Главная              Рефераты - Разное

Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций и Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения Distr.: General - реферат

[Start1]


Ежегодная сессия 2001 года

11–22 июня 2001 года, Нью‑Йорк

Пункт 4 предварительной повестки дня

ЮНФПА

Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения

Стратегия ЮНФПА в области информации и коммуникации: обзор практического опыта осуществления, 1997–2000 годы

Доклад Директора-исполнителя

Содержание

Стр.

I. Введение....................................................................

2

II. Обзор стратегии..............................................................

3

III. Осуществление стратегии с 1997 года ...........................................

4

IV. Задачи на будущее............................................................

13

V. Рекомендация................................................................

17

I. Введение

1. В решении 97/13 Исполнительный совет одобрил стратегию ЮНФПА в области информации и коммуникации, содержащуюся в документе DP/FPA/
1997/8, и просил Директора-исполнителя через четыре года вернуться к рассмотрению этой стратегии и представить доклад по этому вопросу Исполнительному совету на его ежегодной сессии 2001 года. Настоящий доклад подготовлен в ответ на эту просьбу. В нем рассматриваются стратегия и подходы, определенные в документе DP/FPA/1997/8 в свете практического опыта, полученного в ходе осуществления стратегии, изменений в области народонаселения и развития в прошедшие годы, прежде всего с учетом результатов обзора МКНР+5, который проводился в 1999 году.

2. Международная конференция по народонаселению и развитию (МКНР), состоявшаяся в Каире, Египет, в 1994 году, позволила ЮНФПА взять на себя руководящую роль в международной информационно-пропагандистской деятельности по вопросам народонаселения и охраны репродуктивного здоровья. После МКНР Исполнительный совет ЮНФПА постановил, что информационно-пропагандистская деятельность должна стать одной из трех основных программных областей Фонда и что стратегия Фонда в области информации и коммуникации будет одним из основных элементов деятельности по практической реализации принципов МКНР на национальном, региональном и международном уровнях. Важная роль стратегии в области информации и коммуникации в системе Организации Объединенных Наций также была подтверждена Генеральной Ассамблеей в резолюции 55/136 от 8 декабря 2000 года, в которой Ассамблея разделила «мнение Генерального секретаря о том, что общественная информация и коммуникация должны находиться в самом центре стратегического управления Организации Объединенных Наций и что культура коммуникации должна проникнуть на все уровни Организации» (пункт 2 преамбулы).

3. Стратегия ЮНФПА в области информации и коммуникации является частью общей роли Фонда в информационно-пропагандистской деятельности, которая, будучи одной из основных программных областей, также представляет собой ключевую стратегию достижения целей многолетних рамок финансирования (МРФ) ЮНФПА (см. документ DP/FPA/2001/4/Part II, также представляемый Совету на ежегодной сессии). Информационно-пропагандистская деятельность в целях достижения результатов МРФ осуществляется на различных уровнях: a) информационно-пропагандистская деятельность по программам, включая поддержку проводимых странами мероприятий по обсуждению вопросов политики и осуществлению правовых изменений в сфере здравоохранения, образования и народонаселения и разработки секторальных планов; b) пропаганда глобальной политики, направленной на закрепление успехов в достижении целей МКНР, а также мобилизации ресурсов для программ в области народонаселения и охраны репродуктивного здоровья и освещения роли ЮНФПА в качестве одной из ведущих организаций, занимающихся осуществлением Программы действий МКНР.

4. Основной вывод, полученный в ходе проведения обзора стратегии в области информации и коммуникации, заключается в том, что на протяжении последних четырех лет эта стратегия успешно применялась для решения многих стоящих перед ЮНФПА основных задач: обеспечение надлежащего и стабильного финансирования; улучшение информирования и понимания роли и значения народонаселения в процессе развития; наращивание поддержки мероприятий ЮНФПА; укрепление потенциала организации в области пропаганды международной политики; успешная работа по достижению целей МКНР с учетом национальных и социально-культурных особенностей, включая уделение большего внимания вопросам охраны репродуктивного здоровья и женщин в национальных программах. Эта стратегия также содействовала ЮНФПА в более широком распространении его посланий среди основных групп (включая средства массовой информации, журналистов, ведущих сотрудников директивных органов, религиозных руководителей, парламентариев, правительства стран-доноров, неправительственные организации (НПО) и широкую общественность), а также в активизации сотрудничества Фонда с правительственными и неправительственными организациями. Несомненно, в эту стратегию вносились поправки с учетом изменявшихся обстоятельств, и такое положение будет сохраняться в будущем. На протяжении последних пяти лет процесс МКНР, в частности, позволил выявить основные проблемы народонаселения и охраны репродуктивного здоровья, которым необходимо уделять повышенное внимание, такие, как охрана репродуктивного здоровья подростков, материнская смертность, насилие в отношении женщин и ВИЧ/СПИД.

II. Обзор стратегии

5. Принятая в решении 97/13 стратегия в области информации и коммуникации носила четкий и конструктивный характер. Она является составной частью общей роли Фонда в области информационно-пропагандистской деятельности и включает три основных элемента:

a) усилия Фонда в области информации и коммуникации направлены на обеспечение всеобщего понимания и принятия принципов и целей МКНР и достижение этих целей на практике;

b) в основном все информационно-пропагандистские мероприятия ЮНФПА осуществляются на национальном уровне; ими занимаются страновые отделения ЮНФПА, и эти мероприятия реализуются при поддержке глобальных усилий в области информационно-пропагандистской деятельности и дополняются ими;

c) с учетом имеющихся финансовых ресурсов Фонд использует широкий спектр традиционных и новаторских средств информации для распространения своих посланий среди различных аудиторий.

6. Важно, чтобы в основе всех посланий ЮНФПА лежал принцип полной интеграции вопросов народонаселения в стратегии, планирование и принятие решений в области развития и распределение ресурсов на всех уровнях и во всех регионах (пункт 3.4(a) Программы действий МКНР). На практике, даже несмотря на то, что информационно-коммуникационные послания имеют международное, региональное и национальное измерения, все они предназначаются для пропаганды глобальных целей МКНР и МКНР+5.

7. Как отмечается в стратегии Фонда в области информации и коммуникации, «информационно-пропагандистские мероприятия в странах программы разрабатываются и осуществляются на национальном уровне с учетом приоритетов, установленных государственными органами, и с согласия последних. Они образуют часть национальной стратегии в области народонаселения и развития. Мероприятия на международном и региональном уровне разрабатываются и осуществляются штаб-квартирой ЮНФПА в Нью-Йорке. Мероприятия на различных уровнях призваны укреплять и дополнять друг друга» (пункт 9 документа DP/FPA/1997/8).

8. Следует подчеркнуть, что, как и в прошлом, в основном информационно-пропагандистская деятельность ЮНФПА осуществляется на национальном уровне. Различные материалы и мероприятия на глобальном уровне обеспечивают поддержку программ ЮНФПА в развивающихся странах, включая широкомасштабные мероприятия по пропаганде национальной политики, и предназначаются для их распространения за рамки национальных границ. Настоящий доклад посвящен роли ЮНФПА в деле пропаганды политики на глобальном уровне, при этом в нем также подтверждается, что усилия по пропаганде глобальной политики направлены на поддержку стратегий в области пропаганды программ на страновом уровне.

9. Принятая в 1997 году стратегия в области информации и коммуникации преследует цель укрепить национальные усилия по мобилизации поддержки среди всех секторов общества в интересах реализации национальных программ в области народонаселения и охраны репродуктивного здоровья. Национальные информационно-пропагандистские мероприятия посвящены рассмотрению широкого спектра вопросов, касающихся ситуации в каждой конкретной стране. Одним из чрезвычайно важных аспектов национальной информационно-пропагандистской деятельности во всем мире является создание благоприятных правовых и поведенческих условий, содействующих расширению возможностей женщин. Это, в частности, предусматривает пересмотр законов в целях защиты девочек и женщин от насилия и предоставление женщинам возможностей самим принимать решения, касающиеся охраны репродуктивного здоровья. К числу других все более важных областей относится создание условий, благоприятствующих улучшению репродуктивного здоровья подростков и предупреждению и распространению ВИЧ. В части I ежегодного доклада Директора-исполнителя за 2000 год (DP/FPA/2001/4/Part I) излагается широкий спектр информационно-пропагандистских мероприятий на национальном уровне. Настоящий документ не будет дублировать этот доклад, содержащий информацию о большом числе программ и достижений на национальном уровне. Однако следует отметить, что на мероприятиях на национальном уровне позитивно сказались материалы и мероприятия, осуществленные в рамках стратегии в области информации и коммуникации, и что глобальная информационно-пропагандистская деятельность была существенно укреплена за счет использования примеров успешной работы на национальном уровне.

III. Осуществление стратегии с 1997 года

10. В принятой в 1997 году стратегии ЮНФПА в области коммуникации указывалось, что Фонд будет работать с наиболее подходящим кругом средств массовой информации в целях распространения своих посланий. За годы, прошедшие после принятия этой стратегии, сотрудники ЮНФПА обеспечивали информирование о самых последних событиях в быстро изменяющейся сфере средств массовой информации. Для соответствующих аудиторий были разработаны новые коммуникационные средства, такие, как недорогостоящие видеофильмы. ЮНФПА также конкретизировал направленность имеющихся материалов, таких, как печатные публикации, веб-сайт и доклад «Народонаселение мира», и рассмотрел способы совместной работы и взаимного укрепления различных средств информации, таких, как публикации в печатной и электронной форме.

11. ЮНФПА использовал традиционные и новаторские средства охвата своих аудиторий. Традиционно эффективные публикации, такие, как доклад «Народонаселение мира», «Population Issues Briefing Kit» («Комплект материалов для информирования по вопросам народонаселения»), журнал «POPULI» и бюллетень «Dispatches», по‑прежнему создают прочную основу для информирования о ЮНФПА, МКНР и вопросах народонаселения. Пропаганда публикаций ЮНФПА на национальном и международном уровнях по‑прежнему пользовалась — в издательском плане —активной поддержкой Фонда и его целей со стороны широкого круга сотрудников директивных органов, неправительственных организаций (НПО) и средств массовой информации.

12. За последние четыре года помимо традиционных методов отмечалось расширение использования новаторских средств информации и их сочетания. Интернет использовался для информирования в режиме реального времени; выступления послов доброй воли ЮНФПА транслировались по телевидению и через Интернет во время проведения дискуссий в прямом эфире; для доноров были подготовлены недорогие комплекты видеоматериалов, демонстрирующие реальную отдачу от их взносов.

13. Профессиональная подготовка сотрудников явилась одним из незаменимых инструментов укрепления организационного потенциала ЮНФПА в целях эффективного распространения его посланий на страновом и на международном уровнях. В рамках этого процесса организационного строительства ЮНФПА осуществлял активную информационно-пропагандистскую деятельность и программу повышения квалификации по вопросам средств массовой информации для своих сотрудников в странах реализации программ. На протяжении последних четырех лет Фонд подготовил приблизительно 115 сотрудников страновых отделений по методам пропаганды повестки дня МКНР и работы ЮНФПА. В результате осуществления этих программ многие сотрудники стали на высоком профессиональном уровне проводить свою информационно-пропагандистскую деятельность с политиками, деятелями, формирующими общественное мнение, и средствами массовой информации в тех странах, в которых они работают.

14. Для оценки воздействия международных пропагандистских мероприятий Фонда партнеры из числа НПО привлекались с целью оказания поддержки, проведения анализа и обеспечения обратной связи применительно к освещению средствами массовой информации и другим результатам. Опрос общественного мнения, с учетом ограниченных ресурсов ЮНФПА, позволил получить дополнительные данные. Одним из наилучших показателей успеха стратегии Фонда в области коммуникации является увеличение объема внебюджетных средств для конкретных мероприятий, например дар Фонда Гейтса в размере 57 млн. долл. США для осуществления мероприятий по борьбе с ВИЧ/СПИДом в четырех странах Африки и взятие правительствами Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Нидерландов и Канады обязательств в отношении поставок материалов для охраны репродуктивного здоровья.

Периодические издания

15. ЮНФПА продолжает издавать ежеквартальный журнал «POPULI» и бюллетень «Dispatches». С 1997 года на английском, испанском и французском языках было издано 42 выпуска журнала «POPULI» и 108 выпусков бюллетеня «Dispatches», которые были направлены страновым отделениям в развивающихся странах и подписчикам в развитых странах. Тираж журнала «POPULI» (на английском, испанском и французском языках), который определяется с учетом заявок подписчиков, увеличился с 17 000 до 20 000 экземпляров. Только на английском языке тираж издания увеличился на 20 процентов — с 10 000 до 12 000 экземпляров. Проведенное в 1995 году обследование показало, что приблизительно половина респондентов предоставляли свои журналы для ознакомления пяти другим лицам, в то время как другие 20 процентов респондентов предоставляли возможность читать эти журналы по крайней мере еще 10 лицам.

16. В эпоху Интернета печатные варианты этих публикаций по‑прежнему имеют важное значение, поскольку подавляющее большинство людей, которых ЮНФПА пытается охватить на национальном уровне, не располагают легким доступом к компьютерам и телефонам. Печатные издания имеют важное значение для документального отражения ЮНФПА своих конкретных мероприятий и достижений на местах на глобальном и национальном уровнях и для обеспечения их доступности для всех.

17. В начале 1998 года был изменен формат обложки журнала «POPULI», с тем чтобы сделать его более наглядным и привлекательным для читателей. Журнал стал также более ориентирован на конкретные темы, с тем чтобы обеспечить более углубленное понимание демографических и смежных вопросов. Размещение материалов журнала «POPULI» и бюллетеня «Dispatches» на веб‑сайте ЮНФПА обеспечило этим ведущим изданиям глобальный охват при небольших дополнительных затратах. Отклики читателей были положительными. Они поступали в форме писем, в основном из развивающихся стран, а также просьб о направлении дополнительных экземпляров и посланий по электронной почте от НПО, занимающихся вопросами народонаселения.

Доклад «Народонаселение мира»

18. Впервые доклад «Народонаселение мира» был опубликован в 1978 году, и с того времени он стал более содержательным, широким по охвату и популярным. Созданная в 1995 году группа по вопросам редактирования и публикаций с целью контроля за подготовкой этого издания обеспечила значительное повышение его качества, оформления, презентации и актуальности. В то же время на национальном уровне предпринимались значительные усилия по представлению этой публикации на важных мероприятиях и пресс-конференциях в целях пропаганды работы Фонда и МКНР. Доклад «Народонаселение мира» по‑прежнему привлекает внимание международных печатных и телевизионных средств массовой информации. Например, доклад 2000 года, посвященный вопросам неравенства женщин, рассматривался в качестве основной новости дня на веб-сайте CNN.com и был представлен в качестве одного из основных элементов новостей на многих других влиятельных информационных веб-сайтах.

Информационно-пропагандистские публикации

19. На протяжении последних четырех лет ЮНФПА опубликовал более 10 красочных и хорошо оформленных брошюр, посвященных широкому кругу вопросов, имеющих важное значение для сферы деятельности ЮНФПА и Программы действий МКНР. Эти информационно-пропагандистские брошюры издавались на английском, испанском, французском и, в последнее время, арабском языках. Брошюры касались таких вопросов, как привлечение мужчин к деятельности по предупреждению ВИЧ/СПИДа, расширение прав женщин, рассмотрение проблемы насилия в отношении женщин и девочек, обеспечение охраны репродуктивного здоровья подростков, пропаганда репродуктивных прав, мобилизация ресурсов для осуществления решений МКНР, сокращение разрыва между чаяниями женщин и их реальным положением в сфере репродуктивного здоровья, увязывание вопросов народонаселения с проблемами продовольственной безопасности и охраны окружающей среды и представление информации о тематических исследованиях работы ЮНФПА. Размещая эти публикации на веб-сайте, часто на нескольких языках и в загружаемом формате PDF, ЮНФПА обеспечил доступ к ним для многих людей. По мнению страновых отделений, информационно-пропагандистские мероприятия особенно полезны для работы по пропаганде целей МКНР. Эти и другие публикации, включая комплекс записок о позиции ЮНФПА для брифингов, помогали направлять и укреплять информационно-пропагандистскую деятельность страновых отделений.

МКНР+5 и Гаагский форум

20. Процесс обзора МКНР+5, проходивший в 1998 и 1999 годах, дал ЮНФПА возможность сосредоточить внимание средств массовой информации на вопросах охраны репродуктивного здоровья и других проблемах, имеющих важное значение для осуществления Программы действий МКНР. ЮНФПА помещал на веб-сайте в режиме реального времени пресс-релизы и фотографии по каждому глобальному совещанию «за круглым столом», проходившему в рамках обзора МКНР. На Гаагском форуме 1999 года в ходе неофициальных межправительственных обсуждений по вопросам осуществления МКНР группа по средствам массовой информации проводила справочные брифинги для журналистов, предоставила справочные записи телематериалов и организовала пресс-конференции и интервью с основными участниками.

21. В результате таких мероприятий было обеспечено широкое освещение Гаагского форума средствами массовой информации стран всего мира. Основные ежедневные газеты во Франции, Германии, Соединенном Королевстве, Дании, Норвегии и Швейцарии ежедневно в позитивном свете сообщали о ходе работы этого совещания. Сообщения европейских средств массовой информации были особенно положительными по отношению к ЮНФПА, и в них большое внимание уделялось необходимости увеличения финансовых средств. Самое обстоятельное освещение Гаагского форума было обеспечено во Франции, Дании, Германии и Нидерландах. К числу основных тем, освещавшихся в прессе, относились вопросы финансирования деятельности в области народонаселения, прав женщин на планирование семьи и образование, увеличения численности населения мира до 6 миллиардов человек и распространения ВИЧ/СПИДа.

Всемирный день народонаселения

22. Одним из отличных примеров того, каким образом информационно-пропагандистская деятельность на международном уровне учитывается в национальных программах и содействует их рационализации, является проведение Всемирного дня народонаселения. Этот день широко признается и отмечается правительствами и НПО почти во всех странах реализации программ и оказывает существенное воздействие на приверженность целям МКНР. Его проведение часто используется правительствами и национальными НПО для доведения вопросов, имеющих большое национальное значение, до сведения широкой общественности. Связанный с ним конкурс плаката оказался очень популярным способом улучшения информированности детей школьного возраста о вопросах народонаселения и охраны репродуктивного здоровья.

День шести миллиардов

23. Празднование Всемирного дня народонаселения 11 июля 1999 года ознаменовало начало отсчета времени до наступления Дня шести миллиардов 12 октября. За прошедший период имело место большое число материалов и мероприятий в странах реализации программ и странах-донорах, которые использовали факт превышения отметки в 6 миллиардов человек для распространения посланий МКНР, особенно в плане охраны репродуктивного здоровья, расширения прав женщин и обеспечения равенства мужчин и женщин. Руководствуясь стратегическими соображениями, ЮНФПА провел презентацию доклада «Народонаселение мира, 1999 год: шесть миллиардов — время выбора» за две недели до Дня шести миллиардов.

24. Новость о том, что численность населения мира достигла шести миллиардов, и связанное с нею освещение тем МКНР привели к тому, что в течение первых двух недель октября 1999 года в Соединенных Штатах Америки и Европе появилось более 750 обычных и передовых статей, заметок с изложением личного мнения и теле- и радиопередач. Более 150 радиопередач в Соединенных Штатах в этот период было посвящено глобальным вопросам народонаселения, при этом радиослушателям предоставлялась возможность звонить в студии и беседовать с различными экспертами по проблемам народонаселения. Усилия, предпринимавшиеся на национальном уровне в странах реализации программ, дополнили послания Дня шести миллиардов и позволили активизировать деятельность по пропаганде целей МКНР. «Си-эн-эн» и «Си‑эн-эн интернэшнл» провели прямой репортаж из вестибюля для посетителей в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций под названием «Момент шести миллиардов»; было показано подготовленное ЮНФПА табло, на котором велся отсчет.

25. На международном уровне ЮНФПА выделил значительное место на своем веб‑сайте Дню шести миллиардов и обеспечил связь с большим числом других источников в Интернете. ЮНФПА разработал специальный лозунг для этого дня и подготовил телевизионную программу, плакат и другие материалы, содержавшие этот лозунг. После презентации доклада «Народонаселение мира» многие газеты отметили нехватку финансовых средств для осуществления Программы действий МКНР. В редакционных статьях многие из них настоятельно призвали основных доноров увеличить объем финансирования или довести его до существовавшего в прошлом уровня.

Послы доброй воли

26. С 1997 года Фонд предпринял значительные усилия по расширению кампании «Лицом к лицу» — инициированной ЮНФПА независимой кампании, способствующей налаживанию партнерских отношений между европейскими НПО и использованию послов доброй воли. Например, Гери Халлиуэлл (Соединенное Королевство) совершил в 1999 году поездку на Филиппины, где неделю спустя правительство объявило об изменениях в своей политике по вопросам использования контрацептивов и предоставления услуг молодежи. Микко Куустонен (Финляндия) подготовил фильм о жизни женщин в различных странах мира, в котором были показаны Варис Дирие (Сомали), посол доброй воли ЮНФПА, занимающийся вопросами калечащих операций на женских половых органах, и Шабана Азми (Индия). Посол доброй воли Николас Бигман (Нидерланды) (сопредседатель МКНР и опытный фотограф) посетил Гаити для подготовки впечатляющих фотоматериалов для книги «Men Nan Men», посвященной гуманитарной стороне проблем народонаселения и развития в Гаити. Мпуле Квелагобе (Ботсвана) и Варис Дирие посетили конгресс Соединенных Штатов и заручились финансовой поддержкой программ ЮНФПА.

27. Послы доброй воли из Египта и Сирийской Арабской Республики работали вместе с Варис Дирие на специальной сессии Генеральной Ассамблеи по теме МКНР+5 в Нью‑Йорке и встретились с Генеральным секретарем Кофи Аннаном. В 2000 году Фонд представил нового посла доброй воли Бертрана Пиккара (Швейцария), который приземлился на воздушном шаре в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Женеве в ознаменование нового тысячелетия и начала специального мероприятия, проходившего там в июне с участием послов доброй воли из различных стран мира. Послы ЮНФПА также были надлежащим образом представлены на проходившей в октябре 2000 года Конференции послов доброй воли и глашатаев мира в Организации Объединенных Наций в Нью‑Йорке.

28. Кампания «Лицом к лицу» оказалась столь успешной, что в 1999 году она была организационно оформлена в качестве одной из благотворительных НПО. Ее партнеры подготовили 13 телевизионных документальных фильмов по темам МКНР, четыре передвижные выставки, провели удостоившийся награды конкурс плаката, национальный конкурс школьных сочинений, международный конкурс фотографии, шесть рекламных кампаний и опубликовали большое число статей в журналах и газетах.

29. Всего насчитывается 32 посла доброй воли ЮНФПА. Помимо уже упомянутых выше к ним относятся: Чинуа Ачебе (Нигерия), Кейко Киши (Япония), Катарина Фуртаду (Португалия), Альфред Биолек (Германия), Линда Грей (Соединенные Штаты), Мэри Банотти (Ирландия), София эль-Эмари (Египет), Годелия Ликенс (Бельгия), Джамаль Солиман (Сирийская Арабская Республика), Каттис Альстром (Швеция), Фериаль али-Гаухар (Пакистан), Буи Нахирунканок (Тайвань), Маниша Койрала (Индия), Эльза Зильберштейн (Франция), Хавьер Сарда (Испания), Ханне-Вибеке Хольст (Дания), Маджента Девайн (Соединенное Королевство), Аши Сангей Чедон Вангчук (Бутан), Лупита Джонс (Мексика), Розе Сенанаяке (Шри-Ланка), Мона Грудт (Норвегия), Кари Якессон (Норвегия), Чи Саманг (Камбоджа), Александр Сангер (США) и Лара Дутта (Индия).

Веб-сайт ЮНФПА

30. За последние четыре года Интернет стал действительно глобальным средством и важным инструментом осуществления информационной и коммуникационной стратегии ЮНФПА. ЮНФПА принял поэтапный и противозатратный подход к разработке своего веб-сайта за последние несколько лет, делая его удобным для пользователя и вводя новые средства лишь по мере того, как они становились доступными для большего числа пользователей Интернета. Фонд будет и далее следовать такому же сбалансированному подходу, обновляя свой веб-сайт при должном учете его посещаемости и связанных с этим расходов.

31. Веб-сайт ЮНФПА был признан одним из лучших по тематике народонаселения, поскольку он на основе удобной системы поиска обеспечивает доступ к четко сформулированной и своевременной информации по целому ряду тем. Качество содержащейся на этом сайте информации привлекает к нему множество посетителей. Например, в сентябре 2000 года было зафиксировано 1,5 млн. посещений 107 000 пользователей, которые сгрузили 14,3 млн. килобайт информации.

32. С 1997 года представленная на веб-сайте Фонда информация постоянно пополнялась, и неуклонно увеличивалось количество посещений. ЮНФПА обеспечил онлайновый доступ почти ко всем своим публикациям, включая доклады о населении мира, серии информационно-пропагандистских материалов, ежегодный доклад, журнал «POPULI» и «Dispatches». Интернет широко использовался для освещения всего процесса «МКНР+5», причем впервые в Организации Объединенных Наций было предпринято освещение заседаний в режиме реального времени в сочетании с размещением отсылок к соответствующей документации.

33. Были разработаны фактологические бюллетени и интерактивные средства для ознакомления пользователей с вопросами народонаселения, например в 1999 году по случаю Дня шести миллиардов. Недавно был добавлен раздел новостей о деятельности Фонда на местах. Веб-сайт ЮНФПА обеспечил организации возможность для более эффективного распространения доклада «Население мира» и позволил расширить круг его читателей при минимальных дополнительных затратах.

34. ЮНФПА размещает на своем веб-сайте все больше информации о своей работе. Эта информация включает заявления Директора-исполнителя, технические публикации, материалы о закупках и справочную информацию о программах в азиатском и тихоокеанском регионе. ЮНФПА добивался единообразия в композиционном и редакционном оформлении материалов на своей веб‑странице, а также разработал руководящие принципы для сотрудников по вопросам эффективного представления информации общественности. ЮНФПА работает над созданием веб-страницы для каждого отдела в штаб-квартире, а веб-администраторы сотрудничают со страновыми отделениями в целях оказания им помощи в разработке их собственных веб-страниц и их информационного наполнения.

35. По итогам независимого обследования Интернет-сайтов, посвященных демографическим вопросам, проведенного в 1999 году фондом Пакарда, было отмечено, что веб-сайт ЮНФПА является «прекрасным сайтом, одним из лучших», содержит «подробную информацию, удобную для представителей директивных органов, средств массовой информации и промышленности», а также отличается «хорошей организацией, что также позволяет пользователям в целом находить полезную информацию». Этот сайт в числе нескольких других был отнесен к категории «наилучших ресурсов по признаку качества представленной информации (точность, подробность, ясность, учет потребностей пользователей) и оформления информационного содержания (простота доступа, представление с учетом интересов целевых пользователей, использование графических изображений и таблиц)».

36. Было бы весьма желательно перевести представленную на веб-сайте информацию на различные языки, однако это не удалось сделать вследствие финансовых и кадровых ограничений. Вместе с тем по‑прежнему прилагаются усилия для размещения на веб-сайте ЮНФПА всех публикаций на всех языках, на которых они выпускаются.

37. В 1998 и 1999 годах в рамках стратегии по ликвидации отставания в развитии информационных технологий и подключении к Интернету в развивающихся странах ЮНФПА подготовил компакт-диск, содержащий всю информацию, размещенную на веб-сайте ЮНФПА. На этом диске также представлены виртуальные презентации, такие, как «часы СПИДа» и «День шести миллиардов». Диск также содержит каталоги и ресурсы для деятельности в сфере народонаселения на основе Сети информации по вопросам народонаселения (ПОПИН), а также всеобъемлющий обзор программного обеспечения по демографическим вопросам, доступного через Интернет. Помимо этого представлен всеобъемлющий обзор программного пакета PopMap, включая примеры и ознакомительные модули.

Видеопродукция и массовое вещание

38. ЮНФПА использует новаторские технологии и новые средства массового вещания для распространения информации о МКНР среди самой различной аудитории. Он расширил производство и распространение вспомогательных видеоматериалов за счет применения современных технологий тиражирования и производства видеопродукции. В 1999 и 2000 годах Фонд поддерживал выпуск независимых аналитических видеопрограмм продолжительностью в один час по основным темам доклада о населении мира в рамках трех программ и в странах-донорах. Эти две документальные видеопрограммы широко распространялись в охваченных программами странах и через соответствующие объединения в странах-донорах; они транслировались 150 некоммерческими телевизионными станциями в Соединенных Штатах Америки и свыше 12 национальными станциями в Европе. Они также демонстрировались по национальным каналам почти во всех странах, в которых осуществляются программы.

39. Выпуски видеоновостей транслируются по международным теленовостям во всем мире. В них освещаются демографические вопросы и работа Фонда за счет бесплатного представления видеоматериалов средствам массовой информации для использования в новостных передачах. За последние несколько лет каждый год выпускалось по три видеопрограммы новостей. Они включали интервью с лидерами, специалистами по демографическим вопросам и лицами, которых затрагивают программы ЮНФПА. Эти программы распространялись по спутниковому вещанию агентствами Рейтер, Ассошиэйтед Пресс, Еуропиэн бродкаст юнион, Би-би-си уорлд и Си-эн-эн интернэшнл.

40. Некоммерческие объявления являются особенно удобным средством в условиях перегруженности телевидения и позволяют получить по крайней мере 30 секунд эфирного времени для освещения работы Фонда. ЮНФПА выпускал такие объявления с участием известных лиц, чтобы они использовались вещательными объединениями и национальными телевизионными станциями. В одном из последних таких объявлений, получивших широкое распространение, представительница Индии Лара Дутта, мисс вселенная и посол доброй воли ЮНФПА, весьма эффективно выступила в поддержку жертв землетрясения в ее стране, которой Фонд предоставил предметы медицинского снабжения для охраны репродуктивного здоровья в условиях чрезвычайной ситуации.

41. На международных конференциях и специальных заседаниях Фонд устраивал выставки с информацией о его стратегических задачах и деятельности, которые были удостоены различных призов. В организации специальных выставок и презентационных системах используются графические панели с применением новых технологий, КД‑ПЗУ, электронных систем, видеоэкранов и интерактивных средств. Многие из этих выставок освещались в профессиональных обзорах и журналах по дизайну и получили ряд важных призов в этой области.

42. Другие визуальные материалы, например плакаты, были подготовлены для Всемирного дня народонаселения и ежегодного конкурса плакатов. Все они без исключения способствовали широкому распространению информации на национальном уровне о деятельности ЮНФПА и Программе действий МКНР.

43. За последние пять лет в целях содействия организованной рекламе ЮНФПА Фонд собственными силами подготовил видеопрограмму на английском, испанском и французском языках о деятельности ЮНФПА и распространил ее, в частности, среди страновых отделений, библиотек Организации Объединенных Наций, дипломатических представительств, НПО и доноров.

Ознакомительные поездки для журналистов

44. ЮНФПА пришел к выводу, что организация поездок журналистов на места осуществления проектов Фонда является весьма эффективным с точки зрения затрат методом. Подготовленные по результатам этих поездок независимые репортажи в крупнейших печатных и электронных средствах массовой информации пользуются бόльшим доверием, чем любая реклама. За последние четыре года 68 журналистов посетили страны, в которых осуществляются программы. Их репортажи позволили представить информацию по вопросам народонаселения и развития под гуманитарным углом. В целом 34 журналиста из основных стран — доноров ЮНФПА и 34 журналиста из развивающихся стран приняли участие в этих девяти поездках на места в соответствующие страны; бóльшая часть этих поездок была организована за счет субсидий Фонда Организации Объединенных Наций. Из 34 журналистов от стран-доноров 21 были женщины. Кроме того, ЮНФПА пригласил 30 журналистов из Африки, арабских государств, Латинской Америки и Азии на семинар по средствам массовой информации в Гааге, который состоялся в феврале 1999 года в рамках мероприятий по прошествии пяти лет после МКНР.

45. Участвующие журналисты из стран-доноров подготовили 15 радиопрограмм и опубликовали 14 статей в журналах и 21 репортаж в газетах. В их числе были три обращения к общественному мнению в ведущих газетах Соединенных Штатов Америки («Вашингтон пост», «Бостон глоуб» и «Сент-Луис пост диспэтч»), в которых содержался призыв обеспечить финансирование для ЮНФПА. Были подготовлены три телевизионные информационные программы по Монголии, Никарагуа и Объединенной Республики Танзании. Съемочная группа агентства Рейтер, совершившая поездку в Объединенную Республику Танзанию, обслуживает 100 телевизионных станций во всем мире. В репортажах телевидения Рейтер и Би‑би‑си было освещено положение конголезских женщин, живущих в танзанийских лагерях беженцев, в то время как глобальные средства массовой информации не уделяли достаточно внимания положению перемещенных лиц в Африке.

IV. Задачи на будущее

46. Анализ информационной и коммуникационной стратегии обнаружил две, как представляется, противоречивые тенденции. С одной стороны, эта стратегия способствовала повышению внимания к Программе действий МКНР и деятельности ЮНФПА, а также укреплению международного консенсуса в их поддержку. С другой стороны, это повышенное внимание и укрепление консенсуса высветили оппозицию ЮНФПА и некоторым аспектам Программы действий, а также создали в некоторых кругах ложное впечатление о том, что деятельность в области народонаселения и развития более не является приоритетной задачей. В этой связи задачи в рамках информационной и коммуникационной стратегии ЮНФПА в ближайшем будущем включают следующее: a) продолжение и укрепление процесса формирования консенсуса; b) противодействие огульной оппозиции с уделением внимания законным опасениям; c) уделение особого внимания институциональной информационно-разъяснительной работе, особенно среди ключевых доноров, в целях выполнения финансовых задач МКНР. Для этого потребуется трехплановый подход: активизация профилактической информационной работы; укрепление статуса и престижа ЮНФПА; решение кадровых и финансовых проблем.

Активизация профилактической информационно-разъяснительной работы

47. В ближайшие годы ЮНФПА расширит свою информационную работу в целях охвата различных средств массовой информации и их ключевых директивных органов, таких, как отдельные издательские советы. Он также расширит свое сотрудничество с НПО и собственную деятельность по контролю за сообщениями в средствах массовой информации по вопросам, представляющим интерес для Фонда, в особенности за негативными сообщениями. ЮНФПА планирует организовать такой контроль на еженедельной основе, а в периоды кризисов заниматься этим вопросом ежедневно. Это позволит Фонду укрепить позитивный образ, а также отслеживать и быстро реагировать на негативные и ошибочные сообщения. Такой обзор сообщений в средствах массовой информации и оперативное реагирование являются дорогостоящей и трудоемкой деятельностью, однако она необходима в эпоху информации, особенно в сегодняшних условиях, характеризующихся короткими новостными циклами в средствах массовой информации и быстрым переключением внимания аудитории. Эта деятельность также обеспечит ЮНФПА один из немногих надежных (хотя и косвенных) путей оценки влияния информационной и коммуникационной стратегии Фонда.

48. НПО занимают ключевое место в успешной информационной и коммуникационной деятельности ЮНФПА, и недавно они сыграли важную роль в программе послов доброй воли Фонда. ЮНФПА будет оказывать более широкую поддержку таким организациям, чтобы они могли выступать в роли партнеров в новых маркетинговых усилиях Фонда по повышению статуса ЮНФПА и мобилизации финансовых средств для программы МКНР и деятельности ЮНФПА.

49. Кроме того, Фонд будет более широко использовать свой веб‑сайт для обеспечения поддержки ЮНФПА. Он расширит информационную работу в Интернете по освещению деятельности ЮНФПА на страновом уровне во всех регионах и в как можно большем числе стран. Помимо этого, он будет выпускать такие сопутствующие издания, как книгу и компакт-диск, содержащие одностраничные обзоры по каждой стране, в которой осуществляется программа. В этих обзорах основное внимание будет уделяться сообщениям, представляющим общественный интерес, и успешному опыту осуществления программ, способствующему пропаганде целей организации.

50. Реагирование на нападки и критику . Успех процесса МКНР привел к тому, что в вопросах национальной политики значительно большее внимание стало уделяться вопросам народонаселения, особенно вопросам репродуктивного здоровья и гендерной проблематике. Информационная и коммуникационная стратегия ЮНФПА способствовала повышению результативности этого процесса, однако это достижение также имело и побочные негативные последствия. Повышение статуса ЮНФПА и МКНР сделало их объектом нападок со стороны групп, представляющих различные интересы, в средствах массовой информации и законодательной власти ряда стран.

51. Хотя дискуссии и конструктивная критика могут способствовать развитию программы МКНР, многие из недавних нападок были направлены на сам консенсус в отношении МКНР. За последние четыре года ЮНФПА сталкивался с клеветническими нападками со стороны различных групп, которые периодически забрасывают средства массовой информации и государственные учреждения огромным количеством ошибочных сообщений и явных фальшивок. В нынешних условиях в средствах массовой информации любое негативное сообщение на каком-либо веб‑сайте или же ложный пресс-релиз, отправленный по факсимильной связи представительствам при Организации Объединенных Наций и содержащий искаженную информацию о политике ЮНФПА, требуют незамедлительной реакции во избежание недоразумений и возможного политического ущерба.

52. Борьба с негативными сообщениями и представление точной информации требуют значительного времени и даже отвлекают внимание от превентивной информационно-разъяснительной работы. Опыт процесса МКНР+5 показал, что точная и объективная информация по вопросам народонаселения и развития является наиболее эффективным средством борьбы с оппозицией и что оппозиционные группы используют ошибочные идеи и ложные концепции для подрыва консенсуса в отношении МКНР и деятельности ЮНФПА.

53. В результате процесса МКНР удалось добиться широкого консенсуса в отношении деятельности в области народонаселения, которая в свою очередь постепенно позволяет снимать остроту стоящих проблем. Вместе с тем последствия этого успеха привели к тому, что в некоторых кругах возникает ложное представление о том, что проблемы народонаселения и развития перестали носить приоритетный характер. Это нанесло ущерб ЮНФПА, который по иронии судьбы сыграл важную роль в создании этого консенсуса. В нынешних условиях, характеризующихся в высшей степени коммерческим и конкурентным подходом к ограниченным объемам международной помощи на цели развития, ЮНФПА приходится конкурировать с рядом других достойных организаций в сфере доступа к ресурсам. В этой связи он должен принять меры для более агрессивной саморекламы и пропаганды.

Повышение статуса и престижа ЮНФПА

54. ЮНФПА планирует провести оценку своего нынешнего статуса в глазах доноров, включая свой престиж, мандат и цели. В Европе при содействии НПО было проведено два обследования общественного мнения, которые позволили получить широкую информацию о том, что население и правительства думают о деятельности в сфере народонаселения. Поддержка программ в области народонаселения находилась на высоком уровне в порядке очередности, однако ЮНФПА получил низкое признание в сравнении с другими учреждениями Организации Объединенных Наций и НПО.

55. При наличии средств будут проведены аналогичные углубленные опросы и обзоры среди лидеров, правительственных должностных лиц основных стран-доноров и ведущих пропагандистов из числа представителей частного сектора, чтобы определить, как они расценивают деятельность и эффективность ЮНФПА. Результаты этого процесса станут основой для более целенаправленной информационно-разъяснительной работы среди правительств стран-доноров. Он также обеспечит важную информацию о необходимых мерах для повышения глобального статуса ЮНФПА. Сейчас ЮНФПА по истечении 31 года своего существования необходимо пересмотреть свой корпоративный образ и принять стратегию по созданию нового и более высокого статуса для ЮНФПА, соответствующего его мандату и политике Организации Объединенных Наций, а также действующему законодательству, в частности, в отношении использования сокращений и логотипов.

56. ЮНФПА не является коммерческой организацией — его сильная сторона заключается в оказании влияния на людей, особенно женщин, и оказании конкретной помощи, которая позволит им коренным образом изменить свою жизнь и таким образом улучшить репродуктивное здоровье и способствовать стабилизации населения мира на раннем этапе. Кроме того, Фонд также рекламирует себя в качестве одного из наиболее эффективных каналов распределения помощи для этих целей. Вместе с тем ЮНФПА вынужден конкурировать в условиях, когда население подвергается массированному воздействию информации, рекламы и разъяснительной работы по целому ряду вопросов, а также коммерческой рекламы и маркетинга. На рекламу коммерческих товаров выделяются колоссальные средства. НПО и организация сбыта целевых товаров также хорошо финансируются. ЮНФПА в условиях острого дефицита средств нужно будет проявлять значительную гибкость, чтобы преуспеть в условиях такой конкуренции. Вместе с тем если ЮНФПА устранится от конкуренции, то он не сможет привлекать ресурсы, необходимые для осуществления его деятельности и выполнения своей роли в качестве ведущего учреждения в осуществлении Программы действий МКНР.

57. Обзор информационной и коммуникационной стратегии ЮНФПА показал, что в программе Фонда уже используется множество таких маркетинговых приемов. В рамках национальных рекламных мероприятий распространяется информация о МКНР и пропагандируется образ ЮНФПА путем раздачи авторучек и маек, организации конкурсов и выставок плакатов и участия в торговых ярмарках. Кроме того, многие страновые отделения организовали широкие и последовательные мероприятия по воздействию на общественность и средства массовой информации.

58. Обзор также показал, что ЮНФПА необходимо повысить целенаправленность его стратегии мобилизации ресурсов и обеспечить ее более тесную увязку с описанной выше маркетинговой деятельностью. Для мобилизации ресурсов целевая аудитория является ограниченной — правительства и НПО, фонды и частный сектор, поддерживающие программу МКНР и концепцию ЮНФПА, а также располагающие соответствующими финансовыми ресурсами. В этой связи ЮНФПА будет продолжать и расширять использовать свои проверенные методы для распространения информации по вопросам народонаселения и развития среди широкой аудитории и при этом будет уделять все больше внимания аудитории, которая может и готова предоставить финансовые ресурсы, а также разработать коммуникационную стратегию для ее охвата.

Решение финансовых и кадровых проблем

59. Одна из основных проблем, с которыми сталкивается ЮНФПА, заключается в нехватке кадровых и финансовых ресурсов для расширения коммуникационной и информационной деятельности. Когда в 1997 году стало сокращаться основное финансирование, ЮНФПА резко ограничил свою международную деятельность по пропаганде политики в целях сохранения потока ресурсов на нужды своей программы. Вместе с тем эффективная информационно-разъяснительная работа в отношении политики на международном уровне зависит от наличия достаточного количества средств для представления информации об успехах, приоритетах и потребностях на будущее в рамках программы. Лишь с помощью эффективной информационно-разъяснительной работы программа ЮНФПА способна привлечь средства в объеме, необходимом для дальнейшей программной деятельности. Если сократить или ликвидировать такие методы, как выпуск публикаций, создание партнерств с НПО, парламентариями и правительственными органами, представителями электронных средств массовой информации, проведение учебных программ по подготовке пропагандистов и консультаций по вопросам исследований и для представителей средств массовой информации, то эффективность информационно-пропагандистской работы Фонда неизбежно снизится. В целом нехватка ресурсов ограничит возможности ЮНФПА добиваться взаимодополняющего эффекта, например, публикаций, видеопрограмм и деятельности в Интернете. Это также ограничит возможность ЮНФПА максимально широко использовать результаты работы Фонда с НПО и другими партнерами.

60. Ежегодная поддержка доноров для программ в области народонаселения и репродуктивного здоровья составляет менее половины целевого показателя МКНР по мобилизации ресурсов на 2000 год. Несмотря на то, что ЮНФПА является признанным лидером в этой области и имеет достаточно высокий общественный статус, основные целевые показатели Фонда по финансированию на 2000 год не были достигнуты. Это свидетельствует о важнейшей необходимости более тесной увязки информационно-пропагандистской работы и деятельности по мобилизации ресурсов.

61. В рамках глобальной стратегии ЮНФПА в сфере средств массовой информации больше внимания будет уделяться правительствам стран и групп поддержки, которые обеспечивают Фонду необходимую политическую и финансовую поддержку. ЮНФПА будет добиваться поддержки населения стран-доноров для программ в области народонаселения и репродуктивного здоровья. Одним из недавних примеров осуществления такой стратегии является организованная в сотрудничестве с министерством развития поездка высокопоставленных сотрудников ЮНФПА в основные европейские страны-доноры, по результатам которой была проведена совместная пресс-конференция и даны крупные интервью для представителей средств массовой информации, способствовавшие поддержке ЮНФПА и расширению финансирования для достижения целей МКНР.

62. Страновые отделения ЮНФПА являются важнейшим элементом в информационной цепи между страновым уровнем и глобальными мероприятиями, однако большинство из них не имеют в штатном расписании специалистов по коммуникации. Это еще более повышает важность подготовки по вопросам ведения информационно-разъяснительной работы для кадровых сотрудников. ЮНФПА планирует уделять более значительное внимание кадровым потребностям страновых отделений в этой области. В то же время страновым отделениям будет рекомендовано максимально широко использовать имеющиеся ресурсы путем, например, объединения с НПО и другими партнерами в усилиях по ведению информационно-разъяснительной работы.

63. Ключевым элементом успешной информационно-разъяснительной работы ЮНФПА является участие каждого сотрудника в такой деятельности в интересах МКНР и ЮНФПА и понимание необходимости их личной заинтересованности в такой работе на ежедневной основе. Фонд добился хороших результатов в подготовке по вопросам связей со средствами массовой информации и ведения информационно-разъяснительной работы для сотрудников страновых отделений и штаб-квартиры, и в рамках этих программ необходимо охватить всех сотрудников. В условиях дефицита средств ЮНФПА разработает учебные курсы по вопросам ведения информационно-разъяснительной работы на основе организованной в прошлом подготовки, однако расширит это обучение и сделает его более целенаправленным с учетом новых потребностей в активной мобилизации ресурсов и приоритезации политики.

V. Рекомендация

64. Исполнительный совет может пожелать:

a) принять к сведению обзор информационной и коммуникационной стратегии ЮНФПА, содержащийся в документе DP/FPA/2001/6;

b) одобрить принятые ЮНФПА меры по укреплению его возможностей осуществления информационной и коммуникационной стратегии, одобренной Исполнительным советом в решении 97/13;

c) настоятельно призвать ЮНФПА и далее расширять накопленный опыт и продолжать разрабатывать новаторские пути осуществления информационной и коммуникационной стратегии Фонда;

d) обратиться с настоятельным призывом к международному сообществу расширить оказываемую им финансовую поддержку для пропаганды целей МКНР и МКНР+5.


[Start1] <<ODS JOB NO>>N0137571R<<ODS JOB NO>>

<<ODS DOC SYMBOL1>>DP/FPA/2001/6<<ODS DOC SYMBOL1>>

<<ODS DOC SYMBOL2>><<ODS DOC SYMBOL2>>