Главная              Рефераты - Разное

Н. Белякова Использование мифов при проведении pr-кампаний (2007) - реферат

Н. Белякова

Использование мифов при проведении PR-кампаний» (2007)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Концепции мифа и мифодизайна

2. Мифология бренда

3. Создание мифа

4. Миф и этика

5. Практическая часть: примеры

Заключение

Библиография

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена изучению относительно новому, но очень интересному направлению в маркетинге, рекламе, пиаре – мифодизайну. Возможно, обычный человек, не знакомый с этой техникой, скажет, что это слово ему незнакомо или предположит, что эта работа будет посвящена древнегреческим легендам, однако, это не так, поскольку не всё, что лежит на поверхности заметно невооруженным взглядом.

В начале работы будет представлена теоретическая часть: понимание и определение мифа, объяснение необходимости мифодизайна, раскрытие его природы и технических средств, также будет проведен анализ мифа с точки зрения эстетики. В заключении будет приведена практическая часть: примеры и мои собственные наблюдения.

КОНЦЕПЦИИ МИФА И МИФОДИЗАЙНА

Первая ассоциация, возникающая при слове миф - это воспоминания о прочитанных книгах про повествование богов и героев. И это, по сути, приближает нас к пониманию мифа, т.к. в мифе отсутствует четкое противопоставление субъекта и объекта, миф всегда связан с эмоциями, это некий синтез чувственного и рационального – своего рода «мыслеобраз»[1] . Тем не менее, не следует полагать, что миф – это нечто архаичное и умирающее, как древнегреческий язык. Не вдаваясь в семантико-орфографический состав мифа, стоил лишь сказать, что миф жив, и будет жить всегда, пока существует культура человека и его воображение. Миф – это неотъемлемая часть общества, политики, культуры и науки.

Существуют мифы, время создания которых уже невозможно определить, они легли в основу сознания, ментальности, культуры целых наций, определенных народностей. Например, в качестве такого мифа можно рассматривать миф о наступлении весны и связанные с этим событием ожидания. Весна здесь выступает как миф о возрождении природы, очищении и начале чего-то нового, обретении жизненных сил. Люди, предчувствуя наступление весны, начинают загадочно улыбаться и мечтать, создавать романтические образы, ставить перед собой новые цели и т.д.

Существуют и другие мифы, оседающие в сознании с течением времени. Потребитель становится все более искушенным, его становится труднее удивить, поэтому, чтобы занять свое место «в сети глобальных рыночных связей»[2] компании стараются не только создавать из своих продуктов нечто уникальное, но и создавать новые потребности, ибо только «уникальное глобально»[3] .

Итак, становится понятно, что миф имеет богатую историю, относящуюся не только к культуре, но и религии, ведь люди объясняли явления природы с помощью мифов. Например, гроза интерпретировалась как наказание богов, и у каждого явления (огонь, вода и т.д.) был определенный прообраз, отвечающий за него. Многие ученые считали, что миф – это вымысел, удел неразвитого общества, на смену которому приходит разум, логика, наука. Если вспомнить философию, то критическим продолжением мифа является философия. Таким образом, с точки зрения философии, миф – это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, миф выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую он создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний,

религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств[4] .

М.Вебер говорил, что в развитии человечества происходит расколдовывание мифа, т.е. мифические идеи и образы теряют свои прежние ценности, отношение человека к миру становится более рациональным, человек начинает мыслить научными категориями. Рене Декарт своей знаменитой фразой «Я мыслю, следовательно, я существую» разделил мир на два рода субстанций[5] – духовные и материальные. Мифологическое сознание, таким образом, была заменено на научное, логически обоснованное.

Однако, впоследствии стало понятно, что миф не исчезает и не исчезнет никогда, т.к. существуют следующие причины[6] :

1) Даже философия заимствует основные темы у мифа;

2) Человечество никогда не сможет отказаться от родовых интуиций;

3) Человек не расколдовывает мир, как это полагал М.Вебер, а переколдовывает его, создавая все новые и новые мифы. Говоря словами А.М. Пятигорского, «человек, пробивая крышу одного мифа, оказывается в подвале другого». Современными мифами являются реклама, кинематограф и политика.

Можно добавить и еще несколько причин. Так, сама культура призвана создавать определенные устойчивые эмоциональные образы, а, во-вторых, человек, по сути, редко бывает полностью удовлетворен своим положением, из-за постоянного стремления к развитию он стремится к нечто созданному (или навязанному). В-третьих, через призму мифов некоторым людям гораздо легче жить и переживать лишения, горе, некоторые мифы и мир, который они формируют, могут подсказать, как поступать в тех или иных ситуациях, также как и в древности объяснят многие явления и др.

Тем не менее необходимо провести границу между традиционным и новым мифами. Их основное отличие заключается в том, что ранее классические мифы возникали из-за незнания, «являлись из темноты неразума и непознанности»[7] , в то время как мифы нашего времени возникают в связи с избытком информации и невозможностью человека найти себя. В силу неукорененности человека ему требуются фиксирующие его в социальные пространстве концепции (т.е. мифы).

Существует множество статей, посвященным социальным мифам. Например, Н.И. Соболева в статье «Социальная мифология: социокультурный аспект» рассматривает крушение советской мифологии в связи с изменением политического строя на Украине в начале 1990-х. Социальный миф автор характеризует как система ценностей, которые актуальны в конкретной социокультурной общности в течение определенного периода времени. Так, Соболева рассматривает, что вместе с крахом коммунистической идеологии произошло разрушение мифов о «светлом коммунистическом будущем», о «величии рабочего класса» и др. Однако, некоторые люди, особенно в пожилом возрасте, ввиду того, что они неспособны быстро адаптироваться к новым социальным условиям, все еще продолжают жить в прежних мифах, мечтают о возвращении советского режима и ценностей, связанных с ним. Следовательно, в понимании автора мифом выступает идеология, существующая на определенном пространстве в определенное время.

Что касается непосредственно мифодизайна, то одно из самых распространных определений мифодизайна является следующее: мифодизайн – вид дизайна, семантически практикуемого в творческо-психологическом смысле как «затея», «ухищрение», «умысел», «интрига», совместно с поэзией, музыкой, хореографией, концептуальным и элеткронным искусством художественно, образно моделирующим собственный свойства индивида, его внутриличностные проявления и межчеловеческие связи и отношения, представляющие в совокупности условные эталоны человека для имитационной, аналитической, педагогической и др. целей (определение по Лазареву). Однако, это определение представляется слишком длинным и не совсем понятным. Иными словами, мифодизайн – это проектирование мифов, создание определенных образов мифа, его логики, формы и содержания с помощью конкретных технологий. Довольно интересное определение мифодизайну дал Сергей Быков в интервью журналу «NZ. Навстречу звездам»[8] : мифодизайн – это способ организации информации, в ней должна присутствовать структура, она должна быть организованной и гармонично спланированной. Тогда состоится контакт с аудиторией. Мифодизайн – это предвидение, управление и удовлетворение потребностей потребителей посредством коммуникации».

Многое в мифодизайна зависит от создателя, проектировщика мифов. Создатель мифа выступает как психолог, чутко понимающий настроения и желания потребителей, общества, в то же время он и творец, поскольку преимущественно эти настроения и желания способен создавать. При этом «позиция создателя мифа характеризуется знанием в предметной области мифа, а позиция живущего в мифе характеризуется незнанием знания создателя мифа в предметной области мифа»[9] . Таким образом, у живущих в мифе, не возникает ощущения иллюзорности, они не осознают, что этот миф навязывается им кем-то, а наоборот, миф как будто сам проектируется живущим в нем. Создатель мифа конструирует некое коммуникативное-предметное поле, в которое входит непосредственно предмет, информация о нем, ожидание потребителя, связанное с ним, и некоторые другие аспекты. Особенности мифодизайна также будут рассмотрены в следующей главе.

МИФОЛОГИЯ БРЕНДА

Современный человек состоит из брендов, которые он потребляет. Так это или нет? Несомненно, отрицать влияние брендов бесполезно, как и отрицать нашу зависимость от них. Все мы в той или иной степени зависимы от брендов: проявляем лояльность к одним, негативно относимся к другим брендам, советуем бренды нашим друзьям, а, узнавая любимые бренды у малознакомых людей, даже проявляем к этим людям некоторую симпатию и понимание. Некоторые люди считают, что понять человека лучше можно тогда, когда узнаешь, какие бренды он потребляет, и это касается не только одежды, обуви, машин, косметики, продуктов питания, но также и книг, музыки, ресторанов, спортивных залов и многого другого. Покупая товар, такие люди покупают его не потому, что им это действительно нужно, не из утилитарных соображений, а из соображений культурной (духовной) приверженности. Можно даже перефразировать всем известную фразу: «Расскажи мне, как ты одет, что ты сегодня ел и куда ты пойдешь вечером, и я расскажу, кто ты».

Бренд – это не только лицо компании, но и его душа. Следовательно, потребитель покупает не только товары, он приобщается к определенной заложенной системе ценностей. Человек, покупая определенный бренд, считает себя частью этого «нереального мира» брендов, он приобщается к определенному спроектированному мифу. Считается, что хороший бренд должен создавать концепцию, определенный мир со своими ценностями и идеалами, мир, безусловно, привлекательный и желанный. Так, человек, покупая товар, считает себя частью этого мира. Следовательно, он становится заложником мифа. Если бренд предлагает такие ценности, как успешность, любовь, популярность, внимание, то, приобретая этот бренд, покупатель становится обладателем и этих ценностей. По сути, бренд не создает каких-то новых ценностей, которых нет в обычной жизни, скорее он находит именно те, которые необходимы конкретной целевой аудитории и правильно их преподносит.

С одной стороны, такая тенденция положительна. Ведь теперь компании начинают задумываться о потребителе, более чутко к нему прислушиваться. Маркетолог подобен психологу, он улавливает настроения общества, его запросы и желания, анализирует то, что ему действительно будет нужно, что придаст особенную ценность. Бренд создает доверительное отношение. Это не просто навязывание товара, это налаживание контакта с потребителем, что требует гибкости и особенных знаний. Брендинг входит не только в компетенцию маркетингового отдела, а стал также стратегическим инструментом управления компанией. Руководители осознали, что товары грамотно продуманного бренда не только лучше продаются, но и формируют определенную систему духовных символов в обществе. Потребляются не вещи, а символы, духовные ценности теперь можно купить через бренды. Следовательно, бренд представляет собой целостную мифологическую конструкцию. Покупатель покупает вместе с товаром и его миф, становится приобщенным к его истории, идеи.

Важно отметить, что бренд не появляется на пустом месте. Создатели брендов проектируют мифы, исходя из реальности, в которой живет бренд. Мы живем в информационном обществе, в обществе потребления в эпоху капитализма и рыночных отношений. Это уже предпосылка для создания совершенно определенных ценностей. Меняется и общественное устройство, взаимоотношения людей друг с другом, по-другому воспитываются и воспринимаются ценности. И нельзя сказать однозначно плохо это или хорошо, это просто по-другому, т.к. люди вынуждены адаптироваться под новые социальные условия, должны выживать среди законов рынка. Однако, Эрих Фромм, описывая современных людей «с рыночным характером», нацеленных на приобретение и накопление самых разнообразных ценностей, отмечал, что «у них своё гипертрофированное, постоянно меняющееся «я», ни у кого нет «самости», стержня, чувства идентичности». Тем не менее, мифологическое сознание живет в каждом из нас, и именно к нему обращается мифодизайн. И именно поэтому не всякая реклама оказывает должного эффекта и не каждый бренд становится известным, потому что проникнуть в подсознание человека и сформировать набор ценностей сможет только грамотно спроектируемый миф.

Юнг полагал, чтo конкретные мифoлoгические системы на урoвне вooбражения и речи превращаются в притчи, сказки, суеверия, амулеты, предчувствия, интуицию, чувства, сны, поверья, догмы и, наконец, на бытовом уровне - в потребности и мотивы, в покупательские предпочтения.

С. Аветисян трактует миф бренда очень своеобразно и интересно: «Бренд – это не просто имя, не просто название, а развернутое магическое имя. Вы создаете вокруг этого названия некий мир, наделяете его магией, также как, например, сделал Мальборо, придумав для своих потребителей целую страну с одноименным названием. Отсюда название бренда есть абсолютная мифология, а мифология, в свою очередь, есть «креационизм», или теория творчества[10] ». Под мифом, магией бренда Аветисян понимает две категории. Во-первых, это базирование бренда на ценностях целевых аудиторий. Во-вторых, бренд – это рациональное построение расширенной идентичности бренда.

Миф и бренд имеют одинаковую структуру. Профессор Дэвид Аакер выделяет следующую структуру бренда:

· Идентичность – уникальный набор марочных ассоциаций, которые стремится создать или поддерживать разработчик бренда. Эти ассоциации представляют значение бренда и обещания, которые даются потребителям. В самой идентичности есть постоянные, так называемые стержневые элементы, так и мобильные, постоянно меняющиеся в зависимости от контекста.

· Имидж бренда – образ, возникающий у потребителя в результате целенаправленного воздействия комплекса бренд-коммуникаций[11] .

· Позиция бренда – место бренда среди прочих брендов в идентичной категории товаров.

Может показаться, что миф очень близок по смыслу с понятием имиджа. Отрицать это сходство не стоит, но необходимо отметить, что мифы придают имиджу силу, содержание и форму. Имидж является репрезентацией мифа, при этом репрезентация[12] является именно такой, какую готово и желает принять общество. Создатель мифов может управлять имиджем. Создание имиджа напоминает создание бренда: творец также должен понять целевую аудиторию, определить их мотивы, потребности, желания, проблемы. Ульяновский отмечает, что в России очень часто встречаются целевые группы, которые ощущают недостаточную защищенность, неуверенность. Для таких групп создается имидж покровителя. Большинство компания, особенно молодых, при проведении PR-кампаний используют имидж могучести, создают вокруг себя миф надежности, крепости. В рекламе таких компаний обычно встречаются фигуры власти, монолитные высокие здания.

СОЗДАНИЕ МИФА

При описании техник создания мифов многие исследователи предпочитают использовать потребностные мифологии. Мифодизайнер для проектирования мифа сначала должен провести анализ целевой аудитории для определения структуры потребностей и основных движущих мотивов. К тому же, создатель должен понимать, как

можно удовлетворять одни потребности через упоминания других потребностей (предлагать управлять автомобилем, а на самом деле взывать к покорению мира и поднимать самооценку потенциального покупателя).

Филипп Котлер считает, что потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снижает психологическое напряжение. В связи с этим задача мифодизайнера состоит в том, чтобы обнаружить или спроектировать ту или иную потребность своего потенциального покупателя, но не только спроецировать, но и побудить удовлетворить потребность именно с помощью конкретного мифа.

Э.В. Кондратьев и Р.Н. Абрамов выделяют восемь основных потребностей человека на основе которых строятся мифологии[13] :

1) Физиологические потребности (в пище, дыхании, движении, отдыхе) – миф волшебности – миф о том, что все вокруг может преобразиться и то, что человек, потребляющий товар может стать лучше. Примеры из моих собственных наблюдений: йогурт Активиа не только вкусный, но и улучшает пищеварение, в связи с этим улучшается настроение, повышается работоспособность. Актимель – образ всегда здорового и бодрого человека. Сникерс – образ активного потребителя, которому нужно подкрепление, которое даст ему силы и откроет новые горизонты. Леденцы Halls – человек способен покорить горы.

2) Экзистенциальные потребности (в безопасности, уверенности, положительной самооценке) – миф псевдоэкзистенциальности. Данный миф создает мифы о смысле жизни (следование моде, накопительству и т.д.), о псевдосчастье – покупая товар, человек обретает то, чего ему так не хватало в жизни, жизнь его преображается, он абсолютно счастлив, мифы бегства от действительности – реклама компьютерных игр, виртуальных пространств, туристических туров, алкоголя. Миф стремления отгородиться – миф о том, что владение определенными товарами даст покой и безопасность. Примеры: Даниссимо – во время потребления этого товара в рекламе появляются люди, выполняющие всю работу, мир остановился и ничего не мешает. Телевизор Samsung Duo – телевизор принес в дом краски и хорошее настроение. Супы Maggi – вся семья довольна и счастлива, потому что они потребляют этот товар. Orbit – подмена настоящих продуктов псевдоудовольствиями («вкусно как орбит малина»), перемещение во внеземное пространство.

3) Потребность в слиянии с каким-то существом – миф о ложном слиянии – имеется в виду удовлетворение не физиологических потребностей, а духовных – духовное (эмоциональное) слияние с объектом. Примеры: Galina Blanca – только совместно с кубиками домохозяйки вкусно готовят.

4) Потребность в творчестве – миф о ложном творчестве – имитация творческой деятельности. Канцелярские товары Erich Krause – позволяют эффективно работать, вдохновляют. Мебель IKEA – по концепции создателей призвана настраивать на творческий лад. Кофе «Максвелл» - вдохновляет и дарит новые идеи.

5) Потребность в познании, освоении мира – мифы, искажающие информацию и мифы, заменяющие деятельность наблюдением.

6) Потребность в проявлении воли – мифы о ложном препятствии, опасности – миф о том, что обладание данным товаром требует силы воли, мужества, преодоления препятствий и опасности. Примеры: дезодоранты для мужчин Old Spice: только для настоящий мужчин, реклама сигарет Marlboro.

7) Потребность в мировоззрении – миф о ложных стереотипах, ролях – миф об уникальности потребителя, его особой роли (пиво «Тинькофф» - он такой один»), миф о принудительном сходстве - рекламируемый объект "смыкают" в мышлении с некоторыми хорошо известными и значимыми предметами, для этого используют связи по сходству (видео-метафора), связи по смежности (видеометонимия), имитируют причинно-следственные связи через временные посредством монтажа изображений "одно после другого" (Пример: реклама сока «Я»: эволюция фрукта – из апельсина в сок Я). Миф о ложном объединении – миф о сплочении против врага (пример: пиво «Клинское» - за общение без понтов), миф о самоприсоединении к группе - миф о том, что покупая товар, потребитель становится причастен совершенно к иному миру.

8) Потребность в сверхсмысле – миф о символичности – придание предметам символическое значение (BMW – символ успеха или бритва Gillette – символ продвинутости и т.д.). Миф о загадочности – обретение загадочности – например, духи Chanel №5 или Christian Dior «J’adore» - создают загадочный образ.

Однако, осознание потребностей еще не является полноценным успехом. Психологи доказали, что только 20% коммуникативной сферы сообщения зависит от смысла, остальные 80% приходятся на звуковые, визуальные, кинестетические характеристики, сознательно не воспринимающиеся потребителем. Воздействие в мифодизайне проектируются по двум направлениям: на сознательное восприятие и на подсознательное. На сознательное восприятие воздействует смысл сообщения, а на подсознательное – интонации, жесты, звук, образы, ассоциации. Что касается рекламного изображения, то оно как бы расслаивается на три компонента: текст (звуковой, кодовый), денотативная составляющая (буквальное изображение), коннотативная составляющая (подразумеваемые и выделяемые потребителем смыслы изображения).

Визуальная репрезентация мифа состоит из восьми концептуальных слоев[14] :

1) Цели, назначения всего изображения, репрезентирующего миф. Выделяются несколько подходов, раскрывающих сущность данного слоя. Первый подход заимствован из брендинга, согласно которому выделяются две основные цели репрезентации: формирование осведомленности о мифе (живущий в мифе должен усваивать определенные ценности и нормы) и формирование лояльности – интериоризация (принятие, перенесение в подсознание) предъявляемых норм, уважение ценностей. Второй подход предполагает поэтапный учет динамики рекламного сообщения, что можно выразить в аббревиатуре AIDA – attention (сначала непроизвольное внимание, затем произвольное внимание – выработка психологической установки на восприятие и последовательное внимание – поиск дополнительных данных). Interest – от последовательного внимания к интересу. Desire – желание следовать предлагаемому мотиву удовлетворения потребностей. Action – у живущего в мифе необходимо выработать установку на необходимые действия. Важно отметить, что описанные выше компоненты AIDA достаточно быстро действуют и также достаточно быстро теряют свой эффект.

2) Отражения в изображении идентичности бренда (или базовых свойств товара) и личности творца социального мифа. Так или иначе, но в творчестве создателя его личные субъективные особенности, представления о свободе, любви, силе. Применительно к проектированию мифов это может негативно сказаться на качестве донесения информации, может ослабить доверие реципиентов.

3) Отражения в изображении потребностей живущего в мифе. Миф должен отображать то, что будет принято целевыми аудиториями, живущим в мифе ;

4) Архитектоники визуальной репрезентации. Архитектоника – это визуальная конструкция, обеспечивающая связное восприятие всего изображения. Например, существует вертикально-симметричная архитектоника – быстрее всего воспринимается глазом, передает ощущение разумности, осознанности. Горизонтально-симметричная архитектоника – хорошо передает идею природной гармонии, традиционного порядка. Архитектоника круга передает идею о завершенности, законченности, полноты и др.

5) Визуального языка репрезентации – состоит из основных принципов организации изображения. Выделяются ряд особенностей, например, если в изображении прочерчена диагональ слева направо и сверху вниз, то она подчеркивает ослабление какого-либо ресурса. Если в изображении прочерчена диагональ слева направо и снизу вверх, то она подчеркивает усиление какого-либо ресурса. Это объясняется тем, что графическая репрезентация разворачивания времени в европейском мышлении из прошлого в будущее простирается слева направо. Квадрат на изображении символизирует устойчивость и основательность, круг – гармоничность и целостность, треугольник – скрытую энергию, динамику. Существует также связь между ощущением времени реципиента и расположением изображения. Так, центральная зона связана с настоящим временем реципиента, левая часть связана с прошлым, воспоминаниями, а правая – с будущим, фантазиями. Важен и ракурс съемки, допустим, объект, снятые снизу вверх сразу даст ощущение могущества, силы, а живущий в мифе (реципиент) будет ощущать себя незначительным, слабым. Если ракурс противоположный, т.е. объект снят сверху вниз, то живущий в мифе будет чувствовать себя сильным, властным.

6) Физических материалов репрезентации. На этом слое репрезентации рассматривается влияние материалов, из которых изготовлена репрезентация. Материалы оказывают сильное воздействие и на другие слои. Например, говоря о наружной рекламе важно помнить о цветах. Так, желтый цвет является очень выразительным, но он быстрее других выгорает на солнце, и в летнее время такая репрезентация вскоре потеряет способность выполнять свое предназначение.

7) Контекста репрезентации. Поскольку миф является открытой системой, то он должен принимать во внимание контекст, фон, внешнюю среду. Например, проектирую наружную рекламную кампанию важно учитывать особенности города: специфику светового дня, общий «цвет» города и т.д.;

8) Надежности репрезентации . Под надежностью в данном случае понимается свойство репрезентации выполнять свое назначение, достигать поставленной цели, несмотря на недочеты, технические неприятности и др.

Важно подчеркнуть, что живущий в мифе воспринимает изображение как единое целое. Совсем иначе воспринимает восьмислойную репрезентавность ее творец, который тщательно продумывает каждый слой.

Одним из видов визуального языка является видеориторика. Видеориторика – это совокупность приемов, способствующих выявлению, выделению и принятию смысла репрезентации социального мифа в соответствии с целесообразностью – замыслом создателя социального мифа[15] . За основу классификации видеориторики принимается момент, в который и происходит действие ее элемента при переходе изображения по стадиям внимания живущего в мифе – непроизвольное, произвольное, последовательное. По этим критериям и определяется классификация видеориторики: видеосуггестики, видеотропы, видеориторические фигуры.

Воздействие видеосуггестиков происходит в первые моменты восприятия. Присутствие и воздействие видеосуггестиков может и не осознаваться реципиентом, в силу этого коммуникация с живущим в мифе устанавливается неосознанно для него. Цель видеосуггестиков – показать движение социального как движение природного, естественного. Следовательно, с помощью видеосуггестиков реализуется желание заказчика к невидимости, анонимности. Например, использование эффекта блеска для выделения товара из общей массы идентичных товаров, применение видеоконтрастности – повышенной контрастности объекта по отношению к размытому фону. В качестве методов видеосуггестиков выделяются также следующие:

· Видеоинверсия – концентрирование внимания на объекте при помощи направляющих внимание композиций, цветовых и ритмических решений, искажений всего поля изображения – используется съемка широкоугольным, сферически искажающим объективом таким образом, чтобы объект оказался в центре изображения.

· Видеоэллипсис фона – отсутствие фона у объекта, фокусируется внимание только на объект, ничего больше не мешает восприятию.

· «Тихие доводы» - такой вид репрезентации, когда объект репрезентации находится на периферии поля внимания живущего в мифе, основной объекм внимания которого сосредоточен на второстепенных компонентах репрезентации. Например, когда объект рекламы располагается в нетрадиционных местах и др.

· «Невидимый советчик» - репрезентация в таких случаях не воспринимает рационально, критически, т.к. внушение, заложенное в сообщении, ниже порогового уровня осознанного восприятия. Например, если дети советуют покупать какой-то товар и предлагают определенные доводы.

Далее необходимо перейти к другому виду видеориторики – видеотропы. Для воздействия данного вида необходима идентификация объекта. Воздействие видеотропов связано с деформацией, изменением, возникновением стереотипов. Выделяются несколько подвидов видеориторики, ниже представлены основные из них:

1) видеометонимия – это применение аллегорий, метафор, показ места деятельности, контекста объекта вместо него самого, перенесение видовых свойств объекта на родовые и обратно, показ содержимого вместо содержащего, т.е. другими словами, эксплуатация внутренней или внешней связи между объектами или явлениями. Например, показывать ухо вместо радиоприемника, глаза вместо телевизора, руки вместо клавиатуры и т.д.

2) видеосинекдоха – показ частей, различных фрагментов объекта вместо него самого. Значение объекта, таким образом, для потребителя увеличивается.

3) видеометафора – нахождение метафорической связи (по смежности, по схожести). Связь может быть по размерам, по цвету, по форме и функции и т.д. Например, блин похож на солнце. Автомобиль напоминает зверя, перец-чили похож на огонь и пр.

4) видеогипербола – художественное преувеличение какого-либо объекта. Например, изображение гораздо больше фактических размеров объекта, больше человека, либо объект больше своих конкурентов.

5) видеолитота – художественное приуменьшение какого-либо объекта, снижение реальности объекта. Использование этого приема целесообразно, когда нужно подчеркнуть власть живущего в мифе, его контроль над ситуацией.

Еще одним видом видеориторики являются видеориторические фигуры, которые связаны преимущественно с полудинамичными изображениями. Здесь также выделяются несколько подвидов:

· видеосинтагматика – включение в последовательность репрезентаций развивающуюся, развертывающуюся последовательность элементов изображения. Например, когда возрастает смысловая напряженность, т.е. изначально рекламный ролик не предвещает ничего серьезного, но в конце преподносится мораль, предостережение.

· видеопарадигматика – включение в последотельность репрезентаций повторов, одинаковых элементов. Это применяется для лучшего осознания и освоения материала.

· видеоанафора – включение внутрикадровых, смысловых единиц, образующих связи между изображениями. Применяется для создания ассоциативных связей.

· видеоантитеза – сопоставление объекта с другими противоположными по смыслу элементами (темный – светлый, добрый – злой), в результате чего объект наделяется положительными свойствами.

· видеополитропия – сознательное нагромождение элементов видеориторики с целью вызвать информационную перегрузку, сбой в восприятии. Применяется для того, чтобы у реципиента ослабилось критическое мышление или для того, чтобы после видеополитропии преподнести совершенно иную, лаконичную и четкую информацию, которая будет контрастировать с ранее увиденной.

Таким образом, рассмотренные выше приемы призваны помочь мифодизайнеру спроектировать миф, который воспримут реципиенты. Стоит отметить, что мифодизайнер может воздействовать на реципиента опосредованно, а именно:

- через память (прошлое) – у потребителя есть определенные представления о многих объектах, к некоторым сложились устойчивые ассоциации и ценностные установки. Задача мифодизайнера – найти нужные коннотации и правильно преподнести сообщение, чтобы старые, сформированные смысловые связи «ожили».

- несвязный фрагмент – не связанные фрагменты с объектом рекламы.

- через будущее – самостоятельное развитие объекта, развитие у реципиента творческого воображения, связь объекта с планами, мечтами реципиента.

- связность в настоящем восприятии потребителя – синхронная связность. Объект аппелирует к настоящей, реальной жизни реципиента, событиям и действиям, происходящим «здесь и сейчас».

МИФ и ЭТИКА

В данной главе будет вкратце рассмотрена этическая сторона мифа. В основном будут приведены мои собственные наблюдения и замечания.

С одной стороны, тенденция распространения мифов положительна. Как уже упоминалось выше, компании начинают задумываться о потребителе, более чутко к нему прислушиваться. Миф создает доверительное отношение. Это не просто навязывание товара, это налаживание контакта с потребителем, что требует гибкости и особенных знаний, а брендинг входит не только в компетенцию маркетингового отдела, а стал также стратегическим инструментом управления компанией.

Казалось бы, что в этом плохого? Тем не менее, современные психологи весьма обеспокоены влиянием брендинга и мифов, которые он с собой несет, на общество, особенно на самую незащищенную и чувствительную его часть – подрастающее поколение. У человека в возрасте до 20 лет формируются духовные и этические ценности, которые являются основой его дальнейшего развития, определяют его отношение к миру и к окружающей действительности. И если ранее человек самоопределялся, находил себя в определенных идеалах, формировался через литературу, кино, религию, творчество, общество, то сейчас в большинстве случаев посредником в этом процессе выступает бренд и та система ценностей (мифов), которую он с собой несет. Звучит немного цинично, но в большинстве случаев это именно так: человек через потребление решает многие свои эмоциональные и психологические проблемы, снимает стресс, заряжается энергией. А невозможность потребления начинает его угнетать, он не получает удовлетворения. Опасно это тем, что подростки в поисках своей собственной личности воспринимают предмет материального мира, как основополагающий элемент. Компании, понимая это, откровенно манипулируют этим с целью продвижения товара и получения большей прибыли.

«Подростки стремятся сопоставить себя с окружающей средой, что в некотором смысле является их уязвимым местом»,- говорит Каннер. Действительно, тинэйджеры в возрасте от 12 до 14 лет считают, например, что престиж им обеспечивает бренд одежды и те товары, которые они потребляют. Тяготение к престижу бренда в юном возрасте объясняется наиболее сильной подверженностью личности влиянию среды. Проблема состоит в том, что маркетологи и мифодизайнеры, манипулируя этим тяготением, стимулируют подростков к использованию материальных ценностей. Искусственно наделяя эти ценности способностью определить то, кем является покупатель. Мифы, ориентированные на подобную идентификацию личности, кроме того, способствуют непринятию каких-либо различий, будь это различия поколений, культурных групп или групп внутри школы. Таким образом, множество подростков испытывает психологическое давление. Особенно страдают те из них, чьи реальные пристрастия идут вразрез с теми, что навязываются сегодня рекламой[16] .

Получается, что компании не несут никакой ответственности за ту систему ценностей и за тот «нереальный» мир, который они предлагают молодому поколению. Следует заметить, что не всегда эти ценности положительны. Надо также отметить дар мифодизайнеров, который проявляется в том, что влияние мифа должно быть ненавязчивым, завуалированным, проникать куда-то вглубь сознания или даже подсознания, следовательно, объект манипулирования не должен догадываться о манипуляции.

Существует точка зрения, согласно которой не бывает пошлой рекламы или бренда, несущего неэтичные ценности, т.к. мораль и этика нужно рассматривать только с точки зрения какого-то определенного человека или социума, у всех же разные этические установки. Но это уже вопрос философский.

Эрих Фромм, описывая современных людей «с рыночным характером», нацеленных на приобретение и накопление самых разнообразных ценностей, отмечал, что «у них своё гипертрофированное, постоянно меняющееся «я», ни у кого нет «самости», стержня, чувства идентичности».У них манипулятивный, «лишённый разума» интеллект, и они чрезвычайно наивны во всём, что касается эмоциональной сферы жизни. Вся энергия этих людей «направлена в основном на то, чтобы иметь, беречь и копить деньги и вещи, а также чувства, жесты, слова, энергию», но «личность, ориентированная в своих интересах исключительно на обладание и владение, - это невротическая, больная личность», и общество, в котором такие личности преобладают, - это больное общество.

Такие совершенно неоптимистические заявления. Стоит надеяться, что потребители, пытаясь найти так нужные им ценности в мифах, хотят найти счастье, избежать одиночества, казаться более успешными. Это сделает их более уверенными в себе, нормализует психологический фон для достижений уже в реальной жизни. Чувствуя себя на высоте, у человека повышаются запросы, это стимулирует его к каким-то действиям по достижению новых целей – будь то карьерные успехи или победы в личной жизни.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: ПРИМЕРЫ

КОМИЛЬФО

В практической части будут приведены примеры PR-кампаний действующих компаний (брендов). Итак, мы уже выяснили, что использование мифов происходит практически повсеместно, особенно, что касается успешных брендов. Каждый бренд стремится создать вокруг себя мифический ореол. Не исключением является и известный бренд «Комильфо». Само название очень четко подобрано, что отсылает нас в пушкинские времена, когда в русском языке очень часто употребляли французские слова:

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней,

Она казалась верный снимок

Du comme il faut (Шишков, прости:

Не знаю, как перевести).

А.С. Пушкин

Слово «комильфо» происходит от французского «comme il faut», что дословно можно перевести, «как надо», «как следует». Раньше это слово означало соответствие правилам светского общества и действительно не имело точных аналогов в русском языке. Сейчас же, в наше время, это слово используется несколько иронично, когда нужно сказать, что это нехорошо, непорядочно (например, «Ходить в таких места уже не комильфо»).

Комильфо – это шоколад в сегменте премиальных брендов, и чтобы выделиться среди конкурентов, а ведь комильфо пришел позже остальных на рынок, надо было создать неповторимый образ, подчеркивающий качество шоколада. Надпись на коробке:

Для кого океан пронизан солнцем? А яхты, возвращаясь в гавань, выстраиваются удивительным порядком, подчеркивая гармонию линий побережья?

Для кого ветер иначе укладывает волосы, а курьерский ночной нарушает июльский покой маленьких станций?

Почему незнакомый минуту назад человека взял билет на соседнее место?

Ислючительно для меня.

Comme il faut.

Здесь отчетливо видно, что создает миф об исключительности человека. Потребитель комильфо обладает притягательностью для людей, он неординарен, любим, привлекателен. Он делает всё, как ему хочется и при этом все делает правильно, comme il faut.

Это проявляется и в рекламном ролике: девушка путешествует на аэроплане, ее ждет мужчина, который ее любит, он решил уйти и пишет письмо, в котором описывает образ девушки – свободолюбивой, независимой, неповторимой, и все же не может уйти от нее, признается в любви, и вместе с запиской оставляет «Комильфо».

«Комильфо» - это не просто шоколад, в нем заложен целый мир, такой, каким он должен быть, то есть особенный и единственный для каждого. В этом мире, как и во всяком, есть главенствующие ценности, но только в мире комильфо они исключительно comme il faut: любовь и свобода, творчество и красота, полнота и радость жизни, независимость и загадочность.

Оформлены коробки конфет тоже comme il faut: качественные материалы, романтичные девушки с тюльпанами, старинные автомобили… И разве не хочется быть причастным к миру «комильфо» хотя бы немного?

CHANEL №5

Следующий миф, который следует рассмотреть – это знаменитые духи Chanel №5. Вот уж поистине миф, создаваемый не одним десятилетием. Мало парфюмерных домов могут похвастаться тем, что их духи продаются вот уже более 70 лет, при этом без изменения запахов. Chanel №5 – это не только настоящий парфюмерный шедевр, но и целый миф, созданный этим брендом. И, конечно, покупая эти духи, потребители не задумываются о качестве изделия, в данном случае миф и ценности, которые он несет, оказываются важнее качественный составляющих продукта.

Философия Шанель всегда была проста: «Чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой», «Если женщина считает себя некрасивой, - то она просто глупа», «Чтобы оставаться незаменимой, не надо походить на других». Тем не менее, именно это раскрепостило многих женщин, Коко Шанель заставила женщин поверить в свои силы, выделиться из толпы. Само появление этих духов окутано множество тайн и случайных совпадений. По сути, эти духи появились совершенно случайно, из-за ошибки парфюмеров.

Для первой рекламы знаменитых духов Коко позировала сама. Позднее эти духи рекламировали Катрин Денев, Кароль Буке, Эстела Уоррен, Николь Кидман и др.

В 1998 году Люк Бессон снял рекламный ролик «Шанель №5», в котором обыгрывалась сказка «Красная Шапочка»: Красная Шапочка проникает в музей, чтобы завладеть духами, за ней гонятся серые волки, но завладев волшебными духами, Шапочка укрощает хищников кокетливым взглядом, приложив пальчик к губам.

Свой вклад в развитии духов внесла и Мэрилин Монро, поклонница «Шанель №5», которая на вопрос, что она одевает ночью ответила: «Только Шанель №5».

Таким образом, можно сказать, что Шанель №5 это не просто модные духи, это определенный стиль и жизненная философия. Последняя реклама «Шанель №5» с Николь Кидман это в который раз подтверждает. Рекламный ролик снят режиссером «Мулен Руж» - и в нем зрители снова видят образ шикарной, манящей, самостоятельной женщины, способной на безумные и опрометчивые поступки, прекрасной в своей независимости и обаятельности. Персонаж Николь Кидман собран из нескольких образов – Марилин Монро и принцессы Дианы. В рекламном ролике Кидман убегает от папарацци, знакомится с молодым человеком, танцует на крыше, а затем снова возвращается в свой мир.

Пользуясь Шанель №5 женщина подчеркивает в себе вышеописанные качества, она себя уже по-другому позиционирует – она женственна, но не боится экспериментов, она самостоятельна, но не против поклонников, она обаятельна и знает, как этим пользоваться. Это не просто стиль, это миф, который имеет очень богатую историю. Поэтому вряд ли Шанель №5 скоро выйдет из моды, ведь как призналась Коко Шанель: «Мода выходит из моды, стиль – никогда».

Автомобиль JAGUAR

Произнося название этого автомобиля, возникают сразу же устойчивыe ассоциации. Этот бренд, как и Шанель, успешен и также имеет давнюю историю. Уже около 80-ти лет компания Jaguar создает легендарные машины, потому что даже новые марки становятся предметом желания для многих людей на планете. Автомобили Ягуар – это произведение автомобильного искусства: они элегантны, неповторимы, аристократичны, но в то же время динамичны, с непростым характером и амбициями. Название такого бренда полностью оправдывает себя: Jaguar – это одомашненный хищник. Как же возможно, в наши дни, создавать автомобильную классику? Все дело не только в красоте автомобилей, но и в мифах, которые заложены в концепции бренда.

Как и любой другой бренд, автомобиль покупается, исходя из собственных принципов и идейных соображений покупателя. Так, встречаются любители японских машин, любители только BMW или поклонники Mercedes-Benz. И не важно, что, в сущности, эти автомобили по качеству практически идентичны, важно то сообщение (message), которые они несут. То же и с Jaguar.

Успешный миф Jaguar. Jaguar воплощает в себе современный, но не модный стиль, классический, но не консервативный. Таким представляется и покупатель Jaguar: человек искушенный, знающий, что он хочет от жизни, он абсолютно спокоен, не суетится по пустякам, но он активен, ему нравится быстрая езда и полный контроль над дорогой. Покупателю Jaguar нравится управлять, именно по этому он покупает Jaguar, чтобы водить автомобиль самому (вряд ли человек купит Jaguar, чтобы ездить с водителем, это немыслимо для такой машины). Владелец Jaguar привык к хорошей жизни, и Jaguar еще одно тому подтверждение. Ему нравится вызывать восхищение у противоположного пола, но это восхищение ни в коем случае не кричащее, а скорее как одобрение, согласие a priori. Jaguar воплощает в своем образе «аскетичную экстравагантность» - автомобиль оснащен современной техникой, но при этом не кажется слишком «модным», «молодым», он кажется роскошным, но не пошлым. Jaguar вызывает ощущение завершенной, целостной машины, нечего добавить и нечего убавить из этого образа. Также и с образом покупателя – Jaguar покупают только самодостаточные личности, которым не надо ничего доказывать, в этом их стиль.

Как показывает опрос, проведенный среди моих друзей и родственников, все мы в той или иной степени являемся заложниками мифов: создаем себе образы и следуем им, покупаем товары не из утилитарных соображений, а потому что они коррелируют с нашими духовными ценностями. Тем не менее, этот процесс уже не остановить, и бесполезно от этого отказываться, потому что полный отказ от мифов заставит мифодизайнеров искать новые техники и методики, чтобы завладеть нашей лояльностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены концепции мифодизайна и его основные приемы. Можно сделать вывод, что мифодизайн – это вид социально-культурной технологии, отличающийся примемением особых системных процедур констуирования коммуникативного качества и коммуникативного-предметного поля товара, услуги и особенным вниманием к поддержанию доверия целевых аудиторий. В широком смысле, мифодизайн – это метод развития цивилизации как рассредоточения власти, прав, свобод и ресурсов для удовлетворения потребностей по нескольким искусственно созданным внешним и внутренним реальностям.

Тема, на мой взгляд, очень актуальна, степень разработанности средняя, существуют несколько работ, но активно методики не используются. Часто путают миф с имиджем или брендом, хотя миф является более глубокой составляющей, включающей в себя не только имидж, бренд, но и историю, ценности, образ жизни.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. А. Ульяновский «Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы», Спб, Питер, 2005

2. Э.В. Кондратьев, Р.Н. Абрамов «Связи с общественностью», М., Академический Проект, 2007

3. М.И. Панов «Эффективная коммуникация: история, теория, практика», М., Олимп, 2005

4. И.Т. Фролов «Введение в философию», М., Республика, 2005

5. Д. Аакер Создание сильных брендов, М., 2003

6. А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Калининград, 1979

7. Журнал «NZ. Навстречу звездам», №47, март 2007

8. Ален Каннер «Психология и Культура Потребления: борьба за хорошую жизнь в Мире материализма»

9. Н.И. Соболева «Социальная мифология: социокультурный аспект», 1999

10. http://md.allreklama.ru

11. http://ec-dejavu.ru


[1] М.И. Панов Эффективная коммуникация: история, теория, практика, М., Олимп, 2005. – С.849

[2] А. Ульяновский Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы, СПб, Питер, 2005. – С.19

[3] Там же

[4] И.Т. Фролов Введение в философию, М., Республика, 2005. – С. 13

[5] Декарт определяет субстанцию как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой

[6] http://ru.wikipedia.org

[7] А. Ульяновский Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы, СПб, Питер, 2005. – С.67

[8] Журнал «NZ. Навстречу звездам», №47, март 2007

[9] А. Ульяновский Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы, СПб, Питер, 2005. – С.74

[10] А. Ульяновский Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы, СПб, Питер, 2005. – С.110

[11] Д. Аакер Создание сильных брендов, М., 2003

[12] Репрезентация – создание образа чего-либо, дающего определенное (достаточное) представление об объекте; представление объекта, но не прямое, а опосредованное (т.е. посредством каких-либо идеи или образов)

[13] Э.В. Кондратьев, Р.Н. Абрамов Связи с общественностью, М., Академический проект, 2007, - С. 160

[14] А. Ульяновский Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы, СПб, Питер, 2005. – С.283

[15] А. Ульяновский Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы, СПб, Питер, 2005. – С.292

[16] Ален Каннер «Психология и Культура Потребления: борьба за хорошую жизнь в Мире материализма»