Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой Средняя группа Автор-составитель З. А. Ефанова Волгоград - реферат
Издательство «Учитель»
Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. КОмаровой
Средняя группа
Автор-составитель З. А. Ефанова
Волгоград
УДК 372.3/.4
ББК 74.100.5
К63
Автор-составитель З. А. Ефанова
К63
Комплексные
занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гер-бовой, Т. С. Комаровой. Средняя группа / авт.-сост. З. А. Ефанова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 247 с.
ISBN 978-5-7057-2786-5
В пособии предлагаются конспекты комплексных занятий, позволяющих организовать воспитательно-образовательную работу по всем разделам «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (М.: Мозаика-Синтез, 2010) в средней группе.
Содержание занятий включает 2–3 раздела, связанных одним сюжетом, динамические, дидактические, подвижные, развивающие, музыкальные игры, задания и упражнения, что по-зволяет организовать комплексный подход к обучению дошкольников, опираясь на представленное календарно-тематическое планирование.
Средний дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал дошколят растет и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки к школьному обучению.
Очень важно в этот период дошкольного детства не дать ребенку устать от обучения. Нельзя забывать о его потребностях в движении, смене деятельности даже в рамках занятия. Организация занятий в дошкольных учреждениях часто не дает возможности ребенку отвлечься, поиграть, перейти от сложного задания к более легкому, что влечет за собой потерю интереса к учебной деятельности и нежелание выполнять требования педагога на занятии. Как следствие, ребенок 4–5 лет в самый пик своей любознательности не хочет ничему учиться, теряет интерес ко всему. В то же время творческие педагоги дошкольных образовательных учреждений стремятся изменить отношение детей к обучающей деятельности, находят новые методы и средства для проведения интересных, познавательных и увлекательных занятий. Таковыми являются комплексные занятия, система которых представлена в пособии на весь учебный год по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (М.: Мозаика-Синтез, 2010). В нее входят сетка-расписание, календарно-тематический план, развернутые конспекты занятий. С учетом программной сетки занятий все обучающие разделы на неделю распределены в том количестве, как того требует программа. Основы физического и музыкального воспитания включены как вспомогательные и отдельные элементы.
Организационный момент занятия позволяет детям сосредоточиться на учебной деятельности и перейти к основной части, где дошкольникам предлагаются основные задания, подкрепляемые дидактическими, развивающими, подвижными играми, упражнениями, переходящими ко второй части занятия по следующему разделу. Итоговая совместная игра, ответы на вопросы воспитателя закрепляют полученные знания.
Такая организация учебно-воспитательного деятельного процесса позволяет решать следующие задачи:
· учить находить решение проблемной ситуации, достигать результата, применять приобретенные умения в повседневной жизни;
· воспитывать желание учиться, узнавать новое.
Опираясь на календарно-тематический план, даже начинающий педагог сможет без затруднений реализовать комплексный подход к воспитанию и обучению в старшей группе.
· Формирование элементарных математических представлений (сенсорное воспитание).
· Музыкальное воспитание.
· Физическое воспитание.
Творческий подход, мастерство и желание педагогов позволят реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у детей старшего возраста положительные эмоции от общения с миром знаний.
Автор-составитель пособия выражает благодарность авторскому коллективу «Программы воспитания и обучения в детском саду», разработанной с учетом практики отечественного дошкольного образования, обеспечивающей становление личности ребенка и раскрывающей его индивидуальные особенности.
Календарно-тематическое планирование комплексных занятий в средней группе на ___/___ учебный год........................................................................................................................................................ 4
Занятие 5. Играем вместе. Музыкальная композиция «Болезнь куклы» (из «Детского альбома П. Чайковского)...................................................................................................................................... 33
Занятие 1. Фрукты. Рисование на тему «Любимые фрукты».................................................... 41
Занятие 2. Счет до 2. Порядковые числительные, геометрические фигуры. Комплекс упражнений «Яблоко»........................................................................................................................................... 43
Занятие 3. Описание фруктов. Лепка фруктов........................................................................... 44
Занятие 4. Фруктовый ларек. Комплекс упражнений «Апельсин»........................................... 45
Занятие 5. Новая квартира. Игра с пением «Веселая девочка Таня» (муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской и Р. Борисовой)................................................................................................................... 63
Занятие 1. Поздняя осень. Паучок и рябиновая ветка............................................................... 82
Занятие 2. Счет в пределах 4. Порядковый счет до 4. Геометрические фигуры. Подвижные игры............................................................................................................................................................ 84
Занятие 3. Поздняя осень. Овощи на зиму................................................................................. 86
Занятие 1. Профессии. Дорога для автомобиля......................................................................... 89
Занятие 2. Геометрические фигуры. Счет до 4. Подвижные игры............................................ 91
Занятие 3. Описание профессий. Пирожное............................................................................... 93
Занятие 4. Шапочка из бумаги. Упражнения с обручем............................................................ 95
Занятие 5. Стихотворение С. Михалкова «А что у вас?». Этюд-драматизация «Барабанщик» (муз. М. Красева)........................................................................................................................................ 96
Занятие 1. Наземный транспорт. Машина.................................................................................. 97
Занятие 2. Геометрические фигуры. Ориентирование в пространстве. Счет до 4. Подвижные игры............................................................................................................................................................ 99
Занятие 3. Описание транспорта. Грузовик............................................................................. 100
Занятие 5. «Рассказ о маленьком автомобильчике» Л. С. Берга. Песня «Паровозик» (муз. К. Влаха, сл. Н. Алпаровой)............................................................................................................................ 103
Занятие 3. Описание транспорта. Самолет.............................................................................. 108
Занятие 4. Кораблик из скорлупы ореха. Подвижные игры.................................................... 111
Занятие 5. Русская народная сказка «Кораблик». Песня «Необычайный самолет» (муз. С. Кру-па-Шушариной, сл. О. Крупенчук-Вознесенской)............................................................................. 112
Занятие 1. Правила дорожного движения. Светофор.............................................................. 112
Занятие 2. Геометрические фигуры. Счет до 5. Цифра 5. Подвижные игры.......................... 115
Занятие 3. Поведение на дороге и в транспорте. Машина у светофора................................. 116
Занятие 4. Светофор и машины. Подвижные игры.................................................................. 118
Занятие 5. Светик-трехцветик. Песня «Я по городу иду» (муз. А. Перескокова, сл. Т. Антоновой).......................................................................................................................................................... 119
Занятие 1. Праздник «Новый год». Нарядная елка.................................................................. 119
Занятие 2. Счет до 5. Понятия: низкий – высокий, длинный – короткий
. Подвижные игры. 121
Занятие 3. Новый год. Новогодние подарки............................................................................. 123
Занятие 4. Гирлянда. Упражнения с движениями.................................................................... 124
Занятие 5. Рассказ Л. Воронковой «Как елку наряжали». Песня «К нам приходит Новый год» (муз. В. Герчик, сл. З. Петровой)............................................................................................................ 126
Занятие 2. Счет до 5. Порядковый счет до 5. Сравнение предметов по ширине и длине. Подвижные игры.................................................................................................................................................. 128
Занятие 3. Составление рассказа по картинке. Снег на деревьях........................................... 131
Занятие 4. Дворец Снежной королевы. Упражнения с движениями. Подвижные игры......... 132
Занятие 5. Русская народная сказка «Мороз и заяц». Музыкальная композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» (муз. П. Чайковского)................................................................... 133
Занятие 1. Одежда, обувь, головные уборы. Перчатка с узором............................................ 139
Занятие 2. Счет до 5. Геометрические фигуры. Понятия: больше
– меньше
, короче
– длиннее
. Подвижные игры.................................................................................................................................. 141
Занятие 3. Описание одежды. Игра «Одень куклу». Головные уборы: шляпа, шапка, кепка 142
Занятие 5. Рассказ В. Карасевой «Оля пришла в садик». Песня «Сапожки скачут по дорожке» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной)................................................................................................... 144
Занятие 5. Сказка В. И. Даля «Лиса-лапотница». Музыкально-ритмическое упражнение «Лиса и зайцы» под музыку А. Майкапара «В садике».............................................................................. 153
Занятие 2. Геометрические фигуры. Длинный
– короткий
, выше
– ниже
. Счет до 5. Подвижные игры.......................................................................................................................................................... 162
Занятие 3. Описание животных. Рассказ по картинкам. Лепка лошадки................................ 164
Занятие 4. Собачка из бумаги. Подвижные игры..................................................................... 165
Занятие 5. Мордовская народная сказка «Как собака друга искала». Песня «Кошечка» (муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой)................................................................................................................ 165
Занятие 5. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». Игра-драматизация «Утки и волк»................................................................................................................................................ 171
Занятие 1. Забота о маме. Ваза с цветами................................................................................ 182
Занятие 2. Геометрические фигуры. Счет до 5. Ориентирование в пространстве. Подвижные игры.......................................................................................................................................................... 183
Занятие 3. Подготовка к празднику. Кувшинчик..................................................................... 185
Занятие 4. Открытка. Упражнения с мячом............................................................................. 185
Занятие 5. Произведение С. Прокофьевой «Сказка про маму». Песня «Мамочка моя»
(муз. А. Перескокова, сл. С. Антоновой)....................................................................................... 186
Занятие 4. Черепаха из бумаги. Подвижные игры................................................................... 206
Занятие 5. Произведение М. Пляцковского «Сказка о перевернутой черепахе». Заучивание «Песенки львенка и черепахи» (муз. Г. Гладкова, сл. С. Козлова)............................................................... 207
Занятие 1. Комнатные растения. Фиалка в горшке.................................................................. 208
Занятие 2. Геометрические фигуры. Сравнивание предметов по ширине и высоте. Подвижные игры.......................................................................................................................................................... 209
Занятие 3. Описание комнатных растений. Фиалка................................................................. 210
Занятие 4. Букет роз. Упражнения с обручем.......................................................................... 211
Занятие 5. Чтение стихотворения В. Паспалеевой «Лесная фиалка». Песня «Незаметная фиалка» (муз. С. В. Крупа-Шушариной, сл. О. Крупенчук-Вознесенской)................................................ 213
Занятие 4. Аппликация «Башня». Упражнения с «косичкой»................................................. 217
Занятие 5. Рассказ А. Гайдара «Поход». Песня «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).......................................................................................................................................................... 218
Занятие 5. Рассказ Л. Н. Толстого «Хотела галка пить…». «Пляска с султанчиком» (украинская народная мелодия в обработке М. Раухвергера)........................................................................... 223
Занятие 3. Описание грибов. Мухоморы.................................................................................. 238
Занятие 4. Мухомор из бумаги. Подвижные игры................................................................... 239
Занятие 5. Сказка В. Сутеева «Под грибом». Песня «Я шагаю по грибы» (муз. и сл. Ю. Пар-фенова).......................................................................................................................................................... 240
Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всего пособия или любой его части, а также реализация тиража запрещаются без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Приглашаем к сотрудничеству
учителей, методистов и других специалистов в области образования для поиска и рекомендации к публикации интересных материалов, разработок, проектов по учебной и воспитательной работе. Издательство «Учитель» выплачивает вознаграждение за работу по поиску материала. Издательство также приглашает к сотрудничеству авторов и гарантирует им выплату гонораров за предоставленные работы.
E-mail: metodist@uchitel-izd.ru
Телефон: (8442) 42-23-48, 42-23-38
Подробности см. на сайте издательства «Учитель»: www.uchitel-izd.ru
КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Средняя группа
Автор-составитель
Зоя Андреевна Ефанова,
учитель, первая квалификационная категория
Ответственные за выпуск
Л. Е. Гринин, А. В. Перепёлкина
Редактор А. В. Перепёлкина
Редакторы-методисты Л. В. Голубева, Г. П. Попова, Ю. Ю. Маркелова
Выпускающий редактор Н. Е. Волкова-Алексеева
Технический редактор Л. В. Иванова
Редактор-корректор Р. Ш. Энсани
Компьютерная верстка О. В. Анненковой
Издательство «Учитель»
400067, г. Волгоград, ул. Кирова, 122
Если Вы напишете по адресу: 400067, г. Волгоград, ул. Кирова, 122,издательство «Учитель»
или позвоните по телефону: код (8442) 42-24-79, 42-20-63
,
Вам будет выслан полный каталог пособий и книг издательства «Учитель». Адрес электронной почты (E-mail): manager@uchitel-izd.ru
По вопросам оптовых поставок обращаться по тел.: 42-03-92, 42-40-12, 42-25-58.
Подписано в печать 15.06.11. Формат 60 ´ 84/8.
Бумага газетная. Гарнитура Тип Таймс. Печать офсетная.