Главная              Рефераты - Разное

Список использованной литературы 16 - реферат

Содержание

Введение. 4

1. Основы развития рынка потребительского кредитования в России. 8

1.1. Рынок потребительского кредитования: его сущность и структура. 8

1.2. Особенности оказания услуг на рынке потребительского кредитования. 18

1.3. Факторы и условия развития рынка потребительского кредитования в России. 27

2. Особенности реализации политики потребительского кредитования банка «ВТБ 24» (ЗАО) 35

2.1. Анализ и оценка финансового состояния Банка «ВТБ 24» (ЗАО) 35

2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Банка «ВТБ 24» (ЗАО) в области потребительского кредитования. 46

3. Совершенствование политики потребительского кредитования Банка «ВТБ 24» (ЗАО) 59

3.1. Обоснование необходимости совершенствования политики потребительского кредитования Банка «ВТБ 24» (ЗАО) 59

3.2. Рекомендации по совершенствованию политики потребительского кредитования Банка «ВТБ 24» (ЗАО) 65

3.3. Экономическое обоснование предложенных мероприятий. 73

Заключение. 78

Список использованной литературы.. 82

Приложения………………………………………………………………………….86

Введение

Актуальность темы исследования . В условиях становления экономики России в рыночных условиях развитие потребительского кредитования приобретает все большее значение.

Коммерческие банки, выдавая потребительский кредит, способствуют, в первую очередь, решению финансовых проблем населения, связанных с необходимостью приобретения транспортных средств, дорогостоящей бытовой техники, оплаты медицинских и образовательных услуг. К тому же банки, стимулируя спрос населения на товары, содействует увеличению их производства и реализации, повышая тем самым экономический потенциал страны. Ориентация коммерческих банков на частных заемщиков способствует также повышению качества их кредитного портфеля за счет расширения круга клиентов банка и видов предоставляемых ссудных услуг, диверсификации кредитного риска и т.д.

В России потребительское кредитование до последнего времени не было распространенным явлением. Банки предпочитали кредитовать корпоративный сектор, а население – копить деньги на покупку бытовой техники, компьютера или автомобиля. Однако в последние несколько лет одной из самых заметных тенденций на рынке банковских услуг в России является рост интереса банков к частным заемщикам.

Практически все банки в России имеют собственные программы потребительского кредитования. Кроме того, на рынке банковских услуг функционируют банки, основной специализацией которых является обслуживание розничных клиентов, для которых потребительское кредитование является одним из основных, ведущих направлений деятельности.

Вопросы развития системы потребительского кредитования затрагивают как проблемы общего состояния денежно-кредитного механизма страны и банковской системы в целом, так и механизма кредитования в отдельном банке в частности. В то же время, потребительское кредитование связано, как правило, с повышенными для банками кредитными рисками, что обусловливает актуальность проблем совершенствования политики потребительского кредитования в коммерческих банках.

Степень научной и практической разработанности проблемы . Исследованию проблем развития потребительского кредитования в России уделено достаточное внимание в научных трудах и в специализированной периодической печати.

Общие вопросы теории кредита, развития и становления кредитной системы, кредитно-денежной политики изложены в трудах Г.Г. Коробовой, Г.Н. Белоглазовой, О.И. Лаврушина, М.А. Песселя, Е.Ф. Жукова и др.

Исследованию теории и методологии потребительского кредита посвящены работы Е.Б. Стародубцевой, Д.В. Малеева, А.И. Колесова и др. Практика предоставления и использования потребительского кредита требует также прикладного использования зарубежного опыта потребительского кредитования, изложенного в работах Э.Дж. Долана, К.Д. Кэмпбелла, Р.Дж. Кэмпбелла, Дж. Гиблинга и др. Между тем, использование зарубежного опыта возможно только в случае его адаптации к условиям российской экономики.

Изучением различных аспектов потребительского кредитования в современной России занимается ряд экономистов и банковских специалистов. Так, к разработке важнейшего законодательного акта в области потребительского кредитования привлечены специалисты Ассоциации российских банков под руководством Г.А. Тосуняна. Отдельные аспекты исследования кредитной политики банков в области потребительского кредитования нашли отражение в работах таких авторов, как И.Г. Антонов, А.И. Казьмин, О.И. Лаврушин, Г.С. Панова, С.Л. Ермаков, А.К. Ильин и др.

Вместе с тем, вопрос совершенствования политики коммерческих банков в области потребительского кредитования требует дальнейшего комплексного изучения. В научной литературе в должной мере не изложен макроэкономический аспект проблемы, что обусловило необходимость проведения исследования рынка потребительского кредита в направлении анализа современного уровня его развития и факторов, оказывающих воздействие на этот процесс, оценки его динамики. В связи с этим проблемы развития рынка потребительского кредитования в России и политики действия коммерческих банков на данном рынке нельзя отнести к разряду решенных как на практическом, так и на теоретическом уровнях. Это обусловливает необходимость дальнейших исследований в указанном направлении.

Актуальность темы дипломной работы, степень ее научной и правовой разработанности предопределили выбор целей и задач исследования.

Цели и задачи исследования . Целью данной дипломной работы является исследование функционирования рынка потребительского кредитования в России и формирование адекватной условиям развития рынка политики коммерческих банков в области потребительского кредитования.

Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:

- исследовать основы развития рынка потребительского кредитования в России, выявив его сущность, структуру, особенности оказания услуг на рынке, факторы и условия развития;

- выявить особенность реализации политики потребительского кредитования на примере Банка «ВТБ 24» (ЗАО) и обосновать необходимость совершенствования политики потребительского кредитования в банке;

- разработать практические рекомендации по совершенствованию политики потребительского кредитования для Банка «ВТБ 24» и обосновать их экономическую эффективность.

Предметом исследования дипломной работы является рынок потребительского кредитования в России и политика потребительского кредитования, формируемая в коммерческом банке.

Объектом исследования дипломной работы является политика потребительского кредитования коммерческого банка «ВТБ 24» (ЗАО).

Методы исследования дипломной работы построены на системном анализе понятийного аппарата; построении классификационных критериев; функционально-структурном анализе; статистическом, графическом и экономическом анализе.

Теоретической и методологической базой дипломной работы являются научные труды, статьи и публикации, выражающие, как мнения ученых, исследующих теорию кредитования, так и мнения практических специалистов в области кредитования.

Правовую базу исследования составляет система законодательных и нормативных актов, прямо или опосредованно затрагивающая вопросы функционирования рынка потребительского кредитования.

Информационно-эмпирической базой исследования являются данные финансовой отчетности Банка «ВТБ 24» (ЗАО).

Поставленная цель, сформулированные задачи, предмет и объект исследования обусловили структуру дипломной работы , которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и ряда приложений, иллюстрирующих основное содержание дипломной работы.

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что рекомендации по совершенствованию политики потребительского кредитования в коммерческом банке «ВТБ 24» призваны обозначить для банка выбор конкретных мер, направленных на повышение эффективности и снижение рискованности потребительского кредитования.

Теоретическая значимость дипломной работы предполагает выделение ряда проблем в существующей системе правового регулирования рынка потребительского кредитования и факторов его развития.

Рис. 1.1. Сопоставление объемов привлеченных депозитов и выданных кредитов розничного и корпоративного секторов банковской системы России

Рис. 1.2. Динамика предоставления кредитов физическим лицам, (млрд. руб.) и темпы роста выданных кредитов (%)

Составлено по источнику: [18, С. 41, табл. 15-16]

Рис. 1.2. Сравнительные показатели развития рынка потребительского кредитования в Российской Федерации и странах Центральной Европы

Составлено по источнику: [24]

Рис. 2.1. Структура активов Банка

Рис. 2.2. Динамика объемов выданных банком кредитов

Рис. 2.3. Структура пассивов банка

Рис. 2.4. Структура доходов и расходов банка по источникам образования

Рис. 2.5. Структура кредитов, выданных физическим лицам по их целевому назначению

Рис. 2.6. Структура кредитного портфеля банка с точки зрения срочности погашения на конец периода

Рис. 2.7. Показатели эффективности кредитных операций по фактическому ссудному портфелю банка

Рис. 2.8. Структура кредитного портфеля банка по качеству классифицированных ссуд

заключение

В ходе проведенного теоретического исследования и практической работы были решены поставленные задачи и получены основные результаты:

1. Выявлены сущностные характеристики и общие закономерности функционирования рынка потребительского кредитования. Определена структура рынка потребительского кредитования, состоящая из предмета, объекта и субъектов потребительского кредитования. Установлено, что в научной и специальной литературе нет единого похода к определению объектного состава потребительского кредитования. Это проявляется в различиях к отнесению отдельных видов кредитов к категории потребительского кредитования. Однако, в работе было доказано, что к потребительским кредитам следует относить не все виды кредитов, выдаваемых физическим лицам. В частности, был сделан вывод о том, что к потребительским кредитам не следует относить ипотечные кредиты, регулируемые специальным законодательством и имеющие особую специфику обслуживания. При этом кредиты на приобретение жилья, не обеспеченные залогом приобретаемого имущества, а, следовательно, не относимые к ипотеке, следует рассматривать как потребительские. В работе также была предложена классификация потребительских кредитов по различным критериям.

Анализ развития рынка потребительского кредитования в России показал, что в последние два года рост рынка потребительского кредитования постепенно замедляется, что связано с некоторым насыщением рынка. Но возможности развития потребительского кредитования в России далеко не использованы, т.е. у рынка есть перспективы дальнейшего развития.

В числе важнейших факторов, сдерживающих развитие российского рынка потребительских кредитов отмечены:

- наличие преимущественно краткосрочной структуры банковских пассивов, что не позволяет развивать долгосрочное кредитование физических лиц и не стимулирует спокойствие и постоянство как клиентов, так и кредитных организаций в участии в данных сделках;

- наличие так называемых «белых», «серых» и «черных» доходов физических лиц – потенциальных заемщиков, что не позволяет, с одной стороны, кредитным организациям с полной уверенностью судить о реальном финансовом состоянии потенциальных клиентов, а с другой стороны – самим физическим лицам в полной мере удовлетворять имеющиеся у них потребности;

- неоправданно высокий уровень процентных ставок, применяемых кредитными организациями, что делает заведомо невыгодным использование потребительских кредитом потенциальными клиентами со средним достатком.

Проведенный анализ условий выдачи потребительских кредитов и факторов развития рынка потребительского кредитования в России позволил сделать выводы о том, что факторы, обеспечивающие условия для развития рынка потребительского кредита, связаны, прежде всего, с его эффективным регулированием. Это определяет необходимость выделения двух наиболее актуальных проблем.

Первая проблема заключается в недостаточности законодательной и нормативной базы, формирующей условия для активизации и стимулирования банковской деятельности в сфере потребительского кредитования.

Вторая проблема определяется неразвитостью инфраструктуры рынка потребительского кредита в лице его прямых (банки и заемщики) и профессиональных участников (кредитных бюро, коллекторских агентств), а также неурегулированностью отношений, возникающих между участниками кредитования.

2. Проведенный анализ финансового состояния банка «ВТБ 24» и политики его потребительского кредитования позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, банк характеризуется высокой динамикой развития по всем существенным показателям: росту активов (в т.ч. их доходной доли); капитализации; формированию ресурсной базы за счет привлеченных средств клиентов; увеличению прибыли. Однако, анализ выявил ряд проблем в части эффективности использования ресурсной базы и формирования эффективного портфеля доходных активов. Это, главным образом, отражается на снижении относительных показателей эффективности использования активов. В частности, анализ выявил практически двукратное снижение общей процентной доходности банка и рентабельности кредитных операций.

Во-вторых, анализ политики потребительского кредитования банка показал, что общие проблемы потери уровня рентабельности во многом обусловлены проблемами в сфере развития потребительского кредитования, поскольку кредиты населению составляют почти 80% всего кредитного портфеля банка. В этой связи важным выводом анализа является констатация факта снижения доходности портфеля розничных кредитов почти в два раза.

В-третьих, анализ политики потребительского кредитования выявил также проблемы в управлении кредитным риском на этапах обслуживания долга, что требует разработки мер по снижению рисков потребительского кредитования.

3. Результаты проведенных теоретических и аналитических исследования позволили сделать следующие выводы:

Для банка «ВТБ 24» задачи совершенствования политики потребительского кредитования должны формулироваться, исходя из складывающихся внешних условий на рынке потребительского кредитования, и должны быть направлены на достижение целей, вытекающих из выявленных внутренних проблем в области осуществления потребительского кредитования.

Цель совершенствования политики потребительского кредитования сформулирована в дипломной работе следующим образом: повышение рентабельности операций потребительского кредитования и снижение их рискованности. Для достижения этой цели определены следующие задачи:

1) достижение ресурсного обеспечения роста объемов потребительского кредитования за счет роста и диверсификации привлеченных вкладов населения. Решение этой задачи может рассматриваться в форме разработки новых кредитных продуктов одновременно с разработкой новых депозитных продуктов, способных обеспечить формирование кредитных ресурсов для роста объема выданных кредитов;

2) совершенствование автоматизации процессов сопровождения потребительских кредитов;

3) разработка форм и способов информирования заемщиков о действительной стоимости кредита на основе объявления эффективной процентной ставки.

Поставленные задачи реализованы посредством предложенных рекомендаций по осуществлению следующих мероприятий:

1) разработка нового кредитного продукта – целевого потребительского кредита «Кредит на отдых» с одновременной разработкой нового депозитного продукта – «Пополняемый вклад ВТБ 24». Данное мероприятие призвано расширить продуктовую линейку потребительского кредитования с обеспечением ресурсной базы для реализации внедряемого кредитного продукта;

2) совершенствование автоматизации обслуживания кредитных продуктов посредством модернизации сети банкоматов «ВТБ 24», предусматривающее присоединение к уже установленным банкоматам депозитного устройства CashINForser, которое является модульным устройством для приема наличных денежных средств, предоставляющее клиентам банка возможности внесения денежных средств на банковские счета и погашение потребительских кредитов без посещения кассовых узлов банка и Почты России;

3) разработка специальной формы – информационного листа, формируемого по каждому виду кредита и предоставляемого потенциальному заемщику для выбора кредитной программы. Данный информационный лист предлагается включать в кредитный договор как неотъемлемую его часть, которая является юридическим подтверждением того, что заемщик был достоверно информирован обо всех существенных условиях кредитного договора – прежде всего, об эффективной процентной ставке по кредиту.

Расчет результатов экономической оценки мероприятий по совершенствованию политики потребительского кредитования в Банке «ВТБ 24» свидетельствует о достаточной степени их привлекательности с точки зрения инвестирования средств и целесообразности практической реализации. Так, чистый приведенный эффект от реализации предложений составил более 7 млрд. руб. при инвестировании средств в реализацию данных мероприятий в сумме 4 млрд. руб. Индекс рентабельности инвестиций с учетом фактора дисконтирования составил 1,63, а непосредственно вложенные в реализацию мероприятий инвестиции окупаются в течение первого года реализации.

список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть II / Федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 г. № 333-ФЗ)

2. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 25.10.2007 г. № 234-ФЗ)

3. Федеральный закон от 03.02.1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 03.03.2008 г. № 20-ФЗ)

4. Федеральный закон от 16.07.1998 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (в ред. ФЗ от 04.12.2007 г. № 324-ФЗ)

5. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 12.06.2006 г. № 85-ФЗ)

6. Федеральный закон от 11.11.2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 г. № 141-ФЗ)

7. Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях»

8. Положение Банка России от 26.06.1998 г. № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета»

9. Положение Банка России от 31.08.1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»

10. Положение Банка России от 26.03.2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные по ссудной и приравненной к ней задолженности»

11. Положение Банка России от 20.03.2006 г. № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»

12. Письмо Банка России от 10.06.2005 г. № 85-Т «О применении нормативных актов Банка России, регулирующих операции с использованием банковских карт»

13. Письмо Банка России от 26.12.2006 г. № 175-Т «Об определении эффективной процентной ставки по ссудам, предоставленным физическим лицам»

14. Письмо Банка России от 29.12.2007 г. № 228-Т «По вопросу осуществления потребительского кредитования»

15. Проект Федерального закона «О потребительском кредите» (от 09.04.2007 г.). / Вносится Правительством РФ на рассмотрение в ГД РФ. // www.minfin.ru/low/low.htm/2007/04/09

16. Проект Федерального закона «О потребительском кредите» (от 28.05.2007 г.). / Подготовлен Комитетом по банковскому законодательству Ассоциации региональных банков России. // www.asros.ru/_html/documents/zakonodat/exproekt/zakon1.htm

17. Международная конвергенция изменения капитала и стандартов капитала: новые подходы. // Банк Международных расчетов, Базель, Швейцария, Июнь 2004 г. // Опубликовано на официальном сайте Банка России // http:// www.cbr.ru

18. Аналитические показатели банковского сектора Российской Федерации. // Банк России. Департамент банковского регулирования и надзора. // «Обзор банковского сектора Российской Федерации». – 2008. – №2

19. Данные об объемах привлеченных банковских вкладов (депозитов) и выданных кредитов, основные показатели операций с банковскими картами // «Бюллетень банковской статистики». – 2008. – № 2 (177)

20. Динамика задолженности по предоставленным кредитам. // «Бюллетень банковской статистики». – 2007. – №9 (172)

21. Информация о социально-экономическом положении России (предварительные данные на февраль 2008 г.). – М.: Федеральная служба государственной статистики. – 2008 г. // www.gks.ru

22. Банковское дело: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. Г.Г. Коробовой. – М.: «Юрист», 2004

23. Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: «Финансы и статистика», 2004

24. Гиблинг Дж. Розничные банковские услуги: пойдет ли Россия по пути стран Центральной Европы? // Публикация Рейтингового агентства Standard & Poor’s. – 27.02.2008 // www. standardandpoors.com

25. Гиляровская Л.Т., Паневина С.Н. Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов. – СПб.: «Питер», 2005

26. Денежное обращение и банки: Учебное пособие. / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. – М.: «Финансы и статистика», 2002

27. Долан Э. Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. / Пер. с англ. – СПб.: «Питер», 2001

28. Ермаков С.Л. Рынок потребительского кредитования в России: современные тенденции развития. // «Финансы и кредит». – 2007. – № 21

29. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. – М.: «ЮНИТИ», 2004

30. Зарецкая К.А. Кредитные карты: российская специфика выдачи и обслуживания. // «Ведомости». – 06.02.2006. – № 99 (1680)

31. Ильин А.К. Структура кредита. // http://www.kredit.slugger.ru/credit132.htm

32. Лаврушин О.И. Организация и планирование кредита. – М.: «Финансы и статистика», 2005

33. Малеев Д.В. Потребительский кредит как форма банковского кредита. // Сборник научных трудов МГУ. Серия «Экономика». – 2007. – № 6

34. Масленченков Ю.С. Технология организации работы банка: теория и практика. – М.: Издательство «ДеКА», 2005

35. Общая теория денег и кредита. / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 2004

36. Панова Г. С. Кредитная политика коммерческого банка. – М.: ИКУ «ДИС», 2004

37. Пессель М.А. Заем, кредит, ссуда. // «Деньги и кредит». – 2003. – № 4

38. Рейтинг: Самые кредитные банки России. // «Коммерсантъ Деньги». – 26.12.2007. – № 46

39. Рейтинг: ТОП-200 крупнейших банков России по размеру собственного капитала. // «Коммерсантъ Деньги». – 26.12.2007. – № 46

40. Рейтинг: Самые потребительские банки России. // «Коммерсантъ Деньги». – 26.12.2007. – № 46

41. Рейтинг: Банки, привлекшие больше всего депозитов физических лиц. // «Профиль». – 26.12.2007. - № 44

42. Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского. – М.: «Финансы и статистика», 2005

43. Стародубцева Е. Б. Потребительское кредитование в России. // «Банковские услуги». – 2006. – № 6

44. Энциклопедия банковского дела и финансов. // www.сofe.ru/finance/asp.9217/2004/04/27

45. Эффективная и заявленная процентная ставка. Справка об анализе рынка потребительского и ипотечного кредитования Федеральной антимонопольной службы // http://fas.gov.ru/2006