Главная              Рефераты - Разное

По дисциплине: Волонтерство в социальной работе На тему: Особенности социально психологической работы с одинокими пожилыми людям - реферат

Федеральное агентство по образованию РФ

Вятский государственный университет

Социально гуманитарный факультет

Реферат

По дисциплине: Волонтерство в социальной работе

На тему: Особенности социально — психологической работы с одинокими пожилыми людям

Выполнила студентка

Ι курса группы СР -11

Леванова Т.Ю.

Проверила: Воронина О. А

Киров,2009

План

1.Понятия и суть социальной работы с пожилыми людьми.

2.Принципы социальной защиты населения пожилого и старческого возраста.

3.Механизмы социальной защиты населения пожилых людей.

4.Формы социальной помощи.

5.Основные социальные услуги.

6.Одиночество в пожилом возрасте.

7.Изучение информационных процессов при старении в рамках когнитивной психологии.

8.Депрессия и методы ее лечения в пожилом возрасте.

9.Беседа с клиентом.

10.Оценочный анализ и ведение записей.

11.Особенности психического развития в позднем возрасте.

Заключение.

Список литературы.

Понятия и суть социальной работы с пожилыми людьми

Социальная геронтология — учебная дисциплина, изучающая социальные проблемы старости и старения». Она сосредотачивается на общественных последствиях увеличения пропорции пожилых людей в населении, их социальном статусе персональном опыте старения. [Р. С. Яцемирская, Социальная геронтология; с 23].

Пожилые люди — это люди старше 60 лет. Всемирной организацией здравоохранения возраст от60- 74 признан старческим, от 90 лет и старше — возрастом долгожителей. Пожилые люди испытывают определенные психофизические ограничения и нуждаются во всесторонней помощи и поддержке, особенно больные и одинокие. Их потребности удовлетворяются в центрах специального обслуживания, в том числе отделениях специальной помощи на дому, отделениях срочной социальной помощи, медико-социальных отделениях, отделениях дневного пребывания, в стационарных пансионатах для престарелых.

Суть социальной работы с людьми «третьего возраста» состоит, прежде всего, в создании сети учреждений социального обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, достойного поведения. Она должна обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей как особой социальной группы населения, создать хорошую атмосферу для достойной поддержки их возможностей.

Социальная работа способствует также выявлению положительно потенциала граждан «пожилого возраста», помогает оценить накопленный практический опыт, приблизить национальную политику и социальные программы к нуждам стареющего населения.

[Е.И. Холостова; Социальная работа с пожилыми людьми;193 с] Принципы социальной защиты населения пожилого и старческого возраста

Численность пожилых россиян превышает 30 млн. человек, и год от года это число увеличивается. Социальная защита пожилых людей в Российской Федерации базируется на основополагающих нормах Конституции, гарантируется законодательством, отвечающим международным стандартам. В постановлении Генеральной Ассамблеи ООН (1999г.) определены основные принципы в отношении пожилых людей. Эти принципы объединены в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство.

Принцип «независимость» подразумевает, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию. Это возможность работать, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно.

Принцип «участие» отражает вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста.

Принцип «уход» затрагивает проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общества, доступа к медицинскому обслуживанию, в целях поддержания или восстановления оптимального физического уровня, психического и эмоционального состояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам; пользования услугами попечительских учреждений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни.
Принцип «реализация внутреннего потенциала» призывает к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.

Принцип «достоинство» затрагивает вопросы недопущения эксплуатации, физического или психического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения им прав на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой принадлежности, инвалидности или иного статуса. [Е.И Холостова; Социальная работа с пожилыми людьми; 48,49 с.].

Принципы ориентированы на то, чтобы при их осуществлении помочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотворную жизнь и обеспечить им условия, необходимые для поддержания ли достижения удовлетворительного качества жизни. Принципы ООН, по существу, представляют собой одновременно свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов том, что касается пожилого населения.

Принципы носят рекомендательный характер, но они могут и должны стать основополагающими для организации социальной работы с пожилыми людьми России, где доля граждан старших поколений в составе населения составляет 20,7% .[Социальная работа: учеб пособие под ред. Н.Ф. Басова,125 с].

Механизмы социальной защиты населения пожилых людей

Социальная защита — это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста, основывающихся на принципах человеколюбия и милосердия по отношению к нуждающимся членам общества со стороны государства. Социальная защита пожилых и старых людей включает в себя все юридические и практические действия в их интересах.

Важнейшая задача системы социальной защиты в Российской Федерации в настоящее время поддержание уровня жизни пожилых и старых людей в экстремальных условиях, содействие их адаптации к последствиям развития рыночной экономики.

Профилактика имеет своей целью сохранить благосостояние старого человека, уменьшив факторы риска, и тем самым предотвратить его помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.

Поддержка представляет собой помощь, необходимую людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности.

Представительство — защита интересов старых людей, оказание необходимой помощи.

Старые люди нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей: в надёжном жилье, полноценном питании, создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и внимании, охране здоровья, медико ― социальном уходе. [ Р.С. Яцемирская, И.Г. Беленькая; Социальная работа; 161 ― 162 с.]

Стратегия социальной политики при организации социальной работы с пожилыми людьми состоит из трёх элементов: селекция, оптимизация и компенсация.

Селеции подразумевает поиск основных или стратегически составляющих жизни человека, утраченных в связи с возрастом.

Оптимизация, заключается в том, что пожилой человек находит для себя новые резервные возможности, оптимизирует свою жизнь как в количественном, так и, качественном отношении.

Компенсации создание дополнительных источников, возмещающих возрастную ограниченность в адаптационном процессе, в использовании новых современных мнемонических техник и технологий, улучшающих память, компенсирующих потерю слуха и т. д. [Е.И. Холостова; Социальная работа: теория и практика;200 ― 201с.]

Традиционно в нашем обществе сложились три направления деятельности органов социальной защиты населения, в том числе пожилых и старых людей: социальная помощь (предоставления старым людям льгот и преимуществ), социальное обслуживание, организация пенсионного обеспечения.

Механизм социальной защиты старых людей реализуется на государственном и региональном уровнях. Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг, льгот. На региональном уровне решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного.

Социальная защита пожилым людям и старым людям ― это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь имеет характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся категориям старых людей, ликвидации и нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально ― экономическими условиями.

Основными принципами социальной помощи на современном этапе являются:

1)Принцип адресности, предусматривающий предоставление социальной помощи конкретно — нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных способностей

2)Принцип гарантированности, предполагающий обязательное оказание помощи старым людям, обратившимся в местные органы.

3)Принцип дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи в зависимости от места проживания специфики условий.

4)Принцип комплексности, предполагающий возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи.

5) Принцип самостоятельности внешних органов власти и социальной защиты в деле организации и проведения мероприятий по оказанию помощи в сочетании с централизованными мероприятиями

6)Принцип социального реагирования, предусматривающий пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышением минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. [Р.С. Яцемирская,И.Г. Беленькая; Социальная геронтология;163― 165 с.]

Формы социальной помощи

В настоящее время в России работает около 1500 центров социального обслуживания населения. Они создаются в различных городах и поселках и имеют в своей структуре: отделения социальной помощи на дому; отделения дневного пребывания; отделения срочной помощи; временного проживания и т.д. [Е.И. Холостова; Социальная работа: теория и практика; 201 с.]

Срочная социальная помощь представляет собой оказание помощи разового характера нуждающимся старым людям. Она включает разовое обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, обеспечение одеждой и обувью, содействие в получении разового жилья; оказание экстренной помощи (по телефону доверия) и юридической помощи в пределах своей компетенции.

Адресная социальная помощь в существующей кризисной ситуации оказывается наиболее нуждающимся, как правило, одиноким старым людям, а также престарелым старше 80 лет. Социальная поддержка проводится с учетом специфики региона.

Бригадная форма помощи тяжелобольным — это комплексное обслуживание с предоставлением социальных и медицинских услуг. Социальные работники оказывают больным услуги бытового характера, а медицинские сёстры ― врачебные назначения, сестринский уход. [Р.С. Яцемирская, И.Г. Беленькая; Социальная геронтология;165 с.]

Социальное обслуживание старых людей включает в себя стационарные, полустационарные и нестационарные формы.

1)К стационарным формам относятся пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов ВОВ, отдельных профессиональных категорий престарелых; специальные дома ― интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста.

2)Полустационарные формы социального обслуживания включают отделения дневного и ночного пребывания, реабилитационные центры, медико-социальные отделения.

3) Нестационарные формы социального обслуживания. К ним относятся социальное обслуживание на дому, срочное социальное обслуживание, социально — консультативная помощь и социально психологическая помощь. Социальное обслуживание старых людей может быть постоянным или временным, в зависимости от их желания.

4)Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание социально — бытовой помощи гражданам пожилого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе и наблюдении. Это обслуживание включает меры по созданию условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно ― трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию труда и отдыха и досуга старых людей.

5)Специальные жилые дома для старых людей ― совершенно новая форма стационарно социального обслуживания. Она предназначена для одиноких супружеских пар. Эти дома и их условия рассчитаны на старых людей, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании облегченных условий для реализации своих жизненных потребностей.

Основная цель этих учреждений — обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление социально бытовой и медицинской помощи. Обязательным условием для поступления на жительство является передача старыми людьми своего жилища в муниципальный жилищный фонд города, в котором они проживают. Специализированные дома — интернаты для престарелых людей. Они предназначены для постоянного проживания граждан, утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постороннем уходе.

Полустационарное социальное обслуживание включает в себя социально — бытовое, медицинское обслуживание пожилых и старых людей, организацию их питания, отдыха обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности.

Отделение дневного пребывания предназначается для поддержания активного образа пожилых людей. В него зачисляются старые люди, сохраняющие способность к самообслуживанию и активному передвижению.

Медикосоциальное отделение предназначено для тех, кто испытывает серьезные трудности в организации своего быта. Они получили широкое распространение в сельской местности. В зимнее время здесь живут старые люди, а весной они возвращаются в свои дома.

Поезда милосердия — новая форма обслуживания старых людей, живущих в отдаленных малозаселенных местах, бригадами, в составе которых имеются врачи разных специальностей и работники социальной защиты населения. Местным жителям оказывают все виды социальной и медицинской помощи.

Нестационарные формы обслуживания созданы для оказания социальной помощи старым людям. Среди нестационарных форм выделяют социальное обслуживание на дому. Это один из основных видов обслуживания, главная цель которого — максимально продлить пребывание старых людей в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить права и законные интересы.

Основная цель создания таких домов — обеспечение благоприятных условий проживания престарелых граждан, оказание им социально – бытовой и медицинской помощи, создание условий для активного образа жизни. Обязательным являются первичный медосмотр и санитарная обработка. В специальных домах — интернатах всем проживающим назначаются диспансеризация и элементарные лечебные процедуры, социально — медицинские услуги [Р.С. Яцемирская, И.Г. Беленькая; Социальная геронтология; 168, 169,172, 175,176]

Основные социальные услуги

Отделения социальной помощи на дому оказывают следующие услуги: доставка на дом продуктов питания и горячих обедов; товаров первой необходимости; содействие в оплате жилья, коммунальных и других услуг. А также содействие в получении медицинской помощи, посещения в стационарах; обеспечение книгами, журналами, газетами, содействие в оказании помощи в вопросах пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат; организация ремонта жилья, обеспечения топливом, обработка приусадебных участков, а также доставка воды; содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами, в посещении концертов, киносеансов, выставок; помощь в написании писем, оформление документов, в том числе при обмене и приватизации жилых помещений и т.д.

Свыше миллиона одиноких пожилых обслуживают в настоящее время социальные работники на дому. В среднем по России из каждых 10 тысяч пожилых людей надомным обслуживанием пользуются 260 человек.

Основные услуги на дому предоставляются бесплатно, отдельные оплачиваются пенсионером, например при условии, что он получает надбавку к пенсии по уходу. Размер платы составляет 25% от суммы надбавки.

Средства, поступающие за обслуживание, зачисляются на счета центров и направляются на их развитие. За счет этих поступлений приобретается спецодежда, обувь для социальных работников и т.д.

Во многих центрах социального обслуживания созданы стационарные отделения, где пожилые люди могут находиться от недели до 3-х месяцев.

Другая форма работы — отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы помочь пожилым людям преодолеть одиночество, замкнутость. Здесь можно получить доврачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное и льготное питание. Организуются различные виды трудотерапии. Клиенты дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рождения и т.д.

Центры организуют работу с пенсионерами по месту жительства, создавая различные клубы по интересам.

Главная задача службы срочной социальной помощи состоит в оказании неотложной поддержки всем остронуждающимся.

Основные направления этой деятельности: обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктами питания; оказание денежной и вещевой помощи; направление в медико-социальные отделения; оказание бытовой, юридической и психической помощи; содействие в прописке и трудоустройстве; создание кассы взаимопомощи;

Для тех, кто испытывает серьезные трудности в организации своего быта, ведении собственного хозяйства, по тем или иным причинам не желает проживать в домах – интернатах, в ряде регионов на базе центра социального обслуживания населения или учреждений здравоохранения создаются специальные медико-социальные отделения, куда направляются одинокие пенсионеры, утратившие мобильность и способность к самообслуживанию.

Многообразие и сложность социальных проблем, вызываемых старением населения, требуют проведения мероприятий не только по обеспечению пожилым минимума социальных услуг, но и по созданию условий для реализации личностного потенциала в старости.

Поэтому широкое развитие получают психолого-педагогическое, социокультурное, реабилитационное, консультационное и другие направления. Совершенствуется практика адресной социальной помощи.

Особое место среди учреждений социального обслуживания занимают учреждения системы социальной защиты населения, основным видом которых являются дома- интернаты.

Дом — интернат является той социальной средой, в которой многие престарелые люди живут годы. От организации учреждения, его расположения, обстановки, отношения персонала, организации культурный мероприятий, медицинской помощи зависит физическое и психическое здоровье пожилого человека.

Сложной является проблема адаптации пожилого человека в доме- интернате.

Одна из новых форм обслуживания — развитие сети специальных домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально — бытового назначения. [Е.И. Холостова; Социальная работа: теория и практика; 201,202,203, 206с.]

Одиночество в пожилом возрасте

Одиночество с научной точки зрения — одно из наименее разработанных социальных понятий.

Социологи Дж. Янг Бек (1978 г.) различали три одиночества.

1)Хроническое одиночество развивается тогда, когда в течение длительного периода времени индивид не может установить удовлетворяющие его социальные связи.

2)Ситуативное одиночество зачастую наступает в результате стрессовых событий в жизни. Суативно — одинокий человек после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество.

3)Преходящее одиночество — наиболее распространенная форма этого состояния, относящегося к кратковременным и случайным приступам одиночества.

Янг и его коллеги полагали, что люди, чье одиночество носит хронический характер, обычно имеют меньше близких и интимных отношений, чем те, у которого одиночество ситуативного характера. Они считали, что хроническое одиночество связано с долговременным когнитивным и бихевиоральным дефицитом отношений с другими людьми, а не с временной ответной реакцией на новую среду.

Результаты исследований Гирсона и Перлмана, свидетельствуют о значимости этой разновидности типологии для понимания одиночества: У ситуативно-одиноких людей, как и у хронически одиноких, наблюдалась более глубокая депрессия, чем у не одиноких. Но ситуативно — одинокие индивиды более способны к эмоциональным проявлениям одиночества, чем хронически одинокие» [Е.И Холостова; Социальная работа; 75 с.]

Изучение информационных процессов при старении в рамках когнитивной психологии

Понимание социальных навыков и умений пожилых людей невозможно без учета данных о специфике сенсорных и когнитивных процессов старения. Они позволяют различать необративные неврологические и психические расстройства и функциональные изменения, восстановимые в процессе тренировки. При анализе познавательных способностей следует учитывать, что их нарушение затрудняет поддержание компетентности и человеческих контактов в социальных структурах.

К информационно — когнитивным процессам относятся следующее:

1)Внимание

2)Ощущение и восприятие

3)Мышление (образное, гипотетико-дедуктивное, абстрактное)

4)Использование языка

5) Обучение, (на основе механического запоминания, пространственное обучение, когнитивное обучение, вербальное обучение)

6)Память (кодирование, раскодирование, хранение, припоминание, узнавание, забывание)

Один из вопросов, который решает когнитивная психология старения, — исследование принятия решений в рамках когнитивной психологии, т. е. изучение тех способов, с помощью которых люди разных возрастов реагируют на различные ситуации.

Например, обнаружено, что чем больше стареющий человек способен к когнитивным перестройкам, тем в большей степени ощущает осмысленность своей жизни, большую удовлетворенность ею.

Когнитивная психология изучает личную, персональную сторону старения. В ней формируется, как пожилой человек переживает и истолковывает внешнюю данность.

При этом главную роль играют три в области переживаний, а именно: столкновение с личностным фактором, с социальным фактором и пониманием конечности собственного бытия. [ О.В. Краснова, Социальная психология старости,147 с.]

Депрессия и методы ее лечения в пожилом возрасте

Депрессия в пожилом возрасте наблюдается очень часто. Главной их причиной является ситуация старения — нарастающая физическая немощь, трудности самообслуживания, сложности в общении.

Пожилые люди начинают все больше внимания уделять своим ощущениям, проявлять чрезмерную заботу о здоровье. Пожилые люди начинают переживать тягостное чувство пустоты и своей ненужности. В этом состоянии усиливаются впечатлительность, мнительность, ранимость, склонность к тревожным опасениям, самообвинению и самоуничтожению, возникает чувство тоски. [Маршинин Б.А.Клиническая психология в социальной работе, с 91,92с.]

Возникает старческая немощь — состояние, при котором человек становится неспособным выполнять повседневные функции, необходимые для нормальной самостоятельной жизни. В данном случае требуется постоянная опека и помощь.

Психотерапия — это комплексное лечебное воздействие на психику больного человека, а через нее на весь организм с целью изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде

Психотерапия находит большее применение в геронтологии. Несомненно, социальный работник, имеющий постоянный и непосредственный контакт со старыми людьми, должен знать методы психотерапии и широко применять их в повседневной деятельности.

Психотерапия — это лечение информацией. Основным источником служит речь, поэтому ее называют «речевой» терапией. Этот термин не совсем точен, так как информация может передаваться и безречевым путем, например мимика, жесты, интонация и весь внешний облик говорящего. Эмоциональное воздействие играет важную роль в лечении.

Основным видом психотерапевтического лечения старых людей является общение с ними. Любой старый человек нуждается в собеседнике, он ждет сочувствия, ласковых слов ободрения, внимания и желания его слушать. Психотерапия может быть рациональной, т. е разъясняющей. Она имеет успех

лишь в том случае, когда за ней стоит личность, пользующаяся у старого человека доверием и уважением. Достоинством этого метода является то, что старый человек активно участвует в процессе лечения, которое укрепляет его интеллект, открывает возможности коррекции взглядов.

В старческом возрасте широко используются различные виды эстетотерапии:

1)Музыкотерапия — психотерапевтический метод, являющийся в основе бессловесным внушением определенного настроения, поднимающего старого человека над своими переживаниями.

2)Библиотерапия — лечебное воздействие на психику при помощи книг.

Психотерапия воспоминаниями, старыми фотографиями. Этот метод в последние годы приобретает особое значение в создании благоприятной обстановки вокруг старого человека. Ему предлагают вспоминать и рассказывать о лучших периодах прожитой жизни, убеждая тем самым, что жизнь прожита нельзя.

3)Общение с природой, домашними животными. [Я.С. Яцемирская; Социальная геронтология,55, 56 с.].

Беседа с клиентом

Первая беседа обычно имеет цель выяснить право клиента получать социальные услуги. Очень многое при этом зависит от качества беседы. Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение) или взаимодействие. Слушание ― основа всех навыков консультирования. Этому важно научиться. Когда человек чувствует, что его слушали и что его мысли и чувства были поняты и приняты, возрастает доверие между оказывающим и принимающим помощь. [Е.И. Холостова; Социальная работа с пожилыми людьми;269 с.]

Это искусство и наука. Начинающим работникам, сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека, т.е. мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности работы и терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.

К основным навыкам относится информирование клиента о продолжительности беседы; начинать беседу, после того как клиент понял ситуацию; стараться быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринужденную атмосферу; постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать опасность вынесения суждений, а не принятия человека, таким как он есть. А также развивать навыки социального общения, например, улыбнуться, чтобы помочь общению, вначале избегать вопросов, на которые можно ответить "да» или "нет"; не говорить, не домысливать за клиента; не слишком торопиться, не суетиться и научиться справляться с паузами и молчанием клиента (обычно это время, когда клиент напряженно думает).

Каждая беседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой, как например, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях, обидах, взаимоотношениях и т.д. Каждая беседа-знакомство должна иметь четкую схему, т.е. начало, середину, конец. Каждая последующая беседа- встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей, при этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.

В процессе беседы обращения к одним и тем же трудностям или даже отрицание их может дать работнику какой-то "ключ". Надо обращать внимание на несоответствования и умолчания. Например, подвергшийся насилию человек может и не хотеть вмешательства извне. Такие неожиданные изменения или что клиент ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе ничего не значат.

Беседа-интервью социального работника отличается от повседневных бесед тем, что они имеют тему, направленную на достижение конкретной цели, предполагается положительное или отрицательное развитие взаимоотношений.

Первая встреча социального работника и клиента помимо чисто информативной функции имеет, по меньшей мере, 3 цели: стремление заключить союз с клиентом относительно методов лечения, т.е. социальный работник старается понять мысли и чувства клиента; старается вселить в клиента чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует методы и формы работы. Если не принимать эти факторы во внимание, то управление ситуацией невозможно. Особенно это важно, если наблюдается негативная реакция со стороны клиента.

Иногда социальные работники переживают, что порой они сталкиваются с необщительными клиентами, которые вместо того, чтобы сказать, какая помощь им нужна, делают все, чтобы заблокировать ее. Одной из причин этого является то, что встреча с незнакомым человеком может вызвать чувство стыда, больших ожиданий, чувства неудачи, ощущение зависимости. Социальный работник не должен выявлять интимные, вызывающие смущение или пугающие факты о клиенте или о себе самом, поскольку это может вызвать негативную реакцию клиента.

Удачные беседы не зависят только от содержания разговора, важно, если к работнику после этого интервью относятся как к человеку, способному понять чувства клиента, их мысли по поводу их трудностей, и как социальный работник реагирует на субъективные чувства клиента и использует их в рабочих отношениях. Интервью считается успешным, если работник попытается устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

Если клиент обладает физическими недостатками, умственными, слуховыми, речевыми расстройствами, то могут понадобиться альтернативные методы общения. Но даже и опытные работники порой предвосхищают события или додумывают за клиента, что он хотел бы сказать или выразить нереально.

Лучше дать клиенту возможность говорить максимально свободно, поскольку, если человеку дать возможность самому рассказать свою историю, то удивительно как скоро он сам приходит к решению своей проблемы.

Стереотипное отношение к клиенту создает препятствия. Не стоит рассматривать клиента как принадлежащего к определенному классу, и т.д., так как это искажает представление о нем и приводит к поспешным выводам: люди слишком сложны, чувствительны и склонны к динамике, чтобы делать о них поспешные выводы. [О.В. Краснова; Социальная психология старости,172 с.]

Так, социальный работник, задающий вопросов в подозрительной или обвинительной манере, и не заинтересованным или дружелюбным тоном, вызовет у клиента чувство страха и недоверия. Слова здесь менее важны, чем тон и манера говорящего.

Хороший социальный работник обладает следующими шестью качествами:

1)Симпатия или понимание - попытка видеть мир глазами другого человека.

2)Уважение, реагирование на проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней.

3)Конкретность, четкость, чтобы тот, кто консультирует, четко понимал проблему.

4)Знание самого себя и оказание другим помощи в познании себя.

5)Искренность, умение вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом.

6)Сиюминутность, иметь дело именно с тем, что происходит в настоящий момент встречи. [ Маршинин Б.А. Клиническая психология в социальной работе, 202с.].

Представляют особую трудность для начинающих социальных работников умение определить, какие у них могут встретиться сложности в общении и, соответственно, какие навыки необходимо продолжать практиковать.

Исходя из этого, при работе с клиентами социальному работнику можно дать следующие рекомендации:

1)необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин поведения человека;

2)иметь навык межличностного общения;

3)умело задавать вопросы;

4)пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

Таким образом, социальные работники должны уметь слушать, наблюдать и реагировать. Обретение навыков посещения клиентов, понимания специфики их жизни, навыки задавания вопросов, решения проблем, планирования действий — все это далеко не просто. Чтобы стать опытным советчиком (консультантом) мало быть заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике многочисленные приемы и методы работы.

Оценочный анализ и ведение записей

Важной чертой работы с отдельными клиентами, в частности с пожилыми людьми, является оценочный анализ.

Оценочный анализ — это продолжительный процесс, целью которого является понимание людей во взаимосвязи с окружающей их средой: это основа планирования того, что необходимо сделать, чтобы сохранить, улучшить или изменить состояние человека или окружающей его обстановки

Навык проведения оценочного анализа, получения результатов зависит от административного таланта социального работника в совокупности с навыками человеческих взаимоотношений. Для такой работы нужен человек, который может организовать, систематизировать и проанализировать полученную информацию, при этом он должен тонко чувствовать обстановку и быть способным понять уникальность каждой конкретной ситуации. Основные данные, такие как факты, очень важны, но не менее важны мысли, чувства и интуиция социального работника.

Иногда начинающие путают термины "оценка» и "оценочный анализ". Разница между ними заключается в том, что оценочный анализ представляет собой исследовательский процесс изучения, а не просто оценку, т.е. не составление досье на кого-то для представления в суд, а длительный процесс постоянного накопления данных, включающий анализ мыслей, чувств клиента для того, чтобы сформулировать план его "лечения".

традиционно оценочный анализ в социальной работе стремится следовать по пути, ведущему к источникам (ресурсам), а не по пути потребностей, т.е. автор, разработал модели, разделяющие цели и средства.

Хорошие практические результаты вытекают из широкого, всеобъемлющего оценочного анализа, а не узкого, ориентированного лишь на социальные услуги. Такой более широкий подход позволяет увидеть недостатки системы услуг и возможно, устранить их.

Анализ такого рода в отношении пожилых людей может побудить к усовершенствованию услуг: клиенты смогут дольше жить независимо, качество их жизни и тех, кто за ними ухаживает, улучшится. Иллюстрацией этому может быть такой пример: группа старых людей, которые пренебрегали едой оттого, что у них не было аппетита или они не могли готовить себе сами, или забывали поесть, стали собираться вместе в доме помощи по месту жительства, где им выдавались обеды, и эта служба была создана специально для них.

Исходя из этого, можно рекомендовать:

1)Развивать в себе самоконтроль при рассмотрении полученных данных.

2)Быть способным противостоять обладающим более высоким статусом или властью и выступать против их мнения, если это необходимо.

3)Рассматривать все оценки как рабочие гипотезы, которые должны наполняться содержанием по мере поступления информации и знаний.

Междисциплинарные оценочные анализы. Главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он также ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода. В связи с этим, менеджер (тот, кто руководит работой с конкретным клиентом) организует и координирует проведение междисциплинарного оценочного анализа. В случае оценки здоровья пожилых людей, это может происходить на дому, в дневном центре или больнице.

Ведение записей, ранее считавшееся рутинной обязанностью, отнимающей время от контрактов с клиентами, начинает признаваться как основное умение, причем в ведении записей, где возможно, принимают участие и клиенты. В записях фиксируются водные факты, свидетельства, чувства, решения, предпринятые и планировавшиеся действия, мониторинг, обзор, оценочный анализ и значимая информация. Они могут принимать форму детального отчета, обстоятельного обобщения каждого факта и контакта, форму для записей, в которой записывается закодированная информация, или могут включить в себя длинные социальные истории, программы индивидуальных планов. Главной целью ведения записей является улучшение качества услуг.

Одной из трудностей для начинающих социальных работников является определить, на какой необходимой информации им надо сосредоточиться.

Неопытность ведет к длинным отчетам, в которых много лишнего и не хватает качественной информации.

Как минимум в записях должны содержаться: суть проблемы или ситуации; доступные и необходимые источники и ресурсы; краткосрочные, средне — и долгосрочные цели; план действия и точка зрения клиента.

Систематические записи ведутся по четырем отдельным разделам: документ оценки, карта мониторинг, формы для периодических записей, информация о расходах. Документ оценки может быть создан для сохранения баланса между структурной заранее закодированной информацией и для записей личных характеристик каждого клиента пожилого возраста. Его шесть секций охватывают такие основные записи как: возраст, адрес, источник обращения, формальные и неформальные контакты, включая информацию от помощников по дому и государственных служб, жилищные и финансовые условия и также такие детали как отопление, канализация, выплаты; возможность справляться с основными ежедневными обязанностями: уход за собой, работа по дому; физическое и умственное здоровье отражается в пятом и в шестом разделах, сюда обычно относится и невозможность двигаться, головокружение, недержание, интеллектуальная неполноценность, отношение клиента к помощи, включая услуги неформальных помощников [Басов Н. Ф.: учебное пособие под ред. Проф.Н.Ф. Басова — М.: Изд. Торговая корпорация «Дашков»].

Формы для периодических записей, используемые каждые три месяца для проверки процесса оказания помощи, считаются наиболее ценными в период кризиса или перемен. В них входят детали, касающиеся самих проблем и достигнутых изменений, намечающиеся изменения, деятельность социального работника, других служб, практические услуги и требуемые, но недоступные ресурсы.

Документом является также и информация о расходах. Это запись, израсходованных социальным работником средств на оплату помощникам, за помощь на дому, "обед на колесах", дневной уход и уход в учреждениях. Эта информация была поделена на тридцать еженедельных блоков, записей. Каждая страница охватывала стоимость содержания каждого клиента за квартал каждого года.

Итак, в ходе исследования, автором было выявлено, что оценочный анализ—это процесс отбора, организации, разделения на категории и ведение записей — основное умение, где возможно, принимают участие их клиенты.

Особенности психического развития в позднем возрасте.

Рассматривая особенности психологического кризиса пожилого возраста, необходимо, прежде всего, отметить, что, несмотря на многочисленные интерпретации его сути, практически все ученые считают, что он связан с самооценкой прожитой жизни.

Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Главная положительная характеристика личности на этой стадии ― производительность реализуется в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве. Взрослый человек одновременно переживает и чувство стабильности, и смятение по поводу того, действительно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Взрослость в большей степени ставит цели, касающиеся именно настоящего времени личности, ее самореализации, ее отдачи здесь и сейчас. Именно поэтому многие, вступая в середину зрелости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации, успешно преодолевая кризис середины жизни.

Старость: целостность эго, отчаяние. Последняя психосоциальная стадия (от65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Практически во всех культурах этот период знаменуют как начало старости. Например, человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время внимание человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.

По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго: «Только у того, кто каким – то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи – только у того могу т созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго – интеграция (целостность)»
Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе : « Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство» мудрости прожитых лет». Но в, то, же время он отмечает: Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой жизни»

На закате жизни старые люди осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие 0 то новые пути, чтобы ощутить целостность своего Я. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир

В книге « Жизненная вовлеченность в старости» написанной в соавторстве, Эриксон рассуждает о путях оказания помощи пожилым людям в достижении чувства эго ― интеграции. Книга основана на изучении историй многих людей в возрасте старше семидесяти лет. Эриксон прослеживал истории их жизни, анализировал, как они справлялись с жизненными проблемами на предыдущей стадиях.

Он приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических особенностей. Коротко говоря, Эриксон настаивает о том, что если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.

Модель психосоциального развития личности представляет значительный интерес для психологии личности и возрастной психологии. Несмотря на некоторую абстрактность основных понятий, и положений теории, идеи Эриксона получили широкую известность, дали толчок некоторым империческим исследованиям, нашли практическое применение в области индивидуального и профессионального консультирования.

Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Главная положительная характеристика личности на этой стадии - производительность реализуется в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве. Взрослый человек одновременно переживает и чувство стабильности, и смятение по поводу того, действительно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Взрослость в большей степени ставит цели, касающиеся именно настоящего времени личности, ее самореализации, ее отдачи здесь и сейчас. Именно поэтому многие, вступая в середину зрелости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации, успешно преодолевая кризис середины жизни.

Старость: целостность эго, отчаяние. Последняя психосоциальная стадия (от65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Практически во всех культурах этот период знаменуют как начало старости. Например, человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время внимание человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.

По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго: «Только у того, кто каким – то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи – только у того могу т созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго―интеграция (целостность)»

Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь ( включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе : « Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство» мудрости прожитых лет». Но в, то, же время он отмечает: Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой жизни»

На закате жизни старые люди осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие 0 то новые пути, чтобы ощутить целостность своего Я. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир

В книге « Жизненная вовлеченность в старости» написанной в соавторстве, Эриксон рассуждает о путях оказания помощи пожилым людям в достижении чувства эго ―интеграции. Книга основана на изучении историй многих людей в возрасте старше семидесяти лет. Эриксон прослеживал истории их жизни, анализировал, как они справлялись с жизненными проблемами на предыдущей стадиях.

Он приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических особенностей. Коротко говоря, Эриксон настаивает о том, что если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.

Модель психосоциального развития личности представляет значительный интерес для психологии личности и возрастной психологии. Несмотря на некоторую абстрактность основных понятий, и положений теории, идеи Эриксона получили широкую известность, дали толчок некоторым империческим исследованиям, нашли практическое применение в области индивидуального и профессионального консультирования. [ И.В. Шаповаленко; Возрастная психология; 80 ―83 с.]

Заключение

Таким образом, выявлены социально — психологические особенности работы с пожилыми людьми. Главной целью обслуживания пожилых людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он так же ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами.
Список литературы

1)Басов Н. Ф.: учебное пособие под ред. Проф. Н.Ф. Басова — М.: Издат. торговая корпорация « Дашков и. К», 2008 – 364 с.

2)Краснова О.В.Социальная психология старости: учеб пособие для студ. высш. заведений. — М: Издательский центр «Академия»,2002-288с.

3)Маршинин Б.А.Клиническая психология в социальной работе: Учеб пособие для студ. высш. учеб. зав. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. -224с.

4) Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие⁄Отв. Ред. д. и н., проф. А.С.Сорвина. ― М.: ИНФРА― М,2002― 427 с.― (Серия «Высшее образование»).

5)Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие.― 3-е изд. М.: Издат. торговая корпорация « Дашков и. К»,2004.―296 с.

6)Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Социально - технологический институт, 1999. —320с.

7) Шаповаленко И. Е. Возрастная психология. ―М.:Гардарики,2005.―34с.