Главная              Рефераты - Разное

дипломная работа: 89 с., 5 рис., 5 табл., 50 источников, 6 прил - реферат

РЕФЕРАТ

Дипломная работа: 89 с., 5 рис., 5 табл., 50 источников, 6 прил.

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, совместные предприятия, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ, ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

Объектом исследования является инвестиционная сфера в Республике Беларусь и, в частности, предприятие с иностранными инвестициями СП «ВДТ» ООО.

Цель данной работы состоит в исследовании состояния и перспектив привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь

При выполнении работы использовались универсальные методы экономической теории: анализ, синтез, диалектики, системный подход, статистические наблюдения, экспертные оценки.

В процессе работы проведены исследования сущности иностранных инвестиций и их значения для экономики страны; рассмотрен порядок организации инвестиционной деятельности в Республике Беларусь; проведен анализ деятельности предприятия с иностранными инвестициями СП «ВДТ» ООО; определены тенденции и перспективы развития предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь.

Областью возможного практического применения является инвестиционная сфера Республике Беларусь, а также рассматриваемое предприятие с иностранными инвестициями СП «ВДТ» ООО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

4

1. теоретические аспекты Функционирования предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь

7

1.1. Понятие иностранных инвестиций и их значение для экономики страны

7

1.2. Организация инвестиционной деятельности в Республике Беларусь

17

2. анализ деятельности предприятия с иностранными инвестициями СП «ВДТ» ООО

28

2.1. Организационно-правовая характеристика СП «ВДТ» ООО

28

2.2. Анализ производственно-финансовой деятельности
СП «ВДТ» ООО

36

2.3. Особенности взаимодействия предприятия с контрагентами и бюджетом

43

3. Тенденции и перспективы развития предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь

53

3.1. Пути развития предприятия с иностранными инвестициями
СП «ВДТ» ООО

53

3.2. Перспективные направления улучшения инвестиционного климата в Беларуси

62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

77

Список использованных источников

81

ВВЕДЕНИЕ

Функционирование экономики переходного периода характеризуется целым комплексом проблем, упорядочение и разрешение которых является насущной задачей экономической политики государства. Одной из них является проблема привлечения инвестиций. В настоящее время и Республике Беларусь внутренние источники инвестирования, основу которых составляют национальные сбережения, весьма ограничены для наращивания экономического потенциала страны, не обеспечивают требуемых объемов капитальных вложений для обновления и модернизации производства, внедрения новых технологий и современных систем управления.

В значительной мере недостающие источники капитальных вложений могли бы заменить иностранные инвестиции. Однако доля иностранных инвестиций, привлеченных в Республику Беларусь, в общей структуре капитальных вложений пока незначительна. Основная часть из них представляет связанные товарные кредиты, т.е. кредитные иностранные инвестиции, возврат которых гарантирует государство. В то же время наиболее выгодными для государства являются прямые иностранные инвестиции, поскольку иностранный инвестор действует в данном случае на свой страх и риск. Задача государства, соответственно, - создание благоприятного инвестиционного климата.

Международные рейтинговые агентства относят Республику Беларусь к странам с высоким экономическим и политическим риском, что делает для нее практически недоступным мировой рынок капиталов. Ряд негативных тенденций делали Республику Беларусь малопривлекательной для иностранных инвесторов. Государственное регулирование иностранных инвестиций в Республике Беларусь не обладало полнотой и системностью, процесс формирования системы государственного регулирования шел спонтанно, не всегда в интересах всею общества в целом.

В настоящее время ситуация меняется и сфера иностранных инвестиций испытывает подъем. Тем не менее, темпы привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику пока невелики.

В этой связи научное осмысление роли и места прямых иностранных инвестиций в национальной экономике, формирование целостной системы государственного регулирования иностранных инвестиций в условиях переходной экономики Республики Беларусь приобретает особую актуальность.

Исследование роли и места прямых иностранных инвестиций, формирование системы государственного регулирования иностранных инвестиций обусловлено настоятельной необходимостью интеграции Республики Беларусь в систему мирохозяйственных связей, выбора оптимальных путей и способов трансформации основ хозяйственной жизни страны.

Анализ теории и практики международного движения капитала, современного состояния инвестиционного процесса в Республике Беларусь, особенностей функционирования анализируемого в дипломной работе предприятия позволяет сформировать принципиально новые подходы к построению системы государственного регулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь.

Таким образом, целью данной дипломной работы является изучение состояния и выявление перспектив привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Объектом исследования является инвестиционная сфера в Республике Беларусь и, в частности, предприятие с иностранными инвестициями СП «ВДТ» ООО.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

- провести исследование сущности иностранных инвестиций и их значения для экономики страны;

- рассмотреть порядок организации инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;

- провести анализ деятельности предприятия с иностранными инвестициями СП «ВДТ» ООО;

- определить тенденции и перспективы развития предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь.

Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.

Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.

Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Фундаментальные и прикладные исследования, направленные на рассмотрение сущности и содержания иностранных инвестиций, организации инвестиционной деятельности, были проведены отечественными и зарубежными учеными, среди которых Грачев Н., Игошин В., Королевич О., Моисейчик Г., Петриченко Е.В., Соболев В.Е. и другие.

При написании дипломной работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме.


1. теоретические аспекты Функционирования предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь

1.1. Понятие иностранных инвестиций и их значение для экономики страны

Одной из важнейших сфер деятельности любой предпринимательской фирмы является инвестиционная деятельность. Финансовые ресурсы предприятия направляются на финансирование текущих расходов и на инвестиции.

Определение инвестиций дано в Инвестиционном кодексе, принятом в 2001г. В соответствии с ним, инвестиции - это любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. [2]

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Таким образом, необходимым условием развития экономики стран переходного периода является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством привлечения внешних инвестиционных источников и наиболее эффективного использования инвестиционных ресурсов в приоритетных сферах материального и нематериального производств.

Значимость привлечения иностранных инвестиций заключается в том, что они формируют производственный потенциал на новой научно-технической основе и предопределяют конкурентные позиции страны на мировых рынках.

Если проанализировать этапы и закономерности экономического роста таких промышленно-развитых стран, как, например, США, Япония, Германия, Франция, то можно отметить, что в последние десятилетия практически во всех случаях периодам наибольшей инвестиционной активности в этих странах (с определенным временным лагом) соответствовали периоды наиболее высоких темпов подъема экономики. В частности, это особенно ярко проявилось в 60-е годы, когда высокая инвестиционная активность в этих странах сопровождалась наиболее высокими темпами роста такого интегрального показателя экономического развития, как валовой национальный продукт, Например, в Японии при удвоении объема капитальных вложений за период 1965-1970 гг. валовой национальный продукт возрос по сравнению с предыдущим пятилетием более чем на 70%. В США, Германии и Франции прирост валового национального продукта за этот период составил 25- 30%. Это позволило вышеуказанным странам создать значимый производственный потенциал, явившийся материально-технической базой для обеспечения устойчивого экономического и социального развития в последующий период, а также сформировать экономические основы постиндустриального общества [42, c.15].

Республика Беларусь испытывает острую потребность в инвестициях: степень износ основных производственных фондов в промышленности составляет более 70%. При этом норма накопления держится на уровне менее 20%, тогда как для вывода инвестиционного процесса из кризиса она должна быть порядка 25-30%. Начиная с 1999 г. в Беларуси начался рост инвестиций в основной капитал. Значительная часть инвестиций в основной капитал (свыше 84%) финансировалась из внебюджетных источников: собственные средства организаций, включая кредиты, и населения [48, с.62].

Таким образом, ни собственные средства хозяйствующих субъектов, ни ресурсы бюджета не в состоянии обеспечить необходимый приток капиталов в реальный сектор экономики.

Согласно расчетам Министерства экономики Республики Беларусь, потребность в инвестициях на 2002-2010гг. составит 39 млрд. долларов (рис. 1.1.). Общий объем инвестиций в основной капитал в 2010г. должен возрасти по сравнению с 2000г. в 2,2-2,5 раза (в 2005г., по сравнению с 2000г., он возрастет в 1,6-1,7 раза). Доля инвестиций ВВП составит в 2010г. 26-28% (в 2000г. - 19,8%). Это даст возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат - более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах.

Рис. 1.1. Потребность в инвестициях в экономику Республики Беларусь [49]

При этом удельный вес иностранных инвестиций должен составлять до 33%. Значимость иностранных инвестиций в республику Беларусь возрастает в связи с крайней ограниченностью собственных инвестиционных средств и огромной потребности в них для осуществления структурной перестройки экономики на более высокой технологической основе.

Если сравнивать относительную предпочтительность привлечения иностранного капитала, то следует подчеркнуть, что именно прямые инвестиции для экономик Беларуси особенно важны, поскольку имеют следующие преимущества:

- активизируется деятельность частного сектора;

- расширяется выход на внешние рынки;

- облегчается доступ к новым технологиям и методам управления;

- больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования;

- приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности;

- создаются новые рабочие места;

- расширяется налогооблагаемая база;

импорт товаров и услуг замещается товарами и услугами отечественных компаний.

Таким образом, поступление прямых иностранных инвестиций - важнейший фактор активизации экономического реформирования в Республике Беларусь и формирование высокоэффективной рыночной экономики современного типа.

В целях экономического развития страны необходимы восстановление инвестиционного потенциала республики, приток высоких технологий, формирование мощного экспортного сектора экономики, получение новых рынков сбыта и сырья, выход промышленности на передовой технологический уровень и т.д.

Мировой опыт показывает, что подобная проблема успешно решалась многими государствами, в том числе странами с переходной экономикой. Динамичное развитие в последнее время стран Центральной и Восточной Европы является следствием проводимой экономической политики, направленной на поощрение притока прямых иностранных инвестиций и формирование на их основе конкурентоспособного отечественного производства и экспорта [18, c.94].

Следует также отметить, что, как правило, у всех переходных экономик в период реформ складываются дефициты торгового баланса и баланса товаров и услуг вследствие превышения импорта над экспортом, что является определенной проблемой переходного периода. Способы финансирования внешнеторгового дефицита являются одними из немаловажных аспектов экономической политики переходного периода, во время которого страны, как правило, испытывают недостаток внутренних источников финансирования капитальных вложений и нуждаются в их расширении за счет иностранных инвестиций.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

На сегодняшний день из указанного выше перечня форм инвестирования наиболее распространённым является инвестирование в формирование уставных фондов (вновь создаваемых уставных фондов при создании юридических лиц).

Источником финансирования уставного инвестиционного фонда могут выступать вклады, причем как в денежной, так и в неденежной форме.

Вклады иностранных инвесторов в денежной форме могут вноситься в иностранной валюте или в рублях, полученных как в результате обмена валюты в установленном законодательством порядке, так и хозяйственной деятельности на территории Республики Беларусь.

Достоверность оценки неденежных вкладов в уставный фонд может быть подвергнута экспертизе в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Источниками инвестиций в уставные фонды банков могут быть только собственные средства инвестора.

Рассмотрим порядок учреждения и регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Порядок учреждения и регистрации предприятий с иностранным инвестициями регламентирован Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, решением Минского городского исполнительного комитета от 20 марта 2003 г. № 423 «Об организации государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования Минским городским исполнительным комитетом» и соответственно решениями облисполкомов.

Предприятия с иностранными инвестициями (совместные или иностранные) могут быть созданы путем учреждения или в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (акций) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций или приобретения предприятия как имущественного комплекса в целом или его части.

В соответствии с п. 13 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь 16.03.1999г. №11 (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002г. №29), а также Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2003г. №53 государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями с 1.04.2003г. осуществляется облисполкомами (Минским горисполкомом). [4]

По всем вопросам, связанным с государственной регистрацией коммерческих организаций с иностранными инвестициями (регистрацией изменений и дополнений учредительных документов, ликвидацией, получением свидетельств о формировании уставного фонда, удостоверений руководителя и т.д.) необходимо обращаться в соответствующий облисполком (Минский горисполком) по местонахождению юридического лица.

Предприятия могут создаваться в формах обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ и частных иностранных унитарных предприятий. Наиболее распространенные формы создания - ООО, ЗАО, унитарные предприятия.

Уставный фонд объявляется в долларах США, минимальный размер вклада иностранного инвестора - 20000 долларов США или эквивалентная ей сумма в другой валюте. Уставный фонд может быть сформирован имуществом на ту же сумму.

Уставный фонд должен быть сформирован не менее чем на 50% в течение первого года со дня гос. регистрации предприятия за счет внесения в него каждым из учредителей не менее 50% своей доли и в полном объеме - до истечения двух лет со дня регистрации. В случае создания ОАО уставный фонд формируется в полном объеме до гос. регистрации.

Предприятия регистрируются Минским городским либо областными исполнительными комитетами в зависимости от места нахождения.

Срок регистрации - в течение 15 дней. [4]

Документы, представляемые для гос. регистрации совместных предприятий:

- согласованное одним из учредителей наименование предприятия;

- письменное заявление учредителей;

- нотариально удостоверенные оригиналы или нотариально удостоверенные копии учредительных документов создаваемого предприятия - 2 экз.;

- от учредителей - белорусских юридических лиц - нотариально заверенная копия решения собственника имущества или нотариально заверенная копия протокола общего собрания учредителей, а также нотариально заверенные копии свидетельства о гос. регистрации и нотариально заверенные копии учредительных документов (устава и учредительного договора, если таковой имеется) - для каждого белорусского юридического лица;

- от учредителей - белорусских физических лиц Республики Беларусь - копия трудовой книжки, заверенная печатью организации по последнему месту работы, либо копия пенсионного удостоверения, заверенная органами социального обеспечения по месту жительства, либо справка органа занятости;

- от учредителей - иностранных юридических лиц - легализованная выписка из торгового регистра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного инвестора, легализованная с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется); Легализация должна быть проведена не позднее одного года до подачи заявления о регистрации.

- от учредителей - иностранных физических лиц - ксерокопия паспорта с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);

- документы, подтверждающие формирование уставного фонда (только для открытого акционерного общества);

- гарантийное письмо или иной документ, подтверждающие право на размещение предприятия по месту нахождения;

- платежный документ, подтверждающий внесение платы за гос. регистрацию (60 евро). [4]

Документы, представляемые для гос. регистрации иностранных предприятий:

- согласованное одним из учредителей наименование предприятия;

- письменное заявление учредителей;

- нотариально удостоверенные оригиналы или нотариально удостоверенные копии учредительных документов создаваемого предприятия - 2 экз.;

- от учредителей - иностранных юридических лиц - легализованная выписка из торгового регистра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного инвестора с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется). Легализация должна быть проведена не позднее одного года до подачи заявления о регистрации.

- от учредителей - иностранных физических лиц - ксерокопия паспорта с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);

- документы, подтверждающие формирование уставного фонда (только для открытого акционерного общества);

- гарантийное письмо или иной документ, подтверждающие право на размещение предприятия по месту нахождения;

- платежный документ, подтверждающий внесение платы за гос. регистрацию (60 евро). [4]

В соответствии с Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, при подаче документов на регистрацию иностранного унитарного предприятия в регистрирующем органе интересы учредителей как юридических, так и физических лиц может представить уполномоченное лицо по доверенности. В остальных случаях интересы иностранного юридического лица также может представить уполномоченное лицо по доверенности, а физические лица должны явиться лично в регистрирующий орган.

Статья 15 Инвестиционного Кодекса устанавливает возможность оказания государственной поддержки отдельным инвестиционным проектам. Государственная поддержка оказывается с целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь [2].

Возможно использование следующих форм государственной поддержки инвестиционным проектам:

- Льготы по налоговым и таможенным платежам (наиболее широко применяется);

- Предоставление гарантий правительства Республики Беларусь;

- Использование государственных централизованных инвестиционных ресурсов.

- Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

-

Инвестиционная деятельность в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся только в собственности государства, либо деятельность, на осуществление которой распространяется исключительное право государства, могут осуществляться на основе концессий. Под концессией понимается договор, заключаемый Республикой Беларусь с национальным или зарубежным инвестором, о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.

Концессионный договор может заключаться на срок до 99 лет. По истечении срока договора концессионер, добросовестно выполнивший основные условия этого договора, пользуется преимущественным правом на его перезаключение.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле, предприятиям с иностранными инвестициями и иностранным юридическим лицам предоставлена возможность длительной аренды земельных участков сроком до 99 лет, а также продажи земли им в частную собственность в случае реализации крупного инвестиционного проекта.

Таким образом, одной из важнейших сфер деятельности любой предпринимательской фирмы является инвестиционная деятельность.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь.

Существует ряд форм и методов организации инвестиционной деятельности, но на сегодняшний день наиболее распространённым является инвестирование в формирование уставных фондов (в денежной и неденежной формах).

Вопросы государственной регистрацией коммерческих организаций с иностранными инвестициями регулируются соответствующими областными исполнительными комитетами по местонахождению юридического лица на основе действующего законодательства. Юридически определены срок и порядок образования предприятия, перечень необходимых документов.

С целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь устанавливается возможность оказания государственной поддержки отдельным инвестиционным проектам. Для коммерческих организаций с иностранными инвестициями предусмотрен ряд льгот, часть из которых, однако, была отменена с 2005 года.


2. анализ деятельности предприятия с иностранными инвестициями СП «ВДТ» ООО

2.1. Организационно-правовая характеристика СП «ВДТ» ООО

Совместное белорусско-немецкое предприятие «ВДТ» общество с ограниченной ответственностью создано на основании учредительного договора между участниками СП от 30 сентября 1997 года на неопределенный срок и основано на частной форме собственности.

Учредителями СП «ВДТ» ООО являются: с белорусской стороны - индивидуальный предприниматель Якута Феликс Феликсович, с немецкой стороны - гражданин Федеративной Республики Германия Виктор Гусе.

СП создано в форме общества с ограниченной ответственностью, является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печати и штампы со своим наименованием.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Обеспечение нефтепродуктами производится ООО «Альфа-плюс» согласно договору № 19 от 01.10.2003 с дальнейшим его продлением на следующий календарный год.

Работы и услуги, оказываемые СП «ВДТ» ООО, выполняются штатными сотрудниками предприятия, на собственном подвижном составе, с использованием материалов, приобретаемых за счет собственных средств и являются работами и услугами собственного производства.

Потребителями работ и услуг являются страны Западной Европы и страны СНГ.

Уставный фонд СП «ВДТ» ООО создан за счет вкладов участников в размере 67022 (Шестьдесят семь тысяч двадцать два) доллара США. Уставный фонд сформирован за счет неденежного вклада в размере 64458 (Шестьдесят четыре тысячи четыреста пятьдесят восемь) долларов США и денежного вклада в размере 2564 (Две тысячи пятьсот шестьдесят четыре) доллара США

Участники определили следующие размеры вклада каждого участника: вклад белорусской стороны - 30000 (тридцать тысяч) долларов США - 44,8% в уставном фонде СП; вклад немецкой стороны - 37022(Тридцать семь тысяч двадцать два) доллара США -- 55,2% в уставном фонде СП.

В качестве своей доли в уставный фонд СП участники вносят:

- с белорусской стороны: неденежный вклад - автомобиль марки «Вольво-Ф10» с полуприцепом марки МТМ933013 стоимостью 30000 (тридцать тысяч) долларов США;

- с немецкой стороны: неденежный вклад - автомобиль марки «Вольво-Ф10» с полуприцепом марки Ayflieger biumhrdt FG. NR. 166087 стоимостью 27 436 (Двадцать семь тысяч четыреста тридцать шесть) долларов США; автомобиль марки «Скания» стоимостью 4614 (четыре тысячи шестьсот четырнадцать) долларов США, прицеп марки КРО1 IE стоимостью 2408 (две тысячи четыреста восемь) долларов США; денежный вклад в размере 2564 (Две тысячи пятьсот шестьдесят четыре) доллара США.

Имущество СП «ВДТ» ООО составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе СП.

Источниками формирования имущества СП являются:

- денежные и материальные взносы участников;

- доходы, полученные от производственно-хозяйственной деятельности;

- доходы от ценных бумаг;

- безвозмездные или благотворительные взносы предприятий, организаций, граждан;

- иные источники, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь.

Имущество СП может использоваться им в качестве обеспечения по всем видам своих обязательств, включая привлечение заемных средств.

Общее собрание участников СП формирует необходимые фонды в соответствий с положениями Учредительного договора.

Прибыль, оставшаяся после формирования фондов, подлежит распределению между участниками пропорционально их долям в уставном фонде. Размер чистой прибыли, направляемой на выплату участникам, а также сроки и периодичность их выплаты, определяется решением двух третей голосов Общего собрания участников. До внесения Участником полного вклада в Уставный фонд СП, начисленные ему проценты не выплачиваются и направляются в Уставный фонд до достижения объявленного размера доли в Уставном фонде СП.

По решению Общего собрания участников СП, причитающаяся им к выплате часть чистой прибыли может не выплачиваться и направляться на развитие производства, вносится в качестве дополнительных взносов в уставной фонд СП или направляется на другие цели. При перечислении за границу причитающейся иностранному участнику части прибыли производится удержание налога согласно порядка, определяемого законодательством Республики Беларусь.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Основным видом деятельности СП «ВДТ» ООО являются перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом. На осуществляемые виды деятельности СП «ВДТ» ООО получены специальные разрешения (лицензии).

Органами управления СП «ВДТ» ООО являются Общее собрание участников и Генеральный директор.

Отношения СП с предприятиями, организациями во всех сферах хозяйственной деятельности строятся на договорной основе.

Контроль за хозяйственной деятельностью осуществляется ревизионной комиссией.


2.2. Анализ производственно-финансовой деятельности
СП «ВДТ» ООО

Для полного и глубокого анализа эффективности управления предприятием необходимо изучить его основные финансовые результаты.

Баланс предприятия и приложения к нему представлены в
Приложении Б.

Взаимосвязь показателей себестоимости производства и реализации продукции, коммерческих расходов и полученной прибыли от реализации вызывает необходимость провести анализ поступления денежных средств (выручки).

За 2004 год выручка от реализации работ, услуг международных и внутригородских перевозок автомобильным транспортом составила 32850 тыс. руб. за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

Фактические затраты на выполненный объем междугородних, международных и внутригородских перевозок автомобильным транспортом составили 39336,0 тыс. руб. Получен убыток в сумме 6486 тыс. руб. Прибыль от внереализационных доходов и расходов составила 681,0 тыс. руб. Таким образом, совокупный убыток за отчетный период составил 5805 тыс. руб.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Значение показателей ликвидности (табл. 2.2) указывает на нерациональную структуру активов. Требуется комплекс управленческих мероприятий (маркетинговая политика, управление дебиторской задолженностью и др.), которые позволят повысить ликвидность и платежеспособность предприятия. Значения показателей абсолютной и срочной ликвидности также ниже нормативного значения, что показывает на имеющиеся у предприятия сложности в расчетах и вероятности отказа ряда партнеров от дальнейшего сотрудничества.

Причинами ухудшения платежеспособности является неправильное использование оборотного капитала: отвлечение средств в дебиторскую задолженность, на прочие цели, которые временно не имеют источников финансирования.

Рассмотрим использование трудовых ресурсов предприятия.

В настоящее время на предприятии работают 12 человек. Водители - основная категория работников. От надлежащего уровня организации их труда в значительной мере зависит повышение производительности труда (увеличение получаемых доходов) и улучшение качества обслуживания перевозок.

Водители объединены в бригады, за каждой закреплен подвижной состав и определен перечень обслуживаемых маршрутов. Рабочее время водителя складывается из двух основных частей. Одна из них - подготовка подвижного состава к выпуску на линию и по окончанию работы заправка автомобиля топливом, сдача выручки, мойка автомобиля, т.е. подготовительно-заключительное время, другая часть - время работы непосредственно на маршруте. Работа на маршруте осуществляется в соответствии с утвержденным графиком и расписанием движения.

Руководителем технической службы является инженер, который обеспечивает организацию работы по содержанию подвижного состава, оборудования и коммуникаций в исправном состоянии.

В целях эффективного управления автопарком назначены директор и главный бухгалтер, которые обеспечивают решение вопросов по возложенным на них направлениям деятельности предприятия - учет хозяйственно-финансовой деятельности парка, правильность начисления и своевременность выплаты заработной платы, платежей в бюджет и т.д.

Водителям установлена повременно-премиальная система оплаты труда. Предусмотрено премирование за качественное выполнение технологического процесса перевозки, 100% выполнение доведенного планового задания. Необходимо отметить, что дальнейшее развитие тенденции увеличения заработной платы должно проходить на фоне опережающего роста производительности и интенсивности труда, что возможно прежде всего на базе технического и технологического перевооружения и модернизации подвижного состава.

Анализируя расчет и выплату налоговых отчислений, отметим, что налоги и отчисления в государственные бюджетные и внебюджетные целевые фонды составляют наибольший удельный вес в общехозяйственных расходах, доля которых в затратах не уменьшается. Расчет налогов за 2003 год приведет в Приложении Г, налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль за декабрь 2004 года - в Приложении Д).

Заметим, что для исчисления налога на добавленную стоимость СП «ВДТ» ООО в анализируемом периоде пользовалось льготой по исчислению НДС в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РБ от 09.02.1996 года №86 с внесенными изменениями и дополнениями «Об Утверждении прохождения груза на территории Республики Беларусь».

Льготируемая выручка по НДС за 2004 год составляет 33560,6 тыс. руб. Льгота составляет 5593,4 тыс. руб. Выручка, по которой исчислен НДС 20%, составила 915,0 тыс. руб., сумма налога 4153,0 тыс. руб. (расчет НДС и налога на доходы и прибыль за декабрь 2004 года отражены в
Приложении А).

В заключение вопроса подведем промежуточный итог.

На СП «ВДТ» ООО за 2004 год по отношению к 2003 году произошло существенное увеличение доли убытков от реализации в выручке, что является негативным итогом деятельности предприятия. Основными факторами, повлиявшими на изменение величины убытков от реализации являются: снижение объема реализации продукции; изменение структуры перевозок; рост себестоимости реализации.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.


2.3. Особенности взаимодействия предприятия
с контрагентами и бюджетом

Функционирование предприятия начинается с его регистрации. Порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями описан в главе 1.

Как было отмечено выше, совместное белорусско-немецкое предприятие «ВДТ» общество с ограниченной ответственностью создано на основании учредительного договора между участниками СП от 30 сентября 1997 года на неопределенный срок и основано на частной форме собственности.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Оказание других услуг в иностранной валюте, предоставляемых банком, а именно кредитование, овердрафт, факторинг, лизинг, инкассация денежной выручки, покупка ценных бумаг, консалтинг, доверительные операции, иные услуги с момента их выполнения банком проводятся на основании отдельных договоров. Так например, между ОАО «Белагропромбанк» и СП «ВДТ» ООО заключен контракт на покупку иностранной валюты. В соответствии с ним, банк покупает, а клиент продает иностранную валюту согласно предоставленным заявкам.

Важное значение имеют и отношения со страховыми компаниями.

СП «ВДТ» ООО заключен договор добровольного страхование гражданской ответственности перед таможенными органами с Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием Белгосстрах и ЗСАО 'Бролли".

Данные страховщики на основании "Правил № 74 добровольного страхования гражданской ответственности перед таможенными органами (согласно Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с примененном книжки МОТ, 1075 г.)" (лицензия Белгосстраха № 000571 от 02.11.01, лицензии Бролли № 000484 от 27.07.01), Заявления и Заявки Страхователя приняли на страхование следующие риски:

- гражданская ответственность перед таможенными органами по уплате причитающихся пошлин и сборов, включая проценты за просрочку платежей;

- расходы по расследованию обстоятельств и по защите интересов страхователя в судебных и арбитражных органах по происшествиям, ответственность за которые, в соответствии с условиями Конвенции МДП 1875 года, возлагается на страхователя.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» СП «ВДТ» ООО зарегистрировалось в качестве страхователя по данному виду обязательного страхования. Выдано соответствующее страховое свидетельство.

Страхователю определен основной вид деятельности: код 51510, что соответствует 04 классу профессионального риска и страховому тарифу на обязательное страхование от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,5 процентов от начисленной общей суммы всех видов выплат (дохода, вознаграждений) застрахованным, на которые в соответствии с законодательством начисляются страховые взносы.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

В результате вышеизложенных нарушений и в нарушение п.2 (абзац 5) ст.2 Закона «О налогах на доходы и прибыль» от 22.12.91г. №1330-ХII (с учетом изменений и дополнений) плательщиком в налоговой декларации (расчете) налога на прибыль, предоставленной в ИМНС по Волковысскому району по сроку уплаты 22.02.2004г. прибыль к налогообложению занижена на сумму 357,947 тыс. руб.

По результатам данной проверки в отношении предприятия были применены штрафные санкции.

Совместное белорусско-немецкое предприятие «ВДТ» общество с ограниченной ответственностью создано на основании учредительного договора между участниками СП на неопределенный срок и основано на частной форме собственности.

В соответствии с законодательством, СП приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации. СП "ВДТ" ООО) зарегистрировано в реестре общереспубликанской регистрации за № 1752, присвоен ЕГР:№ 500514206, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации.

Уставный фонд СП «ВДТ» ООО создан за счет вкладов участников в размере 67022 доллара США. Каждый участник при внесении вклада получает инвестиционный сертификат СП о внесении вклада. Инвестиционный сертификат подписывает Председатель Общего собрания участников СП.

После регистрации предприятие приступило к осуществлению хозяйственной деятельности.

Отношения СП «ВДТ» ООО с предприятиями, организациями во всех сферах хозяйственной деятельности строятся на договорной основе.

Так, был заключен договор текущего (расчетного) банковского счета в иностранной валюте с открытым акционерным обществом «Белагропромбанк».

Важное значение имеют и отношения со страховыми компаниями.

СП «ВДТ» ООО заключен договор добровольного страхование гражданской ответственности перед таможенными органами с Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием Белгосстрах и ЗСАО 'Бролли".

СП «ВДТ» ООО зарегистрировалось в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Выдано соответствующее страховое свидетельство.

Совместное белорусско - немецкое предприятие СП «ВДТ» ООО и предприниматель Виктор Гузе, г. Дортмунд Германия, заключили договор на оказание транспортных услуг. Данный договор регламентирует взаимоотношения сторон в процессе планирования, организации и непосредственной перевозки грузов в международном сообщении по заявкам «Заказчика» транспортом «Перевозчика» в соответствии с Конвенцией КДЦГ.

Предприятие периодически проверяется налоговыми инспекциями, установившейся практикой стал и внешний аудит.


3. Тенденции и перспективы развития предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь

3.1. Пути развития предприятия с иностранными инвестициями СП «ВДТ» ООО

Автомобильный транспорт в условиях развивающихся экономических связей между предприятиями различных отраслей народного хозяйства играет все большую роль в обеспечении их нормального функционирования. Поэтому от его работы во многом зависят экономические показатели предприятий, пользующихся услугами АТП, темпы роста эффективности общественного производства и национального дохода.

Проведенный в предыдущих разделах анализ показал, что за 2004 год выручка СП «ВДТ» ООО от реализации составила 32850 тыс. руб., фактические же затраты - 39336,0 тыс. руб. Получен убыток в сумме 6486 тыс. руб. Совокупный убыток (с учетом внереализационных операций) за отчетный период составил 5805 тыс. руб.

Вообще, финансовое положение многих автотранспортных предприятий в Беларуси нестабильно.

Первая проблема, с которой столкнулись белорусские международные перевозчики - это сложность обновления подвижного состава. Увеличение затрат на уплату ввозных таможенных пошлин привело к тому, что белорусские перевозчики оказались в более тяжелых условиях, по сравнению с иностранными конкурентами. Сегодня в виде различных налогов белорусские транспортники платят с автомобиля до 600 EUR в месяц. В России - от 100 до 200, в Литве вообще налоговая нагрузка в 10 раз меньше. Усугубляют проблему невыгодные условия лизинга. Всего в Республике Беларусь за счет лизинга обновляется около 54% автотранспортных средств, а остальные - за счет собственных средств перевозчика. Это объясняется, еще и тем, что низкая платежеспособность усугубляется высокими таможенными пошлинами и налогами.

Проблемой для белорусов является еще и конкуренция со стороны иностранных коллег, работающих на транспортном рынке республики в более благоприятных условиях, которые имеют льготы по налогообложению, более выгодные условия регистрации представительства, лицензирования, освобождаются от обязательной продажи валюты.

Увеличение убытков автотранспортных организаций прогнозирует Министерство транспорта и коммуникаций в 2005 году в результате вступившего с 1 января обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. [53]

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Слабым звеном является система выдачи и использования разрешений на проезд грузовых автомобильных транспортных средств по территории других государств. Если механизм и методика выдачи разрешений достаточно ясны и прозрачны, то принципы их распределения из резерва и перераспределения по результатам использования не отработаны и по-прежнему вызывают нарекания перевозчиков. В данной ситуации целесообразно придать этой теме больше гласности, сделав информацию о распределении разрешений доступной перевозчику.

Стоит обратить внимание и на необходимость учитывать при распределении наличие подвижного состава, соответствующего европейским экологическим нормам и требованиям, а также действительную экономическую эффективность работы предприятий, которым разрешения выделяются.

Для перевозчика региона необходимо создать наиболее благоприятные условия при покупке необходимого ему товара или получении услуги. С учетом плотности данного сегмента рынка определяющим фактором должны стать конкурентная цена и адресность. Требуется профессиональный менеджмент - изучение рынка спроса и предложения, анализ ценового диапазона. И здесь, в первую очередь, важен тесный контакт с теми, кому предназначены товары и услуги. Не следует идти по пути расширения номенклатуры предлагаемых товаров. Пусть их будет меньше, но перевозчик получит то, что ему необходимо, и по выгодной для себя цене.

Важно подчеркнуть, что в системе автоперевозок должны работать грамотные специалисты. Тематика направлений, по которым сегодня проводится обучение и повышение квалификации специалистов и водителей, достаточно широка: международные и внутриреспубликанские автомобильные перевозки грузов и пассажиров, охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях, подготовка лиц, ответственных за процедуру МДП, перевозка опасных грузов. Налажено обучение в представительствах БАМАП в Минске, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве. Тем не менее, анализируемое предприятие пока не использует этот весьма перспективный ресурс.

Отметим, что проблемам повышения конкурентоспособности и эффективности отечественных перевозчиков уделяется серьезное внимание со стороны государства.

Так, 14.10.2005 в Минске состоялось совещание у Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Кобякова А.В. при участии ряда заинтересованных организаций. [54]

По итогам обсуждения подписан протокол совещания №37/96пр от 14 октября 2005г. В соответствии с п.3 протокола одобрены меры, предлагаемые в проекте Указа Президента Республики Беларусь "О некоторых мерах по стимулированию поставок в порт или страну назначения внешнеторговой продукции Республики Беларусь", направленные на совершенствование условий приобретения автомобильных транспортных средств и повышение конкурентоспособности белорусских автоперевозчиков. В соответствии с п.4 протокола АСБ "Беларусбанк" поручено урегулировать процедуру залога в части размера авансового платежа (не более 15 процентов от стоимости объекта лизинга и страхования "авто-каско"), а также пересмотреть процентные ставки по ранее заключенным договорам лизинга с приведением их в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 8 апреля 2004г. №171.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 700 от 28 июня 2005 г. утверждена Комплексная программа обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006-2010 гг.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

В заключение вопроса отметим, что переход к рыночным отношениям и появление конкуренции между предприятиями, оказывающими транспортные услуги, привели к значительному усложнению задач управления работой автотранспортных предприятий. Каждая задача организации, управления и планирования, как правило, имеет не только большое количество вариантов решений, из которых должен быть выбран наилучший, но и требует учета влияния большого числа факторов.

В этих условиях управление и планирование работой предприятия обычными методами, основанными на простейших приемах, опыте и интуиции руководителей и исполнителей не представляются возможными. Качественные изменения в отрасли привели к тому, что управление и планирование требуют научной основы и должны строиться на комплексном, системном подходе, обеспечивающем решение вопросов в их единстве и взаимосвязи.

3.2. Перспективные направления улучшения инвестиционного климата в Беларуси

Проблема привлечения иностранных инвестиций имеет двойственный характер. С одной стороны, это создание внутренней инвестиционной привлекательности страны, которая складывается из состояния транспортных путей, системы связи, налогового режима, географического положения, наличия квалифицированной рабочей силы, финансовых институтов, способных обеспечить инвестиционный процесс. С другой стороны, это создание внешнего имиджа страны, подразумевающего формирование необходимых контактов для обеспечения принятия инвестиционных решений в пользу своей республики.

Готовность инвесторов вкладывать капитал в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата. Под инвестиционным климатом понимается совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, влияющих на приток иностранных инвестиций в страну. Среди наиболее привлекательных факторов для иностранных инвесторов в Беларуси называют высококвалифицированную и дешевую рабочую силу, выгодное географическое положение, незаполненный внутренний рынок и возможность использовать Беларусь как плацдарм для проникновения на рынки других стран СНГ, прежде всего России [14, c.104].

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

По данным Министерства статистики и анализа по состоянию на 1 января 2005 года на территории Республики Беларусь зарегистрировано 3457 предприятий с иностранными инвестициями (табл. Е.1 Приложения Е), в том числе 1841 совместных предприятий (размер уставного фонда составил 742,1 млн. долларов, вклад иностранных инвесторов - 382,7 млн. долларов) и 1616 предприятий со 100-процентным иностранным капиталом (размер уставного фонда составил 340,7 млн. долларов).

Крупнейшими странами-инвесторами по количеству созданных СП и ИП являются: Россия (730 или 21,1 процента от общего числа зарегистрированных предприятий), США (523 или 15,1 процента), Германия (375 или 10,8 процента), Польша (350 или 10,1 процента), Литва (255 или 7,4 процента), Великобритания (201 или 5,8 процента), Латвия (176 или 5,1 процента), Кипр (144 или 4,2 процента), Чехия (82 или 2,4 процента) и Италия (82 или 2,4 процента). На долю первой десятки стран приходится свыше 80 процентов созданных в Беларуси предприятий с участием иностранного капитала (табл. Е.2 Приложения Е). [55]

Вклад иностранных инвесторов в уставный фонд СП и ИП составил более 723,4 млн. долл. США. По величине вклада иностранных инвесторов в уставный фонд организаций с иностранными инвестициями (на 1 января 2005 года) к числу стран-лидеров относятся: США (123,8 млн. долларов или 17,1 процента от общего объема), Россия (106,2 млн. долларов или 14,7 процента), Нидерланды (101,6 млн. долларов или 14,0 процентов), Германия (77,2 млн. долларов или 10,7 процента), Великобритания (62,0 млн. долларов или 8,6 процента), Кипр (47,2 млн. долларов или 6,5 процента), Австрия (27,9 млн. долларов или 3,9 процента), Польша (26,6 млн. долларов или 3,7 процента), Латвия (21,2 млн. долларов или 2,9 процента).

Совместные и иностранные предприятия по некоторым показателям вносят существенный вклад в развитие белорусской экономики. Они обеспечивают рабочими местами до 10 процентов занятого населения республики и выпускают 10 процентов ВВП страны. Активно осуществляется внешнеторговая деятельность: экспорт продукции собственного производства превышает 15 процентов экспорта Беларуси, а импорт - порядка 20 процентов республиканского импорта. [55]

Среди успешно функционирующих компаний можно назвать совместные и иностранные предприятия с германским «Карл Цейсс» (оптика, системы электронной визуализации), «Алкатель СЭЛ» (внедрение мобильной телефонной системы стандарта «ДжСМ» и производство коммутационного оборудования), «Фрезениус» (выпуск медицинского оборудования), датским «Маерск Медикал» и швейцарским «СБ Телеком». В последние годы на белорусский рынок пришли такие инвесторы, как российские «Мобильные ТелеСистемы» (сотовая связь), австрийский «Раффайзенбанк» (банковские услуги), немецкий «Фенокс Аутомотив ГмбХ» (машиностроение), американская «Дарна-2000», венгерский «Зип Бир» (производство пива), британский «Истворд Капитал Лтд.» (производство продуктов питания) и др.

Иностранный капитал также принимает участие в формировании банковского сектора Беларуси: из 30 функционирующих банков, 25 созданы с участием иностранного капитала. На 01.01.2005 доля иностранных инвестиций в общем объеме уставных фондов банков, зарегистрированных в Беларуси, составляет около 8 процентов, в том числе российских инвесторов - 1,7 процента. На территории Беларуси работают 11 представительств иностранных банков и кредитно-финансовых организаций, среди которых немецкий «Коммерцбанк», польский «Банк польска каса опеки», российские «Инкомбанк» и «Местбанк» и др. На страховом рынке Беларуси представлено 13 компаний с участием иностранного капитала. [55]

За январь-март 2005 года поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Беларуси (кроме банков) составили 389,9 млн. долларов США (по сравнению с аналогичным периодом 2004 года объем инвестиций увеличился более чем на 29%), в том числе прямых инвестиций - 130 млн. долларов, прочих инвестиций - 260 млн. долларов. Из общего объема поступлений на страны пребывания загранучреждений приходится 379,3 млн. долларов или 97% от общего объема внешних инвестиций.

Наблюдается также положительная динамика поступления инвестиций из отдельных регионов. На долю стран СНГ (Россия, Казахстан, Украина) приходится 31% от общего объема инвестиций. Доминирующую позицию по данной группе стран занимает Россия (119,9 млн. долларов, 181% к уровню января-марта 2004 года).

На страны вне СНГ приходится 69% от общего объема поступивших инвестиций, наибольшие поступления за отчетный период наблюдались из стран Европы (более 230 млн. долларов, 112,5% к уровню января-марта 2004 года) и Америки (более 19 млн. долларов, 136,6% к уровню января-марта 2004 года).

Среди наиболее крупных инвесторов можно выделить Швейцарию (70,3 млн. долларов, 18% от общего объема инвестиций), Австрию (52,5 млн. долларов, 13,5%), Нидерланды (26,8 млн. долларов, 6,9%), Кипр (22,7 млн. долларов, 5,8%) и США (17,9 млн. долларов, 4,6%). [55]

В 2006-2010 гг. инвестиционная политика в промышленности будет решать задачи повышения эффективности функционирования промышленного комплекса на основе расширения производства конкурентоспособной продукции. В этот период объем инвестиций в промышленность прогнозируется на уровне 6,1 - 6,2 млрд. долларов США, в том числе иностранные - 1,2 - 1,5 млрд. долларов США. Доля собственных средств составит 67 - 70%.

Формирование источников собственных средств предусматривается за счет увеличения размеров прибыли, полученной на основе положительных темпов роста объемов производства в электроэнергетике, черной металлургии, топливной, химической и нефтехимической, автомобильной, радиотехнической, электронной, оптико-механической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, пищевой и легкой отраслях промышленности, промышленности строительных материалов путем свертывания неэффективных производств, усиления процесса реструктуризации собственности.

Учитывая важность развития промышленности как основы реального сектора экономики страны, на конкурсной, возвратной и платной основе будет продолжено оказание государственной поддержки в реализации важнейших инвестиционных проектов, выбранных в качестве приоритетов в промышленности.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Свободные экономические зоны рассматриваются также как элементы инвестиционной политики республики, где могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, социально-ориентированный характер экономики.

Перспективы развития СЭЗ должны быть увязаны с широкомасштабным освоением свободных территорий, поскольку имеющиеся, наиболее привлекательные для производственной деятельности объекты уже закреплены за резидентами СЭЗ. С учетом специфики развития региона, необходима разработка в каждой СЭЗ Комплексной программы развития, которая должна стать документом стратегического планирования. Особое место в Комплексных программах развития должно быть отведено реализации на практике таких основополагающих задач, стоящих перед СЭЗ, как привлечение инвестиций в развитие новых технологий и расширение на этой основе экспорта, с оценкой последствий при создании союзного государства и возможного вступления Республики Беларусь и Российской Федерации в ВТО.

Важным фактором перспективного развития СЭЗ является также создание эффективных систем управления, позволяющих последовательно реализовывать принятую стратегию развития, оперативно разрешать возникшие проблемы, что в итоге позволит существенно увеличить роль, место и значимость СЭЗ в экономике регионов и страны в целом.

Одной их наиболее важных проблем, от которой зависит инвестиционная привлекательность государства, является наличие современной инфрастуктуры. При нынешнем уровне глобализации экономических процессов наличие высокоразвитой деловой инфраструктуры становится определяющим условием притока зарубежных инвестиций. Причем инвестиционные институты должны все больше ориентироваться на создание благоприятных условий для проникновения иностранного капитала. Инвестиционная инфраструктура должна быть понятной и привычной инвестору, способной комплексно обслужить самого инвестора и соискателей инвестиций. [49]

Для обеспечения инфраструктуры бизнеса в Беларуси необходимо решение целого комплекса смежных вопросов, прежде всего в банковском секторе.

В процессе реформы банковской системы предполагается, что государство сохранит за собой контрольный пакет акций лишь в тех банках, которые будут задействованы в государственных программах и мероприятиях, а также в банках, являющихся системообразующими в функциях работы с населением и Правительством.

Еще одним слабым звеном в финансовой системе Беларуси являются институты, ориентированные на долгосрочные инвестиции. В стране практически отсутствуют инвестиционные фонды, мобилизующие ресурсы (в первую очередь мелких частных инвесторов). Это - негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, выступающие в странах с развитой рыночной экономикой в качестве крупнейших институциональных инвесторов. В значительной мере их рост сдерживается из-за отсутствия адекватного законодательства (в части пенсионных и страховых сбережений) и достаточного количества профессиональных управляющих компаний.

К числу проблем, ухудшающих инвестиционную привлекательность Беларуси, относится несоответствие бухгалтерского учета и финансовой отчетности международным стандартам. Важным шагом в привлечении иностранного капитала станет переход Беларуси на международные стандарты финансовой отчетности. [49]

Подводя итог вопросу, отметим важнейшие его пункты.

Приток иностранного капитала, зависит от степени благоприятности макроэкономической среды и инвестиционного климата, который обеспечивается последовательностью реформ во всех сферах экономической жизни. Надежными гарантиями для защиты частной собственности и договорных обязательств национальных и иностранных инвесторов являются наличие финансового рынка, стабильность и надежность основных экономических и финансовых институтов, отсутствие административных барьеров входа на рынок, стабильная и прозрачная институциональная среда, верховенство закона и надежная правовая система.

Наряду с достигнутыми положительными результатами, существуют определенные недостатки действующего правового поля, которые сдерживают развитие рыночных отношений, препятствуют притоку иностранных инвестиций и развитию национального бизнеса.

В этой связи предстоит введение в действие правовых норм, новых по отношению к Инвестиционному кодексу, по формам хозяйствования иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь и статусу отдельных организационно-правовых форм. Предстоит также совершенствовать процедуру регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями с последовательным переходом к заявительной системе и сокращению оснований для перерегистрации и ликвидации таких организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инвестиции - это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции можно классифицировать по различным признакам. Главным признаком классификации является объект вложения капитала, на основании которого выделяют реальные (прямые) и финансовые (портфельные) инвестиции.

Высокая инвестиционная активность является необходимым условием развития экономики стран переходного периода. Она достигается посредством привлечения внешних инвестиционных источников и наиболее эффективного использования инвестиционных ресурсов в приоритетных сферах материального и нематериального производств.

Отметим, что для успешного развития экономике Беларуси необходимы иностранные инвестиции. При этом прямые иностранные инвестиции предпочтительнее других, поскольку представляют способ повышения производительности и технологического уровня белорусских предприятий. Согласно расчетам Министерства экономики Республики Беларусь, потребность в инвестициях на 2002-2010 гг. составит 39 млрд. долларов. Это даст возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособность выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат - более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах. В настоящее время прямые иностранные инвестиции еще не играют значительной роли в экономике, хотя благодаря деятельности предприятий с иностранным капиталом создаются новые рабочие места, повышается внешнеторговый оборот республики.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь.

Существует ряд форм и методов организации инвестиционной деятельности, но на сегодняшний день наиболее распространённым является инвестирование в формирование уставных фондов (в денежной и неденежной формах).

Вопросы государственной регистрацией коммерческих организаций с иностранными инвестициями регулируются соответствующими областными исполнительными комитетами по местонахождению юридического лица на основе действующего законодательства. Юридически определены срок и порядок образования предприятия, перечень необходимых документов.

С целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь устанавливается возможность оказания государственной поддержки отдельным инвестиционным проектам. Для коммерческих организаций с иностранными инвестициями предусмотрен ряд льгот, часть из которых, однако, была отменена с 2005 года.

Совместное белорусско-немецкое предприятие «ВДТ» общество с ограниченной ответственностью создано на основании учредительного договора между участниками СП на неопределенный срок и основано на частной форме собственности. Уставный фонд СП «ВДТ» ООО создан за счет вкладов участников в размере 67022 доллара США.

СП создано в форме общества с ограниченной ответственностью, является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс.

Основным видом деятельности СП «ВДТ» ООО являются перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом. На осуществляемые виды деятельности СП «ВДТ» ООО получены специальные разрешения (лицензии).

Органами управления СП «ВДТ» ООО являются Общее собрание участников и Генеральный директор.

Отношения СП с предприятиями, организациями во всех сферах хозяйственной деятельности строятся на договорной основе.

Контроль за хозяйственной деятельностью осуществляется ревизионной комиссией.

На СП «ВДТ» ООО за 2004 год по отношению к 2003 году произошло существенное увеличение доли убытков от реализации в выручке, что является негативным итогом деятельности предприятия. Основными факторами, повлиявшими на изменение величины убытков от реализации являются: снижение объема реализации продукции; изменение структуры перевозок; рост себестоимости реализации.

Анализируя финансовые коэффициенты, необходимо отметить, что предприятие имеет достаточно высокую финансовую устойчивость и финансово независимо. Это говорит о том, что предприятие практически не привлекает заемных средств (или их не предоставляют).

Значение показателей ликвидности указывает на нерациональную структуру активов, имеющиеся у предприятия сложности в расчетах и вероятности отказа ряда партнеров от дальнейшего сотрудничества.

Проведенный анализ свидетельствует, что требуется комплекс управленческих мероприятий, которые позволят предприятию выйти на уровень безубыточности, наращивать активы, повысить конкурентоспособность и таким образом успешно функционировать на рынке автоперевозок.

Управление и планирование на предприятии требуют научной основы и должны строиться на комплексном, системном подходе, обеспечивающем решение вопросов в их единстве и взаимосвязи.

Рассматривая проблему совершенствования инвестиционного климата, отметим, что приток иностранного капитала, зависит от степени благоприятности макроэкономической среды и инвестиционного климата, который обеспечивается последовательностью реформ во всех сферах экономической жизни. Надежными гарантиями для защиты частной собственности и договорных обязательств национальных и иностранных инвесторов являются наличие финансового рынка, стабильность и надежность основных экономических и финансовых институтов, отсутствие административных барьеров входа на рынок, стабильная и прозрачная институциональная среда, верховенство закона и надежная правовая система.

Наряду с достигнутыми положительными результатами, существуют определенные недостатки действующего правового поля, которые сдерживают развитие рыночных отношений, препятствуют притоку иностранных инвестиций и развитию национального бизнеса.

В этой связи предстоит введение в действие правовых норм, новых по отношению к Инвестиционному кодексу, по формам хозяйствования иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь и статусу отдельных организационно-правовых форм. Предстоит также совершенствовать процедуру регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями с последовательным переходом к заявительной системе и сокращению оснований для перерегистрации и ликвидации таких организаций.

Список использованных источников

1. Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З / ред. от 11.11.2002. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. -№.106. -2/219).

2. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 № 37-З / ред. от 01.11.2004/ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. -№.62. -2/780).

3. О налогах на доходы и прибыль: Закон Республики Беларусь от 22.12.1991 № 1330-XII /ред. от 18.11.2004/ (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1992. -№4. -ст. 77).

4. Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. №11 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№ 23. -1/191).

5. Об утверждении положения об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2001 г. № 1817 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2001. -№ 122. -5/9613).

6. Об утверждении Инструкции об особенностях исчисления и уплаты налога на прибыль коммерческими организациями с иностранными инвестициями: Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2005 г. № 12 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2005. -№ 24. -8/10058).

7. Об утверждении Государственной программы развития международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов на 2003-2008 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 октября 2002 г. № 1360 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2002. -№ 113. -5/11243).

8. Абрамович А. Инвестиции для развития экономики Республики Беларусь // Вестник Высшего хозяйственного Суда Республики Беларусь: Спецвыпуск. -2002. -№8/1. -С.26-30.

9. Августинский В. Некоторые аспекты реализации гарантий прав иностранных инвесторов // Вестник Высшего хозяйственного Суда Республики Беларусь: Спецвыпуск. -2002. -№8/1. -С.58-64.

10. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. -М.: Юристь. -1999. -368с.

11. Бабина А., Новик Г. Привлечение иностранных инвестиций: выбор стратегии // Банкаўскі веснік. -2003. -№1. -С.24-30.

12. Балацкий Е. Иностранные инвестиции и экономический рост // МЭ и МО. -2002. -№1. -С.52-64.

13. Белаш Т.Л. Опыт государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций // Проблемы управления. -2002. -№3. -С.44-48.

14. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике. // Вопросы экономики. -2001г. -№7. -С.104-114.

15. Грачев Н. Концептуальные подходы к формированию механизма привлечения иностранных инвестиций // Белорусский банковский бюллетень. -2002. -№14. -С.39-46.

16. Грачев Н. Льготное налогообложение прямых иностранных инвестиций: возможности для Беларуси // Банкаўскі веснік. -2002. -№16. -С.6-10.

17. Грачев Н. Общее понятие, категории и сущность инвестиционной деятельности // Экономика. Финансы. Управление. -2000. -№3. -С.42-54.

18. Грачев Н. Прямые иностранные инвестиции: какие уроки можно извлечь Беларуси из опыта других стран с переходной экономикой // Экономика. Финансы. Управление. -2000. -№4. -С.87-97.

19. Гудков А. Основные направления совершенствования инвестиционного законодательства РБ. // Вестник высшего хозяйственного суда РБ. -2003г. -№20. -С.42-47.

20. Гутман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования. -М.: Экономика, 1999. -651с.

21. Деева А.И. Инвестиции: Учеб. пособие / А.И.Деева; Моск. акад. экономики и права. -М.: Изд-во "Экзамен", 2004. -320с.

22. Демидов Л. Беларусь открыта для иностранных инвестиций // Экономика Беларуси. -2005. -№1. -С.78-82.

23. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: Учеб. пособие / Л.А.Зубченко; Ин-т современной экономики. -2-е изд., стер. -М.: Зерцало-М, 2004. -140с.

24. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие для вузов / Л.Л.Игонина; Под ред. В.А.Слепова. -М.: Юристъ, 2002. -478с.

25. Игошин В. Инвестиции: организация управления и финансирования. -М.: Финансы, 2000. -376с.

26. Инвестиции: Учебник для вузов / С.В.Валдайцев, П.В.Воробьев, С.Г.Горбушина и др.; Под ред. В.В.Ковалева и др. -М.: Проспект, 2003. -440с.

27. Инвестиционная политика государства: Информ.-аналит. материалы / Академия управления при Президенте Республики Беларусь. -Мн., 2003. -102с.

28. Иностранные инвестиции и национальная политика // Экономика и управление в зарубежных странах. -2002. -№5. -С.15-30.

29. Каменков В. Инвестиционная деятельность: правовое регулирование и судебная практика в Республике Беларусь // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. -2003. -№14. -С.50-58.

30. Кевра Г. Развитие предприятий с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь // Таможня и ВЭД: Журнал для участников внешней торговли. -2004. -№9. -С.17-20.

31. Комаров В. Развитие инвестиционной деятельности на пространстве СНГ // Вестник содружества. -2002. -№4. -С.29-30.

32. Королевич О. Создание коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме ООО: шаг за шагом // БНПИ. Юридический мир. -2005. -№2. -С.48-57.

33. Макаревич О.В. О некоторых вопросах инвестиционной деятельности в Республике Беларусь // Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом. -2005. -№5. -С.15-16.

34. Матусевич Н. О совершенствовании инвестиционного законодательства // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. -2004. -№14. -С.109-115.

35. Мозиас П. Прямые иностранные инвестиции: современные тенденции // Мировая экономика и международные отношения. -2002. -№1. -С.65-72.

36. Моисейчик Г. Проблемы и перспективы развития инвестиционной сферы. // Директор. -2002г. -№10. -с. 10-13.

37. Назаров В. Экономическая роль иностранных инвестиций // Экономист. -2001. -№11. -С.19-26.

38. Орлова Е.Р. Инвестиции: Курс лекций / Е.Р.Орлова; -2-е изд., доп. и перераб. -М.: Изд-во Омега-Л, 2003. -192с.

39. Петриченко Е.В. Совместные предприятия Республики Беларусь: эффективность функционирования // Белорусский экономический журнал. -2002. -№1. -С.60-68.

40. Рыковский И.М. Трудности активизации инвестиционной деятельности в Республике Беларусь // Веснік Беларускага Дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. -2004. -№2. -С.47-50.

41. Садовская Ю. Коммерческие совместные организации // Валютное регулирование и ВЭД. -2003. -№1. -С.26-33.

42. Сенько А.Н. Приоритетные направления иностранного инвестирования в экономику Республики Беларусь // Вопросы экономики. –2001. -№4. –С. 13-15.

43. Соболев В.Е. Привлечение иностранных инвестиций в Республику Беларусь // Проблемы управления. -2004. -№3. -С.48-51.

44. Соколов Д.В. Совместные предприятия как инструмент привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь // Веснік Беларускага Дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. -2003. -№3. -С.51-55.

45. Функ Я.И. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь: Комментарий раздела IV Инвестиционного кодекса Республики Беларусь. -М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2002. -176с.

46. Хрол В Тенденции развития законодательства Республики Беларусь, влияющего на правовое положение иностранных инвестиций в республике // Вестник Высшего хозяйственного Суда Республики Беларусь: Спецвыпуск. -2002. -№8/1. -С.44-50.

47. Чижевская И.В. Отменены льготы, предоставлявшиеся коммерческим организациям с иностранными инвестициями // БНПИ. Юридический мир. -2005. -№4. -С.8-12.

48. Юданов Ю. Восточноевропейский регион СНГ: поиск новых концепций благоприятности инвестиционного климата // МЭ и МО. -2000. -№10. -С.61-70.

49. http://mfa.gov.by/rus/index.php?d=economic/investment&id=4

50. http://rarus.nn.ru/consulting/inf/txt/6.html

51. http://www.logistic.ru/news/2003/2/11/24/8857.html

52. http://www.neg.by/news/print/01.07.2005/3129.html

53. http://www.charter97.org/rus/news/2005/02/17/pred ·

54. http://www.bairc.org/5/data/doc/14_1.htm

55. http://mfa.gov.by/rus/index.php?d=economic/investment&id=32



ПРИЛОЖЕНИЯ