Главная              Рефераты - Разное

М. В. Исаковский- основатель смоленской поэтической школы, создатель народной песни - реферат

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Андрейковская средняя общеобразовательная школа»

Вяземского района Смоленской области

Реферат

М.В.Исаковский- основатель смоленской поэтической школы, создатель народной песни.

Работу выполнила

Кузьмина Олеся,

обучающаяся 10 класса

Руководитель:

Учитель литературы

Пушкина Анна Семеновна

с. Андрейково

2011

Оглавление

I. Введение с3-4

II.Исаковский- народный поэт с4-5

1.Малая родина поэта с5-24

2.Этапы большого пути с24-32

3.Творческая зрелость поэта с32-34

III.Заключение с34

IV.Список литературы с36

Введение

У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, области.

Моя малая родина-Смоленщина. Я счастлива тем, что родилась и выросла на этой земле. Пусть я прожила здесь всего 16 лет и во многих других местах не была, мне кажется, что на свете нет ничего лучше и красивее, чем наш смоленский край. Смоленская земля воспитала многих видных деятелей науки, литературы, искусства, военных деятелей. Я хочу рассказать о выдающемся смоленском поэте М.В. Исаковском.

Почему о нем? Потому что М.В.Исаковский - необычное, оригинальное явление в русской поэзии, поэт- новатор, утвердивший новый песенный жанр.

Стихи и песни Исаковского, пронизанные теплом и добротой, глубоко проникли в народ.

Миллионы людей, от мала до велика, считают вполне естественным выражать самые сокровенные свои чувства словами этого поэта. Люди старшего поколения говорят, что не было после войны ни одной колхозной свадьбы, где не присутствовал бы незримо Исаковский, где не пели бы его словами.

Никто из могучей плеяды наших поэтов не станет оспаривать у Михаила Исаковского, единодушно присвоенного ему народом и литературной критикой высоко звания выдающегося песенного лирика наших дней. Проходят годы, десятилетия, а песни Исаковского не стареют. Мы и сегодня не можем без душевного волнения слушать, как выходила на берег Катюша или как шел со службы пограничник, как уходил моряк из дому.

В своем реферате я расскажу о жизненном и творческом пути М.В. Исаковского, о формировании его как поэта, о том, какими эстетическими ценностями обогатил он русскую поэзию.

Исаковский — народный поэт.

1. Малая родина поэта

Я вырос там, среди скудных полей, Где все пути терялись в тумане...!

I Когда во всем окружающем нас назревают большие перемены и в самом

воздухе как бы уже носятся голоса новой жизни, у художника слова есть ве­ликое право заговорить на языке резко необычных образов, необычных ритмов, «сломать» привычное и прямо, откровенно обратиться к поиску но­визны, сделать новое, небывалое своим паролем.

Но есть и другое право — заговорить о новом на языке отцов. Ничего не ло­мать специально, не выступать с манифестами о ликвидации языка классиков, не делать заявлений об устарелости, безголосости или картавости ямбов и хо­реев. Тем же словом, на котором говорилось о горе народном, тем же сти­хом, который передал столько воплей и мучительных стонов, который был отзвуком стольких загубленных жизней, стольких печальных, тоскливых безысходных напевов,— на том же языке, тем же стихом заговорить о новом, необыкновенном.

Одним из замечательных советских поэтов, с самых первых шагов в ли­тературе совершенно сознательно продолживших традиции русской поэтиче­ской классики, явился Михаил Васильевич Исаковский. Он показал, что гово­рить на «том же языке» в искусстве поэзии — задача не только сложная, но и подлинно новаторская.

Михаил Васильевич Исаковский - создатель современной народной песни. Родился и вырос в бедной смоленской деревне. Родные края М. В. Исаковского - Смоленщина, бывший ельнинский уезд, деревня Глотовка. Там седьмого янва­ря 1900 года родился поэт, там прошли его детство и юность, там еще за школьной партой он начал писать стихи. Навсегда поэт сердцем приник к родным краям и не раз воспел их в стихах и песнях: «Есть во Всходском уезде

_______________________________________________________________

Исаковский М. «Лирика». - М.: «Детская литература», 1974, с.63


деревня такая, где оставил я детство свое, и, куда бы ни шел, мне звучал, не смолкая, теплый, ласковый голос ее».1

Не в этой ли любви к родным местам истоки задушевной поэтичности, ко-

торой пронизана вся патриотическая лирика Михаила Исаковского. Поэт и сам

говорил, об этом: «Да, я родился и вырос на Смоленщине. И хотя я прожил там в общей сложности меньше, чем в других местах, земля смоленская и до сих пор остается для меня самой близкой, самой родной. И это не потому, что я меньше люблю ту большую, великую землю, которую все мы называем своей мате­рью-Родиной-Родиной с большой буквы... Дело тут, по-видимому, в дру­гом. Места, где я родился и вырос, кажутся мне самыми родными и неза­бываемыми потому, что там как бы осталась часть моей жизни, часть меня са­мого. Там - в этих смоленских местах, родилось и возникло то, что потом стало целью моей жизни, - возникла моя поэзия. Это она, смоленская земля, дала мне свои думы, свои напевы, свои слова, свои краски».2

Нелегко родилась эта любовь. Сквозь горести и мрак пронес ее поэт в своем сердце.

Дореволюционная Смоленщина была глухим и * скудным краем. Даже в названии родной деревни Исаковского было что-то мрачное и неприятное. Существовала легенда, что в давние времена первым поселился в этих краях богатый, жадный мужик Глот, угнетавший бедных крестьян. Это была

беспросветная провинциальная глушь, о которой сам Исаковский впоследствии

вспоминал:

«Я вырос там, среди скудных полей, Где все пути терялись в тумане, Где матери, баюкая детей, О горькой доле пели им заранее». Родители Исаковского были бедняками из бедняков. Из тринадцати их де-

__________________________________________________________________

1 Поликанов А. «М. Ваковский». - М.: «Просвещение», 1989, с.46

2 Там же, с.46

3 Исаковский М. «Лирика». - М.: «Детская литература», 1974, с.75


тей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним ребенком. Семья не сводила концы с концами. Хлеба, выращенного на клочке земли, не хватало до нового урожая, нечем было прокормить семью в зимнюю пору.

На всю жизнь врезались в чуткую душу Исаковского воспоминания о безрадостном голодном детстве: «Горькое, горькое детство в краю, где «земля скупа на урожай, да и земли-то этой самой нету», в местности, где экономили даже лучинку и «по вечерам нигде не зажигают огней».1 К тому же еще эта неизлечимая проклятая болезнь глаз.

Но были у подрастающего мальчика Миши и светлые минуты жизни, не позволяющие угаснуть загорающемуся огоньку поэтического дарования. Большую роль тут сыграл отец Василий Назарович - истовый труженик и па­харь, и печник, и плотник, предприимчивый, хозяйственный человек.

Чтобы прокормить большую семью, он осенью, по окончании сель­скохозяйственных работ, отправлялся «в поход», т.е. на поиски заработков. Он не жалел ног и, по рассказам поэта, исходил чуть ли не всю страну - Смоленщину, Белоруссию, дошел даже до Петербурга. Он владел задатками грамоты и со временем устроился работать почтальоном в соседней деревне Оселье, где находилось волостное правление.

Василий Назарович много думал о будущем сына, стремился дать ему об­разование, раскрыть для него окружающий мир. Его работа на почте спо­собствовала этому. Каждую неделю он ездил с почтой на станцию Павлиново, нередко брал с собой в поездку сына. Эти поездки для крестьянского мальчика из глухой деревни были знакомством с большим, неведомым ранее миром. Для подростка Исаковского было радостным событием увидеть на станции Пав­линово поезд и телеграф.

Было еще одно важное следствие поездок на станцию. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать самостоятельно. Опять-таки, помог отец

_____________________________________________________________

1 Пеликанов А. «М. Исаковский». - М.: «Просвещение», 1989, с,66


овладеть грамотой. Михаил Исаковский сделался, по его словам, чуть ли не единственным грамотеем на всю округу. Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма своим род­ным и близким. Это были первые «литературные произведения» десятилет­него мальчика. Писал он, по отзывам сельчан, «хорошо, складно и, главное, «жалостливо». Особенно, как вспоминал впоследствии Исаковский, ему доверя­ли сочинять письма своим мужьям и близким неграмотные солдатки и дру­гие обиженные судьбою женщины.

«Письма эти,— рассказывал он,— обычно писал по секрету от свекра или свекрови, и я никогда и никому не рассказывал о них. И доверие ко мне было полное».1

Письма эти имели немаловажное значение для нравственно-эстетического развития будущего поэта. Благодаря письмам, впечатлительный и любознательный подросток получил доступ к сокровенным чувствам и мыс­лям крестьян; узнавал, у кого какая судьба, у кого какие жизненные об­стоятельства. С другой стороны, он учился искренне выражать человеческие чувства на бумаге, раскрывать душу. Не случайно своеобразный жанр «лирического письма» займет впоследствии большое место в поэзии Исаковского. Поэт не только будет говорить в своих произведениях от другого лица, но и прямо придаст форму письма ряду своих стихотворений: «Письмо из деревни», «Письмо», «Письмо сельскому Совету», «Первое письмо», «Письмо землякам»…

Осенью 1910 года в волостном селе Осенье, что в полукилометре от Гло-товки, открылась начальная земская школа. Михаил Исаковский, упустивший годы, но уже умеющий читать и писать, был принят сразу во второй класс.

«Ходить в школу, особенно зимой, мне было не в чем, - вспоминал он впо­следствии. Лапти, правда, я умел плести сам, так что с обувью дело обстояло благополучно, но одеваться мне было не во что. Так и просидел я целую зиму,

__________________________________________________________________

1

Рыленков Н. «Народный поэт». - М.: «Просвещение», 1992, с.542

/

К тому же была еще одна причина: мальчик, с детства страдавший болезнью глаз, плохо видел даже с первой парты, боялся обидных кличек. На помощь пришла учительница - Екатерина Сергеевна Горанская. Она прислала мальчи­ку полный комплект учебников за второй класс, и тот стал посильно занимать­ся дома. С осени 1911 года он смог ходить в школу и окончил ее весною 1913 года, получив «5» по всем предметам.

Уже в школе у Михаила стала обнаруживаться литературная одаренность. Летом 1912 года он стал писать стихи, и два из и них - «Святой» и «МЭ В. Ломоносов», были им прочтены по просьбам учителей на выпускном эк­замене. Успех был полный. Босоногий, плохо одетый мальчик, которого раньше никто не замечал, стал предметом внимания. ^

В 1914 году, когда Исаковский с помощью учителей - Е.С. Горанской и В. В. Свистунова, упорно готовился к вступительным экзаменам в четвертый класс гимназии (предстояло за несколько месяцев освоить трехгодичный курс), одно из его ученических стихотворений увидело свет.

Оно называлось «Просьба солдата». Стихотворение было напечатано в московской газете «Новь», куда его послал без ведома автора один из учи­те лей Исаковского. Так уже подростком будущий поэт приобрел первую публикацию.

Осенью 1915 года Исаковский поступает в четвертый класс частной гим­назии Воронина в Смоленске.

Огромную роль в судьбе будущего выдающегося поэта сыграл М.И. Пого­дин - обаятельный российский интеллигент. Когда Исаковскому за неуплату взноса за обучение грозило исключение их гимназии, Погодин быстро при­шел на помощь.

Несмотря на все заботы добрых людей, Исаковский жил очень бедно. По его собственным словам, он «занимал маленькую комнатушку, питался как

попало и чем попало». К материальным трудностям прибавилось еще

____________ __________________________________________________________

1 Рыленков Н. «Народный поэт». - М.: «Просвещение», 1992, с.57


одиночество, отсутствие друзей.

В гимназии Исаковский продолжал свои поэтические опыты, но теперешние учителя его уже не поддержали. Поэт с горечью вспоминал, как «попытался однажды сделать намек на свою «причастность к литературе»: гимназистам бы­ло задано сочинение на тему: «Описание Кавказа по произведениям А.С. Пуш­кина». Неравнодушный к Пушкину еще в школе, мальчик решил выразить свои мысли в стихотворной форме:

Так вот ты каков, мой священный Кавказ,

Я всею душою стремился

Тебя посмотреть еще в детстве хоть раз,

К тебе я мечтой уносился.

С волнением подавал он тетрадь, втайне ожидая похвалы и хорошей оценки. Но случилось обратное. Учитель словесности не поставил никакой отметки и красными чернилами написал под сочинением: «прошу точно выпол­нить заданную работу, не допуская неуместных вольностей».

И все-таки, Исаковский не перестал сочинять. Из написанного в гимна­зии лучшим является стихотворение «Путник» (1916г.), вошедшее в один из ранних юношеских сборников «По ступеням времени». Стихотворение отра­зило настроения начинающего поэта в чуждой ему гимназической среде. Оно открывается мрачной, грустной картиной. Изнемогающий путник (в нём угадывается сам поэт), напрягая все силы, пробирается к далекому ночле­гу. Сгущается «темнота осенней ночи», «буря голосит», «дорогу покрывает хо­лод-темнота», но «ночлег далёк».

________________________________________________________________

1 Исаковский М. «Лирика». - М.: «Детская литература», 1974, с.66


Так холод и тьма жизни питали мечту о свете и счастье, побуждали к борь­бе. Конечно, это еще очень слабые, наивные стихи, а мечта отвлеченная, неяс­ная. Тем не менее, стихи эти характеризуют направление поисков начи­нающего поэта. Если в отроческие годы жизнь «бедного уголочка» порож­дала порыв к свету, знанию, звала в «походы» за науками, то вращение в чуждой социальной среде, расширяющееся познание мира способствовали формированию классового самосознания юного поэта, подводили к понима­нию того, что «жизнь есть в борьбе». С этим чувством молодой Исаковский

вступает в исторический 1917 год.

Во время февральской буржуазно-демократической революции Исаковский учился в шестом классе Смоленской гимназии. Революционные события косну­лись значительной части учеников, вовлекли их в свою орбиту.

Пятого марта 1917 года, в день свержения самодержавия, состоялось об­щее собрание учащихся старших классов средних учебных заведений Смоленска, которое избрало Исполнительный комитет своей молодежной организации. Комитет установил связь с организациями рабочих и солдат, стал оказывать помощь временным городским властям в поддержке порядка в городе; организовал сбор средств в помощь освобожденным из тюрем революцио­нерам. Был создан молодежный клуб и собственный журнал «Наша заря».

Революционно настроенный гимназист Исаковский принял самое деятельное участие во всей этой работе. Во второй половине марта вышел первый номер журнала с эпиграфом стихотворения И. Никитина:

Зреет наше юное племя, Путь твой широк впереди.

Редактировал журнал В. Свистунов - учитель и друг Исаковского, который и привел его к активному сотрудничеству в журнале. На пятой странице Исаковский опубликовал свое стихотворение «Товарищам». Несовершенное в художественном отношении, оно было пронизано революционным пафо­сом, выражало настроения молодого поэта в это бурное время.

__________________________________________________________________

1 Исаковский М. «Лирика». - М.: «Детская литература», 1974, с.46


В смоленской гимназии Воронина Исаковский проучился два года, и осенью
1917 года он перевелся в Ельнинскую гимназию - поближе к дому. Однако
учиться дальше не пришлось: семья терпела большую нужду, и надо было браться за работу. Он оставляет гимназию, уйдя из шестого класса. На этом
прервалось навсегда его образование. Впоследствии он всю жизнь занимался
самообразованием, так как не мог продолжать систематическую учебу из-за
болезни глаз. h

Великую Октябрьскую революцию семнадцатилетний Михаил Исаков­
ский принял радостно, всем сердцем. Не случайно впоследствии, в задушев­ной «Песне о революции» он обращался к ней как к живому, любимому сущест­ву
Ты одна - за тысячу лет впервые

Руку протянула мужику.1

2. Этапы большого пути Весной 1918 года в биографии Исаковского произошел драматический эпизод, едва не стоивший ему жизни. Бедствующее крестьянство Смоленщины не раз посылало гонцов за хлебом в плодородные южные края России. Желая помочь голодающим сельчанам, Исаковский в марте 1918 года вместе с товарищем Филимоном Титовым отправляется в подобную поездку, чтобы при­гнать вагон хлеба для деревни. Побывали они в Курске, а затем добрались до Ростова на Дону, где им сказали, что по Дону идет баржа с пшеницей и весь этот хлеб предполагается отправить специальным поездом в Смоленскую гу­бернию. Но шла гражданская война, на Ростов наступали бело-казачьи войска. Баржа так и не пришла, поезд не ходил. Исаковский с товарищем отправились домой пешком, но под Новочеркасском были задержаны бело-казачьим патру­лем, посажены в тюрьму и, как потом выяснилось из документов, оказались приговоренными к расстрелу. Лишь вступление в город Красной армии избави-

________________________________________________________

Исаковский М. «Лирика». — М.: «Детская литература», 1974, с.48


л о их от смерти.

Ужас пережитого не ослабил волю юного Исаковского, не поколебал его революционных убеждений.

Осенью 1918 года он вступает в ВКП(б). Начинается длительный период журналистской газетной работы Исаковского, одновременно происходит его становление как поэта. Революции требовались грамотные люди из рабоче-крестьянских слоев.

Вначале 1919 года партия посылает Исаковского в Ельню, редактором уездной газеты, которая находилась тогда в бедственном состоянии. Как вспоминал Михаил Васильевич, в сущности, газеты еще не было, - ее надо было заново создавать. Проработал он здесь два года, причем работал буквально один. Весь материал, от первой до последней строки, приходилось самому переписывать от руки: не было ни машинки, ни машинистки. Он писал статьи и фельетоны, корректировал, участвовал в верстке. Газета печаталась вручную. Усталость на работе повлияла на то, что у Исаковского стала прогрессировать бо­лезнь глаз.

В 1921 году Исаковского переводят на работу в смоленскую губернскую га­зету «Рабочий путь». На различных должностях (выпускающий секретарь, заведующий отделом и др.) он работал здесь в течение десяти лет (не считая не­скольких длительных перерывов, связанных с болезнью глаз).

В том же 1921 году в Смоленске вышли первые сборники стихов Иса­ковского: «По ступеням времени», «Взлеты» - агитационная поэма «Четы­реста миллионов» и книга лозунгов «Борьба с голодом». Сборник «Боевые лозунги дня» был создан по заданию губкома партии.

Кроме того, он опубликовал ряд стихотворений в совместном сборнике: «М„ Исаковский. На новом пути». Были коллективные сборники: «Тройка», «Паяльник», «Лихолетье», «Мизинец».

Любопытны эти книжечки - живые свидетельства трудного зарождения но­вой поэзии в начале Октябрьской эпохи. Тоненькие, полтора-два десятка стра­ниц, напечатанные малым тиражом на посредственной бумаге, сборники стихов


стоили 200 рублей, а некоторые совсем не имели обозначенной цены, потому что распространялись в народе бесплатно, как средства революционной агита­ции и пропаганды.

Это были еще не вполне зрелые, но в какой-то мере уже общественно зна­чимые плоды начального, ученического периода творчества Исаковского, длившегося до середины двадцатых годов.

Пусть еще не состоялись вполне творческие взлеты Исаковского, но кни­жечки уже есть, они читаются, и они всерьез отражают мучительные поиски начинающим поэтом своего места, своего пути.

В предисловии к сборнику «По ступеням времени», включающему стихи 1914-1921 годов, автор заявляет: «Шестнадцать стихотворений, помещенных здесь, являются первым камнем того творческого издания, которое я буду строить в течение всей своей жизни».

Конечно же, пробный камень оказался еще непрочным, но энтузиазм строителя был велик, и строительство началось.

Не выработав пока собственной манеры письма, Молодой поэт, порой и сам
того не замечая, заимствует и подражает. Отголоски самых разных поэтических
традиций, стилей, манер, причудливо переплетаясь, слышатся то тут, то там в
его ранних сборниках. Традиционное, книжное вытесняет зачастую личные
впечатления от реальной жизни. Так в стихотворении о мировой войне «Из
цепи тревог», написанном в историческом 19-ом году, мы еще не чувствуем
признаков того буржуазно-революционного времени, когда стихотворение
создавалось. Зато встретим в нем такие и подобные строки:
Из слез и рыданий сплету я аккорды,
Загадочной нежности полны. V

Читаем это, и на память приходит «рыдающий аккорд» раннего Мая­ковского. Некоторые интонации дооктябрьского Маяковского, его примеры

_________________________________________________________________

1 Пеликанов А. «М. Исаковский». -М.: «Просвещение», 1989, с.88

2 Исаковский М. «Лирика». -М.: «Детская литература», 1974, с.77


контрастного строения образа, узнаем и в стихотворении «Два мира» (1920):

Улицы, солнцем обласканы,

В расцветах весны утопали,

Но лица рабочих казались черными масками,

Казались тюрьмой их сырые подвалы.1

Как бы ни отрицал это позднее Исаковский, все-таки сильное влияние на него в то время оказала пролеткультовская поэзия. Да и как не влиять, если Пролеткульт в 1917-1920 годах был основной и самой массовой литературной организацией, объединяющей пролетарских и бедных крестьянских писателей для строительства новой, пролетарской литературы и культуры. Исаковский имел прямое отношение к смоленскому губернскому Пролеткульту, общался с вид­ными его представителями.

Даже неумелые, «неуклюжие», по его собственным выражениям, стихи юного Исаковского с точки зрения эстетики нельзя отождествлять с планетарно-космической поэзией пролеткультовцев.

Главное, что отличает его от пролеткультовцев уже в ранних сборниках, -это близость к классикам, особенно к Некрасову, тяготение, пусть еще не дос­таточно осознанное, к истинно народному, национальному, к поэтической точности и естественности.

В исканиях начинающего Исаковского отразились общие черты нашей молодой литературы той поры, не исключая слабостей и противоречий.

Уже в стихах 1920 года поэт делает попытку реалистически осознать диковинное и чудесное, проникнуть в существо реальных фактов, раскрыть их обобщающий смысл.

___________________________________________________________________

1 Исаковский М. «Лирика». - М.: «Детская литература», 1974, с.51


. Исаковскому все возрастающее внимание к действительности, к тому новому, что появлялось в жизни, помогало творчески формироваться, обретать свой голос.

К середине двадцатых годов его поэтический голос поэта стал заметно крепнуть и все более обретать черты самобытности.

Исаковский сообщал впоследствии (в письме от 24 октября 1950 года): «Уже примерно в году 1924-1925 я дошел до понимания того, что поэзию нуж­но искать в будничном дне, что слова нужно расходовать скупо, что красота поэзии заключается не в том, что поэт употребляет какие-то «красивые» сло­ва, а в том, что эти слова должны быть самыми точными, единственными в том или ином случае, незаменимыми. И хотя на практике я не всегда мог осуществить это положение, но повторяю: я его понимал и по мере сил старался осуществлять».

Заканчивалась пора литературного ученичества, Исаковский выходил на самостоятельную поэтическую дорогу.

В 1927 году в Москве, в государственном издательстве, вышла книга М.Исаковского «Провода в соломе». Составленная из наиболее значительных его стихотворений первой половины двадцатых годов, замеченная и высо­ко оцененная М. Горьким, она обозначила начало самостоятельного поэтиче-

_________________________________________________________________

1 Рыленков Н. «Народный поэт». - М.: «Просвещение», 1992, с.76


ского пути, обретение им самостоятельного поэтического голоса.

Мужание Исаковского - поэта совпало со временем активного становления советской литературы, когда выковывались стиль, соответствующий эпохе, и форма, понятная миллионам.

В самом названии сборника «Провода в соломе» появляется его основ­ная идейно-художественная мысль. Это не просто красивая метафора, но обоб­щенный реалистический образ, передающий характерные закономерности жиз­ни. В книге рассказывается о проводах новой жизни, идущих в соломенную деревенскую глушь. Исаковский изображает конкретные, зримые приметы электрификации и радиофикации захолустного села, когда засветились здесь «частоколы из огней», несущие людям такую красоту, что «завидуют деревне небеса», «плывут огни по медным проводам», и вспыхивает лампочка Ильича под потолком ветхой крестьянской хаты, когда чудесные радиомосты соеди­няют деревню со всем большим миром и вечерами крестьяне собираются в красном уголке, чтобы послушать по радио политические новости и волшебную музыку из столицы. Но невелика была бы заслуга поэта, если б он только зафик­сировал эти, изумительные факты. Исаковский поэтически взвол­нованно раскрывает нравственный и психологический перелом, который они рождают в душе сельского труженика, жадно тянущегося к новой правде и вступающего на путь активной борьбы за нее.

В сборнике «Провода в соломе» отчетливо начинают выявляться основные черты художественной индивидуальности Исаковского. Важнейшие из них -поэтическая скромность, сдержанность и простота при большой лиричности и глубине содержания. «Стихи у него, — писал в рецензии М. Горький, — простые, хорошие, очень волнуют своей искренность… Страдаю пристрасти­ем к стихам, простая форма которых насыщена ценным содержанием».

Исаковский в своей работе над фразой, над словом и над строкой стре­мится к наибольшей безыскусственности и отчетливости изображения,

строгой1 точности и ясности его, пытаясь немногими, малыми средствами

______________________________________________________________________

1 Рыленков Н. «Народный поэт». - М.: «Просвещение», 1992, с.81

поведать о важном и значительном. Он сознательно не ищет каких-то необыкновенных слов, ведет речь тихо и затаенно. В самых обычных его словах обнаруживается неподдельная искренность и задушевность, потому что это слова об очень близком и дорогом его сердцу.

Сборник «Провода в соломе» свидетельствовал о наступлении творческой зрелости Исаковского. Взволнованность, искренность, раскрытие героики будней - таковы несомненные достижения Исаковского, с которыми молодой поэт выходил на широкую дорогу творчества.

После «Проводов в соломе» выходят новые книги Исаковского: «Провинция» (1930г.), «Мастера земли» (1930г.), «Избранники земли» (1931г.), составленные из произведений конца 20-х годов. Поэт продолжает совершенствовать уже определившуюся линию своего творчества.

В сборниках, охватывающих стихи конца 20-х годов, становится шире творческий диапазон Исаковского, зарождается новое качество его поэзии -лирический юмор. Сатирический и юмористический характер носит его книга «Провинция», в которой и лукаво-добродушные стихотворения высмеивают пережитки прошлого в быту, в психологии людей. Книга эта в творчестве Исаковского промежу­точная, она, как сказано в авторском предисловии, «сложилась в результате всяких побочных работ, поиска новых жанров, новых примеров ».

Комичны влюбленные, выражающие глубоко личные чувства посредством штампов бюрократического языка:

В позабытной стороне,

В заболецкой волости,

Ой, понравилась ты мне,

Целиком и полностью.

Порой юмор поэта становится колким, сердитым, перерастает в сатиру. Од­нако сатирическая линия в поэзии Исаковского не получила развития, а

___________________________________________________________________

1 Исаковский М. «Лирика». - М.: «Детская литература», 1974, с.32


добродушный юмор стал неотъемлемым свойством целого ряда его лириче­ских произведений.

В середине 30-х годов Исаковский приобретает широкую известность, его стихи и песни звучат по всей стране.

Поэзия в 30-е годы была на переднем крае социалистического созидания, в гуще народного труда и борьбы. Появилась плеяда новых самобытных поэтических талантов: Н. Тихонов, Н. Заболоцкий, В. Луговской, В. Лебедев-Кумач, М.Исаковский, А. Твардовский и другие.

Все они служили общему делу, в будничном отображали ти­пичное, общезначимое. Поэты 30-х годов воспевали величие дел и перспектив строящего социализм народа, страну в кипении работ, простого человека на большой стройке.

3. Творческая зрелость поэта Безмерно трагическим и героическим для нашей страны был период Великой Отечественной войны. Ценой невероятных жертв и лишений добывалась вели­кая победа над коварным врагом. Сти­хи и песни Исаковского в те дни передавали чувства испепеляющей ненависти людей к врагу, пробуждали чувства отваги, умножали любовь к Родине. Ми­хаилу Исаковскому тяжелая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую


шинель, но и в глубоком тылу на него обрушились горести и несчастья, общие
для всех советских людей,

Под пятой фашистских оккупантов оказалась его малая Родина-Смо­ленщина. В Глотовке был сожжен врагами его отчий дом.

Поэт всю войну прожил в небольшом городе Чистополе, терпя вместе со всеми тяготы и лишения вынужденной эвакуации. Об этом он поведал в стихотворениях «Земля в Чистополе», «Из Чистопольских записей». В Чистопо­ле подолгу не работали почта и радио, но ни на минуту не испытывал Исаков­ский душевного отрыва от общей судьбы народа, не исключая себя из атмо­сферы всенародной борьбы. Тяжело, горько переживал Исаковский невозмож­ность с оружием в руках сражаться на фронте. Но сердцем поэт был на фронте, в строю бойцов.

А дни бегут. А сила не вернется, А старость бродит по моим следам. Пусть будет так. Но все же сердце бьется

И это сердце - без остатка - там.1

Лирика Исаковского тех грозных лет - настоящая поэтическая летопись войны. Проникновенно поэт рисует суровые будни фронта и тыла, героические дела и чувства воинов и партизан, рабочих и колхозников, раскрывает все­народный характер и исторический смысл борьбы с фашизмом.

Поэтически отображаются не только чувства и думы бойцов-фронтовиков («Перед боем»), но и мужество матери, благословляющей сына-воина («Наказ сыну»), беженцев, покидающих родные края («Мы шли...»), девушки, прово­жающей бойца на позиции («Огонек»), советских девушек, угнанных в фашистскую неволю («Не у нас ли, подруженьки...»).

Самым сильным, самым примечательным было написанное к концу войны стихотворение «Враги сожгли родную хату...», ставшее впоследствии из­вестнейшей песней. Каких лирических глубин, какого психологического на­кала достигает здесь сконцентрированное чувство боли, страдания и

___________________________________________________________________

1 Исаковский М. «Лирика». - М.: «Детская литература», 1974, с.32


вырастающей отсюда жгучей ненависти к фашистам, врагам всего живого!

Перед нами написанная кровью сердца, потрясающая душу история солдата-героя, который, пройдя со славой долгий путь войны, вернулся в родные края и ничего не нашел там, кроме пепелища на месте своей хаты и могильного холмика, укрывшего любимую жену. Скупы его слова, а за ними — жгучая мука и боль, которую в те годы испытывали многие и которую вообще трудно позабыть. Потому-то и сегодня глубоко волнуют горестные, жгущие сердце своей обнаженной правдой строки:

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью,

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?1

Лирика, эпос и драма слились воедино в этом произведении. Автор как бы стоит в стороне, повествует о человеческой трагедии, страшной судьбе солдата, который, спасая мир и жизнь для всех людей, сам уце­лел, но потерял самого близкого человека, утратил дом, нашел только пепелище на своей малой родине.

В 1943 году, когда дымилась только что освобожденная от врагов родная его Смоленщина, люди, выходившие из укрытий, брались за топоры, чтобы строить новые жилища. Исаковский чутко улавливает и мастерски передает ритмику трудового созидания, динамику самой жизни.

На родных пепелищах - с утра до заката –

Топоры неумолчно стучат,

И, поднявшись над пеплом, сосновые хаты,

Словно колокол медный, звучат.

________________________________________________________________

1 Исаковский М. «Лирика». -М.: «Детская литература», 1974, с.57

2 Там же, с.69


В 1944 году Исаковский создает стихотворение «Слово о России», поды­тоживающее основные идейные и художественные мотивы его военной лирики. В центре его - поэтически величавый и человечески конкретный образ со­ветской Родины, которая наделена всеми чертами живого борющегося че­ловека.

Советская Россия! Родная наша мать!

Каким высоким словом

Мне подвиг твой назвать?

В годину испытаний,

В боях с ордой громил

Спасла ты, заслонила

От гибели весь мир.

Особо следует сказать о «Катюше» М. Исаковского и М. Блантера — песне большой и удивительной судьбы. Созданная в 1938-39 годах, в самый канун II мировой войны, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну, песня о скромной девушке с берегов Угры, храня­щей верность «бойцу на дальнем пограничье», звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств - любви к близкому человеку, не­отделимой любви к Родине. Уже тогда, в те мирные времена, «Катюша» была самой популярной из всех советских песен, исполнялась в самых дальних уголках необъятной нашей страны.

В годы Великой Отечественной «Катюша» стала песней-воительницей, песней-героиней. Недаром, когда в Красной Армии появилось новое грозное оружие - гвардейские реактивные минометы- бойцы дали ему ласковое про­звище «Катюша». По заказу командующего этим родом войск генерала А.И. Нестеренко, Исаковский написал новое стихотворение- «Песня про «Катюшу». В нем были такие слова: «И на море, и на суше - по дорогам фронтовым - ходит русская «катюша», ходит шагом боевым».

Большим личным счастьем для Исаковского было то, что грозные «катюши»

__________________________________________________________________

1 Исаковский М. «Лирика». - ML: «Детская литература», 1974, с.79


дали уничтожающий залп по врагу под Ельней - родным городом юности по­эта; там эти минометы получили звание гвардейских.

Воевала сама песня и на фронте, и в тылу, стали возникать много­численные фольклорные варианты «Катюши», в которых скромная невеста по­граничника кем только не перебывала: и санитарам, и снайпером, и автоматчиком и летчиком, и танкистом.… Впоследствии фольклористами бы­ло собрано более сотни таких вариантов.

Итальянские партизаны, перефразировав текст «Катюши», сделали ее своим гимном и с нею освобождали от фашистов Рим. Впоследствии, совершив по­ездку в Италию, Исаковский убедился, что более 2/3 населения Италии, знают уже свою «Катюшу».

В послевоенные годы судьба песни «Катюша» пролегла через десятилетия, через страны, континенты.

На родине Исаковского, там, где поднимается над Угрою «берег крутой», стоит сегодня оригинальный памятник песне «Катюша»: на прикрепленной к большому камню - валуну медной табличке, высечены слова из песни, а рядом - беседка с бревенчатыми скамейками под навесом.

Живет и не старится очаровательная «Катюша» Исаковского - песня-труженица, песня-созидательница, песня-любовь.

Вся поэзия Исаковского в период творческой зрелости предстает как одна вдохновенная «песня большая-большая» - о советской Родине, о ее людях. Патриотизм — внутреннее свойство души поэта. Ярко свидетельствует об этом и произведения Исаковского послевоенных лет. Ко многим его прекрасным сти­хам во славу строящей и созидающей Родины, во славу мира и труда, прибав­ляются в это время шедевры патриотической лирики: песня «Летят перелетные птицы» и поэма «Песня о Родине», которые в числе других произведений по­слевоенного сборника «Стихи и песни» были удостоены государственной пре­мии за 1943 год.

С годами Исаковский все чаще пользуется фольклорными мотивами. Он много уделяет внимания переложению и обработке старинных песен и сказок


(русских, украинских и белорусских). Примером такой работы является сказка «Царь, поп и мельник».

Раздумывая над произведениями русской классики и современной совет­ской поэзии, Исаковский приходит к выводу, что поэт должен быть передовым человеком своего времени, носителем и творцом духовной культуры на­рода. Истинный поэтический талант, по его мнению, состоит в том, чтобы, оста­ваясь в творчестве самобытным, выражая в стихах свою личность, свой харак­тер, свои мысли, рассказывать в то же время о самом важном и значительном для всего народа. Поэт, как полагает Исаковский, всегда художественно открывает явление, впервые находит и впервые произносит о нем самые необходимые слова, поэтому он должен непрерывно расти как человек, как личность, неустанно двигаться вперед, «находить все новые и новые способы отображения действительности,обогащать поэзию все новыми и новыми поэтическими находками». В этом, по мысли Исаковского, и заключается «секрет» поэзии, сущность истинного поэтического таланта.

На протяжении всего творческого пути Исаковский неутомимо отстаивал эти принципы художественного творчества.

В последние годы Михаил Васильевич занимался депутатской деятельно­стью - он был депутатом Верховного совета РСФСР четырех созывов. Родина высоко оценила писательский труд Исаковского. За литературную работу он

был награжден 4-мя орденами Ленина и Золотой Медалью «Серп и молот» и Героя социалистического труда, 2-мя орденами Трудового Красного знамени, орденом «Знак Почета», был лауреатом 2-х Государственных премий первой

степени.

____________________________________________________________________

1 Рыленков Н. «Народный поэт». - М.: «Просвещение», 1992, с.64


В 1964 году началось обострение болезни Исаковского (инфаркт, тяжелое воспаление легких). Как писал сам поэт: «Я уже давно болен. Причем болезни мои (их несколько) носят такую форму, что работать мне невозможно и даже думать о чем-либо трудно».

Что-то грустно мне стало, -
День и вправду печальный.

Няня верно сказала: Я — больной невставальный.1

Но поэт не унывает:

Пусть я нынче на ложе

Распростерт госпитальном, -

Невставальный - так что же? –

Скоро буду вставальным.

(«В больнице» 1968г.)

Состояние здоровья у него не раз было совсем критическим. Еще в письме М. И, Погодину 25 мая 1966 года он сообщал: «Я нахожусь во Внукове. Всё бы ни­чего, но невероятно ослаблено сердце. Лежать я могу, сидеть за столом и что-нибудь тихонечко делать тоже могу некоторое время, но пройти 25—30 ша­гов мне уже трудно: начинается страшное сердцебиение, подкашиваются ноги, темнеет в глазах. Даже такой нагрузки, как ходьба (очень тихая), сердце не пе­реносит. Никогда не думал, что такое может быть со мною. Уж что другое, а сердце у меня всегда было хорошее. А вот чем кончилось...».3

Потом наступали периоды улучшения, но к началу 70-х годов надежд на полное выздоровление уже не оставалось. Поэт предчувствовал конец жиз-

__________________________________________________________________

1 Исаковский М. «Лирика». - М.: «Детская литература», 1974, с.46

2 Там же, с.47

3 Рыленков Н. «Народный поэт». - М.: «Просвещение», 1992, с.62


ненного пути и подводил итоги прожитого и сделанного, вспоминал детство, жизнь свою и жизнь страны, выделяя в них главное.

Новый 1970 год Исаковский встречает в санатории им. Герцена под Москвой. В январе Центральное телевидение готовило программу к 70-летию

Исаковского. Михаил Васильевич принимал участие в съемках этой программы.

Летом 1971 года одновременно в больнице близко друг от друга находятся Исаковский и Твардовский. Оба они в тяжелом состоянии и встретиться не могут. В декабре 1971 года умирает Твардовский, что тяжело переживает Михаил Васильевич.

В это время Исаковский продолжает писать книгу «На Ельнинской земле»,

над которой начал работать в 1967 году.

Круг его личных интересов был обширным и разнообразным. В последние

дни его жизни беспокоило самое главное дело его жизни - творчество. Он

знал, что близится развязка. Надо было успеть закончить книгу. И он за 3 дня

до своей кончины по просьбе редакторов издательства «Молодая гвардия», где

готовилась к выпуску книга «На Ельнинской земле», написал 3 странички

врезки под заголовком «После февральского переворота». Гранки этой книги

он читал и правил сам. Последнюю корректуру держал в руках. Вот только

выхода книги в свет он не дождался... 22 июня 1973 года Михаила Васильевича

не стало.

По словам А. Дементьева: «Исаковский был предельно искренен в своих

стихах. Он бесконечно верил в то, о чем писал. Он писал - как жил. И жил - как

писал: широко, открыто, талантливо».

Исаковский был зачинателем одной из главных линий советской поэзии, основателем Смоленской поэтической школы, и его можно с полным основанием называть наставником


Заключение

Значение любого художника слова измеряется масштабами отображения им объективной исторической действительности, насущных чаяний и ожиданий народных, идейно-художественным мастерством. В истории русской совет­ской литературы М. Исаковский стоит в одном ряду с такими поэтами, как В.Маяковский, С. Есенин, Н. Тихонов, Н. Асеев, М. (Светлов, Д. Прокофьев, А.Твардовский... Каждый из них в индивидуально-неповторимых образах и формах выразил душу народа и страны, запечатлел нашу русскую жизнь на решающих, поворотных этапах ее истории. Своеобразие Исаковского, поэта мягкого и нежного голоса, - в теплом, проникновенном и светлом лиризме, в берущей за душу искренности, легкости и выразительности его внешне скром­ных творений.

Непреходящее значение творчества Исаковского в нашей жизни и в нашей литературе измеряется глубиной отображения советской действительности в прозрачно ясных и светлых стихах, неустанной борьбой за художественное совершенство в духе самых действенных и плодотворных для нашей поэзии классических и народнопесенных традиций, дружеским наставничеством и бескорыстной помощью многим молодым и немолодым собратьям по перу.

Все лучшее, что написано Исаковским, близко и дорого каждому совет­скому человеку. Сердцем говорит поэт со своим народом, к каждому челове­ку и ко всей Родине подходит как к родному существу:

Земля, земля—родная мать!

Поговори с любимым сыном...

Иначе и быть не может, если и сам он — верный сын народа, истинно на­родный поэт.

Течет беспредельная река времени. За 90 с лишним лет неизмеримо раз­росся многоцветный сад поэзии нашей страны. Десятки талантливых поэтов составляют сегодня цвет и гордость многообразной русской литературы.

___________________________________________________________________

Исаковский М. «О поэтическом мастерстве». - М.: «Экспресс», 1970, с.86


Подрастают новые таланты, рождаются многочисленные новые хорошие песни. Но не «облетает цвет» с тихого и проникновенного творчества Михаила Исаковского, глубоко, по-своему выразившего душу народную, простую и муд­рую как жизнь, красивую как песня. И любовь народа к своему прекрасному поэту «не проходит, нет!».

Встреча с поэзией Исаковского навсегда оставила след в моем сердце. На видном месте стоит у меня дома томик избранных произведений поэта.

Перечитывая любимые стихи, поражаюсь его человечности и доброте, той доверительности, с которой он шел к своим читателям.

Исаковский был предельно искренен в своих стихах. Он бесконечно верил в то, о чем писал. Поэтому его поэзия живет, борется, радуется вместе с нами- она биография нашего Времени.

Список литературы

1. Дворецкий Д. «Дорогие сердцу имена…». - М. «Московский рабочий», 1987.

2. Исаковский М. «Лирика». - М. «Детская литература»,1974.

3. Исаковский М. «О поэтическом мастерстве». - М. «Экспресс», 1970.

4. Поликанов А. «М. Исаковский».- М. «Просвещение», 1989.