи товара в 2005-2006 годах, а также среднее соотношение между ценой закупки и продажи:


Показатели закупки и продажи товара ОАО «Фармак»в 2005-2006 годах

Таблица 3.1

Показатель

весна-лето 2005

осень-зима 2005

итого за год

весна-лето 2006

осень-зима 2006

итого за год

В среднем за 2 года

В 2007 году с учетом 10 % инфляции

В 2008 году с учетом 10 % инфляции

товарооборот (тыс. грн.)

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

закупки (тыс. грн.)

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

количество продажи (шт)

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

количество закупки (шт)

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

средняя цена продажи 1 шт (тыс. грн.)

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

средняя цена закупки 1 ед. препарата (тыс. грн.)

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Среднее соотношение между ценой продажи и ценой закупки

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано


Таким образом, из таблицы 3.1 видно, что среднее соотношение между ценой продажи и ценой закупки в 2005-2006 годах составляло 1,417. Данный показатель, как уже было упомянуто, в качестве эталона соотношения между товарооборотом и себестоимостью.

Отметим также величины средних показателей продажи на 2007-2008 годы, которые понадобятся для расчета количества продаж за эти периоды.

Построим таблицу 3.2 доходов и затрат ОАО «Фармак» в 2006 году, дополнив ее плановыми показателями прибыли на 2007-2008 года, а также величинами планируемых объемов условно - постоянных затрат:


Плановые показатели ОАО «Фармак» на 2007-2008 годы

Таблица 3.2

Показатель

2006 год (грн.)

Прогноз на 2007

Прогноз на 2008

Доходы

вырезано

вырезано

вырезано

Товарооборот

вырезано

вырезано

вырезано

в т.ч:

вырезано

вырезано

вырезано

весенне-летний период

вырезано

вырезано

вырезано

осенне-зимний период

вырезано

вырезано

вырезано

Другие доходы

вырезано

вырезано

вырезано

Итого валовый доход

вырезано

вырезано

вырезано

Затраты

вырезано

вырезано

вырезано

Себестоимость закупок

вырезано

вырезано

вырезано

в т.ч:

вырезано

вырезано

вырезано

весенне-летний период

вырезано

вырезано

вырезано

осенне-зимний период

вырезано

вырезано

вырезано

Аренда помещений (35000 в мес на одну аптеку)

вырезано

вырезано

вырезано

Зарплата сотрудникам

вырезано

вырезано

вырезано

Транспортные расходы

вырезано

вырезано

вырезано

Расходы на рекламу (радио 150 грн/мес и щиты 5*150 грн/мес)

вырезано

вырезано

вырезано

Налоги (6% от товарооборота + 500 грн. в месяц)

вырезано

вырезано

вырезано

Другие затраты

вырезано

вырезано

вырезано

Итого затраты

вырезано

вырезано

вырезано

Прибыль (убыток) от реализации

вырезано

вырезано

вырезано

Отчисления из прибыли от реализации

вырезано

вырезано

вырезано

Чистая прибыль

вырезано

вырезано

вырезано


После построения таблицы 3.2 необходимо подвязать переменные затраты к товарообороту, и учесть тот факт, что соотношение между товарооборотом и себестоимостью должно составлять 1,417.

После вычислений с помощью программного пакета MS EXCEL получаем результаты, представленные в таблице 3.3:

Плановые показатели ОАО «Фармак» на 2007-2008 годы

Таблица 3.3

Показатель

2006 год (грн.)

Прогноз на 2007

Прогноз на 2008

Доходы

Товарооборот

вырезано

вырезано

вырезано

в т.ч:

вырезано

вырезано

вырезано

весенне-летний период

вырезано

вырезано

вырезано

осенне-зимний период

вырезано

вырезано

вырезано

Другие доходы

вырезано

вырезано

вырезано

Итого валовый доход

вырезано

вырезано

вырезано

Затраты

вырезано

вырезано

вырезано

Себестоимость закупок

вырезано

вырезано

вырезано

в т.ч:

вырезано

вырезано

вырезано

весенне-летний период

вырезано

вырезано

вырезано

осенне-зимний период

вырезано

вырезано

вырезано

Аренда помещений (35000 в мес на одну аптеку)

вырезано

вырезано

вырезано

Зарплата сотрудникам

вырезано

вырезано

вырезано

Транспортные расходы

вырезано

вырезано

вырезано

Расходы на рекламу (радио 150 грн./мес и щиты 5*150 грн./мес)

вырезано

вырезано

вырезано

Налоги (6% от товарооборота + 500 грн. в месяц)

вырезано

вырезано

вырезано

Другие затраты

вырезано

вырезано

вырезано

Итого затраты

вырезано

вырезано

вырезано

Прибыль (убыток) от реализации

вырезано

вырезано

вырезано

Отчисления из прибыли от реализации

вырезано

вырезано

вырезано

Чистая прибыль

вырезано

вырезано

вырезано

Таким образом, для достижения плановых показателей прибыли в 2007-2008 годах выручка ОАО «Фармак» должна составлять 14797 тыс. грн. в 2007 году и 17075 тыс. грн. в 2008 году, а объемы продаж в таком случае будут равны:

- 14970000 / 1143 = 13097 единиц ЛС в год (в 2007 году);

- 17075000 / 1258 = 13573 единиц ЛС в год (в 2008 году);

- вырезано

Практические пути и механизмы реализации мероприятий по увеличению эффективности управления розничной торговли ОАО «Фармак» необходимо рассмотреть в следующем пункте третьей главы данной дипломной работы.

3.2 Совершенствование отдельных элементов розничной торговли аптеки ОАО «Фармак»

Одним из вариантов улучшения коммерческой деятельности ОАО «Фармак» является обращение руководства предприятия в некую фирму, которая оказывает консультационные услуги и предлагает программу повышения эффективности деятельности фармацевтических предприятий. Предлагаемая программа способствует повышению устойчивости фирмы на рынке, что очень актуально в условиях резко возрастающей конкуренции рынка розничной торговли.

Цели составления и реализации данной программы:

- повышение товарооборота в 1,3 – 2,5 раз;

- повышение прибыльности;

- повышение мотивации и эффективности работы персонала, внедрение системы контроля и учета с ликвидацией недостач;

вырезано

Пословица - «знал бы, где упаду - соломки подстелил» не годится для торговой фирмы. Она не может ошибиться в своих выводах о целесообразности поставок товаров и должна дать правильные расчеты объемов поставок, определить сроки завоза товара. Ошибки же влекут серьезные финансовые проблемы для фирмы.

Для планирования запасов фирма должна исследовать динамику продаж в разрезе отдельных товаров. Эта динамика может быть представлена в виде графика, на котором кривая продаж будет совершать колебания относительно некоторой усредненной кривой.

вырезано

Рисунок 3.1 - Кривая продаж.

Конечно, в наиболее распространенных случаях целесообразно применять таблично – расчетный процессор Excel. Представив в виде электронной таблицы данные о продажах за ряд дней, можно применить простейшие методы прогнозирования (например, метод скользящего среднего) и рассчитать оценку продаж на ближайший период.

Для решения задачи управления необходимо знать прогнозы продаж отдельных товаров, их цены (закупочные и продажные), возможные сроки поставок. И конечно, учесть сумму вложений в резервы. Ответом будет количество товаров, которое должно быть на складе всегда. Это означает, что ниже установленной величины уровень товара не должен опуститься. Эту величину называют «нормой запаса». Такая задача решается оптимизацион­ными методами.

вырезано

Рисунок 3.2 - Правило управления запасами.

Целесообразно ли решать эту или иную, подобную, задачу управления запасами? Ответ на этот вопрос можно дать лишь тогда, когда будет принята к реализации руководством фирмы примерно следующая логика действий.

Во-первых, следует начать с самого простого и полезного. Следует начать с «макроанализа» товарных запасов. Для этого следует оценить их оборачиваемость, оборачиваемость денег, вкладываемых в товарный запас. Анализу может быть подвергнут не только весь товарный запас, как единый объект изучения, но и отдельные товарные группы, и даже бренды. Следует построить динамику этих показателей. Для этого следует поднять историю продаж.

вырезано

Стабильность ассортимента - наиболее желательное его состояние для изготовителя и продавца. Поэтому маркетинговые мероприятия должны быть направлены на поддержание этого состояния путем напоминающей рекламы, формирования ассортимента в основном счете товаров, пользующихся устойчивым спросом.

Обновлению ассортимента должны предшествовать маркетинговые мероприятия по разработке нового товара с учетом выявленных потребностей, а также рекламная поддержка до выхода его на рынок. Для нового товара должны быть определены стратегия ценообразования и каналы распределения.

вырезано

Вопросы, стоящие перед руководством торгового предприятия

Таблица 3.4

Вопрос

Методы

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Работа по оптимизации ассортимента включает несколько этапов:

- общий анализ исходного состояния;

- выявление «черных дыр» - товарных позиций или мероприятий, отвлекающих ресурсы торгового предприятия. В качестве упомянутых ресурсов могут рассматриваться как денежные средства (показатель оборачиваемости товаров), так и показатели, пока не традиционные для россий­ского розничного рынка:

- вырезано

- уплата налогов и других отчислений, производимых из чистой прибыли;

- осуществление социального развития и поощрения трудового коллектива.

На втором этапе осуществляется увязка рассчитанной потребности в прибыли с возможностями ее получения при планируемом объеме деятель­ности. В этих целях определяется необходимый размер валового дохода и допустимый уровень издержек обращения с использованием для расчетных данных о сложившихся размерах за предыдущий базовый период с учетом экспертной оценки их достоверности и оптимальности. Эти расчеты целесообразно дополнить проверкой полученных результатов путем сопоставления их с прогнозной величиной объема продаж, определенной другими методами (на основе покупательных фондов населения, размера спроса на реализуемые товары, товарных ресурсов).

При получении нереально высокого для предприятия результата, требующего резкого роста товарооборота, сбалансированность между объемом продаж и валовыми доходами, между необходимой и возможной прибылью может быть обеспечена управлением структурой товарооборота, размерами торговых надбавок, издержками обращения, достижением оптимальных отношений с владельцами кредитных ресурсов, выпуском и приобретением ценных бумаг. Если же рассчитанный объем товарооборота, исходя из потребности в прибыли, окажется ниже возможностей предприятия, то необходимо предпринять решительные шаги по увеличению объемов реализации, по диверсификации его деятельности. В противном случае, может сложиться ситуация, ведущая к банкротству, поскольку заинтересованность в развитии предприятия, сотрудничестве с ним падает и у его контрагентов (банки, поставщики, работники) и у собственников.

вырезано

В условиях растущей конкуренции производители товаров и услуг все большее значение будут придавать маркетингу, поэтому в самом ближайшем будущем в сети аптек ОАО “Фармак” необходимо открыть маркетинговую службу. В настоящее время на предприятии маркетинговыми исследованиями занимается отдел сбыта. Сбыт продукции происходит достаточно медленно, но открытие маркетинговой службы, прямыми задачами которой являются выяснение общественных потребностей и путей наиболее полного их удовлетворения, позволило бы увеличить скорость реализации продукции. С введением в организационную структуру управления отдела маркетинга будет реальным расширение ассортимента продукции, так как предвидеть, прогнозировать спрос возможно благодаря постоянному изучению потребителей так, чтобы разрабатывать и предлагать именно то, что они хотят и в чем нуждаются.

Выход на новые рынки сбыта продукции также обуславливается возможностью быстро реализовывать новую лекарственную продукцию, что, безусловно, способствует созданию отдела маркетинга на предприятии.

вырезано

Рисунок 3.5 - Предлагаемая организационная структура управления с учетом влияния работы службы маркетинга ОАО “Фармак”

Активная работа отдела маркетинга является залогом эффективной деятельности предприятия, так как он непосредственно занимается поиском реальных и потенциальных потребителей и как следствие получение доходов от реализации. Подбор кадров на этапе развития фирмы осуществляется директором фирмы, но после назначения человека на должность главного менеджера им будет осуществляться подбор кадров.

Анализ требований потребителей проводится на основе информации, полученной из собственных наблюдений работников фирмы, а также на выставках, которые проводятся крайне редко и не являются основным аргументом при определении спроса. Хотя товары фирмы рассчитаны в основном на покупателей со средним достатком, которые составляют основную часть населения рассматриваемого региона, реклама продукции не проводилась. Хотя реклама позволяет расширить кругозор покупателей относительно цен и производителей однородной продукции.

вырезано

Исходя из этого, предлагается провести рекламную компанию продукции ОАО “Фармак”, а затем провести детальные маркетинговые исследования с целью дальнейшего улучшения финансового состояния фирмы.

Заключение

Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждой гривны реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг.

Фармацевтический рынок - один из наиболее динамических рынков в Украине. В последнее время наблюдается стойкий рост общих объемов потребления лекарств. Это свидетельствует, что емкость рынка обусловлена покупательной способностью населения Украины. Сдвиги в экономике позволяют спрогнозировать рост потребления лекарств населением. Удельный вес фармацевтической промышленности в общих объемах промышленного производства в стране увеличился за последний год на 0,2%. Центрами фармацевтической промышленности являются Киев (18%), Харьков (13%), Львовская область (9%), Донецкая область (7%). За годы независимости в Украине состоялась кардинальная реорганизация фармацевтического сектора экономики, которая связана с процессами изменения формы собственности и учета предприятий. Значительно расширился перечень изделий лечебных средств (ЛЗ) и изделий медицинского назначения (ВМП). Сегодня номенклатура лекарств отечественного производства охватывает почти все фармакотерапевтические группы и составляет 42,5% готовых препаратов разных врачебных форм (ЛФ) и 21,4% субстанций из общего числа торговых наименований (ТН), зарегистрированных в Украине.

Анализ деятельности ОАО «Фармак» позволил сделать следующие выводы:

- все статьи как доходов, так и расходов в 2006 году в сравнении с 2005 имели либо положительную, либо нулевую тенденцию;

- в целом доходы росли гораздо большими темпами, чем расходы (15 % по сравнению с 10 %);

- пятнадцати процентный рост доходов в 2006 году по сравнению с 2005 годом достигнут, прежде всего, за счет 28,8 % роста товарооборота в осенне-зимний период 2006 года в сравнении с 2005. Однако и в весенне-летний период было ощутимо заметное увеличение товарооборота (12 %).

Анализ показателей рентабельности ОАО “Фармак” показал:

1) Рентабельность продаж в 2006 году по сравнению с 2005 увеличилась на 4,437 %. Это значит, что с одной гривны чистого дохода от реализации в 2006 предприятие стало получать в среднем на 4,44 копейки больше прибыли от реализации, чем в 2005 году (если в 2005 году с одной гривны чистого дохода от реализованной продукции предприятие имело 21,7 копеек прибыли, то в 2006 – уже 26,17. Такая тенденция рентабельности связана с увеличением прибыли от реализации в 2006 году на 44,2 % по сравнению с 2005.

2) Рентабельность продаж по чистой прибыли в 2006 году по сравнению с 2005 увеличилась на 2,75 %. Это значит, что с одной гривны дохода от реализации в 2006 предприятие стало получать чистой прибыли в среднем на 2,751 копейки больше, чем в 2005 году (если в 2005 году с одной гривны чистого дохода от реализованной продукции предприятие имело 15 копеек чистой прибыли, то в 2006 – уже 17,82). Несколько беспокоит тот факт, что тенденция роста рентабельности продаж по чистой прибыли меньше тенденции роста рентабельности продаж (что связано ростом отчислений из прибыли от реализации).

3) По остальным трем показателям также прослеживается положительная динамика. Особенно впечатляет рост динамики рентабельности основных средств: так, если в 2005 году 1 гривна основных фондов приносила предприятию 22,6 копейки чистой прибыли, то в 2006 году – уже более 54 копеек.

Руководство аптечной сети ОАО «Фармак» уделяет огромное внимание такому маркетинговому аспекту, как расположение своих торговых точек. Все аптеки сети расположены максимально удобно для потребителя. Этот аспект, в связке с круглосуточным режимом работы, несомненно, делает свое дело в целом комплексе мер, направленных на привлечение клиентов, а, следовательно, и повышение прибыли.

Атмосфера, царящая в данной аптеке ОАО «Фармак», полностью отражает стратегию компании «стать для широких слоев потребителей Украины предпочтительным источником товаров для здоровья и красоты», где царила бы атмосфера «идеального шопинга».

Данная аптека (как и другие аптеки сети) придерживается формата розницы, предполагающей уникальную для Украины открытую форму торговли.

Одним из вариантов улучшения розничной торговли сети аптек ОАО «Фармак» является обращение руководства предприятия в некую фирму, которая оказывает консультационные услуги и предлагает программу повышения эффективности деятельности фармацевтических предприятий. Предлагаемая программа способствует повышению устойчивости фирмы на рынке, что очень актуально в условиях резко возрастающей конкуренции рынка розничной торговли.

Цели составления и реализации данной программы:

- повышение товарооборота в 1,3 – 2,5 раз;

- повышение прибыльности;

- повышение мотивации и эффективности работы персонала, внедрение системы контроля и учета с ликвидацией недостач;

- повышение управляемости персоналом и его количественная и качественная оптимизация;

- настройка ассортимента с заполнением его прибыльным и ликвидным товаром;

- обеспечение оборотными средствами (кредиты банков и инвестиционных компаний).

Для дальнейшего развития фирмы, завоевания нового рынка сбыта, укрепления конкурентоспособности фирмы необходимо в первую очередь снизить стоимость реализуемой продукции. Снижение стоимости рационально произвести двумя способами:

1. Снижение себестоимости продукции за счет снижения складских расходов и расходов на транспортировку.

2. Снижение стоимости продукции путем устранения посредников между потребителями и производителем, так как любой посредник берет определенный процент от стоимости продукции за проведённые им работы.

Исходя из этого, предлагается провести рекламную компанию продукции ОАО “Фармак”, а затем провести детальные маркетинговые исследования с целью дальнейшего улучшения финансового состояния фирмы.

Список литературы

1. О налогообложении прибыли предприятий: Закон Украины // Ведомости Верховной Рады 2004, № 4, стр. 28;

2. Хозяйственный кодекс Украины: Кодекс Украины от 16.01.2003 № 436-IV // Профессиональная правовая электронная поисковая система «Эксперт-Юрист».

3. Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 17 «Налог на прибыль»: Приказ Министерства финансов Украины № 353 от 28.12.2004. Профессиональная правовая электронная поисковая система «Эксперт-Юрист».

4. Приказ Министерства здравоохранения Украины от 30.03.03 № 80 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях».

5. Письмо Департамента государственного контроля качества,
эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники Минздрава Украины от 02.08.05 № 293-22/94.

6. Письмо Минздрава Украины от 28.12.04 №2510/14329-32 «О мерах по усилению контроля за назначением лекарств».

7. Письмо Министерства экономики Украины от 17.11.03 №7-1279 «О порядке формирования цен на лекарственные средства».

8. Письмо Министерства экономики Украины от 30.12.04 №7-1470 «О порядке установления и применения оптовых о торговых надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства».

9. Академия рынка: Маркетинг/ Пер. С фр. А.Дайан, Ф.Букерель, Р.Ланкар и др. – М: Экономика,2005.-571с.

10. Андреева О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг: Учебное пособие.- М.: Дело, 2005.

11. Апазов А.Д. Круглосуточные и дежурные аптеки // Фармацевтический вестник.- 2006.- №24.

12. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента / И. Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 384 с.

13. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2. / И.А. Бланк. - К.: Ника-центр, 2004. –232 с.

14. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. / Горфинкель В.Я., Швандар В.А. - М.: Юнити, 2004. – 718 с.

15. Денисова М. Формируем аптечный ассортимент // Новая Аптека.-2006.- №:6.

16. Жиряева Е.В. Товароведение. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2002.- 416 с.: ил.-2003 -416 с.

17. Иванова О. Первая провинциальная аптека // Фармацевтический вестник.- 2005.- №39.

18. Иванова О. Работая единой командой // Московские Аптеки.- 2005.-№6.

19. Кантор Е.Л. Экономика предприятия / Е.Л. Кантор – С-Пб.: Питер, 2005. – 352 с.

20. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - Москва: Финансы и статистика, 2004. - 432 с.

21. Колас Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции, методы / Б. Колас - М., Финансы, ЮНИТИ, 2004. – 452 с.

22. Коломиец М.В. Как сделать вашу аптеку лучшей // Новая Аптека.-2003.- №12.

23. Кононова С.В., Олейник Г.А., Соколова Н.Н. Региональный
фармацевтический комплекс: совершенствуем государственное регулирование // Новая Аптека.-2004.- №6.

24. Крейнина М. Н. Итоговая оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия / М.Н. Крейнина. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 168 с.

25. Котлер Ф. «Маркетинг менеджмент» Перевод с англ. Под редакцией
Л.Н.Волковой, Ю.Н.Каптуревского.- СПБ: Петербург, 2004-752 с.: илл.- ( серия «Теория и практика менеджмента»).

26. Кочетков В. Оценка готового бизнеса // Аптечное дело.- 2003.- №2.

27. Макаров В.Л. Справочник экономического инструментария/ В.Л.Макаров, Н.Е. Христолюбова, Е.Г. Яковенко.- М. ЗАО Изд-во « Экономика», 2003.

28. Маркин Н. Эксклюзивные дистрибьюторы // Провизор. – 2004.- №14.

29. Мельничук Е.И. Ценообразование // Новая Аптека.- 2005.- №12.

30. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / под ред. А.П.Егоршина, Н.Д.Никанорова.- Н.Новгород: НИМБ , 2004.

31. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп.­М.: ИНФРА-М, 2005.- 648.

32. Мусатов А. Аптечный бизнес расцветает // Ведомости.- 2004.

32. Немченко А.С., Немченко О.А. Организационно-экономические
проблемы реализации парафармацевтических товаров в России и за рубежом // Провизор.- 2005.

33. Оконенко Л.Б., Перевозчикова В.Ю. Потребность в товарах аптечного ассортимента: как изучать и анализировать спрос // Новая Аптека.- 2004.- №6.

34. Организация производства на предприятии (фирме): Учеб. пособие / Под ред. О.И.Волкова, О.В.Девяткина.- М.: ИНФРА-М,2004.- 448.

35. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая – Минск: Новое знание. 2004. - 687 с.

36. Селезнев В.В. Основы рыночной экономики Украины. / В.В. Селезнев – К.: А.С.К. 2004. – 544 с.

37. Селезнева Н. Н. Финансовый анализ: учебное пособие / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 479 с.

38. Товароведение. Учебник.- М.:А-М, 2005.- 544 с. – (Высшее образование).

39. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник Шевченко В.В., Ермилова И.А., Вытовтов А.А., Герасимова В.А.,Дмитриченко М.И., Лазарев Е.Н., Мавлютенкова С.М., Нилова Л.П. и др.- М.: ИНФРА-М, 2005.-544

37. Топорков А.А. Контроль качества, эффективности и безопасности ЛС // Новая аптека.- 2005.- №12.

40.

41. Филимоненков А. С. Финансы предприятий: учебное пособие / А. С. Филимоненков. – К.: Ника-Центр, 2005. – 280 с.

42. Аникин П. Фокусы с прибылью в рамках МСФО // Консультант, № 17, 2005, стр. 16.

43. Электронный ресурс: http://www.farmak.ua

44. Электронный ресурс: http://www.cis2004.ru

45. Электронный ресурс: http://www.aup.ru

46. Электронный ресурс: http://www.bizbook.ru