Главная              Рефераты - Разное

Характер Византийской императорской власти в 12-14 веках - реферат

Реферат

Характер Византийской императорской власти в 12-14 веках

Содержание

стр.

Введение 3

1. Характер Византийской императорской власти 4

1.1 Первый период (4 - сер. 7 вв.) 4

1.2 Второй период (середина 7-начало 13 вв.) 6

1.3 Третий период (1204-1453 гг.) 9

Список литературы 11

Введение

Византийская империя, государство, возникшее в 4 в. при распаде Римской империи в её восточной части и существовавшее до середины 15 в. Столицей Византии был Константинополь, основанный императором Константином I в 324-330 гг. на месте бывшей мегарской колонии Византии (отсюда название государства, введённое гуманистами уже после падения империи). Фактически с основания Константинополя началось обособление Византии в недрах Римской империи (с этого времени обычно ведут историю Византии). Завершением обособления принято считать 395 год, когда после смерти последнего императора единой Римской державы Феодосия I (правил в 379-395 гг.), произошло окончательное разделение Римской империи на Восточную Римскую (Византийскую) и Западную Римскую империи. Императором Восточной Римской империи стал Аркадий (395-408 годы). Сами византийцы называли себя римлянами-по-гречески «ромеями», а свою державу «Ромейской». На протяжении существования Византии происходили неоднократные изменения её территории.

Этнический состав населения Византии был пёстрым: греки, сирийцы, копты, армяне, грузины, евреи, эллинизированные малоазийские племена, фракийцы, иллирийцы, даки. С сокращением территории Византии (с 7 в.) часть народов осталась вне пределов Византии. В то же время на территории Византии расселялись новые народы (готы в 4-5 вв., славяне в 6-7 вв., арабы в 7-9 вв., печенеги, половцы в 11-13 вв. и др.). С 6-11 вв. в состав населения Византии входили этнические группы, из которых в дальнейшем сформировалась итальянская народность. Преобладающую роль в экономике, политической жизни и культуре Византии играло греческое население. Государственный язык империи в 4-6 вв.-латинский, с 7 в. до конца существования Византии-греческий. Многие проблемы социально-экономической истории Византии сложны и в решении их в советском византиноведении существуют различные концепции.

1. Характер Византийской императорской власти

В истории Византии можно выделить 3 основных периода.

1.1 Первый период (4 - сер. 7 вв.)

Первый период характеризуется разложением рабовладельческого строя и началом формирования феодальных отношений. Отличительной чертой начала генезиса феодализма в Византии было спонтанное развитие феодального строя внутри разлагавшегося рабовладельческого общества, в условиях сохранения позднеантичного государства. Особенности аграрных отношений в ранней Византии - сохранение значительных масс свободного крестьянства и крестьянские общины, широкое распространение колоната и долгосрочной аренды (эмфитевсиса), более интенсивная, чем на Западе, раздача рабам участков земли в виде пекулиев. В 7 в. в византийской деревне было подорвано, а местами уничтожено крупное рабовладельческое землевладение. На территории бывших поместий устанавливалось господство крестьянской общины. В конце 1-го периода в сохранившихся крупных поместьях (преимущественно в Малой Азии) труд колонов и рабов стал вытесняться всё шире применявшимся трудом свободных крестьян-арендаторов.

Византийский город 4-5 вв. в основном оставался античным рабовладельческим Полисом; но с конца 4 в. наблюдался упадок мелких полисов, их аграризация, а возникавшие в 5 в. новые города являлись уже не полисами, а торгово-ремесленными и административными центрами. Крупнейшим городом империи был Константинополь, центр ремесла и международной торговли. Византия вела оживлённую торговлю с Ираном, Индией, Китаем и др.; в торговле же с западноевропейскими государствами по Средиземному морю, Византия обладала гегемонией. По уровню развития ремесла и торговли, по степени интенсивности городской жизни Византия в этот период опережала страны Западной Европы. В 7 в., однако, города-полисы окончательно пришли в упадок, аграризации подверглась значительная часть городов, центр общественной жизни переместился в деревню.

Византия 4-5 вв. была централизованной военно-бюрократической монархией. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках императора (василевса). Совещательным органом при императоре был Сенат. Всё свободное население делилось на сословия. Высшим сословием было сенаторское. Серьёзной общественной силой стали с 5 в. своеобразные политические партии - димы, важнейшими из которых были венеты (возглавлялись сановной знатью) и прасины (отражали интересы торгово-ремесленных верхов). С 4 в. господствующей религией стало христианство (в 354, 392 годах правительство издало законы против язычества). В 4-7 вв. была выработана христианская догматика, сложилась церковная иерархия. С конца 4 в. стали возникать монастыри. Церковь превратилась в богатую организацию, обладавшую многочисленными земельными владениями. Духовенство освобождалось от уплаты налогов и повинностей (за исключением поземельного налога). В результате борьбы различных течений в христианстве (арианства, несторианства и др.) господствующим в Византии стало православие (окончательно в 6 в. при императоре Юстиниане I, но ещё в конце 4 в. император Феодосий I пытался восстановить церковное единство и превратить Константинополь в центр православия).

С 70-х гг. 4 в. не только внешнеполитическое, но и внутриполитическое положение Византии в значительной мере определяли отношения империи с варварами. В 375 году с вынужденного согласия императора Валента на территории империи (к югу от Дуная) расселились Вестготы. В 376 году вестготы, возмущённые притеснением византийских властей, подняли восстание. В 378 году объединённые отряды вестготов и части восставшего населения империи наголову разбили армию императора Валента при Адрианополе. С огромным трудом (ценой уступок варварской знати) императору Феодосию удалось подавить в 380 году восстание. В июле 400 варвары едва не завладели Константинополем, и только благодаря вмешательству в борьбу широких слоёв горожан они были изгнаны из города. К концу 4 в. с увеличением числа наёмников и федератов произошла варваризация византийской армии; временно за счёт поселений варваров расширились мелкое свободное землевладение и колонат. В то время как Западная Римская империя, переживавшая глубокий кризис, пала под ударами варваров, Византия (где кризис рабовладельческого хозяйства протекал слабее, где сохранились города как центры ремесла и торговли и мощный аппарат власти) оказалась экономически и политически более жизнеспособной, что позволило ей устоять против варварских нашествий. В 70-80-х гг. 5 в. Византия отразила натиск остготов.

В конце 5-6 вв. начались экономический подъём и некоторая политическая стабилизация Византии. Была проведена финансовая реформа в интересах торгово-ремесленной верхушки крупных городов Византии, в первую очередь Константинополя (отмена хрисаргира - подати, взимавшейся с городского населения, передача государством сбора налогов откупщикам, взимание поземельных налогов деньгами и т.д.). Социальное недовольство широких плебейских масс привело к обострению борьбы между венетами и прасинами. В восточных провинциях Византии усилилось оппозиционное религиозное движение монофиситов, в котором переплелись этнические, церковные, социальные и политические интересы различных слоёв населения Египта, Сирии и Палестины. В конце 5-начале 6 вв. на территории Византии с севера через Дунай начали вторгаться славянские племена (493, 499, 502 гг.). В правление императора Юстиниана I (527-565 гг.) Византия достигла апогея своего политического и военного могущества. Основными целями Юстиниана были восстановление единства Римской империи и упрочение власти единого императора. В своей политике он опирался на широкие круги средних и мелких землевладельцев и рабовладельцев, ограничивал притязания сенаторской аристократии; одновременно добился союза с православной церковью. Первые годы правления Юстиниана отмечены крупными народными движениями (529-530 гг. - восстание самаритян в Палестине, 532 год-восстание «Ника» в Константинополе). Правительство Юстиниана провело кодификацию гражданского права. Законодательство Юстиниана, направленное в значительной мере на укрепление рабовладельческих отношений, отражало в то же время изменения, происшедшие в общественной жизни Византии, содействовало унификации форм собственности, нивелировке гражданских прав населения, установило новый порядок наследования, заставляло еретиков переходить в православие под угрозой лишения гражданских прав и даже смертной казни. В правление Юстиниана усилилась централизация государства, была создана сильная армия. Это дало возможность Юстиниану отбить натиск персов на востоке, славян на севере и осуществить обширные завоевания на западе (в 533-534 гг. государства вандалов в Северной Африке, в 535-555 гг. Остготского королевства в Италии, в 554 году юго-восточных областей Испании). Однако завоевания Юстиниана оказались непрочными; в отвоёванных у варваров западных областях господство византийцев, реставрация ими рабовладения и римской налоговой системы вызывали восстания населения [восстание, вспыхнувшее в армии в 602 году, переросло в гражданскую войну, привело к смене императоров-престол занял центурион (сотник) Фока]. В конце 6-7 вв. Византия утратила завоёванные области на Западе (за исключением Южной Италии). В 636-642 гг. арабы завоевали наиболее богатые восточные провинции Византии (Сирию, Палестину, Верхнюю Месопотамию), в 693-698 гг. - её владения в Северной Африке. К концу 7 в. территория Византии составляла не более 1 /3 державы Юстиниана. С конца 6 в. началось заселение Балканского полуострова славянскими племенами. В 7 в. они расселились на значительной территории в пределах Византийской империи (в Мёзии, Фракии, Македонии, Далмации, Истрии, части Греции и даже были переселены в Малую Азию), сохранив, однако, свой язык, быт, культуру. Изменился этнический состав населения и в восточной части Малой Азии: появились поселения армян, персов, сирийцев, арабов. Однако в целом с потерей части восточных провинций В. стала этнически более единой, ядро её составляли земли, населённые греками или эллинизированными племенами, говорившими на греческом языке.

1.2 Второй период (середина 7-начало 13 вв.)

Второй период характеризуется интенсивным развитием феодализма. В результате уменьшения территории в начале этого периода Византия -преимущественно греческое, а в 11-12 вв. (когда в её состав временно входили славянские земли)- греко-славянское государство. Несмотря на территориальные потери, Византия оставалась одной из могущественных держав Средиземноморья. В византийской деревне в 8-1-й половине 9 вв. стала преобладающей свободная сельская община: общинные отношения расселившихся в Византии славянских племён способствовали укреплению и местных византийских крестьянских общин. Законодательный памятник 8 в. Земледельческий закон свидетельствует и о наличии соседских общин, и об имущественной дифференциации внутри них, о начале их разложения. Византийские города в 8-1-й половине 9 вв. продолжали переживать упадок. В 7-8 вв. в Византии произошли важные перемены в административном устройстве. Старые диоцезы и провинции заменяются новыми военно-административными округами - фемами. Вся полнота военной и гражданской власти в феме сосредоточивалась в руках командира фемного войска- стратега. Составлявшие войско свободные крестьяне - стратиоты-за несение военной службы зачислялись правительством в разряд наследственных держателей воинских земельных участков. Создание фемного строя по существу знаменовало децентрализацию государства. Вместе с тем оно укрепило военный потенциал империи и дало возможность в правления Льва III (717-741гг.) и Константина V (741-775 гг.) добиться успеха в войнах с арабами и болгарами. Политика Льва III была направлена на борьбу с сепаратистскими тенденциями местной знати (издание в 726 законодательного сборника Эклога, разукрупнение фем), на ограничение самоуправления городов.

В 8-1-й половине 9 вв. в Византии началось широкое религиозно-политическое движение-Иконоборчество (отражало преимущественно протест народных масс против господствующей церкви, тесно связанной с константинопольской сановной знатью), использованное провинциальной знатью в своих интересах. Движение возглавили императоры Исаврийской династии, которые во время борьбы с иконопочитанием изымали в пользу казны монастырские и церковные сокровища. С особой силой борьба иконоборцев и иконопочитателей развернулась в правление императора Константина V. В 754 Константин V созвал церковный собор, осудивший иконопочитание. Политика императоров-иконоборцев усилила провинциальную знать. Рост крупного землевладения и наступление феодалов на крестьянскую общину привели к обострению классовой борьбы. В середине 7 в. на востоке Византийской империи в Западной Армении зародилось народно-еретическое движение павликиан, распространившееся в 8-9 вв. в Малой Азии. Другое крупное народное движение в Византии 9 в.- восстание 820-825 гг. Фомы Славянин (умер в 823 году), охватившее малоазийскую территорию империи, часть Фракии и Македонии и с самого начала имевшее антифеодальную направленность. Обострение классовой борьбы напугало класс феодалов, заставило его преодолеть раскол в своих рядах и восстановить в 843 году и конопочитание. Примирение правительства и военной знати с высшим духовенством и монашеством сопровождалось жестокими преследованиями павликиан. Движение павликиан, вылившееся в середине 9 в. в вооружённое восстание, было в 872 году подавлено.

2-я половина 9-10 вв. -период создания в Византии централизованной феодальной монархии с сильной государственной властью, разветвленным бюрократическим аппаратом управления. Одной из основных форм эксплуатации крестьян являлась в эти века централизованная рента, взимавшаяся в виде многочисленных налогов. Наличие сильной центральной власти в значительной мере объясняет отсутствие в Византии феодально-иерархической лестницы. В отличие от западноевропейских государств, в Византии вассально-ленная система осталась неразвитой, феодальные дружины были скорее отрядами телохранителей и свитой, чем войском вассалов феодального магната. Две прослойки господствующего класса играли главную роль в политической жизни страны: крупные феодалы (динаты) в провинциях и чиновная аристократия, связанная с торгово-ремесленными кругами, в Константинополе. Эти социальные группировки, постоянно соперничая, сменяли друг друга у власти. К 11 в. феодальные отношения в Византии в основном стали господствующими. Разгром народных движений облегчил феодалам наступление на свободную крестьянскую общину. Обеднение крестьян и военных поселенцев (стратиотов) приводило к упадку стратиотского ополчения и снижало платёжеспособность крестьян, основных плательщиков налогов. Попытки некоторых императоров Македонской династии (867-1056 гг.), опиравшихся на чиновную знать и торгово-ремесленные круги Константинополя, заинтересованных в получении налогов с крестьян, задержать процессы обезземеливания общинников, разложения крестьянской общины и образования феодальных вотчин успеха не имели. В 11-12 вв. в Византии завершилось формирование основных институтов феодализма. Вызревает вотчинная форма эксплуатации крестьян. Свободная община сохранилась лишь на окраинах империи, крестьяне превратились в феодально-зависимых людей (париков). Труд рабов в сельском хозяйстве утратил значение. В 11-12 вв. постепенно распространилась Прония (форма условного феодального землевладения). Правительство раздавало феодалам права экскуссии. Спецификой феодализма в Византии было сочетание сеньориальной эксплуатации зависимых крестьян с взиманием централизованной ренты в пользу государства.

Со 2-й половины 9 в. начался подъём византийских городов. Развитие ремесла было связано главным образом с возросшим спросом на ремесленные изделия усилившейся византийской феодальной знати и с ростом внешней торговли Византии. Расцвету городов содействовала политика императоров (предоставление льгот торгово-ремесленным корпорациям и др.). Византийский город к 10 в. приобрёл черты, характерные для средневековых городов: мелкое ремесленное производство, образование торгово-ремесленных корпораций, регламентация их деятельности государством. Спецификой византийского города являлось сохранение института рабства, хотя основной фигурой производства стал свободный ремесленник. С 10-11 вв. в своём большинстве византийские города-не только крепости, административные или епископальные центры; они становятся средоточием ремесла и торговли. Константинополь вплоть до середины 12 в. оставался центром транзитной торговли между Востоком и Западом. Византийские мореходство и торговля, несмотря на конкуренцию арабов и норманнов, всё ещё играли главную роль в бассейне Средиземного моря. В 12 в. произошли изменения в экономике византийских городов. Несколько сократилось ремесленное производство и снизилась техника производства в Константинополе, в то же время наблюдался подъём провинциальных городов-Фессалоник, Коринфа, Фив, Афин, Эфеса, Никеи и др. Пагубно отразилось на экономике византийских городов проникновение в Византии венецианцев и генуэзцев, получавших от византийских императоров значительные торговые привилегии. Препятствовала развитию византийского (особенно столичного) ремесла государственная регламентация деятельности торгово-ремесленных корпораций.

Во 2-й половине 9 в. возросло влияние церкви. Византийская церковь, обычно покорная императорам, при патриархе Фотии (858-867 гг.) стала отстаивать идею равноправия духовной и светской власти, призывала к активному осуществлению христианизации соседних народов с помощью церковных миссий; пыталась ввести православие в Моравии, используя миссию Кирилла и Мефодия, провела христианизацию Болгарии. Разногласия между константинопольским патриархатом и папским престолом, обострившиеся ещё при патриархе Фотии, привели в 1054 году к официальному разрыву (схизме) между восточными и западными церквами [с этого времени восточная церковь стала называться грекокафолической (православной), а западная-римско-католической]. Однако окончательное Разделение церквей произошло после 1204 году.

Внешняя политика Византии во 2-й половине 9-11 вв. характеризуется постоянными войнами с арабами, славянами, позднее-с норманнами. В середине 10 в. Византия отвоевала у арабов Верхнюю Месопотамию, часть Малой Азии и Сирии, Крит и Кипр. В 1018 году Византия завоевала Западно-Болгарское царство. Балканский полуостров до Дуная был подчинён власти Византии. В 9-11 вв. большую роль во внешней политике Византии стали играть взаимоотношения с Киевской Русью. После осады Константинополя войсками киевского князя Олега византийцы были вынуждены заключить в 911 году выгодный для русских торговый договор, способствовавший развитию торговых связей Руси и Византии по великому пути из «варяг в греки». В последней трети 10 в. Византия вступила в борьбу с Русью за Болгарию; несмотря на первоначальные успехи киевского князя Святослава Игоревича, победу одержала Византия. Между Византией и Киевской Русью при киевском князе Владимире Святославиче был заключён союз, русские помогли византийскому императору Василию II подавить феодальный мятеж Фоки Варды, а Василий II был вынужден согласиться на брак своей сестры Анны с киевским князем Владимиром, что способствовало сближению Византии с Русью. В конце 10 в. на Руси было принято христианство из Византии (по православному обряду).

Со 2-й трети до начала 80-х гг. 11 в. Византия переживала период кризиса, государство потрясали «смуты», борьба провинциальных феодалов против столичной знати и чиновничества [феодальные мятежи Маниака (1043 год), Торника (1047 год), Исаака Комнина (1057 год), временно захватившего престол (1057-1059 годы)]. Ухудшилось и внешнеполитическое положение империи: византийскому правительству приходилось отражать одновременно натиск печенегов и турок-сельджуков. После разгрома византийской армии войсками сельджуков в 1071 году при Маназкерте Византия потеряла большую часть Малой Азии. Не менее тяжёлые потери понесла Византия и на Западе. К середине 11 в. норманны захватили большую часть византийских владений в Южной Италии, в 1071 году овладели последним опорным пунктом византийцев-г. Бари (в Апулии).

Борьба за престол, обострившаяся в 70-х гг. 11 в., завершилась в 1081году победой династии Комнинов (1081-1185 гг.), выражавшей интересы провинциальной феодальной аристократии и опиравшейся на узкий слой знати, связанной с ней родственными узами. Комнины порвали со старой бюрократической системой государственного управления, ввели новую систему титулов, которые присваивались лишь высшей знати. Власть в провинциях была передана военным командирам (дукам). При Комнинах вместо народного ополчения стратиотов, значение которого упало ещё в 10 в., главную роль стали играть тяжеловооружённая конница (катафракты), близкая к западноевропейскому рыцарству, и наёмные войска из иноземцев. Укрепление государства и армии позволило Комнинам добиться успехов в конце 11-начале 12 вв. во внешней политике (отразить наступление норманнов на Балканы, отвоевать у сельджуков значительную часть Малой Азии, установить суверенитет над Антиохией). Мануил I принудил Венгрию признать суверенитет Византии (1164 год), утвердил свою власть в Сербии. Но в 1176 году византийская армия была разгромлена турками при Мириокефалоне. На всех границах Византии была вынуждена перейти к обороне. После смерти Мануила I вспыхнуло народное восстание в Константинополе (1181 год), вызванное недовольством политикой правительства, покровительствовавшего итальянским купцам, а также западноевропейским рыцарям, поступавшим на службу к императорам. Использовав восстание, к власти пришёл представитель боковой ветви Комнинов Андроник I (1183-1185 гг.).

Реформы Андроника I были направлены на упорядочение государственного бюрократического аппарата, на борьбу с коррупцией. Неудачи в войне с норманнами, недовольство горожан торговыми привилегиями, предоставленными императором венецианцам, террор в отношении высшей феодальной знати оттолкнули от Андроника I даже его бывших союзников. В 1185 году в результате мятежа знати Константинополя к власти пришла династия Ангелов (1185-1204 году), правление которой знаменовал закат внутреннего и внешнего могущества Византии. Страна переживала глубокий экономический кризис: усилились феодальная раздробленность, фактическая независимость правителей провинций от центральной власти, пришли в упадок города, ослабли армия и флот. Начался распад империи. В 1187году отпала Болгария; в 1190 году Византия была вынуждена признать независимость Сербии. В конце 12 в. обострились противоречия между Византией и Западом: папство стремилось подчинить византийскую церковь римской курии; Венеция добивалась вытеснения из Византии своих конкурентов-Генуи и Пизы; императоры «Священной Римской империи» вынашивали планы подчинения Византии. В результате переплетения всех этих политических интересов изменилось направление (вместо Палестины- в Константинополь) 4-го крестового похода (1202-1204 гг.). В 1204 под ударами крестоносцев пал Константинополь, Византийская империя перестала существовать.

1.3 Третий период (1204-1453 гг.)

Третий период характеризуется дальнейшим усилением феодальной раздробленности, упадком центральной власти и постоянной борьбой с иноземными завоевателями; появляются элементы разложения феодального хозяйства. На завоёванной крестоносцами части территории Византии была основана Латинская империя (1204-1261 гг.). Латиняне подавляли в Византии греческую культуру, засилье итальянских торговцев мешало возрождению византийских городов. Из-за сопротивления местного населения крестоносцам не удалось распространить свою власть на весь Балканский полуостров и Малую Азию. На не покорённой ими территории Византии возникли независимые греческие государства: Никейская империя (1204-1261 гг.), Трапезундская империя (1204-1461 гг.) и Эпирское государство (1204-1337 гг.).

Ведущую роль в борьбе с Латинской империей сыграла Никейская империя. В 1261 году никейский император Михаил VIII Палеолог при поддержке греческого населения Латинской империи отвоевал Константинополь и восстановил Византийскую империю. На престоле укрепилась династия Палеологов (1261-1453 гг.). Византия в последний период своего существования представляла собой небольшое феодальное государство. Трапезундская империя (до конца существования Византии) и Эпирское государство (до присоединения его к Византии в 1337 году) оставались самостоятельными. В Византии этого периода продолжали господствовать феодальные отношения; в условиях безраздельного господства крупных феодалов в византийских городах, итальянского экономического засилья и турецкой военной угрозы (с конца 13 - начала 14 вв.) ростки раннекапиталистических отношений (например, аренда предпринимательского типа в деревне) в Византии быстро гибли. Усиление феодальной эксплуатации вызывало народные движения в деревне и в городе. В 1262 году произошло восстание вифинских акритов - пограничных военных поселенцев в Малой Азии. В 40-х гг. 14 в. в период острой борьбы двух феодальных клик за престол (сторонников Палеологов и Кантакузинов) антифеодальные восстания охватили Фракию и Македонию. Особенностью классовой борьбы народных масс этого периода явилось объединение действий городского и сельского населения против феодалов. С особой силой народное движение развернулось в Фессалониках, где восстание возглавили Зилоты (1342-1349 гг.). Победа феодальной реакции, постоянные феодальные междоусобицы обессилили Византию, которая не смогла противиться натиску турок-османов. В начале 14 в. они захватили византийские владения в Малой Азии, в 1354году-Галлиполи, в 1362 году-Адрианополь (куда в 1365 годусултан перенёс свою столицу) и затем овладели всей Фракией. После поражения сербов у Марицы (1371 год) Византия вслед за Сербией признала вассальную зависимость от турок. Разгром турок войсками среднеазиатского полководца Тимура в 1402 году в битве при Анкаре отсрочил на несколько десятилетий гибель Византии. В этой обстановке византийское правительство тщетно искало поддержки стран Западной Европы. Реальной помощи не дала и заключённая в 1439 году на Флорентийском соборе уния между православной и католической церквами на условии признания главенства папского престола (уния была отвергнута византийским народом). Турки возобновили натиск на Византию. Экономический упадок Византии, обострение классовых противоречий, феодальные усобицы, своекорыстная политика западноевропейских государств облегчили победу турок-османов. После двухмесячной осады 29 мая 1453 году Константинополь был взят штурмом турецкой армией и разграблен. В 1460 году завоеватели покорили Морею, а в 1461 году захватили Трапезундскую империю. К началу 60-х гг. 15 в. Византийская империя прекратила своё существование, её территория вошла в состав Османской империи.

Список литературы

1. Левченко М. В. История Византии. Краткий очерк, М.- Л., 1940;

2. Сюзюмов М. Я. Византия, в кн.: Советская историческая энциклопедия, т. 3, М., 1963;

3. История Византии. т. 1-3, М., 1967;

4. Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию, М.-Л., 1951;

5. Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв., М.-Л., 1964;

6. Удальцова З. В. Италия и Византия в VI в., М., 1959;

7. Липшиц Е. Э. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII-первая пол. IX в., М.-Л., 1961;

8. Каждан А. П. Деревня и город в Византии в IX-X вв., М., 1960;

9. Горянов Б. Т. Поздневизантийский феодализм, М., 1962;

10. Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений, М., 1956;

11. Литаврин Г. Болгария и Византия в XI-XII вв., М., 1960;