Главная              Рефераты - Разное

«Анализ продаж компании “Apple”» - реферат

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра

« »

на тему: « »

группы ФК 1-2

Научный руководитель:

.

Москва 2010

Оглавление

1. Оглавление. 2

2. Введение. 3

3. Краткая история компании Apple. 3

4. Виды товаров и их востребованность на рынке. 7

Apple в России. 16

Финансовые показатели. 17

5. Бизнес-модель Apple и её перспективы.. 17

6. Список иллюстраций. 20

7. Список используемой литературы.. 21


Введение

Компьютеры с изображением семицветного яблочка уже давно перестали быть диковинкой. Их теперь можно встретить практически везде – в издательствах, рекламных агентствах, дизайн-студиях. Высокую популярность компьютеров Apple среди верстальщиков и дизайнеров можно объяснить множеством причин, но высокое качество, удобный интерфейс и надежность работы техники этой марки отмечали все. За свою историю Apple пережила взлеты и падения. Технические разработки на базе процессоров IBM PowerPC сменились на компьютеры на платформе Intel x86, и Apple готовит к выпуску еще более мощные модели компьютеров, оснащенные надежной и удобной операционной системой MacOS. Отличительные особенности этих компьютеров – высокая вычислительная мощность, простота установки и настройки. Однако в последние годы компания стала больше известна не как один из крупнейших производителей компьютеров, а как производитель мобильных устройств и гаджетов.

Краткая история компании Apple.

Тридцать лет назад, 1 апреля 1976 года Стив Джобс (Steve Jobs) и Стив Возняк (Stephen Wozniak) основали небольшую компанию по производству компьютеров[1] . Третий соучредитель, Рональд Уэйн (Ronald Wayne), опасаясь, что эта затея не имеет будущего, продал свои 10 процентов акций компании за 800 долларов. Главный офис фирмы, которой будет суждено стать мировым лидером на рынке цифровых плееров и крупнейшим производителем компьютеров, располагался в небольшом гараже.

В те времена, когда компьютеры стоили дорого и были прерогативой крупных научных центров и ученых. Огромные машины, порой занимающие две комнаты свободного пространства, и потребляющие энергию как небольшой завод вряд ли могли претендовать на широкое распространение среди людей. Но все-таки уже тогда молодой инженер Стив Возняк, мечтал иметь свой собственный персональный компьютер, задумал сделать компьютерную технику доступной для всех. Этот принцип и стал главной концепцией компании Apple.

Под влиянием своего друга Возняк продолжил работу по созданию первого персонального компьютера, который они вместе собирали в гараже отца Джобса. Воплотить свою мечту в жизнь им удалось благодаря тому, что к этому времени в продаже появился первый недорогой микропроцессор, который и стал основой нового персонального компьютера Apple I. Первую партию из 50 компьютеров закупил Пол Террел владелец компьютерного магазина Byte Shop. Продажа пошла на удивление бойко, что позволило друзьям расплатиться с долгами и поставить молодую компанию Apple на ноги.

В последующее время было создано еще несколько модификаций компьютера Apple, найти деньги на их производство и покинуть гараж было не просто. Финансисты в то время не хотели вкладывать средства в эту затею. Но нашелся один богатый человек и поверил ребятам. Он дал им денег и открыл кредитную линию в банке. На эти деньги удалось расширить компанию, нанять персонал и наладить производство компьютеров.

Уже тогда продажи компьютерной техники от фирмы Apple били все рекорды, не только в США, но за ее пределами. Компания быстро богатела, стоимость ее акций постоянно росла. Но в 1981 году после страшной авиакатастрофы из компании ушел Стив Возняк. Оставшись один Стив Джобс решил нанять на работу опытного менеджера Джона Скалли. После этого компании Apple настоящую славу принес первый компьютер Macintosh, снабженный мышью и графической операционной системой с привычными для нас значками на рабочем столе.

Macintosh тогда стоил сравнительно дешевле, чем все предыдущие его прототипы, поэтому быстро заслужил признание у людей. Удачная реклама и высокие продажи быстро сделали Ситва Джобса известным, для многих он стал воплощением Американской мечты.

Определяющим фактором быстрого распространения Маков среди населения стала возможность разработки программного обеспечения для него сторонними организациями. Появления большого количества разнообразных программ способствовало тому, что компьютер стал незаменим в решении множества задач. Компания Aldus, которая позднее была переименована в Adobe, предложила тогда первую программу для верстки Pagemaker, которая произвела революции в типографском деле. Все издательства стали закупать себе компьютеры, поэтому с тех пор считается что Macintosh – это компьютер для дизайнеров. К тому же компьютеры стали неотъемлемой частью учебного процесса, их в больших количествах закупали институты, университеты и школы.

Стив Джобс и Стив Возняк стали отцами идеи персональный компьютер в каждый дом, которую так блестяще впоследствии воплотил в жизнь Бил Гейтс. Компания Apple с начала своей деятельности придерживалась жесткой политики, чтоб разработанная ей операционная система устанавливалась только на компьютеры ее производства. В свою очередь компьютеры они поставляли только в готовом виде и тщательно защищали их от подделок и копий. Это и стало главной причиной того, что со временем они перестали занимать лидирующие позиции на рынке продажи компьютеров, но при этом смогли сохранить свою индивидуальность.

Во времена расцвета компании Apple появлялось много клонов существующих Макинтошей, которые могли работать с их программным обеспечением. Но деятельность компании всегда была направлена на защиту своих прав и старалась сделать так, чтоб производить клоны было не выгодно. Им это удалось, но попытки разработать компьютер хоть как-то напоминающий Macintosh продолжаются и сейчас, хотя им конечно очень далеко до их качества.

Широкое распространение более дешевой и доступной компьютерной техники от других производителей и доминирование на рынке программного обеспечения от фирмы Microsoft превратило Макинтоши в компьютеры не для всех, а для избранных. Но, так или иначе, те, кто стал пользователями техники от компании Apple, любят свои компьютеры Macintosh и советуют их своим знакомым. Лозунг компании о том, что техника должна быть удобна в первую очередь людям соблюдается и по сей день, а многие ее идеи берутся за основу всего, что сегодня продается на компьютерном рынке.

Через некоторое время после столь оглушительного успеха у Стива Джобса возник конфликт с Джоном Скалли по поводу способа управления бизнесом. Спор решился в пользу Скалли, который сумел получить большинство голосов в совете городов и выгнать Джобса из компании. Это стало для Стива сильным ударом. Покинув Apple, Стив Джобс организовал новую компанию NeXT, которая занималась созданием компьютеров для нужд ученых и образовательных учреждений. Он сосредоточился на разработке принципиального новой операционной системы.

В то же время он приобрел у Лукаса мультипликационную студию, которая в последствии получила название Pixar и стала самой успешной студией мультипликации в Голливуде. Именно на ней был создан первый полнометражный мультипликационный фильм в компьютерном 3D формате. Позднее ее купила компания Walt Disney, а сам Стив Джобс стал владельцем 7,4 % акций Disney.

В это время на рынке компьютерной техники появилась компания IBM, ставшая основным конкурентом Apple. Дела в компании Apple шли не важно, она была на грани банкротства, и уже решался вопрос, кто ее первым купит. Тогда совет директоров решил вернуть в компанию ее основателя Стива Джобса, который согласился вновь возглавить Apple и быстро навел в ней порядок. Он значительно урезал модельный ряд компьютеров Macintosh, сократил штат сотрудников и производство, представил миру компьютер Macintosh с абсолютно новой десятой версией операционной системы Mac OS, основанной на его собственной разработке OpenStep.

Компания Apple тем временем снова начала набирать обороты, финансовые дела значительно улучшились, а ее бессменный лидер Стив Джобс продолжает радовать своих почитателей техническими новинками такими, как супертонкий ноутбук, iPod и iPhone. Apple завоевывает рынок продажи музыки и видео посредством сети интернет.

Спустя свыше 30 лет после основания (на июнь 2010 г.) стоимость компании составила около 65 миллиардов долларов (Финансовые показатели).

Виды товаров и их востребованность на рынке

В последнее время ресурсы Apple были брошены на мобильные продукты iPhone и iPad, однако сейчас, после достижения успеха на этом рынке, внимание компании вновь обратилось к компьютерам.

Apple поставляет 3 типа компьютеров - cерверы XServe, настольные компьютеры и ноутбуки. Xserve являются двухпроцессорными серверами стандартной архитектуры (наиболее массовая платформа на рынке серверов), построены на 4-ядерных процессорах Intel Nehalem, и отличаются улучшенным отношением производительности к энергопотреблению. Основное отличие от аналогов, предлагаемых конкурентами - применение ОС Mac OS X Server.

Эта же ОС предлагается с настольными компьютерами Mac, удобными и простыми в работе, которые являются альтернативой ПК с ОС Microsoft Windows. Как было отмечено выше, компьютеры Mac традиционно применяются в издательском деле и для мультимедийной обработки. В настоящее время Apple предлагает компьютеры iMac (ПК типа "всё в одном", системный блок которых совмещен с монитором, на базе новейших микропроцессоров Intel Core i3/i5/i7), Mac mini (маленький, но мощный энергоэкономичный ПК на базе двухъядерных микропроцессоров Intel Сore 2 Duo) и Mac Pro (самый быстрый и мощный в этой линейке, с 1 и двумя 4/6-ядерными микропроцессорами Intel Xeon); последний следует отнести скорее к мощной рабочей станции. Остановимся подробнее на популярных, в т.ч. в нашей стране, ноутбуках.

Ежеквартальные объёмы продаж Мас.

Диаграмма 1 Динамика продаж Мас 2008-2010 (шт)

MacBook — представитель семейства ноутбуков от Apple. Наиболее доступные ноутбуки от Apple имеют минималистичный внешний вид, при этом обладая отличными возможностями при небольших размерах и доступной цене. 20 декабря 2008 года был представлен MacBook в алюминиевом корпусе, но на WWDC-2009 данная модель была переведена в класс MacBook Pro, дополнительно улучшив некоторые характеристики. На май 2010, модельный ряд данного класса представлен одним ноутбуком MacBook с несколькими различными характеристиками. Обладая белым поликарбонатным корпусом, небольшим размером и небольшой ценой, ноутбук выглядит привлекательно для всех категорий пользователей. При размерах 2,74x33 см. и весе в 2.13 кг, MacBook предлагает хороший набор аппаратных составляющих: видеокарта nVidia GeForce 320M, мощный процессор, LCD-экран 13" с разрешением 1280х800, сетевую карту скоростью 10/100/1000 мегабит, беспроводные средства связи (Bluetooth, Wi-Fi), USB, FireWire, цифровые (оптические) и аналоговые аудиовход и аудиовыход, и др.

Apple MacBook Pro — самый мощный ноутбук компании Apple. Позиционируется Apple как ноутбук для профессиональной деятельности - или вместо стационарного компьютера. Пришёл на смену компьютерам Apple Powerbook G4 в 2006 году. В июне 2009 года была представлена новейшая версия MacBook Pro, представившая новую линейку этих ноутбуков. На данный момент линейка представлена ноутбуками с диагональю экрана 13, 15, и 17-дюймов.

MacBook Air — ультрапортативный ноутбук серии MacBook Apple, выпускаемый в двух вариантах: с 11,6- и 13,3-дюймовыми экранами. Максимальная толщина последней модели составляет 1,7 см. MacBook Air весит 1,06 кг. Выход ноутбука сопровождался заявлением Apple, что это самый тонкий ноутбук в мире.

Основная ОС всех компьютеров Mac – это Mac OS. Для многих пользователей Mac OS X является важным фактором при покупке компьютера Apple. Данная ОС меньше подвержена вирусным атакам, чем Windows (некоторые эксперты связывают это с невысокой распространенностью Mac OS X).

Два последних масштабных обновления ОС не случайно имеют схожее название: с точки зрения пользователя, отличия Leopard и Snow Leopard были незначительными, некоторые даже называли версию 10.6 шагом назад. Apple лишь провела оптимизацию системы, внедрив ряд технических нововведений (переход к 64-битной архитектуре, использование ресурсов графических адаптеров для общих вычислений и пр.). Обозреватели прогнозируют, что версия 10.7 принесет множество новшеств. Возможно появление поддержки сенсорного управления для настольных компьютеров и ноутбуков, а также совместимости с iOS (операционная система iPhone и iPad).

По данным отчета маркетинговой компании IDC, продажи персональных компьютеров в США в третьем квартале 2010 года были неважными, однако это не относится к продукции Apple. За указанный период в США было продано 1,99 миллиона Mac, что составило 10,6% от общего числа реализованных в стране компьютеров. Продажи компьютеров Apple выросли на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это позволило компании подняться на третье место по доле рынка ПК в США - после Hewlett-Packard с 24,3% и Dell с 23,1% от общих продаж.

Успехи Apple нашли отражение и на бирже. Акции компании на торгах в среду впервые в истории компании поднялись выше 300 долларов. Курс акции достигал на утренних торгах Nasdaq 301,96 доллара за штуку. С начала сентября акции компании подорожали более чем на 20%.

В третьем финансовом квартале 2010 года Apple сообщила о доходе в 15,7 млрд. долларов. Эти рекордные показатели превзошли даже результаты самого лучшего прошлогоднего и, по совместительству, праздничного квартала на 20 млн. долларов, и почти вдвое улучшили прошлогодние 8,34 млрд. долларов, полученные да 3 квартала 2009 года. По прогнозам, в четвертом квартале 2010 года впервые выручка компании превысит 18 миллиардов долларов. Аналитики подняли уровень цены, к которому должны стремиться акции Apple, до отметки 350 долларов[2] .

По данным из отчета аналитической компании NPD Group[3] , стало видно, что планы по продажам компанией Apple реализуются гораздо быстрее, чем по прогнозу специалистов с Уолл-Стрит. А это означает, что Mac по итогам третьего квартала этого года может в очередной раз побить свой рекорд по продажам, который может составить 3,8 миллионов проданных устройств. А это на 21-24% выше относительно этого же квартала прошлого года. В отчете NPD Group также отмечается и падение средней розничной цены Mac, которая по сравнению с прошлым годом снизилась на 2,9%.

Объёмы продаж Mac с 2007 года

Диаграмма 2 Сравнение объёмов продаж Desktop и Notebook 2007-2010(тыс шт)

«Яблочная» компания форсирует приближение очередного рекорда по продажам компьютеров Mac. В прошлый раз рекорд зафиксировали во втором квартале этого когда, когда объемы продаж составили 3,47 млн. Если сравнить текущий период и прошлогодний, то выручка Apple увеличилась на 77 процентов.

Продажи Apple могут превысить прогнозируемые не только относительно Mac, но еще и относительно iPod. Компания NPD ждет, что в этом квартале на территории США будет реализовано около 10-10,5 млн. плееров iPod (Диаграмма 3). Однако в данном случае анализ осложняется еще и выходом новых моделей iPod, ведь неизвестно, как это скажется на продажах. Нельзя не отметить и то, что большая часть выручки с продажи iPod приходится на международные продажи, чего нельзя сказать о продажах Mac.

Ежеквартальные объёмы продаж iPod

Диаграмма 3 Сравнение продаж iPod 2002-2010 (шт)

iPod — портативный медиа плеер, созданный компанией Apple. К сегодняшнему дню появилось уже семь поколений iPod. Вместе с шестым поколением iPod Classic 5-ого сентября 2007 появился ретроним «Classic»; до этого, iPod Classic назывался просто iPod Сегодня доступно три новых поколения всеми любимых плееров iPod:- iPod shuffle, iPod nano и iPod touch. Каждый из представителей новой линейки получил ряд новых особенностей и функций.

Все поколения используют 1.8-дюймовый жёсткий диск для хранения информации. Недавнее изучение, проведённое Consumers Digest Foundation при сотрудничестве Книги рекордов Гиннеса и департаментом продаж Apple, Inc.показало, что пользователи iPod покупали аксессуары и обновления каждые 6.2 месяцев; наивысшая цифра относится к региону, где семья Монтмерль-Беренц из Парижа, Франция приобретала их каждые 6.3 месяцев с 2000 по 2007 гг.

Ежеквартальные объёмы продаж iPhone

Диаграмма 4 Продажи iPhone 2007-2010 (шт)

iPhone — линейка четырёхдиапазонных мультимедийных смартфонов (новейшая версия – iPhone4), разработанная корпорацией Apple. Игра PCы совмещают в себе функциональность плеера iPod, коммуникатора и интернет-планшета. Работают под управлением операционной системы Apple iOS, представляющей собой упрощённую и оптимизированную для функционирования на мобильном устройстве версию Mac OS X.

ОС для смартфонов на июль 2010 в UK

Диаграмма 5 Доля различных ОС для смартфонов на июль 2010г[4]

Судя по последним статистическим данным, полученным в результате исследований от comScore, компания Nokia по-прежнему сдает позиции лидера на европейском рынке смартфонов. Были опрошены потребители во Франции, Великобритании, Италии и Испании, и в конце июля выяснилось, что 51,2% от общего числа респондентов пользуется смартфонами. Кроме того, в этом сегменте рынка доля Android и iOS выросла на 5,6% и 5,3% по сравнению с этим же периодом 2009 года. А, вот, доля Symbian на рынке снизилась аж на 14,4 процентов (Диаграмма 5).

Компания Apple прочно держится за второе место и на рынке США с 23,8 процентами смартфонов, где она уступает «верхушку» только Research In Motion с операционкой Blackberry (39,3%). Доля мобильной операционной системы iOS в Великобритании составляет 29,6%, а во Франции – 31,6%, а вот, доля Symbian в этих европейских странах несколько выше и составляет 37,3% и 35,4% соответственно.

Конечно, Nokia все еще держит лидерство на европейском рынке смартфонов, но компания Apple уже очень близка к тому, что переменить ситуацию.

iPad - планшетный компьютер, представленный Джобсом в январе 2010 г., назван им "революционным продуктом", который "лучше, чем лаптоп и смартфон". По словам Стива Джобса, iPad выгодным образом отличается от наиболее продвинутых электронных устройств и способен занять отдельную нишу на рынке. "Планшетник" толщиной 1,25 сантиметра весит всего 680 граммов имеет сенсорный экран диагональю 24,6 сантиметра. Гаджет позволит пользователям играть в компьютерные игры, читать электронные книги исвободно выходить в Интернет. Новое устройство, как считается, займет нишу между iPod Touch и MacBook и будет предназначен для чтения книг ивеб-сайтов "на ходу", тем самым, бросив вызов популярным ныне нетбукам.

В планах Apple – выпуск уменьшенной модели этого интернет-планшета, и уже объявлено о планах выпуска его новой версии.

Только за первые несколько месяцев продаж было продано 3 миллиона экземпляров устройств iPad. Эти устройства фактически породили новый сегмент рынка. Пожалуй, их предтечей можно считать появившееся в середине 2000-х годов устройство TabletPC. Однако последнее опередило свое время. В то время основными потенциальными пользователями таких устройств были люди, профессионально использующие ПК и ноутбуки на работе. А для таких пользователей потеря полноразмерной клавиатуры давала однозначное неудобство работы.

В настоящее время iPad ориентируется на массовую аудиторию, не работающую профессионально на компьютерах. В сочетании с оригинальными техническими усовершенствованиями и отличной рекламой это и привело к успеху Apple.

Завершая рассмотрение мобильных гаджетов Apple, отметим, что они предназначены для "непродвинутых" пользователей. Кроме них, у Apple всегда были фанатичные приверженцы компьютеров Mас. Эти компьютеры в последние годы стоили в 2-3-5 раз дороже других альтернатив на рынке. У iPod таких эстетствующих фанатов ("избранных") нет. Успех iPad, iPod, iTunes (см. ниже) и др., как отмечено ранее, фирма пытается использовать для возврата на рынок своих компьютеров Мас.

Однако основное достижение Apple – не «железные» гаджеты типа iPod или iPad, а система продаж контента для них. Иначе говоря, новые гаджеты — это всего лишь «торговые терминалы» для интернет-портала по продаже разнообразного содержания. То есть это – интегрирующий продукт, обеспечивающий комфортное (по западным, правда, меркам) взаимодействие потребителя, торговой площадки и конечного устройства. Вся совокупность продуктов Apple позволяет говорить о прототипе интеграционной платформы, ориентированной на рядового пользователя, а не на ИТ-гуру, — оказалось, что потребитель готов платить за такую интеграцию.

Для продаж контента Apple использует собственные доступные в интернет сервисы AppStore и iTunes; через последний, в частности, продаются музыкальные записи. О планах применения аналогичной модели продажи музыкальных записей в интернете в 2010 г. объявила и компания Sony. iTunes предполагает скачивание на гаджет, например, на телефон пользователя, каталога, а пользователь просто отмечает в нем, что хочет получить и делает запрос. Этот сервис стал очень популярным.

В настоящее время популярность бизнес-модели «мобильная платформа + магазин приложений» возрастает. Это, кстати, усиливает интерес к современным мобильным ОС со стороны разработчиков и, соответственно, повышает спрос на них.

Apple в России

В 2006 финансовом году, который закончился 30 сентября, продажи «Apple» в России составили 69 млн долл. По словам менеджеров «Apple IMC Russia», за этот период в России было продано 240 тыс. штук аудиоплееров iPod (рост в 6 раз за год).

В 2007 году было создано российское представительство компании, с 6 сентября 2010 года возглавляемое Алексеем Бадаевым. По состоянию на 2008 год в России действует около десятка авторизованных бизнес-партнёров компании. Официальным импортером техники Apple в Россию была выбрана компания di House, а в 2010 году вторым импортером стала компания «Марвелл».

На 2010-й год в России не существует ни одного собственного магазина Apple: вся продукция компании реализуется через развлетленную сеть магазинов-партнеров различного уровня: к Premium Reseller относятся магазины компаний re:Store, z-Store и DeepStore. Продавцы класса premium обязаны продавать продукцию компании не ниже рекомендованных цен (на практике популярные товары продаются на 5 % выше рекомендованной цены).

Финансовые показатели

20 июля 2010 г. компания Apple объявила финансовые показатели за третий квартал 2010 финансового года, завершившийся 26 июня 2010 г.[5] Рекордный доход компании составил 15,7 млрд долларов, а чистая квартальная прибыль — 3,25 млрд долларов, или 3,51 доллара на одну разводнённую акцию. Доход компании за тот же квартал предыдущего года составил 9,73 млрд долларов, а чистая квартальная прибыль — 1,83 млрд, или 2,01 доллара на одну разводнённую акцию. Валовая прибыль составила 39,1 процента, что превышает показатели за тот же квартал прошлого года (40,9 процента). Международные продажи составили 52 процента от квартального дохода.

За квартал компания Apple продала 3,47 млн компьютеров Mac — на 33 % больше, чем в соответствующем квартале прошлого года. Компания продала 8,4 млн iPhone — на 61% больше, чем в соответствующем квартале прошлого года. Квартальные продажи iPod составили 9,41 млн устройств, что на 8% меньше, чем в соответствующем квартале прошлого года. Компания начала продажи iPad в течение квартала, общий объём продаж которого составил 3,27 млн. И это еще не предел.

Apple обошла Microsoft по капитализации и борется с Microsoft за лидерство в квартальных объемах продаж. Apple стала самой быстро растущей компанией сразу в нескольких областях рынка не только США, но и мира.

Бизнес-модель Apple и её перспективы

Три ведущие мировые ИТ-компании -Apple, Google и Microsoft - крепко завязаны в трёхсторонней войне за доминирование, в разной степени конкурируя друг с другом во многих областях: железо, операционные системы для мобильных платформ и компьютеров, софт, развлечения, интернет-поиск и т.д.. На сегодняшний день можно утверждать, что Google завладел веб-поиском, Microsoft доминирует на рынке операционных систем и приложений, а Apple имеет очень прочные позиции в области «hi-end hardware», продажи музыки и видео, и медиа-устройств (iPod, iPhone и т.д.). Конечно же, ситуация может измениться в будущем.

Успехи Apple обусловлены не только, а возможно, и не столько отмеченными выше высокими техническими характеристиками ее продукции. Фирма очень успешно действует на рынке благодаря новой бизнес-модели. Эффективная реклама, умелое продвижение продуктов на рынок, сопровождающееся созданием некоторой "истерии" вокруг новой продукции, вообще характерны для Apple последних лет.

Интересно, что успеху не препятствуют даже технические проблемы с продукцией Apple (проблема батареек в iPod, проблема с антеннами в iPhone) - они не сказываются отрицательно на объемах продаж, кажется, Apple использует это просто как повод для эффектного пиара.

Apple традиционно экономит на каждой детали, на каждой комплектующей. Они изготавливаются в дешевых китайских фирмах. Но финальная продукция продается по высокой цене. Например, себестоимость iPhone находится на уровне коммуникаторов других фирм, а цена - выше. Apple гениально умеет продавать свою продукцию по высокой цене. Почему люди покупают, скажем, iPad? Просто потому, что это "клёво и здорово". Так действует реклама. Однако есть и некоторые изменения в этой маркетинговой модели. Например, Apple TV версии 2, появившееся в сентябре 2010 г., представляет собой небольшую коробочку весом порядка 200 г и стоит всего около $100.

Но есть и еще одна очень оригинальная сторона бизнес-модели Apple. Несмотря на то, что Apple сейчас на высоте и дела идут в гору, эта особенность бизнес-модели компании делает ее самой уязвимой из этих трёх гигантов. Связано это с тем, что успех Apple построен на уникальной проницательности и таланте одного человека — Стива Джобса. Огромная доля успеха Apple определяется именно личностью Стива Джобса. Он гений, маньяк ИТ-технологий, человек со странностями, если не параноик, построивший тоталитарную систему управления в компании. Когда Джоббса не было в компании, она откатывалась в отстающие.

Для большинства компаний замена одного CEO на другого толком ничего не изменит, и компания будет существовать как прежде. В случае с Apple —это далеко уже не так, Apple — это Джобс. До его возвращения в компанию в конце 1996 года Apple барахталась и пыталась выжить. Он закрыл убыточные проекты (такие как Newton, например); под его чутким вниманием развивалось несколько сверхуспешных проектов: Mac OS X, iPod, iPhone и iMac; он восстановил компанию. В прошлом году уважаемый журнал Harvard Buisness Review признал его самым ценным высшим руководителем в мире, потому что под предводительством Джобса Apple увеличила свою рыночную стоимость на $150 млрд.

Для Apple это не только хорошо, но и плохо. Пока Джобс в деле — всё отлично. Но он не будет руководить компаний вечно, и поблизости нет никого сравнимого с ним в видении и чутье. Конечно, теоретически рядом с Джобсом могут вырастать другие таланты. Но, по мнению Preston Gralla из Computerworld, с его уходом Apple перейдёт в фазу долгого и медленного упадка.

Бизнес модель Apple, в отличии от Google и Microsoft, очень похожа на таковую в Голливудской киностудии, которой нужны блокбастеры-хиты для получения серьёзных прибылей. Когда уйдёт Джобс, такие хиты перестанут появляться.

Итак, вопрос в том, что будет в будущем, когда Джобса в Apple больше не будет? Конечно, краткосрочной реакцией будет обвал акций компании. Но в долгосрочном плане, если "сумасшедших" проектов, подобных появляющимся сегодня, не будет, Apple может остаться на рынке, существенно потеряв на нём свою долю - подобно тому, как это происходит сегодня с Microsoft.

Список иллюстраций

Диаграмма 1 Динамика продаж Мас 2008-2010 (шт) 8

Диаграмма 2 Сравнение объёмов продаж Desktop и Notebook 2007-2010(тыс шт) 11

Диаграмма 3 Сравнение продаж iPod 2002-2010 (шт) 12

Диаграмма 4 Продажи iPhone 2007-2010 (шт) 13

Диаграмма 5 Доля различных ОС для смартфонов на июль 2010г. 13


Список используемой литературы

1. http://www.apple.com/ru/pr/library/2010/07/20results.html

2. http://www.ohapple.ru/?id_news=1284979742

3. http://www.ohapple.ru/?id_news=1284980670

4. http://macovod.net/2010/07/finansovyj-otchet-apple-za-tretij-kvartal-2010-goda/

5. www.apple-iphone.ru/apple_history.html


[1] www.apple-iphone.ru/apple_history.html

[2] http://macovod.net/2010/07/finansovyj-otchet-apple-za-tretij-kvartal-2010-goda/

[3] http://www.ohapple.ru/?id_news=1284980670

[4] http://www.ohapple.ru/?id_news=1284979742

[5] http://www.apple.com/ru/pr/library/2010/07/20results.html