Главная              Рефераты - Разное

3. Выбор организационно-правовой формы предприятия 15 - реферат

Содержание

Содержание. 2

1. Введение. 3

2. Выбор организационно-правовой формы предприятия. 15

3. Расчёт производственных ресурсов. 17

3.1. Основные фонды.. 17

3.2. Оборотные средства. 17

3.3. Нематериальные активы.. 19

3.4. Трудовые ресурсы.. 19

3.5. Организационная структура предприятия. 19

3.5.1. Этапы проектирования организационной структуры: 20

4. Калькуляция и анализ себестоимости продукции. 22

4.1. Материальные затраты в месяц. 22

4.2. Отчисления на социальные нужды.. 22

4.3. Амортизация. 22

4.4. Прочие затраты.. 23

4.5. Расчет количества туродней. 24

4.6. Постоянные издержки. 25

4.7. Определение себестоимости. 25

4.8. Установление цены на услугу. 25

Определение зоны безубыточности и порога рентабельности предприятия. 25

5. Банкротство и санация предприятия. 26

6. Заключение. 28

Список использованной литературы.. 29

1. Введение

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Оно является основным звеном на всех этапах развития экономики. Именно на предприятии осуществляется производство продукции (работ, услуг), происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией (услугами), получаемой прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Бизнес – это экономическая деятельность предпринимателей, их способность получать всё большую прибыль, обеспечивать высокий уровень рентабельности. Вместе с тем, развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности производства. Всё это и составляет удовлетворение общественных потребностей.

Предприниматель или группа предпринимателей, приступая к созданию предприятия, должны иметь перед собой чёткую и ясную цель. Она должна быть подкреплена системой постоянного получения заказов на их продукцию или услуги. Намечаемый выпуск продукции или оказание услуг должны быть обеспечены всеми необходимыми материальными ресурсами. Также, начиная новое дело, следует продумать возможность постоянного пополнения своего капитала.

В современных условиях предприниматель должен обладать способностью гибко и быстро реагировать на изменение ситуации. Для этого надо быть компетентным в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми чертами характера: целеустремлённостью, упорством, готовностью к неудачам, способностью учиться и делать выводы из своих ошибок. Следует подобрать надёжных партнёров и соратников. Также надо быть готовым к конкурентной борьбе. Необходимо чётко организовать маркетинг, уметь поддержать неформальные связи, а на более поздних этапах – официальные отношения, как с поставщиками сырья, так и с потребителями продукции.

Рассматривая туризм как систему взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов, можно сделать вывод, что элементы системы связаны между собой и определенным образом управляются. Однако отдельные элементы системы индустрии туризма могут быть описаны лишь вероятностными характеристиками. Таковы, например, спрос на отдельные туристские услуги, направления и регионы путешествий, предпочтения и т. д.

Туризм является открытой системой, на которую оказывают существенное влияние природные факторы, климатические, экономические и социальные катаклизмы, национальные и региональные конфликты и т.п. Некоторые из этих внешних воздействий на систему проявляются регулярно, появление других предсказать невозможно. Ситуация осложняется и тем, что во многих случаях некоторые виды коммерческой деятельности, например транспортная, организация размещения и питания, направлены на обслуживание не только организованных туристов, но и обычных клиентов. Кроме того, не все туристы пользуются услугами, предлагаемыми туроператорами или турагентами, предпочитая действовать напрямую, самостоятельно связываясь с транспортными компаниями и гостиницами. Другие потребители туристских услуг предпочитают иметь дело не с турагентами, а непосредственно с операторами туров. Схема формирования и продажи комплексной туристской услуги-тура представлена на Рисунок 1. Здесь в качестве контрагентов и исполнителей отдельных услуг, входящих в турпакет, представлены: гостиницы, рестораны, транспортные компании-перевозчики, предприятия культуры (парки, музеи, театры), спорта (клубы, стадионы), лечебно-оздоровительные заведения и экскурсионные предприятия. Они выступают в качестве внутренних и иностранных контрагентов и исполнителей услуг, поставляющих отдельные услуги туроператорам для формирования тура (турпакета).

В формировании и продаже турпродукта принимают участие:

  • туроператоры - юридические и физические лица, занимающиеся изготовлением, продвижением и реализацией туристского продукта (иногда называемые в международной практике турорганизаторами);

  • исполнители туристских услуг (контрагенты) - юридические или физические лица, непосредственно оказывающие услуги по размещению,
  • питанию, транспортные, экскурсионные и другие услуги, входящие в тур-пакет, - это гостиницы, рестораны, транспортные компании (компании-перевозчики), предприятия культуры (парки, музеи, театры), спорта (клубы, стадионы), лечебно-оздоровительные заведения и экскурсионные предприятия и т. д. Они выступают в качестве внутренних и иностранных контрагентов, поставляющих услуги, входящие в тур, туроператорам;
  • турагенты - юридические или физические лица, занимающиеся про движением и реализацией туристского продукта, - посредники;
  • потребители туристского продукта - любые физические лица, использующие, приобретающие либо имеющие намерение приобрести туристские услуги (турпродукт) для личных нужд.

Различается оптовая и розничная реализация турпродукта. Оптовая реализация осуществляется по посредническому договору, имеющему формы договора-поручения, договора комиссии или агентского соглашения. Туроператор в зависимости от вида договора выступает в роли доверителя, комитента или принципала. Розничная продажа турпродукта конечному потребителю - туристу осуществляется по договору купли-продажи, иначе говоря, по договору возмездного оказания туристских услуг. Сделки с контрагентами - транспортными предприятиями, в частности с авиаперевозчиками, могут быть оформлены договорами фрахтования (чартер, субчартер), определяющими арендные обязательства в отношении всей или части вместимости транспортного средства, совершающего чартерный рейс, или договорами на приобретение блока мест в транспортном средстве (блок-чартер), определяющими отношения купли-продажи прав на услуги по перевозке пассажиров и их багажа чартерным или регулярным рейсом.


Некоторые российские туроператоры применяют при составлении индивидуального тура заявку-договор при организации поездки за границу, который иногда называется бронированием.

Договорные отношения субъектов рынка являются частью обязательственных отношений, которые регулируются нормативно-правовыми актами. Статья 420 ГК РФ определяет договор как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Статья 422 ГК РФ гласит, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, действующим в момент его заключения.


Гражданско-правовой договор - одно из основных средств регулирования рыночной экономики.

В последнее время нормативные документы определяют туристский продукт как право на тур, предназначенный для реализации туристу.

В национальном законодательстве под туроператорской деятельностью понимается деятельность, направленная на формирование, продвижение и реализацию турпродукта. Эта деятельность осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туроператором) на основании специального разрешения - лицензии на туристскую деятельность.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКПД) классифицирует деятельность в области туризма и экскурсии (группировка 631) как два вида деятельности - деятельность по организации отдыха и путешествий и деятельность по реализации туристских и экскурсионных услуг. Виды туристских услуг, предоставляемых при проведении деятельности, указаны на Рисунок 2.

Следовательно, туроператор оказывает два крупных вида туристских услуг - услуги по организации отдыха и путешествий включают (6 подвидов) и услуги по реализации (5 подвидов). Продвижение турпродукта может быть отнесено к подвиду рекламно-информационных услуг.

В практике туристской деятельности различаются туроператоры и тура-генты, работающие на прием туристов или их отправку. Прием и отправка могут осуществляться по отношению как к внутренним, так и к международным туристам. При проведении путешествий и экскурсий возникает потребность в услугах руководителя группы (турменеджера), экскурсовода или гида-переводчика. Под их услугами понимается деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов в ходе проведения путешествия, поездки, экскурсии с туристскими ресурсами в стране (месте) пребывания. К туристским ресурсам относятся природные, исторические, социально-культурные объекты (природные парки, заповедники, архитектурные сооружения и ансамбли, памятники истории и культуры, театры, музеи, спортивные сооружения и др.), способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и укреплению их физических сил. Таким образом, в разработке, предоставлении и потреблении туристских услуг участвуют следующие субъекты: турист (покупатель); розничный продавец - турагент; оптовый продавец и изготовитель (организатор) тура - туроператор, а также контрагенты туроператора - предприятия и компании, предоставляющие и исполняющие отдельные услуги по размещению, питанию, транспортные, экскурсионные, страховые, услуги, связанные с оформлением заграничных паспортов и виз, бронированием и покупкой билетов, и другие, входящие в состав тура. Допускается совмещение одним субъектом, осуществляющим разработку, исполнение и предоставление туристских услуг, нескольких из перечисленных выше функций. Продавцы и контрагенты несут перед туристом ответстьенность за качество и безопасность предоставляемых ими туристских услуг. Схема взаимодействия субъектов туристского рынка представлена на Рисунок 3.

В международной практике известен и находит широкое применение ряд соглашений и контрактов, регулирующих взаимоотношения контрагентов с турагентами и туроператорами.

Так, в 1963 г. Международная гостиничная ассоциация (МГА) и Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (УФТАА) приняли решение разработать конвенцию, определяющую отношения между владельцами гостиниц и турагентами. Впоследствии это соглашение стало известно как Гостиничная конвенция 1970 г. Конвенция определяет обязательства договаривающихся сторон, сферу применения конвенции, а также типы гостиничных контрактов, общие и особые правила их составления, величину комиссионных и порядок платежей, а также условия аннуляции договоров. В 1979 г. в Гостиничную конвенцию был внесен ряд поправок, и она получила название Международная Гостиничная конвенция, которая с 1993 г. стала Кодексом отношений между гостиницами и турагентствами (Приложение 9) и используется при заключении гостиничных контрактов.

Гостиничный контракт определяется конвенцией как «контракт, по которому владелец гостиницы берет на себя обязательство перед турагентом предоставлять гостиничные услуги (услуги размещения) путешественникам (туристам), которые являются клиентами вышеназванного турагента». Гостиничным тарифом признается официально опубликованный для клиентов прейскурант цен на различные услуги, которые гостиница предоставляет в комплексе или отдельно. Конвенция обязывает владельца гостиницы давать точную информацию относительно категории и расположения гостиницы, а также качества услуг, предоставляемых в ней. В конвенции определяется также, что турагент не имеет права устанавливать для своих клиентов цены выше тех, которые установлены по договору комиссии. При этом ни турагент, ни владелец гостиницы не должен раскрывать цену, которая оговорена в контракте. Конвенция определяет также и такое понятие, как «ваучер». Под ваучером понимается документ, выпускаемый турагентом, по которому последний принимает на себя обязательство оплатить владельцу гостиницы услуги, предоставляемые турагентом клиенту турагентства, т. е. туристу. Российское законодательство определяет туристский ваучер как документ, дающий право на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.

Известны также и другие международные контракты, в частности соглашение и стандартный контракт, заключенные в 1994 г. между Международной гостиничной ассоциацией и Международным дорожно-транспортным союзом в целях расширения сотрудничества между предприятиями, организующими автобусные туры, и гостиницами. В соглашении определяются стандартные формы контрактов, приводятся правила размещения, а также технология взаимодействия участников при предоставлении услуг туристам (Приложение 11).

В туристской индустрии России сложилась ситуация, когда технологии, принципы и понятия, используемые турфирмами и гостиницами, ведущими международную деятельность, значительно отличаются от принципов, правил и понятий, используемых на внутреннем туристском рынке. РАТА[1] и Лига защиты прав путешествующих в 1997 г. разработали проект Генерального соглашения об основах сотрудничества туроператоров и объектов размещения, использующих основные понятия и принципы международных контрактов в сфере туризма, являющийся по своей организационно-правовой сути договором присоединения. Следует отметить и еще одну акцию РАТА и Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму по разработке Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и формированию финансовых результатов в сфере туризма.

Реализация турпродукта возможна по договору поручения (статьи 971— 979 ГК РФ), договору комиссии (статьи 990-1004 ГК РФ) и агентскому договору (статьи 1005-1011 ГК РФ). Договор поручения предполагает, что турагент в отношении с туристами выступает в качестве официального агента-производителя туристской услуги и действует строго в рамках данных ему туроператором полномочий. Если турагента связывает с туроператором договор комиссии, то в этом случае продавец, забронировав у туроператора определенную квоту турпродукта, реализует туристские услуги в счет этой квоты от своего лица. К агентскому договору применяются те же положения, что установлены для договоров поручения и комиссии, с возможностями ограничения прав в зависимости от того, действует турагент от своего имени или от имени туроператора-принципала.

При заключении международных контрактов между сторонами необходимо учитывать нормативные акты, регулирующие внешнеэкономические сделки, чтобы в случае необходимости обоснованно отстаивать свои права. В частности, при заключении контракта с международными перевозчиками действуют условия Варшавской конвенции о перевозке пассажиров и багажа, Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа; при заключении контрактов с отелями применяются нормы Кодекса отношений между гостиницами и турагентами.

При составлении контракта отношения сторон определяются не только условиями контракта, но и нормами применяемого права. Несоответствие контракта или какого-либо условия предписаниям закона может привести к признанию контракта в целом или соответствующего его условия недействительным. Когда в контракте отсутствует условие по какому-либо вопросу, пробел восполняется с помощью норм применяемого права.

В правах разных государств имеются существенные расхождения при решении одних и тех же вопросов, поэтому при составлении контракта необходимо знать, правом какого государства будут регулироваться отношения по конкретному контракту.

Проект договора желательно разработать самому туроператору, а не получать его от контрагента, так как в этом случае не исключено, что в нем не будут учтены должным образом интересы фирмы. Кроме того, это позволит предотвратить включение в договор не выгодных для нее условий. Некоторые понятия и отдельные термины, принятые в международном туристском и гостиничном менеджменте, приведены в Кратком словаре основных профессиональных терминов.

При подписании договора необходимо убедиться, что представитель контрагента имеет юридическое право и полномочия на подписание документов. Отсутствие соответствующих полномочий и подписание договора таким представителем может привести к невозможности получения платы за предоставленные услуги или возврата уже выплаченных сумм (предоплаты) за услуги. Может случиться и так, что недобросовестный контрагент, не желая исполнять свои обязательства по договору и нести ответственность, заявит о том, что лицо, подписавшее договор, соответствующих полномочий не имело.

Таким образом, в любом контракте на туристские услуги должны быть отражены перечисленные ниже атрибуты, без которых контракт может быть признан недействительным.

Наименование документа, его регистрационный номер. Каждый документ должен иметь свое наименование. Это в значительной мере определяет материально применимое право к отношениям, вытекающим из него. Нумерация контракта может быть двойной: по номерам регистрации каждой из сторон.

Место и дата заключения. Применяемое право для оценки действительности контракта определяют в том числе и по месту его подписания. Для этого следует обязательно указывать место его подписания, город и страну, а также дату.

Преамбула. В преамбуле детально описываются стороны контракта. Указываются: полные наименования каждой из сторон, в точности соответствующие регистрационным документам; страна регистрации и номер по государственному реестру; номер лицензии на право занятия международной туристской деятельностью. Если стороны взаимно требуют представления копий регистрационных свидетельств или лицензий, таковые прикладываются к контракту, о чем также делается ссылка в преамбуле. Если наименование какой-либо из сторон достаточно длинное, в преамбуле ей присваивается условное имя, которым она именуется далее по тексту (на пример, Фирма, Агентство и пр.). Если в тексте контракта часто приходится упоминать обе стороны одновременно, следует указать точно, как они будут именоваться (Стороны, Участники и пр.). Принятые условные наименования всегда должны употребляться в одинаковом смысле. В преамбуле также указываются лица, представляющие стороны и подписывающие контракт (ф.и.о., должность). Если контракт подписывается доверенным лицом, то это должно быть указано в преамбуле, и к такому контракту прилагается доверенность, которая является его неотъемлемой частью.

Понятия и определения. Этот раздел содержит специальную терминологию и ее толкование. Во избежание разночтений статей контракта сторонам следует договориться о понятиях. Обычно приводится 10-15 понятий. Это особенно важно в двуязычных контрактах. При неоднозначности в понимании термина вследствие различного его толкования в нормативных актах следует ориентироваться на международные нормы и рекомендации.

Предмет контракта. Следует различать предмет и объект контракта. Предмет контракта - всегда определенное действие, например прием туристов, отправка туристов и т. д. Объект контракта уточняет различные характеристики турпродукта, в частности экскурсии, лечение и др.

Кроме того, в этот раздел можно включать иные условия по соглашению сторон, например условие конфиденциальности, передачи обязанностей третьим лицам и др.

Обязательства сторон. Обязательства сторон следует описать достаточно четко, акцентируя внимание на самых необходимых и важных моментах. Не рекомендуется предусматривать обязательства по умолчанию, кроме случаев прямой отсылки на нормативный документ или свод правил.

Особо следует обратить внимание на изменение существенных условий, несоблюдение которых лишает контракт основания, и он становится недействительным. Например, по российскому законодательству существенные условия договора на реализацию турпродукта приводятся в статье 10 Закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Условия бронирования туристского обслуживания. Стороны устанавливают, какую информацию содержат заявки на обслуживание, каким видом связи будут пользоваться и т. п. Следует согласовать терминологию, аббревиатуру, сокращения и иные содержательные понятия, используемые при переписке.

Условия обслуживания. В основной текст контракта следует включать только общие сведения. Необходимо указать, что именно входит в цену обслуживания. Важно договориться, как понимают стороны понятия «сезон» или «несезон» и какие надбавки или скидки будут предоставляться в эти периоды. Для зарубежных туров следует указать цены на будние и праздничные дни. Цена обычно указывается из расчета на одного человека за туродень. Количество туродней считается по числу ночевок. Если в туре есть дополнительное питание, его следует оговорить особо. Конкретные цены на туры и обслуживание указываются в приложении и согласовываются при текущей переписке. Здесь же следует указать минимальное количество туристов в группе. В статье 15 Кодекса отношений между гостиницами и турагентствами группой следует считать числен ностьтуристов минимум 15 человек, прибывающих и убывающих совместно и являющихся для турагентства и гостиницы отдельной единицей.

Документы обслуживания. Стороны должны договориться о документах, на основе которых будет осуществляться бронирование. Прежде всего следует договориться о средствах оперативной связи. В контракте должны быть указаны точные реквизиты оперативной связи, время приема, разница в поясном времени, выходные дни, праздники и часы работы офиса в рабочие дни.

Также необходимо согласовать формы и содержание заявок на бронирование, подтверждение формы, извещения о направлении туристов, ваучера и листа отметок.

Извещение - это документ, подтверждающий прибытие тургруппы. В нем указываются данные прибытия (номер авиарейса, дата прибытия, точная численность и состав тургруппы), особенности питания (вегетарианцы, диабетики, мусульмане и др.), фамилия турлидера (турменеджера, руководителя группы), дополнительные виды обслуживания.

Служебный ваучер является для участников контракта Ордером, удостоверяющим наличие контракта, перечень бронированных услуг, объем, стоимость и оплату услуг, по которому принимающая фирма обязана предоставить услуги. При заключении контракта с гостиницей указываются даты прибытия и убытия, вид транспорта и спецуслуги, оказываемые ею. Должны быть указаны реквизиты сторон и реквизиты контракта, являющегося основанием сделки, номера маршрутов, перечень основных видов обслуживания, сроки, количество туристов, реквизиты турлидера, номера именных ваучеров, цена и общая сумма перечисленных средств, номера и реквизиты платежных документов. На ваучере должна стоять печать, подтверждающая его действительность. Образцы штампов и печатей указываются в приложении к контракту. Ваучер - документ строгой отчетности, должен быть зарегистрирован и иметь свой номер по данной регистрации.

Важным документом является лист отметок о полученных услугах, который является неотъемлемой частью служебного ваучера. Лист отметок содержит полное описание услуг, входящих в турпакет. Он является основным документом при разбирательстве претензий и споров. Кроме указания перечня услуг в нем имеются графы, где указываются оценка уровня обслуживания, замечания и претензии. Принимающая фирма обязана заполнить этот лист вместе с турлидером. При наличии замечаний и претензий, не урегулированных на месте, они вписываются в лист отметок. Сюда вносятся все изменения в видах обслуживания, даже если они были согласованы с туристами. Этот документ является важным при подведении баланса по окончании определенного периода работ и уточнении взаимных задолженностей.

Страховка. Медицинское и иное обеспечение в непредвиденных ситуациях имеет особое значение при организации турпоездок за рубеж.

По данным страховой компании «ИнКо» за период 1996-1997 гг. количество страховых случаев только в связи с травмами туристов составило около 300. На втором месте стоят простудные заболевания (около 180 случаев).

Для турфирмы предпочтительнее всего включать в контракт-требование обязательного страхования туристов. Страховка должна быть такой, чтобы обеспечить оплату предусмотренных страховым полисом расходов именно на месте (т. е. за рубежом), а не по приезде обратно в Россию. Туристская страховка представляет значительно больший, чем обычная медицинская страховка, спектр защиты от множества вариантов страховых случаев, наиболее типичных для туризма. Это (в дополнение к медицинским) кража имущества, возврат стоимости путевки при отказе от поездки по уважительным причинам, отставание от группы, преждевременное возвращение из тура, несоответствие услугам, объявленным при заключении договора.

В разделе договора «Медицинское обслуживание» следует рассмотреть особые медицинские требования, например необходимость прививок от инфекционных заболеваний, характерных для страны турпоездки.

Стороны туристского контракта обязательно должны согласовать выбор страховой фирмы, услугами которой будут пользоваться туристы.

Условия аннуляции и изменения заказанного обслуживания. Аннуляцией считается отказ от использования забронированных услуг фирмой-турорганизатором или отказ от предоставления этих услуг контрагентом. И полная, и частичная аннуляция по вине направляющей стороны всегда причиняет определенный материальный ущерб принимающей фирме, и она вправе требовать компенсации. Поэтому в интересах фирмы-турорганизатора заранее оговорить размер этой компенсации. Также должны быть четко оговорены и зафиксированы в письменной форме сроки, с которых наступает материальная ответственность за аннуляцию. Так, в гостиничных контрактах в соответствии с Кодексом отношений между гостиницами и турагентствами отказ на всю группу должен быть заявлен не менее чем за 30 дней до заезда, а анну ляция - не более 50% первоначального бронирования - не позднее чем за 21 сутки до заезда. Также следует оговорить вопрос об ответственности иностранного партнера за отказ от предоставления подтвержденных им услуг.

Условия расчетов. Эта статья контракта в значительной мере зависит от вида туризма. Главное условие - все записанное в условиях контракта должно удовлетворять требованиям законодательства и действующим нор мам валютного регулирования. В противном случае возможны конфликты с налоговыми и иными контролирующими органами. В этой статье важно указать форму и способ оплаты, сроки и основание платежей. Стороны мо гут также оговорить санкции за просрочку платежей. В международном туризме санкциями за просрочку платежей обычно является уплата пени.

В контракте важно точно указать, кто несет банковские издержки. Обычно это обязанность плательщика, однако при достаточно сложных взаиморасчетах следует точно указывать сторону, которая будет нести эти издержки.

Цены, условия установления наценок и предоставления скидок. В соответствии с Кодексом отношений между гостиницами и турагентствами владелец гостиницы будет придерживаться оговоренных в контракте расценок, указанных в валюте страны владельца либо иной, если это указано в контракте. Турфирма, заключившая гостиничный контракт, несет ответственность за оплату всех оговоренных услуг. При заключении контракта с гостиницей цены, установленные владельцем гостиницы для турагента за услуги, предусмотренные контрактом, ни при каких обстоятельствах не должны быть выше цен, указанных в гостиничных тарифах для непосредственных клиентов, независимо от того, кем оплачиваются счета за услуги - клиентом или турагентом.

Если владелец гостиницы оговаривает в контракте специальные цены, он не имеет права потребовать оплаты в большем размере, чем обусловлено в контракте. Турагент оплачивает только те услуги, которые были предусмотрены запросом.

Ответственность за причинение ущерба. В контракте следует оговорить, какие именно претензии будет принимать турфирма. Например, претензии по утере багажа при перелете следует относить непосредственно к авиакомпании, однако представитель турфирмы должен помочь туристу при составлении претензии.

Вопросы компенсации туристам за непредоставленное обслуживание, если это возможно, должен решать турлидер (руководитель группы, турменеджер). Если это серьезные проблемы, то руководство фирмы решает вопрос в порядке взаиморасчетов с учетом Франкфуртской таблицы штрафов или без нее по договоренности.

Порядок разрешения споров. Статья об арбитражной оговорке по со держанию и форме должна соответствовать требованиям арбитражного суда при Торгово-промышленной палате в Москве. Доарбитражное разбирательство предусматривает претензионный порядок разрешения споров, и, если стороны не обменялись официально оформленными претензиями, суд к разбирательству дело не примет. Следовательно, необходима оговорка о претензионном порядке и сроках претензий.

Порядок вступления в силу, изменения и прекращения контракта. Сроки действия контракта - одно из существенных условий. Началом заключения гостиничного контракта признается направление турагентом в адрес гостиницы запроса на бронирование гостиничных услуг. Запрос на бронирование должен содержать перечень услуг. Гостиничный контракт признается заключенным только в случае акцепта владельцем гостиницы направленного ему запроса. Принятие запроса должно быть подтверждено в письменной форме с оказанием услуг, относящихся исключительно к запросу фирмы, и цен на эти услуги. Турфирма незамедлительно либо в течение оговоренного владельцем времени подтверждает в письменном виде согласие на условия владельца гостиницы.

По срокам длительности контракты можно разделить на разовые, краткосрочные (на сезон или год) и долгосрочные (2-5 лет).

По срокам завершения контракты могут прекращаться в плановые сроки, досрочно по инициативе одной из сторон или по обоюдному соглашению сторон. Досрочное прекращение контракта обычно ведет к убыткам, поэтому в текст контракта следует внести оговорку о порядке и сроках досрочного расторжения контракта. Если прекращение контракта вызывает существенные издержки, то следует оговорить, какая из сторон будет нести таковые и в каких размерах.

В этом же разделе необходимо предусмотреть все правовые последствия, при которых стороны желают продлить договор: на конкретный дополнительный срок по волеизъявлению сторон; на конкретный срок автоматически, если стороны не выразили желание прекратить контракт в установленный срок; на неопределенный срок, если стороны не выразили желание прекратить контракт.

Юридические адреса сторон. Здесь указываются не только юридические наименования и адреса сторон, но также и все возможные данные для ведения оперативной переписки, включая номера телефона, факса, телекса и реквизиты электронной почты. Здесь же приводятся точные банковские реквизиты (наименование банка, его адрес, номер расчетного счета).

Заключительные положения. В заключительных положениях указываются атрибуты для делопроизводства и судопроизводства. Контракт составляется и подписывается как минимум в двух экземплярах. Необходимо соглашение сторон о силе любого из экземпляров контракта, а также на каком языке вариант контракта принимается за основной. Язык текста кон тракта выбирается по соглашению сторон. По общему правилу каждая сторона использует свой государственный язык.

К контракту обязательно прилагается перечень приложений и документов, составляющих неотъемлемую часть контракта и составленных сторонами на период его действия.

Фирмы-исполнители туристских услуг (контрактов) могут заключать контракты не только с туроператором, но и между собой. Так, в 1994 г. было заключено Соглашение между МГА и Международным союзом дорожного транспорта (МСДТ) с целью способствовать усовершенствованию контрактных отношений между гостиницами и предприятиями-перевозчиками как на внутреннем, так и на международном уровне. С этой целью МГА и МСДТ представляют своим членам стандартные контракты и стандартные правила размещения.

Агентские соглашения являются договорами между туроператора: турагентами как оптовыми покупателями пакетов туристских услуг.

Турагентство - предприятие сферы туризма, занимающееся розничной продажей туров, организованных различными туроператорами, а также отдельных услуг непосредственно туристам.

Турагент предоставляет потребителю подготовленные туроператором туры по договору возмездного оказания услуг. Договор возмездного оказания туристских услуг - основной юридический документ, отражающий условия, сроки, обязательства, ответственность и другие существенные условия, добровольно принятые на себя сторонами в связи с куплей-продажей пакета туристских услуг. Конкретные фирмы и содержание договора определяются продавцом тура в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Договор поручения - гражданско-правовой договор, в силу которого одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой (доверителя) определенные юридические действия. В статье 971 ГК РФ сказано, что права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Договор поручения может быть заключен с указанием срока, в течение которого вправе действовать от имени доверителя, или без такого указа

Поверенный обязан исполнить данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя, касающимися, например, способов или порядка совершения соответствующих юридических действий. В пункте 1 статьи 973 ГК РФ четко указано на то, что такие указания должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными.

Права и обязанности поверенного и доверителя оговорены в нормах ГК РФ. В силу статьи 974 поверенный обязан лично исполнять данное поручение, за исключением случаев, указанных в статье 976 настоящего Кодекса; сообщать доверителю по его требованию все сведения о ходе исполнения поручения; передавать доверителю без промедления все получен по сделкам, совершенным во исполнение поручения. В свою очередь, доверитель также имеет определенный круг обязанностей. Он обязан вы; поверенному доверенность (доверенности) на совершение юридических действий, предусмотренных договором поручения. Он также обязан, если иное не предусмотрено договором, возмещать поверенному понесен; издержки, обеспечивая последнего средствами для исполнения поручения, указано в статье 975 ГК РФ. Доверитель обязан выплатить поверенному вознаграждение. Договор комиссии - договор, по которому одна сторон (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, за счет последнего. Комитент не становится участником сделки, которую заключил в его интересах и за его счет комиссионер. Именно этим обстоятельством договор комиссии отличается от договора поручения. Права и обязанности по сделке возникают не у комитента, а у комиссионера.

Договор комиссии может быть заключен на определенный срок или указания его, с указанием или без указания территории его исполнения, с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершал его интересах и за его счет сделки, совершение которой поручено комиссионеру, или без такого обязательства. Комитент обязан выплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, если комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом, также выплатить дополнительное вознаграждение в размере и порядке, установленных в договоре комиссии.

Агентский договор - договор, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет последнего (статья 1005 ГК РФ).

Если агент совершает сделку от своего имени, то он сам выступает стороной по сделке. Однако в дальнейшем агент обязан передать права и обязанности по сделке принципалу. Если же агент совершает сделку от имени принципала, то стороной по сделке выступает принципал.

Агентский договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия. Принципал обязан выплатить агенту вознаграждение в размере и порядке, установленных в агентском договоре, а агент, в свою очередь, отчитывается перед принципалом.

К отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные договором поручения или договором комиссии, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени.

Приобретение турагентом у туроператора исходного продукта осуществляется в соответствии с правилами бронирования туруслуг и продажи турпутевок, устанавливаемыми туроператором. Забронированные турпоездки турагент реализует в дальнейшем туристам, продавая их от своего лица. Ответственность за безопасность и качество предоставляемой услуги перед туристом при этом возлагается на турагента. Ответственность туроператора ограничивается достоверностью информации о турпродукте. При этом агентское соглашение должно носить характер договора комиссии.

В случае, если деятельность какого-либо лица заключается в выполнении порученных ему туроператором определенных функций, связанных с реализацией туруслуг (реклама деятельности туроператора, информирование потребителей о порядке продажи туруслуг, осуществление расчетов с туристами и пр.), между указанными субъектами может быть заключено соответствующее агентское соглашение, которое должно носить характер поручения. В этом случае лицо-порученец не может рассматриваться в качестве розничного продавца (турагента) и продажа турпутевок осуществляется им от лица туроператора, который несет ответственность перед туристом за безопасность и качество услуги.

Объем текста соглашения зависит от сложности предмета и объекта данного соглашения. Чем детальнее будут описаны условия соглашения, тем проще будет партнерам работать и разрешать возникающие проблемы.

В Таблица 1 приведены результаты опроса руководителей 500 турфирм Москвы (рейтинг качеств идеального туроператора) и представлены функциональные качества туроператоров, на которые обращают внимание турагенты при подборе комитента или доверителя для заключения агентского соглашения.

На российском рынке туристских услуг ожидаются развитие специализации операторской и агентской деятельности, укрупнение и профессионализация фирм. В ряде стран, таких, как Германия, Испания, Швейцария, операторам законодательно запрещено продавать свои туры. Отказ от продажи своего продукта позволяет операторам высвободить силы для более качественной подготовки тура. Средства, которые тратятся на рекламу, аренду торговых площадей, на реализацию собственного продукта, могут быть вложены в развитие агентской сети, что в конечном итоге принесет большую прибыль.

Таблица 1 Рейтинг качеств идеального туроператора

Функциональные качества туроператоров

Процент голосов

Четкость и оперативность в работе с турагентами

19,4

Стабильность деятельности на протяжении длительного времени

15,0

Профессионализм персонала, индивидуальный подход к партнерам

12,7

Оптимальное соотношение цены и качества предлагаемых туристских услуг

12,0

Выгодная ценовая политика (низкие цены, система скидок)

11,4

Высокое качество предлагаемых туристских услуг

9,6

Информационная открытость, продуманность рекламы, высокое качество каталогов

6,2

Большой спектр предложений и дополнительных туруслуг

3,8

Доброжелательность на деловом и личностном уровне

3,7

Постоянная работа по расширению списка предлагаемых услуг туризма

1,7

Удобное место расположения и респектабельность офиса

1,0

Прочее

3,5

2. Выбор организационно-правовой формы предприятия

Всё многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наёмного труда и др.

Организационными формами наиболее распространенными в рыночной экономике являются: общество с ограниченной ответственностью, акционерные общества, хозяйственные дочерние общества, унитарные предприятия, учреждения, фонды, совместные предприятия, холдинги и ассоциации. Коротко рассмотрим их:

1) Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

2) Хозяйственное общество признается дочерним , если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитала, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом, имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

3) Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

4) Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

5) Фондом для целей настоящего ГК РФ признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

6) Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов , являющихся некоммерческими организациями.

7) Совместные предприятия создаются на основе вложения капитала отечественных и иностранных партнеров, совместно осуществляющих хозяйственную деятельность, управление организацией и распределение прибыли.

8) Холдинговые компании - это держательные компании, создаваемые с целью владения контрольными пакетом ценных бумаг, главным образом промышленных фирм.

Из всех существующих организационно-правовых форм предприятия представляется целесообразным организовать общество с ограниченной ответственностью (ООО) с одним или двумя учредителями, т.к. это наиболее оптимальная форма организации для предприятий средней и малой величины. Выбор данной формы объясняется также тем, что для организации производства требуются сравнительно небольшие первоначальные инвестиции, которые вполне под силу одному или нескольким лицам.

Предприятие в форме ООО отвечает по своим обязательствам всем имуществом, а вкладчики рискуют понести потери только в пределах взноса в уставной капитал предприятия. ООО является юридическим лицом.

Органами ООО являются распорядители (правление, дирекция) и общее собрание участников.

Общее собрание участников дает возможность реализовать права на управление членов ООО. Обычно собрание участников решает следующие вопросы:

· определение основных направлений развития общества;

· утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков;

· изменение устава общества и размера его уставного капитала;

· образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;

· избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества;

· утверждение внутренних документов ООО, а также его структуры;

· создание филиалов, дочерних фирм и представительств;

· принятие решений о реорганизации или ликвидации общества;

· исключение участников и некоторые другие вопросы.

Распорядители могут быть избраны и не из числа участников общества. Распорядители осуществляют оперативное руководство делами общества. К их компетенции отнесены вопросы, не решаемые общим собранием участников.

Например, сделки с третьими лицами и представительства ООО уполномочены осуществлять распорядители.

Участник ООО вправе в любое время выйти из общества, независимо от согласия других его участников. При этом ему выплачивают стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале, что расширяет экономическую свободу участников общества.

Доли в уставном капитале ООО переходят к наследникам граждан и к правопреемникам лиц, являющихся участниками общества.

Учредительный договор ООО обычно включает:

· наименование ООО;

· сведения об учредителях;

· цели создания ООО;

· порядок образования имущества;

· сведения об уставном фонде: размер и характер вкладов;

· сведения о расчетном счете;

· порядок и сроки внесения вкладов;

· права и обязанности участников ООО;

· распределение прибыли ООО;

· срок заключения договора.

Создаваемая фирма должна не только успешно функционировать, но и иметь способность к развитию, расширению своей деятельности, выражаемому не только наращиванием объёма производства, но и увеличением разнообразия ассортимента предоставляемых услуг, а также повышением их качества. Поэтому, в связи с тем, что организационно-правовая форма ООО отличается большой гибкостью, представляется целесообразным выбрать именно эту форму.

3. Расчёт производственных ресурсов

3.1. Основные фонды

Основные фонды – это часть производственных фондов, которая вещественно воплощена в средствах труда, сохраняет в течение длительного времени свою натуральную форму, переносит по частям стоимость на продукцию и возмещается только после проведения нескольких производственных циклов (через процедуру амортизации).

Классификация основных фондов:

1. по роли в процессе производства;

2. по функциональному назначению;

3. по способу участия в производстве, обмене и потреблении;

4. по принадлежности.

К основным фондам создаваемого предприятия относится помещение в цокольном этаже многоэтажного жилого дома, состоящего из двух комнат площадью по 12 кв.м. и санузла.

Стоимость помещения с проведённой реконструкцией и ремонтом составила 1000000 руб . Помещение оборудовано офисной мебелью –стоимость комплекта , состоящего из 3 шкафов, 3 столиков для компьютеров, 6 стульев, 3 письменных столов , с доставкой и установкой составляет 140000 рублей. В помещении установлена Сплит-система зима-лето стоимостью 21000 руб. Приобретена также оргтехника в составе ксерокс стоимостью

10200 рублей и телефон-факс стоимостью 10 200 рублей.

Также к основным фондам относятся 3 персональных компьютера стоимостью 28 000 руб. каждый на сумму 84 000 руб .

наименование затрат

Кол-во

Цена, руб

Общая стоимость, руб

1.

здание офиса

1

1000000

1000000

2.

Офисная мебель(комплект)

1

140000

140000

3.

Кондиционер

1

21000

21000

4.

Ксерокс

1

10200

10200

5.

телефон-факс

1

10200

10200

6.

Персональный компьютер

3

28000

84000

Итого

1265400

Итого основных фондов – 1 265 400 руб.

3.2. Оборотные средства

Оборотные средства – это активы, которые могут быть в течение одного производственного цикла либо в течение одного года превращены в денежные средства. Это денежные средства авансированные для создания оборотных производственных фондов (производственные запасы, незавершённое производство, расходы будущих периодов) и фондов обращения.

Нормирование оборотных средств – это минимальная величина оборотных средств необходимая для обеспечения непрерывной работы предприятия.

Производственные запасы – это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс. В их составе, в свою очередь, можно выделить следующие элементы: сырьё, основные и вспомогательные материалы, топливо, горючее, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тара и тарные материалы, запасные части для текущего ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Незавершённое производство и полуфабрикаты собственного изготовления – это предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления, не законченные полностью производством в одних цехах и подлежащие дальнейшей переработке в других цехах того же предприятия.

Расходы будущих периодов – это невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся на продукцию будущего периода.

Фонды обращения состоят из следующих элементов:

· годовая продукция на складах;

· товары в пути (отгруженная продукция);

· денежные средства;

· средства в расчётах с потребителями продукции.

Общий размер собственных оборотных средств устанавливается предприятием самостоятельно. Потребность в оборотных средствах определяется предприятием при составлении финансового плана. Величина норматива не является постоянной. Размер собственных оборотных средств зависит от объёма производства, условий снабжения и сбыта, ассортимента производимой продукции, применяемых форм расчётов.

При исчислении потребности предприятия в собственных оборотных средствах, необходимо учитывать следующее: собственными оборотными средствами должны покрываться потребности не только основного производства для выполнения производственной программы, но и потребности подсобного и вспомогательного производств, жилищно-коммунального хозяйства и других хозяйств, не относящихся к основной деятельности предприятия и не состоящих на самостоятельном балансе, а также для капитального ремонта, осуществляемого собственными силами.

Незаполнение норматива оборотных средств может привести к сокращению производства, невыполнению производственной программы из-за перебоев в производстве и реализации продукции.

Сверхнормативные запасы отвлекают из оборота денежные средства, свидетельствуют о недостатках материально-технического обеспечения, неритмичности процессов производства и реализации продукции. Всё это приводит к омертвению ресурсов, их неэффективному использованию.

Оборотные средства предприятия у нас представлены в виде хозяйственного инвентаря и принадлежностей (стоимостью до 10 тыс. руб.), материалов для ремонта и моющих средств.

Хозяйственный инвентарь и принадлежности

(имевшие ранее название МБП)

Наименование затрат

Кол-во

Цена, руб.

общая стоимость, руб.

Люстра

1

2800

2800

Светильник

2

500

100

настольная лампа

3

300

900

Зеркало

1

800

800

Телефонный аппарат

4

300

1200

Калькулятор

2

300

600

Часы

1

400

400

микроволновая печь

1

3200

3200

электрический чайник

2

900

1800

чайный сервиз

1

600

600

набор стаканов

1

200

200

набор столовых приборов

1

1800

1800

Жалюзи

3

3000

9000

Итого

23400

Итого оборотных средств – 23 400 руб.

3.3. Нематериальные активы

Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической формы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход (это права пользования земельными участками, природными ресурсами, это организационные расходы).

наименование затрат

величина затрат, руб.

1.

лицензирование деятельности

2 000

2.

изготовление вывески, печатей, штампов

1 500

3.

регистрация документов у нотариуса

100

4.

присвоение кодов в городском управлении статистикой

150

5.

открытие расчётного счёта в банке

2 000

6.

программное обеспечение 1С

2 700

7.

услуги по оформлению документов

1 000

8.

противопожарные мероприятия

800

9.

мероприятия по ГОиЧС

800

10.

санитарно-эпидемиологические мероприятия

1 000

11.

затраты на регистрацию

2 000

Итого

14 050

Итого уставный капитал данной туроператорской фирмы составил:

1265400+23400+14050=1302850 руб.

3.4. Трудовые ресурсы

Трудовые ресурсы или кадры предприятия – это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. Трудовые ресурсы предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность.

В туроператорской фирме «Альбатрос» применена повременная оплата труда. Повременной называется такая форма оплаты труда, при которой заработная плата работникам начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время.

Должность

численность

должностной оклад

фонд оплаты труда

1.

Директор

1

12000

12000

2.

Менеджер

1

8000

8000

3.

Специалист по комплектации туров

2

8000

16000

4.

Бухгалтер

1

7000

7000

5.

Секретарь

1

3000

3000

Итого

6

38000

46000

3.5. Организационная структура предприятия

Под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Организационная структура управления складывается из состава соотношения, расположения и взаимосвязи отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено, прежде всего, на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности.

В структуре управления фирмой выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть (например, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений).

В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления гостиницей. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу.

Основные требования к организационной структуре заключается в следующем:

· Способность отражать содержание деятельности предприятия, обеспечивать функциональную целесообразность звеньев управления;

· Гибкость, способность реагировать и адаптироваться к изменяющимся условиям;

· Минимизация числа звеньев и количества персонала;

· Высокий уровень профессионализма сотрудников;

· Минимизация издержек на аппарат управления и на деятельность в целом.

3.5.1. Этапы проектирования организационной структуры:

При разработке организационной структуры высшее руководство фирмы идет по пяти направлениям:

· специализация работ;

· департаментизация;

· определение полномочий;

· размер контрольных функций;

· методы координации.

Далее с помощью специализации решается вопрос распределения задач компании между ее работниками. При отсутствии или слабой специализации работники несут ответственность за все или почти все вопросы.

При разработке организационной структуры специалисты отталкиваются от целевых функций и функциональных элементов организации.

В нашей туроператорской фирме «Альбатрос» к целевым функциям можно отнести следующее:

· Разработка туров

· Продажа туров турагенту

· Маркетинг

· Организацию деловых встреч и конференций.

А к функциональным можно отнести:

· Техническое обеспечение;

· Бухгалтерский учет;

· Административную деятельность.

При разработке организационной структуры важную роль играет и количество уровней в иерархии управления, когда командные ступени выстраиваются в вертикальный ряд, и строится схема взаимоотношений между руководителями и подчиненными.

По этой схеме каждый член персонала должен знать свое место в организационной структуре, а для эффективного управления необходимо четкое определение обязанностей.

Важной проблемой формирования структуры управления туроператорской фирмы является создание не только структуры в целом, но и ее органов управления:

· Руководства;

· Функциональной структуры;

· Вспомогательной структуры.

Руководство высшего звена также принимает решение, какую систему расчетов с клиентами использовать на предприятии. Но часть этих вопросов может быть передана на рассмотрение нижестоящим звеньям управления, если на директора возложено слишком много полномочий и обязанностей.

В туроператорской фирме «Альбатрос» существует чёткое распределение функциональных обязанностей между сотрудниками фирмы

· Служба продаж

· Служба комплектации туров

· Отдел кадров;

· Бухгалтерский отдел.

Служба продаж представлена должностью менеджера фирмы, он же занимается маркетинговыми исследованиями, направленными на обеспечение разработки наиболее экономически эффективных туров. Маркетинговые исследования проводятся для налаживания контактов с организаторами конгрессных мероприятий (симпозиумов, собраний, презентаций, фестивалей и т.п.), ведут переговоры на перспективное использование разрабатываемых туров, обсуждают вопросы использования помещений (конференц-залов, бизнес-центров) под собрания, совещания, выясняют потребности определенных групп клиентов, поддерживая контакты с соответствующими техническими и информационными службами

Работа с персоналом при ограниченной численности сотрудников фирмы как правило возлагается на секретаря. Он непосредственно не работает с клиентами, не проводит предварительную переписку и переговоры с будущими клиентами, однако играет важную роль в обеспечении эффективной деятельности фирмы. В обязанности кадровой службы входит ведение личных дел всех сотрудников фирмы. Кадровая работа направлена на набор работников, подготовки и переподготовки, сертификации.

Кадровая служба отбирает специалистов, проводит собеседование, но окончательное решение о принятии на работу остается за руководителем подразделения, куда принимается данный работник. Также кадровый работник имеет совещательный голос в вопросах административного взыскания.

Служба бухгалтерского учета тесно связана и с линейными службами и с персоналом всей фирмы. В ее обязанности входит осуществление разных денежных переводов, подготовка различных финансовых отчетов включая кассовые операции по оптовой и розничной продаже туров, своевременное информирование руководства о финансовых результатах деятельности фирмы, а также выплачивание работникам жалованья, получение других разных счетов и выплата по ним, контроль и учет издержек.

4. Калькуляция и анализ себестоимости продукции

Плановая калькуляция – это предварительный расчёт затрат по калькуляционным статьям на год. Калькуляция позволяет более правильно организовать планирование, учёт и анализ затрат, и на этой основе выявить резервы снижения себестоимости продукции.

Калькулирование полной себестоимости туристского продукта предполагает расчёт всех издержек, связанных с формированием и реализацией единицы туристского продукта. Суть метода калькулирования полной себестоимости состоит в ежемесячном определении полной фактической себестоимости туристского продукта путём сбора всех затрат по формированию и реализации туристского продукта.

Согласно Постановлению №552 выделяют 5 крупных элементов, которые входят в себестоимость: амортизация, материальные затраты, заработная плата, отчисления на социальные нужды – единый социальный налог и прочие расходы.

4.1. Материальные затраты в месяц

Вид затрат

Сумма (руб)

1.

Отопление

500

2.

Водоснабжение

220

3.

Электроэнергия

1200

4.

Содержание территории, уборка мусора

60

5.

Мелкий ремонт

1000

6.

Канализация

180

Итого:

3160

4.2. Отчисления на социальные нужды

Отчисления на социальные нужды представляют собой форму перераспределения национального дохода на финансирование общественных потребностей. Начисленные в организациях средства направляются во внебюджетные фонды и используются на предусмотренные законом цели. Тарифы страховых взносов утверждаются в федеральном законе, принимаемом Государственной Думой и одобряемом Советом Федерации. К отчислениям на социальные нужды относят ЕСН- единый социальный налог и отчисления на травматизм.

ЕСН = 26,2% от фонда заработной платы:

Пенсионный фонд – 20% – 9200 руб.

Фонд обязательного медицинского страхования – 2,8% – 1288 руб.

Фонд социального страхования – 3,2% – 1472 руб.

Отчисления на травматизм - 0,2% от фонда заработной платы – 92 руб.

Итого: 9200+1288+1472+92 = 12052 руб.

4.3. Амортизация

1) Основных фондов:

a) Здания, сооружения – 3%: Согласно гл. 25 НК РФ с 01.01.2002 г. предприятие самостоятельно установило в Приказе по учётной политике нормы амортизации основных фондов, исходя из срока их эксплуатации. 1000 000 руб. ∙ 3% : 12 месяцев = 2500 руб. в месяц. Офисная мебель со сроком эксплуатации 10 лет годовая норма амортизации составит 10% 140000*10%:12месяцев=1167руб.

b) Кондиционер (Сплит-система) со сроком использования 5 лет –годовая норма амортизации составит 20% 21000*20%:12 месяцев=350руб.

c) Оргтехника (ксерокс,факс) сроком эксплуатации 5 лет годовой нормой амортизации 20% 20400*20%/12=340руб.

d) Вычислительная техника – 20%: Согласно гл. 25 НК РФ с 01.01.2002 г. предприятие самостоятельно установило в Приказе по учётной политике нормы амортизации основных фондов, исходя из срока их эксплуатации. Учитывая, что компьютеры являются быстро обновляющимися основными фондами, установлен срок эксплуатации 5 лет, поэтому Na (Норма амортизации в год)= 20%. 84 000 руб. · 20% : 12 = 1 400 руб. в месяц

Всего амортизация основных фондов: 5757 руб.

Расчет амортизационных отчислений

Наименование затрат

К-во

Цена

Ст-сть

Н. Ам..%

Год.ам..отч.

Месяц

1.

Здание офиса

1

1000000

1000000

3

30000

2500

2.

Офисная мебель (комплект)

1

140000

140000

10

14000

1167

3.

Кондиционер

1

21000

21000

20

4200

350

4.

Ксерокс

1

10200

10200

20

2040

170

5.

Телефон-факс

1

10200

10200

20

2040

170

6.

Персональный компьютер

3

28000

84000

20

16800

1400

Итого

1265400

69080

5757

2) Нематериальных активов – 20%. Рассчитывается в зависимости от срока действия, принимаемого за 5 лет. 6 320 руб. · 20% : 12 месяцев = 52,6 руб. в месяц

3) Хозяйственного инвентаря и принадлежностей:

a) предметы обстановки (исходя из учётной политики предприятия норма 20%). 14050 руб. · 20% : 12 месяцев = 234 руб. в месяц

b) мелкий инвентарь, средства труда – 100%. 1563руб · 100% = 1563 руб.

Всего амортизация хозяйственного инвентаря и принадлежностей: 234+1563 = 1797 руб.

Итого: = 5757+52,6+1797=7606,6 руб.

4.4. Прочие затраты

Расходы

Сумма (руб)

1.

Информационные услуги

5200

2.

Услуги связи (телефон)

6200

3.

Реклама, Подготовка кадров, сертификация, расходы на командировки, канцтовары

9 000

4.

Представительские расходы

9750

Итого:

в месяц

30150

Всего

на год

361800

Рост или снижение объёма производства вызывает соответствующий рост или снижение уровня определённых затрат. При этом другие затраты остаются неизменными.

Переменными называются затраты , которые варьируются с изменением объёмов деятельности. Эти затраты могут зависеть от продолжительности труда, вида и класса обслуживания, стоимости питания, стоимости гостиничного обслуживания, от числа туристов и т.п. Затраты относятся к переменным, если их величина зависит от объёма оказанных услуг

4.5. Расчет количества туродней

Наименование

Кол-во туров

Продолжительность

Наполняемость

Туродни

Анапа- Анталия

12

14

20

3360

Анапа- Кипр

18

10

20

3600

Анапа- Тунис

11

17

21

3927

Анапа- Майорка

18

10

21

3780

Анапа- Ибица

10

14

18

2520

Итого

17187

Расчет цены туродня

АНТАЛИЯ

КИПР

ТУНИС

МАЙОРКА

ИБИЦА

Всего(уе)

Всего руб.

авиаперелёт

200

300

500

500

400

1900

53124

проживание

420

200

340

300

400

1660

46414

питание

168

150

255

250

250

1073

30001

виза

20

15

10

20

20

85

2377

трансфер

10

10

15

15

15

65

1817

страховка

20

20

20

20

20

100

2796

Экскурсия

0

0

50

30

30

110

3076

Итог

838

695

1190

1135

1135

4993

139604

Числен. группы

20

20

21

21

18

100

2796

Итого на группу

16760

13900

24990

23835

20430

99915

2793623

Затр. руков.гр.

авиаперелёт

200

300

500

500

400

1900

53124

командировочные

588

350

350

350

400

2038

56982

виза

15

20

10

20

20

85

2377

трансфер

10

10

15

15

15

65

1817

страховка

20

20

20

20

20

100

2796

Итог

833

700

895

905

855

4188

117096

Всего перем.затр.

17593

14600

25885

24740

21285

104103

Стоимость в руб.

491900

408216

723745

691730

595129

2910720

К-во туродней

3360

3600

3927

3780

2520

17187

Постоянные затраты

233373

250042

272754

262544

175030

1193743

Всего себестоимость

725273

658258

996499

954275

770158

4104463

Рентабельность 50%

362636

329129

498249

477137

385079

2052231

Стоимость с уч.рент.

1087909

987387

1494748

1431412

1155237

6156694

НДС 18%

195824

177730

269055

257654

207943

1108205

Цена с уч.НДС

1283733

1165117

1763803

1689066

1363180

7264899

Цена 1туродня с НДС

382

324

449

447

541

423

4.6. Постоянные издержки

Постоянные затраты – это расходы относительно стабильные при колебаниях объёмов производства, услуг.

Вид издержек

Сумма (руб)

1.

Зарплата административного аппарата

552000

2.

Отчисления в социальные фонды (ЕСН) 26,2%

144624

3.

Амортизация основных фондов

69080

4.

Амортизация нематериальных активов

2810

5.

Хозинвентарь

23400

6.

Материальные затраты

37930

7.

Прочие расходы

361800

8.

Налог на имущество

2099

Итого:

1193743

Налог на имущество составляет 2% от среднегодовой стоимости амортизируемого имущества:

[ (стоимость имущества – амортиз.годовая) : 2 ] · 2% : 12 = [ (1265400-5757) : 2 ] · 2% : 12 = =2099 руб .

4.7. Определение себестоимости

Зная общие затраты предприятия и объём предоставляемых услуг, можно определить себестоимость услуги, то есть во что обходится предприятию 1 туродень.

При полной загруженности фирмы себестоимость составляет:

общие затраты /кол-во туродней = (2910720+1193743/17187=238,81 руб

4.8. Установление цены на услугу

Ценообразование на основе издержек (затратный метод) построено на калькулировании полной себестоимости туристского продукта. Используется предприятиями, которые стремятся в первую очередь получить прибыль от инвестиций. При этом выявляется нижний предел цены.

Цена складывается из её средней себестоимости, ожидаемой прибыли, и налога на добавленную стоимость (18%).

Планируемая прибыль 50%:119,41 руб.

Налог на добавленную стоимость-18%

(238,81+119,41)*18%=64,48 руб.

238,81+119,41+64,48=422,7 руб.

Исходя из планируемой прибыли (50%) и с учетом НДС 18% цена туродня составит 423 руб.

Определение зоны безубыточности и порога рентабельности предприятия

Планирование прибыли является ключевым при решении финансовых вопросов. Важное значение при этом имеет понятие «мёртвой точки» или «точки рентабельности» - точки, показывающей величину минимального (критического) объёма выпуска продукции или услуг, при котором производство будет безубыточным.

Наглядно определение зоны безубыточности и порога рентабельности функционирования предприятия проводится графическим методом, который основывается на учёте себестоимости продукции по переменным и постоянным затратам.

Данные для построения графика:

Туродни (тыс)

Пост.. Затр.

Перем. Затр.169,36

Общие затр.238,81

Выручка423

0

1193743

0

0

0

5

1193743

846800

1194050

2115000

10

1193743

1693600

2388100

4230000

15

1193743

2540400

3582150

6345000

20

1193743

3387200

4776200

8460000

25

1193743

4234000

5970250

10575000

30

1193743

5080800

7164300

  1. Выручка от реализации: цена 1 туродня*к-во туродней=17187*423 руб.=7270101руб.
  2. Постоянные затраты в год 1193743руб.
  3. Переменные затраты в год:2910720 руб.

Величину порога рентабельности можно определить по формуле:

P (РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ) = пост.затраты : [ цена 1 койко-дня – (перемен.затраты : объём продукции) ]

P = 1193743 : [ 423 руб – (1193743/17187 ] = 3376 туродня

5. Банкротство и санация предприятия

Состояние неспособности должника платить по своим обязательствам принято называть банкротством (от итал. Bank - скамья и rotto - сломанный). В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом в законе определены внешних признака несостоятельности:

денежные обязательства или обязанности по уплате обязательных платежей, не исполненных в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

минимальный размер денежных обязательств и обязательных платежей составляет не менее 500 размеров минимальной месячной заработной платы, утвержденной Правительством РФ.

От состояния предприятий-банкротов, идентифицированного отмеченными выше признаками, следует отличать:

фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление предприятия, имеющего возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки или рассрочки платежей или скидки с долгов;

преднамеренное банкротство — преднамеренное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия руководителем или собственником, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел.

В этих случаях мера ответственности за допущение банкротства предприятия устанавливается в соответствии с Уголовным кодексом;

временно неплатежеспособное предприятие, финансовое состояние которого вызвано тем, что предприятию должны больше, чем должно оно само, но не может погасить дебиторскую задолженность и вынуждено допускать просрочку своих платежей. В этом случае на дебитора может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника. Таким образом, банкротство предприятия есть строго определенное состояние его неплатежеспособности, при котором к его имуществу может быть предъявлено взыскание со стороны кредиторов.

6. Заключение

Подводя итог проделанной работе, хочется отметить, как важно, приступая к какому-либо делу, связанному с производством продукции или оказанием услуг населению, не только наметить этапы создания своего предприятия, но ещё и грамотно насытить необходимые показатели информацией, связать их в одно целое и сделать расчёт возможности функционирования данного предприятия, включая получение прибыли, необходимой для дальнейшего расширения производства и завоевания рынка.

Кроме того, данная работа убедила меня в том, что успех на рынке не может быть постоянным, если вся работа планируется «вслепую». Очень важно начинающему предпринимателю обладать хотя бы минимумом экономических знаний, дающим возможность правильно определить рыночную нишу, позволяющим рассчитать производственную мощность предприятия и себестоимость продукции (услуг), а также точку безубыточности работы предприятия, выбрать стратегию и проанализировать результаты хозяйственной деятельности с тем, чтобы в будущем исправить свои ошибки и недочёты, наметить план антиинфляционных мероприятий.

Туристские организации и учреждения должны предпринимать ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, например введение сезонной дифференциации цен (повышение цены в разгар сезона, умеренные – для межсезонья и пониженные – для несезонного времени; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50%), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям (конгрессный туризм, деловой туризм и т.д.).

Прибыль необходимо расходовать на расширение и развитие предприятия, повышая качество оказываемых услуг.

При надлежащей организации труда, внимательном отношении к клиентам, правильном подборе кадров и постоянном стремлении к улучшению условий проживания, предприятие должно быть очень прибыльным.

Список использованной литературы

1. Гостиничный и туристический бизнес, Г.Н. Бургонова, Н.А. Каморджанова. – М.: Финансы и статистика, 1999.

2. Экономика предприятия и предпринимательства, Грузинов В.П. – М.: Софит, 1999.

3. Стратегический менеджмент в туризме, Квартальнов В.А. – М.: Финансы и статистика, 2000.

4. Экономика предприятия, Кейлер В.А. – М.–Новосибирск: Инфра-М, 2000.

5. Основы современной экономики, Козырев В.М. – М.: Финансы и статистика, 2000.

6. Энциклопедия туризма, Зорин И.В., Квартальнов В.А. – М.: Финансы и статистика, 2001.

7. Экономика предприятия, Горфинклер В.Я., Швандара В.А. – Москва: Юнити, 2001.

8. Организация международного туризма; СенинВ.С. учебник.М, 2003

9. Экономика туризма, Балабанов И.Т., Балабанов А.И. – М.: Финансы и статистика, 2002.

10. Туризм, Квартальнов В.А. – М.: Финансы и статистика, 2002.


[1]