Главная              Рефераты - Разное

Влияние биоэнергетического потенциала организма человека на взаимоотношения людей на примере учащихся 7-х, 10-х и 11 «в» классов моу “лицей №13” - реферат

Министерство образования Челябинской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №13»

Секция: Методы исследования биологических объектов

Влияние биоэнергетического потенциала организма человека на взаимоотношения людей на примере учащихся 7-х, 10-х и 11 «в» классов МОУ “ЛИЦЕЙ №13”.

Выполнила: Торчицкая Евгения,

ученица 11 «А» класса.

Научный руководитель:

Белоусов Дмитрий Леонидович,

учитель биологии

МОУ «Лицей №13».

Троицк, 2008 г.

Содержание:

Введение………………………………………………. ………………………….3

1. Обзор литературы……………………………………………………….. 5

2. Собственные исследования…………………………………………….. 13

2.1 Материалы и методики исследования……………………………………. 13

2.2 Анализ полученных результатов…………………………………………..13

3. Выводы……………………………………………………………………17

Список использованной литературы…………………………………………..18

Приложение.

1. Введение.

Во второй половине XX века появились и бурно развивались новые биологические науки: биоритмология и биокибернетика. Согласно им, активность физиологических процессов живых организмов на земле зависит от многих внешних, в том числе и космических факторов, и проявляется ритмично. Ритмов много, продолжительность их разная и происхождение неодинаковое (суточные, лунные, сезонные, годовые, 11-летний цикл солнечной активности и др.).

В 2005 году ученый – биокибернетик И. Агаджанян сообщил об обнаруженном им биоэнергетическом ритме человека, зависящем от даты рождения. По мнению ученого, идеальные мужчины (с высокой энергетикой) рождаются с 7.02 по 7.03; с 7.06 по 7.07 и с 7.10 по 7.11, а идеальные женщины (с низкой энергетикой) между 7.04 и 7.05; 7.08 и 7.09 и 7.12 и 7.01. Женщины всегда, по мнению ученого, тянутся к более энергообеспеченным мужчинам и наоборот.

Настоящая работа посвящена проверке гипотезы И. Агаджаняна с целью установления взаимосвязи некоторых индивидуально-психологических особенностей учащихся с уровнем биоэнергетического потенциала и влияния их на внутри - и межполовые отношения в коллективе.

Поэтому целью нашего исследования является определение корреляции между биоэнергетическим потенциалом организма и индивидуально-психологическими особенностями человека и их влияние на взаимоотношения людей.

Задача настоящего исследования – изучить социотип, асимметрию полушарий, тип восприятия учащихся 7-х, 10-х, 11-х классов лицея, составить углубленные (8 вопросов вместо 3) социометрические карты классов и сопоставить полученные данные с графиком биоэнергопотенциалов учащихся. В нашей работе была сделана попытка, с помощью анализа полученных данных, выявить причины тех или иных взаимоотношений между учащимися в классах.

Объектом настоящего исследования являются биоэнергетические ритмы и индивидуально-психологические особенности учащихся, а предметом исследования – влияние биоэнергетического ритма на взаимоотношения учащихся в коллективе.

Гипотеза нашего исследования: биоэнергетический потенциал организма человека определяет некоторые его индивидуально-психологические особенности и оказывает существенное влияние на взаимоотношения людей.

Исследование проводилось на учащихся 7-ого (16 человек), 10-х (30 человек) и 11-х (18 человек) классов МОУ «Лицей №13».

2. Обзор литературы.

Одна из быстроразвивающихся наук XX века - биоритмология, т.е. наука, изучающая циклические биологические процессы, имеющиеся на всех уровнях организации живой системы. Дело в том, что живая система постоянно находится в состоянии обмена веществ с окружающей средой и обладает сложной динамикой процессов, является саморегулирующейся и самовоспроизводящей системой. "Биологические часы" в организме - отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов [11].

Как справедливо заметил Н.А. Агаджанян, живые организмы в течение многих миллионов лет живут в условиях ритмических изменений геофизических параметров среды [3]. В процессе эволюционного развития у них выработались приспособления, которые помогают им наилучшим образом согласовываться с условиями внешней среды [2].

Физический биоритм. Физическое тело как таковое имеет собственное сознание и свой ритм, который наиболее явно проявляется во временном изменении автоматического функционирования различных органов тела. В положительную фазу тело имеет четкое сознание и активно выполняет свои функции. В отрицательную фазу функционирование тела носит заторможенный характер, но повышается его восприимчивость к воздействию внешних факторов, например, лекарств. В критические дни и отрицательную фазу необходимо избегать физических перегрузок ослабленного организма [8].

Физиологический биоритм. Этот биоритм связан с течением и ощущениями физиологических процессов в теле. Рекомендуется допускать физические и климатические нагрузки, хирургические операции, применение интенсивных методов лечения и физиотерапии в период со второго по девятый день положительной фазы. В отрицательную фазу необходимо планировать щадящий режим жизни без высоких нагрузок и полноценный отдых [8].

Эмоциональный биоритм. В положительную фазу человек испытывает эмоциональный подъем. Однако может выплеснуть на окружающих не только радость, но и гнев. В отрицательную фазу ощущение эмоциональной полноты жизни исчезает, может ухудшится настроение, появиться депрессия и мелкая раздражительность, но возрастает эмоциональная восприимчивость. Необходимо контролировать свое настроение, не встречаться с неприятными, грубыми людьми, стремящимися подчинить, подавить вашу личность. Не решать личные дела, не обращаться с просьбами, не употреблять алкоголь, не переедать (чтобы не усиливать депрессию). В критические дни не отправляться в поездки, на улице быть предельно внимательными, не выяснять отношений, не заниматься травмоопасной или ответственной физической работой. В эти дни возможны ссоры, конфликты по вашей и не по вашей инициативе. Возрастает вероятность ошибок при управлении автомобилем, станком и т.д., а также вероятность заболевания или обострения болезни, если критические дни физического, физиологического и эмоционального биоритмов совпадают (двойные или тройные критические дни) [8].

Интеллектуальный биоритм. Рекомендуется сдавать экзамены, обдумывать тактические жизненные задачи в положительную фазу. Лучше если эмоциональный биоритм также в это время в положительной фазе. Необдуманные поступки возможны в критические дни ("запить", прекратить лечение, устроить скандал, не разговаривать, нагрубить начальнику). Интеллект контролирует эмоции, поэтому серьезные конфликты могут возникать при совпадении критических эмоциональных и интеллектуальных дней [8].

С раннего детства мы привыкаем к двойственности окружающего мира,

хотя никогда не осознаем ее вполне. Мы видим как день сменяет ночь, а зима приходит на смену лету. Дерево сбрасывает осенью листву, а весной зеленеет вновь. Мы замечаем, что настроение у окружающих людей со временем меняется на противоположное, и это даже можно использовать в своих интересах. Наконец в зрелом возрасте обнаруживаем, что вся наша жизнь "полосатая" - на смену чему-то "плохому" неизбежно приходит "хорошее". Впрочем, рано или поздно происходит и обратный процесс. Потому главной характеристикой окружающего мира является его двойственность во времени. В жизни мы то падаем, то поднимаемся вновь - двигаемся к своей цели по волнам судьбы. Эти волны начинаются в день нашего рождения. Поскольку даты рождения в абсолютном большинстве случаев у наших партнеров различны, то и волны могут совпадать лишь в какой-то степени. Следовательно, для разных людей в каждый момент времени мир выглядит по-разному. В этом наше главное различие [4].

Если попытаться описать каждого из наших партнеров, то про одного мы можем сказать, что главной чертой является его ум. Другой человек слишком эмоционален, романтичен, гневлив или обидчив. Есть люди все понимающие, добросердечные, общающиеся с доверием и теплотой. Однако большинство людей проявляют эти качества время от времени и не отличаются чем-то особенным. Считается, что человеческому уму и чувствам соответствуют свои центры сознания, которые могут быть развиты в той или иной степени у конкретного человека. Поскольку наш мир имеет двойственный характер, то ум и чувства человека также подвержены колебаниям и могут проявляться по разному во времени.

Теперь мы можем сказать, что же отличает друг от друга разных людей в жизни. Это прежде всего картина волн для разных центров сознания, определяющая временной мир человека. Степень совпадения волн сознания определяет общность восприятия мира и перспективу партнерства: любовь, дружбу, одинаковость взглядов или вкусов, вражду и ненависть. В основе наших отношений лежит степень совпадения волн сознания. Эти волны называются биоритмами. Физиологический и эмоциональный биоритмы были независимо открыты накануне двадцатого века Германом Свободой, профессором Венского университета и Вильгельмом Флисом, отоларингологом из Берлина. Интеллектуальный биоритм обнаружил доктор Фридрих Тельчер. В середине 90-х годов, исследуя отношения исторических персонажей и наблюдая за ощущениями, пришли к выводу о существовании еще нескольких биоритмов в дополнение к уже известным. Это - физический, сердечный, интуитивный, высший эмоциональный и высший интеллектуальный биоритмы [1].

Самочувствие человека в значительной степени обусловлено биоритмами - циклическими изменениями физиологического, эмоционального и интеллектуального состояния в зависимости от числа месяца. Особенно заметное влияние биоритмы оказывают на самочувствие больных, физически и эмоционально ослабленных людей. В таком ослабленном состоянии мы пребываем в период душевного кризиса, а также в пожилом возрасте. К сожалению, и среди молодежи сейчас найдется много ослабленных людей. Однако внимательный наблюдатель зафиксирует влияние биоритмов в поведении практически любого здорового человека. В современных общественных взаимоотношениях это влияние всерьез не воспринимается, а чаще совершенно неизвестно [22].

В нашем двойственном мире все "вещи" обязательно содержат какой-либо парадокс, который, существуя во времени, создает ритм. Люди также являются носителями парадокса. Мы обладаем одновременно мужскими (активными) и женскими (пассивными) качествами, но проявляем их попеременно (ритмично) [15].

В психологии выделяют четыре группы методов исследования:

1)организационный (сравнительный, комплексный); 2)эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, психодиагностика, анализ и биографические методы); 3)методы обработки данных (количественный и качественный); 4)интерпритационные методы (генетический и структурный). На основании этих методов строятся и этапы психологического исследования: подготовительный (цели, задачи, рабочая гипотеза), сбор фактического материала, количественная обработка данных исследования, качественная интерпретация данных и формулирование вывод [13].

В наше время в литературе довольно богато представлены различные способы и методы познания и самопознания. С целью оптимизации психологического и информационного взаимодействия человека с окружающим миром. Однако внутренний мир личности, играющий в этом важную роль, недоступен прямому наблюдению и может быть раскрыт только путем научного анализа тех систем, к которым принадлежит человек [16]. Чтобы раскрыть все богатство внутреннего мира человека, определить особенности его психики, необходимо рассмотреть совокупность систем, образующих бытие человека, являющихся основанием его качеств. Принадлежность человека к различным системам, так или иначе, появляется в его психических качествах. Множественность оснований этих качеств появляется в его психических качествах. Множественность оснований этих качеств порождает их разнообразие и многосторонность [9].

Обратимся непосредственно к моменту восприятия информации. Человек воспринимает информацию посредством своих органов чувств, которые мы используем внешним способом, чтобы воспринять мир, и внутренним способом, чтобы «репрезентировать» (перепредставлять) переживания самим себе [17]. Те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, называются репрезентативные системы. Соответственно этому существуют три основных модальности: аудиальная, визуальная и кинетическая. Как правило, одна из модальностей доминирует, это значит, что именно через эту систему он чаще воспринимает информацию о мире [5]. Кроме трех основных модальностей имеется еще одна – цифровая или двигательная. Люди, у которых эта модальность является ведущей – дигиталисты – обладают рациональным мышлением. Они воспринимают и отражают мир, предварительно все рассчитав. Этих людей также называют “компьютерами” или «рассудочными людьми», так как они реагируют не на свои ощущения, а на обозначения, наименования, слова, “ярлыки” которыми обозначают все свои образы и ощущения. Такие люди часто занимают руководящие должности и не терпят возражений [14].

Существует зависимость между доминирующей модальностью и предикатами речи. Люди при общении используют слова (по НЛП – предикаты), показывающие, какую репрезентативную систему они используют, поэтому людям с различными типами восприятия трудно понять друг друга [18].

Одним из методов определения модальностей является БИАС-тест, описанный в 1982 г. Льюисом Б.А. и Пуцеликом Ф., а его модифицированная версия представлена в 1991 г. В. Жуковым [6]. Тип нервной системы определяется понятиями экстраверсии – интроверсии, представляющими собой характеристику индивидуальных психологических различий человека. Экстраверты направлены на мир внешних объектов. Им свойственна импульсивность, инициативность, общительность, социальная адаптированность. Противоположный тип – интроверт, направлен на явления его собственного субъективного мира, для них характерны необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу [19]. Выявление экстраверсии – интроверсии можно осуществлять на основе использования адаптированного варианта опросника Г. Айзенка.

Темперамент людей играет важную роль в выборе профессии и совместимости в процессе труда. Лица, тяготеющие к разнообразной работе, характеризуются подвижной нервной системой (экстраверты), а монотонную работу выбирают обладатели слабой нервной системы (интроверты-меланхолики). Учеными установлено, что наибольшая совместимость между людьми на производстве достигается при наличии людей с противоположными темпераментами [20].

Не бывает плохих и хороших типов личности, бывают только плохие и хорошие интертипные отношения, поэтому тем лучше люди должны понимать друг друга, чем теснее требуется взаимодействие. Тип личности – это объективная характеристика, проявляющаяся в поведении, внешности, походке, голосе, почерке [12].

Ещё К.Г.Юнг в своей работе “Психологические типы” пытался создать типологическую классификацию людей. Однако только литовская исследовательница Адшра Аугустинавичюте установила, что отношения между людьми определяются их типами, и создала новую интегрированную науку – соционику, объединяющую социологию и психологию [21].

Психосоциотип личности является врожденной психологической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций как эмоции, ощущения, интуиция и мышление и специфики предпочтений экстраверсии и интроверсии.

Согласно типологии К.Г.Юнга людей можно разделить на типы по следующим характеристикам:

1) экстраверсия – интроверсия;

2) рациональность – иррациональность;

3)мыслительный тип (логик) – эмоциональный тип (этик);

4)ощущающий тип (сенсорик) – интуитивный тип (интуит) [9].

Однако, как считает Адшра Аугустинавичюте, имеется только один врожденный признак: рациональность – иррациональность, а остальные признаки формируются в возрасте до 5 лет под влиянием родителей, чаще матери.

В психике человека выделяют 4 основных канала связи с миром, на которых расположены функции сенсорики, интуиции, логики и эмоции, которые представлены у каждого человека, но разной интенсивности. Исходя из указанных функций, выделяют 16 психосоциотипов людей, для облегчения запоминания которых, используют имена знаменитых людей, означающих соответствующий психотип.

Каждый из этих типов имеет свою личностную характеристику. Все социотипы можно разделить на 4 группы: практики (Горький, Жуков, Штирлиц, Габен); исследователи (Джек Лондон, Робеспьер, Бальзак, Дон Кихот); социалы (Гюго, Драйзер, Наполеон, Дюма); гуманисты (Есенин, Достоевский, Гексли, Гамлет). Исходя из характеристик психосоциотипов, отношения между ними могут быть: родственными (Гамлет-Гюго), деловыми (Жуков-Дон Кихот), конфликтными (Есенин-Штирлиц). Если в коллективе большинство конфликтных пар, то совместная деятельность бывает просто невыносимой. Такие люди начинают “воспитывать” друг друга под себя, пытаясь подавить волю другого человека [2].

Учет биоритмов в своей повседневной деятельности позволяет заботиться о своем здоровье, избегать семейных и производственных конфликтов, повысить обоснованность принятых решений, в том числе в деловой сфере. Однако здесь следует заметить, что эта обоснованность исходит из интеллектуальной оценки ситуации, обычно используемой людьми. Изменение мировоззрения в сторону более цельного восприятия мира позволит нам признать ценность как положительной, так и отрицательной фаз биоритма. Такой подход не является традиционным [10].

Отношения с окружающим миром мы поддерживаем в значительной степени через людей. Отношения с некоторыми людьми могут нас удовлетворять более, а с другими менее или не удовлетворять совсем. Некоторые люди вызывают наше удовольствие только своим присутствием и понимают нас с полуслова. Другие люди раздражают нас без причины. Сложные и длительные взаимоотношения, затрагивающие широкий диапазон чувств, существуют в семье и на работе. Почему-то отношения с близкими и коллегами часто доставляют нам неудобства, зато людей, которые нас понимают, мы воспринимаем как подарок судьбы. Таких людей мы встречаем нечасто, потому что жизнь - это школа, в которой нужно учиться каждый день. Подарки, как известно, каждый день не бывают [7].

3. Собственные исследования.

3.1. Материалы и методики исследования.

Работа выполнялась в МОУ ”Лицей № 13” c октября 2005 г. по ноябрь 2007 г. Обследование проведено на учащихся 7-х, 10-х и 11 «в» классов. Степень биоэнергетического потенциала учащихся определяли с помощью построенного графика биоэнергетического ритма человека по методике И. Агаджаняна.

Изучение социотипа учащихся проводилось с помощью экспресс - теста “Социотип” [2]. Асимметрию полушарий и тип восприятия определяли с помощью стандартных тестов [3]. Социометрические исследования проводили с помощью теста-опросника, состоящего из 8 вопросов (см. приложение) и составления социограмм.

Все проведенные наши исследования отражены в таблицах и диаграммах, приведенных в приложении.

В психологии используются различные методы анализа индивидуальных черт человека. Методика наших исследований заключалась в подборе подходящих (небольших и оперативных) тестов, тестировании учащихся

7-х, 10-х, 11-х классов и анализе полученных результатов. Используя даты рождения учащихся, мы построили график их биоэнергетического ритма и определили место каждого ученика на этом графике.

3.2. Анализ полученных результатов.

Анализируя результаты теста “Социотип”, мы выяснили, как следует из диаграммы 1, что 10 классы представлены 11 (из 16) социотипами, большинство из которых “Есенины” (экстраверты, 20,0 %) и “Гамлеты” (интроверты, 16,6%).

Тест на асимметрию полушарий показал, что (диаграмма 2) в 10-х классах большинство учеников имеют универсальный тип мышления, что хорошо согласуется с высоким уровнем цифровой (Д) и универсальной модальности (типа восприятия) в этом классе.

Анализ социометрических карт показал наличие в классах нескольких явно противоборствующих лидеров среди девушек и явных (уважаемых всеми), лидеров – юношей. Как видно из социограммы 1, лидеры имеют высокий коэффициент удовлетворенности, их считают умными, даже те, кто их отвергает, готовы обратиться к ним за помощью. Сравнивая данные социотипов с социометрическими данными, мы обнаружили определенную закономерность в предпочтениях и отверганиях тех или иных учащихся. Как видно из диаграммы 3 лидеры интроверты имеют взаимовыборы с интровертами (от 75% до 80%) и отвергаются экстравертами (86-100%). При этом на первое место они ставят учащихся с социотипами, с которыми их социотип находится в “родственных отношениях” или в “деловых отношениях”.

Анализ биоэнергетического графика показал, что (диаграмма 4) 42,8% юношей находятся на высоких (“мужских”) энергетических уровнях, а 86,6% девушек, как и положено, на низких (“женских”) энергетических уровнях.

При изучении взаимосвязи биоэнергопотенциалов с индивидуальными психологическими особенностями и социометрическими картами учащихся, удалось установить, что противоборствующие девушки-лидеры находятся на разных слоях (график 1) энергетических уровней. При этом, они окружают себя подружками с близкими, но чуть более высокими энергетическими уровнями (100%), сходным типом нервной системы (83,3%), родственными или деловыми социотипами и одинаковым типом восприятия (75%), в то время, как противоборствующая сторона имеет альтернативные показатели и находится в другом, более низком энергетическом слое. Мальчики-лидеры находятся как раз в зонах, указанных И. Агаджаняном (25.02 и 27.10), при этом их окружают товарищи (взаимовыбор), находящиеся в верхнем слое “женского” уровня.

Игнорируемые и отвергаемые девушки находятся либо на очень высоких (“мужских”) энергоуровнях (11,1%) или на очень низких слоях “женского” уровня (11,1%). Обращает на себя тот факт, что юноши находящиеся на самой границе “женского” и “мужского” биоэнергоуровня (7.02, 21.03, 7.06 и 7.10), а так же на границе высокого и низкого слоев “женского” уровня (31.08) оказались игнорируемыми или изолированными, и даже девушки их почти не замечают или явно отвергают (60%). К таковым относятся и юноши, находящиеся в низком слое “женского” уровня.

7 «А» класс представлен 10 социотипами, большинство из которых Гамлет

(4 человека, экстраверты). Большая часть учащихся имеют правую асимметрию полушарий (13). По типу восприятия преобладают с дигитальной (5) и универсальной (5) модальностью.

Социометрическая карта показала наличие в классе основных лидеров среди девочек и мальчиков.

Биоэнергетический график показал, что в 7 «А» классе 40% девочек находятся на высоких энергетических уровнях и все они являются или явными лидерами (2,11) или предпочитаемыми (1,12). Остальные девочки находятся на низких энергетических уровнях и только двое (8 и 14) являются явными лидерами и выбирают в друзья девочек из верхнего уровня (2,11).

Мальчики лидеры (9,17) находятся на верхних энергетических уровнях, осуществляют взаимовыбор. Пренебрегаемыми и изолированными оказались ученики на низких энергетических уровнях (мальчики – 13,4,10; девочки – 5,16) и оказавшиеся вне зон, указанных И. Агаджаняном.

При анализе результатов теста на определение социотипов, мы установили, что изолированный мальчик (4) не имеет ни одного положительного взаимодействия с другими социотипами среди мальчиков, и большинство учащихся класса отметили, что он не нравится им. Среди девочек отмечается взаимовыбор или односторонний выбор деловых или родственных социотипов (5-8: Гамлет-Гюго; 1-2, 11-2,15: Штирлиц-Драйзер).

Сходные результаты были получены и при анализе биоэнергетического графика учащихся 11 «в» класса (диаграммы 5-7 и график 3). В классе большинство гуманитарии и социалы с правой асимметрией полушария. 60% юношей находятся в мужской зоне, все – спортсмены и держатся изолированно от юношей из женской зоны (с низкой энергетикой). 37,5% девушек находятся в мужской зоне и не дружат с девушками из женской зоны, а пытаются флиртовать с юношами из мужской зоны. Юноши из женской зоны оказываются изолированными и от юношей с высокой энергией и от девушек из женской зоны.

В результате проведенных исследований мы установили, что между биоэнергетическим потенциалом организма человека и его индивидуально-психологическими особенностями существует взаимосвязь и биоэнергетический потенциал оказывает влияние на внутри- и межполовые взаимоотношения учащихся в коллективе, что подтверждает нашу гипотезу исследования и согласуется с гипотезой И. Агаджаняна.

4.Выводы.

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Биоэнергетический ритм человека, зависящий от даты рождения, существует и оказывает определенное влияние на взаимоотношения людей в коллективе.

2. Юноши с высоким энергетическим уровнем оказываются истинными лидерами в коллективе, а лидерство девушек и их взаимоотношения с другими девушками зависит от нахождения в одинаковых слоях, женского уровня.

3. На взаимоотношения людей в коллективе существенное влияние оказывают асимметрия полушарий, тип восприятия и социотипы людей, на формирование которых, видимо, оказывает влияние биоэнергетический уровень (дата рождения) человека.

4. Отвергаемые и игнорируемые люди в коллективе имеют резко “контрастный” биоэнергетический уровень или находятся в переходной зоне от “высокого” к “низкому” уровням.

5. Для получения более достоверных результатов и влияния биоэнергетического потенциала на другие индивидуальные психологические особенности людей необходимы дополнительные исследования на большом числе учащихся (6 кл., 8 кл., 9 кл.) и с большим числом психологических тестов (психогеометрия психологического климата коллектива).

5.Список использованной литературы.

1. Агаджанян Н.А. Биологические ритмы. – М.: Медицина, 1967.-120с.

2. Агаджанян Н.А. Биоритмология. – М.: Медицина, 2005.-130с.

3. Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы). – М.: Россия, 1989.-256с.

4. Александров А.Ф., Даты и судьбы. Тайны дня рождения. - М.: Рипол классик, 1999.

5. Блум Ф. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.

6. Гиттельсон Б. Парапсихология-это просто. – М.: Фаир, 1997.

7. Детари Л., Каршац В. Биоритмы. – М.: Мир, 1984.-160с.

8. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. – М.: Медицина, 1980.-112с.

9. Каппони В. Сам себе психолог. – СПб., Наука, 1995.

10. Кашницкий С., Счастье по графику // АиФ. – 2005.- № 33.

11. Кравосарский В. Энциклопедия психотерапевта. – СПб., Питер, 1998.

12. Мезенцев Р.А. Энциклопедия чудес. – Алма-Ата: Гл. Ред. Казах - советской энциклопедии, 1989.

13. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 1994.

14. Основы психологии: практикум (под редакцией Л. Д. Столяренко), Ростов н/Д.: “Феникс”, 2001.

15. Печерин А. Ритмы в природе и нашей жизни // Биология в школе, №1, 1998.

16. Психология для всех и каждого / Сост. В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: “Феникс”, 2002.

17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., Владос, 1996.

18. Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Эксперимент. Практический курс. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

19. Сухожилин А.К. Ритмы и алгоритмы. – М.: Молодая гвардия, 1988.

20. Ужегов г. Биоритмы на каждый день. - М.: Фаир,1997.

21. Уорд Р. Живые часы. – М.: Мир, 1974.

22. Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм. – М.: Знание, 1985.

6. Приложения.

Приложение 1.

Тест-опросник.

1. Есть ли у тебя друзья в классе, назови их (2-3 человека).

2. С кем бы ты еще хотел дружить.

3. Если ваш класс расформируют: а) кого бы ты хотел видеть в новом классе; б) не хотел.

4. С кем бы ты хотел пойти в поход.

5. Кого вы считаете в классе самым эрудированным (2-3 человека).

6. Кто у вас в классе самый веселый человек.

7. К кому бы вы обратились за помощью: а) в учебе; б) в личной жизни.

8. Кто в классе больше всего не нравится и почему.

Приложение 2.

ЭКСПРЕСС-ТЕСТ.

Нарисуйте табличку - три строки по пять клеточек. В клеточки вписывайте ответы на следующие вопросы: первые пять – в первую строку, 6-10 – во вторую, 11-15 – в третью. Ответы представляют собой номер выбранного вами варианта – «1» или «2». Выбор делать обязательно, даже если сначала варианты кажутся равноценными.

Надо уточнить:

1. Вам приятнее 1) события своей жизни планировать заранее, 2) оставаться свободным от обязательств и делать то, что предлагает случай.

2. 1) Вы человек достаточно собранный и внимательный, 2) бывает так, что вы задумаетесь о чем-то, не видите и не слышите, что происходит вокруг.

3. что важнее, чтобы фирма работала хорошо: 1) четкая организация труда, знания и опыт работников, 2) хорошие отношения, эмоциональный тонус людей.

4. Как реально получается: 1) много приятелей, 2) один-два настоящих друга.

5. Купив новую вещь: 1) включите, если не работает, возьметесь за инструкцию, 2) сначала прочитаете инструкцию, потом включите.

6. 1) Прерывать текущую работу на середине вы не любите, 2) Можете начать слишком много работ сразу и с трудом их заканчивать.

7. Вы больше цените в себе: 1) характер, волю, упорство, 2) интеллект, воображение, способности.

8. 1) Разум ставите выше чувств, имеете объективное мнение о людях, независимо от симпатий к ним, стараетесь не обсуждать темы личной жизни, как своей, так и чужой, 2) чувства играют в вашей жизни значительную роль, для вас важнее эмоциональный мир человека, его отношение к вам и ваше к нему, чем его объективные данные.

9. Товарищ привел вас в компанию, где вы никого не знаете: 1) можете сразу включаться в разговор, 2) какое-то время молча слушаете и наблюдаете за людьми.

10. Обе постановки не совсем правильны, но какая из них с детства ближе вашему духовному складу: 1) все люди хорошие, добрые, любят друг друга, 2) к людям надо относиться осторожно и доверять только после того, как хорошо их узнаешь.

11. Если в выходной день утром спросить, что вы делаете в этот день: 1) ответите достаточно точно, 2) перечислите вдвое больше возможного или задумаетесь.

12. Какое слово больше соответствует вашему духовному складу: 1) завершенность, 2) эскиз.

13. Вам труднее переживать и исправлять ошибки: 1) в области отношений с людьми, 2) в работе, обращении с техникой, документацией.

14. В центре внимания большой компании: 1) чувствуете себя легко и непринужденно. 2) можете быть ограниченное время, а потом хочется скромно уйти в тень.

15. Думая о будущем, вы, прежде всего, обращаете внимание: 1) на приятные, заманчивые перспективы, возможности, 2) на опасности, которых следует избежать.

Подытожьте преобладающие ответы в каждой колонке вашей колонке вашей таблички и сравните образовавшуюся пятерку единиц и двоек с той, которая приведена для выбранного вами типа в колонке «Микротест» таблицы, приведенной ниже:

Дон-Кихот 22111 Интуитивно-логич. экстраверт

Робеспьер 12122 Логико-интуитивный интроверт

Дюма 21222 Сенсорно-этический интроверт

Максим Горький 11121 Логико-сенсорный интроверт

Виктор Гюго 11211 Этико-сенсорн. экстраверт

Гамлет 12212 Этико-интуитивн. интроверт

Жуков 21112 Сенсорно-логическ. Экстраверт

Есенин 22221 Интуитивно-этический интроверт

Джек Лондон 12111 Логико-интуитивный экстраверт

Теодор Драйзер 11222 Этико-сенсорный интроверт

Наполеон 21211 Сенсорно-этический экстраверт

Бальзак 22122 Интуитивно-логический интроверт

Штирлиц 11112 Логико-сенсорный экстраверт

Достоевский 12221 Этико-интуитивный интроверт

Гексли 22212 Интуитивно-этический экстраверт

Габен 21121 Сенсорно-логический интроверт

Приложение 3.

ТЕСТ

Определения функциональной асимметрии мозга.

Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцати бальной системой.

0 баллов – категорическое отрицание, 10 баллов – безоговорочное согласие. Баллы от 1 до 9 – справедливая самооценка.

1. У меня преобладает хорошее настроение.

2. Я не помню то, чему учился несколько лет назад.

3. Послушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

4. Когда я слушаю рассказ, я представляю его в образах.

5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно дается алгебра.

7. В группе приятелей я первым начинаю разговор.

8. Если я слышу чьи-то утверждения, то требую аргументы.

9. Я легко запоминаю незнакомые лица.

10. Мои успехи в спорте лучше, чем в учебе.

11. Мне больше нравится заниматься по книгам и лекциям, чем по практическим занятиям.

12. Мне с трудом удается выражать свои чувства словами.

13. Я считаю, что утверждения о существовании экстравертов и тому подобное - глупости и антинаучно.

14. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем читать книги.

15. У меня плохая память на имена.

16. Меня часто посещают предчувствия.

17. Я люблю головоломки типа кроссвордов.

18. Если я что-то обдумываю, то ответ приходит сразу, как будто ударило.

19. В музыке меня привлекает ритм, а не мелодия.

20. Я спокойно позволяю всему идти своим чередом и не стремлюсь к тому, чтобы все шло, как мне надо.

Обработка результатов.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 7, 8, 11, 13, 15, 17, 19 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 9, 10, 12, 14, 16, 18, 20(правое полушарие).

1.Л больше П более чем на 5 = логический тип мышления, оптимистичны, общительны, расчет не на интуицию. Легко даются виды деятельности, требующие логического мышления (математика, преподавание точных наук, конструкторы, программисты и т.д.).

2. П больше Л более чем на 5 = художественный склад ума, пессимисты, полагаются на собственные чувства, менее общительны, но могут работать в неблагоприятных условиях (художник, актер, врач, воспитатель, учитель-гуманитарий и т.п.).